• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    » является частью «Махабхараты », одним из эпизодов обширной драмы. Но она стоит особняком и представляет собой законченное произведение. ...Ее популярность и влияние не уменьшились со времени ее создания в добуддийскую эпоху, и сейчас в Индии ее притягательная сила так же велика, как и прежде. Все школы мышления и философии обращаются к ней и толкуют ее каждая по-своему. В период кризиса, когда разум человека мучат сомнения и терзают противоречивые обязанности, он все более обращается к «Гите» в поисках света и руководства, ибо это - поэма, созданная в эпоху политического и социального кризиса и, более того, кризиса человеческого духа.
    ...«Гита» касается главным образом духовной основы человеческого существования, и именно в этом контексте предстают практические проблемы повседневной жизни. Это призыв к действию, для того чтобы выполнить обязанности и долг, налагаемые жизнью, всегда имея, однако, в виду духовную основу и более широкую цель вселенной. Бездействие осуждается, а действие и жизнь должны соответствовать высшим идеалам эпохи, ибо сами эти идеалы могут меняться от одной эпохи к другой...
    Поскольку для современной Индии весьма характерно чувство глубокого разочарования и она пострадала от излишнего квиетизма, этот призыв к действию обладает особой притягательной силой. Это действие можно также истолковать с современных позицийкак действие в интересах улучшения социальных условий и практического, бескорыстного, патриотического и благородного служения обществу. Согласно «Гите», такое действие желательно, но в нем должен содержаться духовный идеал. Кроме того, действие должно совершаться в духе отрешенности и не следует особенно беспокоиться о его результатах. Закон причины и следствия сохраняет свою силу при всех обстоятельствах, поэтому правильное действие должно неизбежно дать правильные результаты, хотя они, возможно, и не скажутся сразу.
    Сказание «Гиты» не является сектантским по своему содержанию и не адресуется какой-либо одной школе мышления. Она универсальна в своем подходе ко всем: и к брахману и к парии. «Все пути ведут ко Мне», - гласит она. Именно в силу этой универсальности она пользуется успехом у всех классов и школ. В ней есть нечто нестареющее и способное постоянно обновляться - некое внутреннее качество, состоящее в способности к серьезному исследованию и исканиям, к созерцанию и действию, устойчивости и равновесию, несмотря на конфликты и противоречия. Во всем этом имеется какая-то уравновешенность и единство среди неравенства, и вся она проникнута духом превосходства над меняющимся окружением, но не уходит от него, а приспосабливается к нему. В течение 2500 лет, истекших со времени ее написания, природа индийца неоднократно подвергалась процессам изменения, развития и упадка. Опыт сменялся опытом, мысль следовала за мыслью, но она всегда находила в «Гите» что-то живое, что-то отвечавшее развитию мышления, что-то свежее и применимое к тем духовным проблемам, над разрешением которых бьется разум.

    Вторая мировая война стала переломным моментом в истории человечества. Кроме всего прочего, она повлекла за собой и распад колониальной системы. На фоне декларативного единения народов в борьбе за свою свободу встал вопрос не только о свободе от экспансии фашизма, но и о свободе стран третьего мира от своих многовековых угнетателей - колониальных держав, только что с помпой отметивших победу над Третьим рейхом.

    Война еще продолжалась, когда в Индии начался новый виток национально-освободительной войны. В августе 1942 г. ИНК обратился к английским властям с требованием немедленно предоставить Индии независимость, дать возможность сформировать национальное правительство. Великобритания отвергла эти требования. Тогда под руководством Махатмы Ганди началась новая «сатьяграха» под лозунгом «Вон из Индии!». Ганди доказывал, что только сами индийцы в состоянии организовать достойный отпор японским агрессорам. В 1943–1944 гг. лидер освободительного движения в очередной раз находился в тюрьме. В камере умерла и его жена - Кастурбай.

    В феврале 1946 г. восстали индийские моряки, которыми руководили одновременно ИНК, Мусульманская лига и компартия. Ганди не поддержал этого восстания, поскольку оно противоречило его принципам ненасильственной борьбы.

    В августе 1946 г. лидер левого крыла ИНК Джавахарлал Неру получил от британцев предложение сформировать правительство Индии. 2 сентября временное правительство было сформировано, а Неру стал вице-президентом при вице-короле Уэйвелле.

    Назначение Неру вызвало резкое недовольство Мусульманской лиги. Начались столкновения индуистов и мусульман. Последние выдвинули лозунг образования на части территории колонии нового исламского государства - Пакистана. Махатма Ганди лично наблюдал за ужасной резней между приверженцами двух религий в центре Западной Бенгалии - Калькутте. Осенью он путешествовал по Восточной Бенгалии и провинции Бихар, пытался убедить мусульман и индуистов прекратить вражду. Ганди был против образования отдельного государства, видя в этом источник еще большей эскалации напряженности.

