• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №21 г. Челябинска

    Бальные развлечения

    Исследовательская работа

    Научный руководитель: , учитель краеведения, высшая квалификационная категория, МАОУ СОШ № 21

    Челябинск, 2013

    Введение.................................................................................................................3

    1.1. Что такое «бал»?….......................................................................................4

    1.2. Разновидности балов……………………………………………………….4

    1.3. Организация балов……………..…………………………………………..5

    1.4. Бальные традиции и этикет………………………………………………..6

    1.5. Бальный костюм…………………………………………............................7

    1.6. Обязанности кавалера……………….……………………………………..9

    Глава 2. Бальные развлечения

    2.1. Игра в «живые» картины…………………………………………………….9

    2.2. Фанты и спиритический сеанс……………………………………………..10

    2.3. Раскладывание пасьянса и его разновидности…….………………….......11

    2.4.Почта…………………………………………………………………………12

    2.5.Шарады……………………………………………………………………….13

    Заключение………………………………………………………………………13

    Литература…………..…………………………………………………………..14

    Приложение

    Введение

    В преддверии кадетского бала хотелось бы выяснить ответ на один простой вопрос: а что такое вообще бал? Давайте разберемся в том, как проходили балы, и какие страсти они вызывали, чему учили, каким традициям следовали. Если судить по литературе, бал– это роскошные наряды, дуэли из-за оскорблённой чести или соперничества в любви, шампанское до дна и карточные игры до утра. Но, если мы обратимся к историческим источникам, то увидим, что бал - это целенаправленное действие, главной задачей которого было создать условия для общения молодежи, выработать у них привычку следовать особому этикету, развить вкус. То есть вполне воспитательное мероприятие и еще - это целый спектакль, который при традиционной композиции допускает массу вариантов и неожиданных поворотов сюжета.

    Актуальность исследования заключается в изучении традиций проведения балов в России и Европе, влияющее на воспитание подрастающего поколения.

    Задачи:

    1. Развивать умение применять полученные знания на практике.

    2. Воспитывать отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве, любовь к национальным традициям.

    3. Формировать понимание роли проведения балов в жизни России XVII - XIX в. в. и современного общества.

    Объектом исследования являются бальные традиции России.

    Предметом исследования являются развлечения на балах.

    Гипотеза исследования заключается в том, что бальные традиции дореволюционной России получают свое второе рождение в современном российском обществе.

    Новизна исследования заключается в сопоставлении бальных развлечений в России XVII-XIX в. в. с проведением балов в России XXI века.

    Социальная значимость - работа может использоваться на уроках истории, краеведения, МХК и на классных часах .

    Глава 1. История происхождения балов

    1.1. Что такое «бал»?

    Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого; в переводе оно означает «мяч».
    В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцам. В России до конца XVII в, ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII - XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль», в XIX в стали танцевать даже в деревне. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

    1.2. Разновидности балов

    Балы выполняли очень важные социальные функции. Они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества (в рамках одного социального слоя).
    Придворные балы , довольно чопорные и скучные, считались официальными мероприятиями. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали выводить в свет. Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге. На Московских балах сговаривались свадьбы "Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками", - писал Пушкин.
    4

    Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п.

    Самые непринужденные из балов – семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А. Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.
    Детские балы - это особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо в помещении танцклассов. Туда привозили и совсем маленьких детей, и подростков. На детских балах танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами. Детские балы отличались весельем, непринужденная обстановка детской игры незаметно переходила в увлекательное кокетство.

    Особой традицией были балы кадетские и юнкерские . Их отличительной

    чертой было то, что под строгим надзором воспитателей на этих балах встречались кадеты, юнкера и их сверстницы из гимназий или институтов благородных девиц. На этих балах будущую элиту российского общества учили применять правила этикета на практике, правильно себя вести. Именно на этих балах шло непримиримое соперничество представителей различных корпусов в искусстве танца. Кадетские балы всегда отличал дух соревнования. Для каждого учебного заведения было особо почетно быть признанным «первым номером» в танцах, поэтому к балу готовились очень тщательно, дабы «не уронить чести корпуса перед обществом»
    Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению. К балу готовились заранее. Хозяин и хозяйка могли попросить помочь кого-либо из приглашенных. Оказывается, еще во времена Екатерины II предлагали услуги организаторы праздников. Еда, напитки частенько доставлялись из клубов или ресторанов.

