• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Цели: формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

    Участники игры : учащиеся 9 классов в составе каждой команды 6 человек, количество команд не ограничено.

    Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

    (брейн-ринг)

    Цели: формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

    Участники игры : учащиеся 9 классов в составе каждой команды 6 человек, количество команд не ограничено.

    Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя».

    Правила игры. Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьевку. С началом игры на ринг вызываются две команды, которые вытянули 1 и 2 номера. Они садятся за разные столы. Ведущий задает вопрос. Для ответа командам дается 30 секунд. Если команда знает ответ, то нажимает на звуковой сигнал первой, отвечает на вопрос. Если ответ неверен, то право ответа переходит 2-й команде. Команда за правильный ответ получает 1 очко. Если ни одна команда не может правильно ответить, то очко переходит на второй вопрос. Разыгрывается два очка. Если команды не отвечают и на второй вопрос, то за третий вопрос команды разыгрывают уже 3 очка. Команды, не ответившие правильно 3 раза подряд, удаляются с ринга и вызывается следующая команда. Победителем конкурса будет являться та команда, которая дольше всех была на ринге, то есть одержала победу несколько раз подряд.

    Вопросы составлены по темам:

    • « Вода и здоровье»
    • «Воздух и здоровье»
    • «Радиация»
    • «Пища и здоровье»

    Награждение. Команда, занявшая 1-е место, награждается поездкой в туристско-экологический лагерь или экскурсией по городу, краеведческим местам. Команды, занявшие 2-е и 3-е места, награждаются ценными призами и подарками.

    Вопросы для брейн-ринга «Экология и здоровье»

    1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты?

    О т в е т: можно отравиться ботулином.

    2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества.

    О т в е т: диоксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО.

    3. Назвать несколько приемов удаления нитратов из овощей.

    О т в е т: вымачивание, отваривание, маринование.

    4. В табачном дыму содержатся аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению.

    О т в е т: никотин.

    5. Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений в городе.

    О т в е т: загазованность в атмосфере, пыль.

    6. Какие частицы образуются при распаде радиоактивных веществ?

    О т в е т: частицы, лучи, нейтроны.

    7. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество.

    О т в е т: около 4 000.

    8. Могут ли в организме человека взаимозаменяться белки, жиры, углеводы?

    О т в е т: жиры, углеводы – взаимозаменяемы, белки – нет.

    9. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему?

    О т в е т: чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа.

    10. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов.

    О т в е т: витамин С.

    11. Что такое пестициды?

    О т в е т: средства химической защиты растений от вредителей и болезней.

    12. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья?

    О т в е т: соль и сахар.

    13. Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и растворителями?

    О т в е т: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу.

    14. Назовите эффективные способы обеззараживания воды в условиях похода.

    О т в е т: 1.Кипячение; 2. Добавление йода из расчета 2 капли на 1 литр.

    15. Можно ли по внешнему виду отличить продукты, содержащие отравляющие вещества от чистых?

    О т в е т: нет. Только специальными исследованиями.

    16. Что такое радиационный фонд. Из чего он состоит?

    О т в е т: это естественное радиоактивное излучение, складывающееся из космического излучения и природных радиоактивных веществ, находящихся в почве, породе, газе, воде.

    17. Кто такой пассивный курильщик?

    О т в е т: человек, находящийся в накуренной комнате, рядом с курящими людьми.

    18. Как называется группа особо опасных органических соединений, содержащая яд?

    О т в е т: диоксины.

    19. Когда автомобиль выбрасывает больше токсичных веществ?

    О т в е т: на холостом ходу.

    20. Почему современные дожди бывают кислыми?

    О т в е т: в дождевых каплях растворены газообразные окислы серы, азота, углерода, хлора, выброшенные в атмосферу предприятиями. Это слабо концентрированные кислоты.

    21. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

    О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

    22. Какую долю в организме человека составляет вода?

    О т в е т: 65 %.

    23. Какой процент воды, имеющейся на Земле, пригоден для питья?

    О т в е т: 0,003 %.

    24. Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья?

    О т в е т: вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей.

    25. Почему морская вода непригодна для питья, может вызвать отек мозга, гибель человека при избыточном употреблении?

    О т в е т: вода содержит большой процент минеральных солей.

    26. Какую группу серьезных инфекционных заболеваний можно предотвратить путем обеспечения безопасности водоснабжения и канализации?

    О т в е т: кишечные: холера, дизентерия, гепатит, брюшной тиф.

    О т в е т: фтор.

    28. Сколько детей на Земле ежегодно умирает от болезней, связанных с употреблением некачественной воды, а также от нехватки питьевой воды?

    О т в е т: 2,2 млн.

    29. Какие основные компоненты продуктов питания вы знаете?

    О т в е т: жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества.

    30. В каких единицах измеряется энергетическая ценность продуктов питания?

    О т в е т: в калориях.

    31. Какие заболевания вызывает облучение жесткими ультрафиолетовыми лучами?

    О т в е т: рак кожи и катаракта глаз.

    32. Какие приборы являются источниками бытового облучения?

    О т в е т: телевизор, компьютер.

    33. В каких единицах измеряется радиоактивность?

    О т в е т: беккерелях, микрорентген/час.

    34. Какое заболевание вызывается радиоактивным облучением?

    О т в е т: рак крови.

    35. Какую главную опасность для окружающей среды и здоровья людей представляет ядерная энергетика?

    О т в е т: загрязнение окружающей среды ядерными отходами.

    36. Сколько стран подверглось радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС?

