• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Поволжье - один из крупнейших географических объектов РФ. Он расположен вдоль берегов реки Волга. Здесь хорошо развита экономика. Судоходная река, железнодорожные ветки, пересекающие Поволжье вдоль и поперек, обеспечивают местных жителей всем необходимым для полноценного существования. По Волге есть выход в моря, что также благоприятно сказывается на экономико-географическом положении района.

    Поволжский район славится запасами полезных ископаемых. Среди них особенно ценятся:

    • нефть;
    • сера;
    • поваренная соль.

    Кроме этого, здесь достаточно сырья для изготовления качественных стройматериалов.

    Население Поволжья

    Поволжье - многонациональный регион. История формирования современного населения началась много веков назад. Коренными жителями изначально были марийцы, чуваши и мордва. Со временем сюда перекочевали и другие народы.

    В наши дни Поволжский район - самый заселенный и освоенный. Ежегодный прирост населения происходит из-за активной миграции людей из других районов. Благодаря богатым ресурсам здесь не так остро встаёт вопрос с трудоустройством. Основная часть населения занимает столицы национальных республик и крупные промышленные города, где безработица практически исключена.

    Сейчас структуру населения Поволжья составляют в основном русские и татары. Одни из самых заселенных городов - Волгоград, Саратов, Самара и Казань.

    Показатель уровня жизни населения Поволжья невысокий. Сейчас основная приоритетная задача и цель для Поволжского района - улучшение жилищных условий местных граждан.

    Промышленность Поволжья

    Поволжский округ известен многим как центр машиностроительной индустрии. Машиностроение Поволжья включает в себя выпуск широкого ассортимента оборудования и машин, например, легковых автомобилей, станков, вычислительных приборов и устройств, подшипников, электротехнических изделий, моторов для спецтехники и др.

    Важное место в этой отрасли отведено производству авиатехники, грузовых и легковых автомобилей, автобусов и троллейбусов, кораблей, а также велосипедов и другого малогабаритного транспорта.

    Самара и Саратов специализируются в основном на авиационной промышленности, которая берет свое начало со времен войны. Сейчас заводы этих городов производят турбореактивные самолёты.

    Нефтяная промышленность развивается в связи с потребностями местного населения. Машиностроение и производство оборудования и деталей имеют широкий спрос среди жителей близлежащих регионов.

    В связи с богатыми запасами полезных ископаемых, таких как нефть и газ, в Поволжском крае имеется несколько газо- и нефтеперерабатывающих заводов. Ведущими районами по добыче нефти являются Республика Татарстан и Самара.

    Волжская, Нижнекамская, Волгоградская и Саратовская области выделяются среди прочих продуктивным функционированием крупнейших гидроэлектростанций.

    Сельское хозяйство Поволжья

    Агропромышленный комплекс Поволжского края эффективно развивается по сей день. Благоприятные климатические условия и мягкая плодородная почва делают Поволжье основным поставщиком зерновых культур практически по всей России. Здесь выращивают пшеницу, рис, просо, кукурузу и гречиху. Кроме этого, на почвах Поволжского района хорошо произрастают овощи и бахчевые культуры, такие как томаты и арбузы.

    Тёплый влажный климат способствует хорошему росту риса, ячменя, подсолнечника и других влаго- и светолюбивых культур.

    Многочисленные зимние пастбища способствуют активному развитию животноводства. Благодаря этому Поволжье снабжает российские регионы не только зерном и овощами, но и шерстью, мясом и молоком. Самыми распространенными животными на местных фермах являются свиньи и овцы. Птиц здесь выращивают в основном из-за пуха. Для дальнейшего расширения животноводческих ферм перед жителями сельских районов Поволжья встают важные задачи:

    • улучшение и расширение полей для выращивания кормовых культур, необходимых для содержания скота;
    • увеличение и благоустройство ферм и загонов;
    • озеленение и увлажнение естественных участков, на которых пасутся животные.

    Жители прибрежных районов Поволжья эффективно занимаются рыболовным промыслом. Этот вид деятельности особенно актуален в Астраханской области. Здесь особое внимание уделяется чистоте водоемов. Для этого под тщательным контролем находятся все промышленные предприятия, заводы и фабрики. Быстрыми темпами строятся новые и улучшаются уже имеющиеся очистные сооружения. В настоящее время строятся заводы и фабрики для обработки, разведения и содержания рыбы, особенно семейства осетровых.

    Благодаря разнообразию зерновых культур и подсолнечников в Поволжском крае есть множество маслобойных заводов. Крупнейшие из них находятся в Саратовской и Волгоградской областях.

