• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В горных долинах Альп средневековые республиканские учреждения дожили до наших дней. Уже в 1291 г. три крестьянских, или лесных, кантона – Швиц, Ури и Унтервальден – заключили «Вечный союз» для поддержания законов и взаимопомощи против австрийских Габсбургов. 124 В последующие два столетия эти кантоны заключили союзы и конфедеративные договоры с городами Цюрих, которым правили ремесленные цехи, и Берн, где власть принадлежала военному патрициату. Со временем в состав конфедерации вошли десять кантонов, объединенных в многоуровневую конфедеративную систему, и потребовался немалый срок, чтобы в этом этнически и лингвистически неоднородном регионе выработалось чувство национального единства.

    Границы союза оставались весьма неустойчивыми, и в различные времена многие соседние города и земли выражали желание присоединиться к конфедерации. Господство над Сен‑Готардом и другими перевалами на торговых путях из Италии в Германию давало ей большие стратегические преимущества. Но, вероятно, еще более важным следствием географического положения стало то, чем никогда не обладали итальянские и немецкие города – местные патриотически настроенные войска, состоявшие из прекрасно обученных и воинственных копейщиков, которых в изобилии поставляли перенаселенные горные деревни. В XIV в. и в начале XV в. швейцарцы отразили несколько нападений Габсбургов; в 1476 и 1477 гг. они разбили феодальную армию бургундского герцога Карла Смелого, а в 1499 г. вынудили отступить императора Максимилиана I. После этих событий ни одна великая держава не осмеливалась нападать на швейцарцев вплоть до самой Французской революции. Уже в XIV в. сложилась легенда о национальном швейцарском герое Вильгельме Телле, метком стрелке, которого габсбургский наместник заставил сбить стрелой яблоко с головы его маленького сына.

    Города Западной и Восточной Европы

    К востоку и к западу от широкого пояса немецких и итальянских городов‑государств города Европы никогда не имели полной независимости, хотя нередко пользовались значительной административной автономией. Начиная с XV в. территориальные правители стремились всеми путями ограничить эту автономию. Им без труда удалось достичь своей цели в Восточной Европе, где относительно мелкие и слабые города не могли противостоять союзу князей и крупных землевладельцев. На Западе этот процесс шел медленнее. Следует признать вместе с тем, что английская монархия почти не встречала сопротивления со стороны городов. Лондон, который испытывал благоговейный страх перед королевским Тауэром и экономически был связан с Вестминстерским двором, не мог да и не хотел играть самостоятельную роль. Другие английские города были слишком малы, чтобы питать подобные чаяния. Больше проблем было у герцогов Бургундских, правителей Нидерландов. Во Фландрии, самой богатой и населенной провинции, господствовали три крупнейших города – Гент, Брюгге и Ипр. Подобно многим другим городам, процветавшим в XII–XIII вв., они пострадали от сокращения населения и экономического упадка в XIV–XV вв. Но Гент и Брюгге тем не менее оставались самыми крупными и богатыми городами к северу от Альп, если не считать Парижа. Им удалось добиться от графов Фландрийских значительного самоуправления и установить фактический контроль над собраниями фламандских сословий, которые обычно созывались несколько раз в год. Немало мест в городских советах имели цехи. В течение XIV столетия в Генте цех ткачей дважды поднимал народ на восстания, хотя во главе учрежденных затем новых правительств раз за разом становились патриции, состоятельные представители правящих городских кланов. Движения городских масс никогда не достигали сколько‑нибудь значительных результатов, но сами революционные традиции крупнейших фламандских городов всегда были живы и прорывались в периодических столкновениях горожан с Бургундскими герцогами. Лишь со временем герцогам удалось усилить контроль за городами, и одной из причин восстания Нидерландов против Филиппа II Испанского 125 стали попытки городов вернуть себе некоторые из прежних свобод. Похожая ситуация сложилась во Франции. «Общая власть и управление в королевстве… а также в наших добрых городах, больших и малых… принадлежат только нам», – заявил Людовик XI (1461–1483); но по‑настоящему строгий контроль за городами стал возможен лишь с появлением системы королевских интендантов в XVII в. 126

    Швейцария, несомненно, является одним из самых маленьких существующих федеративных государств. Например, Соединенные Штаты в 227 раз больше, чем Швейцария. Численность населения Швейцарии достигает приблизительно 6,3 миллионов. Однако Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых является государством с суверенной юрисдикцией. Кантон Аппенцелль Иннерроден насчитывает только 14000 жителей. В нем меньше жителей, чем государственных служащих в городе Цюрихе. Но эти малые демократические государства могут развиваться в современном окружении высоких технологий и сверхдержав, когда экономика требует больших территорий и больших рынков.

    Исторически Швейцария как страна возникла на месте традиционной конфедерации старых средневековых государств. Хотя институционально Швейцария стала федеративным государством, она все еще называется Конфедерацией. Причина этой путаницы заключается в особенностях перевода. По-немецки Швейцария называется «Schweizerische Eidgenossenschaft». Немецкое слово «Eidgenossenschaft» не переводится на французский, итальянский или даже английский языки. Это немецкое слово буквально означает, что Швейцария - это страна, основанная на соглашении «присягнувших».

    Каждый субъект Швейцарской конфедерации имеет свою конституцию, легислатуру и правительство, однако их права ограничиваются федеральной Конституцией: согласно ст. 3 Конституции, кантоны суверенны в той мере, в которой их суверенитет не ограничен федеральной Конституцией. Принимая во внимание все эти обстоятельства, исследователи указывают, что Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых «является государством с суверенной юрисдикцией» Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 540..

