• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Идеология политики.

    Роль идеологии в политике:

    1) целостная система верований, которая диктует формы и способы поведения в политике

    2) обосновывает легитимность существующего порядка или его изменения

    3) идеология играет роль ложного сознания, которое маскирует истинную цель.

    4) оценочное действие в политике

    5) идеология выступает основой мобилизации масс или коллективных действий.

    6) идеология выступает способом упорядоченности политики и участие в ней субъектов

    7) предполагают логико-рациональное понимание политики

    Сама по себе идеология возникла с переходом к буржуазии. До этого была религия - воля гос-ва, а идеология - это воля отдельной группы

    Идеологии:

    1) консерватизм (сохранение приоритетов гос-ва) . Общество воспринимается как целостность, а изменение в нём должно быть подкреплено практикой. Для консерватизма характерно патернализм (то есть неравенство отношений), преобладание внешнего воздействия (культура, институт и т.д.).

    2)либерализм - основана на личности индивидуальности, в том числе противовес интересам общества. Характерен элитизм политики, т.е. есть группа, которая занимается политикой. Чёткое разделение гражданского общества и гос-ва. Так же элементы буржуазной идеологии : равенство, добровольности и т.д.

    Классической идеологией - коммунистическая идеология. Изменение место и роли рабочего класса в обществе привело к разрушению этой этиологии. Одним из принципов идеологии: Человек - часть большого общества.

    16. Консерватизм в политике.

    Комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, русских философов B.C. Соловьева и И. А. Ильина.

    Основные идеи консерватизма:

    - идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах,

    Отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей;

    Убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления.;

    Отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;

    Приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. Свидетельство тому - опыт социальных революций.

    Неоконсерватизм возник вXX в. как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными представителями являются: в теории - А. Хайек, в политике - Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.



    Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.

    17. Либерализм и политика.

    Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

    Социальная основа либерализма - индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

    Основные принципы либерализма:

    - рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

    Разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

    Наличие четких границ деятельности государства в обществе:

    Признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

    Понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

    Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

    Зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;

    Государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

    Признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.

    18. Демократия как идеология политики.

    Основания, признаки, предпосылки и условия становления либ-демокр полит. режимов. Условия становления:1. Высокий уровень эк. развития страны и мат-го блага;2. Многообразие форм собственности при преобладании ч/с;3. наличие многонационального населения, что создает основу для многопартийности;4. наличие среднего класса;5. стабильное развитие общества;6. постепенность перехода;7. наличие дем. сознания, полит. культуры.

    19. Социалистическая идея в политике

    Социалистическими называют различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков, “язв” капитализма: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д.

    Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория “научного социализма” (коммунизма) стремились доказать, что коммунизм - это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии - коммунистов..

    Главным результатом социалистической революции, произошедшей в России и других странах, стало гигантское обобществление - национализация средств производства, их собственником стало государство. Повсеместно это вызвало огромный рост государственного аппарата и масштабов его вмешательства в жизнь граждан. Государство стало основным механизмом реализации практически всех функций социального организма. Возникло общество тотального государственного контроля, активно использующее для его осуществления всякого рода репрессивные меры.

    Более жизнеспособными оказались те политические движения социалистической ориентации, которые свою цель видели не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении, увеличения зависимости аппарата власти от населения, замещения классовой борьбы социальной солидарностью и т.д.

    Сформировавшиеся в конце XIX в. социал-демократические партии и движения отказываются от таких постулатов коммунизма, как диктатура пролетариата, классовая борьба и социалистическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовременным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.

    “Социалистическая мечта человечества” оказалась нереальной, но последствиями борьбы за ее осуществление стали черты реальной социальной политики, практикуемой ныне почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным граждан, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.

    20. Коммунистическая идеология.

    Коммунистически идеология сформировалась на основе марксизма.

    Марксизм:

    1 сформулировал учение о построении справедливого - ком­мунистического - общества, в котором будет- покончено с экс­плуатацией человека человеком; преодолены все вилы соци­ального отчуждении человека от власти, собственности и результатов труда;

    2 стал мировоззрением пролетариата, появившегося в резуль­тате произошедшего промышленного переворота;

    3 представлял собой радикальную идеологию, акцентировав­шую внимание на революционных, насильственных методах пре­образования социальной действительности, что вытекало из содержаний марксистской концепции обшествеиного развития;

    4 рассматривал исторический прогресс как последовательную смену общественно-экономических формаций; при этом анта-гонические формации (рабовладельческая, феодальная, капи­талистическая) зарождаются на базе частной собственности, а коммунизм (и его первая фаза - социализм) формируется на принципиально иной экономической основе - общественной собственности;

    5 полагал, что непримиримость социальных интересов проле­тариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба обусловлены сохранением частной собственности в руках класса буржуазии. Поэтому революционный переход от капитализма к социализму заключается прежде всего в экспроприации част­ной собственности и передаче ее в руки тех, кто своим трудом создает все богатства общества, а также в установлении дикта­туры пролетариата;

    6 характеризовал коммунистическое общество прежде всего через человека нового типа, ориентированного исключитель­но на моральные стимулы к труду (труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; в труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, са­мореализации человека и т. п.);

    7 полагал, что наиболее важным механизмом интеграции раз­личных элементов социальной структуры выступает коммуни­стическая партия. Для более полной реализации этой функции предполагалось превращение партии во властную структуру, сращивание с государством, которое под ее руководством дол­жно было постепенно заменяться системой общественного са­моуправления.

    21. Национальная идея и национализм.

    Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

    22. Экстремистские теории и концепции.

    23: Политическая культура.

    Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.

    Функции политической культуры :

    1. Познавательная - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
    2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.
    3. Коммуникативная позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.
    4. Нормативно-регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
    5. Воспитательная - дает возможность сформировать личность, гражданина.

    Структура политической культуры включает 3 составляющие:

    Познавательную политические знания, образованность и элементы политического мышления.

    Нравственную – касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую – установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения.

    Уровни политической культуры:

    Мировоззренческий - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.

    Гражданский - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.

    Политический – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.

    Три идеальных типа политической культуры:

    Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.

    Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

    Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

    24. Политическая власть.

    Политическая власть - это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

    Признаки политической власти:

    - делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

    Использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

    Наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

    Необходимый компонент политической власти - государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство - это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать.

    - 101.00 Кб

    Федеральное агентство по образованию

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Гуманитарный факультет

    Кафедра социально-политических технологий

    Курсовая работа

    КОНСЕРВАТИЗМ И НЕОКОНСЕРВАТИЗМ

                  Выполнил:

                  группа

                  Научный руководитель:

                  доцент,

                  Евсеева Л. И..