    Большая часть содержимого зернохранилищ отправляется на помол муки. Одни из самых крупных и развитых мукомольно-крупяных предприятий расположены на территории Самары, Саратова и Волгограда.

    Эта деятельность приносит значительную прибыль всему Поволжью, что позволяет из года в год повышать уровень жизни населения.

    В презентации собран материал проекта по теме «Мы – представители народов Поволжья». Здесь Вы познакомитесь с целью, задачами и гипотезой проекта, выводами.

    Мы живем на красивой реке Волга. Наша Волга считается одной из самых крупных рек мира. Поэтому и территория Поволжья занимает вдоль реки огромную площадь. Поволжье - многонациональный край. Мы постарались рассказать о народах Поволжья, ведь мы их представители.

    Народы Поволжья разные, но они имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Национальные костюмы, пословицы, общие ценности, праздники, традиционные ремесла, лучшие представители Поволжья. Приглядитесь друг к другу повнимательнее и вы найдёте много общего, подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Помните, что разрушить стену непонимания может даже одно сказанное слово.

    Вывод: мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!

    С защитой проекта учащиеся Винайкин А. (1 В кл.) и Аюпов И. (3 А кл.) выступали на областном конкурсе в сфере туризма и краеведения на Кубок «АБВГД» (Ассоциации больших волжских географических диковинок), где заняли 1 место в номинации «Народы Поволжья».

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Здравствуйте! Сыелах сунатап! Исэнме! Шумбрачи! Салам!

    Проект Мы – представители народов Поволжья муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 66» Презентацию по теме проекта подготовила Ж.В. Лифановская, учитель начальных классов Ульяновск 2015 год

    «Поволжский край, моя земля Родимые просторы! У нас и реки и поля Холмы, леса и горы Народы, как одна семья Хотя язык их разный, Но дружбой мы своей сильны, И мы живем прекрасно!» Цель нашей работы Познакомиться с народами Поволжья.

    Задачи: Исследовать национальный состав класса, Ульяновской области. Познакомиться с пословицами разных народов. Узнать о быте и обычаях основных народов Поволжья. Лучшие представители народов Поволжья.

    Гипотеза Нужно знать традиции и обычаи не только своего народа, но и всех народов, населяющих нашу необъятную Родину. И тогда нам с Вами будет легче понимать друг друга и не оскорблять чувства собственного достоинства людей других национальностей.

    Исследование национального состава классов По результатам опроса учащихся 3 А класса только 1 татарин (Аюпов Ильнур), а остальные – русские. У Мордвинова Артура мама татарка, а папа русский. Проведя опрос учеников 1 В класса, мы выяснили, что в нашем классе: 23 человека - русские, 4 человека – татары. Но есть семьи, где родители разных национальностей, например, у Винайкина Александра мама русская, а папа мордвин, у Тазировой Амины мама русская, а папа татарин. И это доказывает нам, что люди разных национальностей живут дружно не только как соседи, проживающие на одной улице или в одном городе, а могут создавать семьи, воспитывать детей.

    В Ульяновской области проживают представители более 100 национальностей. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав Ульяновской области следующий: Русские - 901 272 (73,6 %) Татары - 149 873 (12,2 %) Чуваши - 94 970 (7,7 %) Мордва - 38 977 (3,2 %) Украинцы - 10 484 (0,9 %) Азербайджанцы - 5 006 (0,36 %) Другие национальности - 20 164 (1,6 %)

    При этом с гордостью говорим, что в Ульяновской области равно свободно живётся всем народам, что здесь людей не делят по этническим и религиозным признакам. В нашей жизни мы очень дорожим такими отношениями, радуемся успехам каждой ульяновской семьи.

    Поволжье Народы, селившиеся вдоль берегов реки Волги: МОРДВА, МАРИЙЦЫ, УДМУРТЫ – финно- угры, ЧУВАШИ, КАЗАНСКИЕ (ПОВОЛЖСКИЕ) ТАТАРЫ.

    Мы живем с вами на красивой реке Волга. Наша Волга считается одной из самых крупных рек мира. Поэтому и территория Поволжья занимает вдоль реки огромную площадь. Поволжье - многонациональный край. Мы хотим рассказать о народах Поволжья, ведь мы их представители.

    Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Вдоль стен у всех народов устраивались лавки. Днем они служили местом для сидения, а ночью для сна. Поэтому лавки были очень широкие, добротные. Над лавками по стенам избы устраивались полки, на которых хранились различные вещи (мелкая утварь, инструменты). Лавка напротив двери называлась мужской, а по боковой стене - бабьей. На этой лавке женщины занимались прядением, ткачеством. В красном углу обычно стоял стол, висел киот с иконами. Это место завтрака, обеда и ужина всей семьи. В красный угол сажали почетного гостя. Здесь же совершались свадебные и похоронные обряды.

