• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Северное побережье Африки. 146 год до н.э. Войска Римской республики уже три года осаждают Карфаген, и защитники города начинают отчаиваться. Тем временем судьба города решается в римском сенате: одна фракция требует заключить с Карфагеном мир и отступить, другая - взять город любой ценой. «Так закончилась Третья Пуническая война. - рассказывает нам Ал Бикам из The Creative Assembly. - Ганнибал, генерал карфагенцев. имел наглость захватить Италию и напасть на сам Рим. Сципион Африканский остановил вражескую армию только у самых ворот Вечного города. Такого унижения Рим еще не испытывал, он должен был ответить». В последней фразе - болееменее вся суть Total War: Rome 2 .


    Цезарь с курицей
    Пока Бикам говорил, на экране появился город, а перед ним - великая армада Рима, десятки и сотни кораблей, простирающиеся до горизонта, а на каждом корабле располагается манипула (отряд) солдат - должно быть, целый легион, а с ними войска сопровождения, конница, закаленные в боях ветераны, и все ждут приказа своего командующего Сципиона Эмилиана. племянника Сципиона Африканского и будущего героя всей Римской республики. Наконец, он дает сигнал кнаступлению, и армия, по размеру не сравнимая ни с чем, что мы доселе видели в серии Total War, срывается с места.

    Карфаген великолепен. Он настолько огромен, что с нашей точки обзора мы не видели его конца, скрывающегося гдето за горизонтом; он гораздо больше, чем любой город в любой игре серии Total War. Откровенно говоря, он больше похож на города из ролевых игр. В нем явно живут люди. Пока. Вы сможете посетить (и сжечь) каждую из узких улочек давно забытого города. «Стены Карфагена простирались на 37 километров, - продолжает Бикам. - а гигантский залив помог городу стать центром торговли. Город был в осаде около трех лет, в течение которых некомпетентные генералы раз за разом штурмовали его стены и раз за разом ггерпели неудачу». В дымке раскаленного солнцем воздуха мы видим и улицы, и дома, и гигантский залив, и легендарную цитадель на холме - Бирсу.

    С точки зрения истории и археологии невероятен сам факт того, что The Creative Assembly вообще смогли воссоздать город. Когда римляне все таки захватили Карфаген, они не посадили на его трон лояльного римской власти царька, они стерли город с лица Земли. Разрушили величественные стены, сожгли дома, продали все пяти десятитысячное население в рабство. Если верить летописям, они даже засыпали сожженный город солью, чтобы эта земля никогда уже не стала плодородной. Римляне стерли историю целой цивилизации, уничтожили все упоминания о городе, осквернили наследие карфагенян. Римская пропаганда была настолько сильна, что на Западе карфагенский бог Ваал до сих пор ассоциируется с дьяволом.

    Но разработчикам это удалось только после бесконечно дорогих и долгих исследований. Главный дизайнер игры Джеймс Рассел честно признался: «Цена некоторых антикварных томов впечатляет. Некоторые книги обходились нам в несколько сот фунтов за штуку. Зато теперь вся команда по очереди ими пользуется. У нас есть книги о боевых стилях, о войнах, о карфагенском сенате и т.д.» Немногие разработчики решились бы на такое.

    И все же разработчики столкнулись с некоторыми проблемами, как признался нам главный художник Кевин Макдауэл; «Было сложно. Римляне сожгли город более 2000 лет назад, а затем еще построили сверху свое посепение. Остатки Карфагена все еще можно найти - вы, например, можете посмотреть на залив в Google Maps, но по большей части нам приходилось гадать. судить по архитектуре других городов того времени и руинам, дожившим до наших дней. По большей части это были захоронения и мавзолеи, облик которых зачастую копировали с реальных зданий, а расположение улиц - исключительно наши предположения на цару с нашими, скажем так, пожеланиями по игровому процессу.


    Куда ведут дороги
    Тем временем на экране римские войска, возглавляемые Эмилианом, высадились на побережье Карфагена и направились в сторону города. Бикам комментирует «Теперь в игре остался только один режим сражений, в котором объединены морские и наземные баталии вместе с осадами. Вы можете посадить ваши легионы на корабли, подплыть к городу, высадиться и сформировать береговой плацдарм».

