• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. «Откровение» содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворения мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.

    В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаильтянами, а также и история о «нечистых» народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.

    Интересно, что славянский перевод «Откровения», распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: «Пророчество Андрея Юродивого», «Сказания о царе Михаиле» и т.д. Тогдашние комментаторы начали говорить о богоизбранности Русской Земли, как и особой роли великого князя, как последнего православного государя. Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году, под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В «Откровении» развязка была описана следующим образом:

    «Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их <...> И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. <...> И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».

    Московские комментаторы стали интерпретировать «Царя греческы» как православного государя, а «море Ефиопское» как Чёрное море, которое омывало берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с «греческим царем-победителем» из «Откровения» еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

    На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь Андрей Юрганов дал интересную трактовку символа всадника на печати:

    «Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции - сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. Поражение змея скипетром-копьём - это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности».

    Надо признать, что вера в конец времен была на Русской Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привело к голоду. Но светопреставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.

    Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя пять лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопреставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты.

    Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, был воспринят на Руси из Византии еще в конце 10 века. На златниках (золотых монетах) киевского князя Владимира Святославовича, крестившего Русь, и на лицевой стороне монеты - портрет князя и надпись: "Владимир на столе а се его злато", а на обороте изображение Иисуса Христа. В начале 11 века на монетах и печатях сына Владимира Святославовича Ярослава Мудрого, принявшего при крещении имя Юрий (Георгий), впервые появляется изображение святого Георгия. Ярослав Мудрый много способствовал распространению и утверждению культа святого Георгия на Руси.

    На лицевой стороне печати старшего брата Юрия Долгорукого - Мстислава Владимировича в 1130 году впервые появляется изображение святого воина-змееборца. Такое же изображение есть на многочисленных печатях Александра Невского.

    В Московском княжестве образ пешего змееборца впервые встречается на монете князя Ивана II Красного (Красивого). На печати сына Дмитрия Донского Василия изображен всадник с копьем, направленным вниз, где должен быть змей. Позднее на монетах эмблема приобретает вид, близкий к той, что утвердилась на московском гербе. Окончательно всадник-змееборец на гербе Московского княжества утвердился при Иване III и совпало с завершением объединения основных Русских земель вокруг Москвы. В 1497 году впервые на государственной печати помещен двуглавый орел, но главным символом по-прежнему оставался всадник, поражающий копьем дракона. Однако, при Иване Грозном в 1547 году орел занимает главное место, а всадник, как герб Московского княжества, переходит на грудь орла.

    До Петра I всадника на гербе называли святым Георгием только иностранцы. На Руси все считали, что это князь или царь, иногда всадник даже приобретал общие черты с царем (например, с царем Алексеем Михайловичем). Петр впервые назвал всадника на коне святым Георгием, о чем он собственноручно записал в сохранившейся до сих пор записке.

    В 1728 году Сенат утвердил государственный герб, часть его описания посвящена московскому гербу:"...в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное". С этого момента и до XX века всадник на московском гербе официально именуется святым Георгием. Следует отметить, что на протяжении всего этого времени герб неоднократно видоизменялся, но незначительно - всегда это было изображение двуглавого орла, а на нем образ святого Георгия Победоносца. После революции 1917 года герб Москвы был упразднен.

    Однако, распоряжением мэра Москвы от 23. 11. 93 столице был возвращен ее древний герб. В положении о гербе сказано:" На темно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия".

