• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В самом центре Милана

    Когда-то давно на том месте, где сейчас возвышается величественный миланский дворец, находилась маленькое кельтское святилище. С приходом римлян его заменили на храм Минервы, богини мудрости.

    Простоял он почти до IV века и уступил место церкви Санта-Текла, а та, в свою очередь — церкви Санта-Мария-Маджоре. Последнюю снесли, когда расчищали территорию для постройки Дуомо. Место это пользовалось такой популярностью не случайно — Миланский собор находится в самом центре исторической части города.

    От готики до барокко

    В 1386 архиепископ Антонио де Салуззо заложил первый камень в основание Миланского собора. К началу работ власть перешла в руки Джана Галеаццо Висконти, знаменитого герцога и по совместительству двоюродного брата архиепископа. Собор должен был послужить наградой для народа, угнетенного тираном Висконти Барнабо.


    Жители города были преисполнены энтузиазма, и кузены собрали большое количество пожертвований на еще не достроенный собор.

    Миланский собор начали строить в XIV веке, а закончили только в XX

    Первым архитектором Дуомо был Симоне де Орсениго. Он планировал возвести здание в стиле традиционной готики. Но Висконти хотел непременно следовать современным тенденциям и решил обратиться к архитектуре барокко.

    Итальянский долгострой

    Вскоре на должность архитектора заступил французский инженер Николя де Бонавентура. Он привнес в проект собора французский дух, а также решил, что кирпичное здание будет облицовано мрамором.


    Василий Суриков «Миланский собор»

    Его позволили брать дорогой материал из лучших каменоломен, к тому же Галеаццо освободил Дуомо от налогов. Впрочем, архитекторы менялись один за другим, каждый раз добавляя в проект новые детали. К 1402 году почти половина собора была завершена, но до конца XV века работа застопорилась: не хватало денег и новых идей.

    На шпиле Дуомо расположена четырехметровая статуя Мадонны

    Сомнительной казалось и техническая сторона проекта. Однако в 1417 главный алтарь собора освятил папа Мартин V, а в 1572 Дуомо торжественно открыл кардинал Карло Борромео, который впоследствии был причислен к лику святых. В XIX веке собор все-таки достроят, но некоторые работы будут продолжаться вплоть до 1965 года.

    Миланская Мадонна

    В начале XVI века принялись за отделку еще недостроенной церкви. В начале столетия возвели восьмиугольный купол, отдав дань моде на барокко.


    Мадонна на шпиле собора

    Изнутри собор украсили четырьмя рядами статуй по 15 в каждом, изображающими святых, пророков и других персонажей из Библии. Лишь к концу XVIII века наконец появился главный шпиль высотой в 106 метров. Его венчает четырехметровая позолоченная статуя Мадонны. Это не случайно — собор посвящен Рождеству Пресвятой Девы Марии. Интересно, что в Милане действует закон, согласно которому в городе нельзя возводить здания, которые бы закрывали собой заступницу.

    План собора

    В XIX веке собор «покрылся» лесом из каменных игл, устремленных ввысь. Такие элементы нетипичны для готической архитектуры, но прекрасно передают ее настроение. План собора также не совсем традиционен — он состоит из нефа с четырьмя проходами, которые пересекаются трансептом, затем следуют хор и апсида.

    Главной святыней собора считается гвоздь, которым был распят Христос

    Высота нефа составляет около 45 метров — своды Дуомо выше, чем у всех других готических церквей. Миланский собор нельзя назвать в числе рекордсменов по высоте. Однако по вместимости это второй крупнейший готический собор в Европе — Дуомо уступает только храму в Севилье. В нем могут одновременно поместиться около 40 тысяч прихожан.

    Собор-рекордсмен

    Но все-таки Миланскому собору есть чем похвастаться. Для украшения Дуомо были созданы около 3400 скульптур. Одна из них, например, очень сильно напоминает Статую Свободы. Если очень постараться, можно даже найти изображение Муссолини — правда, его переделали до неузнаваемости.


