• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Atari – американский издатель и разработчик компьютерных игр, оказавший огромное влияние на индустрию видеоигр в 70-е и 80-е годы прошлого столетия. История Atari – это смесь из побед, неудач, громких скандалов и миллионных исков. Сложно найти компанию с более неоднозначной историей. До начала 90-х бизнес Atari касался исключительно игровых автоматов, но когда на горизонте появилась платформа IBM PC, компания стала заниматься разработкой и издательством видеоигр.

    Подробнее

    Хиппи-инженеры и пакет из-под молока

    Однажды двое хиппи из Силиконовой долины (Нолан Бушнэлл и Тэд Дэбни) плюнули на свою работу и решили основать собственный бизнес по производству игровых автоматов. После короткого мозгового штурма было принято решение назвать будущую компанию Atari. Это слово пришло из японской настольной игры, и означает предупреждение противнику о намерении захватить его группу. К тому времени у Бушнэлла и Дэбни уже был некоторый опыт создания игр – не хватало только инженера, который бы смог реализовать их идею в «железе». Так в компании появился третий персонаж, инженер-проектировщик Аллан Алкорн.

    Общими усилиями молодые бунтари собрали свой первый игровой автомат. Он состоял из комплекта электронной начинки, старого черно-белого телевизора и устройства для сбора монет с приемной емкостью в виде пакета из-под молока. Сама же игра представляла собой упрощенный вариант настольного и потому ожидаемо получила название «Pong». Автомат был торжественно установлен в одном из баров и уже через неделю регулярно собирал вокруг себя толпы не слишком трезвых завсегдатаев. В общем, как говорят у нас на Руси, «пацаны пришли к успеху».

    Массовое производство

    К 1973 году Atari умудряется продать 8 000 (!) автоматов «Pong» и начинает свои эксперименты на рынке домашних игр. После того как Бушнэлл показал денежным мешкам из банка Сирс маленькую коробочку со встроенным «Понгом», игра разошлась тиражом в 150 000 экземпляров и таким образом затмила по популярности сам «Pinball».

    С этого времени Бушнэлл и Ко начинают зарабатывать миллионы и вкладывать их в развитие бизнеса. Однако внезапно выяснилось, что практически все их идеи были изобретены 6 лет назад неким Ральфом Бером, который еще в 1968 году изобрел приставку, в которой уже был теннис. Более того, этот самый Бер даже придумал световое ружье для аркадных стрелялок, чем намного опередил свое время.

    В общем, судебный иск был неизбежен, из-за чего счета Atari похудели на 400 000 долларов, Бер с набитыми карманами удалился в небытие, а Atari продолжила свою экспансию на рынок. За два десятка лет из-под крыла издательства выпорхнуло и взлетело к вершинам успеха более чем 200 игр самой различной тематики и более 10 игровых приставок.

    Начало конца

    Головокружительный успех Atari привлек внимание крупных инвесторов. Компания Warner Communication предложила выкупить Atari за 28 млн. долларов – деньги на то время сумасшедшие. Бушнэлл согласился, но для Atari эта сделка стала началом конца. Новые хозяева оказались недовольны методами управления компанией, поэтому Бушнэллу скоро указали на дверь. Ну а вместе с Бушнэллом ушла большая часть ключевых сотрудников, что привело к постепенному обветшанию компании и скатыванию ее в откровенное болото. В 1984 году Warner продает Atari, но на этом жизнь компании не закончилась. Остатки былого могущества существуют до сих пор под тем же именем. Более того, издательство до сих пор умудряется выпускать игры, причем многие из них даже оказываются стоящими. Так, именно благодаря Atari мы имеем возможность играть в такие , как и .

    К тому же, именно на руинах Atari возникла одна из самых успешных компаний современности – издательство , которое оперирует несколькими десятками успешных франшиз. В общем, славное дело Бушнэлла и Ко живо и кто знает, может быть в руководстве Atari найдется человек, который возродит ее былую славу?

    Atari Inc. - американская компания по производству и изданию компьютерных игр.

    Компания Atari была основана в 1972 году, и в течение краткого времени получила широкую известность на рынке видеоигр. Продажи игр Atari наиболее хорошо шли в Северной Америке, откуда и по сей день компания получает больше половины прибыли.

    Начиная с мая 2003 года, французская компания Infogrames официально переименована в Atari. Infogrames приобрели это имя ещё в октябре 2001 года, таким образом дав новую жизнь старому лейблу.

    Все хитовые игры Atari портированы на большинство современных платформ, также созданы эмуляторы, запускающие оригинальные программы.

    История

    В 1966 году, в Университете штата Юта, Нолан Бушнелл впервые увидел игру Spacewar! . Он решил, что игра имеет коммерческий потенциал в виде монетного игрового автомата, и несколько лет спустя он и Тед Дабни работали над вычислительным устройством, с которым можно было играть на чёрно-белом телевизоре в режиме одного игрока, которому нужно было стрелять в два летающих НЛО. В результате, этот игровой автомат был выпущен компанией Nutting Associates под названием Computer Space . Первоначально игра была установлена в рамках собственного рынка компании - прежде всего, в барах, и не имела особенного успеха. Бушнелл считал, что игра оказалась слишком сложной для среднего (возможно, пьяного) клиента и он начал поиск новых идей.

    Бушнелл покинул Nutting Associates, чтобы вместе с Тедом Дабни создать новую компанию - Syzygy. Вскоре они наняли Аллана Алкорна в качестве первого инженера-проектировщика. Первая игра должна была стать автомобильной, но эта идея казалась слишком сложной. В мае 1972 года Нолан увидел демонстрацию Magnavox Odyssey, в которую входила игра, похожая на теннис. Он решил, что Alan должен разработать аркадную версию этой игры, которая будет названа «Pong».

    Когда в июне того же года фирма готовилась к акционированию, обнаружилось что имя Syzygy (Сизигия, астрономический термин) в Калифорнии уже существует. Бушнелл выписал несколько терминов, взятых из игры го, и в итоге выбрал слово атари , которое в контексте го означает камень или группу камней, над которой нависла угроза захвата соперником. Кроме того, имя Atari безусловно намного более запоминаемо и легче произносится чем Syzygy . Atari стала публичной компанией 27 июня 1972 года в Калифорнии.

    В ноябре 1972 года первый Pong был готов. Он состоял из чёрно-белого телевизора, особой аппаратуры, реализующей игру, и механизма приёма монет, в состав которого входила картонная коробка из-под молока, в которую падали монеты. Для теста автомат был установлен в одном из пабов города Грэсс-Вэлли (Калифорния), и скоро оказалось, что игра стала хитом. После того как переговоры о выпуске Pong, проведённые с несколькими компаниями, провалились, Бушнелл с Дабни решили выпускать игру своими силами, и Atari Inc. была основана в качестве разработчика и производителя монетных игровых автоматов.

    В 1976 году компания была продана компании Warner Inc. за 28 миллионов долларов. Интересный факт: в 1970-е в Atari работал Стив Джобс, который позднее вместе со Стивом Возняком (Stephen Wozniak) основал фирму Apple.

    В 1977 году Atari начал продажу игровой приставки VCS/Atari 2600 (Video Computer System), в которой игры можно было менять так как она использовала картриджи. Atari 2600 на несколько лет стала лидирующей игровой приставкой в США.

    В 1979 году Atari начинает продажу 8-разрядных домашних компьютеров (Atari 400, 800, XL и XE).

    В 1983 году разразился кризис на рынке компьютерных игр, и отделения компании Atari, занимавшиеся производством игровых консолей, были проданы Джеку Трэмиелу, так появилась Atari Corp.

    Автоматы для игр выпускала Warner Inc. под маркой «Atari Games», и Джек Тремиел решил сосредоточиться на производстве компьютеров. В результате компания начала терять рынок игровых приставок.

    В 1985 году Atari выпускает 16-разрядный персональный компьютер Atari ST.

    В феврале-апреле 1989 года Atari проиграла конкурентную схватку с лидером компьютерного игрового рынка, компанией Nintendo , за эксклюзивное право распространения «Тетрис а» - популярнейшей игры родом из СССР, на видеоприставках и портативных игровых устройствах. Спор в суде по этому поводу в 1990 году также оказался проигранным. Это нанесло существенный урон компании (она, будучи уверенной в выигрыше, уже разработала собственную версию игры, изготовила около 500000 копий и проводила мощную рекламную кампанию по её продвижению на рынке).

    В 1989 выпущена портативная игровая консоль Atari Lynx.

    В 1992 году выпускает 32-разрядный персональный компьютер Atari Falcon. В 1993 выпускает игровую приставку Atari Jaguar. Однако эти продукты не стали популярны и фирма постепенно сошла с рынка, прекратив существование в 1996 году.

    В октябре 2001 года французская компания Infogrames приобрела торговую марку Atari, а в мае 2003 года произвела ребрендинг - отказалась от использования своего имени в его пользу.

    В 2005 году многие старые видеоигры Atari были перевыпущены фирмой Nokia для своей портативной игровой системы N-Gage под логотипами Atari Masterpieces Vol. I и Atari Masterpieces Vol. II.

    20 января 2013 года американское подразделение Atari (Atari U.S.) признало себя банкротом, с тем чтобы отделиться от родительской компании - европейской Atari S.A.