    На федеральном уровне автономия кантонов защищается не только Конституцией, но и политической практикой, часто выходящей за существующие правовые рамки, но и в конечном счете получающей институциональное воплощение.

    Швейцария является «пестрой» в этнонациональном отношении страной, состоящей из четырех основных этнических групп: немецкая -- 65%; французская -- 18%; итальянская -- 10%; ретороманская -- 1% (представлена швейцарскими романшами). В соответствии с Конституцией все эти группы равноправны и все четыре языка -- государственные (впрочем, романшский -- «ограниченно» государственный, т. е, не все официальные документы публикуются на этом языке). Лингвистический состав населения таков: немецкий (63,7%), французский (19,2%), итальянский (7,6%), романшский (0,6%). В Швейцарии проживают около 1 млн неграждан-иностранцев (порядка 6% населений принадлежат этническим группам, отличным от перечисленных). Католицизм и протестантизм исповедуют примерно равное число швейцарцев (на прочие культы и религии приходится 5% от общего числа жителей страны).

    Швейцарский федеративный опыт уникален: он выходит за рамки классического американского или канадского федерализма. Швейцарское федеративное устройство часто характеризуется в понятиях разделенного (или ограниченного) суверенитета. Согласно Конституции, сувереном -- наравне со всем швейцарским народом как единым целым -- выступают и отдельно взятые кантоны. Кантоны суверенны в том, что они являются учредителями самих себя и соучредителями единого государства. Но государство утверждается также всем швейцарским народом как целым, и это целое тоже суверенно. Таким образом, народ Швейцарии и граждане кантонов «делят» суверенитет. В институционально-функциональном плане это отражается в автономных полномочиях как центральной власти, так и властей кантонов.

    Кроме работающего в условиях Швейцарии принципа, что каждое кантональное большинство должно считаться с таким же правом локальных (коммунальных или муниципальных) меньшинств, в швейцарской модели имеются и другие институты сохранения единства на федеральном уровне. Федеральная власть оставляет в своей исключительной законодательной компетенции сферы внешней политики и обороны, финансовую систему, гражданское и уголовное право, патентное право, транспорт, почту, социальное страхование, атомную энергетику. Высшей инстанцией, подтверждающей изменения в конституциях кантонов, которые обязаны выполнять федеральные законы, является Федеральное Собрание.

    Высший орган исполнительной власти -- Федеральный Совет. Семь его членов избираются на четырехлетний срок на совместной сессии обеих палат Федерального Собрания. При формировании Федерального Совета исключается избрание двух человек из одного кантона. В декабре каждого года Федеральное Собрание выбирает из состава Федерального Совета Федерального президента и его заместителя сроком на один год. Федеральный президент выполняет функцию главы государства, но имеет весьма ограниченные полномочия, будучи «первым среди равных» в Федеральном Совете. Правительство подотчетно Федеральному Собранию, однако последнее не имеет полномочий по роспуску или отставке Федерального Совета. В свою очередь, Федеральный Совет так же не может распустить парламент.

    Из состава нижней палаты парламента выбираются члены Федерального Верховного Суда, Федерального Страхового Суда.

    Считается, что судебная система страны функционирует в основном на кантональном уровне. Каждый кантон имеет апелляционный суд, кассационный суд, общегражданский и уголовный суды.

    Высшим законодательным органом Швейцарии является Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат -- Национального совета и Совета кантонов.

    Нижняя палата парламента -- Национальный совет -- состоит из 200 депутатов, избираемых на четырехлетний срок в ходе прямых выборов по пропорциональной системе.

    Верхняя палата парламента -- Совет кантонов -- состоит из 46 человек (два депутата от каждого кантона; в разделенных кантонах -- по одному депутату от каждого полукантона), избираемых на основе кантональных законов, которые значительно разнятся от кантона к кантону.

    На законодательные акты, одобренные обеими палатами парламента, исполнительной властью не может быть наложено вето. Такие законы также не могут быть опротестованы в судебном порядке. Особенностью законодательного процесса в Швейцарии являются предусмотренные Конституцией страны внесения конституционных изменений или дополнений по итогам референдумов, считающихся наиболее эффективным способом влияния на законодательные решения. 50 тыс. граждан могут потребовать референдума по поводу решения Федерального Собрания. Таким образом, швейцарская политическая традиция отдает предпочтение народным инициативам и референдумам. Как считают сами швейцарцы, в системе, где власть передана кантонам и коммунам, принципы представительной демократии играют второстепенную роль. На кантональном уровне законодательную власть осуществляет Большой Совет или Совет Кантона, или Совет Земли.

    Исполнительная власть -- прерогатива правительства кантона, которое возглавляется избираемым местными законодателями один год председателем (эта должность называется в различных кантонах по-разному). В небольших кантонах (полукантонах Аппенцелля и Унтервальдена, Гларус) выборы не проводятся,-- общие собрания граждан принимают решения простым голосованием.

    Кантоны лишены права свободного выхода из состава федерации, хотя в Конституции нет положения, регулирующего этот вопрос. Согласно ст. 6 Конституции, кантоны должны получать у федерации одобрение (гарантии) своим Конституциям. Федеральные законы предусматривают меры по обеспечению этих гарантий, в том числе меры федерального вмешательства - отзыв субсидий, применение военной силы, которая не использовалась с 1847 году.

