• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Международный литературный конкурс «Лето Господне» открыл свой третий сезон. На вопросы нашего издания отвечает куратор конкурса «Лето Господне», помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров).

    - Отец Макарий, расскажите о конкурсе. Как возникла идея такого проекта и как он развивается сегодня?

    Если официально, проект Международного детско-юношеского литературного конкурса им. Ивана Шмелёва «Лето Господне» - одна из составляющих деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви, обращённой к подрастающему поколению россиян. Он проходит по благословлению митрополита Калужского и Боровского Климента.

    Идея конкурса возникла ещё несколько лет назад, когда в обществе и прессе заговорили о том, что уровень школьной грамотности, общей культуры, знаний в области русской литературы и языкарезко упал. Причины этого явления неоднократно перечислялись: система образования в России беспрестанно реформируется, а дети, увлечённые пришедшими на смену бумажным книгам компьютерными играми и Интернетом с его бесконечными «пляшущими»картинками, стали меньше читать, а заодно и интересоваться окружающим реальным миром. Электронная среда приняла их, но сделала, словно бы в отместку, чем-то вроде социальных аутистов. Почему-то среди них считается, что на любой вопрос может ответить Yandex или Google, а это в корне неверно.

    Церковь не может стоять в стороне от этих процессов. Продумав концепцию конкурса, мы долго готовились к его проведению, решив заинтересовать старшеклассников именно отечественными, а не модными зарубежными писателями, вовлечь каждого из конкурсантов в процесс живого литературного творчества наедине с книгами и собственными, а не навязанными извне мыслями и впечатлениями. В этом, пожалуй, состоит наше главное отличие от других литературных конкурсов.

    Наше состязание даёт возможность, с одной стороны, более серьёзно погрузиться в православную культуру, с другой - проявить свои литературные способности.

    Нам поступает множество интересных работ, убеждающих в том, что наша молодёжь по-прежнему талантлива и стремится к новым знаниям, и мы просто обязаны помочь им развить тот талант, который дал им Господь.

    - А почему «Лето Господне»? Откуда такое название?

    Благоприятное лето Господне - символ того света, что несёт нам всем вера. Неудивительно, что именно Летом Господним назвал один из лучших своих романов замечательный русский писатель Иван Шмелёв, с нежностью вспоминая в нём своё детство в православной купеческой семье. Роман писался больше двадцати лет - в точности, как картина Иванова «Явление Христа народу».

    Здесь описана целостная Русская Вселенная - подробно, детально, хоть и глазами мальчика, весь церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста: показаны не только церковные службы, молитвы, паломничества, но и семейный быт с буднями и праздниками, приготовлением блюд, хозяйственными заботами.

    Перед читателем встаёт сама ткань дореволюционной русской жизни; её, кажется, можно потрогать и насладиться её ладными и строгими, крест-накрест , стёжками, и понять, что всё это - не просто мемуарно-ностальгическая «этнография», но высочайшего художественного уровня духовное сочинение, обращённое к будущему страны. Именно благодаря православным координатам, насыщенный, плотный, метафорически цветущий слог Шмелёва уносит читателя далеко за рамки некой прошедшей обыденности, восстанавливая его связь с самой Историей.

    Философ Ильин, которому посвящена книга, писал о ней так: «Эту книгу написала о себе сама Россия - пером Шмелёва. Изображённое в романе - не то, что было и прошло, а то, что есть и пребудет… это сама духовная ткань верующей России. Это - дух нашего народа».

    Мы не могли отказаться от такого символа.

    - Какова сегодня география конкурса?

    За два полных сезона конкурс охватил 59 регионов РФ и стал международным. В 2015-м году мы получили больше полутысячи работ, созданных школьниками России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Италии и Кипра.

    - На кого ориентирован конкурс?

    - Нам бы хотелось вовлечь в процесс создания работ как можно больше школьников старших классов, затронув в них струнку и литературоведческую, и, одновременно, литературную, пробудив желание мыслить, чувствовать. И мы достигли своего - достучались до сердец, ищущих ответы на самые важные вопросы человеческого бытия! Наш конкурс предназначен для тех школьников 6-12 классов, кто ощущает в себе желание и способности к осмыслению духовных явлений - книг, семейных преданий, значимых событий из личной жизни - например, путевых впечатлений.

    - Как проходит конкурс?

    Каждый сезон с сентября по декабрь ребята участвуют в заочном туре конкурса - присылают творческие сочинения на сайт конкурса www.letogospodne.ru . На сайте можно ознакомиться с условиями конкурса и разместить заявку.

    - А если заявок может набраться слишком много?

    Мы справимся.

    Да, действительно, мы ждём более тысячи работ, но это означает только то, что экспертам придётся внимательно, «с карандашом» прочесть каждую из них и выбрать 30 лучших работ из нескольких сотен.

    - Насколько объективно экспертное мнение?

    Мы считаем, что вполне объективно: в числе наших экспертов - ведущие специалисты в области отечественной литературы и словесности, заметные литераторы, лауреаты многочисленных литературных премий, видные педагоги, историки, богословы.

    Но и это не гарантия, поэтому наша система оценки работ выверена таким образом, что ни один из даже самых влиятельных экспертов не может настоять на своём решении, если оно противоречит коллективному мнению: итоговая оценка - исключительно коллегиальная.

    По окончании отборочного этапа оценочная комиссия формирует рейтинг лучших работ, и на этом этапе уже полностью, как показала наша практика, исключается возможность субъективных ошибок.

    - Вы сказали, что конкурс проходит в два этапа. Что же происходит во второй части конкурса?

    Финал (очный тур) конкурса проходит в Москве, где и определяются победители.

    Ребята приезжают в Москву вместе со своими сопровождающими - родственниками или наставниками, размещаются в гостиницах, пишут сочинения на избранные для очного тура темы. А чтобы разнообразить программу, насытить её - мы готовим для них экскурсии по святым местам Москвы и Подмосковья, устраиваем встречи с современными русскими писателями и поэтами. Только представьте себе, что значит для школьника встреча с настоящими корифеями российской словесности! Конечно же, взаимным расспросам нет конца, встречи длятся часа по четыре, тут и разбор стилистики, и советы.

    И вот, когда конкурсное жюри определяется с победителями, проходит церемония награждения финалистов - обстановка соответствующая: Храм Христа Спасителя, журналисты, телекамеры… Награды и ценные подарки победителям вручает митрополит Калужский и Боровский Климент.

    Для молодого человека из маленького городка или посёлка конкурсные дни в Москве должны запомниться на всю жизнь.

    - Многие из российских детей не могут себе позволить приехать в Москву…

    А, между прочим, весь финальный этап (и проезд, и питание, и проживание, и культурная программа) оплачивается организаторами конкурса.

