• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Святой апостол ТИМОФЕЙ, епископ Эфесский (†ок.80)

    Тимофей (почитающий Бога ) (ок. 17 - ок. 80 гг.), апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла, епископ Эфесский. Память 17 января (70 ап.) и 4 февраля .

    Родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать - еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания. Отец Тимофея если и не был «прозелитом врат», то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским.

    К вере Христовой Тимофей был обращен, по всей вероятности, самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз (52 г. по Р.Х.) проходил с проповедью Евангелия ликаонские города.

    Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры. По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию слова Божия.

    Так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15) . Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

    Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу, пришел в Листры, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе в проповедники Евангелия и сделал его своим постоянным спутником. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника.

    Святой Тимофей сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию.

    Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером.

    Когда Павел отправился из Филипп, Тимофей для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин, по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.

    В Коринфе он пробыл с апостолом Павлом около полутора лет; при нем апостол написал здесь оба послания Фессалоникийцам (1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1). По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес туда прибыл к нему и Тимофей и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан.

    Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.

    Затем Тимофей вместе с апостолом прибыл в Македонию из Эфеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. 20:4). Из Македонии апостол Павел отправился в Ахайю (Грецию) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам (Рим. 16:21), написанного именно в это время.
    Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Тимофея до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола.

    Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам (Кол. 1:1), Филиппийцам (Флп. 1:1) и Филимону (Флм. 1:1). Из послания к Филиппийцам, кроме того, видно, что апостол Павел намерен был послать Тимофея из Рима в Филиппы (Флп. 2:19-23).

    В послании к Евреям Тимофей представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. 13:23).


    В 65г. апостол Павел посвятил Тимофея во епископа Эфесской церкви которой святой Тимофей управлял 15 лет (1 Тим. 1:18; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6), после чего написал ему из Македонии свое первое послание.

    "Смотри, - пишет ему апостол Павел, - чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования" (1 Тим. 4:12-14).

    Обязанности, возложенные на Тимофея, были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого иные считали неспособным, за старостью, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами.

    Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах.

    "Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителей, незлобив, с кротостью наставлять противников" (2 Тим. 2:22-25).

    Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Тимофею второе послание, увещевая его «возгревать полученный им через рукоположение дар Божий» и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество, - так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, - апостол просил Тимофея придти к нему возможно скорее.

    Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана. В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках, ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был епископом Эфесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 году по Р. Х.

    Мощи его почивают в Константинополе, в храме апостолов, вместе с мощами апостолов Луки и Андрея Первозванного, куда они были перенесены в царствование Констанция.


    Тропарь, глас 4:
    Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюл, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Кондак, глас 4:
    Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Тимофее, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

    Иконы всегда были и будут верными помощниками для каждого верующего. Они не только защищают наш дом от врагов, но и дают нам возможность стать чище духовно и ближе к Богу.

    Икона Святого Тимофея — это довольно распространенный образ, который появился задолго до прихода христианства на русскую землю. Это символ веры и боголюбия во многих католических странах. В православии этот образ ценится не меньше, несмотря на его меньшую распространенность.

    История и описание иконы

    Эта икона была написана в честь великого святого Тимофея, который жил в апостольские времена. Тимофей Эфесский — ученик апостола Павла. Вдохновился Тимофей после того, как увидел исцеление больного человека Павлом. Остаток своей жизни он посвятил Христу и его учению.

    Тимофей выполнял поручения святого Павла. Вместе они несли слово Божье по миру, увеличивая количество христиан и распространяя добро и благодать. Все это происходило в 1 веке, сразу после смерти Иисуса Христа на кресте. Служить людям было очень опасным занятием, потому что мир все еще был языческим. Люди боялись всего нового, а правители еще больше боялись потерять свою власть.

    В итоге Тимофей был назначен епископом в городе Эфес. Более 10 лет спустя Тимофей был убит язычниками, которые замучили его.

    Примерно в 4 веке стали появляться образы святого мученика Тимофея, на которых он изображался в полный рост или по пояс. Старинные иконы отличает изображение полное. Сейчас практически все иконы пишутся иначе. В руках Тимофей держит свиток, что олицетворяет собой святое писание. Также святой может изображаться с крестом в руках.

