• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    7 лет – именно тот возраст, когда игры и конкурсы воспринимаются детьми с наибольшим азартом и интересом. Играя с детьми помладше, постоянно рискуешь увидеть слезы, вызванные непониманием правил игры или просто детским переменчивым настроением. С наступлением же среднего школьного возраста многие уже тяготеют ко «взрослой жизни» и относятся к играм пренебрежительно. Зато конкурсы для детей 7 лет могут быть практически любыми – ребятам будут по-прежнему интересны веселые и подвижные игры, но отлично подойдут и познавательные.

    Играем дома

    Большинство детских дней рождении справляются дома, где вряд ли можно бегать наперегонки и устраивать эстафеты. Конкурсы для детей 7 лет в домашних условиях должны быть относительно спокойными, направленными больше на мыслительную, нежели на активную деятельность. Но это отнюдь не означает, что будет скучно. Во что же можно поиграть дома?

    «Горе-художники»

    Для игры потребуется мольберт с большим листом бумаги – лучше ватманом (за неимением мольберта лист можно прикрепить на стену). Присутствующие делятся на две команды, одна из которых задумывает слово. Затем один из участников этой команды должен нарисовать загаданный предмет на листе – но сделать это ему предстоит с завязанными глазами. Задача противоположной команды – отгадать, что же за предмет имелся в виду.

    «Я люблю»

    Все дети садятся в круг. Тот ребенок, с которого начнется игра, должен произнести короткое предложение на тему того, что он любит – например, «я люблю мороженое», «я люблю футбол». Второй ребенок повторяет сказанное, называя имя говорящего – «Миша любит футбол», и добавляет свое – «… а я люблю зоопарк». Третий игрок уже произносит две реплики своих друзей, добавляя свое, и так далее. Со временем становится все труднее запоминать сказанное – кто не сможет вспомнить чью-то реплику, выбывает из игры.

    «Буква»

    Игроки делятся на две команды. Ведущий объявляет какую-либо букву алфавита, и команды должны по очереди называть слова на эту букву. Чтобы было интереснее, буквы можно выбирать более редкие, либо сужать тему, например, называть только съедобные предметы. Команда, которая первой не сможет придумать слово, проигрывает.

    «Интервью»

    Ведущий просит каждого ребенка назвать любой предмет. Варианты, скорее всего, будут бытовыми – чайник, утюг, яблоко. Затем ведущий задает каждому вопрос, на который непременно нужно отвечать только задуманным словом, и никак иначе. Вопросы нужно придумывать такие, чтобы было смешно – «что вы чаще всего целуете?», «что вы возьмете с собой в школу?». Смеяться нельзя – засмеявшиеся или ответившие по-другому игроки выбывают.

    Как развлечь детей на свежем воздухе

    Теплое время года - хорошая возможность провести конкурсы для детей 7 лет на улице. Открытое пространство значительно расширяет возможности для конкурсов: они могут быть спортивного характера, с мячом и другим реквизитом, с необходимостью бега. Для маленьких детей это лучшее, что можно представить!

    Игры с мячом

    • Хорошая игра для компании, где дети не очень хорошо знают друг друга. Ребенок берет мяч и бросает его любому другому игроку, задавая ему при этом любой вопрос (спрашивать можно об увлечениях, предпочтениях или чем угодно). Поймавший отвечает на вопрос и бросает мяч дальше, задавая свой.
    • Участники становятся в круг, ведущий включает музыку. Игроки должны стараться быстро передавать мяч друг другу, не задерживая его у себя. В какой-то момент музыка без предупреждения выключается, и тот, у кого на это время в руках будет мяч, проигрывает. Ему можно учредить какой-нибудь фант – например, спеть песню или рассказать анекдот.
    • Все знают известную игру «съедобное-несъедобное». Ее можно разнообразить, чтобы было еще интереснее. Например, детям предстоит ловить мяч, когда ведущий называет положительного персонажа, и отталкивать, когда отрицательного.

    «Цвета»

    Дети собираются в одну кучу. Ведущий объявляет любой цвет, например, – «коснитесь красного!». Дети должны выполнить команду как можно скорее и коснуться любого предмета названного цвета, какой только смогут найти. Тот, кто останется последним, так ничего и не коснувшись, выбывает – и игра продолжается.

    «Свободное место»

    Дети становятся в хоровод и начинают его водить (чтобы было интереснее, при этом можно приговаривать что-то или петь песенку). Ведущий же ходит по внешнему кругу, то есть за спинами ребят. В какой-то момент он касается любого из них со спины, и тогда ведущему и тому, кого он коснулся, полагается обежать круг, как можно скорее добраться до места, откуда они начали бег, и занять его. Если первым успевает ведущий, то новым ведущим становится оставшийся без места игрок.

