• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Собор Божией Матери - Всех скорбящих Радости.

    Немного исторических фактов о Зверинецком монастыре

    Как свидетельствует история Зверинецкий монастырь был основан как вотчинный монастырь сыном Ярослава Мудрого князем Всеволодом. Упоминание о Зверинецком монастыре есть в «Повести временных лет». Причина запустения монастыря до конца неизвестна историкам, но многие придерживаются версии что причиной была монгольская навала. И только 12 октября 1888 Зверинецкие пещеры были случайно открыты во время смещения грунта. И монастырь начал постепенно оживать.

    Но с приходом большевиков настали темные времена для монастыря. Начались гонения и убийства священников. Монастырь был разграблен закрыт и про него постепенно стали забывать. И только с 1997 года началось второе возрождения Зверинецкого монастыря. Были восстановлены два храма в византийском стиле и входы в зверинецкие пещеры. Сейчас в храмах монастыря постоянно идут службы и дальнейшее восстановление монастырского комплекса.

    Фотопутешествие

    Монахи без проблем разрешили фотографировать на территория монастыря и сами пещеры, единственное условие чтобы никто из них не попал в кадр.

    Экскурсии в проходят в такие часы 10–00, 11–00,13–00, 14–00, 15–00 или 16–00. Все бесплатно, но если есть желание можете сделать пожертвование. Экскурсии проходят каждый день.


    Объектив словил зайчика. Вверху над монастырем находится Голгофа местного значения. Тут разбит декоративный сад. Прекрасный вид на монастырь.


    Коридор между храмами монастыря. Чувство что попал на Афон.

    Уходит вглубь веков, и разногласия её исследователей оставляют широкое поле неопределенности. История Зверинецких пещер многослойна, и сами пещеры в разных участках вероятно относятся к разным эпохам.

    Древнейшая датировка Зверинецких пещер относит их ко временам Крещения Руси , более чем на пять десятилетий ранее возвращения в Киев преподобного Антония Киево-Печерского . По преданию, первый митрополит Киевский святитель Михаил основал в городе Выдубицкий храм во имя архангела Михаила при котором скоро вырос монастырь. Например, одно из летописных свидетельств говорит, что в году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь святого Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи ». Так-как древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, «выходили из-под земли», а также ввиду географической близости, можно считать что Зверинецкий пещерный монастырь и был обителью при Выдубицкой церкви.

    Синодик монастыря называет его первым игуменом Леонтия, которого предположительно отождествляют со святителем Леонтием Ростовским . В тесных и холодных келлиях Зверинецкого монастыря подвизались монахи вплоть до очередного нашествия татар или половцев , когда братия и все укрывшиеся в пещерах оказались погребены заживо. Это заключение было сделано исседователями на основе расположения неправильно лежащих тел в монастыре, которых нашлось 35. Заживо погребенные погибали и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью. Таким образом монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.

    В году Зверинецкий скит был разрушен и пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. Однако, несмотря на «безбожные пятилетки», боевые действия во время Великой Отечественной войны и жилую застройку новейшего периода, которая вплотную приблизились к древнему памятнику, Зверинецкие пещеры вместе с мощами их обитателей сохранились.

    Второе возрождение

    В году пещеры отошли в ведение отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. В – годах пещеры готовили к открытию. В году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к -XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.

    С году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия (по особому расписанию). Вновь сюда потянулись паломники, есть немало свидетельств об исцелениях и помощи после молитвы на Зверинецких мощах в наше время. Многие прихожане и паломники могут засвидетельствовать чудо, состоящее в том, что некоторые мощи издают приятное благоухание, а другие стали равномерно покрываться маслянистой жидкостью, пролежав до этого многие годы в совершенно сухом состоянии.

    В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря . 9 июля года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила.