    Санкт-Петербург

    2011

    Содержание

    Введение………………………………………………………… …......................2

    Глава 1. Консерватизм……………………………………………… …………..3

    1.1.Понятие консерватизма…………………………………………… ………..3

    1.2.История развития консерватизма………………………………..... ..............3

    1.3.Сущность и характеристики консерватизма………………………………4

    1.4.Новейшие течения консерватизма…………………………………………5

    Глава 2. Неоконсерватизм……………………………………… ……………..11

    2.5.Понятие неоконсерватизма…………………………………… …………..11

    Заключение…………………………………………………… ………………..17

    Список использованной литературы………………………………………..... 20

    Введение.

    Целью данной работы является изучение консерватизма и неоконсерватизма как политических идеологий и экономических моделей. Мной была предпринята попытка решить следующие задачи: раскрыть особенности становления и развития консерватизма и неоконсерватизма, установить их отличительные черты. Объектом исследования являются политические идеологии. Предмет исследования – их особенности, связь между собой, этапы развития. В данной работе были использованы такие методы научного исследования, как анализ, классификация, аналогия и некоторые другие. Актуальность данной работы состоит в том, что в современном мире все чаще ставится вопрос о том, какое политическое и экономическое направление наиболее эффективно, актуально и действенно в настоящее время. Материал, изложенный ниже, может помочь приблизиться к решению этих вопросов, так как в нем описаны характеристики одного из основных идеологических направлений, а также показаны результаты его развития и, как следствие, появление нового направления.
    Глава 1. Консерватизм

      1. Понятие консерватизма.

    Консерватизм - это система понятий в отношении окружающего мира, тип сознания и политических установок, который так же, как либерализм, социал-демократизм, марксизм, не всегда сопоставим с конкретными политическими партиями. Консерватизм содержит в себе различные, порой исключающие себя идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно, что среди приверженцев консервативной традиции перечислены такие разные по своим философским и политическим позициям мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Болингброк, Берк, де Местр, де Бональд, де Токвиль, Ницше, Гамильтон, Адмас, фон Хайек и др. Обращает на себя внимание историческая разнообразность консерватизма.
    Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему идейно-политических предпочтений, но и весьма определенные ориентиры, и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.

      1. История развития консерватизма

    Становление консерватизма принято обозначать со времен Великой французской революции, посягнувшей на основы “старого порядка”, все традиционные силы, все формы господства наследственной аристократии. Именно с того времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. де Мэстру и Л. де Бональду, и вторая, связанная с английским мыслителем Э.Берком. Если в англосаксонских странах утвердился в основном берковский вариант консерватизма, то в иных странах Европы - своеобразное переплетение идей, обычаев и установок обеих традиций, которые, естественно, в каждой конкретной стране, особенно в современных условиях, проявляются в специфичных формах.
    В послевоенный период, консерватизм вынужден был обратить внимание на более тонкие и сложные аспекты образа жизни, возникли новые варианты этой идеологии. Так, попытки создать “третий” путь общественного развития, наряду с течениями, родили новые разнообразные национальные формы консерватизма. Значительно демократичней относясь и к государственному регулированию производства, и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали реформ. Консерваторы, в стремлении в собственных позиций пересмотреть идею демократии, предлагали даже дополнить выборы народных представителей выдвижением в органы управления наиболее “достойных” граждан.

      1. Сущность и характеристики консерватизма

    Впервые основные свойства консерватизма были оглашены в работах З.Верка, Ж. де Местра, Л. де Вональда и их единомышленников и последователей. Как правило, началом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э.Верка о революции во Франции”. Огромный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители: К.Леонтьев, Н.Данилевский, В.С.Соловьев, И.Ильин во второй половине ХIХ - начале ХХ в., а после прихода к власти большевиков - ряд представителей русского зарубежья. Сам термин “консерватизм” вошел в обиход после основания Шатобрианом в 1815г. журнала “Консерватор”.
    Основатели консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В этой связи следует отметить, что, хотя экономика конца ХУIII - начала ХIХ в. характеризовалась бурным развитием, общественно-политическая мысль этого времени характеризуется реставрацией, проявившейся в появлении так называемых теократических политических учений, возрождении теорий божественного происхождения государственной власти вообще и королевской власти в частности. К тому периоду относится также формирование историзма”, миросозерцания”. Наряду с верой в силу человеческого разума снова получает популярность мысль о неразрывной связи человека с прошлым, с вековыми традициями и обычаями, происходит историзация человеческого мышления. К этому же периоду относится дальнейшая интенсивная разработка органической теории государства, в которой последнее отождествлялось с существом, имеющим самостоятельное от отдельных личностей существование и стоящим над ними, обладающим внутренней жизненной силой и способностью к самосохранению.
    Следует отметить, что начавшиеся формироваться в первой половине ХiХ в. позитивизм О.Конта и социализм А.К. Сен-Симона являлись ответом на идеи социального атомизма и результаты Великой французской революции, стремлением к их духовному преодолению. В поисках подходящих начал в организации общества они были весьма близки основателям континентальной консервативной традиции. Объясняя власть и общество волей божьей, власть рассматривалась как живое существо, призванное сохранить общество. Как и живое существо, общество имеет свое детство, юность, зрелость.

