• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В 1830-1831 гг. (Лермонтову 16 лет) поэт (рис. 1) пишет поэму с названием «Исповедь». Место действия - испанская монастырская тюрьма. Героя обвиняют в преступлении, которого он не совершал. Он исповедуется старцу-монаху. Главные проблемы: судьба, потерянная любовь, без которой герою нет рая.

    В 1835 году Лермонтов работает над поэмой «Боярин Орша». Москва времён Ивана IV. Орша приезжает в своё имение. У него есть молодая дочь. Его верный раб Сокол рассказывает ему сказку про царя, царскую дочь и конюха (рис. 2).

    Рис. 2. Кадр из фильма «Боярин Орша» ()

    Боярин Орша понимает намёк, подслушивает разговор своей дочери с молодым рабом. Юношу схватили, дочь заперли, ключ бросили в Днепр:

    «И в волны ключ от двери той

    Он бросил сильною рукой,

    И тихо ключ тот роковой

    Был принят хладною рекой».

    Монастырский суд. Арсений в цепях. Опять исповедь героя старцу, на этот раз игумену. Арсений бежит из тюрьмы, оказывается в войске поляков, видит смертельно раненого Оршу. Тот умирает. Арсений скачет в дом боярина, где заперта его дочь, но находит только её скелет.

    Все эти три поэмы написаны четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями. Ямб - это стихотворный размер, который по-русски всерьёз зазвучал в 1822 году, когда Жуковский (рис. 3) перевёл поэму Байрона «Шильонский узник».

    Рис. 3. В.А. Жуковский ()

    Шильон - тюремный замок в Швейцарии (рис. 4).

    Рис. 4. Замок Шильон ()

    Тема этого произведения - несвобода, одиночество героя. Это ассоциации, которые возникают у читателя, когда он слышит или читает стихи, написанные четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями (с ударением на последнем слоге).

    «Мцыри» - романтическая поэма. В центре - исключительный герой. Он находится в конфликте с миром (рис. 5).

    Как правило, у романтического героя есть тайна в прошлом. В «Мцыри» этого нет. В первых двух строфах говорится о том, как Мцыри попадает в монастырь (рис. 6).

    Рис. 6. Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри ()

    Обычно в романтических поэмах всегда есть мотив бегства или изгнания, любовная линия. Но в поэме Лермонтова «Мцыри» любовной линии тоже нет. И это принципиально.

    Очень важен эпиграф к поэме. Первоначально был французский эпиграф, который в переводе означал «у каждого своё отечество» . Лермонтов заменил его эпиграфом из ветхозаветной книги царств:

    «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

    Речь идёт о нарушении запрета и наказании за этот проступок.

    В философской проблематике лермонтовской поэмы речь идёт о трёх днях свободы и преждевременной смерти.

    Герой пуглив и дик, слаб и гибок, но:

    «В нём мучительный недуг

    Развил тогда могучий дух

    Его отцов».

    Очень многое в поэме связано с контрастом между могучим духом и слабым телом.

    Любому, кто читал поэму, понятно, что природа в этой поэме становится для героя воплощением родины, знаком подлинной жизни. Именно природа противопоставлена рутинному, бесцветному бытию в монастыре (рис. 7):

    «Ты хочешь знать, что делал я

    На воле? Жил - и жизнь моя

    Без этих трёх блаженных дней

    Была б печальней и мрачней

    Бессильной старости твоей».

    Рис. 7. Исповедь Мцыри ()

    Явно противопоставлены два мира: мир природы и мир монастыря, так же как противопоставлена свобода тюрьме.

    Могучий дух отцов, который развивается в слабом ребёнке, - это и есть дух природы. Жизнь природная, естественная - это и есть жизнь горцев. А монастырь закрыт крепостной стеной. Здесь очень выразительный эпизод с грозой:

    «Когда, столпясь на алтаре,

    Вы ниц лежали на земле,

    Я убежал. О, я как брат

    обняться с бурей был бы рад!».

    Бурю и грозу мы в стихах Лермонтова встречаем постоянно. Наверное, нет такого русскоговорящего человека, который бы не знал строчек:

    «Под ним струя светлей лазури,

    Над ним луч солнца золотой…

    А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой!».

    Для Лермонтова этот мотив очень важный. Родство героя и грозы, бури не нуждается в отдельных комментариях.

    Для Лермонтова последних четырёх лет его короткой, напряженной, насыщенной жизни природа всегда была знаком гармонии и покоя: «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу», «Люблю отчизну я, но странною любовью». Нетрудно проследить контраст между этой гармоничной, спокойной природой и мятежным сердцем героя. Даже в раннем «Парусе» есть это. Эта схема работает у Лермонтова постоянно.