    Скульптура на фасаде Дуомо напоминает Статую Свободы

    Главной святыней Дуомо считается гвоздь, которым, по преданию, был распят Христос. Обычно он находится под куполом, но раз в год в сентябре святыню спускают вниз, чтобы показать прихожанам.

    Слово "готика" происходит от итальянского слова "gottiko" - буквально "готский" , по названию германского племени готов. Как художественный стиль он возник в период позднего средневековья (середина 10 - 15вв.) и стал последним этапом искусства этого времени. Как и романский стиль, готический находился под сильным влиянием католической церкви, отсюда преобладание религиозной тематики.

    В искусстве особенно ярко этот стиль проявлялся в архитектуре. Соборы, замки, крепости, построенные в готическом стиле, значительно способствовали украшению городов. Храмы, дворцы представляли высокие вертикальные сооружения с колоннами, стрельчатыми арками, узкими вытянутыми окнами, островерхими крышами.

    Феодализм продолжал развиваться и укрепляться, сопровождаемый частыми войнами, развитием и ростом городов, торговли, ремесел.

    Готический стиль повлиял и на внешний облик людей. Были издан законы о рангах в одежде, прическах. Костюмы стали более изящными, подчеркивая пластику человеческого тела.

    Совершенствуется портновское искусство, возникает навык кроения тканей. Формы костюмов становятся красочнее и разнообразнее. вторяются и линии архитектуры: вытянутые пропорции определяют и модные силуэты в одежде 13- 14 веков.

    Костюмы и головные уборы приобретают вытянутый силуэт, женские одежды - силуэт, напоминающий латинскую букву "S".

    Пропорции мужского костюма в сочетании с остроносой обувью и высоким головным убором слегка конусообразной формы как бы вытягивали фигуру - она казалась не только более высокой, но и подчеркнуто гибкой.

    В конце 14 века чрезмерная роскошь и богатство бургундского двора начинают значительно превосходить блеском и пышностью другие королевские дворы Европы - появляется бургундская (франко-бургундская) мода (1425-1490 г.). Мода, впрочем, менялась очень часто. Но общими чертами для всех ее видов были: вычурность, богатство тканей и отделки, изысканность линий и силуэта.

    Увеличивается число верхних одежд, надеваемых одна на другую одновременно (у знатных горожан и придворных). Костюм становится теперь более приземистым, тяжелым, просторным.

    Основной становится испанская мода. Воротнички стоячие, высокие. Их отделывают узким рюшем. Позднее появился круглый плоеный воротник типа фрезы.

    Мужчины продолжали носить "пейзанские" прически, молодые знатные вельможи отпускали длинные волосы, завивали в локоны.

    Иногда они надевали круглый золотой обруч, вокруг которого обматывали длинные затылочные пряди волос, образуя своеобразный валик.

    Крестьяне, горожане стриглись "под скобку" , "в кружок". Борода и усы дополняли прическу. Бороды имели самые разнообразные формы. округлые, крючкообразные, раздвоенные перевитые нитями, штопорообразные.



    Женские прически все еще были скрыты разнообразными головными уборами огромных размеров и причудливой формы.

    Девушки также могли ходить с распущенными волосами, украшенными лентами, венками.

    Дамы убирали волосы под тонкие льняные платки, оставляя на лбу тонкую косичку, уложенную в форме полукруга - петли, по ней можно было определить цвет волос. Прическа "рыцарские косы" почти исчезла, на смену ей с изменением форм головных уборов появляется другая - тоже из кос, но уже закрученных над ушами в виде "улиток", которые покрывались модным в то время украшением в виде выпуклого полушария или щитка. Называлось оно темплет.

    Темплеты укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто "улитки" из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками - таким образом, каждая "улитка" имела свой золоченый "домик".

    Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки. Пожилые дамы полностью скрывали волосы под массивными головными уборами. При этом шея была полностью открыта.

