• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Введение 3
    1. Боярская дума 4
    2. Высшие органы власти 8
    3. Земский собор 11
    Заключение 15
    Список литературы 16

    Введение

    История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес, который объясняется естественной потребностью человека. В прошлые годы история как наука была достаточно политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны. Изучая историю государственного управления в России мы можем видеть как решались проблемы и насколько эффективно и какими методами достигались результаты. Это несомненно свидетельствует о сложности взаимоотношений которые ничем не отличаются от современной действительности, которые также характеризуется наличием противоборствующих групп людей преследующих свои собственные интересы, а также роль государя в управлении ими.

    1. Боярская дума

    Боярская дума – высший совет при князе (с 1547г. при царе) в Русском государстве Х- начала XVIII вв., аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы, раде в Великом княжестве Литовском. Боярская дума состояла из представителей феодальной аристократии, ее деятельность носила законосовещательный характер .
    В источниках Боярская дума обычно называлась «Думой», реже – «Думой бояр». В Киевской Руси в IX – XI вв. Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжеми «мужами», «думцами») и «старцами градскими» (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати); на них присутствовали иногда представители духовенства (метрополиты и др.). Она не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С XI в. в следствие наделения землей княжих мужей и их слияния с земскими боярами Боярская дума состояла из бояр. Она участвовала в обсуждении вопросов:
    - законодательства;
    - внешней политики;
    - внутреннего государственного устройства;
    - религии и т.д.
    Политическая роль Боярской думы значительно выросла в связи увеличением боярского землевладения, ростом привилегий бояр, раздроблением древнерусского государства и ослаблением княжеской власти в отдельных землях .
    В период феодальной раздробленности Боярская дума являлась феодльной курией (советом феодалов) сеньора – великого князя, с его вассалами, обладающими определенной политической силой. В Северо-Восточной Руси в XIV – XV вв. в Боярскую думу входили бояре, ведавшие отдельными отраслями («путями») дворцового княжеского управления («путные бояре»), а также тысяцкий, окольничий, дворецкий и другие лица административного управления князя. Состав, права и компетенция Боярской думы не были строго определены законом; обычно совещание состояло из нескольких человек. При обсуждении наиболее важных вопросов, выходивших за рамки текущих дворцовых дел, происходило совещание Боярской думы расширенного состава из 10-15 и более человек. С начала XV в. членами боярской думы становятся «бояре введенные» («большие бояре»), представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители его наиболее важных поручений .
    С образованием в конце XV в. Русского централизованного государства Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили «думные» чины – бояре, окольничие, с начала XVI в. – «дети боярские, которые в думе живут» («думные дворяне»), несколько позже – «думные дьяки». Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати – представителям княжных фамилий. Иногда боярская дума становилась органом княжеско-боярской оппозиции самодержавной власти. Позиции реакционной княжеско-боярской аристократии были значительно ослаблены реформами 1550-х гг. и особенно опричниной, во время которой Боярская дума была поставлена во главе «земщины» (о ней будет вестись речь в третьем параграфе), а в опричной территории бала, возможно, создана опричная Боярская дума. В начале XVII в. Боярская дума пыталась ограничить самодержавную власть царя с помощью «крестоцеловальной записи», взятой с В.И.Шуйского в 1606 г. Не исключено, что какая-то «ограничительная» запись была взята Боярской думой с царя Михаила Федоровича. Во второй половине XVI-XVII вв. Боярская дума в известной степени разделяла власть с царем в период сословно-представительной монархии.
    В XVI и особенно в XVII вв. состав Боярской думы пополнялся центральной властью за счет менее знатных лиц – родственников и приближенных царя; в ее ряды влилось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благодаря личным заслугам; увеличилась число думных дьяков. Они представляли бюрократический элемент, являвшийся послушным орудием в руках самодержавия .
    Боярская дума обсуждала все вопросы обычно в месте с великим князем, затем с царем; решение Боярской думы в таких случаях начиналось формулой: «царь указал и бояре приговорили»; некоторые вопросы царь решал без Боярской думы, другие – Боярская дума решала без царя, но по его поручению («бояре приговорили»); эти решения утверждались царем. В ряде случаев царь совещался с узким кругом наиболее приближенных деятелей, составляющих так называемую Ближнюю думу. Боярская дума контролировала деятельность приказов, назначала воевод и т.д. . С развитием абсолютистских тенденций во второй половине XVII века значительно громоздкая по составу Боярская дума уменьшается, еще больше значения приобрела Ближняя дума.

    2. Высшие органы власти

    Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему Людей, получивший название Избранная рада. Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений.
    Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.
    В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г. она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в. .
    В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. Во второй половине XVI в. (Рис.1) при

    Рис. 1. Органы власти и управления во второй половине XVI в.

    Иване IV сложилась новая структура высшего органа управления.
    В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. Возник новый орган власти - Земский собор .

    Скачать бесплатно

    Период XVI – XVII веков можно считать стадией переформирования системы высшей власти и социальных отношений в Российском государстве. В течение почти двух столетий, происходило превращение сословно-представительной монархии Московского княжества, а абсолютную монархию царской России, больше известную как самодержавие. Трансформация вида монархической власти в стране, сопровождалась системной эволюцией в общественном и государственном устройстве России в процессе созидания единой державы.

    Таким образом, становление общественного и государственного устройства Руси в XVI – XVII веках происходило через эволюцию социальных отношений и оптимизации функций органов государственной власти. Двести лет политических преобразований, прошедших через горнило опричнины, смутного времени и «бунташного века» привели к созданию государственной структуры, олицетворявшей Московское царство, как абсолютную монархию, опирающуюся на сословный формат устройства общества.

    Особенности общественного устройства России

    Российская социальная структура XVI – XVII вв. находилась в постоянном процессе преобразований, адекватно потребностям развития страны. Складывание социальной конструкции завершилось в середине XVII века, тогда Соборное Уложение 1649 года закрепило правовые основания сословной организации русского общества.

    Название сословия

    Состав сословия

    Обязанности и тягло

    Привилегированные

    Окольничии и «дети боярские»

    Общие для сословий основания для несения военной и гражданской «Государевой службы»

    Стольники, городовые дворяне, стряпчие

    Духовенство

    Священники (белое духовенство) и монахи (черное духовенство)

    Церковная служба

    Податные (тягловые или «подлые»)

    Гости, суконная сотня, коробейники

    Торговали, занимались ремеслом и несли службу платили определенное тягло (налоги) платили установленное тягло

    Посадские люди

    Ремесленное и служилое по прибору население (жители черных и белых слобод)

    Крестьяне

    Дворцовые, помещичьи, монастырские, черносошные (государственные) и свободные

    Работали на земле, несли повинности, платили установленное тягло

    Военизированное население Дона, Терека и Яика

    Несли военную службу на рубежах России

    Ясачные народы

    Туземные народы, платившие дань пушниной (ясак)

    Уплачивали ясак мехами

    Для привилегированных сословий, характерной для XVI – XVII веков тенденцией было формирование замкнутых корпоративных структур со своими правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Для тягловых сословий была уготована линия власти на ограничение прав.

    От сословно-представительной к абсолютной монархии

    В ходе учреждения российского централизованного государства великие князья остро нуждались во всенародной поддержке их борьбы с сопротивлением крупных феодалов. Такую роль в истории Отечества сыграли Земские соборы, состоящие из Боярской думы, «Освященного собора» иерархов Православной церкви, а также выборные от дворянского сообщества, посадского населения и свободных крестьян. Созывался форум после объявления царской грамоты. Благодаря Земским соборам Московская власть стала называться сословно-представительной монархией.

    В то же время, государь и его окружение, при поддержке дворянства и духовенства эволюционировали в направлении абсолютной монархии:

    1. Создавался общегосударственный управленческий аппарат, складывавшийся из профессионального чиновничества.
    2. Формировались военные подразделения, как прообраз регулярной армии.
    3. Создавались основы налоговой системы государства.
    4. Строилось единообразное законодательство и административная организация, а также прошло введение единых мер и весов.
    5. Происходило слияние церкви с государственной властью.
    6. Государственной властью проводилась единая экономическая политика.

