• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    После того как отгремела Вторая Мировая, такое слово, как «фашизм», приобрело однозначно негативное значение, и сейчас этим термином немало злоупотребляют, называя так своих политических оппонентов и навешивая на них ярлыки. С другой стороны, такое расплывчатое определение этого безусловно страшного явления дает возможность возрождения ультраправых партий, которые, однако, так себя не называют, хотя в своей доктрине очень близки к фашизму или содержат некоторые элементы этой идеологии. Но так ли легко четко определить, фашизм, и обозначить границы этого термина?

    Классический фашизм, то есть в узком историческом значении этого слова, в 1922 году стал главенствующим в Италии после знаменитого «Похода на Рим» чернорубашечников Название «фашизм» имеет итальянские корни, происходя от слова «фа́шо» (fascio), то есть корпорация, союз. А организация, возглавляемая Муссолини, называлась Союз борьбы (Fascio di combattimento). Fascio, в свою очередь, связано с латинским fascis (связка, пучок) - так называлось почетное оружие ликторов, стражи Кстати, фасции до сих пор присутствуют в символике государственной власти некоторых стран (например, в эмблеме Российской Федеральной службы судебных приставов). Но символы - это символы, и сейчас принято считать символом этого движения свастику немецких нацистов. Но фашизма, и каковы основные черты этой идеологии?

    Движение чернорубашечников можно назвать определенно авторитарным, националистическим, а также использующим крайнее насилие как обычную форму политической борьбы. Но, например, антисемитизм и расизм в итальянском фашизме не стояли во главе угла их идеологии, как это было у немецких нацистов. Однако, поскольку итальянские фашисты имели четкую ультраправую направленность, левые партии считали нужным заклеймить эту порой перегибая палку и называя так своих оппонентов, даже конкурентов из левого лагеря, например, некоторые коммунисты называли социал-демократов «социал-фашистами». Классическое «левое» определение того, что такое фашизм, на VII Конгрессе Коминтерна дал Георгий Димитров: «… это террористическая диктатура реакционных структур финансового капитала… Во внешней политике фашизм — это шовинизм в наиболее грубой форме, который культивирует утробную ненависть к другим народам».

    Однако в этом определении не совсем четко выделяются черты идеологии данного движения, что мешает нам ясно охарактеризовать, что такое фашизм. Современная наука попыталась восполнить этот недостаток и составила перечень черт, наличие которых в программе или идеологии партии позволяет назвать ее фашистской. Это ярый антикоммунизм, радикальный национализм и даже экстремизм, милитаризм, традиционализм, вождизм, этатизм, возвеличивание «титульной нации» и открытая дискриминация нацменьшинств, элементы популизма и декларирование защиты широким слоям населения (впрочем, этим грешат многие партии). Но главной отличительной чертой пришедшей к власти фашистской партии есть тоталитаризм, то есть тотальный контроль государства, проникающий во все сферы жизни человека.

    Однако даже такое определение черт фашизма дает возможность называть подобным словом многие националистические партии и режимы (например, режим талибов в Афганистане) и даже выводит на арену такой термин, как еврейский фашизм, применяя его к открыто дискриминационной политике государства Израиль.

    Понять (дать определение), что такое фашизм, помогает изучение таких смежных, возникших приблизительно в одно и то же с итальянским классическим типом движений, с которыми Муссилини сотрудничал или которые ставили движение чернорубашечников как образец собственной борьбы. В Германии это был национал-социализм (или нацизм), в Испании - фалангизм и франкизм, в Португалии - Новое государство, в Венгрии - «Скрещенные стрелы», в Румынии - «Железная Гвардия», в Бразилии - интегрализм (хотя в его идеологии отсутствовал расизм), болгарский, австрийский, японский и бельгийский варианты фашизма.

    Image caption Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини чаще всего называют фашистами

    Термины "фашист" и "фашизм" кому-то могут показаться простыми ярлыками, но стоит копнуть поглубже, и глазу откроется множество хитросплетений, дающих основания для бесконечных научных дебатов.

    С момента окончания Второй мировой войны и краха нацистской Германии прошло уже более шести десятилетий, но те события продолжают оставаться призмой, через которую мир смотрит на слово "фашизм".

    Первым фашистским движением, которое пришло к власти, стали чернорубашечники Муссолини. Это произошло в 1922 году.

    Это движение можно определенно назвать националистическим и авторитарным, а также принимающим насилие как форму политической борьбы. Но по поводу большинства остальных его отличительных черт давно ведутся академические споры.

    Общий знаменатель?

    "К сожалению, я не могу дать простого определения, - говорит Кевин Пассмор из Кардиффского университета, автор книги о фашизме. – Все зависит от определений".

    Если принять, что "фашист" – это тот, кто является последователем фашизма, то сам термин "фашизм" все равно нуждается в четком определении.

    ""Вы можете сказать: "Является ли фашизм движением, которое похоже на фашизм, который существовал в Италии?", - говорит Пассмор. Однако для большинства термины "фашизм" и "фашист" являются общим знаменателем итальянского фашизма и германского нацизма.

    Однако в письме в британскую газету Times сэр Перегрин Уорсторн спешит акцентировать различия между понятиями. 85-летний бывший редактор Sunday Telegraph признает, что как и "большинство людей моего поколения 80-летних британцев... в прошлом я верил в превосходство белой расы".

    Но это "ни в коей мере не означает, что [мы] были фашистами", - говорит сэр Перегрин, добавляя, что больше не является расистом.

    Отдельные характеристики

    Одна из проблем при попытке связать фашизм с нацизмом заключается в том, что они совсем не так легко взаимозаменяемы, как кажется некоторым.

    Расизм, а особенно антисемитизм, являлся центром идеологии нацизма, при том что в итальянском фашизме взгляд на этот вопрос был намного менее однозначным.

    Image caption Одним активистам термин "фашист" нравится, а другие не считают себя фашистами

    Поэтому для некоторых ученых одного лишь расизма в идеологии современной организации может быть недостаточно для того, чтобы заклеймить ее фашистской.

    Фашизм в Италии также отличался тем, что в его политической структуре присутствовал корпоратизм. Под ним обычно понимают политическую или экономическую систему, в который отдельные люди собраны в различные группы – например, "слесари" или "священники" – в рамках государства, которые договариваются с другими группами ради достижения прогресса.

