• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Публикации о снежном человеке давно перешли из разряда мировых сенсаций в категорию развлекательного чтива. Еще в 1970 годы известный журналист Ярослав Голованов отмечал, что на йети стоит «клеймо улыбки». А в последние годы практически ни одно журналистское расследование на эту тему не обходится без определенной доли зубоскальства. Представители «большой» науки называют исследователей проблемы дилетантами, высокомерно отвергая сделанные ими открытия. Тем не менее, исследования в этой области продолжаются и пополняются все новыми и новыми свидетельствами.

    Журнал DISCOVERY начинает серию публикаций о снежном человеке и других неизведанных, спорных и вымерших существах.

    Принято считать, что в России исследование снежного человека началось столетие назад. Еще в 1914 году ученый-зоолог Виталий Хахлов, с 1907 года проводивший поиски «дикого человека» и опросы местного населения на территории Казахстана, направил руководству Академии наук письмо, в котором обосновывал существование человекоподобных существ. Хахлов дал им видовое название Primihomo asiaticus (первочеловек азиатский) и настаивал на организации экспедиции для обнаружения жизнеспособных особей. Но письмо попало в разряд «не имеющих научного значения», а последовавшие затем события, в том числе и первая мировая война, и вовсе отодвинули решение этой проблемы на многие десятилетия.

    Снежный человек (он же бигфут, йети и саскватч) впервые привлек внимание широкой общественности в 1950 годы, когда альпинисты многих стран стали «осваивать» высочайшие вершины планеты. Чуть более полувека назад, в 1954 году, состоялась первая специальная экспедиция по поискам йети в Гималаях. Она была организована британским таблоидом «Дейли мейл» по инициативе и под руководством сотрудника газеты, журналиста Ральфа Иззарда. Толчком к подготовке экспедиции послужили фотографии следов таинственного двуногого существа на снегу, сделанные англичанином Эриком Шиптоном во время подъема на Эверест в 1951 году.

    В высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью.

    Иззард очень вдумчиво подошел к сборам экспедиции, занявшим почти три года. За это время он ознакомился со всеми публикациями по теме в библиотеках разных стран, тщательно подобрал специалистов для основного состава экспедиции, договорился о содействии шерпов - коренных жителей высокогорья Гималаев. И хотя снежного человека Иззард не поймал (а такая задача тоже ставилась), было зафиксировано множество сообщений о встречах с ним, а в высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью. По описаниям местных жителей английский антрополог, сын эмигрантов первой волны, Владимир Чернецкий воссоздал облик йети.

    Уникальная фотография, сделанная во время экспедиции в лесу под Вяткой (Оричевский район) в 200В году: лохматое существо, перемещающееся на двух ногах, засняли с расстояния около 200 метров, после чего оно убежало, оставив гигантские следы.

    В1958 году Академия наук СССР создала «Комиссию по изучению вопроса о снежном человеке» и направила дорогостоящую экспедицию по поискам йети в высокогорья Памира, но, в отличие от Иззарда, не стала утруждать себя какой-либо серьезной подготовкой. Миссию возглавил ботаник Кирилл Станюкович, и среди его коллег не было ни одного специалиста по крупным млекопитающим. Стоит ли говорить, что результат оказался удручающим: немалые средства были потрачены, как сказали бы сегодня, на «нецелевые расходы». Нельзя утверждать, что Станюкович совсем уж не оправдал надежд высоких чинов. На основе полученных данных он создал геоботанический атлас высокогорий Памира, но после его экспедиции Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека. С тех пор все поиски йети в нашей стране велись исключительно силами энтузиастов.

    Тем не менее, за короткий срок своего существования комиссия успела собрать большое количество сообщений очевидцев о встречах с «жителями гор». Было издано несколько выпусков информационных материалов. Вся работа проводилась под руководством профессора Бориса Порш-нева, основавшего новое направление в науке о человеке и его происхождении - гоминологию. В 1963 году с пометкой «Для служебного пользования» тиражом всего в 180 экземпляров вышла его объемная монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», в которой Поршнев изложил имевшиеся данные и основанную на них теорию. Эти идеи в последующие годы были развиты профессором в статьях научно-популярных изданий и обобщены им в книге «О начале человеческой истории» (1974), увидевшей свет уже после смерти автора. Борис Поршнев умер от сердечного приступа, когда в последний момент издание этого труда было отменено, а набор книги рассыпан.

    В своих трудах Поршнев высказал идею, что «снежные люди» - дожившие до наших дней неандертальцы, приспособившиеся к природным условиям без орудий труда, одежды, огня и, что самое важное, речи как средства общения. Речь, по мнению ученого, - самое важное отличительное качество человека, выделяющее его из остального животного мира.

    В 1960 годы экспедиционная работа переместилась в основном на Кавказ. Основная заслуга в этом принадлежит доктору биологических наук Александру Машковцеву, объехавшему вдоль и попрек несколько регионов Кавказа и собравшему богатый материал. Экспедиционную работу возглавила и долгие годы вела Мария-Жанна Кофман. Участники поисков обменивались информацией о полученных результатах на заседаниях семинара по проблеме реликтовых гоминидов, основанного в 1960 году при Государственном Дарвиновском музее в Москве известным натуралистом Петром Смолиным. После смерти Смолина семинар до настоящего времени возглавляет Дмитрий Баянов.

