• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В редакцию журнала часто поступают вопросы, связанные с коммерческой деятельностью бюджетных учреждений, в частности о правомерности самостоятельного использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, для приобретения нового автомобиля, о порядке реализации и покупки автотранспортного средства. Также актуальны вопросы о применении норм федерального закона о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые и рассмотрены в данной статье.

    О. Заболонкова, консультант по бюджетному учету ООО «Аюдар Пресс»

    Самостоятельность учреждений в расходовании средств, полученных
    от предпринимательской деятельности

    Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ ). Кроме того, согласно п. 2 ст. 42 БК РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. И хотя с 1 января 2008 г. этот пункт утратит свою силу, его положения будут отражены в п. 3 , 5 ст. 41 в новой редакции БК РФ . Сметы доходов и расходов бюджетных учреждений утверждаются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, и на основании такой сметы бюджетное учреждение может самостоятельно расходовать средства, полученные из внебюджетных источников (ст. 160 , п. 6 ст. 161 БК РФ ).

    Обязанность проведения конкурса при покупке автомобиля за счет средств
    от оказания платных услуг

    В соответствии со ст. 71 БК РФ бюджетное учреждение вправе закупать товары, работы, услуги на сумму 60 000 руб. без заключения государственного или муниципального контрактов. Иными словами, согласно Бюджетному кодексу основанием заключения государственного или муниципального контракта является не источник финансирования, а организационно-правовая форма организации. Но действие этой статьи прекращается с 1 января 2008 г., и согласно п. 1 ст. 72 БК РФ закупка товаров для государственных и муниципальных нужд должна производиться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). Поэтому, если руководствоваться ст. 71 БК РФ , при покупке товаров за счет средств от предпринимательской деятельности конкурс проводить обязательно. Кроме того, в ст. 4 Закона № 94-ФЗ указано, что государственными или муниципальными заказчиками могут выступать бюджетные учреждения при размещении заказов на поставки товаров за счет бюджетных средств и внебюджетных источников.

    Однако существует и другая точка зрения. Арбитражная практика свидетельствует, что если учреждение покупает товары, работы, услуги на средства, полученные от предпринимательской деятельности, то стоимость закупаемой продукции не имеет значения и правила госзакупки не действуют. Учреждения вправе самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от внебюджетной деятельности. (Постановление ФАС ПО от 20.06.2006 № А57-28555/05-19 , Определение ВС РФ от 26.07.2006 № 91-Г06-06 ). Выводы судей основаны на приведенных выше нормах ст. 42 , 160 , 161 БК РФ , ст. 298 ГК РФ .

    Как поступить в такой неоднозначной ситуации? По мнению автора, во избежание конфликта с главным распорядителем и контрольными органами при приобретении товаров, услуг, работ на сумму более 60 000 руб. учреждению следует заключить контракт, руководствуясь Законом № 94-ФЗ.

    Реализация автомобиля в рамках предпринимательской деятельности

    Операции со средствами, полученными от деятельности, приносящей доход, отражаются в бухгалтерском учете на счете 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» с кодом вида деятельности «2» (п. 9 , 87 Инструкции № 25н ). Все расходы, произведенные в рамках деятельности, приносящей доход, должны отражаться на счете 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» (п. 81 Инструкции № 25н ).

    Реализация имущества подлежит обложению НДС и налогом на прибыль (ст. 146, 247 НК РФ ). От того, как определена цена реализации (с учетом НДС или без него), зависит сумма НДС к уплате в бюджет. Поэтому важно указать в оценочных актах суммы НДС.

    Совершая операции, подлежащие обложению НДС, бюджетное учреждение обязано выставить счета-фактуры с выделенной в них суммой налога. В случае реализации имущества, числящегося в бюджетном учете вместе с НДС, в счете-фактуре на реализованное имущество указывается сумма налога, определенная расчетным путем (п. 4 ст. 164 НК РФ ). Налоговая ставка исчисляется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. То есть при реализации имущества с учетом НДС по ставке 18% расчетная ставка будет составлять 15,25% (18 / 118 х 100), по ставке 10% – 9,09% (10 / 110 х 100).

    Если реализуемое имущество числится в учете без НДС, в счете-фактуре, выставленном покупателю, указывается НДС, отраженный в оценочном акте, и эта же сумма налога подлежит начислению и уплате в бюджет.