    Между легионом, укрывшимся, за частоколами, оставшимися от прошлых попыток штурма, и стенами Карфагена находятся сожженные руины прибрежного городка. В море римская армада старалась оказать десанту поддержку и не попасть под стрелы и горящие булыжники защитников. «Это самая эпическая битва, за реконструкцию которой когда то бралась наша студия, впервые мы решились на такой размах и детализацию, - утверждает Бикам. Игра работает на новом графическом движке с новой системой освещения. Она не только реалистична, но и стилизует изображение под античные картины».

    Легионеры бросаются к заброшенным осадным башням, а Бикам показывает нам новые режимы камеры. Во первых, у нас осталась классическая камера, при которой мы смотрим на битву свысока, ею можно легко управлять. Во вторых, появилась камера отряда, которая покажет вам каждую схватку каждого солдата на поле боя. «Она добавляет в игру немного простой человеческой драмы. Если я был бы солдатом, а в моего приятеля, стоящего ря дом со мной, попала стрела, я на это точно бы отреагировал». Третья камера показывает нам карту в максимальном удалении, армии и цели становятся в игре настолько велики, что иногда без вида с высоты птичьего полета не обойтись.

    Как и в Supreme Commander, при максимальном зуме отряды превращаются в иконки, дающие вам возможность почувствовать себя настоящим генералом, передвигающим фишкиотряды по столу. При таком увеличении мы разглядели, что легионы Рима заполонили весь пляж, а защитники Карфагена компактно разместились на стенах города.

    Осадные башни, как и все остальное в игре, смоделированы с невиданными доселе деталями. Солдаты гдуппками залазят по лестницам на башни, часть из них остается внизу и толкает осадные машины к стенам. Тем временем катапульты на кораблях обстреливают стены с моря. Звучит боевая, яростная музыка. Total War: Rome 2 - вообще игра крайне шумная. Вы можете услышать командиров, выкрикивающих приказы, тогда как их солдаты толкают башни, и даже отдаленный гул сотен катапульт.

    Мы же следим за Эмилианом, стоящим в первых рядах на вершине одной из осадных башен, подползающих к стенам. Массивный трап башни опускается на стену, давя защитников своим весом. «Мы хотим воссоздать войны древности именно такими, какими они были на самом деле, при этом сделав игру максимально разнообразной как в плане игрового процесса, так и в плане культуры и боевых стилей, а эти войны были жестоки. Если Shogun 2 был про то, как два самурая сходятся в прекрасной схватке на мечах, здесь вы увидите только неприкрытую жестокость». - говорит Рассел.

    На востоке, неподалеку от гавани, начинается настоящая битва: римляне сумели разрушить часть стены и теперь пытаются пробиться внутрь города. На стенах же легионерыветераны отбрасывают карфагенские войска, занимают ворота и пропускают в город римскую кавалерию. Бои идут быстро и крайне жестоко, в The Creative Assembly не зря так тщательно исследовали боевые стили того времени.

    «Один генерал того времени писал о гладиусе, коротком римском мече: «Не выпендривайся, есть не так уж много способов протыкания противника, - делится Макдауэл. - Гладиус, по своей сути, всего лишь кинжал с громким именем. И на самом деле, поразному врага на чтонибудь острое не насадишь».

    Бой переходит за стены, где легкая пехота Карфагена разбивается на мелкие группки; их слишком мало, чтобы защищать такой большой город от такой большой армии, поэтому они сосредотачиваются на ключевых позициях, где они могут дать хоть какой то отпор. Разобраться, что происходит на горящих улицах, становится совершенно невозможно, поэтому к нам на помощь приходит режим максимального удаления камеры, в котором мы сразу разбираемся, кто, где и с кем воюет.

