• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Царские червонцы самые воспроизводимые/подделываемые в мире. "Итальянец" - это новодел РСФСР 1920-ых годов, имитирующий монету в 10 рублей Николая II и предназначенный для оплаты товаров на западе и внешней торговли с зарубежными странами, т.к. советские червонцы не брали по идеологическим причинам.

    Владимир Рзаев в своей книге "Загадки российской нумизматики" так описывает "итальянцев":
    характерные отличия:
    -гуртовая надпись со знаком минцмейстера АГ имеет особое начертание буквы "Г"-обычная короткая правая мачта удлинена и буква немного похожа на "П"
    - большая масса, значительно выше нормы вплоть до 8,650 гр, в то время как масса обычных червонцев 6,585-6,595гр
    - 10 руб- "итальянцы" известны с датировкой 1898, 1899, 1901 и 1904

    Штамп оригинальной монеты 1898 г. Обратите внимание на плохой прочекань скипетра, на всех оригинальных монетах 1898 г. скипетр плохо прочеканен

    "Итальянец" 1898 г. там реверс аж с 1900 г.

    Отличие оригинала от подделки, это то что печатающий монетный станок при Николае вводил/печатал год в ребре монеты (скажем 1898 г) с большим усилением на единицу, чем на другие цифры года... т.е. получалось во всех оригиналах единица вбито глубже, чем другие цифры... поэтому, когда проверяете монету с лупой профессиональные нумизматы и зергары смотрят именно на это отличие...

    Оригиналы 1899 г. Там также плохой прочекань скипетра

    "Итальянец" 1899 г. с таким-же реверсом 1900 г.

    Это говорит о том, что оригиналы реверса и аверса 1898-1899 г.г. к 1920-ым годам уже были стерты или утрачены и большевики штамповали монеты этого года новорезанными штампами реверса, так как таких "орлов" в 1898-1899 г.г. на монетах не было. Штамп не наборный и если под орлом стоит другой год, значит штамп вырезан заново или на штампах 1900-ых годов на реверсе заново напаяны другие цифры года, а старые спилены. Только зачем это могло быть сделано, может исходя из того, что в 1899 г. был самый огромный выпуск 10-ти рублевиков 27.000.000 и большевики рассчитывали, что за границей не задумаются над тем откуда у Советов столько золотых червонцев (вновь наштампованных), представьте если бы большевики стали в таких кол-вах штамповать 10-ки к примеру 1909 и 1910 г.г., за границей сразу бы догадались, что это не царские деньги, а подделки!!!
    И еще если посмотреть на оригинальных орлов и на "итальянцев", то если провести линию от направления среднего пера хвоста орла четко вниз, то на оригинальных монетах эта линия пройдет правее половины буквы "Е", а на "Итальянцах" эта линия проходит четко посередине буквы "Е".

    Основные портретов на десятках Николая II:
    1. Портрет 1898 г.
    2. Портрет 1899 г.
    3. Портрет 1900 г.
    4. Портрет советского чекана ("итальянец")

    "Итальянец" 1901 г. Реверс один в один как на "Итальянцах" 1898 и 1899 г.г. На "Итальянце" последняя цифра "1" в числе "1901" почти касается цифры "0". На оригинале расстояние равное между всеми цифрами. Расстояние между "Й" и цифрой "1" в оригинале меньше, чем на "Итальянце". голова меньшего размера, потрет уплощенный. На гурте в инициалах минцмейстера "АГ" у буквы "Г" гаста справа длинная, доходит чуть ли не до середины.

    Оригинал 1901 г.



    Советские новоделы штамповались любыми штемпелями, которые были под рукой, без разбора года, соответствия аверса и реверса и гурта. Но профиль "Итальянец", что это все таки тогда - ново резанный профиль? (в чем я сомневаюсь, большевикам было не до нарезания нового штемпеля) да и реверсы (штамповка цифр года) "Итальянцев" на примере 1901 г. (который я привел выше) не соответствует оригиналу. Хотя в штамповке орла я не заметил даже малейших отличий, даже разделив орла на 47 векторов, совпадение по всем линиям просто идеальное.

    10 рублей 1903 г. АР. Гурт- надпись. Золото. Вес- 8,59 гр

    "Итальянец" 1904 г

    Оригинал 1904 г.

    Проводим две параллельные линии по линии штампа цифры "1" (в числе года) к канту монеты и видим, что линии на той и другой монете не совпадают с рисунком у бортика, значит у "Итальянца" не только профиль другой, но и Орел поддельный

    Биткин пишет: "Советское правительство с декабря 1925 по март 1926 года отчеканило 2 011 000 штук 10-ти рублёвых монет и 1 000 000 штук 5-ти рублёвых монет царского образца. (Предположительно, штемпелями 1911 года)".
    Так, что он предполагает, что 1911 год чеканился, причём оригинальным штемпелем.
    Вполне возможно, ведь по документам в 1911 г отчеканено всего 50 011 монет, но эти монеты особенной редкостью не отличаются, в то же время в 1910 г отчеканено 100 018 штук, но эти монеты имеют индекс редкости R и стоят дороже 1911.
    Вполне вероятно, что часть этого огромного (2 011 000 шт) тиража новодельных монет
    чеканилась оригинальным штемпелем 1911года. Когда же он вышел из строя, был изготовлен новый штемпель (итальянец) и оставшаяся часть тиража была разбита по разным годам.

    На гурте десяток 1911 года советского изготовления можно обнаружить следы вырубки из полосы. И никто из этого секрета не делает. На истинно-царских этих следов нет.

