• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Случается, что компания-поставщик становится не в состоянии продолжать поставки. В результате предприятию приходится срочно искать новых поставщиков и налаживать связи с другими предприятиями. Объем госзакупок увеличивается, что позволяет участникам быть конкурентоспособными и выигрывать торги. Как проводится тендер, нужно знать любой компании, зависимой от внешних поставок.

    Кто проводит тендеры на государственном уровне

    Чтобы понять систему рынка, следует ответить на главные вопросы:

    1. Как проводятся тендеры?
    2. Кто этим занимается?

    На всероссийском уровне тендерные торги проводит муниципалитет, что предусмотрено соответствующими законодательными актами. Также они могут проводиться специальными органами государственной власти. Основная цель такого общегосударственного мероприятия – поиски подходящей фирмы-исполнителя для заказов. При этом выигрывает тендер та компания, которая сможет предложить наиболее эффективные методы исполнения, включая условия поставок и т.д.

    На государственном уровне основным способом госзакупок является тендер. Гостендером называется специальный вариант выдачи госзаказа на поставки необходимых товаров. Также основой договора может быть предоставление специальных услуг или проведение ряда работ на основе конкретных условий, выдвинутых фирмой-заказчиком, в соответствующие сроки. Данная процедура подразумевает выведение экономического благополучия компании на конкурсной основе, что позволяет выиграть той фирме-исполнителю, чьи условия будут максимально выгодны заказчику.

    Как проходит тендер государственного уровня?

    Принципами государственного тендера являются равенство участников, их конкурентоспособность в условиях проведения конкурса и состязательность. Если компании не готовы бороться за необходимость получения контракта, то их пассивность не сможет дать им преимущества. Если фирма-исполнитель не желает участвовать в тендере, почувствовав, что данный уровень ей «не по зубам», она в любой момент может выйти из гонки за контракт.

    Каждая фирма-участник в процессе подготовки осуществляет определенные затраты на проведение ряда работ по подсчетам, статистике и разработке идей для конкурса. К сожалению, фирма-заказчик не сможет возместить эти финансовые моменты, поскольку каждый участник тендера работает на добровольной основе, при этом не только выигрыш имеет значение. Дело в том, что представлять свою конкурентоспособность на общегосударственном уровне уже является успехом на пути к выходу в лидеры по поставкам. Это привлечет инвесторов, готовых сотрудничать. Поэтому каждая компания знает, как проходят торги и какие выгоды от этого для заказчика и исполнителей.

    Общегосударственные тендеры бывают нескольких видов.

    Открытые мероприятия

    Такой вид конкурсов принято проводить при необходимости организации поставок на технику, товары или определенные услуги. При этом, участвовать в подобных конкурсах могут все поставщики, считающие себя правомочными.

    Как проводятся торги в открытом виде? Данный вариант мероприятия необходимо проводить по стандартным условиям с учетом распоряжений и правил, предусмотренных законодательно. При этом открытость на общегосударственном уровне позволяет всем желающим принять участие. Конечно, при таких ставках и на таком высоком уровне далеко не каждая фирма способна будет подать заявку, поскольку это требует определенных мощностей, навыков и ресурсов. К тому же фирма-заказчик всегда оставляет за собой право внести дополнительные условия конкурса, чтобы отсеять неподходящих претендентов.

    Закрытые

    Самыми выгодными являются именно такие конкурсы. Дело в том, что не каждая фирма-исполнитель знает о существовании такого тендера, что позволяет проводить его в узком кругу.

    Как проводить тендер в закрытом виде? Если речь идет об общегосударственном уровне, то, скорее всего, важна необходимость неразглашения. Государственная тайна заставляет фирму-заказчика самостоятельно тщательно выбирать претендентов, которым будет разослано предложение участия в конкурсе. После этого участвовать будут только те поставщики, которые вовремя подали заявки. Каждая фирма-исполнитель обязана сохранять строгую конфиденциальность как на протяжении конкурса, так и после подписания договора. Утечка информации будет считаться несоблюдением договора, что обойдется в круглую сумму в виде компенсации.

    Преимуществом участия в закрытых торгах является возможность получить большой заказ и постоянную работу с фирмой-заказчиком, что позволит компании-исполнителю выйти на высокий уровень экономики и мировой рынок.

    Как проходят на скрытой основе? Для закрытого госконкурса приглашаются компании, которые смогут обеспечить компактные поставки продукции или услуги специального характера. Однако участвовать могут только приглашенные поставщики, поскольку о самом тендере в СМИ не будет объявлено. Это дает гарантию конфиденциальности проведения конкурса, что позволит сохранить информацию втайне.

    Госзакупки на таких торгах необходимо согласовывать с госорганами, поскольку именно они выступают основными заинтересованными лицами, подтверждающими необходимость в . Претенденты должны вовремя предоставить полный свод документов в соответствии с запросами конкурса. Заявки проходят регистрацию, после чего предложенная продукция или услуга от каждой фирмы подлежат сверке на соответствие всем условиям. Какой поставщик предложил наиболее подходящие условия, с тем и будет подписан госконтракт.

    Одноэтапные конкурсы

    Отличаются простотой и оперативностью проведения:

    1. Проведение конкурса оперативно в один этап возможно в том случае, если закупку можно сделать у одного поставщика.
    2. Такой конкурс предпочтительней, если речь идет о небольших объемах закупки.
    3. Проведение в один этап выгодно на местном уровне, если среди двух-трех возможных поставщиков необходимо выбрать одного.
    4. Одноэтапные конкурсы можно проводить в случае, если само проведение чисто символическое, а на самом деле есть только один реальный представитель на должность исполнителя закупок и заключения договора.

