• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    * * *
    Вероломная, нежная, злая,
    беспородных болотных кровей,
    под разлёты вороньего грая
    что ты сделала с жизнью моей?

    Что ты сделала с нашим жилищем,
    как Рязань, разоренным во прах,
    с этим счастьем недолгим и нищим,
    с первым словом на детских устах?

    Значит, время страшнее, чем Ирод,
    если женщина в дикой борьбе,
    умножая количество сирот,
    пробивает дорогу себе.

    Я теперь заодно с листопадом,
    с этой ширью, где охра и ржа,
    где кружит над заброшенным садом
    уязвленная мною душа.

    Где подруга последняя – осень
    от меня поспешает во тьму.
    И под шум переделкинских сосен
    так легко засыпать одному.

    * * *
    Подымался ни свет ни заря.
    Пил из крана холодную воду.
    Этой осенью, видно, не зря
    обещали сухую погоду.

    Жгли костры на бульварах – и дым
    обнаруживал зону сгоранья.
    …Был жестоким и был молодым –
    не бессмертья хотел, а признанья.

    Между тем приближался момент.
    Выползали трамваи из парка.
    Разносил телеграммы студент.
    Начиналась дневная запарка.

    И ничто ни души, ни ума
    не смущало, когда без боязни
    всё давалось за так, задарма –
    как по чьей-то случайной приязни.

    * * *
    Эта двенадцатилетняя связь –
    старой ограды чугунная вязь,

    кеды, забитые влажным песком,
    желтые листья в пруду городском.

    Кто это знает? Никто и нигде,
    что отразилось в вечерней воде.

    Может быть, некто и помнит про то?
    Не обольщайся: нигде и никто.

    Значит, тому и названия нет
    по минованьи двенадцати лет.

    Смысл, к огорчению, неразличим
    по истеченьи двенадцати зим.

    Ветра круженье, сиротство скамей
    предполагают крушенье семей.

    Да и прогулки у старых оград
    усугубляют лишь горечь утрат.

    – Чем же держалась, – ты спросишь, дивясь, –
    эта двенадцатилетняя связь –

    сон наяву, наваждение, бред…
    – Милая, этому имени нет.

    Может быть, просто имелись в виду
    желтые листья в осеннем пруду,

    дождик нечастый, круги по воде…
    Но, к сожаленью: никто и нигде.

    * * *
    Но взгляните на лица детей!
    Поглядите на детские лица!
    Ни злодей и ни прелюбодей
    здесь ни в ком не посмели явиться.

    Я не знаю, с чего ты взяла -
    хоть опять эти веянья в моде -
    что истоки вселенского зла
    заключаются в нашей природе.

    Ты стучишь на машинке всю ночь.
    И подвластная звукам знакомым,
    спит твоя годовалая дочь
    на диване, что куплен месткомом.

    Мы, возможно, и будем в аду.
    Но недаром сей ангел небесный
    в деревянную дует дуду
    и парит над кромешною бездной.

    Он не жалок и он невелик -
    он не вырос ещё из пелёнок.
    Обобщи человеческий лик
    и уверься, что это - ребёнок.

    * * *
    Мне дочери нынче явились во сне:
    все трое – печальны, все трое – одне.

    В безвидной пустыне иль мертвых горах,
    где ветер вздымает лишь каменный прах,

    где бледное небо подобно стеклу,
    стоят они, очи вперяя во мглу.

    И нету окрест ни листка, ни леска,
    и черная птица над ними – тоска.

    Я руки в отчаяньи к детям простер.
    – Ты плачешь, – сказала одна из сестер. –

    – Ты плачешь, – меньшая промолвила дочь, –
    но слезы твои превращаются в ночь.

    Напрасно ты наше смутил забытье.
    Ступай, нам неведомо имя твое.

    И дочерь вторая отверзла уста:
    – Как этот ландшафт, наша память пуста.

    Но вижу души твоей черный астрал.
    Пришелец из прошлого, ты опоздал.

    В долине безумья, где мертвая падь,
    наш сон окормляет безумная мать.

