• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

    Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы - поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.

    По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо - икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.

    Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: "Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей. " Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -"Вратарница").

    Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы.

    Иверская икона Божией Матери

    В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.

    Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.

    13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

    Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название - Триумфальные. Еще назывались они Курятными - по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Ивану Грозному английской королевой Марией Тюдор.

    Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот. За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах "добрым письмом" были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный "город" - Китай. Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами.

    Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.

    Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли "деревянным чуланом" при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный "приделок".

    Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

    Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих". Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.

    Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

    Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

    Триумфальное шествие состояло "из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек". Петр одолел шведов - своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!

    Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

    Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу - запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали царя, который за него вступился. "Кто там еще едет в коробе!" - огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина "за потворство холопам".

    Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

    А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.

    Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: "Виноват перед Богом и государыней. Простите меня, православные!" Из толпы ответили ему тогда: "Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата. " (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)

    Только однажды Иверская покинула Москву - в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

    Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

    А вон за тою дверцей,

    Куда народ валит,

    Там Иверское сердце,

    Червонное, горит.

    И льется "Аллилуйя"

    На смуглые поля.

    Я в грудь тебя целую,

    Московская земля.

    После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием "комсомольское рождество". Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи "правильного" мировоззрения и соответствующей морали.

    Всех богов на землю сдернем!

    Визжите, черти, веселей!

    Станцуем карманьолу!

    Всех богов на карнавал!

    Буянит в вышней роще

    Безбожный комсомол!

    А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на "комсомольской пасхе", напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: "вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!"

    Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего - нового социалистического "вратарника". В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.

    В 1931 году снесли и Воскресенские ворота - освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.

    В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

    В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

    В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

    В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

    Часовня у стен Воскресенских ворот, разделяющих Красную и Манежную площади, построена в честь чудотворной иконы Иверской Божьей Матери - списка с иконы Иверской Богоматери Вратарница, хранящейся в монастыре на Святой Горе Афон в Греции. Эта икона была доставлена в Россию в 1614 г. и находилась в Валдайском Иверском монастыре. В 1669 г. ее перевезли в Москву. До 1782 г. она оставалась в Никольском греческом монастыре, рядом с Кремлем, а затем по окончании строительства часовни заняла приготовленное ей место. В 1801 г. купол часовни увенчала фигура ангела с крестом.

    После 1917 г. представители новой власти изъяли из часовни все украшения и церковную утварь, содержащие золото и серебро, а само здание было передано в ведение обновленческой церкви. В 1929 г. и часовня была закрыта, а в 1931 г. вместе с Воскресенскими воротами разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники на Красную площадь во время проведения парадов. Икона Иверской Богоматери была перевезена в Сокольнический храм Воскресения Христова, где и находится по сей день.

    Иверская часовня воссоздана в 1996 г. архитектором О.И. Журиным. В октябре того же года в Москву из Иверского монастыря на горе Афон была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарница. Сегодня часовня Иверской иконы Божьей Матери является действующим храмом, в ней проводятся ежедневные богослужения.



    Воскресенские (Иверские, Куретные, Львиные, Святые, Неглименские) ворота Китайгородской стены

    Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города - двойные проездные ворота Китайгородской стены в одноименном проезде между зданием Городской думы и Историческим музеем, давшие название Воскресенской площади. Сооружены в 1535 году как двухарочные ворота стены Китай-города. В 1680 году перестроено надвратное помещение и над ним надстроены две башни, увенчанные двуглавыми орлами. Такой облик ворота сохраняли вплоть до разборки в 1931 году. В палатах помещались до 1731 года лаборатории соседнего Монетного двора и палата Главной аптеки, в 1750-1780-х годах - университетская типография. В надвратном теремке жил Н.И. Новиков (1744-1818), который заведовал расположенной в соседнем здании университетской типографией.

    В 1781 году была сооружена деревянная часовня Иверской Богоматери (была приписана к Николо-Перервинскому монастырю) для Иверской иконы Богоматери. В 1791 году Иверская часовня отстраивается в камне.

    В 1917 году Иверская часовня и ворота в Воскресенском проезде используются как оборонительный рубеж от большевиков. В середине 1920-х годов проводится реставрация Воскресенских ворот и Иверской часовни с восстановлением первоначальных резных наличников.

    В конце 1920-х годов принимается решение о сносе Воскресенских ворот. Официальная причина - для более удобного въезда военной техники для участия в парадах на Красной площади и шествия демонстраций. В 1929 году разбирается Иверская часовня, и на ее месте устанавливается скульптура рабочего.

    В 1931 году Воскресенские (Иверские) ворота окончательно снесены. В 1936 году проезд через место бывших ворот переименован в Исторический.

