• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Страница 21 из 24


    Методика обучения технике прыжков в длину с разбега

    Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.

    Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.

    Силовые и скоростные тренировки

    Внедрение спринтерских упражнений в программу подготовки может быть попыткой установить график моторного блока. Основания для устойчивости к конкретной скорости конкуренции, по-видимому, находятся в определенной мере аэробной устойчивости, создаваемой достаточной нагрузкой. Хотя абсолютная протяженность этой нагрузки низкая в программе выносливости спортсмена с выносливостью, относительная протяженность может быть высокой и достигать 90% на первой фазе подготовительного периода. Уильямс сказал, что этот вид обучения улучшает аэробную способность и концентрацию гликогена в красных мышечных волокнах.

    Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, видеофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.

    Задача 2. Обучить технике отталкивания.

    При обучении отталкиванию используются разнообразные подводящие упражнения в следующей последовательности:

    Это не только положительно влияет на сопротивление скорости, но и на способность восстановления после нагрузок субмаксимальной и максимальной интенсивности. Таким образом, спортсмен сможет совершать больше повторений при максимальной и близкой к максимальной интенсивности тренировках скорости.

    После того, как была создана основа для развития аэробной выносливости, спортсмен должен быть подвергнут определенным нагрузкам на соревнование, аналогичным условиям соревнований. В целом, единицы для развития устойчивости к скорости конкуренции могут быть связаны следующим образом.

    Имитация движений ног при отталкивании на месте с активным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкивания - подъем колена маховой ноги;

    Имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;

    Имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед - вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;

    Повторение рас от субмаксимальных интенсивностей до почти максимального. Длительные периоды восстановления необходимы между расами почти максимальной интенсивности, чтобы обеспечить качественное обслуживание, в то время как более короткие периоды необходимы, когда расы имеют максимальную интенсивность. Серия гонок рекомендуется с двумя или тремя минутами между ними, но это потребует, чтобы серия была короче, чтобы поддерживать качество.

    Интенсификация нагрузки при максимальной или почти максимальной интенсивности на расстояниях между двумя третями и удвоенной дистанции гонки. Интенсификация нагрузок при максимальной скорости движения на растяжениях до 10 или 20% дольше, чем расстояние гонки. Расы с разной скоростью, в которых ритм или скорость меняются в ходе тех же самых, например, гонки 150 метров с 50-метровым ускорением, 50 поддержание достигнутой скорости и еще 50 метров ускорения.

    То же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;

    Доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;

    Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем - через три шага;

    Прыжки в шаге через планку или барьер высотой 40-60 см с трех беговых шагов;

    Прыжки с 3-5 шагов разбега с запрыгиванием в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвышения и другие спортивные снаряды и приспособления).

    На Фазе 2 следует использовать микроцикл 2 или 3 единицы в неделю, но между 1 и 2 единицами на микроцикл было бы целесообразно, когда плотность конкуренции предполагает свою собственную функцию тренировки сопротивления. Упражнения максимальной скорости.

    Спортсмен пробегает 20 или 25 метров, прежде чем приобретает свою максимальную скорость, таким образом, вводя контрольную точку, с которой время начинает отсчитываться и 40 метров от нее, есть еще одна, где гонка заканчивается. Упражнения по скорости реакции.

    Упражнения скорости, чтобы разбить инерцию. Сила или способность выражать ее - это основная физическая характеристика, которая определяет эффективность спортивных достижений. Каждый вид спорта зависит от его требований к силе, и в интересах специфики мы должны исследовать его отношения со скоростью и выносливостью. Сила классифицируется тремя способами: максимальной силой, силой взрыва и силой сопротивления. Последние два более важны в спорте в целом, но максимальная сила должна рассматриваться, однако, как мера составляющей максимальной силы, силы взрыва и силы сопротивления.

    При выполнении перечисленных упражнений необходимо добиться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкивания ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.

    В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, должна активно выноситься вперед - вверх и внутрь для удержания прямолинейности полета (рис. 23).

    Максимальная сила определяется как наибольшая сила, которую нервно-мышечная система может проявлять в одном максимальном мышечном сокращении. Следовательно, он будет определять производительность в тех видах спорта, в которых необходимо контролировать или преодолевать большое сопротивление. «Контролируемый» означает здесь, что мышцы могут потребоваться оставаться в состоянии статического сжатия с требованиями максимальной или близкой к максимальной статической силе. Можно комбинировать требования для максимальной силы с высокой скоростью сжатия или с высокими требованиями к сопротивлению.

    Рис. 23. Прыжки на возвышение

    Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.