    В XVI – XVII веках вертикаль государственной власти совершенствовалась и приобретала довольно четкие для тех времен очертания.

    Система государственного управления как на местах, так и в центре нередко давала сбои, становившиеся причиной серьезных всплесков народного недовольства. А «Смутное время» стало тяжелой проверкой состоятельности Российской государственности и вывело страну на оптимальный путь организации высшей власти страны в виде абсолютной монархии — самодержавия.

    Отношения церкви и государства

    Богатства церкви, а особенно ее земельные владения разрослись до беспрецедентных размеров. Светская власть, в начале XVI века попыталась локализовать рост церковных и монастырских доменов, поставив вопрос о секуляризации земель принадлежавших церкви. Однако мероприятие не имело серьезного успеха, частичное изъятие в пользу государства монастырских земель не поколебало принципы церковного землевладения в целом.

    Учреждение патриаршества в России возвысило политическую роль Православной церкви. Полная самостоятельность и особое положение духовной организации отразились в нормах Соборного Уложения и других документах правового содержания, где впервые устанавливалась ответственность за преступления религиозного характера.

    Источники правовой системы России

    В XVI – XVII веках создаются новые замысловатые юридические формы – общерусские кодексы, представленные в виде Судебников и Соборного Уложения, указных или уставных грамот, в которых группировались нормы, не вместившиеся в основные тексты Судебников.

    Реорганизация обязательственного права происходила в виде замены личных обязательств по договорам имущественными гарантиями. Например, при заключении заёмного договора, закон воспрещал должникам служить в хозяйстве заимодавцев. Наследственное право расширяло сферу полномочий наследодателя и круг наследников. Эти и другие новшества иллюстрировали преобразование юридического фундамента Российского царства.

    Государственное и региональное
    управление сословной монархии
    в XVII веке

    XVII в. - одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии.
    Проблемы перерастания самодержавия в абсолютизм, эволюция Земских соборов, боярской Думы, приказной системы, местного управления и самоуправления, формирования служилой бюрократии всегда привлекали внимание как крупнейших дореволюционных (Б.Н. Чичерин, В.О. Ключевский, А.Е. Пресняков, Н.П. Лихачев и др.), так и советских историков (М.Н. Тихомиров, С.Б. Веселовский, Н.П. Ерошкин, Н.Ф. Демидова, A.M. Сахаров и др.). Духовно-религиозные основы государственности России этого периода наиболее полно рассмотрены в работах Л.А. Тихомирова, М.В. Зызыкина и митрополита Иоанна (Снычева).
    Основными источниками по теме являются Соборное уложение 1649 г., законодательные акты, разрядные книги и служебные списки, присяги и др. Ценный материал содержится в трудах иностранных авторов - Адама Олеария, И. Стрейса, С. Коллинса и др.