    Настоятели, наместники

    Игумены

  • Архивно-следственное дело №3742 епископа Иоасафа (Жевахова Владимира Давыдовича) из архива УФСБ по Курской области.
  • Киевское слово № 508, 14 октября 1888.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость) , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914.
  • Архангельский, Н. В.,Новооткрытыя Зверинецкия пещеры в Киеве (древняя обитель св. Михаила) , Киев, 1915.
  • Серапион, иером., Новооткрывающияся древния пещеры в Киеве, на Зверинце , Одесса, 1913.
  • Воронцова, Е. А., Становлення, розвиток та відтворення Звіринецького печерного комплексу (Дисертакія на здобуття наукового ступеня Кандидат історичних наук), Киев, 1996.
  • Эртель, А. Д., Древния пещеры на Звнринце в Киеве , Киев, 1913.
  • Толстой, История Русской церкви , Из-во Валаамского монастыря, 1991, 690.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ - сер. ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви , М., 1995, т. 2, 650-651.
  • Минея , Месяц Иуний, Служба в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земли российстей просиявших. На литии молитва: Владыко многомилостиве... Московский Сретенский монастырь, из-во «Правило веры», 1996, 578.
  • Александров, И., "Частичный список погибшего духовенства г. Киева," Вісник прес-служби УПЦ , № 11, 58.
  • Использованные материалы

    • Страница официального сайта Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря:

    По оценке исследователя начала XX века, Ивана Михайловича Каманина.


    Стольный град богат памятками старины и . Однако, так случается, что не все они обласканы вниманием туристов. Поэтому если вы обходили всю столицу и задаетесь вопросом, что еще , тогда вам стоит открыть для себя Зверинецкие пещеры .

    Многие киевляне и гости столицы любят проводить время в , что на «Дружбы народов». Однако далеко не все гости этой чудесной зеленой зоны нашей столицы расположена в исторической местности, известной как Зверинец.

    Едва ли не с самого начала Киевской державы лесистые холмы к югу от места, где сегодня гордо высится , стали любимым охотничьим угодьем, — «зверинцем», — правителей Киева. А во времена правления князя Всеволода (сына Ярослава Мудрого) в этом живописном уголке была построена летняя резиденция «Красный Двор».

    О том, когда и как на территории Зверинца появился храм Божий, к сожалению неизвестно. Прямых упоминаний об этом событии старинные летописи не сохранили. Однако большинство историков склоняются к тому, что заселение холмов монахами произошло в XI-XII веках, во времена христианизации Киевской Руси. А каменная Святомихаиловская церковь, которая сегодня превратилась в Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь, была заложена князем Всеволодом в 1070 году в «монастыре Всеволожи на Выдобичах». По крайней мере, так гласит «Повесть временных лет».

    Также среди многих церковных историков бытует мнение, что Зверинецкий пещерный монастырь появился намного раньше знаменитого . Считается, что первые кельи в склонах Днепра здесь выкопали монахи отшельники. И скоро в это удивительное место стали стекаться те, кто желал посвятить свою жизнь служению Богу.

    Пожалуй, именно с тех незапамятных времен Зверинецкие пещеры стали одним из самых известных мест силы Украины-Руси. И, несмотря на то, что с появлением наземного Святомихайловского (Выдубицкого) монастыря большая часть братии покинула подземные кельи, что святое место было уничтожено татаро-монгольским игом и предано забвению длинной почти в восемьсот лет, сегодня оно продолжает манить паломников со всех уголков нашей страны. А также любопытных туристов, ищущих, куда бы еще пойти и что посмотреть в Киеве.

    Обнаружение пещер Зверинецкого монастыря можно назвать чудом. Городская легенда гласит, что в XIX неподалеку от места, где сегодня располагается храм, жила благочестивая женщина Феодосия Васильевна Матвиенко. Однажды утром ее разбудил низкий гул. И когда она выглянула на улицу, то увидела радугу, основание которой упиралось в свежий провал грунта. Позвав своего соседа, она спустилась в зев пещер и за полузасыпанной деревянной дверью обнаружила расходящиеся ходы и множество человеческих останков, частью — погребённые в кельях, криптах и локулах, частью — разбросанные где кого смерть застала. Архимандрит близлежащего Свято-Троицкого монастыря дал добро на осмотр подземного монастыря. И так для Киева были заново открыты Зверинецкие пещеры.

    Стоит отметить, что Зверинецкий монастырьбыл восстановлен и открыт для посещения не так давно. Незадолго после обнаружения, в 1913 году, на территории Зверинца был частично восстановлен скит Рождества Богородицы Киево-Печерской Лавры. Однако на волне уничтожения , храм снова был заброшен. И повторно реконструирован только в 1997 году. С 2006 началось постепенное восстановление подземных галерей, а с 2012 — роспись наземного и подземного храмовых комплексов.

    Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь, каким мы его можем видеть сегодня, был учрежден в 2009 году. На сегодняшний день на территории обители функционирует пещерная церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех; надвратный храм в честь Собора преподобных отцов Зверинецких; и Собор во имя иконы Божией Матери — «Всех скорбящих Радость». Богослужения проводятся, как в надземных, так и в подземных помещениях.

    Вот так, древний Зверинецкий монастырь может похвастаться и удивительной историей, и рядом священных реликвий, в числе которых Чтимые иконы Божией Матери «Зверинецкая», «Скоропослушница» и «Всех скорбящих Радость», а также Мощи прпп. отцов Зверинецких, и легендами, и преданиями. Конечно, скептики могут заявить, что даже чудо обнаружения этого места силы — всего лишь обыкновенное геофизическое явление (гул был от обвала, а радугу вызвало преломление света). Однако паломники и романтики едут сюда не только для того, чтобы проникнуться удивительной аурой этой святыни. Ходят слухи, что именно в павильонах холмов Зверинца может быть спрятана легендарная библиотека Ярослава Мудрого.

    14 апреля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной
    Церкви установил местное празднование Собора преподобных и преподобномучеников
    Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста (Киев) (журнал №21).

    Протоиерей Александр Авдюгин : «Собор святых представляет
    собой святых, на одной территории живущих или объединенных одним подвигом.
    Каждый из этих святых имел свою тропинку к Богу, шел по одному ему известному
    пути. Это не значит, что другие пути не являются спасительными. Каждому Господь
    дает свою тропу – единственную.

    Соборы Церковь установила, чтобы показать: единство цели

    Господь дает в определенном месте и в определенное время свое
    благословение, чтобы явился сонм святых. Этим Господь показывает, что можно
    спасаться не только индивидуально, но и вместе, если люди объединены одной целью
    и находятся в одном месте»

    В Киеве в центре Ботанического сада расположен
    Свято-Троицкий Ионинский монастырь, основанный преподобным Ионой Киевским
    (в миру Иоанн Мирошниченко; † 1902 г.) в 1871 году. В 750 м на
    северо-запад от обители неподалеку от Ботанического сада, там, где во времена
    Киевской Руси были княжеские охотничьи угодья, находятся Зверинецкие пещеры.

    Как гласит предание, в память крещения Руси и низвержения языческого идола
    Перуна первым митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря,
    и оба были названы Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись
    же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь
    св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Есть и другие указания на то,
    что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя этого святого. Все
    древнейшие киевские монастыри были подземными, и только впоследствии, с
    увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Исходя из этого и
    принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот
    старый монастырь не мог быть расположен нигде, кроме обнаруженных Зверинецких
    пещер с сохранившимся в них пещерным монастырским храмом.

    Исследователь Зверинецких пещер Иван Каманин считает, что они возникли
    раньше, чем Печерские. Во времена Крещения Руси 988-989 годах, более чем на
    шесть десятилетий ранее возвращения, по велению Господа, со святой горы Афон
    инока Антония – основателя Киево-Печерской обители.

    Никогда ещё исследователи не обнаруживали подобных пещер в
    столь неповреждённом виде. В этих тесных, холодных келиях в посте и молитве
    уединялись зверинецкие монахи. Во время очередной монголо-татарской облавы они
    были погребены здесь заживо.

    Подземелье представляет собой треугольник, образованный путем позднего
    соединения некогда отдельных прямых коридоров, использовавшихся для погребения
    усопшей братии (в перпендикулярных ходам одноместных нишах-локулах или
    трехместных криптах). В центре одной из трех главных пещерных улиц расположен
    вход в маленький подземный храм (в отличие от коридоров, не укреплен камнем, не
    оштукатурен; престол не отделен от Горнего места; на стенке ниши с жертвенником
    сохранился уникальный синодик Зверинецких игуменов). Погребенные в пещере
    подвижники причислены к лику святых.

    Судя по синодику, устроителем монастыря со времени основания - в самом
    конце Х века - был некто Леонтий. Есть основания предполагать, что Леонтий,
    епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен
    Зверинецкий, - одно и то же лицо. Ростовская епархия была учреждена тотчас же по
    крещению Руси. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был
    киевлянином. В его житии указывается, что поставлен он был на епископскую
    кафедру из Киево-Печерского монастыря. Тут необходимо отметить некоторое
    несовпадение дат: во время поставления Леонтия на Ростовскую епископию
    Киево-Печерского монастыря еще не существовало.