    Основные продукты

    Ранее выпускавшиеся

    • Atari 1020
    • Atari 1050
    • Atari 2600
    • Atari 400/800/800XL
    • Atari 65XE
    • Atari 130XE
    • Atari 5200
    • Atari 7800
    • Atari XEGS
    • Atari Lynx
    • Atari Jaguar
    • Atari ST, Atari STE
    • Atari MEGA ST, Atari MEGA STE
    • Atari TT
    • Atari Falcon
    • Atari Transputer Workstation
    • Atari Portfolio

    Текущие

    • Ряд видеоигр, включая серию игр Alone in the Dark , серию игр Dragon Ball , серию игр Driver и других
    • Игровые приставки Atari Flashback и Atari Flashback 2
    • Существует легенда о том, что Стив Джобс назвал свою фирму "Apple" отчасти потому, что в телефонном справочнике название "Apple" идёт перед "Atari".

    Компания Atari за рубежом в своё время гремела ничуть не меньше, чем . На приставках от Atari выросло целое поколение геймеров. В России тоже многие с любовью вспоминают компанию, которая так и не сказала громко своего последнего слова. Давайте обратимся к истории и интересным фактам о фирме Atari.

    Два американца Нолан Бушнелл и Тедд Дабни (будущие основатели ATARI) ещё в конце 1960-х годов выпустили свой первый игровой автомат Computer Space . В нем была всего одна игра – нужно было стрелять по НЛО на черно-белом экране. Игра не снискала любви и славы. Нолан и Тедд не расстроились, списав всё на то, что игра была слишком сложной для пьяных американцев (игровой автомат ставили в основном в барах).

    Syzygy – это первое имя компании основанной самостоятельно Бушнеллом и Дабни. Но с этим именем пришлось им расстаться, так как оно уже использовалось. Пришлось срочно думать над новым именем.

    В конце 1980-х годово произошло непоправимое – компания утратила контроль над рынком приставок. Бесславно проиграв Nintendo борьбу за (потеря нескольких миллионов долларов). Ошибкой политики компании того времени считают то, что она погналась за двумя зайцами – стала работать в области компьютеров и приставок. В итоге оба “зайца” были упущены…

    Atari Falcon – последний компьютер подававшей надежду фирмы. В 1996 году компания по финансовым соображениям прекратила существование.

    Спустя 5 лет название возродили, но это уже была другая фирма с другими людьми – от компании осталось только красивое имя, взятое когда-то из игры Го.

    Многие игры Atari были портированы на другие консоли. Эмулятор Atari для персонального компьютера пользуется неослабевающим спросом в интернете и в наши дни.

    Материнская компания Warner Communications [d] и Atari, SA [d]

    Когда в июне того же года фирма готовилась к акционированию, обнаружилось что имя Syzygy (сизигия , астрономический термин) в Калифорнии уже существует. Бушнелл выписал несколько терминов, взятых из игры го , и в итоге выбрал японское слово атари , которое в контексте го означает камень или группу камней, над которой нависла угроза захвата соперником. Кроме того, имя Atari безусловно намного лучше запоминается и легче произносится, чем Syzygy . Atari стала публичной компанией 27 июня 1972 года в Калифорнии.

    Atari, Inc. [ | ]

    В ноябре 1972 года первый Pong был готов. Он состоял из чёрно-белого телевизора , особой аппаратуры, реализующей игру, и механизма приёма монет, в состав которого входила картонная коробка из-под молока, в которую падали монеты. Для теста автомат был установлен в одном из пабов города Грасс-Валли (Калифорния), и скоро оказалось, что игра стала хитом. После того как переговоры о выпуске Pong, проведённые с несколькими компаниями, провалились, Бушнелл с Дабни решили выпускать игру своими силами, и Atari Inc. была основана в качестве разработчика и производителя монетных игровых автоматов.

    В 1974 году Atari выпустила электронную игру.

    В 1975 году Atari приобретает компанию, для разработки игровой системы нового поколения (проект «Stella») на основе недавно выпущенного микропроцессора MOS Technology 6502 .

    Atari 2600 (вторая версия)

    В 1976 году Бушнелл понимал, что приставка над которой идёт работа - это потенциальный хит, но на то чтобы вывести её на рынок нужны значительные средства. Поэтому он продал Atari компании Warner Communications за 28 млн долларов. В октябре 1977 года игровая приставка была выпущена под именем Atari Video Computer System . Бушнелл покинул Atari в 1979 году.

    Подразделение Warner [ | ]

    В 1979 году Atari, начинает продажу 8-разрядных домашних компьютеров Atari 400 и Atari 800 . Atari 400 позиционировалась как игровая приставка с функциями компьютера, Atari 800 - как полноценный компьютер с функциями игровой приставки.

    На рынке игровых приставок возросла конкуренция - в 1982 году была выпущена ColecoVision , для которой выпускался модуль расширения, позволяющий запускать игры на картриджах от Atari 2600.

    В 1982 году Atari выпускает на рынок игровую приставку Atari 5200 , основанную на аппаратном дизайне Atari 400/800, но несовместимую с ними. Продажи 5200 не были особенно удачными. Хотя графические возможности приставки были гораздо лучше 2600, библиотека доступных игр была значительно меньше.