    Детализация города поражает: на многих домах есть роспись. легко можно отличить, где живут зажиточные граждане, а где - люди попроще. Даже богатая торговая гавань, выполненная циклопической кладкой, отличается от древних деревянных рыбацких мостиков. «Мы стараемся придать городам ощущение «обжитости», а конкретно Карфагену - ощущение того, что он бып в осаде три года. В предыдущих играх города выглядели нетронутыми человеком, на этот раз мы, хотим этой стерильности избежать. Повсюду горы мусора, рисунки на стенах. все здания уже немного разрушены. Битвы больше не будут похожи на утренник в летнем лагере».


    Рыцари Старой республики
    В самой гуще битвы мы снова видим Сципиона Эмилиана, и то, что он делает, похоже на смесь заранее записанного сюжетного ролика и заставки на движке игры. В Total War: Rome 2 персонажи и герои будут очень важны. В серии Total War такое внимание к историческим персоналиям было только в Napoleon, и то исключительно в сюжетном режиме. Тут же история пишется заново прямо на ваших глазах. SEGA позвопила The Creative Assembly потратиться на аренду самой большой в Европе студии захвата движений (размером с немаленький склад и оснащенную 40 камерами), которую используют в Total War: Rome 2 и неанонсированной ролевой игре во вселенной Чужих (только мы вам этого не рассказывали), так что ждите много роликов.

    Однако разработчикам еще надо понять, как выглядели эти исторические фигуры. Макдауэл шутит: «Ладно, с Цезарем благодаря Астериксу и Обеликсу все просто, а вот с Клеопатрой пришлось попотеть, чтобы она не быпа похожа на Софи Лорен, а то ведь нас и засудить могут! Похорошему, я бы ее сделал похожей на Нефертити, но без накладки на подбородок. Хотя я видел результаты реконструкции лица Клеопатры по ее останкам, и выглядела она довольно обыденно. Менее известных исторических фигур студии пришлось моделировать с нуля.

    Эмилиан ведет свою тяжелую пехоту (с подкреплением из легкобронированных пехотинцев) к одной из ключевых позиций. Таких позиций теперь будет несколько, что позволит избежать постоянных повторов одних и тех же действий, как было в предыдущих играх. На Эмилиана бросается пехота карфагенян, но... на нее падает подкошенное катапультами здание. Однако не думайте, что генерал легко отделался, - теперь за него берутся знаменитые боевые слоны Карфагена...

    Демонстрация перескакивает к концу битвы. Город, горит. Эмилиан стоит на вершине Бирсы и дает приказ сровнять город с землей. Это не единственный город, который вы сожжете в Total War: Rome 2 , в игре будут и другие большие города, хотя сравнимых размером и величием с Карфагеном - единицы. Разве что сам Рим, который, по заверениям разработчиков, будет впервые смоделирован целиком.

    Хотя добраться до Вечного города теперь будет гораздо труднее. Карта значительно больше, чем в предыдущих играх, а провинции разделены на регионы, благодаря чему игра не превратится в бесконечные осады.

    «Мы стараемся связать стратегическую карту с картами боев, - говорит Макдауэл. - Города и провинции состоят из кусочков, которые мы можем менять в зависимости от местности и культуры страны, но все важные локации вроде Карфагена целиком сделаны вручную». Иными словами, Рим тоже будет сиять рукотворными деталями. «Рим будет выглядеть таким, каким он и был, - с семью холмами, форумом и прочими достопримечательностями».


    Облик городов будет мейяться, если вы будете развивать их, и все они будут соответствовать их культурной принадлежности. Карфаген, например, сочетает в себе классический, восточный и африканский стили архитектуры. Бюджет Total War: Rome 2 на 40% больше, чем у Shogun 2, и дополнительные деньги явно пущены в дело.

    Фракции, скорее всего, будут те же, что и в оригинальном Rome, но с некоторыми отличиями. В частности, в The Creative Assembly настаивают, что «культура» и «фракция» - понятия разные, поэтому можете ожидать, например, различные фракции внутри Римской респубпики. Различаться они будут не только войсками и внешним видом, но и организацией провинций и административными порядками, а также военными тактиками: некоторые генерапы персов предпочитают командовать из тыла, некоторые римляне - вести войска личным примером, а некоторые египетские воеводы - стоя на боевой колеснице.