    «Урожай»

    Интересная идея – устроить эстафету, в процессе которой детям предстоит перетаскивать из одного места в другое апельсины или яблоки без помощи рук. Команда, собравшая за выделенное время больший урожай, побеждает.

    Я тоже!
    Веселая игра для детей, развивающая внимательность. Ведущий рассказывает историю о себе с реальными и придуманными фактами. Если действие реальное – дети должны сказать: «Я тоже!». Если действие невыполнимое – промолчать.

    Повторялки
    Подвижная детская игра на внимательность. Ведущий ставит детей в ряд. Первый ребенок должен сделать несколько движений и занять свое место. Второй выйти, повторить движения первого и добавить свое движение. И так далее.

    Кто быстрей?
    Подвижная игра для детей, разделенных на 2 команды. Нужны четыре коробки и четное количество небольших игрушек одного размера - мячиков, кубиков. Участники, бегая наперегонки от полной коробки к пустой, должны перенести в нее все игрушки.

    Смешные состязания
    Эта игра- соревнование для двух команд, каждой из которой выдается пластмассовый стакан с водой. Задача команды – пробежать со стаканом от старта, оббежать флажок на середине дистанции и вернуться к старту, передав стакан следующему игроку.

    Где наш мяч?
    Игра-догонялки, в которой игроки ищут брошенный ведущим мяч. Тот, кто находит, должен незаметно для других подбежать к условленному месту и сказать: «Мячик мой!» Другие игроки стараются догнать и коснуться игрока, у которого мячик.

    Раз – картошка, два – картошка
    Эта детская игра вырабатывает у детей быстроту реакции и внимательность. Ведущий задает детям вопросы, на которые они должны всегда отвечать: «Картошка!». Если ребенок сбивается, он из игры выбывает.

    Поймай снежок
    Подвижная игра с маленькими мячиками или «снежками». Детям выдают небольшие пластмассовые ведерки, а ведущий вооружается мешком со "снежками", сделанными из ваты (поролоновыми мячиками). Он бросает по одному снежку, а дети ведерками их ловят.

    Деревья бывают…
    Логика, реакция и наблюдательность – эти качества пригодятся участникам игры. Детей рассаживают перед ведущим, который говорит, к примеру: «Деревья бывают низким», а сам подымает руки вверх. Дети должны показать правильно.

    Спинки-картинки
    Игра, которая может развлечь и позабавить детей в случаях, если их нужно занять во время какого-то взрослого праздника. На спины участников скотчем крепят бумагу. По «испорченному телефону» передается задание - что нужно нарисовать.

    Загадочное животное
    Два игрока (один водит, другой контролирует ход игры) договариваются между собой, какое животное будет показывать водящий. Дети, задавая вопросы, пытаются отгадать животное, а «контролер» подтверждает или отрицает догадки играющих.

    Найди свой приз
    Карточки из цветного картона разрезаются на две части. Задание пишется на одной половине, а на второй – название приза. Ребенок, вытянув карточку с заданием, должен выполнить его. Затем ищет вторую половинку карточки и получает приз.

    Где наши ручки?
    Игра для самых маленьких, способствующая развитию у детей памяти и моторики. Ведущий задает несложные вопросы малышам, а они стараются правильно ответить, используя жесты и движения.

    Кошки-мышки
    Игра для самых маленьких, прекрасно развивающая мышление, память и моторику. Ведущий рассказывает малышам сказку о кошке. В ответ дети должны жестами показывать, что делают герои сказки.

    Союз художников
    Две команды художников, передавая друг другу уголек или толстый фломастер, должны нарисовать предмет, предложенный ведущим. Побеждает в игре тот «союз художников», который выполнит задание лучше и быстрей соперников.

    Стритрейсеры
    Попробуйте проехать по неосвещенной ночной трассе, не попав в аварию. Эта игра позволяет выявить самого искусного гонщика, который с завязанными глазами сможет преодолеть маршрут, сбив меньше всего кеглей.

    Сказки из волшебной шкатулки
    Эта игра позволяет детям самим придумать новые фантастические сказки. А чтобы юным сказочникам было легче и интересней фантазировать, темы для сказок им подскажет волшебная шкатулка.

    Давай меняться!
    Игра, которая развивает реакцию, внимательность и показывает детям, что эти качества просто необходимы. Иначе твое местечко займет кто-нибудь более удачливый, решительный и сообразительный. И нужно постараться, если тебе не хочется все время водить.

    Прикольные сказки
    Игра-развлечение для детей 7-15 лет. Стоя в кругу, игроки слушают сказку. Перед тем, как начать рассказывать, ведущий объявляет кодовое слово. Услышав его в повествовании, нужно успеть отдернуть свою правую и, одновременно, удержать левой правую руку соседа.