    Смутное время и распад российской
    государственности
    На рубеже XVI - XVII вв. Московское царство поразил системный кризис, который был вызван и развивался в результате сложного взаимодействия разновекторных противоречий во всех сферах жизни российского общества.
    7 января 1598 г. со смертью бездетного царя Федора Ивановича пресеклась многовековая династия Рюриковичей. После кратковременного правления патриарха Иова и боярской Думы и пострижения в монахини царицы Ирины, соперничества различных претендентов на Земском соборе 18-21 февраля по инициативе патриарха Иова царем был избран брат царицы и фактический правитель России Борис Годунов. Избрание было абсолютно легитимным, но сам процесс становления авторитета нового царя у знати, приказных людей и широких слоев русского общества, легитимация династии требовали значительного времени.
    Первоначально ситуация развивалась благоприятно для Бориса Годунова. Тяжелый хозяйственный кризис 60-80 гг. XVI в. сменился частичной, но очевидной стабилизацией экономики в 90-е гг. и первые два года XVII в. Успешными оказались внешнеполитические акции царя (отвоевание в 1590-1593 гг. у Швеции городов на Прибалтийском побережье), а властная элита и дворянство в целом консолидировались вокруг монарха, оппозиционные боярские клики были разгромлены и нейтрализованы. Это позволило провести меры по смягчению карательной политики и либерализации режима (амнистии, ограничение казней, уступки почти всем социальным слоям; и т.п.).
    Но в 1601-1603 гг. большую часть России поразили неурожаи, вызванные затяжными дождями, и невиданный голод, унесший сотни тысяч жизней. Следствием стал крах экономики и взрыв латентно развивающихся социальных и политических противоречий. Ответственность за бедствия, обрушившиеся на страну, в массовом сознании возлагались на царя и объяснялись Божьим наказанием за его неправедность. Возобновились слухи о виновности Бориса Годунова в смерти младшего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, а также в поджоге Москвы, отравлении царя Федора и его дочери и сомнения в истинности соборного решения об избрании царя; и т. п. Появившиеся сомнения относительно законности новой династии подрывали авторитет царской власти и всего государственного механизма России. Начинается борьба за власть в правящей элите между различными аристократическими и дворянскими группировками, что усугубляет кризис всей системы управления.
    Он развивается в условиях обострения сословной и классовой борьбы. Крепостническое законодательство конца XVI в. (введение в 1581 г. «заповедных лет», а в 1597 г. «урочных лет» - 5-летнего сыска беглых) не только ухудшает положение крестьянства, но и ориентирует социальный протест с владельцев непосредственно на государственную власть. Тяжелый налоговый гнет и административный произвол вызвали недовольство горожан. Укрепление власти Москвы на окраинах России, стремление поставить под контроль непрогнозируемые действия казачества привели также к резкому обострению отношений с донским казачеством.
    Крайняя социальная и политическая неустойчивость русского общества, растущее противостояние сословий и многочисленных социальных групп, интриги папства, вмешательство в дела Московского царства католической Речи Посполитой, протестантской Швеции и мусульманского Крымского ханства стали катализатором неизбежного социального взрыва, который вылился в Великую Смуту. Отдельные разбойные выступления 1602 г. переросли летом 1603 г. в крупное восстание при участии боевых холопов под руководством Хлопка. Оно с трудом было подавлено московскими стрельцами во главе с И.Ф. Басмановым. Обеспокоенный судьбой династии, Борис Годунов попытался подавить недовольство открытым террором и усилением политического сыска, опираясь на широкие слои дворянства. Эта политика напоминала времена Ивана Грозного, страну захлестнули доносительство и сведение личных счетов. Ни один социальный слой не имел правовых гарантий своей безопасности. К тому же по всей стране не прекращались нападения разбойных шаек.
    В этих условиях появление самозванца - чудом спасшегося царевича Дмитрия (вероятнее всего, беглый монах Григорий Отрепьев, выходец из провинциального дворянского рода) - подорвало процесс легитимации новой династии, и началась Смута - борьба за власть в Московском царстве между различными сословными группами.
    Лжедмитрий, объявившийся в Речи Посполитой летом 1603 г., выступил с широкой демагогической программой, обещая удовлетворить все, часто взаимоисключающие, требования недовольных политикой царя Бориса, а также передачу Польше западных русских территорий и распространение католицизма. Тайный переход Лжедмитрия в католичество способствовал признанию его царевичем и укрепил поддержку авантюры папством, скрытое поощрение польским королем Сигизмундом III участия в ней польских магнатов.
    Появление разношерстного войска самозванца, основу которого составляли донские и запорожские казаки и польские наемники, в русских приграничных районах повлекло переход на его сторону местного населения и сдачу южных крепостей и городов (Чернигов, Путивль, Рыльск и др.). Здесь он создает параллельную систему власти (боярская Дума, приказы, воеводы и т.п.).
    Московские войска находились в состоянии растерянности, но после неудач в январе 1605 г. князь Ф.И. Милославский разгромил под Добрыничами отряды Лжедмитрия. Московские воеводы попытались внесудебным террором подавить измену целых регионов страны. Репрессии не учитывали ни пол, ни возраст, носили подчеркнуто мучительный характер и сочетались с церковными проклятиями. Но это только укрепляло у крестьян и горожан популярность Лжедмитрия, желание видеть в нем доброго и справедливого царя-избавителя. Падение правительственного престижа порождало нигилистические тенденции в отношении монархии, всей системы государственного управления и правопорядка.
    Смерть Бориса Годунова приводит к признанию самозванца ведущими боярскими родами и переходу на его сторону правительственных войск. Эмиссары Лжедмитрия в Москве смогли добиться сначала низложения царя Федора Борисовича, а затем убийства его и матери, ссылки патриарха Иова и всей родни бывшего царя.
    20 июня 1605 г. восторженно встреченный Лжедмитрий вступает в Москву. Позиции самозванца укрепляет его «признание» матерью Дмитрия Марфой Нагой, и 30 июля происходит коронация царя Дмитрия Ивановича в Успенском соборе, восстановившая «законную» династию. Не отказываясь открыто от своих обещаний, Лжедмитрий фактически ничего из них не выполнил за свое годичное царствование. Попытки Лжедмитрия I консолидировать русское общество и властную элиту путем компромиссов успеха не имели. Наглое и высокомерное поведение польских шляхтичей, особенно во время свадьбы Лжедмитрия с Мариной Мнишек, вызвало всеобщее возмущение москвичей и русской знати. На фоне роста антипольских настроений В.И. Шуйскому, поддержанному дворянами, удалось осуществить заговор, в ходе которого царь-самозванец был убит 17 мая 1606 г., свергнут марионеточный патриарх грек Игнатий, многие дворы, особенно иноземцев, были разграблены.
    19 мая 1606 г. царем был «выкрикнут» на Красной площади В.И. Шуйский, хотя, возможно, его избрание было санкционировано Земским собором, но представлявшим Москву, а не «все великие государства Российского царствия». В присяге Василий Шуйский ограничивал свою власть в пользу боярской Думы. Бурные события расшатывали в массовом сознании сакральные, религиозные основы легитимации царской власти. Убийства Федора Годунова, Лжедмитрия подрывали веру в неподсудность монарха человеческому суду, усиливали правовой и духовно-нравственный кризис элиты и народа, что проявлялось в росте анархии, всеобщем насилии и моральном разложении, усилении в общественном сознании эсхатологических мотивов.
    Юго-запад России отказался признать установление олигархического боярского правления во главе с Василием Шуйским. Брожение по разным мотивам и с неоднородным составом участников охватило многие местности. Слухи о новом чудесном спасении «царя Дмитрия» расшатывали легитимность власти Шуйского. Антиправительственные выступления приобрели массовый народный характер. Во главе движения от имени «истинного царя Дмитрия» стояли князь Г. Шаховской, сосланный Шуйским на воеводство в Путивль, и И.И. Болотников - бывший беглый холоп князя Телятевского. Восстание, называемое иногда крестьянской войной под руководством И.И. Болотникова (1606-1607 гг.), было апогеем гражданской войны в России. Восставшие, в состав которых входили крестьяне, рязанские и нижегородские дворяне, служилые люди по прибору, беглые холопы, одержав победы над войсками Шуйского под Кромами, Ельцом и с. Троицким, в октябре 1606 г. начали осаду Москвы. Обе стороны были беспощадны к своим противникам, изменившим «законному» государю, прибегали не только к жестоким, но и изощренным, позорящим способам казней, которые символически; должны привести к гибели души. Переход на сторону Василия Шуйского дворянских отрядов П. Ляпунова и И. Пашкова, обеспокоенных погромами дворянских поместий, привели в ноябре 1606 г. к поражению Болотникова. Помощь со стороны казачьих отрядов самозванца «царевича Петра» (Илейки из Мурома) позволила восставшим отразить натиск царских войск и отступить в Тулу. В июне 1607 г. город был осажден, и через 4 месяца восставшие сдались на почетных условиях. Расправившись с предводителями восставших, Шуйский отказался от крупномасштабных репрессий, пытался в своих указах призвать все сословия к восстановлению законности, но страна находилась в состоянии хаоса, разгула массового террора, голода и эпидемий.
    В конце лета 1607 г. в г. Стародубе объявляется Лжедмитрий II (личность которого не поддается установлению). Он объединил разбитые отряды Болотникова, усилил их польскими наемниками, казаками И.М. Заруцкого и, разбив царского брата воеводу князя Д.И. Шуйского, подошел к Москве и расположился в Тушино (отсюда его прозвище - «Тушинский вор»). Вновь образовались две параллельные системы власти - в Москве и Тушино, контролировавшие разные регионы страны.
    Оказавшись в сложном военном и финансовом положении, Василий Шуйский заключил мир со Швецией, который предусматривал предоставление России шведских наемников в обмен на крепость Корелу с округой. М.В. Скопин-Шуйский, опираясь на помощь шведов, к апрелю 1610 г. разгромил и отбросил от Москвы отряды Лжедмитрия II.
    Но еще в сентябре 1609 г. под предлогом заключения Россией союза с врагом Польши - протестантской Швецией Сигизмунд III переходит к прямой агрессии - осаде Смоленска. Часть поляков оставила Лжедмитрия и ушла к своему королю. Сюда же приходят видные представители русских тушинцев (Салтыковы, князья Масальский, Хворостинин и др.), которые заключают в феврале 1610 г. договор о предварительном избрании царем королевича Владислава - сына польского короля при условии сохранения самостоятельности Московского царства и православия. Появление третьего властного центра окончательно расшатывает российскую государственность. После поражения в июне 1610 г., нанесенного царским войскам поляками гетмана Жолкевского, боярская Дума вынудила Василия Шуйского отказаться от престола, а затем постричься в монахи. «Семибоярщина» не обладала реальной силой, и, несмотря на возражения патриарха Гермогена, в августе 1610 г. она призывает на русский престол Владислава. Сигизмунд, недовольный некоторыми статьями договора, не отпускает сына в Москву, но вводит в нее свои войска во главе с Гонсевским. Патриарх Гермоген, призвавший к изгнанию поляков, был заключен в Чудов монастырь, где и погиб. Зверства поляков на время укрепляют позиции Лжедмитрия. Шведы устанавливают контроль над Новгородом.
    В декабре 1610 г. Лжедмитрий II погибает, но в Калуге под опекой войск Заруцкого находился родившийся «царевич Иван» - сын самозванца и Марины Мнишек. Многие регионы не признают власть ни поляков, ни кого бы то ни было, но и не проявляют сепаратистских настроений. Русская государственность фактически распадается.
    Весной 1611 г. оформляется первое ополчение из разных концов русской земли. Во главе стоял совет ополчения, выполнявший роль Земского собора, в руках которого была законодательная, судебная и частично исполнительная власть. Исполнительную власть возглавили П. Ляпунов, Д. Трубецкой и И. Заруцкий и начали воссоздавать приказы. Внутренний конфликт общеземского ополчения с казаками, убийство последними Ляпунова и неудачное восстание в Москве привели к распаду ополчения.
    В этой, казалось бы, безвыходной ситуации под влиянием грамот патриарха Гермогена и обращений монахов Троице-Сергиевского монастыря в Нижнем Новгороде земский староста К. Минин и князь Дмитрий Пожарский осенью 1611 г. создают второе ополчение с целью освободить Москву и созвать Земский собор для избрания нового царя, восстановления национальной монархии.
    В условиях безвластия второе ополчение берет на себя функции государственного управления, создает в Ярославле Совет всей земли, в который входили выборные от духовенства, дворянства, служилых людей по прибору, горожан, дворцовых и черносошных крестьян, формирует приказы. В августе 1612 г. ополчение, поддержанное в критический момент казаками Трубецкого, взяло верх над армией гетмана К. Ходкевича, а в октябре вынудило сдаться польский гарнизон Москвы. Уже в ноябре Пожарский созвал грамотами представителей городов и сословных групп, включая казаков и черносошных крестьян, на Земский собор для избрания царя.
    В январе-феврале 1613 г. состоялся один из самых представительных в истории России Земских соборов, на котором после длительных споров царем единогласно сословными делегациями был избран Михаил Романов.

    - 99.00 Кб

    Изменение в государственном управлении России в XVII веке

    XVII в. – одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии.