    Средствами для решения этой задачи являются:

    Прыжки «в шаге» с различной скоростью движения и приземлением на маховую ногу;

    Прыжки в длину с 2-5 шагов разбега с ускоренной и активной постановкой толчковой ноги на место отталкивания;

    Чем меньше сопротивление, которое нужно преодолеть, тем ниже интервенция максимальной силы. Ускорение тела из положения покоя или отталкивание тела от земли означает, что вам нужно преодолеть большее сопротивление, чем если бы вы хотели поддерживать равномерное движение, как в спорте средней и продолжительной выносливости.

    Способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью сокращения определяется как взрывная сила. Нервно-мышечная система принимает и ускоряет заряд на высокой скорости благодаря координации рефлексов и эластичных и сократительных компонентов мышцы. Прилагательное «эластичное» очень подходит и является ключом, чтобы избежать путаницы между «скоростью сжатия» или «силой сжатия». Хотя этот механизм связан с обоими, именно их сложная координация и вмешательство рефлексов и эластичного компонента определяют его как очень специфическую область силы.

    Пробегание по разбегу 6-10 беговых шагов с обозначением отталкивания;

    Прыжки с гимнастического мостика с 5-6 шагов разбега;

    Прыжки в шаге с 5-6 шагов разбега через низкий барьер или планку;

    Прыжки в длину с короткого и среднего разбега.

    При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить за ускорением ритма на последних шагах разбега, слитностью разбега и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.

    Взрывная сила определяет характеристики во всех видах спорта под названием «взрывчатые вещества», то есть прыжки, метания, спринтинг, удар и т.д. Это способность или способность всего организма противостоять усталости. Он характеризуется относительно высокой способностью выражать силу вместе с способностью к упорству. Старые тесты «прочности», такие как максимальные изгибы рук, на самом деле являются испытаниями на прочность. Это в основном определяет производительность, когда значительное сопротивление нужно преодолевать в течение довольно длительного периода времени.

    Заступ – переступание прыгуном в длину и тройным прыжком ногой бруска для отталкивания.

    Задача 4. Обучить технике приземления.

    Для обучения приземлению в первую очередь необходимо повторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед-вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног вперед можно сделать отметку или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении посылать ноги за отметку (рис. 24).

    Таким образом, в гребении, плавании, беговых лыжах и встречах на трассе между 60 и 8 минутами ожидается, что сила сопротивления является критическим фактором. Это может объяснить спортивные отношения между бегом на холмах и улучшение в 800 метрах, продемонстрированное Виру, Ургенштейном и Писуке.

    В спорте, где максимальная сила является основным компонентом, вес тела и производительность тесно связаны. Другими словами, тяжелые атлеты могут, в абсолютном выражении, добиться большей силы, чем спортсмены, которые мало взвешивают. Максимальная сила, которую спортсмен может выражать, независимо от массы тела, получает, следовательно, номинал абсолютной силы. Это имеет очевидное значение для спортсменов, которые должны перемещать свой собственный вес тела, например, в прыжках и в гимнастике. Он рассчитывается путем деления абсолютной силы на вес тела самого спортсмена, а уменьшение массы тела увеличивает относительную силу.




    Рис. 24. Прыжки в длину с места

    При обучении приземлению с разбега можно рекомендовать следующие упражнения:

    Прыжки в длину с места с активным подтягиванием коленей вперед - вверх и группировкой с опусканием рук вниз;

    Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами или одной ногой с далеким вынесением ног на приземление, прыгая в песок или яму с поролоном;

    Бросающий спортсмен весит 100 килограммов: удлинение ноги = 300 килограммов. Спортсмен с длинным прыжком весит 60 килограммов: удлинение ноги = 200 килограммов. Абсолютная прочность ноги, когда она растянута, способствует движению веса, но относительная сила ноги при увеличении благоприятствует прыгуну.

    Силовая подготовка для развития взрывной силы имеет решающее значение, если она не сопровождается мышечной гипотрофией и последующим увеличением массы тела. Известно, что культуристы сделали 6 наборов из 12 повторений от 60 до 65% от максимального. Это упражнение не рекомендуется спортсменам, которым необходимо увеличить относительную силу.

    Прыжки в длину с короткого разбега через планку, барьер или резинку, установленную на высоте 20 -50 см за 0,5 м от места предполагаемого приземления;

    Из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом вперед сделать соскок с приземлением на две ноги на гимнастический мат;

    Прыжки в длину с короткого разбега через веревку или резиновую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.

