• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    С наступлением дачного сезона сотни людей берут мотыги, лопаты, бережно снимают с подоконников рассаду молодого укропа и отправляются за город вкусить прелести деревенской жизни. С первыми петухами эти отважные борцы с колорадскими жуками вгрызаются в личный земляной надел, стараясь вырастить на грядках спелую брюкву. Отдохнув таким образом около десяти часов, счастливые и довольные труженики шести соток возвращаются в свой загородный дом, чтобы, обняв поросёнка, спокойно уснуть под звуки цикад... Сегодня на Розовом диване - хозяйстворазвивающая настольная игра Агрикола.

    Безусловно, в одиночку справиться с миниатюрным фермерским хозяйством невозможно, поэтому к отдыху на природе подключаются родственники и члены семьи, которые с радостью оказывают посильную помощь. К концу сезона на грядках обильно колосится брюква, среди побегов которой радостно бегают выводки похрюкивающих поросят. А на центральной площади коллективного садоводства проводятся конкурсы на самый большой корнеплод. Употребить в пищу взрощенных на свежем навозе и представленных на суд жюри мутантов отважится лишь человек с крепкими нервами. Но вид картофелины величиной с арбуз, согласитесь, любого завораживает.

    Хочу обрадовать тех, кто обделён земельным участком и лишён возможности ощутить все прелести сельскохозяйственного отдыха. Вместо шести соток вы можете приобрести небольшую, но увесистую коробочку, и с головой окунуться в увлекательный садово-огороднический мир.

    Вес игры позволит засаливать капусту - небольшая прямоугольная коробочка отяжелит руку килограмма на три. Внутри ёмкость до самого верха заполнена компонентами: игровые поля, колоды карт, горы деревянных фишек, стопки тайлов и пособие начинающему землепашцу.

    Перед вами - краткие правила игры, отображённые на обратных сторонах индивидуальных планшетов игроков. Изучите внимательно эти картинки, воспользоваться ими во время игры не удастся, так как...

    Все события происходят на противоположной стороне картонки. Здесь напечатаны земельные наделы, размечены специальные поля событий, указаны места для карт. Поэтому, чтобы взглянуть на памятку, придётся перевернуть картонку, и, тем самым, стереть с лица земли всё ваше приусадебное хозяйство вместе с постройками. Непостижима логика дизайнеров...

    Хочу обратить внимание на то, что "Агрикола" подразумевает два режима: семейный и продвинутый (также можно играть соло). В обзоре я расскажу о семейной версии, с которой я рекомендую вам начать свой сельскохозяйственный путь. Семейный вариант отмечен специальным белым символом на синем фоне (правое верхнее поле на фотографии).

    В игре множество карт, которые призваны разнообразить игровой процесс. Большая половина используется в продвинутой версии игры.

    Каждый крестьянин должен стремиться к просвещению, и в этом ему помогут 166 занятий, которые позволят получить определённые навыки (продвинутая версия игры). Кто не работает, тот идёт попрошайничать: 8 карт распределяются между голодающими агрикольцами и отнимут в конце игры призовые очки. 5 памяток (по максимальному числу игроков) содержат список основных событий и принцип подсчёта победных очков.

    136 простых улучшений (продвинутая игра) позволят повысить эффективность сельскохозяйственных угодий и принесут в конце игры победные очки. 10 особых улучшений (семейная игра) облегчат жизнь фермерам, претендентам на победу необходимо заработать хотя бы одну карту для осуществления своей мечты. В противном случае о лидерстве можно забыть...

    В игре 6 этапов, и 14 специальных карт обозначат действия, которые будут доступны игрокам. Рекомендую перед игрой ознакомиться с данной колодой, это существенно повысит шансы на победу.

    16 зелёных карт используются в зависимости от количества игроков. Эти карточки аналогичны по смыслу колоде этапов и вводят в игру различные действия. Карты двусторонние, одна сторона используется в семейном варианте (верхний ряд), обратная - в продвинутом (нижний ряд). Число в левом верхнем углу указывает количество игроков, при котором используется данное действие.

    32 двусторонних квадратных тайла символизируют пашню; каменный, деревянный и глиняный дома. Множители 3,4 и 5 используются для упорядочивания запасов ресурсов в личном резерве, 36 маркеров еды помогут прокормить семью, а 3 кругляшка со стрелочкой и бравым фермером символизируют приход дорогих гостей.

    Пять землевладельцев со своими семьями могут попытать счастья и создать образцово- показательное хозяйство всем на зависть. Члены семьи представлены дисками (по 5 каждого цвета), каждой семье принадлежит 4 хлева и 15 изгородей своего цвета. Жёлтый цилиндр обозначит первого игрока.

    18 свиней, 21 овца и 15 коров готовы примкнуть к преуспевающей семье и с радостью найдут свой второй дом на планшетах игроков. В дисковом мире ресурсы тоже дисковые (чтобы фермерам не обидно было): 15 белых жетонов тростника, по 27 коричневой глины и жёлтого зерна, по 18 чёрных камней и оранжевых овощей, 33 кругляшка древесины.

    Где-то там, в недрах коробки, затерялся блокнот для записей, в котором удобно подсчитывать очки.

    Утро на агрикольном дворе.

    Если вы городской житель и впервые сменили офисный молот на колхозный серп, то выберите семейный вариант игры.

    Оппоненты пополняют личный запас дисками семьи, изгородями и хлевами своего цвета. Каждый игрок получает индивидуальные шесть соток и размещает на них своё хлипкое двухкомнатное жилище, сколоченное из досок. Счастливый отец семейства и его верная спутница въезжают в загородный дворец, получив карту - памятку по управлению хозяйством. Первый игрок берёт цилиндр жёлтого цвета и две еды, остальные - по три еды.

    Карты особых улучшений размещаются на планшете в соответствии с картинками. Для экономии места картонку можно не использовать, а выложить карты в ряд.