    Где находится икона святого Тимофея

    Эта икона есть в Москве, в церкви Ильи-пророка, что расположена в Китай-городе. Очень древний образ Тимофея Эфесского есть в Домодедово, в Московской области, в Крестовоздвиженской церкви. В церкви Николы в Щепах Тимофей изображен вместе со святым Фадеем в полный рост. Очень мало храмов можно найти с изображением Тимофея. Церквей же, посвященных ему, не осталось совсем.

    Дата празднования

    Тимофея Эфесского в православной вере вспоминают молитвами 17 января, 4 февраля. В эти дни на богослужениях вспоминают его подвиги и самопожертвование, о котором никогда мы не забудем.

    В чем помогает икона

    При жизни святой помогал людям обретать веру. То же самое он делает и по сей день, но уже посредством икон. Дома такая икона сохранит вас от злых людей и опасности. В пути Святой Тимофей Эфесский будет полезен тем, кто путешествует на дальние расстояния. Молитвы перед иконой успокаивают душу, дарят умиротворение и помогают находить решение даже самых трудных жизненных задач.

    Молитва святому Тимофею

    «Свет Небесный спусти на наши души да Бога попроси о нас, святой Тимофей. Помоги нам веру укрепить да блага Господние обрести, чтобы жизнь нашу Земную и Небесную не сблизить, но сделать единым целым. Помоги нам Господа нашего увидеть в делах наших, в лицах людских, в мыслях и снах наших. Моли Бога о нас, грешных и недостойных рабах Его. Пусть направит Он нас на путь истинный и покажет всю красоту мира этого, научит жизнью распоряжаться правильно. Во веки веков. Аминь».

    Эта икона и молитва защитят вас от неверия и любых духовных проблем. Не забудьте в дни памяти, 17 января и 4 февраля, прочитать эту молитву. Почтите память святого своим к нему обращением. Сходите в церковь и поставьте свечу всем святым.

    Пусть этот образ хранит вас от всех бед. Эта икона станет хорошим подарком на любой двунадесятый праздник . Молитесь Тимофею Эфесскому, который вместе с другими апостолами положил начало великой эпохе христианства. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

    17.01.2018 05:53

    Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

    Последователей христианского учения, называемых святыми, в древние времена было очень много. Первыми из них можно назвать апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа, на долю которых выпала чрезвычайно ответственная миссия. Заключалась она в проповедовании христианства по всем городам и странам. Это были особые люди, на них снизошел Дух Святой. Один из святых апостолов носил имя , что в переводе с греческого означает «почитающий Бога».


    Детство и юность праведника

    Подвижник благочестия, о котором пойдет речь в данной статье, появился на свет в Ликаонской области Малой Азии. Его отцом стал порочный язычник, матерью – добродетельная женщина по имени Евника родом из еврейских земель. Она, а также бабушка будущего апостола Лоида, отличавшаяся не меньшей праведностью, сыграли главенствующую роль в формировании личности святого апостола Тимофея. С раннего детства мальчик впитывал, словно губка, поучения двух благочестивых женщин, отторгая все порочное, присущее отцу. Впрочем, последний ушел из жизни, когда святой Тимофей был еще мал годами.

    Воспитание и обучение грамоте юного отрока происходило в городе Листре. Это место прославилось впоследствии тем, что попало в число районов, где осуществляли свои проповеди святые апостолы, а также в качестве родины самого подвижника благочестия Тимофея, ставшего одним из учеников Иисуса. По преданию на истинный путь юный праведник вступил благодаря пришедшему в Листру Первоверховному апостолу Павлу. Тот прибыл на родину Тимофея вместе с другим учеником Христа – Варнавою. Об этом событии сказано в священной книге «Деяния Апостольские» от лица Божественного Луки: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6). Приход святых апостолов ознаменовался чудом, совершенным самим подвижником благочестия Павлом. Первоверховный апостол одним только словом исцелил от рождения хромого человека. Жители города пребывали в изумлении после произошедшего и склонны были думать, будто под видом людей, владеющих удивительным даром, на землю спустились боги. А осознав свое заблуждение и познав истину, увидев, что Павел и Варнава – посланники Божьи, проповедники, многие отвергли язычество и обратились в христианство.


