• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Приход в 1933 г. к власти в Германии фашизма существенно изменил расстановку политических сил в Европе. Главной задачей внешней политики СССР становится обеспечение коллективной безопасности, создание блока демократических государств против агрессивных устремлений Германии и Японии. Советский Союз устанавливает дипломатические отношения с США (1933), Францией (1935), вступает в Лигу Наций (1934).

    Занимая ведущее место в Коминтерне, СССР призывает создать единый антифашистский фронт. Следует заметить, что И. В. Сталин стремился и здесь навязывать свой взгляд на решение международных проблем.

    Необходимость скорейшего создания антифашистского фронта подтверждали и испанские события - первая попытка подавить международными силами фашистский мятеж, поднятый генералом Франко. Однако европейские страны по целому ряду обстоятельств не поддержали инициативу Советского Союза, который активно помогал республиканцам, оказывая им военную и материальную помощь.

    Однако наибольшая угроза миру исходила от фашистской Германии, которая активизировала свою агрессивную деятельность. К весне 1938 г. ударные немецкие войска сосредоточились вдоль границ с Чехословакией. СССР был готов оказать этой стране помощь, однако не мог этого сделать без согласия и участия Франции, с которой был связан международным договором.

    Англия и Франция пошли совершенно иным путем. Подписав позорное Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.), эти страны фактически не возражали против аннексии Германией значительной части чехословацкой территории. Помимо этого Англия и Франция поочередно заключили соглашения с Германией, которые имели статус договора о ненападении.

    Опасная ситуация сложилась и на дальневосточных границах Советского Союза. Сложные отношения с Японией привели не только к нагнетанию обстановки, но и к прямым военным столкновениям. Захватив Маньчжурию, Япония создала непосредственную угрозу СССР. Принадлежавшая нашей стране КВЖД оказалась на оккупированной территории. Вступив в союз с Германией (Антикоминтерновский пакт 1936 г.), Япония начала агрессию против Китая. Советский Союз, заключив договор о ненападении с Китаем, оказал ему существенную материальную помощь и поддержку. Отдельные столкновения СССР и Японии в 1938 г. вылились в крупный конфликт у озера Хасан на советско-маньчжурской границе. Боевой успех, одержанный Красной Армией, несколько убавил претензии Японии, однако положение оставалось напряженным и это вынуждало руководство страны держать на Дальнем Востоке значительные вооруженные силы.

    В конце 20 - начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.). Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистской Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов. С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика "умиротворения"); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Нормализация политических отношение между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г, были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе. Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой франкистов. Политика "умиротворения", проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского Союза (Антикоминтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая. Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г. советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами. Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и на править ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1930 г. оккупировала всю Чехословакию. На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г.К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол. В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене). Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая неизбежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши -Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война. В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства. Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский договор "О дружбе и границе", закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В" 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелонированной оборонительной "линией Маннергейма". Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек. Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину. В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз. Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму. Бели Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор "О дружбе и границе", другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учитывали интересы разных государств и народов Восточной Европы.



    отечественная война 1812г .

    Причиной войны явилось нарушение Россией и Францией условий Тильзитского договора. Россия фактически отказалась от блокады Англии, принимая в своих портах суда с английскими товарами под нейтральными флагами. Франция присоединила герцогство Ольденбургское, и Наполеон посчитал оскорбительным требование Александра о выводе французских войск из Пруссии и г12 июня 1812 г. Наполеон во главе 600-тысячной армии, форсировав р. Неман, вторгся в Россию. Располагая армией около 240 тыс. человек, русские войска вынуждены были отступать перед французской армадой. 3 августа под Смоленском соединились 1-я и 2-я русские армии, и было дано сражение. Наполеону не удалось одержать полной победы. В августе главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Герцогства Варшавского. Военное столкновение двух великих держав становилось неизбежностью. Кутузов решил дать сражение в районе села Бородино. Правый фланг защищала река Колочь, левый защитили земляными укреплениями - флешами, их обороняли войска П.И. Багратиона. В центре встали войска генерала Н.Н. Раевского и артиллерия. Их позиции закрывал Шевардинский редут. Сражение закончилось поздно вечером. Войска понесли огромные потери: французы - 58 тыс. человек, русские - 44 тыс. 1 сентября 1812 г. на совещании в Филях Кутузов принимает решение оставить Москву. Отступление было необходимо для сохранения армии и дальнейшей борьбы за независимость Отечества.