    И кто бы ты ни был – надежд не таи:
    лишь ада исчадия – чада твои!

    Но словно бы луч, проницающий ночь,
    шагнула из морока старшая дочь.

    В глаза мои, словно в бездонную щель,
    взглянула любимая старшая дщерь.

    И тень узнаванья прошла по лицу.
    И горько она улыбнулась отцу.

    И молча три тени склонились ко мне.
    – О дети… – шепнул я и умер во сне.

    * * *
    Давай-ка с тобой потолкуем,
    покуда ясны небеса.
    Подумаешь, чем мы рискуем –
    в запасе ещё полчаса.

    Ещё полчаса есть в запасе –
    полжизни в запасе, а там,
    быть может, погода на трассе
    взыграет на счастие нам.

    И ты не уедешь в четыре,
    поскольку закрыт небосклон,
    поскольку идёт над Сибирью
    неслыханной силы циклон.

    Пока он пытается дунуть
    иерихонской трубой,
    ты можешь вполне передумать,
    как это случалось с тобой…

    * * *
    Отжевав банальности мякину,
    наломав немало в жизни дров,
    я, как и положено, покину
    вскоре этот лучший из миров.

    И, явившись из-за буераков,
    в чаяньи бесхозного добра
    пять моих детей от разных браков
    встанут у отцовского одра.

    И в межгалактическую стужу
    уносясь от здешних областей,
    я свою единственную душу
    разломлю на несколько частей.

    Нежную, застенчивую с детства –
    как её мне страшно отдавать.
    Но на это скудное наследство
    вряд ли будет кто претендовать.

    Скажут по-семейному, без фальши:
    «Ты, папаша, доброго добрей.
    А не шёл бы ты куда подальше
    вместе с филантропией своей!»

    И пойдёт сторонкой, не в обидку,
    жалкие свершая антраша,
    на живую смётанная нитку
    в рай моя бессмертная душа.

    * * *
    Е. В.

    Люби меня таким, каков
    я есть – иным уже не буду.
    Не замолю своих грехов,
    врагов прощу, но не забуду.

    И той вины не искуплю,
    и ни строки не переправлю.
    Кого любил – не разлюблю,
    пустой надежды не оставлю.

    Жизнь, промелькнувшая, как блиц,
    такого выдалась замеса,
    что появленье новых лиц
    не представляет интереса.

    Об Авторе:

    Игорь Леонидович Волгин родился 6 марта 1942 г. в городе Перми, куда во время войны семья была эвакуирована из Москвы. Его отец, Л.С. Волгин (1909–2002) – в это время военный корреспондент газеты «Гудок», мать, Р.Л. Волгина (1912–2002) – корректор. Окончил московскую школу № 626 и в 1959 г. поступил на исторический факультет МГУ, который окончил в 1964 г., получив диплом с отличием. В 1962 г. Павел Антокольский напутствовал молодого поэта в «Литературной газете». Первая поэтическая книга Волгина «Волнение» вышла в 1965 г. Затем было опубликовано еще несколько поэтических сборников и книг переводов. Будучи еще студентом, стал одним из организаторов и участников знаменитых чтений «на Маяковке», которые позднее были разогнаны властями. В 1968 г. Создает Литературную студию Московского университета «Луч», существующую уже более 40 лет. Создал собственный неповторимый жанр историко-документальной биографической прозы. Автор книг «Достоевский-журналист. «Дневник писателя» и русская общественность» (1982), «Последний год Достоевского. Исторические записки» (1986, 1990, 1991), «Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах» (1991), «Метаморфозы власти. Покушения на российский трон в XVIII–XIX вв.» (1994), «Колеблясь над бездной. Достоевский и императорский дом» (1998), «Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г.» (2000), «Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания» (2004). «Колеблясь над бездной» и «Пропавший заговор» входили в шорт-лист Антибукеровской премии и Государственной премии РФ, за весь цикл работ о Достоевском Игорю Волгину присуждена премия Москвы в области литературы за 2004 г. Академик РАЕН, доктор филологических, кандидат исторических наук. Профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького. Член Союза писателей, Союза журналистов, Международной ассоциации журналистов, Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра, член общественного совета журнала «Октябрь» и редколлегий журналов «Человек» и «Литературоведческий журнал». Член научного совета Пушкин-института. Вице-президент International Dostoevsky Society (IDS). Лауреат российско-итальянской литературной премии "Москва-Пенне" (2011), лауреат премии Правительства Москвы и Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2011). Принимал участие во многих международных конференциях и симпозиумах. Под руководством И.Л. Волгина, основателя и президента Фонда Достоевского проведены международные симпозиумы «Достоевский в современном мире» (2001) и «Русская словесность в мировом культурном контексте» (2004, 2006, 2009, 2012, 2014). Фонд Достоевского осуществляет также ряд крупных научных и культурных программ.