    В современных либеральных демократиях ситуация другая, где простейшим политическим элементом является человек. В корпоративной же модели сотрудничеству отдается приоритет над соперничеством.

    Еще одной характеристикой, относящейся к фашизму, является автаркия – самодостаточная экономика. Однако современные автаркии - тот же Афганистан во времена правления в нем талибов – совершенно не принято считать фашистскими государствами.

    Символика

    Тема фашистских символов также представляется очень значимой.

    Сам термин происходит от слова "фации" – символического вооружения воинов почетной охраны у должностных лиц в Древнем Риме, приглянувшегося фашистам Муссолини.

    Фалангисты, во главе которых стоял Франко, сделали своим символом стрелы, связанные хомутом, символом королевы Изабеллы и короля Фердинанда.

    Нацисты сделали своим символом свастику.

    Символы, которые каким-то образом перекликаются с такими давними мотивами, вообще распространены среди современных экстремистов.

    Широта определений

    Другой проблемой, возникающей при попытке четко определить понятие "фашист", является то, что зачастую заявленная идеология итальянских фашистов и германских нацистов далеко не полностью совпадала с проводимой ими политикой.

    Однако самая очевидная трудность – это то, сколь широко понятие "фашист" использовалось на протяжении многих лет.

    Кто-то считает его оскорблением, а, скажем, Оксфордский английский словарь дает разные определения: "(в широком смысле) человек, придерживающийся правых авторитарных взглядов" и "человек, который пропагандирует определенную точку зрения или порядок в такой манере, которая считается нетерпимостью или авторитаризмом". Отсюда получаем "расизм по принципу физических особенностей тела" (body racism).

    "Плохое слово"

    В целом, слово "фашист" намного чаще используется как ругательное, нежели как попытка дать четкое определение.

    Нацисты были плохими, и, согласно такому взгляду на вещи, их идеология была фундаментальным образом привязана к фашизму, что означает, что фашизм является фундаментально плохим явлением.

    Image caption Чернорубашечники Муссолини пришли к власти в Италии в 1922 году

    "Это удобное политическое оружие – говорить, что от какого-нибудь современного политического движения отдает фашизмом", - отмечает Пассмор.

    А организации, в отношении которых оппоненты часто употребляют термин "фашистская" – к примеру, Британская национальная партия, - предпочитают не использовать этот термин в качестве самохарактеристики.

    "Можно задать вопрос, почему они не называют себя фашистами, учитывая, что их привлекают некоторые аспекты [фашизма]. Почему это слово продолжает считаться плохим? Антифашисты часто говорили, что фашизм – то же самое, что и нацизм", - говорит Пассмор.

    Кто-то, возможно, предпочитает вариант "слона в посудной лавке", считая, что фашиста всегда можно различить, даже если найти точное определение этого слова сложно.

    Для таких людей любое националистическое политическое движение, которое является авторитарным, выступает против свободы слова, пропагандирует создание государства под руководством одной партии или диктатора и склонно к расизму, зачастую получает ярлык "фашистское".

    Но споры по поводу точного определения "фашизма" и "фашиста" будут продолжаться.

    "Студентам свойственно считать, что такое-то слово означает то-то, - говорит Пассмор. – Я же склоняюсь к точке зрения, что намного интереснее смотреть на то, как именно использовался термин. Суть истории и жизни – это дебаты на тему того, что означают слова ".

    Фашизм (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение) — одна из форм реакционных антидемократических буржуазных движений и режимов, характерных для эпохи общего кризиса капитализма , выражающая интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии .

    Фашизм как движение представляет собой своего рода правоконсервативный революционаризм — реакцию на глубокий кризис капитализма, пытающуюся спасти его от гибели путём слома буржуазной демократии и крайним насилием.

    Фашизм у власти (т. е. фашистский режим) — открытая террористическая диктатура самых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя.

    В империалистической реакции антипролетарские, антисоциалистические тенденции сочетались с антилиберальными, поскольку либерализм считался синонимом буржуазной демократии. Фашизм, несмотря на преобладающий в нём антикоммунизм, антидемократичен в самом широком смысле слова, будучи решительным и последовательным отрицанием не только социалистической, но и буржуазной демократии.

    Появление фашизма на политической арене – результат кризиса социально-экономического, политического и культурного развития буржуазного общества, страха правящей буржуазии перед натиском революционного социализма. Фашизм усиливает свою активность в момент обострения кризиса империализма, когда возрастает стремление реакции применять методы грубого подавления демократических и революционных сил. Неравномерность темпов и форм развития этого кризиса, упадок или неразвитость демократически-парламентских форм политической жизни, противоречия между степенью идеологической организованности и уровнем культуры масс, «новейшие» средства мобилизации старых массовых предрассудков – характерные элементы почвы, на которой растёт фашизм. Не случайно фашизм утвердился в условиях наибольшей остроты указанных противоречий, благоприятных для вовлечения сравнительно широких слоёв главным образом мелкобуржуазного населения в политические акции в качестве «толпы».

    При всём известном истории или возможном многообразии фашистских движений (отличающихся друг от друга различными вариантами сочетания военной и партийной диктатуры, террористического и идеологического принуждения, национализма и этатизма и т. д.) общим условием их формирования является кризис демократических форм буржуазного государства при отсутствии или же недостаточности иных эффективных форм регулирования социальных отношений. Свойственная всей эпохе монополистического капитализма, отмечавшаяся Лениным тенденция к ликвидации или выхолащиванию демократии составляет необходимое условие, при котором развивается и идёт к власти фашизм.

    Главная роль в генезисе фашизма принадлежит такому основополагающему признаку империализма, как монополизация экономики.

    Монополизация экономики требовала возрастания роли государства. Предпринимателям эпохи свободной конкуренции нужно было государство со скромными функциями и расходами, своего рода «ночной сторож». Им хватало простора в сфере производства и на рынках. Рабочее движение ещё только формировалось организационно, поэтому буржуазия чувствовала себя достаточно сильной, чтобы обходиться без посредничества государства во взаимоотношениях с рабочими. Буржуазия эпохи монополистического капитализма предъявляет уже иные требования к государству. С его помощью она стремится обеспечить гегемонию на внутренних рынках и завоевать рынки внешние, удержать классовое господство под натиском развивающегося рабочего движения. Ей нужен не скромный «ночной сторож», а вооружённый до зубов часовой, способный отстаивать её внутренние и внешние интересы.