    Я смотрю на скриншоты игры, и мне кажется, что они нарисованы - слишком уж много на них деталей, слишком сложны сцены. И чем дольше я смотрю, тем больше деталей замечаю. Корабли римлян слегка отличаются друг от друга, лодки, в которых попали из катапульты, тонут, горят осадные башни, боевые слоны сносят все на своем пути, а на крышах домов идут отчаянные бои. За пятнадцать минут я увидел совершенно новый Рим - Рим как мою республику или. возможно, Рим как мою империю.

    Все помнят, что случилось относительно недавно с жанром RTS — грубо говоря, вся эта история закончилась. Общая механика не менялась со времён второй «Дюны»; хорошие представители всё ещё появляются, но на большинство из них уже как-то не обращаешь внимания — приелся процесс строительства базы, выгуливания харвестеров и накликивания юнитов друг на друга.

    С серией Total War намечается похожая тенденция. Спасает пока то, что это довольно нишевой тип стратегий — Creative Assembly фактически имеет монополию на этот жанр и выпускает свои проекты не то чтобы часто. С другой стороны, уже миновал второй круг одних и тех же исторических периодов, а различия между отдельными выпусками, несмотря на временную пропасть в целую вечность, носят лишь косметический характер.

    ⇡ Не тотальные перемены

    Итак, мы снова возвращаемся в античную Европу за три века до н.э. — Рим только готовится к грандиозным завоеваниям, а империя Александра полсотни лет как развалилась на кусочки. Глобальная карта похорошела — расширилась во все стороны света (особенно на восток, до самых дальних уголков Средней Азии) и разбита на куда большее количество крохотных регионов с не менее крохотными государствами.

    Однако играть в этот раз за кого угодно нельзя — нам предлагаются лишь девять фракций (плюс ещё греки, которые бесстыдно продаются отдельно в виде DLC), сгруппированных по общему культурному признаку. Римляне, галльские племена, народы Востока, Карфаген и так далее — у каждого из народов свои особенности и модификаторы показателей. В принципе, шаг со стороны разработчика понятный — в предыдущих выпусках Total War сценарий захвата цивилизованного мира при игре за любую из сторон выглядел примерно одинаково. Что за римлян, что за парфийцев, что за каких-нибудь скифов — главное, победить ближайших соседей за первый век-полтора, а дальше уже всё идёт своим однообразным чередом.

    Теперь же процесс управления разными фракциями отличается в деталях. У всех собственные исторические миссии, технологическое древо и государственный аппарат. Сильно выделяются варвары — у этих народов проще обстоят дела с армией, но зато в индустриальном плане они заметно отстают от более цивилизованных соперников.

    Есть ещё и меры по ограничению растущего по экспоненте могущества — например лимит количества полководцев. Создать дюжину армий в трёх провинциях и отправить войска порабощать всех соседей в округе больше не получается. Соответственно, не факт, что к моменту завершения кампании вся политическая карта мира будет одного цвета.

    Кое-какие изменения внесены в модель развития регионов. Земли объединены в провинции, в каждой — от двух до четырех административных единиц с особенной специализацией (скажем, экономический поставщик важных ресурсов или же военный центр). Таким образом, получается групповое управление провинциями; ну а наиболее эффективный менеджмент реализуется лишь при полном владении «родственными» регионами. Такое обобщение удобно при наведении порядка в огромной империи — нет больше необходимости заглядывать в каждый городок и смотреть, какие ещё бесполезные здания там можно построить.

    Кроме того, генералы за успешные военные мероприятия получают апгрейды — улучшение показателей по одному из параметров (меткая стрельба, боевой дух и прочее). Такие бонусы иногда мешают дальнейшей судьбе нашей армии — вот «вложились» мы в способности стрелков; выходит, что других юнитов нанимать будет уже не так интересно. Да и мелочи эти как-то быстро утомляют — считайте, что после каждой битвы нужно щёлкать по значкам и читать описание отдельных навыков.

