• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Сохраните изображения на компьютер, распечатайте.

    Игра для детей от 5 лет и для взрослых

    Вариант 1

    Раздайте картинки участникам игры. Дого­воритесь, кто за кем будет ходить. Скажите де­тям, что из вагончиков нужно собрать поезд. Ва­гончики должны крепко держаться друг за друга. Но так как это не обычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками. Например, первый вагончик— САПОГИ, значит, за ним можно поставить ТУЧКУ (сапоги надевают в дождливую погоду), или, МЯЧ (сапоги и мяч резиновые) ,или КИТА (и сапоги, и кит синего цвета). Каждый должен объяснить, как он скрепляет вагончики: Если ребенок не может рассказать, почему он поставил именно эту картинку, помогите ему найти логическую связь. При коллективной игре тот, кто не может подобрать логическую цепочку, пропускает ход.

    Вариант 2

    Ставить рядом можно любые вагончики, со­ставляя логическую.цепочку не только по признакам предмета, а по любой связи между ними (названия предметов начинаются на одну букву, или эти слова имеют одинаковые звуки, или они рифмуются между собой, или: «и то, и другое есть у нас на даче»). Эта игра очень хорошо развивает речь, логическое мышление и фантазию. —

    Вариант 3

    Карточки перевернуть белой стороной вверх

    и раздать участникам игры. Поезд собирают, не глядя на картинки. Игрок переворачивает и кладет на стол верхнюю карточку, а потом уже пытается отыскать связь этой картинки с преды­дущей.

    Вариант 4

    Играйте так же, как в первом варианте, но составляйте вагончики, отыскивая не общее, а противоположности. Например: рядом с КОЛЮ­ЧИМ ежиком может стоять ПУШИСТЫЙ кот;^ рядом с ХОЛОДНОЙ снежинкой - ГОРЯЧИЙ чай, КУБИК — рядом с ШАРИКОМ, БОЛЬШОЙ кит - рядом с МАЛЕНЬКОЙ мышкой и т.д.

    ДЛИННАЯ ИСТОРИЯ Семейная игра

    Разделите поровну карточки между игроками. Первый игрок выкладывает карточку на стол и придумывает предложение, в котором упоминается изображенный на карточке предмет. Второй игрок выкладывает любую свою карточку, тоже составляя предложение, чтобы оно образовывало с предыдущим связный рассказ.

    ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ

    Этот вариант игры можно использовать для занятий с детьми от 1,5-2,5 лет. Отберите для игры 4-8 таких картинок, которые бы что-то объединяло. Вы показываете малышу любую картинку, называя и описывая ее (например: «Это мяч. Он круглый»), и спрашиваете, что еще есть круглого. Помогите ребенку найти круглый предмет: арбуз, клубок, солнышко - всё круглое. Составьте набор картинок по цветам, по матери­алу (все красное или все железное). Эта игра поможет» малышу познакомиться о основными признаками предметов.

    ПАРНЫЕ КАРТИНКИ Выберите для игры 4-8 парных картинок (две с круглыми предметами, две с животными, две с посудой и т.д.). Показывайте малышу любую из них и просите отыскать пару. Игра учит ребенка группировать и классифицировать окружающие предметы.

    ДАМА СДАВАЛА В БАГАЖ.. .

    Игра для развития слуховой памяти и речи Карточки делятся между игроками. Первый выкладывает на поле одну карточку вниз изображением и говорит: «Дама сдавала в багаж… слонёнка» (называет предмет на карточке). Второй играющий тоже выкладывает карточку вслед за первой, говоря: «Дама сдавала в багаж слонёнка, котёнка…» Каждый играющий сначала повторяет названия всех предыдущих предметов, а потом добавляет к цепочке свой. Кто выстроит самую длинную цепочку? А правильно ли играющие перечисляют багаж, можно будет, проверить, перевернув карточки.

    КТО ПОЕДЕТ НА АЛТАЙ (НА КАНИКУЛЫ К БАБУШКЕ, ВО ФРАНЦИЮ И Т.Д.)