    В то время как в СССР проблема снежного человека обсуждалась с теоретической позиции, в Америке и Канаде произошел серьезный рывок в сфере полевых поисков. 20 октября 1967 года американцу Роджеру Паттерсону удалось снять на кинопленку женскую особь гоминида в лесу в Северной Калифорнии и сделать несколько гипсовых слепков ее следов. Фильм был холодно встречен научной общественностью, без какого-либо изучения был отвергнут Смитсоновским центром и объявлен подделкой. Паттерсон умер через пять лет от рака мозга, но до сих пор в печати появляются материалы, пытающиеся обвинить его в фальсификации. А ведь еще в 1971 году российские гоминологи, среди которых был и ваш покорный слуга, в результате кропотливых исследований признали пленку подлинной. Наше исследование фильма до сих пор остается важнейшим свидетельством его истинности. Американские специалисты только недавно приступили к его серьезному изучению и уже подтверждают выводы, сделанные в СССР почти 40 лет назад.

    ЭКСПЕРТИЗА ИЗУЧАЯ ПЛЕНКУ ПАТТЕРСОНА, РОССИЙСКИЕ (ТОГДА ЕЩЕ СОВЕТСКИЕ) УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ ВЫВОД, ЧТО ОНА ПОДЛИННАЯ. ОНИ ОБОСНОВАЛИ СВОИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМИ АРГУМЕНТАМИ:

    Исключительная гибкость голеностопного сустава существа, изображенного на пленке, недостижимая для человека.

    Большая, по сравнению с человеком, гибкость самой стопы именно в тыльном направлении. На это первый обратил внимание Дмитрий Баянов. Позже это же подтвердил и американский антрополог Джефф Мелдрам, что и описал в своих публикациях.

    Пятка бигфута выступает назад больше, чем у человека. Это соответствует типичному строению стопы неандертальцев. Для существа большого веса это оправдано с точки зрения рационального приложения силы мышц.

    В Исследовавший фильм доктор наук Дмитрий Донской, бывший тогда заведующим кафедрой биомеханики Института физкультуры, пришел к выводу, что походка существа совершенно не типична для Homo sapiens и практически не может быть воспроизведена.

    В фильме явственно видна игра мышц на корпусе и конечностях, что отвергает предположения о костюме. Вся анатомия тела и особенно низкая посадка головы отличает это существо от современного человека.

    Измерения частоты колебаний рук и сопоставление со скоростью, на которой был снят фильм, свидетельствуют о высоком росте существа (около 220 см) и, учитывая комплекцию, большом весе (превышающем 200 кг).

    КЛАН БИГФУТОВ В ТЕННЕСИ

    В декабре 1968 года два криптозоолога с мировым именем, Айвен Сандерсон (США) и Бернар Эйвельманс (Франция), обследуют замороженный труп волосатого человекоподобного существа. Позже они публикуют отчет в научной печати. Эйвельманс идентифицировал погибшего как «современного неандертальца», продекларировав этим правоту Поршнева.

    Тем временем поиски снежного человека продолжались и в СССР. Наиболее существенные результаты дали работы Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, поиски Александры Бурцевой на Камчатке и Чукотке; весьма масштабно и плодотворно проходили экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алае под руководством киевлянина Игоря Тацла и Игоря Бурцева, а в Западной Сибири и на Ловозере (Мурманская область) небезрезультатно вела поиски Майя Быкова, Владимир Пушкарев собрал много сведений в Коми и Якутии.

    Экспедиция Пушкарева окончились трагически: в сентябре 1978 года он в одиночку отправился в экспедицию в Ханты-Мансийский округ и пропал без вести.

    В 1990 году поисковые экспедиции практически прекратились в связи с резким изменением общественно-политической обстановки на территории бывшего СССР. Через некоторое время благодаря развитию интернета российские исследователи смогли наладить прочные контакты с европейскими и заокеанскими коллегами. В последние годы интерес к йети усилился, появились и новые регионы обнаружения гоминидов. В 2002 году Дженис Картер, хозяйка фермы в штате Теннеси, рассказала в интервью, что рядом с ее владениями уже более полувека обитает целый клан бигфутов. По словам женщины, старейшине «снежной» семьи было около 60 лет, а «знакомство» с ним состоялось, когда Дженис было всего семь лет.

    В следующем номере мы подробнее остановимся на этом удивительном случае и главных действующих героях истории. Вас ждет рассказ об уникальных находках и невероятных открытиях.

    Таинственное существо из Бурганефа действительно похоже на неандертальца

    Дженис Картер встречает бигфута. Рисунок сделан со слов женщины и с точностью показывает пропорции существа и демонстрирует, как проходило их общение.

    Некоторое время назад российские гоминологи случайно наткнулись на информацию, что в 1997 году во Франции на провинциальной ярмарке в городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело «неандертальца», якобы найденное в горах Тибета и контрабандой доставленное из Китая. В этой истории много непонятного. Владелец трейлера, в котором перевозилась холодильная камера с «неандертальцем», бесследно исчез вскоре после того, как снимки тела погибшего снежного человека просочились во французскую прессу.

    Исчез и сам трейлер со своим бесценным содержимым, все попытки отыскать его на протяжении 11 лет оказываются тщетными. Фотографии замороженного тела показали Дженис Картер, которая с большой долей вероятности подтвердила, что это не фальсификация, а действительно труп бигфута.