    Чем больше базис капиталистической системы имеет тенденцию к превращению в монополистический, чем больше растёт концентрация капитала , тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в государство не всех капиталистов, а в государство финансового капитала, господствующей олигархии. В таком развитии уже таилась угроза установления контроля над государством и обществом со стороны наиболее агрессивных группировок монополистического капитала.

    Вследствие концентрации производства и капитала формируется могущественная финансово-промышленная олигархия: стальные, угольные, нефтяные, пушечные, газетные и прочие «короли» образуют династии, богатства которых и степень влияния на все стороны жизни достигают невиданных масштабов.

    Переход капитализма в империалистическую стадию сопровождался усилением неравномерности экономического развития отдельных стран. Буржуазия «запоздавших» стран стремилась опереться на поддержку государства, чтобы противостоять буржуазии стран «старого капиталистического развития», успевших укрепиться на внешних рынках, создать колониальные империи. Острое соперничество эа «место под солнцем», а также развитие рабочего движения обусловили нарастание милитаристских тенденций. Содержание постоянных армий, втягивающих в орбиту военного обучения миллионы людей, создание крупного военно-промышленного потенциала заметно увеличили удельный вес милитаризма в капиталистическом обществе, придали ему качественно новые черты. Громадные масштабы милитаризм принимает прежде всего под прямым воздействием процесса монополизации экономики. В области военного производства возникают гигантские монополии, неразрывно связанные с государством. Эти первоначальные проявления государственно-монополистического капитализма в известной мере предвосхитили создание современного военно-промышленного комплекса.

    Милитаризм служил постоянной опорой для авторитарно-диктаторских устремлений внутри господствующих классов, нагнетал атмосферу националистическо-шовинистического угара. Он готовил кадры, способные на любые преступления. Не случайно почти вся фашистская «элита» в той или иной мере прошла казарменную школу милитаризма. Исторические судьбы фашизма и милитаризма неотделимы друг от друга.

    4. Социальная база фашизма

    4.1. Олигархия

    Одним из главных социальных последствий монополизации экономики явилось формирование нового элемента элиты буржуазного общества - монополистической олигархии, постепенно превращавшейся в решающую силу лагеря верхов. Как раз её наиболее реакционные фракции становятся мощным генератором тенденций, способствующих зарождению фашизма.

    4.2. Средние слои

    В эпоху империализма формируется экономическая и социальная реальность буржуазного общества, порождающая у отдельных индивидуумов и определённых социальных слоёв такие психологические свойства, которыми может манипулировать самая махровая реакция. Прежде всего это относится к мелкобуржуазным и средним слоям, занимающим промежуточное положение между буржуазией и пролетариатом. В период монополистического капитализма их социальные позиции пошатнулись. Мелкой буржуазии казалось, что она находится между двух огней. С одной стороны, она ощущала свою слабость перед монополиями, а с другой - испытывала страх перед набиравшим силу организованным рабочим движением.

    В «запоздавших» империалистических государствах интенсивная ломка традиционных социально-экономических структур особенно обостряла классовые противоречия и создавала напряжённую психологическую ситуацию для многочисленных слоёв населения, не успевших адаптироваться в быстро меняющихся условиях.

    Идея «национального величия» давала мелкому буржуа компенсацию за пошатнувшиеся экономические позиции. Империалистическая экспансия выглядела конкретной реализацией этой идеи.

    Эффективным рычагом для втягивания массовых слоёв в орбиту империалистической политики служил реакционный национализм . Трудно переоценить его роль в подготовке социальной базы фашизма. В то же время нужно иметь в виду, что в распространенных на Западе концепциях национализм изображается своего рода стихийным порывом широких народных масс, который будто бы и подталкивал верхи на путь экспансии.

    На самом же деле националистическая истерия насаждалась сверху . Конкретные исторические факты свидетельствуют о верхушечном происхождении реакционного национализма в империалистических странах. Он органично вписывался в контекст политического курса верхов, получившего наименование социал-империализма. Этот курс предусматривал определённые подачки представителям господствующих наций за счёт грабежа колониальных народов в сочетании с националистической пропагандой, культивированием чувства расового и национального превосходства.

    Родство между национализмом и фашизмом ещё более близкое. Многие идеологические принципы и практические методы реакционного национализма были легко впитаны фашистскими движениями, а в некоторых странах, прежде всего в Италии и Германии, фашизм прямо и непосредственно интегрировал националистические организации в свои ряды. Но следует подчеркнуть, что с самого начала обнаружились те социальные пределы, за рамки которых национализм не смог сколько-нибудь эффективно просочиться. Наименьший успех националистическая пропаганда имела среди рабочих .

    Исходя из внешнего облика, буржуазные историки навязывают представления о фашизме как о «мелкобуржуазном», «среднеклассовом» феномене или даже «народном» движении. Критерий, по сути дела, один — социальный базис, взятый в отрыве от политической функции фашистских движений и режимов. Естественно, что при таком подходе генезис фашизма рассматривается лишь с точки зрения политического поведения определённых слоёв населения, главным образом мелкой буржуазии. Отсюда следует, что фашизм возникает как бы в промежуточной зоне между капитализмом и социализмом в качестве некоей «третьей силы». Буржуазные учёные зачастую некритически следуют за пропагандистскими писаниями фашистских идеологов, провозглашавших фашистов поборниками «третьего пути» или «третьей силы».

    Между тем наличие массовой базы — существенная, но не всеобщая черта фашизма. Есть такие его разновидности (например, военный фашизм), для которого массовая база не является неотъемлемым атрибутом. Иногда фашизм создаёт себе опору в массах уже после прихода к власти (Португалия, Испания). Даже в тех случаях, когда фашистам удаётся привлечь на свою сторону определённые слои населения (Германия, Италия), это становится возможным лишь благодаря политической, финансовой и духовной поддержке верхов. И фашистские тенденции в верхах, и экстремистские движения с фашистским потенциалом из социально разнородных элементов формировались в едином потоке буржуазной реакции.