    В поэме «Мцыри» есть звуки природы: вой, шум, гудение, волшебные странные голоса, которые ведут разговор о тайнах неба и земли. Мцыри слышит эти голоса, внимает им. Он одно из составляющих этого бесконечного разнообразия природы существ. Но природа для Мцыри становится не только другом, но и врагом. Он всё время сравнивает себя со зверем, иногда со змеёй, иногда с перелётными птицами. Не случайно есть два образа природы в этой поэме. Есть сад (рис. 8):

    «Кругом меня цвел божий сад;

    Растений радужный наряд

    Хранил следы небесных слез,

    И кудри виноградных лоз

    Вились, красуясь меж дерев

    Прозрачной зеленью листов».

    Это и монастырский сад, и эдем, и божий мир, который славит творца. Это - гармония и величие.

    Рис. 8. А. Ф. Грейв «В саду» ()

    А есть тёмный лес (рис. 9):

    «Напрасно в бешенстве порой

    Я рвал отчаянной рукой

    Терновник, спутанный плющом:

    Все лес был, вечный лес кругом,

    Страшней и гуще каждый час;

    И миллионом черных глаз

    Смотрела ночи темнота

    Сквозь ветви каждого куста...»

    Рис. 9. Тёмный лес ()

    Тёмный лес с терновником, в котором заблудился Мцыри. Он перестал видеть горы, которые являются для него ориентиром, и заблудился в этом лесу.

    Это палящий зной, где он уже не сравнивает себя со змеем, а змея является началом смерти:

    Хотя бы крикнул коростель,

    Иль стрекозы живая трель

    Послышалась, или ручья

    Ребячий лепет… Лишь змея,

    Сухим бурьяном шелестя,

    Сверкая желтою спиной,

    Как будто надписью златой

    Покрытый донизу клинок,

    Браздя рассыпчатый песок .

    Этого палящего зноя Мцыри не выносит.

    Есть одна любопытная особенность, которую можно заметить, перечитывая эту поэму. Лермонтов употребляет словосочетание «прозрачная зелень листов» :

    «Кругом меня цвел божий сад;

    Растений радужный наряд

    Хранил следы небесных слез,

    И кудри виноградных лоз

    Вились, красуясь меж дерев

    Прозрачной зеленью листов».

    Если прочитать лирику Лермонтова, то можно увидеть, что, как правило, листы у него засохшие, плоды несозревшие. Это наблюдается от стихотворения «Осень» 1822 года до стихотворения «Листок» 1841 года. Но в «Мцыри» природа в своей первозданной первосущности присутствует и славит творца. Только голос человека не участвует в этом общем хоре. Природа то дружественна, то враждебна. Вот зубчатый и тёмный лес:

    «Но даже на краю небес

    Все тот же был зубчатый лес.

    Тогда на землю я упал;

    И в исступлении рыдал,

    И грыз сырую грудь земли,

    И слезы, слезы потекли

    В нее горючею росой...»

    В этой двойственности основа философского понимания природы и человека у Лермонтова.

    Черты характера героя в дальнейшем повествовании не меняются. Как правило, романтический герой не меняется на протяжении произведения, он задан равным себе, он может только раскрываться. Мы ничего не узнаем ни о быте монастыря, ни о том, чем занимались монахи, чем занимался Мцыри. Мы даже не знаем, как он проводил свой день. Любопытен также тот факт, что в поэме нет ни одного имени собственного. Мцыри - это не имя. Мцыри - неслужащий монах, послушник (это примечание Лермонтова). Но грузинское слово мцыри значит ещё и пришелец, чужеземец. Герой поэмы одинок, он чужой в монастыре, который для него оказывается первоначально спасением, ведь его выходил монах (рис. 10).

    Рис. 10. В монастыре ()

    Представление Мцыри о том, какова его родина, тоже даётся достаточно пунктирно (рис. 11):

    «Где в тучах прячутся скалы,

    Где люди вольны, как орлы».

    Рис. 11. Образ Родины Мцыри ()

    Здесь ощущается явная отсылка к пушкинскому «Узнику» (рис. 12):

    «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

    Туда, где за тучей белеет гора,

    Туда, где синеют морские края,

    Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..»

    Рис. 12. А.С. Пушкин ()

    Демонического героя в поэме «Мцыри» нет, по крайней мере может так показаться. Вот конец 10-й строфы:

    «Я поднял голову мою...
    Я осмотрелся; не таю:
    Мне стало страшно; на краю
    Грозящей бездны я лежал,
    Где выл, крутясь, сердитый вал;
    Туда вели ступени скал;
    Но лишь злой дух по ним шагал,
    Когда, низверженный с небес,
    В подземной пропасти исчез».

    Злой дух только упоминается. А между тем этот злой дух - герой одной из самых важных поэм Лермонтова, поэмы «Демон». В поэме «Мцыри», таким образом, оказывается две бездны. Одна бездна - куда исчезает злой дух, и другая бездна - голубой свод. «И прилежный взор, наверное, мог бы следить ангела полёт» - это тоже бездонное пространство.