    Небольшой секрет по опознанию новодела отчеканенного оригинальным штемпелем. Реверс 10 рублей 1911 г., левая шея и голова орла плохо прочеканена - это износ штемпеля. Главная корона на выпуклых частях как будто со следами хождения, но монета ведь UNC, думаете парадокс - нет это тот-же банальный износ штемпеля. Такая -же история с гербами на крыльях... все мелкие детали после многократного использования, быстрее всего истираются и "разбиваются" и то, что многие "спецы" называют "засорением" штемпеля, на самом деле - это износ.

    1911 год - последний год чеканки российского золота - тоже задал коллекционерам немало загадок. Монет этого года чеканки встречается много, а тираж в документах указан небольшой. В результате российские коллекционеры не платят за последний золотой червонец царской России - символ уходящего века - больше, чем стоит золото этой монеты.

    Штемпеля десятки 1911 года - и лицевая, и оборотная стороны, - однозначно были вывезены с монетного двора. Но вот кем и куда?

    Вариант первый - десятки чеканил Колчак, к которому и попали подлинные штемпеля.

    Вариант второй - штемпеля оказались в руках советского правительства, и именно оно в 1925-1927 годах начеканило 2 миллиона золотых десяток для внешней торговли, ибо царским деньгам веры было много больше, чем новым, советским.

    Версия третья - штемпеля были либо вывезены за границу, либо были вырезаны новые, и чеканились десятки в двадцатые годы. Но это был уже не новодел, а фальшивки. Однако в любом случае золото в монетах царской России стоит дороже, чем золото в слитках, и продавать его более выгодно.

    Самое удивительное в этой истории, что штемпелями 1911 года до сих пор кто-то пользуется, и монеты чеканят по сей день. Кто - неизвестно.

    Вес и чистота пробы соблюдаются контрабандистами очень точно и монеты выходят хорошего качества.

    Поставь монетку ребром на ровную поверхность, если не падает, то на 66% настоящая.

    Гуртовая надпись не зависит от положения аверса - реверса на любых монетах.

    Литую копию можно отличить внешне по штемпельному полю и небольшому отклонению по весу. При этом все эти копии делались из золота

    Если Ваш червонец хорошо держит вес: 8.6 г +- 0.05 и размеры, то он подлинный."

    Существует неписаное правило: «знакомство с монетой начинай с гурта» Имеется в виду проверка, не столкнулись ли мы с так называемым «гальвано», т. е. с двумя половинками монеты, выполненными гальванопластическим путем, затем соединенными вместе и заполненными свинцом. Если это так, то под лупой можно заметить место стыка половинок по всей окружности гурта. «Гальвано» обычно медные, но они могут быть посеребрены или позолочены.

    Если на гурте монеты обнаруживается след литника или же следы обработки каким-либо инструментом, то необходимо проверить, не имеем ли мы дело с подделкой, выполненной способом литья. В этом случае монетное поле представляет собою не идеально гладкую, как при чекане, а более или менее шероховатую поверхность. Иногда она заглажена, но шероховатость все же остается в промежутках между буквами, цифрами или иными мелкими деталями изображения. Основания букв или цифр (если смотреть в профиль) не образуют прямого угла, как при чекане, а плавно, как бы по кривой, переходят в поле монеты. Детали литых подделок иногда подправляются штихелем, и это не должно ускользнуть от внимания.

    Большинство нумизматов считают наиболее важным обратить внимание на следующие показатели для определения подлинности монет:

    1. Цвет металла и патины необходимо сравнить с другими подобными монетами.

    2. Надо рассмотреть цвет стертых и поврежденных мест (у поддельной монеты может проглядывать инородный металл).

    3. Необходимо присмотреться к характеру блеска металла: излишний блеск (это может быть как признаком недавнего изготовления, так и применения полировки); заметная невооруженным глазом матовость металла (например, позолоты поддельных золотых монет); жирный блеск (в том случае, если подделка амальгамирована, или при наличии в сплаве монеты значительного количества цинка).

    4. Внешний вид чеканки; чеканка (четкость чеканки), литье.

    5. Если монета литая или имеет литой монетный кружок, следует обратить внимание на сглаженные очертания, тупой гурт, зернистую поверхность (признак значительной примеси неблагородных металлов), на остатки пузырьков, образовавшихся при литье, которые мастер-изготовитель поддельных монет пытается заполировать.

    6. Величину и толщину монеты-приобретения необходимо сравнить с величиной и толщиной подлинных монет того-же типа.

    7. Рассмотреть наличие гравировки.

    8. Обратить внимание на надписи на монетах (четкость при чеканке и смягченные очертания при литье), на начертания букв и цифр.

    9. Вес новой монеты должен быть близок к весу подлинных монет этого типа.

    10. Удельный вес должен быть равен удельному весу однородного металла.

    11. Звон монет золотых и серебряных при падении на каменную плиту должен быть ясным и мелодичным (не всегда помогает точно определить подлинность монет).

    12. Химические признаки - штрих-проба.

    Знаки минцмейстера Санкт-Петербургского монетного двора (1895 – 1911 г.г.):

    1. Аполлон Грасгоф (1883-1899 г.г.) – А. Г.

    2. Феликс Залемн (1899-1901 г.г.) – Ф. З.

    3. Александр Редько (1901-1905 г.г.) – А. Р.

    4. Эликум Бабаянц (1899, 1906-1913г.г.) – Э. Б.