    Хорошо известные факты из истории главных разновидностей фашизма убедительно свидетельствуют о том, что господствующие классы поддерживают фашистов не только в то время, когда они уже сумели мобилизовать массы, опираясь на собственные силы, но и с момента зарождения фашистских движений. Причём как раз для того, чтобы они решили задачу вовлечения масс в орбиту реакционной политики.

    Опыт войны, революции, наконец, капповского путча показал ультраконсервативным фракциям верхов, что при всём их презрении к народу без социальной базы не обойтись. Но удовлетворять реальные интересы трудящихся правящие круги, естественно, не собирались. Приманкой для определённых слоёв населения должна была служить националистическая и социальная демагогия. Нужны были новые методы пропаганды и агитации.

    Экстремизм мелкой буржуазии и средних слоёв не тождествен экстремизму господствующих классов. Экстремизм верхов носит прежде всего политический характер, а экстремизму мелкобуржуазному в значительной степени присущи социально-психологические черты. Своеобразие мелкобуржуазного экстремизма определяется тем, что в нём содержится и антикапиталистический, точнее, антимонополистический заряд. Экстремистские фракции верхов как раз и считали важнейшей задачей фашистских движений введение мелкобуржуазного экстремизма в промонополистическое русло, нейтрализацию его антикапиталистических аспектов. Слияние монополистического и мелкобуржуазного экстремизма и вело к формированию «классических» разновидностей фашизма, опиравшихся на массовую базу.

    Фашисты искусно играли на эмоциях мелкой буржуазии, льстили её самолюбию, обещали привести к власти. Среди мелкобуржуазных сторонников фашизма было немало таких людей, кто действительно верил в революционность нового движения, в его антикапиталистические лозунги, видел в нём подлинную «третью силу». Их искренняя убеждённость придавала достоверность демагогической по своей сути фашистской пропаганде, адресованной средним слоям. В этом уже содержались элементы противоречия между политической функцией и социальным базисом фашизма. Это противоречие с особой силой проявлялось в период консолидации фашистских режимов, когда рассеивалась демагогическая пелена и чётко проступала сущность фашизма как диктатуры наиболее агрессивных и реакционных монополистических группировок. Более того, после установления фашистских режимов наблюдалось устранение тех радикальных элементов, которые всерьёз воспринимали пропагандистскую фразеологию главарей. Один из аспектов пресловутой «ночи длинных ножей» в Германии (30 июня 1934) заключался в ликвидации недовольных штурмовиков, требовавших «второй революции». Муссолини немало хлопот доставили сторонники «второй волны», которых не устраивала политика дуче после «похода на Рим». Во франкистской Испании противоречие между мелкобуржуазными и люмпен-пролетарскими элементами и верхушкой режима нашло отражение во фронте «старых рубашек». Однако, несмотря на противоречия, фашистским главарям удавалось (с разной степенью успеха) сохранять массовую опору, комбинируя террор с социальной и националистической демагогией.

    4.3. Люмпен-пролетариат

    Когда речь идёт о рекрутах фашизма, нельзя не учитывать выходцев из люмпен-пролетарской среды, охотно клюющих на приманку реакции. Буржуазное общество постоянно воспроизводит эту прослойку, пополняющуюся за счёт тех, кого оно деклассирует, выбрасывает из сферы производительного труда. В. И. Ленин охарактеризовал люмпенов как «слой подкупных людей, совершенно раздавленных капитализмом и не умеющих возвыситься до идеи пролетарской борьбы».

    В результате экономического развития, ускоренного научно-технической революцией, в странах развитого капитализма происходит быстрая ломка устоявшихся, традиционных структур. В результате этого образуются группы, потерявшие прежний социальный статус, вынужденные изменить привычный образ жизни, отказаться от прежних форм потребления и т. п. Острой формой проявления данного процесса стала прогрессирующая маргинализация сознания значительной части населения. Первичным, базовым типом маргинального сознания всегда была его люмпен-пролетарская модель. В значительной степени она остаётся им и поныне.

    Обособление от общества, стихийный индивидуализм толкает маргинала-люмпена к отстранённости от политического процесса и к абсентеизму. В то же время глубокая враждебность обществу, стремление незамедлительно потребить его богатства, неприятие его норм и ценностей создают потенциальную готовность к разрушительным действиям, направленным против этого общества или его отдельных институтов. В этом смысле маргиналы представляют собой социальный горючий материал, способный к спонтанному самовозгоранию.

    В связи с нарастающим размахом объективной маргинализации её ценности и установки стали проникать и в сознание тех групп населения, которые объективно ещё не подверглись вытеснению из производственного процесса и, соответственно, социальной структуры общества. При этом чем актуальнее опасность стать жертвой данного процесса, тем сильнее влияние маргинальных взглядов на общественное сознание как отдельных категорий населения, так и в целом.

    Таким образом, и в настоящее время существует и ширится база для ультраправого экстремизма.

    5. Типы фашизма

    Главным критерием для типологии государственно оформившегося фашизма может служить степень концентрации власти в руках фашистской верхушки и сросшихся с ней экстремистских фракций монополистического капитала. Она зависит от комплекса взаимосвязанных факторов: от уровня экономического развития страны, социальной структуры населения, силы антифашистского Сопротивления, степени относительной самостоятельности фашистского аппарата власти, места собственно фашистской элиты по сравнению с традиционными господствующими классами в структуре режима, от масштабов империалистических притязаний.

    Многочисленные варианты фашизма могут быть сведены к двум основным типам в зависимости от того, насколько полно каждый из них отражает сущность данного явления.

    К первому типу относятся те разновидности фашизма, которым удалось в той или иной мере приобщиться к власти. У них типичные для фашизма свойства и признаки проявляются особенно чётко и выразительно, рельефнее обнажается его сущность. Именно фашизм у власти - это «открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала» (Г. Димитров).

    Однако необходимо учитывать наличие довольно важных внутритиповых различий. Самую завершённую форму в период между двумя мировыми войнами фашизм обрёл в тех странах (прежде всего в Германии, в меньшей мере в Италии), где фашистские организации стали главной опорой экстремистских фракций господствующих классов, где возникли тоталитарные диктатуры.