    Но акция Ганди не остановила розни. 9 декабря Мусульманская лига бойкотировала работу Конституционной ассамблеи Индии, которая обсуждала вопрос о независимости. 23 марта 1947 г. не справившийся с ситуацией Уэйвелл ушел в отставку. На его место был назначен лорд Маунтбаттен, который после консультаций с лидерами местных политических движений заявил, что индийские области, заселенные преимущественно мусульманами, должны быть объединены в независимое государство. Вице-король пригласил на переговоры Махатму Ганди и изложил ему свое видение проблемы. И в конце концов Ганди как неизбежное принял решение о разделении на два государства.


    3 июня 1947 г. английское правительство опубликовало декларацию, в которой речь шла об осуществлении плана Маунтбаттена. Индия получала независимость и делилась на два государства, каждое - с правами доминиона. 15 августа 1947 г. состоялась сессия Всеиндийского комитета Национального Конгресса. На ней решение о разделе было поддержано. Пост премьер-министра Индии достался Неру. Мухаммед Али Джиннах (лидер Мусульманской лиги) стал вице-королем, а Лайкват Ати-хан - премьер-министром Пакистана.

    Однако разделение не только не принесло мира Индии, но и усугубило ситуацию. Миллионы верующих снялись со своих мест и двинулись в страну, где государственной религией являлась та, которую они исповедовали. Эти перемещения сопровождались кровавыми столкновениями. Непрерывные стычки происходили в Бенгалии и Пенджабе. Западная и восточная части Пакистана были разделены индийской полосой шириной в 1600 км, которая неизбежно становилась зоной конфликтов. Настоящая война началась из-за древнего и богатого княжества Кашмир. 75 % населения здесь составляли мусульмане, но правительство во главе с махараджей было составлено из индуистов, которые, естественно, тяготели к Индии. Махараджа не спешил присоединяться к тому или иному государству. 21 октября 1947 г. в Кашмир со стороны Пакистана вторглись войска пуштунских племен. А 24 октября пакистанцы провозгласили создание на захваченных территориях самостоятельного образования Азад (Свободный) Кашмир. Когда пакистанские войска продвинулись к столице княжества Сринагару, махараджа обратился к Индии с просьбой о помощи. И в итоге наступление пакистанцев было остановлено индийскими войсками, а сам Кашмир официально присоединился к Индийскому союзу. Впрочем, военные действия здесь не прекратились.

    30 декабря 1947 г. вопросом об урегулировании конфликта в Кашмире занялась ООН. В 1948 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 39 об учреждении Комиссии ООН для Индии и Пакистана, а 1 января 1949 г. под эгидой ООН была установлена линия прекращения огня. Штат был разделен на две части. В 1965 г. состоялась вторая индо-пакистанская война из-за разногласий по поводу определения границы по лиману Качский Ранн. Третья индо-пакистанская война была связана с гражданской войной в Восточном Пакистане (нынешняя Бангладеш). Индийские войска в декабре 1971 г. разгромили 93-тысячный контингент пакистанских войск; Бангладеш получила независимость. И поныне отношения между Пакистаном и Индией остаются крайне напряженными. Весь мир с тревогой получает сообщения о развитии ядерных программ в обеих странах. Проблема мусульманского населения в Северной Индии также далека от своего решения.

    Махатма Ганди до последних дней своей жизни продолжал бороться против военного подхода к решению конфликтов. Он объявлял голодовки, выступал перед тысячами людей. Благодаря личному авторитету ему удалось остановить бойню в Калькутте. Радикально настроенные индуисты не могли в полной мере осуществить свою политику по подавлению сопротивления мусульман, поскольку народ ориентировался на своего духовного лидера. 20 января 1948 г. Ганди произносил в Дели речь с веранды своего дома. Индуист-фанатик бросил в него бомбу, но взрыв не причинил никому вреда. Но 30 января Махатма Ганди все-таки был убит на лужайке возле своего дома, где собирался произнести молитву перед собравшимися. Среди них был член индуистской шовинистической организации. Он и застрелил Ганди. В день похорон «великой души» были приспущены флаги ООН.

    26 января 1950 г. была торжественно провозглашена независимая республика Индия. Вступила в силу ее Конституция. Президентом был избран Раджендра Прасад (сподвижник Махатмы Ганди в последний период его жизни).

    Видный политический и государственный деятель Индии. Лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

    Родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Происходит из семьи кашмирских брахманов. Отец -- Моти-лал Неру -- адвокат, крупный деятель реформистского крыла Индийского национального конгресса. Образование получил в Англии. В 1905--1912 гг. учился в английской аристократической школе Харроу и в Кембриджском университете. Адвокат по профессии Ульяновский Р.А. Три лидера. Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индрина Ганди. Москва, изд. «Политическая литература», 1986 год..