    Игра для развития речи Положите карточку-паровозик на середину стола.. Остальные карточки раздайте участникам игры. Игроки не показывает друг другу свои карточки. Определите очередность ходов: Тот, кто ходит первым, выбирает любую карточку из при- ‘ надлежащих ему и говорит: «На Алтай поедет… большой, с длинным носом…» Он должен перечислить признаки предмета, описать, не называя его. Все остальные играющие отгадывают, кого же отправит на Алтай первый играющий. Когда кто-то догадывается и кричит: ‘‘Слонёнок!», игрок выкладывает карточку на поле, а право хода переходит к отгадавшему.

    Побеждает тот, кто первый отправит все свои карточки на Алтай .


    Лист 1 для игры Логический поезд

    " data-medium-file="https://i2.wp.com/babi-city.ru/wp-content/uploads/2016/02/001.jpg?fit=300%2C224" data-large-file="https://i2.wp.com/babi-city.ru/wp-content/uploads/2016/02/001.jpg?fit=696%2C519" class="alignleft size-thumbnail wp-image-2508 jetpack-lazy-image" src="http://babi-city.ru/wp-content/plugins/jetpack/modules/lazy-images/images/1x1.trans.gif" alt="Логический поезд" width="150" height="112" data-recalc-dims="1" data-lazy-src="https://i2.wp.com/babi-city.ru/wp-content/uploads/2016/02/001.jpg?resize=150%2C112">

    Игра "Логический поезд" просто незаменима в домашней коллекции развивающих настольных игр. С ней ребенок научится думать, говорить, логически мыслить, находить признаки, объединяющие предметы, расширит представление об окружающем мире. Игра тренирует память, фантазию, внимание. Наконец, просто позволит вам интересно провести время с ребенком! Ведь ребенку очень важно общение с родителями, и поверьте, он ценит счастливые минуты, проведенные вместе!

    Итак, логический поезд.
    Игра состоит из множества карточек с изображениями окружающих нас предметов, явлений природы, животных, еды и так далее. Вы можете купить ее магазинах, но интереснее будет сделать ее вместе с ребенком.
    Распечатайте карточки, раскрасьте и наклейте на плотный картон - так игра прослужит дольше.

    Примеры изображений:
    Мячик, зонтик, колокольчик, ножницы, солнышко, дождик, снежинки, коньки, лыжи, машина, светофор, цветок, лейка, снеговик, топор, дрова, стул, стол, резиновые сапоги, чашка, чайник, пирожное, гвозди, вата, одежда и обувь, головные уборы, холодильник, телевизор, телефон, дерево и т.д. И одна карточка с изображением паровоза, с которой и начинается игра.

    Карточки можно дополнять, вырезая красивые изображения из журналов, открыток, рекламных брошюр, упаковок от продуктов.

    Ход игры:
    На стол кладется карточка паровоза. Далее все игроки по очереди начинают цеплять к поезду вагончики, делая его все длиннее и длиннее. Вагончики - это карточки с изображениями. Но так как это необычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками. Например: первая картинка дождик, вторая - резиновые сапоги (мы надеваем их в дождь), третья - резиновый мячик (он тоже сделан из резины, как и сапоги), арбуз (он круглый, как мячик) и так далее. Каждый ход объясняется ребенком, придумывается обобщающий признак - это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал...

    Дети очень любят эту игру, начинают рассуждать, думать, речь становится более грамотной, связной.

    У этой игры есть и другие варианты:

    Вариант 2 - логический поезд наоборот

    Паровозик собирается так, что карточки кладутся лицевой стороной вниз.
    Далее игроки по очереди начинают переворачивать карточки и пытаются придумать связь с предыдущей. Если придумать ничего не удалось, то игрок забирает себе карточку и ход переходит к следующему игроку. И так, пока весь паровозик не будет объяснен. Побеждает тот, у кого накопилось меньше штрафных необъясненных карточек.