    Помимо «классических» образцов имелись фашистские движения, которые были хотя и не главной, но всё-таки существенной силой в составе правящих кругов и выступали в качестве младших партнеров в режимах фашистского типа. Это было особенно характерно для стран с относительно отсталой социально-экономической структурой, где не успели сложиться могущественные монополистические группировки. Здесь элементы тоталитарной диктатуры комбинировались в системах господства с традиционными авторитарными и даже парламентарными формами. На фоне «классических» вариантов у этих разновидностей фашизма многие типологические черты выглядят как бы размытыми.

    Ко второму типу относятся многочисленные фашистские движения, не сумевшие прийти к власти, застрявшие на политической периферии. Их функция сводится к роли политического резерва реакционного крыла господствующих классов . Так обстояло дело в тех странах Западной Европы, где глубоко укоренились буржуазно-демократические традиции, где фашизм не смог найти массовой опоры, где в силу исторических и конкретно-ситуационных причин наиболее влиятельные фракции буржуазии делали главную ставку не на фашизм, а на иные методы отстаивания классового господства. Следует учесть, что фашисты в этих странах поднимали голову уже после прихода к власти Гитлера, когда фашизм в глазах широких слоёв населения предстал в самом омерзительном виде. Поэтому здесь сложились более благоприятные предпосылки для сплочения антифашистских сил и организации отпора фашиствующим элементам.

    На разновидностях фашизма второго типа особенности генезиса сказались сильнее, потому что эти разновидности так и не достигли стадии зрелости, которая наступает после прихода к власти. Их отличительным признаком можно считать и гораздо меньшую степень внутренней консолидации. С этой точки зрения наиболее показателен французский фашизм, представлявший собой особенно пёстрый конгломерат группировок и лидеров. Программные и тактические установки «малых» фашистских движений представляли комбинацию традиционалистских реакционных воззрений с расистской мистикой и широковещательной социальной демагогией.

    Следует иметь в виду, что современность рождает новые типы фашизма, примером чему может служить реакционная диктатура в чилийском и греческом вариантах. Типологическим признаком всех форм фашизма является его тесная, органическая взаимосвязь с милитаризмом. Теперь, когда шансы на привлечение массовой базы значительно уменьшились по сравнению с межвоенным периодом, фашистам приходится компенсировать её отсутствие главным образом военной силой, поддержкой международных военно-империалистических кругов. Диктатура Пиночета в Чили, рухнувший после семи лет правления «режим полковников» в Греции - таковы конкретные формы «военного фашизма» .

    Много общего с «военным фашизмом» у специфических форм современного фашизма в слаборазвитых странах. Он представляет собой соединение интересов международного империализма и реакционной местной бюрократии и военщины. Такой фашизм насаждается извне правительствами, сохраняющими у себя дома (в большей или меньшей степени) атрибуты буржуазной демократии. Отличительным признаком импортируемого фашизма является отсутствие сколько-нибудь серьёзных внутренних предпосылок. Его культивируют в странах с пережитками докапиталистических отношений, где не сложилась сильная национальная буржуазия, а в архаичной социальной структуре нет слоёв, способных поставлять для фашизма массовую базу.

    5.1. Неофашизм

    Буржуазии приходится консолидировать свои ряды преимущественно на основе социально-политического маневрирования, что наиболее характерно для либерально-реформистских методов отстаивания её классового господства.

    В этом процессе многие склонны усматривать гарантию от возрождения фашистской угрозы. Однако такой подход грешит односторонностью. Ослабление капиталистической системы выражается также в оттеснении откровенно буржуазных партий на крайний фланг и в укреплении позиций рабочих партий. В противовес этому у правящего класса вновь растёт тяга к прямым насильственным действиям.

    Активизируются консервативные элементы. Они пытаются всплыть на поверхность, используя неудачи либерально-реформистской политики, утверждая, что лишь с консерватизмом связаны шансы буржуазного общества на выход из кризисного тупика.

    Важнейшие отличительные черты всех неофашистских политических течений и организаций:

    • воинствующий антикоммунизм и антисоветизм;
    • крайний национализм, расизм (открытый или более или менее прикрытый);
    • критика с ультраправых позиций буржуазных правительств (даже самых консервативных), действующих в рамках буржуазной парламентской системы;
    • применение насильственных, террористических методов политической борьбы.

    Политические и идеологические позиции неофашизма отражают настроения и интересы наиболее реакционных элементов буржуазии.

    С консервативной реакцией современный фашизм имеет общие корни; хотя у неофашизма много новых элементов в идеологии, пропагандистских методах и тактике, ему присуща способность к мимикрии, которая порой способна сбить с толку. Однако при сопоставлении современного фашизма с «классическими» образцами преемственная связь проступает чётко и явственно. В современном фашизме, как и в фашизме «традиционном», сочетаются социально-политический консерватизм и реакционность правящего класса с мелкобуржуазными иллюзиями и бунтарством. Эти два варианта экстремизма сливаются в фашизме воедино, но между ними, как и в прошлом, возникают коллизии чаще всего тактического свойства.

    На протяжении всего послевоенного периода фашистские движения служат в основном политическим резервом империалистической буржуазии, которая бросает его в бой пока что в сравнительно ограниченных масштабах. Относительная слабость неофашистских движений в современном мире не должна быть поводом для недооценки исходящей от них угрозы. Сам факт их существования влияет негативно на духовно­-политический климат многих стран. Кроме того, как показывает исторический опыт, они могут быстро набирать силу. Наличие неофашистских организаций может способствовать сдвигу вправо и благодаря тому, что на их фоне более приемлемыми выглядят прочие правые элементы.

    Развитие государственно-монополистического капитализма, научно-техническая революция в условиях капитализма порождают такие социальные последствия, которыми могут воспользоваться неофашистские элементы. По-прежнему питательной социальной средой для фашизма являются мелкобуржуазные и средние слои, которые не всегда достаточно осознанно ориентируются в сложной современной обстановке. К этому следует добавить и крестьянство, подвергающееся интенсивному вымыванию. Теряют социальный статус служащие и представители интеллигенции, чей род занятий превратился в массовые профессии. Логика социальной борьбы влечёт их влево, но, учитывая умение фашистов спекулировать на нуждах и чаяниях социально ущемленных слоёв, следует считаться с потенциальной возможностью временного перехвата какой-то их части неофашизмом.

