• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    0 0

    29 августа православные христиане и греко-католики празднуют перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. В народе этот день называют Третьим, Ореховым Спасом. Этот праздник завершает двухнедельный Успенский пост.

    Третий Спас, который идет после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа), называют Ореховым, потому что считалось, что именно в этот день в лесу поспевали лесные орехи, и люди начинали их собирать. В этот день также традиционно выпекали хлеб нового урожая.

    Третий Спас также называют Спас на полотне. Основа праздника лежит на легенде об правителе города Эдессы в Месопотамии, Авгаре, который болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему не удавалось.

    И тогда Иисус попросил подать ему полотенце, умылся и отер им лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенного живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства. Образ Иисуса Христа, прикрепленный над главными воротами города, похитили мусульмане, и только через девять веков византийский император Михаил III смог его выкупить.


    29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднования.

    В 1204 году Нерукотворный образ похитили из Константинополя во время одного из крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени старинная реликвия считается потерянной. Также считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.

    Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.


    Современные люди вместе с привычными праздниками не забывают и о православных событиях. К празднованию Медового Спаса готовятся все христиане. Этот праздник достаточно древний, несмотря на это он сумел сохраниться до сегодняшнего времени.

    Мед ценится за наличие целебных свойств и вкусовых качеств. Этот продукт используется людьми с древнего времени. Польза его настолько велика, что это привело к возникновению праздника посвященного меду.

    В этот светлый день освещают мед и воду. Благословляли мед с целью последующего его употребления. В дни Спаса христиане занимаются приготовлением разнообразных блюд с наличием меда в их составе. Это вкусная выпечка в виде булочек, пряников, плюшек, блинов.

    С древних времен происходило переплетение религиозных и народных праздников. Значимые даты, которыми обозначены праздники, в православном календаре имеют свои приметы и традиции.

    Когда Медовый Спас в 2016 году? Празднование начинается впервые дни Успенского поста. В этом году этот праздник отмечают 14 августа.

    Торжество, которое отмечают христиане, имеет постоянную дату. На нее не влияет Пасха. Период Успенского поста не длинный. Он насчитывает всего две недели и их называют Спасовками.

    Исторические сведения о празднике

    Медовый Спас имеет интересную историю. Только греческая и русская православные церкви празднуют событие по своим правилам. Греческая церковь в этот день раньше начинала осуществлять освещение улиц, дорог города с помощью частичек Креста Иисуса. Его носили по улицам, для того чтобы одержать победу над болезнями, которые распространялись в последний месяц лета.

    Первоначально стали отмечать Спас в 1164 году. В этот период русские победили булгар. Название «Медовый» появилось после возникновения традиций и обычаев, связанных с его проведением. Освещение меда пасечниками выполнялось для получения хорошего урожая на следующий год.

    Обычаи на Медовый Спас

    Медовый нектар - это главное лакомство русского народа с давнего времени, поэтому начало сбора урожая ароматного продукта должно было пышно отмечаться. Церквями производилось освещение первого добытого меда. Народ радовался наполненным ульям, и каждый пасечник стремился показать народу свои успехи по получению меда.

    Пчеловоды разламывали соты и согласно обычаям, отправлялись с этим нектаром в храм. Для первых сот подготавливалась новая, чистая и пустая посуда. Это было необходимо делать по традиции для получения в будущем богатого урожая медового нектара.

    Так как Спас начинался с Успенским постом, на столе в день праздника могли быть постные блюда. Только возможность употребления меда, делала это обстоятельство незаметным. Приветливые и умелые хозяйки выпекали коврижки с медом, шанежки, пряники и пироги. Мед использовался для варки фруктов и орехов. Стол был заполнен медовыми напитками в виде безалкогольных настоек, кваса, медовух. Ломтики с нарезанными сотами наполненные медовым нектаром украшали столы.

    Медовый Спас, приметы

    Чистка колодцев и очищение скотины

    Традиционно народ во время Спасского торжества должен наслаждаться медовыми лакомствами для сладкой и богатой жизни в будущем. О Медовом Спасе не зря говорят еще как о Водосвятии. Это время чистки родников и колодцев.

    В деревнях старались производить чистку колодцев, так как считалось большим проступком оставлять заиленные колодцы. К тому же их нужно было чистить во избежание болезней. Также в этот день люди брали воду с чистых источников и мыли ей свою скотину и свою семью. Таким образом, смывалась порча и хворь.

    Почему после Спасского празднества люди не купались в реках?

    На следующий день после Спасского праздника, в реки для купания люди не спускались. В воду было трудно войти, потому что она не была такой теплой, как в Спасский день. Начинается приготовление природы к уходу в спячку, пока не наступит следующее лето. Когда закончится Медовый Спас, трудно увидеть пчелу на цветке. Даже птичье общество собирается в далекий полет.