    В то же время в выполнении своих обязательств выявляется политическая автономность кантонов, поскольку федеральное правительство не имеет исполнительных структур для прямой реализации федеральных законов. Их внедрение и исполнение -- функция властей кантонов. В данной связи кантоны сохраняют известную остаточную автономию даже в сфере исключительной компетенции федерации. Кантоны не могут организовывать себя по типу монархии. Их правительственная система должна быть либо республиканской, либо демократической. Однако они могут копировать Вестминстерскую модель, американскую или даже французскую президентскую систему. Однако ни один из кантонов не использовал эти возможности. Так что кантональные системы так или иначе изменили систему федерального правительства, единственного в мире правительства, которое копировало директивную систему второй Французской Республики 1795 г. Энциклопедия: Федерализм. // Под ред. В.И. Коваленко. М., 2000. С. 374

    Институты местного самоуправления в Швейцарии представлены коммунами (муниципалитетам), т. е. такой формой самоорганизации, которая позволяет наиболее эффективно сбалансировать интересы кантонов и граждан. Последним предоставлена широкая возможность принятия решений на самом низовом уровне. Роль коммун (их насчитывается более трех тысяч) в политическом процессе настолько значительна, что швейцарскую федеративную модель иногда называют коммунальным федерализмом. Постепенно происходит рост числа местных сообществ за счет дробления и образования новых коммун. Примерно половина коммун насчитывает не более 500 человек. В некоторых кантонах коммуны объединяются в районы. Степень автономии коммун различна и регулируется кантональными Конституциями. Однако за ними закреплены некоторые неотъемлемые права: на объединение с другой коммуной, невмешательство сверху, если не нарушается федеральная или кантональная Конституция, определение структуры управления в рамках кантонального законодательства, свобода действий в рамках полномочий, не входящих в компетенцию кантонального или федерального уровня власти.

    Целесообразно остановиться на такой уникальной особенности Швейцарии как институт двойного (иногда тройного) гражданства, предусматривающий предоставление федерального гражданства негражданам лишь после получения муниципального (коммунального), а затем и кантонального гражданства.

    Принципиально важно, что Конституция Швейцарии начинается словами: «Мы, народ Швейцарии и кантоны», что дает основание говорить, как уже подчеркивалось выше, об особом принципе суверенитета, а также о своеобразной кантональной и коммунальной лояльности, органично дополняемой и лояльностью к федерации в целом. Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 531.

    Необходимо особо отметить характер политической культуры швейцарцев, в значительной степени определяющей облик этой страны. Как утверждал Дэниел Элейзер, несмотря на множество разделительных линий, политическая культура Швейцарии является федералистской во всех своих проявлениях (включая институциональные), особенно в организации ячеек гражданского общества в умении создавать консультативные механизмы с целью принятия решений на основе консенсуса. По мнению этого исследователя ковенантная родословная швейцарского федерализма проявляется хотя бы в том факте, что немецкоговорящие швейцарцы до сих пор называют федерацию «Eidgenossenschaft», что можно перевести как «ассоциация (Genossenschaft), скрепленная особым обязательством в форме взаимной клятвы (Eid)», а гражданина Швейцарии - «Eidgenosse», что означает участника соглашения, товарища, связанного клятвой. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. С. 106--115.

    Здравый смысл, умеренный консерватизм и толерантность проявляются на всех уровнях власти и во всех сферах жизни Швейцарии. Уже много лет согласно неписаному правилу в федеральное правительство входят по два представителя Радикально-демократической партии, Христианско-демократической народной партии, Социал-демократической партии и один представитель Швейцарской народной партии, что позволяет поддерживать политический баланс в обществе. Так что можно говорить о том, что в многопартийной Швейцарии доминирует четырехпартийная коалиция.

    Соблюдению договоренностей по партийному составу федерального совета и других органов федеральной власти способствует партийная система. В отличие от большинства других федераций, в Швейцарии организационные центры партий рассредоточены по кантонам, т. е. географические размежевания внутри партий играют более важную роль, чем идеологические разногласия между различными партиями. В результате на федеральных выборах основная борьба разворачивается непосредственно в кантонах.

    Принцип разделения полномочий касается не только Федерального Совета, но и других федеральных структур, а также всех уровней власти. Различные сегменты общества (национальные общины, конфессиональные и языковые группы) рассматриваются как партнеры в политическом процессе. С учетом этого принципа швейцарская федеральная почтовая служба, например, возглавляется тремя директорами, каждый из которых принадлежит к определенной языковой группе.

    Хотя в ст. 3 и 5 Конституции провозглашается суверенитет кантонов, они не являются независимыми во внешних сношениях. Согласно ст. 8 Конституции, заключение союзов и договоров является исключительным правом Швейцарской конфедерации, однако -- в качестве исключения -- статья 9 наделяет кантоны «правом заключать соглашения в сфере экономических связей госсектора, регулирования отношений с соседями и по вопросам полицейского сотрудничества при условии, что они ни в чем не противоречат Конфедерации или правам других кантонов». В практическом плане кантоны обладают лишь параллельными и подчиненными полномочиями, что оговорено в ст. 10 Конституции: «В целях добрососедства кантоны могут напрямую устанавливать отношения с соответствующими им по уровню властями и официальными лицами», однако это право, как следует из ст. 9, не должно использоваться «в ущерб Конфедерации или правам других кантонов». Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 531-540.