    В 1912 г. вступил в Индийский национальный конгресс. С 1916 г. активно участвует в национально-освободительном движении Индии. С приходом к руководству Индийского национального конгресса Махатмы Ганди (1919 г.) Джавахарлал Неру стал его приверженцем и ближайшим соратником. В 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту. Всего в тюрьмах провел свыше десяти лет. Неоднократно избирался председателем партии Индийский национальный конгресс (1929--1930, 1936--1937, 1946, 1951 -- 1954 гг.). В 1946 г. вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром был вице-король).

    С августа 1947 г., с образования независимой Индии, до своей кончины бессменно занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел. Видел будущее Индии в социализме, однако путь к нему усматривал, вслед за М. К. Ганди, через социальный компромисс.

    Под руководством Дж. Неру правительство Индии провело важнейшие мероприятия, направленные на ликвидацию]унаследованной от колониального периода экономической отсталости. Будучи председателем Плановой комиссии, Неру принял непосредственное участие в составлении первых трех пятилетних планов развития Индии.

    В области внешней политики Дж. Неру проводил курс неприсоединения к блокам и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Принял участие в разработке пяти принципов мирного сосуществования в межгосударственных отношениях -- панча сила. Был одним из инициаторов и участником Бандунгской конференции стран Азии и Африки (1955 г.).

    Считал необходимым всемерное развитие индийско-советских отношений. Во время второй мировой войны активно выступал в поддержку Советского Союза. Неоднократно посещал Советский Союз (в 1927, 1955 и 1961 гг.).

    В 1955 г. награжден орденом «Бхарат ратна» («Жемчужина Индии»). Посмертно награжден высшей наградой Всемирного Совета Мира -- «Золотой медалью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри (в октябре 1970 г.). Скончался 27 мая 1964 г. в Дели на 75-м году жизни Юрьев А.Ю., Вавилов В.В. Политические портреты борцов за национальную независимость. Москва, изд. «Политическая литература», 1983 год..

    Необходимо также отметить, что Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза -- таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру.

    Время неудержимо идет вперед, и вот уже около двух десятилетий отделяют нас от дня кончины Джава-харлала Неру -- дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Минувшие годы были насыщены бурными историческими событиями. Они не пощадили многих государственных и партийных деятелей, которые, сойдя с политической арены, быстро утрачивали ореол крупных лидеров. С Дж. Неру этого не произошло. Его образ как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным.

    Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день.

    (1861-1931)

    Мать: Сваруп Рани (1863-1954) Супруга: Камала Неру (1899-1936) Дети: дочь: Индира (1917-1984) Партия: ИНК Образование: Кембриджский университет Профессия: Юрист Автограф: Награды:

    Молодёжный лидер

    Одновременно Неру стал одним из активистов ИНК , боровшегося за независимость Индии ненасильственными средствами . На родную землю он смотрел глазами человека, получившего европейское образование и глубоко усвоившего западную культуру. Знакомство с учением Ганди помогло вернуться на родную почву и синтезировать европейские идеи с индийской традицией. Неру, как и другие лидеры ИНК, исповедовал доктрину Махатмы Ганди . Колониальные власти Великобритании неоднократно бросали Неру в тюрьмы, где он провёл в общей сложности около 10 лет. Неру принял активное участие в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем - в кампании бойкота британских товаров.

    Председатель ИНК

    В 1938 году численность партии возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Но к тому времени обозначился раскол между индуистами и мусульманами . Партия последних - Всеиндийская мусульманская лига - стала выступать за создание независимого исламского государства Пакистан - «страны чистых». В 1936 году , после выхода из тюрьмы, выступая на сессии Конгресса в Лакхнау , Неру заявил:

    Я уверен, что единственный ключ к решению проблем, стоящих перед миром и перед Индией, - социализм. Когда я произношу это слово, я вкладываю в него не расплывчивый гуманистический смысл, а точное научно-экономическое содержание… Я не вижу иного пути уничтожения безработицы, деградации и зависимости индийского народа, кроме социализма. Для этого необходимы широкие революционные преобразования в нашем политическом и общественном строе, уничтожение богатых в сельском хозяйстве и промышленности… Это означает ликвидацию частной собственности (за небольшим исключением) и замену теперешней системы, основанной на погоне за прибылью, высшим идеалом кооперативного производства…

    Первый премьер-министр Индии

    Неру умер 27 мая 1964 года в Дели от сердечного приступа. Согласно завещанию, его прах был развеян над священной рекой Ямуной .