    Много внимания уделяли внешнему оформлению праздника. Цветочники украшали помещения гирляндами из живых цветов, исполнительные молодые секретари рассылали приглашения. Балы проходили в специальных залах – апартаментах, позволяющих организовать бальные танцы. Бальные залы были окружены столовыми, буфетными , курительными комнатами. Особое внимание уделялось музыкальным номерам. Иметь собственный оркестр было большой гордостью хозяев. В каждом дворянском доме имелась коллекция музыкальных инструментов. В России неизменным спросом пользовались выступления известных исполнителей. Ужин и музыкальный вечер были неизменной составляющей бала.
    1.1. Организация бала

    Вся ответственность за проведение частного бала, естественно, целиком лежала на хозяине и хозяйке, но нередко они прибегали к помощи лиц из списка приглашенных. Обслуживание гостей, еда и напитки для бала могут быть предоставлены клубом или рестораном гостиницы, где решено проводить торжественное мероприятие, а если балы устраивались дома, можно обратиться в агентство по доставке продуктов и обслуживанию гостей. Украшение помещения заказывали цветочникам, а хлопоты, связанные с приглашениями гостей, поручали секретарям.
    Организация общественного бала возлагалась на подготовительный комитет, функции председателя которого были сопоставимы с функциями хозяйки. Каждому члену подготовительного комитета давалось какое-то конкретное поручение по организации бала: один занимался приглашениями, другой - убранством помещения, остальные - выбором оркестра, угощением гостей.
    В богатых домах местом приемов служили парадные апартаменты - обычно они располагались анфиладой, центральную часть которой занимал бальный зал, а по сторонам располагались гостиные, буфетные и столовые. Самые знатные и богатые люди для этих целей строили отдельные здания. В домах победнее для приема использовались жилые помещения. В начале XIX века практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты, часто дорогие, богато декорированные. Естественно в домашних концертах исполнялась камерная музыка - в России слушали и любили европейских композиторов. Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов-исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства, виртуозы - пианисты и скрипачи.

    1.4. Бальные традиции и этикет

    Основными развлечениями в ХIХ веке были бал и ужин. Между тем они были существенными, но вовсе не обязательными составляющими званого вечера. Русская дворянская культура ХIХ века на этот счет выработала гибкую систему элементов, которая могла варьироваться в зависимости от повода, количества и возраста гостей и многих других обстоятельств.
    Еще в петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран".
    Подобные же наставления издавались и позднее. Среди них были и написанные в стихах:
    Старайся, чтоб твой нос был свеж и чист;
    Не фыркал, не сопел, не издавал бы свист,
    Старайся за столом так руки держать,
    Чтоб платья дам не замарать.

    Организаторы бала ровно в назначенный час собирались у входа в помещение, где должно было проходить торжественное мероприятие, чтобы приветствовать гостей. Если бал частный, приглашенных встречали хозяин и хозяйка, если общественный - ответственные члены подготовительного комитета.
    Гости заходили в частный дом, где был организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их, снимали в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с хозяевами гости проходили в бальную залу.
    В бальной зале рядом с танцплощадкой почти всегда расставляли столы со стульями, где в перерыве между танцами можно было отдохнуть. Было принято, чтобы мужчины приглашали на танцы женщин, с которыми они сидели рядом за столом, своих жен и хозяйку приема. Если хозяйка сидела за другим столом, мужчине не следовало приглашать ее, пока он не убедится в том, что у всех дам, сидевших за его столом, есть партнеры или они заняты беседой со своими соседями, чтобы ни одна женщина не оставалась без внимания. По правилам хорошего тона протанцевать весь бал могли только молодые люди обоих полов.

    Менять партнеров можно было только в перерывах между танцами или тогда, когда музыканты играли «на бис». Когда танцы заканчивались, каждый гость перед уходом обязан был подойти к хозяину и хозяйке, поблагодарить их и попрощаться.

    1.5.Бальный костюм

    Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Вплоть до 60-х годов ХVII века мужчинам считалось неприличным приезжать на бал в брюках . Для этого существовали специальные короткие, до колен, светлые штаны. К ним, надевались белые чулки и открытые башмаки с пряжками. Для бала был обязателен темный фрак, который надевали со светлым жилетом и белым галстуком (бабочкой).
    Дамское бальное платье ХIХ века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонких и легких материй - шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток. Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Именно по этой причине пришлось спешно укорачивать перед балом платье Наташи Ростовой в романе "Война и мир": домочадцам показалось, что бальные кавалеры примут Наташу за не танцующую.
    Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались искусственными цветами-подснежниками, незабудками, бледными маргаритками. Букетики таких цветов прикалывали к волосам.

    Для последующих балов платья молодой девушки могли быть чуть пышнее, но, согласно русской традиции, девушка из хорошего общества не должна была носить драгоценностей (кроме скромной нитки жемчуга или цепочки с небольшой подвеской), дорогих, ярких или темных тканей, перья и меха. Все это дозволялось только замужним дамам. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна. Чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку , называвшуюся "сорти де баль".
    Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах , зато замужняя дама обычно надевала головной убор : легкую шляпу без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. В этом правиле нашел отражение старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись на балах без головных уборов. Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, "не бальной" материи-бархата, шелкового штофа, шерсти и т. п.
    Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно

    непрочными. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки.

    В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях не возбранялось.

