• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Пост в среду и в пятницу установлен в память о двух событиях: аресте и истязаниях Христа и казни Спасителя через распятие. Православные церковные посты – от Великого, самого длинного и трудного, до однодневных – прямо связаны с памятными событиями жизни Иисуса Христа. Поэтому их надлежит исполнять неукоснительно?

    Пост в среду и пятницу – одна из традиций Православной Церкви

    Каждому православному необходимо поститься два дня каждую неделю, за исключением сплошных (например, Светлой) седмиц или случаев, когда духовник разрешил послабление – либо в случае болезни, либо по иным обстоятельствам – например, длительная деловая поездка, в которой будет невозможно точно соблюсти христианские каноны.

    Оба еженедельных постных дня были учреждены для почитания событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

    В среду верующие вспоминают страшное событие ареста и истязаний (предание на мучения и казнь), а в пятницу почитают страсти (муки) и унизительную казнь Иисуса через распятие.

    Следует отметить, что, хоть и максимально короткие (одни сутки) каждый из этих постов достаточно суров и обязателен к неукоснительному исполнению, о чём многократно напоминали подвижники всех веков христианства.

    Например, Св. Афанасий Великий и Прп. Серафим Саровский утверждали, что человек, который позволяет себе непостную еду в скорбные дни, сильно грешит и грехами этими как бы присоединяется к палачам Христа и сегодня.

    Пост в среду и пятницу всегда почитался судьбоносным для каждого: соблюдение принятого закона является шансом для каждого спасти свою душу. Соблюдение поста в эти дни признано настолько важным, что о нём даже учреждено отдельное (69-е) Апостольское правило, гласящее: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

    Почему нужно соблюдать пост в среду и пятницу?

    О том, почему пост в среду и пятницу выдерживать верующим чрезвычайно значимо, священнослужители напоминали и разъясняли пастве все две тысячи лет. Так, сщмч. Петр Александрийский, составивший Правило покаяния, в его 15-м пункте напоминает: «Мы должны поститься в среду — по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу — потому что в сей день Он пострадал за нас».

    О необходимости подчиняться церковному установлению о соблюдении поста в эти дни напоминают слова Евангелия. Апостол Марк (14:1) повествует: «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить».

    Святые подвижники разъясняли, что пост – это не столько ограничение себя в наборе продуктов и усиленное молитвенное правило, но и раздаяние милости беднякам, помощь всем окружающим и старание вести себя так, чтобы, по выражению святых отцов, «грехами своими не распинать Христа».

    Следует помнить, что церковный день начинается не с полуночи, а с начала вечерни предыдущего дня. В разных храмах время может быть разным (в промежутке между 16 и 20 часами), но именно начало богослужения знаменует собой начало нового церковного дня.

    Соответственно и пост следует начинать синхронно, в соответствии с расписанием служб своего приходского храма.

    Православный, отправляясь на вечерню, принимает обычную, скоромную пищу, а вернувшись после богослужения вправе питаться лишь постными продуктами, пока не начнётся вечерняя служба следующего дня. То есть пост среды начинается в 17 часов вечера вторника и завершается в 17 часов среды. С момента окончания вечерни по церковному счислению начинается четверг, хотя до календарного наступления нового дня остаётся ещё несколько часов.

    « Поучение о двенадцати Пятницах"(ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!)