    В 1994-1995 годах по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены (автор проекта - архитектор О.И. Журин). В 1993 году Исторический проезд был переименован в проезд Воскресенские Ворота. После восстановления ворот и часовни в 1995 году проезд Воскресенских ворот снова стал пешеходным, в результате чего тяжелая военная техника на возобновленных с 2008 года парадах потеряла возможность въезжать на Красную площадь с двух сторон Исторического музея.

    На Воскресенских воротах размещены мозаичные иконы Георгия Победоносца (покровителя Москвы), Сергия Радонежского, Александра Невского, Феодора Стратилата (покровителя христианского воинства), митрополитов московских Алексия, Ионы, Петра, Филиппа. Под иконой Сергия Радонежского расположена икона митрополита московского Алексия, под иконой Георгия Победоносца - икона митрополита московского Петра, под иконой Александра Невского - икона митрополита московского Ионы, под иконой Стратилата - икона митрополита московского Филиппа.

    http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=3433; http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=4911



    Часовня Иверской иконы Божией Матери находится при внешней стороне Воскресенских ворот. Икона здесь поставлена 19 мая 1669 г., а нынешняя часовня построена в 1791 г. Золотая риза на икону сделана в 1790 г. Часовня принадлежит Николо-Перервинскому монастырю.

    Воскресенские ворота существуют со времени построения Китайской (Китай-городской) стены; в 1680 г. над ними возведены нынешний верхний этаж и две шатровых башни.

    Иверская икона Божией Матери, имеющая и другое название «Вратарница», явилась в XI ст. в том из греческих монастырей Афонской горы, который был первоначально основан выходцами из Иверии, т. е. нынешней Грузии, и поэтому называется Иверским. В этом монастыре установлен праздник в честь иконы на вторник Светлой недели.

    При царе Алексее Михайловиче в Москву привезен был 13 октября 1648 г. точный список с Иверской иконы, который милостью Пресвятой Богородицы прославлен здесь не менее, чем подлинник на Афонской горе. Московский праздник в честь Иверской иконы Божией Матери иконы - 13 октября.

    «Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

    Часовня Иверской иконы Божией Матери - яркое, живописное здание у Воскресенских ворот, ведущих на Красную площадь. В ней хранится чтимый список чудотворной , созданный на .

    Первую часовню на этом месте построили в 60-е годы XVII века. В нее поместили список чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Это был второй список этого чудотворного образа, появившийся в России: первый прислали с Афона в дар царю Алексею Михайловичу в 1648 году. Ныне судьба обеих чтимых списков неизвестна.

    Первое здание часовни было деревянным. Его перестраивали в 1746 году, а в 1791-м знаменитый архитектор Матвей Казаков построил каменное здание. Во время войны 1812 года часовня сильно пострадала: ее разорили солдаты Наполеона. После войны часовню восстановили. Итальянский архитектор Пьетро Гонзаго, трудившийся в России, спроектировал внутреннее убранство часовни и купол, украшенный звездами.

    После революции 1917 года часовню неоднократно пытались ограбить, в 1922 году из нее изъяли драгоценную церковную утварь, а чудотворную икону вывезли в неизвестном направлении. В 1929 году часовню снесли. В 1931-м та же участь постигла и Воскресенские ворота.

    Оба архитектурных памятника были восстановлены в середине 90-х годов по благословению патриарха Алексия II: в ноябре 1994-го заложили первый камень в основание часовни, а в октябре 1995-го она вновь открылась. Ныне в ней находится еще один чтимый список Иверской иконы Божией Матери: его прислали с Афона в 1995 году специально для восстановленной часовни.

    Интересные факты о Часовне Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот

    • До революции Иверская икона, стоявшая в часовне, пользовалась глубоким почитанием у народа. По традиции всякий идущий через Воскресенские ворота на Красную площадь должен был зайти в часовню и приложиться к святыне.
    • Чтимую Иверскую икону часто приносили к страждущим - больным, умирающим, роженицам. В это время в часовне оставалась так называемая икона-заместительница. Таких икон было несколько, судьба их ныне неизвестна.
    • Неизвестно, сохранился ли доныне список Иверской иконы, хранившийся в часовне. По неподтвержденной информации, он находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Однако по другим сведениям, в Сокольниках хранится одна из икон-заместительниц
    • Точная копия Иверской часовни существует в городе Томске на центральной площади. Ее построили в 50-х годах XIX века, после революции снесли, а в начале 2000-х годов восстановили

    Адрес: Москва
    Первое упоминание: 1669 год
    Разобрана: 1929 год
    Начало строительства: 1994 год
    Окончание строительства: 1995 год
    Архитектор: Матвей Фёдорович Казаков
    Святыня: Список с чудотворной иконы Иверской Божией Матери
    Координаты: 55°45"20.5"N 37°37"04.6"E

    В самом центре столицы, в пешеходной зоне рядом с Красной площадью стоит небольшая изящная часовня, и туда в любое время года заходят верующие. История почитаемого православного храма начинается с конца XVII столетия. В нем находится копия со знаменитой иконы, оригинал которой с XI века хранится в монастыре на греческом полуострове Афон.