    В центре стола расположите 3 специальных картонки раундов (крайний левый модуль располагается необходимой стороной вверх). Отсортируйте в порядке возрастания синие карты раундов и положите стопку рубашкой вверх неподалёку, рядом - карты попрошаек.

    В зависимости от числа игроков отберите зелёные карты и расположите их произвольным образом на планшете необходимой стороной вверх (я выбрал семейный вариант и пример для трёх игроков). Все маленькие диски ресурсов, фигурки животных и тайлы образуют общий резерв.

    С первыми петухами.

    Каждый раунд начинается с того, что на поле размещается картинкой вверх новая карта из синей колоды. Карты размещаются колонками (на поле есть подсказки). Тем самым на поле появляется новое действие, доступное игрокам.

    Затем во все локации, отмеченные стрелочками, выкладываются диски ресурсов и фигурки животных (количество указано в локациях). Обращаю ваше внимание на то, что добавление ресурсов происходит каждый раунд, и они могу накапливаться (ограничений на количество нет).

    На этом подготовка к текущему раунду закончена.

    Первым ходит обладатель жёлтого цилиндра. Он размещает один диск члена семьи с личного поля в любую локацию по выбору и немедленно выполняет указанное действие. Затем в игру вступает следующий игрок и так далее по часовой стрелке, пока все не выставят своих работников на поле. В одну локацию можно разместить только один диск!

    Обращаю ваше внимание на то, что действие выполняется незамедлительно, поэтому на фотографии красный и синий диски должны были немедленно забрать в личный запас тростник и дерево (их можно использовать в текущем раунде).

    Выполнив действия, игроки забирают всех своих подопечных обратно в дом. Затем, если не наступила фаза "Сбора урожая" (отмечена внизу последних четырёх столбиков), начинается новый раунд игры. Игра заканчивается после 14 раунда: происходит заключительный сбор урожая и итоговый подсчёт очков.

    Итак, общее представление о ведении агрикольского хозяйства вы получили, теперь пристально взглянем на действия, которые и составляют основу игрового процесса.

    Как вы помните, один член семьи может выполнить одно действие. Поэтому количество работников необходимо увеличивать (плодитесь и размножайтесь). Делается это при помощи "Прибавления в семействе". В локацию добавляется ещё один диск (единственная локация, где может находиться 2 диска одновременно), а в конце раунда новорожденного необходимо разместить в одну из комнат.

    Увы, в одной комнате может жить только один работник, поэтому не забываем строить дополнительные отсеки в своём сарае. Сделать это можно при помощи действия "Комнаты". Деревянная жилплощадь стоит 4 дерева (на стены) и 2 камыша (на крышу). Ресурсы тратятся из личного запаса, а новый тайл обязательно должен примыкать к предыдущим по горизонтали или по вертикали.

    Комфорт необходим всем, поэтому жилище можно перестроить, но модернизировать необходимо все комнаты разом (дискриминация родственников недопустима). Улучшение с фанерной постройки до глиняного бунгало стоит 1 глина за каждую комнату (необходимо обмазать ей стены), а также "один тростник на всех, сэр ". Отныне пристраивать к зданию можно только соответствующие по типу комнаты. Хотите "палаты белокаменные" - извольте заплатить по камню за комнату и вновь "один тростник...".

    Дом - это прекрасно, но необходимо чем-то прокормить свою круглодеревянную семью. Для этого строим загоны для скота и пашем землю. С землёй всё просто - за одно действие вспахали один участок (положите тайл) и затем до конца игры можно на нём сеять что угодно, включая арбузы (убрать с планшета разработанное поле нельзя). Последующие тайлы пашни размещаются таким образом, чтобы они соприкасались с предыдущими.

    Загоны необходимы для скота. За одно действие можете выстроить сколько угодно загонов (стандартно: одно дерево - одна доска). Существует обязательное условие: загон необходимо завершить полностью (доски должны его огораживать со всех сторон). При этом края поля, пашни и дом границами не являются. Зато можете использовать ранее построенные загоны.

    Одна клетка в загоне может вместить двух животных, в одном загоне могут находиться животные только одного типа. Помимо этого, одного животного можно содержать в доме (приятно иметь личного хрюнделя).

    Хлев (маленький деревянный домик) размещается на свободной клетке игрового поля (или в загоне) и позволяет содержать одно животное (вне загона), либо увеличить вдвое поголовье в загоне (можно держать не 2 особей в квадрате, а четырёх).

    В фазу "Сбор урожая" все вспаханные и засеянные поля приносят урожай, который можно использовать в качестве еды (снимите по одному диску с пашни в запас). Затем необходимо прокормить семью, вручив каждому сородичу по два жетона с миской (рождённым в текущем раунде - по одному). Если кому-то еды не хватит, то игрок получает карточку "Попрошайки", и это позорное клеймо остаётся с ним до конца игры, отнимая три победных очка. Можете использовать карты особых улучшений (если они у вас есть) для более эффективного использования урожая.

    Далее - одна пара одинаковых животных каждого типа приносит приплод в виде одной особи, которую необходимо либо разместить на игровом поле в загон или в свободный хлев, либо немедленно сбросить в резерв, если условия не позволяют. При этом не важно, будут содержаться родители и приплод в одном квадрате (загоне) или нет.

    На жниве пашни.

    Работать в качестве сеятеля не просто, а очень просто. Из брошенного в землю одного диска зерна немедленно вырастает ещё два, взятых из запаса. Брюква, к сожалению, такого прироста не даёт и приносит всего лишь один диск. Зерно можно обменять на жетоны еды в соотношении 1:1. Но есть вариант получше...

