• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ИГРЫ, УЛУЧШАЮЩИЕ ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ

    (запас слов, понятийный аппарат, кругозор, речь)

    Такие игры дают эффект только при постоянном, длительном обращении к ним - между делом, в любую удобную минуту. К ним относятся и с детства всем знакомые «Города» или просто «Слова» - вариант для самых младших, когда нужно по очереди называть слова так, чтобы следующее начиналось на последнюю букву предыдущего.

    Десяточка

    Игрокам нужно по очереди называть десять слов, отобранных по какому-то признаку, например, имена девочек, названия фруктов, названия рек и т.д. Можно играть командами, а можно и по одному, если группа детей маленькая.

    Иногда может быть скучно слушать, как один из игроков долго вспоминает «еще одно словечко». Тогда имеет смысл разрешить другим участникам группы ему подсказывать, но только без слов - жестами, звуками, мимикой. Получается очень интересно и весело, и снижается острота конкуренции, ребята начинают сотрудничать.

    Словесный конструктор

    Выбирается одно длинное слово. Задача играющих - за отведенное время (около пяти минут) составить из букв этого слова как можно больше слов - только имен существительных в именительном падеже. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. (Например, из букв, составляющих слово словесность, получаются слова соль, нос, слово, сев, новость и т.д.)

    Когда время истекает, списки сверяются так: играющие по очереди называют по одному слову, если у кого-то оно тоже есть, он говорит: «Есть», и все играющие это слово вычеркивают. Побеждает тот, у кого в конце проверки останется больше всех не зачеркнутых слов. Вариант для более млад-ших детей: просто подсчитать, кто больше слов придумал, или у кого больше длинных слов (из пяти и более букв).

    Вопросы по тексту

    Выбирается небольшой по объему текст (из учебника, газеты, всем известное стихотворение и т.п.). Участникам предлагается по очереди задавать любые вопросы по этому тексту (отвечать на них не надо). Повторять уже заданные вопросы нельзя, снимаются и однотипные вопросы, то есть после варианта: Какое первое слово в тексте? уже нельзя спрашивать: Какое второе слово в тексте? Тот, кто не сумел задать очередной вопрос, выходит из игры. Побеждает тот, чей вопрос оказывается последним.

    Игра развивает очень полезный навык «вычерпывания» информации, дает практику внимательного, вдумчивого восприятия текста. При этом текст, прошедший процедуру такого «выспрашивания», запоминается практически дословно и навсегда, а главное - дотошно выясняется его содержание. Это может быть очень кстати, особенно для ребят, привыкших к поверхностному схватыванию материала и испытывающих трудности с точным и полным восприятием смысла прочитанного.

    Рассказ по очереди

    Для игры лучше всего сесть или встать в круг. Если ребят много, или играют команды, можно построиться «солнышком», когда каждая команда образует его «лучик», а тот, кто уже внес свой вклад в игру, переходит в конец «лучика», уступая место следующему игроку. Первый играющий начинает рассказ, придумывая и произнося вслух фразу, например: Однажды тем-ным зимним вечером вся семья сидела за столом. Второй подхватывает сюжет и развивает повествование, говоря свою фразу, и так далее. В зависи-мости от количества играющих можно пройти один или несколько кругов, так, чтобы в итоге получился связный рассказ. Долго раздумывать нельзя, если игрок не начнет говорить после счета «один, два, три», то он выходит из игры. Младших ребят ведущий может предупредить, что рассказ приближа-ется к концу, иначе они увлекутся и вряд ли смогут быстро его закончить.

    Вариант для ребят постарше и взрослых: сочинять историю с конца. То есть первый говорит: И на этом все разошлись, второй: Он объяснил им, как было депо, и заверил, что опасности больше нет и так далее, к началу рассказа.

    С помощью этой игры можно быстро повысить настроение, снять напряжение, усталость. Она развивает речевую изобретательность, учит «не лезть за словом в карман», думать быстро. При этом высказывание каждого игрока связано с фразами остальных, и вклад каждого очень важен. Это развивает умение внимательно слушать, сотрудничать для достижения общего результата.

    Не повторяться!

    Играющие по очереди высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь. Тема может быть любой: погода, описание предмета, человека, как о и либо работы и многое другое. Нарушивший запрет на повторение или не сумевший высказаться выходит из игры. Побеждает тот, кто говорил последним. Хороший вариант - использовать эту игру для поздравления ребенка с днем рождения. Важно радостно приветствовать любой, даже странноватый или немного корявый вариант, иначе найдутся дети, которые впадут в «ступор», и игра не получится.

    Это похоже на...

    Одна команда загадывает слово, другой нужно угадать его по сравнениям. Для этого члены загадывающей команды по очереди говорят, на что похоже «это». Например, загадано яблоко. Могут быть такие сравнения: Это похоже по форме на арбуз, Это похоже по размеру на кулак, Это похоже по цвету на закат и т.п. В эту игру можно играть и вдвоем, например, ребенку с родителем.

    ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

    Дефицит внимания и плохая память - главные проблемы, создающие трудности в учебе. Здесь важно научить ребенка не просто переживать из за этого, а решать учебные задачи с теми вниманием и памятью, которые у него есть - ведь других не будет! То, что дано, надо изучать, развивать, на-ходить способы и приемы, которые подходят именно этому ученику.

    Кто увидит больше

    Эту игру, как и следующую, можно рекомендовать родителям. В нее лучше играть вдвоем или втроем, а не большой группой. Правила очень простые: по дороге - неважно, идете ли вы пешком, едете на машине или на автобусе - играющие соревнуются, кто заметит больше оговоренных объектов: красных машин, собак, кондиционеров на окнах, прохожих в очках, букв «С» в вывесках и т.д. Тот, кто заметил, говорит: «Вижу!» и показывает искомый объект.

    Шерлок Холмс

    Игра носит постоянный характер. Время от времени нужно неожиданно спрашивать друг у друга: «А ты заметил, сколько ступенек на лестнице перед магазином?», «А ты заметил, что написано (нарисовано) на реклам-ном щите, который мы проехали?», «А ты заметил, какого цвета было пальто у соседки, с которой мы поздоровались у лифта?» и т.д.

    Снежный ком

    Для этой игры лучше всего сесть в круг. Играют по очереди. Первый играющий произносит простое нераспространенное предложение, напри-мер: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложе-нию одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино, затем Мальчик быстро идет в кино и т.д. Прибавлять слова можно в любом месте, служебные слова не считаются. Игрок, который при повторении предложения пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

    Поначалу ребята все силы тратят на то, чтобы правильно запомнить предложение и правильно вставить слово. После некоторой тренировки они без запинки воспроизводят фразы из двадцати и более слов, причем учатся слова правильно синтаксически связывать. В ходе игры развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся детям умение слушать друг друга. Естественно, развивается и речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.

    ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

    Важно, чтобы ребята понимали два основных требования к аналитическому мышлению: оно должно быть, с одной стороны, свободным, не зашоренным», с другой - корректным, дисциплинированным. Мысль о том, что дисциплина мышления и его свобода не противоречат друг другу, а, наоборот, неразрывно связаны, наверняка будет для ребят совершенно неожиданной. Их школьная практика, к сожалению, чаще говорит о другом: все правильное скучно, все интересное неправильно. Естественно, в ситуации игры они легко пренебрегают корректностью своих построений. Постепенно они на собственном игровом опыте убедятся, что по-настоящему хорошо получается только то, что и правильно, и интересно.

    Угадай число

    Один загадывает число, например, от 1 до 100. Другой называет произвольное число в этом интервале и получает ответ: больше это число задуманного, или меньше. И так - пока не угадает. Чем меньше понадобилось вопросов, тем лучше. Можно играть в паре, а можно со всем классом сразу, надо только заранее оговорить принцип, по которому будет выбираться следующий, кто задаст вопрос, иначе самые сообразительные в азарте будут выкрикивать с места, а остальные - просто отсиживаться. Лучше придумать хитроумный способ - например, определять следующего «ходом коня», или «через два по списку», или «тот, кому я брошу мячик», тогда вес вынуждены будут находиться в тонусе.

    Если дети сами не открывают оптимальный алгоритм решения - каждый раз делить интервал пополам, можно подсказать его на примере задачи про лифт: «Представьте себе, что вы идете в гости. Дом пятнадцатиэтажный. На каком этаже квартира - неизвестно. Сколько квартир на каждом этаже - тоже. Как быстрее всего найти нужную квартиру?». Обычно кто-то дога-дывается, что нужно поехать на 8-й этаж, и так отсечь половину этажей, если искомый номер выше - на 12-й, тем самым отсечь еще половину, если опять выше - на 14-й, то есть каждый раз делить интервал пополам. Так нужный этаж будет определен максимально за три «лишних» выхода из лифта (если не повезет случайно наткнуться на нужный номер). Легко убе-диться, что любая другая стратегия требует больше «лишних» выходов.

    Угадай слово

    Один загадывает слово и говорит, на какую букву оно начинается. Остальные пытаются его угадать, задавая ему вопросы, на которые отвечать можно только «да» или «нет».

    Лучше начинать с простых для отгадывания слов, например, названий предметов или животных. Важно, чтобы дети нашли технологию поиска по родовым понятиям и признакам. То есть начали задавать вопросы типа «Это живое?», «Это больше человека?», «Это хищное?», «Это сделано людьми?», «Это есть сейчас в классе?» и т.д.

    По мере овладения игрой можно предлагать для отгадывания более абстрактные понятия, например, «каникулы», «правда» или «климат». (Забавно, что на моей памяти самым трудным для отгадывания оказалось слово «двойка». Отгадывающая команда пришла в полное отчаяние, подытожив полученные к тому времени ответы: оказалось, что «это» есть практически у всех детей, но не бывает у взрослых, что «это» один человек делает дру-гому, но при этом оба не рады, и что для получения «этого» не нужно ничего специально делать, а, наоборот, нужно чего-то не делать, да еще «это» можно увидеть и услышать, но нельзя почувствовать. Поди догадайся!).

    Лучше играть с небольшой группой детей или разбить класс на группы по 5-6 человек (один загадывает, другие отгадывают). Тогда вопросы можно задавать по очереди или вразнобой. Если играть с большой группой детей, нужно задать какой-нибудь алгоритм определения того, кто будет задавать следующий вопрос (например, как в предыдущей игре). Можно разрешить вне очереди поднимать руку тем, кто уже отгадал задуманное слово.

    Смысловые пропорции

    Решаем смысловую пропорцию, например, такую: добро/зло = свет/? (ответ: тьма).

    Суть задания в том, чтобы понять, каковы отношения между членами пропорции, и найти недостающее слово. Пропорции могут быть построены на сходстве или противоположности, на связи по типу «часть-целое», «причина-следствие», «форма-содержание» и т.д. Вот пример грамматической пропорции: сделать /делать = говорить/? (ответ: сказать).

    Сначала дети только решают предложенные задания, а потом начинают сами их придумывать. Важно каждый раз выяснять, почему предлагается именно такое решение, каков ход рассуждений. Иногда возможны два красивых решения, и оба - правильные. Пример: пожар/ пожарник = ?/двор ник (ответ: двор - если пропорция словообразовательная, и мусор - если смысловая). Если составлять пропорции по каждой новой теме, они отлично выявляют проблемы в ее понимании.

    Игра может проходить по-разному. Для детей неподготовленных, играющих впервые, или просто для самых младших подходит вариант, когда задания дает учитель, а цель ребят - правильно ответить. Тот, кто раньше всех нашел верный ответ, получает балл, в конце игры баллы суммируются и так определяется победитель. Можно играть и по командам, тогда балл получает команда, которая первой нашла верное решение. Не нужно ставить условие, чтобы команда пришла к единому решению, для этого типа игр чем больше равноправных версий, тем лучше.

    Второй вариант предусматривает, что ребята не только решают, но и сами составляют пропорции. Можно попросить их подготовиться к игре дома, а можно усложнить задачу: в начале каждого тура играющим дает, и например, пять минут на составление трех пропорций. Игра может быть командной, тогда команды по очереди предлагают пропорции, а все остальные ищут ответ. Балл получает и та команда, которая составила правильное задание, и та, которая первой правильно ответила. Можно провести личное первенство: участники задают вопросы по кругу, а отвечает тот, кто первым поднял руку. Плюс личного первенства в том, что в нем участвуют на равных все - никто не может отсидеться за спиной команды.

    Ниже приводится несколько пропорций разной степени сложности, которые могут быть использованы на первых порах. Все они были составлены учениками 3-10 классов. (Член пропорции, который нужно угадать, указывается в скобках. В необходимых случаях дается пояснение пропорции.)