    Изометрическая мышечная активность

    Харре советует, чтобы предпочтение отдавалось выполнению конкретных упражнений с частицами тела, нагруженными 3-5% веса тела, такими как те, которые используются гимнастами: Высокое мышечное напряжение, необходимое для увеличения силы, генерируется таким образом, быстрым и «взрывным» мышечным сокращением. Измерения изометрической силы увековечили это убеждение, используя тесты с тензиометрами и динамометрами для оценки максимальной силы в определенной области действия суставов. Тем не менее, способность оставаться сбалансированным на одной ноге, поддерживать вертикальную осанку и т.д. Являются примерами изометрического сокращения.

    Задача 5. Обучить технике движениям в полете.

    Способ «согнув ноги»

    После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого положения тела в фазе полета.

    Как уже было сказано, самый простейший из способов - прыжок «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить их вперед.

    Движение сустава будет иметь место, если сила, выраженная спортсменом, не будет равна той, которую налагает сопротивление. Сопротивление может быть меньше максимальной силы, которую спортсмен может выразить. Это когда наложенное сопротивление больше максимальной изометрической силы спортсмена.

    Существует множество тестов - контроль для оценки силы, но не все они подходят для оценки силы для спорта. Выбор должен учитывать специфическое качество, которое необходимо оценить. Если измеряется эксцентрическая, концентрическая или изометрическая мышечная активность, то логично, что рассматриваемая процедура контроля включает в себя эту активность. Если сила максимальная, взрывчатая или прочностная, то, опять же, процедура контроля должна измерять этот тип силы. Процедура контроля должна быть достоверной, надежной и объективной и, кроме того, должна быть проверена с помощью производительности или с некоторым контролем в определенной методике.

    Для освоения движений в полете применяются упражнения:

    Прыжок в «шаге» с 3-5 шагов разбега с приземлением в положение «шага»;

    Из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;

    Прыжок в «шаге» с 5-7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробе-ганием;

    Прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов, отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой или бруска;

    Если возможно, процедура тестирования должна включать динамику типичных движений теста конкуренции. Существует два типа тестов для измерения силы. В первом мы можем измерить максимальное количество раз, которое должна быть нагрузка в данный момент времени, вторая - знать значение сопротивления, которое достигается определенное количество раз, например, сколько килограммов можно снять 15 раз подряд.

    Для измерения максимальной силы используются динамометры и тензиометры. Для сопротивления прочности измеряется с временным поддержанием определенного положения. А для взрывной силы она измеряется длинными прыжками без предыдущей гонки, вертикальным прыжком, вертикальным прыжком с определенной высоты и т.д.

    Имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине.

    Способ «прогнувшись»

    После того, как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись».

    Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем - пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:

    Развитие максимальной силы

    Оптимальный стимул для развития максимальной силы связан со следующими факторами. Продолжительность указанного стимула. Частота набора максимального количества доступных моторных единиц. Бремя создания такого стимула будет таким, чтобы оно позволяло вам выполнять упражнение один раз. Эта нагрузка будет выражена максимум или 100% для определенного упражнения. Однако такая интенсивность не может считаться приемлемой в следующих случаях.

    Там, где у спортсмена есть неустойчивая техника при выполнении упражнения. Здесь спортсмен должен упражняться со многими повторениями более легких нагрузок, пока техника не будет стабилизирована. В результате этого можно избежать травм. Однако в случае, когда эти более легкие нагрузки повторяются до уровня усталости в учебных единицах, нагрузка снова будет, по сути, приближаться к максимуму, что приведет к связанным с этим проблемам. Как правило, серия повторений для этого спортсмена должна быть остановлена, когда их производительность ухудшается.

    Прыжки с короткого разбега (3-5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз - назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;

    Прыжки с короткого разбега, обращая внимание на опускание маховой ноги, прогиб и активное выбрасывание ног далеко вперед во время приземления; руки при этом опустить вперед, вниз и назад;

    Прыжки с короткого разбега;

    Имитация движения ног в висе на кольцах или перекладине, следя за тем, чтобы во время опускания маховой ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отводились назад;

    Прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска.

    Способ «ножницы»

    После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:

    Прыжки в «шаге» с 3-5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед;

    Прыжки в «шаге» с 1-3 шагов со сменой положения ног в полете и приземлением в положение «шага», толчковая нога впереди;

    Прыжки с 3-5 беговых шагов, меняя положение ног в полете, но приземляясь на толчковую ногу;

    Имитация движения рук в ходьбе;

    Имитация смены ног в висе на кольцах, перекладине и лежа на гимнастических матах;

    Прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимнастического мостика или трамп-лина, для согласования движений ног и рук;

    Прыжки способом «ножницы» с различных по величине разбегов, отталкиваясь от грунта и бруска.