    Веселая зоология
    Игроки должны образовать круг. В его центре, закрыв глаза, кружится водящий. Правая рука его вытянута вперед, он повторяет три слова: «Звери, птицы, рыбы». Тому игроку, на которого водящий укажет, нужно сказать название животного.

    Хитрый снайпер
    В данной игре нет оружия, хитрый снайпер «убивает» одним взглядом. Помешать ему могут лишь игроки, заметившие, как он «стреляет» глазами в окружающих, и шумно разоблачившие стрелка.

    Коварные ворота
    В этой игре участникам нужна реакция, быстрота и везение. Игроки должны проскользнуть под сводами ворот, которые в любую секунду могут захлопнуться. Двое игроков изображают ворота, которые ловят своих зазевавшихся товарищей.

    Хитрые цифры
    Спокойная игра для детей, знающих основы математики и цифры. Игроки должны, воспользовавшись комбинациями, выпадающими на двух брошенных одновременно игральных кубиках, быстрей других участников вычеркнуть на своем листочке все написанные там числа.

    В чьей ладони шарик?
    Для игры нужна большая компания и мгновенная реакция. Участники стоят в шеренге, руки заведены назад, ладони открыты. В чью ладонь ведущий положит шарик, тот должен суметь вырваться из строя, несмотря на попытки других его удержать.

    Птички на ветке
    Головоломка, требующая продумывания многочисленных комбинаций и ходов. Нужно собрать членов своей команды, разбросанных по разным местам, всех вместе. Как говорится, всех одинаковых птичек посадить рядышком на одну веточку.

    Воробьи и вороны
    Подвижная, веселая и простая игра-конкурс для малышей, развивающая внимательность ее участников. Желательно, чтобы под ногами детей был ковер (в помещении) или трава.

    Каждый из ребят знает много считалочек. Поэтому для интереса будет лучше разделить детей на команды (для работы сообща). Каждая команда называет по очереди считалочку. Кто назвать не может - вылетает, а команда-победитель получает приз. Считалок много, тем более у современных детей. Например, чикин-пикин-пальчик выкинь; на златом крыльце сидели; раз-два острова, три-четыре мы приплыли; камень-ножницы, бумага, раз, два, три и так далее.

    Современный Гарри Поттер

    Каждый из участников получает 5 минут для раздумий. За это время он должен придумать своё заклинание (по примеру кинофильма «Гарри Поттер», например «остолбеней» или «алакидавра», все дети знают подобные словечки), объяснить его значение и действие. Кто из детей придумает самое интересное, необычное и полезное заклинание, тот и получит приз. В итоге побеждает фантазия и уникальность каждого ребёнка.

    Необычный снеговик

    И зимой, и летом интересно будет создать своего снеговика. Дети делятся на несколько команд и получают задание - соорудить снеговика своей фантазии из подручных средств. Для этого заранее необходимо обеспечить в комнате наличие таких предметов, как шарики, мячики, подушки и так далее. Кто лучше всех справится с таким заданием и соорудит самого интересного снеговика, та команда и получит первое место.

    Муравейник

    Дети делятся на команды по одинаковому количеству человек. На определённом расстоянии от команд лежат кучки палочек. Ведущий даёт команду «старт» и засекает время, к примеру, 5 минут, а участники команд по одному методом эстафеты бегут к своей кучке палочек, один участник берёт одну палочку и бежит с ней к своей команде. Команда складывает палочки в виде пирамидки-муравейника. У кого получится муравейник больше, тот и будет признан победителем.

    Время песен

    Игру можно провести и для команд, и для участников по отдельности. Для облегчения задания всё же лучше поделить детей на команды. Каждая команда по очереди поёт песни, в котором есть слова, которые называет ведущий. В любой момент ведущий может останавливать игру и задавать новое слово. Команда, которая не сможет вспомнить и пропеть ни одной песни, выбывает из игры. А кто держится до последнего - тот и побеждает. Слова для песен лучше выбирать широкораспространённые, ориентируясь на содержание детских песен, например, улыбка, дружба, солнце и так далее.

    Гонки вприсядку

    Дети делятся на 2-3 команды с одинаковым количеством человек. Ребята каждой команды находятся в положении «на присядках», держась друг за дружку одной рукой по схеме «паровозик». На одинаковом расстоянии от каждой команды стоит стул. По команде «старт» команды начинают гонки: ребята должны добраться до стула, оббежать его и вернуться на исходную позицию, при этом не бросая рук друг от друга и не вставая. Команда, которая вприсядку быстрее всех преодолеет расстояние, победит.