    Как провести тендер среди поставщиков в один этап? Собственно конкурс в таком случае нецелесообразен, однако его проводят только для того, чтобы наглядно продемонстрировать честность фирмы-заказчика и ее готовность сотрудничать со всеми, кто способен будет обеспечить выполнение всех условий договора, включая необходимые объемы поставок.

    Двухэтапные

    Подобные мероприятия проводят при необходимости выхода на международный рынок и обеспечения госзакупок достаточно сложной, нетипичной продукции. В роли товара в таком случае могут выступать научные труды, исследовательские работы, технологические разработки или архитектурно-конструкторские работы.

    Как проводить двухэтапные тендеры?

    Как проводятся тендеры на закупку

    Проведение такого мероприятия зависит от разновидности закупок и необходимых товаров. В результате этого они могут быть закрытыми, открытыми, проходить в форме аукциона и т.д. Если речь идет об открытом гостендере, то здесь участие принимают только те исполнители, которые сумели вовремя откликнуться на приглашение участвовать. В таком случае, особенности проведения зависят только от заказчика.

    Документы

    В тендерной документации указывается расписание проведения конкурса, требования, необходимая квалификация фирм-исполнителей. Кроме комиссии, от фирмы-заказчика могут быть приведены независимые эксперты, которые смогут дать более точную оценку товаров и услуг. Путем голосования будет определен победитель конкурса. С ним в дальнейшем компания подпишет договор государственного образца.

    Как можно поучаствовать в гостендере

    Многих потенциальных участников интересует, как проводят государственные тендеры и как в них поучаствовать. Чтобы принять участие в подобном конкурсе, надо для начала подать заявление. Дело в том, что подобные тендеры проводятся открыто, что дает возможность любой фирме-исполнителю принять участие (исключение составляют государственные тайны). Чтобы в конкурсе не принимали участие компании, неспособные выполнить контракт в дальнейшем, от каждого участника требуется подать заявку, к которой будет соответствующее обеспечение в виде банковской гарантии или

    Желающие принять участие в проводимых тендерах в сроки, указанные на сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонам, указанным в публичном объявлении (дополнительной информации). Для участия в тендере претендент должен представить следующие документы (сведения об организации):

    Заявку на участие в тендере (первоначально копия заявки для регистрации направляется по факсу, с указанием структурного подразделения, разместившего сообщение о проведении тендера);

    Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

    Копия выписки из Устава: наименование, адрес, исполнительный орган и его права;

    Копия решения о назначении исполнительного органа;

    Копия лицензии (при необходимости);

    Копию сертификата стандарта качества ISO 9001 (если имеется);

    Конкурсное предложение (копия вместе с заявкой по факсу).

    Конкурсное Предложение состоит из двух частей:

    Техническая часть:

    В техническом предложении должна содержаться исчерпывающая информация о товаре (выполняемых работах, услугах), о качестве продукции (соответствия ГОСТ, ТУ, СПиП и иных характеристикам); отсутствие какой-либо информации по перечисленным вопросам будет расцениваться как невыполнение требований технических условий.

    Коммерческая часть:

    Коммерческая часть предложения должна содержать сведения о цене предмета тендера с обязательным указанием общей стоимости. Здесь указываются также условия оплаты (расчетов) и возможные скидки; объемы и сроки поставок (выполняемых работ, оказываемых услуг); условия поставки (выполнения работ, оказания услуг), отнесения расходов по доставке товара.

    Тендерные комиссии при принятии решения руководствуются следующими критериями:

    Цена товара (работ, услуг) и условия оплаты (предоплата, отсрочка);

    Качество товара (работ, услуг);

    Обеспеченность предприятия техническими средствами;

    Наличие собственных разработчиков и исследовательской базы у предприятия;

    Финансовое состояние предприятия .

    Конкурсные предложения должны быть действительны в течение 30 дней после даты проведения тендера.

    Все представленные конкурсные предложения и включенные в них документы после их рассмотрения не возвращаются Участникам тендера. Участники тендера, получившие тендерную документацию должны обращаться с ней как с конфиденциальным документом и не имеют права разглашать информацию, касающуюся тендера, какой-либо третьей стороне без получения на это предварительного письменного согласия Организатора тендера. Организатор оставляет за собой право выбрать победителем любого Участника тендера, в том числе, и в случае если предложенная участником цена выше, чем у других участников тендера, а так же отклонить любое Конкурсное предложение, либо все Конкурсные предложения без объяснения участникам тендера причин такого решения. В случае если самая низкая цена предмета тендера, предложенная Участниками тендера, превышает расчетную стоимость Организатора, Организатор будет вправе отклонить все Конкурсные предложения и провести повторный тендер. Размещение в сети интернет сообщения о проводимом тендере не являются офертой. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением Конкурсного предложения, несет Участник тендера.

    Сроки представления Конкурсных предложений указываются в публичном объявлении, размещенном на сайте. Конкурсные предложения, полученные позднее вышеуказанного срока, рассматриваться не будут. Само по себе проведение конкурсных торгов или тендера являются открытым процессом. Претенденты имеют возможность представить, защитить, а также обосновать собственные тендерные предложения. Одним из условий торгов является срок сдачи предложений для участия в торгах. Не позднее этого времени все участвующие в торгах фирмы (оференты) подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет.