    Бальное платье было просто только с виду. На самом деле это было очень дорогое произведение портняжного искусства. Основу его составлял корсет - это такое орудие для пытки красотой. Хочешь быть красивой - шнуруй и тяни, даже если талия меньше 60 см - все равно утягивай. Грамотно сшитый корсет мог утянуть талию до 20 см. Нижние юбки способствовали тому, чтобы платье волнующе колыхалось и шуршало. Платье должно было соответствовать выбранному стилю и эпохе. Мода любого времени строго регламентирует вырезы, крой, ткани и элементы отделки.

    Передвижение в бальном платье - это особое искусство: требуется вовремя подобрать юбки для шага или реверанса, не говоря о такой фигуре высшего пилотажа, как подъем по лестнице. В танцах длинный шлейф просто перебрасывается через руку или крепится к кисти, специально нашитой петлей. Надевая платье со шлейфом, даме надо помнить, что прежде чем сойти с места, следует посмотреть, не стоит ли кто на нем.

    Бальные туфельки . Тут у каждого века запросы свои. Ботиночки с загнутыми носами - к платью с «адскими окнами» (глубокими вырезами по бокам платья), атласные туфли-балетки - к стилю ампир. Но для танцев на паркете удобнее всего взять танцевальные туфли. И не забыть канифоль на подошвы! Теперь можно только удивляться, как при всем этом девушка на балу умудрялась остаться томной, изящной, воздушной и нежной.

    1.6.Обязанности кавалера

    Особые обязанности возлагались на балу на кавалеров. Они должны были быть безупречны. На балу они находились под самым пристальным вниманием.
    Для того чтобы обычный мужчина воспринимался как кавалер для бала, он должен был обучен танцам (до совершенства), разобраться в галантном этикете, уметь применять его к даме.
    Для ведения бесед он должен был разбираться в политике, погоде, литературе, живописи, музыке, уметь шутить и цитировать классиков.
    Именно потому особенно ценились господа юнкера и кадеты. Обученные этикету, грамотные, воспитанные, блистающие выправкой и эполетами, и главное - танцевавшие как боги. Многие приходили на кадетские балы смотреть именно, как танцуют кадеты, учиться у них манерам.

    Глава 2. Развлечения на балах 2.1. Игра в «живые» картины

    Популярное молодежное бальное развлечение конца XVIII - начала XX в.- игра в «живые» картины. Особенно распространено оно было на семейных балах и вечерах. Показывали живые картины перед танцами или в перерыве между ними. Они требовали подготовки и репетиций, поэтому готовились заранее, часто в виде сюрприза кому-нибудь из членов семьи.

    Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например "Аполлон и музы", "Три грации", "Моисей в пустыне", "Зигфрид и Кримгильда" (из древнегерманского эпоса "Песнь о Нибелунгах"), "Мария Стюарт в темнице", "Подводное царство" и т. п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям - плащу, короне и т. п.

    Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно. За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки – дети.

    2.2. Фанты и спиритический сеанс

    Гости на балу очень часто играли в фанты . Например, юной даме, чтобы выкупить свой фант приходилось петь, танцевать, поплакать понарошку и расцеловаться с первым кавалером, который войдет в зал. Незадолго до полночи желающих приглашали поучаствовать в спиритическом сеансе - столь популярном развлечении на балах 19 века. Специальная доска, разделенная на сектора "Да", "Нет", "Возможно", с ободком из цифр и магнит давали ответ на все вопросы, которые задавала ведущая сеанса. Например, одна из дам желала узнать, будет ли счастлива её дочь в ближайшие несколько лет. Дух отвечал уклончиво: "Возможно", но цифры подсказывали, что нужно было сделать для обеспечения счастья дочери.

    2.3. Раскладывание пасьянса и его разновидности

    На балу любили гадать на картах, раскладывать пасьянс.

    Пасьянсом называется карточная игра, рассчитанная чаще всего на одного игрока. Ее суть - в целенаправленном перемещении, замене и комбинировании игральных карт, первоначальный расклад которых совершенно случаен. Карты перемещаются по заранее известным правилам так, чтобы добиться какого-то конкретного результата. Это и занимательное развлечение, и способ гадания.

    Пасьянс служит прекрасным средством против стресса, ведь при всей легкомысленности игры, человеку, решившему провести время за раскладыванием карт, придется быть внимательным и спокойным. Об этом можно судить по самому названию - пасьянс, или по-французски patience, в переводе на русский означает «терпение». Существуют разные версии происхождения пасьянса. Но по одной из них, этой игрой мы обязаны узникам XVII века, томившимся в застенках королевской Франции. Не случайно многие пасьянсы носят имена известных личностей той эпохи. В тюрьме карты били единственным развлечением, и благородные заключенные внесли свою лепту в их историю. Но вскоре казематы оказались тесны для новой игры, и она вошла в моду при королевском дворе, да и сами французские монархи стали ее горячими поклонниками.