    Несмотря на серьезные трудности, в основном финансового характера, исследования проблемы снежного человека продолжаются. Признание официальной наукой подобных человекообразных существ приведет к серьезным изменениям во многих отраслях знаний, связанных с изучением человека, позволит проникнуть в тайну его происхождения, окажет серьезное влияние на развитие культуры, религии, медицины. Пользуясь терминологией Поршнева, это приведет к научной революции и к коренному перевороту в вопросе определения человека как такового и выделения его из животного мира.

    Необычное сооружение, сделанное из стволов и веток деревьев, обнаруженное в штате Теннеси. Подобные конструкции часто находят в труднопроходимых лесах. Их предназначение пока неизвестно, но, по всей видимости так йети каким-то образом обозначают свою территорию. Игорь Бурцев (на фото) убежден, что в Теннеси проживает огромная семья бигфутов.

    ГИБРИД ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО

    Еще Мишель Нострадамус предупреждал о появлении гибрида человека и животного. Опыты по вивисекции, то есть хирургическом вмешательстве в живой организм в целях создания иного существа, в частности человека (или подобного ему), проводились еще в XIX веке, однако ник чему ни привели. О более ранних «исследованиях» такого рода данных нет. По крайней мере, врачи и алхимики Средневековья к подобным экспериментам не прибегали (это был путь на костер инквизиции), довольствуясь попытками выращивания в пробирках гомункулусов.

    Опыты по выведению человекоподобных существ получили широкое (в определенных кругах) распространение в начале 1920 годов. Ученик академика Ивана Павлова, биолог Илья Иванов, начал проводить опыты по скрещиванию человека и шимпанзе методом искусственного оплодотворения. Опыты проводились на добровольцах и продолжались более 10 лет, до смерти Иванова в 1932 году, которая последовала при весьма загадочных обстоятельствах.

    Для чего проводились эти опыты? Причина на первый взгляд проста - возможность создания неких гибридов для работы в тяжелых и вредных условиях и, возможно, для донорства органов. Однако результаты экспериментов неизвестны. Правда, существуют непроверенные данные, что где-то в шахтах заключенные ГУЛАГа встречали волосатых обезьяноподобных людей.

    Но возможно ли создание таких существ и других человекоподобных монстров? Генетики отрицательно отвечают на этот вопрос, так как у человека 46 хромосом, а у шимпанзе - 48, а значит, искусственное (как и естественное) оплодотворение просто невозможно. Но Иванов при воздействии на яйцеклетку вполне мог применять химические вещества, лекарственные препараты, облучение и любые другие сильнодействующие методы. Ведь то, что порой невозможно в природе, вполне возможно в лаборатории.

    ЯПОНСКАЯ ВЕРСИЯ

    Японский альпинист утверждает, что раскрыл тайну снежного человека, и теперь с этой проблемой, десятки лет будоражившей умы искателей загадочных явлений, покончено. После 12 лет исследований Ма-кото Небука сделал вывод, что легендарный йети с Гималаев не что иное, как гималайский медведь (Ursus thibetanus).

    «Реальность редко бывает столь пугающей, как представления о ней», - заявляет улыбающийся Небука, один из ведущих членов Альпийского клуба Японии, на пресс-конференции в Токио, посвященной выходу его книги, где подведен итог многолетних исследований проблемы «снежного человека».

    Помимо уникальных фотографий. Небука занимался и лингвистическими исследованиями. В частности, анализ интервью с жителями Непала, Тибета и Бутана показал, что пресловутый «йети» - это искаженное «мети», то есть «медведь» на местном диалекте. А миф почти стал реальностью из-за того, что тибетцы считают мед ведя-«йети» всемогущим и страшным созданием, обладающим сверхъестественной силой.

    Эти понятия совместились и стали «снежным человеком», объясняет Небука. В доказательство своей позиции он демонстрирует фотографию медведя-«йети», голова и лапы которого хранятся у одного из шерпов в качестве талисмана.

    А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

    • Название «снежный человек» - калька с тибетского «метох кангми», как там называют это существо.
    • Ученые, изучающие снежного человека, сходятся во мнении, что срок жизни этого существа составляет 250-300 лет.
    • Криптозоологи располагают не только слепками следов, волосами и экскрементами йети, но и фрагментами его жилища, сооружаемого на земле и на деревьях. Ученые убеждены: чтобы построить конструкцию из сучьев и заделать стены травой, листвой, землей и экскрементами, требуется немалая сила и интеллект.
    • Самую невероятную версию появления снежного человека попытались предложить финские ученые. Они утверждали, что йети - инопланетяне, и, исчезая, они транспортируются на свою планету.
    • В Малайзии йети считают божеством, называют его «Ханту Яранг Джиджи» (в дословном переводе - «дух с широко расставленными зубами»), а в национальном парке Эндау-Ромпин существует даже небольшая часовня со скульптурой бигфута, к которой приходят молиться верующие.
    • Американским Обществом криптозоологи и в Тусоне (штат Аризона) объявлена награда в 100 тысяч долларов США тому, кто найдет и доставит ученым труп снежного человека, и 1 миллион долларов тому, кому удастся поймать его живьем.