    Будучи частью Warner, Atari продавала игровые приставки и домашние компьютеры миллионами экземпляров . На пике, Atari обеспечивала треть годовых доходов Warner и стала самой быстрорастущей компанией на рынке США того времени. Но внутри самой Atari были значительные противоречия: три подразделения - занимавшиеся игровыми автоматами (coin-op), игровыми приставками (consumer games) и домашними компьютерами - управлялись отдельно, практически не взаимодействовали друг с другом и даже рассматривали друг друга как угрозу .

    В 1982 году Atari начинает продажи двух игр для 2600, которые были слишком сильно разрекламированы, но стали разочарованием - это и E.T. the Extra-Terrestrial . Продажи быстро пошли на убыль, что привело к росту нераспроданных остатков в магазинах, снижению цен и возвратам из магазинов поставщику, что привело к известному событию по уничтожению нераспроданных картриджей .

    В 1983 году на рынке домашних компьютеров шла ценовая война, развязанная Джеком Трэмиэлом из Commodore ; Atari приходилось снижать цены, чтобы удержать свою долю рынка . Кроме того, в 1983 году разразился кризис на рынке компьютерных игр . В попытке снизить расходы, Atari перенесла производственные линии на Тайвань.

    События 1982-1983 существенно повлияли на доходы, и Atari стало убыточным подразделением для Warner Communications. Акции Warner упали в цене с 60 долл. до 20 долл. за акцию . Texas Instruments покинул рынок домашних компьютеров в ноябре 1983 года, и многие верили что Atari будет следующим. В результате, в 1984 году Warner продаёт подразделения Atari, занимавшиеся производством компьютеров и игровых консолей, Джеку Трэмиелу , уволенному из основанной им же компании Commodore . Трэмиел собирался составить конкуренцию Commodore при помощи Atari . Компания, созданная в результате слияний, получает имя Atari Corporation . У Warner осталось подразделение, выпускающее автоматы для видеоигр под маркой Atari Games .

    Atari Corporation [ | ]

    Джек Трэмел решил сосредоточиться на производстве компьютеров. Atari начала выпуск компьютеров серии XE , совместимых с моделями 400 и 800 . В результате компания начала терять рынок игровых приставок.

    В 1985 году Atari выпускает 16-разрядный персональный компьютер Atari ST .

    В 1986 году на рынок выходят две игровые консоли, разработанные двумя годами ранее - Atari 7800 и. Система 7800 имела обширную базу игр и по своим техническим характеристикам могла конкурировать с приставкой NES . Atari 2600 Jr. имела низкую по тем временам цену и была ориентирована на тех, кто не мог позволить себе приобретение японских игровых систем .

    В 1987 году компания выпускает Atari XEGS - игровую приставку на основе компьютера 65XE и полностью совместимую с ним, но продажи не были особенно удачными.

    В 1989 выпущена портативная игровая консоль Atari Lynx . Её успех был не очень большим, так как бо́льшую популярность в тот период приобрела Nintendo Game Boy . Приставка существовала на рынке в течение двух лет, после чего была заменена на более новую версию - Atari Lynx II .

    В 1992 году выпускает 32-разрядный персональный компьютер Atari Falcon . В 1993 выпускает игровую приставку Atari Jaguar . Однако эти продукты не стали популярны.

    В 1996 году, после серии удачных судебных процессов, Atari осталась с миллионами на счетах, но без продуктов, которые могла бы продавать. Трэмиэл и его семья стремились уйти из этого бизнеса. В июле 1996 года Atari объединилась с JTS Inc., сформировав JTS Corp.

    Atari Games [ | ]

    Во время кризиса 1983 года, подразделение по производству игровых автоматов Atari Coin оставалось единственной частью Atari, всё ещё приносящей прибыль. В 1984 году Warner продала Джеку Трэмелу части Atari, занимавшиеся игровыми приставками и домашними компьютерами, но сохранила Atari Coin, переименовав его в Atari Games.

    Atari Games продолжала выпускать игровые автоматы, а с 1987 года также и игровые картриджи для NES под брендом Tengen.

    В феврале-апреле 1989 года Atari Games проиграла конкурентную схватку с лидером компьютерного игрового рынка, компанией Nintendo , за эксклюзивное право распространения «Тетриса » - популярнейшей игры родом из СССР, на видеоприставках и портативных игровых устройствах. Спор в суде по этому поводу в 1990 году также оказался проигранным. Это нанесло существенный урон компании (она, будучи уверенной в выигрыше, уже разработала собственную версию игры, изготовила около 500 тыс. копий и проводила мощную рекламную кампанию по её продвижению на рынке).