    Забег крабов

    Дети делятся на команды с одинаковом количеством пар. На определённом расстоянии от команд лежат вырезанные лепестки цветка. Каждая пара находится в положении «спина к спине» при этом взяв руки друг друга в замок. По команде ведущего первая пара «крабов», то есть они бегут боком, добирается до своих лепестков, хватает один и обратно, затем к забегу приступает вторая пара и так далее. Команда, в которой ребята быстрее остальных соберут целый цветок из лепестков, победит.

    Машинки для кукол

    Участвуют пары: мальчик и девочка. Каждой паре необходимо по листу бумаги, ручке или карандашу и ножницам. Задачей мальчишек является нарисовать и вырезать самую лучшую машинку для кукол, которых нарисуют и вырежут девочки. Пара, у которой получится самая лучшая кукла с машиной, заслуживает аплодисментов и приза.

    Фрукт на скорость

    Ребята делятся на 2 команды. Игра проходит по принципу эстафеты. На определённом расстоянии от команд расположены тарелки с фруктом, разрезанным на равные дольки (по количеству участников), например, яблоко или груша. Каждый участник подбегает к тарелке, съедает кусочек и бежит обратно, затем бежит второй участник и так до последнего. Команда, которая быстрее закончит эстафету и скушает свой фрукт, победит.

    Чупа-чупс

    Чур, не жульничать и не грызть. Каждый участник получает Чупа-чупс и по команде «старт» приступает рассасывать его. Участник, который быстрее остальных рассосёт конфету и покажет пустую палочку из под Чупа-чупса, победит.

    Отыщи игрушку

    Возраст: 6 — 7 лет.

    Цель игры: научить ориентироваться в пространстве, координируя свои движения соответственно музыкальной динамике.

    Необходимое оборудование : любая небольшая игрушка, музыкальная запись.

    Ход игры. Воспитатель, показав ребенку игрушку (например, зайчонка), просит его отвернуться и зажмурить глаза. В это время он прячет вещь. Затем игрок по команде ведущего открывает глаза. Воспитатель объясняет ему правила игры: ребенку необходимо найти спрятанную игрушку. Если игрок продвигается в верном направлении, то музыка и голоса детей, напевающих мелодию, становятся громче. Если он удаляется от игрушки, то музыка и голоса детей звучат тише. Задача ребенка — используя помощь детей, как можно быстрее отыскать спрятанную вещь.

    Примечание . В повторной игре участвуют уже два ребенка. Один прячет игрушку, другой ее отыскивает. В качестве музыкального сопровождения используется любая мелодия, которую сидящие на месте дети пропевают на какой-либо определенный музыкальный слог (например на «ля»),

    Музыкальная цепочка

    Возраст: 6 — 7 лет.

    Цель игры : развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.

    Необходимое оборудование : музыкальная запись, мяч.

    Ход игры . Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.

    Примечание . В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.

    Музыкальная гостиная

    Возраст: 4 — 5 лет.

    Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.

    Необходимое оборудование : для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).

    Ход игры . Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».

    Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.

    Угадай-ка, кто поет?

    Возраст : 6 — 7 лет.

    Цель игры: развить музыкальную память у детей старшего дошкольного возраста.

    Необходимое оборудование : карточки с изображением различных сказочных персонажей. Для игры также понадобятся магнитофон и запись детских песен из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

    Ход игры . У каждого персонажа сказки есть своя любимая песенка, которая хорошо известна детям. Воспитатель предлагает им сесть за столики, на которых лежат карточки с изображением различных сказочных персонажей. После ознакомления детей с условиями игры им дают прослушать фрагмент первой песни. Затем звук приглушается, ребята выбирают нужную карточку и показывают воспитателю. Усложненная задача: прослушать фрагмент песни и назвать ее исполнителя. Побеждает тот ребенок, который успешно справится с наибольшим количеством заданий.

    Примечание. В игре могут использоваться фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, его другом Крокодилом Геной; Винни-Пухом; Емелей; Лисой Алисой и Котом Базилио; Буратино; Крошкой Енотом; Бременскими музыкантами и др.

    Внимательные ребята

    Возраст : 3 — 4 года.

    Цель игры : научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.

    Необходимое оборудование : музыкальные записи разного ритма и характера.

    Ход игры . Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.

    Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.

    Приглашение на концерт

    Возраст: 7 — 8 лет.

    Цель игры : развить музыкальную память, эрудицию, стимулировать интерес к серьезной музыке.

    Необходимое оборудование: известные музыкальные произведения. Для игры также необходимо изготовить «билеты» по количеству задействованных в ней детей и карточки с портретами известных композиторов.

    Ход игры. Взрослый (он же ведущий импровизированного концерта) вводит детей в игру:

    Как известно из газет,

    К нам едет симфонический

    Прославленный квартет.

    В филармонии квартет

    Дает всего один концерт.

    Кто желает пойти на концерт?

    У меня есть лишний билет...