    Демоническая тема в русской литературе и в русской поэзии и прозе начала XIX века была довольно распространённой. Пушкин прошёл эту тему легко и быстро. У него есть стихотворение 1823 года «Демон». Серьёзного возвращения к этой теме у Пушкина больше не было.

    У Лермонтова есть стихотворение «Мой демон»:

    «Собранье зол его стихия.
    Носясь меж дымных облаков,
    Он любит бури роковые,
    И пену рек, и шум дубров.
    Меж листьев желтых, облетевших,
    Стоит его недвижный трон;
    На нем, средь ветров онемевших,
    Сидит уныл и мрачен он.
    Он недоверчивость вселяет,
    Он презрел чистую любовь,
    Он все моленья отвергает,
    Он равнодушно видит кровь,
    И звук высоких ощущений
    Он давит голосом страстей,
    И муза кротких вдохновений
    Страшится неземных очей».

    Демон - это падший ангел, библейский сюжет о том, как один из ангелов взбунтовался против господа и был низвержен. Демоническая тема наблюдается не только в творчестве Лермонтова, но и у его предшественников. Она связана прежде всего с богоборчеством. Если попытаться схематично и грубо сформулировать вопрос, то он звучит так: если в мире царит зло, то как это допускает Господь? Одно из двух: или он не может справиться с этим злом, и тогда он не всемогущ, или ему это зло не мешает, и тогда он не всеблаг. Отсюда и бунт-богоборчество, связанный с темой демона. На этом богоборчестве строится философия очень многих европейских и русских мыслителей, писателей первой половины XIX века.

    С демоном связана ещё и тема одиночества, тоже очень лермонтовская.

    Ещё один необычайно важный мотив связан с этой темой - тема высокого зла. Это означает, что мир погряз во зле. Противопоставить ему христианское всепрощение не означает справиться с этим миром. Противопоставить этому можно только высокое зло. Отсюда и лермонтовские герои, такие как Арбенин в «Маскараде», демон в поэме, Печорин в «Герое нашего времени». Но этого демонизма начисто лишена поэма «Мцыри»:

    «Но людям я не делал зла,

    И потому мои дела

    Немного пользы вам узнать,

    А душу ль можно рассказать?»

    Лермонтов так же, как и его предшественники, показывает почти в каждом крупном произведении, где есть демонические герои, стремление и возможность примириться с небом. Арбенин встречает Нину, чистое создание. Раз есть это чистое создание, значит, есть смысл в божьем мире, значит, примирение с творцом возможно. Но мнимая измена Нины рушит это краткое примирение. Арбенин мстит, он берёт на себя функции бога. Схожий сюжет и в «Демоне». Встреча Демона с Тамарой открывает возможность примирения с творцом, возможность гармонии в этом мире. Но сама эта встреча оказывается губительной для юной героини, и Демон опять остаётся один, погружённый в ещё большее ожесточение, в ещё более безнадёжное одиночество (рис. 13).

    Рис. 13. Тамара и Демон ()

    Если вы прочитаете такие произведения, как «Цыганы», «Кавказский пленник», «Гяур», «Корсар», вы увидите, что главный мотив всех этих поэм - герой, разочарованный, с холодной душой, бежит от родных мест, бежит из города в дикий край. Он бежит от людей. Мцыри же бежит к людям (рис. 14). Это принципиальная разница. Ходячий мотив изгнания Лермонтов переосмысляет:

    «И вспомнил я отцовский дом,

    Ущелье наше и кругом

    В тени рассыпанный аул;

    Мне слышался вечерний гул

    Домой бегущих табунов

    И дальний лай знакомых псов».

    Рис. 14. Побег Мцыри ()

    Пламенная страсть Мцыри - это стремление праотцов, стремление на родину. Эта пламенная страсть настолько сильна, что она вытесняет всё остальное. Может быть, именно поэтому линия с появлением грузинки (рис. 15), которую видит Мцыри, которая скрывается за дверью сакли, которая остаётся в его памяти чудесными звуками песни и шорохом шагов, не разрабатывается. Герой не отвлекается. На фоне привычной романтической поэмы это бросалось в глаза. Сейчас это заметно в гораздо меньшей степени, чем современникам Лермонтова.

    Рис. 15. Грузинка ()

    Центральный эпизод поэмы - бой с барсом (рис. 16).

    Это сюжет древнего грузинского фольклора. Есть большая поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Поэтому Лермонтов, скорее всего, позаимствовал сюжет из грузинского фольклора.

    Рис. 16. Бой с барсом ()

    Встреча с барсом приобретает двойственные черты. С одной стороны, «обнявшись крепче двух друзей, и сам он завизжал как зверь» , а с другой стороны, это битва. С одной стороны, Мцыри хотел бы родную грудь прижать к своей груди, с другой стороны, это грудь врага. Этот поединок (и объятия, и смертельный бой) является кульминацией поэмы.

