• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Летучий Голландец — De Vliegende Hollander- живущий в легендах парусный корабль-призрак, попавший под клятвенное проклятие собственного капитана, отчего экипаж вот уже 300 лет не может вернуться домой, обречённый вечно скитаться среди волн.

    Зачастую, мореходы видят появление «Летучего Голландца» на границе горизонта, окруженного великолепием светящегося ореола, — увидеть корабль-призрак крайне дурная примета.

    По давно сложившийся мифологии, если «Летучий голландец» встречается с другим кораблем, то его живущий вне времени экипаж пытается отправить через моряков весточку своим близким, которых разумеется уже нет в мире живых.

    Морские суеверия признают, встреча с «Летучим голландцем» чрезвычайно опасное предзнаменование.

    Однако, сегодня мы не будем ворошить хорошо известные легенды моря, теперь мы посмотрим на судьбу других загадочно исчезнувших кораблей. Это не будут рассказы о «Летучем Голландце», или «Марии Целесте» («Мария Селеста», Mary Celeste, «Мария Небесная») — которая нашлась без единого человека на борту (и даже останков людей) в декабре 1872 года в 400 милях от Гибралтара.

    Мы наверно уже никогда не узнаем, почему люди покинули абсолютно исправный корабль. Теперь это классический образец неизвестной морской аномалии, демонстрирующий яркий пример корабля призрака в живую.

    Родилось множество не менее интересных историй об ужасной судьбе кораблей, сгинувших в морской пучине без видимых на то казалось бы причин. Ведь море — это стихия ведущая собственную летопись истории, выстраивающая подчас таинственные зигзаги судьбы.

    Истории пропавших кораблей: корабли-призраки.

    Год 1823. История шхуны Дженни рассказывает о затерянном корабле, замороженным во льдах в проливе Дрейка в Антарктике. Семнадцать лет спустя, исчезнувшая шхуна уже обрастающая к этому времени легендами была найдена китобойным судном.

    Экипаж китобойника даже нашел останки капитана, сохранившиеся и замороженные в капитанском кресле с пером зажатым в руке. Судовой журнал сохранил последние слова капитана о хронологии бедствия: «4 мая 1823 год. Нет еды в течение 71 дня, я единственный, кто остался в живых».

    Тела капитана и еще 6 членов экипажа были захоронены в море. Позже, о гибели корабля рассказали в Адмиралтействе. Остров Кинг — Джордж в Антарктике был назван в честь капитана Дженни в 1960 — е годы. Это несколько странно, но в отношении корабля нет никаких баек, которые могли бы рассказать о его странствиях в океане как призрака.

    Год 1909. Пассажирский пароход Waratah считавшийся мощнейшим кораблем, на своем третьем рейсе между Австралией и Англией сделал запланированную остановку в Дурбане, Южная Африка. В этом порту с парохода сошел всего лишь один пассажир.

    Позже, он объяснял свой поступок невероятно тяжелой атмосферой на корабле. А также заявлял об аномальном видении «человека с длинным мечом в странной одежде. В руке «призрак» держал меч, и рука его была покрыта кровью».

    Естественно, тогда никто не придал особого внимания этим словам, разве что усмехнулся. Варата продолжил путь и отплыл в Кейптаун с 211 пассажирами на борту и членами экипажа. Судно было замечено дважды другими судами в этом районе, сам же пароход, так и не достиг пункта назначения.

    Огромным недостатком было то, что на борту Waratah не было судового радио, и сигнал бедствия в случае крушения передать было невозможно. Несмотря на многочисленные попытки найти корабль (даже совсем недавно, в 2004 году), никаких следов парохода так и не было найдено.

    Сначала эксперты считали, что причиной потопления могло стать перемещение в трюме груза из свинцовой руды. Но тогда остались бы обломки судна, или уцелевшие пассажиры. Но ни единого намека на крушение, ни единой зацепки, чтобы раскрыть загадочное исчезновение Вараты не было обнаружено.

    Единственно что можно сказать об этом исчезновении, так это изредка звучащие гудки из тумана, когда он образуется на кейптаунском рейде — при этом локаторы показывают чистый путь.

    Год 1928. Пятимачтовый Копенгагенский барк использовался в качестве военно-морского учебного корабля, и был крупнейшим в мире парусным судном тех лет. Его история судоходства началась еще в 1913 году. В свой последний рейс барк вышел из Буэнос — Айреса в Мельбурн, без какого — либо груза на борту.

    Корабль обменялся сигналом «все хорошо» с другим кораблем через 8 дней после отплытия, но после этого наступило полное молчание, связь оборвалась. Спустя два года после исчезновения, в районе Тихого океана было замечено призрачное пятимачтовое судно, очень похожее на пропавший корабль.

    Предполагая, что корабль все еще может быть на плаву, начались тщательные поиски судна. Были даже найдены обломки с надписью ‘Kоbenhavn’ на западном побережье Австралии. А позже, в Южной Атлантике были обнаружены обрывки предполагаемого дневника матроса (сохранившиеся в бутылке).

    Судя по записи, корабль столкнулся с крупным айсбергом и затонул. Никаких других обломков судна больше не было найдено. Хотя в 1935 году на побережье Юго-Западной Африки была обнаружена шлюпка с человеческими останками, которые там и захоронили.

    Правда, до конца так и не выяснили, имеют ли они отношение к пропавшему кораблю.
    Говорят, что иногда у берегов Австралии, в заливе Порт-Филлип, из туманной дымки, вырисовываются пять матч военного красавца … все еще отрабатывающего последнюю задачу.

    Год 1955. Торговое судно Joyita вышло в море в короткий 48 — часовой рейс между Самоа и Токелау. Из точки отплытия Самоа на судне отправились 16 членов экипажа и 9 пассажиров. Грузом на борту были лекарства, древесина, и продукты питания.

    Увы, но корабль так и не достиг своего конечного пункта, не подав при этом никакого сигнала бедствия. После безуспешных поисков, на судно хотели махнуть рукой, как вдруг Joyita была замечена пять недель спустя, более чем на 600 миль отклонившись от предполагаемого маршрута.

