• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Распад СССР привел к колоссальным геополитическим потерям для России. Вместе с нарастающим отставанием в российской экономике, неблагоприятной и ослаблением военного потенциала это создает ряд потенциальных геополитических угроз, к которым относятся: нарастание исламского фундаментализма на южных рубежах, экспансия НАТО и ЕС с Запада, нарастающая мощь Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Геополитическое положение России в последние годы значительно изменилось в связи с осложнением ее отношений с НАТО. Так, в состав этого блока включены бывшие союзники СССР по Варшавскому Договору ( , а в перспективе – и ряд других стран). Таким образом, блок НАТО как бы начинает продвигаться на восток, к бывшим границам СССР. Россию беспокоила возможность размещения на территории будущих членов НАТО ядерного и других видов вооружений. После долгих и сложных переговоров удалось достигнуть особого соглашения между НАТО и Россией, определяющего мирные отношения России и НАТО в XXI веке. и ряд стран СНГ заключили с НАТО соглашение «Партнерство во имя мира». В настоящее время отношения России с НАТО начинает улучшаться и в перспективе Россия, если будут учитываться ее позиции, может сама вступить в НАТО.

    Несколько важных соглашений заключено между Россией и странами Европейского союза (особенно с , и ), с международными и европейскими финансовыми организациями.
    В 1998 г. Россия вступила в число стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (в него теперь входит 21 страна, в том числе крупнейшие государства азиатско-тихоокеанской зоны: , Китай, Япония, Канада и др.). Это усиливает экономические и геополитические позиции нашей страны на Востоке. Россия будет поставлять в Китай газ и электроэнергию, построит в Китае атомную электростанцию; будет поставлять в электроэнергию и газ. Япония будет участвовать в разработке нефти на шельфе и почти в 40 совместных с Россией проектах. В последнее время значительно укреплены экономические связи России с . Расширяется совместная российско-вьетнамская компания по добыче нефти на шельфе Вьетнама. При этом со , прежде всего с , Вьетнамом, заключены соглашения о поставках российской военной техники, особенно самолетов. Разработан важный для России проект поставки газа в по трубопроводу через .

    Важная задача внешней политики России – это укрепление геополитического положения на южных рубежах, Среднем Востоке и в . Черноморско-Кавказско-Каспийский регион – зона столкновения геополитических интересов России и США. Политика в последние годы в отношении этих государств фактически означает стремление вытеснить Россию из и стратегически важного коридора «Центральная Азия-Кавказ-Европа». Отстаивая свои геополитические интересы в азиатско-европейской системе транспортировки нефти и газа, России удалось заключить важное соглашение с Турцией о строительстве морского участке газопровода «Голубой поток», который напрямую свяжет российские с потребителями в Турции через акваторию .

    Наша страна усилила свои геополитические позиции на Востоке, заключив ряд важных соглашений с Ираном, в том числе в области поставок российской военной техники.

    Наиболее значительные положительные перемены связаны с заключением Россией и Белоруссией союза, что меняет геополитическое положение нашей страны на западе, так как Россия не только получает важный транзитный коридор к НАТО и , но и надежного приграничного союзника и возможный мощный военный плацдарм.

    Таможенный Союз (Россия, Белоруссия, и Киргизия, с перспективой присоединения Таджикистана) обеспечивает возможность существенного снижения издержек обращения в евразийском пространстве.

    На микроуровне для оценки геополитического положения важно рассмотреть не только пограничные страны, но и приграничные территории самой России. Ведь через эти участки проходят не только транспортные потоки, но и в ряде случаев – потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Сложное положение характерно вдоль южной , в связи с попытками международного бандитско-террористического режима, существовавшего в Чеченской республике, распространить свое влияние от до Черного моря. В настоящее время бандитские формирования уничтожены, но остались, во-первых, проблемы границы, через которую остатки бежавших бандитов, поддержанных международными террористическими организациями, могут продолжать свои происки. Во-вторых, вдоль этой и ряда других границ в приграничных районах концентрируются потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Для поддержки общей стабильности на Южном фланге России, по договоренности с , созданы несколько российских военных баз. Граница Таджикистана с является наиболее уязвимым участком общих внешних границ СНГ. Для предотвращения потока наркотиков, которые пытаются переправить из Афганистана наркодельцы, в

    Страны можно оценивать на:

  • макроуровне - относительно мировых центров экономики и политики;
  • мезоуровне - относительно крупных регионов и групп стран;
  • микроуровне - относительно пограничных стран и отношений с ними.

    Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

  • Смотреть что такое "Геополитическое положение" в других словарях:

      Геополитическое положение - определяется совокупной мощью материальных и нематериальных ресурсов (военно политической, экономической, технологической и пассионарной) в многомерном коммуникационном пространстве Земли …

      Геополитическое положение государства - отношение к основным коммуникационным направлениям цивилизационного развития, военно политическим блокам и зонам конфликтов … Геоэкономический словарь-справочник

      Белоруссия - Геополитическое положение республики имеет исключительное значение для Восточной Европы. Белоруссия является воротами России в Западную Европу и ЕС и одновременно служит барьером для создания Балто Черноморского геополитического щита. В… … Геоэкономический словарь-справочник

      Дальневосточный федеральный округ … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия

      Политическая карта мира в романе «1984». Эта статья о вымышле … Википедия

      Эту страницу предлагается объединить с Масис (мифология). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/16 июня 2012. Обсуждение длится одну неделю … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Великие Луки (значения). Город Великие Луки … Википедия

      - (КОР) (другое название Калининградский особый район) оперативно тактическое соединение разных видов и родов войск (ВМФ, ВВС, ПВО и СВ), предназначенное для обороны Калининградского полуэксклава и защиты интересов России в южной Балтике.… … Википедия

      Федерация Малайзия, гос во в Юго Вост. Азии. Федерация образована в 1963 г. Название Малайзия от этнонима малайцы (самоназвание мелаю) образовано по редкой словообразовательной модели (ср. в средневековой Европе Австразия, название части гос ва… … Географическая энциклопедия

    Книги

    • Геополитика в современном мире , И. И. Пирожник. Представлено системное изложение трех генетически взаимосвязанных географических дисциплин - политической географии, геополитики и геоконфликтологии. Раскрытыпредмет политической географии,…
    • Геополитика. Выпуск № 10. Тема: Восточная Европа , Савин Л.В.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. СОДЕРЖАНИЕ Политико-географические образы Центральной и Восточной Европы и геополитическая…

    Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).

    Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.

    Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте.

    Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.

    Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

    Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.

    Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

    Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)

    Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.

    Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия).

    C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР. Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном, тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после распада СССР стали пограничными территориями.

    Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана; сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.

    Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто, но все же они есть (рис. 8).

    В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г. Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, – это соседи по СНГ (за ними – второй эшелон – страны мусульманского мира) и континентальный Китай».

    Решение геополитических проблем России в перспективе, по-видимому, должно быть связано, во-первых, с замедлением и прекращением процессов дезинтеграции в рамках СНГ и возрождением их единого экономического пространства и, во-вторых, с продолжением налаживания тесных политических отношений и с Западом и с Востоком. Ярким примером такого рода может служить заключенный в 2001 г. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем.

    Геополитика - наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений.

    Геополитическая ситуация Беларуси изменилась с окончанием "холодной войны". Распались СССР, Организация Варшавского Договора (ОВД). С 1991 г. Республика Беларусь - независимое государство. Страна находится в окружении влиятельных на региональном уровне государств со значительным ресурсным, экономическим и военным потенциалом.

    Республика Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы, а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом. Протяженность ее территории с севера на юг - 560 км, с запада на восток - 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке с Российской Федерацией (протяженность границ 990 км), на юге с Украиной (975 км), на западе с Польшей (399 км), на северо-западе с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км1. Столица Республики Беларусь г. Минск находится в выгодном географическом положении. Расстояние до европейских центров небольшое. Так, до Вильнюса - 215 км, до Риги - 470 км, до Варшавы - 550 км, до Киева - 580 км, до Москвы - 700 км, до Берлина - 1060 км и 1300 км до Вены.

    Республика Беларусь - внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток можно компенсировать развитой внутрирегиональной речной системой и активным использованием близких морских портов соседних государств (Калининград, Гданьск, Вентспилс, Клайпеда), которые находятся на расстоянии 250-350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинным местностям, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с другими, более отдаленными странами Европы и Азии2.

    По размерам территории (207,6 тыс. км2) Беларусь занимает 13-е место среди более чем 40 стран Европы. На ее долю приходится 2,1 % площади и 1,5 % населения Европы. По площади территории Беларусь можно сравнить с Великобританией (244,1 тыс. км2) и Румынией (237,5 тыс. км2). Она имеет большую территорию, чем такие высокоразвитые европейские государства, как Австрия, Нидерланды, Греция, Португалия и др. По площади Беларусь превосходит совокупную территорию Литвы, Латвии и Эстонии в 1,2 раза3.