    В начале XVII в. неблагоприятное сочетание внутренних и внешних факторов приводит к распаду российской государственности. Восстановление сословной монархии в форме самодержавия происходит на основе принципов теории «симфонии властей» – двуединства духовной и светской власти. Восстановление государственности в условиях мобилизационного типа развития приводит к постепенному разрушению принципов соборности и «симфонии властей» – отмиранию Земских соборов, изменениям в функциях и компетенции боярской Думы, церкви, ограничению местного самоуправления. Происходит бюрократизация государственного управления, и на основе приказной работы начинает складываться гражданская служба как отрасль государственной, ранее преимущественно военной службы.

    Возникновение абсолютной монархии относится ко второй половине XVII в. В это время происходит фактическое слияние областей, земель и княжеств в одно целое. Происходит концентрирование небольших местных рынков в один всероссийский рынок. В это время возникают буржуазные отношения, возрастает роль посадского населения в политической жизни страны, появляются первые мануфактуры.

    В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирается на верхушку посада. И посад пока доволен царем, поскольку Соборное Уложение 1649 г. выполнило требование посада о ликвидации основных посадских конкурентов – «белых» слобод, принадлежавших светским и духовным феодалам.

    Царь выполнил и другое требование – ограничил права иноземных купцов. Таким образом, русское купечество было заинтересовано в становлении абсолютизма в России.

    Хотя в этот период и происходит процесс зарождение буржуазных отношений, основы феодализма еще не были подорваны. Господствующей системой продолжает оставаться феодальное хозяйство. Однако оно все больше было вынуждено приспосабливаться к рынку и товарно-денежным отношениям. В XVIII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и подъем политического значения дворянства. В период становления абсолютизма монарх опирался на дворян в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступавшей против усиления царской власти.

    Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в., когда перестали созываться Земские Соборы, ограничивающие власть царя. Укреплялась приказная система управления, непосредственно подчиненная царю. В конце XVII в. было создано постоянное царское войско. Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Эти налоги, а также царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда давала царю возможность содержать огромный государственный аппарат.

    С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской Думы. Состав ее стал пополняться дворянами. Особое значение приобретает тайная, или ближняя дума из небольшого числа близких царю лиц. Об упадке Боярской Думы свидетельствует и резкое увеличение числа именных указов, изданных царем без совещания с Думой. Так, царь Алексей Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов, одобренных Думой, насчитывается лишь 49. Происходит интенсивный процесс подчинения церкви государству.

    Окончательно абсолютизм оформляется в первой четверти ХVII в. при Петре I. В первые годы царствования Петра I Боярская Дума формально существовала, но никакой власти не имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы перешли к «Ближней канцелярии», объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица состоявшие в Думе, именовались министрами, а совет министров получил название консилия министров, и число членов консилии колебалось от 8 до 14 человек.

    С учреждением в феврале 1711г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская Дума – последний гос. орган, который ограничивал власть монарха.

    В первой половине ХVIII в. был создан бюрократический государственный аппарат, а также регулярная постоянная армия, подчиненная царю.

    В начале ХVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В частности, в Воинском уставе 1716г. говорилось: «его величество есть самовластный Монарх, никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет» и т.д.

    В октябре 1721г. в связи с блестящей победой России в Северной войне, Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отец Отечества, Император Всероссийский». Россия становится империей.

    За 250 лет существования абсолютизма в России можно выделить 5 основных этапов развития:

    абсолютная монархия второй половины ХVII в. с Боярской думой и Боярской аристократией.

    Чиновничья -дворянская монархия ХVIII в.

    Абсолютная монархия первой половины ХIХ в. до реформы 1861г.

    Абсолютная монархия 1861 – 1904гг., когда самодержавие сделало шаг в направлении к буржуазной монархии.

    Особенностью общественного строя данного периода явилось четкое деление общества на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьяне, городское население. В конце ХVII – начале ХVIII вв. происходит расширение и закрепление привилегий дворянства. Основой правового положения дворян являлось монопольное право на земельную собственность. Дворяне могли владеть землей, что давало им право эксплуатировать крестьян, живших на этих землях.

    По указу о подушной переписи от 26 января 1718 г. было законодательно закреплено привилегированное положение дворянства, как неподатного сословия, в отличие от других групп населения, которое платили подушенную подать.

    Происходит превращение дворянства в единое сословие. С созданием регулярной армии и бюрократического аппарата произошло дальнейшее стирание граней между различными группами феодалов.

    Важное значение в укреплении положения дворянства имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных, морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских, а также гражданских и придворных. Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов. Поэтому создавалась возможность выходцам из других сословий стать дворянами, что расширяло возможность стать дворянином в Российском государстве, как, в свое время, боярином.

    В конце XVII – начале XVIII вв. все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне.

    В интересах господствующего класса и укрепления государственного аппарата Петр I провел ряд мероприятий. Он являлся абсолютным монархом, которому принадлежала высшая законодательная и исполнительная власть в государстве. Он являлся также главнокомандующим вооруженными силами страны. С подчинением церкви государству монарх становится также главой государства.

    В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Первоначально он состоял из девяти человек, назначаемых царем, независимых от происхождения. Царь контролировал деятельность Сената через специально созданные органы. Главную роль в Сенате играло общее собрание сенаторов. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы. Также в Сенат входили президенты коллегий. При Сенате имелись: разрядный стол (позднее его сменила герольдическая контора во главе с герольдмейстером), который ведал учетом дворян, прохождением ими службы, назначением дворян на государственные должности, расправная палата – для расследования служебных преступлений.

    При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших важное значение в области госуправления, среди которых были фискалы. Они должны были тайно доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших, следить за исполнением законов, преследовать казнокрадство, взяточничество и хищения, совершенные должностными лицами. Во главе фискалов находился генерал-фискал, назначавшийся царем со своим помощником обер-фискалом, назначавшимся Сенатом. Им были подчинены фискалы при коллегиях, провинциальные фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах.

    Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником – обер-прокурором.

    Должность обер-прокурора была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись коллегии и придворные суды. Все дела, поступавшие в Сенат, проходили через руки генерал-прокурора

    Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. Он сосредоточил за собой руководство центральными и местными органами государственного управления, и его решения не подлежали обжалованию.

    После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться.

    В феврале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики государства был создан Верховный Тайный Совет с чрезвычайно узким составом. Решающую роль в его деятельности играли первое время Меньшиков и его ближайшие сторонники. Сенат и коллегии после смерти Петра фактически подчинялись Верховному Тайному Совету. В 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднен.

    В 1731 г. учреждался Кабинет министров, который носил вначале совещательный характер, но по указу от 9 ноября 1735 г. ему были даны законодательные полномочия. Коллегии и местные предприятия госуправления осуществляли свои полномочия, предоставляя в кабинет министров рапорты и доклады. В декабре 1741 г. Кабинет министров был упразднен.

    Деятельность Сената вновь активизировалась. Помимо Сената вопросы общегосударственного характера решались также созданным в 1741 г. Кабинетом его Величества, во главе которого стоял секретарь императрицы Елизаветы Петровны.

    При Петре III был учрежден Императорский Совет, который состоял из восьми человек. В 1769 г. Екатерина II создала совет при высочайшем дворе. Вначале занимавшийся военными вопросами, а затем и внутренней политикой страны. В него входили руководители центральных органов управления, и действовал он до 1801 г.

    До создания коллегий центральными органами управления являлись приказы. Количество приказов колебалось в зависимости от государственных потребностей. В середине XVII в. насчитывалось более 40 постоянных приказов, а в 1699 г. действовало 44 приказа. Приказы имели недостаток в том плане, что они часто дублировали друг друга.

    Петр I стремился приспособить приказную систему к нуждам государства (в основном военным). В 1689 г. был образован Преображенский приказ, первоначально ведавший делами Преображенского и Семеновского солдатских полков. Просуществовал Преображенский приказ до 1729 г. Во время подготовки ко второму Азовскому походу в 1696 г. создается Корабельный или Адмиралтейский приказ, занимавшийся строительством кораблей, их вооружением и снаряжением.