    • черное \ белое = (огонь) \ вода
    • тигр \ кошка = (волк) \ собака
    • лампа \ свет = (радио) \ звук
    • дети \ игра = (взрослые) \ работа
    • казак \ казак = арап \ (пара) - слово наоборот
    • музыка \ ноты = речь \ (буквы)
    • пол \ потолок = стена \ (стена)
    • лицо \ портрет = природа \ (пейзаж)
    • волк \ шерсть = ворона \ (перья)
    • пожарник \ (вода) = дворник \ метла
    • тигр \4 = паук \ (8) - количество ног
    • провода \ электричество = (сосуды) \ кровь
    • машина \ мотор = человек \ (сердце)
    • дом \ крыша = человек \ (шапка)
    • верблюд \ горб = пеликан \ (клюв) - яркий отличительный признак
    • вода \ огонь = (огонь) \ дерево - то, что уничтожает
    • автомобиль \ шины = конь \ (подковы)
    • кран \ вода = холодильник \ (холод)
    • капля \ море = слово \ (текст)
    • пустыня \ кактусы = море \ (водоросли)
    • листья \ зима = лето \ (снег) - то, чего не бывает
    • музыка \ плеер = море \ (раковина)
    • мороз \ красный нос = солнце \ (веснушки, загар)

    Продолжить ряд 14

    Игрокам предлагается ряд букв или слов, который должен включать не менее трех элементов и не более шести-семи. Задача играющих - продо-лжить предложенный ряд, для чего надо догадаться, какая закономерность лежит в основе его построения. Ответом должен быть не только вариант продолжения ряда, но и объяснение, почему он продолжен именно так. Особенно интересно получается, когда у ряда есть два и более оснований (как в большинстве приведенных ниже примеров). С маленькими детьми или в самом начале освоения игры лучше выбирать ряды с одним основанием.

    Здесь приведено несколько заданий. Ответы с кратким пояснением приводятся в скобках:

    О, Д, Т...? (Ч , даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три... четыре);

    апельсин, банан, виноград...? (груша или другой фрукт на букву Г - следующей за В буквы алфавита);

    паук, таракан, мышь...? (птица или человек, ряд живых существ в порядке уменьшения количества ног);

    медведи, сестры, поросята... ? (мушкетеры - слово, образующее название художественного произведения вместе с числительным три);

    каракатица, камбала, кальмар...? (краб, представитель морской фауны, в названии которого содержится одна буква а - по убывающей: каракатица, камбала, кальмар).

    ______________________________________________________________

    14 Для этой игры справедливы те же методические соображения, что и к игре «Смысловые пропор-ции»

    Четвертый лишний 15

    Задача игры - проанализировать предложенный ряд из четырех элементов и назвать лишний, то есть не имеющий качества, которое есть у всех остальных. Ответ в этой игре также нужно давать вместе с объяснением, по-чему именно это слово лишнее.

    Здесь приведено несколько заданий, которые будут полезны на первых этапах знакомства с игрой (ответы в скобках, сопровождаются кратким пояснением):

    • печка, свечка, утка, овечка (утка, остальные слова рифмуются);
    • лебедь, воробей, ворона, попугай (ворона, остальные слова мужского рода);
    • рыба, рак, угорь, скорпион (угорь, остальные слова дали название созвездиям Зодиака);
    • уши, головы, ноги, плечи (головы, остальные слова называют парные части тела);
    • крум, брук, друг, шмяк (друг, остальные не являются значимыми словами);
    • ворота, чернила, задания, ножницы (задания, остальные слова не имеют единственного числа);
    • полнолуние. Луна, месяц, Земля (полнолуние, остальные слова обозначают планеты);
    • пароход, парной, парик, парник (парик, корень остальных слов пар). Задания для младших школьников, особенно для ребят, которым трудно учиться, могут быть гораздо проще.

    Что общего?

    Играющие делятся на команды, команды расходятся по углам помещения. Их задача - найти как можно больше разных ответов на вопрос «Что у всех нас, членов одной команды, общего?». После короткого обдумывания команды по очереди начинают предлагать свои ответы, при этом запре-щено повторять уже сказанные и давать однотипные варианты (скажем, после ответа Мы все одеты вариант Мы все обуты не засчитывается). Команда, которая в течение минуты не смогла дать ответ, когда подошла ее очередь, выбывает из игры. Побеждает команда, которая ответила по-следней.

    Чем старше дети, тем быстрее они переходят от ответов Мы все учимся в школе или У нас у всех есть джинсы к версиям более интересным: Мы все родились; Мы все ходим на двух ногах или, например, У нас у всех есть совесть. Игра проходит в быстром темпе, очень азартно и весело.

    Понятно, что сыграть в эту игру получится только один-два раза, потом становится неинтересно, варианты начинают переходить из тура в тур (впрочем, для детей с трудностями в обучении это может быть плюсом, а не минусом, они учатся на повторах). Тем более важно использовать игру максимально. Она прекрасно подходит для ситуации знакомства, когда нужно быстро перезнакомить группу детей (например, новый класс), или просто изменить сонное, вялое настроение в классе.

    _______________________________________________________________

    15 Для этой игры справедливы те же методические соображения, что и к игре «Смысловые пропор-ции».

    Классификация

    Игра очень важна для развития способности к анализу, к установлению связей «часть - целое», «предмет - признак», «род - вид», которые являются проблемой не только для детей с задержкой развития, но и для самых обычных школьников.

    Перед тем как познакомить ребят с игрой, можно побеседовать о том, что часто нам бывает нужно разделить множество людей или предметов на группы по какому-то признаку. Это и называется «классификацией». Если классификация сделана правильно, она полезна, например, мы делим все живое на растения, животный мир и людей. Но если в классификации нет системы и логики, может получиться что-то вроде известной «классификации животных китайскими придворными мудрецами» Борхеса: «животные под-разделяются на: а) принадлежащих Императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в настоящую классификацию, и) буйствующих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, и) только что разбивших кувшин, о) из-далека кажущихся мухами». Важно обсудить с детьми, почему эта «класси-фикация» вызывает смех, и попробовать вместе с ними вывести правила «хорошей классификации».

    Пусть каждый предлагает все, какие приходят в голову, способы класси-фицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, блондинов, шатенов и брюнетов, отличников, хорошистов и троечников, любя-щих математику и любящих литературу и т.п. Чем больше вариантов, тем лучше. Каждый предложенный способ классификации обсуждается и оценивается. В процессе обсуждения вырабатываются правила: сравнивать и противопоставлять нужно по одному признаку (нельзя: девочки и отличники), не должно остаться ни одного элемента классифицируемого множества, который нельзя отнести ни к одной группе (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий), групп и, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна дру-гую (нельзя: мальчики и футболисты).

    Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, части речи, страны и города, иностранные слова, химические вещества, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое, многое другое. Важно, чтобы множество было всем известно и четко ограничено.