    В 1989 году Warner Communications объединилась с Time Inc., сформировав компанию Time Warner . В 1993 году Time Warner выкупил контрольный пакет Atari Games и сделал эту компанию частью своего подразделения Time Warner Interactive. В середине 1994 года Atari Games, Tengen и Time Warner Interactive Group были консолидированы под именем Time Warner Interactive.

    Подразделение Hasbro [ | ]

    В марте 1998 года JTS продала бренд Atari и связанные с ним активы компании Hasbro Interactive за 5 млн долл.

    Infogrames / Atari SA [ | ]

    В октябре 2001 года французская компания Infogrames Entertainment, SA приобрела, и вместе с ним торговую марку Atari и связанную с ней интеллектуальную собственность.

    В мае 2003 года Infogrames произвела ребрендинг - отказалась от использования своего имени в пользу Atari, и став Atari, SA .

    В 2005 году многие старые видеоигры Atari были перевыпущены фирмой Nokia для своей портативной игровой системы N-Gage под названиями Atari Masterpieces Vol. I и Atari Masterpieces Vol. II .

    До 24 марта 2008 года компания Atari Inc. котировалась на NASDAQ , но Infogrames выкупила акции Atari Inc., оставшиеся в публичном обращении.

    20 января 2013 года американские подразделения Atari (Atari Inc., Atari Interactive Inc., Humongous, Inc. и California US Holdings, Inc.) подали заявку на признание себя

    Наша редакция уже рассказала о самых выдающихся проектах эпохи Atari. На очереди подборка интересных фактов о людях, что вершили судьбы индустрии задолго до появления NES (Famicom/Dendy).

    Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

    В последние годы над компанией Atari все чаще сгущаются тучи. Фактическое отсутствие хитов, слухи о скором банкротстве, минимум одна полностью загубленная серия (Alone in the Dark ) — все это не добавляло веры в марку, под которой каких-то тридцать лет назад вершилась история. И вдруг, как гром среди ясного неба, анонс Atari Box — устройства, авторы которого ничуть не стесняются его ретросущности.

    Недавно редакция Игромании уже рассказывала о так называемом «золотом фонде» Atari — играх, изменивших жизнь не только любителей интерактивных развлечений, но и всей индустрии в целом. В этом материале мы попытаемся ответить на один простой вопрос: почему американские и европейские геймеры старой закалки с таким придыханием говорят о делах давно минувших дней? А для наглядности разобьем этот текст на отдельные факты из серии «Знаете ли вы, что?..», с небольшим обобщением в конце.

    Факт №1: Atari основана на энтузиазме и пятистах баксах

    В начале семидесятых годов молодой предприниматель Нолан Бушнелл грезил идеей изменить устоявшийся ландшафт индустрии развлечений США. Тогда бóльшая часть развлекательных автоматов стояла не в так называемых галереях, а в барах, где уставшие реднеки пили виски после тяжелого трудового дня. Низкие потолки, прокуренный зал, вопли и регулярно возникающие драки. Типичный вестерн, вот только дело было во второй половине XX века. Здесь посетители не только виртуозно перебрасывались вариациями американского народного «фака», но и проводили немало времени за полумеханическими автоматами. Футбол, хоккей, пинбол — набор, хорошо знакомый даже нашим современникам.

    Нолана такая картина не устраивала. Он хотел создать то, что перевернет эту индустрию с ног на голову. Из этой идеи и родилась компания Atari. Имея пять сотен баксов стартового капитала, Бушнелл пошел нанимать своего первого сотрудника. Им стал Алан Алкорн — талантливый инженер, который не просто согласился на рискованную авантюру, но и собственноручно собрал прототип Pong, игры, что изменила представление людей о развлечениях как таковых.

    Нолан Бушнелл собственной персоной.

    Факт №2: фокус-группой молодой Atari стали посетители забегаловки

    После того как тестовый образец Pong был собран, перед Бушнеллом и Алкорном встал новый вопрос. Как понять, будет ли этот аппарат успешен, или же нужно все начинать с чистого листа? В начале 70-х еще не существовало компаний, проводивших исследования для новаторов вроде Atari. Создавать и тестировать новые проекты приходилось буквально вслепую. Но партнеры нашли выход. Они установили свой симулятор настольного тенниса в небольшом баре, где добропорядочные американцы собирались после работы, чтобы спустить последнюю наличность.

    Алкорн и Бушнелл договорились с владельцем заведения, привезли аппарат в бар, установили его и уселись за один из столиков — контролировать процесс. Сначала посетители почти не обращали внимания на новинку. Потом кто-то разыграл первую подачу, вторую, третью...

    Убедившись, что дело пошло, Алан и Нолан отправились восвояси. Утром их ошарашил звонок — владелец бара сказал, что тестовая версия Pong сломалась. Стремглав примчавшись на место, Алкорн понял: не сломалась, а просто больше не могла принимать деньги. Монетоприемник был забит доверху.

    Примерно такую машину и тестировали Нолан с Алкорном в небольшой забегаловке. Народу нравилось.