    Как свидетельствуют уникальные архивные материалы, с которыми удалось ознакомиться "Итогам", СССР был единственной страной в мире, где проблема поиска йети рассматривалась на самом высоком государственном уровне. "Снежный человек" непременно должен был стать советским

    Наука о привидении

    В 1957 году общественность была взбудоражена вышедшей в Москве книгой англичанина Диренфурта "К третьему полюсу". В ней пересказывались многочисленные истории о неуловимом существе в Гималаях. Следом появились свидетельства о триумфальном шествии йети по советской стране. Наконец, сбором и изучением сведений о загадке века вплотную занялась Академия наук СССР. В "снежного человека" поверил даже ее президент Александр Несмеянов. В отличие от зарубежных следопытов-одиночек советским ученым удалось поднять вопрос об отлове мохнатого привидения на самый высокий уровень.

    31 января 1957 года в Москве состоялось заседание президиума АН. В повестке дня значился единственный пункт: "О "снежном человеке". В обсуждении помимо президента академии приняли участие известный физик-теоретик, академик Игорь Тамм, антрополог Михаил Нестурх и другие ученые. С основным докладом выступил закоперщик поиска советского йети, историк и философ, профессор Борис Поршнев. Опираясь на многочисленные данные о встречах с йети на Памире, Борис Федорович предположил, что он мог мигрировать из главной области своего обитания в Гималаях на северо-запад и достигнуть советского Памира. Все высказанные в прениях возражения были проигнорированы. Сторонники теории настояли на "организации комплексной экспедиции для всестороннего научного изучения двух наиболее недоступных и плохо изученных участков Памира - бассейна Сарезского озера и бассейна реки Мук-Су". Лицензия на отлов "снежного человека" была оформлена постановлением президиума АН СССР N 74. Согласно документу руководство академии, "считая необходимым принять меры для выяснения вопроса", образовал комиссию во главе с известным геологом и географом, членом-корреспондентом АН из Ленинграда Сергеем Обручевым. Для чистоты эксперимента, то есть в "целях предупреждения наплыва самодеятельных экспедиций и альпинистских групп", ученые вышли с ходатайством об охране высокогорных районов в правительство СССР. Комиссии было также дано поручение связаться с китайскими и индийскими коллегами. Предполагалось, что, наступая с "трех фронтов", легче отрезать "снежному человеку" пути отхода и взять его в плотное кольцо (в Дели и Пекине, впрочем, выразили скепсис по поводу московской инициативы). Спустя десять дней после заседания президиума, Несмеянов подписал распоряжение N 1-289 о составе комиссии. Заместителями Обручева были назначены Поршнев, морфолог животных Клейнберг и директор Памирской станции Станюкович. Вместе с группой антропологов и альпинистов рядовыми членами комиссии стали ректор Ленинградского университета, глава исполкома Горно-Бадахшанской автономной области, академик-секретарь АН Таджикской ССР и директор московского зоопарка. Всего штаб по поискам "снежного человека" состоял из 21 ответработника.

    Дело оставалось за малым - получить санкцию высшего руководства страны. Докладную записку в ЦК КПСС отправил сам академик Несмеянов. Бумага попала в ЦК КПСС 21 февраля 1958 года и была встречена с пониманием. Но Политбюро проблемой "снежного человека" заниматься не стало. Запрос академии был спущен в отдел науки ЦК, который и дал добро на организацию памирской экспедиции. Ничего странного в поведении советского начальства не было. Если йети был бы действительно "взят и обезврежен", в руках советских ученых могло оказаться недостающее звено между обезьяной и человеком. Вполне достойное приложение к выведенному на орбиту первому космическому спутнику Земли!

    По просьбе ученых Вооруженные силы быстро пресекли несанкционированные вылазки дилетантов в районе Памира. Оказавшись в идеальных "лабораторных" условиях, группа захвата приступила к делу. На помощь пригласили четвероногих помощников из элитного питомника - Центральной ордена Красной Звезды школы военного собаководства Советской армии. Они должны были взять след, окружить потенциального обитателя московского зоопарка и затравить. Псы чутко ловили любое дуновение ветра, гнали жертву, но всегда не ту, что надо. После нескольких месяцев изнурительной погони ни живой, ни мертвой добычи найти так и не удалось. Это был настоящий провал. В качестве утешительного приза в Москву привезли лишь научные открытия в области геологии, ботаники и этнографии. Работу комиссии быстро свернули. Ликвидационное постановление президиум АН СССР принял 23 января 1959 года. На заседании с покаянным отчетным докладом выступили разочарованные Обручев и Поршнев. Капитулировал и академик Несмеянов. Президиум единодушно решил считать тему исчерпанной: "нет оснований предполагать в настоящее время существование на Памире "снежного человека". Имущество экспедиции передавалось на баланс Памирской биостанции. Дальнейшее существование комиссии стало невозможно и по политическим мотивам. К тому времени Никита Хрущев уже вовсю критиковал деятелей науки за оторванность от насущных дел государства, а саму Академию наук называл "чрезвычайно громоздкой и плохо управляемой". Через два года после эпопеи с йети Несмеянову пришлось уйти в отставку. Академическая экспедиция на Памир стала первой и последней. Но эпопея с поисками "снежного человека" получила продолжение. Через несколько лет десятки неформальных экспедиций вновь бороздили высокогорные и равнинные области СССР в поисках следов йети. Но теперь уже без лишнего шума и без поддержки Кремля.