    Есть ещё один сюжет, который обычно менее заметен, практически не остаётся в памяти. А он очень важен. Речь о галлюцинации Мцыри, о его полусне, полубреде и песне рыбки, которую он слышит. Если с барсом был смертельный бой, песня рыбки - это смертный покой:

    «Усни, постель твоя мягка,

    Прозрачен твой покров.

    Пройдут года, пройдут века

    Под говор чудных снов».

    Два этих эпизода перекрещиваются, сталкиваются в мотиве обречённости героя.

    Ответ на вопрос: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» - прочитать в поэме нетрудно. Здесь тоже двойственность лермонтовской позиции. С одной стороны, трагическая обречённость героя:

    «Но что ж? Едва взошла заря,

    Палящий луч её обжёг

    В тюрьме воспитанный цветок…»

    Очень важна метафора «в тюрьме воспитанный цветок» , который увядает под солнцем бытия.

    А с другой стороны, сам этот порыв прекрасен. И не случайно поэма «Мцыри» стала одним из немногих произведений, которые Лермонтов напечатал при жизни.

    В творчестве некоторых поэтов есть стихи, в которых как будто бы собраны, сплетены, сосредоточены основные мотивы их поэзии.

    18-летний Лермонтов пишет одно из концентрированных стихотворений без заглавия:

    «Нет, я не Байрон, я другой,

    Еще неведомый избранник,

    Как он, гонимый миром странник,

    Но только с русскою душой.

    Я раньше начал, кончу ране,

    Мой ум немного совершит;

    В душе моей, как в океане,

    Надежд разбитых груз лежит.

    Кто может, океан угрюмый,

    Твои изведать тайны? Кто

    Толпе мои расскажет думы?

    Я - или бог - или никто!»

    Проведём детальный анализ этого стихотворения.

    Для Пушкина Байрон (рис. 17) - предмет необычайно сильного интереса, восхищения, поклонения в первой половине 20-х гг. Уже в «Евгении Онегине» Пушкин может себя отделить от Байрона:

    «Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной,
    Чтобы насмешливый читатель
    Или какой-нибудь издатель
    Замысловатой клеветы,
    Сличая здесь мои черты,
    Не повторял потом безбожно,
    Что намарал я свой портрет,
    Как Байрон, гордости поэт,
    Как будто нам уж невозможно
    Писать поэмы о другом,
    Как только о себе самом».

    Для Лермонтова Байрон останется поэтом номер один на всю жизнь. Он будет сравнивать свои впечатления, своё детство с детством Байрона, своё творчество. Это очень значимое имя для Лермонтова.

    И всё-таки появляются строчки:

    «Нет, я не Байрон, я другой…»

    Следующая строка:

    «Еще неведомый избранник…»

    Очень важно существительное «избранник» . Герой Лермонтова всегда избранник судьбы, будь это Наполеон или лирический герой, Мцыри или Степан Калашников, Печорин или Арбенин. А в этом произведении употребляется слово «неведомый» , которое важно для Лермонтова, поскольку оно несёт в себе оттенок тайны, неразгаданности.

    «Как он, гонимый миром странник…»

    В этой строчке заключается ещё один мотив, свойственный всему творчеству Лермонтова («Дубовый листок оторвался от ветки родимый», «Тучки небесные, вечные странники»). Это постоянное движение:

    «Что же вас гонит: судьбы ли решение?

    Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

    Или на вас тяготит преступление?

    Или друзей клевета ядовитая?»

    Это весьма характерные для Лермонтова строчки. Он ощущает себя таким изгнанником. Но это ещё и рефлекс от судьбы Байрона, покинувшего свою Родину и уехавшего в Грецию сражаться за ее свободу.

    «Но только с русскою душой…»

    Как ни странно, но только у Лермонтова тема родины приобретёт личный, неповторимый, очень интимный поворот, свою интонацию. В стихотворении «Родина» Лермонтов четырежды скажет о странности этого чувства:

    «Люблю отчизну я, но странною любовью!

    Не победит её рассудок мой».

    «Но я люблю - за что, не знаю сам!»

    «С отрадой многим незнакомой».

    Это вообще очень интересная тема в творчестве Лермонтова. Для него это не теоретическая тема, он сражался с горцами, участвовал в кровопролитных сражениях.

    «Я раньше начал, кончу ране…»

    Мотив ожидания своей смерти у Лермонтова сквозной:

    «Не смейся над моей пророческой тоскою;

    Я знал: дар судьбы меня не обойдёт;

    Я знал, что голова, любимая тобою,

    С твоей груди на плаху перейдёт».