    Спасатели нашли странную картину на борту корабля: радио было настроено на международную частоту сигнала бедствия, корабельные двигатели исправны, а среди медицинских принадлежностей была масса бинтов пропитанных кровью. Хуже того, более четырех тонн груза пропало без вести, людей либо их останков на судне не было.

    Учитывая пропавший груз, скорее всего на судно напали пираты, — предположила одна из версий инцидента. Вероятно экипаж решил покинуть корабль, поскольку все спасательные плоты отсутствовали. Долгое время в океане, корабль смог продержаться благодаря конструкции судна, его корпус был оснащен пробкой.

    Joyita была спасена и продана новым владельцам, но после приобрела зловещую репутацию проклятого корабля: ее новые владельцы банкротились или гибли, отправлялись в тюрьму. В итоге судно было заброшено, а позже и вовсе разобрано на части.

    Год 1978. Грузовой корабль MS München покинул порт Бремерхафен Германии 7 декабря 1978 года, направляясь в Саванну штат Джорджия. На борту находился груз из стальных изделий, а также часть ядерного реактора для Combustion Engineering, Inc.

    Для Мюнхена это был 62-й трансатлантический рейс, с опытной командой на борту. Погода в те дни была не самой благоприятной, но корабль по его характеристикам считался непотопляемым.
    Утром 13 декабря, немецкий круизный лайнер по радиосвязи получил сообщение с MS München о крайне плохих погодных условиях, и незначительных повреждениях судна. Через три часа, сигналы бедствия с Мюнхена были подхвачены другими судами, в которых сообщалось о значительном отклонении от курса.

    Разрозненные сигналы азбуки Морзе были зафиксированы в Бельгии, Испании, что дало начало для международного поиска. Поисковая операция длилась до 20 декабря. В конце концов, были обнаружены несколько пустых спасательных шлюпок, со следами серьёзных повреждений.

    Останков ни самого корабля, ни людей, так и не было найдено. Одна из версий исчезновения судна предполагала: MS München был разбит и затем потоплен огромной силой «волны-убийцы».
    Слухов в отношении пропавшего судна мало, но говорят: иногда мореходы принимают в этих местах странные радиосигналы не отвечающего на запросы корабля «сбился с курса … вокруг плотный туман»…

    Корабли-призраки или фантомы, возникающие на горизонте и исчезающие, по поверью моряков, предвещают беду. Тоже и с кораблями, оставленными экипажами. Загадочные обстоятельства и необыкновенный флер жутковатой романтики сопровождают эти истории. Океан прячет свои тайны, и мы решили вспомнить все эти легенды - от "Летучего голландца" и "Марии Селесты", до менее известных кораблей-призраков. Возможно, вы не знали о многих из них.
    Океан является одной из крупнейших и самых неисследованных областей Земли. На самом деле, океан покрывает до 70% поверхности земного шара. Океан настолько мало изучен, что, по данным сайта Scientific American, люди картографировали менее чем 0,05 % океанического дна.

    При таком раскладе не кажутся такими уж невероятными все эти истории. А их великое множество -историй о кораблях, которые затеряны в морях, и все эти пустые корабли, дрейфующих без цели и команды на борту... Их называют кораблями-призраками. Умерший в полном составе экипаж, или по непонятным причинам исчезнувший...таких находок было немало. Загадочные обстоятельства смерти или исчезновения этих команд даже сегодня, со всеми технологическими достижениями и методами исследований, остаются таинственными. И исчезновения людей с борта по-прежнему никто не может объяснить. Почему весь экипаж покинул корабль, который остается дрейфовать, и куда же они все подевались? Штормы, пираты, болезни...может быть, уплыли на шлюпках...так или иначе, многие экипажи таинственным образом исчезли без объяснений. Море умеет хранить тайны, и неохотно расстаётся с ними. Многие катастрофы, произошедшие на морских просторах, так и останутся загадкой для всех.

    15. "Ourang Medan" (Оранг Медан, или Оранж Медан)
    Этот голландский торговый корабль стал известен как корабль-призрак в конце 1940-х годов. В 1947 году "Oранг Медан" терпел кораблекрушение в голландской Ост-Индии, о чем был принят сигнал SOS двумя американскими судами, "Город Балтимор" и "Серебряная звезда", идущим по Малаккскому проливу.
    И моряки двух американских кораблей приняли сигнал SOS c грузового судна "Оранг Медан". Сигнал был передан членом экипажа, который был крайне напуган и сообщил, что остальные члены его команды мертвы. После этого связь прервалась. Прибыв на судно, весь экипаж был обнаружен мертвым - тела моряков застыли, будто бы в попытке защититься, однако источник угрозы так и не был обнаружен.

    В статье, написанной в конце 1960-х Береговой охраной США, говорится, что на телах не было обнаружено никаких видимых признаков повреждений. Грузовое судно, как сообщается, занималось транспортировкой серной кислоты, которая была упакована с нарушениями. После того, как экипаж "Серебряной звезды" быстро эвакуировался и американцы покинули судно, они рассчитывали отбуксировать его к берегу. Но на корабле внезапно вспыхнул пожар, последовал взрыв и корабль пошел ко дну, что привело к окончательной гибели торгового судна. У вдовы одного из матросов, погибших на Ourang Medan, сохранился фотоснимок корабля и экипажа.

    14. "Копенгаген"
    Одна из морских загадок - бесследное исчезновение одного из новейших и самых надежных кораблей XX века, пятимачтового "Копенгагена". За всю историю парусного флота было построено всего шесть кораблей, похожих на "Копенгаген", и он был третьим по величине в мире в год постройки - в 1921. Он был построен для датской Восточно-Азиатской компании в Шотландии - на верфи Ромейджа и Фергюссона в небольшом городе Лейт вблизи Абердина. Корпус был выполнен из высококачественной стали, на борту имелась своя судовая электростанция, все палубные лебёдки были оснащены электроприводами, что существенно экономило время на парусных работах, и даже судовой радиостанцией. Двухпалубный стальной «Копенгаген» был учебно-производственным судном, совершавшим обычные рейсы и перевозящим грузы. Последний сеанс радиосвязи с «Копенгагеном» состоялся 21 декабря 1928 г. Никаких достоверных сведений о судьбе огромного парусника и 61 человека на его борту не было.

