• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Блокбастер на злобу дня. Обзор игры Deus Ex: Mankind Divided

    Цвет кожи, религия, сексуальная ориентация, уровень достатка - общество всегда найдет признак, по которому следует кого-то презирать, угнетать, ненавидеть. Deus Ex: Mankind Divided поднимает тему дискриминации, при этом оставаясь все таким же продуманным и разнообразным экшеном. Пусть пять лет назад мы видели почти то же самое в Human Revolution, формула геймплея по-прежнему отлично работает.

    Deus Ex - одна из «умных» игр, хотя по скриншотам кажется, что это очередная тупая стрелялка о роботах и людях. На самом деле серия всегда выделялась глубоким сюжетом и до мелочей проработанной атмосферой, которая заставляет поверить в реальность происходящего.

    В мире Deus Ex широкое распространение получили импланты, которые вживляются в человека. Речь не о силиконовой груди или губах. Аугментации - это улучшения для организма, которые влияют на те или иные способности, помогают в быту и работе. Снайперам приглянется модификация на дальнозоркость с тепловизором и ночным видением, грузчикам не нужно часами сидеть в спортзале, чтобы таскать тяжести, - можно просто установить аугментации, повышающие силу и выносливость. Практически каждый человек нашел способ что-то улучшить в своем теле.

    Мы вновь играем за Адама Дженсена, ставшего аугом поневоле: он едва не погиб во время нападения на компанию по созданию имплантов, где работал специальным агентом, и модификации были единственным способом спасти героя. Было это в начале Human Revolution.

    Ситуация в мире перевернулась с ног на голову. Раньше люди без имплантов считались изгоями. После событий прошлой игры все изменилось: ауги оказались на задворках общества. Им трудно найти работу, прохожие в лучшем случае просто отворачиваются при виде человека с модификациями, в метро выделены специальные вагоны, полиция часто проверяет документы без каких-либо причин.

    Хотя один формальный повод для проверок нашелся: мир сотрясают теракты и есть подозрения (но не доказательства), что их устраивает группировка людей, которые борются за права аугов. Словом, предыстория очень похожа на некоторые реальные эпизоды. Однако игру стали разрабатывать до событий 2015-2016 годов, поэтому искать Скрытый Смысл не стоит. Крупные происшествия бывали и раньше.

    Расследование приводит Адама в Прагу, где по прибытии героя тут же случается еще один взрыв. Медлить с поисками организаторов нельзя: террористы, кем бы они ни были, серьезно разошлись и держат в страхе целый мир, а больше всех страдают люди с имплантами, потому что ненависть общества нарастает. Герою дают карты в руки и отпускают на узкие улочки Праги.

    Deus Ex: Mankind Divided проходит в открытом мире: бродúте по улочкам, читайте электронные книжки, заглядывайте в чужие квартиры. Территория нужна не для симуляции жизни, как в GTA, а для свободы в выборе маршрутов. Задания в Deus Ex проходятся тремя-четырьмя способами, и каждый будет радикально отличаться от других. Это конек серии, который хорошо влияет на реиграбельность и поддерживает интерес к экшену.

    Наблюдательность и умение искать обходные пути - необходимые условия для успеха в Deus Ex. Допустим, нужно проникнуть в здание. У главного входа стоят охранники, которые своим видом однозначно дают понять - лучше сюда не соваться. Можно просто достать оружие и убить их, подняв тревогу, на которую сбегутся остальные головорезы. А можно поступить гораздо умнее.


    Обходим здание по периметру и видим треснувшую стену. При помощи специального импланта пробиваем ее кулаком и оказываемся внутри. Рядом комната с секьюрити, если зайти в гости - сразу забьют тревогу и начнут стрелять. Включаем специальное зрение - за картонными коробками обнаруживается решетка вентиляции. Лезем туда и, минуя толпы бойцов, оказываемся прямо у нужной двери.

    Проходя задание повторно, с удивлением обнаружите, что можно было действовать совсем иначе: если выманите охранников из наблюдательного пункта и взломаете компьютер, отключив турели и лазерную сетку, то пройдете другим маршрутом. Или попробуйте хакнуть почту на другом лептопе и получить там код от нужной двери вместо того, чтобы долго взламывать ее, рискуя попасться на глаза охране.

    Mankind Divided дает массу вариантов прохождения, и искать разные пути - самое интересное, что есть в игре. Выхватить штурмовую винтовку и перестрелять всех - это скучнейший способ, однако и он имеет право на жизнь. Правда, с одной оговоркой: шутер из Deus Ex абсолютно никудышный. Проект всячески намекает, что лучше действовать скрытно. Как ни странно, так выполнять задания проще: охранники меткие, а у героя слабый запас здоровья даже после прокачки соответствующих аугментаций.