    Поэт, прозаик, историк, исследователь жизни и творчества Ф. М. Достоевского, создавший собственный жанр историко-документальной биографической прозы. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук. Член Союза писателей, Союза журналистов, Международной ассоциации журналистов, Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра. Профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Академик Российской академии естественных наук (РАЕН), основатель и президент Фонда Достоевского, вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского (International Dostoevsky Society), член научного совета Пушкин-института.

    Лауреат премии Правительства Москвы и премии Правительства Российской Федерации в области культуры. Лауреат российско-итальянской литературной премии «Москва-Пенне». Отмечен премией Москвы в области литературы за весь цикл работ о Достоевском. Его произведения «Колеблясь над бездной» и «Пропавший заговор» входили в шорт-лист премии «Антибукер» и Государственной премии РФ.

    Окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Еще во время учебы получил известность как поэт. Один из организаторов и участников знаменитых чтений «на Маяковке». На факультете журналистики МГУ читает курс «История русской журналистики XIX в.», ведет спецкурсы и спецсеминары. В Литературном институте им. А. М. Горького ведет собственный поэтический семинар. Под его руководством проведены международные симпозиумы «Достоевский в современном мире», «Русская словесность в мировом культурном контексте».

    Создал и до сих пор возглавляет литературную студию МГУ «Луч» – старейшее и самое авторитетное в стране литературное объединение, из которого вышла целая плеяда широко известных ныне писателей – Сергей Гандлевский, Александр Сопровский, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Евгений Бунимович, Геннадий Красников, Елена Исаева, Дмитрий Быков, Инна Кабыш, Вера Павлова, Вадим Степанцов и многие другие.

    Член общественного совета журнала «Октябрь» и редколлегий журналов «Человек» и «Литературоведческий журнал». Его стихи и публицистика публиковались в газетах и журналах «Известия», «Комсомольская правда», «Октябрь», «Новый мир», «Юность», «Вопросы литературы», «Москва», «Арион» и множестве других.

    Ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия-Культура». Автор и ведущий телевизионных программ «Николай Заболоцкий» (2 серии), «Жизнь и смерть Достоевского» (12 серий), «Из истории русской журналистики (Чаадаев, Пушкин, Некрасов)» (4 серии).

    Библиография

    • Волнение: Стихотворения. – М.: Молодая гвардия, 1965. (Сборник стихов.)
    • Кольцевая дорога: Стихотворения. – М.: Советский писатель, 1970. (Сборник стихов.)
    • Шесть утра: Стихотворения. – М.: Московский рабочий, 1975. (Сборник стихов.)
    • Достоевский-журналист («Дневник писателя» и русская общественность): Пособие к спецкурсу. – М.: Издательство Московского университета, 1982
    • Последний год Достоевского. Исторические записки. – М.: Советский писатель, 1986
    • Колеблясь над бездной. Достоевский и русская революция. – М.: Прогресс, 1990
    • Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах. – М.: Книга, 1991
    • Метаморфозы власти. Покушения на российский трон в XVIII–XIX вв. – М.: Интерпракс, 1994
    • Колеблясь над бездной. Достоевский и императорский дом. – М.: Центр гуманитарного образования, 1998
    • Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г. – М.: Либерея, 2000
    • Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания. – М.: Грантъ, 2004

    Автор и ведущий документального цикла "Жизнь и смерть Достоевского", ведущий ток-шоу "Игра в бисер" , ведущий информационно-аналитической программы "Контекст" на телеканале "Россия К".