    При оценке геополитического положения страны важное значение имеет численность населения. По численности населения Республика Беларусь занимает 14-е место в Европе (на январь 2001 г. - 9 990 400 чел.)4. В Беларуси проживает в 1,3 раза больше населения, чем в трех странах Балтии вместе взятых, в 2 раза больше, чем в Финляндии или Дании. Такую же численность населения, как в Беларуси, среди европейских государств имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская Республика и Югославия5. Средняя плотность населения в стране составляет 48,4 человека на 1км2, что соответствует уровню Ирландии (51 человек на 1 км2), Боснии и Герцоговины (51 человек на 1 км2), незначительно уступает Литве (56 человек на 1 км2), в 2-2,5 раза ниже, чем в странах Центрально-Восточной Европы (Польша - 124, Чешская Республика - 131, Словакия - 110 человек на 1 км2)6.

    Беларусь имеет относительно однородный, благоприятный для стабильного развития национальный состав. Согласно переписи 1999 г. белорусы составляют 81,2 %, русские - 11,4 %, поляки - 3,9 %, украинцы - 2,4 %, евреи - 0,3 % и др.7 По европейским меркам Беларусь можно рассматривать как среднюю по размерам территории и населения страну, сопоставимую с Австрией, Бельгией, Венгрией, Грецией, Португалией.

    России в современном мире является достаточно сложным и нестабильным. Эксперты в области международных отношений склонны считать это прямым следствием того специфического положения нашего государства, в котором оно оказалось после распада в конце прошлого века Союза Советских Социалистических Республик. Главная сложность заключалась в том, что законодательно, являясь преемником исчезнувшего государства, Российская Федерация, тем не менее, лишилась большинства экономических, географических и политических выгод, связанных с вхождением в Союз.

    Россия после граничившего с огромным числом государств Восточной Европы, оказалась отрезанной от них достаточно большим числом новоявленных независимых государств. Обладая огромными территориями, эти новые соседи Российской Федерации вынудили правительство страны принимать ряд мер по изменению военной политики и экономических взаимоотношений в отношении европейских государств.

    Заключение дружественных союзов между некоторыми из государств, образованных на базе бывших союзных республик со странами, ранее не входившими в сферу интересов СССР, также значительно изменили геополитическое положение России.

    Но самыми негативными, по утверждению дипломатов и специалистов в области стали последствия, вызванные изменением границ бывшего Союза. Так, если до распада СССР имел огромное количество крупных портов на Черном и то его официальная преемница, Российская Федерация, вынуждена на сегодняшний день довольствоваться только Санкт-Петербургом на балтийском побережье и Туапсе и Новороссийском на черноморском. Не менее тяжелым стало геополитическое положение России и в отношении возможностей налаживания торговли через железнодорожные узлы - взамен 25 крупных переходов у СССР сегодня мы располагаем только одним, расположенным в анклаве - Калининградской области.

    Еще одна специфика нынешнего положения России в международном сообществе - это отсутствие официального государственного статуса у достаточно большого числа границ между бывшими союзными республиками. Это зачастую вызывает огромное количество споров между правительствами тех или иных независимых государств, образовавшихся на базе этих республик, что также ведет к постоянной нестабильности в военной области. Периодически вспыхивающие на неподтвержденных официально границах конфликты делают геополитическое положение России более чем сложным.

    Все это делает достаточно трудным воплощение объективных геополитических интересов Российской Федерации, придавая ее положению в некоторую нестабильность. Поэтому для нашей страны на сегодняшний момент очень важным является налаживание максимально дружественных отношений со своими потенциальными союзниками. Современная геополитика такова, что даже самые крупные мировые державы, традиционно считавшиеся основными полюсами (Россия, США, Китай и т.д.), не могут рассчитывать на стабильное положение в мировом сообществе без постоянной поддержки свих союзников. Это также осложняет положение России, так большее количество стран, образовавшихся после распада СССР, стали предметом крупной политической игры, призванной завоевать максимально возможное количество геополитических и экономических союзников среди ведущих держав. Образование новых военных и непосредственно у границ России создает излишнюю напряженность и является причиной немалого количества международных конфликтов.