    Пасьянсы очень разнообразны. В эту игру можно играть не только в одиночку, пасьянс «Симпатия», например, рассчитан на участие двух человек. Некоторые пасьянсы требуют напряженного внимания и проявления комбинаторных способностей, результат других зависит от везения и от того, как «ляжет карта». Одни расклады занимают довольно много времени, другие очень просты и в них можно сыграть между делом, всего за несколько минут. Один человек мог играть в пасьянс «Наполеон», «Екатерина Великая», «Паганини», «Огород», «Ворожба» и другие .

    2.4. Почта

    На балу работала почта . Почтальоны всегда были готовы передать послание любой ценности, будь то признание в любви или информация о новом открытии, чьё-либо восхищение приглянувшейся особе или фрагмент литературной дуэли. Если кто-либо на балу не знал, как признаться в любви, сделать красивый комплимент или просто сказать приятное, если его сердце поразил недавно знакомый ему человек, незнакомец или незнакомка, он использовал почту. Если кому-нибудь просто хотелось привлечь внимание противоположного пола, то почта приходила им на помощь. Этикет не позволял почтальонам разглашать тайны сердца или имя отправителя.
    Игра «Мой тайный друг» - приложение к почте. Участники бала на входе записывали свой номер и Ф. И.О. на специально подготовленном бланке. Кавалеры помещали свой бланк в одну емкость, дамы - в другую,

    2.5. Шарады

    На балу не только танцевали, играли, но и разгадывали шарады.

    Шарада – это разновидность усложненной загадки: загадываемое слово разделяется (обычно по слогам) на отдельные слова, и каждое из них, а затем и целое описываются через перифраз. Если загадка восходит к глубокой мифологической древности, к ритуалам испытания, архаическому табуированию предметов или действий (например, охоты), к ретрансляции опыта с помощью клишированных формул (отсюда переход загадок в пословицы и поговорки). Шарады были известны с III-VI веков, однако особенную популярность в форме стихотворений, а затем и инсценировок получили в салонной культуре XVIII века, что связано с общим тяготением искусства барокко с перифразу) описанию одного понятия с помощью нескольких)..

    Заключение

    Бал - непременный атрибут русской культуры, пришедший к нам из Западной Европы. Он был призван определить тип социального поведения внутри общества. Бал был организован, имел четкую структуру, определенный порядок танцев и строгий этикет. Танцы были при этом не только средством приятного времяпровождения – им придавалось чрезвычайно большое значение в общественном поведении человека, были необходимым условием воспитания и образования, причём не только высшего образования общества, но и среднего.

    Литература

    1. Богословский и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. М., 12.

    2. Бокова В. Балы и праздники в России. М., 2000. С. С.

    3. Васильева-Рождественская -бытовой танец. М., 1963. С. 128-129. .

    4. Веселая старина: об увеселениях русского двора при Петре I; о первых балах в России. /Сост. . Калининград, 2005. С. 63. 1.

    5. 5.Гольцев и нравы в России XVIII в. СПб., 1896. С. 24;

    6. Дневник камер-юнкера. 1721-1725 гг. Перевод с немецкого. Ч. 2. М., 1902. С. 71.

    7. Захарова русских балов. М., 1998. С. 7. 3.

    8. Захарова церемониалов и церемониалы власти в Российской империи. XVIII - начало ХХ в. М., 2003. С. 228;

    9. Князьков Петра Великого. М., 1909. С. 6

    10. Колесникова в России XVIII - начало ХХ века. СПб., 2005. С. 185.

    11. Корнилович А. О первых балах в России // Полярная звезда. СПб., 1823.

    12. Корнилович русских при Петре Великом. СПб., 1901. С. 56.

    13. Пыляев житье. СПб., 1897. С. 127

    14. Шубинский балы в России // Исторические очерки и рассказы. М., 1995. С. 26.16-19.

    Приложение

    Ролевая игра бал «Война и мир»

    Бал в Австрии

    Танец в системе дворянского воспитания


    Такая блистательно красивая и приятно оформленная игра Бальные Танцы для девочек! Просто великолепное задание ждет участниц сегодня. Ведь у лучшей и самой талантливой пары, которая незабываемо танцует, предстоит невероятно важное выступление. Герои , конечно, знают толк в танцевальных костюмах, но сегодня они ни на чем не могут сосредоточиться. Выступать в таком престижном зале, им еще ни разу не выпадало в их судьбе. Теперь они просят о помощи, так как каждому из них нужно иметь самый прекрасный образ, и к тому же, два их наряда, должны будут прекрасно сочетаться друг с другом. Ну, так что, может кому-нибудь удастся оказать для них быструю и качественную помощь? Звук и мелодию в игре очень легко отключить. Сверху на игровом экране находятся два специальных значка для этого. Вариантов причесок множество. Нужно не забывать, что подбирать оттенок волос и прическу необходимо для каждого из героев данной красивой игры. Итак, почему бы ни сделать одного из этой талантливой бары со светлыми волосами, а другого с более темными? Или же им обоим даровать одинаковый цвет волос?