    5. Виктор Смирнов (1912-1917 г.г.) – В. С.

    НИКОЛАЙ 2 5 Русов 10 Русов 15 Русов 5 рублей Полуимпериал 10 рублей Империал 5 рублей 7 рублей 50 копеек 10 рублей 15 рублей 25 рублей 37 рублей 50 копеек
    4,3 г, Au 900 8,6 г, Au 900 12,9 г, Au 900 6,45 г, Au 900 12,9 г, Au 900 4.31 г., Au 900 6,45 г, Au 900 8,6026 г., Au 900, толщина: 1,7 мм, диаметр: 22,6 мм 12,9 гр, Au 900, диаметр: 24,6 мм 32,26 г, Au 900 Диаметр: 33,5 мм. 32,26 г, Au 900 Диаметр: 33,5 мм
    5 372 000 16 829 000 11 900 033
    52 378 000 200 000
    20 400 004 27 600 013
    31 077 013 6 021 000
    7 500 022 2 377 000
    6 240 009 2 019 000
    5 148 019 2 817 000
    2 016 010 1 025 000
    - -
    -
    - -
    ? ?
    200 018 100 018
    100 011 50 011

    Фальшивый #золотой_червонец. Как отличить? Как не попасть? December 5th, 2014

    Выполняя обещание данное моему читателю shabanov_f о публикации фальшивых червонцев предлагаю вашему рассмотрению следующую проблему.
    Фальшивые николаевские червонцы достигли такого уровня, что их не различают многие европейские дилеры, десятилетиями работающие с этими монетами. Что уже говорить об обычных инвесторах - наших соотечественниках.

    Практикующего коллекционера и инвестора интересуют четкие критерии позволяющие отличить подлинный червонец от фальшивого.
    Рассмотрим по-порядку все критерии позволяющие определить подлинность червонца:

    Во-первых, это соответствие веса и пробы монеты. Зачастую доходность на червонцах получают с помощью понижения пробы с 900 до 500, а иногда даже до 333. Это приводит к двум последствиям, которые антиквар и коллекционер может использовать для выявления поддельных червонцев. В результате понижения пробы - снижается вес монеты, что легко определяется ее взвешиванием. К тому же монета меняет цвет с ярко-желтого на красновато-желтый. Однако правильный цвет червонца еще не является гарантией подлинности. Для сохранения цвета, злоумышленники проводят процесс отбеливания - после чеканки монеты опускают ее на небольшой промежуток времени в концентрированную кислоту, выжигая таким образом легирующие материалы из поверхностного слоя и получая на поверхности монеты цвет 900 пробы.
    Во-вторых, соответствие толщины монеты. Если монета сделана из 500 пробы, то для того чтобы она имела соответствующий вес - увеличивают ее толщину. Для неспециалиста эти изменения практически незаметны. Особенно, если не держать в руках одновременно копию и оригинал. Следует обратить внимание на то, что

    Совет №344.
    Г уртовая надпись на поддельных червонцах кажется несколько зауженной, ввиду того, что толщина монеты увеличенна.

    При этом сами буквы в надписи достаточно ровные, а вот надпись "пляшет" (речь идет о расположении всей надписи на гурте).
    Обратите внимание и на то, что кант гурта плывет по периметру монеты. Например на реверсе над правым крылом орла. Это происходит потому, что заготовка не фиксируется плотно в штемпеле.

    В-третьих, поддельные червонцы имеют слегка зализанный вид и являются «мыльными» на ощупь.

    Описать качественно эти критерии словами достаточно тяжело. Однако всем присутствующим на семинарах-тренингах по безопасности антикварного бизнеса (записаться на которые можно на сайте www . AntiqBusiness . ru ) будет предоставлена возможность подержать в руках настоящие и поддельные червонцы и понять на уровне осязания, что значит «мыльный» червонец.
    В-четвертых, поддельные червонцы кардинально отличаются по звону от оригинальных. Даже если они чеканные, звон все равно не соответствует, а тем более если они изготовлены путем литья под давлением.
    О литье может сказать и поле монеты, которое не имеет штемпельного блеска, а покрыто как будто бы паутинкой коррозии.
    В-пятых, в последние несколько лет червонцы изготавливают путем чеканки из золота 900 пробы. Такие копии мои европейские партнеры даже не различают визуально и продают их как оригиналы, искренне удивляясь, что подделки изготавливают из 900, а иногда даже более высокой пробы. Такая ситуация возникла из-за того что:

    Совет №345.
    В настоящий момент спекулятивная составляющая на николаевские червонцы достигла 50% и привела к целесообразности изготовления подделок из соответствующей пробы , путем чеканки оригинально изготовленными штемпелями.

    При том количестве продаж, которое показывают червонцы и той спекулятивной цены, по которой они продаются - в их производство целесообразно вкладывать огромные средства и трудоресурсы.
    Изходя из всех вышеизложенных критериев оценки подлинности червонцев можно сделать следующие выводы:
    - уровень современных подделок является высоким и делает процесс атрибуции значительно сложной и противоречивой;
    - что бы отличить современные подделки червонцев нужно иметь перед глазами оригинальную монету;
    - вес и проба уже не являются показателями подлинности червонцев.

    Мой же совет следующий - приобретайте золотые монеты только у серьезных и проверенных дилеров. Ни в коем случае не покупайте монеты "из рук в руки".

    Желаю вам успешных инвестиций.
    А какие критерии подлинности монет знаете вы? Как вы проверяете червонцы?