    Есть нюансы и по части политической борьбы за власть внутри одной фракции. У «продвинутых» народов на верхушке госаппарата восседают представители разных династий (в первом Rome их даже сделали конкурирующими фракциями: Юлии, Брутии и Сципии); между семьями идёт непрерывная борьба, а пользователю приходиться думать о балансе, чтобы всё в итоге не кончилось гражданской войной.

    ⇡ Застой

    Но, знаете, всё вышеописанное — не более чем микроменеджмент, который не сильно спасает от пресловутой скуки при обретении лидерства. Хуже того — всё это не делает саму игру на тактической карте хоть немного интереснее. Концепция из первых Medieval и Rome с условными ограничениями и зацикленностью на спорных деталях в целом осталась всё той же. Люди, которые хоть раз в жизни играли в стратегии от Paradox Interactive, уже не смогут нормально смотреть на глобальные геополитические конфликты в Total War.

    Здесь по-прежнему туповатый ИИ, бессистемно ведущий войны, и примитивная дипломатия. Вся прелесть какой-нибудь Europa Universalis в том, что игроку предоставлялся ценный выбор — он сам для себя определял цели и модель развития государства. В Rome II, как и всегда в серии, всё в любом случае сводится к войне; в этой стратегии нет занимательных возможностей пойти альтернативным путём, например добиться серьёзных достижений дипломатией или экономикой (хотя такая градация глобальных побед в игре появилась).

    Да, понятно, что во франшизе, которая называется Total War, иначе быть не может. Но это уже какая-то проблема базисного характера — как и в случае с жанром RTS. Сколько ещё Creative Assembly будет повторять одни и те же эпохи, внося незначительные изменения в общую идею? Возможно ли придумать на этом фундаменте что-то реально инновационное?

    В голову, конечно, приходит фантастическая идея объединения битв из Total War с общей системой Europa Universalis. Страшно представить, что могло бы получиться; хотя вероятно, что ничего — уж слишком тяжеловесна подобная комбинация. Но в любом случае навыки для генералов и культурная дифференциация фракций особой свежести Rome II не прибавляют.

    ⇡ Война есть война

    Несмотря на длинный список заявленных нововведений в боевой системе, ощущения от самих битв нисколько не поменялись. И это, пожалуй, прекрасно — уже с 2004 года значительные улучшения здесь совсем не требовались. Total War раскрывается во всей красе — это идеальный полигон для игры с виртуальными солдатиками, число которых измеряется тысячами. Остались, к сожалению, ошибки поведения искусственного интеллекта (вроде идиотской беготни вокруг точки захвата города), но общего удовольствия это не портит.

    Все графические улучшения, кстати, имеют значение лишь на тактической карте. Визуально Rome II выглядит, конечно, лучше предшественников, но уровень детализации далек от того, что мы видели в трейлерах (тут хочется вспомнить похожий случай с Aliens: Colonial Marines , но не стоит). Но это, опять же, неважно — на баталии мы всё равно смотрим в лучшем случае с небольшой высоты, а кинематографичная камера в практическом смысле не особо нужна.

    И всё же Rome II сильно нагружает даже мощные компьютеры. На производительных видеокартах FPS часто падает до 20 кадров в секунду, а уж экраны загрузки смогут вызвать раздражение даже у самых терпеливых — на поздних стадиях кампании ход ИИ иногда занимает по полторы-две минуты; за это время можно успеть сыграть партию какой-нибудь игры на смартфоне. Также пользователи буквально за пару дней уже успели нажаловаться на многочисленные баги, но с нашей превью-версией подобных проблем не возникло. Если судить по предыдущему опыту, в ближайшее время нас в любом случае ждут многогигабайтные патчи.

    Total War: Rome II — стратегия с классической формулой, которая, кажется, уже несколько поустарела. Во всяком случае, все нововведения, связанные с тактическим режимом, особой погоды не делают. Но когда дело доходит до отдельных битв — начинается самое интересное и единственно важное в этой игре. Что может быть прекраснее картины, когда отряд тяжелой кавалерии с грохотом врезается в группу мечников; на заднем плане ревут бронированные слоны, и всё это происходит под ливнем горящих стрел?..