    - Но это же огромные деньги?!

    Не малые. Издательский совет РПЦ при всём горячем желании работать с одарёнными детьми по всей стране не смог бы с помощью одного своего бюджета провести общефедеральный конкурс с такой широкой географией.

    На помощь нам пришло государство: мы приняли участие в программе Президентских грантов, направленных на финансирование социальных проектов некоммерческих неправительственных организаций, и выиграли. Операторы сочли идею нашего конкурса важной, и с тех пор часть наших расходов финансируется из средств выделенного нам гранта.

    - А что происходит после очного конкурсного этапа, награждения?

    Ребята разъезжаются, но наше общение продолжается.

    Во-первых, мы приглашаем их участвовать в конкурсе уже в следующей возрастной категории, и таким образом их работа с нами становится постоянной.

    Во-вторых, мы публикуем лучшие работы в изданиях федерального уровня - толстых литературных журналах, таких, как «Роман-газета», «Дружба народов», «День и ночь», и круг дружественных нам изданий будет постоянно расширяться.

    В-третьих, дистанционно их продолжают консультировать литературные наставники, а в-четвёртых - дети общаются между собой, обмениваются впечатлениями, замыслами. Так создаётся целая среда, в которой совершенствуются писательские и человеческие навыки.

    - То есть, на следующий год ребята смогут снова принять участие в конкурсе «Лето Господне»?

    Обязательно! В конкурсе могут участвовать как прошлые участники и победители, так и новички.

    В июле 2016 года мы приехали к лауреату второго сезона Серафиму Рылову, победителю в возрастной категории «6-7 класс». Мальчик попытался принять участие в конкурсе сразу же, как только о нём услышал, в 2014-м году, но не прошёл по возрасту! Однако в 2015-м уверенно занял I место.

    Замечательная была встреча! Серафим показал нам большую домашнюю библиотеку художественной и духовной литературы и провёл экскурсию по храму во имя святого благоверного князя Александра Невского при бывшем духовном училище, где он с пяти лет поёт на клиросе и помогает в алтаре.

    Надеемся, что с такой основой Серафима ожидает большое будущее. Мы обязательно примем посильное участие в его судьбе. Захочет стать литератором - рекомендуем в Литинститут, философом, историком - снабдим соответствующими характеристиками.

    Не скрою, мы рассчитываем, что к нашим победителям будут с особым вниманием относиться во всех высших учебных гуманитарных заведениях.

    Наши дети - именно та часть национального достояния нашей страны, которая не подлежит разбазариванию.

    Это такой тип настоящего русского инока: скромного, с широким кругозором и с большим, любящим сердцем. А кругозор действительно широчайший. Иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, регентует хором, духовно окормляет театр «Ковчег» при воскресной школе монастыря, верстает детский журнал «Кораблик», монтировал кинофильмы о нашем молодежном движении. Подготовленный им фильм «Боровский монастырь. Сутки до Рождества», к слову, занял призовое место на региональном фестивале любительских фильмов.

    Человек он целеустремленный и достаточно упорный в том, что касается творчества. Он очень творческий человек, но это не мешает ему аккуратно исполнять самые разные послушания. Некоторое время он заведовал монастырской птицефермой, трудился на монастырском подсобном хозяйстве, выращивал овощи и травы.

    Участвуя в проекте, отец Фотий продолжает служить, по-прежнему поет на клиросе, исполняет другие послушания. Это не изменило его обычной жизни и служения монаха. А певческое послушание, между прочим, – очень непростой труд: изо дня в день, и утром, и вечером приходится петь на клиросе. А если к этому добавить особенные богослужения Великого поста, Страстной седмицы, Пасхи, когда каждый день пение, чтение и спевки продолжаются часами… Это формирует по-настоящему твердый монашеский характер и подлинную любовь к богослужению.

    Характер у отца Фотия твердый. Когда он уже находился в монастыре, ему нужно было принять решение – идти ли служить в армию. И решение служить Родине он принял настолько решительно, что я был удивлен. Но служить ему не пришлось: его «завернули» из-за проблем со зрением.

    Все, кто посещает Боровский монастырь, любят пение отца Фотия. Монастырский хор постоянно устраивает концерты в воинских частях, в детских домах, других социальных учреждениях. Отец Фотий поет и сольно, и вместе с хором классические и эстрадные произведения на самых разных мероприятиях. Значительная аудитория его не пугает – вместе с коллективом филармонии отец Фотий выступал на ежегодных епархиальных образовательных чтениях в Калуге, пел в театрализованной музыкальной постановке, посвященной Крещению Руси, в московском Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

    Он хорошо владеет немецким и английским, а поет не только на этих языках, но и на итальянском, японском, сербском и грузинском.

    Мой телефон не смолкал

    За выступлением отца Фотия на шоу «Голос» наблюдали многие. Оно было достойным и порадовало, как порадовала и реакция «наставников» и публики на него. С точки зрения культурной миссии Церкви это новое слово, особенно на фоне некоторого негатива, который появляется в СМИ.

    На участие в проекте, как и в целом на занятия пением, отца Фотия благословил схиархимандрит Власий (Перегонцев), духовник обители, разрешение на участие в проекте дал и митрополит Калужский и Боровский Климент.

    Мы сегодня «болеем», чтобы отец Фотий и дальше продвинулся в этом проекте, спел в нем новые замечательные произведения. Думаю, это в какой-то степени повлияет на формирование положительного и правильного образа Церкви, как сокровищницы не только духовных традиций, но и высокой культуры.

    Русская Православная Церковь наполнена выдающимися талантливыми людьми. Это и писатели, и музыкальные исполнители, и художники, и режиссеры… Свидетельство Церкви – оно же не ограничивается только церковной оградой!

    Конечно, «Голос» – это шоу, развлекательный проект, но всё-таки его концепция подразумевает и культуру, и высокое исполнительское мастерство. Я даже думаю, что это в какой-то степени отличает российский проект от тех, которые мы видели за рубежом. Выступление отца Фотия очень отличается, на мой взгляд, от выступления монахини на соответствующем проекте в Италии – совершенно другой уровень культуры исполнения.

    Думаю, что выступление отца Фотия обогатило не только Первый канал, но и телезрителей – бо льшую часть нашего общества. Он пел арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», а это не только замечательное музыкальное произведение, в его основе – произведение русской классической литературы. А творчество всех наших классических писателей основывается на фундаменте духовной традиции православия.

