• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Осень все ближе, уже август, а это значит, что скоро начнется последний пост - Успенский. Успенский пост имеет ряд своих отличительных черт, о них мы и поговорим. И конечно, выясним, что можно есть, и ответим на иные вопросы.

    Успенский пост

    Все посты имеют свои общие черты: даты, строгость, процессы подготовки и проведения, и прочее. Успенский пост похож на:

    1. Рождественский, так даты обоих постов фиксированные;
    2. Великий, так как по строгости он сильно его напоминает.

    Успенский пост - один из самых коротких постов в году. Он длится всего две недели. А примечателен еще и тем, что на него выпадают два народных праздника (которые, кстати тоже имеют церковное значение):

    1. Яблочный Спас.

    Про каждый из них мы поговорим отдельно, поэтому не станем здесь акцентировать внимание.

    Церковь говорит нам о том, что Успенский пост дошел до нас с самых древних времен. Он учрежден в память о Богородице и готовит нас к Празднику Успения, одному из самых любимых праздников на Руси. Но не только этот праздник мы вспоминаем во время поста - есть еще Преображение, этот день тоже имеет большое значение.

    Успенский пост - радостное время. В это время следует «смыть» с себя все ненужное, ветхое, чтобы начать покорять новые вершины.

    Август - летний месяц, но во многих культурах именно в это время совершался переход на осень. Например, у кельтов . В христианской традиции тоже: новолетие раньше праздновалось 14 сентября, а потому, Успенский пост, хоть проводится летом - осенний.

    Все это очень символично: окончание церковного года Успением - переходом Богоматери в иную жизнь.

    Когда начинается Успенский пост?

    Успенский пост, как мы уже сказали, имеет фиксированную дату. Он всегда начинается 14 августа, а заканчивается 27 августа. По старому стилю 1 - 14 августа. И в 2018 году, и в 2019, 2020, и во всех последующих годах дата одна и та же.

    14 августа - это светлый, сладкий и теплый праздник - Медовый Спас. Вот в этот день и начинается последний пост в году.

    Как соблюдать пост?

    Как и любой другой пост - в молитве и праведности. Пост - это не диета, в нем есть и духовное содержимое, которое намного важнее. Мы уже писали на этот счет . В целом, можно сказать, что в это время нужно следить за собой и за своими поступками, дабы не допускать неподобающих.

    Церковь не одобряет празднословия в это время (то есть балобольства);

      действуют ограничение в еде;

    Стоит отметить, что Успенский пост сильно сопоставим с Великим еще и тем, что оба они строги к развлечениям. Поэтому в них стоит себя ограничить.

    Популярные вопросы

    Можно ли играть свадьбу?

    Когда можно есть рыбу?

    Рыба во время Успенского поста разрешена лишь в один день - Преображение. Полный календарь питания по дням будет ниже.

    Можно ли есть морепродукты?

    Только в один день - Преображение, в этот же день разрешена и рыба, так как и та и те являются полупостной пищей. Однако, все зависит от того, по какому уставу вы будете соблюдать пост: строгий монастырский устав разрешает полупостную пищу только в Церковные праздники, а, например, в Афонских монастырях она разрешена по субботам и воскресеньям.

    Самое лучшее в этом вопросе - проконсультироваться со своим духовником. И, конечно, решить, как именно вы будете проводить Успенский пост.

    В это сокровенное время читают молитвы перед едой и после нее. Перед едой читают всем известную Отче наш.

    Конечно, благодарить Господа можно и своими словами. Главное, чтобы от души.

    После еды обычно читают следующую скромную молитву:

    И есть еще короткая традиционна фраза благодарности после еды:

    Ангела вам за трапезу!

    Что можно есть в Успенский пост?

    Успенский пост достаточно строгий. Если следовать монастырскому уставу, то под запрет попадают:

      мясо и все, что с ним связно;

      рыба и морепродукты (послабление только в праздник Преображения);

      молочные продукты.

    Однако, Успенский пост гораздо проще выдержать благодаря урожаю. Уже подошли овощи и зелень, а в лесах много грибов. Все это разнообразит вкушаемую пищу. Это даже будет полезным для здоровья, столько витаминов поступит в организм.

    Кстати, в народе Успенский пост называют «лакомкой».

    Что можно есть, а что нельзя, в любом случае, проще решить со своим духовником и доктором. Потому как не каждый человек способен выдержать пост по разным причинам, кто-то, например, по состоянию здоровья. Все это решается, Церковь дает послабления в подобных случаях.

    Мы составили календарь питания по дням на Успенский пост. Это монастырский устав, достаточно строгий. Мирянам можно следовать более «легкому» варианту, в нем разрешается кушать рыбу и морепродукты, а так же отказаться от сухоядения.

    * Календарь можно скачивать и распечатывать.

    И помните, пост - это не диета.

    P. S. Перед постом обязательно проконсультируйтесь с доктором, чтобы не навредить себе строгим воздержанием в пище.

    В церковном календаре августа есть большое разнообразие праздников, которые составляют основу традиционной Православной культуры. Отгуляв Маковей (Первый Спас) и в преддверии Яблочного Спаса, публикуем актуальную информацию про то, как провести трапезы Успенского Поста и календарь Успенского Поста, обрамляющего три Спаса.

    С 14 августа наступает Успенский пост. Продолжается он по 27 августа, то есть до праздника Успения Пресвятой Богородицы. В связи с августовскими праздниками многие наши читатели интересуются, как правильно соблюдать Успенский Пост, что есть в Успенский Пост по дням, поэтому мы решили уделить внимание тому, как соблюдать Успенский Пост.

    Успенский Пост: что можно есть

    Из четырех многодневных постов Успенский Пост считается самым лёгким и приятным, так как меню в Успенский Пост составляют молодой картофель, грибы, созревающие в эту пору овощи и фрукты, есть много свежего мёда, доступна различная сладкая медовая выпечка. Для тех, кто интересовался, что можно кушать в Успенский Пост, отвечаем: согласно церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост. Что нельзя есть в успенский Пост, так это мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной.

    Для тех, кто будет поститься впервые, мы решили опубликовать Успенский Пост питание по дням.
    Согласно монастырским уставам, предписывается:

    в понедельники, среды и пятницы - сухоядение;
    по вторникам и четвергам - варёная пища без масла;
    по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино.

    Понедельник: сырые овощи и фрукты, хлеб, вода.
    Вторник: приготовленная без масла еда растительного происхождения.
    Среда: сырые овощи и фрукты, хлеб, вода.
    Четверг: приготовленная без масла еда растительного происхождения.
    Пятница: сырые овощи и фрукты, хлеб, вода.
    Суббота и воскресенье: приготовленная пища растительного происхождения с растительным маслом.

    Сухоядением называют употребление пищи без растительного масла и сладкого. Согласно церковным канонам, к таким продуктам относятся: хлеб, вода, соль, овощи сырые и квашенные, мед, зелень, не обработанные термически.

    В первый день поста, в праздник Маковея или Медовый Спас 14 августа по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу. С этого дня в Успенский Пост меню входит медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.

    Рецепты в Успенский пост. Салат с морковкой и медом на Маковея

    нам понадобится:
    4 морковки
    2 ч. ложки меда
    соль
    ¼ лимона
    Как готовить салат на Маковея
    Морковь измельчить на мелкой терке, посолить по вкусу и слегка помять руками. Сбрызнуть лимонным соком, добавить мед, соль и перемешать.

    В праздник Преображения Господня 19 августа для тех, кто интересовался, можно ли есть рыбу в Успенский Пост, хорошие новости. В этот день (исключительно в этот день) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях, ведь приходит и праздник Яблочный Спас.

    Теперь вы знаете, что можно есть в Успенский Пост. Но считаем нужным напомнить, что пост духовный тесно соединяется с постом телесным. Поэтому рекомендуется уделять внимание не только меню на Успенский Пост по дням, но и душе. В посте духовном рекомендуют воздержание от страстных греховных движений, играющие на руку чувственным наклонностям и порокам.

    Придерживаться постов - традиция столь древняя, что однозначного ответа, когда и почему она появилась, не существует. Кто-то говорит об особенностях сезонных биоритмов, кто-то утверждает, что к ограничениям приводила банальная нехватка еды. Со временем пост принял характер обряда, а потом в нем появился и религиозный смысл. Так или иначе, но в современном цивилизованном мире, где еды в избытке, посты - вещь полезная. Тем более что в христианской традиции говенья присутствует и духовная сторона: человек должен не только отказаться от но и отречься от страстей и пороков.