    Желающие поучаствовать в игре подходят за «билетами», после чего рассаживаются на стульях, расставленных перед импровизированной сценой. Ведущий объясняет маленьким слушателям условия игры: прослушав произведение, они должны поднять карточку с изображением его автора. Игрок, успешно справившийся с заданием, вызывается на «сцену», остальные дети аплодируют ему.

    Примечание . Музыка звучит в записи или в живом исполнении. Исполняются произведения детских композиторов — русских, современных.

    Кто что услышал

    Возраст : 5 — 6 лет.

    Цель игры : развить у детей слух, внимание, наблюдательность, умение в обычных вещах и явлениях видеть необычное.

    Необходимое оборудование : никакого дополнительного оборудования не требуется.

    Ход игры . Дети располагаются на стульчиках или на ковре. Количество игроков значения не имеет. Воспитатель предлагает минуту посидеть спокойно и прислушаться: в тишине можно многое услышать. По истечении условленного времени игроки делятся своими наблюдениями. Кто-то услыхал шум проезжающего транспорта за окном, а кто-то — пение птиц, шум листвы, скрип открываемой двери, обрывки отдаленного разговора и т. д. Задача игроков: за определенное время услышать как можно больше разнообразных звуков. Самый внимательный и активный участник игры получает почетное звание Лучшего наблюдателя этого дня.

    Хитрый мышонок

    Возраст: 5 — 7 лет.

    Цель игры: научить детей двигаться выразительно, в соответствии с выбранным музыкальным образом.

    Необходимое оборудование : любой музыкальный инструмент, на котором играет профессионально обученный взрослый.

    Ход игры . Пространство, отведенное для игры, условно делится на две половины. На одной стороне находится «кот», на другой — «мышиные норки», они помечаются мелом. В игре может принять участие любое количество игроков. При помощи считалочки выбирается водящий — вада, который будет «котом». Дети становятся в круг и «считаются»:

    Тара-бара, растобара,

    Сидит кот у самовара,

    А мышонок — под столом.

    Вада — ты, из круга — вон!

    Под тихую, но ритмичную и тревожную музыку водящий изображает засыпающего «кота». Остальные игроки-«мыши» прячутся в своих «норках». Музыка меняется, становится более спокойной и тихой. Это для «мышей» служит сигналом того, что «кот» наконец заснул. «Мышки» тихонечко выбегают из своих «норок» и подкрадываются к «сладко спящему коту». Они встают вокруг него и начинают двигаться по часовой стрелке. Прижав палец к губам, «мышки» тихо, в такт музыке нараспев произносят:

    Тише, тише, тишина...

    Укачали мы кота.

    Котик сладко спит

    И на мышек не глядит.

    Стоит только зашуметь,

    Кот наш мышек может съесть!..

    Если музыка звучит по-прежнему спокойно, дети-«мышки» снова тихо пропевают слова, двигаясь при этом в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки. А потом музыка внезапно становится быстрой и энергичной, и это значит, что «кот» «проснулся». Это сигнал не только для «мышей», но и для «котика»: он должен первым уловить изменения в музыке и предупредить действия «мышат». Он неожиданно вскакивает и пытается поймать возмутителей своего спокойствия. Пойманным считается игрок, не успевший спрятаться в свою «норку», до которого «кот» успел дотронуться.

    С окончанием музыки заканчивается и игра. «Кот» пересчитывает свою «добычу».

    Примечание. Игра повторяется до тех пор, пока все «мышата» не окажутся пойманными. Тот «мышонок», которому удастся остаться на свободе, объявляется победителем игры. Под звуки торжественного марша и дружные аплодисменты остальных игроков ему присваивается почетное звание «Самый хитрый мышонок».

    Мы играем в паровоз

    Возраст: 5 — 7 лет.

    Цель игры : развитие музыкального слуха, координации движений, умения соотносить свои движения с изменением темпа музыки. Кроме того, в процессе игры отрабатываются навыки коллективизма и взаимодействия.

    Необходимое оборудование : музыкальный инструмент или магнитофон с записью несложной музыкальной композиции.

    Ход игры . Дети становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок — машинист «паровоза», остальные дети — вагончики, они «прицепляются» к машинисту, произнося нараспев считалочку:

    Что за чудо-паровоз?

    Он без пара и колес!

    Прицепляемся друг к другу...

    Машинист, давай сигнал!

    Отправлений час настал...

    С началом музыки «машинист» дает «гудок». «Паровоз» приходит в движение: дети перебирают ногами, изображая движение колес и имитируя их перестук. «Паровоз» трогается с места и едет до «станции» (например, «Ромашкино»), С изменением темпа музыки меняется и «скорость паровоза»: cm идет то медленно, то ускоряет или замедляет ход.