    Это минуты идеального симулятора античной войны. С лишней мишурой вокруг.

    Достоинства:

    • шикарные битвы… все ещё;
    • общая зрелищность происходящего;
    • ряд положительных, пусть и не принципиальных изменений в тактическом режиме.

    Недостатки:

    • геополитическая составляющая всё ещё примитивна и просто является поводом, чтобы столкнуть армии друг с другом.

    Total War: Rome II

    Спустя 12 лет одна из самых лучших (и сложных) стратегий в истории выходит на iPad. Лайф выяснил, как играется классика на современных планшетах.

    Мобильные стратегии принято ругать за примитивность - жмёшь на одну кнопку, ничем не управляешь, а только поступательно закидываешь реальные деньги, чтобы ускорить строительство очередного офисного центра. Кажется, расклад сил поменялся, пусть и за счёт компьютерной классики 12-летней давности: Rome: Total War, когда-то наверняка укравшая у вас остаток осени 2004 года, вышла на iPad. И это важное событие - независимо от того, брали ли вы когда-то Каир тремястами лучников или нет.

    Pax Romana

    Это именно тот "Рим", что мы знали. Как пишут в определённых местах, "ничего не вырезано и не перекодировано" - стопроцентный порт, переносящий все функции оригинала. Кто помнит, игра условно делится на две части: в одной надо руководить страной, заключать дипломатические договоры, подавлять бунтующее население и отстраивать города - этакая Civilization, застрявшая в славном периоде нескольких веков до н.э. В другой - воевать на поле боя, иной раз управляя тысячами солдат. Первый режим на iPad сделан практически идеально: ответственным за переезд пришлось перерисовать интерфейс - вышло слегка простовато, но удобно. Чтобы посмотреть, скажем, общественные настроения в недавно взятом у египтян городе, достаточно сделать одно нажатие. Чтобы нанять армию - ещё парочку. Единственное, слегка неудобно водить солдат по карте: порой игра неверно считывает ваши команды. Но на полном серьёзе на это жаловаться - всё равно что брюзжать о налоге на выигранный в лотерею миллион - мелочно и гнусно.

    Со сражениями сложнее. Руководить армией в 500-1000 человек было непросто и на компьютере - по очевидным причинам, на сенсоре это делается с ещё большим трудом. Каждый отряд (численность сильно урезана и зависит от версии планшета) можно выбрать, щёлкнув по его иконке. Когда дивизий много - скажем, больше десяти, - вы превращаетесь в Доктора Октавиуса: нажать сюда, отщёлкнуть этот отряд, спасти лучников от нападения слонов, подключить к бою спрятанную в лесу кавалерию.

    Темп в игре довольно высокий для стратегии таких масштабов, и за перемещениями попросту не успеваешь - где-то обязательно образуется дыра, которая вам аукнется. В мобильном "Риме" есть возможность выделить солдат рамочкой (здесь это скорее эллипс), но даже такая штука мало спасает: пока вы будете чиркать, варвары убьют генерала и обратят в бегство несколько полков. Так что перед глобальными сражениями либо морально готовьтесь страдать, либо отдайте всё на откуп компьютеру.
    Пострадать придётся ещё и по другим причинам. Во-первых, игра пойдёт начиная с первого Air и едва ли впечатлит визуально. Лучше Air 2 или Pro. Во-вторых, даже если у вас iPhone 7 Plus, можете выдохнуть: только планшеты. В-третьих, Rome: Total War стоит почти 750 рублей - на фоне объявленного ценника грядущего Марио, конечно, не так возмутительно, но всё же: речь идёт о хите 12-летней давности.

    Впрочем, излишне говорить, что это тот случай, когда любые требования отбиваются самой игрой.

    Лупанарии и акведуки

    Rome: Total War - один из лучших выпусков серии, если не лучший. Здесь можно провести пару вечеров, ни разу не попадая на поле боя, потому что сперва надо разрулить дипломатические проблемы с галлами (заключим союз, потом нападём), выстроить во всех городах по канализационной системе и храму Венеры (чтобы плебс не ворчал) и решить, что делать с Сенатом - особенной историей, которая есть только в Rome: Total War (и сиквеле). Сенат расквартировался в нынешней столице Италии и поначалу в чужую жизнь особо не лезет - раздаёт задания и хмурит брови, когда мы его игнорируем. Но потом империя разрастётся, правительству станет страшно - и придётся либо принимать варварские условия Рима, либо идти гражданской войной. Но этого можно и избежать, предварительно воткнув в верхушку своих парней - а для этого придётся много хитрить и заключать династические браки.
    Попутно не забывайте заглядывать в характеристики лучших полководцев и мониторить их окружение. Это не для галочки: например, гей-любовник прибавит вашему дипломату пару очков к убеждению, а завоёванная в дальних странах куртизанка докинет несколько баллов 16-летнему командиру. Всё в лучших традициях древнего Рима - Гелиогабалу бы игра понравилась.

    Ну и кому-нибудь из талантливых вояк (Сципиону?), потому что без хитрости и тактической смекалки на местных полях не победить - разве что имея многократное преимущество. Наука войны: копейщики против конницы, лучники в арьергарде, подкрепления - скрытые за ближайшим лесом. Не говоря уж о том, что ваши (и чужие) солдаты, как ни странно, тоже люди - и они могут запаниковать, увидев несущихся на них слонов. А слоны - увидев несущихся на них свиней. Вот такие тут расклады.

    Которые интересно вновь перебрать даже спустя 12 лет - ведь классика не стареет. Пусть игрой непросто управлять во время сражений, графика слегка смущает, а в списке доступных языков нет русского (многим это важно), но это Rome: Total War, и никакие огрехи не должны вас сбить с толку. Вперёд, к мировому господству!

    Достоинства:

    • это Rome: Total War - одна их лучших стратегий в серии и вообще в мире;
    • мощный синтез стратегического и боевого режимов;
    • атмосфера древнего Рима: рабы, куртизанки, слоны, диктаторы;
    • неплохое качество портирования.

    Недостатки:

    • управление в бою могло быть и получше;
    • чересчур высокие системные требования;
    • нет русского языка - комментаторы в App Store уже подвергли игру обструкции.

    "The Creative Assembly... О, The Creative Assembly... Верни мне мои легионы!" – страдал я каждый раз, когда узнавал, что следующая игра в серии Total War не будет посвящена Риму. Но до отчаяния дело никогда не доходило. Уверенность, что продолжение Rome: Total War все же увидит свет в будущем, присутствовала всегда, была непоколебима и грела душу в любых ситуациях. Вопрос был только в том, когда произойдет столь радостное событие. Увы, ждать пришлось долго – все девять лет, но ведь правду говорят, что чем дольше расставание, тем сильнее радость от встречи.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    То, что Total War: Rome II будет хитом, сомнений не было. "Рим" от 2004 года являлся, да и по сей день является одной из лучших, если не лучшей игрой серии, и пусть меня закидают помидорами, если я говорю неправду. Разработчики просто-напросто не имели права на ошибку, ведь ставки были как никогда высоки. Игроки могли бы пережить потенциальный провал Empire или Napoleon – эксперименты не всегда бывают удачными, на то они и эксперименты. Можно было бы принять и заведомо простить "креативщикам" осечку с Shogun 2 , если сия оказия действительно бы случилась – возвращение к истокам частенько оборачивается фиаско, и это прекрасно все понимают.