    Каждый год после окончания веселой Масленицы начинается Великий пост для мирян. Что можно есть, а что нельзя на протяжении этого периода, интересует многих верующих. Мы расскажем об этом в нашей статье.

    Что такое пост для мирян?

    Ограничения в еде во время регламентируется Церковным уставом, которого неукоснительно придерживается духовенство. Все прочие люди, живущие в миру, в целом должны следовать тем же правилам. Но православный пост для мирян отличается меньшей суровостью. Священнослужителям и монахам предписывается больше ограничивать себя в еде и удовольствиях, чаще молиться и предаваться духовным размышлениям.

    Строгое соблюдение поста предусматривает сухоядение, прием пищи один раз в день в будни (вечером) и дважды - в субботу и воскресенье. Запрещено сладкое и жирное (даже растительное масло), а вареная пища должна быть холодной. Питание для мирян в пост ограничивается не так сурово: в определенные дни можно употреблять горячее, есть рыбу. Разрешается выпить немного вина по праздникам и воскресеньям. Принимать пищу можно несколько раз в день, но начинать все-таки желательно после полудня.

    Четыре многодневных поста

    Каждый год Великий пост начинается и заканчивается в разное время, поскольку предшествует празднику Воскресения Христова, а он не имеет фиксированной даты. Это самый долгий, семинедельный, пост.

    Продолжительность и время начала Петровского говенья зависит от того, на какой день выпадает праздник Воскресения: чем раньше Пасха, тем дольше пост. Он начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля, в день апостолов Петра и Павла.

    Следующий раз придется отказываться от скоромного с 14-го по 28 августа. Это Успенский пост, он приурочен к празднику Успения Святой Богородицы. В простонародье его называют Спасским.

    Пост перед Воскресением Христовым

    Великий пост появился в церкви еще в апостольские времена. Он посвящен Иисусу Христу, который сорок дней молился и постился в пустыне перед проповедью.

    Великий пост для мирян не только самый длительный, но и самый строгий. В первый день есть нельзя вовсе. Точно так же воздержаться следует в (накануне Пасхи). В этот день Спаситель был распят, и верующие вспоминают его страдания и читают особые молитвы.

    Миряне могут употреблять холодную вареную пищу в 1-ю и 4-ю неделю поста, есть горячее в прочие недели, кроме Страстной: в последнюю седмицу перед праздником предписывается строгое соблюдение всех ограничений.

    Чего нельзя есть?

    В пост нельзя есть мясо, молоко (даже сухое), яйца (и жиры животного происхождения. Запрещено употреблять блюда, в которых содержатся эти продукты. В магазине придется подолгу задерживаться у каждой полки, чтобы внимательно прочитать состав того, что предполагается купить. Сегодня многие производители предлагают специальные постные продукты и даже рестораны быстрого питания составляют отдельные меню без скоромных блюд.

    Пост для мирян запрещает употреблять шоколад - даже тот, в котором нет молока и других ингредиентов животного происхождения. Причина этого табу кроется в том, что в этот период следует ограничивать себя и в удовольствиях.

    Что есть можно?

    Пища, которую можно употреблять в пост, зависит в том числе от недели. В первую, четвертую и седьмую седмицу строгим постом предписывается употреблять в будние дни сырую пищу и хлеб - так называемое сухоядение. Во вторую, третью, пятую, шестую неделю еду разрешается варить.

    В пост можно есть все, что имеет растительное происхождение, - разнообразные крупы, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб. Обязательно нужно включать в рацион бобовые и зелень. считаются также грибы. Пригодится консервация: варенья, яблоки, абрикосы и груши в сиропе.

    Довольно строги ограничения, которые устанавливает Великий пост для мирян по дням недели. Так, понедельники, среды и пятницы - наиболее строгие дни. В них нельзя есть горячее даже во 2-ю, 3-ю, 5-ю и 6-ю недели. Постное масло допустимо в субботу и воскресенье, в большие церковные праздники - Благовещенье (7 апреля) и Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) - можно есть рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) позволяется рыбная икра.

    Алкоголь, от которого пост для мирян велит вообще-то воздерживаться, разрешен только в виде виноградного вина по воскресеньям. Количество его должно быть очень умеренным.

    Спорные продукты

    Священнослужители до сих пор не пришли к единому мнению по поводу морепродуктов. Одни полагают, что их употребление возможно, поскольку креветки и моллюски в церковной традиции не считаются живыми существами. Другие склоняются к тому, что есть морепродукты можно тогда же, когда и растительное масло, - в выходные и праздничные дни. Ветхий завет вообще называет эту пищу «нечистой», вкушать ее запрещается - ортодоксальные иудеи морепродукты не едят. Христианская религия во многом отступает от ветхозаветных принципов, и уставы ряда православных монастырей позволяют есть черепокожных даже в Великий пост. Употреблять их в пищу или нет - это во многом личный выбор постящегося.

    Тело и дух

    Следует помнить о том, что Великий пост для мирян - это не просто диета, а повод очистить душу и помыслы от греховных и суетных мыслей и чувств. Очищение только тела без участия души противоречит смыслу поста, который призван приблизить человека к Богу. В это время следует отказаться не только от вкусной еды, но и от других удовольствий: не посещать увеселительные мероприятия, не устраивать шумных праздников.

    Во время поста в церкви не венчают - религиозным людям придется потерпеть со свадьбой. Строгое говенье предписывает воздержаться от супружеских обязанностей, а также вредных привычек и прочих губительных страстей. Пост не может быть легкой прогулкой, это подвиг во имя Господа. Верующие люди обязательно должны исповедоваться духовному наставнику, посещать церковные службы и причащаться.

    Пост - это в первую очередь время для совершения добрых дел, неукоснительного соблюдения Христовых заповедей, воздержания от суетных забот. Обязательно нужно помогать ближнему, подавать милостыню нуждающимся.

    Пост и здоровье

    Врачи считают пост полезным: разгрузка организма от пищи животного происхождения благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, обменные процессы. Важно в этот период соблюдать баланс жиров, белков и углеводов. Растительная пища дает такую возможность: большое количество белков содержат бобовые и грибы, углеводов много в каждом овоще и фрукте, а необходимыми жирами обеспечивают масла, особенно нерафинированные, рыба и морепродукты. Рацион постящегося должен быть сбалансированным, особенно это касается людей, состояние здоровья которых небезупречно.

    Пост для мирян разрешает послабления для стариков, детей, беременных и кормящих женщин. Если присутствуют какие-либо заболевания, консультация с врачом необходима. Следует помнить, что снимать ограничения самостоятельно церковь не рекомендует: в каждом случае надо получить благословение своего духовного наставника.

    Как выйти из поста без вреда здоровью?

    Важно знать, что пост для мирян производит определенные изменения в организме. Вырабатывается больше ферментов, призванных переваривать растительную пищу, а от животной организм отвыкает. Поэтому из поста нужно выходить правильно. В день Святой Пасхи не стоит набрасываться на скоромную еду: одного-двух кусочков освященного кулича и яйца более чем достаточно, чтобы разговеться. Не каждый организм выдержит, если после длительной диеты сразу получит много жирного мяса, десяток яиц и два килограмма сладкой сдобы. Количество и холециститов в пасхальные дни резко увеличивается именно из-за того, что некоторые миряне неразумно выходят из поста.

    – Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно “убивать своё тело”, свои желания? Зачем такая несвобода?

    – Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

    Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

    Священник Михаил Немнонов
    отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)
    – Чем отличается от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

    – Здравствуйте, Ксения!

    Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

    С уважением, священник Александр Ильяшенко

    КАК ПОСТИТЬСЯ БЕРЕМЕННЫМ И ДЕТЯМ?

    Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир

    – Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

    Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

    «Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она “понедельничала” за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

    – А в прежние времена строго постились?

    Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

    Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

    – А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

    – Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

    – Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

    В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

    Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

    Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить – а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

    – То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

    – Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

    Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

    Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16-18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

    Поститься не во славу свою, а во славу Божию

    Протоиерей Игорь Пчелинцев , священнослужитель Нижегородской епархии.

    Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

    У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

    Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

    Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

    Всегда радуйтесь!

    Матушка Инна Викторовна Асмус , мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

    Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост – это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: “Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога”, не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

    Мера поста – индивидуальна

    Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г. награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

    Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь – ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

    Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

    На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления – вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

    Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

    Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

    Матушка Елена Карпенко , мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

    Для женщины – беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

    Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого – признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

    Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

    Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

    Архимандрит Рафаил (Карелин):\

    Надо хранить то, что содержится в церковном предании, а не заменять христианство антиаскетическим гуманизмом

    Надо проводить пост соответственно уставу Церкви, а не временам года. Разве устав может быть изменен? К сожалению, многие из современных христиан стремятся создать комфортное христианство, где борьба с грехом и страстями, живущими в каждом человеке, была бы сведена к минимуму. По моему убеждению, надо хранить то, что содержится в церковном предании, а не заменять христианство антиаскетическим гуманизмом.