    Изготовление монет кустарным способом

    Желание быстро разбогатеть вынуждает человека изобретать множество хитроумных методов для создания поддельных монет.

    В России особой популярностью для подпольного изготовления пользуются монеты царского периода.

    Такой поддельный рубль может оказаться в руках любого коллекционера, поэтому очень важно такие экземпляры распознавать.

    Способы изготовления фальшивок

    Отливка

    Чаще всего подделки изготавливаются при помощи отливки. Вначале мошенники делают форму для литья, в которой отображаются обе стороны будущей фальшивой монеты.

    После заливки и застывания сплава, его покрывают ценным металлом или наносят краску.

    Раньше изготовленный таким методом рубль оставлял пузырьки или размытые изображения, но с применением современных технологий изъяны почти исчезли, и нумизматам стало труднее отличить оригинал от фальшивки.

    Штемпель

    Другой способ – чеканка новым штемпелем-подражателем. Он является слишком трудоемким и дорогостоящим, поэтому в России не сильно распространен. Используется для подделки самых редких экземпляров. Определить следы такой чеканки очень сложно.

    Некоторые мошенники изготавливают монеты на старом штемпеле, который уже давно выпустил последний свой рубль.

    В результате, на новых монетах обязательно будут изъяны в линиях и изображениях, что поможет выявить: где оригинал, а где нет.

    Часть дельцов подходит к вопросу более скрупулезно: переделывают цифры, меняют обозначения монетных дворов, припаивают буквы и т.д. Для того, чтобы отличить такую фальшивку, требуется подробное изучение изображения монеты из каталогов, поскольку изменения могут быть мельчайшими и даже бывалый нумизмат может принять ее за оригинал.

    Гальванопластика

    Что качается метода гальванопластики, то изготовление подделок в данном случае бывает настолько искусным, что способно поставить в тупик даже опытного нумизмата.

    При создании гальванокопии используются гипсовые оттиски монет, которые затем покрываются токопроводящим материалом.

    Затем монеты помещаются в раствор электролита, и при прохождении тока на них образуется слой металла. После процесса оттиск убирается, и остаются две металлические стороны, которые в конце спаиваются.

    Если полученный, к примеру, фальшивый рубль, не доработать, то его легко отличить по небольшому весу. Но мошенники обычно не останавливаются на этом и добавляют наполнитель, а места спайки маскируют, к примеру, металлическим кольцом. Многие могут принять такое изделие за оригинал.

    Лазерная чеканка

    Наиболее технологичным считается метод лазерной чеканки, когда фальшивка изготавливается из пластмассы с помощью лазерного аппарата. При вырезке используется скан, на котором изображен оригинал монеты. Затем происходит заливка сплавом и спаивание.

    Подделку легко определить спектральным анализом.

    Ручная резьба

    Самым трудоемким способом выступает ручная резьба, при котором все изображения на гурте и чистом кружке изготавливаются вручную.

    Если на кружке уже имеется изображение, то оно спиливается и на его место наносится нужное.

    Узаконенные варианты копий

    Интересный вопрос: стоит ли называть подделками так называемые «реплики» и «новоделы»?

    По факту, это тоже копии монет, изготовленные позже периода обращения и предназначенные для продажи. Но их главное отличие от фальшивок в том, что они узаконенные и производятся в России под контролем государственных организаций. И самое главное: их не используют как оригинал.

    Реплики – это имитированный оригинал, который специально чеканится из других материалов при максимально точном повторении деталей внешнего вида подлинника. Они не создаются для обмана коллекционеров и снабжаются специальными копировальными знаками или на них нарочно отсутствует определенный элемент изображения. К примеру, копии монет, выпущенных к Зимней Олимпиаде в Сочи, можно найти в любом интернет- магазине. Цена монеты номиналом 50 рублей приблизительно оценивается в 350 рублей .

    В настоящее время в России реплики изготавливают только частные лица, а примером тому могут служить многочисленные китайские сувенирные экземпляры.

    Копии исторических подлинников, отчеканенные на государственном уровне, считаются новоделами. Они бывают как полностью соответствующие оригиналам (характерный пример – «Гангутский рубль»), так и с некоторыми различиями (червонец «Сеятель» 1923 г.). Новоделы изготавливаются в большом количестве. Существует огромная коллекция таких монет Царской России и советского периода.

    Как отличить поддельные монеты?

    В настоящее время появляется много дешевых копий монет России царского периода, которые способен определить даже нумизмат-новичок.

    Первым делом необходимо посмотреть на ребро (гурт) монеты. Все монеты, отчеканенные в России до 1805 года, имели выпуклую гуртовую надпись, а на рубль образца после 1807 г. она стала делаться вдавленным шрифтом. Также стоит оценить само внешнее состояние чеканки и литья.

    В местах повреждений фальшивку поможет отличить выглядывающий инородный металл.

    Чтобы распознать оригинал, необходимо оценить степень блеска монеты. Если экземпляр блестит слишком сильно, то, скорее всего, он был недавно отчеканен или отполирован. Матовая поверхность зачастую свидетельствует о позолоте.

    Жирный блеск говорит об амальгамировании или повышенном содержании цинка.

    На литой монете нужно высматривать сглаженные очертания, остатки пузырьков или участки зернистой поверхности, которые говорят о примеси инородных металлов. Если есть возможность, обязательно совместите подозреваемую монету и оригинал по толщине и общей величине, сравните их вес. Оцените четкость надписей и способы нанесения цифр и букв.

    Звон подлинных золотых или серебряных монет должен быть мелодичным и громким.

    Профессионалы могут отличить фальшивки по ряду специализированных признаков, но даже знающие люди могут ошибаться. Оптимальным методом для проверки подлинности признается спектральный анализ, однако многие нумизматы осуществить его не смогут. Поэтому им приходится пополнять коллекцию, рискуя поместить в нее поддельный рубль.

    Защита подлинности

    В России государственные органы постоянно принимают законы для защиты подлинных денежных знаков, чтобы рубль чеканился только специализированными организациями. В настоящее время на монеты наносятся объемные узоры на гурте и обеих сторонах, которые проблематично подделать без механического повреждения поверхности. Также рубль оснащают гладкими участками, показывающими, что монета именно чеканилась, а не была изготовлена отливом. Это свидетельствует о том, что перед вами — оригинал.

    Идеально ровная поверхность получается от удара штемпеля, а при отливке усадка металла происходит неравномерно, и после процесса остаются поры.

    Для использования в качестве платежного средства фальшивки в настоящее время не изготавливаются, по причине нерентабельности данного процесса, в том числе и в России. К примеру, задержанные в крупном объеме поддельные китайские монеты сейчас — огромная редкость. Нынче, в России и во всем мире, монеты превратились исключительно в разменное средство и, например, рубль служит лишь дополнением к бумажным денежным знакам. Изготавливать фальшивую мелочь стало дороже, чем подделывать бумажные деньги.

    Желание обладать монетами большого номинала всегда заставляло людей снова и снова пробовать себя в собственноручной чеканке для дальнейшего обогащения. Фальшивомонетчики всегда были теми преступниками, которые жестко карались законом, ведь их деятельность приносила ущерб экономике страны.

    Экскурс в историю

    Активность незаконного производства монет наблюдалась в стране в неспокойное время. Стоило устоявшейся модели управления страной дать течь, как фальшивомонетчики давали волю своей изобретательности. На рубеже XIX-XX веков изготовление фальшивок настолько широко распространилось в массах, что профессионализм их исполнения ставил в тупик даже специалистов. Не замечая подделок, люди пользовались фальсификатом и даже не подозревали об этом.

    Дырявые монеты

    Начало XX века ознаменовалось другим более виртуозным видом преступления: мошенники выбивали из серебряных монет драгоценный металл и делали монету дырявой. В то время законом разрешалось использование серебряных монет с незначительными повреждениями . Однако, когда дырявое серебро вытеснило с карманов граждан целые монеты, правительство приняло решение отказаться от их оборота.

    Но изобретательные фальшивомонетчики недолго были сбиты с толку и активно начали заполнять поврежденные монеты свинцом и оловом. Отличить сплавленные металлы от чистого серебра визуально было практически невозможно , поэтому оборот дырявых единиц был вновь разрешен.

    Подделка золотых монет

    С золотыми монетами такой номер не проходил, так как они считались платежными средствами только в том случае, если были целыми. Тогда в обиход вошла их подделка. Типичной махинацией с золотыми монетами стало уменьшение их веса, для чего любители наживы стирали или вытравливали золото с поверхности, а наиболее талантливые разрезали монету пополам по ребру и заполняли монету недрагоценным металлом, удалив предварительно золото изнутри. Отличал такую монету от оригинала только вес .

    Категории подделок

    Хотя цель у изготовителей подделок всегда была одна – обогащение, по назначению монеты были разные. Условно поддельные монеты делились на 2 категории:

    • первая категория – для выпуска в обращение,
    • вторая категория – для обмана коллекционеров.

    Поддельные монеты первой категории тиражировались и изготавливались чеканкой или отливкой формы. Для изготовления форм использовались подлинные ординарные монеты. Подделки чеканились не только местными умельцами, но и иностранными монетными дворами .

    Монеты, относимые ко второй категории, различаются друг от друга в зависимости от периода их изготовления.

    Фальшивые монеты, производимые в XIX – начале XX веках, в большинстве своем были примитивными подделками , так как их изготовление осуществлялось на дешевом техническом оборудовании и без профессиональных навыков резьбы по металлу. Чаще всего применялась отливка и чеканка. Однако встречались и такие подделки, которые изготавливались путем доработки подлинных монет. Монеты, вырезанные вручную, имели наименьшее распространение.

    Со второй половины XX века и по сей день поддельные монеты производятся на промышленном многофункциональном оборудовании, что привело к резкому улучшению качества фальсификата, предназначенного для коллекционеров. Характер современного производства подделок стал более массовым, так как на смену мастерам-одиночкам пришли рабочие промышленных предприятий, использующие не по назначению техническое оборудование.

    След фальшивомонетчиков в истории

    Наиболее известными фальшивомонетчиками, которые оставили в истории заметный след, были Иван Демидов и банда из Петербурга, занимавшаяся фальшивомонетничеством в начале XX века.

    Первый занимался изготовлением серебряных подделок даже более высокого качества , чем оригинал, поэтому его монеты были введены в ряды законного платежного средства. Вторые прославились тем, что чеканили недалеко от монетного двора поддельные золотые червонцы.

    Само явление фальшивомонетничества стало толчком к появлению нового направления нумизматики – коллекционирования поддельных монет. Причем популярность фальшивых монет, собираемых нумизматами, порой даже превышает желанность их исторических оригиналов.