    Продолжение следует

    Сегодня, спустя 40 лет, те, кто верит в существование йети, выступили с инициативой создания международной организации, которая объединила бы криптозоологов разных стран. "Вместе мы смогли бы упростить решение ряда вопросов, например связанных с организацией и финансированием исследовательских экспедиций, кроме того, могли бы оперативно реагировать на сообщения с мест, что немаловажно в нашем поиске", - считает криптозоолог Леонид Ершов.

    На вопрос: "Почему до сих пор нет реальных доказательств существования йети?" - криптозоолог Дмитрий Баянов отвечает так: "Не каждый егерь, охотник или рыбак носит с собой видео или фотоаппаратуру. К тому же очевидно, что гоминоид обладает уникальными способностями, сверхчутьем, повышенной интуицией, которая позволяет так долго не показываться людям на глаза. Возможно, в будущем изучение повышенной интуиции гоминоидов позволит по-иному взглянуть и на человеческие способности". По мнению Баянова, больший эффект принесли бы не разовые экспедиции, а организация базовых поселений по аналогии с метеостанциями, где специалисты могли бы вести постоянные наблюдения, делать подкормки. Другими словами, для того чтобы увидеть гоминоида, надо долго жить в предполагаемом месте его обитания. Дмитрий Баянов, заметим, делает это утверждение не на пустом месте. В настоящий момент он непосредственно участвует в любопытном российско-американском проекте. В горах Аппалачи штата Теннесси фермеры Мэри Грин и Дженис Кой, если верить их словам, уже несколько лет ведут наблюдения за семьей гоминоидов. Дженис Кой готовит к выпуску книгу (в ближайшее время она должна быть переведена при помощи Баянова на русский язык), в которой описывает мельчайшие подробности их внешнего вида и поведения, а то, что сообщает об их умственных способностях, опрокидывает все прежние представления об этих существах. Дженис Кой утверждает, что гоминоиды способны понимать и осмысленно использовать слова - будто бы у них даже есть свой собственный язык. Так это или нет, покажут дальнейшие исследования. На сегодняшний момент Дженис собрала образцы волос гоминоида, делает слепки их следов, а самое главное - пытается получить четкие снимки и видеоизображения тех, кто оставляет следы.

    Один из немногих в России, кто имеет на руках хоть какие-то доказательства существования гоминоида, - это Леонид Ершов. В 1986 году в районе Ловозера на Кольском полуострове ему удалось собрать на месте предполагаемого лежбища волосы "снежного человека". Он отдал свои находки в Мурманское бюро главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. Специалисты провели комплексный анализ материала и сделали заключение, что видовая принадлежность находок не установлена, так как при сравнении с целым набором сывороток (человек, рогатый скот, собака, кошка, свинья, кролик, лось, птица) был получен отрицательный результат. Эксперты пришли к выводу, что волосы принадлежат неизвестному травоядному существу животного происхождения. Если широкомасштабная экспедиция по поиску "снежного человека" в ближайшее время все же состоится, она будет принципиально отличаться от предпринятой более 40 лет назад. Как считает Игорь Бурцев, экспедиция должна быть организована не с целью поймать гоминоида, а с целью изучить его повадки, ареал обитания, способы питания: "В наших исследованиях дали предварительное согласие принять участие представители самых разных наук - антропологи, историки, этнографы, биологи, а также люди совершенно непрофильных специальностей. Конечно же, если в руках ученых окажется тело гоминоида, вот тогда они повеселятся, будут снимать размеры костей, черепа и т.д. Современные методики позволят нам провести комплексный детальный анализ существа и сделать выводы, что он взял от homo sapiens, а что от животных. К поискам можно привлечь и криминалистов для проведения анализов найденных следов".

    Российские исследователи не сомневаются, что обнаружение "снежного человека" изменит устоявшиеся взгляды на происхождение человека. Криптозоолог Вадим Макаров убежден, что не время складывать оружие, и именно сейчас, когда накоплено столько свидетельств, необходимо активизировать поиски: "Потомки не простят нам равнодушного отношения к этой очень важной научной проблеме. Если гоминоиды есть, то скорее всего их количество невелико, но я уверен, что сегодня еще можно найти отдельных представителей в тех глухих районах, где редко появляется человек". И непременно - в районах российских!

    Денис Бабиченко, Дмитрий Серков

    Врез 1

    МНЕНИЕ

    Нет, сынок, это - фантастика

    Большинство представителей официальной науки весьма скептически относятся к рассказам о "снежном человеке". Вот что заявили корреспондентам "Итогов" Юрий Чистов, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), и Александр Аверьянов, завлабораторией млекопитающих Зоологического института Российской академии наук, доктор биологических наук.

    Юрий Чистов: "В 80-х годах нас обязали поехать в район поселка Лахта, расположенного на побережье Финского залива, вместе с исследователями, которые занимаются поисками человекоподобных. Там якобы обнаружили следы "снежного человека".

    В конечном итоге мы встретили студента, отдыхавшего в этих местах, который признался, что ради забавы с помощью камней сделал несколько отпечатков. На сегодняшний день не существует научных доказательств, я подчеркиваю - научных, существования так называемых гоминоидов, и я не рекомендовал бы своим коллегам отправляться в подобные экспедиции".

    Александр Аверьянов: "Криптозоология не имеет ничего общего с зоологией. Для ученых-зоологов нет места в экспедициях по поиску "снежного человека", потому что на сегодняшний день нет убедительных доказательств его существования, кроме расплывчатых снимков, сомнительных следов и рассказов очевидцев.