    В православии пятница вообще является днем поста в течение года(за исключением особых сплошных седмиц — например, Святок, Масленицы). Ведь в пятницу принял крестную мученическую смерть за грешное человечество Иисус Христос и в пятницу же он был положен в гроб. Но, согласно вековым наблюдениям наших предков,
    с особой неукоснительностью пищевой пост, сексуальное воздержание и некоторые религиозные обряды должны соблюдаться в определенные двенадцать пятниц церковного года. Православное
    предание отождествляет их с непорочными девами, видевшими жизненный путь Спасителя.
    Исполнение требований« Поучения» идет во благо не только самому постнику, но и всем членам его рода — как живым, так и усопшим, обличая их грехи. Как сказано в Писании, «спаситесь сами, и тысячи вокруг вас спасутся».
    Первая пятница — на первой неделе Великого поста.
    Кто в сию пятницу постится, от внезапной смерти не умрет, говорится в «Поучении». В этот день нельзя браниться, злословить ни мужчине, ни женщине. Абсолютно недопустима супружескаяблизость. Дети, зачатые в первую пятницу, могут родиться мертвыми или же будут болезненные, или умственно неполноценные, в дальнейшем доставят много слез и огорчений не только своим родителям, но и обществу. Они легко предаются тяжелым порокам. Разврат, пьянство, блуд станут сопровождать их всю недолгую жизнь.
    Соблюдая первую пятницу, вы избавите свой род от мертворожденных детей, от многих тяжких заболеваний, переаваемых по наследству, и трагических смертей. В этот день обязательно делают помин усопшим родственникам, близким и дальним. В помин кладут хлеб, чай, сухофрукты, варенье. Просящему милостыню словами: «Подайте во имя Христа» непременно дают хотя бы самую мелкую монету или свечу. Можно подать милостыню хлебом, чаем.
    А в итоге ваше материальное положениепостепенно стабилизируется.
    Вторая пятница — последняя перед Благовещением.
    В эту пятницу, по древнему поверью, Каин убил Авеля. Кто в этот день постится, тот убережется от убийства и других видов насилия, а также от грабителей и воров, от греха уныния и самоубийства.
    Род очищается от пьяниц, проституток, наркоманов. В семье меняется к лучшему отношение к браку, искореняются пороки. Соблюдение правил второй пятницы избавляет близких родственников от нищеты и тюрьмы. В этот день необходимо подкормить хлебными крошками небесных вестников — птиц, а также бездомных кошек и собак. В храме заказывают водосвятный молебен архангелу Михаилу, архангелу
    Гавриилу и ангелу-хранителю.
    Третья пятница — на Страстной неделе Великого поста.
    Кто в эту пятницу постится — избавлен будет от разбойного нападения, от мучения вечного и нечистого духа, от искушений и тяжких грехов, а кроме того, от избиения и обмана в торговых делах.
    Постничающие в этот день избавляют свой род от тяжелых заболеваний — таких как шизофрения, раковые опухоли, эпилепсия. Чем строже будет пост(вплоть до употребления только сырой пищи),
    тем лучше.
    Четвертая пятница — перед Вознесением Господним.
    По Старому Завету, в этот день были разрушены Содом и Гоморра. Кто постится в этот день, тот без причащения Святых Тайн Христовых не умрет, а это помогает с надеждой встретить день всеобщего Воскресения.
    Соблюдение четвертой пятницы способствует воспитанию в детях трудолюбия. Женщины рода будут умелыми рукодельницами, а мужчины — добытчиками и кормильцами. Все в семье будут работать,
    в доме всегда будет пусть не богатство, но уж точно достаток. В отношениях воцарятся доброта, чистота и ощущение защищенности.
    Пятая пятница — перед Троицей — Сошествием Святого Духа на апостолов.
    Кто постится в эту пятницу, тот от потопления и внезапного разорения избавлен будет и сохранит себя от смертных грехов. Люди в роду будут жить долго, старые не станут обузой молодым. Старость их будет спокойной, счастливой и деятельной. Род будет избавляться от бесплодия. В семьях будет пребывать благодать Божия.
    Шестая пятница — перед днем Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи.
    Кто постится в эту пятницу, тот избавлен будет от многих тяжких заболеваний, опасных инфекций, болезней сердца, крови и мозга. Дети будут здоровы, вы не будете знать отчаяния и страха за их жизнь.
    В этот день следует заказать обедню и литию усопшим и помолиться дома перед иконой Иоанна Предтечи о своих детях(включая тех, которые были убиты в результате аборта), об умерших без святого
    Крещения и без покаяния, о самоубийцах.
    Просят Святого пророка окрестить этих людей или отпустить им грехи новым крещением в Небесном Иордане, вызволитьих души из адской тьмы и быть ходатаем о них на Страшном суде.
    Седьмая пятница — перед днем пророка Илии.
    Кто постится в эту пятницу, тот избавится от голода, грома, потопа, засухи и града.
    Любое хорошее дело будет совершаться благополучно. На дачных участках всегда вырастет хороший урожай. Воры обойдут