    Мать будущего святого Тимофея, к тому времени вдова, с особой радостью восприняла появление апостолов в городе. Она приютила проповедника Павла, окружила его заботой, уютом, и, в конце концов, доверила праведнику обучение собственного сына. Первоверховный апостол принял Тимофея, увидев в юноше зерно добра и кротости. Но ему нужно было продолжать свою миссию, взять же с собой еще очень молодого и слабого телом праведника не представлялось возможным. Посему святой Павел оставил отрока на попечение искусных учителей, в обязанность которым вменил ознакомление юного Тимофея со Священным Писанием, дабы тот уяснил суть христианского вероучения. Самого же апостола схватили иудеи, избили за проповеди, и святой спешно покинул город Листру.

    Духовный рост

    Прошло несколько лет. Святой апостол Павел, покинув Антиохию, возжелал увидеть вновь области, где оставалась братия для осуществления проповедей Слова Божия. В числе мест, запланированных для посещения, была и Листра – место проживания Тимофея. Святой Павел обнаружил по прибытии, что его подопечный успешно выучился премудрости Христовой, ведет добродетельный образ жизни, совершает проповеди и пользуется уважением многочисленных новообращенных христиан. Первоверховный апостол сделал Тимофея своим верным спутником и возложил на него долг апостольского служения. Он совершил над учеником обряд обрезания, чтобы обезопасить подвижника от нападок иудеев, знавших о языческом происхождении молодого человека.

    Святой Павел подавал достойный пример Тимофею. И юноша благодарно следовал за своим земным учителем, подражал ему многочисленными добродетелями и подвигами служения Богу. Святой Тимофей не заботился о материальном. У него не было никакого имущества, да юноша и не старался приобрести богатство. Его главной целью являлось возвещение народу Евангелия. Апостол Павел, созерцая рвение молодого человека, поставил того сначала диаконом, после – пресвитером, а затем – епископом. И все это несмотря на юный возраст!

    Святой апостол Тимофей ни в чем не отставал от других апостолов. В служении Богу он показывал величие духа. Апостол же Павел, надо сказать, с теплотой относился к юноше. Это прослеживается в послании к коринфянам, где он называет Тимофея то «моим возлюбленным и верным в Господе сыном», то «братом». Вместе с апостолом Павлом юноша ходил по всему белу свету: он был и в Ефесе, и в Македонии, и в Испании. Тимофей обнаруживал способность оратора, толкователя Святого Писания, пастора, философа.

    Кроме Первоверховного апостола Павла юноша учился и у другого ученика Христова – св. Иоанна. Тот в свое время оказался в ссылке на о. Патмос по воле императора Доминиана. Заменил его на епископской должности в г. Ефесе не кто иной, как Тимофей. Но, к сожалению, это благое дело обернулось для святого трагедией…

    Гибель апостола

    Как-то раз в Ефесе праздновалось традиционное языческое торжество «катагогиум». В ходе данного мероприятия идолопоклонники расхаживали в странных масках с песнями и плясками по городским улицам, держа в руках изображения своих божков. Иные бросались на окружающих, подобно разбойникам.


    Святой апостол Тимофей не мог спокойно смотреть на порочные деяния противников христианского учения. Поэтому он явился к мерзким язычникам и стал проповедовать им Слово Божие. Святой апостол обличал пороки инициаторов и участников зрелища, указывал им на их заблуждения. Идолопоклонники не вняли истинным речам праведника. Напротив, они напали на беззащитного подвижника, стали попирать его ногами и дреколиями, замучив до смерти. Впоследствии христиане обнаружили своего пастыря пребывающим, что называется, на последнем издыхании. Вскоре умершего святого Тимофея они похоронили в греческом Пионе.

    Мощи апостола спустя долгие годы были перенесены в Константинополь. Там их поместили в церкви святых апостолов с останками Андрея Первозванного и Луки.

    Праздник подвижника

    С днем памяти ученика святого Павла славяне издревле связывали множество различных примет. Начать хотя бы с того, что дату 4 февраля называли не иначе, как «Тимофей-полузимник». Говорили так: «Тимофей-полузимник разрубает студеную зиму пополам. Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос (31 января), подожди тимофеевских морозов». Последние считались наиболее трескучими, даже сильнее суровых крещенских. Их именовали «позимами». Продолжительность данного периода небольшая – всего несколько дней. После жди легких, чисто символических морозов.


