• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    От бухарестской студии Sand Sailor Studio. А еще это аллегорический рассказ о Румынской революции 1989 г.

    История создания Black The Fall началась в 2014 г. Небольшая инди-команда Sand Sailor Studio вышла на Kickstarter с необычным проектом, сочетающим элементы puzzle/платформера, stealth и 2D-шутера. Выполненная в монохромном 2,5D игра выглядела очень стильно и успешно собрала запрошенные £25,000. Изначально Black The Fall должна была выйти еще в августе 2015 г., но сотрудничество со Square Enix и капитальная переработка концепции отодвинула эту дату на июль 2017 г.

    Итоговая Black The Fall стала полноцветной, хотя основная гамма все равно зажата почти до монохрома, и растеряла по пути почти все оригинальные идеи. Теперь это просто puzzle/платформер без каких-либо элементов stealth и action. В таком виде в игре осталось очень мало оригинального и теперь она воспринимается как клон , или .






    Герой Black The Fall – бесправный молчаливый рабочий где-то в недрах огромного завода-тюрьмы на территории какого-то тоталитарного коммунистического государства. Портреты Чаушеску, звучащий по радио «Интернационал» и трехцветные флаги с дыркой вместо герба явно намекают на Румынию. Хотя огромные паровые роботы и рабочие-киборги не очень ложатся в этот ассоциативный ряд. Охранники-люди и охранники-роботы не дремлют и при любом подозрении в неповиновении открывают огонь на поражение из тяжелых автоматических пулеметов, в изобилии натыканных по уровням. Ваша задача – выжить и сбежать.







    В геймплейном плане Black The Fall мало отличается от LIMBO и INSIDE. Честно говоря, здесь даже меньше оригинальных головоломок и необычных игровых концепций, чем в названных играх. Прыгаем, управляем другими рабочими с помощью специального браслета, открываем двери лазерами, боремся с не самым удобным управлением.







    Оригинальная фишка игры – использование робота-компаньона, который поможет вам пройти особо сложные места. На большого металлического муравья можно встать, чтобы дотянуться до карниза, за него можно зацепиться, его можно использовать как груз. Робот полезен, но никакой эмоциональной привязки к нему не возникает. Герой-человек просто эксплуатирует машину, относясь к ней порой слишком жестоко.







    Из других интересных концепций стоит упомянуть уровень в полной темноте, где вам необходимо ориентироваться только на звук идущего из труб пара, который может обварить вашего персонажа. От stealth-элементов осталась разве что возможность спрятаться среди мертвых, которой вы воспользуетесь всего два раза за игру.







    Во всем остальном Black The Fall выглядит действительно как клон INSIDE, не только в плане используемого стиля, но и по геймплею. Увы, той плавности и продуманности, которые есть в играх Playdead, проекту Sand Sailor Studio не хватает. Порой вы будете умирать не потому, что головоломка слишком сложная или время на ее решение ограничено, а из-за неправильно выставленных дизайнерами таймингов, неверно заданных границ объектов или сбоев игровой физики. Особенно ярко это проявляется в эпизоде с плотом, который чуть не заставил меня бросить игру.

    В 2014 году разработчики из румынской Sand Sailor Studio начали сбор средств на «Кикстартере». На пожертвования игроков компания обещала создать минималистский 2,75D-боевик с элементами головоломки, навеянный культовыми фильмами Тарковского, Тарантино и Родригеса.

    Действие происходило бы в посткоммунистическом индустриальном мире, где одинокому путнику угрожали бы грузные рабочие (workers) и другие представители человеческой расы, а также не менее громоздкие машины, напоминающие не то AT-AT, не то дымящиеся мусорные контейнеры с ножками да пушками.

    Расправа над ними стала бы единственным выходом для нашего героя, которому попутно нужно было решить множество загадок на своем линейном пути.


    И вроде бы все складывалось удачно - кому-то понравился визуальный стиль в духе Limbo , кому-то - геймплей с отстрелом противников и видом сбоку, а других привлекли решения разного рода головоломок. Однако спустя какое-то время студия решила сменить и главного протагониста, и вселенную вокруг него. Вместо рассказа о посткоммунистической борьбе, разработчики решили отразить в игре социалистическое прошлое Румынии. В итоге местом действия стала футуристическая страна победившего коммунизма. Герой же из воинственного персонажа превратился в невзрачного типа в шапке-ушанке, который к тому же разучился драться и стрелять.