    Воспользуйтесь особым улучшением и получите много вкусной и полезной пищи. Например, кирпичная печь, построенная из глины и камня, перерабатывает один диск зерна в пять жетонов еды. То есть эффективность собранного урожая зерновых возрастает в пять раз! Вы можете перерабатывать животных, глину, дрова и прочее. Одним словом, кормите своих подопечных соевым продуктом, состав которого им лучше не знать... Помимо этого, каждое улучшение приносит в конце игры победные очки, указанные на карте.

    По окончании 14-го раунда игра заканчивается, и наступает пора подводить итоги. Начнём с того, что каждый неосвоенный квадрат игрового пространства отнимает одно очко. Тоже самое происходит, когда у вас менее двух вспаханных полей, совсем нет загонов, в амбарах отсутствует зерно и овощи, а мор выкосил весь скот (странно, что вы сами всё ещё живы). Чем лучше вы вели хозяйство, тем больше победных очков получите в соответствии с таблицей. Степень комфорта вашего жилища также имеет свою цену.

    Не забудьте прибавить к этому победные очки за различные карты, заработанные вами во время партии, а также вычесть "очки позора" за попрошайничество. Итоговый результат выявит самого успешного агрикольца, который становится председателем правления агрикольного товарищества.

    Вечером, на агрикольной завалинке.

    В обзоре я лишь кратко упомянул основные моменты семейной игры. Локаций множество, и перечислять свойство каждой в обзоре не представляется возможным. А ведь существует ещё вариант "продвинутого" фермерства, подразумевающий использование множества карт и дополнительных локаций...

    Игра завоевала множество наград, и получила она их по праву. Агрикола - интересная и глубокая игра на развитие, великолепно оформленная в "фермерском" стиле. Во время партии создаётся ощущение, что вы действительно развиваете своё хозяйство, вспахиваете поля, разводите животных... Здесь нет места случайности, поэтому каждое действие необходимо обдумывать, а каждый неверный шаг имеет последствия. Чем больше ваша семья, тем шире возможности, но и еды потребуется больше. А для получения еды необходимо эффективно развивать животноводство и земледелие. Одним словом - микроэкономика.

    Есть у "Агриколы" несколько особенностей.

    Начну с того, что партия заканчивается слишком неожиданно. Только вы развились, только почувствовали вкус жизни, а уже наступил 14-й раунд и итоговый подсчёт. Планы были грандиозные, но так и не удалось их реализовать... Также настоятельно рекомендую играть с новичками в семейный вариант игры без использования дополнительных карт.

    Когда-то давно я впервые сел играть с опытными игроками по продвинутым правилам и после этого возненавидел игру. Мне казалось, что случайность правит балом, а соперники выигрывают только за счёт карт. Только к концу партии я разобрался "что к чему", но было поздно...

    По прошествии года я вновь взялся за фермерское хозяйство, но по семейным правилам и... полюбил игру. И до сих пор я играю с друзьями и семьёй именно по этим правилам, нисколько не жалею, а игра доставляет мне и окружающим удовольствие. Поэтому, если не хотите отбить у знакомых желание садиться за игровой стол - сыграйте с ними пару партий в семейном варианте. А потом подумайте - нужны ли вам дополнения...

    Отдельно отмечу качество полей данного издания - они идеально прямые. Я помню "агрикольские сопки" первого выпуска, увиденные мной у друга. Возомнив себя мостами над бурной рекой, индивидуальные поля изгибались столь усердно, что ещё чуть-чуть, и они могли превратиться в туннели. Урезонить картон было невозможно, поэтому почва земельного надела была подвержена эрозии, а животные тихо брели к краю поля, подгоняемые досками загонов. Вслед им неслась хижина с вопящими от эмоций жильцами...

    К моему неописуемому восторгу ничего подобного в моей коробке я не обнаружил, поэтому смело можете остановить свой выбор в пользу локализации. Тем более, в "отечественном" варианте кубики животных заменены на фигурки - приятный бонус...

    Мне нравится игра Гавр (Le Havre) от Уве Розенберга. Но в более известную (поправьте, если ошибаюсь) его игру Агрикола (http://www NULL .bgames NULL .com NULL .ua/) , сыграть мне не удавалось. Обычно ее называют сложной, открывают коробку, показывают кучу компонентов, а потом закрывают коробку. Говорят – видал, мол, сколько всего, это надолго, так что давай как-то в другой раз.

    Так было один раз, другой, и вот я совсем о ней позабыл. Потом на сайтах долго бродила новость, что вот-вот выйдет локализорованная версия игры Агрикола с анимиплами. В обычной версии игры сельскохозяйственные животные представлены деревянными кубиками разного цвета, анимиплы же – это не кубики, а фигурки животных. Смотрятся очень хорошо (увидите ниже) и играть ими гораздо приятней.

    Сегодня я хотел бы показать богатство этой тяжелой коробки. А весит она немало, и это понятно, т.к. забита коробка до самых краев, в отличие от других игр, где коробка часто полупустая.

    Состав игры поражает своим многообразием, тут есть:

    • Планшеты (так названы картонные листы поля) усадьбы для каждого игрока
    • Игровые планшеты с раундами, действиями и улучшениями
    • 360 игровых карт (о картах еще поговорим отдельно)
    • Деревянные фишки (об этом тоже отдельно)
    • Жетоны комнат и полей

    Деревянные фишки и жетоны

    Основная тяжесть коробки это деревянные фишки и жетоны из толстого картона, которых просто тьма тьмущая. Если не ошибаюсь, фишек более трехсот (!), а жетонов за сотню.

    В коробке вы найдете:

    • Фишки крестьян, домики хлевов и изгороди.
    • Фишки ресурсов (дерево, глина, тростник, камень)
    • Фишки овощей и злаков
    • Фишки домашней скотины (овцы, свиньи, коровы)
    • Жетоны полей
    • Жетоны хижин, мазанок, домов
    • Вспомогательные жетоны

    Практически каждого вида фишек (жетонов) по несколько десятков.