    О т в е т: 22 страны.

    37. Назовите самый токсичный металл.

    О т в е т: ртуть.

    38. Почему в странах с теплым климатом высока частота инфекционных заболеваний кишечника?

    О т в е т: это объясняется наличием благоприятной среды для размножения бактерий; почти все воды в этих странах требуют тщательной очистки.

    О т в е т: они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина.

    40. Что нужно сделать перед употреблением плодов, обработанных пестицидами?

    О т в е т: срезать кожуру.

    41. В каких пищевых продуктах могут быть возбудители сальмонеллеза?

    О т в е т: в яйцах, мясе.

    42. Как называется отравление организма, вызванное недоброкачественными консервами?

    О т в е т: ботулизм.

    43. Какой природный минерал, широко используемый в строительстве, дает мелкую пыль, вызывающую заболевание легких?

    О т в е т: асбест.

    44. Из-за какого предмета домашнего обихода около 10 млн человек в год (преимущественно женщины) подвергаются воздействию сильно загрязненного воздуха помещения?

    О т в е т: кухонная плита.

    45. Какой источник загрязнения воздуха является причиной смерти 2 млн человек ежегодно, среди которых мужчин больше, чем женщин?

    О т в е т: сигареты.

    46. Какой предмет бытовой техники больше других способствует разрушению озонового слоя?

    О т в е т: холодильник.

    47. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы населенного пункта, в котором вы живете.

    О т в е т: учащиеся должны назвать экологически опасные объекты конкретного населенного пункта и обосновать, почему на их взгляд они таковыми являются .

    48. Какие вещества, загрязняющие атмосферу, входят в состав выбросов топливно-энергетического комплекса?

    О т в е т: пыль, сажа, окись углерода, окись серы и азота, формальдегид и др.

    49. Какие вредные вещества способствуют развитию злокачественных опухолей?

    О т в е т: группа ароматических полициклических и ароматических углеводородов.

    50. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?

    О т в е т: свинцом.

    51. Какие основные загрязнители атмосферного воздуха обладают раздражающим действием по отношению к органам дыхания человека?

    О т в е т: оксиды серы, азота, пыль, хлор, формальдегид.

    52. Какие существуют способы дезинфекции воды?

    О т в е т: озонирование, кипячение, обработка ультразвуком.

    53. Назовите источники нитратного загрязнения продуктов питания.

    О т в е т: внесение высоких доз минеральных азотосодержащих удобрений в почву, внесение высокой концентрации органических веществ – навоза.

    О т в е т: трихинеллез, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк.

    55. Каким способом передается инфекция гриппа?

    О т в е т: воздушно-капельным.


    Ф. И. О.: Кузнецова Галина Александровна Место работы: МБОУ СОШ №4 г. Салехард Должность: учитель начальных классов

    Сценарий: Брейн-ринг по теме «Экологический калейдоскоп»

    (звучит заставка «Брейн-ринг») Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! В течение года в ваших школах проводились различные конкурсы, викторины, праздники по экологической тематике. И сегодня мы проведём заключительное мероприятие между школами, посвящённое Году Охраны Окружающей Среды – Брейн-ринг «Экологический калейдоскоп». Встречайте команду школы №2! Участники: (Ф.И.) Ребята, представьте, пожалуйста, свою команду. (название команды, девиз, эмблему). Присаживайтесь за красный столик. Встречайте команду школы №4! Участники: (Ф.И.) Ребята, представьте, пожалуйста, свою команду. (название команды, девиз, эмблему). Присаживайтесь за зелёный столик. Правила игры: - Игра «Брейн-ринг» на скорость и точность. В игре 5 боёв. В каждом бое по 5 вопросов. На обсуждение вопроса отводится 1 минута. Если ответ готов в течение минуты или раньше, вам необходимо подать сигнал в виде флажка посередине вашего стола. Если ответ неверный, переход хода другой команде. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Обязательное условие: дослушать вопрос до конца. Болельщики не подсказывают. В случае подсказки, очко снимается. Оценивать будет компетентное жюри в количестве 3х человек: Представляю жюри:

    Первый вопрос хочу задать зрителям.

    Что такое экология?

    Правильный ответ:

    Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании.

    Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.

    В результате жеребьёвки первым начинает команда школы № …

    Итак, начинаем игру. 1 БОЙ – моё отстукивание сигнала

    1. Назовите главные источники очищения воздуха в доме.

    Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.

    2. Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире? Как предотвратить этот вред?

    Правильный ответ: Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха.

    3. Одним из основных источников загрязнения воздуха в России выступает автомобильный транспорт.

      Переход на экологический вид топлива.

      Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.

    4. «Мусорная » проблема уже не первый год остро стоит в Архангельске .

    Предложите свои пути решения данной проблемы.

    Правильный ответ:

      Строительство мусороперерабатывающего предприятия.

      Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок.

      Приобщение населения к сортировке мусора.

    5. Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу?

    Правильный ответ:

    Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.

    Д.в. Почему необходимо воздерживаться от разведения костров в лесу?

    Правильный ответ:

    Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.

    2 БОЙ - моё отстукивание сигнала

    1. Почему нельзя топтать мухоморы?

    Правильный ответ:

    2. К чему приведёт разорение муравейников?

    Правильный ответ:

    Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья.

    Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу.

    3. Почему птиц можно называть экологами?

    Правильный ответ:

      Распространяют семена растений.

      Ограничивают рост растений.

      Уничтожают вредных насекомых.

      Санитары леса.

      Опылители растений.

      Уничтожают вредителей сельского хозяйства.