    Наполеон вошел в Москву 2 сентября и пробыл там до 7 октября 1812 г., ожидая мирных предложений. За это время большая часть города погибла в результате пожаров. Попытки Бонапарта заключить мир с Александром I не имели успеха. Покинув в октябре Москву, Наполеон пытался пройти к Калуге и перезимовать в не разоренной войной провинции. 12 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела поражение и начала отступление по разоренной смоленской дороге, гонимая морозами и голодом. Преследуя отступающих французов, русские войска частями уничтожали их соединения. Окончательный разгром армии Наполеона произошел в сражении у р. Березины 14-16 ноября. Из России смогли уйти лишь 30 тыс. французских солдат. 25 декабря Александром I был издан манифест о победном окончании Отечественной войны.

    Русская культура 18

    В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием эко- номики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве, пришел конец диктату церкви в определении направления, форм и характера русской культуры. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А.Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. "Окно в Европу" через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установлен» постоянных. контактов со странами Европы. Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII столетии приходит "новая культура". Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова рацио - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя. В рамках истории русской культуры XVIII столетия обычно принято выделять два периода: конец XVII - первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина – вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливает гармонические отношения между людьми, между человеком и природой. В русском искусстве первой полвины - середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия - классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

    СССР в 30-е гг.

    План:

      Индустриализация

      Коллективизация

      Тоталитарная система в СССР в 30-е гг.

      Внешняя политика СССР в 30-е гг.

    1. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

    Индустриализация (создание крупного машинного производ­ства, прежде всего тяжелой промышленности (энергетики, металлур­гии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей), пре­вращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности; техническое переоснащение народного хозяйства. В СССР речь шла о возобновлении индустриализации, начатой еще в дореволюционное время и прерванной событиями 1917 года.

    Курс на индустриализацию был провозглашен в декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б). постепенно начинается свертывание НЭПа, что окончательно завершается к рубежу 20-30-х гг.

    Первоначально был принят мягкий вариант индустриализации. Однако после удаления из руководства партии основных его сторонников в 1929 г. (Рыкова, Бухарина, Томского) план резко повышается.

    Источники средств направляемых на индустриализацию:

      Перекачка средств из деревни (высокие цены на промышленные товары и низкие на с/х продукцию, доходы от с/х)

      Национализация частного сектора в промышленности и торговле

      Развитие тяжелой промышленности за счет легкой

      Монопольная внешняя торговля (зерно, золото, лес и т.д.)

      Обязательные государственные займы у населения

      Энтузиазм народа (стахановское движение, соцсоревнования)

    Пятилетки:

    1) 1928-1932 гг.;

    2) 1933-1937 гг.;

    3) 1938-1942 гг. (прервана в июне 1941 г.).

    Итоги Индустриализации:

      В ходе индустриализации были свернуты рыночные отношения, резко расширен государственный сектор в экономике, промышленное производство приобретает жесткий плановый характер. Формируется административно-командная система, в которой основной упор делался не на экономические, а на административные рычаги управления.

      Страна из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную. За первые две пятилетки (до 1937 г.) построено около 6 тыс. промышленных предприятий.

    (Днепрогэс, тракторные заводы Челябинск, Сталинград, Харьков, автомобильные – Москва, Нижний Новгород, металлургические – Магнитогорск, Кузнецк)

    НЛМЗ – строительство началось в марте 1931 г.; 1934 г. – начала работу 1 домна; 1935 – 2-я домна; построен труболитейный цех на заводе «Свободный сокол»).

    По объему промышленного производства СССР в конце 30-х годов вышел на второе место в мире после США. Технико-экономическая отсталость и зависимость от импорта были преодолены. Значительно выросла численность рабочего класса; исчезла безработица; частный капитал был полностью вытеснен из промышленности и торговли.

    2. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

    Коллективизация в СССР (объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные, коллективные путем кооперации.

    Основные причины:

      Постоянные срывы поставок зерна из деревни (очень низкие закупочные цены) => это ставило под угрозу индустриализацию

      Коллективными хозяйствами, которые были под контролем государства было легче управлять.