    Современные подделки

    Подделки, изготавливаемые сегодня, предназначены не для использования в качестве платежного средства, ведь на смену золота и серебра пришли купюры, а для обмана коллекционеров . Отличить современные подделки от оригинала довольно непросто, особенно если она произведена на дорогом оборудовании со знанием всех тонкостей оформления.

    Главными параметрами для выявления подделки, если вы не профессионал, становятся:

    • вес (у подделок он меньше),
    • качество исполнения гурта (у подделок его или нет или в плохом состоянии),
    • состояние буртика,
    • звук при падении (у подделок он глухой).

    Список не ограничивается только этими пунктами, так как профессионалы выявляют фальшивые монеты также и по наличию миниатюрных клейм, четкости изображения и общим дефектам тиража. Самым надежным способом считается спектральный анализ .

    Способы подделки монет

    Современные фальшивые монеты получаются при помощи одного из следующих способов изготовления.

    1 Литье в специальные формы. Данные формы, называемые клише, имитируют аверс и реверс оригинальной монеты. В форму вливается сплав, а после застывания монета покрывается ценным металлом или краской, имитирующей его цвет. Современные технологии электролиза и центробежного литья позволяют производить фальсификат с четким рельефом и отсутствием пузырьков. Единственное, что их выдает – это отличие веса фальшивой монеты от оригинальной. 2 Чеканка при помощи штемпеля-подражателя. Штемпель создается по образцу оригинала профессиональным резчиком. Данный метод довольно трудоемкий и дорогой, поэтому применяется для редких экземпляров . 3 Чеканка при помощи старого штемпеля, отработавшего свое. Монеты, полученные таким способом, отличаются нечеткими линиями и изъянами . 4 Механическая доработка. Корректируя некоторые элементы монеты, мошенники получают из обычных монет настоящие раритеты. В ход идет спиливание знаков, подгравировка, припайка букв и многое другое. 5 Гальванопластика. Оттиски монет, изготавливаемые из пластичной массы, покрывают токопроводящим материалом и помещают в электролит. Пропуская через раствор электрический ток, наращивают слой металла на слепке, после чего удаляют слепки и соединяют между собой металлические стороны при помощи спайки. Таким способом получаются качественные копии , которые трудно визуально отличить от оригинала. 6 Копии чеканки. При помощи лазера в пластмассовой форме вырезается точная копия оригинала, который сканируется на компьютере. Данная методика сегодня считается одной из самых точных, но даже она не может обмануть выявление фальшивых монет при помощи спектрального анализа .

    Поддельная патина

    Красивый налет на старых медных и серебряных монетах придает ей особое очарование. Такое окисление поверхности монеты называется патина . Именно она становится гарантом подлинности экземпляра.

    Однако не стоит думать, что появляется она при неправильном хранении. Все как раз наоборот. Только старение в хороших условиях обеспечивает появление красивой уникальной патины. Кроме декоративной составляющей такая пленка на поверхности монеты защищает ее от дальнейшего окисления.

    Мошенники учитывают тот фактор, что монеты со временем покрываются патиной, и используют специальные средства для ее искусственного создания . Искусственное окрашивание монеты с целью ее состаривания называется патинированием (оксидированием).

    Патинирование может проводиться несколькими способами: запеканием в духовке, обжиганием паяльной лампой, окуриванием, нанесением кислоты, отбеливателей и серосодержащих химикатов.

    Более длительными способами создания патины становятся выдержка под солнечными лучами или завертывание в копировальную бумагу. Чтобы заретушировать блестящую поверхность подделки, мошенники прибегают и к такому способу, как вымачивание монеты в горячей дистиллированной воде, смешанной с медным купоросом и марганцовкой. Все эти изощрения, хотя и делают монету менее блестящей, но не прибавляют ей стоимости .

    Отдельные виды монет

    В отличие от подделок существует еще несколько разновидностей монет, которые не являются оригинальными, но повторяют их идеологию.

    Новодельная монета

    Нередко по прототипу очень редкой для коллекционеров монеты на государственном монетном дворе чеканится экземпляр, полностью идентичный оригиналу или имеющий измененный гурт, дату или детали рисунка. Такой экземпляр называется новоделом .

    Монет данного типа существует огромное множество. С точки зрения инвестиций такую монету нельзя назвать подделкой, так как она является официальной копией и создается не для обмана, а для поддержания исторической ценности оригинала.

    Реплика

    Еще одной имитацией оригинала является реплика . Изготавливаются такие монеты из иных материалов, нежели подлинник, однако точно передают изображение оригинала. На репликах чеканятся специальные знаки, которые оповещают, что перед вами копия, либо не включаются в рисунок некоторые элементы, чтобы их легко можно было отличить от оригинальной версии. Чеканкой реплик занимаются частные лица, очень часто для сувениров и памятных подарков. Подделкой реплики также не считаются .

    Монетный брак

    К монетному браку относятся монеты, которые отличаются от других монет определенного выпуска следующими параметрами:

    • типом металла,
    • смещением изображения,
    • отсутствием гурта,
    • непрочеканенными элементами рисунка,
    • полосами от трещин в штампе,
    • соосностью аверса и реверса,
    • формой.

    Однако данные нарушения внешнего облика монет не считаются подделкой, а наоборот, особо ценятся коллекционерами. В связи с этим в коллекционировании даже появилось новое направление – эрроризм .

    Как выявить подделку

    Описать какие-то определенные признаки, которые выделяют все фальшивые монеты на фоне оригиналов, невозможно, так как все они изготавливаются различными способами. Однако некоторые советы могут помочь выявить подделку.