    Эти строчки были написаны в 1837 году. А гораздо раньше Лермонтов напишет:

    «Я рождён, чтоб целый мир был зритель

    Торжества иль гибели моей,

    Но с тобой, мой луч путеводитель,

    Что хвала иль гордый смех людей!»

    Лермонтов напророчил себе раннюю смерть, она произошла. Но Лермонтов не просто говорит о ранней смерти.

    «Мой ум немного совершит…»

    Ум у Лермонтова не свершитель, а, скорее, помеха. Например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов скажет:

    «Когда студеный ключ играет по оврагу

    И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

    Лепечет мне таинственную сагу

    Про мирный край, откуда мчится он,—

    Тогда смиряется души моей тревога,

    Тогда расходятся морщины на челе,—

    И счастье я могу постигнуть на земле,

    И в небесах я вижу бога…».

    То есть мысль должна уснуть, чтобы возможно было ощутить смысл бытия, почувствовать его. А обычно у Лермонтова мысль - то, что лишает человека способности действовать и наслаждаться жизнью:

    «Мы иссушили ум наукою бесплодной».

    «Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно».

    «Мой ум немного совершит;

    В душе моей, как в океане,

    Надежд разбитых груз лежит».

    Океан родственен душе романтического героя. Это было у Пушкина, это было у Байрона. Вот строчки Лермонтова:

    «Кто может, океан угрюмый,

    Твои изведать тайны? Кто

    Толпе мои расскажет думы?

    Я - или бог - или никто!»

    Бог молчит, и поэтому вся лирика Лермонтова - это исповедь. В «Мцыри» из 26 строф 24 - это исповедь героя. В «Герое нашего времени» из пяти повестей три - дневник Печорина. Только прямое слово героя может хотя бы приоткрыть его внутренний мир. Человеку со стороны этого знать не дано.

    Список литературы

    1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
    2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
    3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
    1. Sobolev.franklang.ru ().
    2. Feb-web.ru ().
    3. Philology.ru ().

    Домашнее задание

    1. Назовите отличительные черты поэмы «Мцыри» от классических романтических поэм.
    2. Объясните роль природы в произведении. Приведите примеры из текста поэмы.
    3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что близко мне в характере героя поэмы «Мцыри».

    Я мало жил, и жил в плену.
    Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б смог.

    М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

    Цели урока:

    • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.
    • Закрепить навыки рассуждения на литературную тему

    ХОД УРОКА

    I. Слово учителя

    – Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1 )

    II. Беседа по тексту

    В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

    В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.
    Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2 )

    Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

    Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

    Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

    Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
    Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
    Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
    Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

    В чём смысл жизни

    Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

    Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

    Почему, по-вашему, повествование передано герою?

    В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
    Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

    В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

    Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
    Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

    Столкновение мировоззрений

    Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

    Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? (Приложение 3 )

    Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

    Какую функцию несёт естественная среда?

    В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

    Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

    Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

    Воспоминанья тех минут
    Во мне, со мной пускай умрут.

    Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

    Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

    В поэме Лермонтов повествует о взаимоотношениях монахов и мальчика. Мотив зла снят целиком, монахи не били ребёнка, не подвергали насилию, не обижали. Жители монастыря испытывали «жалость», в «хранительных стенах обучали врачеванию. Зло монахов в том, что они насилуют волю Мцыри. Монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в тюрьму.

    Монолог Мцыри

    «Хранительные стены» монастыря «Сумрачные стены» (гл. 4)
    «Стены глухие» (гл. 24)
    «Кельи душные» (гл. 3)
    «Плиты сырые» (гл. 21)
    Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
    Плен (гл. 3)
    «…после к плену он привык,
    Стал понимать чужой язык,
    Был окрещён святым отцом
    И, с шумным светом незнаком,
    Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет…»
    «Я знал одной лишь думы власть,
    Одну – но пламенную страсть:
    Она, как червь, во мне жила,
    Изгрызла душу и сожгла.
    Она мечты мои звала
    От келий душных и молитв
    В тот чудный мир тревог и битв,
    Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны, как орлы.
    Я эту страсть во тьме ночной
    Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)
    «Из жалости один монах
    Больного призрел…»
    «И всё зачем? Чтоб в цвете лет…
    Унесть в могилу за собой
    Тоску по родине святой,
    Надежд обманутых укор
    И вашей жалости позор!..» (гл. 20)

    Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

    Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
    В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

    Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

    Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
    Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
    В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
    Когда Мцыри задал вопрос:

    … прекрасна ли земля.
    … для воли иль тюрьмы
    На этот свет родимся мы?

    Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

    Почему поэма имеет открытый финал?

    Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
    У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

    «Ты хочешь знать, что делал я
    На воле? Жил…»

    III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

    Литература:

    1. Г.И. Беленький «От наблюдений над композицией к постижению идейного смысла произведения», М., «Просвещение», 1968г.
    2. Д.Е. Максимов «Поэзия Лермонтова» М-Л., «Наука», 1964 г.