    Предложения представляются в закрытых опечатанных конвертах (часто двойных), чтобы избежать досрочной утечки сведений, которыми могут воспользоваться конкуренты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, на внутреннем - номер тендера, его название (цель) и дата, установленная для приема документов. Следующий этап проведения торгов - сравнение поданных предложений, подведение итогов и определение победителя. В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура вскрытия пакетов с предложениями может быть осуществлена в условиях гласности, в присутствии всех участников торгов, представителей средств массовой информации. Такие торги называют гласными.

    При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на закрытом заседании. Выбор победителя торгов может последовать сразу за вскрытием и оглашением поступивших предложений в том случае, когда преследуется цель выбрать предложение с самыми низкими ценами при прочих равных условиях. Однако чаще всего для принятия решения о выборе поставщика (подрядчика на строительство объекта) требуется время, чтобы внимательно проанализировать поданные предложения и отобрать то из них, которое наилучшим образом соответствует целям торгов. Срок, в течение которого тендерные комитеты изучают и анализируют предложения оферентов (оферты), зависит от объема информации (технической, коммерческой и др.), которую предстоит проанализировать, обычно - от нескольких недель до нескольких месяцев. Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов может быть гласным, а может быть и закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства информации.

    Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме. Оферент, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается.

    С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами .

    Стандартизированный цикл работы над проектом «проведение тендера».

    1 этап. Формирование внутри компании списка задач выносимых на тендер и согласование типа организаций принимающих в нем участие. Принятие решения о проведении тендера.

    Как показывает практика этот этап совсем не лишний, поскольку от того насколько единым будет понимание задач, выносимых на тендер, различными сотрудниками компании, зависит скорость принятия решения по всем последующим этапам работ. Не плохо так же достигнуть взаимопонимания по вопросам, какого рода и масштаба поставщики будут приглашены к участию в тендере, открытым или закрытым он будет.

    2 этап. Создание «Брифа» (Приглашение к участию).

    На этом этапе сотрудник, ответственный в компании - заказчике за подготовку и проведение тендера, должен изложить в едином документе цели проекта (проведения тендера) и требования к участникам соревнования.

    Такой бриф (Приглашение к участию) затем будет направлен потенциальным участникам тендера для рассмотрения.

    Стандартный бриф предполагает следующий состав:

    Описание компании-заказчика

    Постановка проблемы

    Описание желаемого результата

    Требования к участникам тендера

    Описание формы подачи заявки (критерии документа)

    Критерии оценки претендентов

    Сроки проведения тендера

    Каждая часть из этой заявки является осмысленной и функциональной частью документа. Разумеется, что ваша компания может оказаться от любой из них, или нескольких сразу, но это, лишь затруднит ваше общение с потенциальными поставщиками решений.

    3 этап. Выбор компаний - участников.

    Теперь, после формирования брифа, вы можете смело приглашать к участию в тендере заинтересованные организации. Обычно, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два - три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.

    Как же определить состав компаний - участников для тендера?

    Существует открытый тендер, к участию в котором вы приглашаете все организации, отвечающие требованиям. Открытый тендер объявляют через специализированные СМИ, Интернет сайты или профессиональные сообщества. Такой вид проведения тендеров должны использовать, например, государственные организации.

    Закрытый тендер предусматривает приглашение участников компанией-организатором. Для приглашения к участию в первом этапе, компании участницы, отбираются по значимым для организатора критериям. Теперь, объявив о начале тендера, вы с нетерпением ждете получения первоначальных заявок.

    4 этап. Уточнение позиций.

    На этом этапе работ, компании, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, будут обращаться к вам за дополнительной информацией. Уточнять ваше видение проблемы и желаемые пути ее решения. Для того, что бы окончательные предложения участников выглядели не только персонализированными, но и осмысленными, вам потребуется потратить на обсуждение некоторое количество времени. Вот тут-то вы и вспомните о разумном ограничении числа участников тендера, о котором писалось выше.

    В том случае, когда тендер намечен двух этапный после рассмотрения предварительной заявки, компании вышедшие во второй тур, готовят итоговые документы.

    5 этап. Презентация итоговых Предложений.

    В такой ответственный момент сухим документом не обойтись финалистов конкурса приглашают на встречу в компанию организатор. Именно на этой встрече, презентуя свое решение, представители провайдера и имеют возможность убедить вас в том что их решение единственно правильное.

    И если работы по предыдущим этапам могли проводиться силами одного двух сотрудников соответствующего подразделения, то на итоговую презентацию приглашаются руководители тех подразделений, которые будут выступать у вас внутренними заказчиками по проекту.

    6 этап. Окончательный отбор.

    После проведения презентаций, и внимательного изучения полученного предложения, ответственные руководители вашей компании коллегиально принимают решение о выборе того или иного поставщика. В некоторых компаниях это решение принимается на совещании, с помощью устного обсуждения и уточнения мнения внутренних заказчиков. В других более формальных случаях, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

    7 этап. Объявление победителей.

    Это, несомненно, самый приятный и волнующий этап для всех участников. К сожалению, в российской практике часто оказывается что компании, не выигравшие тендер, узнают о его завершении, когда их конкурент уже во всю работает над проектом. Согласитесь, такое поведение не украшает Заказчика. Хорошим тоном считается на общем собрании или через СМИ (при открытом тендере) или в персональном порядке (если тендер был закрытый) оповестить всех участников о завершении работ и выборе окончательного поставщика решений .

    Как видно, работа над тендером не представляет непреодолимых проблем с точки зрения организации. Главная сложность в этом процессе кроется именно в осознании заказчиком решаемой проблемы и выборе адекватного решения. И если вы хотите найти самое экономичное решение вашей задачи, то наверное стоит говорить лишь о сравнении цен на одинаковые услуги.