    На Тимофея нередки были метели. Существовала соответствующая поговорка: «Вьюги да метели на февраль налетели». Если в этот день, 4 февраля, в 12.00 солнце стояло над горизонтом, весну следовало ожидать раньше обычного. Потепление сулила влага на оконных косяках и морозные узоры, клонящиеся к низу.

    И Варнава посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида (Деян. 14,6 — 12 ; 2 Тим. 1, 5). Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…» (2 Тим. 3, 10-11). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание (2 Тим. 4, 9) .

    Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

    Служба

    СВЯТОЙ АПОСТОЛ ТИМОФЕЙ

    ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ ПЕРСЯНИН

    Дни памяти : Январь 22 , Январь 24

    Преподобномученик Анастасий Персянин был сыном персидского волхва Вава. В язычестве он носил имя Магундат и служил в войсках персидского царя Хозроя II, который в победоносной войне против греков разграбил в 614 году святой город Иерусалим и увез в Персию Животворящий Крест Господень. Великие чудеса, совершавшиеся от Креста Господня, поражали персов. Сердце юноши Магундата загорелось желанием узнать подробно о великой святыне. Расспрашивая всех о Святом Кресте, юноша узнал, что на нем претерпел распятие Сам Господь для спасения людей. Он ознакомился с истинами христианской веры в городе Халкидоне, где на некоторое время остановились войска Хозроя,. крестился с именем Анастасий, а затем принял монашество и провел семь лет в иноческих подвигах и трудах в одном из Иерусалимских монастырей.

    Читая о мученических подвигах, святой Анастасий укреплялся в желании подражать им. К этому его особенно побудил таинственный сон, бывший ему в Великую Субботу перед праздником Воскресения Христова . Уснув после дневных трудов, он увидел светлого мужа, подающего ему золотую чашу, наполненную вином,. со словами «возьми и пей». Выпив поданную ему чашу, он почувствовал неизъяснимую сладость. Это видение святой Анастасий воспринял как предсказание о своей мученической кончине. Он тайно ушел из монастыря в Кесарию Палестинскую. Там его схватили как христианина и представили на суд. Правитель всячески пытался склонить святого Анастасия к отречению от Христа, угрожая ему муками и смертью и обещая почести и земные блага. Но святой остался непоколебим. Тогда его подвергли истязаниям: били палками, раздробили голени, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый камень, томили заключением, изнуряли тяжелой работой в каменоломнях с другими узниками.

    Наконец, правитель призвал святого Анастасия и потребовал сказать только одно слово: «Я не христианин», обещая свободу. Святой мученик ответил: «Да не будет этого со мной. Ни перед тобой, ни перед другими я не отрекусь от Господа моего ни явно, ни тайно, ни даже во сне, и никто никогда не будет в силах меня чем-либо принудить к этому». Тогда, по приказу царя Хозроя, святого мученика Анастасия удавили (+ 628). После смерти Хозроя мощи преподобномученика Анастасия были перенесены в Палестину, в Анастасиеву обитель.

    Служба

    ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ЖАБЫНСКИЙ, БЕЛЕВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

    Дни памяти : Январь 22 , Сентябрь 22

    Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный храм в честьВведения Пресвятой Богородицы во храм , с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой.забил прохладный родник, и напоил умирающего. Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки — «кладезь Жабынец», отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.

    Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 22 января, на память апостола Тимофея , напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.

    В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария установилось в конце XVIIначале XVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В XVIII в. обитель запустела. Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду. Восстановление памяти преподобного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского. В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.

    Тропарь Макарию Жабынскому, Белевскому чдтв., глас 4:

    От мирскаго жития изшед /
    в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, /
    в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, /
    и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, /
    емуже и обитель возградил еси, /
    таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, /
    Иже даром чудес тя обогати. /
    Егоже ныне моли, /
    да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.

    ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ, ДИАКОН ПЕЧЕРСКИЙ

    Дни памяти : Январь 22 ,

    Кондак преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах

    Постническим плоти твоей умерщвлением/ душу оживил еси,/ ибо твоего ради презельнаго воздержания/ и привременнаго терпения,/ жизнь непреемная и диадима неувядаемая/ от пострадавшаго за ны плотию/ и из мертвых воскресшаго Христа Бога нашего,/ тебе, святе, преподобномучениче Анастасие,/ яко злочестивых победителю/ несумненно и воистинну уготовася,/ занеже Божие тридневное Воскресение/ всем, живущим на земли,/ тобою, якоже иногда от отроков Ефесских православно воспроповедася,/ и сего ради, отче, днесь к тебе вси вопием немолчно:/ святый преподобномучениче Анастасие Печерский,/ моли прилежно воставшаго Христа тридневно из мертвых,/ да избавит от смерти вечныя души наша.

    Тропарь преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах

    Плотское, яко безплотный Ангел,возненавидевши препитание,/ духовную во иноческом чину возлюбил еси пищу,/и в нем Боговидцу на Синаи Моисею/ добрым жития твоего подвигом уподобляяйся,/ многими на горе Божией Печерской возвысился еси добродетельми,/ идеже в молении к Вышннему непрестанно пребывал еси,/ ныне же со отцы преподобными Печерскими,/ аки бисер многоценен, мощми нетленными/ в пещере твоими пресветло сияеши,/ а душею со Ангелы пред Престолом Божиим,/ святый преподобномучениче Анастасие, предстоиши,/ о нас всегда моляся ко Господу/ спастися душам нашим.

    Тимофей - почитающий Бога (греческое). Имя спокойное, редкое. В связи с модой на старину этим именем стали называть мальчиков.
    Зодиак имени: Водолей.
    Планета: Сатурн.
    Цвет имени: фиолетовый.
    Камень-талисман: сапфир.
    Благоприятное растение: сосна, красавка.
    Покровитель имени: выпь.
    Счастливый день: суббота.
    Счастливое время года: зима.
    Основные черты: уравновешенность, мечтательность.

    ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

    Тимофей, епископ Ефесский, священномученик, 17 (4) января, 4 февраля (22 января).
    Тимофей Кесарийский (Палестинский), мученик, 28 (15) марта.
    Тимофей Мавританский, дьякон, священномученик, 2 января (19 декабря).
    Тимофей Олимпийский (в Символах), пустынник, 6 марта (21 февраля).
    Тимофей Палестинский, мученик, I сентября (19 августа).
    Тимофей Прусский, епископ, священномученик, 23 (10) июня.
    Тимофей Псковский, князь, 2 июня (20 мая).
    Тимофей Сицилийский, преподобный мученик, б февраля (24 января).
    Тимофей Фиваидский, мученик, 16 (3) мая.
    Святой апостол Тимофей происходил из города Листры в Малой Азии. В 52 году Листру посетил апостол Павел и исцелил хромого от рождения. Многие жители, в том числе юноша Тимофей уверовали во Христа. Тимофей стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его спутников и сотрудником в проповеди Евангелия. В 65 году апостол Павел рукоположил Тимофея в епископы Ефесской Церкви, которой он управлял 15 лет. Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе, в 80-м году, на празднике в честь идолов, он стал вразумлять язычников, проповедуя им истинную веру во Христа. За это Святой Тимофей был побит камнями.

    НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

    4 февраля - Тимофей-полузимник.
    Сильные морозы, бывающие в этот день, называют тимофеевскими.
    Тимофеевский мороз ползимы с собой унес.
    Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя.
    Чем больше выпадает снега, тем.выше урожай зерновых.
    Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления.
    Вверх поднимаются по стеклу "снежные растения" - морозу продолжаться, наклонились их побеги - к оттепели.
    Тимофей - весновей, теплом веет, стариков греет.