    Вариант 3 - составляем рассказ

    Разделите поровну карточки между игроками. Первый игрок выкладывает карточку на стол и придумывает первое предложение, в котором упоминается слово - изображенный на карточке предмет. Второй игрок выкладывает любую свою карточку, составляя следующее предложение так, чтобы оно образовывало с предыдущим связный рассказ. И так далее пока все карточки не закончатся. Для детей старшего возраста можно усложнить задачу и задать тему рассказа или сказки.

    Вариант 4 - Снежный ком

    Первый игрок кладет на стол карточку, называет ее и переворачивает, второй повторяет слово первого игрока и называет свое, третий произносит уже два слова и добавляет свое. И так далее. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает тот, кто сможет запомнить больше всех слов.

    Варианты этой игры:
    «Дама сдавала в багаж…»- перечисляются названия разных емкостей или одежды, бытовых предметов.
    «Мы по садику гуляли и в корзину собирали…» – перечисляются названия ягод, фруктов, овощей, цветов.
    «Мы по лесу гуляли и животных повстречали…» – перечисляются названия животных, птиц, насекомых.

    Вариант 5 - Тренируем память

    Выложите несколько карточек, пусть ребенок внимательно на них посмотрит и запомнит. Затем попросите его отвернуться и поменяйте что-нибудь. Можно поменять карточки местами. Убрать или добавить карточку, или заменить одну. Ребенок должен определить, что изменилось. Усложнять задания можно, увеличивая число карточек или число изменений.

    Вариант 6 - Игра «Четвертый лишний»

    Вы выкладываете четыре карточки, одна из которых чем-то отличается от трех других. Ребенок должен сказать какая и объяснить свой выбор. Например, три карточки с посудой и одна с едой. Возможны более сложные варианты, когда существует два решения. Например, ежик, слон, лиса и болт. Лишняя карточка с болтом, поскольку на остальных изображены животные, а по цвету лишняя карточка с лисой – лиса рыжая, а изображения на других карточках серые.

    Путешествие на логическом поезде

    Четыре года назад у нас появилась замечательная семейная игра под названием “Логический поезд”. Чаще всего я играю в нее с детьми. Это занятие учит находить логические связи, объяснять и обосновывать те или иные действия, развивает связную речь, фантазию, обогащает словарный запас, расширяет знания об окружающем мире и свойстве предметов.
    Игра состоит из множества карточек. К первой, изображающей паровоз, “цепляются” последующие вагончики с “пассажирами”. Вагончики-карточки должны быть связаны между собой логической связью.
    Как сделать такую игру самим и как усложнить задания, я расскажу чуть позже.
    А пока, поезд отправляется…

    Поехали…

    Зарисовки из дневника четырехлетней давности:

    “…На полу в комнате россыпь карточек. Дочки (Маша - 2,5 года и Катя - 12 лет) устроились тут же. Я кладу картинку с паровозом и предоставляю Маше право первого хода. Малышка быстро обводит глазами картинки и уверенно выкладывает возле паровоза роликовые коньки:
    - У паровоза и у роликов есть колеса.
    Катя добавляет сапоги, а я, пытаясь продемонстрировать самые необычные связи, выкладываю возле сапог ножницы:
    - Сапог пара, и ножницы состоят из двух частей.
    Маша хватает иголку с ниткой:
    - Нитку можно ножницами обрезать!
    Мой ход следующий, и я кладу картинку с болтом, поясняя, что иголка и болт сделаны из металла. Катя присоединяет вагончик с роботом:
    - Тоже железяка…
    Маша еще не знакома с роботами и не знает, что они из себя представляют. Мне интересно, как она выйдет из этой ситуации. Малышка растерянно водит глазенками по картинкам и выбирает…конфеты.
    - Почему конфеты?
    - Потому что я их кушать люблю! - мне сразу вспомнилась игра в города из замечательного фильма “Джентльмены удачи”: “На “а” Джамбул, потому что там тепло…”
    - Это здорово! Но ведь нужно, что бы наш вагончик к роботу подходил…
    - А робот тоже любит конфеты кушать!
    С таким аргументом не поспоришь. Ход защитан. Я продолжаю и кладу морковь. Маша не желает считаться с Катиной очередью и добавляет яблоко (“тоже можно кушать”). Катя присоединяет яблоню. Я выбираю деревянный стол, а Маша - кровать:
    - И кровать тоже деревянная! - Занятно, что малышка объяснила связь общим материалом, а не принадлежностью к одной группе - “мебель”. В следующем вагончике “едет” подушка. Катя добавляет месяц (“он ночью светит, когда спят на подушке”). Младшая дочь хватает вертолет (“месяц в небе и вертолет тоже”). Я добавляю птицу, а Маша опять торопится с ответом:
    - Солнышко!
    - ???
    - Что бы птичке было светло!
    Катя хохочет. А я хвалю свою добрую малышку, которая позаботилась о птичке и добавляю к солнышку мороженое:
    - Когда жарко, хочется мороженого.
    Маша, немного подумав, выбирает снеговика:
    - Мороженое холодное и снеговик тоже!
    Катя добавляет клубок, объясняя это наличием шара в теле снеговика, а Маша присоединяет мяч:
    - Клубок и мячик… Ну… Шарики! Подожди, мама, веник мы забыли! - Маша хватает картинку с метлой и вставляет ее после снеговика. Конечно, наши логические связи нарушаются, но мы решаем не лишать снеговика его неизменного атрибута. Катя пытается вставить и свой ход, добавляя после мячика кубик (“игрушки”). Не долго думая, Маша берет карточку с изображенной на ней четырехгранной пирамидой:
    - Потому что… Ну… Ну… Кубик такой, - показывает руками объем, - и пирамида такая, - аналогичный жест. Я ее понимаю. Маша имеет в виду, что куб и пирамида - объемные геометрические фигуры, но еще не может сформулировать ответ. Ну, разве не чудо - эти малыши?..”

    ДЕЛАЕМ ИГРУ
    Смастерить такую игру совсем несложно.
    Вам понадобятся:
    - набор плотной бумаги или картона для записей небольшого размера
    - и множество картинок из старых книг, журналов, открыток.

    Подбирать и вырезать картинки лучше вместе с ребенком. Совместная работа объединяет, да и игра, сделанная своими руками, гораздо интереснее покупной.
    Основная задача - найти картинки, охватывающие как можно больше тем и групп предметов.

    Это могут быть:
    мебель, посуда, одежда, игрушки, транспорт, животные, растения, музыкальные инструменты, предметы домашнего обихода, еда, профессии, природные явления и др.

    Чем больше картинок, тем больше логических связей между ними, тем шире границы познаний окружающего мира. Подготовленные картинки наклеиваем по одной на карточку, не забываем про обязательный паровоз.
    Некоторые предметы можно и нарисовать. Даже крохе будет по силам изобразить, например, солнышко, месяц, облако, дождик, а ценность такой игры непременно возрастет.
    Не обязательно собирать картинки до тех пор, пока их не наберется достаточно. Начать играть можно и с небольшим количеством карточек, постепенно пополняя игру новыми картинками.


    НАЧИНАЕМ ИГРАТЬ

    Теперь можно приступать к игре.

    Самый простой вариант уже был описан выше. Он подойдет малышам с 2-3 летнего возраста.
    Для крох очень важно мотивировать любую деятельность, т.е. не сводить игру к сложному и непонятному термину “логика”, а объяснить правила доступно, да и само занятие весело обыграть.
    Расскажите крохе, что поезд не может уехать без вагончиков. А вагончики прицепить не так-то просто. Нужно, что бы каждый следующий вагон каким-то образом был связан с предыдущим. Для малышей даже такое простое, на наш взгляд, объяснение может быть непонятным.
    Начните игру, подбирая совсем простые связи, задавая наводящие вопросы, и очень скоро ребенок поймет что к чему.

    Дочка любит рассаживать сверху картинок свои игрушки: “Они тоже будут в вагончиках ехать”. Позвольте малышу добавить к вашим правилам еще и свои модификации. Тогда игра станет веселее и надолго займет внимание ребенка.