    Игорь Леонидович Волгин родился 6 марта 1942 году в Перми, куда во время войны семья была эвакуирована из Москвы.

    Окончил московскую школу № 626 и в 1959 году поступил на исторический факультет МГУ. В этом же году появились первые публикации его стихов. В 1962 году Павел Антокольский напутствовал молодого поэта в "Литературной газете". Первая поэтическая книга Волгина "Волнение" вышла в 1965 году. Затем было опубликовано еще несколько поэтических сборников и книг переводов.

    Окончил исторический факультет в 1964 году, получив диплом с отличием. Еще студентом, стал одним из организаторов и участников знаменитых чтений "на Маяковке". В 1968 году создает Литературную студию Московского университета "Луч", существующую вот уже более 35 лет. Это одно из старейших и самых авторитетных литературных объединений, из него вышла целая плеяда широко известных ныне писателей - Сергей Гандлевский, Александр Сопровский, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Евгений Бунимович, Геннадий Красников, Елена Исаева, Дмитрий Быков, Инна Кабыш, Вера Павлова, Вадим Степанцов и многие другие.

    Игорь Волгин - писатель и историк, создавший собственный неповторимый жанр историко-документальной биографической прозы. Его ставшие уже классическими работы о Достоевском сочетают в себе дух глубокого историзма и смелого научного поиска. Автор книг "Достоевский-журналист. "Дневник писателя" и русская общественность" (1982), "Последний год Достоевского. Исторические записки" (1986, 1990, 1991), "Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах" (1991), "Метаморфозы власти. Покушения на российский трон в XVIII - XIX вв." (1994), "Колеблясь над бездной. Достоевский и императорский дом" (1998), "Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г." (2000), "Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания" (2004).

    Историко-биографические исследования Волгина широко известны в нашей стране и пользуются мировым признанием, они переведены на многие иностранные языки. "Колеблясь над бездной" и "Пропавший заговор" входили в шорт-лист Антибукеровской премии и Государственной премии РФ, за весь цикл работ о Достоевском Игорю Волгину присуждена премия Москвы в области литературы за 2004 год.

    Академик РАЕН, доктор филологических, кандидат исторических наук. Профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького. Член Союза писателей, Союза журналистов, Международной ассоциации журналистов, Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра, член общественного совета журнала "Октябрь" и редколлегий журналов "Человек" и "Литературоведческий журнал". Член научного совета Пушкин-института. Принимал участие во многих международных конференциях и симпозиумах.

    Под руководством И.Л. Волгина, основателя и президента Фонда Достоевского, проведены международный симпозиум "Достоевский в современном мире" (2001) и конгресс "Русская словесность в мировом культурном контексте" (2004).

    В феврале 2017 года Игорь Волгин стал лауреатом премии Правительства России в области культуры.

    Переставляя книги на полке, наткнулся на маленький сборник стихов Игоря Волгина "Кольцевая дорога" (1970 г.), купленный очень давно, еще в начале 70-х. Тогда имя Игоря Волгина уже было известно в кругах любителей поэзии. Молодой поэт выпустил уже вторую книжку стихов, которую я тогда и приобрел вместе со стихами другого, известного прибалтийского поэта Марцинкявичюса. Марцинкявичюс на меня впечатление тогда не произвел (может потому что многое было в переводе), а вот стихи Игоря Волгина сразу запоминались, ложась на душу. Лиризм и глубина любовной лирики и пафос тогда всегда привлекавшей внимание и часто читаемой между строк гражданской захватывали своей свежестью и новым для меня контекстом.
    Теперь Игорь Волгин - маститый литературовед, писатель и телеведущий. Вот выдержка из Википедии:


    "Игорь Леонидович Волгин (род. 6 марта 1942, Молотов) - советский и российский писатель и историк, достоевист, поэт. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук академик РАЕНЛейт , профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. Вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского с июня 2010 г.Мальвина Ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия-Культура»."