      1. Новейшие течения консерватизма

    Де Бональд хотел создать философию социального человека, считал, что в обществе нет прав, а есть только обязанности. Он рассматривал государство как большую семью, которой телом, и душой принадлежат все ее составляющие. При этом, он обосновывал идею вмешательства государства в материальную и моральную стороны жизни своих элементов. Реализация идей Просвещёния и Великой французской революции, утверждали духовные отцы консерватизма, приведет к утрате унаследованных от предков традиций и бессмысленному разрушению моральных и материальных ценностей общества: У консервативных мыслителей так или иначе распространена идея некоего жизненного начала всего реального мира. У некоторых русских мыслителей консервативной ориентации, в качестве такого жизненного начала выступала София - душа мира, Премудрость Божия. Предполагалось, что человек в силу ограниченности разума не имеет возможности бездумно браться за переустройство мира, поскольку он рискует пройти мимо заключенной в этом мире духовности или жизненного начала.
    Отправным пунктом философии консерватизма является убеждение в греховной сущности человека, для нее зло и страдания неотделимы от самого человеческого существования, и мудрость правителей состоит в том, чтобы свести к минимуму их последствия. На этом основании классический консерватизм отвергал абстрактные идея индивидуальной свободы, прав человека и общественного Договора, а также утилитаризм и веру в прогресс.
    Над человеком давлеет проклятие первородного греха. В силу злой и греховной сущности своей природы он не ведает, что для него лучше и что хуже. Человек не только не способен переустроить общество, но и не должен стремиться к этому, поскольку такое стремление явилось бы насилием над естественными законами развития общества. Политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся формам общественно-политических институтов. Свобода, о которой говорят идеологи Просвещения и Французской революции, говорил Берк, не имеет ничего общего с истинной свободой, дарованной английскому народу обычаем и традицией. Цель общества не в придумывании мнимых свобод, которые могут обернуться всеобщей анархией, а в сохранении я защите существующих свобод, основанных на традиции.
    Характеризуя общество как систему институтов, норм, моральных убеждений, традиций, обычаев, сам по себе факт их взаимосвязанности и единства они рассматривали как чудо истории, поскольку этот факт невозможно объяснить с рациональных позиций. Существующим институтам, по их мнению, следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Поскольку все формы моральной и политической приверженности на ассоциациях и поскольку ассоциации нельзя искусственно создать за короткое время, то разрушение унаследованных институтов крайне безответственно.
    В конструкциях основателей консерватизма естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность общественного организма, подобно тому, как отдельные органы человеческого тела обеспечивают жизнеспособность и целостность всего его организма.
    Если либерализм в социализм возникли как классовые идейно-политические течения соответственно буржуазии и рабочего класса, то в этом смысле значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом. В целом консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения.
    Как писал один из видных представителей современного консерватизма М.Оукшот, быть консерватором значит “предпочесть проверенное непроверенному, факт тайне, реальное возможному, близкое далекому, достаточное сверхдостаточному, удобное совершенному...”. В этом контексте консерватизм можно рассматривать как искусство политического компромисса, обеспечения равновесия и умеренности. Очевидно, что консерватизм представляет собой нечто большее, чем просто защиту интересов тех или иных слоев населения. “Консервативное” включает в себя утвердившийся и общепринятый в обществе набор ценностей, детерминирующих поведение и образ мыслей значительных категорий людей, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам. Важное место в нем занимают глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Нередко консервативные ценности и нормы поддерживают и отдельные группы населения, интересам которых они объективно противоречат. Поэтому консерватизм мог я может апеллировать не только к имущим, но и к отдельным группировкам из других слоев населения, например к фермерам, лавочникам, ремесленникам, жителям сельской местности, которые испытывают страх перед будущим, неопределенность и зачастую изменение социального статуса. Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость.
    Гносеологической предпосылкой консерватизма является то, что общественно-политический процесс имеет двойственную природу. Это, с одной стороны, эволюция, развитие и отрицание старого, разрыв с прошлым и творение нового, а с другой - сформировавшееся положение, вбирающее в себя из прошлого все жизнеспособное, непреходящее, общечеловеческое. Любая общественно-политическая система может трансформироваться в одних своих аспектах, сохраняя преемственность в других аспектах. Связь не может прерваться хотя бы потому, что разного рода декретами и постановлениями просто невозможно добиться ликвидации материальных условий бытия и духовной культуры. Ибо, как справедливо подчеркивал Н.Бердяев, в судьбе, воле каждой нации
    говорят не только живые, но и умершие, говорит великое прошлое и загадочное будущее. В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы... И то поколение, которое порвет с национальным прошлым, никогда не выразит духа нации и воли нации. Ибо в духе нации и воле нации есть сила воскрешающая, а не смертоносная.
    Форсирование процесса разрушения старого мира во имя построения на его развалинах нового мира, как показал исторический опыт, в лучшем случае занятие бесполезное, а в худшем - чревато трагическими последствиями. даже глубокие социальные революции, как, например, Великая французская революция и Великая Октябрьская социалистическая революция в России, не имели своим следствием историческую амнезию двух народов и “освобождение” от прошлого. После них Франция и Россия не потеряли свою идентичность, свое национальное лицо в том смысле, что в обеих революциях, служивших в качестве поворотных пунктов на пути к новым формациям, были сохранены многие национальные традиции, обычаи, верования, стереотипы поведения и другие элементы, составляющие субстрат национального сознания. Как писал английский этнограф и антрополог Э.Геллнер, “человек ХIХ и ХХ столетий не просто индустриализовывался, он индустриализовывался как немец, русский или японец... Современная индустриальная высокая культура не бесцветна, она имеет “этническую” окраску, которая является ее сутью”. Иначе говоря, лишь при наличии взаимодействия и тесного переплетения двух начал: развития и творения нового, с одной стороны, и сохранения преемственности с прошлым - с другой, можно говорить об истории и общественно-историческом процессе. Поэтому вслед за О.Шпенглером можно сказать, что история представляет собой одновременно становление и ставшее.
    Из этих двух начал консерваторы отдают предпочтение второму. Принимая существующее положение вещей, консерватизм делает акцент на необходимости сохранения традиционных правил, норм, иерархии власти, социальных а политических структур и институтов. В духе гегелевской формулы “все действительное разумно, все разумное действительно” консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров. Конечно, любая страна, любая нация нуждается в категории людей, партий и организаций, а также в обосновывающей их интересы идеологии, призванных сохранять, защищать и передавать будущим поколениям то, что достигнуто к каждому конкретному историческому периоду, ибо народ без памяти о прошлом - это народ без будущего. Приведем мудрую восточную поговорку: того, кто стреляет в прошлое из пистолета, будущее выстрелит из пушки”. Нельзя не сказать и то, что любому обществу в целом есть что отстаивать, сохранять и передавать будущим поколениям.
    Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защищать статус-кво, обосновывать необходимость его сохранения, должен учитывать изменяющиеся реальности и приспосабливаться к ним- Поскольку мир динамичен и подвержен постоянным изменениям, консерватизм не может отвергать все без исключения изменения. Показательно, что начиная со второй половины ХIХ в. и особенно в ХХ в. (в ряде случаев после второй мировой войны), приспосабливаясь к социально-экономическим и общественно-политическим изменениям, консерваторы приняла многие важнейшие идеи и принципы, которые они раньше отвергали, например, свободные рыночные отношения, систему представительства и выборности органов власти, парламентарием, политический и идеологический плюрализм и т.д. При всей своей приверженности религиозной вере большинство консерваторов после второй мировой войны приняли рационализм. Приняли они также отдельные кейнсианские идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благосостояния и т.д. В этом аспекте консерватизм претерпел глубокую трансформацию в 70-х - 80-х годах.