    4. Угадайте птицу.

    Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

    Правильный ответ: Сова

    5. Угадайте птицу.

    Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков-короедов.

    Правильный ответ: Дятел

    Д.в. Какую экологическую роль в природе играет воробей?

    Правильный ответ:

    Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.

    3 БОЙ - моё отстукивание сигнала

    1. К чему приведёт вымирание растений на планете Земля?

    Правильный ответ:

    Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.

    2. Что такое Красная книга?

    Правильный ответ:

    Красная книга - это официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов.

    3. Эти виды животных встречаются в достаточном количестве для выживания,

    но их численность очень быстро сокращается. Определите, о каком животном идёт речь.
    Кто живёт у холодной воды?
    Красная книга его охраняет,
    Дом его там, где господствуют льды,
    Клыки иногда при движенье – подмога,
    Тело тяжёлое ласты несут.
    Когда лёд оттает хотя бы не много,
    Они из воды к берегам подплывут,
    И на холодном песке отдыхают.
    На лежбище слабых растят малышей.
    Моллюсков морских из песка накапают
    И рыбы наловят – вот корм для детей.

    Правильный ответ: Морж.

    4. Что такое Чёрная книга природы?

    Правильный ответ:

    В этой книге описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.

    5. Назовите вымершее животное.

    Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию.

    Правильный ответ: Мамонты

    Д.в. Для чего создаются заповедники, заказники?

    Правильный ответ: Заповедники создаются для сохранения и восстановления редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы.

    Ведущий: - Командам дадим небольшой отдых, а в это время проведём РАЗМИНКУ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ. Итак, поиграем, ребята, с вами в игру (на внимательность):

    Игра "Прилетели птицы"

    Я называю птиц, если делаю ошибку, вы должны хлопать в ладоши:

      Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

      Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

      Прилетели птицы: голуби, куницы…

      Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…

      Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

      Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

    Продолжаем следующий бой - 4 БОЙ - моё отстукивание сигнала

    1. Назови основную причину перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?

    Ответ: У птиц кончается корм, они боятся голода.

    2. Дополни высказывание. Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны…

    Ответ: для сохранения экологических цепей питания.

    3. Поджигая сухую траву на лугах мы…

    Ответ: наносим непоправимый вред всему сообществу. 4. Почему в лесу нельзя поднимать шум? Ответ: Птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, теряет родителей, гибнет . 5. Какой вред приносит оставленный в лесу мусор ? Ответ: Оставленный мусор будет загрязнять окружающую среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года , консервная банка - 90 лет, полиэ тиленовый пакет - более 200 лет , стекло практически вечно .

    Д.в. Что называют флорой, что фауной?

    Ответ: (Царство растений, царство животных).

    5 БОЙ - моё отстукивание сигнала

    1. Если вы заблудились в лесу, какие лесные приметы

    помогут вам найти дорогу домой?

    Ответ: По расположению листьев на дереве, по расположению

    мха, по пню, по муравейнику.

    2. Какую ягоду собирают осенью, зимой и весной?

    Ответ: Клюкву.

    3. Какая нить в природе самая тонкая?

    Ответ: Паутина

    4. Кто такой орнитолог?

    Ответ: Учёный, изучающий птиц

    5. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

    О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

    Д.в. Что могут сделать школьники для охраны природы?

    Ответ: Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зелёные насаждения. Строить домики для птиц весной, а зимой - кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнёзда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнём в лесу.

    Пока жюри подводит итоги, а Смирнова Доминика, ученица 1а класса расскажет стихотворение «Береги природу!»

    Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Всё это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы! Ребята, берегите природу!

    Слово предоставляется председателю жюри... 1 место – команда школы № 2 место – команда школы № Награждение грамотами. Поздравляем школу-победителя и школу-призёра этой игры. Ребята, поздравьте друг друга. (звучит конец) - На этом наше мероприятие подошло к концу. Надеемся, что все вы будете соблюдать правила природы и приобщать к этому других детей и даже взрослых.

    «Экологический Брейн – ринг 2015 г.»

    Цели:

      формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

      привить детям любовь к природе, показать какую помощь они могут ей оказать, воспитывать детей в игровой форме экологически грамотными людьми.

      развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников.

      воспитание чувства коллективизма обучающихся.

    Задачи:

      способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека, научить школьников правильно вести себя на природе, вызвать интерес к родному краю

      развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации

      развивать речь учеников, познавательную активность.

    Участники игры : учащиеся 7-8 классов в составе каждой команды 4 человека, количество команд не ограничено.

    Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя».

    Время проведения: 1ч 50мин.

    Ход игры:

    З дравствуйте, ребята!

    Когда – то, собравшись с последними силами,

    Создал Господь планету красивую

    Дал ей форму шара большого

    И посадил там деревья, цветы

    Травы невиданной красоты.

    Много животных там стало водиться

    Змеи, слоны, черепахи и птицы

    Вот вам подарок, люди владейте

    Землю вспашите, хлебом засейте

    Всем завещаю вам я отныне –

    Вы берегите эту святыню.

    Взгляни на глобус – шар земной

    Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки

    Ты береги нас, береги!

    В тревоге рощи и леса

    Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

    Ты береги нас, береги!

    Приветствуем вас на познавательно-развлекательной игре «Экологический Брейн-ринг». Мы собрались, чтобы поговорить о проблемах экологии, углубить знания об окружающем мире, его проблемах и законах. Ваши знания, умения и навыки оценит жюри. (Объявляется состав жюри.)

    Председатель жюри:

    Правила игры. Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьевку.