    Было объявлено вознаграждение любому, кто укажет местонахождение пропавшего судна. Во все порты разошлись просьбы: сообщить о возможных контактах с «Копенгагеном». Но на этот призыв откликнулись капитаны только двух судов - норвежского и английского пароходов. Оба заявили, что, проходя южную часть Атлантики, выходили на связь с датчанами, и у тех все было в порядке. Восточно-Азиатская компания снарядила на поиски пропавшего судна сначала судно «Дюкальен» (но оно вернулось ни с чем), а затем «Мексико», которое тоже ничего не нашло. В 1929 году в Копенгагене комиссия по расследованию исчезновения судна пришла к выводу, что «учебный парусный корабль, пятимачтовый барк «Копенгаген», имея на борту 61 человека, погиб ввиду действия непреодолимых сил стихии...судно потерпело бедствие настолько быстро, что его команда не смогла ни передать в эфир радиосигнал бедствия SOS, ни спустить на воду спасательные шлюпки или плоты».

    В конце 1932 года в юго-западной Африке, в пустыне Намиб, одна из британских экспедиций обнаружила семь иссохших скелетов, одетых в изорванные морские бушлаты. По строению черепов исследователи определили, что это были европейцы. По рисунку на медных пуговицах бушлатов специалисты установили, что они принадлежат форме кадетов торгового флота Дании. Однако на этот раз у владельцев Восточно-Азиатской компании сомнений уже не оставалось, ведь до 1932 года потерпело катастрофу только одно учебное судно Дании - «Копенгаген». А через 25 лет, 8 октября 1959 года, капитан грузового судна из Нидерландов «Страат Магелхэс» Пит Аглер, находясь возле южных берегов Африки, видел парусник с пятью мачтами. Он появился ниоткуда, словно всплыл из пучины океана, и на всех парусах шел прямо на голландцев... Экипажу удалось предотвратить столкновение, после чего парусник пропал, но команда успела прочесть надпись на борту корабля-призрака - «K?benhavn».

    13. "Baychimo" ("Байчимо")
    Судно Baychimo было построено в Швеции в 1911 году по заказу германской торговой компании. После Первой мировой войны перешло Великобритании и следующие четырнадцать лет перевозило меха. В начале октября 1931 года погода резко ухудшилась, и в нескольких милях от побережья у города Барроу корабль застрял во льдах. Команда временно оставила судно и нашла приют на материке. Неделю спустя распогодилось, моряки вернулись на борт и продолжили плавание, однако уже 15-го октября Baychimo снова попал в ледяную ловушку.
    На этот раз до ближайшего города было не добраться – экипажу пришлось устроить временное убежище на берегу, вдалеке от корабля, и здесь они были вынуждены провести целый месяц. В середине ноября разыгралась снежная буря, которая длилась несколько дней. А когда 24 ноября погода прояснилась, Baychimo на прежнем месте не оказалось. Моряки посчитали, что судно погибло в бурю, но несколько дней спустя местный охотник на тюленей сообщил, что видел Вaychimo приблизительно в 45 милях от их лагеря. Команда отыскала корабль, сняла с него драгоценный груз и навсегда его покинула.
    На этом история Вaychimo не закончилась. Следующие 40 лет его изредка видели дрейфующим вдоль северного побережья Канады. Предпринимались попытки попасть на борт судна, некоторые были вполне успешными, но из-за погодных условий и плохого состояния корпуса корабль вновь покидали. Последний раз Вaychimo видели в 1969 году, то есть спустя 38 лет после того, как его покинул экипаж – на тот момент замерзшее судно было частью ледяного массива. В 2006 году правительство Аляски сделало попытку определить местонахождения «Корабля-призрака Арктики», но тщетно. Где теперь Вaychimo – лежит ли на дне или до неузнаваемости оброс льдом – загадка.

    12. "Валенсия"
    "Валенсия" была построена в 1882 г. компанией William Cramp and Sons. Пароход чаще всего использовали на маршруте Калифорния-Аляска. В 1906 году «Валенсия» шла рейсом Сан-Франциско - Сиэтл. Страшная катастрофа произошла в ночь с 21 на 22 января 1906 года, когда «Валенсия» находилась возле Ванкувера. Пароход напоролся на рифы и получил большие пробоины, через которые стала поступать вода. Капитан принял решение посадить судно на мель. 6 из 7 шлюпок были спущены на воду, но они стали жертвами мощной бури; всего нескольким людям удалось добраться до берега и сообщить о случившейся катастрофе. Спасательная операция не увенчалась успехом и большинство членов экипажа и пассажиров погибло. По официальной информации жертвами кораблекрушения стали - 136 человек, по неофициальной еще больше - 181. Выжили 37 человек.

    В 1933 году шлюпка №5 была найдена около Баркли. Состояние ее было хорошее, шлюпка сохранила большую часть своей родной краски. Спасательная шлюпка была найдена спустя 27 лет после катастрофы! После этого местные рыбаки стали говорить о появлении корабля-призрака, который очертаниями напоминал «Валенсию».

    11. Яхта SAYO; Манфред Фриц Байорат
    Дрейфующую в 40 милях от Баробо 12-метровую яхту SAYO, пропавшую семь лет назад, обнаружили филиппинские рыбаки. У лодки была сломана мачта, большая часть салона была наполнена водой. Поднявшись на борт, они увидели у радиотелефона мумифицированное тело. По фотографиям и документам, найденным на борту, быстро удалось установить личность погибшего. Им оказался владелец яхты, яхтсмен из Германии Манфред Фриц Байорат. Мумификация тела Байората произошла под действием соли и высоких температур.

    Дрейфующий корабль с мумией капитана, обнаруженный у берегов Филиппин, удивил многих. Немецкий путешественник Манфред Фриц Байорат - был опытным моряком, который путешествовал на этой яхте в течение 20 лет. Судя по позе, в которой застыла мумия капитана, в последние часы своей жизни он пытался связаться со спасателями. Причина его смерти по-прежнему остается загадкой.