    Внезапный побег

    Цвет красного (опасность) и серого вперемешку с сепией (безысходность) в игре ощутимо преобладают над всеми остальными.


    Начало не слишком радужное. Мы, то есть наш герой, пытаемся сбежать с огромной фабрики. Местные охранные системы пытаются нас убить при любом обнаружении подозрительной активности (например, если мы не работаем ). Под оглушительные всплески дабстепа мы вырываемся на открытое пространство, оглядываемся и понимаем - фабрика огромна, и выбраться с нее будет ох как непросто!


    Чуть позже появляются первые загадки. Они вносят приятное разнообразие в геймплей, а заодно намекают на не до конца забытую идею старого билда.


    Чаще, чем думать и бегать, мы будем только прыгать и лазать. Но это не страшно. Особенно если сравнить с ужасом от понимания того, что нашими действиями управляют...


    Какие-то жалкие инфракрасные лучи. Вот она, власть над рабочим классом! Кстати, обучение и подсказки нам даны в виде предупреждающих знаков, раскиданных тут и там. Тонкий подход - это, конечно, чудесно, но, постойте-ка... неужели нам придется и самим взять в руки эту чудовищную «указку»?!


    А вы как думали? Естественно! Ведь сколько с ее помощью можно придумать замечательных головоломок, завязанных на управление бедными работниками фабрики. Рецепт такой: наводим указатель на лампочку, прикрепленную к спине несчастного, жмем, прицеливаемся в нужный механизм, жмем еще раз... вуаля! Наша собака Павлова в человеческом обличье сделала свое дело. Только помните, что так поступать вообще-то не хорошо...


    Продвигаясь дальше по уровням, мы начинаем подмечать оригинальные задумки авторов и дальнейшие отсылки и насмехательства над реалиями социалистической Румынии. Например, мы отвлекаем охранника, проецируя на стену пленку с изображением лидера страны (который подозрительно напоминает Николае Чаушеску). Путь свободен - теперь ничто не помешает нам прокрасться мимо противника, пока тот благоговейно салютует вождю!

    На конвейере


    Хотели дизайнеры того или нет, им прекрасно удалось показать всю слабость человеческого тела перед лицом промышленной индустриализации и всю силу духа, какая только есть у людей.


    Ведь наш сбежавший товарищ смело идет навстречу всем тем опасностям, что подстерегают его на каждом углу. На конвейере, где кипит жизнь, парень в шапке-ушанке пытается спасти свою.

    Inside , которая собрала после релиза множество восторженных отзывов как от критиков, так и от самих игроков. Black The Fall, к счастью или к сожалению, не избежать сравнений с ней. Пока же разработчикам не помешает исправить баги, среди которых - плохое наведение инфракрасного луча мышкой (мы играли на геймпаде) и заметные провисания частоты кадров.

    Живо для платформы:

    Публика смотрит на сменяющиеся картинки - видеоролики им не демонстрируют.

    Privet, tovarisch

    Также авторы обещали систему славы - то, как герой обращался с другими людьми, влияло бы на отношение к нему здешних жителей. «Вытащите кого-то из тюрьмы или спасите от смерти, и ваша слава улучшится. Предайте человека ради сохранения собственной существования, и к вам будут хуже относиться», - говорилось в описании. Но от этой системы в итоге не осталось и отпечатка, да и держать оружие протагонист разучился. Теперь он - неспособный дать отпор парень в ушанке, утомившийся после десятилетий тяжёлой работы и планирующий побег от коммунизма.

    На самом деле, изменений ещё весьма много: из игры исчезли «крафт», динамические погодные обстоятельства, открытые локации для свободного перемещения - перечислять всё это можно длинно. Самым главным нововведением стало появление цвета - ранняя версия была чёрно-белой и чересчур уж сильно напоминала Limbo , хотя все остальные особенности мастерили её не просто клоном. Но возникает ощущение, что релиз Inside сыграл с авторами Black The Fall злобную шутку - платформер без каких-то лишних наворотов вдруг получил масса восторженных отзывов и номинаций на лучшую игру года. Так зачем усердствовать и делать что-то необычное? Лучше вырезать абсолютно всё и покинуть лишь прыжки да головоломки.

    Причём идейно Black The Fall и Inside вроде бы тоже весьма похожи друг на друга и пытаются раскрыть редко поднимаемые в видеоиграх темы. Но если Playdead усердствует делать это с использованием метафор, аллегорий и символизма, буквально вынуждая игроков обсуждать выходящее и концовку на форумах и в социальных сетях, то Sand Sailor Studio предпочитает прямолинейность. Вот висящие повсюду портреты вождей, вот серп и молот, вот люд, вынужденные работать в изнуряющих условиях. Для недосказанности не остаётся пункты - авторы очень хотят донести свою мысль и будто страшатся, что останутся непонятыми.