    Будет над чем, поломать голову. Это выступление такое важное, что танцоры не должны выглядеть смешными на фоне других пар. Они обязаны будут дарить прекрасное настроение людям, но при этом каждый из героев игры должен блистать, а не смешить. Ведь это же не цирк и эти прекрасные танцоры, совсем не клоуны. Их талант имеет совершенно иную окраску. Выбор платьев для девушки поражает своим многообразием, так же как и огромное количество нарядов для выступлений в гардеробе героя этой славной игры. Кстати, перетаскивая красивую алую розочку в низ или вверх, после выбора категории, существует возможность просмотреть варианты костюмов полностью. В игре этой все предельно легко! Для управления нужна всего лишь компьютерная мышь. Игровой экран весь мерцает, отчего весь развлекательный процесс становится еще более приятным.

    Всем известно, что наряды для выступления настоящих танцоров выглядят очень красиво, а уж если речь идет о бальных танцах, то костюмы не только лишь с множеством занятных элементов и потрясающе прекрасно выглядят, но и стоят очень дорого. Благодаря данной игре, существует возможность полюбоваться на все это великолепие, совершенно бесплатно. Платья для героини игры, обязательно понравятся каждой малышке. Только подбирая подходящий наряд и туфельки к нему для этой королевы , необходимо не забыть так же и о красивом юноше из игры бальных танцев. Ох уж и огромный гардероб для выступлений у двух этих талантливых личностей! Одежды просто море, хоть купаться в блеске этих дорогостоящих камней. Нажав на кнопочку с надписью «Готово», существует возможность полюбоваться полученным результатом, и даже сменить тот фон, на котором звездная танцевальная парочка, будет двигаться в блеске софитов.

    Публикации раздела Традиции

    Игры для взрослых компаний

    В светских салонах XIX века не только читали стихи, беседовали об экономике и политике, но и проводили время за играми. «Культура.РФ» рассказывает, какой досуг был популярен во времена, когда не было ни телевидения, ни интернета, ни даже электричества.

    Карточные игры

    В XIX веке карты были очень популярны, но считались не самым пристойным развлечением. Их называли «позором гостиных», «растлением нравов» и «тормозом просвещения». Культуролог Юрий Лотман отмечал, что азартная игра встречала «решительное моральное осуждение», а в конце XVIII - начале XIX века была формально запрещена как безнравственная. На вечерах у историка Николая Карамзина , к примеру, никогда не играли в карты. Однако во многих других салонах картежные игры процветали. Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин вспоминал, что зачастую хозяева салонов жульничали во время партий: заранее обговаривали жесты и «вытягивали» с игроков по сто рублей.

    Книги по светскому этикету , например «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон» составителей Юрьева и Владимирского, предостерегали молодых людей от игровой зависимости, которая приводила к долгам и банкротству: «Мы видели немало примеров, когда эта грустная страсть была причиной погибели целой семьи; когда она, эта страсть, окончательно убивала в человеке все нравственные начала» .

    Но, несмотря на это, в карты играли повсеместно: «…все: и дамы, и девицы, и юноши, предпочитая танцам зеленое поле. Это конечно грустное явление, но что делать: «с волками жить, по волчьи выть» , - констатировали составители сборника светских манер.

    В обществе было принято разделять азартные картежные игры, в которых главенствовал случай, и те, где выигрыш зависел от сообразительности и внимательности игроков.

    Юрий Лотман в книге об истории русской культуры писал, что в России XIX века наиболее популярными играми были фараон и штосе (штосс), в которых победу определял случай. Родной брат Федора Достоевского Андрей вспоминал, что карточные вечеринки у брата всегда заканчивались азартной игрой в штосс.

    Популярность этой карточной игры нашла свое отражение и в русской литературе. В штосс играли Германн и Чекалинский в «Пиковой даме» Александра Пушкина , Арбенин в «Маскараде» Михаила Лермонтова , Хлестаков в «Ревизоре» Николая Гоголя , Николай Ростов в «Войне и мире» Льва Толстого и другие персонажи.

    Правила игры в штосс (по книге Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре»)

    Играющие делятся на банкомета, который мечет карты, и понтера (понтировать - «увеличивать ставку»). Игра может проходить как один на один, так и с участием нескольких игроков-понтеров. Каждый из игроков получает колоду карт. Понтеры выбирают из колоды одну карту, на которую ставят сумму, равную той, которую объявил банкомет. Далее поочередно открывают карты из колоды банкомета, и совпадение с загаданной картой приносит понтеру победу. Как правило, банкомет и понтеры располагаются по разные стороны вытянутого прямоугольного стола, покрытого зеленым сукном, которое служит для записи ставок и долгов. На этом же зеленом сукне производятся все расчеты.