    Особое внимание обращаю на жетоны животных, которые в этой версии выполнены не просто деревянными кубиками (как раньше), а полноценными фигурками. Не могу сказать, что это глобально повысило интерес к игре, но ориентироваться в ней стало намного легче. Все же когда у тебя пара десятков разноцветных кубиков, и все они обозначают какой-то овощ или ресурс, то не сложно запутаться.

    Поэтому фигурки улучшают восприятие своего добра в хозяйстве, да и получить очередную белую овечку, гораздо приятней, чем просто кубик. Ее сразу хочется погладить и отправить в теплый хлев, или спрятать за изгородь. А то ходють тут всякие. Хотять чужое добро забрать, ух!

    Много карт, о которых я расскажу чуть ниже, когда буду описывать правила игры.

    Кратко о правилах игры Agricola

    Вы начинаете игру семейной парой, которая должна вести хозяйство, растить детей, расширять свое жилище, выращивать овощи и домашнюю скотину. Одновременно с вами этим занимаются и другие игроки. Все игроки стараются сделать свою ферму как можно лучше и производительнее. Большой дом, богатый урожай, тучные стада, крепкая большая семья – вот к чему стоит стремиться! За все улучшения, ресурсы, овощи и животных начисляются очки. К концу игры все подсчитывают свои очки – у кого больше тот и побеждает.

    В игре нам дадут разгуляться. Тут множество событий и действий:

    • Пополнение ресурсов
    • Отправка крестьян на работу (в поля или за ресурсами)
    • Сбор урожая и приплода у животных
    • Кормежка семьи (следите за прибавлениями в семействе)

    Вроде озвучил не очень много, но за этим стоит огромное разнообразие. Можно вспахивать и засевать поля (либо овощами, либо зерном), выращивать животных (в игре 3 вида животных), добывать ресурсы (4 вида), перестраивать жилище (3 типа жилья), внедрять улучшения (об этом отдельно), пристраивать комнаты к своему дому, строить хлева и ограды для полей.

    Заметьте, все это совсем не абстрактно. Большое количество ресурсов, живности и улучшений, которым стоит постоянно оперировать, дабы двигать свое хозяйство к процветанию. Вы должны следить за тем, сколько у вас работников, успеваете ли вы все делать, чего вам не хватает на следующий сезон, какие улучшения стоит внедрить, и на чем будут заняты ваши работники в этот раз.

    Карты занятий и улучшений

    В свой ход игрок указывает, какие его работники, чем будут заняты в этом ходу. Отправятся за глиной в карьер или будут обустраивать дом. В начале игры возможностей немного, но по ходу дела они все увеличиваются и увеличиваются. Стандартные занятия указаны на игровом поле, дополнительные занятия есть на картах. Так же на картах указаны улучшения.

    Помните, в начале статьи, я говорил, что карт 360 шт. Вот-вот. Их очень много, и на каждой есть разное занятие или улучшение. В игре вы используете не все 360 карт, а только часть. Какие именно карты использовать, вы решаете в начале игры. Карты позволяют вносить разнообразие и менять уровень сложности. Больше карт добавите – больше вещей придется контролировать, а от того и сложнее.

    Перечислить действия всех карт не представляет возможным. Во-первых много, во-вторых их суть будет понятна только если вы уже играете и видите компоненты и ситуацию на поле. И в-третьих многие карты взаимосвязаны, т.е. некоторые карты улучшений работают только если у вас есть другая карта. Например, улучшение Жернова работают только при наличии карты Пекаря и т.д.

    Я приведу несколько простых примеров, чтобы вам было понятней. Текст с карт привожу упрощенно.

    Занятия

    • Булочник . Вы получаете еду, когда кто-то из других игроков выпекает хлеб. Т.е. можно получить еду ничего не делая, да еще и в чужой ход.
    • Кровельщик . Уменьшает стоимость постройки здания на 1 тростник. Тут понятно минус 1 ресурс.
    • Лесоторговец . Каждый раз когда, соперник получает дерево, можно обменять у него 1 дерево на 1 еду (мнение соперника не требуется). Это для удачного обмена ресурсов.

    Улучшения

    • Кормление скота . Получите по 1 голове скота, если у вас есть свободное место в полях.
    • Жернова . В сочетании с Пекарем при каждом урожае приносит дополнительно 2 еды.

    Агрикола, не так страшна, как ее рисуют

    Много компонентов, много карт, много взаимодействующих карт – не сложно ли?

    После открытия коробки и извлечения огромного количества самых разнообразных компонентов можно и испугаться. Беспокойство увеличивается после того, как вы понимаете, что есть еще и куча разных карт раундов, улучшений (простых и особых), карт занятий. Все это еще делиться на какие-то параметры базовой колоды, колоды влияния и составной колоды. Точно в такую же ситуацию попал и я, когда начал разбираться с игрой.

    На самом деле все не так сложно. Большое количество параметров для деления колоды, наоборот помогает в игре. Для начала вам советуют убрать все кроме базовой колоды, а может даже и все карты вообще (ну кроме карт раундов, без них нельзя).

    Убрать все улучшения и занятия, и играть с самый скромный вариант игры, практически без карт. Сыграв несколько раз, вы освоитесь и сможете понемногу добавлять карты в колоду. Сначала обычные улучшения, потом чуть сложнее. Аналогично и с картами занятий – не добавляйте все сразу. Лучше освоиться с базовым вариантом, а потом уже вносить разнообразие.

    Следует отдельно отменить еще две вещи.

    Момент первый. На рубашке игровых полей есть подробный пример игры. Со стрелками и пояснениями сложившейся ситуации. Аналогичные примеры есть и в правилах. А в приложениях к правилам подробно разобраны особенности той или иной карты.

    А второй момент заключается в том, что есть семейный вариант игры, который еще упрощает игру. Он отменяет некоторые правила и при нем используется упрощенное игровое поле. Для этого варианта даже есть отдельный знак на компонентах. Все компоненты с таким знаком используются для упрощенной семейной игры.

