• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Импульсом к утверждению открыто консервативного курса во внутренней политике СССР послужила «пражская весна».

    Важнейшей составляющей нового политического курса стала концепция «развитого социализма», заменившая концепцию развернутого строительства коммунизма. 21 декабря 1966 г. в «Правде» была опубликована статья Ф.М. Бурлацкого под названием «О строительстве развитого социалистического общества». В следующем году в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции Л.И. Брежнев объявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Официально этот вывод был закреплен решениями XXIV съезда партии (март - апрель 1971 г.). Эта концепция позволяла, с одной стороны, констатировать «большие успехи», достигнутые страной под руководством партии, а с другой - снять какую-либо определенность в достижении конкретных целей повышения благосостояния народа, демократизации общества, перехода к общественному самоуправлению. Концепция «развитого социализма», объявив существовавший в стране порядок высшим достижением социального прогресса, по существу создавала теоретическую базу для увековечивания и апологетики тоталитарной системы. Эта идеология показала, что руководство не видит перспективы в развитии системы.

    На укрепление власти партийной номенклатуры было направлено и принятие новой Конституции. В 6 статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы. В конституции в особую главу была выделена проблема прав и свобод, их список был расширен, но с различными оговорками, к тому же отсутствовал механизм их реализации. Например, Конституция гарантировала свободу слова, печати, собраний, митингов, шествий, но лишь в том случае, если они «соответствовали интересам трудящихся и использовались в целях укрепления социалистического строя» (ст.50). Свобода научного, технического и художественного творчества гарантировалась, но лишь «в соответствие с целями коммунистического строительства» (ст.47). Таким образом, Конституция СССР 1977г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.

    В идеологии наблюдался процесс ресталинизации. Впервые за последние годы высокая оценка вклада Сталина в победу прозвучала в докладе Брежнева на праздновании 20-летия Победы. С тех пор все чаще не только имя Сталина, но и образ начинают присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах, периодике. В них Сталин представал скромным, немногословным, мудрым лидером.

    Одна из характеристик структурного кризиса - бюрократизация управленческого аппарата и его быстрое разбухание. К 1985 г. общая численность управленцев в стране приблизилась к 18 млн. человек на каждых 6 - 7 работающих приходился один руководитель. На содержание бюрократических структур ежегодно расходовалось до 10% госбюджета, расширялась система льгот и привилегий для сотрудников аппарата всех уровней. Подчеркивание неуклонного возрастания роли КПСС сопровождалось постоянным численным ростом партии, при этом рядовые коммунисты практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел.

    Высшее руководство страны к концу 70-х гг. выродилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК составлял 68 лет. Любая вертикаль власти требует завершения. Партийное руководство в начале 70-х гг. пытается создать культ личности Брежнева. За 18 лет - 114 высших отечественных и иностранных государственных наград, из них 4 Звезды героя СССР; золотой почетный знак «50 лет пребывания в КПСС» (созданный специально для Брежнева). В 1976 г. у Брежнева случился инсульт, полностью восстановить работоспособность не удалось. Подобная фигура у власти свидетельствует о деградации, представляет определенную угрозу миру (непредсказуемость действий).

    Параллельно с этим шло моральное разложение общества. В нем как бы легализовалась двойная мораль, двойные стандарты жизни. На ответственные посты Брежнев назначал, главным образом, своих близких или лиц, преданных ему лично. По свидетельству Шелепина, «под» родственников Брежнева создавались не только посты, но и целые министерства. Неудивительно, что протекционизм, семейственность в 70 - 80-е гг. пронизали все общество. Естественным спутником этих процессов явилась коррупция.

    Структурный кризис политической системы, всевластие номенклатуры привело к обострению всех общественных противоречий, в т.ч. и национальных. В данный период СССР вступил в фазу вторичного этногенеза; начинается процесс осознания национальной целостности и принадлежности к определенной этнокультуре, возрождения национального самосознания, особенно в национальных республиках. Все это происходит на фоне неравномерного развития национальных регионов.

    В рассматриваемый период наблюдался рост преступности, особенно хищений и взяточничества. По приблизительным оценкам, капиталы теневой экономики на рубеже 70 - 80-х годов достигли 70 - 80млрд рублей. Преступность в обществе быстро росла, однако официально распространялся тезис о ее сокращении.