    Существует огромное множество признаков, по которым можно подбирать картинки
    Это общие цвет, форма (круглые, кубические), групповая принадлежность (мебель, инструменты), одинаковые свойства (холодные, железные, резиновые), похожее применение (“и зонтик, и резиновые сапоги нужны, когда идет дождь”).
    Для детишек постарше слова-вагончики могут начинаться или заканчиваться на одинаковый звук, иметь одинаковое количество букв. Можно подбирать картинки в рифму или по принципу игры в “города”. Можно составлять цепочки “что летает”, “что живое”, “что сделано из дерева”, “что мягкое”, “что горячее” или, скажем, “что можно встретить в лесу”. Полезно подбирать слова-антонимы.
    Более сложный, но не менее интересный вариант - выкладывать карточки, вытаскивая первую попавшуюся из стопки и пытаться найти связь. Что же общего может быть между яблоком и подушкой? Вот уж непростой вопрос для маленького фантазера.

    Полезные забавы
    С карточками-картинками можно придумать множество увлекательных и полезных игр.
    Умеет ли малыш классифицировать предметы ? Отберите все картинки, относящиеся к живой природе, и предложите малышу рассортировать их на кучки: животные (если уже знает классификацию, можно отделить млекопитающих, рептилий и т.п.), птицы, насекомые, рыбы, растения (можно отдельно цветы и деревья), грибы.
    А теперь потренируемся с другими картинками: отберем только головные уборы, или обувь, или музыкальные инструменты. Рассортируйте картинки на “живое” и “не живое”.

    А если вы учите с малышом основы грамматики , попробуйте распределить карточки на три группы: “он”, “она”, “оно”.

    Можно поиграть в “четвертый лишний” : на трех картинках птицы, на четвертой - бабочка. Кто здесь лишний? Или сложнее: три картинки изображают наземный транспорт, а на четвертой, скажем, самолет. Просите малыша объяснить, почему он посчитал лишней ту или иную картинку.

    Для юных фантазеров
    Используя карточки от “Логического поезда”, попробуйте сыграть с малышом в игру “Теремок” .
    Она хороша для развития речи, фантазии, наблюдательности, учит сравнивать и рассуждать.
    Представьте, что на полянке стоит теремок (для наглядности его можно построить из кубиков или просто нарисовать). В теремке сидит какой-нибудь живой или не живой предмет. Например, елочка. Малыш берет любую карточку (допустим, с изображением ежика), подходит к “теремку” и говорит: “Тук-тук, кто в теремочке живет?” Вы отвечаете: “Я, елочка, зеленая иголочка. А ты кто?” “А я - ежик колючий. Пусти меня к себе жить!” “Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож”.
    Выслушайте детские ответы (колючий, тоже живой, расту, пью водичку, живу в лесу и т.п.). Условия проживания в теремке могут все время меняться: “Чем ты от меня отличаешься?”, “Для чего ты нужен?”, “Что ты можешь делать?”, “Какой ты?” Особенно полезно применять вопрос “Что ты можешь делать?” к неодушевленным предметам. Например, что может делать камень? Действительно, что? А он может лежать, мокнуть под дождем, нагреваться от солнца, прятаться в траве, упасть и т.п. Такие нехитрые упражнения позволяют крохе раздвинуть границы понимания окружающего мира.

    А теперь попробуйте поиграть с карточками в “загадки” .
    Малыш выбирает любую картинку, но не показывает вам, а только рассказывает о ней, не называя предмет. Например: “Он большой, серый, живет в Африке, у него есть хобот…” А вы по детским “объяснялкам” попытайтесь догадаться, кто пожаловал в гости. Конечно, это - слон! Потом поменяйтесь местами: вы рассказываете о каком-то предмете или явлении, а малыш отгадывает.