    Глава 2. Неоконсерватизм

    2.5. Понятие неоконсерватизма


    Неоконсерватизм (англ. neocons ervatism ) - идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение. Это - модель экономического развития, пришедшая в середине 1970-х гг. в ведущих странах Запада на смену кейнсианству. Она исходит из правил неоклассической экономической теории, рассматривающей способ рыночного саморегулирования экономики как наиболее эффективный. Свое начало неоконсервативная модель берет в теории предложения А. Лаффера (США) и монетаристской доктрине основоположника Чикагской школы М. Фридмена. Первый установил, что доходы бюджета имеют тенденцию к более быстрому росту при невысоких ставках налога на физических и юридических лиц. Монетаристы сводят регулирующую функцию государства, прежде всего, к управлению объемом денежной массы в обращении. Ее ограничение полагается главным фактором стабилизации и развития рыночной экономики. Применение неоконсервативной модели экономического развития означало коренное изменение экономической политики развитых стран, в первую очередь, США, Великобритании, ФРГ на стимулирование развития производства, снижение издержек, сокращение государственных расходов. Изменились цели и задачи в макроэкономической политике этих стран. Ставка делалась на развитие частного сектора во всех его формах, включая малый и средний бизнес. Составной частью экономической политики стали приватизация государственной собственности и максимальное сокращение прямого государственного вмешательства в экономику, дебюрократизация государственного управления и внесение «прозрачности» в отношения государства и бизнеса. Налоговые реформы привели к возрастанию стимулов к экономическому росту и уменьшению налогообложения производителей. Кредитно-денежные рычаги (политика процентных ставок, регулирование денежного обращения) использовались для подавления инфляции. Была проведена рационализация системы социальной помощи.

    Обращение к неоконсервативной модели позволило понизить уровень инфляции, повысить рыночные стимулы и в конечном счете увеличить эффективность экономики. На передний план выдвинулись задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики, достижение долговременных стратегических целей, связанных с развитиемновых технологий, глобализацией мировой экономики.

    Описание работы

    Целью данной работы является изучение консерватизма и неоконсерватизма как политических идеологий и экономических моделей. Мной была предпринята попытка решить следующие задачи: раскрыть особенности становления и развития консерватизма и неоконсерватизма, установить их отличительные черты. Объектом исследования являются политические идеологии.

    Содержание

    Введение……………………………………………………………......................2
    Глава 1. Консерватизм…………………………………………………………..3
    1.1.Понятие консерватизма……………………………………………………..3
    1.2.История развития консерватизма………………………………...................3
    1.3.Сущность и характеристики консерватизма………………………………4
    1.4.Новейшие течения консерватизма…………………………………………5
    Глава 2. Неоконсерватизм……………………………………………………..11
    2.5.Понятие неоконсерватизма………………………………………………..11
    2.6.Доктрина неоконсерватизма………………………………………………13
    Заключение……………………………………………………………………..17
    Список использованной литературы………………………………

    «Р I »: Известна фраза Джона Локка, вошедшая в текст Декларации независимости США, о праве народов на восстание против тирании. И в связи с этим утверждением возникает целый ряд вопросов, может ли право народов на восстание рассматриваться как полноценная юридическая норма? И не должно ли быть также сформулировано право государства и элиты на контрреволюцию, в том числе на силовое подавление восстания? Каким образом должно использоваться это право, и существуют ли какие-либо ограничения на его использование? Как вопрос о праве на сопротивление революции ставился в русской идеалистической философии, которая после 1917 года объективно встала на контр-революционную точку зрения? Все эти вопросы мы решили обсудить с одним из крупнейших историков русской философии, заместителем декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, членом редакционного совета сайта «Русская idea» Алексеем Козыревым . Алексей Павлович прислал свои ответы в письменной форме, и мы решили представить его ответы в виде цельного текста.

    Решение проблемы революции, с философской точки зрения, зависит от понимания того, чем фундировано политическое. Вспомним соловьевскую речь по поводу первомартовцев. 28 марта 1881 года Владимир Соловьев выступил с лекцией «О ходе русского просвещения», в которой призвал Государя помиловать цареубийц во имя христианской правды. Соловьев говорил: поскольку наш царь – христианский царь, он не имеет права на зло отвечать злом, на убийство отвечать убийством. Поэтому он должен помиловать преступников. А если он этого не сделает, то, говорил Соловьев, народ «отложится» от Государя, не пойдет за ним.

    Я не знаю, что имел в виду Соловьев под словом «отложится». Право народа на восстание? На бунт? На смену династии и переизбрание государя? Так или иначе причина этого «отложения» в том, что есть нечто высшее, чем политическое право Государя на возмездие, на наказание.

    Институт права и институт государства тесно связаны между собой. Однако есть еще некое высшее право, неписаное право, христианское право, христианский закон, во имя которого народ может «отложиться» от власти и, по сути, пойти на революцию.

    Мы обычно воспринимаем революцию как процесс секулярный, приводящий к некому смесительному упрошению, как говорил Константин Леонтьев, к реализации примитивных форм человеческой свободы. Но у Соловьева речь идет о другой революции, о революции как о восстановлении некого высшего права и высшей правды. Этот топос существовал и в начале ХХ века. Вспомним Христианское братство борьбы – группу, созданную в Тифлисе и затем переехавшую в Москву. С этим братством связаны имена Эрна, Свенцицкого, идут споры о причастности к ним Флоренского. Они выступали – ни много, ни мало – за революционный террор с целью осуществления христианских ценностей, издавали листовки с характерным названием «Встань спящий!» В своих листовках они писали, что подлинными святыми являются Софья Перовская и Андрей Желябов – ведь их призывы к революционному террору были своего рода осуществлением высшей христианской справедливости, потому что они отстаивали ценности христианской свободы.

    Иначе говоря, у народа есть право на восстание, но оно существует в каком-то другом измерении, измерении не политическом, а в том, что фундирует, может быть, и саму политику. Если же такое право зафиксировано в писаном законе самого государства, то, по сути, это противоречит тем политическим основам, на которых это государство базируется. Государство, легализующее право на вооруженное восстание, напоминает человека, рубящего сук, на котором он сидит.

    Любопытно, что уже в наши дни, когда в 2000 году принимались «Основы социальной концепции Русской православной церкви» и встал вопрос об отношении церкви к государству, то в этом документе было зафиксировано: церковь может пойти против государства в том случае, если государство очевидно и сознательно противоречит христианским ценностям, подрывает их. И эта скромная фраза стала предметом общественной дискуссии, она оценивалась как некий имманентно заложенный в концепции бунт против государства.

    Церковь как организация не политическая, считающая себя олицетворением ценностей, которые больше, чем ценности политические, может включить в свою программу идею бунта против государства, если государство становится безбожным, несправедливым, нечеловеческим. Но само государство не может включить в свои законы право на вооруженный бунт против самого себя, на вооруженное сопротивление.

    Государство должно предоставлять своим гражданам возможности для свободного протеста, у граждан должны быть широкие возможности высказывать свое мнение, в том числе и в форме гражданского неповиновения. Как экономического (борьба за улучшение условий труда через общественные организации, профсоюзы), так и политического (свобода демонстраций, свобода манифестаций, свобода забастовок).

    А если возникает вооруженное сопротивление, значит, народ кто-то вооружает.

