• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Средневековый армянский монастырь Сурб Хач, который находится в 3 км от города Старый Крым, 29 июля 2008 года отпраздновал свое 650-летие. На юбилее присутствовали высокопоставленные гости: Католикос всех армян Гарегин II, президенты Армении и Украины, председатели армянских общин Украины и России.

    Еще в начале мая к монастырю вела узкая дорога в гору сквозь лиственный лес, по которой мог проехать только один легковой автомобиль.

    А сейчас уже покрывают асфальтом новую широкую дорогу, по которой смогут ездить экскурсионные автобусы. В прошлом году Совмин Крыма выделил на реставрацию монастырского комплекса почти 1 млн. грн. Монастырь станет действующим, при нем откроют музей. Некоторые экспонаты, в том числе и каменную мини-модель монастыря, можно увидеть уже сейчас.

    Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) – центральная постройка монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Датируется сооружение храма 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви.

    Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле – рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…». В храме сохранились остатки средневековых росписей.

    Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 года.

    ТРАПЕЗНАЯ МОНАСТЫРЯ.
    Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века.

    В северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)». Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами.

    Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1684 годом. С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан.

    БРАТСКИЙ КОРПУС.
    Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми ее постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…».

    Здание братского корпуса г-образное в плане, двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.

    Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Оно было построено во второй половине XIX века, когда, в связи с оживлением духовно-просветительской деятельности монастыря, возросло число посещавших его богомольцев.

    К западу от гостиницы была сооружена подпорная стена, под которой располагалась просторная площадка для гужевого транспорта. Здание гостиницы было разрушено в 40-х годах XX века и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.

    ФОНТАНЫ И САД.
    Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса.

    Все фонтаны были построены по единому принципу – это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды.

    Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем.

    Сурб Хач в переводе с армянского означает “Святой Крест”. Монастырь был основан в 1358 году духовным предводителем армян Крыма Ованесом Себастаци, который увидел на этом месте огромный огненный крест. Это видение он воспринял как знак свыше и заложил здесь храм, который был назван Сурб Ншан – Святое Знамение. На его строительство ушло 20 лет. Постепенно вокруг него стал формироваться и строиться мужской монастырь. В течение многих веков в этом монастыре хранился каменный крест, созданный в VI веке н.э., – священная реликвия, называемая Пыргчакар (в переводе означает “спасский камень”), по преданию, освященная апостолом Тадеем и привезенная в Таврику первыми переселенцами из древней армянской столицы Ани в XIII веке.

    В средневековые времена монастырь Сурб Хач был крупнейшим армянским религиозным центром, распространяющим свое влияние из Крыма на огромные территории до Румынии, Молдавии, влияющим на политику в Армении. В XVII веке здесь жило 30 монахов. А в 1924 году, как рассказывают люди, на дороге недалеко от монастыря коммунисты убили последнего монаха. На этом месте растет дерево, которое наши современники украшают цветными лентами в память о том трагическом событии. С тех пор монастырь разрушался. И все же из строений эпохи Средневековья он лучше всех сохранился до наших дней. В 1993-1997 годах его частично восстановили.

    Здесь стали проводить венчания, крещение детей, праздничные литургии, народные гулянья во время больших религиозных праздников. Недавно армяне со всей Украины съехались сюда на Вардавар – праздник Преображения Господнего.

    Не зря завидуют новичкам те, кто уже знаком с этим местом, похожим на волшебную сказку. Первые впечатления захватывают, очаровывают. Густой зеленый лес окутывает величественные в своей простоте и мощи каменные здания монастырского комплекса. Рядом журчат два источника – фонтаны, красиво обрамленные резными камнями. Вода их течет по керамическим трубам, проложенным еще в XIV веке. Один фонтан называют источником молодости. Люди, попадая сюда, обязательно пьют из него, умываются. Говорят, эта вода сохраняет здоровье, красоту, продлевает жизнь.

    Это намоленное место постоянно притягивает к себе энтузиастов, которые самоотверженно борются за восстановление монастыря, поддерживают его живой дух, трудятся.

    Сейчас в монастыре живет монах Акоп. Он облагораживает родники в лесных окрестностях и создает изумительные хачкары (каменные кресты), ничем не уступающие старинным с их неповторимыми витиеватыми узорами и орнаментами. На колоннах храма Сурб Ншан можно увидеть более 70 каменных крестов. Все здесь кажется чудесным. А самое главное чудо происходит на наших глазах – монастырь возрождается!

    Нас трое из группы саровских туристов, совершивших по Восточному Крыму пеший спортивный поход (рук. – А.А. Демидов) и закончивших его спортивную часть 2 июня 2013г. в поселке Коктебель.

    Сегодня, 5 июня 2013 года, мы знакомимся с заповедными местами Юго-Восточного Крыма, где сохранились и живут культурные традиции разных народов Таврики. Это – город Старый Крым, армянский монастырь Сурб-Хач, литературные музеи А. Грина и К. Паустовского.

    Здесь я расскажу о Сурб-Хаче, а мои спутницы, Валентина и Ольга, об удивительных судьбах русских писателей А. Грина и К. Паустовского расскажут в отдельном очерке.

    Историческая справка

    Армяне относятся к индоевропейской языковой семье народов мира. Древнейшее государство на территории Армении в Закавказье – Урарту существовало в IX- VI вв. до н.э. В Армении христианство стало государственной религией с 301 г. Армянский алфавит создан в 405-406 гг.

    По преданию, первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы Святые Варфоломей и Фадей. Армянская Апостольская церковь основана епископом Григором в 301 г. Её вероисповедание определяется Библией и решениями первых трех Вселенских соборов: Никейского 325г., Константинопольского 381 г. и Эфесского 431г. Армянская Апостольская церковь не признала решения Халкедонского собора 451 г. и выделилась в самостоятельную конфессию – монофизитство. К монофизитству также относится коптская церковь Египта.

    После захвата арабами и турками-сельджуками территории Армении в Закавказье армяне постоянно переселяются в Малую Азию и затем основывают колонии с XI в. на южном побережье Крыма. Армяне живут в Крыму отдельными общинами, не образовывая самостоятельных княжеств. Поэтому церковь духовно и культурно сплачивала армянский народ, обеспечивая сохранение на чужбине (в изгнании) родного языка, письменности, веры и обычаев .

    Монастырь Сурб Хач был основан в XIV в. и до конца XVIII в. являлся центром западно-крымской епархии Армянской Апостольской церкви. Он пережил генуэзскую колонизацию, турецкое нападение на Крым в 1475 г., гнет Крымского ханства и Советской власти, пожары и разрушения. В 1925 г. монастырь закрыли, и долгое время здесь были пионерский лагерь, санаторий, база отдыха. В 70-е годы проводились комплексные археологические раскопки ведущими крымскими учеными, по результатам которых началось постепенное восстановление монастырского храма и других зданий. В 1994 году в храме Сурб-Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением Совета министров Крыма монастырь возвращён Армянской Апостольской церкви. Первые богослужения стали проводиться с 1993 года. В 2008 году Сурб-Хач торжественно отпраздновал свое 650-летие, на этом празднике присутствовали Католикос всех армян Гарегин II, Президент Армении С. Саркисян, высокие чины духовенства Армянской Апостольской Церкви, представители Украины и России.

    Сурб-Хач – ландшафтный и культовый памятник Юго-Восточного Крыма

    Сурб-Хач является главной святыней крымских армян и единственным сохранившимся в Украине памятником армянской монастырской архитектуры XIV-XIX вв.

    Монастырь расположен в верховьях балки Монастырская на склоне горы Грыця, которая имеет древнее название – Святой Крест (на армянском языке — Сурб-Хач). По одной версии название монастыря связано с священной реликвией — хачкаром («каменный крест» или «камень-крест» в переводе с армян. яз.), который в XIII в. был вывезен из древней столицы Армении города Ани и хранился в монастыре. На севере и северо-западе его окружают хребты Агармыш и Таз- Агармыш, на юге и юго-западе — хребет Карасан-Оба. Это – отроги Главной горной гряды Крыма, покрытые мощными лесами, в которых основными древесными породами явлляются крымская сосна, дуб скальный, бук, граб и ясень.

    Туристическая карта окрестностей Старого Крыма и монастыря Сурб-Хач. Наше путешествие в Сурб-Хач началось от трассы в Старом Крыму и обозначено красной сплошной линией


    Вид на Сурб-Хач с верховьев балки Монастырская. 1993 г.

    Монастырь найти легко. На трассе «Симферополь-Феодосия-Керчь» в Старом Крыму есть указатель в Сурб-Хач. Хорошо асфальтированная дорога на протяжении 3 км полого поднимается в окружении густого и высокого леса. Даже в ясный жаркий день здесь всегда есть спасительная прохлада. Во время подъема к монастырю можно отдохнуть в стоящих на обочине дороги отдельных домиках и отведать блюда армянской кухни.

    Перед входом на территорию обители на расчищенной от леса площадке можно оставить машину. Вход на территорию монастыря cвободный и бесплатный. Сначала мы увидели хачкары (камни-кресты). Это — каменные стелы или отдельные камни с резным изображением креста, обычно устанавливаемые у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов. Хачкары принято изготавливать из туфа, так как эта горная порода легко поддаётся обработке и обладает антикоррозийными свойствами. Благодаря таким свойствам туфа хачкарам удалось сохраниться ещё с очень древних времён. Каждый хачкар отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

    Современные стелы – хачкары у входа на верхнюю террасу монастыря

    Древние хачкары – кресты, высеченные на камнях

    Продольный разрез храма (1), гавита (2), атриума (3), трапезной (4) и поперечный — храма. Рис. В. Сидоренко из книги

    «Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных… И вид и положение твое дивны…» . Такими восклицаниями пересыпаны стихотворные обращения к монастырю, созданные армянскими поэтами средневековья .

    Сурб-Хач являлся одним из центров духовного и светского образования для крымских армян. Также здесь обучали рукописному делу и искусству художественной миниатюры. В монастыре работали художники и мастера книжной миниатюры, переписчики и переводчики, создавались рукописные книги и библии.

    Многие рукописи, созданные в Сурб-Хаче, хранятся в ереванском Матенадаране (институте древних рукописей) и в зарубежных коллекциях.

    Воспоминания о первых путешествиях в Сурб-Хач

    В конце октября 1993 г. мы завершили свой первый поход по пещерным городам Юго-Западного Крыма. Идея такого путешествия возникла у саровского краеведа Антона Маслова после открытия в Сарове пещерной церкви Антония, Феодосия и прочих Киево-печерских чудотворцев. В походе участвовали М. Кудрявцев (руководитель), А. Маслов, А. Шевченко, С. Шнепова, В. Лазарев. В последние дни нашего первого крымского путешествия решили также посетить что-нибудь в Восточном Крыму и выбрали Сурб-Хач.

    Вечером в под мелким постоянным холодным дождиком наша группа прибыла в Старый Крым и двинулась по бетонной дороге на подъем к монастырю. В конце подъема увидели в сумерках ограду и деревянную дверь с железным кольцом вместо ручки. Громко постучали. К нам вышел высокий худой молодой человек с длинными спутанными волосами на голове в грязной рабочей робе. Его лицо выдавало в нем интеллигентного человека, тем не менее, привыкшего к тяжелому физическому труду. Попросили приюта, объяснив цель своего путешествия, и были помещены в северном зале монастырской трапезной, где находится большой камин. Принявший нас человек назвался Аркадием и объяснил, что трудился рабочим историко-археологической экспедиции по изучению и реставрации Сурб-Хача, а теперь является сторожем исторического комплекса зданий монастыря. Живет здесь постоянно один, но иногда приходят и гостят разного рода туристы и бродяги. Монастырь пока не действует, монахов нет, тишина и покой … О себе Аркадий сообщил следующее. Он – армянин по мужской линии, в его роду также были и русские, и поляки. Родители – архитекторы, живут в Ереване. Аркадий окончил один курс исторического факультета, бросил учебу и постоянно живет здесь. Много знает о культуре и религии армянского народа. Его родословные корни тянутся из Малой Азии, где в окрестностях Трапезунда (сейчас – город Трабзон на черноморском побережье Турции) находилось дворянское поместье его предков. Аркадий был первым человеком, который познакомил нас с Сурб-Хачем и его храмом Сурб-Ншан. Постоянно живя в монастыре в 90-е годы прошлого века, он доброжелательно принимал всех путешественников, посещавших Сурб-Хач, для чего составил любопытный документ: «Устав. Обстоятельства, правила и возможности Сурб-Хачинского общежития». У автора есть рукописная копия этого Устава.

    Так выглядел Сурб-Хач в 1993-1995 гг., когда только начались серьезные работы по исследованию и реставрации монастыря.

    Вид на Сурб-Хач из сада. 1993 г.

    «Лес высокий и тенистый,

    Всюду горы и пустырь.
    Что такое? Стены зданья!
    А! Так вот он, монастырь!…»

    Ночлег в бывшей келье настоятеля Сурб-Хача. 1995 г.

    На фото слева направо – Михаил Кудрявцев (г. Саров), Аркадий (монастырский сторож), Аркадий Иванов (г. Саров)

    В 1995 г. активизировались работы по возрождению монастыря и в его зданиях было запрещено останавливаться на ночлег, а также временно проживать. Тогда Аркадий начал строить себе временное жилье, а саровские путешественники приняли в этом активное участие. На фото ниже М. Кудрявцев и А. Иванов выкладывают печку из кирпича для обогрева хижины. Октябрь 1995 г.

    Современная жизнь Сурб-Хача

    Потом мы еще приезжали сюда в 1994 и 1995 гг., пока Аркадий жил в монастыре. А через 20 лет после первого знакомства с заброшенной и пустующей обителью, когда единственным собеседником и гидом по монастырю был Аркадий, мы попали уже в действующий и отреставрированный монастырь.

    Но, странное дело, как будто ничего не изменилось ни в общем облике храма и других зданий, ни в общей душевной атмосфере живущих в обители и посещающих ёе людей. Хотя сейчас нет здесь Аркадия, но так же доброжелательно и вежливо с вами беседуют монахи и члены местной армянской общины. Уже нет разрухи и запустения в монастырском комплексе, но и восстановленный храм не блистает яркостью и роскошью церковных икон и внутренней отделки. Здесь бережно сохранен общий строгий и сдержанный стиль архитектуры, внутреннего оформления и религиозной повседневной жизни, отсутствует общая суета и сутолока паломников и туристов, часто сопутствующая некоторым нашим процветающим православным монастырям.

    Журналист «Радио Свобода» Валерий Балаян в 2010 г. опубликовал свою беседу с иеромонахом Сурб-Хача Хайриком и работающими там крымчанами, из которой мы узнаем удивительные для нас суждения об особенностях здешней монастырской жизни:

    «…Особенность этого монастыря в том, что он открыт для всех – христиан, инославных и даже мусульман.

    Этот храм принадлежит армянам, но открыты ворота для всех верующих, паломников, – объясняет отец Хайрик. – В Новый год татары приехали сюда, потому что в Старом Крыму очень много татар. Они приехали, зашли, помолились и ушли. Удивительно. Когда был в Эчмиадзине, иранцы тоже посещали церковь. И татары тоже приходят, особенно когда свадьбы у них бывают, как паломничество, приходят сюда, молятся и уходят.

    Я спросил у русского крымчанина, каменщика Сергея, какой храм он посещает.

    Я хожу, естественно, в эту церковь. Если у меня есть свободное время, я также могу зайти в православную церковь, но различий, собственно говоря, я для себя не делаю никаких. Потому что моя субъективная точка зрения заключается в том, что это есть христианство. Я не делаю никаких различий между, скажем, Русской православной и Армянской апостольской церковью, — ответил Сергей.

    Я заметил, что Русская православная церковь никогда не допускала причащения армянских верующих, считая их еретиками — монофизитами и инославными. Отец Хайрик смотрит на это как на древнее историческое недоразумение Халкидонского собора:

    – Иногда, когда мы даем причащение, мы говорим: ты христианин (если человек, скажем, не из нашей паствы), принимаешь Господа нашего Иисуса Христа, Отца и Сына, и Святого Духа? И если человек крещеный, мы принимаем. И нет такой проблемы.

    Я поинтересовался у Сергея, что удерживает его в этом монастыре:

    – Ну, во-первых, это моя родина. Во-вторых, место само по себе просто замечательное. Оглянитесь вокруг, посмотрите – красота, чистый воздух, покой, тишина. Здесь я, даже когда работаю физически, отдыхаю душой ». (www.svoboda.org/content/article/1927226.html).

    Старший брат Сурб-Хача – монастырь Сурб-Степанос

    После экскурсии по храму и другим объектам экскурсионного осмотра зайдите в монастырскую чайную (справа от монастырской гостиницы), где отведаете очень вкусные пироги и другую выпечку с чаем. А теперь по лесной дороге, поднимающейся от чайной вверх, прогуляйтесь к развалинам армянского монастыря Сурб-Степанос. Это старший брат Сурб-Хача, хотя основан в том же XIV в. В источниках не сообщается, почему монастырь получил такое имя. Известно только, что местным епископом в те годы был Тер-Степанос. О том, как мог выглядеть Сурб-Степанос, рассказали крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко в книге «Солхат и Сурб-Хач»:

    «К югу от монастыря Сурб-Хач поднимается в гору, огибая ее северо-восточный склон, старая забытая дорога. Круто минуя верховья оврагов, она разветвляется на узкой седловине. Левое ответвление, промаркированное туристами, идет на юг и приводит к роднику на затененной деревьями поляне. У родника, в каких-то тридцати-сорока шагах ниже по склону, обращенному на юго-восток, расположены развалины мало кому известного археологического памятника. … Под сплошным завалом камня лишь кое-где проглядывают или незначительно возвышаются разрушенные кладки. Остатки стен выдают и многолетние деревья, крепко впившиеся корнями в эти скрытые под россыпью камня конденсаторы влаги. Внушительные стволы буковых деревьев свидетельствуют о том, что памятник давно уже лежит в руинах. …

    Одно из помещений, как оказалось, принадлежало крестовокупольному трехабсидному храму, внутренние размеры которого (8,4 х 8,6 м.) превосходят параметры сурбхачского. Центральная абсида с внешней ее стороны, выступающей за восточную стену ограды, — пятигранная, облицованная тесаными известняковыми блоками. С юго-запада к храму примыкал открытый внутренний дворик. Соединяющий их дверной проем (ширина его 1,5 м) заложен был камнем на растворе. В кладке всех стен использовался песчаник; исключение составляют облицованные известняком абсиды, известняковая кладка вперевязь на внешних углах здания и резные архитектурные детали. Любопытно, что детали эти найдены и в закладке дверного проема. Надо полагать, упразднен этот вход лишь после полного или частичного разрушения храма, причина которого пока еще неясна.

    При расчистке каменного завала, загромоздившего дворик, на глубине 3 м от современной дневной поверхности обнаружены две узкие ступеньки, которые вели к небольшому прямоугольному колодцу. У внешней стороны постройки залегали фрагменты гончарных труб. Вероятно, от родника (он расположен выше по склону) шел сюда водопровод, питавший колодец. Подтверждением служат остатки таких же труб, найденные возле самого родника. …

    Привлекательны многочисленные архитектурные детали, обнаруженные в каменном завале: куски изящных резных карнизов, затейливо профилированные наличники оконных арок, каменное подобие черепицы (калиптеры и солены). В числе находок — примитивный «крестовый камень» (хачкар), вывалившийся из стен храма. В сентябре 1976 г. археологи обнаружили целый штабель резных камней в западном углу храма, бережно уложенных кем-то орнаментированной стороной книзу.

    Особую ценность представляет камень от кровли восьмигранного барабана — основа для будущей реконструкции этой части здания, завершавшей храм. Не менее интересно резное украшение с так называемой «сельджукской» плетенкой и другие подобные камни. Армяномалоазийский стиль их резьбы позволяет говорить о времени не позднее XIII-XIV вв. …О том, что затерявшиеся в лесу развалины — по всей вероятности, укрепленный монастырь, можно догадываться по планировке его построек. Значительную часть площади занимало главное здание комплекса — роскошный и просторный храм с большим гавитом или парадным двором. С южной стороны к нему примыкали прямоугольная башня и второй — внешний — двор с мелкими хозяйственными постройками. В такой планировке есть нечто общее с Сурб-Хачем ».

    «В 1997 году древний монастырь исследовала археолог из Армении Ф.С. Бабаян, которая полностью раскопала церковь с внутренней стороны, Наиболее ценная её находка - хачкар, датированный 1331 годом. Ею же обнаружены и две четырехгранные базы колонн, а также не имеющая аналогов в других армянских храмах часть колонны 1,8 метра, с двумя хачкарами» .

    Рядом с развалинами Сурб-Степаноса находится туристическая стоянка «Лесная глушь» и родник. Сюда по лесным дорогам проложены пешие маршруты с туристических стоянок «Френк-Мезер» и «Водяная балка», из населенных пунктов Щебетовка и Краснокаменка, а также из Кизилташского мужского монастыря Святого Стефана Сурожского. А в старые времена здесь проходила дорога, соединявшая между собой золотоордынский Солхат (Старый Крым) и генуэзский Судак.

    Здесь, среди высокого и дремучего леса, когда в октябре 1995 г. мы в последний раз посетили Сурб-Степанос, Аркадий в раздумье произнес:

    «Что-то шумно стало в Сурб-Хаче. Пора перебираться сюда, в тишину и покой…».

    Литература

    1. Большой энциклопедический словарь.
    2. А. Потиенко «Старый Крым: город музеев, город-музей». Историко-краеведческие очерки. Симферополь. 2009
    3. О. Домбровский и В.Сидоренко «Солхат и Сурб-Хач». Симферополь. 1978.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    В северной части Ростова-на-Дону находится уникальный историко-архитектурный памятник — комплекс бывшего здесь когда-то монастыря Сурб-Хач.

    Он уникален во многом. Вот только несколько интересных фактов. Храм Сурб-Хач — самое старое каменное здание нашего города Ростова. Церковь Святого Карапета была первой из всех ростовских церквей увенчана золотым крестом.

    Здесь, на территории монастыря, работала типография, первая на юге России, основанная в начале 1780-х годов.

    Книги, напечатанные в типографии монастыря Сурб-Хач. Ростовский областной музей краеведения

    Тут хранились древние армянские реликвии – хачкары.

    Рядом с храмом имеются святые источники. В одном из них организована купальня – в ней круглый год купаются «моржи».

    Древние реликвии замурованы в монастырских подземельях?

    Интересна и сама история Сурб-Хача. Когда Екатерина Вторая переселила армян из Крыма на Дон, то они очень скучали по своей родине. И решили построить на Дону нечто, напоминающее родной Крым.

    Когда будущий основатель донского армянского монастыря архиепископ Иосиф Аргутинский был в гостях нахичеванца Мартына Торосяна, они вместе прогуливались по окрестностям. Архиепископу понравились окрестности нынешнего Сурб-Хача – река, островок, холмы, родники и роща (сейчас от неё ничего не осталось)… И он решил, что это будет наилучшее место для строительства монастыря.

    Мост Сурб-Хача был окружён деревьями...

    В 1780 году на высоком правом берегу реки Темерник был устроен монастырский сад и построена временная деревянная церковь. А уже через три года здесь был возведён прекрасный каменный храм, который высится на холме до сих пор. Стиль его относится к русскому классицизму.

    Сурб-Хач. Старинный снимок

    Монастырь имел внешнюю схожесть со средневековым Старокрымским монастырём Сурб-Хач. Холмы, родники – всё это только усиливало сходство. Раньше восточнее церкви находился большой архиерейский дом, в котором было 32 комнаты. В них располагались покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, а затем и семинария с пансионатом, типография, и даже музей. Здесь был настоящий культурно-просветительский центр.

    Рядом с храмом возвышалась двухъярусная колокольня. К сожалению, как и многие другие постройки монастыря, она не сохранилась. От монастыря остались только храм, лестница, каптажное строение над родником, северные и южные ворота.

    Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась)

    Были привезены на Дон и древние армянские святыни – хачкары. Главной святыней монастыря был хачкар IV века – огромный камень с вырезанным на нём крестом, доставленный из Армении. Его называли «Святой камень» и, собственно, в честь него и был назван донской Сурб-Хач (по-армянски «Святой крест»).

    Вообще хачкары – это отдельная и интересная история. Всего на Дон при переселении армян из Крыма было привезено 700 святых реликвий. Камни распределили по армянским храмам Дона. Но когда начались гонения на церковь, армянские храмы разрушали вместе с православными. Древние реликвии армянского народа были утеряны вместе с разрушенными церквями.

    До наших дней из семи сотен хачкаров, привезённых на Дон, древних реликвий армянского народа сохранился только главный хачкар храма Сурб-Хач. Сейчас он находится в Ростовском областном музее краеведения. И хотя на информационной табличке этого уникального экспоната надпись, говорящая о том, что хачкар был сделан в VI веке, многое свидетельствует о том, что он гораздо старше. Так, например, на нём нет ни растительных, ни геометрических узоров, которыми начали традиционно украшать хачкары уже с Vвека. И это говорит о том, что главный хачкар создан до этого времени, то есть как минимум на век старше, чем указано на табличке.

    Главный хачкар Сурб-Хача

    Кроме главного хачкара в стены донского храма были вмонтированы 14 хачкаров размерами поменьше. В 20-х годах прошлого века большинство армянских реликвий все бесследно пропали. Впрочем, по одной из версий, пропавшие хачкары были просто сняты со стен храма и спрятаны в подземельях Сурб-Хача. Впрочем, несмотря на то, что настоятель храма знает версию о том, что хачкары спрятаны в подземельях, пока не удалось их отыскать.

    Дело в том, что раньше на территории монастыря находилось несколько зданий. И во всех них были подвалы. И в каком именно могут находиться хачкары – неизвестно. Сами же подземелья давно уже скрыты под толщей земли и даже сложно установить, где именно они были.

    Настоятель храма, отец Тер Пугос, рассказывал, что слышал от старожилов, что люди спускались в какие-то старинные подвалы Сурб-Хача, но где были входы туда – теперь уже не найти…

    Здесь было три музея…

    Судьба монастыря Сурб-Хач очень драматична. В 1935 году в колокольню храма ударила молния и она сгорела. Во время войны монастырские постройки сильно пострадали и после войны многие из них были разобраны. Руины же монастыря и после войны продолжали медленно разрушаться. А потом их и вовсе было решено снести.
    И только сам храм чудом уцелел.

    Храм Сурб-Хач

    Впрочем, у этого чуда тоже была своя история. Дело в том, что храм отстоял известный нахичеванец Мартирос Сарьян, настояв на том, что он должен остаться хотя бы как уникальный памятник архитектуры. Храм не снесли…

    Старинная лестница в Сурб-Хаче

    Сорок лет назад, 14 ноября 1972 года, в здании церкви Сурб-Хача открыли Музей русско-армянской дружбы. В его экспозициях было более 400 уникальных и очень интересных экспонатов.

    В 1972 году на бывшем подворье монастыря открыл свои двери Музей русско-армянской дружбы. Он находился там 35 лет.
    В марте 2007 года здание храма вернули Армянской Апостольской церкви. А под Музей русско-армянской дружбы было решено выделить другое строение (сейчас этот музей работает в Нахичевани).

    Фрагмент лестницы Сурб-Хача

    Поскольку музей находился в церкви, то это долгое время вызывало обсуждения по его переносу. И вот в 1969-м году был разработан очень интересный проект музейного комплекса на территории Сурб-Хача – с подземными помещениями для экспозиций. Жаль, что он так и не был воплощён. Но, может, когда-нибудь, церковь заинтересуется историей этого выдающегося храма, некогда бывшего самым мощным культурно-просветительским центром на юге России и создаст при храме музей монастыря Сурб-Хач. Музейное дело отнюдь не противоречит идеям церкви – наоборот, во всём мире самые гениальные творения зодчих, великолепные храмы и часовни, являются ещё и экскурсионными объектами, и музеями, и культурными центрами.

    К тому же так сложилось, что исторически на территории Сурб-Хача всегда были музеи. Первый музей был создан здесь в 1875 году на средства, выделенные местным меценатом Мкртичем Санасарьяном. Но коллекции музея практически полностью погибли в 1891 году при большом пожаре. В начале XX столетия музей был частично восстановлен и проработал до 1919 года. Затем власть поменялась, и музей закрыли.

    Ну а история третьего музея уже рассказана выше.

    Интересно, будет ли когда-нибудь при храме восстановлен свой музей? Конечно, мне могут возразить, что коллекции музея Сурб-Хача будут как-то тематически пересекаться с армянским музеем в Нахичевани. Но всё равно – что может быть лучше, как рассказывать историю первого донского армянского монастыря на его исторической территории, где эта история живёт и дышит, воплощённая в каждом камне храма и окружающих сооружениях?

    К тому же в прихрамовом некрополе захоронены три выдающихся армянских деятеля культуры – революционера-демократа Микаэла Налбандяна, поэта и писателя Рафаэла Патканяна и поэта, педагога и настоятеля храма Арутюна Аламдаряна.

    P.S. Благодарю за предоставленные старинные снимки ростовского краеведа Эдуарда Вартаняна.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); 45.001667 , 35.061111 45°00′06″ с. ш. 35°03′40″ в. д.  /  45.001667° с. ш. 35.061111° в. д. (G) Конфессия Армянская Апостольская Церковь Первое упоминание середина XIV века Дата упразднения с 1925 по 2002 гг Статус Действующий монастырь Состояние период востановления и реконструкции

    Монастырский комплекс Сурб-Хач – памятник национального значения Украины, состоит на государственном учете с 1963 года Расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым Кировского района Крыма .

    История

    Лес высокий и тенистый,
    Всюду горы и пустырь.
    Что такое? Стены зданья!
    А! Так вот он, монастырь!
    Что ж однако? Где же люди?
    Вкруг все тихо. Лишь журча,
    В арке белого фонтана
    Льется светлая струя...
    ...
    Сурп-Хач.

    Основание монастыря и устройство в нем Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века . Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой генуэзцев , направленной на окатоличивание подданных Генуэзской Газарии , из которых армяне составляли значительную часть. По замечанию академика В. А. Микаеляна , «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период... монастыря Сурб Хач».

    В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин .

    Примечания

    Памятники Памятники Севастополя Комбинат Массандра Магарач Новый Свет Инкерман Красный камень Солнечная долина Артек Большая Ялта Форос Симеиз Гурзуф Алушта Алупка Коктебель Судак Феодосия Керчь Севастополь Евпатория Саки Ласточкино гнездо Фонтан Ночь Турецкий вал

    В Крыму есть место, где можно оставить все свои заботы, печали и беды.

    Добраться туда несложно.

    Сначала надо доехать до городка Старый Крым по трассе Симферополь — Феодосия, потом свернуть направо. Примерно в трех километрах от городской окраины, на обочине горной дороги, стоит дерево, увешанное разноцветными лентами. На ветку дерева надо повесить кусочек ткани.

    Вот и все. Вместе с этим кусочком, согласно древнему поверью, уйдут и все беды.

    И вот теперь, освободившись от земных печалей и забот, можно подняться еще немного выше.

    И напиться из источников Мудрости, Мужества и Любви. Как в переносном, так и прямом смысле.

    Место, где текут таинственные источники, называется ( « Святой Крест»). Это древний монастырь, первое упоминание о котором встречается в рукописях, датированных 1347 и 1348 годами. Основатель монастыря Ованес Себастаци увидел в этом месте знамение — огненный крест и решил построить здесь святую обитель.

    Для этого он вместе с братом купил у генуэзцев, в те времена владевших этим регионом Крыма, 50 гектаров земли. Ованес, Себастаци и архимандриты, руководившие монастырем после него, похоронены в притворе монастырского храма Святого Знамения -Сурб-Ншан.

    Место захоронения было выбрано не случайно.
    Дело в том, что у армян есть очень эмоциональное выражение: « Да паду я к ногам твоим», которое адресуется самым близким людям. Оно имеет евангельские корни. Поэтому Ованес Себастаци и завещал похоронить себя в притворе, в буквальном смысле под ногами у тех, кто входил в храм.

    Другая древняя традиция — оставлять на дереве по дороге к святым местам кусочки ткани, о которой уже было сказано выше, также сохранилась до наших дней.
    Окрестности монастыря поражают своей красотой.

    К слову, многие армяне говорят, что здешние места очень напоминают им родную Армению. А в монастырском саду до сих пор сохранились деревья, саженцы которых были привезены монахам с далекой исторической родины.
    Обитель сильно пострадала от времени, еще сильнее от рук человеческих.

    Вот оружейная, где прихожане, входящие в монастырь, оставляли свое личное оружие.
    Вот смотровая и узкие бойницы, напоминаюхцие о тех неспокойных и кровавых временах, когда монастырь превращался в крепость.

    Вот надпись в трапезной на древнем армянском языке, гласящая, что племянник спарапета, то есть местного военачальника, нес послушание в монастыре, замаливая совершенные грехи.

    Вот помещение библиотеки. Бесценные рукописи, хранившиеся в ней, сейчас находятся в столице Армении Ереване. Вот братский корпус с кельями монахов.

    Говорят, в годы расцвета обители здесь спасали души до трех десятков человек. А еще в Сурб-Хаче действовала духовная семинария и творили выдающиеся миниатюристы ХІV века Натер и его сыновья Степанос, Аветис, Ованес и Григор.
    А вот и сердце монастыря — храм Сурб-Ншан, с открытой, по армянской традиции, алтарной частью, с каменной купелью для кретцения. Храм действует, в нем служат литургию, крестят и венчают.
    К сожалению, десятилетия воинствующего атеизма нанесли обители больший ущерб, чем нашествия средневековых завоевателей. В 1225 году коммунистические власти закрыли монастырь.

    В советские времена здесь размещался сначала пионерский лагерь, затем турбаза крупного предприятия.

    В 2002 году Сурб-Хач был передан в пользование общине Армянской Апостольской церкви. Обитель возрождается.
    Восстановлены и дают воду часть уникальных источников. От них во многом зависела жизнь монастыря.

    Ведь питаются источники не от родников. Монахи в прямом смысле этого слова пили… росу.

    Дело в том, что безымянный инженерный гений древности создал очень тонкую, мудрую и продуманную до мелочей систему водоснабжения. Роса в этих местах выпадает обильно, также как и дождевые воды, текла по керамических трубам, проложенных на склонам, всё поступало в колодцы, накапливалось там и питало все семь источников.

    Не менее мудро была устроена и система отвода ливневых вод.

    Накопители здесь никогда не переполнялись, а излишки воды выводились по трубам за гребень горы и стекали по противоположному склону.

    Интересно, что частью уникальной гидросистемы были и вековые дубы в окрестностях монастыря. Они помогали поддерживать гидробаланс.
    Сегодня Сурб-Хач, как и сотни лет назад, остается одной из главных святынь Армянской Апостольской церкви.

    И крупным центром духовной жизни. На большие религиозные праздники в Сурб-Хач съезжаются не только крымские армяне, но и их соотечественники из дрегих стран.
    Посетите древний монастырь и вы.
    Прикоснитесь к святыне и вдоволь напейтесь из источников Мудрости, Мужества и Любви.