    19.02.2013 01:54

    Цель тендера — выбрать такого поставщика товаров (услуг), который сможет удовлетворить все Ваши требования (по стоимости, срокам поставки, количеству товара и др.). При этом нужно иметь в виду следующее:

    • Проведение серьезного тендера занимает не менее месяца, и, возможно, промедление сыграет важную роль в Вашем бизнесе. Так, не купив оборудование или не обратившись за услугой вовремя, Вы через месяц можете потерять клиента, а с ним и доход.
    • Организовывать тендер надо лишь при существенных закупках. По моему опыту, сумма должна быть не менее 10 тыс. долл. США. Если речь идет о меньших суммах, Ваши подчиненные должны самостоятельно находить более дешевые варианты, общаясь с будущими или нынешними партнерами.

    Оцените ситуацию и, если Вы располагаете временем на проведение тендера, воспользуйтесь этой формой выбора партнера. Чтобы эффективно организовать тендер и достичь поставленной цели, необходимо сделать несколько шагов (см. также: Какой тендер можно провести ).

    Какой тендер можно провести

    Открытый тендер — это публичная акция, в ее ходе Ваша компания достаточно широко освещает свои ближайшие рыночные намерения. Вы формулируете задачу, описываете рыночную ситуацию и условия, которым должно соответствовать решение задачи. После этого информация о тендере распространяется в открытых источниках.

    Открытый тендер я рекомендую проводить, если сумма заказа очень велика (например, речь идет о строительстве здания). Открытый тендер обеспечит максимальную прозрачность для акционеров при выборе партнера и принятии решения, значительно снизит вероятность того, что на итоги повлияет материальная заинтересованность Ваших подчиненных (проще говоря — будет получен откат).

    Закрытый тендер предполагает, что Вы или тендерная комиссия проводите предварительный отбор участников (как правило, не более пяти-шести компаний), знакомитесь с их представителями, рассказываете о своих планах.

    Объявления о проведении закрытых тендеров не публикуются, приглашения направляются в индивидуальном порядке. Обычно в закрытых торгах участвуют наиболее крупные фирмы или их консорциумы.

    Такой тендер лучше проводить, если Вы ограничены во времени и знаете рынок профессиональных компаний в рассматриваемой области. В противном случае (при открытом тендере) Вам придется потратить время на изучение опыта и уровня компаний, оценить риски взаимодействия с потенциальными партнерами, которые желают участвовать в тендере. Все это приводит к увеличению сроков.

    Тендер нужно проводить, если стоимость закупки (одноразовой или за год) превышает некоторую фиксированную сумму. Ее каждая компания устанавливает исходя из своих интересов и рисков при закупке. В нашей компании на тендерной основе закупаются сырье для производства, компьютерное оборудование, офисная техника и мебель, машины для автопарка, а также выбираются компании, оказывающие услуги (в сфере подбора персонала, PR и др.).

    Оптимальный срок проведения тендера у нас не определен. В зависимости от сложности и суммы закупки тендер длится от двух недель до двух месяцев. Чем сложнее тендер, чем большее количество поставщиков в него вовлечено, тем больше времени уходит на анализ предложений и принятие окончательного решения. Но если тендер затягивается, то это сигнал о том, что в процессе его организации что-то было сделано неправильно.

    Шаг 1. Организация тендерной комиссии

    Тендерную комиссию Вы можете создать на временной основе или на постоянной (если тендеры Вы проводите регулярно). Состоять она должна из экспертов и представителя отдела, которому необходим данный товар. Роль председателя комиссии желательно взять на себя Генеральному Директору компании-заказчика. В качестве экспертов могут выступать как специалисты Вашей компании, так и Ваши знакомые или консультанты. Главное, чтобы они хорошо разбирались в той сфере деятельности, в которой Вы проводите тендер.

    1. Старайтесь больше общаться со своими директорами. Еще до начала тендера сформулируйте вместе с ними четкие требования, в соответствии с которыми будет проводиться выбор.
    2. Создавать постоянную комиссию не всегда эффективно, так как приглашенные эксперты не могут разбираться во всех сферах. Лучше корректировать состав комиссии в зависимости от целей и области, где проводится тендер.
    3. Ваша задача — обеспечить такие условия работы комиссии, чтобы быть уверенным: закупка соответствует потребностям Вашего бизнеса. Постарайтесь создать здоровый конфликт интересов между комиссией и поставщиками, участвующими в тендере.

    Рассказывает практик

    Елена Денисова | Финансовый директор проекта Chateau le Grand Vostock, Краснодарский край

    Справка

    Проект Chаteau le Grand Vostock (Шато ле Гран Восток) — уникальный российско-французский проект по производству в России вин европейского стандарта качества. Включает полный производственный цикл: выращивание винограда, закладка, старение вина во французских бочках, розлив в бутылки, а также дистрибуцию.

    Генеральным Директорам небольших компаний я рекомендую лично контролировать весь процесс (от создания тендерной комиссии до принятия решения). К примеру, наше предприятие проводило тендер, чтобы выбрать генподрядчика на строительство завода в Краснодарском крае. Я участвовала в подготовке тендерного задания, выборе партнеров и принятии окончательного решения.

    По своему опыту могу сказать: если Генеральный Директор является руководителем проекта и председателем тендерной комиссии, именно он должен ежедневно контролировать проведение тендера.