    Факт №3 — Atari не стремилась придерживаться корпоративных правил «большой» Америки

    США начала 70-х годов прямо-таки бурлили от социальных противостояний. Чернокожие вовсю боролись за свои права, молодежь агрессивно пыталась выбиться из образа жизни предыдущих поколений, а на фоне всего этого набирали силу преступные элементы, которых подстегивал глубокий экономический кризис. Основать высокотехнологичный бизнес в эти годы мог только безумец. К счастью, Нолан Бушнелл оказался именно таким безумцем. После того как Pong отлично показал себя на тестовых испытаниях, перед главой Atari встала новая задача: открыть первую производственную линию. И если место он нашел без проблем, то набор персонала стал для Бушнелла головной болью.

    В условиях жестко ограниченного бюджета и огромного количества срочной работы первые лица молодой Atari поступили оптимальным образом. Они открыли двери на производственную линию тем, кого в приличные места пускать было принято только под полицейским конвоем. Бывшие заключенные, наркоманы, тунеядцы всех мастей, малоимущие — именно такие люди собирали первые коммерческие образцы Pong.

    Как позже вспоминал Алкорн, все это было жутко непрофессионально, но расчет партнеров оправдался на все сто. Чудо-автомат стал одной из главных технических инноваций своего времени и обеспечил Atari популярность не только у барных завсегдатаев, но и у молодежи. Много позже, уже в эпоху расцвета аркадных салонов, подростки буквально сходили с ума только из-за возможности провести часок-другой в чарующем мире видеоигры. И все это — задолго до появления NES (Famicom) на рынке. Чудные годы!

    Atari не собиралась останавливаться на достигнутом. Ее бизнес-модель оказалась новаторской не только с точки зрения подбора персонала. В мире, где всем заправляли белые воротнички, Бушнелл создал устойчивую структуру, функционировавшую вне правил «большой игры». В золотые годы Atari состояла из двух больших отделов: в одном создавали аркадные автоматы и работали над инновациями, а во втором обеспечивали нужды домашних пользователей. Синергия между ними достигалась за счет отсутствия жестких корпоративных правил. Курить дурь, пить, купаться в разгар рабочего дня в бассейне вместе с начальством — все это было так же обыденно для Atari 70-х, как коллективные выезды на природу для большинства современных компаний.

    Никто даже не пытался скрывать, как именно Atari расставляла приоритеты. Те, кто имел отношение к индустрии тех лет, прекрасно знали, что Бушнелл и его команда суть кучка ненормальных ребят, которые делают прекрасные игры и плевать хотели на рамки и корпоративную этику. Парадоксально, но факт: бесшабашность и отсутствие даже минимальных ограничений позволяли Atari создавать одни из лучших игр на рынке.

    Аудитория это прекрасно чувствовала и отвечала разгильдяям в вытянутых майках взаимностью.

    Факт №4 — Atari перенесла игровые автоматы в гостиную

    Как известно, аппетит приходит во время еды. После шумного успеха первой домашней видеоигры в Atari всерьез задумались о создании полноценной системы, которая могла бы поддерживать не одну развлекательную программу, как в случае с Pong, а великое множество. Результатом этих изысканий стал релиз Atari VCS (2600), приставки, работавшей на сменных картриджах. Часто именно ее по ошибке называют первым устройством с поддержкой этой функции. На деле же VCS появилась на магазинных полках в 1977-м, а годом ранее геймеры США увидели Fairchild Channel F — настоящего первопроходца второго поколения игровых устройств.

    Впрочем, это все лирика. Fairchild Channel F с треском провалилась, и сегодня ее помнят разве что самые отчаянные поклонники ретро. Но почему же тогда VCS стала культовой?

    На то было несколько причин.

    Fairchild Channel F появилась на год раньше VCS (2600), предлагала игры на сменных картриджах и должна была стать суперхитом продаж. Этого не случилось.

    Факт №5 — Atari вела правильную маркетинговую политику

    В первую очередь на популярности консоли отразилось качество работы самой Atari. Несмотря на внешнее корпоративное разгильдяйство, внутри компания была монолитным механизмом, каждый винтик которого работал с полной эффективностью. Это касалось не только инженеров, ответственных за само чудо рождения видеоигры. С отдачей трудились все: люди на сборочной линии, менеджеры и особенно маркетологи. Яркий пример творческого гения сотрудников Atari — релиз домашней версии Space Invaders .

    В конце 70-х VCS пользовалась популярностью, но далеко не в той степени, в какой хотелось бы боссам компании. А вот в аркадных залах ситуация была прямо противоположная. Посетителей было столько, что родители по всей Америке забили тревогу. Галереи клеймили позором, имидж тех, кто производит автоматы, рушился на глазах.

