• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Ребенок в 2 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь малышу адаптироваться посредством игры. Во что играть с 2 летним ребенком родители решают самостоятельно, соответственно уровню физического и интеллектуального развития малыша.

    Ребенок в 2 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь малышу адаптироваться посредством игры. Во что играть с 2 летним ребенком родители решают самостоятельно, соответственно уровню физического и интеллектуального развития малыша.

    Что должен уметь ребенок к двум годам:

    1. Физическое развитие:
      • правильно координировать движения;
      • согласованно управлять своим телом;
      • развивать большую и мелкую моторику.
    2. Cамообслуживание – удовлетворение своих потребностей:
      • гигиенических;
      • питания;
      • раздевания-одевания;
    3. Интеллектуальное развитие:
      • пополнение словарного запаса;
      • общение с взрослыми и сверстниками;
      • познание окружающего мира;
      • рисование, музыка, танцы.

    Игры, способствующие лучшему физическому развитию

    Игры с мячом

    Подвижные игры с мячом одинаково нравятся 2-х летним мальчикам и девочкам. Следует учитывать, что ребенок в этом возрасте достаточно быстро устает, поэтому желательно чередовать активные развлечения с отдыхом. Играть дольше 15 минут не рекомендуется, иначе в следующий раз малыш откажется от этого развлечения.
    Даже в условиях небольшой квартиры можно поиграть с ребенком в мяч, бросая его с близкого расстояния в руки малыша. Развиваются хватательные движения, улучшая управление своим телом. Сев напротив друг друга и широко расставив ноги, как своеобразные ворота, следует учить ребенка двух лет катить мяч в заданном направлении.
    Игра в домашних условиях в «съедобное – несъедобное» улучшает реакцию крохи на внешние воздействия, увеличивает познания в области, что можно кушать, а что нельзя. Плюсом является развитие хватательных движений при ловле мяча.

      На детской площадке следует разнообразить игры:
    • футбол – стараться попасть по мячу ногой в движении, чередуя то правую, то левую ногу;
    • бросать мячик в заданном направлении;
    • подбрасывать мяч вверх, чтобы ребенок 2-х лет старался поймать его;
    • перебрасывать спортивный аксессуар друг другу, встав в круг с несколькими детьми примерно одинакового возраста.

    В активных развлечениях взрослым не стоит оставлять детей играть одних без присмотра:

    • малыш 2-3 лет может упасть, получив травму;
    • удар мячом, даже брошенный сверстником, довольно болезнен;
    • родители должны руководить игрой.

    Преодоление препятствий

    Дети 2-3 лет очень любят спортивные игры:

    • лазить по шведской стенке;
    • висеть с поддержкой взрослого на турнике;
    • ходить по бревну над уровнем земли;
    • бегать, прыгать.

    В таком возрасте у малыша нет чувства страха и опасности, поэтому взрослым рекомендуется осуществлять постоянное наблюдение за ребенком, чтобы исключить возникновение несчастных случаев. Рекомендуется рассказывать малышу о поведении на гимнастических снарядах, необходимости крепко держаться.

    Ирина Князева - воспитатель детского сада №57

    Во что поиграть с ребенком в 2 года на улице советуют специалисты:

    • догонялки с родителями или другими детьми, играющими рядом;
    • жмурки;
    • ходьба по лабиринту, по начерченной на асфальте линии;
    • прыгалки на месте с чередованием ног, со ступеньки на ступеньку, через бордюр.

    При прыжках следует держать малыша 2 лет за руку, пока он научиться прыгать без травм.
    Активные физические игры заменяются в домашних условиях хождением босиком по крупе, мелкой гальке. Можно предложить и показать личный пример, как ходить на цыпочках, зажав мячик или мягкую игрушку между коленями. Дети в 2-3 года с удовольствием повторяют действия взрослых.
    Очень любят малыши массаж с рассказом «Ехал поезд» - в игровой форме укрепляются мышцы спины, улучшается осанка. Занятия с ребенком физическими упражнениями укрепляют организм, повышают иммунитет, препятствуют возникновению многих заболеваний.

    Игры, улучшающие мелкую моторику

    Гармоничное развитие маленького человека немыслимо без игр, тренирующих мелкую моторику рук. Движения руками, пальцами у детей в 2 года напрямую связаны с работой головного мозга – способствуют лучшему развитию речи, логики, зрительной координации движения.

    Творчество

    Конечно, может не все получаться сразу, но требуется терпение родителей, чтобы малыш 2 лет научился все делать сам:

    • рисовать красками и карандашами, раскрашивать крупные рисунки раскрасок;
    • вырезать ножницами простейшие фигуры;
    • лепить из пластилина, глины или теста палочки и шарики;
    • делать аппликации и поделки из картона, цветной бумаги, другого подручного материала.