    »

    Команды должны представить свое приветствие, название, девиз, эмблему, представить капитана команды. (3 мин.)

    Начинаем согласно жеребьевке с команды под номером 1и т. д.

    конкурс № 3 Брейн - ринг

    номинации:

      ГИННЕС ШОУ

    1. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

      ПОДВОДНЫЙ МИР

      НАСЕКОМЫЕ

      МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ

      НЕ НАВРЕДИ!

    Условия конкурса: Команды, согласно жеребьевке, выбирают номинацию, вопросы называются по порядку (10вопросов). Команды обсуждает 3 мин. Команды, знающие правильный ответ, поднимают сигнальный флажок. Жюри фиксирует последовательность. Первой отвечает команда, выбиравшая номинацию. Если ответы все правильные, команда зарабатывает 10 очков, если есть не правильные ответы, то отвечает команда первой поднявшая сигнальный флажок и так далее, до правильного ответа. За правильный ответ команда получает 1 балл.

    номинация «ГИННЕС ШОУ»

    1.Какое животное является самым круглым из всех существовавших когда-либо на Земле?
    (Синий кит. Масса его тела достигает 150 т.. Столько же весят 30 самых крупных африканских слонов).
    2. Как называется самая большая лягушка?
    (Лягушка-голиаф. Обитает в Африке. Длина ее тела может достигать 40 см, а ширина - 24 см. Масса - 3,5 кг).
    3. Какое животное дольше всех находится в состоянии спячки без еды?
    (Еж. 236 суток. Второе место занимает медведь. Он может голодать 180 дней).
    4. Какое животное живет дольше всех?
    (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни состав-ляет 175 лет)
    5. Как называются самые большие ящерицы на Земле?
    (Камодский варан. Они вырастают до 3 метров в длину, и имеют массу тела в 200 кг)
    6. Какая змея является самой большой?
    (Анаконда, или южноамериканский водяной удав. Его длина достигает 11 м 43 см, а масса до 200 кг)
    7. У какого животного самый длинный язык?
    (У муравьеда. Длина его языка достигает 60 см, поэтому он начинается не во рту, и не в горле, а прикреплен к грудной клетке)
    8. Какое животное из млекопитающих, живущих сейчас на Земле, считается самым высоким?
    (Жираф. Высота его достигает 4,8-5,8 м. А во время кормежки он достает молодые побеги у деревьев на высоте 7 м. Да-же новорожденный жирафенок имеет рост 2 м)
    9. Какая обезьяна является самой крупной?
    (Горилла. Масса тела ее составляет 420 кг, а рост 2м 18 см.)
    10. Какая рыба считается самой большой в мире?
    (Китовая акула и гигантская акула. Они являются самыми большими существами после синего кита, но они - рыбы. Длина их тела может достигать от 15 м до 18 м.)

    номинация «ФЛОРА»

    1. Это дерево широко распространено в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Отличается очень плотной и тяжелой древесиной, которая легко тонет в во-де. Назовите его. (Саксаул)
    2. Какое растение в Китае и Японии считается священ-ным? (Лотос)
    3. Что такое паприка? (Красный перец)
    4. Есть ли у кактусов листья?
    (Да. Это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму. Иголки предотвращают потерю влаги и защищают растение от поедания живот-ными)
    5. Что такое торф?
    (Это коричневая смешанная масса растительности, нахо-дящаяся в стадии разложения. Используется в качестве топлива)
    6. Плоды, какого растения считаются всемирно принятым символом братства? (Гранат)
    7. Что такое микология? (Это наука о грибах)
    8. Говорят, что растения "худеют" и "поправляются". Что это значит? (В жаркий период времени, обычно днем, в результате недостатка влаги, древесные сосуды ствола утончаются, толщина становится меньше. Это значит что дерево "худеет". Ночью обычно недостаток воды в сосудах ствола восполняется и ствол дерева "поправляется")
    9. Растут ли деревья зимой? (нет)

    10. какие растения используют для лечения мелких ран? (подорожник)

    номинация «ПЛАНЕТА»

    1.Что такое биосфера?
    (Область жизни организмов, оболочка Земли, состав, структура и энергетика, которой в настоящем или прошлом обусловлены деятельностью живых организмов)
    2. Что такое озон?
    (Это форма кислорода, которая состоит из трех атомов. Озон образует в верхних слоях атмосферы целый озоновый слой: толщина его от 19 до 35 км. Этот слой защищает жизнь на Земле от проникновения сильной солнечной радиации)
    3. Что такое орнитология? (Наука, изучающая жизнь птиц)
    4. Смог. Что это такое? (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)
    5. Что такое экология?
    (Наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем (от организма до биосферы) и их взаимодействия с внешними усло-виями, буквально - "наука об организмах у себя дома")
    6. Что такое энтомология? (Наука о насекомых)

    7. Что такое экосистема?
    (Совокупность живых организмов и условий их существо-вания и взаимосвязь между ними)
    8. Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).

    9.Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).

    10.В чем различия и что общего у заповедника и заказника?

    заповедник (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).

    заказник (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод).