    Выход нашла именно Atari. В конце 70-х особой популярностью пользовалась японская машина под названием Space Invaders. Простенький двухмерный шутер про защиту Земли от инопланетян взорвал публике мозг гораздо сильнее, чем сейчас это делают блокбастеры в духе Uncharted 4: A Thief’s End или The Witcher 3: The Wild Hunt . Так вот, стремясь обелить компанию и подстегнуть продажи VCS, боссы Atari договорились о портировании боевика.

    Именно из таких мелких моментов и складывался имидж Atari как компании №1 на рынке электронных развлечений. Она не занималась производством пластиковых Барби и Кенов (как Mattel) и не стремилась быть чем-то бóльшим, чем производитель приставок, картриджей, периферии и автоматов.

    А еще Atari не боялась идти на рискованные эксперименты.

    Одним из них стал конкурс под общим названием Swordquest. Случилось это событие в 1982—1983 годах, аккурат перед кризисом всей отрасли. В этот период Atari создала цикл из нескольких видеоигр. Каждый картридж шел в комплекте с красочной книгой комиксов от авторов DC. Проходя цикл, геймер собирал внутриигровые подсказки, сверял их со страницами комикса и находил ключи. Потом, исключив несколько из них, высылал карточку участника на почтовый адрес фирмы и, если все было сделано верно, выходил в финал.

    В финале он сражался с точно такими же счастливчиками в модифицированную версию одного из четырех проектов: Earthworld , Fireworld , Waterworld или Airworld (в зависимости от того, в какой из версий он искал подсказки). Побеждал тот, кто потратил на решение поставленной задачи как можно меньше времени.

    В чем смысл, спросите вы? А в призовом фонде. Согласно задумке авторов, он должен был составить 150 тысяч долларов США: по двадцать тысяч на четыре талисмана (корона, медаль, кубок и шкатулка — все из драгоценных металлов и с бриллиантовой инкрустацией) и еще полсотни — на меч из серебра. По меркам начала 80-х сумма весьма и весьма значительная.

    Всего менеджеры Atari запланировали четыре этапа и гранд-финал, который должен был собрать в одном месте победителей промежуточных испытаний. Увы, эти планы так и не осуществились. Грянул кризис 1983 года, и конкурс пришлось закрыть. Всего Atari успела провести два этапа из четырех. Их победители получили свои награды. Остальным же пришлось навсегда забыть о Swordquest.

    К счастью для геймеров, не только разработчики VCS пытались создать что-то хорошее для поклонников видеоигр. Одной из таких компаний стала Activision , основанная выходцами из самой Atari. Их система «наград» — своего рода достижений доинтернетовской эпохи — намного опередила свое время. Работала она просто. Выполнил «испытание», сфотографировал подтверждение, выслал на почтовый адрес — получил тематическую нашивку по одной из игр.

    Позже эту идею позаимствовал Nintendo Power. Журнал создал систему рейтинга геймеров и регулярно публиковал топы. Принцип был тот же: подписчик набирал много-много очков (как вариант, проходил финального босса в какой-нибудь Castlevania ), фотографировал результат и отправлял в редакцию. Просто, как все гениальное.

    Факт №6 — Atari позволяла насладиться аркадными хитами в спокойной обстановке

    Выше мы уже писали, что Atari привлекла на свою сторону огромное количество подростков, всего лишь портировав на VCS один из главных хитов аркадных галерей. Однако не одной лишь Space Invaders прославилась компания. Благодаря грамотной маркетинговой политике библиотека системы пополнилась множеством блокбастеров в диапазоне от Mario Bros. до Pac-Man и Asteroids .

    Космические шутеры (чего только стоила одна Star Wars !), платформеры, хорроры, просто концептуально необычные проекты — из них и состояло ядро приставки. Эти игры приносили прибыль и заставляли покупателей раз за разом бежать в магазин. Конечно, по современным меркам графика VCS уже впечатлить не может. Но решение от Atari стало выходом для тысяч геймеров. После засилья Pong-консолей и развития плохого имиджа аркадных автоматов многие родители не верили, что их дети ходят в эти небольшие каморки, чтобы поиграть, а не купить очередную дозу белого порошка или покурить дурь.

    Примерно в такой атмосфере подростки проводили свободное время. Разумеется, американским родителям хотелось свести риск к минимуму. И Atari им в этом помогала.

    Факт №7 — Atari несколько раз меняла владельца

    В историю игровой индустрии Atari вошла не только как компания, эту индустрию фактически создавшая. С точки зрения бизнеса, Atari — удивительный пример коммерческой структуры, несколько раз менявшей владельцев. Первым покупателем фирмы стала Warner Communications . Во времена их руководства случился взлет VCS (2600), резкое падение и несколько скандалов.