    налог на прибыль начисляется со всех доходов, полученных организацией от предпринимательской деятельности. Если доходы от реализации облагаются НДС, то для исчисления налога на прибыль налогооблагаемую базу рассчитывают за минусом НДС (п. 1 ст. 264 НК РФ ). Кроме того, при исчислении налога на прибыль бюджетные учреждения могут уменьшить доходы от реализации имущества на сумму расходов, связанных с ней, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества (ст. 247 , 252 НК РФ ). Согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ в случае реализации имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и используемого для ее осуществления, доходы нужно уменьшить на их остаточную стоимость.

    Организация продает автомобиль, приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности. Первоначальная стоимость автомобиля – 220 000 руб. без НДС. Сумма начисленной амортизации – 160 000 руб., остаточная стоимость автомобиля – 60 000 руб. На основании акта оценщика установлена продажная цена автомобиля – 85 000 руб. (в том числе НДС – 12 966,10 руб.). Стоимость услуг оценщика – 2 500 руб.

    Операции по реализации автомобиля будут отражены следующим образом:

    Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
    Выбытие автомобиля в связи с его реализацией (сумма фактически начисленной амортизации) 2 104 05 410 2 101 05 410 160 000
    Сумма остаточной стоимости 2 106 04 340 2 101 05 410 60 000
    Учтены расходы по оценке ОС 2 106 04 340 2 302 09 730 2 500
    Начислен НДС 2 401 01 130 2 303 04 730 12 966,10
    Начислен доход от реализации ОС 2 205 09 560 2 401 01 130 85 000
    Списаны расходы, относящиеся к реализации имущества
    (60 000 + 2 500) руб.
    2 401 01 130 2 106 04 440 62 500
    Поступила на внебюджетный счет выручка от реализации ОС 2 201 01 510 2 205 09 660 85 000
    Начислен налог на прибыль
    (85 000 - 62 500 - 12 966,10) руб. х 24%
    2 401 01 130 2 303 03 730 2 288,14
    Перечислен НДС в бюджет 2 303 04 830 2 201 01 610 12 966,10
    Перечислен налог на прибыль в бюджет 2 303 03 830 2 201 01 610 2 288,14

    Приобретение автомобиля
    за счет средств от предпринимательской деятельности

    Если по смете доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденной вышестоящим распорядителем бюджетных средств, по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» ЭКР объем денежных средств соответствует сумме, необходимой для приобретения автомобиля, то его можно приобрести, не поставив об этом в известность главного распорядителя (распорядителя). При этом исключение составляет случай, когда внутренним документом курирующего ведомства предусмотрено согласование с ним приобретения транспортных средств. Если такой документ издан, организация обязана согласовать со своим куратором покупку автомобиля.

    По правилам Инструкции № 25н основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости в размере фактических вложений, которые аккумулируются на счете 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства». Так, отражать стоимость транспортного средства на счете 101 05 310 целесообразно после того, как на счете 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» будут собраны все затраты по его приобретению. К фактическим затратам можно отнести суммы, уплачиваемые продавцу; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, связанные с приобретением прав на объект, таможенные пошлины, затраты по доставке, включая ее страхование , суммы, уплачиваемые за консультационные, информационные и посреднические услуги (п. 12 Инструкции № 25н ). Перечень фактических затрат по приобретению основных средств открытый, поэтому в их стоимость включаются все затраты, связанные с приобретением ОС.

    Суммы НДС, предъявленные поставщиками основных средств, учитываются на счете 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ (п. 46 Инструкции № 25н ). В соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ для бюджетных организаций, которые не являются плательщиками НДС на основании ст. 145 «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» , или ст. 149 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ , суммы налога, предъявленные им при приобретении основных средств, учитываются в первоначальной стоимости ОС.

    В случае приобретения товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, суммы «входного» НДС подлежат отнесению на налоговые вычеты, уменьшающие общую сумму налога, исчисленную к уплате в бюджет по операциям реализации товаров, работ, услуг (п. 2 ст. 171 НК РФ ). Согласно ст. 172 НК РФ вычеты производятся только при наличии счета-фактуры и после принятия на учет основных средств, подтвержденного соответствующими первичными документами.