    10. "Лунатик"
    В 2007 году 70-летний Юре Штерк из Словении отправился в кругосветное путешествие на своём «Лунатике». Для связи с берегом он использовал собранное собственноручно радио, но 1 января 2009 года он перестал выходить на связь. Через месяц его лодка прибилась к берегу Австралии, но на борту не было никого.
    Те, кто видели судно, считают, что оно находилось примерно в 1000 морских миль от побережья.
    Парусник был в отличной форме, и казался не поврежденным. Там не было никаких признаков нахождения Штерка. Ни записки, ни записи в журнале о причинах его исчезновения. Хотя последняя запись в журнале датируется 2 января 2009 года. А в конце апреля 2019 года "Лунатик" был замечен в море экипажем научно-исследовательского судна «Roger Revelle». Он дрейфовал примерно в 500 милях от побережья Австралии. Его точные координаты в то время были Широта 32-18.0S, Долгота 091-07.0E.

    9. "Летучий голландец"
    «Летучими голландцами» называют несколько различных кораблей-призраков из разных веков. Один из них - настоящий владелец бренда. Тот, с которым беда случилась у мыса Доброй Надежды.
    Это легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.
    Легенда гласит, что в 1700-е годы голландский капитан Филипп Ван Страатен возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся матерью, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Капитан, сквернослов и богохульник, навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия.
    Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появилось в 1795 году в книге «Путешествие к Ботаническому заливу».

    8. «Хай Эм 6»
    Этот корабль-призрак, как сообщается, покинул порт на юге Тайваня на 31 октября 2002 г. В дальнейшем, на 8 января 2003 года, эта индонезийская рыболовецкая шхуна «Хай Эм 6» была обнаружена дрейфующей без экипажа возле Новой Зеландии. Несмотря на тщательные поиски, никаких следов 14 членов команды так и не удалось обнаружить. Капитан, как сообщается, последний раз выходил на связь с судовладельцем, Цай Хуань Чуе-эр, в конце 2002 года.

    Как ни странно, единственный член экипажа, который объявился позже, сообщил, что капитан был убит. Был ли мятеж и его причины - неясны. Первоначально весь экипаж пропал без вести, и когда судно было обнаружено, никого не нашли. По результатам расследования, признаков бедствия или пожара на корабле не имелось. Тем не менее, говорили, что это судно могло перевозить нелегальных иммигрантов. Что тоже ничего не объясняет...

    7. Призрачный Галеон
    Легенды об этом корабле начались в конце 1800-х годов, когда он был построен. Судно собирались построить из дерева. Оказавшись в море, среди льдов, деревянный корабль вмерз в часть айсберга. В конце концов, вода начала прогреваться, погода менялась, теплело, и айсберг потопил корабль. Белый флот искал свое судно в течение всей зимы, каждый раз возвращаясь в порт ни с чем, под покровом тумана. В какой-то момент потеплело настолько, корабль оттаял и отделился от айсберга, и поднялся на поверхность, где его и обнаружил экипаж Белого флота. К сожалению, экипаж галеона погиб; останки корабля были отбуксированы в порт.

    6. "Октавиус"
    Один из первых кораблей-призраков, «Октавиус» стал им, потому что его экипаж замерз в 1762 году, а корабль дрейфовал еще в течение 13 лет с мертвецами на борту. Капитан пытался найти короткий путь из Китая в Англию через Северо-Западный проход (морской путь через Северный Ледовитый океан), но корабль затерло льдами. Octavius оставил Англию и направился в Америку в 1761 году. Пытаясь сэкономить время, капитан решился следовать неизведанным на тот момент Северо-Западным проходом, который впервые был успешно пройден лишь 1906 году. Судно застряло в арктических льдах, неподготовленная команда замёрзла насмерть – обнаруженные останки говорят, что это произошло достаточно быстро. Предполагается, что некоторое время спустя Octavius освободился от льдов и с мёртвой командой дрейфовал в открытом море. После встречи с китобоями в 1775 году корабль больше не видели.
    Английское торговое судно Octavius было обнаружено дрейфующим к западу от Гренландии 11 октября 1775 года. На борт поднялась команда с китобоя Whaler Herald и нашла весь экипаж замёрзшим. Тело капитана было в его каюте, смерть застала в момент записи в бортовой журнал, он так и остался сидеть за столом с пером в руке. В каюте были ещё три окоченевших тела: женщины, завернутого в одеяло ребёнка и матроса. Абордажная команда китобоя покинула Octavius второпях, забрав с собой только бортовой журнал. К сожалению, документ настолько пострадал от холода и воды, что прочитать можно было только первые и последние страницы. Завершался журнал записью 1762 года. Это означало, что судно дрейфовало с мертвецами на борту на протяжении 13 лет.

    5. Корсар "Дюк де Данциг" (Duc de Dantzig)
    Этот корабль был спущен на воду в начале 1800-х годов в французском Нанте, и вскоре он стал корсаром. Корсары- частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооружённое судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а иногда и нейтральных держав. То же название применяется к членам их команд. Понятие «корсар» в узком смысле используется для характеристики именно французских и османских капитанов и кораблей.

    Корсар захватил несколько судов, некоторые были разграблены, часть отпущены на волю. После захвата малых судов, чаще всего корсар покидал захваченные суда, иногда устраивая пожар на них. Загадочным образом этот корабль исчез в 1812 году. С тех пор он стал легендой. Считается, что вскоре после таинственного исчезновения, этот корсар мог быть крейсером в Атлантическом океане или, возможно, в Карибском бассейне. Ходят слухи, что его мог захватить британский фрегат. Наполеоновский "Гальего" сообщал об обнаружении этого корабля, дрейфующего в море совершенно бесцельно, причем палуба была покрыта кровью и устлана трупами экипажа. Тем не менее, не было видно никаких внешних признаков повреждения судна. Команда фрегата якобы нашли и забрали бортовой журнал, весь в крови капитана, а затем подожгли этот корабль.

    4. Шхуна "Дженни"
    Утверждается, что шхуна "Дженни", изначально английская, покинула порт на острове Уайт в 1822 году для антарктической регаты. Путешествие должно было проходить вдоль ледяного барьера в 1823 году, затем планировалось войти в льды в южных водах, и добраться до пролива Дрейка.
    Но британская шхуна застряла во льдах пролива Дрейка в 1823 году. А обнаружили ее только через 17 лет: в 1840 году на нее наткнулось китобойное судно под названием "Надежда". Тела членов команды "Дженни" хорошо сохранились из-за низких температур. Судно заняло свое место в истории кораблей-призраков, а в 1862 году попало в список издания Globus, популярного немецкого географического журнала тех времен.