    Миссионерский эффект выступления я мог оценить в тот же вечер после эфира, мой телефон не смолкал, причем звонили в основном миряне. Прайм-тайм, Первый канал, огромная аудитория… Когда человек слышит подлинное искусство, искреннее, чистое пение, лишенное карьерных амбиций (а мы ведь понимаем, что отец Фотий не собирается делать карьеру эстрадного исполнителя), он наверняка задумается. Как это действует, мы можем судить по нашему Боровскому району – в том числе благодаря этому пению многие нецерковные люди потянулись к монастырю, к Церкви. Они с удовольствием бывают на богослужениях, а самое главное – участвуют в Таинствах. А это главная задача миссии…

    Влияние Церкви, оно может быть не через какие-то назидания, а вот так, через культуру. Так влияет архитектура храмов, прекрасные фрески, русские иконы, богослужебное пение – это всё великое культурное влияние Церкви. Отец Фотий – один из примеров такого влияния.

    Болеем за отца Фотия!

    Конечно, мы переживали за отца Фотия, а сам он – тем более. Но он рассказывал о том, как проходит процесс репетиций, и мы успокоились. По его словам, подход продюсеров канала очень корректный, они бережно отнеслись и к его сану, и к его жизни. Даже в заставке конкурса, где участники сами говорят о себе, об отце Фотии говорили другие люди. В духе именно монашеского жительства качества человека оценивает не он сам, а другие люди, которые хорошо его знают. Мы его искренне любим и очень за него переживаем, болеем, поддерживаем его.

    На шоу порадовала реакция жюри и зала. Отца Фотия защищал Александр Градский, когда Григорий Лепс задавал такие слегка провокационные вопросы. Певец Василий Вакуленко, известный под псевдонимом «Баста», взял у него благословение…

    Люди очень положительно и радостно его приветствовали. Поэтому, мне кажется, всё очень правильно пока происходит. А дальше будем смотреть. Верим, что Господь ему поможет и направит его талант на пользу и обществу, и Церкви.

    Негативных отзывов по поводу выступления в «Голосе» я не слышал. Конечно, бывают у людей сомнения – разве монах может исполнить серьезное музыкальное произведение? Но ведь это талант, который ему дал Господь. Отец Фотий служит Ему, как может, своим талантом. И стоит его послушать, как слёзы смывают любые сомнения.

    Тема «Интеллигенция и вера» затронула что-то очень сокровенное в душахучастников круглого стола. Встречу открыло приветствие главного редактора «Вечерки» Александра Куприянова и пастырское наставление Митрополита Калужского и Боровского Климента.

    Фото: "Вечерняя Москва", Анна Иванцова


    В пресс-центре «ВМ» прошел круглый стол «Интеллигенция и вера».

    Его участниками стали Митрополит Калужский и Боровский Климент , журналист и телеведущий Максим Шевченко , общественный деятель Сергей Кургинян , иеромонах Макарий Комогоров , главный редактор газеты «Крестовский мост» Валерий Коновалов , историк Вячеслав Леонтьев , психолог Анетта Орлова , писатель Виктор Николаев и главный редактор портала RELIGARE Александр Щипков .

    Открывая работу круглого стола, главный редактор «ВМ» Александр Куприянов приветствовал собравшихся и рассказал о том, что в нашей редакции мы создаем открытую площадку для диалога между интеллигенцией и церковью. Мы будем давать слово верующим разных конфессий и представителям светской культуры, богословам, писателям и публицистам.

    * Какова роль церкви в жизни современного общества?

    * Церковь и вызовы XXI века - глобализм, идеология потребления, массовая культура, размывание моральных ориентиров.

    * Современная молодежь и традиционная культура.

    * Культура и евангельские заповеди.

    * Вера: в душе или в храме?

    «ВМ» порадовало, что разговор получился очень содержательным.

    Предлагаем вам самые интересные моменты выступлений наших гостей. А полную версию круглого стола можно посмотреть на сайте «Вечерней Москвы».

    Митрополит Климент: «Возлюбить ближнего своего»

    Христос Воскресе! Я обращаюсь к вам с традиционным пасхальным приветствием в эти дни - мы продолжаем праздновать Пасху. Я хотел бы поблагодарить Александра Ивановича Куприянова и всю редакцию за эту встречу. «Интеллигенция и вера» - очень важная и болезненная тема. Она мало понята и изучена. Путь интеллигенции был непростой. Она зародилась еще в допетровское время. А со времен Петра I стала активно развиваться. Интеллигенты XIX века хотели соединить народ и власть, народ и высшее сословие, чтобы не было разрыва. Они заботились о просвещении. Интеллигенция - это чисто русское явление. Ее нет в других странах, у других народов. Там людей, которые получили образование, имеют знания, называют интеллектуалами. Интеллигент это больше - состояние души. Посмотрев определения в разных словарях, мы видим, что интеллигент не определяется одним термином. Каждый человек понимает это немного по-своему. Если мы сравним интеллигенцию XIX века, советской эпохи или постсоветского периода, то увидим, что у каждого времени свой тип служения Отечеству. Это служение никогда не носило меркантильный характер. В наши дни, в постсоветское время в России очень много людей приняли крещение. При этом говорят, что интеллигенция не вошла в церковь. Да, действительно, может быть не все воцерковились. Почему? Потому что нелегко перестроиться из атеистической идеологии, в которой многие были воспитаны.

    Если человек принял крещение, еще не значит, что он моментально стал православным. Это длительный процесс. И все же, много людей стало жить по нормам, которые предлагает церковь.

    Крещение - это вхождение человека в церковь, оно подразумевает внутреннее перерождение. Благодать Святого Духа очищает человека от грехов, делает его душу чистой. Скоро будет праздник Пятидесятницы, когда мы будем вспоминать как Дух Святой снизошел на апостолов. В крещении Дух Святой нисходит на каждого крещаемого. Крещение человека - это его личная Пятидесятница, его личное обновление. И эту благодать человек должен не только хранить, но и развивать в себе.

    Что отличает интеллигента? Он - спокойный, рассудительный, выдержанный человек. От него никогда не услышишь хамского слова. Все добрые положительные качества можно увидеть в интеллигенте. А это и есть исполнение заповеди Господней - возлюби ближнего своего. Заповедь любви охватывает очень многое. Любящий человек никогда не скажет публично грубого слова кому-то. Если он сделает замечание, то на ушко его шепнет. Не будет высмеивать человека.

    Церковь нуждается в интеллигенции, чтобы она активнее участвовала в просвещении людей. Человек был сотворен чистым, сотворен для святой жизни. А грех вошел через нарушение заповеди. Сейчас у нас свобода наоборот, не для добра, а для греха. Иногда говорят - почему общество не меняется? Почему много греха в нашей жизни? Общество не поменяется, если мы сами не поменяемся. И здесь интеллигенция должна быть лидером. Она первой должна показать правильный образ жизни, правильное поведение. В борьбе с грехом, в борьбе за просвещение и сохранение культурного и духовного наследия церковь должна работать вместе с интеллигенцией.