    Играть с ребенком в возрасте 2 лет в подобные игры следует только с взрослыми, которые объяснят и подробно расскажут, покажут, в какой последовательности следует изготавливать ту или иную поделку. Малыш в 2 года под руководством родителей делает сначала только несложные действия: раскрашивает крупное изображение, приклеивает, вырезанную взрослым, фигурку.
    Все дети любят рисовать. По тому, в какую руку ребенок берет карандаш или кисточку, определяется будущий левша или правша. Не рекомендуется перекладывать насильно предметы из левой руки в правую, так как такие методы вообще отобьют охоту творчества. Даже, если непонятно, что изобразил ребенок, малыша желательно похвалить, чтобы поощрить его старание.

    Игры с песком


    Очень полезны занятия малыша в песочнице:

    • постройка замков развивает фантазию;
    • производство «пирожков» из песка приучает различать форму изделия;
    • песок массажирует подушечки пальцев и ладони, улучшая кровообращение и мозговую деятельность крошки;
    • игры с другими детьми расширяет кругозор, развивает общительность.

    Рисование на стекле, посыпанном песком, способствует развитию фантазии, самостоятельности.

    Развитие речи

    Поиграть с малышом 2 лет можно, рассказывая ему сказки, разучивая вместе детские стишки, особенно такие, как «Мишка косолапый», в которых совмещается рассказ и действие. Эффективно использовать музыкальное сопровождение в играх с ребенком 2 лет: предложить малышу делать движения телом в такт музыки – подпрыгивать, приседать. Или самому играть на каком-либо инструменте.

    В игровой форме следует учить детей четко выговаривать слова, поправлять при неправильном произношении. Рекомендуется беседовать с малышом, как с взрослым, увеличивая словарный запас маленького человека.

    С удовольствием дети 2 лет смотрят кукольные спектакли, которые можно организовать дома. Не обязательно использовать профессиональных кукол, следует задействовать любимую игрушку ребенка. Поиграть в представление с ребенком можно, научив малыша правилам поведения в быту – за столом, в ванной во время умывания, помогая маме убирать в комнате и тому подобное.
    В таком возрасте дети любят играть в ролевые игры со сверстниками или родителями. Одеть, причесать куклу, вылечить любимого мишку, купить товар в магазине – больше подходит девочкам, наследующим поведение мамы. А мальчики заняты машинками, постройками из кубиков гаражей, сборкой простейших фигур из конструктора.

    Определение качества предметов

    Как играть с ребенком в 2 года, чтобы малыш научился определять форму предметов, умел правильно применять полученные знания на практике? Рекомендуется взять разные фигурки по форме: кубики, шарики, пирамидки, куклы. Найди отличия - такие игры помогают ребенку развить внимание и сообразительность Требуется закатить их в игрушечные ворота. Родителям следует доходчиво объяснить в игре с ребенком, почему быстрее всех катится шарик, а не кубик. Малыш на примере разных игрушек сможет различать форму предметов.
    Игры на сравнение качества предметов развивают сообразительность и внимание: рекомендуется взять 2 игрушки, например куклы, одетые в различную одежду, с неодинаковыми прическами, разного роста. Ребенок 2 лет должен рассказать, что у них общего и в чем отличие. Играть часто с ребенком в подобные игры – хорошая тренировка для умственного развития.

    Звуковое окружение

    Хорошее предложение играть с малышом на распознавание звуков, окружающего пространства. Следует внимательно прислушаться к тиканью часов, жужжанию мухи, шуму машин за окном. Объясняя ребенку происхождение звуков, желательно повторять их вместе. Можно самим стать источником звука: поцарапать ногтями по стене, стеклу, хлопнуть дверью, кашлянуть, изобразить, какие звуки издают домашние животные. Повторяя за взрослым, ребенок меньше воспринимает посторонние шумы при укладывании в постель и засыпании.

    Мелкая моторика

    Во что, и как играть с детьми 2 лет, выбирают родители, руководствуясь рекомендациями для гармоничного развития малыша в 2-3 года. Мелкую моторику развивают игры с мелкими предметами Прекрасно развивает моторику пальцев перебирание мелких предметов – разноцветных пуговиц, зерен фасоли, колечек, сверкающей бижутерии. Интересно малышам нанизывать колечки на пирамидку. Чередуя цвета, ребенок 2 лет запоминает последовательность правильного сложения фигуры.
    Складывание зерен фасоли или пуговиц в бутылку с узкой горловиной – увлекательное занятие для малышей, развивающее мелкие движения пальцев, массажируя их подушечки, что благосклонно действует на психическое развитие ребенка.