    Швейцария во многих отношениях является потенциально очень конфликтной страной. Поэтому так важны процедуры, которые помогают сохранять спокойствие в обществе.

    Многие наблюдатели думают, что демократические процедуры в Швейцарии неэффективны, поскольку требуется обычно более десяти лет, чтобы реализовать политическую идею, которая нуждается в поправках к конституциям и законам. Но такая процедура позволяет всем группам, интересы которых не совпадают, защитить свои интересы в процессе рациональной и открытой процедуры.

    Кроме того, поскольку парламентские предложения о новых законах или расходах отклоняются, если граждане не убеждены в их легитимности и необходимости, меньшинства всегда имеют возможность помешать принятию новых законов в ходе референдума. И, так как легко предлагать новые инициативы, меньшинства также имеют хорошую возможность для выдвижения новых политических идей и возобновления установленных политических структур.

    Многие критики утверждают, что эти процедуры очень неэффективны. Если эффективность измерять временем, необходимым для реализации новых идей, которые будут приняты на уровне законов, эта критика оправдана. Но, если принимать во внимание, что эти идеи должны быть осуществлены в обществе, что они должны быть приведены в исполнение без полицейской силы и без нарушения интересов меньшинств, тогда испытание таковых идей на эффективность в Швейцарии проходит успешно.

    (официальное название Швейцарская Конфедерация) - государство в центральной Европе. На севере граничит с Германией, на западе с Францией, на юге с Италией, на востоке с Австрией и Лихтенштейном.

    Площадь - 41,3 тысяч кв. км.

    Столица - Берн (127 тысяч человек).

    Население - 7,56 млн человек. 20,2 % населения страны составляют иностранцы.

    Крупнейшие города (в тыс. человек) - Цюрих (365), Женева (185), Базель (165), Лозанна (123). Официальные языки: немецкий (швейцарский диалект, так называемый «швицердюч») - 64% населения), французский - 20%, итальянский - 6,5%, ретороманский - 0,5%.

    Доминирующие конфессии - римско-католическая (42% населения) и протестантская (33%). Приверженцы православия составляют 4,4%, ислама - 4,3%, иудаизма - 0,3%. 11% населения не причисляют себя ни к одной из конфессий.

    Государственный флаг - квадратное полотнище красного цвета с белым симметричным крестом в центре. Герб страны - белый крест на красном щите.

    Денежная единица - швейцарский франк (1/100 франка - сантим).

    История государства

    В древние времена Швейцария называлась Гельвецией . Будучи покоренными римлянами, племена гельветов продолжали сопротивляться их власти, пока империя не распалась. Тогда страна стала частью королевства Бургундии. После этого гельветы попали под господство франков, а затем германских императоров.

    В 1291 году кантоны Ури, Швиц и Унтервальден заключили между собой «союз на вечные времена» для борьбы против Габсбургов, пытавшихся подчинить себе земли, расположенные на подступах к Сен-Готтардскому перевалу - кратчайшему транзитному пути из Южной Европы в Северную и Западную. Постепенно за счет добровольного вхождения в союз соседних территорий сформировалось многонациональное швейцарское государство.

    С 1848 года конституционной нормой Швейцарии является постоянный вооруженный нейтралитет, признанный и гарантированный европейскими державами на Венском конгрессе 1815 года и впоследствии подтвержденный Версальским договором 1919 года.

    В 1990-х годах Швейцария модернизировала свою концепцию внешней политики, в т. ч. по вопросу нейтралитета. Теперь участие в создании систем коллективной безопасности, в многосторонних акциях по линии ООН и ОБСЕ рассматриваются как совместимое с нейтральным статусом. Однако присоединение к любому военному союзу по-прежнему исключается. Швейцария твердо придерживается политики нейтралитета и не намерена отходить от нее в дальнейшем, в том числе в качестве члена ООН, коим является с 2002 года.

    Государственное устройство

    Швейцария - федеративная парламентская республика. Состоит из 26 кантонов, каждый их которых имеет свою конституцию, парламент и правительство.

    Самым молодым является кантон Юра , отделившейся в 1979 году от кантона Берн после того, как осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание.

    Законодательная власть Швейцарии принадлежит парламенту - Федеральному собранию, состоящему из двух палат : Национального совета (200 депутатов, председатель на 2009 год - Чиара Симонеши-Кортеси (Chiara Simoneschi-Cortesi и Совета кантонов (46 депутатов, председатель на 2009 год - Ален Берсе (Allen Berse

    Национальный совет избирается прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года, Совет кантонов - по мажоритарной системе. Председатели палат переизбираются ежегодно. Последние парламентские выборы состоялись 21 октября 2007 года.

    Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти (правительством) является Федеральный совет в составе семи федеральных советников (министров), избираемых парламентом на четыре года. Согласно Конституции, все они равны в правах, принимают решения строго на коллегиальной основе.

    Глава государства и правительства - Президент Конфедерации. Он избирается парламентом из числа членов Федерального совета на один год в порядке ротации, председательствует на заседаниях Федсовета и выполняет в основном представительские функции.

    В 2009 году Президентом Швейцарии является Ханс-Рудольф Мерц (Hans-Rudolf Merz).

    С 1953 года Федеральный совет традиционно формируется на основе коалиции четырех ведущих партий страны: Социал-демократической (СДПШ), Радикально-демократической (РДПШ), Швейцарской народной партии (ШНП) и Христианско-демократической (ХДПШ).