    При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.

    Задача 6. Обучить технике прыжков в длину в целом.

    При обучении технике прыжков в длину в целом необходимо обращать внимание на выполнение ритма последних шагов и более быстрое отталкивание при минимальном снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге. Длина разбега зависит от абсолютной скорости занимающегося, его подготовленности к прыжкам, способности к ускорению в беге. Начало разбега определяется следующим образом: 1) занимающийся становится на доску для оттал-кивания спиной к яме, одна нога - впереди, сделав быстрый первый шаг сзади стоящей ногой;
    2) начинает бег с постепенным наращиванием скорости. На 18-21-м шагах разбега необходимо оттолкнуться вверх. На месте отталкивания преподаватель делает отметку мелом - это место и будет предварительным началом разбега.

    После нескольких повторений следует определить точную длину разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.

    В процессе обучения технике прыжков в длину в целом также выполняются:

    Повторное пробегание полного разбега;

    Прыжки в длину со среднего и полного разбега избранным способом;

    Прыжки в длину с гимнастического мостика с полного разбега.

    Задача 7. Совершенствование техники прыжков в длину.

    После выбора способа прыжка необходимо продолжить совершенствование в технике разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления избранным способом прыжка. При совершенствовании в технике прыжков с разбега решается и целый ряд частных задач:

    1. Повышение скорости разбега.

    2. Достижение стабильности разбега на последних шагах.

    3. Повышение активности действий в отталкивании и уменьшении упора при постановке толчковой ноги на опору.

    4. Достижение равновесия в коленном суставе при увеличении активности плечевого пояса, рук и амплитуды маха ногой в отталкивании.

    5. Совершенствование ритма разбега.

    Для этого используются следующие упражнения:

    Прыжки в длину со среднего и полного разбега;

    Выполнение специальных упражнений для совершенствования деталей техники;

    Прыжки в длину на результат в условиях тренировки и соревнований.

    Приведем примеры специальных упражнений для прыгунов в длину и прыгунов тройным прыжком (рис. 25).


    Рис. 25. Специальные упражнения прыгуна в длину и тройным прыжком (по Н.Г. Озолину)

    Таблица 9

    Примерный план обучения технике прыжков в длину с разбега

    Задача

    Средство

    Организационно-методическое мероприятие

    Типичная ошибка

    Причина

    Исправление

    1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега

    1. Краткий рас-сказ о технике прыжков в длину с разбега

    Рассказ должен быть образным, интересным и не занимать более
    5 мин

    2. Объяснение и просмотр кинограмм, плакатов, фотографий, видеофильмов

    Обратить вни-мание занимаю-щихся на поло-жение тела пры-гуна в основных фазах прыжка

    3. Показ техники прыжка в длину в целом и пробные попытки

    Сначала показать технику прыжка сбоку, затем - спереди и сзади, акцентируя внимание на отдельные фазы движения

    2. Обучить технике отталкивания

    1. Имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук

    Следить за пол-ным выпрямле-нием толчковой ноги, одновре-менным выпол-нением маха и отталкивания Выполнять фронтально

    Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги

    Малая актив-ность в отталки-вании

    Прыжки в длину через препятствие

    2. Имитация отталкивания с одного шага

    Активно протал-киваясь вперед, выполнить пос-тановку толчко-вой ноги и отталкивание

    Постановка ноги на место отталки-вания расслаб-ленными мыш-цами, особенно стопы

    Развитие силовых и скоростных качеств Прыжки на месте вверх, не сгибая ног в суставах

    3. Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой но-гой через 1-3 беговых шага с приземлением на маховую ногу

    Обратить внима-ние на полное выпрямление толчковой ноги с вертикальным положением ту-ловища при уве-личении скорос-ти передвижения

    Несоблюдение положения шага в полете

    Быстрое выведение толчковой ноги вперед

    Прыжок в шаге с короткого разбега

    4. Прыжок в длину с 3-5 беговых шагов разбега через препятствия

    Препятствия высотой
    40-50 см располагаются на расстоянии половины длины прыжка

    Малая активность маховой ноги

    Преждев-ременное разгиба-ние махо-вой ноги в коленном суставе

    Прыжки с доставанием коленом подвешенных предметов на различной высоте

    3. Обучить технике разбега в сочетании

    с отталкиванием

    1. Многократ-ные прыжки «в шаге» с различной скоростью бега

    Выполнять на отрезках 30-40 м с отталкива-нием на каждый
    3-5-й шаг Приземляться на маховую ногу

    Удлинение последнего шага разбега и напрыгивание на место отталкивания

    Низкое положе-ние маховой ноги

    Активное пробегание через маховую ногу перед отталкиванием

    2. Прыжки «в шаге» с напрыгиванием на возвышение (маты, гимнастического коня, маты
    и т.д.)