    3. "Си Берд" (Sea Bird)
    Большинство «встреч» с кораблями-призраками - чистые выдумки, но были и вполне реальные истории. Потерять судно или корабль в бесконечности мирового океана не так-то сложно. И еще проще потерять людей.
    В 1750-х Sea Bird было торговым бригом под командованием Джона Хаксхэма. Торговое судно село на мель в районе штата Род-Айленд на Истон-Бич. Экипаж пропал неизвестно куда - судно было оставлено им без каких-либо объяснений, а спасательные шлюпки пропали без вести. Было сообщено, что корабль возвращался из плавания из Гондураса, перевозя товары из южного полушария в северное, и ожидалось, что оно прибудет в город Ньюпорт. При дальнейшем расследовании, на заброшенном корабле обнаружили кофе, кипящий на плите... Единственные живые существа, которые были обнаружены на борту, были кошка и собака. Экипаж загадочным образом исчез. Изложение истории судна был записано в Уилмингтоне, штат Делавэр и попало в новости издания Sunday Morning Star в 1885.

    2. "Мария Селеста" (или Целеста)
    Второй по популярности после «Летучего голландца» корабль-призрак - правда, в отличие от него, действительно существовавший. «Амазонка» (так сначала назывался корабль) пользовалась дурной славой. Судно много раз меняло владельцев, первый капитан погиб во время первого же плавания, затем корабль выбрасывало на мель во время шторма, и, наконец, его купил предприимчивый американец. Он и переименовал «Амазонку» в «Марию Целесту», считая, что новое название избавит корабль от неприятностей.
    Когда 7 ноября 1872 года судно покинуло порт Нью-Йорка, на борту было 13 человек: капитан Бриггс, его жена, их дочь и 10 матросов. В 1872 году корабль, следовавший из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта на борту, был обнаружен судном «Деи Грация» без единого человека на борту. Все личные вещи экипажа были на своих местах, в капитанской каюте стояла шкатулка с драгоценностями его жены и ее же швейная машинка с неоконченным шитьем. Правда, исчез секстант и одна из шлюпок, что позволяет предполагать, что команда покинула судно. Корабль был в нормальном состоянии, трюмы забиты едой, груз (корабль перевозил спирт) нетронут, но никаких следов команды обнаружено не было. Судьба всех членов команды и пассажиров полностью покрыта мраком. Впоследствии появлялись и были разоблачены несколько самозванцев, выдававших себя за членов экипажа и пытавшихся нажиться на трагедии. Чаще всего самозванец выдавал себя за кока корабля.

    Британское Адмиралтейство провело обстоятельное следствие с подробным обследованием судна (в том числе и ниже ватерлинии, водолазами) и тщательным опросом очевидцев. Именно материалы этого следствия и являются основным и самым надёжным источником сведений. Правдоподобные объяснения происшедшего сводятся к тому, что экипаж и пассажиры покинули корабль по своей воле, отличаясь только в толковании причин, побудивших их на такое решение. Гипотез множество, но все они - только предположения.

    1. Крейсер USS Salem (CA-139)
    Крейсер USS Салем был заложен в июле 1945 в Bethlehem Steel Company"s Quincy Yard, спущен на воду в марте 1947 года, и вступил в строй 14 мая 1949 года. В течении десяти лет корабль служил флагманом Шестого флота в Средиземноморье, и Второго флота в Атлантике. В 1959 году корабль был выведен в резерв. В 1990 году его вывели из состава флота, а в 1995 году тот открылся для посетителей в качестве музея. Сейчас USS Салем стоит в доке в Бостоне, штат Массачусетс в Квинси-Харбор.

    В Бостоне, одном из старейших городов Соединенных Штатов, для показа выставлены несколько пугающих исторических кораблей и зданий. Это судно, будучи старым военным кораблем, представляет собой сгусток историй - от мрачных достопримечательностей войны до гибели людей, если будет возможность попасть туда на экскурсию, вы сможете пережить острые ощущения и озноб от всех привидений этого корабля. Он получил прозвище «Морская ведьма», и, по слухам, он такой жуткий, что вы можете почувствовать холод просто глядя на его фото в Интернете.

    СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ

    Премии и стипендии «в ознаменование 60-летия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина» были учреждены постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч рублей каждая), которые будут ежегодно вручаться деятелям науки и искусства за выдающиеся работы в следующих областях наук: физико-математической, технической, химической, биологической, сельскохозяйственной, медицинской, философской, экономической, историко-филологической, юридической, а также за достижения в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве и кинематографии.

    Этим же постановлением учреждались премии имени Сталина, которые намечалось ежегодно присуждать за лучшее изобретение: десять первых премий в размере 100 тысяч рублей каждая, двадцать вторых премий в размере 50 тысяч рублей каждая и тридцать третьих по 25 тысяч рублей каждая. Учреждалась премия имени Сталина и за выдающиеся достижения в области военных знаний: три первых премии по 100 тысяч рублей каждая, пять вторых - по 50 тысяч рублей каждая и десять третьих - по 25 тысяч рублей каждая.

    В дополнение к этому документу Совнарком Союза ССР через полтора месяца постановил учредить еще четыре премии имени Сталина (по 100 тысяч рублей каждая), которые будут присуждаться за выдающиеся произведения в области литературы - по одной премии в поэзии, прозе, драматургии и литературной критике.

    Все работы в области различных наук, военных знаний и т. д., выдвигаемые на соискание Сталинской премии, а также описание изобретений с приложением всех необходимых чертежей и документов представлялись в Комитеты по Сталинским премиям, которые были созданы при Совнаркоме, не позже 15 октября текущего года. После обсуждения и оценки представленных работ Комитеты свои предложения о присуждении Сталинских премий представляли в Совнарком до 1 декабря текущего года.

    По положению на соискание Сталинских премий представлялись только новые работы или изобретения, законченные в год присуждения премий. Работы или изобретения, законченные в период с 15 октября по 1 декабря текущего года, допускались на соискание премии имени Сталина в следующем году. Свои труды могли представить научные общества, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и общественные организации.