    Играть можно и по командам, и всем классом сразу, и индивидуально. Конечно, во всех случаях лучше это делать письменно, чтобы не запутаться и чтобы потом можно было проанализировать предложенные варианты.

    х=(3,3· 500): 300;

    х=5,5. Ответ: пачка 500 листов бумаги имеет толщину 5,5 см .

    Это классическое рассуждение и оформление решения задачи. Такие задачи часто включают в тестовые задания для выпускников, которые обычно записывают решение в таком виде:

    или решают устно, рассуждая так: если 300 листов имеют толщину 3,3 см, то 100 листов имеют толщину в 3 раза меньшую. Делим 3,3 на 3, получаем 1,1 см. Это толщина 100 листовой пачки бумаги. Следовательно, 500 листов будут иметь толщину в 5 раз большую, поэтому, 1,1 см умножаем на 5 и получаем ответ: 5,5 см.

    Разумеется, это оправдано, так как время тестирования выпускников и абитуриентов ограничено. Однако, на этом занятии мы будем рассуждать и записывать решение так, как положено это делать в 6 классе.

    Задача 2. Сколько воды содержится в 5 кг арбуза, если известно, что арбуз состоит на 98% из воды?

    Решение.

    Вся масса арбуза (5 кг) составляет 100%. Вода составит х кг или 98%. Двумя способами можно найти, сколько кг приходится на 1% массы.

    5: 100 или х: 98. Получаем пропорцию:

    5: 100 = х: 98.

    х=(5· 98): 100;

    х=4,9 Ответ: в 5кг арбуза содержится 4,9 кг воды .

    Масса 21 литра нефти составляет 16,8 кг. Какова масса 35 литров нефти?

    Решение.

    Пусть масса 35 литров нефти составляет х кг. Тогда двумя способами можно найти массу 1 литра нефти:

    16,8: 21 или х: 35. Получаем пропорцию:

    16,8: 21=х: 35.

    II . Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. нужно перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифр.

    Примеры.

    Выполнить деление: 1) 41,56: 10; 2) 123,45: 100; 3) 0,47: 100; 4) 8,5: 1000; 5) 631,2: 10000.

    Решение.

    Перенос запятой влево зависит от того, сколько в делителе нулей после единицы. Так, при делении десятичной дроби на 10 мы будем переносить в делимом запятую влево на одну цифру ; при делении на 100 — перенесем запятую влево на две цифры ; при делении на 1000 перенесем в данной десятичной дроби запятую на три цифры влево.

    В примерах 3) и 4) пришлось приписать нули перед десятичной дробью, чтобы удобнее было переносить запятую. Однако, приписывать нули можно мысленно, и вы будете это делать, когда хорошо научитесь применять правило II для деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

    Дорогие друзья! Мы решили неравенства с тангенсом графическим способом, но, конечно, существует и более короткое решение — по формулам.

    Если tgt, то (- π/2) + πn < t < arctg a + πn , где nєZ.

    Если tgt>a , то arctg a + πn < t < (π/2) + πn , где nєZ.

    Выучите эти формулы, и вы будете решать тригонометрические неравенства с тангенсом быстрее!

    II . Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую, нужно выполнить умножение, не обращая внимания на запятые, и в полученном результате отделить запятой справа столько цифр, сколько их было после запятых в обоих множителях вместе.

    Примеры. Выполнить умножение: 1) 18, 2·0,09; 2) 3,2·0,065; 3) 0,54·12,3.

    Решение.

    III. Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. нужно перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т. д. цифр.

    Примеры. Выполнить умножение: 1) 3,25·10; 2) 0,637·100; 3) 4,307·1000; 4) 2,04·1000; 5) 0,00031·10000.

    Решение.

    IV. Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. нужно перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифр.

    Примеры. Выполнить умножение: 1) 28,3·0,1; 2) 324,7·0,01; 3) 6,85·0,01; 4) 6179,5·0,001; 5) 92,1·0,0001.

    Решение.

    a :b =c :d . Это пропорция. Читают: а так относится к b , как c относится к d . Числа a и d называют крайними членами пропорции, а числа b и c средними членами пропорции.

    Пример пропорции : 1 2 : 3 = 16 : 4 . Это равенство двух отношений: 12:3=4 и 16:4=4 . Читают: двенадцать так относится к трем , как шестнадцать относится к четырем . Здесь 12 и 4 -крайние члены пропорции, а 3 и 16 - средние члены пропорции.

    Основное свойство пропорции.

    Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.

    Для пропорции a :b =c :d или a /b =c /d основное свойство записывается так: a·d =b·c .

    Для нашей пропорции 12 : 3 = 16 : 4 основное свойство запишется так: 12·4 =3·16. Получается верное равенство: 48=48.

    Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член.

    Примеры.

    1) х: 20 = 2: 5 . У нас х и 5 — крайние члены пропорции, а 20 и 2 — средние.

    Решение.

    х = (20·2):5 — нужно перемножить средние члены (20 и 2 ) и результат разделить на известный крайний член (число 5 );

    х = 40: 5 — произведение средних членов (40 ) разделим на известный крайний член (5 );

    х = 8. Получили искомый крайний член пропорции.

    Удобнее записывать нахождение неизвестного члена пропорции с помощью обыкновенной дроби. Вот как тогда запишется рассмотренный нами пример:

    Искомый крайний член пропорции (х ) будет равен произведению средних членов (20 и 2 ), деленному на известный крайний член (5 ).

    Сокращаем дробь на 5 (делим на 5 х .

    Еще такие примеры на нахождение неизвестного крайнего члена пропорции.

    Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, нужно произведение крайних членов пропорции разделить на известный средний член.

    Примеры. Найти неизвестный средний член пропорции.

    5) 9: х = 3: 14. Число 3 — известный средний член данной пропорции, числа 9 и 14 — крайние члены пропорции.

    Решение.

    х = (9·14):3 — перемножим крайние члены пропорции и результат разделим на известный средний член пропорции;

    х= 136:3;

    х=42.

    Решение этого примера можно записать иначе:

    Искомый средний член пропорции (х ) будет равен произведению крайних членов (9 и 14 ), деленному на известный средний член (3 ).

    Сокращаем дробь на 3 (делим на 3 и числитель и знаменатель дроби). Находим значение х .

    Если забыли, как сокращать обыкновенные дроби, то повторите тему: « »

    Еще такие примеры на нахождение неизвестного среднего члена пропорции.

    Неравенства вида tgt можно решать и без графиков, по соответствующей формуле.

    Если tgt, то — (π/2) + πn < t < arctg a + πn, где nєZ .

    1. Если аргумент - сложный (отличен от х ), то заменяем его на t .