    О кризисе общественно-политической системы наглядно свидетельствовало появление ростков «антисистемы», выразившихся, в частности, в зарождении и развитии диссидентского движения во всех регионах СССР. Четкая идеология у диссидентского движения отсутствовала, в нем можно выделить множество направлений: правозащитное, религиозное, национальное. Диссиденты используют в основном мирные формы: петиционные, подписные кампании, реже - манифестации и пикеты. В основном власть использовала административные методы борьбы с диссидентами: привлечение за тунеядство, лишение социальных льгот; появляются новые формы репрессий - внесудебное помещение в психиатрические лечебницы.

    Основная причина кризиса общественно-политической системы - противоречие между потребностью радикальных перемен и неумением, нежеланием правящей структуры государства оперативно решать назревшие проблемы в экономике, социально-политической и духовной жизни.

    Можно выделить следующие особенности, характеризующие политическую систему к середине 80-х гг.:

    Закостенелость партийно-государственного аппарата;

    Усиление бюрократизации политической системы;

    Существование расхождения между формальными документами и фактической деятельностью;

    Ужесточение репрессий против инакомыслящих;

    Накопление противоречий между политической элитой и потребностями общества.

    Консервация политического режима не могла не привести к застою во всех сферах жизни.

    Со второй половины 60-х годов значительно усиливается идеологический контроль за СМИ, учреждениями культуры. Основанием для этого стало выпущенное в январе 1969 г. постановление ЦК КПСС «О повышение ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара». Эта политическая линия вполне закономерно вылилась в кампании травли и проработок деятелей науки, искусства и культуры. Отсюда - снижение уровня художественного творчества, распространение бездарной конъюнктуры.

    С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика, но и исполнители тех или иных ролей. Театральные постановки выпускались лишь с одобрения специальной комиссии. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре.

    В обществе в результате противоречия между провозглашенными ценностями и реальностью начинается поиск новых идеалов. Главной причиной духовного кризиса являлся политический, номенклатурный режим. За слуга общества в том, что оно пыталось оказать сопротивление, смогло сберечь определенный интеллектуальный и нравственный потенциал.

    Сопровождающееся нарушением ее нормального функционирования, связанное с отказом значительной части граждан в поддержке управляющей организации. Население выражает недоверие исполнительной власти и правящей партии, проявляет недовольство осуществляемой в стране политикой. Это приводит к тому, что система в подобных условиях не может успешно выполнять свои функции.

    Политический кризис может возникнуть между странами или в рамках одного государства, когда согласовать действия между политическими силами невозможно. Внешнеполитические кризисы развиваются из-за международных противоречий. Внутренние (парламентский, правительственный, конституционный и другие) являются следствием расхождения политических интересов между разными социальными силами внутри страны.

    Правительственный кризис является наиболее распространенным явлением, когда правительство теряет авторитет, что приводит к невыполнению его распоряжений исполнительными органами. Его может сопровождать смена лидеров или форм правления. Парламентский кризис выражается в изменении соотношения сил в законодательных органах, когда действия парламента расходятся с мнениями большинства граждан страны. В результате происходит роспуск существующего органа и проведение новых выборов. Кризис конституционный связан с окончанием действия Основного закона, когда он утрачивает легитимность и возникает необходимость в его пересмотре.

    И кризисы имеют между собой общие черты. Политический конфликт является лишь формой выражения кризиса, которая состоит в открытом выступлении масс против существующей организации центральной власти. Конфликт может перерасти в восстание, революцию, перейти в реакцию и контрреволюцию.

    В основе кризисов и конфликтов лежат социальные противоречия. Они рождаются тогда, когда общество (его противоборствующие силы) не видит других путей реализовать собственные интересы, кроме вступления в открытую борьбу для того, чтобы устранить эти противоречия.

    Однако открытое столкновение (конфликт) не всегда является единственной и лучшей формой разрешения противоречий, которые приводят к ситуации, когда начинает развиваться устойчивый политический кризис. Порой более перспективным является путь эволюционный, особенно если учитывать высокую цену конфликта и используемых революционных средств в разрешении противоречий. В таком случае накопленные расхождения сознательно разукрупняются и опускаются с высоты уровня общества на уровень отдельных людей.