    номинация «ФАУНА»

    1.Почему гремучая змея носит такое название?
    гремучей змеи на кончике хвоста имеется погремок, который состоит из сухих ороговевших колечек кожи, чешуек. Погремок позволяет определить присутствие теплокровного орга-низма, поскольку он чувствителен к изменениям температуры. Когда змея чувствует жертву, она трясет хвостом, чешуйки погремка трутся друг о друга

    2. Спят ли рыбы?
    (Да, но глаза у них остаются открытыми. Рыбы ложатся спать с наступлением темноты, при этом многие из них укладываются набок)
    3. Почему мухи могут ходить по потолку вверх ногами?
    (На ступнях ног, а их всего три пары, имеются подушечки, которые вырабатывают липкую жидкость. С каждым шагом мухи подушечки выделяют новую порцию жидкости, что и по-зволяет мухе удержаться в любом положении)
    4. Назовите животное, которое единственное на Земле не умеет поворачивать головы? (Крокодил)
    5. Адмирал, Аполлон, махаон, бражник, "Мертвая голова" - кто они? Что их объединяет ?
    (Это бабочки, которые занесены в Красную книгу, как исчезающие виды)
    6. Какими удивительными свойствами обладает хамелеон?
    (Он способен менять окраску. Глаза хамелеона движутся независимо друг от друга, но обнаружив добычу, фиксируются на ней одновременно)
    7. Обладают ли кузнечики слухом?
    (Да. Они слушают ушами, расположенными на брюшке у основания задних лапок)
    8. Что означает слово "амфибия"?
    (Это слово греческого происхождения. Оно означает "жи-вущий двойной жизнью". Так называют земноводных)
    9. Какие животные относятся к категории "птицезвери"?
    (Ехидна и утконос. У них, как и у птиц, есть одно выход-ное отверстие. Оно служит и для испражнения и для откладки яиц. Но несмотря на то что они откладывают яйца, утконос и ехидна считаются млекопитающим поскольку детенышей выкармливают молоком)
    10. Откуда божья коровка получила свое название?
    (По аналогии "божьим человеком" называют доверчивых и безобидных людей. За это и божья коровка получила свое на-звание. А коровкой она называется потому, что в минуту опас-ности на сгибах ее ножек выделяется оранжевая жидкость - молочко)

    номинация « ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА »

    1 .Какие строительные материалы могут быть опасны для здоровья?

    (Асбестовые наполнители, железобетонные блоки, свинцовые красители, ДСП и др.)

    2.Какое самое загрязнённое место в отечественной квартире?

    (Кухня с газовой плитой. Продукты неполного сгорания превышают ПДК в 7-10 раз.)

    (Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).

    4.Чем опасно «пассивное курение»?

    (Человек получает до 80 % веществ выделяемых при курении ).

    5.Как предохранять себя от отравления ядами бактерий ?

    (Мыть руки перед едой, накрывать пищу, хранить продукты в холодильнике и т.д. ).

    (Собрать 60 кг макулатуры ).

    7.Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма?

    (5 г бензина затягивает плёнкой 50 м2 водной поверхности ).

    8.Почему необходимо соблюдать определённый уровень громкости, почему вредно слушать громкую музыку? (Вызывает поражение нервной системы, снижает слух, вызывает язвенную и гипертоническую болезнь, уменьшает продолжительность жизни. )

    9.Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой?

    (Пресной воды на планете около 2% ).

    10.Какова основная причина самого страшного бедствия для природы - пожара?

    (97% пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения правил поведения в лесу! ).

    номинация « ПОДВОДНЫЙ МИР »

    1.Как называется раздел зоологии (науки о животных), изучающий рыб?

    (Ихтиология)

    2. В чем сходство рыбьей чешуи и ствола дерева?

    (И там, и там есть годовые кольца.)

    3. Действительно ли рыба горбуша горбатая?

    (В период нереста (откладывания икринок) у горбуши действительно появляется горб.)

    4.Лещ и подлещик – рыбы одного вида или разных?

    (Одного вида, но разного возраста.)

    5.Белая, синяя, тигровая, китовая, колючая… Кто это?

    (Виды акул.)

    6. Каких рыб в шутку называют «расплющенными акулами»?

    7.Какова форма икринки китовой акулы?

    (Четырехугольная.)

    8. Какую рыбу искусственно разводят в прудах?

    (Зеркального карпа.)

    9.Всякий ли молот нужен кузнецу?

    (Нет. Не нужна рыба-молот.)

    10.Что означает пословица «Биться как рыба об лед»?

    (Головой вниз.)

    номинация «НАСЕКОМЫЕ »

    1. Личинкой какого насекомого является столь любимый рыболовами и аквариумистами мотыль?

    2. Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем?

    (Сверчок домовой.)

    3. Где у саранчи располагаются уши?

    (На животе.)

    4.Какое насекомое в Древнем Египте считалось символом солнца и мира?

    (Скарабей.)

    5.Каких насекомых муравьи, подобно пастухам, пасут, охраняют, доят?

    6.Чем, кроме точек, может быть украшена спинка божьей коровки?

    (Запятыми, тире, затейливым орнаментом и даже буквой «М».)

    7. Каким насекомым месяц май подарил свое название?

    (Майскому жуку и жуку-майке.)

    8.Какое насекомое является «чемпионом» по прыжкам?

    9.Какие насекомые носят названия зверей?

    (Жук слоник тигровый, жук-носорог, жук-олень, медведка, медведицы, муравьи-бульдоги и др.)

    10. В каком художественном фильме главная героиня пела:

    Жил на свете добрый жук,

    Старый добрый друг?

    «Золушка».

    номинация «ПТИЦЫ »

    1.Какая птица откладывает самые крупные яйца?

    (Страус. Длина яиц достигает 15–17 см, а диаметр – 13–15 см.)

    2.Какая птица является самой маленькой в мире пернатых?

    (Колибри-шмель, весит 1,7 г)

    3. С какой скоростью может бежать страус?