    А тогда это был симпатичный молодой поэт, только входивший в литературу. Но стихи тех лет и сейчас производят впечатление и вызывают много мыслей. В частности, как меняются в нашем сознании многие ценности и постулаты. В интернете на сайте произведений Игоря Волгина удалось найти не все стихи из этой замечательной книжки. Возможно, автор по каким-то соображениям не включил некоторые сам: его мировоззрение тоже менялось со временем. Тем более в связи с углубленным изучением творчества Достоевского. Так, в эту "антологию" его стихов не вошло запомнившееся мне сразу стихотворение "Софья ПЕровская". Я приведу его из книги "Кольцевая дорога" в ручном наборе с клавиатуры компьютера.


    А начну показ его стихов с любовной лирики:


    Все это так, - ты говоришь


    и голову упрямо клонишь.


    Все это так! - И замолчишь,


    ни звука больше не проронишь.

    Меня не удостоишь впредь


    ты пререкания с собою.



    Но легче умереть,


    чем правым быть перед тобою.

    Я говорю. А ты молчишь


    и лишь кивнешь вместо ответа.


    Все это так, - ты говоришь.


    И я не знаю - так ли это.



    Я не искал случайных встреч с тобой.


    Но мне, несуеверному с рожденья,


    в идущей мимо женщине любой


    твой образ мнился, словно наважденье.

    Был город сводней.


    Я сбивался с ног!


    Что за район? Какое это место?


    Ведь ты могла, внезапная, как рок,


    явиться мне из каждого подъезда.

    Но твой отъезд - и как бы не у дел,


    бреду понуро по Замоскворечью.


    Куда спешить мне?


    Город опустел.


    На что глазеть?


    Я никого не встречу.


    Вот стихотворения менее личные, может быть, но не менее глубокие по мысли и отношению к вечной Музе поэтов - женщине:


    Отплакала, отпела, отлюбила,



    мертвых отждала.


    И жизнь прошла: что было - позабыла,


    Как будто бы и вовсе не была.


    Разбит очаг, муж не пришел из плена,


    В могиле дети - кровь ее и плоть.


    Как, мать, жила?


    Жила? Обыкновенно.


    Не без греха,


    да милостив господь...



    Не тень увядшей красоты


    и не следы страстей потухших -


    лишь отблеск счастья иль беды


    на лицах женских и на душах.


    Уже как будто отошла



    лишь смотрят сердобольно


    глаза, не помнящие зла,


    что мы содеяли невольно...


    Гражданская лирика Игоря Волгина в этом сборнике представляется в контексте тех исканий советской интеллигенции, которые характерны для 70-х годов. Вот два как бы программных стихотворения. Первое, "Чаадаев", мне кажется, написано под впечатлением от произведения Осипа Мандельштама "Декабрист", часть стихов которого в то "запретительное" время продвинутые молодые поэты хорошо знали.



    Задуть заплывшую свечу,


    закрыть Жан-Жака, чертыхнуться


    и в щегольскую епанчу,


    мрачнея, глубже запахнуться.

    Внизу шумят наперебой,


    и пляшут блики на лосинах,


    и звон стекла, и, боже мой,


    нельзя ж так врать на клавесинах!

    Но что, по правде говоря,


    взять с этих жалких рестораций,


    где мечут банк фельдъегеря


    в потугах тщетных – отыграться.

    Что ждать от сумрачной страны –


    альянса блудного с Востоком –


    в тенетах рабской тишины,


    в сем небрежении жестоком!

    Что проку – гласно, напролом,


    явив предерзостную вольность,


    философическим пером


    зло уязвить благопристойность!

    Оставь – и бога не гневи!


    У нас не жалуют витийства,


    у нас в медлительной крови


    отравный привкус византийства.

    Не проще ль – жертвою страстей


    вкусить забвенья и бесславья


    вдали от бдения властей,


    народности и православья.