    Русские Мордва Татары Чуваши

    Что для жизни нужно? Солнце! Что для дружбы нужно? Сердце! Что для сердца нужно? Счастье! Что для счастья нужно? Мир!

    Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. Пословицы и поговорки разных народов Без труда и зайца не поймаешь. (татарская) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (русская) Что посеешь, то и взойдет. (чувашская)

    У каждого из нас есть общие ценности, которые помогают всем нам жить, и становиться лучше. Как гласит Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” В Исламе этот смысл звучит так: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”

    Вывод: У разных национальностей много пословиц и поговорок, в которых высмеивается зло и жадность, восхваляется честность, смелость и дружба. Имеются однотипные пословицы и поговорки.

    Краткая историческая справка заселения края татарами Происхождение татар является сложным и спорным. Непосредственными же предками татар являются булгары. В XV – XVI вв., в период существования татарских феодальных княжеств, на территории Поволжья происходило формирование отдельных групп татар: казанских, татар-мишарей, астраханских. На территории Ульяновской области проживают преимущественно татары-мишари.

    Обычаи и праздники Значительная часть традиционных народных праздников татар связана с этапами годового цикла хозяйственной деятельности и существовавшими в прошлом общинными отношениями. К таковым относятся сабантуй (праздник плуга), жыен (встреча, народное гуляние), урак эсте (жатва), каз эмэсе, мал эмэсе, тупа эмэсе (помощь в заготовке птицы, мяса, изготовлении сукна).

    Православные праздники Рождество Христово - праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января.

    Пасха - праздник праздников, самый главный православный праздник. В этот день душа словно переполняется светлой радостью, этому оказывает содействие и природа, которая сбросила оковы зимнего сна и в единой гармонии с Вселенской радостью встречает воскресшего Христа.

    Масленица Этот праздник олицетворяет пробуждение природы от зимнего сна, означает начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный.

    Вывод: Проанализировав праздники разных народов, мы пришли к выводу, что традиции праздников связаны с одинаковыми событиями природных явлений.

    Традиционные ремёсла народов Поволжья Ткачество

    Изготовление инвентаря и утвари, плетение лаптей, изготовление войлочных шляп, валенок. Плетеночный промысел Веревочный промысел Кожевенно-обувной промысел.

    Вывод: Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

    Лучшие представители народов Поволжья. Дружба и сплочённость всех народов стала важным источником победы над врагами в Великой Отечественной войне. За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 11600 человек: русские - 8160 человек; украинцев было 2069 человек, белорусов 309, татар 161, евреев 104, казахов 96, грузин 90, армян 90, узбеков 69, мордвин 61, чувашей 44, азербайджанцев 43, башкир 39, осетин 32, марийцев 18, туркмен 18, литовцев 15, таджиков 14, латышей 13, киргизов 12, удмуртов 10, карелов 9, эстонцев 8, калмыков 8, кабардинцев 7, адыгейцев 7, адыгейцев 6, абхазцев 5, якутов 3, молдаван 2. Все нации и народности нашей страны внесли свой вклад в победу над врагом, продемонстрировав великую силу единого сплочённого многонационального государства.

    Герои Советского Союза И.С. Полбин, Г.П. Карюкин, А.К. Абдразаков, З.С. Хусаинов

    Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве. Сколько знаменитых людей разных национальностей – ученых, поэтов, писателей, композиторов – стали гордостью государства. известный чувашский просветитель И.Я.Яковлев, выдающийся скульптор XX века, С. Д. Нефёдов, известен всему миру под именем Эрьзя, русские писатели Н.М.Карамзин и И.А.Гончаров, из Симбирской татарской общины вышли известные в своё время фамилии купцов Акчуриных, религиозных деятелей Гафаровых, общественных деятелей Бахтеевых и другие.

    Памятники великим представителям народов Поволжья Памятник Мусе Джалилю Залилов Муса Мустафович (литературный псевдоним Муса Джалиль) - татарский поэт. Памятник И.Я. Яковлеву Иван Яковлевич Яковлев – основоположник новой чувашской письменности.

    Памятника Гончарову И.А. Ива́н Алекса́ндрович Гончаро́в - русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности Памятник Пластову А.А. Аркадий Александрович Пла́стов - советский живописец. Народный художник СССР.