    «Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого
    монастыря святого Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в
    виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать,
    - говорит историк Зверинецких пещер И. М. Каманин, - что первый зверинецкий
    игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский,
    - одно и то же лицо».

    После нашествия татаро-монгол в Киеве осталось не более двухсот дворов, что
    послужило перенесению митрополии во Владимир. Киев, как центр, потерял своё
    значение. Людям надо было заново отстраивать город, и о Зверинецких пещерах
    забыли до начала двадцатого века.

    Подземелье было обнаружено в 80-х гг. XIX в. и сразу же определено как
    остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских
    могил, остатков четок, параманов, поясов, обуви).

    Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила
    тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере
    неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи.

    Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере,
    явления прекратились, а духовник монастыря игумен Валентин твердо решил вернуть
    святыню верующим. Для преодоления ряда юридических препятствий он привлек к
    этому делу влиятельного в Киеве князя Владимира Жевахова, который приходился
    родственником святителю Иоасафу Белгородскому. Жевахов взял в 1911 г. участок с
    входом в пещеру в аренду и пригласил археологов, которые исследовали подземелье
    и благоустроили его для посещения.

    Игумен Валентин открыл здесь самостоятельный скит с
    наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом святителя Иоасафа
    Белгородского (церковь стояла на плато над пещерой; освящена в 1914г.). Однако в
    1934г. скит упразднили, храм уничтожили. Пещеры разворовывались.

    После октябрьского переворота братьев Жеваховых, Владимира и Николая, приютил
    у себя настоятель скита Пречистыя под Киевом, известный подвижник благочестия -
    игумен Мануил. В скиту братья трудились наравне с другими послушниками. Это
    вызывало ропот, так как из-за присутствия Жеваховых монастырь могли в лучшем
    случае закрыть. Однако, несмотря на неоднократные облавы, братья остались
    неузнанными.

    Несмотря на преследования, Владимир Жевахов пытался помочь Зверинецкому
    скиту. Со временем, как только это стало возможным, его назначают попечителем
    Зверинецких пещер и старостой надпещерного храма. Все эти годы он добивался
    передачи земли над пещерами в частную собственность скита, но с приходом новой
    власти осуществить этот замысел было практически невозможно.

    После семи месяцев ареста, Владимир Жевахов в 1924 году подает прошение на
    имя патриарха Тихона об иноческом постриге. 11 декабря того же года, в 11-ю
    годовщину со дня освящения первого престола храме на Зверинецких пещерах он
    принял монашеское пострижение с наречением имени Иоасаф. В 1926 году он
    хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Курской епархии.

    Через два месяца после рукоположения епископ Иоасаф
    подвергается аресту и этапированию в Соловецкий лагерь особого назначения
    (СЛОН), разделив судьбу десятков тысяч верных чад Православной Церкви.

    В октябре 1929 года епископа Иоасафа (Жевахова) переводят в ссылку в
    Нарымский округ Восточно-Сибирского края. Освободившись в 1932 году из
    шестилетнего заключения, он ни на день не остается без послушания и принимает
    назначение на Пятигорскую кафедру. Уже через год следует новый арест и приговор
    тройки ОГПУ - десять лет ссылки в Севкрай.

    Здесь епископ Иоасаф знакомится со святителем-хирургом Лукой
    (Войно-Ясенецким). Архангельская ссылка надолго связала этих двух исповедников и
    подвижников благочестия узами глубокой христианской дружбы. Но сырой северный
    климат окончательно подорвал слабое здоровье измученного тюрьмами епископа
    Иоасафа, и в 1934 его, как инвалида, переводят под надзор в Московскую область.
    С июня 1934 года он принимает назначение на должность управляющего Могилевской
    епархии, и вновь возвращается к пастве. Однако слабое здоровье не могло
    позволить владыке продолжать свое епископское служение, и он вынужден был уйти
    на покой.