    Возможно, именно поэтому из чего-то оригинального Black The Fall в итоге обратилась в абсолютную копию Inside . Это очередная история про бегущего слева вправо человечка, которому приходится прятаться от преследования, решать несвоевременные зачастую загадки, перепрыгивать через препятствия и пропасти, чтобы в итоге добраться до финала. Однако, чтобы выдерживать конкуренцию с Inside , недостаточно лишь скопировать её составляющие и добавить немало понятную историю - нужно предложить нечто необычное. В Little Nightmares , к образцу, были увлекательные экшен-сцены, локации обладали глубиной, да и иных особенностей нашлось немало. В Black The Fall ничего такого придумать не смогли.

    Мастерим вид, что работаем.

    Дежавю

    Головоломки зачастую требуют логического мышления в ситуациях, когда камеры или охранники легковесно могут заметить главного героя. Как только он попадётся на очи противнику или привлечёт внимание турели, спастись уже никак не удастся - части секунды хватит на то, чтобы его уничтожить. К счастью, прогресс сохраняется буквально на любом шагу - после гибели оказываешься рядом с той же загадкой. Но сами пазлы будут до хворай знакомы. Они могут выглядеть оригинально и нередко тесно связаны с антуражем (запрятываться приходится не в коробках и под кроватями, а присаживаясь на велосипед вместе с прочими рабами режима и изображая работу), но по сути ничем иным не отличаются.

    Разработчики постарались разнообразить приключение, раз за разом подавая главному герою новые возможности. В какой-то момент он обзаводится десигнатором - так тут называют лазерную указку, позволяющую брать контроль над иными людьми и отдавать им приказы. Стоя на верхнем этаже, можно активировать необходимые рычаги на нижнем и пробраться на следующую локацию. Позднее загадки с его использованием становятся чуть труднее - необходимо указывать направление, учитывая преломление луча при его попадании на глянцевитые металлические трубы и прочие отражающие свет поверхности. Но таких эпизодов весьма мало, и раскрыть идею не успевают.

    Также герой встречает на своём линии компаньона - робота, напоминающего повадками и внешним видом собаку. «Подружитесь с ним и заручитесь его поддержкой», - говорится в описании Black The Fall в Steam, однако товарищество в игре показана очень странно. Да, парень в ушанке подлинно не может пройти многие участки без напарника - механизированный пёс умеет складываться в куб, позволяя на него забраться, а также покойно плавает (главный герой моментально погибает при соприкосновении с водой), способен останавливать механизмы и цепляется к пультам управления. Но протагонисту зачастую безотносительно наплевать на судьбу этого существа - он то бросает его на произвол судьбины, то пытается спасти, то опять будто забывает о его присутствии.

    Залитая алым светом комната означает тревогу, но скоро охрана утихнет.

    Задумки, добавленные авторами, попросту не успевают раскрыться, так как прохождение игры занимает немного двух часов. Основную идею донести они кое-как смогли: коммунизм - это весьма плохо, пузатые дядьки за всеми следят и убивают людей при первой возможности… Оспаривать сюжет резона мало - румынские разработчики показали собственное видение тоталитарного порядка (и побега из него), и наверняка какая-то часть аудитории заинтересуется всем этим и почитает соответственную литературу. Но если рассматривать Black The Fall как обычную игру, её изначальная версия гляделась бы сегодня гораздо выигрышнее.

    Переход от чёрно-белой палитры к цветной поверг к появлению большого количества деталей и здорово реализованной модели освещения, но лишь в кой-каких эпизодах. В какие-то моменты игра выглядит очень прекрасно: атмосферные локации, с любовью нарисованные задники, стоящие в долгих очередях толпы рабочих. Но симпатичные локации резко сменяются безотносительной посредственностью с некачественными текстурами, угловатыми объектами и странной анимацией. Учитывая длительность Black The Fall , видеть такую неряшливость очень удивительно, хотя, скорее всего, она была вызвана изменением массы геймплейных составляющих.