    Зато стелс отличный. Нужно высчитывать интервалы между слепыми зонами камер наблюдения, запоминать, в какую сторону повернется охранник и на сколько секунд, прятать тела по темным углам и все время быть на стреме. Срабатывание сигнала воспринимается как личное поражение: ведь так старался пройти незамеченным, а не вышло, где-то не заметил охранника или камеру.

    Увы, при поднятой тревоге хочется загрузить последнее сохранение и пройти фрагмент уровня скрытно, а не устраивать тир. Пальба скучная, интересных перестрелок не складывается, враги давят числом. Deus Ex - все же стелс-экшен, а не взрывной боевик. Радует, что от невыносимых боссов из Human Revolution теперь избавились: убивать сильных противников было сущим мучением, особенно если вкладывались в скрытные, а не боевые навыки. Сейчас проблема исчезла.

    Способы прохождения уровней зависят от аугментаций, которые вы открываете и улучшаете. Например, самый удобный путь лежит через запертую на кодовый замок дверь. Текущий уровень хакерских навыков не позволяет даже начать взлом, поэтому нужно искать другой, более сложный маршрут. Или тоннель с ядовитым газом - без апгрейда легких Дженсен почти сразу задохнется, а с улучшением спокойно прошел бы. Иногда ругаешь себя, что при распределении очков выбрал не те модификации, которые нужны прямо сейчас.

    Кроме разных дорог игра предлагает нелинейный сюжет, в котором хватает непростых моральных дилемм. Только отправляетесь на поиски возможного террориста, как приходит сообщение о встрече подозрительных лиц, на которой обязательно нужно присутствовать - что в таком случае делать? Или пропуск на выезд из Праги для аугов. Встречаете двух человек, которым он позарез нужен, и оба почти наверняка будут сосланы в жуткое место, где теперь обитают люди с модификациями. Беда в том, что «мультипаспорт» только на одну персону. А в случае помощи возьмете от человека его последние деньги? Вы ведь трудились, помогая ему, но герой квеста вообще без средств на жизнь останется.

    Некоторые решения сильно влияют на дальнейшие события. Побочных заданий, как и в Human Revolution, мало. Но их проработка и внимание к деталям достойны лучшей похвалы. Каждое задание - интересная мини-история, которая далеко не так проста, как поначалу выглядит. Второстепенные квесты лучше выполнять сразу: иногда они становятся недоступны с ходом сюжета.

    Игра выдержана в цветовой гамме прошлой части: преобладает желто-черная палитра. Графика вполне современная, по сравнению с Human Revolution сделан большой шаг, что легко объяснимо - за пять лет «железо» существенно обновилось. Только ролики подвели, особенно анимация движений: в эпоху повального motion capture видеть лишенные эмоций лица с периодически открывающимися ртами уже непривычно.

    Deus Ex: Mankind Divided получилась просто улучшенной версией Human Revolution. В данном случае это хорошо: прошлая часть оказалась невероятно удачной и разработчики не стали ничего ломать. Хотелось бы полноценного живого города, вменяемой анимации и чуть больше нововведений, но и текущий уровень игры крайне высок. За атмосферу и доступные возможности - 8,5 из 10 от Onliner.by.

    Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

    Никогда еще ксенофобы не подвергали себя такой опасности! От индейцев не отскакивали пули, и даже самый сильный чернокожий раб не мог разогнуть свои оковы. На этот раз недовольных ждет сложнейшее испытание: ауги — люди с механическими протезами. Меньшинство, которое положено угнетать, а ведь почти каждый его представитель с легкостью угробит любого угнетателя. Если не струсит. Тонкая стенка сознательности и страха ограждает человечество от кровавой мести за самый короткий и все равно жестокий период угнетения.

    Пометки над головами врагов — неминуемая жанровая условность, но жутко полезная.

    Польза для адептов открытого боя очевидна: чем удобнее герою менять позицию, тем проще улизнуть из-под огня. И это вам пригодится — враги полюбили атаки с тыла и вообще срезают Дженсена на удивление быстро, особенно если много тупить.

    Для тихонь укрытия тоже полезны: помогают лучше контролировать ситуацию за счет вида от третьего лица. Аугментации типа сверхзрения стремительно теряют полезность: зачем глядеть сквозь стены, если скользить между укрытиями и заглядывать за углы вполне удобно?

    Да и сама система скрытности доведена до ума. Появились индикаторы заметности, как в любом приличном стелс-экшене. Даже приемы рукопашного боя наконец-то можно применять сразу из-за укрытия или, например, прямо из-за угла. Проще говоря, скрытное прохождение стало куда глаже и богаче вариантами.