    Максим Шевченко, журналист: «Действовать - исходя из поисков истины и правды»

    Пастырское наставление прозвучало ясно, внятно и четко. «Интеллигенция и вера» - это тема, которую каждый из нас по-своему продумал. То, о чем сказал Владыка Климент, перекликается со знаменитой работой Иоанна Шаховского о Льве Толстом. В ней Владыка Иоанн на примере Толстого разбирал самосознание русской интеллигенции. Он с любовью и уважением относился к великому русскому писателю, к сожалению, отлученному от церкви за его религиозные взгляды. Можно вспомнить сборники «Вехи», и все что писалось на эту тему за границей в советские годы. В СССР жесткие рамки диалектического материализма и партийности в литературе и философии не позволяли людям свободно мыслить. И в то же время в нашей стране были такие фигуры, как Игорь Шафаревич, 90-летие которого недавно отметил всякий интеллигентный человек в России.

    «Интеллигенция и вера» - для любого из нас - важнейшая тема. На мой взгляд, истоки этого рассуждения заданы Александром Герценом в произведении «Былое и думы». Там он с беспощадной откровенностью вскрывает генезис своей личности. В том числе свои отношения с религией и церковью. Он пишет о влиянии Гегеля. Он рассказывает, как формировались в Москве кружки западников и славянофилов. Глубокий анализ отношения русской интеллигенции к вере и религии сделал протоиерей Зеньковский в своем труде «История русской философии». Я далек от того, чтобы считать русскую интеллигенцию заблудившимися в темном лесу детьми. Цена, которую русская философская и политическая мысль заплатила за свои поиски - очень высока. Я верю, что даже заблуждающегося сына Господь принимает, если человек действует исходя из поисков истины и правды. Для меня русская философская мысль это Ильин, Шестов, Лосский, Бахтин, Лосев - каждое имя вызывает трепет. Сейчас Институт философии работает над изданием 58 томов «Истории русской философии». Уже выпущено более 30 томов. Этот проект охватывает все выдающиеся имена и показывает, что русская мысль имеет огромный опыт интеллектуальной рефлексии. И его надо изучать.

    Вся история русской мысли показывает, насколько мучительными были отношения интеллигенции и церкви. Можно вспомнить Чернышевского, Плеханова, Ленина, Савинкова - все это были классические интеллигенты. Или вспомним, диалог террориста Каляева с великой княгиней Елизаветой. Когда она к нему пришла, он назвал себя верующим человеком. Он выступал против царя, потому что считал, что царь враг веры. И это трагическая история. Ее нельзя просто сводить к заблуждению «неразумных детей», которые прочитали неправильные книги. Мол, зря прочитали Канта с Гегелем, а не прочитали митрополита Филарета. Поэтому ошиблись.

    Сергей Кургинян, политолог: «Мы - альтернативный запад»

    В сегодняшнем обществе отрицать роль церкви и веры могут только люди неглубоко образованные. Главный прорыв, который изменил соотношение между наукой и религией произошел с обнаружением историчности материи. До этого момента Дарвин и Маркс примерно описали, что такое развитие в живом мире до человека и в человеческом обществе. Все время казалось, что атомы, электроны - стабильны. Есть некий физический мир, и он существует как существует. Не мы в Советском Союзе, не западный мир в целом не осознал до конца, что обнаружение историчности материи - это революция гораздо большая, чем Теория относительности Эйнштейна или квантовая механика. Как-то устало к этому моменту человечество от открытий. Их было так много. И они были такие ошеломительные, что на это открытие не хватило внутренних сил - чтобы его осознать. Между тем по-своему к этому подошел Ватикан и православная церковь. Я вспоминаю здесь работы о.Василия Родзянко, связанные с Теорией первого взрыва. Нельзя сказать, что религиозная мысль не откликнулись на это. Но встал вопрос - если электрон также неисчерпаем как атом, да еще и историчен как человек - то, что же движет всем? Что есть история в целом? Если отходить от науки и перемещаться на территорию искусства, то для меня наибольшее значение играют слова Фета:

    Не жизни жаль с томительным дыханьем

    Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

    что просиял над целым мирозданьем

    И в ночь глядит, и плачет, уходя.

    Это огонь, который особым способом правит историческое движение. Когда вдруг оказывается, что эпохи меркантилизма, частной жизни, мелких житейских радостей, сменяются на эпохи гигантского когерентного общего порыва. Нет огня, нет и истории. А если нет истории, что происходит с мировыми религиями?

    Мы с любопытством прочитали 20 лет назад статью Фукуямы «Конец истории». Он обязан ей своему учителю Кожеву, который был неогегельянцем - он развивал идеи Гегеля в духе постмодернизма. Согласятся ли христиане, мусульмане, иудеи на то, что конец истории наступил, а Мессии нет, и дальнейший мир будет безисторическим.

    Здесь возникает вопрос - что есть история? Если история - огонь новых идеалов, которые зажигаются в больших человеческих сообществах, то где она - история - сегодня. Я плохо знаю Латинскую Америку. Истории нет в этом смысле ни на западе, ни в Китае, ни в Индии. Не русские ли опять должны стать историей?

    Народом русские стали вместе с православием. Я не являюсь человеком классически религиозным. Есть такое понятие у Ясперса - философская вера. Всегда потрясаешься, насколько православие в России - русское. И какая эта сила - русскость. Как она меняет ислам, буддизм и как мощно она работает в православии. Выбрав Православие, русские сделали двойной выбор. Они ввели себя в запад как в христианский мир. И они вывели себя из запада, объявив, что они альтернативный западный мир. С этого момента русские стали раз и навсегда альтернативным западом. Когда римляне мстили грекам и разрушали греческие города, они писали: «Месть за Трою». Видимо, между греческим западом и западом римским есть различия, уходящие в глубокие недра истории. Так не есть ли в русской идентичности фундаментальная западная альтернативность? И тогда нет ли оснований говорить о русской миссии в XXI веке? Поскольку классический запад исчерпал ресурсы развития. Он гениально сумел обеспечить развитие, не меняя человека. Используя человека как данность. Но теперь эта модель становится тупиком - антропологический разрыв между стремительным технологическим ростом и человеком как константой создает некие ножницы, которые сами по себе угрожают человечеству.

    Не рано ли мы списываем со счетов фантастическое накопление русскими альтернативности развития. Можно сказать, что это плохо, что мы управлялись не законом. Традиция была поломана Петром, а закон так и не стал главным регулятором. Но ведь веками, еще до большевиков, механизмом управления и регулятором жизни была культура. Это наше культурно-генетическое ноу-хау. И еще одно ноу-хау - это целостность. Я это осознал, когда много раз беседовал с учеными на западе. Они смотрят с ужасом и восторгом - как это русские могут все связать - экономику, культуру, философию, естественные науки, религию. И это правда. Русская душа всегда искала целостности и софийности. А не есть ли целостность - главная проблема XXI века. И только невежда может говорить, что вера позади. Впереди глубочайший диалог веры и новой науки. И внутри этого диалога есть огромное пространство для русского будущего. Это русское будущее связано не только с верой, но и с нащупыванием заново своей идентичности. Скажу в конце, что тезис о вхождении России в мировую цивилизацию глубоко порочен. Ибо Россия всегда была в ней. Ей никуда не надо входить. Мы - альтернативный запад.