    Памятник Д. А. Разумо́вскому Дми́трий Алекса́ндрович Разумо́вский (16 марта 1968 года, г. Ульяновск, СССР - 3 сентября 2004 года, г. Беслан, Северная Осетия – Алания - Россия) - российский военнослужащий, начальник отделения Управления «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ Российской, подполковник, погибший при освобождении заложников во время теракта в Беслане. Посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

    Вывод: У каждого народа есть свои герои, все они совершали подвиги ради нашей общей родины, и мы должны помнить героические подвиги многонационального народа России и передавать эту память из поколения в поколение. Одна из лучших духовных традиций многонационального народа России – помнить о подвигах героев и чтить память погибших за Родину.

    Прощение, милосердие, сотрудничество, сопереживание, уважение прав других, взаимопонимание и уважение, сострадание и теплота сердец, принятие другого таким, какой он есть. Всё это способно объединить наши народы в любых испытаниях и бедах. Приглядитесь друг к другу повнимательнее и вы найдёте много общего, подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Помните, что разрушить стену непонимания может даже одно сказанное слово. Вывод: мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!

    В результате нашей работы мы пришли к выводам: Быт и обычаи основных народов Поволжья имеют много общего Взаимопонимание и уважение, сострадание и теплота сердец, способны объединить наши народы в любых испытаниях и бедах. Одна из лучших духовных традиций многонационального народа России –помнить о подвигах героев и чтить память погибших за Родину. Все выводы подтверждают нашу гипотезу.

    Спасибо за внимание!


    Подробности Создано 13.08.2013 14:02

    Русские, татары, чуваши, мордва

    Русские

    Русские - самая многочисленная группа населения города Ульяновска. Русские - представители славянской группы индоевропейской языковой семьи. Заселение симбирской полосы из различных регионов происходило не одновременно, причем поселенцы прибывали из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги и центральных районов. Ранее всего (в первой половине XVII века) оказались заселенными крайние северо-западные земли Симбирского Поволжья вдоль оборонительных черт.

    Остальные земли были освоены во второй половине XVII века и в XVIII веке. В заселении принимали участие "служилые люди" московского правительства, монастыри, крестьяне и др.

    Основным занятием русских Симбирского Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, полбу, просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур – лён, и коноплю. Издавна занимались русские и огородничеством. Второй отраслью сельского хозяйства было животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, домашнюю птицу.

    Новая географическая среда и соседство с нерусскими народами наложили отпечаток на материальную культуру русских Симбирского Поволжья. Так русские восприняли элементы традиционной культуры местного населения: от татар и чувашей местоположение печи (отступая от задней стены), вмазанные в печь котлы, некоторые блюда (салму, катык и другое); от финно-угорских народов – хозяйственную постройку – подвал, некоторые элементы одежды.

    В свою очередь, славянская культура оказала на жизнь нерусских народов Симбирского края. Русские принесли более передовые методы ведения хозяйства – систему трёхполья, более совершенные земледельческие орудия (соха русского типа) и приспособления для сушки снопов – срубный овин.

    По вероисповеданию русские были православными христианами. Широко ими отмечались древние праздники: святки, масленица, семик-Троица.

    Народное изобразительное искусство представлено резьбой, росписью, вышивкой, тканьем, плетением кружев. Характерная черта русского изобразительного искусства – орнаментальность. Один из древнейших видов орнамента – геометрический. Наиболее частые мотивы – ромб, розетка, круг. В этих узорах много общего с орнаментом нерусских народов Среднего Поволжья. Разнообразным было устное народное творчество.

    В русский женский комплекс одежды входили холстовая рубашка, она ещё называлась «рукава» и сарафан. В бедных семьях будничные сарафаны шили из крашеного холста, праздничные – из китайки (плотная хлопчатобумажная ткань синего цвета). В богатых семьях праздничные сарафаны шили из шёлка, плиса и бархата. Сарафаны носили обязательно подпоясанные. В народе пояс считался оберегом, использовался в обрядах, был ритуальным. На поясе также гадали о замужестве. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. Поверх сарафана одевали душегрейку – «епанечки». Они повторяли форму сарафана, только значительно короче его. В Симбирской губернии бытовала ещё одна форма женской безрукавной одежды – корсетка. Её одевали поверх сарафана и рукавов. Корсетка – это жилетка со сборками, без рукавов. Носили её преимущественно в Радищевском районе. Этот вид одежды заимствован от украинцев и южных великорусов. В качестве праздничных женских головных уборов отмечены разнообразные кокошники. Их носили замужние женщины до рождения первого ребёнка. Наиболее распространённым был кокошник с закруглённым верхом, имеющий вид полумесяца. Для орнамента использовали бисер, фольгу, стекло, перламутр и речной жемчуг. В орнаменте использовали изображения птиц, растительные мотивы. Кокошник, как правило, передавался от матери к дочери. Дополнением к русскому женскому костюму были распространены стеклянные красные круглые бусы, «янтарь», бисер.