    Помощь маме


    Дети с радостью помогают взрослым делать домашние дела

    Как играть с ребенком 2 лет в домашних условиях, подскажет сообразительность родителей. Можно с маленького возраста приучать сынишку или дочурку помогать маме простейшими приемами: разложить салфетки на столе, положить каждому вилки, ложки, заодно обучая малышей счету. Сколько в семье человек и сколько приборов надо поставить на стол. Сколько следует положить ложек, вилок, тарелок.
    Уборка по дому приучает ребенка к аккуратности. Подмести пол, пропылесосить ковер, убрать игрушки – дети с удовольствием выполняют несложные работы по дому во главе с мамой или папой. Руководство взрослых обязательно при работе с электроприборами. Оформив ежедневные заботы в виде увлекательной игры, можно добиться, что ребенок в дальнейшем будет помогать старшим без постоянных напоминаний.
    Многим детям нравится готовить вместе с мамой, выполняя несложные действия, как настоящий повар: перемешать тесто, слепить пирожок, почистить вареные овощи.

    Развитие внимания

    Развивают сообразительность, внимание, логику игра в пазлы. Сначала требуется складывать простейшие варианты из малого количества частей, постепенно увеличивая сложность задания.
    Определению формы, цвета предметов помогает несложная игра: в 2 емкости следует сложить игрушки разного цвета. Объяснить ребенку, где какой и просить дать игрушку определенной окраски. За каждое правильное действие желательно поощрять ребенка словом.
    Неизменный восторг вызывает пускание мыльных пузырей. Самостоятельное выдувание пузырей развивает дыхательную систему крохи, а попытка поймать переливающееся разными цветами чудо, улучшает координацию движения.

    Во всех играх с ребенком двухлетнего возраста должны участвовать взрослые, чтобы предупредить травмы малыша. Обязательно следует хвалить крошку, вне зависимости от того, хорошо или плохо получилось задание. Ребенок должен чувствовать любовь и защиту родителей. Разнообразие игр зависит от желания и фантазии мамы и папы.

    Похожие материалы

    Любовь Долганина
    «В какие игры играют современные дети?»

    какие игры играют современные дети7 "

    Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Нынешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном поле. И, дети , как губка, впитывают всю ту информацию, которую современный мир нам представляет. конечно, же наши дети не похожи на нас .

    Дети перестали играть в уличные игры . Нет больше пряток и салочек. Да и во дворе теперь мало кто гуляет, в основном те дети , которые любят много бегать, прыгать, общаться с друзьями и узнавать что-то новое.

    Современные дети играют в современные игры . А что такое современная игра ?- это куклы, мишки, войнушки, только в другой реальности. Но ведь так и должно быть- у каждого поколения свои новые герои. И мы бы тоже не стали играть куклами своих мам .

    В 2010 году появилась серия фэши- кукол Монстер Хай ("Школа монстров") американской компании Маттель. Разработчики компании вдохновлялись классическими фильмами ужасов. В серии есть кукла Франкен - штейна и падчерицы Дракулы, шкатулка в виде гроба и прочие антуражные предметы. Многие девочки заинтересовались этими куклами и родители приобрели им этих "монстров. Покупка из четырех кукол стоила им около 6.000 рублей.

    По мнению психологов- игрушки, пропагандирующие загробный мир наносят непоправимый вред детской психике.

    Конституция запрещает вмешательство в семейную жизнь, поэтому,только родители решают, чем будет играть их ребенок . Не нравятся монстры- не покупай! Только как растолковать ребенку вред "страшных" игрушек, когда у его друзей имеется целая коллекция модных вампиров и зомби?. Многие родители выполняют любую прихоть ребенка и покупают дорогие игрушки. А может быть следовало бы хорошо объяснить ребенку, что не всегда у родителей есть такие деньги, и что они нужны на другие покупки.

    Еще одна примета сегодняшнего дня : многие дети играют в компьютерные стрелялки, ходилки, так они восполняют нехватку эмоций. Планшеты, телефоны и компьютеры, особенно родительские,- любимые игрушки у маленьких детей.

    Родители не всегда знают, в какие компьютерные игры играет их ребенок , и какую пользу и вред приносит компьютер.

    О пользе компьютера и компьютерных игр :

    Существует ряд развивающих компьютерных игр, которые способствуют развитию логики, внимания, интеллекта, памяти и других качеств.

    Существуют компьютерные игры для детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром растений и животных, поспособствуют развитию моторики рук, музыкального слуха, зрительной памяти.

    Разработано множество обучающих игр и для младших дошкольников, которые могут углубить свои познания в той или иной области, поспособствуют формированию внимательности, сосредоточенности, усидчивости.

    О вреде компьютера и компьютерных игр для детей :

    Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.

    Если ребенок долго сидит за компьютером, есть возможность искривления позвоночника.

    Во время работы за компьютером глаза находятся в напряжении и это может привести к снижению зрения.

    Возникновение игровой зависимости.