    Вячеслав Леонтьев, историк: «Главное - духовное преображение»

    На мой взгляд, Россия не шла альтернативным западу путем. Чтобы понять это, нужно вспомнить Григория Паламу, который говорил о различии между духом и разумом. Россия шла по пути приоритета духа. Запад пошел по пути приоритета разума. Итоги этого мы увидели. На западе великолепные технологии, рациональное устройство жизни, но жить тошно. Я 12 лет жил на западе и могу подтвердить - там люди говорят: «Жить хорошо, но жить незачем». Смысл и ценности, важные для человеческой души, это - духовное преображение, интуитивное стремление к вечности. Я по первому образованию врач. И я пришел к вере благодаря материалистической медицине. Я видел на практике много вещей, которые никак невозможно было с точки зрения материальных концепций объяснить. Реальность духовного мира знает каждый врач. Россия пошла по православному пути. По этому же пути пошла Греция и Сербия. И здесь нельзя говорить о «чисто русском пути». Очень хорошо философ Константин Леонтьев разделил патриотизм и национальные особенности. Они не в почве, не в крови, а в духовно-культурном выборе. Интеллигент для меня - это человек, который всегда выбирает духовный приоритет. Интеллигент, если сказать образно - это птица летающая. В отличие от образованца, который есть существо ползающее. Человек с пятью образованиями может быть совершенно неинтеллигентным. Интеллигент сочетает ум с духом, совестью и сердцем. Без сердца и совести со всеми своими знаниями можно остаться обыкновенным образованцем, просто интеллектуальным работником. А во имя чего должен жить человек, это все определяет церковь. Он ставит для человека максимально высокие цели и ценности. Интеллектуал должен превратиться интеллигента, который живет, ориентируясь на духовное преображение.

    Александр Щипков, главный редактор портала RELIGARЕ.ru: «Интеллигенция исчезла. И это хорошо»

    Место Православия в России необъятно. И роль его особенная. Мы как народ на протяжении последних трехсот лет несколько раз меняли свою идентичность. И несколько раз это было сделано насильственно - политическими методами. Мы были носителями византийской традиции. Пришел Петр I и поломал ее. И стал нам прививать имперскую европейскую традицию. Мы вошли в нее с большим трудом и пробыли там почти весь романовский период нашей истории. Потом пришли большевики и сломали имперскую европейскую идентичность. И стали строить советскую. Только мы вошли в советскую идентичность, пришел Ельцин, сломал ее и объявил директивный либерализм. И так далее - эта частота смены идентичности все ускоряется. На мой взгляд, народ сохранил свою целостность и не развалился только благодаря религиозной компоненте - православию, которое выполняет цементирующую функцию на протяжении всей нашей истории. Сегодня Церковь сохраняет не только религиозную, но и историческую традицию, хотя последнее обязано делать (но не делает) государство. А где интеллигенция? А интеллигенция - как всегда прослойкой между народом и властью. Она поучает народ и поучает власть, и все время мечтает «порулить». В 1917 году интеллигенция взяла власть. И это кончилось резней и гонениями на христианство. Или посмотрим на роль интеллигенции в наши дни. Сегодня интеллигенция опять против Церкви. Вспомните, какая была массированная атака на РПЦ в 2012 году.

    Нашей интеллигенции свойственна элитарность, которая чужда Церкви. В Церкви, когда человек переступает ее порог - вся элитарность уходит. И не важно - ты бомж или олигарх - перед Чашей все равны. Наша же интеллигенция пытается сохранить элитарность и в храме. Из-за этого возникают конфликтные ситуации. На мой взгляд, отношения Церкви и интеллигенции сегодня чрезвычайно сложные. Христианство есть не только в России, но в разных странах, а интеллигенция есть только у нас. Но сегодня проблема близка к разрешению. Интеллигенция как таковая практически уже умерла. Она перестала выполнять свои функции, которые выполняла при советской власти или в дореволюционной России. В 1991 году она расслоилась на маленькую часть, которая стала работать на власть. А большая часть стала называться «бюджетниками». Их выбросили за борт. Они стали никому не нужны. Они обнищали, кто-то спился, кто-то стал челноком, а макушка интеллигенции сохранилась при власти. И этот раскол на маленькую часть и большую - свидетельство того, что интеллигенция исчезла. Она предала саму себя - свои идеалы, свои разговоры о свободе. Потому что свобода для меньшинства - это не свобода, а привилегия. Интеллигенция исчезла и это хорошо. Будет крепнуть в России в европейском смысле новый интеллектуальный слой. И Церкви будет лучше.

    Анетта Орлова: «Религия помогает нам уменьшить свое эго»

    Я психолог и постоянно работаю с людьми. По своему опыту я знаю, что счастье каждого человека и его семьи находится в постоянной взаимосвязи с внешней средой. Огромное количество стресс-факторов способствуют тому, что семьи разрушаются. Количество разводов увеличивается, количество детей уменьшается. Я согласна, что религиозное начало - основа русского менталитета. В нем нравственный идеал занимал очень большое пространство. В наш нравственный идеал входят вера, преданность, честность, любовь к близким и своей родине. Я сложно отношусь к понятию интеллигенция. Мне мои родители всегда рассказывали, что я из интеллигентной семьи. И это для меня большая ценность. С другой стороны я вижу, что в нашей интеллигенции очень много демонстративности. В ней акцент сделан на бунтарское начало. В нашей интеллигенции много «я».

    Для меня интеллигентность - это опора на духовные начала и умение уменьшить свое я, и дать возможность другим людям - состояться. Интеллигенция часто берет на себя роль спасителя. Она вершит судьбы. Но какой у нее мотив? Очень часто мотивом бывает банальное раздутие себя до невероятных размеров. И мне кажется, что церковь, религия, вера помогают человеку уменьшить эго и принять другого таким - какой он есть.

    Иеромонах Макарий (Комогоров): «Молодежь жаждет служения»

    Валерий Коновалов, главный редактор газеты «Крестовский мост»:

    Я хотел бы добавить к историческому контексту, который обрисовал Максим Шевченко, еще и Петербургские религиозно-философские собрания начала ХХ века. Ведь это очень близко к тому формату, который сейчас затевает «Вечерняя Москва». Тогда тоже искали площадку для диалога Церкви и интеллигенции. С одной стороны там участвовали, например, Дмитрий Мережковский, Василий Розанов, Зинаида Гиппиус, с другой - иерархи Русской Церкви, среди которых был и епископ Сергий (Страгородский), будущий патриарх.