    ИМЯ И ХАРАКТЕР

    Тимоша - мягкий, спокойный ребенок. Время от времени полезно возвращать его на землю из страны мечтаний, куда он охотно удаляется, сталкиваясь с какими-нибудь трудностями.
    Тимофей переживает тяжелое детство, не в материальном отношении или подверженности каким-то заболеваниям, а потому, что слишком сильна была в семье власть матери и он, даже имея отца, не получил мужского воспитания. Став взрослым, но так и не вырвавшись из-под материнской опеки, он попадает в еще одни женские руки: из-за своей довольно симпатичной внешности, мягкого характера и веселого нрава, у него нет отбоя от девчонок. Он немного переживает, что не имеет сугубо мужской "крутой" компании, но вполне доволен женской, где он центр внимания. Даже если для самоутверждения Тимофей захочет войти в какой-нибудь модный мужской круг, он не заражается его эмоциями и идеями, и оно ему вскоре надоедает. Только среди близких людей он проявляет себя, способен и на бурное веселье, и на глубокое недовольство.
    Неудовлетворение окружающей обстановкой находит свое проявление в честолюбивых мечтах. Тимофей будет терпеливо реализовывать свои жизненные планы, стремясь получить хорошее образование и сделать карьеру. Долгое время Тимофей вынужден делать то, что ему не хочется. Впрочем, ему интересно делать только ту работу, результаты которой дадут ему возможность выдвинуться л блеснуть.
    Внешне Тимофей спокойный, в общении ровен со всеми, добрый, обид долго не помнит, даже умеет сразу не реагировать на конфликт. Разряжается в кругу близких.
    С женщинами Тимофей мягок, нежен и ласков, но считает их существами не столь уж хорошими. Темперамент у него скорее слабый, но считает себя вполне нормальным в области секса. Иногда имеет неудовлетворенную жену, но считает себя обиженной стороной.
    Брак будет достаточно прочным при ярком проявлении чувств Тимофея, при сильной эмоциональной связи. Необходимо, чтобы общим был круг друзей, больше совместной деятельности. Очень хорошо, если у Тимофея с женой будет одна профессия или общая работа. Серьезной проблемой может стать большая разница в уровне культуры и воспитания. В его браке большие напряжения могут возникнуть из-за сложных отношений с родственниками обеих сторон. Ни в коем случае Тимофею нельзя позволять им вмешиваться в его семейные дела, и вообще следует оберегать дом от любого активного вмешательства извне.
    Отчество : Тимофеевич, Тимофеевна.

    ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    Тимошка Анкудинов, одиннадцатый самозванец, называл себя то сыном, то внуком царя Василия Шуйского, то князем Иваном Шуйским.
    Тимошка родился в Вологде, в 1617г., сын богатого стрельца, торговавшего холстами. По своему состоянию получил неплохое образование и женился на внучке вологодского архиерея.
    Ведя беспорядочную и разгульную жизнь, Тимошка промотал все женино приданое и отправился искать счастья в Москву. В Москве он получил место подьячего в приказе "Новая Четь", но продолжал прежний образ жизни. Наделав неоплатных долгов и предвидя неизбежное тюремное заключение, в 1643 году ограбил казну приказа на двести рублей, поджег собственный дом, в котором сгорела его жена (под пытками было показано, что действительно он сам поджег дом), он бежал в Константинополь. Там, в 1646 году, Анкудинов стал выдавать себя за "государственного сына Шуйскаго". В судьбе его вначале принял участие великий визирь, поверивший грамоте, в которой значилось, что он сын царя Василия, что царь Михаил Федорович дал ему в удел Пермь Великую с пригородами, но что жить там ему стало скучно, и он приехал в Москву. В столице он был посажен под стражу и освобожден только благодаря приверженцам царя Василия Шуйского. Самозванец просил визиря, чтобы султан дал ему ратных людей, и велел идти "на московские украйны", уверял, что "русские люди против него стоять не будут", что султан приобретет Астрахань с пригородами. Находившиеся в Константинополе московские послы разоблачили Анкудинова явными уликами. Анкудинов бежал, а в 1649 году он появился на Украине, где нашел себе покровителя в лице Богдана Хмельницкого, не выдавшего его русским послам и переправившего Тимошку в Швецию. Там Анкудинов был милостиво принят королевой Христиной и принял лютеранство. Из Швецию перебрался в Голштинию, но герцог голштинский Фридрих выдал его в обмен на договор о позволении Голштинии торговать с Персией и Индией через Русские владения.
    В 1653 году в Москве после очной ставки с матерью, монахиней Степанидой, самозванец Тимошка Анкудинов был четвертован.