    Очень опасны компьютерные игры- стрелялки . Игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается озлобленностью, агрессией. И немудрено, ведь часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрее.

    Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время ребенка, не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть один из вариантов отдыха, наряду с чтением книг, просмотром мультфильмов, прогулками на свежем воздухе. Во всем должно быть чувство меры. А игры для детей необходимо правильно выбирать!.

    Игры на улице:

    • игра в песок.Не зря в этом возрасте родители или родственники покупают ребенку лопатку,ведерко, формочки. Дети просто обожают играть в песочнице, особенно когдакто-нибудь строит куличики, а он их ломает. Такая игра доставляет неописуемыйвосторг и интерес.
    • игра со сверстниками. Дети весьма общительны и дружелюбны,поговорить, поиграть, пощупать или обнять другого ребенка - для них большая радость.

    Игры дома:

    • В этом возрастеребенку нравиться складывать, собирать, подбирать крышки к банкам, к бутылкам.Можно купить ему пирамиду. Конечно, по размеру он кольца не разложит, но самонанизывание на палочку доставит массу положительных эмоций. Или же дайте малышупластмассовые баночки, баночки от кремов (предварительно хорошенько их вымойте,чтобы удалить остатки косметики) и несколько крышечек. Поверьте, будет сидеть икопаться с ними полчаса, это увлечет даже самого непоседливого карапуза.
    • Один годик - это самый подходящий возраст для развитиямузыкальных способностей. Необходимо купить такие предметы, чтобы в них быламузыка. Например, специальное детское пианино. Малыш будет не только слушатьпесенки, но и нажимать пальчиками на клавиши, что способствует развитию мелкоймоторики. Также подойдет и детский компьютер, хотя возможно для годовалогоребенка он еще сложен и непонятен. А вот детская музыкальная книжка порадует нетолько своим звучанием, но и красивыми, цветными иллюстрациями. Вынимайте изсвоих запасов все музыкальные инструменты.
    • Отдельного внимания заслуживает мобильный телефон. Наверное,все родители замечали, что их чадо не равнодушно к этому предмету. Поэтому воизбегание неприятных ситуаций, в виде поломки сотового, приобретите ребенку игрушечныйтелефон, пусть он по нему звонит и разговаривает. Увидите, как он буквальнокопирует все ваши жесты и движения, когда разговаривает по мобильному.
    • Все дети - и мальчики, и девочки любят машинки. Им нравитсячто-то катать, возить. Данная игрушка станет незаменимым помощником для вас.Ребенок будет ею увлечен, а чтобы еще больше вызвать интерес у него, привяжите кмашинке ленточку или веревочку и пусть возит по всему дому. Аналогично можно привязатьпочти любую игрушку, за исключением кукол, животных. Девочкам можно купить илинайти старую детскую коляску. Пусть сажает в нее куколку и катает ее покомнате. Также можно показать, как укладывать куколку спать.
    • Обязательно купите специальные, смывающиеся водой, фломастеры.Ребенку в этом возрасте необходимо рисовать, ему это нравится, он пытаетсячто-то изобразить, получается, конечно, нелепо - одни полоски, линии. Такимспособом развиваются навыки рисования. А отмыть руки, ноги и даже лицо ребенка такимифломастерами очень просто. К тому же, если малыш измазал обои либо своюодежду, все прекрасно смоется и отстирается.
    • Начинайте в этот период читать сказки, рассматривайте совместнос малышом книжные иллюстрации, рассказывайте, кто изображен на картинке.

    Дети - очень любопытные и любознательные создания. Они хотятпознавать все новое, хотят узнать окружающий их мир, им это интересно.Обязательно объясняйте все ребенку, он уже достаточно умен, чтобы вас понять.Многие родители думают, что в год их кроха ничего не понимает и не соображает.Как же не правы такие люди. Потихоньку, каждый день открывайте для ребенкановое и не известное для него.

    Почему ребенку нужна игра?

    Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

    К сожалению, некоторые родители недооценивают роль игры. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

    О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма . Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

    Некоторые родители считают, что на игры у детей уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

    Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

    Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам – настоящий капитан или летчик.

    Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности . Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

    На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

    Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

    В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.

    Для детей конца второго – начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платье и снова надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Это является нормальным – так ребенок осваивает общественно-исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Проследите за играми своих детей.

    Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте с ответствующие игрушки.

    Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

    Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится произведение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.

    Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер, и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей.

    Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех – четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребенок уже научился игровым действиям, то можно давать ему такие косвенные задания. С детьми четвертого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек.

    Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?» действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком минут в день. С детьми 4-5 лет можно играть реже, 1-2 раза в неделю. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время.

    Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого? Причина заключается в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребенка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнет развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.

    Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослым. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

    С детьми 5-6 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д. Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.

    Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

    Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

    Подготовил старший воспитатель