    Так что, если вы ищите спокойную семейную игру, и Аргикола вам подходит.

    Мнение о сложности игры

    Глобально игра не настолько сложная как описывают и пугают. Но не простая. И дело не в сложных хитрых манипуляциях, а, скорее, в производственных цепочках и обилии компонентов, которое сразу не всегда получается охватить. Как известно, по частям слона есть легче. Тут аналогично. Уберите большинство компонентов обратно в коробку и психологически будет легче осваивать игру.

    Впечатления

    Хорошее заполнение коробки.
    Огромное количество компонентов, которые забивают всю коробку на 100%. Приятно, что покупаешь не воздух.

    Неплохое оформление.
    Хотя если смотреть на отдельные рисунки кажется что рисунки достаточно своеобразные, общее впечатление очень неплохое.

    Не такие уж и сложные правила

    Семейная игра.
    Это хороший вариант семейной игры, т.к. приятная нейтральная тематика, которая позволяет играть и взрослым и детям, и даже людям в возрасте. Интересно развивать свое хозяйство и смотреть, как развивается оно у соседа.

    Нет агрессии.
    В игре практически нет негативного взаимодействия. Тут практически никто друг другу не мешает и ничего не портит, просто идет конкуренция за ресурсы и действия.

    Для тех, кто играет в казуальные фермерские игры на компьютере , но хотел бы поиграть в настольную игру, да еще и с семьей.

    Большое количество разных вариантов игры.
    Есть упрощенный семейный вариант, есть соло вариант. Есть разные варианты наборов игровых карт. Игру можно настроить под себя и по сложности и по разнообразию игровых ситуаций.

    Большое количество дополнений.
    Если вы уже вспахали все поля вдоль и поперек и вырастили все возможные виды овощей и живности, добро пожаловать за дополнениями к игре. Оттачивайте свое мастерство и дальше.

    «Агрикола» — один из популярнейших представителей настольных игр европейской школы последних лет. Игрокам предстоит примерить на себя роль фермеров, поднимающих сельское хозяйство в XVII веке. Множество вариантов развития, неповторимость каждой партии и наличие облегченного семейного режима делают игру прекрасным развлечением как для взрослой компании, так и для детей.

    Популярность фермерской тематики в современных играх очень высока. Игроделы активно эксплуатируют ее как в компьютерной области, где фермерские казуалки выходят целыми сериями, так и в настольной, где игр крестьянско-фермерской направленности тоже хватает.

    «Агрикола» — это, наверное, наиболее популярная на сегодняшний день настольная игра подобного рода. Она была разработана в 2007 году известным немецким геймдизайнером Уве Розенбергом и в этом же году получила награду Meeples’ Choice Award. А в 2008 году награды посыпались как из рога изобилия, и к настоящему моменту их число перевалило за десяток.

    Слово «агрикола» на латыни означает «фермер». Игрокам предстоит построить с нуля преуспевающее хозяйство и обойти конкурентов, которые стремятся вырвать победу из-под носа. Но в игре есть режим и для одного игрока, так что, если очень хочется, можно сыграть и в одиночку. А вообще, в «Агриколу» можно играть компанией до пяти человек.

    Действие разворачивается в Европе в конце XVII века. Страшная эпидемия чумы осталась позади, и пришла пора обустраивать свой быт.

    В игре очень много компонентов, обозначающих строительные ресурсы, выращиваемый урожай, скот, еду и другие не менее важные вещи.

    Строительные ресурсы бывают четырех видов. Это дерево, глина, камень и тростник. На полях можно выращивать зерно и овощи, а из живности на ферме водятся коровы, овцы и свиньи. Фишки животных аккуратно выпилены из дерева и смотрятся просто отлично.

    Игрового поля в привычном понимании тут нет. Его роль выполняют картонные планшеты. Из трех таких планшетов собирается основная игровая зона, которая используется игроками для получения разнообразных ресурсов. Такое собранное поле по большей части наполняется специальными картами, на которых указано, какие действия может выполнить игрок, выставив сюда своего работника.

    Карты, выкладываемые на планшеты, отбираются перед партией в зависимости от количества игроков, так что содержимое ячеек при разном составе меняется. Такое решение призвано сохранить игровой баланс, и со своей задачей оно справляется. Часто ведь бывает так, что игра, в которую интересно играть вчетвером-впятером, просто уныла, когда в нее играют два-три человека. Здесь такого нет. Разработчик приложил максимум усилий, чтобы как следует сбалансировать игру.


    Также у каждого настольного фермера есть свой персональный планшет, где схематически изображена его ферма. Изначально в распоряжении земледельца есть скромная деревянная хижина из двух комнат и земельный надел из тринадцати участков. Эти участки он может по своему усмотрению использовать под расширение жилища, вспашку полей и обустройство выгонов, на которых будет содержаться скот.

    После того как участок оборудован под какую-то задачу, изменить его назначение уже нельзя, поэтому необходимо разработать правильную стратегию развития хозяйства. Ведь каждая ошибка может привести к тому, что семья останется без еды и будет вынуждена просить подаяния, а это негативно скажется на победных очках.

    Есть в игре еще один планшет. На нем выкладываются карты особых улучшений, которые фермеры будут изучать по ходу игры.


    В начале игры под управлением каждого игрока находится семья из двух человек. Каждого из них он может использовать для каких-то занятий вроде добычи ресурсов, работы на ферме или изучения способностей, которые помогут ему эффективно распорядиться имеющимися в распоряжении материалами.

    Например, если у игрока накапливается излишек глины, он может построить глиняную мастерскую, которая будет приносить ему дополнительное пропитание. А плита повара увеличивает количество еды, получаемой из зерна, аж в три раза.