    Задача каждого участника — не отцепиться от впереди стоящего ребенка и не отстать, так как «состав» на полном ходу может «маневрировать». Поезд должен прийти к остановке в полном составе.

    В конце игры дети исполняют песенку «Паровоз», слова О. Высотской, музыка 3. Компанейца.

    Паровоз, паровоз,

    Новенький, блестящий!

    Он вагоны повез,

    Будто настоящий.

    Кто едет в поезде?

    Плюшевые мишки,

    Кошки пушистые,

    Зайцы да мартышки.

    Примечание: в игре принимают участие не менее 5—7 детей. Основная задача, стоящая пред игроками, — действовать слаженно и четко, всем коллективом. В игре также могут участвовать команды из 3—5 человек. В этом случае игра становится соревнованием. Победителем будет считаться самый дружный «паровозик», при своем передвижении не потерявший ни одного «вагончика».

    Музыканты

    Возраст: 5 — 7 лет.

    Цель игры: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения.

    Необходимое оборудование : для игры понадобятся настоящие музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, металлофон.

    Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.

    «Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»

    Воспитатель просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем воспитатель предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.

    Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.

    Кто из вас король?

    Возраст : 6 — 7 лет.

    Цель игры : игра направлена на развитие реакции и координации движений.

    Необходимое оборудование : стул — «трон»; корона, сделанная из фольги.

    Ход игры. Дети находятся в 3 м от стула. Под веселую музыку игроки исполняют любые знакомые им танцевальные движения. С окончанием музыки они должны добежать до «трона» и попытаться сесть на него. Побеждает тот ребенок, которому удалось занять королевское место. Он торжественно «провозглашается» королем музыкальной страны. На голову победителю под аплодисменты «придворных королевства» со всеми полагающимися в этом случае почестями водружается корона.

    Примечание. Иногда случается так, что силы и возможности у игроков равные. Они вместе подбегают к «трону» и поднимают корону. В этом случае задача воспитателя (музыкального руководителя) — не допустить ссор и обид. Возникший спор разрешается следующим образом: игрокам предлагается еще одно испытание (например, исполнить свою любимую песенку или отгадать музыкальную загадку). Самый сообразительный (или музыкально одаренный) из игроков «коронуется» на «царствование».

    Играем в превращения

    Возраст: 3 — 7 лет.

    Цель игры: развитие воображения.

    Необходимое оборудование: музыкальная запись «Ритмическое упражнение», музыка С. Соснина.

    Ход игры. Воспитатель задает ребятам вопрос: как они относятся к превращениям? Вряд ли найдется хоть один ребенок, который не мечтает стать сказочным волшебником и счастливым обладателем волшебной палочки. Взрослый говорит о том, что вполне можно обойтись и без магических предметов, достаточно иметь богатое воображение. Он просит детей попытаться «включить» свою фантазию: «Пусть каждый из вас представит, что он сейчас не Петя или Маша, а небольшой красивый мячик. Представили? Какого бы цвета вы желали быть?» Каждый ребенок мысленно подбирает цвет, то есть раскрашивает себя в любимые цвета. Звучит веселая музыка, дети выполняют свободные импровизированные движения: «катятся», «подскакивают», «подпрыгивают» и т. п. Задача игроков: войти в образ мяча, двигаться подобно ему, при этом внимательно слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.

    Примечание . Приглашением к игре-разминке могут стать такие слова:

    Раз, два, три, четыре, пять —

    Будем мы с тобой играть

    В мяч веселый, озорной,

    Покатились же, не стой!

    Слышишь, музыка звучит?

    Мяч на месте не стоит!

    Скачем резво: прыг да скок...

    Притомился ты, дружок?

    Что ж, немного отдохнем

    И... опять играть начнем.

    Данная игра также может с успехом использоваться на школьной переменке или в детском саду — для чересчур возбужденных или, напротив, излишне апатичных ребят. При помощи музыки и движений легко снять у детей психологическое и мышечное напряжение.

    Отыщи игрушку

    Возраст : 6 — 7 лет.

    Цель игры: научить ориентироваться в пространстве, координируя свои движения соответственно музыкальной динамике.

    Необходимое оборудование : любая небольшая игрушка, музыкальная запись.

    Ход игры . Воспитатель, показав ребенку игрушку (например, зайчонка), просит его отвернуться и зажмурить глаза. В это время он прячет вещь. Затем игрок по команде ведущего открывает глаза. Воспитатель объясняет ему правила игры: ребенку необходимо найти спрятанную игрушку. Если игрок продвигается в верном направлении, то музыка и голоса детей, напевающих мелодию, становятся громче. Если он удаляется от игрушки, то музыка и голоса детей звучат тише. Задача ребенка — используя помощь детей, как можно быстрее отыскать спрятанную вещь.