    Каждый из федеральных советников возглавляет один из Федеральных департаментов (министерств).

    В Швейцарии зарегистрированы более 20 партий общенационального уровня, 13 из которых представлены в федеральном парламенте.

    В профсоюзном движении выделяются Объединение швейцарских профсоюзов (ОШП), Швейцарская конфедерация христианско-национальных профсоюзов, Федерация швейцарских объединений служащих.

    Вооруженные силы организованы по милиционному принципу на основе всеобщей воинской обязанности. Численность - 226 тысяч человек. Состоят из 4 мотопехотных, 3 горнострелковых и 2 бронетанковых бригад, бригады связи и управления, сил ВВС и ПВО (по одной учебно-боевой бригаде).

    Экономика и финансы

    Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых.

    Страна является одним из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих - третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). В стране функционирует около 4 тысяч финансовых институтов, в том числе множество филиалов иностранных банков. На швейцарские банки приходится 35-40 % мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц. Они пользуются хорошей репутацией у клиентов благодаря стабильной внутриполитической обстановке, твердой швейцарской валюте, соблюдению принципа "банковской тайны". Банковский сектор страны производит 11% ВВП, дает до 20% всех налоговых поступлений в бюджет государства.

    Важнейшую статью дохода Швейцарии составляет транзит грузов через территорию страны (50% грузооборота между северной и южной частями Западной Европы).

    По производству ВВП на душу населения (62,8 тысяч швейцарских франков) Швейцария занимает четвертое место в мире, уступая лишь Лихтенштейну, Люксембургу и Норвегии.

    Ведущие отрасли промышленности - микроэлектроника, биотехнологическая, электротехническая и фармацевтическая промышленность.

    Доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте составляет 2,4%. Основная отрасль - мясомолочное животноводство (75% валового объема сельхозпродукции). За счет собственного производства обеспечивается около 60% потребности населения страны в аграрной продукции.

    В производстве электроэнергии доля гидроэлектростанций составляет до 60%, АЭС - 39,5%.
    Наибольший объем внутренних перевозок осуществляется железнодорожным транспортом. Общая протяженность железных дорог - 4840 тысяч км; автомобильных - 71300 км (в т.ч. 1730 км скоростных).

    Внешнеэкономические связи ориентированы главным образом на Западную Европу и Северную Америку (83% внешнеторгового оборота, в том числе 60% экспорта и до 80% импорта - на страны Европейского союза). Экспорт капитала приходится в основном на 10 ведущих промышленно развитых стран. Общий объем швейцарских прямых инвестиций за рубежом составляет 444,7 млрд швейцарских франков, портфельных - 857,8 млрд Зарубежные авуары швейцарских банков достигают 2,2 трлн швецарских франков.

    Существенную роль в экономике страны (5,3% ВВП) играет международный туризм. Являясь традиционной страной туризма, Швейцария удерживает в этой сфере прочные позиции в Европе. Наличие развитой туристической инфраструктуры, сети железных и автомобильных дорог в сочетании с живописной природой и выгодным географическим положением обеспечивает приток в страну значительного количества туристов.

    Международную известность имеет город Давос , расположенный в восточной Швейцарии, в кантоне Граубюнден, на реке Ландвассер. Это самый высокогорный (1560 м над уровнем моря) город Европы. Известен как горнолыжный курорт и место проведения Всемирного экономического форума ("Давосский форум"). Кроме того, в Давосе ежегодно проводится международный турнир по хоккею с шайбой, известный как кубок Шпенглера.


    Швейцария, несомненно, является одним из самых маленьких существующих федеративных государств. Например, Соединенные Штаты в 227 раз больше, чем Швейцария. Численность населения Швейцарии достигает приблизительно 6,3 миллионов. Однако Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых является государством с суверенной юрисдикцией. Кантон Аппенцелль Иннерроден насчитывает только 14000 жителей. В нем меньше жителей, чем государственных служащих в городе Цюрихе. Но эти малые демократические государства могут развиваться в современном окружении высоких технологий и сверхдержав, когда экономика требует больших территорий и больших рынков. Исторически Швейцария как страна возникла на месте традиционной конфедерации старых средневековых государств. Хотя институционально Швейцария стала федеративным государством, она все еще называется Конфедерацией.

    Швейцария

    Высший исполнительный орган Швейцарии. Федеральный совет (правительство). Крупные города Швейцарии. Цюрих, Женева, Базель, Лозанна, Люцерн.


    Государственный язык Швейцарии. Немецкий, французский, итальянский, ретороманский. Религия Швейцарии. 50% - католики, 48% - протестанты.
    Этнический состав Швейцарии. 65% - немцы, 18,5% - французы, 10% - итальянцы. Валюта Швейцарии. Швейцарский франк = 100 сантимам. Климат Швейцарии.
    В силу своего географического положения Швейцария подвержена влиянию четырех климатических зон: средне-и североатлантической, средиземноморской и континентальной. В Женеве средняя температура января около 0 °С, июля + 19°С, у подножия горы Юнгфрау - соответственно - 14 °С и 0 °С.
    Альпы являются преградой для циклонов, несущих влагу, поэтому уровень осадков во внутриаль-пийских регионах существенно ниже показателей внешних областей.