    В период позднего средневековья однообразие причесок компенсировалось головными уборами. Мужчины носили шляпы, капюшоны, мужские чепцы - бегуины из ткани белого цвета. Они служили как бы нижним головным убором, поверх надевалась шляпа. Носили шляпы из фетра и сукна разнообразных форм, но популярным стал бегуин. Колпаки имели вид усеченного конуса, с полями или без. Мужские головные уборы в период 14 - 15 веков резко разграничивались по сословной принадлежности. Формы шляп и колпаков были определены специальными королевскими указами. Во Франции это было особенно заметно. Так, духовенство по предписанию обязано было носить митры, тиары, бареты; судейские чиновники и нотариусы - бобровые шапки; ученые и богословы черные шапочки; врачи - шляпы и шапки с подвязанными наушниками, полями.

    Во времена господства бургундской моды появились головные уборы шаперон буреле с длинным кё (хвостом). Их носили знатные мужчины, а также почти все придворные.

    Женские головные уборы, все ещё полностью заменявшие прически, претерпели некоторые изменения по сравнению с романским периодом.

    Самым популярным убором была косынка под названием барбет. Поверх нее, особенно зимой, женщины обычно надевали утяжеленные шапки и покрывала. Носили платки омюз, напоминавшие капюшон, с завязанными вокруг шеи длинными концами.

    В 13 - 14 веках горожанки и знатные дамы начали носить горж, по форме представляющий собой цилиндр или трубу, достаточно высокую, внизу края убора расширялись, сзади на затылке делался небольшой разрез.

    Модными были шляпы типа туре из фетра и войлока. В 15 веке получают распространение высокие колпаки, получившие названия "сахарная голова", "паруса". Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэты готических крыш.

    В 1395 году Елизаветой Баварской был введен в моду головной убор Эннен. Считалось, что эннены африканского происхождения. Эннен имел форму усеченного конуса на картонной и проволочной основе. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.

    Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов - своеобразных карикатур на готические соборы.

    Бургундская мода создает также "рогатый" чепец с боковыми золочеными сетками на ушах и высокие чепцы разной формы, которые зависели от каркаса и расположения тонких прозрачных вуалей. Носили также венцы, разнообразные сетки.

    В средневековых городах по одежде, головным уборам, прическам можно было определить сословную принадлежность людей. Суровые законы предписывали строгое разграничение в ношении драгоценностей. Так, головные уборы знати украшались павлиньими перьями, серебряными пряжками, эмалями, подвесками, восточными вышивками.

    Поскольку прическа была полностью скрыта, золотые шнуры, венки, обручи изящной работы надевали поверх платков.

    На портретах Яна ван Эйка, Лукаса Кранаха Старшего. витражах соборов можно увидеть женские лица с неестественно высокими лбами, выщипанными бровями и ресницами. Дамы пользовались пудрой, помадами, розовой туалетной водой, маслами, привезенными из восточных стран, духами.

    Парикмахерское искусство в эпоху возрождения (XIV-XVI вв.)

    В эпоху Возрождения все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе. «О! Как молодость прекрасна, но мгновенна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся», - писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции. Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры…

    Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа); на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови.

    Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской «Венере»).

    Одним из главных признаков женской красоты считались волосы, заботам о которых женщины посвящали много времени. В Венеции на крыше каждого дома имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, продетыми в шляпу с полями и без дна, и ждать, когда под знойным солнцем волосы приобретут знаменитый золотой оттенок. Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

    Девушки могли ходить с волосами, распущенными по плечам, а женщины, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб считались признаками красоты. Для этого сбривали волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной. Пожилые женщины обязательно прикрывали головы платком, чепцом или накидкой. На поясе висел веер из страусовых перьев, кинжал (что входило в обязательный туалет дамы, выходящей из дома). На ногах мягкие кожаные туфли. В непогоду сверху надевался подбитый мехом плащ. В другое время - легкий.

    Готическая архитектура.

    Готика - это период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин "готический стиль" чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватила также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т.д.

    Эволюция готики.

    Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению "итальянской готики". В конце XIV века Европу охватила так называемая "интернациональная готика". В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержавшим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (смешение разных стилей различных культур) ,в середине XIX века, и позднее, применяется термин "неоготика". В 1980-е годы термин "готика" начал применяться для обозначения субкультуры ("готическая субкультура"), в том числе музыкально направления ("готическая музыка"). Слово происходит от итальянского gotico - непривычный, варварский. Сначала это слово употреблялось в качестве бранного. Следует заметить, что многие считают, что название стиля произошло от Goten - варвары. Но не стоит путать, к историческим готам этот стиль никакого отношения не имеет. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своём развитии подразделяется на 3 периода:

    1) Ранняя готика;

    2) Период расцвета;

    3) Поздняя готика.

    Готический стиль.

    В основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался он на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы этого стиля подчёркивают вертикаль. Как и во всей готике, в готической архитектуре выделяются три этапа развития:

    1) Ранний;

    2) Зрелый (высокая готика);

    3) Поздний (пламенеющая готика).

    С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

    Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

    Система аркбутанов и контрфорсов.

    Каркасная система готической архитектуры - совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике, которая позволила изменить нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений. Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

    Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

    Готические своды.

    Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода - чётко выраженные профилированные диагональные рёбра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

    Распределение нагрузки.

    Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. Нужно сказать, что любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег и др.). Затем оно (здание) передаёт их вниз по стенам - к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчётах. В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размет свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдерживать вес такого свода. Но в готической архитектуре от этого метода отказались. Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если поддерживать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас - хотя предпосылки для него появились несколько ранее: "Исторически этот конструктивный приём возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов, выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжёлым и массивным". Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили более лёгким ажурным, давление этого свода передаётся нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. "Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как распор должен быть "погашен". Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел ещё и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы". Таким образом, конструкция сильно облегчается за счёт перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую "лёгкую" оболочку, чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато "подпёртый" по всему периметру надёжными и элегантными "подпорками". Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору - причём, чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти рёбра - нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой распалубкой - лёгкой кладкой кирпича или камня.

    Аркбутан - это наружная каменная упорная арка, которая передаёт распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания - контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выдвинуты наружу, и стали открыты для обозрения извне. Аркбутаны бывают двух пролётные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.

    Контрфорс - в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействуют распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние нескольких метров, соединив со зданием перекинутыми арками - аркбутанами.

    Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

    Пинакль - остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

    Столб-устой - мог быть простого сечения или же представлять собой "пучок колонн".

    Нервюра - ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегчённую кладку свода. Делятся нервюры на:

    1)Щековые арки - четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.

    2)Ожива - диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.

    3)Тьерсерон - дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающая посередине лиерны.

    4)Лиерны - дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.

    5)Контрлиерны - поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).

    6)Запалубка - в нервюрном своде заполнение между нервюрами.

    7)Замковый камень (розетка)

    Декор.

    Техническое решение конструктивных проблем не было единственной задачей готического архитектора. Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а арочного контура тимпан над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда или аналогичные сюжеты и раскрашивался в яркие цвета. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

    В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. В Англии такой «украшенный» стиль конца 14–15 вв. сменился «перпендикулярным», которому во Франции соответствовала стиль «пламенеющей готики».

    Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла, зажатых Н-образным свинцовым профилем, обеспечивавшим изоляцию от влаги. Однако свинцовые обоймы не имели достаточной прочности, чтобы противостоять давлению ветра на большую поверхность стекла, что впоследствии потребовало применения рам из железных стержней или арматуры.

    Со временем вместо железной арматуры стали применять фигурные каменные ребра, что открыло путь более свободным кружевным композициям. В витражах 12 в. доминирующими цветами были оттенки синего, дополненного красным, привносящими теплоту целому. Желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета использовались чрезвычайно скупо. В том же столетии строители цистерцианских церквей, отказавшись от обилия цветов, стали использовать в декоративных целях гризайль (живопись в разных оттенках одного цвета, чаще серого) по простой зеленовато-белой поверхности стекла. В 13 в. размер кусков окрашенного стекла увеличивается, и красный применяется значительно шире. В 15 в. начинается упадок витражного искусства.

    Готическая роза/розетка

    Варианты нервюрных сводов.

    Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода.

    В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:

    1) Крестовый свод (quadripartite rib vault) - простейший вариант нервюрного свода, имеющий шесть арок и четыре поля запалубки.

    Стрельчатый крестовый свод.

    2) Шестигранный свод (sexpartite rib vault) - усложнённый вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок.

    3) Звёздчатый свод (lierne vauit, Stellar vault) - следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.

    Звёздчатый свод. Фото снизу.

    Звездчатый свод - форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра - тьерсероны и лиерны . В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.

    4) Веерный свод (fan vault) - создаётся нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии ("распластанная готика").

    5) Сетчатый свод (netvault) - нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

    Замки, усадьбы и жилые дома.

    В гражданской архитектуре готической эпохи необходимо различать ранний замок, служивший и жилищем и цитаделью, от более поздней загородной резиденции, которая возводилась в эпоху относительного сокращения необходимости в индивидуальной обороне каждого от всех. И в первом и во втором типах можно обнаружить признаки, первоначально выработанные в церковной архитектуре.

    Типичный по структуре дом 13 в. имел три этажа и ставился к улице либо боковой стеной, либо торцом. Первый этаж был обычно занят лавкой и складом; на втором размещались гостиные, из которых главная была обращена окнами на улицу; на третьем или на чердаке размещались спальные покои. Лавка, обращенная к фасаду, и кухня позади были обычно разделены внутренним двором. Уже в 13 в. в моду вошло декоративное оформление печных труб, и достаточно широко применялся резной декор.

    Наиболее популярными материалами в жилищном строительстве были дерево и штукатурка, однако в некоторых регионах предпочитали использовать камень или кирпич. Деревянный каркас обычно собирался из мощных брусьев, соединения которых тщательно пригонялись и притесывались. Каркас оставляли открытым снаружи, он привносил фасаду четкий декоративный рисунок. Рисунок образовывался вертикальными и горизонтальными тягами, кое-где соединенными диагональными связями (в некоторых регионах – перекрещивающимися диагоналями). Заполнение между элементами каркаса выполнялось из штукатурки по деревянной дранке или из кирпича, затем покрывавшегося штукатуркой. Оконные переплеты в целом следовали церковной моде, но, разумеется, в упрощенных формах.

    В 14–15 вв. ни в общей планировке, ни в конструктивной схеме жилого дома не происходит существенных изменений, однако число окон увеличивается, а сами они делаются крупнее. К 1500 прежние «кружевные» переплеты как правило вытесняются прямоугольными окнами с прямыми импостами и тягами

    Гражданская архитектура.

    Готическая архитектура Франции не ограничивается церквами, замками и жилыми домами, охватывая также городские ратуши, городские колокольни, больницы, школы разного уровня и все прочие общественные постройки, необходимые для жизни средневекового человека.

    Городская колокольня служила обычно символом независимости города. На нее навешивали несколько колоколов, среди которых был и сигнальный колокол, а в 14 в. на ней начали устанавливать часы. В Мулене сохранилась такого рода башня, на которой часы вызваниваются механическими фигурами.

    Большинство средневековых больниц построены в готическую эпоху. Их основателями были и церковь и феодальные сеньоры, однако управление госпиталем обычно передавалось в руки церкви. У тогдашних больниц были более широкие функции, чем у современных, так как в них, наряду с лечением больных, давали приют и пищу паломникам, старикам, бездомным и нуждающимся. Их планировка, конструктивная система и декор заимствовались в равной мере у церковной архитектуры и у архитектуры жилого дома. Первые «лазареттос», или лепрозории для больных проказой, были и первыми больницами в узком смысле слова. В таких лазаретах прокаженные обитали в отдельных домиках, а те, кто за ними присматривал, – в обособленной постройке. Около 1270 во Франции насчитывалось до 800 лазаретов, но к 15 в. нужда в них сократилась настолько, что средства, выделявшиеся на их содержание, были направлены на другие цели. Госпиталь Маладреди дю Тортуар позволяет составить представление о типе этого учреждения. На прямоугольном участке расположены три постройки: двухэтажный корпус для пациентов, капелла и двухэтажное здание персонала, где размещалась и кухня. На каждом из двух этажей больничного корпуса был один длинный зал, освещенный восемью окнами с кружевным переплетением. Камины обогревали зал и обеспечивали его вентиляцию, а передвижные деревянные ширмы между постелями позволяли отделять больных друг от друга.

    Монашеские ордена, специализировавшиеся на помощи больным, создали другой тип госпиталя. Лучше всего сохранившийся средневековый госпиталь в Боне позволяет увидеть классическую планировку больницы 15 в. По сторонам окруженного аркадой внутреннего двора расположены большие залы (один для мужчин, другой для женщин) и два боковых крыла. Первоначально в торце каждого зала был устроен алтарь, освещенный большим окном. Залы были перекрыты деревянными сводами. Глазурованные изразцы снаружи, росписи и гобелены внутри привносили в общее решение интенсивный цвет. Деревянные галереи, окружающие двор, давали пациентам возможность прогулок под на свежем воздухе.

    Миланский собор. высота от земли (со шпилем) - 108, 50 м; высота центрального фасада -56, 50 м.; длина главного фасада: 67, 90 м; ширина: 93 м.; площадь: 11.700 кв. м; шпили: 135; 2245 статуи на фасадах.

    Собор в Реймсе (Notre-Dame de Reims) в французской провинции Шампань (Champagne). Архиепископ Реймса Обри де Умбер (Aubry de Humbert) в 1211 году заложил Собор Божьей Матери. Архитекторы Жан дОрбе (Jean d"Orbais) 1211 г, Жан ле Лу (Jean-le-Loup) 1231-1237 гг., Гоше Реймский (Gaucher de Reims) 1247-1255 гг., Бернард Суассонский (Bernard de Soissons) 1255-1285 гг.

    Аббатство Сен Дени под Парижем. Франция. 1137-1150 гг.

    Готический стиль. Собор в Шартре - Cathédrale Notre-Dame de Chartres - католический кафедральный собор в городе Шартр (1194-1260гг.)

    Готический Ульмский собор. Ульм в Германии в высоту 161,5 м. (1377-1890 гг.)

    Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Kölner Dom). 1248-1437 гг.;1842-1880 гг. Строился по образцу французского собора в Амьене.


    Теперь не строят готических соборов.
    В былое время у людей были убеждения; у нас,
    современников, есть лишь мнения; а мнения
    мало для того, чтобы создать готический храм.
    Генрих Гейне


    Историческая справка
    Период Средневековья в истории Европы длился с V по XV вв. Саму историю Средних веков делят на два периода – и .


    Готика – это период с XIII по XV вв.



    В это время на смену романской оборонительной архитектуре (замки, крепостные стены городов) приходит архитектура готическая. В это время уже не надо было держать оборону. Государства выросли, исчезла феодальная раздробленность. Феодалы (землевладельцы) одного государства теперь не нападали друг на друга. Отныне враждовали между собой и боролись за земли лишь государства, в которых вся власть сосредоточилась в руках монарха.


    В период готики большую роль начинают играть и города, они развиваются. Развивается ремесло и торговля. В городах начинают строить ратуши, больницы, рынки и, конечно же, соборы. Величественные, гигантских размеров, со шпилями, уходящими в само небо. Соборы одновременно мрачные и светлые, соборы, которые охраняют жуткие фигуры химер и горгулий (кстати, у них была и чисто практическая функция – они прикрывали водостоки, делая их вид более эстетическим). Соборы со множеством символов, как христианских, так и астрологических. Соборы с огромными окнами-витражами, в противовес церквям романского стиля – с маленькими окнами-бойницами.



    Готическая архитектура зарождается во Франции и уже оттуда распространяется по всей Европе – Англия, Германия и, конечно же, Прага (Чехия).


    Точно такими же вытянутыми и заостренными как соборы, были и одежды жителей средневековой готической Европы. Они носили вытянутые заостренные кверху шляпы-колпаки, туфли с острыми и вытянутыми носами, платья, удлиняющие фигуру. Но при этом цвета одежды, как и ранее, оставались весьма яркими – синий, желтый, красный.


    Мужские прически периода готики мало чем отличались от более ранних романских причесок.



    Геннегаусские хроники. 1448. Королевская библиотека. Брюссель.
    Мужские прически и головные уборы.


    Так, среди мужчин по-прежнему популярностью пользовалась «пейзанская» стрижка – волосы завитые и с длинной густой челкой, закрывающей весь лоб.


    Знать могла носить более длинные и также завитые в локоны волосы. Также мужчины могли украшать свои прически и золотыми обручами. Горожане очень часто носили различные головные уборы – колпаки, шляпы, мужские чепцы. Но, в отличие от более раннего времени, в XIV – XV вв. головные уборы были распределены по сословной принадлежности. Так, во Франции ученые и богословы носили шапочки черного цвета, врачи – шляпы с полями и подвязанными к ним наушниками из ткани, которыми закрывались уши. Еще особенностью средневековых врачей было наличие маски в виде длинного птичьего клюва. Такую маску на лицо одевали во время эпидемий чумы. В длинный «клюв» были вложены тряпочки, пропитанные различными растительными отварами, что, как считалось, защищало от инфекции. Нотариусы и судьи носили бобровые шапки. Духовенство – митры и тиары.



    Кадр из фильма «Проклятые короли». 1972


    Крестьяне носили стрижки «в кружок», «под скобку». Мужчины всех сословий носили бороды и усы.


    Представления о красоте также мало чем изменились с периода романского стиля. Так, женщины по-прежнему выбривали волосы надо лбом, выщипывали брови и ресницы, использовали румяна и яркую помаду.



    Средневековая миниатюра.
    На переднем плане – эннен.


    Женщины так же, как и ранее, вынуждены были скрывать волосы под головными уборами. Единственное, теперь они выпускали из под головного убора на лоб несколько прядей, сплетенных в косичку, и уложенных полукругом.


    «Рыцарские» косы (длинные и широкие – шириной с ладонь) выходят из моды. Начинают носить две косы, которые закручиваются над ушами в виде «улиток». На такие косы надевалось украшение темплет – украшение в виде выпуклого полушария или же щитка. Такое украшение, темплет, крепилось на обруче, который одевался на голову. Еще одним способом украсить прическу могли служить золотые сетки для волос.


    Что касается головных уборов, то они в период готики стали очень высокими и зачастую принимали весьма причудливые формы.



    Миниатюра. Франция. XV в.
    Головной убор похожий на «рогатый» чепец.




    Ян ван Эйк, "Портрет Маргареты Ван Эйк", 1439
    «Рогатый» чепец


    Так, популярностью пользовался такой головной убор, как горж. Горж – это головной убор в форме трубы или же цилиндра, чьи края расширялись книзу, а сзади, на затылке, находился небольшой разрез.



    Нижняя косынка барбет и шляпа.


    Носили эннен. Головной убор из ткани, который имел форму конуса и делался на проволочной или же картонной основе. С таким головным убором носили длинные прозрачные вуали. Считается, что моду на эннен ввела королева Елизавета Баварская. Эннен очень не любила церковь, усмотрев в нем карикатуру на готические соборы. Но дамы с завидным упорством продолжали носить, несмотря на все запреты, эннены, которые с каждым разом все больше и больше вырастали в высоту.



    Кадр из фильма.
    Прическа и украшение темплет.


    Из головных уборов также носили барбет – косынка, поверх которой одевались покрывала или же, зимой, шапки. Омюз – платок, концы которого были завязаны вокруг шеи, а сам он по форме напоминал капюшон. Носили и разнообразные чепцы. К примеру, «рогатый» чепец, особенностью которого были золоченые сетки на ушах, или же различные высокие чепцы.