    Антивирус бессилен

    Появился в Mankind Divided и соревновательный режим. Его назвали BREACH, и он посвящен проникновению хакеров на сервера влиятельных компаний. По сути, это каркас Deus Ex, голая механика, погруженная в виртуальную реальность. Здесь нет ни ящиков с барахлом, ни гражданских, никакой мишуры — только белые стены, столбы информации и охранные системы, которые надо обойти.

    В таком виде, по правде говоря, Deus Ex не так уж интересен — ценность игры без антуража и окружения теряется быстро. Впрочем, вы же хотите помериться интеллектом с другими виртуозами корпоративного шпионажа? Есть и прокачка аватара с покупкой новых аугментаций (частично новых, частично заимствованных из основной игры), инвентарь, оружие и разные приемы типа тихого устранения.

    За успешные операции на чужих серверах награждают опытом и упаковками со снаряжением. А если вам не терпится прокачать аватара до потолка развития — обменяйте рубли на чипсеты и купите все, что нужно.

    Вот тут и зарыта собака.

    Впрочем, необязательность режима BREACH не позволяет сильно ругаться на микротранзакции. Но видеть их в Deus Ex странно. Это как обнаружить шапки в или покупные скины в Fallout.

    «Титан» расправляет плечи

    Основная механика не изменилась. Такие же уровни, полные тайных переходов и аппетитных закоулков для склада тел. Такие же бесконечные вентиляционные шахты. Но противники расставлены плотнее и сбегаются с целого уровня, если поднять тревогу.

    Битва с таким суровым противником — дело шумное и грязное, проще проскользнуть за его спиной.

    Играть из-за этого стало заметно сложнее, но спасают новые экспериментальные аугментации. Их всего семь, зато каждая расширяет поле работы любого агента, и бесшумного, и безрассудного. Например, «Тесла» — шокер, вырубающий негодяев на дистанции в несколько метров. Поначалу ничего особенного, но после улучшения сбивает аж четверых гадов одним выстрелом.

    Другая эпичная модификация — выстрел клинком из руки: бесшумная смерть, прибивающая труп к стене, словно охотничий трофей. Или броня «Титан», поглощающая бездну урона. А еще есть электромагнитный толчок, замедление времени и рывок почти как у Корво Аттано.

    Не перекосило ли это все механику? Отнюдь нет, разом все эти аугментации просто не заработают. Поскольку они экспериментальные и вообще установлены Адаму непонятно где и когда (тут отдельная интрига), они перегружают систему, будучи активированными одновременно. Приходится выбирать — отключать ли старые импланты, чтобы освободить еще немного внутренних ресурсов Адама, или игнорировать часть новых. Бояться не стоит, фундаментального влияния новые аугментации не окажут, а лишь расширят спектр возможностей в той ипостаси, которая вам больше по душе.

    Deus Ex: Mankind Divided относится к той категории игр, которые либо возносятся до небес могучей армией фанатов, либо вызывают разочарование и ненависть когда-то преданных игроков. Чтобы снизить риски, студия Eidos Montreal внимательно изучила отзывы критиков и покупателей на Human Revolution , после чего подчистила план разработки продолжения, избавившись от бездушных битв с боссами, слишком продолжительных уровней и сюжетных коллизий. Правда, исправив грехи прошлого, авторы совершили и несколько неприятных промашек, речь о которых пойдет чуть ниже.

    События происходят через несколько лет после “Инцидента”, разделившего человечество на два враждующих лагеря. Аугментированые люди, бывшие новой ступенью в развитии человечества, превратились в изгоев. Прага, успевшая стать технологической столицей Европы, теперь служит гетто для Аугов, где лишенные прав и социального статуса граждане вынуждены влачить жалкое существование в качестве людей второго сорта. Под гнетом полиции и истерии в СМИ, полумашины вынуждены участвовать в сопротивлении, некоторые члены которого переходят грани доступного, запуская механизмы террора и смерти. Особенно активных и замешанных в преступлениях членов подпольной организации КПА отправляют в Голем – место, где жизнь еще хуже, чем в тоталитарной Праге. Главный герой, Адам Дженсен , после “восстания машин” провел некоторое время в больнице и теперь служит в специальном отряде Интерпола “ОГ 29 ” с бесконечными полномочиями, расследуя серию террористических актов, которые ведут к Коалиции за Права Аугментированных. Но политическая игра с грузинскими мафиозными кланами, секретными ложами Иллюминати и глобальным заговором куда шире, чем деятельность одного общественного движения.