    В свою очередь, еда является самым главным ресурсом, поскольку после каждого урожая семью нужно кормить. И если в первых раундах можно перебиться какой-то случайной добычей вроде рыбной ловли или поденщины, то в будущем этого будет недостаточно, ведь в семьях рождаются дети и случайной еды на всех не хватит.

    Каждый рожденный ребенок — это не только еще один голодный рот, но и дополнительная пара рук. И пусть еды теперь требуется больше, но зато за один раунд игрок может выполнить еще оно действие. Хотя перед каждым увеличением семьи стоит убедиться, что еды хватит на всех.


    Кроме того, принцип «семеро по лавкам» здесь не работает. Каждому ребенку требуется отдельная комната, так что фермеру придется время от времени достраивать свой дом. Всего можно построить до пяти комнат, но, на мой взгляд, оптимальным количеством являются четыре работника, так что строиться дальше не имеет смысла. Тем более что если пополнение в семье произошло неожиданно, без отдельной комнаты можно обойтись. Но тут уже кто каким путем пойдет. Возможно, вы управитесь и с оравой из пяти нахлебников.

    Время от времени свое жилище полезно перестраивать. Для начала его можно улучшить до глиняной мазанки, а затем — до полноценного каменного дома. На качество жизни семьи это никак не влияет, но в конце игры комфортабельный дом дает неплохое количество победных очков.

    Тайлы комнат сделаны очень практично. Например, с одной стороны нарисована комната хижины, а с другой — комната мазанки. Обновляя жилье, игрок просто переворачивает тайлы. С одной стороны, это сокращает количество компонентов. С другой — экономит время, ведь искать в коробке новые элементы жилища придется только при достройке комнат и обновлении до каменного дома. А на обратной стороне каменных комнат нарисованы пашни.


    Что касается приусадебного хозяйства, следует определиться, делать упор на выращивание зерна и овощей или же на животноводство. В одинаковой степени развить и то и другое не получится. Тем не менее желательно содержать на ферме некоторое количество второстепенных для вас сельхозпродуктов. За них в конце игры тоже будут начислены дополнительные очки.

    Опираясь на выбранную стратегию развития, игроки изучают новые занятия и осваивают различные улучшения. Кроме уже упомянутых выше основных в игре есть и простые улучшения, а также занятия, которые можно вводить в игру с помощью специальных карт. Этих карт в игре очень много. Они разделены на три внушительные колоды. В каждой партии используется одна из этих колод или одна большая, составленная из них. Таким образом, состав улучшений и занятий на руках у фермера повторяется крайне редко, что, конечно же, очень сильно разнообразит каждую партию, а следовательно, и стратегию.


    Чтобы засеять поле, его для начала нужно вспахать. При этом на планшет выкладывается тайл с изображением пашни. После этого поле засеивается семенами из запасов, а затем начинает давать урожай. Если засеять поле пшеницей, то до следующего посева оно будет приносить урожай три раза, а если овощами — только два.

    Для разведения скота нужно оборудовать огороженные специальными заборчиками выпасы. Кроме того, одну зверушку можно взять в дом в качестве домашнего любимца. И не важно, что это корова или поросенок. Но при таком подходе количество скота, который содержится на ферме, будет очень ограниченным.

    Для того чтобы содержать большое поголовье, нужно строить хлева. Наибольшее количество скота вмещает хлев, расположенный внутри огороженного выпаса.

    Игра состоит из шести этапов, разбитых на четырнадцать раундов. Эти этапы разделены между собой урожаями, во время которых необходимо отдавать часть еды на пропитание семьи. При этом по ходу игры этапы становятся короче. Если первому урожаю предшествуют четыре раунда, то последнему — только один. Это значит, что к концу игры постоянный прирост еды на ферме должен быть налажен так, чтобы и на пропитание хватало, и в закромах что-то оставалось на посевы да на черный день.

    Компонентов, как уже говорилось, в игре много, но все равно рано или поздно наступает момент, когда их не хватает. На этот случай автор предусмотрел специальные жетоны, служащие для умножения ресурсов. Кладем фишку пшеницы на жетон «4x» и получаем четыре пшеницы из двух компонентов.

    Игра может показаться сложной для неопытных игроков или для детей, поэтому в ней предусмотрен упрощенный семейный режим с облегченным геймплеем.

    В семейном режиме используются свои планшеты поля и карты. Также он отличается от обычного тем, что в нем отсутствуют простые улучшения и занятия. Может, кому-то такой вариант будет интересен, но полноценная игра гораздо глубже и для максимального удовольствия лучше сразу осваивать ее.

    В начале игры я вскользь упоминал о сольном режиме «Агриколы». Конечно, настольные игры — это развлечение для компании, но раз уж разработчики добавляют одиночные режимы в свои игры, значит, это кому-то нужно. Игра в одиночку отличается некоторыми особенностями, но в целом игровой процесс приближен к варианту игры вдвоем. Уве Розенберг также ввел в игру возможность сыграть серию сольных партий.

    Мы уже какое-то время присматривались к этой игре. Место в тройке лучших игр, куча наград, сотни лестных отзывов – грех не приобрести. Хоть игра и была взята нами на заметку давно, мы почему-то не решались её купить. Меня не очень прельщала тема, Кате не нравились деревянные диски и кубики вместо зверюшек и ресурсов. В первых числах января мы в очередной раз зашли в магазин настольных игр, чтобы порадовать себя новой интересной настолкой. Кружили мы где-то полчаса, никак не могли выбрать, тем более мы не подготовились к выбору, и конкретной цели не было. Но не уходить же домой с пустыми руками. Так, со скрипом в сердце, мы взяли Agricola .

    Принесли увесистую коробку домой, Катя хотела в тот же день испробовать новинку. Вскрыли коробку, а там оказывается целая куча компонентов: 9 игровых полей, 360 карт, фишки, тайлы и огромное количество деревянных деталей. Быстренько проверили всё ли на месте и разделили по пакетикам, которые шли в комплекте (мелочь – но приятно).