    И, озирая долгий ряд


    друзей опальных и казненных,


    бежать куда глаза глядят


    от глаз участливо-казенных.

    …Но разве есть еще одна


    с такими ж скорбными очами –


    Россия, горькая страна,


    отчизна веры и печали.

    И разве сгинули как дым


    мятежной юности призывы:


    «Пока свободою горим,


    пока сердца для чести живы…»


    И обещанное и сейчас кажущееся спорным по аллюзиям и сравнениям (но не по гражданскому темпераменту) стихотворение "Софья Перовская", которое можно найти только в самом сборнике 70-го года.


    Софья Перовская


    И просвещенье уж дает плоды!
    ...Но, приводя правительство в смущенье
    выходят боком рьяные труды
    на столь достойной ниве просвященья.


    И - глядь! - до попирания основ
    отдельные доходят элементы:
    курсистки, литераторы, студенты -
    всеобщее растление умов!


    О господи, откуда вы взялись
    в кухмейстерских какой-нибудь Казани,
    мальчишки с декабристскими глазами,
    с таким запретным выраженьем лиц!


    И из какой явившиеся тьмы
    идеалисты вы иль нигилисты -
    кружковцы, нелегальщики, бомбисты -
    крамольные и резкие умы!


    Постигшие словестность и латынь,
    в глуши немых уездных захолустий
    вы спорите совсем не о Сен-Жюсте,
    А о разделе барских десятин.


    Вы мыслите о близких мятежах!
    Пока в дыму картежники вистуют,
    пока аудитории пустуют,
    Желябовы растут, как на дрожжах!


    Страна проходит сквозь в т о р о й э т а п.
    И, сообразно этому этапу,
    иркутским трактом движется этап:
    интеллигентов гонят по этапу.


    И дабы государственный террор
    пресек собою индивидуальный,
    им высшей меры просит прокурор,
    как выход в высшей мере идеальный.


    Россия, что еще там впереди?
    Не жертвенного нимба излученье.
    Но с той поры живет в твоей груди
    Неслыханное самоотреченье.


    Пусть ты пошла совсем иным путем,
    своей судьбы крутой не избежала,
    Но что-то в самом главном, в основном
    То поколенье с нами вдруг сближало.


    Я помню фото: сорок первый год!
    В Петрищеве, у школьницы московской,
    что через миг взойдёт на эшафот,
    Такие же глаза, как у Перовской.


    По-моему, эти стихи и сейчас звучат свежо и актуально. Хоть автор их постарел, остепенился и сам учит студентов журфака МГУ и молодых поэтов своей известной в Москве студии, занятия в которой транслируются в авторской передаче Игоря Волгина на телевизионном канале "Культура".

    С кем ещё, помимо писателей, связан мир литературоведения? Разумеется, с исследователями и учёными-филологами, которые анализируют и интерпретируют художественные тексты, находят в них скрытые, зашифрованные смыслы, делают их максимально понятными для читателя нового поколения. Волгин Игорь Леонидович - не только писатель и историк, но и известный достоевист, который раскрывает миру сложные произведения Федора Михайловича. Об этом исследователе, его биографии и сферах деятельности и пойдёт речь далее.

    Краткая справка

    Волгин Игорь Леонидович, помимо всего вышеперечисленного, также является кандидатом исторических и доктором филологическим наук. Он - почетный член таких объединений, как Российская академия естественных наук и Международное Общество Ф.М. Достоевского (где является вице-премьером с лета 2010 года). Будучи профессором, проводит многочисленные лекции в высших учебных заведениях, например, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова на факультете журналистики, а также в Литературном институте им. А.М. Горького. Волгин Игорь Леонидович является действующим ведущим в телевизионных передачах «Контекст» и «Игра в бисер», которые транслируются на канале «Россия - Культура».