    Подвижные игры

    Во многих домах было принято между танцами и музыкой забавляться «невинными играми» - так называли petits-jeux (от франц. «маленькие игры»), непродолжительные по времени подвижные развлечения. Большая часть таких игр была калькой с дворовых народных забав. Например, молодой барин Алексей Берестов - герой пушкинской повести «Барышня-крестьянка» - играл с девками в горелки - исконно народную забаву.

    Генрих Семирадский. Шопен, играющий на рояле в салоне принца Радзивилла. 1887. Частное собрание

    Одна из самых популярных petits-jeux - фанты - дошла и до наших дней. По правилам игры каждый из игроков складывает фанты в шляпу. После ведущий с закрытыми глазами вынимает фант и дает хозяину самые разные задания: петь по-петушиному, прыгать на одной ножке и тому подобное. В книге «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни» сохранились примеры еще нескольких популярных подвижных игр для взрослых компаний.

    Рифмы

    Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит слово, а другой должен поймать платок и отвечать в рифму - и так по кругу. Чем труднее загаданное слово, тем неожиданнее и смешнее получается рифма.

    Птицы летят

    Играющие садятся вокруг стола, на который кладут свои указательные пальцы. Один из игроков начинает перечислять одушевленные и неодушевленные предметы, способные летать, а другие должны поднимать пальцы вверх. Если игрок поднял пальцы, когда прозвучало название предмета, который летать не может, он проиграл.

    Игра в почту

    Всем участвующим в этой игре дается по кусочку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Эти бумажки кладутся в шляпу и перемешиваются, затем поочередно каждый из играющих вынимает по одной бумажке и, не читая вопроса, пишет на оборотной стороне ответ, после чего складывает бумажку в другую шляпу. Когда все ответы написаны, бумажки вынимают и читают вслух вопросы и ответы - несочетания вопросов и ответов становятся каламбурами.

    Двойная декламация

    Одна девушка сидит на коленях у другой, которую полностью скрывает покрывало, и читает стихи. Вторая же девушка пытается ей помешать разными жестами и рассмешить наблюдателей. Игра заканчивается, если читающая стихи засмеется.

    Туалет

    Игроки называются разными предметами одежды, а ведущий по очереди называет их. По команде «Весь туалет!» игроки должны быстро встать со своих мест и поменять их. Кто не успевает занять место, становится проигравшим. Известен случай, когда в Николаевском дворце распорядителем игры был сам Николай I , а один из игроков занял стул прежде императрицы, но был за то только поощрен императором.

    Настольные игры

    В XIX веке в моду вошли настольные игры: в них, как и сейчас, было игровое поле, фигурки, которыми ходили игроки, и кубик, определяющий количество очков или «шагов». Считается, что предшественницей этой забавы стала старинная игра «Гусек», в которой нужно было быстрее всех дойти до финиша, собрав по дороге большее количество гусей.

    Игры XIX века стали своего рода путешествиями: например, в «Путешествии по России» нужно было как можно быстрее добраться на локомотиве из Одессы в Москву , самостоятельно разработав маршрут через Киев или через Курск . А игре «В Париж на выставку» нужно было успеть к началу всемирной экспозиции достижений хозяйства в Париже.

    Нередко настольные игры носили обучающий характер. В исторической стратегии «Синопское сражение» игрокам предлагалось разыграть театр боевых действий. Один выступал за Россию, другой представлял военные интересы Турции. Существовал также вариант игры в «Гусек», для победы в котором требовались безупречные математические способности. Игровое поле представляло собой множество ячеек с задачками: нужно было быстро умножить или разделить двух- и трехзначные числа. За правильный ответ игрок получал «деньги» из общего банка, за поражение - вносил в общую казну свои.

    Лото

    Лото пришло в Россию из Италии в XVIII веке и сразу стало очень популярным. В него играли не только на светских вечерах, но и в кругу семьи. Героиня чеховской «Чайки» Ирина Аркадина говорила: «Когда наступают длинные осенние вечера, здесь играют в лото. Вот взгляните: старинное лото, в которое еще играла с нами покойная мать, когда мы были детьми» .

    За годы существования игры ее правила не изменились. Участники получают карточки с числами, ведущий вытаскивает из мешка бочонки и называет номера. Выигрывает тот, кто первый закроет горизонтальный ряд. Пика популярности игра достигла к 1840-м годам: тогда в лото часто стали играть на деньги в светских клубах. Страсть игроков доходила до того, что за партией проигрывались сотни рублей. Мода на азартное лото привела к тому, что игру в общественных местах признали незаконной. Однако это не повлияло на народную любовь: в лото играют до сих пор.