    Чтобы угодить капризным фанатам и новым игрокам, перед началом игры авторы предлагают выбрать одну из разновидностей управления. Обновленный вариант, раскладка из прошлой части или версия, заточенная под любителей шутеров, отличаются друг от друга не только расположением кнопок, но и специальным функционалом. При всем разнообразии выбора – все решения имеют существенные недостатки. Бегать по треугольнику, так же неудобно, как активировать аугментации на условном кружке. В большинстве случаев не очень понятна логика расположения кнопок, но так как - игра не короткая, то даже к самой странной раскладке неизбежно привыкаешь. Чего не скажешь о достаточно бесполезном и не всегда удачном режиме стрельбы из-за укрытий от третьего лица. Силы, потраченные на эти ухищрения, можно было бы перераспределить на полировку сюжета или создание еще одного пакета побочных заданий.

    То же касается и использования стрелкового оружия. Кучность, прицеливание и вообще баланс пушек сделаны из рук вон плохо. Естественно, можно улучшить уровень обращения с оружием, прокачивая специальные навыки, тратя драгоценные параксисы, но это одно из самых странных решений, которое так и не дает нужного игроку взаимодействия.

    Еще одна проблема заключается в самих способностях. Например, среди новых аугментаций появляется электромагнитная пушка, но никто не предупреждает вас о том, что для ее использования нужны специальные патроны, которых по умолчанию у вас нет. Стрельба клинком прекрасна, но запас патронов также ограничен. Конечно, вы можете смастерить несколько самостоятельно, но этого явно недостаточно для прохождения целого уровня. Более того, количество ярких, потенциально мощных способностей, вроде Титана и Тайфуна, достаточно велико, но на уровне сложности выше среднего их смысл сводится к нулю. Супер-броня, временная неуязвимость, повышение рефлексов – все это звучит прекрасно, но вам просто не дадут сыграть танком, разобрав на запчасти с помощью полицейских в силовой броне и пулеметных установок. В результате стелс-прохождение на фоне корявой стрельбы и мощных противников остается приоритетным решением большинства проблем. И естественно, что еще одну ставку вы делаете в прокачке на удаленный взлом, системы распознавания нахождения врагов и хакерские примочки, которые позволяют вам наиболее безопасно обходить защитные системы кодовых замков, камер и боевых дронов.

    Взлом электронных систем построен по принципу головоломки, где вы должны выбрать правильное движение по папкам и протоколам и захватить центральный процессор системы, используя ложные ходы и спам-активности. Защитные системы могут определить ваше вмешательство, и тогда включится таймер, а антивирусная программа попытается заблокировать ваше продвижение. Здесь кроме правильного выбора движения и прокачки навыков способны помогать специальные программы-ловушки, которые могут остановить таймер, открыть всю схему расположения каталогов и, наконец, взорвать логическую бомбу, отвлекая внимание машины. Так как большинство объектов, куда вам предстоит пробраться, содержат компьютеры с важными данными, лазеры, боевые системы и сейфы с кредитами, то взлому предстоит уделить достаточное количество времени. Особенно если уровень заполнен опасными противниками.

    Возвращаясь к системе вооружения, хочется отметить, что количество используемых пушек ограничено вашим инвентарем и стилем ведения поединка. Снайперские винтовки занимают много места, патроны к ним найти очень сложно, даже у местных торговцев, в то время, как пистолеты-пулеметы и дробовики миниатюрны и часто выпадают из врагов. И хотя большинство смертельного оружия можно снабдить бронебойными патронами, они все же менее эффективны, чем не летальные образцы. В бойца, облаченного в силовую броню, нужно выпустить несколько очередей бронебойных зарядов, чтобы остановить его движение, но всего один выстрел из электрошокера на время обездвижит его и позволит провести одну молниеносную атаку приемом рукопашного боя. Камеры и мины проще отключать удаленным взломом, чем взрывать прицельными выстрелами, а стрельба усыпляющими дротиками позволит избежать опасной тревоги. Конечно, оружие можно прокачивать, подбирая универсальные детали, накручивать на него глушители, но “несмертельные” аналоги в сочетании со стелс-тактикой в разы проще и эффективнее. Кстати, из тех же уже упомянутых деталей делаются снаряды для аугментаций, вроде электромагнитной пушки, клинка и тайфуна.

    Раз мы заговорили про стелс, то отдельное внимание стоит уделить вариативности игрового процесса. Большинство заданий можно попробовать пройти несколькими способами, но вариантов не так уж и много. Скольжение по воздуховодам и скрытность могут помочь избежать обнаружения, так же как удаленный взлом и активация экранов. Прямая агрессия может показаться эффективной, но из-за проблем с прицеливанием и стрельбой прямое противостояние приводит к негативным результатам. На некоторых этапах можно проникнуть в секретные помещения, взламывая системы, обнаруживая скрытые ходы или пытаясь решить несложные головоломки. Правда, последнее встречается исключительно редко. В банке, который придется посещать несколько раз, можно активировать защитные системы, заставив роботов и турели стрелять по своим, и воспользовавшись паникой проникнуть в нужное помещение. Ближе к концу игры появляются задания с принудительным стелсом, где если вы не прокачали маскировочный костюм и удаленный взлом, вам придется рассчитывать исключительно на удачу.