    2. Строим в одной координатной плоскости tOy графики функций y=cost и y=a .

    3. Находим такие две соседние точки пересечения графиков , между которыми синусоида располагается выше прямой у=а . Находим абсциссы этих точек.

    4. Записываем двойное неравенство для аргумента t , учитывая период косинуса (t будет между найденными абсциссами).

    5. Делаем обратную замену (возвращаемся к первоначальному аргументу) и выражаем значение х из двойного неравенства, записываем ответ в виде числового промежутка.

    Пример 1.

    Далее, по алгоритму, определяем те значения аргумента t , при которых синусоида располагается выше прямой. Выпишем эти значения в виде двойного неравенства, учитывая периодичность функции косинуса, а затем вернемся к первоначальному аргументу х .

    Пример 2.

    Выделяем промежуток значений t , при которых синусоида находится выше прямой.

    Записываем в виде двойного неравенства значения t, удовлетворяющих условию. Не забываем, что наименьший период функции y=cost равен . Возвращаемся к переменной х , постепенно упрощая все части двойного неравенства.

    Ответ записываем в виде закрытого числового промежутка, так как неравенство было нестрогое.

    Пример 3.

    Нас будет интересовать промежуток значений t , при которых точки синусоиды будут лежать выше прямой.

    Значения t запишем в виде двойного неравенства, перезапишем эти же значения для и выразим х . Ответ запишем в виде числового промежутка.

    И снова формула cost>a.

    Если cost>a , (-1≤а ≤1), то - arccos a + 2πn < t < arccos a + 2πn, nєZ.

    Применяйте формулы для решения тригонометрических неравенств, и вы сэкономите время на экзаменационном тестировании.

    А теперь формула , которой вам следует воспользоваться на экзамене ЕНТ или ЕГЭ при решении тригонометрического неравенства вида cost

    Если cost, (-1≤а ≤1), то arccos a + 2πn < t < 2π — arccos a + 2πn, nєZ.

    Примените эту формулу для решения рассмотренных в этой статье неравенств, и вы получите ответ гораздо быстрее и безо всяких графиков!

    Учитывая периодичность функции синуса, запишем двойное неравенство для значений аргумента t , удовлетворяющий последнему неравенству. Вернемся к первоначальной переменной. Преобразуем полученное двойное неравенство и выразим переменную х. Ответ запишем в виде промежутка.

    Решаем второе неравенство:

    При решении второго неравенства нам пришлось преобразовать левую часть данного неравенства по формуле синуса двойного аргумента, чтобы получить неравенство вида: sint≥a. Далее мы следовали алгоритму.

    Решаем третье неравенство:

    Дорогие выпускники и абитуриенты! Имейте ввиду, что такие способы решения тригонометрических неравенств, как приведенный выше графический способ и, наверняка, вам известный, способ решения с помощью единичной тригонометрической окружности (тригонометрического круга) применимы лишь на первых этапах изучения раздела тригонометрии «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». Думаю, вы припомните, что и простейшие тригонометрические уравнения вы вначале решали с помощью графиков или круга. Однако, сейчас вам не придет в голову решать таким образом тригонометрические уравнения. А как вы их решаете? Правильно, по формулам. Вот и тригонометрические неравенства следует решать по формулам, тем более, на тестировании, когда дорога каждая минута . Итак, решите три неравенства этого урока по соответствующей формуле.

    Если sint>a , где -1≤a ≤1, то arcsin a + 2πn < t < π — arcsin a + 2πn, nєZ.

    Учите формулы!

    Помогите пожалуйста! 1 задание: В этом задании нужно вместо (*) вставить букву. Эти слова название животных, только я не пойму что это за животные.

    1.У*ко*о
    2.З**лик.
    И 2 задание. Найдите в тексте слово единичной сочетаемости.
    Свалилось зло,какого не чаял.
    Мир стал весь будто каменным. И вдруг
    К тебе пришёл твой загадочный друг
    И в трудный час плечо своё подставил.

    доказываю ей обратно,что в это предлог,но это не означает,что это уже не является словом,помогите пожалуйста)

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал

    жить отец, который давно погиб на войне».

    (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил.
    (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
    (З)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как
    она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,
    а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали
    наши, ему казалось, что они потом встанут.
    (6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек.
    (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
    (9)И вдруг мать тихо сказала:
    - (Ю)Смотри, это твой от ец. ..
    (11)Почему она так сказала? (12)3ачем? (13)Может быть, случайно или
    потому, что вспомнила мужа. (14)И действительно, солдат на экране был
    очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у
    них дома.
    (15)И мальчик поверил. (16)Он уже думал о солдате как о своём отце, и
    в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и
    нежности. (17)Как он гордился своим отцом! (18)И война с этой минуты
    уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как
    падали люди. (19)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал
    чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда
    не хватало. " »
    (20)А на экране шла война. (21)Появились немецкие танки.
    (22)Мальчик испугался: «Папа, танки идут, танки!» - кричал он отцу.
    (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот
    упал один артиллерист, потом другой, третий... (25)И вот остался только
    отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
    - (26)Стой, не п р о й д ёшь! - крикнул отец и бросил грана ту. (27)В
    этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

    - (28)Это мой о т е ц! (29)Вы в и д е л и? (ЗО)Это моего отца убили... -
    закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
    (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать
    ему правду:
    - (32)Да это не твой отец. (ЗЗ)Что ты голосишь? (34)Это артист.
    (35)Не веришь - спроси у киномеханика.
    (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его
    горькой и прекрасной иллюзии.
    (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли
    слёзы.
    - (38)Пойдём, сынок, пойдём. {39)Это был твой отец, - тихо сказала она
    и повела его из зала.
    (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он
    понял, что значит - потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он
    посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что
    ма ть не видит его слёз.
    (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно
    погиб на войне.