    Возьмем события на Украине. Очевидно, что негодование людей по поводу коррупционной политики Януковича было умело использовано технологами цветных революций. И когда разбушевавшиеся люди начинают использовать оружие поражения, в данном случае так называемые коктейли Молотова, тогда власть имеет полное право пресекать такого рода выступления.

    Можно ли сказать, что расстрел Ельциным Белого дома в 1993 году был за пределами допустимого? Да, конечно. Это было преступление против своего народа, которое не прибавило легитимности власти президента России.

    Применение силы возможно тогда, когда с другой стороны применяется вооруженная сила, которая способна не в меньшей степени нанести ущерб гражданам. Ничего подобного в Москве в 1993 году не было. Попытку штурма Останкино нельзя рассматривать как серьезный военный инцидент, которому было нужно противопоставить танки.

    В ситуации Майдана мы имели явное насилие, использование огнестрельного оружия, были и человеческие жертвы, причем еще до попыток его разгона.

    Проблема здесь не в том, что Янукович превысил свое право на насилие, а в том, что он его недостаточно использовал. На мой взгляд, организованный терроризм Майдана должен был быть жестко подавлен, с точки зрения законности и полного соответствия с Конституцией и нормами права, существующими на Украине. Это позволило бы избежать тех жертв и человеческих трагедий, которые были порождены этим переворотом.

    Именно переворотом, а не революцией. Революция приводит к смене формы правления, к смене социального строя. Это некое более масштабное событие в истории нации, чем элементарная смена олигархических группировок. На Украине не произошло даже смены элит. Народ здесь просто использовали путем масштабного зомбирования и использования психотропных средств.

    При всем моем сдержанном отношении к революции, я бы не стал использовать применительно к данном случаю это слово, оно слишком весомо для того, что произошло на Украине.

    У законной власти есть право на применение силы, но эта сила должна иметь сдерживающий характер. Если же эта сила начинает носить характер наступательный или запугивающий, то, по всей видимости, это превышение допустимых границ права власти на применение силы.

    Кажется, Рейнхарт Козеллек сформулировал, но, впрочем, это и так понятно, что историю пишут победители. 1993 год не осознается пока позорной страницей нашей истории потому, что нынешняя власть в каком-то смысле декларирует свое преемство от той власти. И справедливая историческая оценка тем событиям пока что не дана.

    Что касается необходимости жестких мер по отношению к поджигателям гражданской войны, то это, конечно, так.

    1917 год начинается в 1878 году, когда суд присяжных под воздействием блестящей речи адвоката Петра Александрова вынес оправдательный вердикт Вере Засулич. Девушку, реально стрелявшую в человека, признали невиновной. Это дало карт-бланш революционному насилию. И мы знаем, что конец царствования Александра II ознаменован регулярными политическими убийствами. Только Александру III удалось переломить эту ситуацию, за счет контрреформ и «закручивания гаек».

    Умелое, своевременное, точечное применение насилия по отношению к тем, кто использует вооруженные методы борьбы, ставящие под угрозу жизни людей, необходимо.

    Представить историю без насилия, без боли, без трагизма могут только люди, которые исповедуют либеральную идею конца истории, где все распускается в социалистическом ли, в капиталистическом ли благоденствии и благополучии. В «розовый кисель», как сказал бы Леонтьев.

    Но история, к сожалению, не такова. Она не закончилась и не закончится в ближайшее время.

    Человек, который берет на себя ответственность за такое превентивное точечное насилие, должен понимать, что это насилие носит компенсаторный характер, бьет по тем, кто несет угрозу, причем не только власти, но и общему благу. Еще Аристотель говорил, что в основе политического лежит общее благо. К такому общему благу относится благополучие, мир в обществе, стабильность, достойное существование. Те, кто представляет для этого угрозу и очевидно реализует ее, должны быть остановлены и, возможно, в жесткой форме.

    Действительно, Бердяев в определенный момент пел гимны революции. Был и Мережковский, писавший в 1907 – 1909 годах, что революция – это вечное «да» Христу, а контрреволюция – это вечное «да» Антихристу. Но в то же время он видел образ «грядущего хама», обнаглевшего плебса, этакого будущего Шарикова.

    Можно вспомнить также и Герцена. В 1848 году он, упоенный революцией, в Париже рвался на баррикады. А потом написал «С того берега», где признал, что цель революции – стремление социальных низов к тому же пошлому мещанскому счастью. Герцен разочаровался в революции, потому что это был эстет, воспитанный в аристократической среде. И от гнилого запаха революции его стало тошнить, так же как стало тошнить Сергея Булгакова, который вышел на революционную маевку в Киеве, шел вместе с толпой с красным бантом, почувствовал гадость и омерзение, пришел домой, сорвал бант и бросил его в ватер-клозет.

    Кстати, у Бердяева есть работа, которую можно считать консервативной, хотя сам Бердяев, конечно, не был консервативным философом, – «Философия неравенства». Он написал эту работу в 1918 году в революционной Москве. В этом тексте автор разговаривает с большевиками, обращаясь к ним на «вы»: «вы не знаете», «вы не чувствуете», «вы не видите». Чего не видят, по Бердяеву, революционеры? Что общество только тогда жизнеспособно, когда она дифференцировано, когда оно сложно, когда существует неравенство, когда есть страты. Питирим Сорокин был вдохновлен этой бердяевской работой, когда в конце 1920-х годов создавал свои социологические труды. У Бердяева здесь присутствует понимание того, что государство в самом себе должно нести некую сдерживающую консервативную функцию. Может быть, это нельзя назвать правом на контрреволюцию, но это можно назвать правом на сопротивление революции, на недопущение революции, на борьбу с революцией, подобно тому как борется человеческий организм с раковой опухолью.

    Превентивное недопущение революции может при этом подразумевать и меры либерального характера. Не обязательно «закручивать гайки». Скорее, важно прислушаться к народу, увидеть, от чего он страдает, и пойти навстречу его стремлениям. Все-таки большинство людей по своему сознанию консервативно. «Не было бы хуже»… «Уж мы как-нибудь потерпим»… «Уж там наверху что-нибудь решат». Обычно революционна весьма незначительная часть населения. И успех революции зависит от того, насколько этот слой людей манипулируем той силой, которая заинтересована в революции. А эта сила опять-таки носит политический характер.

    В нормальном состоянии большинство народа является сторонником своего государства, своей страны, своей власти.

    Славянофил Константин Аксаков говорил в своей записке Александру II, поданной при его восшествии на престол: русский народ носит негосударственный характер. Он не хочет властвовать, он власть воспринимает как грех, и этого греха он сторонится. Поэтому он бремя власти, обузу власти передает монарху. Но ждет от монарха ответного движения. Монарх должен дать народу свободу.