    Основные сведения из биографии

    Игорь Леонидович родился в г. Молотове в 1942 году. Сюда его родители, отец, Волгин Леонид Самуилович, журналист по профессии, и мать, Волгина Рахиль Львовна, работающая корректором, были доставлены во время эвакуации. В 1959 году Игорь Леонидович окончил одиннадцатый класс одной из московских школ, после чего поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на исторический факультет. Ещё до начала своей серьёзной научно-исследовательской деятельности, будучи простым студентом, Игорь Волгин, стихи которого пришлись по вкусу обществу, обрёл известность как поэт.

    Достижения в литературной сфере

    Где же впервые дебютировал Волгин Игорь Леонидович? Его поэзия сначала печаталась в периодических изданиях: «Новый мир», «Октябрь», «Москва», «Известия», «Комсомольская правда», «Арион», «Вопросы литературы» и других. Затем Игорь Волгин, стихи которого становились всё более популярны, выпустил первый сборник под названием «Волнение» (1965 год). Игорь Леонидович также являлся одним из основателей и участников знаменитых литературных чтений «на Маяковке», а также учредителем одного из самых авторитетных объединений писателей и поэтов под названием «МГУ Луч», из-под крыла которого вышли такие современные авторы, как Дмитрий Быков, Евгений Бунимович, Вадим Степанцов, Елена Исаева, Вера Павлова и многие другие.

    Подробнее о стихотворениях И.Л. Волгина

    Как поэт Игорь Волгин зарекомендовал себя в литературных кругах давно и прочно. В собственных интервью Игорь Леонидович признается, что не может толком объяснить себе и другим такие категории, как «творчество», «вдохновение», «художник». Ссылаясь на цитаты из произведений Пушкина и Ахматовой о поэтах и поэзии, Волгин тем не менее констатирует, что всё это - игра, таинственная, непостижимая, иррациональная, в которой любое слово, действие, явление может послужить импульсом для создания по-настоящему гениального шедевра. Волгин Игорь Леонидович выпустил также сборники стихотворений «Кольцевая дорога» (1970), «Шесть утра» (1975), «Персональные данные» (2015).

    Достижения в науке и исследовательской сфере

    Наиболее полно и ярко Игорь Волгин, биография которого определяет его как человека неустанно деятельного, выразил себя в научной сфере. Он является автором свыше 250 исследовательских работ, большая часть которых известна не только в России, но и за рубежом, переведена на многие иностранные языки и признана мировой общественностью и различными филологическими объединениями. Основная сфера пристального интереса и внимательного изучения Волгина - это творчетство и судьба Федора Михайловича Достоевского.

    Именно этим темам была посвящена кандидатская диссертация Игоря Леонидовича, которая называлась «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского. История издания», а впоследствии и большое количество других трудов, монографий и книг, основными из которых являются «Последний год Достоевского. Исторические записки», «Колеблясь над бездной. Достоевский и русская революция», «Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах», «Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс». Исследования учёного, признанные классическими во всём мире, сочетают в себе тщательный историзм и новаторский, смелый научный поиск.

    Что же говорил в многочисленных интервью журналистам Игорь Волгин? О Достоевском он высказывался так: «Достоевский — религиозный писатель, один из глубочайших православных мыслителей, который воплотил православную идею в реальном художественном контексте своих романов». Однако одновременно с этим исследователь призывал не рассматривать творения Федора Михайловича только в этом однолинейном направлении. Для Игоря Леонидовича произведения Достоевского - это центры пересечения сразу многих жизненных сфер. Если усматривать в книгах великого писателя переложение и художественное интерпретирование одних только библейский сюжетов и ситуаций, то существенная часть романов и повестей, да и самого мировоззрения Достоевского, останется нераскрытой, что в корне неверно.

    Преподавательская деятельность

    Игорь Леонидович, как уже было сказано ранее, является действующим профессором ряда известных московских высших учебных заведений, проводит лекции и семинары, организует активную работу со студенчеством. Он читает курс «История русской журналистики XIX века», проводит и занятия, посвященные литературоведению.