    Пока я смотрел телевизор, Катя разложила перед собой игровые поля, снова всё достала из мешочков и принялась читать правила, написанные мелким шрифтом на 12 страничках. Каждые 10 минут, я спрашивал: «ну можно уже начинать играть?», но получал в ответ неодобрительное «нет». Спустя час после множества манипуляций с картами, фишками и игровыми полями, Катя осилила правила и закончила подготовку к партии – мы выбрали, конечно же, самый простой семейный вариант, о котором сейчас и поведаем.

    Стоит заметить, что подготовка к игре занимает кое-какое время, необходимо найти и положить на соответствующие места нужные карты, по кучкам разобрать ресурсы и животных и, кроме того, перед каждым раундом необходимо докладывать нужные фишки на места действий. Ну и после игры всё это нужно сложить по пакетикам, иначе подготовка превратится в долгий изнуряющий процесс.

    Катя буквально за 5 минут рассказала мне основные правила: игра состоит из 6 этапов, в конце каждого наступает время урожая, которое несёт в себе как приятные моменты, так и не очень. Каждый этап поделён на раунды, т.е. в сумме получается 14 раундов на всю игру. И, если первый урожай наступает после 4 раундов, то в конце игры на подготовку к сбору урожая даётся только один раунд. А ведь есть, к чему готовиться. В урожайное время вам придётся кормить свою семью, а с этим, поверьте, могут возникнуть большие проблемы, особенно первое время.

    В начале игры вам выдаётся место под вашу ферму, семья, состоящая из двух человек, домик с двумя комнатушками и немного еды. Раскладываются 10 карт основных улучшений и поля с действиями.

    Игра требует довольно много места, всё как на настоящей ферме

    Перед игрой важно ознакомиться со всеми действиями , и знать, какие карты действий, и на каком этапе появятся. Действия, которые появятся на более поздних этапах – выгодней, но будут более востребованы и другими игроками. Поэтому нужно планировать действия наперёд и иметь запасной вариант, чтобы заранее накопленные ресурсы не пропали даром, и ваши планы не были разрушены – каждое победное очко имеет значение.

    Кроме того, помните, что в конце игры вы получаете победные очки буквально за всё и необходимо найти, так сказать, золотую середину. Нужно стараться преуспеть буквально во всём, но тоже с умом. Под рукой у каждого игрока есть памятка, на которой указано количество победных очков за то или иное достижение в сельском хозяйстве. Но больше очков, чем там указано, вы всё равно не получите. Как за три овцы, так и за одну вы получите равное число очков. А вот за отсутствие кабана или коровы вы получите минус одно очко. Также старайтесь застроить как можно больше места , ведь за пустые клетки присуждается штраф. Огородите их забором, поставьте стойло или вспахивайте поле.

    Недаром Основные улучшения связаны с получением пищи. И чтобы игра не стала борьбой за выживание, лучше поскорее приобрести печку. Это позволит в дальнейшем сэкономить важные ходы и разнообразить рацион вашей крестьянской семьи. По-моему, карты на приготовление пищи самые важные при игре в семейный вариант и без них довольно трудно прокормить своих трудяг. Также в конце игры эти карты дают дополнительные очки, а некоторые даже бонус за конкретные достижения. Иногда на картах можно набрать чуть ли не треть своих очков.

    На протяжении всех партий я старался как можно скорее построить комнату и обзавестись ребёнком , т.е. получить ещё одного крестьянина. Ведь это – одно дополнительное действие. Да, его тоже надо кормить, но затраты оправдывают себя.

    Хочется отметить сбалансированность действий. Определённый ресурс или товар можно получить несколькими способами — вы не будете обделены. Тем более, что в любой момент можно сыграть действие «стать первым игроком».

    Каждая ферма получается уникальной. Даже если придерживаешься примерно одинаковой стратегии, по ходу игры всё равно принимаются разные решения по поводу развития того или иного аспекта. Этому способствуют и другие игроки. Поэтому одной стратегии нет – приходится слегка подстраиваться и прикидывать, что будет выгодней на этот раз.


    В игре могут принимать участие до 5 человек, и в зависимости от числа участников добавляются определённые карты действий, т.е. партия на троих, четверых или пятерых будет по своему интересной и иметь свою комбинацию действий на поле.

    Нам кажется, что игра получилась просто отличная. Великолепная стратегия, которая не вводит в ступор на каждом ходу, а предлагает множество вариантов развития. Это был только семейный вариант, без карт профессий и улучшений, а какие разные фермы у нас получались. На двоих игра проходит динамично, даже жалко, что она слишком быстро заканчивается, когда ты еще только вошёл во вкус. Немного надоедает перед каждым раундом раскладывать ресурсы и животных, но, как от этого можно было избавиться, я не придумал, вероятно – никак. Оглядываясь на огромное количество карт улучшений и профессий, понимаем, что Agricola для нас ещё не паханое поле!

    Давайте перенесёмся в Центральную Европу, приблизительно в 1670 год, когда чума, свирепствующая на протяжении нескольких столетий, наконец ушла, а цивилизация начала медленно вставать на ноги и возрождаться. Основа для этого — фермерские семьи, которые смогли бы построить для начала простенькие избы, вспахать и засеять пустующие поля, собрать с них урожай, запастись продуктами, памятуя о недавнем голоде, и, конечно, обзавестись потомством. Никто не гарантирует успех, предстоит очень много работы и трудностей, но в этом и заключается жизнь.

    Давайте перенесёмся в мир «Агриколы»…

    Об игре

    Перед вами настольная стратегическая игра «Агрикола», которая по праву считается одной из лучших семейных игр за всю историю настолок! Долгое время она занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах настольных игр, также она обладает более чем тридцатью (подумайте только!) почётными наградами. Это уже второе издание игры, которое немного отличается от оригинала 2007 года: количество карт снизилось с 360 до 120, карты стартовых действий заменили на игровые планшеты, максимальное количество игроков стало равняться четырём, изменился дизайн, а игровые ресурсы в виде пшеницы, овощей, дерева, кирпича и камня получили новую форму. После этой работы над ошибками, на выходе мы получаем улучшенную и доработанную версию всеми любимой «Агриколы». Давайте разберёмся, что же это за игра.