    Храни вас Бог!

    Исходя из того, что «наше северное лето - карикатура южных зим», конец августа и начало осени нужно ловить. Это краткие деньки. Подлинное «бабье лето», то есть нечто последнее, уходящее, остаточно жаркое и оттого грустное и прекрасное.

    Но наслаждаться природой, во-первых, нужно уметь, а во-вторых, иметь для этого время. Человек, замотанный в суету, трясущийся в транспорте, мучительно думающий о проблемах, склонен не особо отличать июль от августа. И таких людей большинство. Зимой и летом у них есть асфальт, бетон и выхлопные газы, а кроме этого даже не знаю, что у них еще есть. Разве что вечно звонящий мобильник.

    Но счастлив, кто имеет кусочек земли с крышей над головой вдали от города, на природе. Счастлив тот, кто ходит босиком по росе и собирает ягоду со своих кустов. Если при этом он почитывает Псалтирь или размышляет над Евангелием, то он уже не счастлив, а блажен. Но и тот, кто собирает детей в школу, тоже счастлив. Не потому, что наслаждается покоем (какой покой при словах «школа» и «дети»!). Счастлив потому, что инвестирует в будущее и не даром живет. Тратит силы, время и деньги не на себя, любимого, а на плод чрева своего, что есть первый шаг в сторону прочь от разъедающего эгоизма.

    Пусть каждый будет в эти дни в храме

    Но над всем сим - великий праздник Преображения и умилительный праздник Успения, которыми венчается лето. Пусть каждый выучит наизусть тропарь и кондак обоих праздников. Пусть каждый поймет, что значит «На горе преобразился еси…» и «В молитвах неусыпающую Богородицу…» Пусть каждый будет в эти дни в храме - и с вечера накануне, и с утра на Литургии. Тогда лето у него закончится хорошо, независимо от того, есть ли у него дача, есть ли у него дети и переходят ли эти дети в очередной класс.

    :

    Святой Симеон Солунский пишет: «Некоторые, впрочем, говорят, что Успенский пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

    Итак, изначально - освящение Богом урожая этого года. Ведь сколь ни совершенствуй технологии, как ни придумывай различные пищевые заменители и добавки, если Господь не благословит произрасти и не освятит плоды, Им данные, то вкушать нам нечего будет.

    Это факт всем понятный.

    Затем ходатайствуем пред Пречистой, чтобы уговорила Она Сына Своего нас помиловать.

    Почему именно в эти дни? Так ведь зима впереди. В дни холода и замирания природы одной шубой и печкой не обойдешься. Потрудиться надобно, чтобы не дуло, не мочило и не замерзало.

    В государственных и светских организациях мероприятия к грядущей зиме еще весной разрабатывают, чтобы после счета осенних цыплят авралы не устраивать. Да вот беда: как ни планируй, без очередных ежегодных «катаклизмов» не обходится. Человек же духовный, православным себя определяющий, прекрасно понимает, что без Бога зиму можно и не пережить. Обращаться же к Нему в дни скоромного отдохновения толком не выходит.

    Так что Успенский пост - мудрое установление. Рискну даже добавить к словам святительским народное определение: «Успение - ума прозрение».

    Для священника же после празднования трех праздников Спаса и Богородичного Торжества детские глазенки на молебнах пред началом учебного года о многом говорят и искренне молиться невольно заставляют.

    Грех тогда начинается, когда за суетой развлечений забывается, что уже настали дни, когда слово «надо» превышает глагол «хочу»

    Нет беды поправлять свое здоровье и сил набираться на отдыхе или на курорте в дни Успенского поста. Грех тогда начинается, когда за суетой удовольствий, неги и развлечений забывается, что уже настали дни, когда слово «надо» превышает глагол «хочу».

    Золотая осень лишь для тех «отговорит березовым веселым языком», кто стрекозу крыловскую, которая «лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», помнит.

    Так что Успенский пост хоть и древнее установление, но всегда актуален и вполне современен.