    Примечание . В повторной игре участвуют уже два ребенка. Один прячет игрушку, другой ее отыскивает. В качестве музыкального сопровождения используется любая мелодия, которую сидящие на месте дети пропевают на какой-либо определенный музыкальный слог (например на «ля»),

    Музыкальная цепочка

    Возраст : 6 — 7 лет.

    Цель игры : развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.

    Необходимое оборудование : музыкальная запись, мяч.

    Ход игры . Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.

    Примечание. В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.

    Угадай-ка, кто поет?

    Возраст: 6 — 7 лет.

    Цель игры : развить музыкальную память у детей старшего дошкольного возраста.

    Необходимое оборудование : карточки с изображением различных сказочных персонажей. Для игры также понадобятся магнитофон и запись детских песен из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

    Ход игры. У каждого персонажа сказки есть своя любимая песенка, которая хорошо известна детям. Воспитатель предлагает им сесть за столики, на которых лежат карточки с изображением различных сказочных персонажей. После ознакомления детей с условиями игры им дают прослушать фрагмент первой песни. Затем звук приглушается, ребята выбирают нужную карточку и показывают воспитателю. Усложненная задача: прослушать фрагмент песни и назвать ее исполнителя. Побеждает тот ребенок, который успешно справится с наибольшим количеством заданий.

    Примечание. В игре могут использоваться фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, его другом Крокодилом Геной; Винни-Пухом; Емелей; Лисой Алисой и Котом Базилио; Буратино; Крошкой Енотом; Бременскими музыкантами и др.

    Кто что услышал

    Возраст : 5 — 6 лет.

    Цель игры: развить у детей слух, внимание, наблюдательность, умение в обычных вещах и явлениях видеть необычное.

    Необходимое оборудование : никакого дополнительного оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети располагаются на стульчиках или на ковре. Количество игроков значения не имеет. Воспитатель предлагает минуту посидеть спокойно и прислушаться: в тишине можно многое услышать. По истечении условленного времени игроки делятся своими наблюдениями. Кто-то услыхал шум проезжающего транспорта за окном, а кто-то — пение птиц, шум листвы, скрип открываемой двери, обрывки отдаленного разговора и т. д. Задача игроков: за определенное время услышать как можно больше разнообразных звуков. Самый внимательный и активный участник игры получает почетное звание Лучшего наблюдателя этого дня.

    Примечание. Во время игры воспитатель (музыкальный руководитель) умышленно может от себя добавить несколько «лишних звуков» (например, уронить книгу, постучать пальцами по поверхности стола или «случайно» нажать клавишу пианино и т. п.).

    Танец-импровизация

    Возраст : 4 — 8 лет.

    Цель игры: развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.

    Необходимое оборудование: запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».

    Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.

    Примечание . Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.

    Раз словечко, два словечко — будет песенка

    Возраст: 5 — 6 лет.

    Цель игры : развитие творческих способностей и задатков у детей старшего дошкольного возраста.

    Необходимое оборудование : запись веселой музыки.

    Ход игры . К ребятам за помощью обращается сказочный персонаж, например Баба Яга. Она приглашена на именины к своей закадычной подруге Кикиморе. Решила в подарок спеть ей свои знаменитые припевки, да вот беда — бабуля неграмотная, да и памяти никакой. Песню-то сочинила, а потом половину слов забыла. Яга просит ребят помочь ей вспомнить забытые рифмы. Она начинает напевать:

    Елочки-сосеночки,

    Колючие... (иголочки).

    Без метлы я как без рук,

    Без моей... (метелочки).

    Без метлы мне не летать,

    Следы нечем.... (заметать).

    Горе, горе у Яги,

    Коли нет у ней... (метлы)!

    Эх, Баба-Яга,

    Костяная... (нога)!

    Я живу уж сколько лет,

    Натворила столько... (бед)!

    Пойду плясать,

    Ноги некуда... (девать).

    Сейчас метлу свою возьму

    Да как «барыню» ... (спляшу)!

    Примечание. После того как ребята помогут Бабе Яге вспомнить забытые слова, она их сердечно благодарит и исполняет всю песню целиком, сопровождая ее движениями. Количество игроков не ограничено, как говорится, чем больше, тем лучше.

    Что умеем, мы покажем

    Возраст : 6 — 7 лет.

    Цель игры : игра направлена на развитие навыков коллективного творчества.

    Необходимое оборудование: музыкальное сопровождение.

    Ход игры . Воспитатель, он же и ведущий импровизированного концерта, говорит о том, что на музыкальных занятиях дети учились правильно и красиво петь и двигаться. Теперь настало время продемонстрировать свои знания и умения. В импровизированном концерте ребята исполняют известные им песни, частушки, пляски и танцы. Задача игроков: поразить зрителей своим профессионализмом и артистизмом. Дети выступают в роли как самодеятельных артистов, так и зрителей.