    Первый связан с самим Ноланом Бушнеллом. Основатель Atari прекрасно понимал, почему перенасыщение рынка может быть опасно, и уже в начале 80-х предложил Warner закрыть проект VCS и переключиться на новые разработки. Слова Нолана оказались пророческими: в начале 80-х магазины США захлестнула волна однотипных устройств. Множество предложений на фоне фактического отсутствия контроля качества привело к уничтожению отрасли как таковой. А ведь Бушнелл предупреждал...

    При Бушнелле на передовой находился аркадный отдел компании. Он генерировал инновации. Увы, менеджеры Warner сочли, что с коммерческой точки зрения гораздо выгоднее делать ставку на домашний сектор.

    Ключевая ошибка Warner — постоянные скандалы с собственными подчиненными. Большие боссы, кажется, не понимали, что с точки зрения внутреннего устройства Atari эпохи Бушнелла олицетворяла концепцию кружка лидеров — в ней рядовой сотрудник был так же важен, как топ-менеджер. Больше всего бунтовал аркадный отдел. Его инженеры не понимали, почему их, лидеров инновационного развития, пытаются отодвинуть в сторону ради подразделения домашней электроники.

    Вторым камнем преткновения стали издевательски низкие зарплаты. Разработчики умели считать и довольно быстро смекнули, что их деньги — жалкие крохи по сравнению с тем, что получает Warner. В результате часть сотрудников ушла из Atari и основала Activision — независимое издательство, решившее создавать собственные игры для VCS. И после затяжного судебного спора с самой Atari у них получилось. Pitfall и другие хиты соврать не дадут.

    После раскола легенду №1 индустрии развлечений взял под свое крыло Джек Тремелл. И под руководством этого человека история классической Atari закончилась. А ведь шаги были очень даже перспективные. Выпуск домашних компьютеров серии XE, Atari ST, приставка Atari 7800, по техническим характеристикам вполне способная конкурировать с NES. Наконец, первая (и единственная) попытка выйти на портативный рынок вместе с Lynx. Но финал был предсказуем: провал Atari Jaguar поставил крест на приставочном направлении легендарной компании. Первенство на рынке домашних систем окончательно закрепилось за японцами.

    Факт №8 — Atari создала игровую журналистку

    И пусть вас не смутит этот подзаголовок. Мы и сами прекрасно знаем, что первым тематическим журналом в истории индустрии принято считать Electronic Games от семейной четы Катц. Но это не отменяет того, что само понятие «регулярной прессы об электронных развлечениях» возникло еще в 1976 году — за пять лет до появления первого номера EG.

    Речь идет о ежемесячной новостной рассылке под названием Atari Coin Connection. На страницах издания подписчики (как правило, владельцы развлекательных заведений) могли прочесть о последних новинках Atari и узнать о проводимых компанией мероприятиях. По формату ACC напоминала обычную газету и выходила вплоть до 1985 года.

    Даже по сегодняшним меркам Atari Coin Connection выглядит вполне профессионально. В особенности на фоне полулюбительского игрожура из прошлого, вроде англоязычного GameFan.

    Второе издание было нацелено уже на рядовых геймеров и называлось Atari Age. Проект стартовал в 1982 году, и распространяли его среди членов так называемого «Клуба Atari». Оплатив входной билет в размере одного доллара, геймер получал годовую подписку на иллюстрированный журнал, который просуществовал вплоть до 1984 года.

    Факт №9 — на Atari выходили порнографические игры

    Сегодня встретить клубничку можно в совсем нишевых проектах либо в продукции японских корпораций. Однако во времена Atari все было иначе. В период господства Warner для VCS (2600) можно было без труда отыскать целое ведро контента 18+. Разумеется, на прилавки рядом со Space Invaders его не выставляли, но менее реальной тема порнушки не становилась.

    Да, эта кучка пикселей сумела вызвать скандал. Custer’s Revenge собственной персоной.

    Некоторые из этих развлекательных программ даже приводили к скандалу. Например, Custer’s Revenge — эпохальное произведение про спаривание привязанной к столбу индейской женщины и персонажа, чьим прообразом (очевидно) стал американский генерал Джордж Кастер. Путь к дамочке преграждали летящие сверху копья. Если у геймера хватало сноровки, то Кастер добирался до женщины и насиловал ее. Стоит ли говорить, какую реакцию в обществе вызвала эта история? И ведь это еще не самое смешное. В другом проекте геймерам в роли женщины предложили ловить губами... мужское семя.

    С другой — история компании закончилась крахом такого масштаба, что, когда Nintendo собралась выпускать Famicom в США, ей пришлось не только переименовать систему, но и изменить ее внешний вид. Просто чтобы покупателей не начали грызть сомнения и пугать призраки прошлого. В этом смысле Atari Box — прекрасный повод прикоснуться к золотой эпохе видеоигр. Эксперимент, который, как и в лучшие годы самой Atari, может обернуться как провалом, так и победой. Мы в Игромании искренне надеемся на второе. В конце концов, геймеры должны знать, откуда у их любимого развлечения полигоны растут.