    Генеральный Директор, у которого в подчинении есть заместители по экономике и финансам, маркетингу, по стратегическому развитию и др., проведение тендера может передать подчиненным. В этом случае Вам отведена роль главного эксперта, который, получив информацию об участниках, может вынести окончательное решение. При необходимости Вы можете встретиться с понравившимися кандидатами.

    Тендерная комиссия включает в себя руководителей подразделений или менеджеров — в зависимости от объема и характера тендера, степени вовлеченности подразделений в тендерный процесс. Наш Генеральный Директор не участвует в работе тендерных комиссий, но контролирует ее. Если тендер проводится на суммы от одного миллиона долларов США, он обязательно знакомится с заявками и результатом, если же речь идет о меньших суммах — по своему усмотрению.

    В нашей компании в тендерную комиссию всегда входят минимум три сотрудника: заказчик, его руководитель и менеджер по закупкам. К участию в тендере приглашаются не меньше трех работающих с компанией и потенциальных поставщиков продукции (услуг).

    Поскольку один из принципов управления нашей компанией — делегирование полномочий от высшего звена к исполнителю, то Генеральный Директор участвует в работе тендерной комиссии лишь при закупках свыше определенных сумм или при выборе поставщика наиболее существенных для компании услуг (продукции). Чаще всего участие Генерального Директора минимально — на уровне эксперта.

    Шаг 2. Разработка тендерного задания

    В тендерном задании члены комиссии должны перечислить все требования к приобретаемой продукции (услуге). Этот документ позволит Вашим партнерам подготовить более полную информацию, а Вам — сравнить показатели поставщиков.

    Советы Генеральному Директору:

    1. Если стратегия развития Вашей компании позволяет определиться с объемами рассматриваемой сделки на два-три года вперед, то обязательно укажите это в тендерном задании.
    2. Постарайтесь максимально точно сформулировать технические требования к приобретаемому товару (услуге) и необходимые характеристики. Это позволит Вам быстрее сравнить поступившие предложения, а следовательно, сократит время на проведение тендера.
    3. Не указывайте в задании ненужные детали. Помните: излишняя детализация может затянуть тендер.

    Рассказывает практик

    Виктор Марченко | Руководитель по закупкам компании «3М Россия», Москва

    Тендерное задание состоит у нас из следующих пунктов: письмо, приглашающее к участию в тендере, спецификация продукции или услуги, критерии оценки и вес каждого критерия, состав комиссии, сроки проведения тендера, требования к тендерной документации.

    Анатолий Кулиш | Коммерческий директор компании «Комус», Москва

    В нашей компании тендерное задание (бриф) включает следующие параметры: сроки проведения, формат принимаемой заявки от участников, условия определения победителей, задачи проекта и ожидаемый результат, бюджет проекта, прочие условия (механизмы финансирования, замера результатов и др.)

    Шаг 3. Выбор партнеров

    Комиссия должна разослать тендерное задание Вашим потенциальным партнерам. Так она, во-первых, пригласит их участвовать в тендере, во-вторых, сможет провести мониторинг цен на рынке: Вы поймете, кто завышает маржу, а кто — нет. Например, я стараюсь привлечь не более трех — шести компаний. Причем в этот список входят как крупные предприятия, так и небольшие. Парадокс заключается в том, что иногда последние имеют большее влияние на производителя оборудования и обладают самым главным качеством — гибкостью (в отличие от крупных компаний). Именно поэтому у лидеров рынка цены зачастую выше.

    Когда у тендерной комиссии появились первые результаты, их надо проанализировать и попытаться понять, кто хочет заработать на Вашей компании, а кто — действительно стать Вашим партнером. Не стесняйтесь задавать любые вопросы. Изучая презентации, делайте пометки — они Вам очень пригодятся при коллективном обсуждении тендерной документации.

    Советы Генеральному Директору:

    1. Постарайтесь установить личный контакт с поставщиком. Встретьтесь с ним, расскажите о своих планах по закупкам. Это позволит выяснить, кто из партнеров действительно готов бороться за Вашу компанию и предложить наилучшие условия, кто из них более тесно общается с производителем. В итоге Вы сможете получить не только скидку от продавца, но и дополнительный бонус от производителя.
    2. Если в России нет представительства интересующей Вас компании-поставщика, поручите подчиненным отправить письма с предложением о сотрудничестве в европейское представительство компании или в центральный офис. Как правило, это приводит к положительному результату.

    Говорит Генеральный Директор

    Сергей Митрофанов

    В процессе поиска потенциальных участников тендера стоит обращать внимание и на небольшие компании, которые готовы взяться за Ваш проект или предложить необходимую услугу (товар). Не говорите сразу «нет», сначала узнайте, кто именно там работает. Часто из крупных компаний уходят высококлассные профессионалы и организуют свой бизнес; сотрудничество с ними принесет хорошие плоды и, что немаловажно, обойдется дешевле.

    Шаг 4. Переговоры с поставщиком, получение скидок

    После анализа предложений и выбора потенциальных претендентов тендерная комиссия должна начать активную работу с ними по снижению стоимости. Генеральному Директору полезно знать следующие моменты в работе комиссии:

    • Рычаг воздействия на претендентов для получения скидок — тендерные предложения от других поставщиков.
    • Комиссии необходимо конструктивно подходить к общению с продавцом и производителем. Ищите недостатки у поставщика и в его решениях, а также риски, которые могут повлиять на дальнейшее общение с продавцом и производителем.
    • Комиссии еще до окончания тендера следует изучить стандартные условия договора. Затем, абстрагируясь от договора, члены комиссии должны плавно подвести поставщика к тем условиям, которые удовлетворят обе стороны.