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

    НА ТЕМУ

    «СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ»

    ПО ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

    Учитель Хайло Е.В.

    ЦЕЛИ:

    образовательные : продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы его изображения, организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

    развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения, закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

    воспитательные: воспитывать интерес к тв-ву поэта.

    ТИП УРОКА: формирование знаний и умеий.

    ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме на электронном носителе, таблица, учебник литературы п\р Г. И. Беленького 8 кл., изд-во «Мнемозина» 1999г.

    ПЛАН УРОКА

      ОРГМОМЕНТ

      МОТИВАЦИЯ

      ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

      ПРОВЕРКА Д/З

    а) лексическая работа

    б) сообщения учеников

      ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    а) аналитическая беседа

    б) аудирование (слушание выразительного чтения в исполнении профессиональных чтецов)

    в) самостоятельная работа

      ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ

    а) создание проблемной ситуации

    б) эвристическая беседа

      РЕФЛЕКСИЯ

      ОРГАНИЗАЦИЯ Д/З.

    ХОД УРОКА

    1. ОРГМОМЕНТ

    2. МОТИВАЦИЯ

    Соберите разрезанное высказывание

    «ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА, знают лишь те, кто готов умереть за нее».

    Объясните смысл высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермене де Сталь.

    (ответы детей)

    Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи - Мцыри.

    3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

    Т. о. Тема сегодняшнего урока - СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ. Соответственно ЦЕЛЬ нашего урока - раскрыть особенности характера Мцыри.

    А эпиграфом к уроку послужит высказывание известного русского критика В. Г. Белинского: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри».

    Как по вашему мнению, что значит исполинская натура?

    (необычайно широкая, свободная).

    А каково значение слова «СВОБОДА» по словарю В. И. Даля?

    4. Д\З

    а) ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

    У Даля «свобода» - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

    А как трактует это понятие С. И. Ожегов, автор современного толкового словаря?

    (возможность проявить свою волю, отсутствие стеснения и ограничений, состояние того, кто не находится в заключении, в тюрьме).

    ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ СМЫСЛА ЗАДАНИЯ.

    Так что же значит СВОБОДОЛЮБИВЫЙ?

    (Ценящий и любящий свободу).

    Таков ли характер у Мцыри, мы постараемся сегодня на уроке разобраться. Но мы с вами знаем, что характер человека закладывается с детства (вспомним Петра Гринева). Поэтому предлагаю сначала вспомнить историю короткой жизни Мцыри, начав с того, каким образом тот попал в монастырь.

    (Сообщения А. Бурлака или С Мельницкого)

    Какое впечатление производит на вас Мцыри-ребенок?

    (Это одинокий несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой).

    5. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    а) АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    Жизнь Мцыри в монастыре.

    Но уже здесь формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (окружающая обстановка, люди и то, что заложено природой, передано с молоком матери, т. е на генетическом уровне).

    Какие же это черты? Найдите в тексте.

    .. он был, казалось, лет шести......

    .. Бродил безмолвен, одинок...

    ВЫВОД:

    Его мы запишем в таблицу, отражающую черты хар-ра Мцыри. И главная его черта - это Могучий Дух. Вспомните: «Он тихо гордо умирал». (ТАБЛИЦА)

    Подумайте, дает ли Лермонтов конкретный портрет героя? Почему нет? (Автор дает лишь обобщенный портрет, т. к. такова была судьба многих горцев).

    Художественные приемы (эпитеты и сравнения), используемые автором, не поддаются образному восприятию, а только чувственному и являются тому подтверждением.

    О чем же мечтает юноша? (Увидеть Родину)

    Найдите в тексте и прочитайте, какой он ее представляет.

      И это не просто мечты: это одна, но пламенная страсть, которая сравнивается с червем.

    • Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, добирается до каждого уголка его души, поглощает его также, как червь лишает жизни яблоко. Т. о. Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри.

      Какова же цель побега Мцыри? Почему она его так гложет? Ответ подтвердите цитатами из текста.

    * Я мало жил, но жил в плену..

    Таких две жизни за одну

    Но только полную тревог

    Я променял бы, если б мог.

    *Мою пылающую грудь

    Прижать с тоской к груди другой,

    Хоть незнакомой, но родной.

    * Задумал я взглянуть на дальние поля...

    * Я цель одну - пройти в родимую страну

    Имел в душе.

    ВЫВОД:

    Какая же черта хар-ра двигала им?

    (жажда свободы, воли, т. к. представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным - значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.

      А объясните, почему Мцыри убежал в грозу?

    (зов природы. Гроза - идеальное время для побега. Сама природа помогает Мцыри.

    РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОЭМЕ.

    (ГЛАВЫ 9, 10, 11).

      Что увидел Мцыри и узнал о жизни во время скитаний?

    (гл. 6, 9, 10, 11).