    стороной ваши владения. Те, кто занимаются разведением скота, всегда будут в достатке. Тот, кто зарабатывает деньги своими
    руками: шьет, делает ремонт, держит пасеку, разводит животных и получает за свой труд деньги, должен обязательно заказать Акафист пророку Илие и подать в храме на общую свечу и масло(служи-
    тели объяснят, как это сделать).
    Восьмая пятница — перед Успением Пресвятой Богородицы.
    В этот день, по Старому Завету, Моисей на горе Синайской принял Закон Божий, изложенный на каменных Скрижалях.
    Кто постится в этот день, тому всегда покровительствовать будет Матерь Божия, тот узрит перед смертью своей Пресвятую Богородицу, и Она будет предстательствовать за этого человека перед
    Престолом Божиим на Страшном суде.
    Пост в этот день позволит роду иметь крепкие семьи. Все девицы в роду удачно выйдут замуж, а парни женятся на достойных девицах.
    В этот день в храме подают милостыню хлебом, посещают больных и помогаютим, обязательно заказывают обедню об усопших.
    Девятая пятница — перед днем святых Косьмы и Дамиана.
    Кто постится в эту пятницу, тот сохранен будет от великого грехопадения. Все крещеные члены семьи обретут небесных заступников и молитвенников. На их земном пути постоянно будут встречаться люди, готовые помочь в решении сложных жизненных ситуаций. В роду все окажутся трудолюбивы, смогут добиться хороших успехов в учебе и работе. Не будет трусов, болтунов, пустых
    мечтателей. Заказная обедня в этот день о здравии всех родных, равно как и молитва прошения, обращенная к Косьме и Дамиану,
    поставит над вами молитвенную защиту в делах и здоровье на год.
    Десятая пятница — перед днем архангела Михаила.
    Кто постится в эту пятницу, тот по смерти своей без страха пройдет круги мытарств и от многих адских мучений спасен окажется. Сам Михаил архангел, архистратиг Божий, предводитель Небесного воинства, этому человеку будет Предстателем на Божием суде.
    Пост в десятую пятницу охраняет всех родных от черного дела, колдуна и слов завистника. Все в роду будут охраняемы ангелом-хранителем, а потому смогут избежать многих мучений и терзаний на жизненном пути. Их минует сглаз, порча, нападение вампиров и прочие негативные воздействия. В храме обязательно заказывают водосвятный молебен архангелу Михаилу и своему ангелу-хранителю.
    С этого дня начинают носить с собой охранный пояс с молитвой« Живые помощи…» и кольцо с надписью« Спаси и сохрани».
    Одиннадцатая пятница — перед Рождеством Христовым, когда 14 тысяч младенцев в Вифлееме убиты были по приказу царя Ирода. Кто постится в этот день, тот помилован будет и в земной жизни, и при ответе за свои грехи на Страшном суде Господнем.
    В одиннадцатую пятницу, как и в Сочельник, не вкушают пишу до первой звезды, едят только коливо(особую кашу) или кутью. Подают тайную богатую милостыню нуждающимся, в детские дома, а в особенности стараются тем или иным способом помочь людям, у которых есть маленькие дети.
    Двенадцатая пятница — перед Богоявлением.
    Кто в эту пятницу постится, тот одним своим благим делом закрывает семь грехов и страстей рода. Этот пост имеет особое значение, поскольку попадает на разгульную святочную неделю. Это — добровольный, не предписанный церковью подвиг, и тем он ценнее.
    В дни от одиннадцатой до двенадцатой пятницы праведный христианин должен совершить сорок добрых дел. Подать милостыню в каждую протянутую руку, дать денег на ремонт храма, на общую свечу и масло, накормить голодного, напоить жаждущего, протянуть руку помощи страждущему, навестить больного и заключенного, помянуть усопшего, помириться с недоброжелателем, помочь немощному соседу. Да мало ли других добрых дел
    может совершить человек!
    ***
    Постные пятницы — ходатаи пред Господом и Богородицей о христианах, соблюдающих их. Пятницы приносят Богу
    все наши молитвы и просьбы, они видят раскаяние и слышат горячую молитву, изливающуюся в душах и сердцах христиан.
    Десятая пятница считается самой старшей, вместе с девятой она прежде других несет наши молитвы, так как, по поверьям, стоит ближе всех к Престолу Божиему и ей благоволят Сам Господь и Пресвятая
    Богородица.
    Обязательно соблюдайте Великую Страстную пятницу. В этот день держите строгий пост — желательно обходиться только сырой пищей, не смотреть телевизор, не отвлекаться ни на что, кроме самого необходимого. Нельзя мыть полы, строить новые планы, нельзя принимать душ, украшать себя и — особенно — нельзя мыть
    маленьких детей.
    « Поучение о двенадцати Пятницах» обещает, что тот, кто будет соблюдать их в течение всей жизни, очистит свой род от тяжелых грехов и проклятий. Но даже и один год строгого соблюдения заветов
    « Поучения» поможет совсем по-новому посмотреть на свои текущие проблемы и освободить душу от пессимизма, неверия, зависти и злобы.

    Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку .

    Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

    С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

    С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

    Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

    Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

    Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

    Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.

    Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

    Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

    Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

    Иерей Андрей Чиженко
    Православная Жизнь

    Просмотрено (2063) раз


    12 Пятниц
    Пятница - день Макоши - Параскевы Пятницы
    Образ святой великомучениы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней языческой богини Макоши. Основой для слияния стала общность функций - и Макошь, и Параскева покровительствовали браку и родам, а также всем женским занятиям. Днем поминовения Макоши считалась Пятница. Но и после принятия христианства пятый день недели - Пятница связывался со святыми женского пола. Не случайно культ Пятницы постепенно заслонил собой архаичную Макощь. Вероятно, со временем все обычаи чествования Пятницы соединились с образом святой великомученицы Параскевии (в чем немалую роль сыграло и созвучие наименований: параскеон - пятница по-гречески).
    Согласно библейской легенде Иисус Христос был распят в пятницу, с чем связана вера в исключительное значение этого дня недели. Однако, исследования показывают, что пятницу почитали на Руси задолго до принятия христианства. Видимо, тогда же возникла вера в 12 пятниц в году, в которые необходимо поститься. Эта вера отразилась в апокрифическом оказании "О 12 пятницах" и в соответствующем духовном стихе.

    Из текста поучения Климента о двенадцати пятницах.

    1-я Пятница - на первой неделе Великого поста. Кто сию пятницу постится, тот человек от внезапной смерти не умрет.

    2-я Пятница - перед Благовещением (в эту пятницу Каин убил Авеля). Кто сию пятницу постится, тот человек от напрасного убийства избавлен будет (по другим спискам: тот до убожества великого не дойдет и от меча сохранен будет).

    3-я Пятница - на Страстной неделе Великого поста. Кто сию пятницу постится, тот человек от разбойников сохранен будет (вариант: от мучения вечного и от нечистого духа сохранен будет).

    4-я Пятница - перед Вознесением Христовым, когда погубил Господь Содом и Гоморру. Кто в эту пятницу постится, тот без св. Тайн Христовых не умрет и от великого недостатка сохранен будет.

    5-я Пятница - перед сошествием св. Духа. Кто сию пятницу постится, тот от потопления избавлен будет (вариант: тот при кончине жизни смерть свою узрит и от смертных грехов сохранен будет).

    6-я Пятница - перед днем св. Иоанна Предтечи. Кто сию пятницу постится, тот человек сохранен будет от сухоты и трясавиц (лихорадок).

    7-я Пятница - перед днем пр. Илии. Кто сию пятницу постится, тот человек от грома, молнии, града и голода сохранен будет.

    8-я Пятница - перед Успением Пресвятой Богородицы (когда Моисей, на горе Синайской, принял закон). Кто сию пятницу постится, тот человек, перед смертию своей, Богородицу узрит).

    9-я Пятница - перед днем Косьмы и Дамиана. Кто сию пятницу постится, тот человек от великого грехопадения сохранен будет.

    10-я Пятница - перед днем Архангела Михаила. Кто сию пятницу постится, душа того человека через огненную реку перенесется.

    11-я Пятница - перед Рождеством Христовым (когда 14 тысяч младенцев, от царя Ирода, в Вифлееме Иудейском, убиены были). Кто сию пятницу постится, имя того человека будет записано у самой Пресвятой Богородицы на престоле.

    12-я Пятница - перед Богоявлением. Кто сию пятницу постится, имя того человека в книгах животных записано будет.

    Кто же эти «Пятницы», которые столь щедрой рукой раздают постящимся в их честь разнообразные дары и милости? По понятиям народа, это живые существа, к которым можно обращаться с молитвой и прошениями. Существа эти, в воображении крестьян, рисуются в виде девиц, причем 10-я «пятница» считается самой старшей: вместе с 9-й «пятницей», она приносит Богу все наши молитвы прежде всех других «пятниц», так как стоит ближе к Богу, а равно и к святым угодникам и Богородице.