    В Калужской области на Масленицу сожгли тридцатиметровое готическое строение, сложенное из деревянных веток художником Николаем Полисским. Многие увидели в сожжённом объекте очертания католического костёла и задались вопросом: не попадает ли состоявшийся перформанс «Пламенеющая готика» под статью об оскорблении чувств верующих? На критику ответил сам создатель преданной огню «церкви».

    17 февраля в ходе масленичного перформанса «Пламенеющая готика» вблизи деревни Никола-Ленивец в Калужской области был сожжён тридцатиметровый арт-объект, сложенный из веток.

    nikolalenivets

    В сожжении строения, очертаниями напоминающего католический костёл, многие увидели религиозную неприязнь. Пользователи соцсетей комментировали, что организаторы мероприятия сознательно пошли на провокацию.

    Brohan

    Так это ж явное оскорбление чувств верующих, разве нет?

    исксствнный интллкт

    Burning Man, который мы заслужили.

    V for vendetta

    Православненько! А это не оскорбление чувств верующих?

    bochkarev_b


    Некоторые добавляли: если бы сожжённое в Никола-Ленивце здание напоминало мечеть или православную церковь, реакция была бы куда более жёсткой.

    Ксения

    Оскорбили чувства католических верующих ⛪️ Если бы православную церквушку с куполами-луковицами сделали из веток и так сожгли, уже бы уголовные дела шили за оскорбление чувств.

    Anna Feldman

    Нет, ну головой тоже надо было думать-то. Даже меня, матёрого атеиста, передёрнуло. А мечеть вам не взбрело в голову сделать? В живых бы уже не было. Вот ведь художники) Но красиво.

    Ян Дмитриев

    А как же оскорбление чувств верующих? Или эта статья только для православных? Вот шуму было бы, если бы католики сделали Васильевский собор и сожгли его прилюдно!

    a_remnev

    Куда безопаснее (но не менее зрелищно) было бы , но что сделано, то сделано.

    В защиту перформанса выступил создатель сожжённого объекта и художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский. В своём посте в фейсбуке он настаивает, что построенное здание не имело никакой религиозной символики и готический стиль часто использовался для светских сооружений - какое, утверждает художник, и должна была напоминать постройка.

    Nikolay Polissky

    На Масленицу 2018 года мы решили использовать архитектурный стиль «Пламенеющая готика» для создания огненной скульптуры. Этот стиль был использован не только в создании готических культовых сооружений, но и в архитектуре светских зданий: замков, университетов, судов. Ничего культового в моём арт-объекте не было, естественно отсутствовали кресты, алтарь и любая религиозная символика. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костёр, который выстроен в стиле готического здания.

    Пламенеющая готика (или Flamboyant), о которой говорит Полисский, - название течения в готической архитектуре, популярное во Франции, Испании и Португалии в 15 веке. Среди самых известных зданий пламенеющей готики - Миланский собор и собор Святого Николая в швейцарском Фрибуре. Здания, принадлежащие стилю, отличают похожие на огненные языки очертания наружных элементов и удлинённая форма фронтонов и арок, придающая строению «пламенные» очертания.

    В своём посте художник заверил, что не вкладывал в свою работу никакого религиозного смысла.

    Обращаюсь ко всем, для кого моя работа показалась оскорбительной. В моих помыслах никогда не было идеи создать и собственноручно сжечь христианский или другой храм. В моих произведениях люди часто находят то, что я в них не закладывал, это нормально, но обвинять меня в сожжении храма - это чересчур.

    zarisovky


    Масленица в Никола-Ленивце. Готика, язычество и постмодерн.

    Полисский добавил, что готов пойти на диалог с представителями католической и православной церквей и, если они обнаружат в его проекте что-либо кощунственное, приложит усилия, чтобы «предать проект забвению, насколько это возможно в современном мире». Кроме того, художник принёс извинения всем, кого невольно обидел перформансом.

    trash_area


    Многие встали на защиту Полисского.