    ВЫВОД: Природа прекрасна, а значит, и жизнь прекрасна. Быть с Природой вместе - значит быть свободным. Значит, только там он свободен. Обратите внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой. Как характеризуют они юношу?

    (подчеркивают его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому: шакал кричал и плакал, как дитя). И барса он тоже сравнивает с человеком и говорит: «Обнявшись, крепче двух друзей». И даже когда юноша побеждает дикого зверя, все равно считает его достойным противником.

      Таким образом, личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль, т. к. дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания хар-ки Мцыри. Значит, через понимание природы раскрывается еще одна черта хар-ра героя. Какая?

    ЧУТКОСТЬ ДУШИ, его любовь к жизни, ко всему прекрасному. Не каждый способен видеть, замечать красоту природы. Например, монахи.(ТАБЛИЦА)

      Эту черту мы видим благодаря использованному Лермонтовым приему АНТИТЕЗЫ, т. е. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. Мцыри поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни.

    ВЫВОД: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяет ему сравнить вольную жизнь с раем.

      Но природа не только прекрасна, она и опасна. (здесь водятся ядовитые змеи, дикие животные).

      Какую роль играют эти опасности?

    (Подстерегая Мцыри, они все-равно близки его душе, как и молнии, к-рые озаряли его путь во время бегства из монастыря).

      Но ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он успел увидеть, но и с тем, что успел совершить.

      Что же совершил Мцыри и как раскрылся здесь его характер?

    * Бегство из монастыря дало ему ощущение единения с природой.

    * Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску - способность любить. (ТАБЛИЦА)

    Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям. К которым так стремился всю жизнь?

    (Это еще не его родина, не его край отцов).

    * Бой с барсом. Почему он с ним сразился? Ведь мог спокойно уйти или переждать, чтобы тот его не заметил.

    (Мцыри хотел познать счастье борьбы, восторг победы, узнать свою силу, смелость). Еще одна черта - стремление к самопознанию. (ТАБЛИЦА)

      ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА В ИСПОЛНЕНИИ заслуженного артиста Чеченской республики РАМЗАНА УМАЕВА.

    Итак, каким словом можно объединить все эти переживания? ЖИЗНЬ.

      Что же значит жить для героя?

    (находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и главное, испытывать блаженство свободы).

    6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

      В начале урока Мы говорили о МЦЫРИ как о пленнике, жившем в монастыре. Он многого не знал о себе, т. к только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

    СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

      Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе?

    * Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т. е становится целеустремленным.

    * Он узнал, что смел и бесстрашен.

    * Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы прийти в родимую страну.

    * Что он вынослив. Истерзанный барсом, он собирает остатки сил и пытается выйти из леса.

      В чем же заключается особенность хар-ра Мцыри? Можно ли ответить словами Белинского?

      Да, Мцыри - это могучая натура. Он стремится к счастью, к-рое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления. Даже готов отдать жизнь.

    ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

      Давайте вспомним, к какому литературному направлению относится поэма «МЦЫРИ»и почему?

    (Это романтическая поэма, т. к. Мцыри одинок, имеет яркий хар-р, стремится к свободе, его не понимает общество. В данном случае монахов.

      Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и могучей природы Кавказа, символом величия, непокорности и свободы которой являются горы.

      А если поэма - романтическая, то кем будет герой?

    (Романтиком, т. к. для романтика вся жизнь - борьба.

    7. ОБОБЩЕНИЕ.

      • Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке.

    КАРТОЧКА

      • Почему погиб Мцыри?

    Истоки трагедии Мцыри - это условия.....

    Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его …................................................................... .. и привели к …......................................................................

    Его последним предсмертным желанием стало …...........................................................................................

    Это не примирение, а победа. Жизнь обрекла его на.........................................................................................., а 3 дня на воле дали...........................................................

    Поэтому его гибель вызывает............................................за Мцыри.

    8. РЕФЛЕКСИЯ

      Вы тоже живете в районе Кавказских гор. Вы можете назвать себя романтиками? Чувствуете ли вы себя одинокими и в тюрьме? Стремитесь ли вы познать себя? Нужно ли вам для этого сразиться с барсом? Подумайте. Может быть, размышления об этом помогут написать сочинение - миниатюру.

      1. Что для Мцыри - свобода?

      2. Чем Мцыри близок самому Лермонтову и мне?

    Я даю вам свободу выбора.

    25.01.2013 43524 2621

    Урок 31 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

    Цели урока: проверить и обобщить знания учащихся по поэме Лермонтова; закрепить литературоведческие понятия: «романтическая поэма», «романтический герой»; учить дискутировать, аргументированно высказывая свое мнение.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    III. Дискуссия по поэме Лермонтова.

    Слово учителя.

    В одной из школ ученикам был предложен вопрос: что им непонятно в поэме Лермонтова «Мцыри»? И вот что они написали (проецируется на экран):

    «Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к побегу, запасти хлеба, соли, хорошо одеться. А то он взял и выскочил напропалую».