    • Первым делом можно проверить монету на наличие в ней стали. Для этого пригодится магнит . Если монета прилипла к нему, то перед вами монета из стали.
    • Также важным инструментом для выявления фальшивых монет будут весы высокой точности (до сотой доли грамма). Если вес монеты не совпадает с тем, который должен быть у оригинала, то монета поддельная. Узнать вес настоящей монеты можно в справочниках или интернете.
    • Более «жестким» методом становится использование азотной кислоты : подделка, выдающая себя за старые оригинальные монеты, при погружении в нее просто разрушится.
    • Старые монеты из недрагоценных металлов, датированные оригинальным годом, не должны блестеть , будто они были только что изготовлены. Для подделок характерен сильный блеск и использование белого или никелевого сплава вместо серебра.
    • Проверка на звук от удара : у фальшивой монеты он будет глухой, а у настоящей – звонкий (отсюда и пошло выражение «звонкая монета»).

    Кустарные подделки выявить проще всего. Обычно они имеют плохой гурт, неровные детали аверса или характерные раковины на монетном поле. Проверить качество гурта можно просто, поставив на него монету. Фальшивая монета сразу упадет, в то время как настоящая будет устойчиво стоять.

    Если вы не являетесь профессиональным нумизматом, который сразу определит фальсификат, то лучше избегать юбилейных выпусков монет и мемориальных экземпляров. Лучше ограничиться стандартными монетами.

    Признаки поддельной патины

    Если монета была искусственно состарена, то ее патина отличается наличием округлых пятен , неправильных переходов цветов, локализацией поверх царапин или наоборот только на выступающих частях. Такие цвета, как хаки, бледно-голубой и красно-оранжевый – прямой показатель искусственной патины .

    Метод гидростатического взвешивания

    Выявление подделки из драгоценного металла можно осуществить определением пробы сплава. Точно рассчитать пробу монеты без ее повреждения позволяет метод гидростатического взвешивания. Он заключается в определении веса монеты в воздухе и в воде. Разница в граммах численно равна объему монеты в кубических сантиметрах. Данная методика применима только для двухкомпонентных сплавов . При наличии третьего элемента пробу определить таким способом невозможно.

    Заключение

    Каким бы обманчивым не был внешний вид поддельной монеты, всегда существуют методы выявления ее фальсификации. Главное, знать особенности каждой из них. А в случае с редкими экземплярами доверять дело по проверке монеты профессиональным нумизматам.

    Раньше купить старинную серебряную монету царской России было не так-то просто. Сейчас её сложнее не купить. Бойкие торговцы постоянно караулят беспечных граждан у торговых центров или гипермаркетов. Вот только предлагаемый ими товар не имеет ничего общего со стариной. И очень многие потенциальные коллекционеры, раз обжёгшись, предпочитают вообще не связываться с дореволюционным периодом. Предлагаем вам несколько простых советов, как отличить копии или фальшивки от подлинных монет, которые и стоят хороших денег.

    Несуществующие монеты

    Разбирайтесь в периоде, монеты которого хотите приобрести. Что-то выгодно купить в теме, которую не понимаешь, проблематично. И казавшаяся прибыль может обернуться глобальным убытком. Проще всего хотя бы в общих чертах знать, как выглядят подлинные монеты. И как они не могут выглядеть.

    На иллюстрации монета, у которой не может существовать подлинника. Ведь первые золотые десятки с портретом Николая Второго появились лишь в 1898 году. Хорошую службу может сыграть знание тиража той или иной монеты. Если отчеканили всего несколько десятков таких монет, вероятность того, что именно заветный подлинник находится в руках потрёпанного жизнью мужичка, желающего её вам всучить, стремится к нулю.

    На зуб и на слух

    Вспомним кадры из вестернов, когда серебряный доллар проверяли на зуб, прикусывая и рассматривая место укуса. Конечно, коллекционную монету вам никто кусать не позволит. Да и если продавец даёт вам её из грязных рук, само желание применять этот способ отпадёт. А вот слух нам может помочь. В ресторанах метрдотель проверяет фужеры, легонько ударяя по их краю и отделяя по характерному звону хрусталь от стекла. Характерный звон имеют и монеты из драгоценных металлов. Попробуйте осторожно уронить серебряную монету на твёрдую поверхность, и вы услышите ясный и мелодичный звон. Но этот способ не подойдёт для монет, побывавших в огне.

    Магнитные свойства

    Магнит - незаменимый помощник в случаях, когда предлагают подозрительное серебро. Как известно, серебро не обладает магнитными свойствами. Поэтому, если серебряный рубль с портретом Петра Первого или Александра Второго вдруг начинает прекрасно магнититься, больше ста рублей этот кружок с магнитными свойствами, напоминающий монету, стоить не может.

    Столь же явный просчёт фальшивомонетчиков будет наблюдаться и на позолоченной монете из магнитного сплава, ведь настоящее золото, как известно, магнитными свойствами тоже не обладает.

    Инородный металл

    Магнит не спасёт, если вам под видом царского серебра предлагают приобрести монеты из немагнитного сплава. Внимательно осматривайте кандидата на покупку. Очень часто фальшивку легко выдают потёртости, на которых цвет резко отличается от оригинального металла.

    Выше представлен "Свадебный рубль". В оригинале это очень ценная монета. Но перед нами дешёвая подделка, выполненная из латуни и покрытая слоем, имитирующим серебро. Однако жёлтые "залысины" легко развенчают раритет в глазах даже начинающего нумизмата.