    Если транспортное средство приобретается для производства продукции, осуществления работ, оказания услуг, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, то к возмещению принимается налог, рассчитываемый пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

    Бюджетная организация за счет средств от предпринимательской деятельности, облагаемой НДС, приобрела автомобиль стоимостью 300 000 руб. (в том числе НДС – 45 762,71 руб.).

    Имущество может принадлежать бюджетному и автономному учреждениям только на праве оперативного управления. Иными словами, ни то, ни другое учреждение не является собственником имущества (им выступают РФ, субъект РФ или муниципальное образование - собственник бюджетного учреждения или учредитель автономного учреждения). При этом все имущество делится на три категории:

    Имущество, которое закреплено за бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления собственником этого имущества;

    Имущество, приобретенное бюджетным или автономным учреждением на средства, выделенные специально для этих целей собственником;

    Имущество, приобретенное за счет доходов, полученных от осуществления деятельности, приносящей доход.

    Каким образом всем этим имуществом вправе распоряжаться учреждение? Сразу оговоримся, что установлены ограничения. Рассмотрим разницу между бюджетным и автономным учреждением на примере заключения договора аренды.

    > Распоряжение имуществом бюджетным учреждением

    Будучи бюджетным (напомним, большинство АУ создается путем изменения типа уже существующего государственного или муниципального учреждения), учреждение могло растеряться при решении вопроса о том, вправе ли оно сдавать имущество в аренду.

    С одной стороны, в п. 1 ст. 296 ГК РФ приведена общая норма: казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

    С другой стороны, в п. 1 ст. 298 ГК РФ обозначено: частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Подчеркнем, в данной норме не содержится оговорка о том, что распоряжаться нельзя без согласия собственника.

    В то же время есть еще третья норма - п. 2 ст. 298 ГК РФ, согласно которой если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

    Таким образом, бюджетное учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным им на средства, полученные в результате осуществления деятельности, приносящей доход. А вот в отношении имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником или приобретенного им за счет средств, выделенных ему собственником именно для этих целей, такими полномочиями учреждение не наделено.

    Подведем итоги. Бюджетное учреждение, вполне может, заручившись согласием собственника, передать в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления собственником этого имущества либо приобретенное за счет его средств, выделенных специально на эти цели. Если же собственник в обход учреждения заключит договор аренды имущества, принадлежащего последнему на праве оперативного управления, можно смело идти в суд за защитой своих интересов. Кстати, бюджетное учреждение в ряде случаев вправе заключить договор аренды, выступая в роли арендодателя, в силу прямого указания на это в законе.

    В отношении некоторых учреждений другими законами (имеется в виду не Гражданским кодексом) установлены специальные нормы. Например, это касается образовательного учреждения, которое в соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" вправе выступать в качестве арендодателя. То же самое относится и к высшему учебному заведению (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). То, что образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендодателя имущества, которое находится в его оперативном управлении, не означает, что собственник не может сдать в аренду имущество с согласия общеобразовательного учреждения. Подписав договор аренды без каких-либо возражений наряду с собственником, учреждение тем самым соглашается с таким распоряжением имуществом, не воспользовавшись своим правом на сдачу его в аренду.

    Как видите, бюджетное учреждение попадает в довольно сложное положение в связи с наличием противоречий в действующем законодательстве.

    19 Марта 2013, 11:16, вопрос №55177 Вероника Геннадьевна , г. Санкт-Петербург

    900 стоимость
    вопроса

    вопрос решён

    Свернуть

    Ответы юристов (5)

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • 7,1 рейтинг

      Доброго Вам дня!

      В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон N 7-ФЗ) собственником имущества, находящегося в оперативном управлении у федерального бюджетного учреждения, является Российская Федерация.

      Вместе с тем п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом , находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно , если иное не установлено законом.

      Согласно п. 4 ст. 9.2 и п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность при условии, что такая деятельность предусмотрена в его учредительных документах . При этом доходы от операций по реализации имущества относятся к доходам от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения.

      В силу действия п. 3 ст. 298 Кодекса доходы, получаемые от указанных операций, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

      Для того, чтобы бюджетное учреждение могло инвестировать собственные средства в инвестиционные проекты, такая деятельность должна быть прямо предусмотрена Уставом БУ.