    Так вот, когда читаешь те стенограммы, видишь: насколько все близко нам. Те же «горячие точки» разногласий: отношение к Западу, к власти, к земному и небесному. Да и многие претензии, которые предъявляли Церкви, очень похожи на сегодняшние. Хотя кое-что, конечно, было свойственно только тому времени: Церковь упрекали, например, и за то, что она не высказывает своего отношения к дуэлям в армии.

    Но, пожалуй, общая проблема тогда и сейчас - недостаточность терминологии. Чтобы обсуждать, отдаляется интеллигенция от Церкви или сближается с ней, надо понимать, о какой интеллигенции речь. Слишком много разных людей и групп пытаются объединить этим термином. В каждом номере газеты «Крестовский мост», которую я редактирую, о своем пути к вере рассказывают известные люди, чаще всего - представители творческой интеллигенции. Это и Никита Михалков, и Александр Кабаков, и Алексей Рыбников, и многие другие. У них нет никакого конфликта с Церковью. Но есть и другие группы интеллигенции, у которой свои отношения с Церковью. Для некоторых все определяется логикой их борьбы с государством. Когда Церковь была гонима, она воспринималась как естественный союзник, а сейчас - наоборот. Есть и еще более глубокие разделения. На днях по телевизору в гостях у журналиста Владимира Познера был актер Евгений Миронов. И того и другого многие могут назвать интеллигентами. В один момент беседы Познер спрашивает: «Как вы считаете - допустимо ли артисту, художественному руководителю театра просить у государства что-то». Миронов отвечает в том смысле, что если это в общих интересах, почему бы и нет. И тут Познер восклицает: «А как же Воланд, который говорил: никогда ни о чем не просите, тем более у тех, кто сильнее вас?» Миронов пожимает плечами: «Так это же Воланд». И тут становится очевидно, как далеки друг от друга эти люди в очень важных вещах. Дело вовсе не в том, что и у кого можно просить, а в том, где источники мировоззрения человека.

    Конечно же, Познер понимает, кто такой Воланд, но его установки, тем не менее, считает для себя авторитетными. А у Миронова, судя по всему, ориентиры прямо противоположные. Источник для него Тот, Кто говорил: «Просите, и дастся вам».

    Виктор Николаев, писатель: «Есть настоящие герои»

    Я благодарен вам за это приглашение. Наша молодежь должна воспитываться на таких круглых столах, и тогда будет формироваться настоящая интеллигенция. У меня бывает много поездок по стране и встреч с молодежью. Могу сказать - у нашего поколения, которое воспитывалось во времена Советского Союза, было другое понятие о вежливости, о деликатности, об уважении к старшим. Я думаю, что понятие интеллигент стало сегодня довольно виртуальным. Один великий человек сказал, что культура начинается с запретов, в том числе - с запретов на хамство и на цинизм. А кто сегодня называет себя творческой интеллигенцией? Какие ценности несут эти люди? Например, те, кто делает кино и в эти дни идет в Сочи по красной дорожке.

    Однажды у меня была встреча с бывшим вором в законе. Он был фронтовиком, воевал в штрафбате. Мы привезли ему фильм «Сволочи» и музыкальную «группировку» «Звери». Старик посмотрел одно, другое. И сказал: «Когда будешь встречаться с молодыми людьми, ты им передай, что они не звери, а щенки. Настоящие звери и сволочи те, кто это кино и музыку придумал, профинансировал и выпустил в мир. А еще передай, что на каждого зверя есть капкан. Или свои загрызут». Когда наша интеллигенция создает подобные творения, она не понимает, что тысячи молодых людей приходит в состояние аффекта и бешенства на дискотеках. Однажды я был в Белгородской области, в колонии, где сидят девочки. Я взял наугад 4 личных дела и прочитал. Оказалось, что эти девчонки посмотрели фильмы «Бригада» и «Бумер», а потом полностью скопировали действие их героев. И повторили все, что показано в этих картинах. Совершили преступление и понесли наказание на срок от 4 до 9 лет. А ведь все это планировали так называемые интеллигенты. Надо всегда думать, что ты пишешь и что ты снимаешь. Наши настоящие герои это Евгений Родионов, это парни из 6 -й роты Псковской десантной дивизии, которая полегла почти вся, но она не пропустила банд-группу из чеченских боевиков. И они все стали героями России. На этих примерах должна воспитываться наша молодежь.

    Международный литературный конкурс «Лето Господне» открыл свой третий сезон. На вопросы нашего издания отвечает куратор конкурса «Лето Господне», помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров).

    - Отец Макарий, расскажите о конкурсе. Как возникла идея такого проекта и как он развивается сегодня?

    Если официально, проект Международного детско-юношеского литературного конкурса им. Ивана Шмелёва «Лето Господне» - одна из составляющих деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви, обращённой к подрастающему поколению россиян. Он проходит по благословлению митрополита Калужского и Боровского Климента.

    Идея конкурса возникла ещё несколько лет назад, когда в обществе и прессе заговорили о том, что уровень школьной грамотности, общей культуры, знаний в области русской литературы и языкарезко упал. Причины этого явления неоднократно перечислялись: система образования в России беспрестанно реформируется, а дети, увлечённые пришедшими на смену бумажным книгам компьютерными играми и Интернетом с его бесконечными «пляшущими»картинками, стали меньше читать, а заодно и интересоваться окружающим реальным миром. Электронная среда приняла их, но сделала, словно бы в отместку, чем-то вроде социальных аутистов. Почему-то среди них считается, что на любой вопрос может ответить Yandex или Google, а это в корне неверно.

    Церковь не может стоять в стороне от этих процессов. Продумав концепцию конкурса, мы долго готовились к его проведению, решив заинтересовать старшеклассников именно отечественными, а не модными зарубежными писателями, вовлечь каждого из конкурсантов в процесс живого литературного творчества наедине с книгами и собственными, а не навязанными извне мыслями и впечатлениями. В этом, пожалуй, состоит наше главное отличие от других литературных конкурсов.

    Наше состязание даёт возможность, с одной стороны, более серьёзно погрузиться в православную культуру, с другой - проявить свои литературные способности.

    Нам поступает множество интересных работ, убеждающих в том, что наша молодёжь по-прежнему талантлива и стремится к новым знаниям, и мы просто обязаны помочь им развить тот талант, который дал им Господь.

    - А почему «Лето Господне»? Откуда такое название?