    Откуда же возник образ всадника Георгия? Христианская легенда имеет множество вариантов. Вот один из них, который историки считают наиболее ранним и подлинным. В 303 году римский император Диоклетиан начинает гонение на христиан. К нему является молодой военный трибун Георгий родом из Каппадокии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас это территория Турции). В собрании высших чинов империи в городе Никомедии Георгий объявляет себя христианином. Император пытается уговорить его отказаться от своей веры, но безуспешно. Тогда Георгия помещают а темницу и подвергают многочисленным жесточайшим пыткам - бросают в ров с негашеной известью, бичуют воловьими жилами, надевают раскаленные, утыканные шипами железные сапоги, травят ядом, колесуют, но он остается жив. В промежутках между пытками Георгий совершает чудеса (исцеляет больных, воскрешает умершего и т.п.), под влиянием которых императрица, некоторые из приближенных императора и даже один из его палачей уверовали во Христа. На восьмой день пыток Георгий соглашается принести жертву языческим богам, но когда его торжественно приводят в храм, "он словом Божьим низвергает их в прах,после чего по приказу императора ему отсекают голову". Георгию в день казни было около 30 лет.

    © Владимир Федоренко/РИА Новости

    Считается, что Георгий Победоносец изображен на российском гербе, однако прямо об этом в документах не сказано, вероятно, по причине закрепленных в Конституции РФ принципов отделения Церкви от государства и отсутствия обязательной идеологии. В то же время, почти такой же всадник на гербе Москвы в соответствующем законе прямо назван святым Георгием. В качестве символа города конный воин известен по меньшей мере с 1464 года, но только Петр I назвал его «Святым Егорием» в духе европейской геральдической традиции. До этого всадник символизировал государя - царя и великого князя.

    На Руси святой Георгий был очень популярен, считался покровителем князей и дружинников. Ярослав Мудрый при принятии христианства получил имя Георгий именно потому, что образ Победоносца уважали даже язычники.

    В отличие от знати, народ немного по-язычески чтил Егория Храброго как покровителя пастухов, защитника скота, «волчьего пастыря», открывающего весенние полевые работы. И это оказалось логично, ведь греческое имя Георгий происходит от слова «земледелец».

    Согласно православному календарю, день святого Георгия особенно торжественно отмечают дважды - весной, 23 апреля (6 мая по новому стилю) и осенью, 26 ноября (9 декабря по новому стилю). Пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» относилась к осеннему празднику. К этому дню окончания полевых работ, плюс-минус неделя, была приурочена возможность еще не окончательно закрепленных за помещиком и лишенных всех прав и свобод крестьян по собственной воле сменить место жительства и работы. Так что образ святого Георгия в народном сознании долгое время был связан с позитивными эмоциями. Затем крестьян лишили этого права, а сама поговорка, таким образом, несла в себе горькую иронию.

    Изображение всадника с копьем или, реже, другим оружием, встречается на русских монетах с XIII века, причем на Руси под всадником подразумевался великий князь, а не святой, о чем говорила подпись с титулом государя. Благодаря образу всадника с копьем свое название получила относительно мелкая разменная монета - копейка. Георгия Победоносца иногда было принято изображать на монетах некоторых европейских государств, но и в Европе в большинстве случаев фигура всадника олицетворяла не святого, а местного короля. После крушения европейских монархий чеканить образ главы государства на монетах вышло из моды, в том числе и в России, так что Центральный банк России в наше время воспользовался сходством образов и выпускает золотую инвестиционную монету «Георгий Победоносец».

    Орден святого Георгия также является высшей военной наградой Российской Федерации. Ряд офицеров были удостоены этой награды за проведение в 2008 году операции по принуждению к миру Грузии - страны, чьим покровителем считается как раз святой Георгий. В дореволюционной России орденов святого Георгия первой степени удостоены были только 25 человек, 8 из которых были иностранцами, что делает его самой редкой и чрезвычайно почетной военной наградой Российской империи.


    © Алексей Бойцов/РИА Новости

    Широко распространенная сегодня традиция ношения георгиевской ленточки появилась до революции. После смерти георгиевских кавалеров ленты от ордена носили их старшие сыновья. Это говорило о том, что потомок чтит подвиг своего родителя и принимает на себя ответственность, в случае необходимости, также проявить героизм. Интересно, что гвардейская лента, учрежденная в СССР в годы Великой Отечественной войны, была очень похожа на дореволюционную георгиевскую, и в настоящее время в массовом сознании эти два исторических символа слились воедино.