    Иверская часовня на фоне Воскресенских ворот

    История иконы

    Искусствоведы и историки не имеют единого мнения о возрасте иконы Иверской Богоматери. В Афинском университете считают, что этот образ написали в первой половине XI столетия, а сотрудники университета имени Леопольда и Франца, расположенного в австрийском городе Инсбрук, утверждают, что его создали позднее - уже в XII веке.

    О появлении чудотворной иконы записано в христианских Сказаниях. Славяне впервые написали об удивительной иконе в XV веке, а греки - в XVI веке. В летописях существуют совершенно различные версии ее происхождения. По одному из сохранившихся преданий во времена иконоборчества, при византийском императоре Феофиле, неподалеку от греческого города Никея жила женщина. Понимая, что икону могут забрать и уничтожить, она решила спасти лик Богородицы от преследователей и опустила икону в море.

    Через два века образ оказался у монахов и его поместили в Иверскую обитель, которая была основана в конце X века выходцами из Грузии, происходившими из царского рода Багратидов. По монастырю икона и получила свое имя «Иверская».

    Вначале ее хранили в киоте, помещенном над входом в соборный храм, и называли «Вратарницей». Однажды на полуостров напали сарацины. Один из варваров подъехал к монастырю и ударил копьем по иконе. По преданию в то же мгновение из нее брызнула кровь. Увидев такое, разбойник раскаялся и принял монашеский постриг.

    Потом для иконы возвели небольшую отдельную церковь. В XVI веке грузинские чеканщики сделали для образа серебряный оклад, в котором остались открытыми только лики младенца Христа и Богоматери. В древнем Иверском монастыре икона хранится и в наши дни.

    Общий вид часовни

    Как была построена первая часовня

    Списки или копии со знаменитой афонской иконы начали делать очень давно. Верующие считали, что они, как и оригинал, обладают чудотворными свойствами и помогают в решении жизненных проблем и исцелении от недугов. В 1648 году настоятель Новоспасской обители архимандрит Никон попросил насельников афонского монастыря привезти в русскую столицу оригинал иконы. Монахи не захотели расставаться со святыней, и тогда изограф Ямвлих Романов создал ее точную копию. Умелый мастер нарисовал список на кипарисовой доске, использовав краски, замешанные на святой воде.

    К царскому двору икону привез сам настоятель Иверской обители архимандрит Пахомий. Вначале образ разместили в Никольском монастыре, а потом переправили в Валдайскую Иверскую обитель. Согласно летописям, в 1651 году, благодаря новой иконе, сумела выздороветь царская дочь. Обрадовавшись, российский государь Алексей Михайлович щедро отблагодарил Иверский монастырь и подарил ему обитель Святого Николая, расположенную в Московском кремле .

    Через 8 лет специального для Москвы афонские изографы создали еще одну копию с иконы и привезли ее в столицу. В 1669 году возле Неглименских ворот построили небольшой навес, чтобы новая икона имела надежную защиту в дождь и снегопад. Место для чудотворной иконы возле сдвоенных ворот Китай-города было выбрано не случайно. Через них русские государи торжественно въезжали на Красную площадь.

    1680 году навес заменили на деревянный храм. Примечательно, что в 1722 году по Синодальному Указу были уничтожены почти все московские часовни, однако, Иверскую часовню тронуть не посмели.

    Строительство каменного храма

    Деревянный храм простоял до конца XVIII века и сильно обветшал, поэтому его решили заменить на каменный. Проект новой часовни выполнил талантливый российский зодчий Матвей Казаков, а украшать ее доверили итальянскому мастеру Пьетро Гонзаго. По его эскизам часовню оббили жестью и декорировали позолоченными звездами и медными пилястрами. Наверху храма появился изящный золоченный ангел, держащий крест.

    Маленький храм освятили в 1791 году, и он сразу понравился москвичам. Хотя в часовню и не могло попасть больше 50 верующих, сюда приходили помолиться из разных частей города. К чудотворной иконе шли не только православные. Она почиталась и католиками, которые приезжали в Россию по государственным или торговым делам. Купцы обязательно заходили в часовню перед важными сделками, а гимназисты и студенты просили у Богородицы хороших оценок на экзаменах.

    Время от времени знаменитая икона покидала часовню. По заказу жителей города образ возили по домам для исцеления больных и помощи роженицам. Для того чтобы Иверская часовня не оставалась пустой, с образа сделали копию и вешали ее на освободившееся место.

    Несколько веков в Москве была традиция, по которой прибывающий в город государь первым делом ехал приложиться к Иверской иконе. Это правило было нарушено только один раз. В 1699 году молодой Петр I вернулся в Россию из первого путешествия по Европе . Вместо Иверской иконы он поспешил к своим друзьям в Лефортово, и это поступок вызвал резкое осуждение горожан. После этого Петр I и другие российские государи, приезжая в Москву из Санкт-Петербурга и возвращаясь в северную столицу, обязательно молились в Иверской часовне.

    Перед нашествием французских войск в начале осени 1812 года знаменитую икону вывезли из Москвы. Чтобы враги не могли надругаться над православной святыней, ее спрятали в одном из владимирских монастырей. Однако, через два месяца, после того как французы покинули город, икону вернули в московскую часовню. Затем храм отреставрировали, и в городе ежегодно стали проводить крестный ход в честь освобождения страны от Наполеона. Во время него толпы верующих с чудотворной иконой на руках обходили вокруг стен древнего кремля.

    Разрушение и возрождение часовни

    Судьба небольшого храма круто изменилась с приходом советской власти. Весной 1918 года рядом с часовней на здании думы повесили красную звезду и большой антирелигиозный плакат. Потом храм ограбили. Московская милиция возбудила уголовное дело о краже, однако воров так и не нашли.

    В 1922 году в стране проводили кампанию, в ходе которой ценности принудительно изымали их храмов и монастырей . В часовню пришли люди и забрали из нее чудотворную икону и всю богослужебную утварь. Так москвичи утратили одну из своих главных святынь. В 1923 году на Сочельник перед Рождеством комсомольцы развели перед храмом огромный костер и демонстративно сожгли в нем предметы религиозного культа.

    В 1928 году в городе было подготовлено решение о сносе культовых зданий и последующей реконструкции главной площади Москвы. Летом 1929 года храм закрыли для верующих и в течение суток разобрали до самого основания. Воскресенские ворота снесли чуть позже - в 1931 году. Ведущий на Красную площадь проезд освободился и через него стали пускать колонны демонстрантов и технику для парадов.

    Московскую святыню возродили в середине 1990-х годов под руководством архитектора О. И. Журина. Осенью 1995 года вновь отстроенную часовню освятили и поместили в нее новую копию со знаменитой иконы, созданную афонскими мастерами.

    Информация об этой иконе немного запутана, вот что удалось выяснить из разных источников:

    Поселянин пишет, что "Неизвестно, когда и кем поставлена икона в часовне, издавна приписанной к Перервинскому монастырю. Построена сама часовня около 1660 года". Из более современных исследований удается узнать, что в Москве было как минимум три чтимых списка Иверской иконы, и образ из часовни - третий, сделанный в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря.

    13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. В память пренесения Иверской иконы в Москву 13/26 ноября было установлено ежегодное празднование. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, потом — в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, а по возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI-XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья».

    В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря.

    В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера.

    Список с древней Иверской иконы Богоматери, богато украшенный в 1758 году и оставленный вместо настоящей иконы в часовни в 1812 году пред вступлением французов в Москву, впоследствии не найден, и по выходе неприятеля из столицы в часовне все оказалось обезображенным. По обновлении сделан был новый список с настоящей Иверской иконы и облечен модною позлащенною ризою; в 1851 году сделана для него новая серебряная позлащенная риза с венцами, богато украшенными жемчугом и драгоценными камнями, из привесков к Иверской иконе, а прежняя возложена на сделанный для Новоиерусалимского монастыря точный список Иверской иконы, что в часовне у Воскресенских ворот (этот новый образ был поставлен в Новоиерусалимском монастыре 24 мая 1852 года).

    В Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию, которая называлась «комсомольское рождество». Главное действо развернулось перед Иверской часовней. Ряженые, изображавшие священников и монахов, несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов разных религий, начиная с египетского Осириса и заканчивая кощунственными изображениями Христа и Богородицы. Пели «акафист Марксу». Перед часовней развели большой костер, в котором сожгли всю религиозную «атрибутику». Потом Иверскую часовню снесли, а чудотворную икону перенесли в храм Воскресения в Сокольниках. Вскоре снесли и Воскресенские ворота, чтобы не мешали демонстрациям и автомобильному движению.

    В начале 90-х годов прошлого века на Афоне вновь изготовили список с Иверской иконы. 25 октября 1995 года часовня была открыта вновь. Служит в ней поочередно все московское духовенство.