      Крестьянин–собственник был угрозой для большевистского режима, т.к. имел собственность и независимый от государства доход.

    5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству". В ней провозглашалась "ликвидация кулачества как класса". Кулачество было разделено на три катего­рии: первая - контрреволюционная подлежала немедленному унич­тожению; вторая - переселению в северные необжитые районы, третья (расселению в пределах района коллективизации на новых, отводимых им за пределами колхозов землях).

    Начавшееся в феврале-марте 1930 г. массовое раскулачивание вызвало крестьянские выступления.

    Начинается отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания.

    2 марта 1930 г. в "Правде" появляется статья Сталина "Головокружение от успехов". В ней вся вина за "перегибы" была возложена на местное руководство.

    Начинается массовый выход крестьян из колхозов.

    Голод 1932-1933 гг. (Украина, Поволжье, Казахстан) приостановил коллективизацию. (Организован Сталиным). Умерло от голода 4-7 млн. человек.

    7.08. 1932 г. – закон о пяти колосках. 10 лет лишения свободы.

    В июне 1934 г. было объявлено о начале нового, завершающего этапа коллективизации. Были повы­шены ставки сельхозналога с единоличников, на 50% увеличиваются нормы обязательных поставок государству по сравнению с колхоз­никами.

    К 1937 г. коллективизация фактически завершилась (93% кре­стьянских хозяйств были объединены в колхозы.

    Результаты коллективизации:

      Полное отчуждение крестьянства от собственности. Колхозы являлись государственной собственностью. Колхозники за свою работу не получали никакой оплаты (трудодни). У колхозников отсутствовали паспорта и они не имели права уехать из деревни. – ВКП(б).

      Создана абсолютно непроизводительная система хозяйствования на земле. Отсутствие инициативы. Поощряется уравниловка. Уничтожен (физически) слой крестьян-хозяев. Количество уничтоженных «кулаков» -750 тыс. Сослано и раскулачено 10-15 млн. человек.

    3. ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА В СССР В 30-Е ГГ.

    Тоталитаризм- политический режим, контролирующий все стороны общественной жизни, вплоть до внутреннего мира человека.

    Черты тоталитаризма:

      Наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором (ВКП(б); НСДАП)

      Единственная официально господствующая в обществе идеология (коммунистическая; национал-социализм)

      Монополия на средства массовой информации

      Централизованная система контроля и управления экономикой (в том числе и в Германии, несмотря на сохранение частной собственности)

      Существование репрессивного аппарата (НКВД; гестапо)

      Бюрократизация

      Отсутствие обратной связи в управлении обществом

      Опора в первую очередь на «низы» общества (люмпены), а также молодежь (создание военизированных организаций) (комсомол; Гитлерюгенд)

      Сращивание партийного аппарата с государственным (в Германии отсутствовала E.g: 1737г. – 7 из 12 министров не члены НСДАП. Причина: Гитлер не мог себе позволить уничтожать старые кадры и воспитывать собственные – необходимо быстро подготовиться к войне (1933-1939))

      Полное отчуждение от собственности, полная зависимость граждан от государства в материальном смысле (Но! в Германии сохраняется частная собственность)

      Отсутствие разделения властей

      Подмена прав личности классовыми и групповыми интересами (интересы рабочего класса, нации, государства. Общественное – первично, личное – вторично).

      Активное формирование образа общего врага (Германия – коммунизм, евреи; СССР – термин «враг народа»)

      В обоих случаях коммунизм и национал-социализм приходят к власти в результате кризиса демократии (Россия в 1917 г. – Временное правительство не смогло решить практически ни одной проблемы, стоявшей перед страной; в Германии – в результате свержения монархии в 1918 г. формируется так называемая Веймарская республика; подписывается позорный для Германии Версальский мирный договор 1919, правительство не может решить экономические проблемы стоящие перед страной; в 1929-1933 – «Великая депрессия»; 30 января 1933 г. после победы на выборах Гитлеру поручается формирование правительства)

    Начало массовых репрессий связывается с убийством С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. В тот же день срок следствия по делам государственной важности был сокращен до десяти дней, рассматривать эти дела и выносить по ним приговор, даже смертный, можно было в отсутствии обвиняемых и адвоката, приговоры не подлежали обжалованию и пересмотру.