    Культ пятницы зафиксирован и у многих народов Европы.
    Почитание Пятницы у славян было настолько глубоким, что в древности лик Параскевы Пятницы часто изображали на оборотной стороне икон Богородицы.
    Посвященный Макоше – Параскеве праздник отмечался 28 октября и именовался Пятницей, хотя далеко не всегда он приходился на пятницу. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а так же купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.
    В христианских быличках рассказывается что Параскева Пятница появлялась около больных или рожающих женщин в этот день и облегчала им страдания.

    «Орловские Епархиальные Ведомости» (1884 г. № 157) следующим образом характеризуют народное представление о св. мученице Параскеве, нареченной Пятнице: «Св. Параскева считается покровительницею воды и имеет, по народному взгляду, особую близость к ней. На это верование указывают существующие в народе предания о том, что образ св. Параскевы чудесно являлся иногда на воде, на реке, или в колодце, вследствие чего вода приобрела особую силу. На этом основании, и теперь нередко ставится икона св. Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Далее, она считается покровительницей, главной у простого народа, женской зимней работы - пряжи. Это видно из того, что в народе она носит название «льняницы», и со дня ее памяти, т. е. с 28 октября, повсюду обыкновенно начинают мять лен. Но главное в народных верованиях относительно св. Параскевы то, что она считается покровительницей соименного ей дня недели - пятницы и потому все поверья, какие существуют в народе насчет Пятницы, относятся и к лицу св. Параскевы».

    Параскева-Пятница, с полным основанием, может быть названа «бабьей святой», так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей и покровительницей. Даже народные легенды рисуют Параскеву-Пятницу простой бабой, которая занималась повоем. Вот одна из таких легенд (записанная в Мелен-ковском уезде, Владимирской губ.), из которой видно, за что преимущественно чтут и как объясняют святость Параскевы наши крестьянки: «Лежит, однажды, св. мученица Прасковья на печи со своим мужем и байт ему: «Теперь бы, байт, кто-никто позвал бы меня на повой, а то давно я не была на повоях-то». А муж и говорит: «Напрасно ты, баба, ходишь по эфтим самым повоям-то: там всяко может случиться, пожалуй, еще согрешишь». А матушка-то Прасковья и говорит ему: «Эй, мужик, только ходи с молитвой, да делай, как Бог велит, так и не будет ничего». Лежат это они на печке да уговариваются, - ан, глядь, входит к ним в избу какой-то парень и байт: «Тетка Прасковья, пойдем к нам на повой». Дело было ночью, Прасковья не разглядела, что за парень пришел к ней, встала с печи, оделась и пошла с ним. Парень привел ее в баню. А в бане-то на всех полках и повсюду сидят черти. Испугалась Прасковья, хотела было убежать да одумалась: если, мол, Бог не попустит, так черти не съедят. Сказала этак-то матушка Прасковья и видит, что на полке лежит девка и мучается родами. Подошла к ней Прасковья, помолилась Богу и стала опрастывать. А старшой-то сатана и байт ей: «Смотри ты, баба! Повивать повивай, а только чтобы без молитвы, а не то я тебе такого перцу задам!..» Одначе, матушка Прасковья не испужалась и, как только девка опросталась, погрузила с молитвой ребенка в воду и тихонько, чтобы не видали черти, надела на него крест. В это самое время пропели кочета, и баню вдруг как вихрем подняло: все окаянные и девка пропали, а матушка Прасковья осталась с ребенком одна. Взяла это она ребенка, принесла домой, а муж опять на нее напустился: «Эй, баба! Говорил я тебе, чтобы ты не ходила. Молись теперь Богу, чтобы он заступился за тебя и спас от чертей…» Только черти на том не помирились, и задумали они за то, что Прасковья взяла у них ребенка, сделать ей штуку: стали они смущать царя, чтобы он замучил Прасковью. А царь-то был нечестивый. Призвал, это, он матушку к себе и стал ее улещать, чтобы она покинула хрестьянскую веру, а когда на эти царевы слова Прасковья согласия своего не дала, он взял да и велел отрубить ей голову. Это случилось в пятницу, поэтому и зовется мученица Парасковья «Пятницей».