    Следить за вертикальным положением туловища, полным выпрям-лением ноги после отталкивания

    Высокое выпрыгивание с потерей горизонтальной скорости в полете

    Стопоря-щая постановка толчковой ноги на отталки-вание

    Имитация постановки ноги на отталкивание

    3. Прыжки в длину с 3-7 беговых шагов с постепенным набором скорости

    Следить за соблюдением наращивания темпа шагов

    Подседание на маховой ноге

    Преждев-ременная подготов-ка к отталки-ванию

    Сокращение времени подготовки к отталкиванию

    4. Обучить технике приземления

    1. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами и одной

    Обратить внима-ние на своевре-менное выведение коленей вверх - вперед перед приземлением

    Недостаточно высокое поднимание ног перед приземлением

    Пассивное выполне-ние дви-жений но-гами при их выносе

    Развитие сило-вых качеств Установка на активное под-нимание коленей к груди

    2. Прыжок в длину с короткого разбега через планку (эспандер)

    Планку уста-новить на высоте 20-40 см за 0,5 м до предпола-гаемого места приземления

    Преждевре-менное опуска-ние ног перед приземлением

    Раннее выпрям-ление ног в коленных суставах

    Прыжки через препятствие небольшой высоты

    3. Многократ-ные прыжки в длину с корот-кого и среднего разбега в обоз-наченное место приземления

    Руки в момент касания ногами песка должны двигаться активно вниз назад

    Жесткое приземление, натыкаясь на ноги с падением назад

    Неустой-чивое равно-весие, высокое положе-ние ОЦМ при призем-лении

    Прыжки с акцентом на мягкое приземление с опусканием ОЦМ вниз

    5. Обучить технике движения в полете

    1. Прыжок с места с двух ног через препятствие с подтягиванием коленей к груди

    Высоту препятствия постепенно увеличивать

    Недостаточная группировка в полете

    Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств

    Развитие силовых качеств

    2. Прыжок в «шаге»
    с 3-5шагов разбега

    Приземление в положение выпада

    Потеря равновесия тела в полете с вращением вперед

    Резкий наклон туловища вперед при отталкивании

    Следить за вертикальным положением туловища при постановке ноги на отталкивание

    3. Прыжок в длину способом «согнув ноги» с различного разбега

    Обратить внима-ние на активность маховых движе-ний, высокое рас-положение коленей при группировке перед призем-лением

    Излишнее сохранение положения «в шаге» в первой половине полетай фазы

    Неумение своевре-менно расслаб-лять мышцы маховой ноги

    Прыжки через препятствия с опусканием маховой ноги вниз

    6. Обучить тех-нике прыжков в длину в целом

    1. Бег по разбегу с обозначением отталкивания

    Постепенно уве-личивать длину разбега после достижения точ-ности попадания на планку

    Непостоян-ность длины беговых шагов в конце разбега

    Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Трудобеликовский,

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 39

    Прыжки с места и разбега.

    Легкоатлетические прыжки в высоту и в дли­ну являются обязательным средством общего физического развития детей, воспитания у них двигательных качеств. Они включены в комплек­сную программу физического воспитания уча­щихся с I класса. Любой из прыжков - ти­пичное скоростно-силовое упражнение, спо­собствующее развитию координации и ловко­сти, быстроты, силы и такого комплексного их сочетания, какой является «прыгучесть», способ­ность быстро производить отталкивание и вы­соко подбрасывать свое тело вверх. Без оп­ределенного уровня развития этих качеств не­возможно овладеть техникой любых других ви­дов легкой атлетики.

    Младший школьный возраст - благодатный для освоения разнообразных прыжковых упраж­нений, требующих проявления не только физи­ческих качеств взрывного характера, но и оп­ределенных координационных способностей. Этот возраст (7-10 лет) - наиболее ответст­венный период в формировании двигательных координации ребенка. В данном возрасте за­кладываются основы культуры движений, успеш­но осваиваются новые, ранее неизвестные упраж­нения и действия.