    Татары

    Татары - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов.

    Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя "боргарлы", "казанлы" или "мослеман" (мусульмане). Лишь в XX столетии слово "татары" окончательно превратилось в самоназвание народа. Среди татар Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы: казанские татары и мишари.

    Несмотря на диалектальные и территориальные различия, татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой – фольклором, литературой, музыкой, религией, национальный духом, традициями и обрядами.

    Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная – супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки – кабартма. Национальные блюда – бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса (перемяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, эчпочмак, губадия, катыклы салма, чакчак. Лакомством считается вяленный гусь (каклаган каз). Молочные продукты – катык, сметана, творог. Напитки – чай, айран (тан).

    Несмотря на то, что предки казанских татар, жили на территории Симбирской губернии задолго до основания Симбирска, закрепление за татарами местных земель началось с заселения служилыми татарами Московского государства Симбирского края.

    На территории города Ульяновска проживают татары, исповедующие Ислам.

    Первый мусульманский молитвенный дом в Симбирске был построен в 1853 году на средства купца К.А. Акчурина. На улице Лосевой (ныне ул. Федерации). Спустя десятилетие после пожара 1864 года на средства Т.К. Акчурина была построена мечеть. Мусульмане города Ульяновска продолжают поддерживать и развивать лучшие традиции ислама. Это выражается и проявляется в различных сторонах жизни, начиная от воспитания детей, уважительного отношения к старшим до проведения ярких национальных праздников. При этом важнейшим стрежнем их мировоззрения остается уважение к другим религиям и культурам.

    Чуваши

    Чуваши - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. Само название народа "чуваш", производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами "горных" марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычные племена сувазов, поселившись в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). Анатри больше сохранили черт традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты финно-угорских предков - "горных" марийцев.

    До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков.

    В XVIII-XIX веках большая часть чувашей была крещена. Языческая вера в чистом виде перестала существовать, и все же двоеверие оставалось. Крестились и венчались в церкви, но языческие древние имена носились рядом с христианскими.

    Прикладное искусство у чувашей представлено резьбой по дереву, вышивкой, тканьём. Чувашская вышивка отличалась разнообразием швов, декоративностью, богатством узоров.

    Развито было и устное творчество. Популярными являлись лирические, трудовые, обрядовые песни, широко распространено хоровое пение. Старинными музыкальными инструментами были дуда, волынка, гусли.

    Большую роль в подъёме и развитии культуры, в образовании чувашей сыграла Симбирская чувашская школа, организованная в 1868 году просветителем чувашского народа И.Я.Яковлевым при активном содействии и поддержке И. Н. Ульянова.

    В 1870 году, благодаря И.Я. Яковлеву, появилась чувашская письменность на основе русской графики, стали создаваться учебники для чувашских школ, появилась литература на родном языке.

    Мордва

    Мордовские племена - автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя.

    По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угороской группы уральской языковой семьи.

    Преобладающим типом семьи у мордвы, как и у других народов Ульяновского Поволжья, со второй половины XIX века была малая патриархальная семья. Но сохранялись и большие, неразделённые семьи по 20 и более человек. Во главе крестьянских семей стоял отец – «большак», пользующийся неограниченными полномочиями и властью.

    Основное традиционное занятие мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы.

    Традиционное жилище - двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда - с западным вариантом южнорусской.

    Основа традиционного женского костюма мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха, сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.

    Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

    Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.

    У мордвы имелось немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождались приуроченными к ним кушаньями. На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог - лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев.

    Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.

    Верующие мордва - православные. Но в духовной культуре заметны черты и древнего язычества. В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств.

    Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

    Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общественными и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в др. - только женщины, в третьих - те и другие вместе. Семейные моления совершались старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи - инятят и иньбабат (от ине - великий, великая, атя - старик, баба - бабушка). При произнесении молитв обращались на восток. Для дохристианских верований и обрядов мордвы не было характерно поклонение идолам.

    Верховный бог в дохристианских верованиях мордвы именовался Шкай, Нишке. В связи с христианизацией название это было перенесено на христианского бога. Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки "язычества", часть из которых синкретизировалась с православием.

    В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.