    Пузеля

    Пузеля, или, как мы называем их сегодня, пазлы, изобрел английский картограф и графер Джон Спилсбери. Он приклеил географическую карту на доску, распилил ее на части (пазлы) и предложил детям по памяти собрать полную картинку. В Россию пазлы пришли в XIX веке и стали салонной игрой. Их на немецкий манер называли «пузели» или на французский «пузеля». Тогда из пузелей собирали уже не карты, а небольшие живописные картины с изображением пейзажа или натюрморта. В книге «Защита Лужина» Владимир Набоков писал о новом увлечении детей и взрослых: «В тот год английская мода изобрела складные картины для взрослых, - «пузеля»… вырезанные крайне прихотливо… Лужин чувствовал удивительное волнение от точных сочетаний этих пестрых кусков, образующих в последний миг отчетливую картину. Тетя просила: «Ради Бога, не потеряй ничего!» Иногда входил отец, смотрел на кусочки, протягивал руку к столу, говорил: «Вот это, несомненно, должно сюда лечь», и тогда Лужин, не оборачиваясь, бормотал: «Глупости, глупости, не мешайте» .

    «Помещичья жизнь - любопытная страничка истории... Сколько бы я не изучал старинных усадеб, никогда нельзя почувствовать усталости и пресыщенности», - писал в начале XX века известный исследователь русской дворянской усадьбы Ю.И. Шамурин.

    Кульминацией искусства принимать гостей был бал - событие в жизни человека XIX века особенное. Это и «ярмарка невест», а потому повод для волнений не только молодой барышни, но и ее родителей, и «место для признаний», и возможность заявить о себе, сделать первые шаги к успешной карьере.

    «Бал - есть жизнь в миниатюре, - писал один из современников Лермонтова, - со всеми ее обольщениями, интригами, странностями, кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького».

    Традиционно бальный сезон продолжался недолго: с Рождества и до Великого поста. Но часто балы давали и летом, и осенью, чтобы отметить какое-нибудь событие, к примеру, приезд важной персоны. Устройство бала было связано с «большими приготовлениями» и ожидание его в доме, приспособленном к неге тихой семейной жизни, становилось нередко «несчастьем на целую неделю» из-за «мытья, лощенья и чищенья» всех комнат. Кроме этих хлопот, хозяйке приходилось «весьма заранее» заботиться о кавалерах для приглашенных дам и молодых барышень.

    Организация балов до середины XIX века подчинялась довольно строгому распорядку, строго определенными были и система танцев, а так же их последовательность. Не только башмаки и панталоны мужчин, но и туалеты дам, их прически не допускали излишней вольности, особенно в присутствии знатных особ. Некстати пришитый бант, не на месте приколотый цветок могли навсегда разрушить «успешную будущность» молодой девушки.
    Неслучайно ироничный и проницательный Печорин был убежден в том, что «женщина на бале составляет своим нарядом нечто целое, нераздельное, особенное...».

    Г.Г. Гагарин. " Бал у княгини Барятинской" (Лермонтов в центре)

    С торжественного полонеза бал начинался. Этот танец представлял всех приглашенных, давал возможность рассмотреть дам, их прически и туалеты, а хозяин с хозяйкой шли первой парой. За неторопливый ритм и простоту движений определили его «ходячим разговором». Но для многих дам он превращался в весьма неохотное испытание - совсем непросто было пройти перед присутствующими «с изяществом и благородством», дотрагиваясь до руки кавалера лишь кончиками пальцев.

    Вторым танцем часто была кадриль, допускавшая даже «некоторые вольности». Один из современников Лермонтова, некто Вурхгольц, вспоминал этот танец: «Десять или двенадцать пар связывали себя носовыми платками, и каждый из танцевавших, попеременно, идя впереди, выдумывал новые фигуры. Особенно дамы танцевали с большим увлечением. Когда очередь доходила до них, они делали свои фигуры не только в самой зале, но и переходили из нее в другие комнаты, некоторые водили в сад, в другой этаж дома и даже на чердак. Словом, не уступали одна другой. При всех этих переходах один музыкант со скрыпкой должен был постоянно прыгать впереди и мучился до крайности».

    Игры и вариации, входившие в состав кадрили, позволяли показать, на что способны танцующие, - недаром в руководстве к этому танцу автор пособия указывал возможные варианты па (шассе, круазе, глиссе, пируэты и пр.), способные сделать бал настоящим приключением, потому что его участники не всегда представляли как им себя вести.

    Бытоописатель «старого житья» Пыляев М. И. описал «забавное приключеньице», случившееся в экосезе (разновидности кадрили): «Напоследок, чтобы в полной мере удовольствоваться сим танцем, кто-то придумал, чтобы в первом колене дама с плеткой гналась за своим кавалером, дабы ударить, а во втором - преследуемый и преследующая с торжеством делают променад, бросая плетку следующей паре».