    Труды

    Публикации на русском языке
    • Неру Дж. Автобиография / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, Д.Э. Кунина, В.Ч. Павлов, В.Н. Мачавариани, Б.В. Поспелов . - М .: Издательство иностранной литературы , 1955. - 656 с. (в пер.)
    • Неру Дж. Открытие Индии / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, Д.Э. Кунина, И.С. Кливанская, В.Ч. Павлов; Ред. перевода В.Н. Мачавариани. - М .: Издательство иностранной литературы , 1955. - 652, с. (в пер.)
    • Неру Дж. Внешняя политика Индии. - М.: Прогресс, 1965, - 352 с.
    • Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. В трёх томах = Лондон, 1949 / Джавахарлал Неру / Пер. с англ. под ред. Г. Л. Бондаревского , П. В. Куцобина , А. Л. Нарочницкого . - М .: Прогресс , 1975. - 384+504+454 с. (в пер., суперобл.)
    • Неру Дж. Взляд на всемирную историю. В трёх томах. Изд. 2. - М.: Прогресс, 1977. - 376+504+454 с., 25 000 экз.
    • Неру Дж . Взляд на всемирную историю. В трёх томах. Изд. 3. - М.: Прогресс, 1981. - 376+504+454 с., 50 000 экз.
    • Неру Дж . Взляд на всемирную историю. В трёх томах. Изд. 4. - М.: Прогресс, 1989. - 360+472+432 с., 30 000 экз.
    • Неру Дж. Открытие Индии. В двух томах / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, И.С. Кливанская. - М .: Политиздат , 1989. - 464+512 с. - 75 000 экз. - ISBN 5-250-00853-4 . (в пер.)

    Память

    См. также

    • Индира Ганди - дочь Джавахарлала Неру

    Напишите отзыв о статье "Неру, Джавахарлал"

    Примечания

    Литература

    • Горев А. В. , Зимянин В. М. / Александр Горев, Владимир Зимянин. - М .: Молодая гвардия , 1980. - 416 с. - (Жизнь замечательных людей). - 150 000 экз. (в пер.)
    • Мартышин О. В. Политические взгляды Джавахарлала Неру. - М .: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1981. - 312 с. - 8 000 экз.
    • Ульяновский Р. А. // Три лидера великого индийского народа / Р. А. Ульяновский. - М .: Политиздат , 1986. - 232 с. - 100 000 экз.
    • Вафа А. Х. , Литман А. Д. Философские взгляды Джавахарлала Неру. - М .: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1987. - 288 с. - 5 000 экз.
    • Джавахарлал Неру. Воспоминания. Исследования / Отв. редакторы и составители Э. Н. Комаров и Л. В. Митрохин; . - М .: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1989. - 208, с. - 5 000 экз. - ISBN 5-02-016703-7 . (в пер.)
    • Сарвепалли Гопал. Джавахарлал Неру. Биография (2 тома) = Javaharlal Nehry. A Biography / Переводчик И. М. Кулаковская-Ершова. - М .: Прогресс , 1989. - 896 с. - 37 000 экз. - ISBN 5-01-001567-6 .
    • Володин А. Г., Шаститко П. М. «Пусть не обманет надежда!..» Жизнь и борьба Джавахарлала Неру. - М .: Политиздат , 1990. - 352 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-250-00445-8 .