    Совет Генеральному Директору. Вы лично должны контролировать ход переговоров. Если видите, что без Вашей помощи дополнительного витка взаимоотношений не получится, включайтесь в переговоры. Тем самым Вы подчеркнете интерес к партнеру, который будет вынужден сделать ответный шаг. Но замечу, что таким образом подтолкнуть переговоры обычно удается лишь один раз.

    Говорит Генеральный Директор

    Сергей Митрофанов | Генеральный Директор по России и странам СНГ международного консалтингового бюро Brandflight, Стокгольм — Лондон — Москва

    Бывает, что решение Ваших задач лежит на стыке предложений двух участников тендера. Это усложняет задачу. Но тендер для того и проводится, чтобы найти оптимальное решение. Порой использовать в проекте двух партнеров — гораздо эффективнее. К примеру, в рекламном и коммуникационном бизнесе это случается достаточно часто.

    Шаг 5. Проверка партнеров

    Перед окончательным выбором партнера нужно убедиться, что обещания будут им выполнены. Существует несколько способов проверки контрагентов: публичный, закрытый и сарафанное радио.

    Публичный способ. Проверка заключается в поиске информации в Интернете и прессе. К сожалению, таким образом Вы не всегда получите стоящие сведения, но кое-что, безусловно, понять можно. Так, любая уважающая себя современная компания заботится о своем «лице» в Интернете. Обратите внимание на корпоративный веб-сайт, качество его оформления. Уровень сайта будет говорить о том, как именно компания позиционирует себя на рынке. Однако я не раз сталкивался с профессиональными компаниями, совершенно не занимающимися самопиаром. По их словам, хороший товар в рекламе не нуждается.

    Закрытый способ. Попросите у предполагаемого партнера информацию о его реализованных проектах, а также перечень клиентов (можно и без контактных данных). Например, я самостоятельно ищу контактных лиц в компаниях, представленных партнером, и получаю отзывы. На мой взгляд, это самый объективный способ проверки.

    Сарафанное радио. Позвоните знакомым и партнерам, узнайте их мнение о Ваших будущих поставщиках. Как правило, это не более чем слухи. Однако порой и среди слухов встречается правдивая полезная информация

    Анатолий Кулиш | Коммерческий директор компании «Комус», Москва

    Подводя итоги тендера, мы проверяем новых партнеров, рассматриваем их кредитную историю, место и репутацию на рынке, собираем рекомендации. Представление итогов своих работ для других заказчиков, их координат и рекомендаций обычно включается в условия участия в тендере.

    Шаг 6. Принятие решения

    Итак, основные шаги сделаны. Теперь на основании полученной информации тендерная комиссия должна принять окончательное решение.

    Советы Генеральному Директору:

    1. Обязательно присутствуйте на итоговом заседании тендерной комиссии.
    2. Дайте возможность высказаться каждому члену комиссии.
    3. Постарайтесь подвести комиссию к самостоятельному решению и единому мнению. В противном случае Вы должны быть готовы к тому, что окончательное решение придется принимать Вам.

    Говорит Генеральный Директор

    Сергей Митрофанов | Генеральный Директор по России и странам СНГ международного консалтингового бюро Brandflight, Стокгольм — Лондон — Москва

    Будучи не только организатором, но и участником тендера, советую не затягивать с принятием окончательного решения о выборе партнера. Подготовка тендера, составление тендерного задания и приглашение участников могут занимать столько времени, сколько Вы сочтете нужным. Однако, отсеяв неподходящих и оставив двух-трех лучших, постарайтесь сообщить им о Вашем решении в кратчайшие сроки. Если Ваши раздумья продолжатся месяц, а то и два, участники тендера просто могут отказаться с Вами сотрудничать.

    Бывает, что в процессе уточнения появляются новые неприемлемые для нас условия со стороны подрядчика. Тогда мы обращаемся к другим устраивающим нас заявителям либо проводим новый тендер.

    Тендер – способ выбора поставщика заказчиком на конкурсной основе. Чем выгоднее предложение поставщика, тем больше вероятность того, что именного этого поставщика выберет организатор. Процедура проведения тендеров в России утверждена законодательством во избежание всевозможных нарушений с обеих сторон торгов. Правила проведения торгов едины для всех. Нарушение одного из положений ведет за собой дисквалификацию поставщика или закрытие конкурса, если нарушившая сторона – заказчик.

    Этапы проведения тендеров на закупку

    Правила проведения тендеров в России обязывают проводить конкурс в несколько этапов:

    • создание задач и условий для дальнейшей работы победителя;
    • выбор типа тендера: аукцион или конкурс;
    • создание «брифа», т.е. краткое перечисление задач и требований;
    • подтверждение списка участников;
    • определение победителя и заключение контракта с ним.

    Бриф включает в себя информацию о деятельности организатора, цели, которые преследует заказчик, желаемый результат, основные требования, список документов для участия в конкурсе, оценочные критерии и временные рамки.

    Если тендер проходит в виде конкурса, то для первого этапа происходит отбор 5-10 участников. Далее следует выбор лучших претендентов на победу. Тендер в форме аукциона требует меньшего количества участников. В этом случае обычно соревнуются 3-4 компании.

    Процедура проведения и правила тендеров в России

    Проведение тендеров на закупку государственного уровня подразумевает равенство всех участников и их конкурентоспособность. Тендеры бывают двух типов: открытые и закрытые. Этапы проведения тендера в обоих случаях аналогичные. Различие состоит в том, что в закрытых тендерах могут принимать участие только поставщики, получившие специальные приглашения от заказчика. Проведение тендеров может быть двух видов:

    • одноэтапные;
    • двухэтапные.

