• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Третьим чудом света считалась статуя Зевса Олимпийского – огромная великолепная скульптура «царя богов и людей» работы известного греческого скульптора Фидия. Она находилась в Олимпии. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал изобразить верховного бога, скульптор ответил: «…Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах “Илиады”:

    Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
    Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
    Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп
    многохолмный».

    Олимпия – древнегреческий город, располагавшийся на территории Пелопоннесского полуострова, в котором каждые четыре года проводились спортивные состязания и игры. В преддверии праздника прекращались все войны и распри. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием.

    Олимпия почиталась греками как одно из главных святилищ. Согласно мифу, именно здесь Зевс одержал победу над своим отцом Кроном (Кроносом). Последнему было предсказано, что его сын свергнет его так же, как он когда-то сверг своего отца Урана.

    Чтобы обмануть судьбу, Крон проглатывал всех детей, которые рождались у его супруги богини Реи. Чтобы спасти хотя бы одного ребенка от страшной участи, Рея скрылась на острове Крит и тайно родила сына Зевса. Мужу вместо ребенка она подала завернутый в пеленки камень, и он проглотил его, не заметив подмены.

    Младенца выкормила коза Амальтея (Амалфея). Когда малыш начинал плакать, охранявшие его стражники громко звенели оружием, чтобы заглушить крики. Зевс вырос и восстал против жестокого отца. Он заставил его извергнуть назад всех проглоченных ранее детей. С братьями Аидом и Посейдоном Зевс поделил власть над миром.

    В честь победы Зевса и устраивались регулярно Олимпийские состязания. На эти празднества собирались атлеты и паломники не только со всей Греции, но и из других стран. Все они обязательно посещали главную святыню Олимпии – великолепный храм Зевса со статуей божества, созданной величайшим скульптором Греции Фидием из Афин.

    Прославленный скульптор Фидий

    Статуя Зевса Олимпийского была не единственной его знаменитой работой. Прославила Фидия статуя Афины-Девы, ставшая главной святыней его родного города. Им же были созданы великолепные рельефы на стенах Парфенона, на которых представлена священная процессия во время праздника Панафиней. Среди сотен созданных скульптором фигур нет ни одного повторения лица, жестов, позы, даже складок одежды!

    Долгое время о необыкновенном чуде света было известно лишь по сочинениям древних авторов. Лишь в середине XIX века в Олимпии начались археологические раскопки, которые то прерывались, то возобновлялись вновь. Во время раскопок в мастерской скульптора были найдены некоторые его инструменты и материалы: матрицы из терракоты, бесцветное стекло, фрагменты слоновой кости.

    Благодаря матрице удалось практически полностью восстановить фигурку богини Ники, которая находилась в правой руке статуи Зевса. В конце концов из небытия восстал Альтис – центр состязаний Древней Греции. По остаткам колонн, зданий и обломкам статуй ученые смогли восстановить внешний облик знаменитого святилища.

    Фидий был учеником скульптора Агелада и живописца Полигнота. Совместно с Периклом – афинским государственным деятелем – они разработали план перестройки Афин в один из красивейших городов Греции. Но самым знаменитым творением мастера стала колоссальная статуя Афины-Девы, достигавшая 12 метров в высоту.

    Скульптор изобразил богиню в полный рост, с золотым шлемом на голове. Левой рукой она опиралась на щит, а в правой держала фигурку Ники – богини победы. Щит богини был украшен сценами сражений греческих воинов с легендарными женщинами-воительницами амазонками. Среди греческих воинов Фидий изобразил себя и Перикла. Это вызвало возмущение афинян. Скульптора обвинили в безбожии, заявив, что изображение портретов на статуе божества, перед которой совершаются богослужения, недопустимо. Кроме того, скульптор был обвинен в хищении золота и слоновой кости, полученных им для изготовления статуи Афины.

    Храм Зевса Олимпийского и его статуя

    Против Фидия начался судебный процесс. В это время его пригласили в Олимпию для создания статуи Зевса. Под большой денежный залог Фидия отпустили. За несколько лет Фидий создал свою вторую знаменитую статую – Зевса Олимпийского. До наших дней она не сохранилась, так как в V веке н. э. по приказу византийского императора Феодосия II была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара в императорском дворце. Но по описаниям древних авторов мы можем представить себе, как выглядели храм Зевса Олимпийского и сама статуя.

    Храм был построен архитектором Либоном в V веке до н. э. Среди обломков украшавших храм статуй были найдены знаменитая статуя Гермеса с младенцем Дионисом на руках работы скульптора Праксителя и статуя богини Ники – скульптора Пеония.

    Сам храм находился на площади Альтиса. Сооруженный из белого мрамора, в длину он достигал 64 метров. Его окружали 34 дорийские колонны. На восточном и западном фронтоне размещались статуи, изображавшие сцены из мифов о битве лапифов с кентаврами и о состязании между царем Эномаем и героем Пелопсом.

    Мифы в скульптуре

    Первый миф повествует о борьбе между фессалийским племенем лапифов и мифическим племенем кентавров – полулюдей-полулошадей. Решающее столкновение между ними произошло на свадьбе одного из лапифов, кентавры были окончательно побеждены. Этот сюжет был очень популярен к моменту постройки храма, так как незадолго до того греки одержали победу над персами. В образе кентавров для греков воплотилась жестокая сила персов, стремившихся поработить свободные греческие города.

    Второй миф рассказывает о том, как коварный Эномай, опасаясь интриг, не хотел выдавать замуж дочь, и придумал для претендентов на ее руку заведомо невыполнимое испытание – одержать над ним верх в беге на колесницах. Но обогнать его никому было не под силу, так как у Эномая были волшебные кони. Побежденных женихов царь пронзал копьем. Так погибло тринадцать претендентов. Четырнадцатым оказался Пелопс. Он сумел подкупить возницу колесницы царя, и тот вынул из оси чеку.

    В результате колесница Эномая рассыпалась во время состязания, и царь погиб под обломками. Пелопс женился на красавице Гипподамии и стал царем. А страна с тех пор стала называться Пелопоннесом.

    На наружных стенах храма помещались барельефы с изображением подвигов Геракла. Пол храма был украшен мозаикой. А в центре его располагалась огромная статуя Зевса, увидеть которую каждый грек считал для себя за счастье.

    Статуя Зевса олимпийского работа Фидия

    Царь богов и людей восседал на богато украшенном троне. В левой руке он сжимал статуэтку богини Ники, в правой – жезл с изображением орла. Голову бога-громовержца венчал оливковый венок, торс Зевса был обнажен, а с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

    Статуя поражала огромными размерами: голова Зевса почти касалась потолка храма, а в целом фигура достигала 17 метров. Статуя Зевса Олимпийского была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. chrysos – «золото», elephantinon – «слоновая кость»): тело и голова Зевса и фигурка Ники – из слоновой кости, а одежда и венки Зевса и Ники – из золота.

    Каждый, кто видел фигуру Зевса, непременно попадал под ее воздействие. В образе божества непостижимо сочетались мощь и величие, с одной стороны, и доброта и умиротворение – с другой. Всю Грецию облетело двустишие, написанное восхищенным поэтом:

    Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ
    Или на небо ты сам бога узреть восходил?

    Согласно легенде, Фидий, обессиленный проделанной им работой, пришел в храм после того, как статуя была установлена на предназначенном для нее месте. В сумерках он долго вглядывался в лицо божества, словно сверяя его с тем образом, что он нарисовал в своем воображении. Затем, словно по наитию, Фидий воскликнул: «Доволен ли ты, Зевс!» Ответом ему стал громовой удар, возвестивший утвердительный ответ бога.

    Несомненно, такая титаническая работа не могла быть проделана Фидием в одиночку. Над созданием статуи трудилось множество учеников скульптора и мастеров-ремесленников: ювелиров, чеканщиков, плотников, резчиков по слоновой кости. Работа была сложной и кропотливой. Разумеется, в природе невозможно было найти бивни слона такого размера, который позволил бы выточить голову и части тела этой огромной статуи.

    Как создавалась статуя

    Основа создавалась из дерева. Затем на те ее части, которые не были прикрыты одеждой, накладывали пластины из слоновой кости. Для того чтобы идеально подогнать пластины друг к другу и сделать незаметными места соединения, требовалось большое искусство.

    Следует отметить, что слоновая кость – чрезвычайно капризный материал. Она боится как излишней сухости, так и чрезмерной влажности. Если статую Афины для сохранения влаги поливали водой, то в сырой Олимпии статую Зевса для предохранения от чрезмерной сырости смазывали оливковым маслом.

    На те части статуи, которые закрывались одеждой, накладывали пластины из чеканного золота.

    Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Подножие трона, спинка и подлокотники были украшены рельефами с изображением богов и богинь, а также с изображением состязаний. Надпись у ног божества гласила: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня».

    Так как при изготовлении статуи использовались особо ценные материалы, золото и слоновая кость, была организована специальная коллегия из ответственных лиц, которая занималась выдачей мастерам материала и несла ответственность за его использование. Помимо коллегии, был создан так называемый художественный совет, в который входили именитые граждане, жрецы, скульпторы, художники, архитекторы. Они обсуждали и принимали решения по всем проектам, предложенным Фидием.

    Одной из серьезных проблем, которую пришлось решить Фидию в процессе работы над статуей, стала проблема освещения. В греческих храмах не было окон, и свет проникал лишь через дверной проем. Поэтому голова статуи, располагавшаяся под самым потолком, находилась в тени. Разными способами Фидий пытался добиться равномерного освещения всей статуи, но достичь желаемого эффекта никак не мог. Наконец он справился со сложной задачей.

    Он решил выложить пол перед статуей темносиним элевсинским камнем, в котором был вырублен бассейн, наполненный оливковым маслом. Масло предохраняло статую от воздействия сырости. Кроме того, темная масляная поверхность превосходно отражала шедший из дверей поток света, освещая голову Зевса, мощный торс и складки плаща. Эффект был до того поразительным, что паломникам казалось, что свет излучает сама фигура Зевса.

    Статуя Зевса, как говорилось выше, была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара. А сам храм был разрушен, как и множество других греческих храмов, в результате землетрясения.

    Создание храма

    Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры . Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 466 г. до н. э. и закончилось в 456 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.

    Описание храма

    По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора . Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника . Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла . Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

    Создание статуи

    Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос » и «Афину Парфенос ». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике . Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов.

    Описание статуи

    Древнеримская скульптура «Сидящий Зевс», тип Фидия. Эрмитаж

    Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры , лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

    «Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»

    (Павсаний. «Описание Эллады».)

    Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа - самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции - "олимпийские". Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

    На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.

    В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало - 64, в ширину - 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась - 20 метрам! Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Зато нигде не было такой статуи Зевса, как в Олимпийском храме! Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.

    По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.

    Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.

    После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

    Открытие статуи

    В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

    Современник писал:

    «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?».

    Судьба четвертого чуда света

    Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I , утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 гн. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь . Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

    Литература

    • Рег Кокс, Нейл Моррис . Семь чудес света. - Москва., 1997.

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Зевс Олимпийский" в других словарях:

      - (Дий) в мифах древних греков верховный бог, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс сын Кроноса, который опасаясь, что его дети низложат его, проглатывал каждый раз рождённого Реей ребёнка. Когда родился Зевс, Рея обманула мужа,… … Исторический словарь

    Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» – грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

    Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали – и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

    Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского – единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

    Роль Громовержца в жизни Олимпии

    Громовержец с этим городом был связан самым непосредственным образом – именно здесь ему удалось победить своего отца, Крона, которому было предсказано, что один из его сыновей лишит его власти. Чтобы этого избежать, он решил проблему довольно кровожадным способом – пожирал всех появившихся на свет мальчиков. Повезло лишь Зевсу: его мать, Рея, сумела спасти младенца.

    Чтобы достойным образом отметить это событие, жители города решили раз в четыре года проводить Олимпийские игры, а через триста лет после их начала, в 471 г. до н.э., ими было принято решение построить для Громовержца достойное его святилище и установить в нем скульптуру бога. Процесс этот оказался долгим – строительные работы длились пятнадцать лет и открытие храма состоялось в 456 г. до н.э.

    Как выглядел дом Зевса

    • Ширина храма – 64 м, а длина святилища – 27 м;
    • Здание было полностью построено из мрамора (в т. ч. и крыша);
    • Святилище окружали тридцать четыре колонны высота которых составляла 2,6 м, а толщина была около двух. Сделаны они были из особого вида известняка, состоящего из спрессованных раковин и их обломков;
    • На внешних стенах постройки были установлены барельефы, изображающие двенадцать подвигов Геракла;
    • Войти в святилище можно было через двери, сделанные из бронзы, высота их составляла 19 м.

    Несмотря на всё своё величие, храм долгое время стоял без статуи Громовержца, пока работы над ней не были доверены чуть ли не самому знаменитому мастеру того времени, Фидию.

    Кто такой Фидий

    Перед тем как создать прославившееся на весь мир чудо света, Фидий уже был известен благодаря великолепной статуе Афины в Парфеноне. Им был разработан план реконструкции столицы Греции, благодаря чему он сумел нажить злопыхателей. В результате их интриг мастера обвинили в краже золота и слоновой кости, которые он якобы выкрал во время работы над Афиной, из-за чего скульптор оказался в тюрьме.


    Правда, находился там недолго: автор знаменитых работ имел немало почитателей, поэтому, когда обитателями Элиды был внесён за Фидия залог, он был отпущен в Олимпию, где около десяти лет работал над Громовержцем (помогали ему в этом Колот – его ученик, и близкий родственник, художник Панен).

    Мастерская

    Статую Громовержца они создавали в специально построенном для этого помещении, располагавшееся недалеко от святилища. По своим размерам оно было ненамного меньше храма Зевса – нашли мастерскую немецкие археологи, чьё внимание привлекли находившиеся возле святилища остатки древней постройки.

    При осмотре здания они обнаружили орудия труда, с помощью которых мастера создавали скульптуру, и остатки литейного цеха, что подтвердило версию о том, что именно тут создавали одно из чудес света.

    Возле мастерской была найдена яма с бракованными деталями статуи, и были обнаружены прямые доказательства того, что Фидий создал свою скульптуру именно такой, как её описывали в летописях. Ими оказались готовые формы одежды бога, огромное число пластин из слоновой кости, остатки полудрагоценных камней и гвозди.

    Одной из главных находок, имеющих непосредственное отношение к скульптору, оказалось дно кувшина с выцарапанными на нём словами: «Принадлежу Фидию».

    Как выглядела статуя Громовержца

    Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

    Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

    Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.


    На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

    Открытие статуи

    На открытие этого чудо света съехались самые известные жители древней Греции. Когда покрывало, скрывающее монумент, было снято, все поразились: голова и плечи статуи Зевса издавали божественный свет, который лился от бога к людям, а глаза сияли настолько ярко, что казалось, будто они извергают молнии.

    Добился такого эффекта автор очень интересным образом: Фидий приказал у подножья статуи вырубить в мраморном полу бассейн прямоугольной формы, заполнить его водой, а сверху вылить тёмное оливковое масло. Поток световых лучей, проникающих в храм через двери, падал на маслянистую поверхность и отражался от неё вверх, освещая голову и плечи громовержца.


    Бассейн этот исполнял ещё одну, более практичную функцию – для того, чтобы слоновая кость не портилась, жрецы смазывали статую маслом, которое стекало прямо в углубление.

    Судьба статуи Громовержца

    Статуя Зевса Олимпийского просуществовала довольно долго, за это время её не раз реставрировали: в неё нередко попадали молнии, она пережила несколько землетрясений. Также нередки были случаи кражи золотых деталей.

    Статую не раз хотели вывезти римляне, например, именно такой приказ отдал Калигула в 40 году. Сделать это не удалось: легенды утверждают, что когда оккупанты пришли забирать монумент, статуя Зевса в Олимпии расхохоталась, перепугав захватчиков до такой степени, что они разбежались, а Громовержец остался на месте.

    Последние воспоминания о статуе относятся к 363 г. н.э. – когда в Греции официально было принято христианство (это случилось в 391 году), абсолютно все языческие храмы были закрыты, такая же судьба постигла и храм Зевса.

    По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 г. н.э. По другой – немного позже, поскольку есть упоминания о том, что в V веке статую перевезли в Константинополь, где она какое-то время находилась во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года – от изготовленной из дерева статуи осталось лишь несколько обугленных пластинок из слоновой кости и расплавленные золотые детали.

    Где можно увидеть копию Громовержца

    В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

    Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

    Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

    Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света.

    Статуя Зевса Олимпийского. История

    Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи. В этот год впервые в храм, построенный в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр. Сам храм, постройка которого продолжалась более 15 лет, был установлен на высокой прямоугольной платформе. Его крыша опиралась на колонны высотой примерно в 10 метров и диаметром не менее двух. Проект храма был разработан античным архитектором Лебоном, прекрасное строение которого напоминало знаменитые греческие святилища, но было воздвигнуто с куда большим размахом.

    Впрочем, храмы Эллады не казались древним грекам достойным звания чуда. И спустя годы правительство Эллады пригласило украсить храм прославленного афинского скульптора Фидия. Его руки и руки ассистировавших ему учеников, Колота и Панена, создали нечто превосходное. Для нового произведения искусства даже потребовалось оборудовать специальное помещение.

    Весть о том, что появилась в храме статуя Зевса Олимпийского, стремительно облетела весь античный мир. Перед глазами публики она предстала в 435 году до нашей эры. Есть заметки, согласно которым творец и скульптор лично наблюдал за реакцией прихожан, пораженных величием монумента. Прошел слух, что к скульптору, чтобы попозировать перед мастером, спускался со светлого Олимпа сам Громовержец Зевс.

    Статуя Зевса Олимпийского была покрыта шерстяной накидкой, окрашенной финикийским пурпуром и отделанной золотом. Сам занавес, вопреки устоявшимся традициям, не поднимался, а, напротив, опускался, открывая перед посетителями величественный образ главного бога Олимпа. Открывшаяся статуя вызывала вздохи и вскрики восхищения. Статуя Зевса Олимпийского выполнена была из золота и слоновой кости. Эта техника известна как хризоэлефантинная. 200 килограммов чистого золота пошло на то, чтобы должным образом украсить шедевр рук Фидия. В левой руке бог Зевс сжимал скипетр с орлом, а в правой – богиню победы Нику. Голову восседавшего на троне отца богов Зевса украшал венок. На плаще бога были изображены животные и цветы. Ноги Громовержца опирались на скамейку.

    Кроме того, монумент поражал своими размерами. Общая высота статуи была 17 метров, а ее основание составляло метр в высоту и шесть – в ширину.

    Чтобы вам легче было представить этого исполина, то говорится, что правая ладонь статую находилась на высоте колонн первого яруса древнего храма, а голова оказалась на уровне второго. Люди смотрели на статую Зевса снизу вверх, и у них создавалось впечатление, что встань сейчас Громовержец со своего золотого трона – и он проломит головой крышу храма.

    Кстати, сам трон также заслуживает внимание. Ибо его украшение требовало кропотливой долгой работы. На каждой его ножке было четыре изображения Ники, а он сам был обильно украшен сценами древнегреческой мифологии. На перекладинах между ножками скульптор изобразил сцены баталий греческих герое и дев-воительниц амазонок. Присутствовали там и сцены спортивных соревнований.

    Помимо непременно присутствовавшего в них Зевса, были «опознаны» среди фигур боги: Посейдон, Гера, Афина, Афродита, Гермес, Аполлон, Артемида, бог солнца Гелиос; и герои – Геракл, Тесей, Ахилл, титан Прометей.

    Жрецы смазывали маслом статую, чтобы сохранить блеск слоновой кости. Это защищало ее и от сырости. Перед статуей был вырыт особый бассейн, покрытый мрамором, куда поверх воды стекали излишки оливкового масло после приведения монумента в порядок. А еще вода и масло в бассейне служили, что отражать солнечные лучи особым образом. Отраженный свет освещал голову и плечи монумента, создавая иллюзию, что светится именно бог, даря людям яркие лучи.

    Есть легенда, что Громовержец, как минимум, одобрил труд Фидия. Так на вопрос окончившего работу мастера «Ты доволен, Зевс?», раздался удар грома, а пол у ног монумента треснул. Зевс был доволен.

    Удивительно, но в памяти человечества запечатлелись не прекрасный храм, не таинственное святилище, а только величественная статуя, стоявшая внутри.

    Судьба храма и статуи Зевса Олимпийского

    Более семи веков восседал Зевс в своем храме, величественно взирая на благоговевших перед ним людей, пока не был сильно поврежден землетрясением, произошедшем во втором веке уже нашей эры.

    За время своей жизни статуя Зевса Олимпийского пережила несколько реставраций. Случались даже кражи ее кусочков. Особого внимания статую удостоили римляне. В 40 году император Калигула был полон решимости собрать в Риме все изваяния и изображения наиболее значимых памятников павшей Греции. Разумеется, статуя Зевса была включена в этот список. Есть легенда, согласно которой при попытке снять статую с постамента, она расхохоталась. Все работники в страхе разбежались, и статуя осталась в Олимпии.

    Ученые-историки утверждают, что сам Храм Зевса был закрыт во второй половине IV века н.э., по приказу римского императора Феодосия, по причине его неприязни, как христианина, к языческим верованиям греков. К этому же периоду относятся последние упоминания величественного монумента.

    Упоминается, что примерно в начале V века статуя Зевса Олимпийского была перевезена в Константинополь, где, как сообщал в своих записях византийский историк Кедрен, она полностью погибает в результате пожара в 475 году.

    Некоторые говорят, что даже христианские фанатики не посмели трогать статую Зевса Олимпийского, ведь даже византийские императоры позволяли себе на первых порах ценить высокое искусство.

    После пожара ристианские проповедники торжествовали: кара их истинного бога настигла языческого соперника, а заодно проучила увлекшихся искусством и сошедших с праведного пути императоров.

    Но есть также предположения, что памятник не доехал и до Константинополя, не пережив разграбления и разрушения храма, когда воры отдирали и тащили все, что плохо лежит, а не только драгоценные камни и золото.

    Основные исследования легендарных строений велись уже в девятнадцатом веке. Удача улыбнулась французским археологам, проводившим раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Их «добычей» стали некоторые фрагменты барельефов с изображениями героев Древней Греции и осколки скульптур. Также смогли они представить очертания самого храма. Сегодня эти экспонаты, как представляющие историческую ценность, находятся в Парижском Лувре.

    Спустя почти полвека потоптались на этих местах и археологи Германии, которым повезло даже больше, чем их французским коллегам. Они откопали еще часть фрагментов легендарных скульптур, фундамент храма и остатки бассейна, который находился перед статуей Зевса, как мы помним.

    В 1950 году учеными и исследователями была обнаружена мастерская скульптора Фидия. Основательные поиски на месте, где был найден архитектурный памятник, позволили ученым воссоздать вид как самого Храма, так и статуи Зевса Олимпийского.

    Некогда величественный храм Зевса – сейчас просто развалины, которые, тем не менее, привлекают множество туристов ореолом тайны и загадочности. Однако это совсем не то, что былое величие.