    Отрывок, характеризующий Неру, Джавахарлал

    Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии.
    Теперь деятели 1812 го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами.
    Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей – участников этой войны, становится для нас понятною.
    Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния.
    Теперь нам ясно, что было в 1812 м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть восьмисоттысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами – русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их.
    В исторических сочинениях о 1812 м годе авторы французы очень любят говорить о том, как Наполеон чувствовал опасность растяжения своей линии, как он искал сражения, как маршалы его советовали ему остановиться в Смоленске, и приводить другие подобные доводы, доказывающие, что тогда уже будто понята была опасность кампании; а авторы русские еще более любят говорить о том, как с начала кампании существовал план скифской войны заманивания Наполеона в глубь России, и приписывают этот план кто Пфулю, кто какому то французу, кто Толю, кто самому императору Александру, указывая на записки, проекты и письма, в которых действительно находятся намеки на этот образ действий. Но все эти намеки на предвидение того, что случилось, как со стороны французов так и со стороны русских выставляются теперь только потому, что событие оправдало их. Ежели бы событие не совершилось, то намеки эти были бы забыты, как забыты теперь тысячи и миллионы противоположных намеков и предположений, бывших в ходу тогда, но оказавшихся несправедливыми и потому забытых. Об исходе каждого совершающегося события всегда бывает так много предположений, что, чем бы оно ни кончилось, всегда найдутся люди, которые скажут: «Я тогда еще сказал, что это так будет», забывая совсем, что в числе бесчисленных предположений были делаемы и совершенно противоположные.
    Предположения о сознании Наполеоном опасности растяжения линии и со стороны русских – о завлечении неприятеля в глубь России – принадлежат, очевидно, к этому разряду, и историки только с большой натяжкой могут приписывать такие соображения Наполеону и его маршалам и такие планы русским военачальникам. Все факты совершенно противоречат таким предположениям. Не только во все время войны со стороны русских не было желания заманить французов в глубь России, но все было делаемо для того, чтобы остановить их с первого вступления их в Россию, и не только Наполеон не боялся растяжения своей линии, но он радовался, как торжеству, каждому своему шагу вперед и очень лениво, не так, как в прежние свои кампании, искал сражения.
    При самом начале кампании армии наши разрезаны, и единственная цель, к которой мы стремимся, состоит в том, чтобы соединить их, хотя для того, чтобы отступать и завлекать неприятеля в глубь страны, в соединении армий не представляется выгод. Император находится при армии для воодушевления ее в отстаивании каждого шага русской земли, а не для отступления. Устроивается громадный Дрисский лагерь по плану Пфуля и не предполагается отступать далее. Государь делает упреки главнокомандующим за каждый шаг отступления. Не только сожжение Москвы, но допущение неприятеля до Смоленска не может даже представиться воображению императора, и когда армии соединяются, то государь негодует за то, что Смоленск взят и сожжен и не дано пред стенами его генерального сражения.
    Так думает государь, но русские военачальники и все русские люди еще более негодуют при мысли о том, что наши отступают в глубь страны.
    Наполеон, разрезав армии, движется в глубь страны и упускает несколько случаев сражения. В августе месяце он в Смоленске и думает только о том, как бы ему идти дальше, хотя, как мы теперь видим, это движение вперед для него очевидно пагубно.
    Факты говорят очевидно, что ни Наполеон не предвидел опасности в движении на Москву, ни Александр и русские военачальники не думали тогда о заманивании Наполеона, а думали о противном. Завлечение Наполеона в глубь страны произошло не по чьему нибудь плану (никто и не верил в возможность этого), а произошло от сложнейшей игры интриг, целей, желаний людей – участников войны, не угадывавших того, что должно быть, и того, что было единственным спасением России. Все происходит нечаянно. Армии разрезаны при начале кампании. Мы стараемся соединить их с очевидной целью дать сражение и удержать наступление неприятеля, но и этом стремлении к соединению, избегая сражений с сильнейшим неприятелем и невольно отходя под острым углом, мы заводим французов до Смоленска. Но мало того сказать, что мы отходим под острым углом потому, что французы двигаются между обеими армиями, – угол этот делается еще острее, и мы еще дальше уходим потому, что Барклай де Толли, непопулярный немец, ненавистен Багратиону (имеющему стать под его начальство), и Багратион, командуя 2 й армией, старается как можно дольше не присоединяться к Барклаю, чтобы не стать под его команду. Багратион долго не присоединяется (хотя в этом главная цель всех начальствующих лиц) потому, что ему кажется, что он на этом марше ставит в опасность свою армию и что выгоднее всего для него отступить левее и южнее, беспокоя с фланга и тыла неприятеля и комплектуя свою армию в Украине. А кажется, и придумано это им потому, что ему не хочется подчиняться ненавистному и младшему чином немцу Барклаю.
    Император находится при армии, чтобы воодушевлять ее, а присутствие его и незнание на что решиться, и огромное количество советников и планов уничтожают энергию действий 1 й армии, и армия отступает.
    В Дрисском лагере предположено остановиться; но неожиданно Паулучи, метящий в главнокомандующие, своей энергией действует на Александра, и весь план Пфуля бросается, и все дело поручается Барклаю, Но так как Барклай не внушает доверия, власть его ограничивают.
    Армии раздроблены, нет единства начальства, Барклай не популярен; но из этой путаницы, раздробления и непопулярности немца главнокомандующего, с одной стороны, вытекает нерешительность и избежание сражения (от которого нельзя бы было удержаться, ежели бы армии были вместе и не Барклай был бы начальником), с другой стороны, – все большее и большее негодование против немцев и возбуждение патриотического духа.
    Наконец государь уезжает из армии, и как единственный и удобнейший предлог для его отъезда избирается мысль, что ему надо воодушевить народ в столицах для возбуждения народной войны. И эта поездка государя и Москву утрояет силы русского войска.
    Государь отъезжает из армии для того, чтобы не стеснять единство власти главнокомандующего, и надеется, что будут приняты более решительные меры; но положение начальства армий еще более путается и ослабевает. Бенигсен, великий князь и рой генерал адъютантов остаются при армии с тем, чтобы следить за действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных действий и избегает сражений.
    Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любомирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные так раздувают весь этот шум, что Барклай, под предлогом доставления бумаг государю, отсылает поляков генерал адъютантов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем.
    В Смоленске, наконец, как ни не желал того Багратион, соединяются армии.
    Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
    Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
    Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
    Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

    На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
    – Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
    К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
    Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
    Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
    О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
    «Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
    Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
    Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
    Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
    Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
    Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
    За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
    – Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
    – Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
    – Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
    – Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
    – Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
    – Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
    M lle Bourienne радостно вскочила.
    – Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
    Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
    – Ничего то не умеют, все перепутают.
    Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
    Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
    Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
    – Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
    – Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
    – Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
    – Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
    Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
    – При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
    – Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
    – А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
    Десаль опустил глаза.
    – Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
    – А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
    – Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
    Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
    Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
    Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
    – Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
    – А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
    – Как же с, уж он давно ждет.

    Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
    Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
    На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
    – Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
    Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
    – Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
    Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
    Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
    – Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
    Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
    Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
    Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
    Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
    – Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
    «Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
    Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.

    Первого премьер-министра освобожденной Индии встретил исключительно теплый прием в СССР. Он сошел с борта самолета, по очереди здороваясь со встречающими. Толпа москвичей, приветственно размахивая флажками и букетами цветов, неожиданно устремилась к иностранному гостю. Охрана не успела среагировать, и Неру оказался окружен. Продолжая улыбаться, он остановился и начал принимать цветы. Позднее в беседе с журналистами Джавахарлал Неру признался, что его искренне тронул такой незапланированный беспорядок во время его первого официального визита в Москву.

    Происхождение и семья

    Джавахарлал Неру (фото общественного деятеля есть в статье) родился в ноябре 1889 года в Аллахабаде, городе в индийском штате Уттар-Прадеш. Его родители принадлежали к касте кашмирских брахманов. Эта группа ведет свою родословную от первых брахманов с ведийской реки Сарасвати. Семьи представителей касты обычно были многодетными, а из-за высокой смертности среди женщин многие представители сильного пола практиковали многоженство. В семьях особенно ждали мальчиков, потому что считалось, что достичь мокши (освобождения из круговорота рождении и смертей, всех страданий и ограничений существования) можно только при кремации отца его сыном.

    Матерью Джо Неру (так его для упрощения называли на Западе) была Сваруп Рани, отцом - Мотилал Неру. Отец Мотилала, Гангадхар Неру, был последним начальником стражи города Дели. Во время восстания сипаев в 1857 году он бежал в Агру, где в скором времени скончался. Тогда семью возглавили старшие братья Матилала - Нандалал и Бонсидхар. Матилала Неру рос в Джайпуре, штат Раджастхан, где его брат занимал должность главного министра. Затем семья переехала в Аллахабад, где молодой человек окончил колледж. Он решил продолжить образование в Кембридже.

    Матилал Неру принимал участие в деятельности Национального конгресса Индии, он выступал за ограниченное самоуправление в рамках Британской Империи. Его взгляды значительно радикализировались под влиянием идеологии Ганди. Семья Неру, ранее ведущая западный образ жизни, отказалась от английской одежды в пользу домотканого платья. Матилал Неру был избран президентом партии, принимал участие в организации Конгресса Профсоюзов, пытался организовать крестьянское движение. Его дом в Аллахабаде, где росли дети Неру, быстро превратился в штаб-квартиру борьбы за национальное освобождение всей страны.

    В семье Мотилала Неру и Сваруп Рани родилось трое детей. Первенцем стал Джавахарлал Неру, появившийся на свет в 1889 году. Через год родилась Виджая Лакшми Пандит, а еще через семь лет - Кришна Неру Хутисинг. Это была одна из самых известных семей в Индии. Джавахарлал Неру стал первым премьером освобожденной Индии, Виджая - первой индийской женщиной, которая заняла пост в правительстве. Кришна Неру Хутисинг занялась писательской карьерой, в чем преуспела не менее, чем ее родственники на политической арене.

    Ранняя биография

    Джавахарлал Неру получил начальное домашнее образование. Затем Мотилала Неру отправил своего сына, чье имя переводится как «драгоценный рубин» с языка хинди, в престижную школу в Большом Лондоне. В Великобритании Джавахарлал был известен как Джо Неру. В двадцать три года молодой человек окончил Кембридж. Во время обучения изучал юриспруденцию. Еще во время пребывания в Великобритании внимание Джавахарлала Неру привлекла деятельность Махатмы Ганди, возвратившегося из Южной Африки. В дальнейшем Махатма Ганди станет политическим наставником и учителем Неру. А пока после возвращения в Индию Джо Неру поселился в родном городе и приступил к работе в адвокатской конторе отца.

    Молодежный лидер

    Неру стал одним из активных деятелей Национального конгресса, который боролся за независимость страны ненасильственными методами. На родную землю он теперь смотрел глазами человека, получившего европейское образование и усвоившего западную культуру. Знакомство с Ганди помогло ему синтезировать европейские веяния с индийской национальной традицией. Джо Неру, как и другие члены Национального конгресса, хорошо знал доктрину Махатмы Ганди. Власти Великобритании неоднократно заключали активного деятеля в тюрьму. В общей сложности в заключении он провел около десяти лет. Неру принимал участие в кампании несотрудничества с колониальными властями, инициированной Ганди, а затем - в бойкоте английских товаров.

    На посту председателя

    В возрасте тридцати восьми лет Джо Неру был избран председателем ИНК. В том же году он приехал в СССР на празднование десятилетней годовщины Октябрьской революции вместе с женой Камалой, сестрой Кришной и отцом Матилалом Неру. За десять лет численность партии увеличилась более чем в десять раз, но к тому моменту уже четко обозначился раскол между мусульманами и индуистами. Мусульманская лига выступала за создание исламского государства Пакистан, Неру же заявлял, что считает единственным ключом к решению всех проблем социализм.