    Поэтому основной механизм контрреволюции, способ противостояния революции – это не насилие, а умение воспринимать боль народа и идти ему на встречу. Я бы назвал это своего рода «здоровым консерватизмом».

    Революции были и будут в истории. Но есть совесть нации, и она здорова тогда, когда она говорит «нет» революции, говорит «нет» бумерангу, говорит «нет» разжигателям революции.

    Уместно вспомнить стихи Вячеслава Иванова 1918 года о том, что разжигавшаяся интеллектуалами революция ударит бумерангом по ним самим.

    Да, сей пожар мы поджигали,

    И совесть правду говорит,

    Хотя предчувствия не лгали,

    Что сердце наше в нем сгорит.

    Интеллигенция – это сугубо русское понятие, оно даже вошло в иностранные языки, так же как слова «водка» и «перестройка». Это совершенно иное понятие, чем интеллектуалы, хотя, может быть, в определенное время эти понятия сближаются.

    Особенностью русской интеллигенции является то, что она разночинная. Это люди, которые пришли в университеты в результате сословных реформ, когда доступ к высшему образованию получили не только представители дворянского сословия, но и мещане, крестьяне, поповичи. Это способствовало социальной мобильности, люди добивались повышения социального статуса с помощью интеллектуального труда. Но русское казенное бюрократическое государство относилось к этим людям по-особенному — как к плебеям, стремилось поставить их в стесненное, обиженное положение. Так возникла проблема «маленького человека» в русской литературе, отражавшая дефицит человеческого достоинства, отсутствие четкой грани межу рабом и свободным, где и свободный может стать рабом по отношению к вышестоящему чиновнику. Есть такая песня Даргомыжского «Червяк» на основе стихотворения, переведенного с французского Курочкиным, где тайный советник занимается любовью с женой своего подчиненного, а подчиненный говорит:

    Какое счастье! Честь какая!

    Ведь я червяк в сравненьи с ним!

    В сравненье с ним,

    С лицом таким –

    С его сиятельством самим!

    Это психология раба, даже не униженного и оскорбленного, а, используя не совсем нормативный язык, опущенного человека. Об отсутствии грани между рабством и свободой замечательно писал Чаадаев в одной из своих поздних статей, якобы опубликованных в газете «L’Univers». Он писал, что у нас нет грани между помещиком и крепостным, помещик может с крепостным и водку пить, и в шахматы играть, и побрататься. Но в нужный момент он скажет – «Ванька, иди пол мыть!» Таким отношением было пронизано все русское общество.

    Эта проблема, отмеченная русскими писателями, — проблема дефицита человеческого достоинства, дефицита развитой личности, — рельефно проявилась в особенностях русской интеллигенции. Она, в каком-то смысле через меру, пытаясь заявить права отдельной человеческой личности, стала своеобразным негативом самодержавия.

    Об этом замечательно сказал Волошин в поэме «Россия»:

    От их корней пошел интеллигент…

    Оттиснутым, как точный негатив

    По профилю самодержавья: шишка,

    Где у того кулак, где штык - дыра,

    На месте утвержденья - отрицанье,

    Идеи, чувства - всё наоборот,

    Всё «под углом гражданского протеста».

    Интеллигенция – это такой «господин наоборот», который убежден, что человек произошел от обезьяны, поэтому надо положить душу за други своя, как писал Владимир Соловьев. И возникает целое сословие, слой людей, которые устроены по принципу негатива; т.е. если им скажут, что «а» — это «а», они обязательно скажут, что «а» это «б».

    Другая особенность интеллигенции была отмечена еще Платоном в его «Государстве». Образ интеллигента таков: алтарь его души пуст, поэтому он может в какой-то момент делать что-то очень хорошее и доброе, но на следующий день предаться самым худшим порокам. Как писал М.О. Гершензон – в один день он будет бранить товарища за выпитую бутылку шампанского, ведь это мешает делу борьбы за освобождение народа, в другой день он может сам напиться как свинья и валяться пьяный.

    Это стремление интеллигенции примкнуть к какому-то берегу делает из интеллигенции лучшего творца кумиров. Интеллигенту нужно сотворить себе кумира, найти бога, пред которым он может преклонить колени. Но преклонить колени перед живым Богом христианства для интеллигента не солидно, поэтому этим богом становится Маркс или Гегель, Делез, Деррида или Поппер. Не важно кто, но обязательно должен быть кумир, который расскажет нам, как нужно жить. Мы обязательно должны жить по Попперу или жить по Делезу.

    Следовать заветам если не Ленина, так Соловьева.

    Стремление русской интеллигенции делать все от противного приводит к тому, что интеллигент во всем обязательно ищет некую подоплеку. Если нам говорят по телевизору что Порошенко – плохой, значит он – хороший. Все воспринимается с точностью до наоборот.

    Мыслить своим умом, проверять сказанное с помощью критического мышления – это нормальное качество интеллектуала. Но для этого нужно быть скептиком, уметь совершать процедуру эпохе, т.е. отложенного суждения, не спешить выносить окончательный вердикт, сравнивать разные точки зрения, взвешивать их на весах.

    Интеллигент и скептик – это противоположные понятия. Интеллигент – не скептик, а догматик, человек верующий, причем фанатично верующий. То, во что он верит – это некий Х, его всегда можно подставить.

    И русской интеллигенции, если чего-то и не хватало, то это именно скептицизма. Свой догматизм она выдавала за истинную свободу мнений, за способность говорить правду перед лицом сильных мира сего или властей предержащих. Поэтому очень часто она попадала в ситуации одержимости (кстати, именно так, «Одержимые», звучит перевод на французский романа Достоевского «Бесы»).

    Революция – это одна из таких идей. В революцию можно верить. Никто точно не знает, что это такое, и как она должна выглядеть, но, как справедливо говорил Константин Леонтьев в своей работе «Национальная политика как орудие всемирной революции», революция – это богиня, ей можно служить. Правда, для Леонтьева революция – это такой эгалитарный всесмесительный прогресс, он понимал слово «революция» совсем не так, как понимаем его мы в рамках гегелевской парадигмы – как радикальный разрыв, бунт, всплеск. Для Леонтьева революция – это, скорее, засасывающая трясина, где все сводится к одному знаменателю. Процесс обратный эволюции, регресс, нисходящее развитие. Скажем, он бы совершенно спокойно глобализацию назвал революцией.

    Интеллигенция никуда не исчезла, интеллигенция – это наше все, с интеллигенцией мы не простимся. Среди интеллектуалов есть люди, которые стесняются относить себя к интеллигенции, более того, специально подчеркивают – «Я не интеллигент, избави Бог быть интеллигентом». Есть наоборот те, кто верны заветам – как русская интеллигенция в эмиграции. Когда Набоков в романе «Дар» изобразил, как Годунов-Чердынцев написал саркастическую, скептическую повесть о Чернышевском, где Чернышевский представлен в виде маньяка, у которого вместо крови текут чернила — как возмутилась интеллигенция! Как стали ругаться эмигрантские журналы, что Набоков посмел поднять руку на икону. Иначе говоря, даже в русской эмиграции, когда люди уже пережили революцию и потеряли родину, кумиры интеллигенции оставались «священным коровами», к которым нельзя было прикоснуться.