    В 1937-38 гг. в результате проведенных процессов были уничтожены Бухарин, Рыков, Каменев, Зиновьев и др. соратники Ленина, а также большинство советских военачальников (Тухачевский, Егоров, Якир, Уборевич, Корк и др.). Уничтожались и наркомы ВД (Ягода, Ежов). Создана сеть концлагерей – ГУЛаг

    В общей сложности благодаря сталинской репрессивной политике до 1953 г. расстреляно, умерло от голода, болезней и в лагерях более 20 миллионов.

    1-й этап урока. Организационный момент. Целеполагание. Инструктаж.

    Учитель: Добрый день. Садитесь.

    Сегодня на уроке новая тема: Внешняя политика СССР в 30-е гг., вы узнаете основные направления внешней политики СССР, составите сравнительные таблицы внешнеполитической деятельности государств, проанализируете мотивы и условия подписания советско-германского договора в 1939 г.

    Урок усвоения знаний, применения умений и навыков, на котором вы покажите навыки коллективной работы и манеры публичного выступления. Обратите внимание, вы расселись по группам.

    Первая группа представляет Дипломатов МИДа , которые выскажут своё видение причин нового советско-германского сближения в 1939 г.

    Вторая группа – Политологи, которые сообщат о причинах затягивания Англией и Францией подписания договора о взаимопомощи в борьбе с агрессором.

    Третья группа называется Историки-аналитики, вам предстоит оценить Пакт о ненападении 1939 г. с моральной и правовой позиции.

    После выполнения группами всех письменных заданий мы заслушаем ваши выступления. Время выступления 5 минут.

    2-й этап урока. Актуализация знаний.

    Учитель: вам уже известно, что внешняя политика СССР в 1920-х гг. была направлена на прорыв международной изоляции. Дипломатическое признание СССР являлось условием для экономического роста и сотрудничества с другими странами. Коминтерн, отказавшись от политики разжигания мировой революции, направил работу на формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран.

    С 1933г до 1939 г внешняя политика стала носить явно антигерманскую направленность. Почему главным устремлением СССР становиться изоляция фашистской Германии и милитаристской Японии?

    Учитель кратко характеризует курс СССР по созданию единого антифашистского фронта (деятельность Коминтерна, помощь Испании, Китаю, МНР).

    3-й этап урока. Мотивация усвоения новых знаний.

    Учитель: Международная напряжённость в конце 30-х годов нарастала. СССР оказался в полной изоляции между противостоящими друг другу блоками капиталистических стран. В один из них входили Германия, Италия, Япония, в другой – США, Англия и Франция, несмотря на острые противоречия, эти страны объединяла жгучая ненависть к Советскому Союзу. Мюнхенское соглашение 1938 г. и отторжение от Чехословакии Судетской обл. в пользу Германии, окончательно развеяло надежды на создание системы коллективной безопасности. Англо-германская и франко-германская декларации, подписанные в 1938 г. демонстрировали политику умиротворения агрессора. Переговоры о подписании равноправного трёхстороннего договора о взаимопомощи СССР с Англией и Францией к августу 1939 г. не имели существенного прогресса.

    Опасность быть втянутым в войну на два фронта – с фашистской Германией на западе и милитаристской Японией на востоке подталкивала СССР к союзу с главным мировым агрессором.

    Нам предстоит разобраться, было ли подписание советско-германского договора о ненападении правильным решением руководства СССР? Какие последствия имел Пакт о ненападении для СССР?

    4-й этап урока. Применение умений и навыков.

    Учитель: знакомит с разнообразием взглядов на заключение советско-германского договора 1939 г. (А.Гитлер, А.Жданов, В.Молотов, И.Сталин). Изучение содержания Пакта о ненападении и дополнительного секретного протокола 1939 г. происходит по фрагментам презентации и документам. Дополнительно, учитель сообщает оценку Черчиллем договора о ненападении: “Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение – Гитлеру или Сталину…Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным”. Гегемонизм Германии стал главным мотивом Гитлера, который успел узнать в Мюнхене трусливость Даладье и Чемберлена, чтобы атаковать Германию. Для Сталина основная задача бала в том, чтобы избежать войны. А в случае нападении Германии вести наступательные боевые действия на чужой территории малой кровью и превратить их в войну гражданскую – мирового пролетариате с мировой буржуазией. С опережением учитель сообщает о “советизации” Прибалтики и причинах советско-финской войны. Учащиеся должны выработать свою позицию по поводу политических мотивов руководителей двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г.

    5-й этап урока. Выступления групп по заданным проблемам 5 мин.

    1. Дипломаты МИДа: Причины и сущность нового сближения СССР и Германии в конце 30-х гг.

    2. Политологи: Сравнить стратегические и тактические замыслы руководства СССР и Германии при заключении Пакта о ненападении 1939 г.

    3. Историки-аналитики: Оценить последствия Пакта и секретного протокола для СССР с моральной и правовой позиции.

    6 этап урока. Рефлексия.

    Используя глаголы продолжить различные суждения о заключении Пакта о ненападении 1939 г.:

    Политики западных демократий… считали советско-германский договор противоестественным актом, на который мог решиться тоталитарный деспотизм в обеих странах.
    Современные эксперты дипломатии… были убеждены в необходимости заключения Пакта, чтобы через Берлин воздействовать на Токио.
    Политики советской России… видели в Пакте о ненападении логическое завершение отношений СССР и Германии в условиях краха надежды на создание единого антифашистского фронта.

    7. Домашнее задание.

    Внешняя политика СССР в 30-е годы — такая тема, на которой плюхается очень много ребят, когда отвечают на экзамене, или пишут тест. Причина такого положения вещей в том, что кроме фактов, которых немало, требуется запоминать также и общие тенденции, существовавшие в этот период. В этом посте предлагаю такой некий план по запоминанию этой темы, в котором раскрою некоторые важные моменты, которые стоит запомнить.

    Общие тенденции внешней политики СССР в 30-е годы

    • Курс на построение социализма в отдельно взятой стране. Это означало, что теперь СССР исходит не из принципа мировой революции, что он будет поддерживать революционные выступления в странах капитализма, если эти выступления будут просоциалистическими. Теперь СССР выступал как независимое государство, которое развивается по-своему.
    • Эскалация международной напряженности. Эскалация началась буквально с начала 30-х годов, когда милитаристская Япония оккупировала Китай. Многие историки поэтому считают период 20-30-х годов не просто преддверием Второй мировой, а, по сути, рассматривают период с 1914 по 1945 как единый период конфронтации. Затем масло в огонь подлил Гитлер, совершив переход власти в свои руки в 1933 году и выступивший со своими нацистскими лозунгами.
    • Крах Лиги наций как миротворческой организации. События в Китае 1931 года показали, что Лига наций неспособна оказать сколько-нибудь серьезное влияние на возможных агрессоров.
    • Необходимость создания системы коллективной безопасности в Европе против возможного агрессора. Именно эта идея будоражила умы Луи Барту (министра инонстранных дел Франции), короля Румынии Александра и Советское руководство.
    • Нежелание великих держав, в первую очередь Англии и Франции, новой мировой войны, и одновременно они закрывали глаза на действия нацистской Германии в Европе, потворствуя ее амбициям. Такая политика называется: политика умиротворения агрессора. В связи с эти, кстати, крайне рекомендую сборник советской и зарубежной военной карикатуры, который я . Также великие державы закрывали глаза на нарушение Германией условий Версальского мирного договора, по которому, в частности ограничился объем водоизмещения ее военных судов.

    Ключевые события внешней политики и ее значение

    • 1930—1931 годы — оккупация Японией Манчжурии. Лига наций расписалась в своей недееспособности, направив письменное обращение японскому руководству с требованием прекратить оккупационные действия. Япония требование проигнорировала.
    • 1933 год — приход к власти в Германии партии НСДАП и ее лидера Адольфа Гитлера. Это событие поменяло расстановку сил на мировой арене — Германия вновь заявила свои территориальные амбиции.
    • 1933 год — установление дипломатических отношений между СССР и США. США стали последней страной, признавшим Советский союз как независимое государство.
    • 1934 год — СССР принят в Лигу наций. Это означало признание СССР мировым сообществом как равноправного партнера во внешней политике.
    • 1935 год — договор между Францией, СССР и Чехословакией о взаимопомощи в случае нападения агрессора.
    • 1936 год — Аншлюс Германией Австрии.
    • 1938 год — раздел Германией Чехословакии.
    • 1938 год — Мюнхенский договор между Францией и Англией, с одной стороны, и Германией, с другой.