    Загадки ближе к финалу тоже становятся скучнее и глупее, особенно в главах, где основной герой вдруг начинает очень медленно перемещаться. Он не теряет способность скакать и взаимодействовать с предметами, поэтому уменьшенная скорость выглядит несвоевременно и делает перепрохождение таких эпизодов тоскливым занятием. Возникает ощущение, что у авторов кончились идеи, но игру надо было как-то распялить, из-за чего головоломки решаются одним действием и занимают по несколько минут. Зато концовка недурна, этого не отнять.

    Если от турелей и можно спастись, это вечно связано с головоломками.

    Поджанр «мрачных платформеров» не так уж популярен даже среди самостоятельных разработчиков - любителям Limbo , Inside и Little Nightmares тяжело посоветовать что-то похожее на эти игры. Если бы авторы Black The Fall вяще внимания уделили геймплею, а не попыткам донести свои думы и перенести в игровой формат «основанную на реальных событиях» историю, итог получился бы значительно лучше. Вместе этого мы получили весьма короткое и банальное приключение, на которое лучше тратить пора только во время крупных распродаж. Хотя стоит ли это мастерить, если ничего нового создатели предложить не смогли и почти всё мы уже видали ранее?

    Сейчас всё чаще крупные издатели под своё крыло берут инди-разработчиков с любопытными, уникальными и стильными проектами. Компания Square Enix решила тоже не оставаться в стороне от своих коллег и поддержала румынскую студию Sand Sailor с их новым пазл-платформером под названием «Black The Fall». Игра получилась мрачной с яркими социально-политическими моментами и сложной, но в меру.

    Сюжетная линия

    На самом деле сам сюжет для Румынии - больная тема. Впрочем, даже коммунизм больная тема. В игре проявляется весь страх и боль румынского народа. При Николае Чаушеску страна слишком сильно страдала от социалистического тоталитаризма, однако при этом СССР считался едва ли не одним из самых главных внешних врагов. В итоге получается так, что в современную румынскую культуру вплетена некая двойная ненависть к «серпу и молоту». Black The Fall - это мрачная, чрезмерно преувеличенная история на тему того, что было бы, если бы Румыния пережила коммунистическое правление в 20-м веке.

    «Красный цвет (опасность) и серый (безысходность) в Black The Fall заметно преобладают над всеми остальными».

    С другой стороны, казалось бы, отличный сеттинг получается, но нет. Проблема в первую очередь заключается в чудовищном пафосе, с которым в преподносят коммунистов в будущем. Поэтому смотрится картина уж больно дико и натянуто даже с учётом реальной истории. В события происходящего не то, что трудно поверить, трудно даже проникнуться этим всем.

    Главным героем выступает тощий рабочий, который вместе с сотней других абсолютно таких же измотанных доходяг, сутками напролёт крутят педали на заводе под присмотром автоматических турелей и толстых, пузатых погонщиков-роботов. И всё это, разумеется, под развевающимся красным знаменем.

    В один прекрасный момент герой бежит от фабрик, напоминающих концлагеря и отправляется изучать окрестности, где вскоре выясняется то, что всё остальное население живёт тоже ничуть не лучше: вокруг царит полная разруха, везде болота, покой улиц стерегут турели (которых больше, чем фонарных столбов), а люди сплошь напуганные, тощие и безжизненные. За то в будущем Румыния имеет хорошо развитую тяжёлую промышленность, хотя бы что-то радует.

    Игровой процесс

    «Фабрика, с которой бежит главный герой, невероятно огромная».

    До релиза на Gamescom 2016 по итогам игра была номинирована на «Лучшую инди», поэтому получила награду за лучший геймдизайн на конференции таких же инди-разработчиков «BIC» в Корее. И в этом плане разработчиков можно только поддержать, ведь загадки в игре и дизайн уровней - образцовые.

    Сейчас многие современные подобные пазл-платформеры упор делают на визуальный дизайн локаций и концентрируют внимание на сюжете, отодвигая тем самым головоломки и разного рода прыжки на задний план. В ситуация другая: игра построена как раз вокруг геймплея, поэтому с ним здесь полный порядок - разнообразие и сложность находятся на высоком уровне.

    Прохождение игры Black The Fall будет действительно разнообразным. Даже банальные проблемы по типу «обойти большого робота» или «проскользнуть мимо охранных турелей» решаются по-разному - всё основывается в первую очередь на особенностях окружающей среды. Время от времени будут попадаться действительно сложные моменты (ситуации), в которых уже хочешь или нет, а включить свой мозг придётся. За то после того, как придуманное решение проблемы увенчалось успехом, испытываешь сладкое чувство «ах, какой же я всё-таки молодец, не каждый ведь догадается до такого!». И это главный индикатор действительно хорошего баланса.