    У первоклассников, да и у второклассников анатомо-физиологические системы, обеспечи­вающие двигательную активность ребенка, еще далеки от созревания, а сам процесс развития моторики далек от завершения, хотя и про­текает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности. В возрасте 7-10 лет происходит бурное развитие биодинамики движений ребен­ка, и прежде всего их координационного ком­понента. Поэтому этот возрастной период мож­но считать наиболее благоприятным для за­кладки практически всех физических качеств и координационных способностей.

    Способности детей к освоению техники дви­жений велики. Дети младшего школьного воз­раста значительно быстрее осваивают многие элементы техники новых упражнений, чем под­ростки и юноши. Они способны овладеть до­статочно сложными движениями и почти само­стоятельно, только понаблюдав, «как это дела­ется».

    Использование в занятиях с учащимися млад­ших классов большого арсенала разнообразных прыжков и прыжковых упражнений в целях обес­печения общей физической подготовки при ак­центированном повышении координационных способностей содействует развитию опорно-дви­гательного аппарата, координации движений, приобретению ребенком возможно большего моторного опыта.

    В начальных классах при обучении прыж­кам основной задачей является формирование навыка отталкивания вверх. Этот навык необходим для овладения многими упражнениями. В начальных классах следует ознакомить уча­щихся с прыжком в высоту с прямого разбега и в длину с разбега способом «согнув ноги». Для решения такой общей задачи надо научить детей концентрировать усилия в отталкивании, использовать энергию упругой деформации мышц, сохранять правильное положение тела в момент отталкивания, сочетать движения опре­деленных частей тела. Учащихся следует научить также мягкому приземлению, развивать у них скоростно-силовые качества, «прыжковую сме­лость и ловкость».

    Согласно учебной программе, первоклассни­ков необходимо научить прыжкам на одной и двух ногах на месте и с продвижением впе­ред; в длину с места; с высоты до 30 см; с разбега в длину и высоту; через набивные мячи; длинную скакалку. Они должны овла­деть мягким приземлением в прыжках, прыжком в длину с места и научиться толкаться одной ногой при выполнении прыжков в длину и в высоту с разбега, приземляясь на обе ноги.

    Обучение прыжкам следует начинать с изуче­ния подпрыгиваний (отталкивание со средними усилиями и амортизацией в момент приземле­ния при незначительном сгибании туловища и ног в коленных и тазобедренных суставах). Подпрыгивание на произвольную высоту в на­чальном периоде дети выполняют легче, чем такое же подпрыгивание, но с доставанием оп­ределенного ориентира над головой или под­прыгивание на заданную высоту. Упражнения в подпрыгивании способствуют укреплению мышечно-связочного аппарата, формированию уме­ния концентрировать усилия в отталкивании. Важнейшей задачей при применении подпрыги­ваний является обучение мягкому приземлению, без значительных сотрясений. При этом следует научить семилетних учащихся, чтобы в момент приземления они касались пола, грунта передней частью стоп, амортизируя приземление неболь­шим сгибанием ног в коленных суставах.

    При выполнении подпрыгиваний необходимо обращать внимание на положение частей тела относительно друг друга и опоры, не допускать чрезмерного наклона при выпрямленных ногах.

    На первых уроках целесообразно давать под­прыгивания на произвольную высоту, а в даль­нейшем - на разную, например 3 раза под­прыгивать не в полную силу, в четвертый раз - как можно выше.

    Для увеличения силы толчка и высоты прыжка применяются предметные ориентиры, под­вешенные на 10-15 см выше поднятых рук ре­бенка. Чтобы подпрыгнуть, сначала надо поднять руки вверх, затем, опуская их вниз-назад, при­сесть и с выносом рук вперед-вверх оттолкнуть­ся ногами от пола, одной или двумя руками коснуться предмета/)

    Подпрыгивания на двух ногах могут выпол­няться на месте, а затем с небольшим про­движением вперед. Это более сложное в коор­динационном отношении упражнение. При при­землении здесь необходимо добиваться устой­чивого равновесия за счет оптимального сгиба­ния в коленных и тазобедренных суставах, обес­печивающего необходимую амортизацию. Жела­тельно, чтобы в момент касания опоры перед­ней частью стопы плечи и таз составляли вертикальную линию, а во время амортизации не было излишнего наклона вперед. С повы­шением координации движений и развитием опорно-двигательного аппарата подседание при амортизации уменьшается.

    Подпрыгивание на одной ноге включается в уроки после овладения подпрыгиванием на двух. При выполнении этого упражнения подседание на опорной ноге значительно меньше, чем в предыдущем. Приземляться следует на перед­нюю часть стопы. При подпрыгивании на одной ноге другая может быть свободно согнута, выпрямлена вперед-вниз, в сторону-вниз или от­ведена назад. Подпрыгивая, можно продвигаться в разных направлениях, изменяя при этом положение рук и выполняя различные задания. Целесообразно чередовать выполнение прыжков на одной и другой ноге (например, 4-8 прыжков на пра­вой и столько же на левой). После овладе­ния подпрыгиванием можно приступить к прыж­кам на двух ногах.