    Волгин в своих взглядах на современную молодёжь категоричен. Он считает, что сегодня юношеству, особенно до достижения совершеннолетия, просто необходимо навязывать фундаментальные основы хотя бы того культурного минимума, на котором зиждется государство и его национальное сознание. В противном случае, по мнению Игоря Леонидовича, имеется серьёзный риск потерять молодое поколение, и без того активно выбирающее современные штампованные фильмы и нравственно разлагающие программы, в огромном количестве демонстрируемые на экранах.

    Телепередачи с Игорем Волгиным

    Игорь Леонидович является ведущим не только таких культурно-развивающих программ, как «Игра в бисер» и «Контекст». Помимо них, Волгин выпустил ряд авторских, небольших по общей продолжительности, проектов. К ним относятся фильм о Николае Заболоцком, состоящий из двух серий, а также передача «Жизнь и смерть Достоевского», включающая 12 выпусков, премьерный показ которых прошёл на телеканале «Культура».

    «Игра в бисер» с Игорем Волгиным - это серьёзная интеллектуальная передача, посвященная вопросам литературы и литературоведения. За один выпуск, продолжительность которого составляет 40 минут, ведущий успевает обсудить с приглашенными гостями, профессионалами в области филологии, критиками, режиссёрами, продюсерами, культурологами, ключевые произведения мировой и отечественной культуры. Главная задача, по мнению Волгина, не рассказать обо всём - сделать это за такое короткое время всё же нереально, учитывая, что настоящие дискуссии, например, о «Войне и мире», «Фаусте», «Божественной комедии» и т. д., могут длиться даже сотни лет, - а пробудить интерес в зрителе, заставить его после просмотра телепрограммы взять в руки книгу и начать её читать. Любопытно, что Игорь Леонидович сам создал список произведений, которые выносятся на обсуждение. Администрация канала может вносить свои коррективы, однако они, как правило, оказываются несущественны.

    Какую зрительскую аудиторию охватывает программа «Игра в бисер» с Игорем Волгиным? Сам ведущий утверждает: эту телепередачу, как и «Контекст», который является уже не авторским проектом, а официальным детищем канала, любят смотреть не только врачи, библиотекари, учителя и другие представители общества, традиционно относимые к интеллигенции. Зрители разных социальных слоёв, по мнению Игоря Леонидовича, больше не хотят лицезреть «мыльные оперы», а предпочитают развиваться, просвещаться и узнавать новое.

    Награды

    За свою активную литературную и исследовательскую деятельность Волгин был награжден Орденом дружбы, который выдается за вклад в развитии отечественного искусства и культуры. Кроме этого, Игорь Леонидович получил премию Правительства России за цикл исследований под названием «Документальная биография Достоевского», национальную телевизионную премию за телепередачу «Игра в бисер», премию «Мыслящий тростник», являющуюся международной, а также ряд других наград.

    Семейная жизнь

    Игорь Волгин, личная жизнь которого широкому кругу обывателей интересна куда меньше, чем перипетии в отношениях звезд музыки и кино, является хорошим мужем, несмотря на то что его избранница значительно младше своего супруга. По многочисленным видео и фотографиям в социальных сетях становится очевидно, что пара по-настоящему счастлива, несмотря на существенную разницу в возрасте: совместные путешествия, посещение музеев и выставок, постоянное культурное просвещение служат тому доказательством. Что за женщина смогла влюбить в себя такого разностороннего и эрудированного человека, как Волгин Игорь Леонидович? Жена Катя - вот та молодая девушка, которая стала музой для мужчины, значительно старше себя. Любопытно, что в этом Волгин повторил судьбу своего кумира, Достоевского, в биографии которого также имеется любовь к юной особе.

    Взгляды на жизнь

    Игорь Волгин - человек, который умеет ставить целей и добиваться их. Писатель настаивает на том, что если не удаётся выполнить всё (по его мнению, этого не достигнуть никогда), то нужно сделать хотя бы программу-минимум. Его отношение к миру, жизненная позиция, суть самого существования заключается в трудах, которые посвящены Достоевскому, Толстому и другим знаменитым авторам, поэтому, чтобы лучше понять Игоря Леонидовича, рекомендуется прочитать его исследовательские и публицистические заметки, очерки и монографии.