    Всемирно известный китайский антрополог профессор Пэй Вень-чун, возглавляющий в Китае изучение данного вопроса, сообщал о поимках и встречах нескольких экземпляров «человека- » («дикого человека») юго-западнее Ташкургана. Так, в 1954 году в горах вблизи пункта Упулан, согласно сообщению пограничника, было поймано существо, «у которого лицо , руки сгибаются как у человека и подобные человеческим, большой палец на руке противопоставляется, ногти острые, следы ног похожи на человеческие. Он способен руками бросать камень. Ходит на двух лапах, но когда замечает преследователя, то и на четвереньках». Считают, замечает профессор Пэй Вень-чун, что у этого «медведя» лапы и положение тела человеческое. Следовательно, зоологи отнесут это существо не к семейству медведей, а к отряду приматов.

    Пэй Вень-чун приводит и другое сообщение: начальник автономного уезда на юге Синьцзяна, недалеко от границ Памира, сообщил, что в недоступной горной местности обнаружено «стадо» (может быть, скопление?) обезьяноподобных существ, имеющих бурую шерсть. Кстати, указывается даже, что период линьки у них приходится на апрель. Они ходят на двух ногах, детенышей носят на руках, как люди. Все эти данные удивительно точно согласуются с рассказами о местах обитания «дикого человека», которые были собраны среди киргизов Восточного Памира одной экспедицией летом 1958 года. В упомянутой выше статье А. 3. Розенфельд относит и эти записи к области чистейшего фольклора. Не очевидно ли, что тут ошибка?

    Третий очаг обитания диких людей в Синьцзяне, по серьезно проверенным данным П. Ф. Ратова, относится к некоторым высокогорным пунктам китайской стороны Тянь-Шаня. И в этом отношении сведения П. Ф. Ратова хорошо контролируются другими материалами

    Возьмем другой пример сообщения, не имеющего никакого отношения к фольклору. Начальник участка московского вагоноремонтного завода Г. Н. Колпашников изложил воспоминания о случае, имевшем место в августе 1939 года в районе боев у Халхин-гола (Монголия). Будучи тогда начальником особого отдела одного из советских подразделений, он был вызван ночью в место расположения монгольской кавалерийской части, где имело место чрезвычайное происшествие: часовые заметили два силуэта, спускавшихся по гребню горы, сделали необходимые предупреждения, затем, полагая, что это японские разведчики, открыли стрельбу и наповал убили обоих. Каково же было их изумление, когда убитые оказались какими-то обезьяноподобными существами. Прибыв рано на рассвете на броневике к месту происшествия и рассмотрев два валявшихся на земле скорченных трупа, Г. Н. Колпашников, по его словам, «почувствовал какую-то неловкость за то, что убиты не враги, а какие-то два животных существа странного вида.

    Конечно, - продолжает он, - в то время я совершенно не слышал ничего о «снежном человеке», и я не утверждаю, что это были именно «снежные люди». Но вместе с тем мне было известно, что в Монголии нет человекоподобных обезьян, и я тогда задумался, как и другие, над вопросом: кто же это?»

    Ответа не было. Только один старик-монгол из местных жителей, подозванный переводчиками, сказал, что это - так называемые «дикие люди», водящиеся в этих краях. Из-за какого-то суеверия старик боялся близко подойти к трупам. По словам Г. Н. Колпашникова, убитые существа были примерно человеческого роста. Тело их было покрыто рыже-бурой шерстью, причем неравномерно. Лохматые волосы покрывали лоб и брови. Лицо, говорит Г. Н. Колпашников, «было похоже на очень грубое человеческое лицо». Однако время было военное, шел бой, для углубления в естественноисторические вопросы не оставалось никакой возможности…

    Как видим, и это наблюдение нельзя отнести к фольклору. Но объяснения старика-монгола связали наблюдение приезжего русского с теми местными сведениями, которые этнографы обязательно назвали бы фольклором. А позже, независимо от всего этого, было получено письмо из Харбина (Китай) от лица, слышавшего несколько глухих рассказов о встречах с какими-то непонятными волосатыми дикими человекоподобными существами в горах Большого Хинганского хребта, в районе, сравнительно недалеком от Халхин-гола. Уж не лешего ли они встречали? - спрашивали иные суеверные люди.- Уж не тот же ли это цикл легенд о диком человеке? - спросят этнографы-фольклористы. Нет, у нас нет никакого основания не доверять сообщению офицера Советской Армии Г. Н. Колпашникова,- отвечают биологи. А его показание связывает воедино все эти сведения.

    Однако пора отбросить и нелепую посылку, что достоверны лишь свидетельства приезжих людей, а рассказы местных жителей не могут быть опорой для науки. Пора покончить с остатками пренебрежения европейских этнографов к «туземцам». Положительным примером может послужить совсем недавно обнаруженная строго научная обработка зоологом, сравнительным анатомом В. А. Хахловым показаний нескольких казахов о «диком человеке» (ксы-гыик), встречающемся в южной части Тянь-Шаня. Этот материал - важный вклад в изучение проблемы «снежного человека».

    Работая в 1907-1915 годах в Зайсане, у границ России и Китая, В. А. Хахлов обратил внимание на рассказы населения об этом существе. Сначала он, конечно, полагал, что «дикий человек» - миф. Затем оказалось, что «его видели, его ловили, он оставлял следы на песке, распространял запах, кричал, сопротивлялся, жил на привязи некоторое время».