    Работы в областях наук и военных знаний, а также описания изобретений представлялись на любом языке в трех экземплярах, отпечатанных на пишущих машинках или типографским способом. Литературные и музыкальные произведения, а также архитектурные проекты представлялись в одном экземпляре, остальные произведения искусства - в оригинале. Оценка и присуждение премий в области театрального искусства и кинематографии производились как на основании представленных материалов (пьес, сценариев и т. д.), так и на основании имевших место показов кинофильмов и театральных постановок.

    На Комитет по присуждению премий имени Сталина за работы в области науки, военных знаний и изобретений возлагалось предварительное рассмотрение работ, выбор из них наиболее выдающихся и представление их со своим заключением Совнаркому Союза ССР. Для более полной и всесторонней оценки данных работ Комитет мог организовать из своего состава секции с участием ученых соответствующих специальностей, а также создавать экспертные комиссии из крупнейших ученых и специалистов-практиков. В рассмотрении отдельных работ по поручению Комитета могли принимать участие научно-исследовательские институты, ученые общества и учреждения, которые потом представляли Комитету свои заключения. В необходимых случаях на заседания Комитета приглашались представители НИИ, научных учреждений и организаций, а также отдельные лица для участия в обсуждениях и дачи заключений по работам, выдвигаемым на соискание премии имени Сталина. Решения Комитета принимались простым большинством голосов закрытой баллотировкой.

    Если премию имени Сталина получал авторский коллектив из двух человек, то она делилась между ними пополам; при авторском коллективе из трех человек - руководителю выдавалась половина денег, а остальная часть делилась поровну между остальными двумя членами коллектива; если авторский коллектив состоял из четырех и более человек, то руководитель получал треть премии, а две трети делились между остальными членами коллектива.

    В первый год порядок присуждения премий имени Сталина был несколько изменен, и было решено вручать награды не только за работы 1940 года, но и за работы последних 6 лет, начиная с 1935 года. Одним из первых Сталинскую премию первой степени в области физико-математических наук получил П.Л. Капица, действительный член Академии наук СССР, за научную работу «Турбодетандер для получения низких температур и его применение для ожижения воздуха». Генерал-майор артиллерии П.А. Гельвих удостоился Сталинской премии за целый ряд работ: «О рассеивании, вероятности попадания и математическом ожидании числа попадания», «Теоретические основания выработки правил стрельбы» и «Стрельба по быстродвижущимся целям».

    Премия имени Сталина первой степени была вручена и академику Н.Н. Бурденко за научные работы по хирургии центральной и периферической нервной системы. Академик В.В. Обручев удостоился Сталинской премии первой степени за трехтомный научный труд «Геология Сибири».

    Высокие награды вручались и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Грозная военная обстановка не только не прекратила работу творческой интеллигенции, а наоборот - привела к невиданному патриотическому порыву и размаху творческой инициативы советских ученых, изобретателей и новаторов производства. Все прекрасно понимали, что их деятельность в военные годы нужна еще больше, чем в мирное время. И 1941 год показал крупные достижения советских ученых во всех областях знаний.

    Перестраивая промышленность на военный лад, необходимо было расширить ее сырьевые ресурсы, увеличить производственную мощность и т. д. В этом отношении огромный интерес представляет удостоенная Сталинской премии первой степени работа, которую проводила группа академиков и научных работников под руководством В.Л. Комарова - президента Академии наук СССР. Ими были исследованы и разработаны вопросы развития народного хозяйства Урала, а также экономические мероприятия в области черной металлургии, стройматериалов, энергетики и т. д. В результате этих исследований были намечены конкретные работы по расширению производства уральской промышленности.

    В числе лауреатов Сталинской премии первой степени стоит и имя известнейшего химика Н.Д. Зелинского, удостоенного высокой награды за работы по каталитическому превращению углеводородов и по оборонной химии.

    Для самолетостроения большое значение имели труды профессора М.В. Келдыша и кандидата технических наук Е.П. Гроссмана, удостоенные Сталинской премии второй степени. Эти ученые разработали теорию упругих колебаний частей самолетов и представили метод расчета самолетов на флаттер.

    Первые месяцы войны композитор Д. Шостакович провел в блокадном Ленинграде, где у него и родился замысел «Седьмой симфонии», посвященной героическим защитникам города. В Ленинграде были написаны три части симфонии, окончательную работу над этим произведением композитор завершал уже в Куйбышеве. Вскоре это произведение обошло весь мир, утверждая всепобеждающий гуманизм советского народа. Писатель А. Толстой писал, что «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертельный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

    В 1942 году за Седьмую симфонию Д. Шостакович был удостоен Сталинской премии первой степени. В том же году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1946 году Сталинской премии было удостоено новое произведение композитора - трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а еще через год выдающийся композитор удостоился звания «Народный артист РСФСР».

    В 1947 году Д. Шостакович выступил с семичастной ораторией «Песнь о лесах», написанной для солистов, хора и оркестра на текст поэта Е. Долматовского. За это произведение, а также за музыку к кинофильму «Падение Берлина» в 1950 году композитор удостоился Сталинской премии второй степени. Новым значительным достижением Д. Шостаковича стала созданная им в 1951 году сюита для хора «a capella» (без сопровождения) - «Десять поэм» на тексты революционных поэтов периода от 1905 года до Октябрьской революции. В 1952 году это произведение было отмечено Сталинской премией второй степени.

    Все награжденные получали звание «Лауреат Сталинской премии». Почетный знак «Лауреат Сталинской премии» носился на правой стороне груди рядом с орденами и медалями СССР. Он изготовлялся из серебра и представлял собой выпуклый овал, покрытый белой эмалью и окаймленный в нижней части золотыми лавровыми венками.

    На белой эмали изображались золотые восходящие лучи. В верхней части знака, на фоне этих лучей, помещалась пятиконечная звезда, выполненная красной эмалью и окаймленная золотым ободком. В середине овала золотыми прописными буквами была сделана надпись: «ЛАУРЕАТУ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ». Верхняя часть овала заканчивалась гофрированной лентой, покрытой голубой эмалью с золотым обрезом, с надписью на ней: «СССР». При помощи ушка и колечка почетный знак «Лауреат Сталинской премии» соединялся с серебряной пластинкой, покрытой золотом, на которой голубой эмалью арабскими цифрами был написан год присуждения Сталинской премии. Постановление Совнаркома Союза ССР о присуждении Сталинских премий публиковалось в центральной печати 21 декабря - в день рождения И.В. Сталина.