    «Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»

    «Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался бы до своей родины».

    – А как бы вы ответили на эти недоуменные вопросы?

    – Все ли вам понятно в этой поэме? Нет ли своих вопросов?

    IV. Контрольная работа по карточкам-вариантам.

    Вариант 1.

    1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

    (Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.)

    2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из VI главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов?

    (Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. В основе метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. п ейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) – одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) – непреодолимое стремление на родину).

    3. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?


    (Поэма написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.)

    4. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

    (Эта сцена прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

    Вариант 2.

    1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

    (Эпиграф Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)

    2. Поэма М. Ю. Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

    (Мцыри признается старику-монаху:

    Я знал одной лишь думы власть,

    Одну, – но пламенную страсть:

    Она, как червь, во мне жила,

    Изгрызла душу и сожгла.

    Она мечты мои звала

    От келий душных и молитв

    В тот чудный мир тревог и битв...

    Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.)

    3. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более, что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из XI главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

    (Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнивать вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.)

    4. Какими художественными средствами пользуется автор, рисуя своего героя? Приведите примеры.

    (В поэме мы находим гиперболы :

    О, я как брат

    Обняться с бурей был бы рад!

    Глазами тучи я следил,

    Рукою молнии ловил...

    Сравнения:

    Я сам, как зверь, был чужд людей

    И полз и прятался, как змей.

    Эпитеты :

    Но юность вольная сильна,

    И смерть казалась не страшна!)

    V. Подведение итогов урока.

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.
    (обобщающий урок по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

    Поурочная разработка

    урока литературы в 8 классе

    учитель русского языка и литературы

    МОУ «Байглычевская СОШ

    Яльчикского района

    Чувашской Республики

    Цели урока:


    • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;

    • закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
    Ход урока

    I. Постановка учебной задачи.

    Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой «Душа»:

    Душа – не вздох,

    Не звук пустой,

    Не приземленная работа.

    Она окрылена мечтой
    И жить не может без полета.

    Ей надо, не жалея сил,

    Парить, сроднившись с высотою,

    Так, чтоб навстречу ветер был

    Упруго сжатою волною,

    И быть выносливой в пути,

    И не бранить дождей постылых,

    И горы снежные нести

    На широко простертых крыльях.
    Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом. А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером)

    Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия.

    Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер ?

    (т.е.человек любит свободу)
    – Каково значение слова “свобода”?
    – Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

    II. Беседа по тексту.

    Свободен ли Мцыри?

    – Каким образом Мцыри попал в монастырь?
    – Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
    – Как рос?

    Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

    – Когда формируется характер?


    – Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

    «Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе»

    (пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

    Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.


    – Каковы причины побега?(у него была мечта - вернуться на родину)


    – Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
    Помогают ли эти черты характера герою во время побега?(Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).
    – Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
    – Какая черта характера им двигала?

    Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
    – Какой художественный прием использует автор? (Сравнение)Выступление ученика.

    Помощи людской я не желал,


    Я был чужой для них навек,
    Как зверь степной .

    Я видел горные хребты


    Причудливые, как мечты .
    В снегах, горящих, как алмаз .
    И солнце сквозь хрусталь земли
    Сияло сладостней луны.
    Едва взошла заря,
    Палящий луч её обжег
    В тюрьме воспитанный цветок.

    Выступление ученика. Эпитеты.

    Выступление ученика. Метафоры.

    Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует.

    Я видел груды темных скал,
    Когда поток их разделял,
    И думы их я увидал:
    Мне было свыше то дано.(стр.79)

    Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.

    – Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви).

    И мрак очей был глубок,
    Так полон тайнами любви,
    Что думы пылкие мои смутились.
    Когда же я очнулся вновь
    И отлила от сердца кровь,
    Она была уж далеко.

    – Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова «свобода» и «душа».

    Составьте синквейн с данными словами.(синквейн – пятистишие, где

    первая строка – основное слово(имя существительное),

    вторая строка – 2 определения к нему,

    третья строка – 3 глагола к нему,

    четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому

    слову,

    пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть

    , обычно – одно слово)

    Свобода Характер

    Желанная, окрыляющая Свободолюбивый, сильный

    Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет, поднимает

    Свет во мне рождает В человека меня превращает

    Жизнь Солнце


    Душа Человек

    Добрая, парящая Думающий, действующий

    Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает

    Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает

    Свет Ваятель

    III. Подготовка к написанию сочинения.

    Примерный план раздается всем учащимся.


    1. Что значит слово «свобода»?

    2. Истоки и проявление свободолюбия.

      • Исповедь Мцыри.

      • Черты характера, заложенные природой.

      • Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.

      • Чуткость души через понимание природы.

      • Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.

      • Мцыри – человек, жаждущий любви.

    3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.
    Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”.