    Благоприятное лето Господне - символ того света, что несёт нам всем вера. Неудивительно, что именно Летом Господним назвал один из лучших своих романов замечательный русский писатель Иван Шмелёв, с нежностью вспоминая в нём своё детство в православной купеческой семье. Роман писался больше двадцати лет - в точности, как картина Иванова «Явление Христа народу».

    Здесь описана целостная Русская Вселенная - подробно, детально, хоть и глазами мальчика, весь церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста: показаны не только церковные службы, молитвы, паломничества, но и семейный быт с буднями и праздниками, приготовлением блюд, хозяйственными заботами.

    Перед читателем встаёт сама ткань дореволюционной русской жизни; её, кажется, можно потрогать и насладиться её ладными и строгими, крест-накрест , стёжками, и понять, что всё это - не просто мемуарно-ностальгическая «этнография», но высочайшего художественного уровня духовное сочинение, обращённое к будущему страны. Именно благодаря православным координатам, насыщенный, плотный, метафорически цветущий слог Шмелёва уносит читателя далеко за рамки некой прошедшей обыденности, восстанавливая его связь с самой Историей.

    Философ Ильин, которому посвящена книга, писал о ней так: «Эту книгу написала о себе сама Россия - пером Шмелёва. Изображённое в романе - не то, что было и прошло, а то, что есть и пребудет… это сама духовная ткань верующей России. Это - дух нашего народа».

    Мы не могли отказаться от такого символа.

    - Какова сегодня география конкурса?

    За два полных сезона конкурс охватил 59 регионов РФ и стал международным. В 2015-м году мы получили больше полутысячи работ, созданных школьниками России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Италии и Кипра.

    - На кого ориентирован конкурс?

    - Нам бы хотелось вовлечь в процесс создания работ как можно больше школьников старших классов, затронув в них струнку и литературоведческую, и, одновременно, литературную, пробудив желание мыслить, чувствовать. И мы достигли своего - достучались до сердец, ищущих ответы на самые важные вопросы человеческого бытия! Наш конкурс предназначен для тех школьников 6-12 классов, кто ощущает в себе желание и способности к осмыслению духовных явлений - книг, семейных преданий, значимых событий из личной жизни - например, путевых впечатлений.

    - Как проходит конкурс?

    Каждый сезон с сентября по декабрь ребята участвуют в заочном туре конкурса - присылают творческие сочинения на сайт конкурса www.letogospodne.ru . На сайте можно ознакомиться с условиями конкурса и разместить заявку.

    - А если заявок может набраться слишком много?

    Мы справимся.

    Да, действительно, мы ждём более тысячи работ, но это означает только то, что экспертам придётся внимательно, «с карандашом» прочесть каждую из них и выбрать 30 лучших работ из нескольких сотен.

    - Насколько объективно экспертное мнение?

    Мы считаем, что вполне объективно: в числе наших экспертов - ведущие специалисты в области отечественной литературы и словесности, заметные литераторы, лауреаты многочисленных литературных премий, видные педагоги, историки, богословы.

    Но и это не гарантия, поэтому наша система оценки работ выверена таким образом, что ни один из даже самых влиятельных экспертов не может настоять на своём решении, если оно противоречит коллективному мнению: итоговая оценка - исключительно коллегиальная.

    По окончании отборочного этапа оценочная комиссия формирует рейтинг лучших работ, и на этом этапе уже полностью, как показала наша практика, исключается возможность субъективных ошибок.

    - Вы сказали, что конкурс проходит в два этапа. Что же происходит во второй части конкурса?

    Финал (очный тур) конкурса проходит в Москве, где и определяются победители.

    Ребята приезжают в Москву вместе со своими сопровождающими - родственниками или наставниками, размещаются в гостиницах, пишут сочинения на избранные для очного тура темы. А чтобы разнообразить программу, насытить её - мы готовим для них экскурсии по святым местам Москвы и Подмосковья, устраиваем встречи с современными русскими писателями и поэтами. Только представьте себе, что значит для школьника встреча с настоящими корифеями российской словесности! Конечно же, взаимным расспросам нет конца, встречи длятся часа по четыре, тут и разбор стилистики, и советы.

    И вот, когда конкурсное жюри определяется с победителями, проходит церемония награждения финалистов - обстановка соответствующая: Храм Христа Спасителя, журналисты, телекамеры… Награды и ценные подарки победителям вручает митрополит Калужский и Боровский Климент.

    Для молодого человека из маленького городка или посёлка конкурсные дни в Москве должны запомниться на всю жизнь.

    - Многие из российских детей не могут себе позволить приехать в Москву…

    А, между прочим, весь финальный этап (и проезд, и питание, и проживание, и культурная программа) оплачивается организаторами конкурса.

    - Но это же огромные деньги?!

    Не малые. Издательский совет РПЦ при всём горячем желании работать с одарёнными детьми по всей стране не смог бы с помощью одного своего бюджета провести общефедеральный конкурс с такой широкой географией.

    На помощь нам пришло государство: мы приняли участие в программе Президентских грантов, направленных на финансирование социальных проектов некоммерческих неправительственных организаций, и выиграли. Операторы сочли идею нашего конкурса важной, и с тех пор часть наших расходов финансируется из средств выделенного нам гранта.

    - А что происходит после очного конкурсного этапа, награждения?

    Ребята разъезжаются, но наше общение продолжается.

    Во-первых, мы приглашаем их участвовать в конкурсе уже в следующей возрастной категории, и таким образом их работа с нами становится постоянной.

    Во-вторых, мы публикуем лучшие работы в изданиях федерального уровня - толстых литературных журналах, таких, как «Роман-газета», «Дружба народов», «День и ночь», и круг дружественных нам изданий будет постоянно расширяться.

    В-третьих, дистанционно их продолжают консультировать литературные наставники, а в-четвёртых - дети общаются между собой, обмениваются впечатлениями, замыслами. Так создаётся целая среда, в которой совершенствуются писательские и человеческие навыки.

    - То есть, на следующий год ребята смогут снова принять участие в конкурсе «Лето Господне»?

    Обязательно! В конкурсе могут участвовать как прошлые участники и победители, так и новички.

    В июле 2016 года мы приехали к лауреату второго сезона Серафиму Рылову, победителю в возрастной категории «6-7 класс». Мальчик попытался принять участие в конкурсе сразу же, как только о нём услышал, в 2014-м году, но не прошёл по возрасту! Однако в 2015-м уверенно занял I место.

    Замечательная была встреча! Серафим показал нам большую домашнюю библиотеку художественной и духовной литературы и провёл экскурсию по храму во имя святого благоверного князя Александра Невского при бывшем духовном училище, где он с пяти лет поёт на клиросе и помогает в алтаре.

    Надеемся, что с такой основой Серафима ожидает большое будущее. Мы обязательно примем посильное участие в его судьбе. Захочет стать литератором - рекомендуем в Литинститут, философом, историком - снабдим соответствующими характеристиками.