    Одноэтапное проведение тендера включает в себя выбор поставщика сразу после поступления всех заявок. Одноэтапный конкурс рационален при небольших объемах закупки и при малом количестве участников тендера. При наличии только одной заявки на участие тендер имеет чисто символическое проведение, так как победитель уже очевиден.

    Двухэтапные тендеры проводятся при большом количестве заявок на участие и при выходе конкурса на международный уровень. Также они проводятся при нетипичной продукции в качестве заказа, например, интеллектуальной собственности.

    Закон о проведении тендеров

    Тендеры – коммерческая деятельность (в случае организации частным лицом, а не муниципалитетом), которая регулируется законодательством. Закон о проведении тендеров определяет строгий и единый порядок проведения конкурса для регулирования и сохранности экономической ситуации в России. Закон создан во избежание правонарушений во время торгов. Задачи закона следующие:

    • стимулирование здоровой конкуренции;
    • предотвращение возможной коррупции;
    • гарантирование прозрачности и гласности процесса проведения торгов;
    • регулирование направления целевых и нецелевых средств.

    Для проведения тендеров необходимо подготовить пакет документов. При самостоятельном составлении положений тендера можно допустить обидные ошибки. Особенно это актуально для тех, кто проводит тендер впервые.

    Компания «Правовое решение» поможет в оформлении документов, даст грамотную консультацию и сопроводит весь процесс торгов. Для поставщиков обращение в специализированные компании гарантирует преимущество при подаче документов на конкурс, так как правильное составление конкурсного текста повышает шансы на победу.

    Участие в госзакупках приобретает всё большую популярность. Крупные компании, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, физические лица становятся поставщиками госзакупок. В госзакупках участвуют заказчик и поставщики. Заказчиком является федеральное и муниципальное учреждение, которое приобретает для своих нужд товары, работы или услуги на средства, выделяемые из госбюджета. Поставщиком можно стать, выиграв тендер. Тендер - это электронная процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы. Из допущенных к процедуре выбора поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

    Тендеры пришли в российскую практику госзакупок и муниципальных закупок из мировой торговли, где были разработаны чёткие правила и процедуры. Как конкурсные процедуры, тендеры удобны государству для контроля бюджетных средств. Они позволяют чиновникам отчитаться перед государством, почему был выбран тот или иной поставщик товаров или услуг. Система тендеров была задумана для того, чтобы исключить сговор заказчика и поставщика и обеспечить конкурентную среду - основу рыночных отношений.

    Какие выгоды получает поставщик? Победитель тендера приобретает заказ с гарантированным размером оплаты. Победить в тендере - значит стать лидером в своём сегменте рынка, обеспечить устойчивый рост компании. Участие и победа в тендере для производителей и поставщиков - это импульс к дальнейшему развитию бизнеса, ведь компания получает внушительный заказ на свою продукцию, который может исчисляться несколькими миллионами рублей.

    Государственные закупки проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, иногда их называют корпоративными закупками.

    Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

    Инструкция для поставщика

    Как подготовиться

    Пакет документов на участие в госзакупках формируется приблизительно в течение 20 дней. Срок, отведенный для подачи участниками заявок бывает и того меньше. Для подготовки лучше заранее разработать план мероприятий для участия компании в закупках, установить сроки их проведения и круг ответственных лиц. Разобраться в вопросе поможет изучение документации нескольких интересующих закупок, публикуемых в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

    ШАГ 1. Изучение 44-ФЗ

    Скажем сразу - 44-ФЗ легким для изучения законом не назовешь, и все же необходимо приложить усилия и внимательно изучить прописанную 44-ФЗ процедуру выбора поставщика - это своеобразный алгоритм того, что, в какие сроки и каким образом необходимо делать участнику госзакупок.

    ШАГ 2. Выбор электронной площадки

    Необходимо выбрать электронную площадку для участия в электронном аукционе из 8 электронных торговых площадок, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов. К шести работающим на сегодняшний день операторов электронных площадок добавятся с 1 октября 2018 г. электронные площадки «ТЭК - Торг» и «Электронная торговая площадка ГПБ». В перечень электронных площадок входят следующие:

    1.АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
    2.АО «Единая электронная торговая площадка»;
    3.АО «Российский аукционный дом»;
    4.АО «ТЭК — Торг»;
    5.АО «Электронные торговые системы»;
    6.ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
    7.ООО «РТС — тендер»; ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
    8.ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» — специальная площадка для госзаказа.

    ШАГ 3. Получение электронно-цифровой подписи

    Электронная цифровая подпись позволяет присвоить электронному документу юридический статус, равноценный юридическому статусу обычного документа, на котором стоит подпись уполномоченного лица и печать организации.

    Процедура получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в одном из Авторизованных удостоверяющих центров, входящих в пространство доверия выбранной площадки. Она занимает от 2 до 5 рабочих дней. Список удостоверяющих центров можно узнать на сайте выбранной электронной площадки. В офисе удостоверяющего центра необходимо будет получать сертификат, поэтому выбор должен быть сделан в пользу близлежащего удостоверяющего центра.

    Сертификаты ЭП, полученные в Авторизованных удостоверяющих центрах, подходят для использования на всех Электронных торговых площадках, отобранных в целях проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных нужд, а также на площадках, работающих в рамках закона № 223 ФЗ о закупках государственных корпораций и естественных монополий.