    Поэтому чтобы ни происходило, и каковы бы ни были реальные факты, всегда найдется Гегель, который скажет, что тем хуже для фактов.

    Консервативная (от лат. conserve - сохраняю, охраняю) идеология характеризуется ориентацией на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к й народным движениям. Она насчитывает 200 лет и сформировалась как реакция на политическую мысль и события. Великой французской революции, как антиреволюционная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных божественным разумом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местер и Л. де Бональд.

    Термин "консерватизм" впервые был употреблен в 1818 г. французским писателем Шатобрианом и в настоящее время используется в различных сферах человеческой жизнедеятельности - быту, семейно-брачных отношениях, искусстве, морали и т.д. Безусловно, консервативные взгляды и суждения за два столетия претерпели существенные изменения, но основные принципы и философское кредо остались прежними. По мнению английского профессора М.Оукшотта, это значит, что консерватор предпочитает "известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительное - возможному, ограниченное - безграничному, близкое - далекому, достаточное - изобилию, обычное - совершенному (Общая.и прикладная политология. М., 1997. С. 682).

    Таким образом, консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведениями, на признании незыблемости порядка вещей, сложившегося естественным образом, на иерархичности человеческого сообщества, на примате в жизни общества морали семьи, религии и собственности.

    Эти основополагающие идеи и составили фундамент консерватизма, на который опираются его важнейшие принципы.

    Прежде всего это нравственный абсолютизм, неизбежность и вечность нравственных идеалов и ценностей, которые совершенно не зависят от воли человека, а формируются общественно-экономическими и политическими институтами. В силу этого и политика не может быть освобождена от моральных предписаний.

    Ведущим принципом консерватизма является отрицание неизбежности социального прогресса. Любые проекты лучшего общества, сколь бы заманчивыми они не были, таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты. Реформы признаются только как возможность избежать социальных потрясений.

    Не менее важен принцип т р а д и ц и о н а л и з м а, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений, гармонической совокупности обычаев, предрассудков и учреждений.

    Характерен для консерватизма и политический реализм. Суть его в том, что истина заключена не столько в универсальных постулатах, сколько в конкретном опыте. Опыт и привычки оказываются лучшими ориентирами, нежели разум, логика и абстрактные понятия.

    Один из важнейших принципов консерватизма - отрицательное отношение к идее равенства. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии, элитарного характера управления. При этом речь идет об элитарной демократии, когда доминирует принцип "достойное - достойным".

    Консерваторы также активно выступают против политизации людей. Отвергая примат политики в жизни человека, они считают более важным для человека его частные интересы. Политика - это сфера деятельности политических элит.

    Консерваторы - последовательные сторонники местного самоуправления. В споре между центром и периферией они на стороне последней.

    Консерватизм может быть различен в зависимости от его отношения к социальным изменениям. Выделяют консерватизм реакционный со стремлением повернуть вспять отжившие порядки, консерватизм статус-кво, когда усилия направлены на сохранение существующего, и консерватизм реформистский, где не только признаются, но и активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении позитивного содержания прошлого и настоящего.

    Во второй половине ХХ в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили консерваторов частично пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникает не консервативное течение, которое связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании - консерваторов во главе с М.Тэтчер, в ФРГ - блока ХДС/ХСС во главе с Г.Колем. Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж.Белл (США), Р.Геген, Э.Юнгер, Г.Кальтербруннер (ФРГ), Р.Арон, А. де Бенуа (Франция).

    Сильное влияние на формирование "консервативной волны" 70 - 90-х гг. оказали либеральные ценности. Современная консервативная идеология во многом близка либерализму. Эти две идеологии были идейными антагонистами только в эпоху становления и утверждения капитализма. Теперь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии. Американские не консерваторы правы, когда отмечают, что не консерватор - это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Отсюда проистекает своеобразное сочетание в неоконсерватизме либерально-технократической приверженности прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркиванием старых, традиционных ценностей - семьи, культуры, морали, порядка, чувства долга и т.д.

    Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма.

    Во-первых, он не отрицает полностью идею демократии. Он подчеркивает, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан.

    Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, не консерваторы склоняются к тому, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть ограничено.

    В-третьих, признавая бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, они выступают за осторожные и ограниченные социальные реформы. Не консерваторы - противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Эта идеология не приемлет уравнительного распределения, она требует сокращения государственных социальных программ. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению не консерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем.

    Ярким примером политики не консерваторов явилась политика М.Тэтчер. Ее правительством была осуществлена целая система мер, направленных на обеспечение эффективного развития английской экономики: упразднение контроля над доходами, ценами и валютного контроля; снижение стандартной ставки подоходного налога с 33 до 30 %; приватизация государственных предприятий (с 1984 по 1987 г. в частную собственность была передана 1/3 собственности государства в промышленности). Государство отказалось от вложения средств в полую банкротившиеся предприятия. В такой обстановке смогли выжить лишь те фирмы, которые были способны поднять производительность труда и конкурентоспособность своих изделий.

    В целом неоконсерватизм весьма успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития общества, обеспечив себе тем самым устойчивые идейно-политические позиции в современном мире. В 80 - 90-е гг. консерваторы добились наибольшего экономического роста, высокой стабильности и морального обновления общества в ведущих странах Запада. Их идеологические принципьвы практическую деятельность поддерживают различные слои населения

    Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, беречь) как особая политическая идеология возник в конце XVIII в. в качестве реакции на идеи Просвещения и изменения в общественной жизни, вызванные Великой французской революцией. Родоначальниками консерватизма считаются английский философ Эдмунд Берк (1729–1797) и французские общественные деятели Жозеф де Местр (1753–1821) и Луи Бональд (1754–1840).

    Первое систематическое изложение идей консерватизма содержится в книге Э. Берка «Размышления о революции во Франции» (1790). Термин консерватизм был впервые употреблен в 1818 г. французским писателем Франсуа де Шатобрианом (1768–1848).

    В широком смысле политическим консерватизмом считается система идей, используемая для оправдания и сохранения любой общественной структуры независимо от ее роли и значения, то есть отрицание необходимости всяких изменений какого-то сложившегося порядка. Консерватизм – это идейно-политическое течение, сторонники которого отстаивают устоявшиеся ценности и отрицают необходимость перемен.