    (До 50 км/ч.)

    4. Какова температура тела большинства птиц?

    (Около 41°С.)

    5.Какие птицы на Земле наиболее многочисленны?

    6.Какая птица называется так же, как каша, которую едят по утрам англичане?

    (Овсянка.)

    7.Какую птицу в России называли «пернатой кошкой»?

    8.Какие птицы являются «соединительным звеном» между утками и лебедями?

    9.Сколько раз за лето кукушка способна отложить яйца в чужие гнезда?

    (До 25 раз.)

    10.Чем питаются колибри?

    (Цветочным нектаром.)

    номинация «МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ »

    1.Сколько лет живут лошади?

    (Около 55 лет.)

    2.Сколько зерен хлебных злаков запасает на зиму хомяк?

    (От 4 до 6 кг.)

    3. Что такое масть лошади?

    (Это ее цвет.)

    4.Коня какой масти называют гнедым?

    (Рыжего с черными хвостом и гривой.)

    5. Коня какой масти называют вороным?

    (Черного.)

    6.Кому посвящены строчки стихотворения Е. Трутневой

    Вот она по веткам скачет,

    Промелькнула над кустом,

    Точно бойкий рыжий мячик,

    С пышной шерсткой и с хвостом?

    7.Какое животное было одомашнено первым?

    8. Какое животное было символом Олимпиады-80, проводившейся в Москве?

    (Медведь.)

    9. Название какого животного можно встретить на шахматной доске, на крыше деревянного дома и в спортивном зале?

    (Конь – шахматная фигура, украшение крыши избы, спортивный снаряд.)

    10. Когда так говорят:

    а) Конь не валялся;

    б) Не в коня корм;

    в) Ни тпру, ни ну?

    (а) Ничего не сделано; б) что-то идет не на пользу; в) ни туда, ни сюда.)

    номинация « НЕ НАВРЕДИ »

    1 . Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать - и - мачеху, малину)

    2 . Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз)

    3 . Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник)

    4 . Какой вред наносят браконьеры с топором ?(Делают самовольные вырубки леса)

    5. От чего защищают поля лесные насаждения? (От оврагов и суховеев)

    6 . Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо)

    7. Почему нельзя рвать первоцветы - подснежники, ландыши и др. ? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу)

    8. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)

    9 . Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится)

    10 . Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особоохраняемых местах)

      раунд «Да» или «Нет»

      …крокодилы могут взбираться на деревья? (Да )

      …змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да )

      …стрижи даже спят на лету? (Да )

      …голубые розы растут только в Китае? (Нет )

      …зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (Да )

      …на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет )

      …сазан может забраться в океан? (Нет )

      …медведь может зимой потолстеть? (Нет )

      …нормальный пульс человека 70-80 ударов в минуту? (нет)

      пищевые добавки вредны для здоровья? (да)

      … спать на голодный желудок так же вредно, как и переедать? (да)

      раунд «Народные приметы»

      Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь )

      Комары и мошки вьются столбом (Будет хорошая погода )

      Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза )

      Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода )

      Лошадь храпит – (к ненастью )

      Лошадь фыркает – (к теплу )

      Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь )

      Овцы стучат лбами (к ветру )

      Красный закат (к ветру )

      Собака катается на спине (к перемене погоды )

      Птицы летят на юг (к холодам )

      Раунд «Шуточный»

      Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

      Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? (Иволга)

      Название какого города состоит из птицы и животного? (Воронеж)

      Каким гребнем голову не причешешь? (Петушинным)

      Почему птицы летают? (По воздуху)

      Что будет делать ворона, прожив 3 года (Проживет четвертый)

      Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

      Петух снес яйцо, кому оно достанется? (Петух не несет яйца)

      От чего гусь плавает? (От берега)

      Какой город носит название птицы? (Орел)

      От чего петух, когда поет глаза закрывает? (Хочет показать, что знает наизусть)

    Кто ответит на вопрос правильно получает 1 балл.

    Каждая команда загадывает загадки соперникам (приготовленные заранее). Команды получают 1 балл за каждую неразгаданную загадку.

    Информация для жюри:

    конкурс № 1 «Представление команд »

    Приветствие (название, девиз, эмблема, представление капитанов команд). 3 мин.

    1 место – 3 балла, 2место – 2 балла, 3 место – 1 балл.

    конкурс № 2 « Экологический плакат»

    Представить экологически плакат на тему: «Наша планета – наш дом». Необходимо подготовить краткий комментарий.

    1 место – 3 балла, 2место – 2 балла, 3 место – 1 балл. (может быть несколько мест 1,2 или 3)

    конкурс № 3 Брейн - ринг

    номинации:

      ГИННЕС ШОУ

    1. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

      ПОДВОДНЫЙ МИР

      НАСЕКОМЫЕ

      МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ

      НЕ НАВРЕДИ!

    Условия конкурса: Команды, согласно жеребьевке, выбирают номинацию, вопросы называются по порядку (10вопросов). Команды обсуждает 3 мин. Команды, знающие правильный ответ, поднимают сигнальный флажок. Жюри фиксирует последовательность. Первой отвечает команда, выбиравшая номинацию. Если ответ все правильные, команда зарабатывает 10 очков, если есть не правильные ответы, то отвечает команда первой поднявшая сигнальный флажок и так далее, до правильного ответа. За правильный ответ команда получает 1 балл.

    Продолжительность конкурса 40-50 мин.