    Вы можете связаться с call-центом Ассоциации электронных торговых площадок для поиска ближайшей точки выдачи ЭЦП.

    Для этого Вам необходимо заполнить регистрационную карту или позвонить по федеральному многоканальному телефону 8-800-2000-100.

    ШАГ 4. Подготовка документов

    Участник направляет оператору ЭТП информацию, указанную в ч. 2 ст. 61 44-ФЗ, а именно:

    Для физических лиц: заявление, которое формируется в электронном виде; 1-20 страницы паспорта (только для физлиц); адрес электронной почты.

    Индивидуальные предприниматели дополнительно к этому предоставляют: копию выписки из Единого государственного реестра (она должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев до момента подачи запроса); ИНН; доверенность на получение регистрации и осуществление действий, если от имени участника закупки действует иное лицо.

    Для юридического лица дополнительно ко всем предыдущим пунктам: копии учредительных документов (устав или договор, в зависимости от организационно-правовой формы); копии документов, подтверждающих полномочия лица (решение о назначении руководителя на должность); решение об одобрении и совершении сделок с указанием ее максимальной суммы.

    Необходимые документы должны быть переведены в электронный формат (отсканированы). К ним площадки устанавливают определенные требования: объем до 12 мегабайт; допустимые форматы —.doc,.docx,.pdf,.txt,.rtf,.zip,.rar, xls, xlsx, xps, jpeg,.jpg,.gif,.png.

    ШАГ 5. Установка необходимого программного обеспечения

    Установка может быть выполнена как своими силами, так и силами специалистов удостоверяющего центра.

    Для успешного прохождения процедуры регистрации необходимо настроить персональный компьютер. Алгоритм настройки прост:
    1.Установить браузер Internet Explorer 11 или выше.
    2.Скачать и запустить Программу для настройки корректной работы на ЭТП.
    3. Установить любой из криптопровайдеров: Крипто-Про 3.6 или выше, LISSI 1.3.6, Сигнал-КОМ.
    4.Установить сертификат электронной подписи, который вам выдал удостоверяющий центр при получении ЭЦП.
    5. Настроить ЭЦП.

    ШАГ 6. Аккредитация на ЭТП

    Процесс аккредитации на ЭТП бесплатный при наличии сертификата ЭЦП, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре. Если поставщик серьезно намерен зарабатывать на госконтрактах, то целесообразно аккредитоваться на всех ЭТП. Это связано с тем, что закупки не дублируются. Аукцион может быть проведен только на какой-то одной площадке. Чтобы подавать заявки на участие в закупке, нужно получить допуск именно к той ЭТП, на которой она проводится.

    Срок рассмотрения заявления на аккредитацию составляет не более чем пять рабочих дней. При принятии оператором электронной площадки решения об отказе в аккредитации - участник размещения заказа, после устранения указанных замечаний, вправе вновь направить заявление на аккредитацию. Аккредитация предоставляется на три года.

    ШАГ 7. Поиск торгов и подача заявки

    Закупки по № 44-ФЗ размещены на нашем сайте. При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти интересующие тендеры по таким критериям, как регион поставки, диапазон начальной цены заявки, наименование заказчика. Важно внимательно изучить требования закупочной документации и корректно подать заявку.

    ШАГ 8. Внесение обеспечения

    Внесение обеспечения Закон о контрактной системе (ст.44 № 44-ФЗ) обязывает заказчика устанавливать размер обеспечения заявок при проведении аукционов. Эти средства подтверждают серьезность намерения участвовать в процедуре и заключить контракт. Участник перечисляет их на свой лицевой счёт, который открывает одновременно с аккредитацией на электронной торговой площадке (ЭТП).

    Обеспечение заявок стало меньше. А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

    От 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
    . от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
    . 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

    Таким образом, для участия в торгах необходимо иметь нужную сумму на площадке. В момент отправки предложения сумма обеспечения блокируется. Однако это не означает, что вы можете участвовать только в одной процедуре. Участник сам решает, сколько средств находится у него на счету. И только их общий объем ограничивает число аукционов, на которые можно подать предложения. Главное, чтобы денег хватило на обеспечение по каждому. Обращаем внимание, что сумма блокируется, но не тратится. Возможность пользоваться заблокированными деньгами возобновляется при отзыве предложения, отказе в допуске к участию в закупке, после подведения итогов.

    Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.

    ШАГ 9. Процедура электронных торгов

    Длительность этого этапа может продолжаться от нескольких минут до 48 часов. Каждый участник должен заранее предусмотреть примерную стоимость своих услуг или товаров, до которой он готов торговаться.

    ШАГ 10. Подписание контракта

    Победителем торгов становится участник, подавший предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и предложивший лучшие условия.

    ШАГ 11. Приёмка исполнения контракта

    Приемка исполнения контракта по 44-ФЗ осуществляется согласно правилам и срокам, указанным в контракте (п. 13 ст. 34 44-ФЗ). Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может выразить свой отказ. По результатам подписывается акт приемки либо составляется мотивированный отказ.

    Какие советы пригодятся новичку, желающему участвовать в тендерах?

    1. осваивайте производство востребованных, социально значимых товаров;
    2. начинайте подготовку к участию в тендерах через изучение законодательства по госзакупкам;
    3. совершенствуйте свою техническую подготовку к работе на электронных торгах;
    4. подготовьте финансовое обеспечение для участия в госзакупках;
    5. внимательно изучайте конкурсную документацию компаний-заказчиков;
    6. правильно оформляйте необходимые документы.