    Швейцарская конфедерация

    Принципиально важно, что Конституция Швейцарии начинается словами: «Мы, народ Швейцарии и кантоны», что дает основание говорить, как уже подчеркивалось выше, об особом принципе суверенитета, а также о своеобразной кантональной и коммунальной лояльности, органично дополняемой и лояльностью к федерации в целом. Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А.

    Инфо

    М.,2001. С. 531. Необходимо особо отметить характер политической культуры швейцарцев, в значительной степени определяющей облик этой страны. Как утверждал Дэниел Элейзер, несмотря на множество разделительных линий, политическая культура Швейцарии является федералистской во всех своих проявлениях (включая институциональные), особенно в организации ячеек гражданского общества в умении создавать консультативные механизмы с целью принятия решений на основе консенсуса.

    На федеральном уровне автономия кантонов защищается не только Конституцией, но и политической практикой, часто выходящей за существующие правовые рамки, но и в конечном счете получающей институциональное воплощение. Швейцария является «пестрой» в этнонациональном отношении страной, состоящей из четырех основных этнических групп: немецкая 65%; французская 18%; итальянская 10%; ретороманская 1% (представлена швейцарскими романшами). В соответствии с Конституцией все эти группы равноправны и все четыре языка государственные (впрочем, романшский «ограниченно» государственный, т. е, не все официальные документы публикуются на этом языке). Лингвистический состав населения таков: немецкий (63,7%), французский (19,2%), итальянский (7,6%), романшский (0,6%).

    Такие законы также не могут быть опротестованы в судебном порядке. Особенностью законодательного процесса в Швейцарии являются предусмотренные Конституцией страны внесения конституционных изменений или дополнений по итогам референдумов, считающихся наиболее эффективным способом влияния на законодательные решения.

    50 тыс. граждан могут потребовать референдума по поводу решения Федерального Собрания. Таким образом, швейцарская политическая традиция отдает предпочтение народным инициативам и референдумам. Как считают сами швейцарцы, в системе, где власть передана кантонам и коммунам, принципы представительной демократии играют второстепенную роль. На кантональном уровне законодательную власть осуществляет Большой Совет или Совет Кантона, или Совет Земли.

    Швейцарская конфедерация исторически швейцария как страна возникла

    ВВП: 386,1 млрд USD (2007) ВВП на душу населения: 51,4 тыс. USD Форма государственного устройства: федерализм Форма правления: парламентская республика Законодательный орган: двухпалатный парламент Глава государства: президент Глава правительства: премьер-министр Партийные структуры: многопартийность Основы государственного устройства В раннее Средневековье почти вся территория Швейцарии входила во Франкское государство.

    После распада империи Карла Великого Швейцария делилась на множество практически не связанных между собой земель – кантонов (от фр. canton – округ). В августе 1291 г. с целью совместных действий против территориальных претензий Габсбургов лесные кантоны Швейцарии заключили между собой «вечный союз», заложивший основы Швейцарской Конфедерации (Швейцарского Союза), которая обладала широкими правами в рамках Священной Римской империи.

    Какая форма правления у швейцарии

    Швейцария Швейцарская Конфедерация Дата создания независимого государства: 1 августа 1291 г. Площадь: 41,3 тыс. кв. км Административно-территориальное деление: 26 кантонов Столица: Берн Официальные языки: немецкий, французский, итальянский и ретороманский Денежная единица: швейцарский франк Население: 7,5 млн (2007) Плотность населения на кв.


    км: 181,5 чел. Доля городского населения: 68 % Этнический состав населения: германо-швейцарцы, франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и ретороманцы; ок. 20 % населения страны составляют иностранцы (итальянцы, испанцы, немцы, французы и др.) Религия: доминирует католическое христианство (42 % населения), на втором месте – протестантизм (33 % населения) Основа экономики: промышленность, банковские услуги Занятость населения: в сфере услуг – св. 70 %; в промышленности – ок. 26 %; в сельском хозяйстве – ок.

    Швейцария как конфедерация

    Причина этой путаницы заключается в особенностях перевода. По-немецки Швейцария называется «Schweizerische Eidgenossenschaft».

    Немецкое слово «Eidgenossenschaft» не переводится на французский, итальянский или даже английский языки. Это немецкое слово буквально означает, что Швейцария — это страна, основанная на соглашении «присягнувших».

    Каждый субъект Швейцарской конфедерации имеет свою конституцию, легислатуру и правительство, однако их права ограничиваются федеральной Конституцией: согласно ст. 3 Конституции, кантоны суверенны в той мере, в которой их суверенитет не ограничен федеральной Конституцией. Принимая во внимание все эти обстоятельства, исследователи указывают, что Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых «является государством с суверенной юрисдикцией» Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 540..

    Швейцария конфедерация или федерация

    Кантоны могут предусмотреть, что вновь поселившиеся лица могут пользоваться избирательным правом на кантональном и коммунальном уровне самое большее по прошествии трех месяцев со времени поселения. Кантоны могут заключать между собой соглашения по вопросам законодательства, управления, правосудия и образовывать совместные организации и институты.

    Внимание

    Конфедерация может участвовать в этих соглашениях в пределах своих полномочий. Межкантональные соглашения не должны противоречить ни праву, ни интересам Конфедерации, ни правам других кантонов.


    Соглашения должны быть доведены до сведения Конфедерации Какие-либо сепаратные союзы и договоры политического характера между кантонами запрещены В случае возникновения споров между кантонами, они обязаны воздержаться от насильственных и военных действий Взаимоотношения между Конфедерацией и кантонами Принципы.

    Швейцария конфедерациясы

    Преемницей Коммунистической партии Швейцарии (КПШ), основанной в 1921 г. и в 1944 г. прекратившей свое существование, стала Швейцарская партия труда (ШПТ). В последней четверти ХХ в. ШПТ пересмотрела свои позиции, прежде ориентированные на достижение социалистических идеалов, и сблизилась с демократами. Швейцарская народная партия (ШНП) существует с 1971 г. Под ее крылом объединились выходцы из Партии крестьян, бюргеров и ремесленников (основана в 1919 г.) и Демократической партии Швейцарии (основана в 1941 г.). К новым партиям относятся Евангелическая народная партия, партия «Швейцарские демократы» и «зеленые».

    Государство в Центральной Европе. Столица - г. Берн. Форма государственного устройства - федеративное государство. Название "конфедерация" - результат компромисса, достигнутого при одобрении Конституции 1848 г., положившего конец противостоянию (принявшему в 1830-1332 гг. вооруженную форму) между сторонниками унитарной Гельветической Республики, провозглашенной в 1798 г. под влиянием Французской революции (упразднена в 1803 г.), и сторонниками союза независимых кантонов по Договору о Союзе 1815 г. Ныне действующая Конституция 1874 г. определяет (ст. 3) пределы суверенитета кантонов: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти". Это позволяет характеризовать Ш. именно как федеративное государство, причем как федерацию конституционную, а не договорную. Территориальное деление - 23 кантона (даны названия в соответствии с языком, на котором говорит большинство жителей данного кантона): Ааргау, Аппенцелль, Базель, Берн, Вале, Во, Гларус, Граубюнден, Женева, Золотурн, Люцерн, Невша-тель, Санкт-Галлен, Тичино, Тур-гау, Унтервальден, Ури, Фрибург, Цуг, Цюрих, Шафхаузен, Швиц, Юра. Каждый кантон имеет свою Конституцию, парламент и правительство. В пределах своей компетенции кантоны издают законодательные акты. Глава государства - президент, избираемый Федеральным собранием (парламентом) из числа членов Федерального совета (правительства) сроком на 1 год без права переизбрания на следующий срок. Обычно на этом посту чередуются представители различных кантонов. Одновременно избирается и вице-президент, представляющий, как правило, другую языковую и религиозную общность. Законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета кантонов (верхняя палата) и Национального совета (нижняя палата). Совет кантонов состоит из 49 депутатов (каждый кантон избирает по два депутата). Национальный совет состоит из 200 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Помимо законотворческой деятельности в компетенцию парламента входит избрание правительства, Федерального суда, канцлера, главнокомандующего армией, а также одобрение конституций кантонов, контроль за исполнением кантонами своих обязанностей как членов федерации. Исполнительная власть осуществляется Федеральным советом - правительством - во главе с президентом. В состав правительства входят на коалиционной основе 7 федеральных советников (министров), являющихся начальниками департаментов. Вице-президент также входит в состав правительства, возглавляя один из департаментов. Правительство избирается парламентом сроком на 4 года. Помимо обычных для правительства полномочий, Федеральный совет вправе решать споры между кантонами, в том числе и по вопросам применения федерального законодательства. Он также дает заключения по законопроектам, внесенным палатами Федерального собрания или законодательными органами кантонов. Судебная система имеет два уровня: федеральный и кантональный. Федеральный суд, все члены которого избираются Федеральным собранием, состоит из нескольких палат по отраслям права. На него возложены также функции конституционной юрисдикции. В виде отдельной его палаты заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Судебные органы кантонов не единообразны и несут на себе печать местных традиций. Они имеют в своем составе мировых судей, полицейские суды, исправительные трибуналы и т. д. В ряде кантонов суды избираются населением; мировыми судьями могут быть и лица без юридического образования. Однако следствие и защита осуществляются на профессиональной основе. (А. К.)


    Смотреть значение Швейцария (швейцарская Конфедерация) в других словарях

    Конфедерация — ж. лат. тесный союз государей или государств. Польские конфедерации были заговоры, возмущенья.
    Толковый словарь Даля

    Конфедерация Ж. — 1. Союз независимых государств, имеющих объединенные органы для координации военной, внешнеполитической и некоторых других задач. // Соответствующая форма государственного........
    Толковый словарь Ефремовой

    Швейцарская Ж. — 1. Комната швейцара.
    Толковый словарь Ефремовой

    Конфедерация — конфедерации, ж. (латин. confoederatio). 1. Союз, сообщество, объединение каких-н. организаций (право). государств. Всеобщая унитарная конфедерация труда во Франции (объединение........
    Толковый словарь Ушакова

    Конфедерация — (от лат. confoederatio - союз, объединение) - форма межгосударственного объединения, при которой государства-субъекты К. образуют постоянный союз в целях координации своей........
    Политический словарь

    Конфедерация — -и; ж. [лат. confederatio]
    1. Союз, объединение каких-л. организаций. Всемирная к. труда. К. профсоюзов.
    2. Союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся........
    Толковый словарь Кузнецова

    Конфедерация — (позднелат. confoederatio -
    союз,
    объединение) - временный союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных........
    Экономический словарь

    Форма Счетоводства, Швейцарская — - разновидность французской формы счетоводства. Ее особенность заключалась в
    переносе статей из памятной
    книги в Главную.
    Техника переноса предполагала........
    Экономический словарь