    Епископ возвращается в Белгород, однако и там его ждет арест. Он обвинен в
    «руководстве контрреволюционной фашистской организации церковников». Продержав
    епископа Иоасафа более года сначала в белгородской тюрьме, а потом под надзором
    в Новгородской области, в конце 1937 года его доставляют для суда в Курск. О
    том, что пришлось пережить престарелому больному епископу в застенках курской
    НКВД, можно представить по короткой сухой фразе, найденной в архиве материалов
    допроса - «свое участие в контрреволюционной деятельности отрицал». На
    благополучный исход следствия надежд было мало, так как предвзятость судей никто
    и не собирался скрывать. Приговор был вынесен 4 декабря того же года - «высшая
    мера наказания - расстрел» и исполнен в день вынесения. Из десяти расстрелянных
    с владыкой Иоасафом в тот день епископов и священников только он один смог
    устоять во время бесконечных допросов и не выдать ни одного своего собрата.

    В 1990г. заброшенная пещера перешла в ведение Музея
    истории г. Киева, где тогда образовался особый отдел «Киев-Подземный» по
    изучению и охране подобных святынь. Проведя в пещере новые исследования,
    «Киев-Подземный» подготовил ее к повторному открытию, которое и осуществил
    совместно с братией Ионинской обители в 1997 г. Зверинецкая пещера – лишь одно
    из подземелий одноименного монастыря, основанного в добатыевскую эпоху, не
    упоминаемого в известных на сегодня письменных источниках (кроме надписей в
    самой пещере) и со временем прекратившего существование.

    В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института
    были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти
    исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя
    их приблизительно к Х-ХІІ векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи
    мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали
    заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.
    Этот факт еще раз говорит о самоотверженности и аскетизме древних насельников
    Зверинецких пещер, которые, стремясь покорить плоть духу, умерщвляли свое тело
    различными подвигами в непоколебимой надежде воскреснуть для славной жизни в
    Царствии Небесном.

    Три раза в месяц и в дни памяти Зверинецких преподобных в пещерах служится
    Литургия. Получены документы на строительство храма над пещерами, и сейчас
    делается много в этом направлении. Ведутся подготовительные работы к продолжению
    исследования Зверинецких пещер. Благоустраивается внешний вид. Поставлены
    решетки на ниши, сделаны керамические мощевики для глав преподобных. Некоторые
    главы источают миро.

    В дальнейшем планируется открыть в этом месте скит, чтобы
    здесь продолжалась монашеская жизнь.

    Собор Преподобных и Преподобномучеников Зверинецких

    По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции
    празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю
    Неделю Великого Поста.

    Молитва преподобномученикам Зверинецким

    О Святии Отцы, преподобномученицы и страстотерпцы Зверинецкие!

    Молитеся о нас грешных Всемилосердному Богу о ниспослании нам милости и
    благодати Духа Святаго и благого во многогрешном житии нашем покровительства
    Матери Божией и всех святых, от века Богу послуживших в Духе и Истине.

    Надеясь на молитвы ваши за нас грешных, да исправим жизнь нашу, и испросим
    прощение согрешений наших у Царя Славы, и достигнем Небесного Отечества, где
    пребывают правда, любовь и бесконечное блаженство жизни Вечной.

    Да прославим вместе с Вами Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки
    веков. Аминь.

    Тропарь преподобномученикам Зверинецким

    Тропарь, глас 2

    Егда снидосте во гробы, и самех себе заключисте, тогда страсти умертвивше
    плотския, спогребостеся Христу, богоноснии, и диавольския в подземных разрушисте
    ограды, сего ради ангелы венцы с небес вам подают.

    Фото : FAVOR (fotki.yandex.ru)

    С древних времен столица Украины славилась своими храмами и монастырями, привлекая отовсюду паломников. Многие говорят, что город, который "отмечен перстом Божьим" и буквально пронизан духом христианства, человеку приносит ощущение гармонии и спокойствия. Золотые купола киевских многочисленных церквей притягивают взоры, удивляя и завораживая туристов, а архитектурные формы многочисленных культовых сооружений дарят настоящее эстетическое наслаждение.

    В истории города особое место занимают такие известные на весь мир соборы, как Киево-Печерская лавра, являющаяся первым христианским монастырем Руси, и Софийский собор. Архитектурный ансамбль первого туристов поражает своим великолепием, а во втором можно увидеть уникальные фрески, датируемые одиннадцатым веком. Оба этих собора считаются Всемирным наследием ЮНЕСКО. Киев называют также «Иерусалимом земли Русской». Ведь трудно передать те сокровенные переживания, которое испытывают православные, соприкасаясь со святыми местами этого древнего города. Но не только Киево-Печерской лаврой или Софийским собором славится столица Украины, а когда-то и Киевской Руси. Здесь есть много других не менее интересных храмов и церквей, которые обязательно должен увидеть каждый, кто сюда приезжает. И одним из них является Зверинецкий монастырь в Киеве.

    Как добраться

    Те, кто решит самостоятельно изучить эту достопримечательность, могут подойти к ней с улицы Мичурина - к участкам 20 и 22. Пройдя через ворота, нужно будет подняться до металлической двери. У входа в Зверинецкий монастырь следует позвонить и дождаться проводника. Добраться к нему можно и через Ботанический сад, приехав на троллейбусе № 14 или автобусах № 62 и 62К от станции метро «Печерская». Сойти нужно на остановке «Улица Болсунивского». Если ехать на метро, то нужно сойти на станции «Дружбы народов». От нее в Зверинецкий монастырь в Киеве, адрес которого: улица Мичурина 20-22, можно добраться пешком всего за пятнадцать минут.

    К вниманию паломнических групп, приезжающих на автобусах: рядом с храмом проезд и разворот транспортных средств с длиной больше девяти метров сильно осложнен. Поэтому лучше припарковаться где-нибудь на улице Струтинского и, поднявшись по ул. Мичурина, пешком дойти до пещерного комплекса.

    Общая информация

    Зверинецкий монастырь в Киеве находится в одноименной исторической местности столицы Украины. Он занесен в реестр памятников археологии, имеющих для страны национальное значение. Зверинецкий пещерный монастырь имеет тысячелетнюю историю. Он был спрятан в подземельях, находящихся на правом берегу реки Днепр. О существовании этой удивительной и уникальной обители человечество узнало почти полтора столетия назад. Однако нужно сказать, что тайны, которые скрывает древний Зверинецкий монастырь в Киеве, не удалось разгадать до сих пор.

    Упоминания о том, что на этой территории расположена святая обитель, ученые нашли в летописях о Красном дворе, в котором проживал сын Ярослава Мудрого Всеволод. Название «Зверинец», как считают историки, связано с той лесистой местностью, где этот князь охотился. Известно также, что в 1096-1097 годах нашего летоисчисления в результате набега кочевников именно здесь был разрушен какой-то монастырь. Если судить по найденным в подземных кельях человеческим костям, и монахи, и местные жители во время нападений монголо-татар скрывались в подземных пещерах, где их нередко нападающие обнаруживали и замуровывали живьем.

    Обитель и во время Второй мировой войны служила убежищем. Об этом свидетельствует найденная археологами надпись на стене, датированная 1941 годом. В настоящее время на основе возрожденного скита одноименных пещер здесь функционирует общежитный мужской Зверинецкий монастырь. Он был основан в 2009 году. В нем проживают семь насельников: пять монахов и два послушника.

    История

    В 1888 году в одной из украинских газет появилось сообщение, в котором говорилось, что двенадцатого октября того же года была открыта пещера, расположенная рядом со Свято-Троицким монастырем на Зверинце. Произошло это совершенно случайно. Очевидцы, по свидетельствам летописцев, рассказывали, что раздался неожиданный грохот, а после открылся вход в пещеру. Первой посетительницей новообретенной обители стала Феодосия Матвиенко. Эта благочестивая женщина проживала недалеко от этого места. К ней многократно во сне приходило видение: движущаяся радуга одним концом упиралась именно в то место, где был образован пещерный провал.

    Узнав об открытии, Феодосия первой спустилась вниз. В провале она увидела многочисленные человеческие останки. Часть из них была погребена в специальных нишах, а остальные разбросаны вдоль всего пространства пещеры, причем в самых разных положениях - видимо, так, как их застала смерть. Феодосия обратилась с просьбой к братии Свято-Троицкого храма, чтобы те отслужили панихиду по душам людей, найденных ею почившими в новооткрытой пещере. Выслушав ее рассказ, монахи по благословению старца-архимандрита Ионы спустились, чтобы лично обследовать пещеру.

    В ней, наряду с многочисленными человеческими останками, они обнаружили фрагменты монашеской одежды, кресты, параманы, кожаные пояса ряс, церковную утварь и посуду. Все эти находки указывали на то, что в провале обнаружены не случайные человеческие погребения, а одна из древних пещерных обителей, которыми издавна славился город Киев.

    Удивительное открытие

    Именно здесь было найдено уникальное изображение креста, получившего название «Зверинецкий». По своей форме он очень напоминает схематическое изображение тела человека, поскольку помимо привычного для нас основания из перекрещенных двух линий, он имеет еще и две... «ноги».

    Длительное время, вплоть до 1912 года, Зверинецкий монастырь не удавалось исследовать. Дело в том, что тогда его территория находилась в распоряжении Артиллерийского ведомства, поэтому денег на его изучение не выделялось. Нужно было найти мецената, который бы пожелал профинансировать исследовательскую работу. И к счастью, таковой нашелся. Им оказался князь Владимир Жевахов. Он, выкупив землю над провалом, получил в городской управе разрешение на раскопки в пещерах.

    В 1912 году работы начались. Ими руководил член общества охраны памятников старины Киева Александр Эртель. Сам Жевахов только наблюдал за работой и финансировал ее.

    Практически сразу же пещеры стали местом для паломничества. Огромное количество людей, собираясь у входа в них, желало попасть в древний Зверинецкий монастырь. Расписание проводимых работ приходилось постоянно менять, поскольку поток паломников мешал исследователям работать. Люди приходили сюда и после окончания исследования, вплоть до тридцатых годов. Толпы паломников перестали сюда приходить только после того, как начались разгромы и преследования советской власти. В 1933 году был убит настоятель скита Архимандрит Филарет, а в 1934-м был закрыт и сам Зверинецкий монастырь, а после его здание было взорвано. Доступ к пещерам снова открылся только после девяностых годов прошлого столетия.

    Возрождение обители

    Когда в 1993 году специалисты исследовали мощи, найденные в пещерах, они пришли к выводу, что последние относятся к десятому-двенадцатому векам. Кроме того, было обнаружено, что все те люди, останки которых были проанализированы, страдали при жизни такими заболеваниями, которые поражают человеческий организм от долгого нахождения в условиях холода и сырости. Это было еще одним доказательством того, что здесь прятались монахи. В 1997 году здесь возродили скит Рождества Богородицы, а уже в 2009-м - на его базе был учрежден Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. С тех пор здесь регулярно проводятся богослужения. Каждый желающий совершает паломничество в пещеры и, конечно же, обязательно посещает Зверинецкий монастырь. Расписание служб можно узнать в храме или посмотреть на официальном сайте храма.

    Уникальные находки

    Когда расчистили подземные галереи, внутри одной из келий нашли древний кипарисовый образок Божьей матери. Вполне вероятно, что эта икона принадлежала митрополиту, которого из Корсуня привез князь Владимир для крещения Руси. Ученым известно, что он был сирийцем. Митрополит Михаил крестил киевлян и вполне возможно, что именно он и основал Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото, которые были сделаны историками во время раскопок, свидетельствуют о том, что эта пещерная обитель была разорена или половцами, или татарами. Много останков было обнаружено непосредственно у входа в пещеры и в проходах. Видимо, захватчики, утратив надежду, попросту засыпали ее.

    Возрождение храма началось сразу же после войны. Пещеры получили статус Памятника археологии. В конце девяностых годов прошлого столетия монахи возобновили богослужения, проводимые в пещерном храме, коим является Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото одноименного чудотворного образа, найденного в подземелье, было размещено в одном из изданий. Эта газета попала в руки священника одного из сел, расположенных под Киевом. С большим удивлением батюшка на ней узнал ту икону, перед которой он ежедневно произносил молитвы Богу. В 2000 году чудотворный образ вернули в Троицкий храм Ионинского монастыря.

    Зверинецкий монастырь: расписание богослужений

    С тех незапамятных времен было принято считать, что место, где находятся Зверинецкие пещеры, является одной из самых святых точек для Украины и Руси. И даже несмотря на то, что с постройкой наземного Святомихайловского или Выдубицкого храма часть братии покинула свои подземные кельи, а сама подземная обитель была уничтожена татаро-монгольскими захватчиками и предана забвению почти на восемьсот лет, сегодня они продолжают манить паломников, приезжающих сюда со всех уголков нашей огромной страны. Их своей историей и таинственностью невероятно манит удивительный Зверинецкий монастырь в Киеве.

    Расписание богослужений, проводимых в стенах обители, можно посмотреть на официальном сайте храма. По воскресеньям в 7.15, а в будние дни в 6.30 утра здесь проводится Полунощница. К Малому повечерью нужно приходить в 17.00. Благодарственная литургия проводится в Пещерном храме по субботам в 7.00 утра. По воскресеньям в это же время служатся Вечерня и

    Зверинецкий (Архангело-Михайловский) на сегодняшний день представляет собой огромный комплекс. На его территории функционируют пещерная церковь, освященная во имя Чуда Архангела Михаила, надвратный храм и Собор иконы Божией Матери. Богослужения проводятся и в надземных, и в подземных помещениях, которые входят в комплекс Зверинецкий монастырь. Расписание служб, а также список всех церковных праздников сегодня можно найти на его официальном сайте.

    Святыни

    Древний Зверинецкий монастырь современникам интересен не только своей удивительной историей. Здесь находятся и многочисленные священные реликвии. В их числе такие чтимые иконы, как образ Божией Матери «Зверинецкая», «Всех скорбящих Радость», «Скоропослушница». Здесь находятся мощи всех преподобных отцов Зверинецких.

    Информация для туристов

    Зверинецкие подземные пещеры образованы тремя галереями-улицами: Алтарной, Похоронной (Безымянных захоронений) и Безымянной (неисследованных погребений). Кельи, а также групповые крипты полностью обшиты досками для безопасности. Они защищают от обвалов. Стены и локулы Похоронной улицы несколько лет назад облицевали кирпичом. Над этой частью подземных ходов был в свое время фундамент храма.

    Общая длина улиц составляет около ста пятидесяти метров. Они полностью безопасны для посещения туристов. На левой стороне в конце Алтарной улицы есть локула с захоронением, подписанная во имя Феодора Калеки, справа находится келья Андроника Пещерника. В храме над алтарем в камне вырезан список восьми игуменов Зверинецких: Леонтия (основателя обители), Маркиана, Михаила (впоследствии епископа Юрьевского), Софрония, Мины (впоследствии епископа Полоцкого), Климента, Мануила и Лазаря.

    Туристы могут соприкоснуться и с бытом древних обитателей этого пещерного храма. Монахи спали в узких холодных забоях, а подушками для них служили глиняные выступления. Обедали жители на столах, которые являлись гладкими поверхностями пещер. Хоронили своих собратьев зверинецкие монахи очень скромно: просто клали человека в землю между двух досок, затем на тело первого опускали второго и далее - третьего. Груды уже пожелтевших от времени костей слоями вперемешку с камнями видны из-за решетки в узком туннеле подземелья. Здесь же можно заметить и керамические сосуды, из которых выглядывают человеческие черепа. В могильной нише, где похоронен игумен Климент, нашли маленькую металлическую иконку. Она была покрыта белой эмалью, которая должна защищать металл от коррозии. На иконе изображен образ Богородицы «Одигитрии». Впоследствии люди обнаружили, что она чудотворная и исцеляет от болезней. Здесь можно также увидеть мощи Михаила - митрополита, который, как уже было сказано, вдохновил князя Владимира на крещение Киевской Руси.

    Рассказывают, что меценат Жевахов, на деньги которого проводились раскопки, после революции скрывался именно в Зверинецких пещерах. Правда, потом он был пойман и семь месяцев просидел в одной из киевских тюрем. Выйдя из мест заключения, Жевахов стал монахом, а в 1926 году - епископом. В 1937 году его арестовал НКВД. Спустя несколько месяцев Жевахов за противодействие режиму был расстрелян.

    Немало легенд и преданий сложено вокруг подземной пещерной обители. Конечно, скептикам может показаться, что чудесное обнаружение этого места силы является всего лишь обыкновенным геофизическим явлением: якобы гул мог быть от обвала, а радуга вызвана преломлением света. Однако и паломники, и многие туристы-романтики приходят сюда именно для того, чтобы иметь возможность проникнуться той удивительной аурой, которую имеет эта святыня. Ходят разговоры, что здесь, в павильонах холмов Зверинца, могла быть спрятана и легендарная библиотека, принадлежащая Ярославу Мудрому.