    Большая часть истории происходит на территории Праги, где расположена квартира Адама, подразделение “ОГ 29”, церковь Бога-Машины, бордель, банк и прочие важные объекты. Одиночные задания в Дубае, Големе и потом в холодных снегах служат для разнообразия визуального ряда и игрового процесса. Отдельно стоит упомянуть действительно поразительную миссию-головоломку в виртуальной реальности, которая в своем восхищении кубами отсылает к миру Portal. Уровни стали значительно меньше по сравнению с прошлой частью, но это нисколько не разочаровывает из-за сложной и интересной структуры, множества подходов и разветвленной системы электронной защиты. Более того, из-за нелинейности решения части заданий, некоторые из объектов вы просто не сможете детально исследовать, получив необходимое, через систему диалогов.

    Общение с ключевыми персонажами строится на системе визуального распознавания эмоций. Слушая собеседника и отмечая импульсы его мозговых волн, символизирующих агрессию, уверенность или страх, вы можете давать наиболее подходящие варианты ответов. Таким образом вы можете получить нужный вам по сюжету предмет или результат, не прибегая к краже или насилию. Например, убедив грузинского мафиози отдать ценный предмет, вам не придется пробираться через воздуховод и мимо охранных систем в кабинет криминального авторитета.

    При том, что вариативность решения заданий разными способами обещает массу возможностей для экспериментов, сам сюжет заметно линеен. Да, вам предлагают выборы разных заданий, ответвлений и моральных дилемм, но результат и точка соединения тропинок всегда будет одна с одним и тем же результатом. Более того, побочные задания имеют неприятную привычку обрываться в самый неожиданный момент. Вы нашли нужный вам для выполнения побочного задания предмет, и игра откладывает окончание истории до лучших времен, сообщая вам, что вы прекрасно справились. Но спустя несколько часов игрового времени вас приятно удивят, что задание не закончено и следует продолжение. Если же вы попробуете пойти к ключевому персонажу раньше времени, то вы просто там его не обнаружите.

    Но и в основном сюжете существует огромные провалы. Например, вы нашли противоядие от опасного вируса, но когда герой просто обязан им воспользоваться, сценаристы забывают о том, что у вас есть ценное лекарство. То же касается и другой ветки с взрывником, которая также в ключевой момент забывается.

    При этом сама история, как и побочные задания, хорошо скроены с массой интересных поворотов, неожиданных персонажей и коварных злодеев. Более того, перед вами один из лучших сюжетов этого года. Обидно, что большую часть побочных заданий авторы вырезали из основной игры ради платного DLC “Истории Дженсена ”.

    Музыкальное сопровождение все столь же прекрасно с разными темпами, интерлюдиями и специально подобранными решениями под динамику заставок и игровых секций.

    Графическая сторона игры вызывает ряд серьезных замечаний. Главный герой и основные персонажи выполнены с большой детализацией и любовью. После дождя броня Дженсена сверкает яркими каплями, а в сухую погоду отливает матовым металлом. Но побочные люди, часть интерьеров и структура уровней напоминают о прошлом поколении. Взрывы и некоторые эффекты служат примером устаревшей технологии. Это же касается легкого проседания частоты кадров на PS4 при загрузке локаций и сюжетных сцен.

    Способен порадовать великолепной историей, отлично реализованным стелсом и вариативностью подходов по прохождению миссий, но неровная графика, бесполезные по большей части боевые аугментации, плохо выполненный экшен-режим и призрачность выборов во время сюжетных поворотов вызывает легкое разочарование. С другой стороны, главный герой, сильная атмосфера и увлекательный на все сто процентов сюжет сглаживают эти недостатки.

    Игра протестирована на PC. Обновление от 23 августа. Сегодня состоялся релиз игры, и запрет на публикацию скриншотов был снят. Поэтому в рецензии мы заменили кадры, предоставленные издателем, собственными

    «Народу, разделенному борьбой с самим собой, не выстоять».