    Швейцарская Биржа Финансовых Фью — (Swi Option and Financial Future Exchange, SOFFEX) учреждена в 1988 г. фондовыми биржами Цюриха, Базеля и Женевы при участии пяти
    банков. Находится в Цюрихе. Среди совершаемых сделок -
    ........
    Экономический словарь

    Швейцарская Биржа Финансовых Фьючерсов И Опционов — Первая полностью автоматизированная мировая система торговли с полностью интегрированной и автоматизированной клиринговой системой. Контракты включают свободно........
    Экономический словарь

    Swiss Options And Financial Futures Exchange (soffex) (швейцарская Биржа Финансовых Фьючерсов И Опци — Расположенная в Цюрихе биржа финансовых фьючерсов (financial futures). Среди совершаемых на ней сделок присутствуют индексные фьючерсы (index futures) на базе индекса швейцарского........
    Экономический словарь

    Швейцарская — -ой; ж. Комната швейцара в подъезде.
    Толковый словарь Кузнецова

    Ашанти Конфедерация — раннеполитическое образование ашанти на территориисовременной Ганы. Основана в кон. 17 - нач. 18 вв. ЗахваченаВеликобританией и в 1901 включена в состав колонии Золотой Берег.

    Барская Конфедерация — в 1768-72 вооруженный союз польской шляхты противкороля Станислава Понятовского и России. Образовалась в г. Бар (Подолье).Подавление королевскими войсками Барской конференции........
    Большой энциклопедический словарь

    Всемирная Конфедерация Труда (вкт) — основана в 1920 при поддержкеВатикана под названием Международная конфедерация христианских профсоюзов(МКХП). Св. 14 млн. членов (кон. 1990). Местопребывание - Брюссель.
    Большой энциклопедический словарь

    Всеобщая Итальянская Конфедерация Труда — крупнейший национальныйпрофцентр Италии. Основан в 1944. 4,5 млн. членов (1992).
    Большой энциклопедический словарь

    Всеобщая Конфедерация Труда — Франции - крупнейший национальный профцентр.Основан в 1895. Входит во Всемирную федерацию профсоюзов. 1,3 млн. членов(1988).
    Большой энциклопедический словарь

    Ирландская Конфедерация — революционная организация в 1847-48. Созданалевыми элементами Ассоциации рипилеров. Организованное Ирландскойконфедерацией восстание (1848) было подавлено английскими........
    Большой энциклопедический словарь

    Конфедерация — (от позднелат. confoederatio - союз - объединение),1) формагосударственного устройства, при которой государства, образующиеконфедерацию, полностью сохраняют свою независимость,........
    Большой энциклопедический словарь

    Конфедерация Журналистских Союзов — самоуправляемая независимая творческаяорганизация. Создана в 1991 в Москве (ведет историю от Союза журналистовСССР, основан в 1959).
    Большой энциклопедический словарь

    Конфедерация Союзов Кинематографистов — творческая общественнаяорганизация, объединяющая деятелей киноискусства различных государств.Создана в 1990 в Москве на основе Союза кинематографистов СССР (образованв........
    Большой энциклопедический словарь

    Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (мксп) — основана вдекабре 1949 в Лондоне в результате раскола Всемирной федерации профсоюзов(ВФП); в 1989 - 142 национальных организации 100 стран и территорий общейчисленностью ок.........
    Большой энциклопедический словарь

    Международная Конфедерация Христианских Профсоюзов — до 1968 названиеВсемирной конфедерации труда.
    Большой энциклопедический словарь

    Саксонская Швейцария — (Sachsische Schweiz) - предгорья Рудных гор, наюго-востоке Германии, в Саксонии. Высота 500-700 м. Прорезана ущельями р.Эльба и ее притоков. Причудливые формы рельефа (башни, иглы,........
    Большой энциклопедический словарь

    Тарговицкая Конфедерация — союз польских магнатов (акт Тарговицкойконфедерации опубликован 14.5.1792 в местечке Тарговица, Targowica).Стремясь ликвидировать реформы Четырехлетнего сейма, Тарговицкаяконфедерация........
    Большой энциклопедический словарь

    Французская Демократическая Конфедерация Труда (фдкт) — национальныйпрофессиональный центр Франции. Основан в 1964. Ок. 470 тыс. членов (1992).
    Большой энциклопедический словарь

    Швейцария — (нем. Schweiz - франц. Suisse, итал. Svizzera), ШвейцарскаяКонфедерация, государство в Центр. Европе. 41,3 тыс. км2. Население 6,99млн. человек (1993). Городское население 60% (1991). Официальные........
    Большой энциклопедический словарь

    Конфедерация — конфедера́циясоюз государственных образований на основе принципов федерализма. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свою независимость и имеют собственные........
    Географическая энциклопедия

    Саксонская Швейцария — Саксо́нская Швейца́рия(Sächsische Schweiz), сев. предгорья Рудных гор на ЮВ. Германии, между городами Пирна (Германия) и Дечин (Чехия). Высота 500–700 м. Сложены песчаниками и конгломератами,........
    Географическая энциклопедия

    Швейцария — (немецкое Schweiz, французское Suisse, итальянское Svizzera, английское Switzerland), Швейцарская Конфедерация, гос-во в Центр. Европе. Пл. 41,3 тыс. км², столица Берн. Федерация в составе........
    Географическая энциклопедия