    Павлик уже знал, что это ёлка.Привыкнув к темноте, Павлик увидел в углу столик с подарками и тотчас бросился к нему, забыв на минуту о ёлке. Подарки

    были превосходные, гораздо лучше, чем он ожидал: лук и стрелы в бархатном колчане, роскошная книга с разноцветными картинками «Птичий двор бабушки Татьяны», настоящее «взрослое» лото и игрушечная лошадь.Павлик никак не ожидал такого богатства. Полон стол игрушек и сластей - и всё это принадлежит только ему.Мальчик снова повернулся к ёлке. Его уже давно тревожил один очень большой, облитый розовым сахаром пряник, повешенный совсем невысоко на жёлтой нитке. Красота этого звездообразного пряника с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть его как можно скорее.Не видя большой беды в том, что на ёлке будет одним пряником меньше, Павлик отцепил его от ветки и сунул в рот. Он откусил порядочный кусок, но, к удивлению своему, заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как можно было подумать. Больше того, пряник был просто отвратительный: тугой, жирный, несладкий, с сильным запахом патоки. А ведь по внешнему виду можно было подумать, что именно такими пряниками питаются белоснежные рождественские ангелы, поющие на небе по нотам. Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник. Было очевидно, что это какое-то недоразумение. Вероятно, в магазине случайно положили негодный пряник.Тут Павлик заметил другой пряник, ещё более красивый, облитый голубым сахаром. Он висел довольно высоко, и пришлось подставить стул. Не снимая пряника с ветки, мальчик откусил угол и тотчас его выплюнул - до того неприятен оказался и этот пряник. Но трудно было примириться с мыслью, что все остальные пряники тоже никуда не годятся. Павлик решил перепробовать все пряники, сколько их ни висело на ёлке. И он принялся за дело. Высунув набок язык, кряхтя и сопя, мальчик перетаскивал тяжёлый стул вокруг ёлки, взбирался на него, надкусывал пряник, убеждался, что дрянь, слезал и тащил стул дальше.Вскоре все пряники оказались перепробованными.

    Главная > Документ

    Кроме качественных различий между значениями свободными и значениями фразеологически связанными, несвободными, в лексической системе русского языка очень рельефно выступают специфические особенности значений, осуществление которых обусловлено синтаксически. <…> Своеобразный тип значений синтаксически обусловленного характера формируется в словах, за которыми закрепляется строго определенная функция в составе предложения. Функционально-синтаксически ограниченное значение качественно отличается от всех других типов значений тем, что синтаксические свойства слова как члена предложения здесь как бы включены в его семантическую характеристику. Например, ср. в разговорной речи слово молодец при выражении похвалы, одобрения в функции сказуемого: Она у нас молодец . <…> <…> Предикативно-характеризующее значение у имени существительного может реализоваться в сказуемом или в составе сказуемого, в обращении, в обособленном определении и приложении. <…> Синтаксически ограниченное значение слова с семантической точки зрения часто представляет собой результат образно-типического обобщения какого-нибудь общественного явления, характера, каких-нибудь свойств личности и является народным выражением их оценки, их характеристики. <…> Есть слова, которым присуще только функционально-синтаксическое значение. Например, слово загляденье . <…> Начиная с XIX в., слово загляденье обозначает все то, на что можно заглядеться, чем можно залюбоваться; в этом значении оно употребляется только в функции сказуемого; черты имени существительного в нем стираются, падежные формы ему уже не свойственны. <…> Функционально-синтаксически ограниченные значения свойственны главным образом именам существительным, прилагательным (особенно их кратким формам), а также наречиям, которые переходят в этих условиях в категорию состояния. <…>

    Гораздо более сложной … является сфера значений конструктивно организованных или конструктивно обусловленных. Многие лексические значения слов неотделимы от строго определенных форм сочетаемости этих слов с другими словами. <…> Дело в том, что структура некоторых типов словосочетания обусловлена принадлежностью их грамматически господствующего члена к тому или иному семантическому классу или разряду слов, имеющих однотипную конструкцию. Например, немногочисленный ряд глаголов внутреннего состояния, эмоционального и волевого переживания – плакаться, сетовать, жаловаться и некоторые другие – выражают свое значение обычно в сочетании с предлогом на и формой винительного падежа существительного, обозначающего объект соответствующего состояния или переживания. Конструктивно обусловленное значение характеризуется предметно-смысловой неполнотой его раскрытия в формах самого слова: полностью оно реализуется лишь в свойственной ему синтаксической конструкции – в сочетании с другими словами, количество и состав которых могут быть ничем не ограничены. Возможная неограниченность связей с другими словами в рамках строго определенной синтаксической конструкции является существенным признаком конструктивно обусловленного значения. И этим признаком оно резко отличается от значения фразеологически связанного, для которого типична замкнутость, ограниченность возможных сочетаний с другими словами… Разграничение основных типов или видов лексических значений слов помогает установить ясную перспективу в семантической характеристике слов и содействует правильному определению омонимов и синонимов в лексической системе языка. Разные виды значений слов по-разному служат отражению и закреплению в языке успехов познавательной деятельности народа.

    Послетекстовые задания

    1. Почему для языкознания так важно решить проблему лексического значения слова? 2. Что, по мнению автора статьи, является значимым при характеристике ЛЗС? 3. Как соотносятся между собой прямые /переносные , свободные/несвободные и производные /непроизводные значения? 4. Можно ли говорить об абсолютной произвольности сочетаемости «свободных» значений слов? 5. Укажите и охарактеризуйте типы несвободных значений. 6. Используя «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, определите, как в толковых словарях отражаются различные типы лексического значения слова, приведите примеры. Так, фразеологически связанные значения в словаре обозначаются . (Для справки можно использовать: Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 119 – 126 ). Типы лексических значений – одна из классификаций значений слова, возникшая в рамках лексикологии. По мере увеличения интереса к содержательной стороне знака развивается лексическая семантика (см. тему № 5) - вначале как раздел лексикологии, затем как самостоятельная наука, имеющая собственный объект изучения. С точки зрения семантики значение слова состоит из структурно организованных мельчайших семантических компонентов – сем («семантических множителей», «семантических признаков», «семантических атомов» и т.д.). Как обнаружить эти компоненты в составе значения? Прочитайте и выполните задания . 1. Слова сын и дочь обозначают детей (по отношению к родителям), разница только в том, что одно слово называет лицо мужского пола, а другое – женского. Такое же различие между словами племянник и племянница , брат и сестра, дедушка и бабушка . Обозначим это различие в словах так: А – слово называет лицо мужского пола, А (не А) – слово называет лицо женского пола. Рассмотрим другое противопоставление: отец – сын, дочь; мать – сын, дочь. Противопоставленные слова называют лиц разных поколений, находящихся в прямом родстве. Обозначим это различие в значении так: Б 1 – слово указывает на лицо старшего поколения, Б 2 – на лицо младшего поколения. Брат, сестра, братья, сестры – такие слова обозначают, что лица, названные ими, - дети одних родителей. Данный признак в значении слов обозначим так: В; отсутствие его будет говорить, что такого элемента значения нет. Тогда значение слова отец можно обозначить в виде двух множителей: АБ 1 , мать А Б 1 , сын – АБ 2 , сестра А В. Изобразите в виде множителей значения слов брат, дочь. Если значения слов состоят из «семантических множителей», то возможны такие пропорции между значениями слов:

    Дочь / сын = племянница / племянник … или отец / сын = дядя / племянник …

    Продолжите ряд пропорций.