    Воспитатель в роли ведущего объявляет первый номер, называя фамилию и полное имя маленького артиста. После каждого выступления, как и полагается, звучат зрительские аплодисменты.

    Например, одним из концертных номеров может стать выступление девочек-матрешек, которые исполнят для ребят свои веселые частушки.

    Воспитатель.

    Вот веселые матрешки,

    Обожают петь, плясать.

    Пригласили их ребята

    На свой праздник выступать.

    Матрешки (хором).

    Мы платочками взмахнем,

    Дружно топнем каблучком.

    Эх, раз! Еще раз!

    Начинаем перепляс!

    Импровизированный танец Матрешек. Когда танец заканчивается, все Матрешки, кроме последней, самой младшей, уходят и садятся на свои места.

    Младшая матрешка.

    А я — младшая сестрица,

    Петь частушки мастерица.

    Я со сцены не уйду,

    Пока частушку не спою.

    Как немного подрасту,

    Сразу в школу я пойду.

    Буду петь, плясать,

    Дискотеки посещать.

    Моя мама дорогая,

    Не волнуйся за меня.

    Я — девчонка боевая,

    Вся, мамулечка, в тебя!

    Перед вами пройдусь

    Да три раза поклонюсь

    (Кланяется на три стороны).

    Я б еще повыступала,

    Да вот что-то вдруг устала.

    Как немного отдохну,

    Песни петь опять начну!

    Эх, раз! Еще раз!

    Я на сцене целый час!

    Спасибо за внимание,

    До скорого свидания!

    Малышка вприпрыжку убегает. На проигрыш все Матрешки выходят на поклон.

    Композиторы

    Возраст: 5 — 8 лет.

    Цель игры : игра рассчитана на совместное музыкальное творчество детей и взрослых.

    Необходимое оборудование: «живое» музыкальное сопровождение.

    Ход игры . В игре принимают участие взрослый, владеющий любым музыкальным инструментом, и несколько детей. Перед игрой необходимо объяснить ребятам, кто такой композитор, после чего детям предлагается попробовать свои силы в сочинении мелодии. Перед игроками ставится задача: совместными усилиями сочинить мелодию к новогодней песенке. В этой игре побеждают совместное творчество и дружба.

    После объяснения правил игры воспитатель (музыкальный руководитель) знакомит детей со словами песенки:

    Я песенку веселую спою для вас, друзья!

    И попрошу мне подпевать,

    При этом можно танцевать —

    Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла-ла!

    При этом танцевать!

    Слова у этой песенки

    Понятны и просты.

    Запомним их и повторим:

    «Тирлим-тирлим, тирлим-тирлим!» —

    Запомним, повторим.

    Мы песенку задорную

    Поем на все лады:

    «Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим!

    Ла-ла-ла! Тирлим!» —

    С начала повторим.

    Потом возьмемся за руки и встанем в хоровод,

    И с песенкой веселой той

    Мы встретим Новый год!

    Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим-тирлим!

    Ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Встретим Новый год!

    Примечание . После того как мотив придуман, взрослый подбирает аккомпанемент и дети исполняют всю песню — с начала и до конца с движением. После ее исполнения сами себе аплодируют. Данную песенку можно исполнить на новогоднем празднике, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.

    Музыкальный театр

    Возраст : 6 — 7 лет.

    Цель игры : пробудить у детей устойчивый интерес к музыкальному творчеству.

    Необходимое оборудование: запись музыки Э. Тамберга «Танец колдуньи».

    Ход игры. Игра проводится с группой детей. Задача игроков: попытаться пантомимой передать содержание и настроение музыки. Ребенок, в ходе игры проявивший себя наиболее ярко и эмоционально, получает звание народного артиста.

    Игрокам предлагается прослушать пьесу и попробовать с помощью движений, жестов и мимики передать ее содержание. Для более успешного вхождения в образ зачитываются стихотворные строки, характеризующие сказочного персонажа музыкального произведения.

    Заклинание ведьмы

    Не пыли, дорожка,

    Не шуми, трава.

    Замолчите, птицы,

    Не греми, гроза!

    Вы не дуйте, ветры,

    Солнце, не свети.

    Живность вся земная,

    Ты на миг замри!

    Час для заклинаний

    Наконец настал!

    Приготовлю зелье,

    Колдовской отвар...

    Забурлит и вспенится

    Варево мое.

    На людей обрушится

    Все мирское зло!

    Примечание. При желании ребята сами могут красочно проиллюстрировать музыку Э. Тамберга, придумав к ней свой сюжет.

    Игралки-повторялки

    Возраст: 5 — 6 лет.

    Цель игры : игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

    Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).

    Ход игры . В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.