    Поделись статьей с друзьями!

      Статуя Зевса Олимпийского. Третье чудо света

      https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/zeus-olymp-150x150.jpg

      Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света. Статуя Зевса Олимпийского. История Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи....

    Колоссальная богатейшая статуя бога грома и молний, созданная греками еще в V веке до н. э.

    В 470 году до н. э. греки организовали сбор пожертвований на строительство храма в честь Зевса. Бог грома и молний почитался в Древней Греции как владелец всего мира.

    В его честь в Олимпии уже около 300 лет проводились игры, названные по имени города олимпийскими, но в стране не было храма, посвященного Зевсу.

    Кроме того, люди верили, что бог наблюдает за олимпийскими состязаниями с вершины горы Олимп, и считали, что оттуда ему это делать неудобно - необходимо было устроить для Зевса “резиденцию” внизу, на земле.

    На собранные средства в 466 году до н. э. началось строительство.

    Храм возвели целиком из мрамора.

    Здание окружали 34 монументальные колонны из ракушечника (известняк, состоящий из целых или раздробленных раковин моллюсков.).

    Высота их была около 10 метров, а диаметр - 2 метра.

    Размеры храма - 27 на 64 метра.

    Снаружи стены украшали барельефы со сценами 12 подвигов Геракла.

    Строительство здания продолжалось 10 лет. Затем в Олимпию для работы над статуей был приглашен знаменитый афинский скульптор Фидий.

    Он распорядился соорудить ему недалеко от храма мастерскую, полностью соответствующую размерами самому святилищу. Это было выполнено, и Фидий принялся за работу.

    Известно, что у него было два помощника, которые, однако, не участвовали в создании монумента, а лишь помогали мастеру с материалами и решением бытовых вопросов.

    Фигура громовержца

    Особое место в храме отводилось для самого божества.


    Статуя Зевса Олимпийского и интерьер храма Зевса в Олимпии. Скульптор Фидий. V в. до н. э.

    Статуя появилась здесь несколько позднее. Фигура громовержца была выполнена из слоновой кости, драгоценных камней и дерева. Накидка, закрывающая часть тела Зевса, венок на его голове, скипетр, который он держал в левой руке, и фигура богини победы Ники в его правой руке были покрыты золотом.

    Зевс Олимпийский восседал на троне, а ноги его покоились на специальной скамеечке, которую поддерживали две фигуры львов.

    На троне были изображены кентавры, сцены подвигов Геракла и Тесея, битвы греков с амазонками, а также фигуры танцующей Ники.

    Общая высота монумента, включая метровое основание, равнялась, по разным источникам, от 12 до 17 метров.

    Статую торжественно открыли в 435 году до н. э.

    Люди были искренне поражены и восхищены увиденным: глаза бога сверкали и как будто рождали молнии. Вся фигура его светилась божественным светом, а поза была столь естественной, что, казалось, божество готово встать с трона навстречу идущим к нему людям.

    Сам Фидий, по преданию, скрылся в глубине храма, чтобы незамеченным наблюдать оттуда за реакцией зрителей на его творение.

    Эффект сверкания глаз Зевса

    Чтобы создать эффект сверкания глаз Зевса и свечения его фигуры, гениальный архитектор расположил перед статуей бассейн. Вместе с водой в него наливалось оливковое масло, которое, создавая пленку на поверхности воды, отражало падающие из дверей лучи солнца и направляло их на изваяние Зевса, а волнение воды под слоем масла создавало блики, игру этих лучей.

    Как исчез Зевс Олимпийский

    Зевс Олимпийский семь веков восхищал приходящих в его храм. Во II веке произошло землетрясение, от которого статуя сильно пострадала.


    Однако культ Зевса не ослабевал, а олимпийские игры в его честь продолжались до IV века, вплоть до того времени, когда языческие действа были запрещены императором Феодосием I.

    Богатства статуи были разграблены. а сам монумент вывезли в Константинополь, где он, по основной современной версии, сгорел в пожаре.