    Сегодня затянувшиеся межрасовые и существуют в Канаде, США, Великобритании, странах бывших ЧСФР, СФРЮ, СССР.

    В России в настоящее время развивавшийся в последние годы политический кризис приобрел устойчивый необратимый характер. Это не означает, что скоро страна «выйдет на улицы». Кризис скорее выражается в нарастании усталости от находящихся у власти и элиты власти.

    Уже в мае 2011 года эксперты предсказывали падение рейтингов тандема и то, что власть окажется неспособной удерживать позиции без использования Это означает, что доверие населения власти снизилось настолько, что существует угроза полной утраты ею политического контроля над страной. Недовольство усиливается не только в среднем классе (как это было раньше), но практически во всех социальных стратах.

    Страна «выходит из левого крена», что свидетельствует о складывании предпосылок для формирования новой правоцентристской партии большинства.

    Предпринимаемые меры экономического характера по выводу страны из кризисного состояния не сопровождались необходимыми преобразованиями в политической системе советского общества. Некоторые действия в этом направлении были положены в конце 1982 г., когда к руководству КПСС пришел Ю.В.Андропов.

    С середины 80-х гг. по инициативе нового руководства во главе с М.С. Горбачевым начался период радикальных преобразований, который получил название политики перестройки, обновления всех сфер общественной жизни. Перестройку предполагалось производить в рамках социалистических идеалов и ценностей под лозунгом «Больше демократии, больше социализма», ибо без глубоких демократических преобразований, радикального слома отжившей политической системы необходимые изменения в других сферах общества невозможны.

    Цели и достигнутые результаты в ходе предпринятых попыток модернизации советской политической системы:

      Демократизация всех сфер жизни советского общества. Прекратились политические преследования, ослаб гнет цензуры, из ссылок и тюрем стали возвращаться деятели диссидентского, правозащитного движения.

      Политика гласности позволяла средствам массовой информации начать широкую компанию критики существующего общества и его истории с позиций приоритета «общечеловеческих ценностей». К сожалению, многие исторически сложившиеся прогрессивные идеалы были безосновательно отвергнуты. Однако следует отметить и другую сторону политики гласности, которая подготовила почву для подлинной свободы слова, печати. Люди начали получать новую, ранее недоступную для них информацию.

      В обществе разворачиваются широкие дискуссии по проблеме сталинизма и репрессий. Но весьма печально то, что постепенно антисталинизм превращается в отрицание опыта и достижений народа за весь советский период.

      В сентябре 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930-1940-х – начале 1950-х гг.

      Исторический факт. В процессе работы этой Комиссии было реабилитировано около 1 млн граждан, которые необоснованно подверглись репрессиям.

      Весной 1989 г в Беларуси проходят выборы народных депутатов СССР на альтернативной основе и в обстановке высокой активности населения.

    Многие обстоятельства достаточно красноречиво свидетельствуют о потере КПСС авторитета и ведущей роли в широких слоях народа.

    В мае-июне состоялся 1-й съезд народных депутатов СССР. Он сформировал первый в истории страны профессионально работающий парламент – Верховный Совет.

    На 19-й партийной конференции (май-июнь 1988 г.) было принято очень важное решение о «четком отделении» функций партии от функций Советов. Это означало, что партия продолжает править, но отказывается от прямых директивных указаний. Это была важная политическая реформа, но она осталась лишь на бумаге.

    Вывод: Политическое развитие советского общества в условиях перестройки ускорило переход социалистической системы к новой, демократической модели.

    Существует, по меньшей мере, пять основных причин кризиса и распада СССР:

      Советский Союз распался в результате заговора враждебных государств и прежде всего США.

      Победа демократии над тоталитаризмом – это объективный, закономерный процесс и, следовательно, к этой модели развития СССР мог прийти только таким путем.

      Советскому Союзу были имманентно, внутренне присущи объективные противоречия, разрешение которых закономерно привело к таким последствиям.

      Советский Союз был империей (даже последней империей), распавшейся в результате внутреннего кризиса имперской политики и нараставшего сопротивления национально-освободительного движения в союзных республиках и в европейских социалистических странах.

      Советский Союз распался - даже точнее, с этой точки зрения, - был развален в результате борьбы за власть в высших эшелонах политического руководства страны и подписания Беловежского соглашения.