    Прыжки на двух ногах на месте и с продви­жением вперед, прыжки на одной ноге отли­чаются от подпрыгиваний тем, что в момент приземления после амортизации сразу же на­чинается следующее отталкивание. В этом виде прыжков начинается формирование режима ра­боты мышц, характерного для легкоатлетиче­ских прыжков,- реверсивного. Так называют режим сокращения мышц со сменой направле­ния движения и с переходом от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц. Ре­версивный режим сокращения мышц позволяет максимально использовать энергию их упругой деформации. Эффективность отталкивания по­вышается при выполнении активного маха ру­ками. Прыжки вперед следует выполнять с не­большим по величине продвижением. Далекие прыжки приводят к «натыканию», трудностям в сохранении правильного положения тела, невоз­можности быстро выполнить отталкивание. Для повышения эффективности закрепления навыка в прыжках следует широко использовать подвиж­ные игры, такие, например, как «Зайцы в ого­роде», «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по кочкам», «Салки на одной ноге», «Прыжки по полоскам». Для создания правильного представ­ления об отталкивании полезно применять ими­тирующие прыжки - «Как прыгает мяч», «Как прыгает птичка» и т. д.

    Примерные упражнения, исполь­зуемые для обучения подпрыгиваниям и прыж­кам на двух и одной ноге.

    Прыжки на месте на двух ногах без какого-либо определенного положения рук. Вначале да­ются прыжки низкие, потом более высокие, затем чередуются низкие с высокими.

    Прыжки на месте на двух ногах с определенным исходным положением рук.

    Прыжки на правой, затем на левой ноге

    Прыжки поочередно вначале на правой потом на левой ноге, чередуя их через определенное количество повторений (три-четыре)

    Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед и назад.

    Прыжки на двух ногах через линии, начерченные на расстоянии 50-60 см одна от другой.

    Прыжки на одной ноге с небольшим продвижением вперед и назад.

    Спрыгивание с высоты (высота предмета, с которого первоклассники выполняют спрыгивание, не более 30 см). Более сложными упражнениями являются спрыгивания с высоты: изучение которых следует после овладения техникой подпрыгивания. Если в предыдущих видах прыжков выделялось умение концентрировать" усилия в толчке вверх, то эта разновидность прыжков требует умения мягко приземляться. Мягкому приземлению после прыжков необходимо уделять особое внимание. Учащиеся, имеющие слабую физическую подготовленность" должны выполнять более глубокое приседание

    после прыжка, смягчая толчки и сотрясения, затем немедленно выпрямлять ноги. В начале обучения правильному приземлению следует разрешать школьникам приземляться до поло­жения упор присев, затем - приседа и полу­приседа. Высота предметов, с которых выполня­ется спрыгивание, может увеличиваться только при условии правильного выполнения задания. Наряду с обучением мягкому приземлению сле­дует учить школьников управлять положением тела в полете, развивать «прыжковую смелость и ловкость».

    Спрыгивания с высоты имеют следующие раз­новидности: из положения при смешанной опоре (руками и ногами), из полуприседа, из положения в висе на руках, из положения стоя.

    При проведении спрыгивания следует преду­смотреть меры безопасности: учитель страхует выполняющих упражнение, помогает им, при­земление первоклассники производят на маты.

    Примерные упражнения, исполь­зуемые для обучения спрыгивания с высоты.

    Прыжки на месте с мягким приземлением.

    Прыжки вверх-вперед с мягким приземле­нием.

    Прыжки вверх - в сторону с мягким при­землением.

    Спрыгивания с гимнастических скамеек.

    То же, что и в упр. 1, 2 , 3, 4, но с вы­полнением дополнительных заданий: движение рук в отталкивании, в полете и при призем­лении.

    Спрыгивания с гимнастической скамейки вправо, влево, назад с мягким приземлением.

    Спрыгивания с высоты до 30 см, призем­ляясь до положения упора присев, приседа и полуприседа.

    Прыжки в кружок. Спрыгнуть точно в кру­жок, нарисованный на полу на расстоянии 15-20 см от скамейки.

    Прыжки с места. Они имеют прикладное значение и способствуют развитию скоростно-силовых качеств. С учащимися начальных клас­сов их следует использовать также для овла­дения группировкой в полете и обучения при­землению в прыжках в длину.