    Авраам Линкольн

    «Когда-то я думал, что могу спасти мир. Что теперь с ним стало?» — сокрушается во вступительном ролике Адам Дженсен. И ведь в самом деле, за прошедшие два года мир изменился до неузнаваемости. В один момент общество, и так очень неловко балансировавшее на тонкой грани терпимого сосуществования простых и аугментированных людей, по прихоти одного человека кануло в пучину хаоса. Тот день запомнился как Инцидент — когда по всему миру ауги, потеряв контроль над собой, в кровавой ярости напали на своих собратьев, целиком состоящих из плоти и крови. Mankind Divided рисует перед нами мир, раздираемый противоречиями. Мир, где людей с имплантатами презирают и боятся. Их сгоняют в гетто и держат под неусыпным контролем, а угнетение и претензии лишь разжигают пламя взаимной ненависти.

    Deus Ex: Mankind Divided-gallery

    В то время как наш угрюмый протагонист Адам Дженсен, напичканный механическими имплантатами, способен становиться невидимым, проламывать собой стены и взламывать сверхсекретные компьютеры, большая часть его современников в этом высокотехнологичном будущем довольствуется лишь продвинутыми протезами, вроде кибернетической замены отсутствующей конечности или глаза. Но обыватели не видят между ними разницы, для них все аугметированные люди опасны в равной степени.

    Эта паранойя родилась после Инцидента, события, во время которого аугметированные люди по всему миру сошли с ума, убивая направо и налево. Погибли миллионы. Истинную причину этой катастрофы раскрывает предыдущая игра, Human Revolution, либо вы можете посмотреть двенадцатиминутное видео, в котором упомянуты все детали произошедшего. Mankind Divided стала прямым продолжением истории, разворачивающимся через два года после трагических событий.

    Аугметики теперь личности второго сорта , им досаждает полиция, каждое их действие принимается с подозрением, а жить им приходится в трущобах. Так уж вышло, что Прага, новый дом Дженсена, стала центром движения против аугметиков. Странное место для такого, как он, но что делать: здесь расположен штаб его нынешнего работодателя, Оперативной Группы 29 (Task Force 29).

    Прага – единственный крупный город-хаб в игре, что несколько разочаровывает. Я все ждал, когда же Дженсен отправится в следующий, но этого так и не случилось. Однако, сосредоточившись на одной локации, художники сумели выдать просто невероятное количество деталей. Улицы пестрят обилием голографических рекламных щитов, жужжащих полицейских дронов, странных скульптур и потрясающих технологий будущего. Впечатляющее густонаселенное и тщательно вылизанное дизайнерами место, в сравнении с которым города из Human Revolution выглядят как безжизненные открытки.

    Разумеется, большую часть времени я провел на улицах, а не рассматривая внутреннее убранство баров и магазинов, которые выглядят более-менее одинаково, за исключением некоторых локаций, вроде клуба «Красная Королева» (Red Queen). И узкие, свободные от транспорта улочки Праги не создают впечатления урбанистической суеты. Да, это лучший на сегодня город в Deus Ex, но ему все же чего-то не хватает. К счастью, модели персонажей были весьма прилично улучшены. Манекены с мертвым взглядом из прошлой игры стали лишь туманным воспоминанием, но разница между обычными жителями и тщательно проработанными главными персонажами, тем не менее, сохранилась.

    Пражская полиция, хоть и способная доставить определенные неприятности, настоящей проблемой так и не становится. Например, при попытке войти в метро через вход для натуралов или встретив патруль не в том вагоне, Дженсен всего лишь отделается сценкой предъявления документов. Но на все совершенные им преступления стражи порядка среагируют в соответствии с законом. У меня был очень странный момент, когда я оглушил тазером грабящего магазин парня, будучи в полной уверенности, что совершаю доброе дело. Но меня приметил коп, а несколько секунд спустя по моим следам мчался жаждущий крови полицейский отряд. Вот такой причудливый ИИ.

    Для сохранения динамики Прага по ходу игры несколько раз меняет свой облик. Дженсен отправляется на задание, возвращается домой и обнаруживает новый виток изменений. В первом акте вы видите город при дневном свете, а позже доведется побродить и по ночной Праге, что позволяет взглянуть на него с другой стороны, освежает впечатления. Становятся доступными новые районы, появляются новые задания. И все же очень хотелось бы побывать в других городах мира. Возможно, у разработчиков не было достаточно времени или ресурсов для создания еще хотя бы одной столь детальной локации, как Прага. Что, впрочем, вполне понятно.

    Дженсен на скорую руку наносит визит в Голем-сити, гетто для аугметиков, выстроенное на окраине чешской столицы. Вдохновленный печально известным городом-крепостью Коулун, Голем-сити стал одним из моих самых любимых мест в серии Deus Ex, жаль только, что его не сделали более-менее крупным хабом. Я надеялся, что он будет намного больше, и я проведу там приличное количество времени, но трущобы стали лишь введением к основным сюжетным заданиям. И даже с учетом этого Голем-сити – впечатляющий пример сотворения виртуальных миров, убедительно демонстрирующий тяжесть и безнадежность существования аугметиков в этом мрачном будущем.