    В других губерниях эта легенда, сколько можно судить, не известна. Но зато почти повсюду можно услышать бесконечные рассказы женщин о каком-нибудь чуде, связанном с именем Прасковьи-Пятницы. Так, в Пензенской губ., Саранского уезда, крестьяне рассказывают о явленной иконе Пятницы. Икона эта будто бы явилась на роднике, в пяти верстах от села Посопа, но когда народ толпами повалил с приношениями (приношения эти клались возле иконы и Параскева раздавала их бедным), то начальство распорядилось икону увезти, а крестьяне на том месте построили часовенку.

    Что крестьяне действительно олицетворяют свои пятницы, тому имеется много доказательств. Так, и в настоящее время, в захолустных деревнях, о нарушителях клятвы говорят: «И как его девятая пятница не убила?» или: «Хоть бы его матушка Ильинская пятница покарала». Об олицетворении свидетельствует и распространенный в народе рассказ о том, как три святые женщины - среда, пятница и суббота - видели все страсти Господни и поведали об этих страстях миру. Наконец, об олицетворении говорит и целое множество других рассказов, в которых действующими лицами являются то просто «пятницы», то Параскева-Пятница. Вот один из таких рассказов, записанный в Любимском уезде, Ярославской губернии, со слов одной крестьянки. «В одной деревне жила женщина. Женщина эта была хорошая работница, только совсем она не почитала пятницы: и пряла, и ткала в пятницу, и белье мыла, и всякую работу в пятницу делала. Вот раз осталась она в избе одна-одинешенька, а дело было в пятницу вечером. Сидит баба да прядет. Только, вдруг, слышит она, по сеням кто-то идет. А двери с улицы в сени были заперты. Спужалась баба не на шутку - сидит ни жива, ни мертва. Вдруг, тихонько начала отворяться из сеней дверь в избу, и вошла женщина, страшная и безобразная. На ней были все лохмотья да дыры; голова вся платками рваными укутана, из-под них клочья волос повылезли растрепками; ноги у ней были все в грязи, руки тоже в грязи, и вся она, с головы до ног, была осыпана всякой нечистью и мусором. Вошла эта страшная женщина в горницу, начала молиться на- образа и плакать. Потом подошла к хозяйке и говорит:

    «Вот ты, женщина негодная, как ты меня обрядила. Прежде я в светлых ризах ходила, да в цветах, да в золотом одеянии, а твое непочтение вот до какой одежи меня довело. Громом бы тебя разразить мало. Ты преступила закон и за это будет тебе огонь неугасимый и тьма кромешная. До чего ты меня довела? Я через твой поступок в такой горести состою, что целый день не пью, не ем, не сплю, не почиваю - все слезами обливаюсь. А ты, безумная баба, никакой жалости ко мне не имеешь и дня моего не почитаешь».

    Тут баба догадалась, что в избу к ней вошла сама Пятница и стала было прощения просить. А Пятница: «Нет, - говорит, - тебе моего прощения», да взяла железную спицу, которой кудель льну к копылу привязывают, и стала тыкать ей бабу. Тыкала, тыкала, пока до полусмерти не истыкала. Утром нашли бабу всю в крови и насилу в чувство привели. Да только с тех пор баба по пятницам уже работать - ни-ни: стала почитать праздничный-то день».

    Столь же распространен и другой рассказ, в котором обиженная Пятница превратила «бабу-непочетницу» в лягушку, - с тех пор, будто бы, и лягушки на земле пошли.

    Наряду с такого рода рассказами, несомненное олицетворение двенадцати пятниц, попавших в «свиток иерусалимского знамения», доказывается духовными стихами, обрядами, обычаями и приметами. В том же «Поучении иже во святых отца нашего Климента, папы Рымскаго» о непочтении к 12-й пятнице сказано: «Аще который человек в сию Великия Пятницы с женою своею, или с девицею сотворит блуд и от них зачнется, то будет (младенец) слеп, или нем, или глух, или тать, или разбойник, или всякому делу злому начальник. Аминь».

    Своеобразные кары за непочитание пятниц устанавливают и народные приметы. Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью. Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать. Кто в пятницу моет полы, тот после смерти в помоях валяется. (Последнее наблюдение сделано людьми «обмиравшими» и, стало быть, побывавшими на том свете.)