    Первый премьер-министр

    В конце августа 1946 года Джо Неру стал премьером Временного правительства страны - Исполнительного комитета при короле, а через год - первым главой правительства, министром обороны и иностранных дел освобожденной Индии. Джавахарлал Неру во главе правительства принял предложение Британской Империи о разделе Индии на два государства, а именно - Пакистан и Индийский Союз. Неру поднял флаг независимого государства над Красным фортом в Дели.

    Последние контингенты британских войск покинули бывший доминион в начале 1948-го, но следующие два года были омрачены войной между Индией и Пакистаном за Кашмир. В результате в составе Индии оказались две трети спорного штата, остальные территории были включены в Пакистан. После этих событий большинство населения доверяло ИНК. На выборах в 1947 году соратники Джавахарлала Неру получили 86 % голосов в правительстве. Председателю удалось добиться присоединения практически всех индийских княжеств (555 из 601). Через несколько лет к Индии были присоединены сначала французские, а затем и португальские анклавы на берегу.

    В 1950 году Индия была провозглашена светской республикой. Конституция включала гарантии всех основных демократических свобод, запрет дискриминации по признакам национальности, религии или касты. Основная власть в президентско-парламентской республике принадлежала премьеру, избираемому парламентом. Парламент состоял из палаты штатов и народной палаты. Двадцать восемь индийских штатов получили внутреннюю автономию и право на свободу в регулировании экономической деятельности, собственное законодательство и полицию. Число штатов в дальнейшем возросло, так как было создано несколько новых по национальному признаку. Все новые провинции (в отличие от старых штатов) имели более или менее однородный этнический состав.

    Внутренняя политика

    На посту премьер-министра Джавахарлал Неру стремился к примирению всех народов Индии и индуистов с сикхами и мусульманами, составляющими враждующие политические партии. В экономике он придерживался принципов планирования и свободного рынка. Джо Неру удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций правительства, баланс в политике, избегая радикальных решений. Премьер предупреждал индийский народ, что нищету невозможно сразу же превратить в богатство, применив капиталистический или социалистический метод. Путь лежит через улучшение производительности труда, тяжелую работу и организацию справедливого распределения благ. Цитата Джавахарлала Неру о путях преодоления бедности стала лучиком надежды для многих миллионов граждан. Он верил, что непрерывного прогресса удастся достичь только с помощью планового социалистического подхода.

    В любой краткой биографии Джавахарлала Неру всегда упоминается, что он подчеркивал свое стремление сгладить разнообразные классовые и социальные противоречия. Премьер-министр верил, что эту проблему можно решить путем мирного сотрудничества. Нужно пытаться сглаживать классовые конфликты, а не обострять их, чтобы не грозить людям борьбой и уничтожением. Неру провозгласил курс на создание социалистического общества, что означало поддержку мелкого предпринимательства, развитие государственного сектора, создание общенациональной системы соцстрахования.

    На первых выборах в 1951-1952 годах Конгресс получил 44,5 % голосов, более 74 % мест в палате. Тогда Неру активно укреплял национальный сектор. В 1948 году он провозгласил резолюцию, согласно которой устанавливалась монополия государства на производство железнодорожного транспорта, атомной энергии и вооружения. В угольной и нефтяной промышленности, машиностроении и черной металлургии только государство могло создавать новые предприятия. Семнадцать ключевых областей промышленности тогда были объявлены национализированными. Также под национализацию попал Банк Индии, был установлен контроль над частными банками.

    В аграрном секторе прежние были отменены только в пятидесятых годах. Помещикам теперь запрещалось отнимать у арендаторов землю. Также ограничивались размеры землевладений. На выборах 1957 года Неру снова победил, сохранив большинство в парламенте. Количество голосов возросло до сорока восьми процентов. На очередных выборах партия потеряла три процента голосов, но при этом сохранила контроль над правительствами большинства штатов и парламентом.

    Внешняя политика

    Джавахарлал Неру пользовался большим авторитетом на международной арене. Он же стал автором политики неприсоединения к различным политическим блокам. Основные принципы внешней политики освобожденной Индии были сформулированы им в 1948 году на съезде в Джайпуре: сохранение мира, нейтралитет, неприсоединение к военно-политическим блокам, антиколониализм. Правительство Джо Неру одним из первых признало КНР, но это не предотвратило острых конфликтов по поводу Тибета. Недовольство Неру внутри страны нарастало. Это привело к отставке членов правительства, которые принадлежали к левой фракции. Но Неру удалось сохранить пост и единство политической партии.