    Консерватизм Э. Берка и его последователей предполагает защиту не любых форм общественной жизни, но именно тех, которые базируются на традиционных устоях и ценностях, моральных и религиозных нормах, прошедших проверку на опыте в течение не одного столетия.

    Рис. 15. Признаки консерватизма

      Ограниченность человеческого разума в понимании смысла и целей общественного развития, места и роли личности в нем. Как утверждал Э. Берк, «ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации». Либерализм в этом отношении отстаивал противоположную позицию – о всесилии человеческого разума.

      Несовершенство природы человека , в котором, несмотря на достижения цивилизации, всегда скрываются дурные качества.

      Нравственный абсолютизм , признание существования вечных, непреходящих нравственных идеалов и ценностей. Они не зависят от воли отдельного человека, а в каждом новом поколении формируются общественными и политическими институтами. Политика также должна подчиняться этим незыблемым нравственным нормам.

      Признание ведущей роли в общественных делах за некоей высшей силой (провидением, Богом), которые формируют общественный порядок во благо людей. Человек должен стараться максимально возможно постичь этот порядок и следовать ему, а не пытаться изменить, исходя из сиюминутных порывов.

      Традиционализм , основывающийся на единстве прошлого, настоящего и будущего. Прошлое – фундамент настоящего, а будущее – его продолжение. Следовательно, все действия политиков должны опираться на созданные прежними поколениями традиции и ценности.

      Политический реализм . Политическая практика должна опираться не на умозрительные, пусть и логически безупречные схемы, а на повседневную реальность, обыкновенных людей, устоявшиеся привычки и образ жизни которых нельзя резко изменить по чьему-то желанию. Опыт и привычки помогают найти более правильное решение, нежели логика и разум.

      Признание равенства людей перед Богом в области морали и отрицание возможности социального равенства. В обществе должны существовать отношения господства и подчинения, но власть следует давать наиболее достойным. Э. Берк предложил назвать такую форму властных отношений меритократией (от лат. meritus – заслуга), то есть власть наиболее достойных.

      Отрицание необходимости вовлечения в политику широких народных масс. Частные интересы важнее политических, а политика – сфера деятельности элит.

      Приоритет местных, региональных, национальных, а не общегосударственных ценностей и интересов.

    Со второй половины XIX и до 70-х гг. XX вв. консерватизм и либерализм развивались во взаимодействии. В частности, либерализм взял в консерватизме идею порядка в противовес хаосу, консерватизм заимствовал положение о политическом равенстве и необходимости реформ для сохранения устойчивости общества.

    Неоконсерватизм возникает как реакция на кризисные явления в экономике развитых стран последней трети XX в. В это время показали свою низкую эффективность методы государственного регулирования экономики, предлагавшиеся представителями либерального реформизма.

    Формирование неоконсервативных идей в основном совпало с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р. Рейганом (1980 г.), в Великобритании – консерваторов во главе с М. Тэтчер (1979 г.), в ФРГ – блока ХДС–ХСС во главе с Г. Колем (1983 г.). Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США) и Р. Арон (Франция).

    Неоконсерватизм является продуктом взаимовлияния либеральных и консервативных идей. Фактически это новое течение знаменует собой возврат к постулатам классического либерализма, подкрепляемых аргументами консерватизма. Либерализм рассматривается именно как оптимальная модель общественного устройства, базирующегося на многолетних традициях, а попытки отойти от него (неолиберализм), как утверждают неоконсерваторы, не привели к решению проблем.

    Рис. 16. Признаки неоконсерватизма

    Выделяют следующие ключевые положения неоконсерватизма:

      Равенство признается лишь в возможностях, но не в условиях и результатах. Существующее социальное неравенство возникло объективно и является следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей.

      Вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено , предпочтение следует отдавать частному сектору. Государство должно создавать условия для реализации личностных факторов: личной инициативы, личной заинтересованности, личных возможностей и личной ответственности.

      Социальная политика неоконсерватизма ограниченная государственная поддержка слабозащищенных и малоимущих . Получать социальные блага бесплатно могут только те, кто нуждается в них по объективным причинам (старики, инвалиды, сироты), все остальные должны зарабатывать на себя.

      Политической деятельностью имеет возможность заниматься каждый, но обладать политической властью должны только политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, призвание, специальное образование. Для избежания дилетантизма и неверных решений необходимо сделать отбор в состав политической элиты очень строгим.

      В области морали неоконсерваторы выступают за сохранение ее общечеловеческих норм и распространение их на внешнюю политику и другие страны, якобы их нарушающие (Югославия, Ирак), укрепление семьи и правопорядка, сохранение религиозных традиций.

    Виднейшим идеологом неоконсерватизма в области экономики является американский экономист М. Фридмен (р. 1912) , получивший за свои разработки Нобелевскую премию по экономике в 1976 г., главный представитель монетаризма. На основе обширных эмпирических исследований он и его последователи доказали основной тезис монетаристской доктрины – уровень деловой активности и эффективности экономики определяется динамикой объема имеющейся в обращении денежной массы. Исходя из этого выводится неоконсервативная экономическая политика.

    Основным ее практическим тезисом является то, что кредитно-денежная и бюджетная политика государства, разработанная в учении Кейнса, не способна существенно улучшить положение дел в экономике. Следствием такой политики всегда является устойчивая инфляция как результат роста государственных расходов и бюджетного дефицита. Кроме того, значительно увеличиваются налоги на самые доходные корпорации, что отбивает у них желание повышать предпринимательскую активность.

    Фридмен и его сторонники отмечают, что в силу традиционной неповоротливости государственного аппарата возникают временные разрывы между возникновением кризисной ситуации, реакцией на нее правительства и реализацией мероприятий по преодолению кризиса. Вследствие этого соответствующие меры могут оказаться бесполезными, а иногда даже и вредными для экономики, поскольку уже не будут отвечать реальной ситуации в постоянно развивающейся экономике.

    Указывая на эти обстоятельства, монетаристы призывают существенно ограничить степень государственного регулирования экономики. Правительство должно решать одну ключевую задачу – следить за обеспечением необходимого объема денежной массы путем регулирования эмиссии национальной валюты.

    Для снижения роли государства в экономике монетаристы предложили провести приватизацию значительной части государственных предприятий, снизить налоги на доходы, прибыль и собственность, сократить социальные программы, пособия по безработице, отменить устанавливаемый законом размер минимальной заработной платы. Эти меры нашли практическое воплощение в 1980-е гг. в Великобритании «тэтчеризм», США («рейганомика»), в постсоциалистических странах (Польша, Венгрия, республики бывшей Югославии и др.). В монетаристском русле осуществлялись экономические реформы в первой половине 1990-х гг. в России, Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Киргизии.

    Неоконсерватизм определяет социально-политические отношения в развитых странах как некую сложившуюся, устойчивую, подчиняющуюся проверенным временем традициям систему.