    конкурс № 4 «Соревнования капитанов»

      раунд «Да» или «Нет»

      раунд «Народные приметы»

      Раунд «Шуточный»

    За каждый правильный ответ капитаны получают 1 балл

    конкурс № 5 «Экологические загадки»

    Каждая команда загадывает загадки соперникам (приготовленные заранее). Команды получают 1 балл за каждую неразгаданную загадку

    Протокол оценки конкурсов «Экологический Брейн-ринг »

    Экология и здоровье

    (брейн-ринг)

    Цели: формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

    Участники игры : учащиеся 9 классов в составе каждой команды 6 человек, количество команд не ограничено.

    Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя».

    Правила игры. Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьевку. С началом игры на ринг вызываются две команды, которые вытянули 1 и 2 номера. Они садятся за разные столы. Ведущий задает вопрос. Для ответа командам дается 30 секунд. Если команда знает ответ, то нажимает на звуковой сигнал первой, отвечает на вопрос. Если ответ неверен, то право ответа переходит 2-й команде. Команда за правильный ответ получает 1 очко. Если ни одна команда не может правильно ответить, то очко переходит на второй вопрос. Разыгрывается два очка. Если команды не отвечают и на второй вопрос, то за третий вопрос команды разыгрывают уже 3 очка. Команды, не ответившие правильно 3 раза подряд, удаляются с ринга и вызывается следующая команда. Победителем конкурса будет являться та команда, которая дольше всех была на ринге, то есть одержала победу несколько раз подряд.

    В о п р о с ы составлены по темам: «Вода и здоровье», «Воздух и здоровье», «Радиация», «Пища и здоровье».

    Награждение. Команда, занявшая 1-е место, награждается поездкой в туристско-экологический лагерь или экскурсией по городу, краеведческим местам. Команды, занявшие 2-е и 3-е места, награждаются ценными призами и подарками.

    В о п р о с ы для брейн-ринга «Экология и здоровье»

    1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты?

    О т в е т: можно отравиться ботулином.

    2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества.

    О т в е т: диоксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО.

    3. Назвать несколько приемов удаления нитратов из овощей.

    О т в е т: вымачивание, отваривание, маринование.

    4. В табачном дыму содержатся аммиак , ацетон , пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению.

    О т в е т: никотин.

    5. Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений в городе.

    О т в е т: загазованность в атмосфере, пыль.

    6. Какие частицы образуются при распаде радиоактивных веществ?

    О т в е т: частицы, лучи, нейтроны.

    7. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество.

    О т в е т: около 4 000.

    8. Могут ли в организме человека взаимозаменяться белки, жиры, углеводы?

    О т в е т: жиры, углеводы – взаимозаменяемы, белки – нет.

    9. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему?

    О т в е т: чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа.

    10. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов.

    11. Что такое пестициды?

    О т в е т: средства химической защиты растений от вредителей и болезней.

    12. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья?

    О т в е т: соль и сахар.

    13. Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и растворителями?

    О т в е т: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу.

    14. Назовите эффективные способы обеззараживания воды в условиях похода.

    О т в е т: 1. Кипячение; 2. Добавление йода из расчета 2 капли на 1 литр.

    15. Можно ли по внешнему виду отличить продукты, содержащие отравляющие вещества от чистых?

    О т в е т: нет. Только специальными исследованиями.

    16. Что такое радиационный фонд. Из чего он состоит?

    О т в е т: это естественное радиоактивное излучение, складывающееся из космического излучения и природных радиоактивных веществ, находящихся в почве, породе, газе, воде.

    17. Кто такой пассивный курильщик?

    О т в е т: человек, находящийся в накуренной комнате, рядом с курящими людьми.

    18. Как называется группа особо опасных органических соединений, содержащая яд?

    О т в е т: диоксины.

    19. Когда автомобиль выбрасывает больше токсичных веществ?

    О т в е т: на холостом ходу.

    20. Почему современные дожди бывают кислыми?

    О т в е т: в дождевых каплях растворены газообразные окислы серы, азота , углерода, хлора, выброшенные в атмосферу предприятиями. Это слабо концентрированные кислоты.

    21. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

    О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

    22. Какую долю в организме человека составляет вода?

    О т в е т: 65 %.

    23. Какой процент воды, имеющейся на Земле, пригоден для питья?

    О т в е т: 0,003 %.

    24. Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья?

    О т в е т: вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей.

    25. Почему морская вода непригодна для питья, может вызвать отек мозга, гибель человека при избыточном употреблении?

    О т в е т: вода содержит большой процент минеральных солей.

    26. Какую группу серьезных инфекционных заболеваний можно предотвратить путем обеспечения безопасности водоснабжения и канализации?

    О т в е т: кишечные: холера, дизентерия, гепатит, брюшной тиф.

    О т в е т: фтор.

    28. Сколько детей на Земле ежегодно умирает от болезней, связанных с употреблением некачественной воды, а также от нехватки питьевой воды ?

    О т в е т: 2,2 млн.

    29. Какие основные компоненты продуктов питания вы знаете?

    О т в е т: жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества.

    30. В каких единицах измеряется энергетическая ценность продуктов питания?

    О т в е т: в калориях.

    31. Какие заболевания вызывает облучение жесткими ультрафиолетовыми лучами?

    О т в е т: рак кожи и катаракта глаз.

    32. Какие приборы являются источниками бытового облучения?

    О т в е т: телевизор, компьютер.

    33. В каких единицах измеряется радиоактивность?

    О т в е т: беккереляз, микрорентген/час.

    34. Какое заболевание вызывается радиоактивными облучениями?

    О т в е т: рак крови.