    В 1700 г. был образован Провиантский приказ для централизованного снабжения войска продовольствием и обмундированием. В 1700 г. Рейтарский и Иноземный приказы объединяются в один, получивший название Приказ военных дел.

    Отмечая серьезные недостатки приказной системы управления, надо сказать, что она все же выполняла свою роль по централизации Российского государства.

    Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1718 по 1720 гг., когда вместо приказов были созданы коллегии. Преимущество коллегий перед приказами состояла в том, что их компетенция была строго ограничена в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально.

    Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом коллегий. Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.

    Описание работы

    XVII в. – одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Контрольная работа

    Государс твенное управление в России в XVII веке

    Введение

    государственный власть самоуправление

    Смута начала XVII века привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати, тяжелые психологические последствия имел массовый террор со стороны всех соперничавших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлюдела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстановка.

    XVII век - время усиления мобилизационного характера развития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансовые трудности и злоупотребления администрации, стремительное расширение территории (присоединение Украины, Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвижение на Кавказ и др.), следствием чего стало превращение России в крупнейшую континентальную империю мира, требовали концентрации национальных сил, привели к завершению процесса установления крепостного права. Наряду с этим развиваются мелкотоварное производство, мануфактуры, начинает формироваться всероссийский национальный рынок, в Россию активно проникают европейские культурные и цивилизационные достижения.

    Династия Романовых не обладала реальными собственными материальными, силовыми средствами и механизмами для утверждения власти, обретения легитимности и прочности. Как уже говорилось, Смута представляла не просто угрозу независимости, утраты территориальной целостности, но и потери православной самоидентификации русского народа. Поэтому возрождение самодержавия и восстановление государственности происходило и только и могло происходить на основах, приближенных к каноническим представлениям о государстве как «симфонии властей», двуединства светской и духовной власти, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

    Первая половина XVII века стала наиболее полной реализацией этих идей. В идеале «симфония властей» противостояла как концепциям теократии (папацезаризму), так и абсолютной тирании, деспотии.

    Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Филарет (1619-1633 гг.) - в миру Федор Никитич Романов - был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. С его возвращения из польского плена после Деулинского перемирия и избрания патриархом, собственно, и начинается процесс возрождения России.

    Колеблющаяся, неустойчивая политика Боярской думы сменяется твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь». Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.

    1. В ысшие органы власти

    В течение всего века после воцарения династии Романовых предпринимались попытки укрепить государственную систему. В правление Михаила Федоровича (1613-1645) и Алексея Михайловича (1645-1676) окончательно установилась самодержавная власть «государя всея Руси».

    Царский титул, в котором старались обозначить все подвластные владения и племена, принял очень большие размеры, характеризуя, между прочем, и «географию» государственного управления. Вот полный титул Алексея Михайловича в первой половине его царствования: «Великий Государь, Царь, Царь и Великий князь Алексей Михайлович, всей Великой и Малой России Самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий князь Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий князь Новгорода, Низовской земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всей Севернойстороны Повелитель и Государь, Иверской земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинской земли, Черкесских и Горских князей, и иных многих Восточных и Западных и Северных владений и земель Отчич и Дедич и наследник, Государь и Обладатель».

    Усилился и обрел бюрократический характер государственный аппарат.

    Несмотря на усиление власти царя, Боярская дума оставалась важнейшим органом государства, органом боярской аристократии и разделяла с царем верховную власть.

    За столетие состав Думы удвоился, особенно возросло число окольничих, думных дворян и дьяков. Боярская дума оставалась верховным органом в вопросах законодательства, управления и суда, более того, царь Михаил Федорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати нечего». Алексей Михайлович имел «ближнюю думу» и личную канцелярию (Тайный приказ), но по основным вопросам советовался с Думой.

    Члены Думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией.

    К концу XVII века Дума превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Увеличивается ее неродовитая часть, а именно число думных дьяков. В начале века было 2 - 3 думных дьяка, во второй половине (в 1677 году) их число увеличилось до 11 человек.

    В первой половине XVII века возросла роль земских соборов, которые заседали почти непрерывно: в 1613-1615, 1616-1619, 1620-1622, 1632-1634, 1636-1637, годах. Соборы изыскивали средства на ведение войн с Польшей, Турцией и других, принимали решения по внешнеполитическим вопросам (в 1642 году - по вопросу об Азове, взятом казаками, в 1649 году - принятие Уложения - свода законов и др.).

    Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645 год), дней (1642 год), до нескольких месяцев (1648-1649 годы) и лет (1613-1615, 1616-1619, 1620-1622 годы). Решение земских соборов - соборные акты - подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в «моральной» поддержке «всей земли».

    2. Центральные учреждения

    Первая половина XVII века - время расцвета приказной системы и постепенного внедрения ее во все отрасли управления. В течение 10-20-х годов XVII века происходило восстановление всех звеньев системы государственного управления, разрушенной в годы «смуты».

    Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В первую очередь - Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие «ясак» с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII веках была чрезвычайно сложна и запутана.

    В первые годы правления династии Романовых начали функционировать около 20 новых центральных учреждений. Новому правительству пришлось решать серьезные социально - экономические и политические проблемы. Прежде всего предстояло пополнить опустошенную государственную казну, наладить поступление государственных налогов, Поэтому в первые годы правления новой династии усиливается фискальная деятельность приказов. Окончательно оформились четвертные приказы, и был создан ряд новых постоянных и временных центральных учреждений, ведавших сбором налогов (Новая четверть в 1619 году, приказ Большой казны - в 1621-1622 годах).

    В первой половине XVII века широко распространены были временные приказы, создаваемые заведомо как временные по специальному указу, определяющему функции, главу приказа, весь его штат и бюджет. Например, война 1632-1634 годов с Польшей и начало строительства оборонительной линий на юге страны вызвали к жизни целый ряд временных приказов.

    Во второй половине XVII века в связи с коренными изменениями в социально - экономической жизни России, в ее внутриполитическом развитии и международном положении меняется государственный аппарат. В это время окончательно укрепляется и оформляется крепостничество, складывается всероссийский рынок, возникает мануфактурное производство, углубляется социальное расселение деревни. Противоречивость этих процессов обусловила обострение социальных отношений в городе и деревне. В 1670-1671 годах Россию охватила мощная крестьянская война. Одновременно в этот период продолжается освоение Сибири, строятся оборонительные крепости на юге, юго-востоке и юго-западе страны.

    Сословно - представительная монархия к этому времени себя изжила. Уложение 1649 года по-новому определяло права разных слоев общества, прежде всего дворянства и верхушки посада. Дворянство стремилось на деле осуществить законодательные нормы Уложения и обеспечить «крепость» крестьян владельцам, подавить их сопротивление. Старый государственный аппарат не мог в полной мере обеспечить выполнение этих задач. Это потребовало изменения формы правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки организации армии.

    Система приказов сохранилась. Основное ядро их осталось прежним. Но были созданы новые территориальные приказы для управления освобожденными русскими землями. С новыми условиями страны связано создание Монастырского приказа, ведавшего монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин, Рейтарского приказа, созданного для организации и управления войсками нового строя. Особое место занимал функционировавший в 1654-1675 годах приказ Тайных дел. Основная часть дел этого приказа была связана с управлением дворцовым хозяйством. Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений. В 1664 году, например, выделился Судный дворцовый приказ.

    Серьезная перестройка с целью упрощения и дальнейшей централизации была предпринята в 80-е годы XVII века. Наиболее важной была попытка объединить все вопросы финансового характера в укрепленном приказе Большой казны, к которому отошел ряд функций четвертей и некоторых других приказов. К этому времени относятся мероприятия по концентрации всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе - в Разрядном приказе с изъятием их из ведения территориальных приказов.

    Во второй половине XVII века широкое распространение получили временные учреждения - комиссии, которые формировались в Москве из дьяков и московских подьячих и посылались вместе с сыщиками, межевщиками, разборщиками и т.д. на поиск беглых крестьян. Комиссии создавались по специальному указу, который определял их количественный состав, направление деятельности, назначал руководителей. Создание подобных комиссий с 60-х годов XVII века приобрело массовый характер.