    Можно поиграть и чуть иначе. Отберите карточки, на которых изображены овощи и фрукты. Комната превращается в магазин, а вы - в продавца . Малыш приходит за покупкой, задумав заранее, какой овощ или фрукт он хочет купить: “Я хочу купить что-то, но я забыл, как оно называется”. Вы задаете вопросы, на которые малыш должен ответить: “Это растет в саду или на огороде? Это растет под землей или над землей? (если овощ). Оно круглое или вытянутое? Какого оно цвета? Какое оно на вкус?” На основании ответов крохи, вы пытаетесь угадать, что же он задумал и выдать ему необходимую покупку (карточку). Затем “продавец” и “покупатель” меняются местами.
    Такая веселая игра не только развивает речь, но и закрепляет полезные знания о растениях и свойствах предметов.

    Для развития фантазии и творческого мышления можно попытатьсясоставить рассказ , используя наши карточки. Каждый игрок по очереди кладет картинку и придумывает предложение с изображенным словом так, что бы оно было связано по смыслу с предыдущим.
    Простой вариант - класть картинку, выбирая ее по своему усмотрению. Например, первая карточка - домик. Начинаем рассказ: “На лесной опушке стоял симпатичный, аккуратный домик”. Затем следующий игрок добавляет картинку с зайчиком: “В домике жил маленький серенький зайчишка” и т.д.
    Учите малыша составлять распространенные предложения, добавлять прилагательные-эпитеты. Это обогатит его речь.

    Еще интереснее добавлять карточку, вытаскивая из кучки первую попавшуюся . Тогда составлять связный рассказ будет сложнее, но и смешнее. У вас непременно получиться захватывающая история с необычным поворотом сюжета и обязательным хэппи-эндом.
    Если вам удастся заманить в игру еще и папу, то она станет, как минимум, вдвое интереснее и веселее.
    А польза от общения, от нескучного времяпрепровождения всей семьи зачастую куда важнее даже самых умных игр и игрушек…

    Игра, имеющая почти бесконечное количество вариантов! Она никогда не надоест, потому что в нее каждый раз можно играть по-новому. С вагончиками этого удивительного поезда можно расширять представление об окружающем мире, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию.

    Игра предназначена для детей от 2 лет.

    С самыми маленькими можно нагружать паровозик по какому-то признаку. Например, паровозик везет все красное, или все деревянное, или животных в зоопарк, или посуду на кухню и др. Возможен и обратный вариант – Вы нагружаете поезд, а ребенок должен отгадать признак или назвать обобщающее слово. Если Вы нагрузили паровоз кастрюлей, тарелкой и чашкой он должен сказать, что это посуда. Со старшими детьми можно грузить в поезд предметы, названия которых начинаются (или заканчиваются) на одну букву, или в названиях которых присутствует эта буква.

    Можно нагружать паровозик, отыскивая не общие признаки, а противоположные. Например, рядом с холодной снежинкой можно поставить горячий чай, а рядом с большим слоном – маленькую мышку!

    Можно раздать игрокам по несколько карточек и присоединять по одному вагончику. Но не просто так, а находя логическую связь с предыдущим вагончиком. Например, к карточке с забором можно присоединить топор, поскольку забор делали с помощью топора или табурет, поскольку он тоже сделан из дерева.

    Если ребенок уже владеет связной речью, можно составлять предложения и целые рассказы, используя карточки. Например, Вы берете карточку с кошкой и мышкой и составляете предложение: «Кошка съела мышку» или «Эта кошка никогда не есть мышек». Взяв побольше карточек, Вы можете составлять более длинные предложения и целые рассказы. Игру можно усложнить, если разложить карточки в определенном порядке и придерживаться его походу рассказа.

    С карточками можно организовать множество игр на развитие памяти, внимания и логического мышления.

    Игра «Четвертый лишний»: Вы выкладываете четыре карточки, одна из которых чем-то отличается от трех других. Ребенок должен сказать какая и объяснить свой выбор. Например, три карточки с посудой и одна с едой. Возможны более сложные варианты, когда существует два решения. Например, ежик, слон, лиса и болт. Лишняя карточка с болтом, поскольку на остальных изображены животные, а по цвету лишняя карточка с лисой – лиса рыжая, а изображения на других карточках серые.

    Выложите несколько карточек, попросите ребенка их запомнить, затем перемешайте и предложите малышу выложить те же карточки в том же порядке.