    Понравился мне и штаб Оперативной Группы 29, местного аналога UNATCO или «Шариф Индастриз», а еще напоминающий КТО из сериала «24 часа». Я потратил добрый час, пробираясь по вентиляции в кабинеты сотрудников, чтобы почитать их почту, украсть кредиты или просто поболтать с ними. Но никто не предупреждал меня, чтобы я не ходил в дамскую комнату. Что там случилось? Все согласно традициям серии. Бессмысленно, конечно, для Дженсена бродить по офису в поисках того, что плохо лежит, и ползать на брюхе по вентиляционным шахтам, но… черт! Это же Deus Ex! Творю, что хочу!

    В Праге Дженсен пострадал при взрыве бомбы, и его имплантаты оказались повреждены. В свое время, еще до Инцидента, его бы отправили на ремонт в клинику LIMB, но в этом городе ее уже нет по вполне очевидным причинам. Бродя по городу, вы можете наткнуться на ее здание, заколоченное и разрисованное граффити. Поэтому он, в надежде на скорую починку, отправляется на встречу с новым союзником, Вацлавом Коллером, эксцентричным подпольным экспертом по аугметации. Добраться до него – и есть ваше первое серьезное испытание, поскольку лаборатория Вацлава, укрытая под книжной лавкой, кишит бандитами, которых нужно или убрать, или проскользнуть мимо незамеченным.

    Во время ремонта в теле Дженсена обнаруживаются несколько новых имплантатов. Коллер активирует их, вручая вам в руки набор новых сверкающих игрушек. И он же производит сброс настроек, что предоставляет приличное количество очков Праксис, позволяющих перенастроить свои аугметации с нуля. Хорошая опция, потому как, помимо создания нового персонажа, при желании можно воссоздать и старого из Human Revolution. Опции переноса сохранения игры нет. И вот еще в чем подвох: для активации одной из этих новых аугметаций вам придется пожертвовать какой-нибудь из старых, иначе система Дженсена станет нестабильной. По крайней мере, пока вы не найдете определенный предмет на одном из необязательных заданий.

    Всего новых имплантатов семь. Игроки, которые все трудности решают при помощи стрельбы, будут рады замедляющим время повышенным рефлексам, или кожному панцирю, усиливающему броню на несколько секунд. Но я, а, возможно, и вы, играю в Deus Ex совсем не так. Для фанатов стелса новое устройство взлома (взятое прямиком из Bioshock 2) просто маст-хев! Наводите прицел на камеру, рястяжку, мину, турель или дрона и всплывает небольшая мини-игра на время. Завершите ее и ваша цель будет дезактивирована на какое-то время.

    «Икар» – это переработанное в стиле Deus Ex Мерцание из Dishonored, позволяющее переместиться к отдаленному объекту вроде балкона или открытого окна. Он не настолько удобен и отзывчив, как Мерцание, из-за того, что подыскать для него подходящую точку приземления бывает тяжеловато, но с ним Дженсен обретает гораздо большую мобильность и свободу передвижения. Я установил его на среднюю кнопку мыши и применял постоянно.

    Остальное я оставлю вам для самостоятельного изучения. Главное, что в игре теперь огромное количество инструментов для поощрения вашего стиля игры, каким бы он ни был, что делает Адама эффективнее пресловутого швейцарского ножа. Но мне по-прежнему не нравится, как он ходит. В Human Revolution режим от первого лица всегда казался мне чуточку невесомым, и это же справедливо по отношению к новой игре. В некоторых местах приходится вспоминать навыки игры в платформеры, и эта невесомость слегка раздражает. И когда повисаешь на выступе, камера насильно сдвигается вперед, фокусируясь на руках персонажа, что дезориентирует.

    Во время обучающего задания в Дубае Дженсен со своим отрядом попадает в засаду аугметированных наемников, носящих жуткие золотые маски. Это запускает маховик сюжета, и Адам вскоре обнаруживает себя вовлеченным в зловещий заговор с участием Иллюминати. Ну, а кто же еще? История главным образом разворачивается в Праге с парой остановок в других странах, которых я называть не буду. И, честно говоря, это самая слабая часть игры. Ни разу за всю кампанию я не чувствовал себя втянутым в сюжет, а к концовке понял, что так и не узнал ничего нового об Адаме как о персонаже.