    Наконец В. А. Хахлов разыскал и прямых очевидцев, из которых один наблюдал на протяжении нескольких месяцев ежедневно пленную самку «дикого человека» на привязи, другой участвовал в поимке самца и т. д. Терпеливая и умелая опросная работа с этими очевидцами не только укрепила зоолога в убеждении, что «дикий человек» - не миф, а реальность, но дала возможность составить довольно подробное его биологическое описание. 1 июня 1914 года молодой ученый направил заявление в Российскую Академию Наук, в котором кратко сообщал о своих важных выводах и просил помощи для организации экспедиции в Центральную Азию за «первочеловеком азиатским», как он предположительно наименовал это существо.

    В настоящее время заявление В. А. Хахлова разыскано в архиве Академии наук. Оно навсегда останется значительной вехой в историй научного спора о «снежном человеке». Ведь оно было послано за 40 лет до отправления первой английской экспедиции в Гималаи для поисков «снежного человека», за 45 лет до провозглашения существования цикла народных мифов о «диком человеке». Выводы В. А. Хахлова надолго опередили науку того времени. Его заявление осталось без последствий. Но значительная часть его полевых записей и зарисовок сохранилась, и ныне в упорядоченном виде предоставлена им в распоряжение специалистов.

    Ниже будут изложены некоторые дополнительные данные, приведенные В. А. Хахловым в его второй сводке: «Что рассказывают казахи о «диком человеке».

    Прежде всего, В. А. Хахлов неоспоримо установил, что эти существа - ни в коем случае не одичавшие современные люди. «Людьми» казахи называли их по той причине, что они держатся вертикально, передвигаются, как правило, на двух ногах, имеют внешнее сходство с людьми, но по существу рассматривали их как особый вид животных. Никто из очевидцев не наблюдал у «дикого человека» никаких проблесков речи или попыток как-либо объясниться.

    Дальнейшее накопление наших знаний покажет, насколько велики эти «человеческие черты» в смысле строения тела, то есть анатомии и морфологии данного вида животных. Допустим, их окажется несколько больше, чем предполагал В. А. Хахлов. Но бесспорно, что речь идет все-таки не о человеке, а о своеобразном виде животных.

    Утверждаем ли, однако, мы, биологи, изучающие «снежного человека», что это наше представление о нем, как о реально существующем (или недавно существовавшем) на земле виде живых существ, уже доказано? Нет, мы не имеем пока права утверждать этого категорически. Наше мнение пока еще надо называть научным предположением. Слишком мало еще имеется бесспорных вещественных данных о «снежном человеке». Как ни привлекательны выводы В. А. Хахлова, число опрошенных им очевидцев слишком невелико. Как ни ценна проверка разных сообщений при помощи великого оружия науки - сравнения, нужно дополнить ее строгой документированной проверкой хоть некоторых сообщений.

    Иными словами, вопрос о существовании «снежного человека» все еще принадлежит к числу нерешенных вопросов современной науки. Возможно, впереди еще долгий путь проверки и борьбы двух гипотез.

    Но бесспорно, что не смогут победить обе,- не будет двух открытий, будет какое-то одно из них. Торжество биологической точки зрения заставит признать, что весь фольклор о «диком человеке» является искаженным, фантастическим отражением реальности. Может быть, победят сторонники взгляда, что все сведения о «снежном человеке» - мифы? Пока надо снова и снова напоминать сторонникам этого взгляда, что изучение мифов - тоже наука. Они должны доказывать свою точку зрения строго научно, в соответствии с требованиями фольклористики.

    Трудную, навряд ли научно разрешимую задачу берет на себя тот, кто говорит: все сообщения о «снежном человеке» - мифы. Но и нам, сторонникам биологической точки зрения, понадобится еще много настойчивого труда, много спокойного и непредвзятого изучения фактов, для того чтобы сделать ее неоспоримой.

    В этой работе мы не одни. Вот, например, обнадеживающие слова профессора Пэй Вэнь-чуна со страниц газеты «Гуаньминь жибао» от 4 января. На конференции по палеоантропологии при Академии наук Китая, сообщает он, «были и ученые, сделавшие сообщения относительно некоторых новых материалов о «снежном человеке» в высокогорьях Тибета, в результате чего мы расширили свои представления о загадке «снежного человека», к которому приковано пристальное внимание всего мира»…

    P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что все-таки было бы полезно организовать еще одну научную экспедицию «по следам снежного человека». И если даже этих самых следов найти не удастся, то, по крайней мере, получится отличный приключенческий поход. Единственное надо будет все организовать должным образом, взять хороший и вместительный багажник Topeak , добротные рюкзаки, палатки, и все прочее туристическое и походное снаряжение.

    Снежный человек - существо малоизученное. В настоящее время его относят к миру животных.

    Поэтому и наука, которая его изучает - криптозоология. Это наука о вымерших животных.

    Кто такой снежный человек?

    На этот вопрос нет ответа. По крайней мере, всю информацию не спешат доводить до широких масс. Есть очевидцы, которые видели существо, похожее на нечто среднее между человеком и обезьяной. Но о его истинном происхождении мало что известно. Склоняются ко мнению, что это тупиковая ветвь развития человечества.

    Снежного человека боятся. Потому как у него большой рост и недюжинная сила. Он не идет на контакт с людьми.