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

    Из книги Русский клуб. Почему не победят евреи (сборник) автора Семанов Сергей Николаевич

    Какая странная премия… В 1990-х годах вышел в переводе на русский язык американский двухтомник «Лауреаты Нобелевской премии». Даны биографии всех без исключения 552 лауреатов (не считая коллективных, так сказать, премий). Даны с портретом каждого и подробной библиографией:

    автора Ионина Надежда

    Нобелевская премия Впервые о намерении оставить часть своего состояния на определенные цели Альфред Нобель, шведский промышленник, инженер и изобретатель, публично заявил в одном из интервью 1890 года. «Я собираюсь оставить после себя, – сказал он, – крупную сумму на

    Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

    Гонкуровская премия Литературных премий во Франции очень много – более тысячи. Есть премии, которые присуждаются автору за первый роман, повесть и т. д.: назначение такой награды – не дать затеряться произведению молодого писателя в книжном потоке. Некоторые премии

    Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

    Джозеф Пулитцер и премия его имени Государственные награды США – это в основном воинские знаки отличия, которыми отмечаются заслуги, связанные со службой в вооруженных силах страны. За достижения в общественно-политической, научной, спортивной и культурной областях

    Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

    Ленинская премия В конце января 1924 года, после смерти В.И. Ленина, по всей стране проходили митинги и собрания, участники которых принимали постановления и резолюции об увековечении памяти вождя Октябрьской революции и Советского государства. Его имя присваивалось

    Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

    Оскар – премия американской киноакадемии На заре развития кинематографа Голливуд был всего лишь небольшим городком, расположенным неподалеку от Лос-Анджелеса. И хотя сейчас он слился с этим калифорнийским центром едиными автострадами, бульварами и улицами, старый

    Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

    Сталинская премия Премии и стипендии «в ознаменование 60-летия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина» были учреждены Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч

    Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

    автора Ионина Надежда

    НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Впервые о намерении оставить часть своего состояния на определенные цели Альфред Нобель, шведский промышленник, инженер и изобретатель, публично заявил в одном из интервью 1890 года. «Я собираюсь оставить после себя, - сказал он, - крупную сумму на

    Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

    ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ Литературных премий во Франции очень много - более тысячи. Есть премии, которые присуждаются автору за первый роман, повесть и т. д. Назначение такой награды - не дать затеряться произведению молодого писателя в книжном потоке. Некоторые премии

    Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

    ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР И ПРЕМИЯ ЕГО ИМЕНИ Государственные награды США - это в основном воинские знаки отличия, которыми отмечаются заслуги, связанные со службой в вооруженных силах страны. За достижения в общественно-политической, научной, спортивной и культурной областях

    Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

    ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ В конце января 1924 года, после смерти В.И. Ленина, по всей стране проходили митинги и собрания, участники которых принимали постановления и резолюции об увековечении памяти вождя Октябрьской революции и Советского государства. Его имя присваивалось

    Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

    Запретная премия Научное и врачебное сообщество в 1939 году с энтузиазмом поддержало решение Нобелевского комитета присудить премию по физиологии и медицине Домагку «за открытие антибактериального эффекта пронтозила». За три года до того по инициативе Альберта

    Из книги От варягов до Нобеля [Шведы на берегах Невы] автора Янгфельдт Бенгт

    Первая Нобелевская премия Людвигу Нобелю принадлежало выдающееся положение в российском народном хозяйстве, и его смерть в 1888 г. была отмечена всей прессой страны.В некрологах подчеркивались превосходные личные качества Людвига Нобеля и тот факт, что, несмотря на свое

    Из книги Книга об отце (Нансен и мир) автора Нансен-Хейер Лив

    XIV. НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Едва отцу выпадала передышка от всех его работ по оказа­нию помощи, он старался хотя бы ненадолго, хоть на недельку, съездить домой. Но осенью 1922 года мы его не видали совсем. В сентябре он получил совершенно неожиданно новые поручения на Балканах и в

    Премии и стипендии «в ознаменование 60-летия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина» были учреждены Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч рублей каждая), которые будут ежегодно вручаться деятелям науки и искусства за выдающиеся работы в следующих областях наук: физико-математической, технической, химической, биологической, сельскохозяйственной, медицинской, философской, экономической, историко-филологической, юридической, а также за достижения в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве и кинематографии.

    Этим же Постановлением учреждались премии имени Сталина, которые намечалось ежегодно присуждать за лучшее изобретение: десять первых премий в размере 100 тысяч рублей каждая, двадцать вторых премий в размере 50 тысяч рублей каждая и тридцать третьих по 25 тысяч рублей каждая. Учреждалась премия имени Сталина и за выдающиеся достижения в области военных знаний: три первых премии по 100 тысяч рублей каждая, пять вторых – по 50 тысяч рублей каждая и десять третьих – по 25 тысяч рублей каждая.


    В дополнение к этому документу Совнарком Союза ССР через полтора месяца постановил учредить еще четыре премии имени Сталина (по 100 тысяч рублей каждая), которые будут присуждаться за выдающиеся произведения в области литературы – по одной премии в поэзии, прозе, драматургии и литературной критике.

    Все работы в области различных наук, военных знаний и т. д., выдвигаемые на соискание Сталинской премии, а также описание изобретений с приложением всех необходимых чертежей и документов представлялись в Комитеты по Сталинским премиям, которые были созданы при Совнаркоме, не позже 15 октября текущего года. После обсуждения и оценки представленных работ Комитеты свои предложения о присуждении Сталинских премий представляли в Совнарком до 1 декабря текущего года.

    По положению на соискание Сталинских премий представлялись только новые работы или изобретения, законченные в год присуждения премий. Работы или изобретения, законченные в период с 15 октября по 1 декабря текущего года, допускались на соискание премии имени Сталина в следующем году. Свои труды могли представить научные общества, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и общественные организации.

    Работы в областях наук и военных знаний, а также описания изобретений представлялись на любом языке в трех экземплярах, отпечатанных на пишущих машинках или типографским способом. Литературные и музыкальные произведения, а также архитектурные проекты представлялись в одном экземпляре, остальные произведения искусства – в оригинале. Оценка и присуждение премий в области театрального искусства и кинематографии производились как на основании представленных материалов (пьес, сценариев и т. д.), так и на основании имевших место показов кинофильмов и театральных постановок.