    «Охранники будут пытаться убить героя при любом удобном случае. Даже если, например, герой не работает».

    К тому же, уровни в Black The Fall не следует одной единственной чётко разработанной формуле, поэтому каждый раз подкидывают что-то новенькое. Где-то нужно перебраться через большой участок с водой на плоту без мотора и паруса. В другой локации придётся слиться с толпой безликих рабочих. Чуть дальше перебраться по полному опасностей коридору в кромешной темноте, ориентируясь исключительно на звуки. Само собой, присутствуют в и более стандартные приключения, но основная прелесть заключается в том, что они сделаны качественно, а это говорит уже о многом.

    А кроме стандартного набора движений, арсенал главного героя пополнила несокрушимая роботизированная собака и уникальный лазер в виде указки. Роботизированный компаньон способен цепляться за специальные панели, плавать и даже складываться в удобнейшую табуретку. Указка в свою очередь позволяет управлять этой собакой, хотя это далеко не все. Также указка позволяет управлять безвольными рабами местного режима, который призван поработить всех и на самом деле эта механика отлично обыгрывается в некоторых местах, что достойно похвалы.

    Уровни в Black The Fall нельзя назвать большими, поэтому не успевают утомить, несмотря даже на то, что палитра в игре не может похвастаться широким разнообразием оттенков. Впрочем, она и не должна этого делать, ведь вокруг тоталитаризм, разруха и полный постапокалипсис.

    Атмосфера и графика

    «Обучение и другие разнообразные подсказки будут даны в виде предупреждающих знаков, которые в свою очередь будут разбросаны по всему локациям».

    Пытается всеми силами шокировать игрока. Пытается напугать его всеми этими мрачными картинками жестокого и мрачного тоталитарного будущего. Только в итоге получается слишком бестолковая история. Видеоигры дают разработчикам абсолютно безграничный простор для выразительности, которая позволяет воплощать в реальность самые разные миры. Проблема только в том, что вместо действительно стильного, выдержанного мира на тему какой-нибудь корпоративной эксплуатации, как это было в игре Inside, игроки получает слишком вялую пародию на тему диктатуры и постапокалипсиса.

    Замечательный проект портят натыканные везде советские гербы и слишком злая, даже местами горькая желчь от разработчиков к старому режиму - игра чрезмерно и равномерно закрашена чёрным, что тем самым показывает, мол, не существует ни единого светлого пятнышка из которого могло бы зародиться сопереживание. Всё просто и банально сливается, поэтому игра даже немного не может зацепить. В Black The Fall не существует никакого контекста, не существует даже контраста.

    Игры по типу прекрасно демонстрируют то, как в формате популярной Limbo-подобной инди можно представить действительно сложный мир и показать не менее эмоциональную историю. В не чувствуешь никакой глубины и даже драмы, да даже напряжения не возникает. Играешь просто за беглого рабочего и роботизированную собаку, которые преодолевают планомерно разного рода препятствия на пути к своей мечте - свободе. И, несмотря на то, что взаимодействие между двумя этими героями просто прекрасное, никаких отношений между ними тоже нет - это просто рабочий и механическая собака.

    Игрокам не дают даже повода почувствовать, что в этом бездушном и враждебном мире колючей проволоки и болот есть два несчастных и отверженных существа, которые нашли пусть неожиданную, но искреннюю дружбу. Причём хватило бы даже парочки банальных анимаций. Хватило бы несколько простых сцен, где человек возвращается к роботизированной собаке не из-за того, что ему необходимо разгадать очередную загадку, а потому что он не хочет остаться один и бросить друга. Но нет, главный герой будет всю дорогу посылать собаку под пули, швырять в жернова и за это его совсем не хочется ни любить, ни понимать.

    «Хотя герою тяжело сопереживать, но за то разработчики прекрасно показали всю слабость человеческого тела перед лицом промышленной индустриализации и силу духа, какая только есть у людей. Жаль только герой этого не так часто показывает».

    И что ещё намного хуже: кажется, будто в отсутствует глава между побегом из города и финальной частью. Сначала главный герой и робот пытаются прорваться через последний охранный пост, а в следующей сцене робот бесследно исчезает, после чего больше никогда не появляется. Причём тем временем инакомыслящий беглец не только ранен, но и заперт в клетке в неизвестном комплексе для репрессий без всяких объяснений. Похоже на халтуру, а не на неожиданный сюжетный поворот.