    Выложите несколько карточек, пусть ребенок внимательно на них посмотрит и запомнит. Затем попросите его отвернуться и поменяйте что-нибудь. Можно поменять карточки местами. Убрать или добавить карточку, или заменить одну. Ребенок должен определить, что изменилось. Усложнять задания можно, увеличивая число карточек или число изменений.

    Вы можете придумывать свои варианты игр с вагончиками!

    Занимаясь с игрой, малыш узнает много нового об окружающем мире, расширит свой словарный запас, разовьется связная речь, внимание, память, усидчивость.

    Желаем веселых и разнообразных игр!

    Цель: способен к решению логических действий и операций, умению декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умению видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умению действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

    Материал : три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный), на каждом поезде его номер: 1234, 5678, 9101112, 4 вагона, карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами, набор логических блоков Дьенеша.

    Ход игры .

    В игре может участвовать вся подгруппа детей 9 – 11 человек. Взрослый, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями.

    Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перегружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

    Последовательность действий. Распределение команд по поездам.

    Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, 2<*<4, находит число, обозначенное *- это 3, значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1234). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах) перевозка груза.

    Свой груз надо перевезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура – большой красный треугольник, в первом вагоне от головы поезда он изменил величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма, он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета – наш груз маленький синий прямоугольник.

    Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом,

    слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.

    Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.



    Один из вариантов дальнейшего развития игры:

    Выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т.д.)

    Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид, шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволяет проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).

    Дидактическая игра « Автотрасса»

    Цель: выделяет свойства предметов, абстрагирует их, следует определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составляет алгоритм действий.

    Материал: таблицы с правилами построения дорог, набор логических блоков Дьенеша.

    Ход игры.

    Город логических фигур, готовиться к автомобильным соревнованиям – гонкам. Надо построить гоночную трассу. Дети строят дорожки (цепочки) по правилам, которые требуют учета трех свойств (цвет, размер, форма, толщина).

    Ноябрь

    Дидактическая игра « Необычные фигуры»

    Цель: способен к анализу, абстрагированию; строго следует правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения.

    Материал: наборы логических блоков Дьенеша по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур.

    Ход игры.

    В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения. Взрослый показывает таблицу с правилом построения необычных фигур. Он помогает детям выяснить, на какое свойство фигур надо смотреть (на форму), с какой фигуры начинать строить необычную (с той, от которой отходят все стрелки, - с прямоугольника). От прямоугольника отходят две стрелочки: одна к квадрату, вторая к треугольнику. Это означает, что к нему нужно приложить квадрат и треугольник с любой стороны. От квадрата стрелочка идет к кругу – к нему надо пристроить круг. От треугольника стрелка идет тоже к кругу – и к нему нужно пристроить круг. А от круга не отходит ни одной стрелочки, поэтому к нему не нужно ничего прикладывать. Затем каждый ребенок строит сложную фигуру, прикладывая блоки один к другому. Взрослый нацеливает детей на создание своей, не похожей на другие, необычной фигуры. В результате у детей могут получиться самые разные сложные фигуры:



    По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что или на кого они похожи.

    В повторных упражнениях используются другие правила.

    Сначала дети пользуются готовыми правилами, потом сами составляют их. Взрослый каждый раз поощряет проявление детьми самостоятельности и творчества при составлении правил, фигур.

    Необычные фигуры дети строят по правилам, которые требуют учета сразу двух свойств, например, формы и цвета, или формы и размера, или цвета и размера.

    Фигуру могут строить одновременно несколько человек. В этом случае дети по очереди выкладывают свои фигурки. Тот, кто допускает ошибку, оставляет фигуру себе. Выигрывает тот, у кого меньше набрано штрафных фигур.

    Сначала дети строят фигуры по установленным правилам, а затем – по самостоятельно составленным.

    При составлении необычных фигур используются правила, которые требуют учета сразу трех свойств.

    Взрослый поощряет проявление детьми самостоятельности при определении правил игры; меняет правила (расколоть дерево, разгадать герб и т.д.).