    Не скрою, мы рассчитываем, что к нашим победителям будут с особым вниманием относиться во всех высших учебных гуманитарных заведениях.

    Наши дети - именно та часть национального достояния нашей страны, которая не подлежит разбазариванию.

    Насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров) рассказывает, почему сложно петь на клиросе, какие послушания несет герой шоу «Голос» иеромонах Фотий и как служить Богу своим талантом.

    «Ковчег», «Кораблик», птицы, овощи

    Это такой тип настоящего русского инока: скромного, с широким кругозором и с большим, любящим сердцем. А кругозор действительно широчайший. Иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, регентует хором, духовно окормляет театр «Ковчег» при воскресной школе монастыря, верстает детский журнал «Кораблик», монтировал кинофильмы о нашем молодежном движении. Подготовленный им фильм «Боровский монастырь. Сутки до Рождества», к слову, занял призовое место на региональном фестивале любительских фильмов.

    Человек он целеустремленный и достаточно упорный в том, что касается творчества. Он очень творческий человек, но это не мешает ему аккуратно исполнять самые разные послушания. Некоторое время он заведовал монастырской птицефермой, трудился на монастырском подсобном хозяйстве, выращивал овощи и травы.

    Участвуя в проекте, отец Фотий продолжает служить, по-прежнему поет на клиросе, исполняет другие послушания. Это не изменило его обычной жизни и служения монаха. А певческое послушание, между прочим, - очень непростой труд: изо дня в день, и утром, и вечером приходится петь на клиросе. А если к этому добавить особенные богослужения Великого поста, Страстной седмицы, Пасхи, когда каждый день пение, чтение и спевки продолжаются часами… Это формирует по-настоящему твердый монашеский характер и подлинную любовь к богослужению.

    Характер у отца Фотия твердый. Когда он уже находился в монастыре, ему нужно было принять решение - идти ли служить в армию. И решение служить Родине он принял настолько решительно, что я был удивлен. Но служить ему не пришлось: его «завернули» из-за проблем со зрением.

    Все, кто посещает Боровский монастырь, любят пение отца Фотия. Монастырский хор постоянно устраивает концерты в воинских частях, в детских домах, других социальных учреждениях. Отец Фотий поет и сольно, и вместе с хором классические и эстрадные произведения на самых разных мероприятиях. Значительная аудитория его не пугает - вместе с коллективом филармонии отец Фотий выступал на ежегодных епархиальных образовательных чтениях в Калуге, пел в театрализованной музыкальной постановке, посвященной Крещению Руси, в московском Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

    Он хорошо владеет немецким и английским, а поет не только на этих языках, но и на итальянском, японском, сербском и грузинском.

    Мой телефон не смолкал

    За выступлением отца Фотия на шоу «Голос» наблюдали многие. Оно было достойным и порадовало, как порадовала и реакция «наставников» и публики на него. С точки зрения культурной миссии Церкви это новое слово, особенно на фоне некоторого негатива, который появляется в СМИ.

    На участие в проекте, как и в целом на занятия пением, отца Фотия благословил схиархимандрит Власий (Перегонцев), духовник обители, разрешение на участие в проекте дал и митрополит Калужский и Боровский Климент.

    Мы сегодня «болеем», чтобы отец Фотий и дальше продвинулся в этом проекте, спел в нем новые замечательные произведения. Думаю, это в какой-то степени повлияет на формирование положительного и правильного образа Церкви, как сокровищницы не только духовных традиций, но и высокой культуры.

    Русская Православная Церковь наполнена выдающимися талантливыми людьми. Это и писатели, и музыкальные исполнители, и художники, и режиссеры… Свидетельство Церкви - оно же не ограничивается только церковной оградой!

    Конечно, «Голос» - это шоу, развлекательный проект, но всё-таки его концепция подразумевает и культуру, и высокое исполнительское мастерство. Я даже думаю, что это в какой-то степени отличает российский проект от тех, которые мы видели за рубежом. Выступление отца Фотия очень отличается, на мой взгляд, от выступления монахини на соответствующем проекте в Италии - совершенно другой уровень культуры исполнения.

    Думаю, что выступление отца Фотия обогатило не только Первый канал, но и телезрителей - бо льшую часть нашего общества. Он пел арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», а это не только замечательное музыкальное произведение, в его основе - произведение русской классической литературы. А творчество всех наших классических писателей основывается на фундаменте духовной традиции православия.

    Миссионерский эффект выступления я мог оценить в тот же вечер после эфира, мой телефон не смолкал, причем звонили в основном миряне. Прайм-тайм, Первый канал, огромная аудитория… Когда человек слышит подлинное искусство, искреннее, чистое пение, лишенное карьерных амбиций (а мы ведь понимаем, что отец Фотий не собирается делать карьеру эстрадного исполнителя), он наверняка задумается. Как это действует, мы можем судить по нашему Боровскому району - в том числе благодаря этому пению многие нецерковные люди потянулись к монастырю, к Церкви. Они с удовольствием бывают на богослужениях, а самое главное - участвуют в Таинствах. А это главная задача миссии…

    Влияние Церкви, оно может быть не через какие-то назидания, а вот так, через культуру. Так влияет архитектура храмов, прекрасные фрески, русские иконы, богослужебное пение - это всё великое культурное влияние Церкви. Отец Фотий - один из примеров такого влияния.

    Болеем за отца Фотия!

    Конечно, мы переживали за отца Фотия, а сам он - тем более. Но он рассказывал о том, как проходит процесс репетиций, и мы успокоились. По его словам, подход продюсеров канала очень корректный, они бережно отнеслись и к его сану, и к его жизни. Даже в заставке конкурса, где участники сами говорят о себе, об отце Фотии говорили другие люди. В духе именно монашеского жительства качества человека оценивает не он сам, а другие люди, которые хорошо его знают. Мы его искренне любим и очень за него переживаем, болеем, поддерживаем его.

    На шоу порадовала реакция жюри и зала. Отца Фотия защищал Александр Градский, когда Григорий Лепс задавал такие слегка провокационные вопросы. Певец Василий Вакуленко, известный под псевдонимом «Баста», взял у него благословение…

    Люди очень положительно и радостно его приветствовали. Поэтому, мне кажется, всё очень правильно пока происходит. А дальше будем смотреть. Верим, что Господь ему поможет и направит его талант на пользу и обществу, и Церкви.

    Негативных отзывов по поводу выступления в «Голосе» я не слышал. Конечно, бывают у людей сомнения - разве монах может исполнить серьезное музыкальное произведение? Но ведь это талант, который ему дал Господь. Отец Фотий служит Ему, как может, своим талантом. И стоит его послушать, как слёзы смывают любые сомнения.