    Характер металла

    Если пропустить через руки достаточное количество подлинных монет, то глаз привыкает и фиксирует в памяти некий эталон, с которым после и будет происходить сравнение подозрительных экземпляров. Опыт легко включит сигнал тревоги, когда монета неестественно блестит или, напротив, обладает излишней матовостью монетного поля.

    Выше грубая подделка золотого пятирублёвика Николая Второго. Если коллекционер уже приобретал или видел достаточно подобных монет, то его отпугнёт даже изображение императора. Новичка же должна насторожить странная поверхность монеты. Это не золотая чеканка, это покрытие неизвестно чем, причём, кустарное. Гладкое монетное поле отсутствует напрочь.

    Гурт, как лакмусовая бумажка

    Если аверсу и реверсу подделок производители фальшивок, копий и реплик уделяют достаточное внимание, то гурт очень часто далёк от оригинала. Поэтому не удивляйтесь, когда Вы выставите фотографии обеих сторон монеты для определения подлинности, вам тут же раздражённо заметят "А где гурт?!!!" Гурт - первое, на что смотрят опытные коллекционеры, и уж если он соответствует норме, тогда детально изучают аверс и реверс. На копиях, имитирующих царское серебро, почти всегда присутствует вдавленный гурт, как на монетах последних лет Российской Империи, или рифлёный. Однако такими гурты были далеко не всегда. Так, к примеру, на монетах Анны Иоановны гладкий гурт присущ исключительно золотым монетам. На серебряных рублях гурт выполнен в виде лиственного узора, у полтин на гурте мы увидим ромбы в виде сетки, а полуполтины и гривенники явят нам шнуровой гурт с наклоном вправо. Отличие от подлинного гурта (например, рифления вместо листьев) сразу указывает фальшивку. Исключение для некоторых монет могут составить новоделы. Но ими никогда не торгуют на стоянках у гипермаркетов.

    Для примера характерного гурта возьмём подлинный елизаветинский рубль 1752 года (фотографии слева) и его копию (фотографии справа). Подлинный гурт - это выпуклая надпись (верхняя фотография). При изготовлении копии такой гурт делать накладно, поэтому неведомые мастера, чтобы не оставлять третью сторону монеты подозрительно гладкой, заполнили её вдавленным вариантом гораздо более позднего времени. Отличия разительны! Хотя здесь есть ещё один секрет, позволяющий знатоку той эпохи опознать фальшивку, даже не глядя на гурт. Под лапами орла на "копии" мы видим буквы "I" и "М", которые чеканились только на монетном дворе Санкт-Петербурга. То есть под портретом императрицы должно значиться "СПБ", тогда как мы видим явное "ММД". Штемпель для копии изготовили из аверса и реверса двух разных монет.

    Необычный гурт заставит нас тут же насторожиться и при виде этого "николаевского золотого червонца". Любой, кто видел подлинную монету, заметит несхожесть шрифта (выше дан гурт оригинала). Но и здесь мы можем включить сигнал тревоги, уже глядя на реверс сомнительного экземпляра. Изготовитель подделки не только не выдержал шрифт цифр даты, но и банально поленился поставить точку после буквы "Г".

    Осторожно! Литьё!

    Изготовить поддельный штемпель - задача нелёгкая, хотя современные технологии уже с ней вполне справляются. Но всё равно изготовители фальшивок часто выбирают более простой способ. Это литьё из формы, для которой послужила оригинальная монета. Казалось бы, копия должна быть неотличима. Ниже вы видите монету, изготовленную методом литья.

    Но при детальном рассмотрении особенно с использованием большого увеличения недостатки технологии сразу вылезают наружу. Поверхность такой монеты имеет зернистую структуру. Легко отыскать остатки миниатюрных пузырьков, получившихся при отливании копии. Кроме того, чёткость букв и деталей рисунка, изумительная при чеканке, в случае литься становится сглаженной. Очертания будут смягчёнными, расплывчатыми. А место перехода букв в монетное поля вместо чёткого прямого угла образует покатистую горку.

    Масса и геометрия

    И, конечно же, не следует забывать о технических характеристиках, присущих монете. Прежде всего, следует проверить вес. Из-за подмены металла вес фальшивки сильно отличается от оригинала, и весы это сразу продемонстрируют.

    Для подгонки веса фальшивомонетчики часто меняют толщину, на которую тоже стоит обратить пристальное внимание. И, наконец, диаметр. Отклонения от подлинника в большую или меньшую сторону должно настораживать. Если монета выполнена из золота или серебра, её удельный вес должен совпадать с удельным весом металла, пошедшего на её изготовление (с учётом пробы).

    Ещё недавно производство фальшивок было трудоёмкой работой и ручным трудом. Для примера приведём здесь интересное подобие набора "Сделай сам", где будущему фальшивомонетчику предстоит заполнить середину "изделия". Но современные технологии, к сожалению, всё больше совершенствуют труд создателей копий, постоянно повышая качество фальшивок. И нумизматы с тревогой ожидают, не придёт ли такой день, когда найти отличия станет невозможно. Но этот день ещё не настал. Пока подделки легко отличимы коллекционерами, изучившими облюбованную тему. А фальшивомонетчиков иногда подводят курьёзные детали. Поэтому закончим наш мини-справочник рублём с портретом императора Николая Второго с совершенно неимператорским носом. Мы надеемся, что при покупке монет царской России вы будете внимательно обращать внимание на подобные нюансы и приобретёте для коллекции монеты, а не "изделия".