    Очень часто находят места его ночевки - подобие гнезда, сплетенного из огромных веток деревьев, которые просто наклонены. Для такой работы действительно нужна сила.

    Никто не знает, как снежный человек общается со своими сородичами. Есть мнение, что на уровне подсознания. Но мне кажется, что это домыслы из-за недостатка информации.

    Снежный человек точно не живет стадом. Встречали отдельные особи, пары (причем как взрослые, так и с детьми). Последний момент означает, что снежный человек все-таки не вымирает окончательно, хотя, надо полагать, его поголовье значительно сократилось.

    Трудно сказать чем он питается. Вряд ли поддает пищу термической обработке. Наверное, именно за это его и относят к категории животных: способы питания и общения.

    Очень часто находят отпечатки стопы снежного человека.

    Его тело покрыто длинной шерстью. Одежду или обувь он не носит.

    Снежного человека иногда называют Лешим. Поскольку их поведение отождествляют: страшный, молчаливый, может навести на людей морок (заблудится человек в лесу, в том месте, где все знакомо).

    В некоторых регионах это существо называют Йети.

    Названия разные. Описание внешности и манеры поведения (или повадки) - очень схожи.

    По состоянию на сегодняшний день очень мало фактического материала (рассказы очевидцев в данном случае не в счет), чтобы составить четкое мнение об этом существе. Хочется надеяться, что в скором времени ситуация изменится. У науки появится больше материалов для исследования и ученые удивят нас интересным открытием.

    Снежный человек (йети, сасквоч, бигфут, энжей, авдошка, алмаст англ. bigfoot) — легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Его существование утверждается многими энтузиастами, но на текущий момент не подтверждено. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней с доисторических времен.

    Кадр из видеозаписи Роджера Паттерсона.

    В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры. Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека. Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка — постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

    Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест. Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

    В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами, с густым волосяным покровом по всему телу — чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывалиь предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде — моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

    Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

    …о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.

    Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

    Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

    СССР был единственной страной в мире, где проблема поиска йети рассматривалась на самом высоком государственном уровне. Интерес к снежному человеку проявила и Академия наук СССР. 31 января 1957 года в Москве состоялось заседание президиума АН. В повестке дня значился единственный пункт: "О «снежном человеке». В 1958 году была создана Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке». В её составе были известные ученые — геолог, член-корреспондент С. В. Обручев, приматолог и антрополог М. Ф. Нестурх, ботаник К. В. Станюкович, физик и альпинист, Нобелевский лауреат, академик И. Е. Тамм. Наиболее активными членами комиссии были врач Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия, сводилась к тому, что снежный человек — это доживший до наших дней примат из деградировавшей ветви неандертальцев. Работа комиссии вскоре была свёрнута, но результаты её работы не были аннулированы последующими исследованиями АН СССР и РАН. Гипотеза, из которой исходила комиссия, в дальнейшем излагалась в официальных справочных пособиях Академии Н. Ф. Реймерсом и другими авторами.

    Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов.

    В 1987 году усилиями Ж.-М. И. Кофман и других энтузиастов поисков снежного человека было учреждено Российское объединение криптозоологов, или Общество криптозоологов. Общество имело официальный статус при Министерстве культуры СССР и получило большую помощь от газеты «Комсомольская правда», которая финансировала покупки приборов ночного видения, средства связи, фотоаппаратуру, медикаменты для обездвиживания и обеспечивала поддержку представителей власти на местах. Общество продолжает свою работу, выходят публикации его членов.

    Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции, Рима, Древней Армении, Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, фольклоре разных народов (фавн, сатири силен в Древней Греции, йети на Тибете, в Непале и Бутане, гулей-бани в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, ежэнь, маожэнь и жэньсюн в Китае, киик-адам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине, дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, абнауаю в Абхазии, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

    В фольклоре предстают в виде сатиров, бесов, чертей, леших, водяных, русалок и т. п.

    Русский зоолог К. А. Сатунин утверждал, что в 1899 году видел самку бьябан-гули в Талышских горах. В 1921 году о существовании йети сообщил Говард-Бери, известный альпинист, возглавлявший экспедицию на Эверест. В 20-е годы XX века в Средней Азии якобы были пойманы несколько йети, заключены в зиндан и после безуспешных допросов и пыток расстреляны как басмачи.Подполковник медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетян в 1941 году якобы произвел непосредственный осмотр живого дикого человека, пойманного в Дагестане, животное было вскоре расстреляно и съедено. Свидетельств этого случая не сохранилось, так как вскоре Карапетян и его подельники были расстреляны как шпионы. Всего в XX веке зафиксировано несколько сот сообщений о наблюдении снежного человека.

    За поимку снежного человека губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обещает 1 000 000 рублей.

    Среди тех, кто верит в существование снежного человека, наиболее популярны версии, по которым он является потомком тех или иных гоминид, обладавших большим ростом или коренастым телосложением. Среди кандидатов:

    гигантопитек — вероятный родственник орангутанов;

    мегантроп — крупная антропоидная обезьяна плейстоцена;
    неандерталец — вид Homo, обладавший коренастым телосложением и дольше всего задержавшийся в горных районах Европы.

    Фрагмент из советского комедийного художественного фильма "Человек ниоткуда" снятый режиссёром Эльдаром Рязановым в 1961 году на киностудии "Мосфильм".