    35. Какую главную опасность для окружающей среды и здоровья людей представляет ядерная энергетика?

    О т в е т: 22 страны.

    37. Назовите самый токсичный металл.

    О т в е т: ртуть.

    38. Почему в странах с теплым климатом высока частота инфекционных заболеваний кишечника?

    О т в е т: это объясняется наличием благоприятной среды для размножения бактерий; почти все воды в этих странах требуют тщательной очистки.

    О т в е т: они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина.

    40. Что нужно сделать перед употреблением плодов, обработанных пестицидами?

    О т в е т: срезать кожуру.

    41. В каких пищевых продуктах могут быть возбудители сальмонеллеза?

    О т в е т: в яйцах, мясе.

    42. Как называется отравление организма, вызванное недоброкачественными консервами?

    О т в е т: ботулизм.

    43. Какой природный минерал, широко используемый в строительстве, дает мелкую пыль, вызывающую заболевание легких?

    О т в е т: асбест.

    44. Из-за какого предмета домашнего обихода около 10 млн человек в год (преимущественно женщины) подвергаются воздействию сильно загрязненного воздуха помещения?

    О т в е т: кухонная плита.

    45. Какой источник загрязнения воздуха является причиной смерти 2 млн человек ежегодно, среди которых мужчин больше, чем женщин?

    О т в е т: сигареты.

    О т в е т: холодильник.

    47. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы населенного пункта, в котором вы живете.

    О т в е т: учащиеся должны назвать экологически опасные объекты конкретного населенного пункта и обосновать, почему на их взгляд они таковыми являются .

    48. Какие вещества, загрязняющие атмосферу, входят в состав выбросов топливно-энергетического комплекса?

    О т в е т: пыль, сажа, окись углерода, окись серы и азота, формальдегид и др.

    49. Какие вредные вещества способствуют развитию злокачественных опухолей?

    О т в е т: группа ароматических полициклических и ароматических углеводородов.

    50. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?

    О т в е т: свинцом.

    51. Какие основные загрязнители атмосферного воздуха обладают раздражающим действием по отношению к органам дыхания человека?

    О т в е т: оксиды серы, азота, пыль, хлор, формальдегид.

    52. Какие существуют способы дезинфекции воды?

    О т в е т: озонирование, кипячение, обработка ультразвуком.

    53. Назовите источники нитратного загрязнения продуктов питания.

    О т в е т: внесение высоких доз минеральных азотосодержащих удобрений в почву, внесение высокой концентрации органических веществ – навоза.

    О т в е т: трихинеллез, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк.

    55. Каким способом передается инфекция гриппа?

    О т в е т: воздушно-капельным.

    Экологическая игра для педагогов «Брейн - ринг»
    Ход игры:

    (Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.)

    Есть одна планета - сад

    В этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят,

    Птиц скликая перелетных.

    Лишь на ней одной увидишь

    Ландыши в траве зеленой

    И стрекозы только тут

    В реку смотрят удивленно.

    Береги свою планету,

    Ведь другой на свете нету!

    Ведущий: Приветствуем Вас на познавательно-развлекательной игре «Экологический Брейн-ринг». Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain - мозг. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Послушайте правила игры.
    Правила игры:
    1. В игре принимают участие 2 команды.
    2. Капитаны команд представляют название, девиз.

    3. Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии.
    4. Правильность ответов оценивает жюри
    5. За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по системе:
    Полный правильный ответ -5 балла
    Неполный ответ - 3 балла
    Неправильный ответ - 0 баллов
    Представление жюри:
    Ведущий: Итак, у нас участвуют две команды. Чтобы озвучить название команд вам надо выполнить задание (собирают пазлы, подбирают название и девиз).

    Прошу капитанов представить свои команды.
    Команда № 1 . «Экологи»;
    Наш девиз: «Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету! У природы есть друзья, это мы, и ты, и я!»
    Команда №2. «Следопыты»;
    Наш девиз:
    «Мы, следопыты- природы родной знатоки и любители.
    Охраняем лес и его жителей,
    И очень просим каждого из вас,
    В любое время года всякий раз,
    С добрым сердцем в лес входите,
    Всё, что есть в нём – берегите!».
    Давайте поприветствуем друг друга Аплодисментами! Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

    1 раунд «Подумай и ответь».

    * У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

    * Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

    * Наука о животных. (Зоология)

    * Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

    * Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

    * Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

    * Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

    * Какую траву любят кошки? (Валериана)

    * Самая высока трава? (Бамбук)

    * Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле )

    * Где у кузнечика уши? (На ногах )

    2 раунд «Что мы знаем об экологии»

    *Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

    (Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

    * Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

    (Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

    *Условия необходимые для экологического воспитания детей?

    (Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

    *Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

    (Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

    *Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

    (Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

    *Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

    (Игра, элементарные опыты и моделирование)

    *По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)

    *Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

    *Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)

    *Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

    Ведущий: жюри подводит итоги двух раундов.

    Минута отдыха «Это интересно знать»

    Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

    Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

    От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

    Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

    Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

    Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

    3 раунд «Решение ситуаций».

    Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

    1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

    «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

    *Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

    2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

    Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

    Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

    *Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

    3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

    *Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

    4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

    Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

    *Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

    5. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

    Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

    *Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

    6. Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку, привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

    *О чём нужно говорить с детьми?

    4 раунд « Литературный»

    Назовите детских писателей и поэтов, писавших о природе?

    Назовите русские пословицы и поговорки о природе?

    5 раунд «Музыкальный калейдоскоп ».

    Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

    · Ромашки, лес

    · птицы, вода

    · береза, сопки

    Награждение команд. Круг почёта.