    Техника прыжка в длину с места. Прыжок выполняется из исходного положения узкая стой­ка ноги врозь (ступни ног параллельно, на ши­рине одной ступни), руки вперед-вверх. Упраж­нение начинается с отведения рук назад, затем активное движение руками вниз-вперед-вверх сочетается с быстрым подседанием, переходя­щим в очень быстрое разгибание ног в ко­ленном, тазобедренном суставах, и отталкива­нием стопой. У семилеток при отведении рук назад выполняется подседание, но без излиш­него сгибания ног и наклона вперед. Начало полета характерно выпрямлением тела прыгуна вперед-вверх. Затем ноги, сгибаясь в колен­ных суставах, подтягиваются к груди, прыгун находится в группировке. Приземление произ­водится на согнутые ноги, обеспечивая амор­тизацию и сохранение равновесия. Руки в мо­мент приземления вначале опущены вниз-назад, а затем, выполняя мах вперед, содействуют продвижению туловища. В прыжках на результат при условии мягкого места приземления допус­кается вынос голени вперед при приземлении, но с обязательным последующим сгибанием ног в коленных суставах после касания стопами грун­та. При прыжках на твердой поверхности обя­зательным является амортизирующее приземле­ние и сохранение равновесия.

    Семилетние дети успешно овладевают эле­ментами прыжков с места. Однако момент от­талкивания у них недостаточно активен, часто наблюдается излишнее подседание перед оттал­киванием и жесткое приземление.

    Методические указания к обуче­нию. Урок может проводиться как в зале, так и на спортивной площадке с различным покры­тием. Приземление в прыжках желательно вы­полнять на гимнастические маты, если урок физической культуры проводится в спортивном зале, или в яму с песком, если урок прохо­дит на открытом воздухе. При прыжках яма с песком должна быть хорошо подготовлена. В на­чале обучения прыжки в длину с места про­водятся в разомкнутых шеренгах.

    При обучении прыжкам с места следует до­биваться правильного сочетания махового дви­жения руками с разгибанием ног в отталки­вании. Надо научить учащихся использовать энергию упругой деформации мышц ног. Этому будут способствовать быстрое выполнение подседания и активный мах руками.

    Примерные упражнения, используе­мые для обучения прыжкам с места.

    Прыжки вперед-вверх с места из полу­приседа, руки на поясе.,

    Прыжки вперед-вверх с быстрым выполне­нием полуприседа.

    Выполнение маха полусогнутыми руками с резкой остановкой при положении локтей на уровне плечевого пояса.

    4.Прыжки в длину с места из полупри­седа, руки отведены назад.

    5.Прыжки с места вверх с выполнением быстрого подседания и маха руками.

    6Прыжки в длину с места на точность и на результат.

    Прыжки с разбега являются наиболее слож­ным упражнением для учащихся начальных клас­сов. Трудности овладения ими обусловлены не­достаточным уровнем развития у детей скоростно-силовых качеств, незаконченностью форми­рования опорно-двигательного аппарата, не­совершенной системой управления движениями. Однако основы навыка выполнения таких прыж­ков должны быть заложены как можно раньше.

    Прыжки в длину с разбега. К технике прыж­ка в длину, выполняемого учащимся в I клас­се (семилетки), предъявляются следующие тре­бования:

    разбег должен составлять 4-6 шагов (3-4 м) и выполняться с ускорением; перед отталкива­нием туловище принимает вертикальное поло­жение, последний шаг желательно выполнять быстрее предыдущих, ногу ставить без упора пяткой в грунт;

    в отталкивании маховая нога, согнутая в коленном суставе, быстро выносится вперёд-вверх, движение рук выполняются с большей амплитудой и скоростью, чем в обычном беге. Окончание отталкивания и начало полёта должно иметь положение «широкого шага» - полное выпрямление толчковой ноги, вынос бедра маховой ноги параллельно земле, вертикальное положение туловища. Приземление выполняется так же, как и в прыжках с места.

    Учитель физкультуры

    Стрелецкий Артём Юрьевич

    Крюкова Вера Васильевна

    Используемая литература:

    1А.Н.Макарова «Легкая атлетика» Москва «Просвещение» 1987год.

    2.Р.К.Козьмин, Н.Г.Левитский, П.Л.Лимарь

    «Первые шаги в легкой атлетике» «Физкультура и спорт» 1965год.

    3. З.М.Богуславская. Е.О.Смирнова

    «Развивающие игры для детей младшего возраста» Москва «Просвещение»1991год