    На Комитет по присуждению премий имени Сталина за работы в области науки, военных знаний и изобретений возлагалось предварительное рассмотрение работ, выбор из них наиболее выдающихся и представление их со своим заключением Совнаркому Союза ССР. Для более полной и всесторонней оценки данных работ Комитет мог организовать из своего состава секции с участием ученых соответствующих специальностей, а также создавать экспертные комиссии из крупнейших ученых и специалистов-практиков. В рассмотрении отдельных работ по поручению Комитета могли принимать участие научно-исследовательские институты, ученые общества и учреждения, которые потом представляли Комитету свои заключения. В необходимых случаях на заседания Комитета приглашались представители НИИ, научных учреждений и организаций, а также отдельные лица для участия в обсуждениях и дачи заключений по работам, выдвигаемым на соискание премии имени Сталина. Решения Комитета принимались простым большинством голосов закрытой баллотировкой.

    Если премию имени Сталина получал авторский коллектив из двух человек, то она делилась между ними пополам; при авторском коллективе из трех человек – руководителю выдавалась половина денег, а остальная часть делилась поровну между остальными двумя членами коллектива; если авторский коллектив состоял из четырех и более человек, то руководитель получал треть премии, а две трети делились между остальными членами коллектива.

    В первый год порядок присуждения премий имени Сталина был несколько изменен, и было решено вручать награды не только за работы

    1940 года, но и за работы последних 6 лет, начиная с 1935 года. Одним из первых Сталинскую премию первой степени в области физико-математических наук получил П.Л. Капица, действительный член Академии наук СССР, за научную работу «Турбодетандер для получения низких температур и его применение для ожижения воздуха». Генерал-майор артиллерии П.А. Гельвих удостоился Сталинской премии за целый ряд работ: «О рассеивании, вероятности попадания и математическом ожидании числа попадания», «Теоретические основания выработки правил стрельбы» и «Стрельба по быстродвижущимся целям».

    Премия имени Сталина первой степени была вручена и академику Н.Н. Бурденко за научные работы по хирургии центральной и периферической нервной системы. Академик В.В. Обручев удостоился Сталинской премии первой степени за трехтомный научный труд «Геология Сибири».

    Высокие награды вручались и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Грозная военная обстановка не только не прекратила работу творческой интеллигенции, а наоборот – привела к невиданному патриотическому порыву и размаху творческой инициативы советских ученых, изобретателей и новаторов производства. Все прекрасно понимали, что их деятельность в военные годы нужна еще больше, чем в мирное время. И 1941 год показал крупные достижения советских ученых во всех областях знаний.

    Перестраивая промышленность на военный лад, необходимо было расширить ее сырьевые ресурсы, увеличить производственную мощность и т. д. В этом отношении огромный интерес представляет удостоенная Сталинской премии первой степени работа, которую проводила группа академиков и научных работников под руководством В.Л. Комарова – президента Академии наук СССР. Ими были исследованы и разработаны вопросы развития народного хозяйства Урала, а также экономические мероприятия в области черной металлургии, стройматериалов, энергетики и т. д. В результате этих исследований были намечены конкретные работы по расширению производства уральской промышленности.

    В числе лауреатов Сталинской премии первой степени стоит и имя известнейшего химика Н.Д. Зелинского, удостоенного высокой награды за работы по каталитическому превращению углеводородов и по оборонной химии.

    Для самолетостроения большое значение имели труды профессора М.В. Келдыша и кандидата технических наук Е.П. Гроссмана, удостоенные Сталинской премии второй степени. Эти ученые разработали теорию упругих колебаний частей самолетов и представили метод расчета самолетов на флаттер.

    Первые месяцы войны композитор Д. Шостакович провел в блокадном Ленинграде, где у него и родился замысел «Седьмой симфонии», посвященной героическим защитникам города. В Ленинграде были написаны три части симфонии, окончательную работу над этим произведением композитор завершал уже в Куйбышеве. Вскоре это произведение обошло весь мир, утверждая всепобеждающий гуманизм советского народа. Писатель А. Толстой писал, что

    Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертельный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний.

    В 1942 году за Седьмую симфонию Д. Шостакович был удостоен Сталинской премии первой степени. В том же году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1946 году Сталинской премии было удостоено новое произведение композитора – трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а еще через год выдающийся композитор удостоился звания «Народный артист РСФСР».

    В 1947 году Д. Шостакович выступил с семичастной ораторией «Песнь о лесах», написанной для солистов, хора и оркестра на текст поэта Е. Долматовского. За это произведение, а также за музыку к кинофильму «Падение Берлина» в 1950 году композитор удостоился Сталинской премии второй степени. Новым значительным достижением Д. Шостаковича стала созданная им в 1951 году сюита для хора «a capella» (без сопровождения) – «Десять поэм» на тексты революционных поэтов периода от 1905 года до Октябрьской революции. В 1952 году это произведение было отмечено Сталинской премией второй степени.

    Все награжденные получали звание «Лауреат Сталинской премии». Почетный знак «Лауреат Сталинской премии» носился на правой стороне груди рядом с орденами и медалями СССР. Он изготовлялся из серебра и представлял собой выпуклый овал, покрытый белой эмалью и окаймленный в нижней части золотыми лавровыми венками.

    На белой эмали изображались золотые восходящие лучи. В верхней части знака, на фоне этих лучей, помещалась пятиконечная звезда, выполненная красной эмалью и окаймленная золотым ободком. В середине овала золотыми прописными буквами была сделана надпись: ЛАУРЕАТУ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ. Верхняя часть овала заканчивалась гофрированной лентой, покрытой голубой эмалью с золотым обрезом, с надписью на ней: СССР. При помощи ушка и колечка почетный знак «Лауреат Сталинской премии» соединялся с серебряной пластинкой, покрытой золотом, на которой голубой эмалью арабскими цифрами был написан год присуждения Сталинской премии. Постановление Совнаркома Союза ССР о присуждении Сталинских премий публиковалось в центральной печати 21 декабря – в день рождения И.В. Сталина.