    Святой Георгий также известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Он является покровителем Англии, Португалии, а также Барселоны, Венеции, Генуи и Львова.

    Дата принятия: 20.12.1781, 16.05.1883, 23.11.1993, 01.02.1995, 11.06.2003

    Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9, развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия .

    Автор эскиза герба Москвы - художник К. К. Иванов. В общем было сохранено композиционное решение герба 1780 года, но Святой Георгий приобрел традиционные для русских воинов доспехи и остроконечный шлем. По сравнению с гербом 1781 года также были уточнены цвета доспехов и мантии всадника, а также копья. Цвет дракона в отличие от герба 1883 года был оставлен черным (как в гербе 1780 года).

    Утвержден 23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы №674-РМ "О восстановлении исторического Герба города Москвы"; переутвержден Законом города Москвы № 4-12 "О гербе и флаге города Москвы" (утвержден 1 февраля 1995 года постановлением №12 Московской Городской Думы) и Законом города Москвы № 39 «О гербе города Москвы» от 11 июня 2003 года.

    Эскиз герб Москвы 1991 г., художник К. К. Иванов

    Фактически исторический герб был восствновлен в 1991 г., когда художник К. К. Иванов предложил свой эскиз (где всадник внешне походил на грека), но герб тогда утвержен не был, хотя и использовался неофициально. Официально герб был восстановлен только в 1993 г.

    Геральдические изображение и описание всадника - как Святого Георгия Победоносца - не соответствуют нормам православной иконографии, в которой святых принято изображать с нимбом.
    Кроме того, будучи повернутым в правую для зрителя сторону, изображение всадника на современном официальном гербе Москвы противоречит правилу западноевропейской геральдики, в соответствии с которым живые существа на гербе должны быть повернуты только в левую для зрителя (правую геральдическую) сторону. Это правило было установлено для того, чтобы фигура, изображенная на рыцарском щите, который традиционно держался у левого бока, не казалась убегающей от противника. В гербе Москвы 1883 года всадник был повернут в левую для зрителя (геральдически правую) сторону, но в 1993 году с восстановлением исторического герба всадник опять был повернут как в гербе 1780 года.

    Всадник-змееборец как символ Московского княжества известен как минимум с XVI века и был центральным элементом герба сначала Московского царства, а затем и Российской империи. Изображение всадника присутствует и в центральной части герба Российской Федерации, однако, согласно официальному описанию герба этот элемент не описан как Святой Георгий и не упоминается как герб города Москвы.

    Проект советского герба города Москва 1924 г.:
    а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
    б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твёрдости Советской власти.
    в) Серп и Молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства.
    г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображённые по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья - сельское хозяйство.
    д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - эта эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства.
    е) Внизу под надписью «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динама» - эмблема электрификации.
    (описание дано по данным сайта )

    Герб был составлен архитектором Д. Осиповым.

    Утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Но этот герб не получил широкого распространения и довольно быстро был просто забыт.

    Исторический герб города Москвы

    Герб 1780 г.:
    Современный герб города основан на исторической гербе, пожалованном Екатериной II 20 декабря 1781 года (ПСЗ, собр.1, т.21, №15304) вместе с другими гербами городов Московской губернии: "в червлёном поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьём чёрного дракона ".
    Герб 1883 г.:

    В 1883 г. герб обрел внешние украшения в соответствие с реформой Кене: "В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою ".
    Фигура Георгия Победоносца была развёрнута в геральдически правую сторону. Дракон из чёрного стал жёлто-зелёным, а епанча Святого - лазуревой.
    Утвержден 16 марта 1883 года (ПСЗ, т. XXXIII, №32037)

    Герб 1730 г. :
    Описание московского герба содержалось в утвержденном Сенатским приказом 8 марта 1730 года "Знамённого гербовника" для описаний гербов полковых знамён. В описании российского государственного орла в Знамённом гербовнике 1730 года московский герб описан так: "Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное ".