• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

  • Игровая доска, состоящая из 400 квадратных клеток
  • 84 элемента: (по 21-му на каждого игрока) четырёх цветов: синий, желтый,красный, зеленый. Каждый элемент имеет неповторимую форму:
  • 1 элемент, состоящий из одной клетки (т.н. мономино)
  • 1 элемент из двух клеток (домино)
  • 2 элементы из трех клеток (триоминос)
  • 5 элементов из четырех клеток (тетраминос)
  • 12 элементов из пяти клеток (пентаминос)
  • Порядок хода определяется цветом: синий, желтый, красный, зеленый.

    Цель игры

    Разместить все элементы на игровой доске, или постараться оставить на руках какможно меньше неразмещенных элементов.

    Правила игры

  • Во время своего первого ходя каждый игрок обязан поместить элемент водном из углов игровой доски.
  • Игроки должны расставлять свои элементы таким образом, чтобы онисоприкасались с элементами того же цвета, размещенными на игровойдоске хотя бы одним углом, но при этом не соприкасались с ними ни однойсвоей стороной.
  • Элементы разных цветов могут соприкасаться любыми сторонами.
  • Если игрок заблокирован и не может поместить элемент на доску, то онпропускает ход. Его оппоненты делают ходы в обычном порядке.
  • Игра заканчивается, когда для всех игроков не остается возможностисделать ход.
  • Подсчет очков

    Для подсчета очков вам нужно просуммировать количество клеток всехэлементов, которые вам не удалось разместить на поле. Это штрафные очки и онизаписываются в турнирную таблицу со знаком минус «-».Вы получаете +15 очков, если в течение игры Вам удалось разместить все своиэлементы, или +20 очков, если при этом последним на игровую доску выположили элемент, состоящий из одной клетки.

    Основные тактические приемы игры:

  • В начале игры постарайтесь быстрее продвинуть свои элементы в центрдоски – это позволит вам иметь больше свободного пространства дляпоследующих ходов.
  • Самые крупные элементы лучше размещать на поле первыми. В серединеигры останется довольно мало места для их размещения. Не забывайте, чтоштрафные очки начисляются исходя из количества клеток на оставшихсяэлементах, а не количества самих элементов.
  • Важно расставлять элементы таким образом, чтобы они образовали подобиедерева с разветвленной кроной. Чем больше углов, тем больше возможностей дляследующего хода.
  • Не следует забывать, что лучшая защита – это нападение. Найдите лазейкув ряде элементов вашего оппонента, и, используя особенности формы имеющихсяу вас элементов, прорывайтесь в зону противника. Это откроет для вас новыетерритории и возможность для последующих ходов.
  • При игре вдвоем всеми элементами (по 2 цвета у каждого игрока),постарайтесь заблокировать один из цветов вашего оппонента, используя двасвоих.
  • Будьте терпеливым, иногда нужно дождаться, пока оппонента сделаетнужный вам ход и откроет хорошую возможность для вашего собственного ходаили даже для блокировки соперника. Помните, что оппонент можетконтратаковать вашу позицию, и превратить ваши построения в бесполезныйнабор элементов.
  • В ходе игры вы, возможно, заметите, что на игровом поле есть места, гдетолько вы можете разместить свой элемент. Держите эту информацию в памяти,но сконцентрируйтесь на других частях доски, вы всегда сможете разместитьэлемент в таких «защищённых» областях в конце игры.
  • Для успешной игры вам следует помнить не только свои элементы, но иостающиеся элементы ваших оппонентов. Некоторые пустые участки игровогополя сопреники просто не смогут использовать, если они не имеют подходящихэлементов.
  • Самые маленькие элементы – ваше главное оружие. В ходе игры именноони могут оказаться полезными для захвата стратегических точек. Вместе с тем,не нужно забывать, что таких элементов меньше, и к их использованию нужноподходить с особым вниманием. Кроме того, нельзя забывать, что элемент изодной клетки, размещенный на доске в последнюю очередь, принесет вамбонусные очки.
  • Игровое поле Блокуса представляет собой доску 20х20 клеток, на которую игрокам предстоит выкладывать элементы разных форм и размеров. Каждый получает по 21-му элементу своего цвета; участники по очереди делают ходы, избавляясь от своих фигурок. Цель игры - избавиться от всех своих элементов (или, по крайне мере, от большей их части).

    Выкладываются они не абы как - в первый ход игрок обязан поместить свой элемент в любой угол поля, в дальнейшем он должен расставлять свои элементы таким образом, чтобы они соприкасались между собой только углами. Это касается только элементов своего цвета, с вражескими вы можете соприкасаться как угодно.

    Если у игрока нет возможности выложить что-либо на поле, он пропускает ход в ожидании лучших времён. Игра заканчивается, когда для всех участников не остаётся возможности сделать ход. Очки подсчитываются следующим образом: каждый игрок суммирует количество клеток всех оставшихся у него элементов - эти очки идут ему в минус.

    Игрок, которому удалось выложить на поле все свои элементы, получает 15 очков, а то и все 20, если последний выложенный элемент состоял из одной клетки. Как вы уже поняли, в Блокус играют на счет, записывая после каждой партии очки, поэтому за ним можно проводить целые вечера. Можно объединяться в команды или играть за два цвета одновременно - это здорово разнообразит геймплей и дает массу новых вариантов стратегии.

    Сами видите, правила элементарные, однако этот вовсе не значит, что в Блокусе не нужно напрягать мозг. Нужно, и еще как!

    Откроем некоторые секреты успешной стратегии, которые позволит новичкам добиться менее позорных результатов в турнирной таблице:

    • В начале игры постарайтесь быстрее продвинуть свои элементы в центр доски - это позволит вам иметь больше свободного пространства для последующих ходов.
    • Самые крупные элементы лучше размещать на поле первыми. В середине игры останется довольно мало места для их размещения. Не забывайте, что штрафные очки начисляются исходя из количества клеток на оставшихся элементах, а не количества самих элементов.
    • Не следует забывать, что лучшая защита - это нападение. Найдите лазейку в ряде элементов вашего оппонента, и, используя особенности формы имеющихся у вас элементов, прорывайтесь в зону противника. Это откроет для вас новые территории и возможность для последующих ходов.
    • Будьте терпеливым, иногда нужно дождаться, пока оппонента сделает нужный вам ход и откроет хорошую возможность для вашего собственного хода или даже для блокировки соперника. Помните, что оппонент может контратаковать вашу позицию, и превратить ваши построения в бесполезный набор элементов.
    • В ходе игры вы, возможно, заметите, что на игровом поле есть места, где только вы можете разместить свой элемент. Держите эту информацию в памяти и сконцентрируйтесь на других частях доски: вы всегда сможете разместить элемент в таких «защищённых» областях в конце игры.
    • Для успешной игры вам следует помнить не только свои элементы, но и остающиеся элементы ваших оппонентов. Некоторые пустые участки игрового поля соперники просто не смогут использовать, если они не имеют подходящих элементов.
    • Самые маленькие элементы - ваше главное оружие. В ходе игры именно они могут оказаться полезными для захвата стратегических точек. Вместе с тем, не нужно забывать, что таких элементов меньше, и к их использованию нужно подходить с особым вниманием. Кроме того, нельзя забывать, что элемент из одной клетки, размещенный на доске в последнюю очередь, принесет вам бонусные очки.

    Существует множество абстрактных игр, которые объединяют доступные правила, оригинальное исполнение и захватывающий игровой процесс. Но большинство из них рассчитано строго на двух игроков. Что же делать, когда за игровой стол хочется сесть, например, вчетвером и сыграть в несложную и интересную игру? Сегодня на Розовом диване - "дорожкистроительная" настольная игра Blokus (Блокус).

    В очередной раз хочу вспомнить школьные годы, когда на задней парте мы внимательно слушали мудрые речи учителя и для закрепления полученных знаний отображали в тетрадях "точки" и "квадратики" (аналогичные по смыслу игры на захват территории). Жаль, что в то время не было "Блокуса" - сберегли бы чернила и бумагу...

    Внутри нестандартной плоской коробки находится игровое поле и комплекты фигурок. Хочу отдельно остановиться на оформлении, которое поначалу вызвало у меня лёгкое удивление.

    Дело в том, что фигуры, закрытые прозрачной вставкой и видимые в картонную прорезь, не являются игровыми компонентами. Это нанесённое краской изображение с обратной стороны пластикового листа, поэтому не старайтесь его "выдавить"....

    Квадратное игровое поле изготовлено из прочной белоснежной пластмассы и разделено на 400 клеток.

    Каждый игрок получит комплект из 21 фигуры одного из четырёх цветов. Элементы отлиты из полупрозрачного пластика и своими выпуклостями надёжно фиксируются в ячейках поля. Все фигуры разные, повторяющихся форм нет.

    Наборы оппонентов абсолютно одинаковые и отличаются лишь цветом. Фигурки двусторонние, что позволяет располагать их на поле желаемой стороной вверх.

    В комплект входит по одной одинарной и двойной фигуре, две - из трёх квадратов, пять - из четырёх квадратов, двенадцать - из пяти квадратов.

    Выложим лужайку "пентаминосами".

    Игроки берут комплекты фигур и рассаживаются по углам игрового поля. При игре вдвоём соперники получают по два комплекта фигур, а при игре втроём четвёртым набором пользуются поочерёдно.

    Каждый игрок начинает победное шествие из своего угла квадрата. Соперники, по очереди, размещают на поле одну фигурку. Если это невозможно сделать, то ход пропускается. Первая фигура обязательно должна заполнить угловой квадрат! Именно так поступает красный игрок.

    На фотографии - неверное расположение синей начальной фигуры. Как раз заполнение пустого места в углу и является обязательным условием при старте.

    Последующие фигуры размещаются на свободных ячейках поля с соблюдением определённых условий: новая фигура должна касаться хотя бы одним углом любого ранее выложенного элемента аналогичного цвета.

    При этом категорически запрещено касаться сторон одноцветных фигур. Данное требование не распространяется на разноцветные элементы, которые могут контактировать между собой любыми площадями.

    Постепенно соперники размещают на игровой доске все возможные фигуры из запаса. Обратите внимание: снимать или передвигать выложенные на поле фигуры запрещено.

    Партия продолжается, пока хотя бы один игрок может расположить на поле свою фигуру. Может сложиться ситуация, при которой заключительные ходы будет делать только один из оппонентов.

    В конце партии подсчитывается количество квадратов, входящих в состав всех фигур оставшихся в запасе игрока. Это - отрицательные (штрафные) очки. Каждый игрок, разместивший на поле все фигуры, получает 15 победных очков и ещё 5, если последним был выложен одиночный квадрат. Итоговая сумма определит победителя.

    Тетрис в плоскости.

    Игра, правила которой можно изложить за полминуты, а учиться в неё играть можно неделями. На первый взгляд, ничего сложного нет: поле большое, места должно хватить всем. Но это не так, буквально к середине партии соперники начинают испытывать дефицит места. Загадка кроется в запрете размещения одноцветных фигур рядом друг с другом, что сокращает доступную площадь практически вдвое.

    Оппоненты плетут замысловатые узоры, вторгаются на территорию соперника, ищут места для фигур в отдалённых уголках игрового поля. Не забывайте о возможности блокирования соперников, старайтесь размещать большие фигуры в самом начале партии и "разрастайтесь" во все стороны - чем "ветвистей" ваша дорожка, тем проще пристроить к ней очередную фигуру.

    О популярности игры говорит тот факт, что "Блокус" завоевал более 25 наград, чемпионаты по данной игре проводятся во многих странах мира. Несложные правила, динамичный игровой процесс, интересные тактические решения - это семейная (и не только) игра для всех возрастов. Безусловно, если вы поклонник абстрактных игр.

    Перед покупкой обязательно попробуйте настольную игру в магазине "Игровед ", продавцы которого окажут квалифицированную помощь в подборе и выборе интересующего вас товара.

    Настольная игра «Блокус» - абстрактная стратегическая игра для всей семьи. С момента своего создания «Блокус» получила почти все возможные игровые премии в мире, на сегодняшний день уже - 26! Её продажи превысили 3,4 миллиона экземпляров. «Блокус» весёлая и увлекательная игра с простой игровой механикой. Участники выкладывают элементы своего цвета на доске так, чтобы они соприкасались только углами, а не сторонами. Соприкасаться сторонами могут только элементы разных цветов. Неиспользованные элементы приносят игроку штрафные очки. Цель - избавиться от всех элементов.

    Это настольный «Тетрис?»

    Да-да, «Блокус», на первый взгляд, напоминает именно «Тетрис»: та же сетка, почти те же фигуры... Однако это совершенно другая игра, которая только использует похожие механики, но никак не связана с оригинальным «Тетрисом».

    Скорее, имеет смысл сравнивать вдумчивый «Блокус» с английским вариантом Го (облавных шашек).

    Как в это играть?

    Вам дают набор цветных фигурок (каждому игроку - свой цвет). Задача - разложить их на поле так, чтобы элементы одного цвета соприкасались сторонами только с элементами другого цвета. Со «своими» можно соприкасаться только углами. Кто быстрее избавляется от своих фигур, то и выигрывает. Очки также начисляются за выполнение специальных условий, например, за укладку самой маленькой фигуры последней.

    В чём прелесть «Блокуса»?

    Вся острота игры состоит в том, что свободное место на доске крайне ограничено. Ваша задача - выстраивать фигуры таким образом, чтобы занимать максимально возможное пространство, и при этом блокировать оппонента. Дополнительную глубину игре придают условия размещения, за которые вы получаете дополнительные очки.

    История игры

    «Блокус» стал детищем известной математической задачи «четырёх красок». Ф. Гутри, английский картограф, собирался подсчитать, сколько разных красок понадобится, чтобы нарисовать карту графств Англии. По его подсчётам получалось, что необходимо всего четыре. Этим утверждением Гутри сразу же сразил целое поколение математиков, пытавшихся научно доказать данные выкладки. Результатом - более через 120 лет - стала игра Б. Тавитиана, ставшая следствием доказательства.

    В «Тетрис» и «Цветные линии» нельзя выиграть. В «Блокус» - можно.

    Как известно, именно в нашей стране родились две замечательные логические игры, ставшие одними из самых популярных и всемирно известных: «Цветные линии» (или, как их назвали буквально пару лет назад - «убийцы офисов») и многократно переиздаваемый «Тетрис». Первая игра схожа с «Блокусом» тем, что здесь важны краски, а вторая - типом размещения фигур.

    К счастью, «Блокус» изобрели в Англии, поэтому можно не опасаться: выиграть в него всё же можно. У него есть конечная цель, которая никуда не денется.

    Варианты игры

    «Блокус» уже многократно переиздавался в различных вариациях. Наиболее известные - это классическая на четырёх игроков (соответствующая задаче «четырёх красок») и портативная «дуо», очень удобная в дороге. Есть также «Блокус» на шестиугольном поле, а фанаты игры (вместе со скучающими математиками) ждут выхода трёхмерной версии.

    Почему «Блокус» так хорош?

    Потому что «Блокус» обладает очень простой игровой механикой, не требует никаких специальных навыков для игры или долгого предварительного обучения - и при этом относится к наиболее серьёзным интеллектуальным играм, развивающим мышление и память. Для детей эта игра становится великолепным средством для совершенствования интеллекта, а для взрослых - весьма интересным аналогом шахмат. Важно отметить, что «Блокус» развивает пространственное мышление, что очень важно для любого ребёнка.

    Как выглядит набор?

    В наборе для игры «Блокус» классической версии есть всё необходимое для игры. Поле и фигуры удобно складываются и выполнены из очень прочных материалов. Покупая «Блокус», вы покупаете игру, которая, возможно, будет радовать вас несколько десятков лет.

    Условие Великой теоремы Ферма способен понять даже школьник, а доказывали её лучшие математические умы без малого 400 лет. Расстановка и ходы шахматных фигур осваиваются за полчаса, а шахматы неисчерпаемы уже не первое тысячелетие.

    К чему это я? Просто я не встречал настольной игры с более простыми правилами, чем у «Блокуса»...

    Всё содержимое коробки — это квадратное поле 20х20 и четыре комплекта геометрических фигурок. Каждая фигурка состоит из квадратиков (по размеру клетки игрового поля), и квадратиков в ней может быть от 1 до 5. А раз так, то всего фигурок ровно 21 — больше различных комбинаций придумать невозможно. Желающие могут проверить

    Подсказка для самоконтроля: из 1 и 2 квадратов можно сделать только одну фигуру, из 3 — две, из 4 — пять, а из 5 — целых двенадцать.

    Когда играют четверо, у каждого играющего комплект фигурок своего цвета и свой угол на поле, из которого он начинает игру.

    В свой ход игрок берёт одну из своих фигур и ставит её на поле. Первую так, чтобы оказался закрыт угловой квадрат в своём углу, каждую следующую так, чтобы она соприкасалась с уже выставленными фигурами того же цвета вершинами углов. При этом общую сторону две фигуры одного цвета иметь не могут! Зато с фигурами другого цвета они могут соприкасаться, чем хотят. Цель проста: выставить все свои фигуры и не дать это сделать сопернику. Ну если все не получится, то как можно больше…

    Собственно, предыдущий абзац исчерпывает все правила «Блокуса». Можно начинать играть.

    Как вы уже догадались, простота правил очень обманчива. Во-первых, у игрока ровно по одному виду каждой фигурки, и без проклятий типа «да почему же у меня «крест» уже использован, он бы мне сейчас так пригодился!» не обходится ни одна партия — просто кто-то произносит его про себя, кто-то вслух, а кто-то ещё и активно разбавляя лексикой, имеющей весьма отдалённое отношение к настольным играм, причём преимущественно в собственный адрес. Последнее обычно происходит, когда упомянутый вопрос приходит в голову третий-четвёртый раз за партию.

    Во-вторых, если выложить на поле все фигурки всех цветов, они займут ровно 89% поля. Это значит, что на поле тесно. Я бы даже сказал — очень тесно. А поскольку каждый игрок норовит оставить побольше пространства для себя и поменьше для соперника... а выставленную фигурку можно снять с доски только перед началом следующей партии (ну или для уборки в коробку)... в общем, борьбы за место под солнцем в «Блокусе» хватает.

    В-третьих, всё-таки соединение углами — это не самый привычный способ установки квадратов. Мы в жизни как-то больше встречаемся с вариантами соединения сторонами — если вспомнить, например, кафель или тетрис... Поэтому существует опасность, что защита, которую ты так тщательно выстраивал и которую считал железобетонной, содержит ма-а-а-ленькую дырочку, через которую — уголок к уголку — соперник пролезает на открытое пространство, которое ты оставлял для себя...

    А случайная ошибка может дорого стоить: ведь если ты — сам! — занял клетку, соседнюю с проходом, в который стремился, то всё, путь закрыт!

    В общем, думать, думать и думать! Впрочем, если над каждым ходом размышлять разумное время, игра вполне заканчивается за полчаса.

    Останавливаться на тонкостях начисления очков я не буду, и не только потому что никаких тонкостей нет, а в первую очередь потому, что подсчет очков — не главное в «Блокусе». В большинстве случаев и так понятно, кто выиграл.

    Лучше поговорим о вариантах игры. На сайте www.blokus.com , помимо классического «Блокуса», вам предложат ещё три разновидности.

    «Блокус Дуо» — это всё то же самое, но на двоих и на меньшем поле. Ну, ещё чуточку теснее, ну, начинаешь не с угла, а с некоторой точки (отмеченной на поле)... Всё.

    У меня варианта «Дуо» нет, и куплю я его, только если вдруг решу, что в какую-нибудь поездку из всей моей коллекции игр я хочу взять именно «Блокус»: поле от классического варианта в дорожную сумку не влезет, разве что в чемодан. Но играть вдвоём мне всё равно больше нравится в классику. Просто каждому достаётся два цвета — по диагонали друг от друга. И каждый ход ты решаешь, какого цвета фишку поставить: можно вести борьбу сначала одним цветом (а потом в самый неожиданный момент переключиться на второй), а можно сразу начать атаку на два фронта...

    Итак, вдвоём в классику, вчетвером в классику — а втроем? Нет, втроём тоже можно в классический «Блокус», правила есть... но очень искусственные (четвёртым цветом играют все по очереди). Всё-таки для игры втроём больше подходит «Блокус Тригон».

    Как можно догадаться по названию, в «Блокусе Тригон» всё состоит не из квадратиков, а из треугольничков — и фигуры (их 22 — от 1 до 6 элементов каждая), и шестиугольное поле.

    С точки зрения правил различия заканчиваются (правда, первый ход делается не в угол, а в предопределённую точку — как в «Дуо»). А вот с точки зрения игры... Постепенно понимаешь, что мир вокруг нас прямоугольный, и мыслить треугольными категориями намного сложнее. Короче, не знаю, как у других, но у меня от «Тригона» сносит крышу: больше одной партии подряд не выдерживаю. Что не мешает получать от него удовольствие.

    Теоретически, в «Блокус Тригон», как и в классику, можно играть и вдвоём, и вчетвером... Но при наличии классического «Блокуса» — зачем?

    А вот в одиночку они хороши оба. Попробуйте, когда вам никто не мешает, выставить на поле — по правилам! — все фишки, всех четырёх цветов. Думаете, просто?

    Подводя предварительные итоги, скажу, что «Блокус» — и классический, и «Тригон» — относятся к числу моих любимых игр. Может быть, самых любимых из абстрактных. А теперь скажите, мог ли я после сказанного строчкой выше, увидев в витрине «Блокус 3D», пройти мимо и не купить?

    Не мог. Купил. На мой взгляд, зря.

    Это совсем другая игра. Общего с другими «Блокусами» только набор фигур, состоящий из всех возможных комбинаций — только не плоских фигур, а кубиков, коих от 2 до 4 (одиночного кубика нет, поэтому всего таких фигур 11).

    Изменено игровое поле — оно не просто 10х10, оно ещё и используется не полностью, а ограничивается «масками», определяющими, что именно игроки строят совместными усилиями — башню, стену, лестницу, пирамиду.

    Изменён порядок соединения фигур — их нужно просто укладывать друг на друга, не оставляя дырок (светлой памяти компьютерного трехмерного тетриса — любимой игры 20-летней давности), правда, с одной оговоркой: класть обязательно, касаясь ранее выложенной собственной фигуры. Самое главно, изменена цель: теперь задача, чтобы при взгляде на получившуюся композицию сверху было видно больше всего кубиков твоего цвета.

    Развитие пространственного воображения — это хорошо, но минимализм строительного материала вкупе со странными (для меня) критериями выигрыша оставили чувство разочарования. Может, и не слишком глубокого, но всё же... Всё же «Блокус 3D» — не совсем «Блокус».

    И в заключение несколько слов для странной категории настольщиков, которые предпочитают располагать игровое поле не горизонтально, а вертикально — в смысле, глядеть на его изображение на экране компьютера. На уже упоминавшемся сайте www.blokus.com можно бесплатно поиграть во флеш-вариант всех четырёх игр. А на сайте www.blokusworldtour.com обнаруживается полноценная компьютерная игра «Blokus World Tour» — только классика, но с кучей компьютерных соперников разной силы, несколькими вариантами турниров и специальными призами (виртуальными). Официальная цена игрушки — всего 9,99$ (из приличия я не буду раскрывать интернет-адреса, где её можно найти долларов на десять дешевле).

    А лучше не тратить время на компьютер, а сесть и поиграть в настоящий «Блокус». Тем более, что (я это как-то упустил) фигурки сделаны из яркого полупрозрачного пластика, и их очень приятно держать в руках.

    Кстати, при покупке игр всегда проверяйте их комплектность!

    P.S. (прямая речь моей жены):

    Меня в «Блокусе» всегда удивляло, как по-разному видят люди эти абстрактные фигурки! Иногда смотришь и думаешь: «Ну ведь вот эта прямо просится на поле!». Ан нет, противник выбирает другой вариант... Иногда глаз «замыливается» до того, что вообще считаешь, что ходов больше нет, а на тебя смотрят с удивлением: «Как нет? А вот этот? Ты как мог его сделать десять ходов назад, так и посейчас можешь». А иногда вместо тоже вполне очевидного хода соперник сделает та-а-а-кое... и ты уже смотришь на свою позицию не с удовольствием, а с ужасом: почему же я этого не видела?