    Сохраняются и социально-психологические источники фашистской опасности. Современное буржуазное общество усиленно стремится привить своим гражданам конформизм, аполитичность, индифферентность, превратить их в элементарных «потребителей», легко поддающихся манипулированию со стороны господствующих классов.

    Обострение общего кризиса капитализма всё явственнее обнажает неизлечимые язвы буржуазного общества. Инфляция, безработица, рост преступности, моральное разложение - всё это вызывает острую психологическую реакцию у населения, причем далеко не все его категории способны разобраться в истинных причинах этих социальных бедствий. Чувство социального недовольства в сочетании с ощущением собственного бессилия порождает мессианские настроения. Отсюда упование на «сильную, личность», способную навести «порядок».

    Современный фашизм пытается спекулировать и на кризисе буржуазной культуры. Научно-техническая революция в условиях государственно-монополистического капитализма углубила противоречия между техническим прогрессом и культурой. Как никогда остро встаёт проблема «человеческого фактора» в буржуазном мире. Растёт отчуждение личности. Всё сильнее даёт о себе знать тенденция к бездуховному существованию. Неофашистские идеологи, учитывая это, пытаются выступить в роли спасателей человеческих духовных ценностей. Если раньше традиционный фашизм откровенно издевался над гуманистическими идеалами и ценностями, то теперь определённые элементы из современного неофашистского лагеря выступают с псевдогуманных позиций.

    Чтобы распознать проявления неофашизма, необходимо сопоставлять их с типами фашизма, сложившимися в межвоенный период. Дело идёт не о внешних формах, подверженных постоянным изменениям, особенно учитывая исключительную способность фашистов к мимикрии, их приспособляемость к новым условиям. Преемственная связь между «традиционными» и новыми видами фашизма носит сущностный характер и обнаруживается прежде всего в методах политической борьбы и организации власти, защиты интересов местных или международных монополий.

    Наряду с неоправданным сужением фашистского феномена до одной-двух разновидностей необходимо считаться также с опасностью неправомерно расширительной трактовки этого явления. Подобный подход преследует цель дискредитировать страны, придерживающиеся социалистической ориентации, революционно-националистические режимы, проводящие антиимпериалистическую политику, и фактически оказывается модернизированным вариантом пресловутой концепции «тоталитаризма».

    Затрудняют анализ новых форм фашизма и трактовки, сложившиеся в левацких кругах. По их мнению, в наши дни фашизму больше не надо совершать государственные перевороты для захвата власти. Он якобы уже достаточно глубоко внедрился в государственную структуру капиталистических стран. Очагами фашизма левацкие элементы считают современные капиталистические предприятия, где проводятся те или иные мероприятия в рамках социальной политики, рассчитанной на отвлечение рабочих от активного участия в политической борьбе. Бесспорно, в социально-экономической и политической почве развитых капиталистических стран сохраняются предпосылки фашистской опасности. Но если не видеть качественного различия между репрессиями, имеющими место при буржуазно-демократических режимах, и перманентным, тотальным фашистским террором, между либерально-реформистской или патерналистской социальной политикой буржуазии и фашистскими методами растления масс, можно проглядеть действительную фашистскую угрозу.

    6. Противодействие фашизму

    История фашизма - это в сущности история краха самой решительной и насильственной попытки империалистической реакции затормозить социальный прогресс, расправиться с революционным движением. Научный анализ фашизма свидетельствует об его исторической обречённости. Однако такой вывод не должен повлечь за собой недооценку этого опасного социально-политического феномена. Победа над фашизмом была достигнута прогрессивным человечеством чрезвычайно дорогой ценой.

    Дискредитация фашизма в глазах человечества намного сузила для современных реакционеров возможности маневра вправо. В этом можно усматривать одну из причин того, что в целом послевоенный период в странах развитого капитализма проходил под знаком преобладания буржуазно-реформистской политики. Хотя фашистские методы сохраняются в политическом арсенале буржуазии и в кризисных ситуациях реакционные авантюристические круги могут попытаться, несмотря на негативный исторический опыт, вновь прибегнуть к фашистским методам спасения классового господства буржуазии, перспективы подобного выхода из социально-политического кризиса, в котором находится современный капитализм, стали гораздо маловероятнее.

    Однако фашизм всё ещё представляет собой потенциальную опасность, с которой нельзя не считаться.

    Несмотря на наличие в тех или иных странах благоприятных предпосылок для генезиса фашизма, было бы совершенно неверно усматривать в приходе фашистов к власти какую-то историческую предопределённость. Господство фашизма оказалось возможным лишь в некоторых странах и в определённый период, хотя присущие фашизму методы массового политического и идеологического насилия получили широкое распространение. Установление фашизма свидетельствует как о слабостях рабочего и демократического движения, так и о неспособности господствующего класса – буржуазии – удерживать свою власть демократическими парламентскими методами.

    Поэтому важнейшая преграда фашизму — создание сплочённого фронта демократических сил. Непреодолимым препятствием на пути фашизма к власти является единство рабочего класса. Коммунистические и рабочие партии видят свою задачу в сплочении всех антифашистских сил, в создании широкого фронта борьбы против всевластия монополий, за мир и социальный прогресс.

    Есть в нашем обиходе слова, которые знакомы, используются, но недостаточно понятны. Одно из таких слов – «фашизм» и «фашист». "Фашистов" в своей жизни видели все, если не вживую, то по телевизору наверняка (особенно 9 мая).

    Обычно "фашистов" представляют вот так.

    Красив, подтянут, беспощаден…

    А самый главный фашист выглядит вот так:

    Однако, правильнее главный фашист не тот, который поближе , а тот который подальше .

    Все мы знаем, что эти (и не только эти) "фашисты" ненавидят коммунистов, советский людей, в общем, и русских в частности. Ну и наверно на этом понятие и исчерпывается…

    Негусто, правда? К тому же в США тоже не любили коммунистов, однако ж, фашистами не считались…

    Все-таки, что же такое "фашизм"? Попробуем разобраться в доступных определениях.

    Если откинуть явную ахинею типа «фашизм не поддаётся определению, потому что он представляет собой крайне сложное движение» , останется нечто такое:

    • Культ традиции; культурный синкретизм, подразумевающий пренебрежение к противоречиям в содержащих высшую истину древних откровениях.
    • Неприятие модернизма, иррационализм. В пример приводится противопоставление «крови и почвы» «дегенеративному искусству» в нацистской Германии.
    • Культ «действия ради действия», недоверие к интеллектуальному.
    • Неприятие скептицизма : сомнение трактуется как предательство.
    • Ксенофобия, расизм.
    • Буржуазность, опора на средний класс.
    • Национализм; одержимость теориями заговора, культивация чувства нахождения в осаде.
    • Враг изображается как крайне мощный, чтобы последователи чувствовали себя униженными, и в то же время достаточно слабый, чтобы его можно было одолеть.
    • Жизнь понимается как непрерывная война, а пацифизм - как сотрудничество с врагом.
    • Элитизм, презрение к слабым.
    • Культ героизма и культ смерти.
    • Мачизм, сексизм, неприятие нестандартного сексуального поведения.
    • «Избирательный популизм»: индивидуумы воспринимаются не иначе как единый монолитный Народ, чью волю выражает верховный лидер. Неприятие парламентаризма.
    • Использование новояз.

    Или вот, например такое определение:

    Фашизм - обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антикоммунизм, ксенофобию , реваншизм и шовинизм, мистический вождизм , презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм, и в ряде случаев синдикализм, расизм , и политику геноцида .

    Если вы еще не заснули, то заметили, что встречается огромное количество непонятных «измов », которые не то чтобы объясняют, а скорее затуманивают понятие.

    Однако я не просто так выделил некоторые слова жирным.

    Если пытаться понять, чем отличается средний европеец, от среднего русского, то можно заметить что:

    Европеец склонен к индивидуализму, а русский склонен к коллективизму. (Не путать с коммунизмом.)

    Если совсем просто «нас - рать», а их герой – Железный человек (который один воин и в поле и в небе).

    Европейца греет мысль «Я - ЛУЧШИЙ »!

    Русского подымает мысль «МЫ делаем ВЕЛИКОЕ ДЕЛО »! (Попутно замечу, что мелкие дела без обоснования, типа «привести в порядок собственный двор» не воодушевляют.)

    Заявления «я - лучший » необходимо подкреплять чем-то, например, машиной, домом, престижной работой, счетом в банке (отсюда склонность к материализму ). И обязательное условие – наличие вокруг неудачников, лузеров, недочеловеков. Ведь если у всех все одинаковое, как оценить кто лучший?…

    Попутно, можно попытаться создать этих неудачников (если их недостаточно и совесть позволяет) обманув кого-то, объегорив, обскакав, ограбив. Это убивает двух зайцев, во-первых, субъективно удостоверяешься в своей «лучшести », и, во-вторых, объективно увеличивается количество неудачников.

    Так вот фашизм – это вроде коллективизм, но индивидуальный. "Фашисты" считают, что не «Я» (что характерно для либерализма), а «МЫ - ЛУЧШИЕ ». «МЫ», может быть каким угодно, например нацией. А может быть расой, полом, формой черепа, религией, языком и прочая-прочая-прочая. Вот в определении этого «МЫ»-списка и заключается вся «сложность» "фашизма".

    Кто-то скажет, что это не "фашизм", а супремасизм . Однако отвечу им, что "фашистов" видели все, а супремасистов никто не видел и не знает (даже MS Word).

    Кстати, если посмотреть на европейскую культуру, то в ней сквозят черты «у нас все лучшее, добивайся лучшего» и т.д.

    И эти "фашисты" всегда напомнят нам что они – лучшие, а мы плохие. А если мы не верим, то тогда нам это начинают доказывать! А нам это надо?!

    "Fashizm"

    Содержание статьи:

    • Фашизм в разных странах
    • Фашизм сегодня
    • Видео

    Слово фашизм в переводе с итальянского, кратко звучит как союз или объединение, а фашист, соответственно, приверженец фашизма. Форма правления - диктатура. История фашизма берет свое начало еще от древних Римлян.
    В современном мире, фашизмом именуют политическое движение, а так же форма власти, взявшие начало из Италии в начале прошлого столетия. Позже это движение начало свое распространение по другим странам, как например, в Германии в период управления государством Адольфа Гитлера . Фашизму свойственны принципы лидерства, партийности, а главное - насилие.

    Фашизм и расизм: в чем общие они схожи

    Наука не дает одного общего мнения по поводу общности расизма и фашизма. Часть ученых считают, что фашизм делал уклон в превосходстве нации, а не расы. Поэтому эти два понятия не отождествляли. Вторая точка зрения получила большее распространение в современном мире. Если фашизм является своеобразным учением о высшем человеке, то расизм гармонично вписывается в эту концепцию. По теории ученых, это политическое движение, взявшее начало в Италии, было намного ближе к расизму, чем об этом принято думать.

    Фашизм: основные черты и общие черты фашистских объединений

    Главная черта фашизма это сильная роль государства в регулировании всех сфер общества. Фашизм не терпит инакомыслия и полностью себе подчиняет, используя насильственные методы. Разновидности фашизма включают традиционализм, часто вождизм, национализм, антикоммунизм, экстремизм и прочее.
    Фашизм, в большинстве своем, зарождается в государствах с наличием экономического кризиса ведущего к социальному и политическому кризисам. Фашисты применяли не свойственные по тем временам стили. Все они заключались в массовых мероприятиях. Так же, подчеркивался мужской характер партии, в некотором смысле секуляризация религиозности, безоговорочное одобрение и широкое использование насилия в разрешении политических конфликтов.

    Фашизм включает в себя некие моменты от антисоциализма, антикапитализма и антимодернизма. Национализм был одной из основ этого движения. Однако мелкие фашистские движения обязаны были считаться с идеологией прочих подобных себе движений. Таким образом, получается, что, несмотря на свою националистичную идеологию, они должны были принимать идеалы иностранных образцов. Впоследствии с этим стали бороться и правые и левые движения нацизма.
    Фашисты жестоко уничтожали своих политически врагов. Под их расправы попадали и случайно выбранные партии меньшинства.



    Фашизм в разных странах

    Кратко - фашизм, а более основательно - доктрина Бенитто Муссолини. Он считал, что государство должно представлять собой власть корпораций. В Италии фашизм зародился в 10-х годах прошлого века. Муссолини, придя к власти установил режим диктатуры. В своей книге «La Dottrina del Fascismo»,лидер движения приравнивал слово «фашизм» к системе государственного управления и это слово имело значение «идеология».
    Дальше фашизм распространился в Германии. Лидером национал-социалистической партии стал Адольф Гитлер, который спланировал захват Европейских земель путем плана «Блицкриг».

    Вдохновителем Гитлера стал Муссолини. Сам предводитель немецкого фашизма утверждал, что итальянская идеология стала основой формирования нацистской партии Германии. Связь Германского и Итальянского фашизма была, например, в антисемитстве. Немецкие фашисты дальше всех единомышленников продвинулись к продвижению к своей цели. План «Блицкриг», который сулил территориальное расширение, все же потерпел крах.

    Во время существования Германского фашизма, в Румынии сформировалась своя партия нацизма (1927-1941 гг.).
    В 1934 году в Испании возникла Вторая Испанская Республика. Это дало толчок началу испанскому фашизму. Лидером стал Хосе Антонио Примо де Ривера.



    В 1928 году Католическая церковь поддержала восхождение к власти Оливейра Салазара. Его диктаторская власть продержалась около 40 лет, пока Оливейра не заболел и не прекратил управление страной. Он вышел в отставку. Марселу Каэтану, ставший лидером Испании положил конец режиму фашизма. Новое государство под предводительством Оливейра Салазара стало самым долгосрочным из ранее существовавших фашистских режимов.

    Фашистская идеология в Бразилии носила имя интегрализм. Основателем стал Плину Салгаду. Интегрализм впитал в себя кое-какие черты итальянского фашизма. Но, бразильские фашисты отличались от европейских, тем, что не пропагандировали расизм. Это движение принимало в свои ряды даже негров.

    В России фашизм получил свое распространение перед началом Второй мировой войны (30-е - 40-е года XX века). Русский фашизм брал свое вдохновение от итальянского нацизма. Основоположниками стали белоэмигранты, которые обосновались в Германии, Манчжурии и США. Русский фашизм брал свое название от движений «черная сотня» и «белое движение». Активную политику (кроме белоэмигрантов из Манчжурии), они не вели. Единственное, чем они занимались, так это антисемитской направленностью. В период осуществления плана «Блицкриг», русские фашисты выступали на стороне захватчиков.

    В период с 20-х до середины 50-х годов XX века, в основном на территории Западной Украины, существовала ОУН (Организация украинских националистов). Основной идеологией была защита от влияния Польши и Советского Союза. Планировалось создание независимого государства. В состав должны были войти земли Польши, Советского Союза, Румынии и Чехословакии. То есть территории, на которых проживали украинцы. Именно этими целями они оправдывали свой террор. Деятельность ОУН носила характер: антисоветский, антипольский и антикоммунистический. Историки не только приравнивают ОУН с итальянским фашизмом, но и утверждают о большем экстремизме первых.



    В истории некоторых стран прослеживаются движения, которые схожи с идеологией фашизма, но их не спешат объединять с фашистами. Эти движения несут в себе в основном, антилиберальнную или антикоммунистическую направленность. Они используют методы фашизма, но не ставят перед собой целью создания высшей нации. Например, парафашизм. Этот режим является авторитарным.

    Фашизм сегодня

    Сегодня в России существует такое понятие как неонацизм. Он заключается в приверженности к нацистской символике, антисемитизму и расизму.

    Неонацизм может быть как индивидуальный, так и организованный. В случае организованного, неонацизм представляет собой крайнюю форму. В СМИ можно увидеть репортажи связанные с преступлениями неонацистов. Так же он может достигать антихристианских и антиавраамических взглядов.
    Приверженцы неонацизма отличаются своими музыкальными предпочтениями. В основном это рок музыка или патриотические песни, исполненные под гитару.

    Символика неонацистов бывает разных типов. Это может быть флаг Российской Империи, символика Третьего Рейха, Российская символика, нацистская символика в целом, языческая (псевдоязыческая) или собственные символы.



    Стоит отметить, что фашистская символика сегодня, может использоваться как определенный тип, так и скомбинировано. Атрибуты с символикой неонацизма приобретаются, в большинстве своем, через интернет магазины. В них можно купить предметы украшения (кольца, часы, браслеты), ножи и прочите предметы с изображением символики.
    Особенностью неонацистского движения в России является то, что его участники придерживаются правила ведения здорового образа жизни.
    По мнению представителей этого движения, власть, телевидение и экономика находится не в руках славянского народа. Они выступают за чистоту расы в этих отраслях.

    Использование разной по типу символики приводит к конфликтам между собой.
    В США существует такое понятие, как неофашизм. В годы Второй мировой войны, США активно боролась с фашистами, а теперь это движение спокойно существует у американцев. В сложившейся политической обстановке, существует мнение, что неофашистов настраивают против России. Соединенные Штаты опубликовали послевоенные документы, указывающие на связь американцев с фашистами. Цель этого сотрудничества было объединение против Советского Союза. Ухудшение политических отношений США и СССР происходили отчасти из-за сотрудничества властей Соединенных Штатов с фашистами.

    Несмотря на то, что СССР всеми силами боролись с фашистами, в Латвии русских называли и называют оккупантами. Латыши прославляют фашистов как героев. Регулярно происходит уничтожение советских памятников, переименование улиц и уничтожение русского языка на территории страны. И все это происходит, несмотря на то, что в Латвии проживают русскоязычные граждане.

    Учебники истории Литвы внушают детям, что литовцы полностью поддерживали Немецкую армию, тем самым освобождаясь от гнета Советского Союза. Того же мнения придерживаются и Эстонские правящие круги.
    Как известно из истории, Украина всегда негласно делилась на Западную и Восточную. Массовое распространение неофашизма в Украине происходило и происходит в ее западной части. В период Второй мировой войны, эта часть украинцев поддерживала фашистов. Сегодня складывается ситуация таким образом, что Украина снова начала свой раскол. Русскоязычное население притесняют. Можно ли назвать массовое притеснение фашизмом? Сами люди, проживающие на территории восточной Украины, считают политические методы руководства страны, как зачатки фашизма. Гражданская война сегодня, косвенно говорит о том же.