    После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. Он вошел в моду в начале XIX века и сразу стал популярным настолько, что уже в 1825 г. в «Правилах для благородных общественных танцев» было напечатано следующее: «Излишне было бы описывать, каким образом вальс вообще танцуется, ибо нет почти ни одного человека, который бы сам не танцевал его или не видел как танцуется». В особом увлечении им была молодежь, староверы же ворчали, что он «неприличен и излишне волен», видя молодую, полуодетую барышню в объятиях мужчины.

    Сохранить благопристойность можно было строго следуя таким рекомендациям, записанных в «Правилах...»: «...танцевать не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие; не слишком отдаленно, что могло бы препятствовать поворачиваться, ...голов ни даме, ни кавалеру один от другого не отворачивать, ...глаза быть должны ни слишком подняты, ни опущены, а приятно открыты. Сверх того, ноги иметь вытянутыми, танцевать на носках, избегая малейшего шарканья, руки закруглить, из которых левая у дамы положена должна ловко на плечо кавалера, а правая у кавалера должна охватить даму среди талии...».

    «Музыкальная поэма в сладостных формах», «танец влюбленных», «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой» - такими эпитетами награждали современники Лермонтова вальс, чересчур быстрых и воздушных па которого, по мнению иностранцев, не выдерживали европейцы и поэтому считали непревзойденными мастерами его исполнения только русских.


    Кульминацией бала была мазурка - любимейший танец военной молодежи. Именно в ней во всем блеске проявлялось мастерство танцора и потому на мазурку смотрели как на сольное выступление, остальные же становились зрителями, оценивающими мастерство танцующих.

    Бал завершал котильон. Это род кадрили, которую танцевали на мотив вальса. Танец - игра, самый непринужденный и шаловливый. В нем были и «фигуры с шутками, и подавание карт, узелков, сделанных из платков, и обманывание и отскакивание в танце одного от другого, и перепрыгивание через платок, и, что всего привлекательнее, битье кавалером в ладоши вслед вальсирующей паре, дабы перестала танцевать» - писал танцмейстер Л. Петровский, объясняя почему многие молодые люди стремились на бал: «Единственно для того, чтобы потанцевать котильон».

    Задачи перед танцмейстерами ставились непростые и первое, к чему стремились учитель и не всегда послушные избалованные ученики, так это к «правильному изображению наружного вида человека» в танце.
    «Изображение» в «Правилах для благородных и общественных танцев» описывалось следующим образом: «Голову не слишком поднимать вверх, что могло бы показать гордого, не хотящего смотреть на других, человека, ни опускать вниз, что показывает унижение самого себя, и надлежит держать прямо и равномерно. Глаза, служащие зеркалом души, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость, рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположены с приятною улыбкою, не выказывая зубов».

    Не меньше было забот и с представительницами прекрасного пола: «Во-первых, надобно держать тело и голову прямо без принуждения и утвердиться на пояснице, движение шеи должно быть свободно и легко, взгляд веселый и ласковый, плечи опустить и отвести назад, руки иметь возле тела и немного подавши наперед так, чтобы не было почти никакого расстояния между ними и телом, кисти наложить одна на другую...».

    Бал был мероприятием весьма и весьма недешевым. Подтверждает вышесказанное замечание Пушкина в адрес отца Евгения Онегина: «...давал три бала ежегодно и промотался наконец». Больших затрат требовало и освещение. Весь вечер в зале и других комнатах должны были гореть сотни восковых свечей, стоивших довольно дорого. Дорогим было и содержание домашнего оркестра, а его наличие считалось одним из важнейших элементов на балу. Танцы под фортепиано балом не считались.
    Чаще всего в усадьбах для развлечения гостей просто «устраивались танцы».

    Звучали мелодии полонеза, мазурок, вальсов, кадрилей и в Тарханах - «когда приходили соседки». Об этом вспоминал троюродный брат Лермонтова.

    Запомнила один из своих танцевальных вечеров А.В. Щепкина: «Когда устраивались танцы, то музыка влияла, оживляя. Так красивы казались танцующие пары, нарядно одетые, и вокруг танцующих собирались зрители из гостей. В большой зале было светло; танцы начинались засветло. Мне, десятилетней девочке, нравилось, когда меня приглашали на кадриль пожилые люди - взрослым было приятно доставить удовольствие ребенку и не стеснительно занять такую даму разговором...».

    В те времена, помимо модных танцев, охотно танцевали гросфатер и экосез. Пары, танцующие гросфатер (в переводе с немецкого - немецкая пляска) журавлиной походкой проходили через весь дом со смехом и шумом, шагая под ускоренный темп музыки... А пускаясь в экосез, спешили выстроиться в два ряда и пара за парой пролетали посередине залы... Это были праздничные вечера, и все посетители оживлялись, шалили, - довольные радушием и угощением хозяина».


    Материалы выставки "Картинки русской жизни первой половины XIX". Литографии, гравюры, модные картинки, запечатленные иностранными художниками: Г. Энгельманом, Д.А. Аткинсоном, Г. Арни.