    В экономической сфере становится очевидным неконкурентоспособность советской экономики. Уже начиная с 1966 г. проявляться динамика падения производительности труда. Во второй половине 1970-х гг. происходит снижение объемов производства. Снижение производительности труда и объема производства оказало существенное влияние на потребительский спрос, который начал обнаруживать хроническую тенденцию оставаться неудовлетворенным. Неэффективность экономического развития за счет преобладания экстенсивного способа хозяйствования демонстрирует общее экономическое, социальное и техническое отставание СССР от передовых стран мира. Например, к концу 1970-х гг. в СССР телефонов было в 10 раз меньше, компьютеров в 100 раз меньше, чем в США.

    Значительные средства требовались для поддержания военного паритета двух противостоящих систем, при этом главные и основные затраты приходились на долю СССР. Военные расходы СССР 1981 г. составили 27 % валового национального продукта, а в США - 6,5 %.

    состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    состояние политической системы общества,) выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

    Различают внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).

    Правительственный кризис - особенно частое явление, характеризующееся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ей в поддержке, выразив вотум недоверия, и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров форм правления и т.д.

    Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и эти препятствует принятию решений и реализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента назначение новых выборов.

    Конституционный кризис связан фактическим прекращением действий Основного Закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

    К.п. характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием властных парламентских структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

    В зависимости от причин возникновения и особенностей проявления К.п. в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.

    Кризис легитимности развивается в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.

    Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.

    Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.

    Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.

    Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Сущность и содержание социально-политического кризиса

    Социально-политический кризис – это глубокое расстройство всей политической системы общества, его государственных властных структур, резкое снижение эффективности управления социально-политическими процессами, обострение выше обычного недовольства властью со стороны ведущих политических сил страны.

    во-первых, возникновением острых политических конфликтов между различными ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной; наличием взаимных обвинений, требованиями изменения политического курса как во внутренней, так и во внешней политике.

    Во-вторых, ухудшением отношений между федеральной центральной властью и некоторыми органами власти субъектов федерации, нарастанием сепаратистских и националистических движений и конфликтов.

    В-третьих, ростом числа банкротств предприятий во всех отраслях национальной экономики, резким сокращением инвестиций, снижением роста ВВП, производительности труда, реальных доходов населения, увеличением безработицы, ухудшением качества жизни ведущих групп населения, явной неспособностью политического класса справиться с нарастающими экономическими и социальными катаклизмами.

    Необходимо различать траектории развертывания социально-политического кризиса по вертикали и горизонтали.

    Вертикальное развертывание кризиса проявляется в правительственном кризисе (отставка всего состава правительства или его ведущих персон), падении авторитета и легитимности государственно-административной власти.

    Горизонтальная составляющая социально-политического кризиса находит свое проявление в кризисе федерализма, в резком ослаблении управленческого воздействия центральных органов власти на региональные и муниципальные образования, их непослушании, отказе выполнять директивные указания и распоряжения центра.

    Острота и опасность социально-политического кризиса осложняется внешнеполитическим кризисом, появлением угрозы разного рода вооруженных конфликтов и войн.

    Следует иметь в виду, что социально-политический кризис не возникает вдруг, внезапно. Ему присущи определенные стадии возникновения и нарастания:

    1. Первая латентная (скрытая) стадия. Она начинается с выяснения наличия у различных политических групп противоречивых интересов и потребностей. При определенных условиях эта стадия может исчезнуть или трансформироваться в другую.

    2. Стадия возникновения открытого инцидента (повода). Открытое столкновение противоборствующих сил может возникнуть как в результате целенаправленной сознательной деятельности одной из сторон (или действий обеих), так и стихийно, даже случайно.



    3. Стадия обострения кризиса в социально-политических Отношениях. Оно проявляется в открытой и скрытой формах и в различных событиях, важно иметь в виду, что каждое из событий не только было результатом, но и само становилось причиной последующих событий. В их реальном развертывании имеется большой запас неопределенности. Причина этой неопределенности - многогранность разрешаемого в том или ином событии противоречия или группы противоречий.

    4. Стадия завершения или ослабления кризиса. На завершающей стадии социально-политический кризис может быть исчерпан в случае выхода из борьбы ведущих участников политического конфликта или при значительном снижении накала противостояния.

    Нельзя забывать о точках социальной и политической напряженности, которые могут перерастать в социально-политические кризисы.