    Сценарий весьма противоречивый, забавных персонажей всего чуть-чуть (огромное удовольствие я получил, болтая с дерганым редактором местной анархической газеты, этаким Одиноким Стрелком), и куча проходных, включая антагониста, но полном серьезе заявляющего: «Мы с тобой не такие уж и разные». Мир перенасыщен отсылками к дискриминации и предрассудкам реального мира – от слоганов на постерах «Аугметики тоже люди» до фонтанчиков для питья с табличками «натуралы» и «аугметики». Сценаристы будто постоянно тычут в игрока пальцем, интересуясь: «Дошло? А это дошло?»

    Да, до меня дошло. Я понял, что это научная фантастика, киберпанк, если быть точным, и она должна служить отражением нашего общества, являя нам его дефекты. Но Mankind Divided не говорит ничего интересного, его политические и социальные посылы находятся на зачаточном уровне. В нем нет никакого месседжа, кроме, пожалуй, «дискриминация - это плохо». Игра не срывает никаких покровов. И это просто позор, потому как вселенная Deus Ex это же исключительно благодатная почва для отличных сюжетов. Просто Eidos Montreal еще не знают, как их рассказать.

    Но что игра упускает в глубине нарратива, она с лихвой окупает просто потрясающим левел-дизайном. Лучшая сторона Mankind Divided проявляется как раз в этих огромных, интересных пространствах, до отказа забитых деталями, врагами и предметами, достойными того, чтобы их отыскали. В одном из заданий необходимо вломиться в сверхзащищенный банк, где я получил одни из самых ярких впечатлений, что я испытывал в жанре FPS. Куда ни бросишь взгляд, повсюду турели, охранные роботы, пересекающиеся лучи мин-ловушек и патрулирующие охранники. Пробраться внутрь, выкрасть нужный предмет и уйти незамеченным – колоссальное удовольствие.

    Ещё Mankind Divided подарила мне то, чего я так ждал от очередной игры серии – эксперименты с крутой аугметикой, манипулирование ИИ и различными системами. Ширина выбора путей для достижения цели впечатляет, и почти все они рассчитаны на применение имплантатов. Если у вас нет одного из них, всегда найдется способ пройти, используя какой-нибудь другой. И не волнуйтесь, разработчики выучили урок с боссами. За все свое прохождение я встретил лишь одного (возможно, их больше, что зависит от принятых решений), и мне удалось его одолеть Дженсеном, заточенным под стелс и вооруженным одним лишь оглушающим пистолетом.

    Некоторые из самых драматичных заданий игры, разумеется, вы встретите по ходу основного сюжета, но есть и великолепные, во многих отношениях более интересные побочные миссии. Можно их пропустить, но опыт, который за них причитается (а это новые очки Праксис для разблокировки аугметаций) – бесценен. Некоторые из них крайне важны для большего понимания происходящего, включаю то задание, во время которого объясняется, откуда у Дженсена все эти экспериментальные имплантаты. Несколько другие преподносят ценную информацию относительно ключевых событий игры.

    В одной из самых запоминающихся побочек Адаму пришлось пробраться в комплекс апартаментов, кишащий татуированными бандитами, вырубить одного из них и незамеченным унести его тело. Тест на навыки стелса игрока столь же изумительный, сколь абсурдный. Еще в одной миссии нужно помочь вышеупомянутому редактору найти материал для его антиправительственной газеты. Лично мне эти законченные истории в большинстве случаев показались более интересными, чем главная арка, к тому же, исход в них зависит от принятых решений. И иногда финал может быть очень мрачным.

    На прохождение Mankind Divided, включая все побочные задания, которые я сумел найти (уверен, парочку я все же пропустил), у меня ушло менее тридцати часов. Приличная продолжительность, но финальная глава вышла какой-то торопливой, а сам сюжет показался мне внезапно оборванным. Глядя на бегущие по экрану титры, я думал: «И это все?» Мне хотелось большего. Посетить еще один город-хаб, ограбить еще один банк, выполнить еще кучу заданий. Но, видимо, придется ждать следующую игру. Хотелось бы еще больше явных отсылок к оригинальному Deus Ex, но и без этого игра ощущается как далекий приквел.

    Mankind Divided получился отличным immersive sim’ом с лучшим левел-дизайном в серии, удивительно богатым сеттингом и широким спектром аугметаций для всех стилей игры. Не хватило только крепкого сюжета, чтобы скрепить все это вместе. И, хотя разработчики основательно потрудились над Прагой, отсутствие второго крупного города стало для меня разочарованием.

    Я был бы только рад, если бы уменьшение размеров самой Праги привело к появлению в игре еще одного уголка этого завораживающего футуристического общества. Оригинальный Deus Ex в свое время задал высокую планку, но Eidos Montreal подобрались к ней вплотную, выстроенный ими мир превосходен, он лишь нуждается в хорошем сценарии.

    Прекрасная игра с отточенным дизайном в великолепном городе будущего, но слабый сюжет несколько портит впечатление.