    :

    - Цель поста в том, чтобы приблизиться к Богу, ограничив себя во всем, что мешает духовной жизни, и, напротив, больше времени, внимания и сил уделяя молитве, чтению Священного Писания, посещению храма, делам милосердия… В этом смысле при искреннем желании поста по-настоящему препятствующих ему обстоятельств совсем немного. И в подготовке к новому учебному (рабочему) году пост, конечно, не помеха, потому что ничто так не способствует любой подготовке к доброму делу, как сосредоточенность, воздержание и молитва, к которым призывает нас пост. То же можно сказать и о сельской страде: работай себе и молись - что может быть лучше?! Работа помогает не отвлекаться на суетные и пустые разговоры. Подготовка же к школе, хождение по школьным базарам хоть и кажется делом суетным, но и тут можно быть внимательным и проводить свои подготовительные мероприятия с молитвой и вниманием сердечным, воздерживаясь, прежде всего, от суеты внутренней.

    Работай себе и молись - что может быть лучше?! Работа помогает не отвлекаться на суетные и пустые разговоры

    Если же говорить об отпусках и туристических поездках, то надо, прежде всего, избавиться от иллюзии. Человеку иногда кажется, что ему нужно «расслабиться по полной», то есть дать свободу страстям, для того чтобы отдохнуть и набраться сил на предстоящий год. Но это именно иллюзия и ничего больше. Пост - это как бы некая таинственная дверь, которая со стороны кажется чем-то скучным и тягостным, но ст о ит только сделать над собой усилие и приблизиться к ней, взяться за ручку, открыть и войти - как человек оказывается в мире настолько родственном, близком душе, что очень скоро начинает понимать: именно это и есть то, в чем он по-настоящему нуждается. При честном и добросовестном отношении к посту он способен доставить душе - да и телу - действительную отраду, здоровье и крепость. Так что в конце поста человек испытывает не радость от того, что «наконец-то можно всё», а тонкую грусть, что пост уже заканчивается и в силу природной немощи трудно будет продолжать то восхождение гор е , которому пост как некое внешнее, дисциплинирующее средство так удобно содействовал. Мы, может быть, и имеем благое желание, но сил недостает его осуществить, в то время как пост, установленный Церковью, нам в этом добрый и надежный помощник.

    У вас выпал отпуск на это время? Проведите его в памяти о Боге

    А всего-то и нужно - настроиться со всей решимостью проводить пост как подобает. Не страшиться его строгости, а полюбить и принять ее, обратиться к Богу за помощью - и мы увидим, насколько пост на самом деле радостен! У вас выпал отпуск на это время? - Прекрасно! Проведите его не в безумной гульбе, а в памяти о Боге, в благоговейном сосредоточении и в разумном воздержании; свободное время заполните чтением святых книг и размышлением о прочитанном; наслаждаясь красотой природы, восполните свои переживания молитвой; в общении с близкими будьте сознательно снисходительны, терпеливы и благожелательны - вот и будет вам пост. Даже если вы в столовой вынуждены будете есть что-то скоромное - соблюдите меру воздержания: не упивайтесь спиртным, не чревоугодничайте, а, может быть, можно будет избрать и постное меню - смотря по обстоятельствам. Если же нет - пусть это будет поводом укорить себя лишний раз: почему не подумал заранее о том, что грядет строгий пост? почему не позаботился о том, чтобы попоститься как следует? Вот ешь теперь и укоряй себя, неразумного(ную), потому что в самоукорении и сокрушении сердечном состоит во многом цель поста. Отцы святые говорят: «Лучше немощная совесть, нежели тщеславная добродетель». Лишь бы мы эти слова не использовали для оправдания своей беспечности.

    Из любых ситуаций можно извлечь пользу. Было бы желание! Вы отправились в путешествие? Чудесно! А есть ли там храм? Есть. Так найдите время посетить его, скажем, в воскресный день, может быть всей семьей, побудьте на службе не десять минут, а от начала и до конца, вкусите сладость полноты богослужения! Разве это не прекрасно? Разве это не отдых и отрада для души?

    Словом, всё дело в расположении сердца, в вере и благой решимости. И если расположение души согласно с установлением Церкви - такое сочетание и согласие принесет только пользу, причем пользу, бесконечно превосходящую всё то, что может доставить нам вся индустрия «отдыха и развлечений». Да поможет нам Господь извлечь из грядущего поста тот благословенный нектар радости, который так необходим омраченной страстями, уставшей от греховной жизни душе.