    Всего к 1698 году в России насчитывалось 26 приказов общегосударственной компетенции (постоянных), 1 - временный, 6 - дворцовых, 3 - патриарших и 19 других высших городских и дворцовых учреждений.

    Во главе приказа стоял начальник - судья, в основном из членов Боярской думы. Некоторые из них управляли сразу несколькими приказами. Так, боярин Б.И. Морозов, любимец Алексея Михайловича, возглавлял 5 приказов: Стрелецкий, Большой казны, Новой четверти, Иноземский, Аптекарский; А.Л. Ордин-Нащокин - Посольский и Малороссийский приказы и три четверти - Новгородскую, Владимирскую и Галицкую.

    Помощниками начальника-судьи были дьяки (число их в разных приказах разное). Дьяки набирались в основном из рядового дворянства или из духовного звания. Они вершили дела, выносили приговоры. За службу получали поместный оклад (до 600 четвертей земли) и денежный (до 240 рублей в год). Им подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей - подьячие, служившие сначала без жалованья, потом по мере приобретения опыта, получавшие оклад 1 - 5 рублей в год.

    Важнейшей чертой приказной системы XVII века является возрастание количества занятых в ней людей.

    Наибольший рост числа приказных людей приходится на 70-е годы XVII века. При этом заметно возрастание подьяческих штатов, что происходило по инициативе приказных судей и дьяков и диктовалось внутренними потребностями учреждения.

    С 60-х годов приказы превращаются в крупные учреждения с большим штатом и разветвленной структурой. Почти исчезают приказы с 1-3 подьячими. Средним становится приказ со штатом 20-40 человек. Среди крупных приказов видное место занимал Поместный со штатом в 1698 году из 416 человек. В приказе Большой казны работало 404 человека, Большого дворца - 278 человек, в Разряде - 242 человека.

    Резкое возрастание с 70-х годов XVII века группы московских подьячих послужило базой для формирования государственного аппарата абсолютной монархии, основные черты которой четко проступают в последние десятилетие века.

    Структура приказов определялась их компетенцией и широтой деятельности, с чем были связаны и размеры приказных штатов. Большие приказы (Поместный, Разрядный, Казанского дворца) делились на столы. Разделение происходило в основном по территориальному принципу. Например, в Пометном приказе в течение XVII века имелось четыре территориальных стола, хотя состав подведомственных им городов и их названия менялись. В 1627-1632 годах приказе имелись Московский, Рязанский, Псковский и Ярославский столы, с середины века исчезает Ярославский стол, но образуется Владимирский. В результате перестройки работы приказов в 80-е годы в нем появились еще три стола, но организованных уже не по территориальному, а по функциональному принципу.

    Иначе складывалась структура приказа Казанского дворца. В 1629 году в нем имелось три функциональных стола (Денежный, Разрядный и Поместный) и один территориальный (Сибирский). В 1637 году последний был преобразован в самостоятельный Сибирский приказ, в котором к концу века появились территориальные Тобольский, Томский, Ленский столы.

    Бывали случаи, когда тому или иному приказу передавались функции другого учреждения, что приводило к выделению в его составе особого стола. Так, в 1667-1670 годах в составе Посольского приказа, ранее не имевшего деления на столы, был создан особый Смоленский стол, который ведал землями, вошедшими в состав России по так называемому Андрусовскому перемирию, заключенному с поляками в селе Андрусово. При уничтожении в 1681 году Холопьего приказа, функции которого перешли к вновь созданному Судному, в составе последнего был организован для выполнения их особый стол.

    Столы делились на повытья, создававшиеся в основном по территориальному принципу. Повытья не были устойчивыми структурными единицами и не носили определенного названия. Иногда они носили порядковый номер или наименование по фамилии стоявшего во главе их подьячего. В более мелких приказах деления на столы не было.

    Приказная система с ее централизацией и бюрократией, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью породила волокиту, злоупотребления, взяточничество, что особенно явственно обнаружилось к концу XVII века.

    3. Местное управление

    В местном управлении шел процесс централизации, унификации и бюрократизации, что и в центре, но более медленными темпами. Основной административно-территориальной единицей России становятся с конца XVIIвека уезды, которые делились на станы и волости. С начала XVII века происходит вытеснение характерного для XVI века «земского начала» приказно-воеводским управлением. Воеводы еще в период существования наместников-кормленщиков назначались в пограничные города для осуществления военного управления, а дьяки - для финансового управления. В этом качестве они сохранялись и в период расцвета губного и земского самоуправления. Смута, едва не приведшая к распаду страны, показала необходимость существования в провинции не только военной власти, но и органа, связывающего все (а не только тягловое) население провинции с центром. Кроме того, растущие финансовые потребности государства, невозможность обеспечить единство и освоение гигантской территории без редистрибуции были важнейшими причинами централизации управления. Во время Смуты население само на общесословных собраниях стало избирать себе воевод не только с военными, но и с административными, судебными функциями. После окончания Смуты воевод стали назначать (обычно на 1-2 года) царь и Боярская дума, иногда с учетом пожеланий местного населения, которое добивалось «у них по-прежнему оставить одного губного старосту, а воеводу взяли бы Москве». Правительство прислушивалось к таким челобитным, но к середине XVII века воеводская система распространилась повсеместно. Целью назначения воевод было осуществление управления в интересах царя, а не ради кормления, в связи с чем местному населению указывалось: «…воеводам кормов не давать, в том самим себе убытков не чинить». Но, как отмечал В.О. Ключевский, «воеводы XVII века были сыновьями или внуками наместников (кормленщиков) XVI века. На протяжении одного - двух поколений могли измениться учреждения, а не нравы и привычки. Воевода не собирал кормов и пошлин в размерах, указанных уставной грамотой, которой ему не давали: но не были воспрещены добровольные приносы «в почесть», и воевода брал их без уставной таксы, сколько рука выможет. В своих челобитных о назначении соискатели воеводских мест так напрямик и просили отпустить их в такой-то город на воеводство «покормиться». Воеводство хотели сделать административной службой без жалования, а на деле оно вышло неокладным жалованием под предлогом административной службы. Неопределенная точно широта власти воеводы поощряла к злоупотреблениям… Неизбежная при таком сочетании регламентации с произволом неопределенность прав и обязанностей располагала злоупотреблять первыми и пренебрегать вторыми, и в воеводском управлении превышение власти чередовалось с ее бездействием».

    С другой стороны, не следует преувеличивать характер злоупотреблений, учитывая, что воеводы находились в сильной зависимости от центральной власти, среди них преобладали лица, впавшие в царскую немилость, а сроки полномочий не были длительными.

    В крупных городах одновременно могли назначаться несколько воевод, один из которых был главным. При всех воеводах в помощниках были дьяки или подьячии с приписью. Из них формировался тип местного приказного учреждения - съезжая, или приказная, изба (в 20-30-е гг. встречаются названия - дьячья, судная изба). Большинство приказных изб имели незначительные штаты - по несколько человек, но в некоторых (Новгородской, Псковской, Астраханской и др.) - 20 и более приказных людей.

    Воеводы получают право контроля за губными и земскими избами без права вмешательства в сферу их деятельности, но во второй половине XVII века это ограничение для воевод было снято. Однако полного подчинения местного самоуправления воеводскому управлению не произошло - в финансовом и экономическом управлении земские власти были независимы, воеводам запрещалось наказами, определявшими их компетенцию, «в денежные их сборы и в мирские дела не вступаться и воли у них в их мирском окладе и в иных делах не отьимати… (выборных) не переменять». Наряду с земским самоуправлением существовали самоуправляющиеся волости и общины, вместе с выборными сотским и старостами существовали братские дворы, куда собирались «лучшие люди» на сход для выборов и решения хозяйственных, а иногда судебных дел. Различия в системах самоуправления определялись в основном социальным составом населения.

    В городах существовали различные системы самоуправления - в Пскове коллегия общегородских старост, в Новгороде Великом - собрание «градских людей» и постоянное управление из 5 старост, представлявших концы города, в Москве не было общегородского самоуправления, но самоуправляющимися единицами были каждая сотня и слобода. Во время правления в Пскове воеводы А.Л. Ордина-Нащокина была предпринята попытка реформировать городское самоуправление в духе магдебургского права, но она оказалась недолговечной. Кроме того, в уездах существовали выборные таможенные избы, кружечные дворы, которыми руководили соответствующие головы и целовальники и др. Постепенно они попадают под контроль приказных изб.