    Из обычаев, свидетельствующих об олицетворении пятниц, укажем только на один. Деревенские бабы считают за правило никогда не купать ребят по пятницам, из опасения, чтобы на ребенка не напал «сушец». Если же, по забывчивости, иная баба все-таки искупает дитя в пятницу, то, в предотвращение болезни, она прибегает к следующему обряду: позвав к себе соседку, она передает ей ребенка и становится ждать у окна. Соседка же с улицы продает ей ребенка за грош, причем мать, взявши через окно своего ребенка, тут же и платит деньги. Смысл обряда понятен сам собой: отдавая ребенка в чужие руки и как бы уступая другому лицу все свои права на него, баба тем самым дает понять Пятнице, что наказывать этого ребенка было бы бесполезно, так как ребенок уже не ее и принадлежит другой бабе. Покупая же затем ребенка обратно, баба опять-таки дает понять Пятнице, что посылать кару на вновь купленного ребенка нет никаких оснований, так как ребенок, в сущности, чужой, только сию минуту купленный. А чтобы эта военная хитрость удалась вполне, обычай предписывает, чтобы баба, получившая грош за ребенка, истратила этот грош непременно в пользу Пятницы и тем окончательно загладила ту маленькую неприятность, которую доставила Пятнице купаньем ребенка в ее день.

    Согласно библейской легенде Иисус Христос был распят в пятницу, с чем связана вера в исключительное значение этого дня недели. Однако, исследования показывают, что пятницу почитали на Руси задолго до принятия христианства. Видимо, тогда же возникла вера в 12 пятниц в году, в которые необходимо поститься. Эта вера отразилась в апокрифическом оказании "О 12 пятницах" и в соответствующем духовном стихе.

    Из текста поучения Климента о двенадцати пятницах.

    1-я Пятница - на первой неделе Великого поста. Кто сию пятницу постится, тот человек от внезапной смерти не умрет.

    2-я Пятница - перед Благовещением (в эту пятницу Каин убил Авеля). Кто сию пятницу постится, тот человек от напрасного убийства избавлен будет (по другим спискам: тот до убожества великого не дойдет и от меча сохранен будет).

    3-я Пятница - на Страстной неделе Великого поста. Кто сию пятницу постится, тот человек от разбойников сохранен будет (вариант: от мучения вечного и от нечистого духа сохранен будет).

    4-я Пятница - перед Вознесением Христовым, когда погубил Господь Содом и Гоморру. Кто в эту пятницу постится, тот без св. Тайн Христовых не умрет и от великого недостатка сохранен будет.

    5-я Пятница - перед сошествием св. Духа. Кто сию пятницу постится, тот от потопления избавлен будет (вариант: тот при кончине жизни смерть свою узрит и от смертных грехов сохранен будет).

    6-я Пятница - перед днем св. Иоанна Предтечи. Кто сию пятницу постится, тот человек сохранен будет от сухоты и трясавиц (лихорадок).

    7-я Пятница - перед днем пр. Илии. Кто сию пятницу постится, тот человек от грома, молнии, града и голода сохранен будет.

    8-я Пятница - перед Успением Пресвятой Богородицы (когда Моисей, на горе Синайской, принял закон). Кто сию пятницу постится, тот человек, перед смертию своей, Богородицу узрит).

    9-я Пятница - перед днем Косьмы и Дамиана. Кто сию пятницу постится, тот человек от великого грехопадения сохранен будет.

    10-я Пятница - перед днем Архангела Михаила. Кто сию пятницу постится, душа того человека через огненную реку перенесется.

    11-я Пятница - перед Рождеством Христовым (когда 14 тысяч младенцев, от царя Ирода, в Вифлееме Иудейском, убиены были). Кто сию пятницу постится, имя того человека будет записано у самой Пресвятой Богородицы на престоле.

    12-я Пятница - перед Богоявлением. Кто сию пятницу постится, имя того человека в книгах животных записано будет.

    Кто же эти «Пятницы», которые столь щедрой рукой раздают постящимся в их честь разнообразные дары и милости? По понятиям народа, это живые существа, к которым можно обращаться с молитвой и прошениями. Существа эти, в воображении крестьян, рисуются в виде девиц, причем 10-я «пятница» считается самой старшей: вместе с 9-й «пятницей», она приносит Богу все наши молитвы прежде всех других «пятниц», так как стоит ближе к Богу, а равно и к святым угодникам и Богородице.