    В переводе с латыни «агрикола» — это земледелец и, как вы уже давно догадались, нам предстоит заботиться и развивать наше собственное хозяйство.

    Каждый игрок представляет молодую крестьянскую семью, которая в начале игры обладает лишь небольшим земельным участком и домиком на нём. Под руководством игрока эта семья начнёт вести своё хозяйство: добывать ресурсы, выращивать скот и строить для него загоны, вспахивать и улучшать поля, выращивать зерно и овощи, улучшать свой дом, собирать урожаи, обзаводиться потомством, но главное — стремиться прокормить себя! Безумно сложно уследить сразу за всем, но только представьте, насколько интересно попробовать себя в роли хозяина фермы и самому организовать всю работу этой ячейки общества!

    Игра отличается очень подробной детализацией, вам буквально предстоит прорабатывать каждую мелочь! Например, вы можете по своему выбору заниматься животноводством, земледелием или добычей ресурсов, но преуспеть во всём сразу невозможно, вам необходимо продумывать свою стратегию заранее, практически как в жизни! При этом сама игровая механика приятна и интуитивна понятна, несмотря на то, что сами правила отличаются довольно большим объёмом, к которому нужно быть готовым.

    Каждая партия в «Агриколе» получается по-настоящему уникальной не только за счёт своего вариативного игрового процесса, но и за счёт специальных карт улучшений и профессий, которые сильно видоизменяют или дополняют вашу стратегию.

    Сможете ли вы справиться со всеми невзгодами и привести семью к благополучию и процветанию?

    Игровой процесс

    На начало партии семейство каждого игрока насчитывает двоих человек, с помощью которых и предстоит развивать фермерский участок, который представлен в игре специальным планшетом. Планшет представляет вам пространство 5х3 блоков, а изначально из них занято лишь два — это ваш дом.

    Партия в «Агриколу» длится четырнадцать раундов.

    По ходу партии игроки будут каждый раунд отправлять членов семьи на различные работы, которых с каждым раундом будет становиться всё больше и больше. Так на первых раундах игрокам не доступны овощи, свиньи, коровы, пополнение в семействе и некоторые ресурсы. При этом на одной работе может быть задействован только один человек, так что между игроками так или иначе возникнет хоть и не прямая, но конкуренция. Из-за неё игрокам придётся подстраиваться под ход игры и искать новые стратегии в развитии своего хозяйства.

    В процессе игры ваше фермерское хозяйство будет расти, вы обзаведётесь животными, на вспаханных полях вырастут зерно и овощи, ваш дом станет больше и сможет вмещать новых членов семьи, которых также придётся кормить. С другой стороны, чем больше ваша семья, тем больше дел по хозяйству вы сможете выполнить! Семью необходимо накормить в конце раунда, который заканчивается Урожаем. Таких раундов в игре шесть. Во время этой фазы все игроки собирают урожай с полей, увеличивают поголовье своего скота и кормят членов своей семьи.

    Ваша основная цель на игру заключается в добыче пропитания для своей семьи и развитии свой фермы — именно это принесёт вам основные победные очки в конце игры.

    Структура хода выглядит следующим образом:

    • Подготовительная фаза — каждый раунд в игру вводится новая доступная ячейка действия;
    • Фаза работы — основная фаза, в которую игроки по очереди размещают одного родича на ячейку с действием;
    • Фаза возвращения по домам — когда все игроки разместили своих родичей, они возвращаются обратно домой по комнатам;
    • Сбор урожая — некоторые раунды заканчиваются сбором урожая — вы собираете урожай зерна и овощей с полей, кормите свою семью, а также разводите животных.

    Кто победил?

    В игре побеждает тот, чья ферма в конце игры принесёт наибольшее количество очков. Игра заканчивается после 14 раунда. Вы должны быть готовы к тому, что вы будете набирать не только победные очки, но и штрафные, это практически неизбежно. Например, вы сможете получать по 3 очка за каждого члена семьи, по 2 очка за каменный дом, очки за зверей, хлева и пастбища, но также будете терять по 1 очку за каждый неосвоенный участок фермы или за каждый недостающий тип животного.

    При этом для новичка будет хорошим результатом набрать хотя бы 30 очков, а результат в 40 очков можно считать эталонным.

    Особенности игры

    Как вы уже поняли, перед вами действительно уникальная настольная игра. Помимо вышеперечисленных достоинств и особенностей, отличного дизайна и высокого качества компонентов игры, можно выделить ещё несколько интересных моментов.

    Важное отличие «Агриколы» от других стратегий с ресурсами — это её уникальный способ столкновения интересов. Перед всеми игроками стоит одна и та же задача — освоить весь свой участок, чтобы не получить штрафных очков. Также для этого желательно развивать свою ферму во всех направлениях: хочется одновременно иметь всех животных, достаточные запасы зерна и овощей, желательно иметь хотя бы глиняный дом, на у лучше каменный; одновременно с этим игроки захотят большую семью, ведь это отличный бонус. И тут возникает вопрос, как же всего это добиться? Отвечать на него и подстраиваться под игру вам придётся на протяжении всей партии.

    Также не забывайте, что на работах может находиться лишь один человек, причём это может быть и рабочий конкурента. Так, помимо того, что вы будете разрываться между собственными интересами, придётся столкнуться ещё и с интересами других игроков. Здесь нет яркой конкуренции, так как практически нет прямого взаимодействия между игроками, но, тем не менее, накал страстей будет высок…

    Помимо всего прочего игра обладает правилами для одного игрока.