    Реорганизация вооруженных сил в пользу постоянных войск на местах потребовала создания военных округов (разрядов), объединявших несколько уездов. В результате образовалось промежуточное звено управления - разрядный центр. Приказная изба такого города расширяла свои военно-административная функции и начинала именоваться разрядной избой или приказной палатой. Выделение разрядных изб и приказных палат создавало учреждения промежуточного типа, предвосхищавшие будущие губернские канцелярии, было предпосылкой петровской губернской реформы.

    4. Церковь и государство

    Религиозная теория «Москва - третий Рим» обосновывала мысль о России как последнем оплоте истинной веры - вселенского православия, носила подчеркнуто эсхатологический, а не имперский характер, как ее рассматривают некоторые исследователи. Это требовало повышения статуса русской церкви, что совпадало с интересами светской власти. В 1589 году. при царе Федоре Ивановиче фактическому правителю России боярину Борису Годунову удалось добиться учреждения в Москве патриаршества, подтвержденного решением Константинопольского собора в мае 1590 года. Московский патриарх занял в диптихе пятое место после восточных патриархов. Первым московским патриархом стал Иов (1589-1605 гг.). Основание патриаршества стало важной вехой в истории русской церкви, закрепило ее автокефальность. (Однако нужно иметь в виду, что автокефальность нельзя отождествлять с государственной независимостью, суверенитетом. Вселенская православная церковь - не федерация поместных церквей, они не подчиняются друг другу, но и не являются абсолютно независимыми, а взаимно соподчинены и составляют кафолическое, соборное единство.)

    В годы Смуты церковь в целом и особенно монастыри стали одним из основных оплотов борьбы за национальное возрождение. Как уже говорилось, патриарх Филарет в значительной степени сконцентрировал в своих руках не только духовную, но и светскую власть. Он в равной степени стремился укреплять обе власти, опирался на хорошо известную в России византийскую эпанагогическую теорию, теорию «симфонии властей». Если в XVI веке эта модель взаимоотношений была реализована в близком к поздневизантийскому варианте преобладания государства над церковью, то в первой половине XVII века Филарету удалось в наибольшей степени приблизиться к идеалу двуединства церкви и государства.

    К концу XVII века (после возвращения Киевской митрополии по юрисдикцию Московской патриархии) на территории России находились 24 кафедры - одна патриаршая, 14 митрополичьих, 7 архиепископских и 2 епископских.

    Высшее управление Русской Православной Церкви представлял патриарх в единении с собором высших церковных иерархов. В отличие от восточных патриархов русский первоиерарх не имел при себе постоянного собора (синода). Освященные (церковные) соборы при патриархах созывались реже, чем при московских митрополитах, но собор 1667 года принял решение о двукратном в год созыве соборов, что соответствовало каноническим правилам. В работе соборов принимали участие цари, будь то выборы патриарха или назначение других церковных иерархов, канонизация святых, церковный суд, богословские диспуты и др. Отличием от других поместных церквей было то, что архиепископы и епископы по своими властными полномочиями не отличались от митрополитов и не подчинялись последним.

    В 1620-1626 гг. патриарх Филарет провел реформу управления огромным церковным имуществом и персоналом. Для заведования патриаршей областью были созданы приказы, которые затем распространили свои полномочия на земли церкви на всей территории России. В результате на смену двухчастной системе (государственные и дворцовые) пришло тройное деление приказных учреждений. Приказ Духовных дел, или Патриарший разряд, выдавал грамоты духовным лицам, получавшим рукоположение от патриарха, а также на сооружение церквей, вершил суд по преступлениям против веры над клириками и мирянами. Казенный приказ ведал сборами в патриаршую казну. Дворцовый приказ ведал светскими чиновниками патриарха и хозяйством его дома. Персонал приказов составляли как светские, так и духовные лица. Здесь сложилась автономная служебная иерархия: патриаршьи бояре, окольничьи, дьяки и подьячие. Это укрепило позиции церкви, сохранявшей высокий авторитет и обладавшей огромной материальной и военной мощью, монастырями-крепостями в стратегически важных местах. Тем не менее, канонические православные представления о богоугодной природе власти исключали сколько-нибудь последовательные претензии Русской Православной Церкви и ее иерархов на светскую власть, создание теократического государства.

    В церковном управлении и суде на епархиальном уровне не было полного единообразия, но строилось оно в соответствии с каноническими требованиями. В местном самоуправлении большую роль играл церковный приход, который в большинстве случаев совпадал территориально с волостью. Приходские священники назначались соответствующим епископом, но, как правило, кандидаты на вакантное место избирались прихожанами. Священнослужители (поп, дьякон) и церковнослужители (пономари, сторожа, певчие) полностью завесили от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграждение. В попы часто избирались не духовные лица, а грамотные крестьяне или посадские, в результате чего функции местных гражданских и церковных властей тесно переплетались и даже объединялись.

    В царствование царя Алексея Михайловича возникают противоречия между укрепившимся самодержавием и церковью. Стремление светской власти поставить под контроль хозяйственную деятельность церкви (создание Монастырского приказа), ограничить монастырское землевладение, судебный, фискальный иммунитет монастырей и белого духовенства встретили сопротивление церковных иерархов, патриарха Никона, отстаивавшего «симфонию властей». Конфликт совпал с расколом церкви в результате реформы патриарха Никона по приведению богослужебных книг и обрядов в соответствие с греческими оригиналами. Против бескомпромиссной проводимой реформы непримиримо выступили сторонники «древнего благочестия», одним из руководителей старообрядцев был протопоп Аввакум. Духовный раскол ослабил позиции церкви. Попытка Никона оказать давление на царя отказом от патриаршества завершилась лишением его сана и ссылкой (решение Вселенского собора 1666 года). Церковь начинает попадать, несмотря на ликвидацию Монастырского приказа, в прямую зависимость от государства, что является одним из индикаторов эволюции самодержавия в сторону абсолютной монархии.

    5. Особенно сти государственного управления

    Избрание главы государства представителями сословий. В 1598 году состоялось первое избрание царя на Земском соборе (был избран Борис Годунов). Выборы проходили без альтернативы.

    В 1613 г. состоялись вторые выборы. Для решения будущего государства, не имевшего верховного правителя по окончании Смуты, в Москве был созван Земский собор. Принцип формирования Земского собора: по 10 человек от 50 городов плюс 200 человек от Москвы. Всего 700 человек. Состав: духовенство, посадские, служилые, стрельцы, свободные крестьяне, казаки. Среди претендентов на верховную власть были видные государственные деятели. Цель выборов главы государства в условиях Смуты - избежать кровопролития и новой тирании. Поэтому Собор избрал в цари Михаила Романова, наиболее компромиссную фигуру. Основные качества нового царя: не имел врагов, не тщеславен, не стремился сам к власти, имел добрый характер.

    В 1645 г., после смерти Михаила Романова, выборов царя как таковых уже не было, по причине того, что существовал законный наследник. Однако новый царь Алексей был представлен Земскому собору, который формально утвердил нового государя. В 1682 г. Земский собор избрал царями-соправителями Ивана V и Петра I.

    Ограничение власти царя. Попытки ограничить власть государя были еще в Смутное время, при выборах Василия IV и королевича Владислава. Существует мнение, что при избрании на царство Михаил Романов подписал письмо, по которому обязался: никого не казнить, а если будет вина, отправлять в ссылку; принимать решение, советуясь с Боярской думой. Письменного документа, подтверждающего ограничения, не найдено, однако фактически диктаторские полномочия государя, установленные Иваном Грозным, были ликвидированы.

    Возрастание роли представительной власти. Земские соборы, созывавшиеся по инициативе царя, Думы или предыдущего собора, решали вопросы:

    Сбора налогов

    Распределение земли

    О наказаниях, в том числе о введении денежных штрафов

    Расследование жалоб на чиновников, борьба с коррупцией и злоупотреблениями региональных властей

    Расходования государственных средств

    Принятия гражданских законов.

    В 1648-49 гг. на Земском соборе было принято Соборное уложение, т.е. своего рода гражданский и уголовный кодексы. Если раньше основные законы в России назывались по имени подготовивших его правителей, то новый закон был подготовлен и издан представителями всех сословий.

    Управление по проблемам. Государственная администрация - система приказов - строилась не четко по региональному или отраслевому признаку, а по проблемам. При необходимости решить какой-либо вопрос создавался отдельный приказ, который отвечал за все стороны решения проблемы.

    Централизация власти. Приказы (органы центрального управления) регулируют какие-либо отношения во всем государстве. Например, Разрядный приказ, приказ Большой казны. Продолжается процесс формирования единой государственной идеологии, утверждается единая государственная символика. В России появляется национальный флаг - бело-сине-красный триколор.

    Расширение границ: присоединение Сибири, правобережной Украины. В Сибири создавалась новая администрация: в крупные города из Москвы назначались воеводы. Освоение Сибири началось в конце 16 века после разгрома Ермаком войска Сибирского ханства в районе Тюмени. В глубь Сибири по водным путям продвигались отряды частных предпринимателей, занимающихся торговлей с народами Сибири и Китая. В крупных торговых точках строились крепости, куда направлялись правительственные гарнизоны. Территория осваивалась казаками, служившими на границе в обмен на право обрабатывать землю. Кроме татарского Сибирского ханства, осколка Золотой Орды, сибирские народы не имели в 16-17 вв. своей государственности, поэтому они относительно легко входили в состав Российского государства, принимали православие, ассимилировались с русскими. Потомки татарских ханов получили в России титул царевичей сибирских и поступили на госслужбу.

    Упорядочение бюджетной системы. В 1619 г. на Земском соборе был принят первый бюджет Российского государства, именовавшийся «роспись доходов и расходов». Бюджетная система в 17 веке еще была мало развита, так как существовало большое количество натуральных повинностей, заменявших налоги. Соборное уложение 1649 г. урегулировало способы и нормы сбора налогов. Каждый житель Московского государства должен был нести определенную повинность: или призываться на службу, или уплачивать налоги, или обрабатывать землю. Кроме того, существовали торговые пошлины и сборы за оформление документов. Особую статью государственных доходов составляла плата за содержание кабаков и продажу вина в государственных лавках. Самостоятельное производство спиртных напитков запрещалось.

    6. Государственная служба

    На материалах Посольского приказа - одного из важнейших в системе управления - можно восстановить иерархию служебных должностей на государственной службе в XVII веке.

    Думные чины:

    Бояре - высший государственный чин, имел право голоса по всем вопросам государственного значения, мог быть послом, руководить войском, возглавлять боярскую комиссию. Обычно чин боярина имели пять-десять человек. Средний возраст - 50-60 лет. Жалование боярам было 700 рублей. Бояре имели право не снимать шапки в присутствии государя.

    Думный дьяк - секретарь, делопроизводитель; не имел право голоса, а только фиксировал решения Думы, составлял документы.

    Думные дворяне - появились в Думе в 1572 году, могли быть представителями нетитулованной знати, не имели права голоса, но участвовали в государственном управлении, исполняя поручения царя. Одним из думных дворян был хранитель государственной печати. Жалование их было 250 рублей.

    Кроме думных чинов существовали приказные чины для чиновников, работавших в приказах.

    Дьяки - основные сотрудники приказов, помощники бояр и окольничих, исполняли вспомогательные функции, но и могли действовать самостоятельно, например, управлять приказами.

    Подьячие - исполняли обязанности секретарей, нотариусов, поверенных.

    В состав государева двора входили придворные чины:

    Стольник. Первоначально прислуживали у стола государя. В 17 веке это было почетное звание, обладатель которого мог быть назначен воеводой, начальником второстепенного приказа, производить розыск по делу.

    Стряпчий. Состояли в разных службах при особе государя. Стряпчие могли служить на мелких воеводствах, быть секретарями в посольствах и приказах.

    Жилец - низший придворный чин. Жильцы охраняли государевы покои, из них набиралась царская гвардия. Жильцы были обязаны жить в Москве и быть постоянно готовыми к воинской службе.

    Должности до 1682 года распределялись по принципу местничества. Ежегодно все люди, находящиеся на госслужбе, заносились в государственный разряд, на основе этого распределялись обязанности, должности в последующих поколениях. Местничество - это обезличенная система кадровых назначений, оно позволило выделить класс служащих людей. Местничество стало основой для олигархии, тормозило мотивацию неродовитых служащих, не имевших перспектив карьеры.

    Заключение

    В начале XVII века неблагоприятное сочетание внутренних и внешних факторов приводит распаду российской государственности. Восстановление сословной монархии в форме самодержавия происходит на основе принципов теории «симфонии властей» - двуединства духовной и светской власти. Восстановление государственности в условиях мобилизационного типа развития приводит к постепенному разрушению принципов соборности и «симфонии властей» - отмиранию Земских соборов, изменениям в функциях и компетенции Боярской думы, церкви, ограничению местного самоуправления. Происходит бюрократизация государственного управления, и на основе приказной работы начинает складываться гражданская служба как отрасль государственной, ранее преимущественно военной службы.

    К концу XVII века система государственного управления сословной монархии вступает в сложный этап модернизации всей политической системы страны, ее институтов и управленческого аппарата с заимствованием элементов европейского опыта, рационализма, но в целом на своей собственной цивилизационной основе. Темпы этой модернизации с ее противоречиями не успевали за возраставшим усложнением задач государственного управления, ростом территории, процессом сословной трансформации общества и новыми геополитическими задачами. На повестке дня стояла проблема коренной реорганизации всей системы центрального и местного управления, которая бы определила окончательный выбор между развитием самодержавия как выразителя сословных интересов и утверждением абсолютизма.

    Список используемой литературы

    1. Черняк В.З. История государственного и муниципального Ч498 управления России. Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2001.

    2. История государственного управления в России: Учебник/ Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

    3. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1992.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Нормативно-правовое регулирование отношений региональных органов власти и органов власти местного самоуправления в России. Институт сити-менеджера как способ усиления взаимосвязи органов местного самоуправления с органами государственной власти.

      дипломная работа , добавлен 17.06.2017

      Природа и сущность государственной власти. Особенности государственного управления. Понятие нормативно-правовых актов органов государственного управления. Принципы, направления и формы взаимосвязи государственной власти и органов местного самоуправления.

      курсовая работа , добавлен 12.10.2015

      Проблема эффективности государственного управления и необходимость в новом содержании региональной политики в современной России. Механизмы, принципы и специфика взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

      курсовая работа , добавлен 22.02.2017

      Органы государственной власти в Российской Федерации. Структура и принципы формирования органов исполнительной власти, их классификация и направления деятельности. Органы местного самоуправления, их задачи и функции. Судебная система субъекта Федерации.

      курсовая работа , добавлен 11.01.2011

      Сущность местного самоуправления и его многоаспектное конституционное значение. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

      курсовая работа , добавлен 24.06.2015

      Понятие, виды и организационные системы местного самоуправления, его принципы и функции. Полномочия органов местного самоуправления согласно федерального законодательства, их взаимоотношения с региональными и центральными органами государственной власти.

      курсовая работа , добавлен 14.12.2009

      Конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, его функции и полномочия. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти. Совершенствование реформирования местного самоуправления в РФ.

      реферат , добавлен 01.08.2010

      Понятие местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование его деятельности в Российской Федерации. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный контроль за осуществлением государственных полномочий.

      курсовая работа , добавлен 22.12.2017

      Краткая характеристика основных теорий местного самоуправления. Конституционные принципы регулирования основ местного самоуправления в России. Структура и полномочия органов муниципальных органов. Развитие модели местного самоуправления в России.

      реферат , добавлен 06.02.2011

      Организационно-правовые основы государственного управления в социально-культурной сфере, полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. Функции федерального архивного агентства, охрана культурного наследия.