      Оно создано для достижения определенных целей, не являющимися коммерческими. Иначе суть БУ станет иной, и БУ превратится в коммерческую организацию уже.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

    • получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Добрый день!

      1) могут ли бюджетные учреждения культуры за счет средств, полученных не из бюджета, а от дополнительной деятельности, приносящей доход, финансировать инвестиционные проекты (покупать или арендовать объекты недвижимости, оборудование, оплачивать строительные работы и т. д.) 2) кому будут принадлежать и как могут быть использованы доходы, которые будут получены уже от этого проекта (кафе, гостиницы, типографии, офисного центра и т. д.)

      В силу ст.26 ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ», Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.


      В силу ст.33 Закона, Музеи в РФ в соответствиисо своими учредительными документами могут осуществлять деятельность , не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

      Музеи в РФ в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять приносящую

      доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей ,
      предусмотренных настоящим Федеральным законом.


      В силу ст.27 Закона,целями создания музеев в РФ являются:

      -осуществление просветительной , научно-исследовательской и образовательной деятельности;
      -хранение музейных предметов и музейных коллекций;
      -выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
      -изучение музейных предметов и музейных коллекций;
      -публикация музейных предметов и музейных коллекций.


      В силу ч.2 ст.120 ГК РФ, Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом , как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от
      приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества
      или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
      Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

      В силу ч.1 ст.296 ГК РФ, Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на
      праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствиис целями своей деятельности , назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим
      имуществом с согласия собственника этого имущества.


      Таким образом, музеи могут заниматься приносящей доход деятельностью, только если это соответствует вышеизложенным целям. Просто вот так открыть ресторан и получать с него доход музей не может.
      Порядок распоряжения денежными средствами описывается в Уставе общества, который изначально пишет Учредитель (собственник имущества музея).
      1) могут ли бюджетные учреждения культуры за счет средств, полученных не из бюджета, а от дополнительной деятельности, приносящей доход, финансировать инвестиционные проекты
      Если только это закреплено в Уставе и согласуется с целями, указанными в ст.27 Закона о Музеях .
      2) кому будут принадлежать и как могут быть использованы доходы, которые будут получены уже от этого проекта.
      Всё это также закрепляется в уставе Музея и, повторюсь, если деятельность согласуется с целями, для которых музей создан (ст.27 Закона).

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Александр, спасибо, что обратили мое внимание на то, что инвестиционные проекты должны осуществляться в рамках деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренной Законом о музеях. По Вашему мнению, могут ли быть признаны таковыми, например, следующие проекты:

      1) Я – краеведческий музей. Хочу осуществлять деятельность по организации торжеств и праздников в соответствии с местными традициями и обычаями по заказу местных органов власти, компаний и частных потребителей. Для проекта покупаются костюмы и инвентарь, транспортное средство, шатры, оргтехника. Предусмотрен наем дополнительного штатного (консультант, менеджер), а также внештатного персонала (артисты и т. д.)

      2) Я – музей-усадьба крестьянского и дворянского быта. В качестве одного из «экспонатов» хочу предложить посетителям дворянский или крестьянский обед, приготовленный по старинным рецептам. Для проекта ремонтируется одно из помещений музея, приобретается кухонное оборудование, кухонный и столовый инвентарь. Предусмотрен наем дополнительного штатного персонала.

      3) Я – музей в отдаленном селении. Хочу организовать интерактивный сайт для продвижения музея (приобретается оборудование и услуги), транспортировку посетителей из ближайшего города (приобретается микроавтобус) и их размещение на ночь (приобретается или арендуется и ремонтируется помещение).

      Могут ли эти проекты рассматриваться, например, как просветительская деятельность (первый проект) или как деятельность, направленная на публикацию музейных предметов и музейных коллекций (второй и третий проекты). Или подобные проекты в принципе не могут признаваться соответствующими целям создания музея, предусматриваться уставом музея и финансироваться из средств музея, полученных от деятельности, приносящей доход?

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • 7,1 рейтинг

      Согласно п. 2 ст. 24 (с учетом п. 4.1. ст. 1) Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах.

      Как видите БУ может приобретать имущественные права, участвовать в ООО (акции покупать не могут), НО для осуществления инвестиционной деятельности БУ такая возможность должна быть прямо предусмотрена Уставом БУ, а также такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, для которых БУ создано .

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 33%

      Матюхин Игорь Владимирович, Юрист, г. Березники

      Общаться в чате

      Здравствуйте, Вероника.

      1) могут ли бюджетные учреждения культуры за счет средств, полученных не из бюджета, а от дополнительной деятельности, приносящей доход, финансировать инвестиционные проекты (покупать или арендовать объекты недвижимости, оборудование, оплачивать строительные работы и т. д.)

      Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

      Фраза "… и приобретенное за счет этих доходов имущество..." прямо подразумевает что учреждение может приобретать имущества, при этом нет указания движимым или недвижимым оно может быть.

      «Доходы, полученные от такой деятельности… поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.» следовательно арендовать, оплачивать работы, услуги или совершать иные сделки учреждение может самостоятельно.

      НО, так называемые вами «проекты» не могут быть любыми. Они должны служить достижению целей.
      2) кому будут принадлежать и как могут быть использованы доходы, которые будут получены уже от этого проекта (кафе, гостиницы, типографии, офисного центра и т. д.)

      Получается что доходы будут принадлежать буджетному учрежеднию, а расходовать их можно так же как и описано выше.

      С уважением!

      Публикацию музейных предметов и музейных коллекций (второй и третий
      проекты). Или подобные проекты в принципе не могут признаваться
      соответствующими целям создания музея, предусматриваться уставом музея и
      финансироваться из средств музея, полученных от деятельности,
      приносящей доход?

      То что Вы описали - это иная приносящая доход деятельность. Возможность осуществления этой деятельности должна прямо предусматриваться уставом. Соответствует ли деятельность целям создания БУ или нет понятие условное. Четких критериев отнесения деятельности к соответствующей или несоответствующей целям нет. В каждом конкретном случае будет решаться индивидуально.

      Внешне описанные случаи выглядят вполне подходящими под цели создания музеев, но такая деятельность может быть признана незаконной, а сделки притворными. Так, например, под видом организации торжеств в стиле местных обычаев может быть организовано простое агентство организации торжеств, под видом «дворянского обеда» - совершенно обычная организация общественного питания, в которой будет приготовляться 2 блюда русской кухни, и 100 европейско-азиатской.

      Если все будет в чистом виде, как Вы описали, то вполне музеи могут осуществлять подобную деятельность.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      В практике высшей судебной инстанции на поставленный вопрос долгое время не давалось прямого ответа, хотя, скорее всего, ВАС РФ изначально исходил из того, что учреждение не может быть собственником имущества, поскольку в соответствии с п.17 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N6/8 устанавливалось, что коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (ст.48, п.3 ст.213 ГК). Относительно недавно Пленум ВАС РФ прямо исключил возможность возникновения у учреждения права собственности (абз. 3 п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
      Окружная арбитражная практика также в основном отказывала учреждениям в возможности обладать имуществом на праве собственности (см. постановления ФАС МО от 01.12.2005 NКГ-А40/11652-05, от 27.07.2006 NКГ-А40/6556-06-П; ФАС ПО от 15.11.2005 NА06-38-6/03; ФАС СЗО от 25.02.2005 NА56-10682/04, от 24.06.2005 NА56-13688/04; ФАС УО от 02.05.2006 NФ09-2858/06-С3, от 14.06.2006 NФ09-4870/06-С7). В то же время можно указать на судебные акты ФАС МО и ФАС УО, принятые в 2000-2003 гг., в которых признавалась правомерность требования учреждения о регистрации права собственности на недвижимое имущество, приобретенное за счет разрешенной предпринимательской деятельности. В частности, нам встретилось несколько постановлений, которыми оставлены в силе судебные акты нижестоящих инстанций, признающих право собственности за негосударственным образовательным учреждением (см. постановления ФАС МО от 28.06.2000 NКГ-А40/2596-00, от 05.08.2002 NКГ-А40/4984-02, от 07.10.2002 NКГ-А40/6721-02, от 28.02.2003 NКГ-А40/722-03, от 11.03.2003 NКА-А40/825-03; ФАС УО от 02.10.2003 NФ09-2820/03-ГК), и одно постановление в отношении государственного образовательного учреждения (см. постановление ФАС УО от 12.02.2004 NФ09-191/04-ГК). При этом во всех вышеуказанных судебных актах позиция суда основывалась на ст.39 Закона РФ «Об образовании» и п.2 ст.27 Федерального закона от 22.08.1996 N125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
      В п.2 ст.298 ГК не указывается, приобретает ли учреждение имущество в собственность, а есть лишь указание на «самостоятельное распоряжение» таким имуществом. В то же время согласно п.7 ст.39 Закона РФ «Об образовании» в первоначальной редакции образовательному учреждению принадлежит право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Аналогичная норма содержалась в п.2 ст.27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Поэтому ФАС МО и ФАС УО в вышеперечисленных постановлениях, основываясь на данных нормах, совершенно справедливо признавали возможность существования права собственности у учреждения. В этой связи говорить о противоречии позиций ФАС МО и ФАС УО общепринятой практике не совсем верно, если рассматривать нормы законов об образовании в качестве специальных по отношению к ГК.
      В то же время, с нашей точки зрения, позиция арбитражных судов, отказывающих учреждению в возможности обладать имуществом на праве собственности (кроме негосударственных образовательных учреждений), представляется неверной. Действительно, нормы ГК не предусматривают возможности возникновения у учреждения права собственности на имущество, приобретенное за счет разрешенной предпринимательской деятельности, однако и не исключают такой возможности. Вывод Пленума ВАС РФ, согласно которому любое имущество, находящееся у учреждения, состоит в его оперативном управлении, представляется неверным. В силу ст.296, п.1 ст.298 ГК режим имущества, переданного в оперативное управление, характеризуется тем, что субъект права лишен возможности распоряжаться имуществом без согласия собственника. Поскольку п.2 ст.298 ГК прямо позволяет учреждению распоряжаться определенным видом имущества, то оно никак не может быть признано находящимся в оперативном управлении. Также из норм ГК не усматривается никаких оснований для отнесения соответствующего права к категории права хозяйственного ведения, поскольку последнее характеризуется невозможностью распоряжаться без согласия собственника отдельным видом имущества – недвижимым (ст.295 ГК). Остается предположить возможность существования у учреждения права собственности, поскольку именно собственник в силу ст.209 ГК вправе самостоятельно распоряжаться вещью.
      Рассмотрим в качестве примера встречающийся в арбитражной практике случай (см. постановление ФАС СЗО от 15.11.2005 NА06-38-6/03), когда учреждение за счет собственных доходов приобретает в «самостоятельное распоряжение» имущество, а публично-правовое образование впоследствии включает данное имущество в реестр собственности и закрепляет данное имущество за учреждением на праве оперативного управления. Любой договор является соглашением, направленным на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. Конкретное соглашение заключается между продавцом и учреждением, и воля сторон (по крайней мере иного вывода нельзя сделать из тех постановлений, на которые выше приведена ссылка) направлена на возникновение права собственности у учреждения. Если бы продавец хотел продать имущество непосредственно публично-правовому образованию, то, вероятно, он так бы и поступил. В приведенном же случае не усматривается того фактического состава, который необходим для возникновения права собственности у учредителя учреждения. Следовательно, наиболее целесообразным, справедливым и соответствующим закону было бы признать возможность возникновения права собственности у учреждения.

      Еще по теме 307. Может ли учреждение признаваться собственником имущества, приобретенного за счет доходов, полученных от разрешенной предпринимательской деятельности?:

      1. 610. Кому принадлежит право на получение доходов вследствие успешных действий поверенного, если стороны договора поручения не предполагали возможности их получения? Может ли поверенный удержать полученные доходы, если такое право предоставлено ему договором?
      2. 304. Имеет ли собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение и сданного в аренду, право на получение арендных платежей? Вправе ли собственник имущества установить обязанность по перечислению арендной платы непосредственно в бюджет нормативным или ненормативным актом?
      3. 305. Имеет ли право собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение, на получение суммы неосновательного обогащения от лица, безосновательно пользовавшегося данным имуществом?
      4. 87. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      5. Одновременно собственник несет бремя содержания имущества и риск его случайной гибели или повреждения. Приобретение права