    В пятидесятых-начале шестидесятых годов важным направлением работы парламента во главе с Неру была ликвидация анклавов европейских государств в Индостане. После переговоров с правительством Франции в состав независимой Индии были включены территории Французской Индии. После непродолжительной военной операции в 1961 году индийские войска заняли колонии Португалии на полуострове, а именно Диу, Гоа и Даман. Это присоединение было признано Португалией только в 1974 году.

    Великий миротворец Джавахарлал Неру посетил Соединенные Штаты Америки в 1949 году. Это способствовало установлению доброжелательных связей, активному притоку в Индию американского капитала и развитию торгово-экономических отношений между странами. Для США Индия выступала противовесом коммунистическому Китаю. В начале пятидесятых между странами был подписан ряд соглашений о технической и экономической помощи, но Неру отверг предложение американцев оказать военную помощь в ходе конфликта Индии с Китаем. Он предпочитал сохранять приверженность политике нейтралитета.

    Индия принимала экономическую помощь от Советского Союза, но так и не стала стратегическим союзником, а выступала за мирное сосуществование стран с разным политическим строем. В 1954 году Неру выдвинул пять принципов сосуществования в мире и согласии. На основе этого патча позже возникло Движение неприсоединения. Джавахарлал Неру кратко выдвинул такие тезисы: уважение суверенитета и территориальной целостности государств, ненападение, невмешательство во внутренние государственные дела, соблюдение принципов взаимной выгоды и мирное сосуществование.

    В 1955 году премьер Индии нанес визит в Москву, в ходе которого сблизился с СССР. Он посетил Сталинград, Тбилиси, Ташкент, Ялту, Алтай, Магнитогорск, Самарканд, Свердловск (сейчас Екатеринбург). Джо Неру побывал на заводе «Уралмаш», с которым Индия после этого визита заключила контракт. Завод поставил в страну более 300 экскаваторов. По мере усиления противоречий отношения между СССР и Индией становились более хорошими, а после кончины Неру они фактически стали союзными.

    Личная жизнь

    В 1916 году, в день индуистского праздника, который знаменует приход весны, Неру взял в жены Камалу Каул, которой тогда было всего шестнадцать. Через год у них родилась единственная дочь. Джавахарлал Неру назвал дочь впервые встретилась с Махатмой Ганди всего в возрасте двух лет. Уже в восемь она организовала детский союз домашнего ткачества по его совету. Дочь Джавахарлала Неру Индира Ганди в Оксфорде в Англии изучала управление, антропологию и историю. В 1942 году она стала супругой - однофамильца, а не родственника Махатмы Ганди. Межрасовые браки считались кощунством по отношению к законам и традициям Индии, однако молодые люди поженились вопреки кастовым и религиозным барьерам. У Индиры и Фероза родились два сына - Раджив и Санджай. Дети находились преимущественно под присмотром матери и жили в доме деда.

    "Любовница" лидера

    Камаоа Каул умерла молодой, а Джо Неру остался вдовцом. Но в его жизни была и другая женщина, с которой он не связал себя узами брака. Джо Неру был глубоко связан с Эдвиной Маунтбеттен, женой лорда Луи Маунтбеттена - британского наместника короля в Индии. Дочь Эдвины всегда утверждала, что отношения между ее матерью и Неру всегда были исключительно платоническими, хотя у жены лорда Маунтбеттена был опыт внебрачных связей. При этом были найдены различные любовные письма, общественности тоже было известно, что эти двое любили друг друга.

    Джавахарлал Неру был старше Эдвины на двенадцать лет. С четой Маунтбеттен их сдружили схожие либеральные взгляды. В дальнейшем супруга лорда сопровождала премьер-министра Индии в самых его рискованных поездках. Она ездила с ним в разные части страны, раздираемой религиозными противоречиями, страдающей от нищеты и болезней. Супруг Эдвины Маунтбеттен спокойно относился к этой связи. Его сердце было разбито после первой измены, но он был адекватным и разумным политиком, который осознавал масштаб личности Неру.

    На прощальном обеде по поводу отъезда четы обратно в Великобританию Неру практически признался леди в любви. Народ Индии и так уже полюбил Эдвину. Но теперь она и Джо Неру жили в разных странах. Они обменивались письмами, наполненными нежностью. Послания женщина не скрывала от мужа, потому что они с Луи расстались. Тогда леди Маунтбеттен поняла, как сильно она успела полюбить Индию. Бывшую колонию для нее олицетворял именно Джавахарлал. Народ Индии тоже отмечал, как сильно постарел их лидер после отъезда Эдвины. Леди Маунтбеттен умерла в возрасте пятидесяти восьми лет в 1960 году.

    Смерть Джо Неру

    Отмечается, что здоровье Неру сильно пошатнулось после войны с Китаем. Он ушел из жизни в конце мая 1964 года в городе Дели. Причиной смерти Джавахарлала Неру стал сердечный приступ. Прах общественного, политического и государственного деятеля был развеян над рекой Ямуной, как и было указано в завещании.