    Когда наступает 14 число, на всех сотах набирается много меда и приходит время для его сбора. Его начинают собирать и освещать. Затем занимались приготовлением разных сладостей из меда: рулетов, пирогов, печенья, булочек. Столы бывают наполнены разными вкусностями, и люди начинают ходить друг к другу в гости и угощать своими медовухами. Об этом дне родные помнят долгое время.

    В этот день христиане стремились в церковь, для того чтобы освятить не только мед. Им также нужно было произвести освещение воды и мака. Мак использовался для приготовления вкусных пряников, рулетов, пирогов и других кулинарных изделий. Воду освещали во время Спаса, для того чтобы после ее использовать в качестве целебного напитка, для укрепления здоровья. От питья этой воды у людей прибавлялась энергия, настроение и появлялось вдохновение.

    Как очиститься от греха?

    Во время купания в этот светлый день, люди смывали с себя всякие греховные мысли и получали оздоровление. Животных купали в водоемах, чтобы они стали здоровыми, выносливыми и плодородными. Вымытые в воде больные животные, выздоравливали, поэтому люди старались не пропустить этот день, чтобы оздоровить и размножить стадо. Поэтому купание в святой день приносит много пользы и людям и скотине.

    Следует и нам воспользоваться данными традициями для получения энергии и здоровья на весь год. Ведь не зря люди издавна соблюдают эти обычаи. Значит, в этом заложена огромная сила и таинство.

    Может, очистившись от своих грехов, искупавшись в роднике в этот праздник, можно будет устранить все недуги и вздохнуть облегченно. Несмотря на то, что многие обряды остались в прошлом, Медовый Спас продолжает оставаться поистине важным событием.

    Теперь вы точно знаете, какого числа Медовый Спас в 2016 году и что надо делать в этот день.

    Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

    Спасы в 2016 году

    14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

    В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .

    Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

    За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

    Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

    Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

    Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

    Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

    Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

    Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

    Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

    Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

    Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

    И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

    Ореховый Спас 2016 года какого числа празднуется, известно всем православным, ведь в этот день завершается также Успенский пост. История третьего Спаса, традиции и приметы праздника можно узнать, ознакомившись с данной публикацией.


    Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. Ореховый Спас – это третий Спас, который отмечают христиане. До этого прошел уже Медовый и Яблочный Спас. Свое название праздник получил после того, как глава города Эдессы Авгарь излечился от проказы, получив в подарок полотно с изображением Иисуса Христа. Он направил своего художника Анания к Спасителю с просьбой об исцелении. Художник пытался изобразить черты Иисуса, но у него не получилось. Тогда Спаситель умылся и вытерся полотенцем и на ткани остался его лик. Это полотенце было доставлено в Эдессы и защищало его от горестей и болезней. Спас на Холсте является временем продажи и освящения холстов и полотен помимо Орехового получил название Холщовый Спас, Малый Спас, Хлебный Спас.


    Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. Ореховый Спас празднуется 29 августа и завершает строгий Успенский пост. С этого дня разрешалось собирать орехи в лесу и стряпать хлеб из муки нового урожая. В этот день нужно также приобрести холщовое полотно. Хлеб и орехи приносили в церковь для освящения, а затем они становились главными продуктами праздничного стола. В день Орехового Спаса хозяйки пекли хлеб из муки нового урожая, добавляя в тесто орехи. Женщина должна была встать на рассвете, насыпать столько горстей муки, сколько членов в ее семье и произнести: «Мука-мука, ты сильна, подари всей родне силы и добра». Первую испеченную буханку хозяйка отдавала мужу, провожая его на работу в поле. Затем каждый в семье съедал кусок свежего хлеба, заедая его медом.



    Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. В это день в дом приглашали родных и друзей, накрывая богатый стол. Так как пост уже завершился, то готовили мясные и рыбные блюда. Также обязательно готовили блюда с орехами, яблоками, медом, а также пироги с грибами. В этот день знахарки готовили лечебную настойку на перепонках грецких орехов. Ореховые прутья, собранные в этот день, использовали для изготовления веников для бани. Они считались целебными. На ореховый Спас самая старшая женщина в доме при помощи орехового прута, смоченного в колодезной воде, освящала все углы дома. Существовала примета для незамужних девушек. Мать девицы на выданье обходила девять счастливых домов и просила по ореху. Затем эти орехи должна была съесть девушка. Считалось, что после этого она вскоре найдет мужа и будет жить счастливо.


    Ореховый Спас 2016 года какого числа: история, традиции и приметы праздника. В это день бесплодные пары могли попросить у орешника ребеночка. Накануне Орехового Спаса муж с женой шли к орешнику, обнимали его и просили дать такой же урожай, как у него. Затем надо было собрать столько орехов, сколько они живут вместе, и положить их под кровать. Утром женщина несла орехи в церковь для освящения. Издревле считалось, что ребенок, рожденный на Ореховый Спас, будет сильным и крепким. Бабушки делали ему талисман из трех орехов, нанизанных на красную нить. Талисман вешали над кроваткой, а когда малышу исполнялся год, прятали, доставая только тогда, когда ребенок заболевал.

    Август — особенный месяц, когда верующие отмечают три великих праздника — три Спаса. Все эти праздники, в первую очередь, посвящены Иисусу Христу, но вместе с этим не обходятся без народных традиций. Первый Спас посвящен меду, третий называется ореховым, а второй посвящен сбору яблок, и многие люди ждут его больше всего. Когда же Яблочный Спас в 2016 году, какого числа?

    Когда начинается Яблочный Спас в 2016 году, какого числа

    Тем, кто интересуется, когда нужно отмечать этот праздник, можно запомнить, что первый Спас празднуют четырнадцатого августа. А второй — через пять дней. И таким образом получается, что дата Яблочного Спаса в 2016 году — девятнадцатое августа. Этот праздник относится к группе не переходящих, то есть из года в год он празднуется в одно и то же время. В 2016 году Яблочный Спас выпадает на пятницу.

    Если посмотреть в календарь, то можно увидеть, что праздник также называется Преображением Господнем. Для верующих — это очень важное событие. В Евангелии описано, как Иисус Христос поднялся на гору с тремя учениками и стал молиться. Ученики были рядом и смотрели на Иисуса. И как только Христос стал произносить молитвы, к нему явились Илия и Моисей. Ученики услышали, как пророки говорили с Божьим Сыном об Исходе и увидели, что лицо и одежда Иисуса начали ярко светиться. Иисус попросил свидетелей этого чуда сохранить все в тайне до того момента, пока не произойдет его воскрешение. И именно это событие, которое называется Преображением Господнем, и празднуют православные.

    Что касается названия «Яблочный Спас», то возникло оно потому, что еще до принятия христианства на Руси, люди в этот день начинали собирать яблоки. А когда появились церкви, то фрукты нового урожая в этот день всегда несли в храмы на освящение. Так и получилось, что христианские традиции объединились с народными.

    Яблочный Спас: традиции и обычаи

    Главная традиция этого Спаса — сбор яблок, их освящение и, конечно, дегустация фруктов нового урожая. В народе раньше говорили, что если попробовать хоть одно яблоко до Спаса, то один ребенок на небе останется без райских яблочек. Поэтому все люди терпели до этого дня. Существовало такое поверье, что все умершие дети получают в раю яблоки, но если взрослые едят эти фрукты на земле, пока они до конца не созрели, то кому-то из детей не достается. Особенно строго соблюдали эту традицию в семьях, где теряли детей.

    Еще одни традиция праздника — делиться освященными яблоками со всеми. Нужно угощать нищих, больных людей, также нужно положить яблоки на могилы умерших родственников.

    Кроме этого, на Яблочный Спас можно пробовать не только яблоки, но и горох. Также можно начинать заготавливать на зиму компоты и консервировать фрукты. А еще нужно обязательно приготовить какое-нибудь блюдо с яблоками. Раньше хозяйки делали для детей яблоки в карамели, а также в печи запекали фрукты просто так или в тесте. Кроме этого, с яблоками готовили мясо.

    Также в этот день все люди могут загадывать желание. Правда до этого нужно сходить в храм, раздать освященные яблоки, а одно оставить себе, откусить маленький кусочек, произнести желание и проглотить его.

    Из необычных примет этого дня можно отметить ту, что на Яблочный Спас нельзя обижать и убивать мух. Люди верили, что если насекомое садится на человека, то его ждет успех. А если спугнуть муху и она сразу улетит, то и удачу с собой заберет. По этой же причине нельзя убивать этих насекомых в этот день.

    Многие христианские праздники подходят для того, чтобы предсказывать погоду, и Яблочный Спас не исключение. По народным приметам, если будет дождь, то и осенью, и зимой, будет полно осадков. А если погода будет жаркой, то, наоборот, будет сухая осень и малоснежная зима.

    Яблочный Спас — прекрасный праздник, который можно отметить всей семьей. А также это еще один повод съесть несколько полезных фруктов. Ученые, кстати, пришли к выводу, что человеку нужно каждый день съедать по яблочку, или хотя бы выпивать по стакану яблочного сока. Не стоит забывать и о православных традициях — в этот день нужно сходить в храм, подумать о своем поведении и духовном очищении.

    А следующим за Яблочным наступает .