    2. Слова возбуждение, страх, замереть, восторг означает контролируемые эмоции и состояния. Слова исступление, экстаз, паника, оцепенеть означают родственные им эмоции и состояния, но при этом содержат указания на то, что поведение выходит из-под контроля субъекта, который находится в этом состоянии. Составьте пропорции из этих слов так, чтобы семантическое различие в каждой паре состояло только в указанном оттенке значения: возбуждение / исступление = восторг / … = …. 3. Продолжите ряд семантических пропорций. Укажите, какой семантический признак лежит в основе противопоставления слов. бояться: пугать = купить: продать = … = выходить замуж: … кислород: газ = клубника: ягода = … = диван: … мужчина: женщина: ребенок = бык: корова: теленок = … = петух: … ходить: походка = писать: почерк = … = вести себя: … 4. По каким семантическим признакам может быть противопоставлен друг другу следующий ряд слов – названий водоемов: озеро, ручей, море, канал, пруд, река ? В структуре значения слова семы могут носить лексический или грамматический характер. Например, значение словоформы прочитал составляют компоненты как лексического значения, так и грамматического значения (‘действие’, ‘предельное’, ‘реальное’, ‘выполненное до момента говорения’, ‘выполненное говорящим’, ‘выполненное одним лицом’ - грамматические семы, указывающие на те или иные грамматические признаки слова; ‘воспринимать’, ‘написанное’, ‘произносить’, ‘вслух’, ‘или’, ‘воспроизводить’, ‘про себя’ - лексические семы, выявленные на основе анализа толкования словаря). 5. Решите следующие «смысловые пропорции», т.е. установите, каким русским словам соответствуют х1, х2 и т.д. В основе противопоставления лексем лежат определенные семантические признаки. Разграничьте грамматические и лексические семы.
      встать / стоять = заснуть / спать = х1 / гореть = родиться / х2 проснуться / усыпить = погаснуть / х3 = умереть / х4 = встать / посадить заснуть: разбудить: х5 = родиться: х6: мертвый
    Одна и та же содержательная сема в одном случае может относиться к грамматическому компоненту значения, а в другом – к лексическому. 6. Сравните слова бороться – побеждать, находить – искать, лечиться – выздоравливать, лечить – вылечивать. Определите семантическое различие, свойственное всем этим парам. (Справьтесь в словарях, как толкуются эти слова, тогда легче будет выполнить задание.) Почему нельзя к тому же ряду отнести глаголы писать – написать, тонуть – утонуть ? 7. Подберите примеры, показывающие, что одно значение может быть выражено как лексическими, так и грамматическими средствами: а) на материале одного языка (ср. пары бороться – побеждать (лексически) и писать – написать (грамматически – вид ); б) на материале различных языков – русский – английский (немецкий) (например, категория времени, рода в русском и английском языках). Смысловые пропорции позволяют противопоставлять слова по их дифференциальным семам, объединять по интегральным семам. 8. Существует два вида семантических признаков – интегральные (общие) и дифференциальные (различительные). Посмотрите по словарю значения слов снегирь, жаворонок, синица. Дифференциальные или интегральные признаки составляют значение этих слов? 9. Решите задачу. Даны слова на языке суахили и их переводы на русский язык, записанные в другом порядке: mtu , mbuzi , jito , mgeni , jitu , kibuzi – великан, козочка, гость, коза, человек, большая река. На основе семантического анализа русских слов (выделения интегральных и дифференциальных компонентов) и формального анализа слов суахили установите соответствия. Выделение интегральных и дифференциальных семантических признаков позволяет системно упорядочивать (в частности, представлять в виде таблицы) слова на основе их семантики. 10. Составьте таблицу для слов, обозначающих родство. Включите в нее слова отец, мать, дядя, тетя, сын, дочь, сестра, брат, племянник, племянница. Название семантических множителей (отдельных семантических признаков) поместите по сторонам таблицы. Каких клеток оказалось больше – заполненных или незаполненных? 11. Дан ряд слов: давать, узнавать, помнить, утрачивать, сообщать, приобретать, забывать, сохранять. На основе каких семантических признаков их можно организовать в единую систему? Совокупность семантических процедур, позволяющих разделить путем системного сопоставления значения слов на мельчайшие компоненты, была названа компонентным анализом , и в настоящее время компонентный анализ – один из основных методов исследования семантики слова. Апробацию этот метод прошел на терминах родства. Так, путем суммирования противопоставлений отец мать, отец сын, отец дядя, отец отчим можно обнаружить такие семы в составе значения лексемы отец : ‘мужской пол’, ‘старшее поколение’, ‘прямое родство’, ‘кровное родство’. Существует несколько вариантов этого метода, ниже будет дана одна из разновидностей его реализации. Процедура вертикально-горизонтального анализа значений , состоящая из нескольких этапов. Этап 1 : определить ту единицу смысла, которая включает значение анализируемого слова, т.е., иначе говоря, найти ближайший гипероним для этого слова. Его значение и будет искомым компонентом смысла. Например, для слова стол этим компонентом смысла будет являться ‘мебель’. Этап 2 : найти те единицы, которые могут считаться включенными в значение слова, т.е. посмотреть, каково значение его гипонимов. Для некоторых носителей языка в это будут гипонимы журнальный столик, письменный стол, обеденный стол , в русском языке не имеющие специальных наименований. Этап 3 : определить единицы того же самого иерархического уровня, которые находятся с интересующим значением в отношении пересечения. Это прежде всего слова диван, стул, кресло, парта и т.д. Значение слов стол и стул (диван, кресло ) противопоставлены по выполняемой функции, стол и парта – по некоторым внешним признакам. Этап 4 : составление списка тех минимальных диагностических компонентов, которые, во-первых, отличают значение слова стол от других значений того же уровня, во-вторых, позволяют включить его адекватным образом в рамки ближайшего вышестоящего значения и, в-третьих, удовлетворительным образом охватывают значения его гипонимов. В данном случае это будут компоненты ‘мебель’, ‘предназначенная для письма или еды’, ‘состоящая из поверхности на ножках’. Этап 5 : заключительный, состоит в формулировании дефиниции слова на основе его диагностических компонентов. Такая дефиниция обычно включает указание на класс, к которому принадлежит значение, и на значимые противопоставления со значениями смежными, пересекающимися и дополнительными. При дефиниции полезно дать также иллюстрацию значения в виде перечисления гипонимов данного слова. Стол – ‘мебель, состоящая из поверхности на ножках, предназначенная для письма или еды; например, журнальный столик’. 12 . Используйте процедуру вертикально-горизонтального анализа значения для компонентного анализа слова журнал . Результатом компонентного анализа значения слова является семный набор. В некотором смысле этот семный набор может быть сопоставим с дефиницией толкового словаря. Так, слово отец в системе терминов родства (как уже указывалось выше) имеет следующий набор сем: родственник, мужской пол, кровное, прямое родство, старшее поколение. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова дает такую дефиницию: Отец ЛСВ1 – ‘ мужчина по отношению к своим детям . Таким образом, в дефиниции актуализируются только семы мужской пол , старшее поколение . 13. Сравните дефиниции ЛСВ1 дядя , озеро, красный, лететь, береза, слон , полученные путем вертикально-горизонтального анализа и разложения на компоненты дефиниций (каждое слово дефиниции приравнивается семантическому компоненту). Все ли слова вам удалось одинаково успешно проанализировать путем вертикально-горизонтального анализа? Как вы думаете, почему? Семы в структуре значения вступают в иерархические отношения. Наиболее развернутую их дифференциацию можно обнаружить в учебнике: Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Ч. 1. Ростов-на-Дону, 1997. С. 116 - 118. Авторы выделяют следующие типы лексических и грамматических сем: 1) классема – это общекатегориальная сема грамматического значения, позволяющая отнести слово к определенной части речи (‘предметность’, ‘признаковость’, ‘процессуальность’ и др.); 2) лексограммемы – семы лексико-грамматического характера, связанные с лексико-грамматическими разрядами (конкретность, собирательность, качественность и т.д.) и категориями (число, род, одушевленность и т.д.) различных частей речи; 3) гиперсема (архисема, родовая сема) – обозначает класс предметов (‘деревья’, ‘мебель’, ‘транспорт’, глаголы ‘движения’ и т.д.); 4) гипосемы (видовые семы) – семы конкретного характера, дифференцирующие объекты одного и того же класса (различают, например, слова стул и стол ; трамвай и автобус и др.); 5) коннотативные семы – семы экспрессивного, оценочного характера; 6) потенциальные семы (функциональные) – проявляются в определенном контексте. Например, в контексте Даша сказала, что завидует Ивану Ильичу есть свое дело, уверенность в жизни.., а она женщина (А.Н. Толстой) слово женщина приобретает дополнительные, потенциальные семы ‘зависимость’, ‘слабость’, ‘неуверенность’. К указанной типологии сем можно добавить этнокультурную сему . Например, значение слова аул – ‘селение в Средней Азии и на Кавказе’ имеет в своем составе этнокультурные семы ‘в Средней Азии’, ‘на Кавказе’. 14. Используя толковый словарь С.И. Ожегова, определите, как в нем отражаются различные типы сем (гиперсема, этнокультурная сема и т.д.) – например, классема нередко входит в дефиницию (стол – предмет мебели … ). 15. На основе дефиниций толкового словаря дайте полный анализ лексического значения ЛСВ приговор истории ; святая вода; береза (дерево); гривна (денежная единица); он – сущий медведь . Образец: Почтовая посылка – упакованная вещь, пересланная кому-н. по почте или с кем-н. («Словарь русского языка» С.И. Ожегова): прямое, номинативное, мотивированное, свободное значение; можно выделить семы:
      вещь’ - гиперсема (соотносится с классемой – «предмет»); упакованная – гипосема; пересланная по почте или с кем-н.’ – гипосема; предназначенная для кого-н.’ – гипосема;
    Коннотативные и этнокультурные семы отсутствуют. 16 . Приведите примеры несоответствия структуры лексического значения русского слова и его переводного эквивалента в английском (немецком) языке. Докажите это несоответствие при помощи дефиниции русского и английского (немецкого) словаря. Укажите, какой из компонентов лексического значения не совпадает. Например: стирать – мыть одежду или изделия из ткани – «Словарь русского языка». Wash – make clean with or in water or some other liquid (очищать при помощи воды или других средств ) – «Oxford dictionary». Значение русского слова имеет дополнительную гипосему «ткань». Различия в значении влияют на различия в сочетаемости слов: ср. стирать одежду , но не *стирать руки , *стирать окно , допустимые для английского слова: wash clothes , wash hand , wash window . Несмотря на то, что в обычной практике именно дефиниция используется для определения и формулирования лексического значения слова, ее нельзя смешивать с лексическим значением. Во-первых, дефиниция не включает в себя коннотации слова (они, как вы знаете, даются отдельно, в виде стилистической пометы к ЛСВ). Во-вторых, она представляет собой минимальный набор дифференциальных признаков понятия , мыслительной категории. В-третьих, формирование дефиниции осуществляется исследователем – лингвистом. В этом смысле она является в той или иной мере субъективной и в немалой степени обусловлена задачами словаря. 17. Сравните толкования некоторых единиц цвета в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и «Словаре русского языка» (МАС) под ред. Евгеньевой (в 4-х томах).

    Словарь С.И. Ожегова

    зеленый

    цвета травы, листвы

    имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между желтым и голубым; цвета травы, зелени

    голубой

    с окраской небесного, светло-синего цвета имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между зеленым и синим; цвета ясного неба; светло-синий, лазурный, лазоревый

    синий

    имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между фиолетовым и зеленым имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между голубым и фиолетовым

    фиолетовый

    цвета фиалки, синий с красноватым оттенком синий с красноватым оттенком, темно-лиловый, цвета фиалки

    желтый

    цвета песка, золота

    имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между оранжевым и зеленым; цвета яичного желтка, золота

    оранжевый

    желтый с красноватым оттенком, цвета апельсина имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между красным и желтым; цвета апельсина

    красный

    цвета крови

    имеющий окраску одного из основных цветов спектра, идущего перед оранжевым; цвета крови

    белый

    цвета снега или мела

    цвета снега, молока, мела; противоп. черный

    черный

    цвета сажи, угля; противоп. белый

    цвета сажи, угля; противопол. белый
    1. Чем отличаются толкования словаря С.И. Ожегова и толкования МАС? Какие носят более системный характер? 2. Как в связи с этим можно истолковать фразу из Предисловия к девятому изданию «Словаря русского языка» С.И. Ожегова: «…не были унифицированы толкования предметной лексики, легко объединяющейся в замкнутые семантические группы (названия растений, животных и др., цветообозначений)»?
  • Лексикология. Фразеология

    Документ

    Лексический состав русского языка находится в постоянном динамическом движении. Происходят изменения в семантической структуре слов, меняется иерархия сем, развиваются переносные значения и новые лексико-семантические варианты, меняется