    А вот если бы провалился второй "Рим" , это был бы крах, конец, апокалипсис локального масштаба. Как так – Rome II , на который возлагались огромные надежды, который все ждали почти десять, и вдруг получился ужасным? Прямой наследник "Рима" , ставшего когда-то тем самым "волшебным пенделем", благодаря которому франшиза получила мощный толчок к развитию, и вдруг – говно? Такое разве бывает? К счастью, не бывает, и The Creative Assembly в очередной раз доказала, что она – одна из немногих компаний-разработчиков в мире, которая всегда оправдывает возложенные на нее ожидания.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Да, кое-что "Креативщики" могли сделать и лучше – например, морские сражения до ума довести. Да, некоторые игровые моменты, представленные в Rome II , вызывают недоумение – зачем, спрашивается, вырезали речи генералов? Почему сэкономили на видеовставках на стратегической карте? Кое с какими решениями можно и вовсе спорить до бесконечности – например, с решением "сбрить" стены у большей части городов. А ведь я очень, очень любил осады в Total War , какими бы кривыми они подчас не казались. Но все это частности, погрешности. Когда перед тобой океан пряного меда, то в него хоть всю бочку дёгтя вылей – на вкусовые качества продукта это никак не повлияет.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Кампания, представленная в Total War: Rome II , с нами не церемонится, а сразу берет за шкиряк и окунает в гущу событий, что радует. С первых же ходов городское население начинает проявлять признаки недовольства, доходы по необъяснимым причинам перестают течь в казну, запасы еды исчезают в мгновения ока, войска с какого-то перепуга теряют личный состав на союзной территории. Нам сообщают, что заседающие в верхах власти гос. деятели – коррумпированные сволочи, и народ их ненавидит. На наши земли вторгаются какие-то варвары, не объявив войны. Неподалеку шастают прямые оппоненты, которые пока что не атакуют, но засылают агентов – пакостить, гадить и всячески портить нам жизнь. Какие там быстрые и беспощадные захваты окружающих земель – свои бы сохранить, пока разбираешься в тонкостях игры, совершая ошибку за ошибкой.

    Вот решил ты, не подумав, вместо фермы город несколько расширить – ну так получай же мгновенный бунт от изголодавшихся плебсов и черни. Сделал все наоборот – низшие слои населения порадовал, зато на гарнизоне поставил крест на пару-тройку ходов. Проигнорировал военные технологии, занявшись мирным бытом – пожалел об этом в первом же крупном бою. Как все непросто, оказывается. Тут даже войска просто так, с бухты-барахты, в рейд по вражеским землям не отправишь, так как, простите, Империй еще не вырос. Империй – это власть фракции. Чем выше параметр, тем больше войск, флотилий и агентов мы можем нанимать на стратегической карте. В самом начале нам доступны максимум три сухопутные армии, и даже если учесть, что некоторые смежные функции выполняет флот, устроить блицкриг с такими "мощностями" все равно нельзя. Таким образом, наша задача существенно усложнилась, но играть при этом стало гораздо интереснее – когда ты трезво оцениваешь силы, смотреть на стратегическую карту начинаешь совсем иначе.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Возиться с уже подконтрольными нам территориями можно долго, упорно, но скучно все равно не будет. Нужно и проблемы всяческие решать, и города потихоньку отстраивать, и экономику развивать, и специальные указы (эдикты) издавать, и внутриполитическими дрязгами заниматься – пропихивать персонажей на вершину власти, распускать слухи, по-тихому убивать конкурентов, следить, сколько сенаторов или вождей тебя поддерживает, а если надо, то и родниться с конкурирующим Домом через сведебку. Кстати, если вы захотите поиграть за Рим или Карфаген, готовьтесь к мукам выбора – первая фракция разбита на три Дома, вторая – на три Рода. Все, естественно, со своими уникальными особенностями, достоинствами и недостатками.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Конечно, внутреннюю политику не нужно пускать на самотек – это может привести к разного рода неприятностям вплоть до преждевременной гражданской войны. Но и про внешнюю политику забывать не стоит, особенно на первых порах, когда наше государство еще слабенькое – нужно и торговые соглашения заключить, и союзника найти, и с врагами, если они сопят под боком, примириться на время. Собственно, ничего плохого про дипломатию сказать нельзя, все на уровне. Послы реагируют адекватно, глупостей не допускают, на встречные предложения соглашаются, договоренности соблюдают в большинстве случаев. В перечне возможных действий появились новые дипломатические инструменты (создание конфедерации или оборонительного союза, пакт о ненападении и т.д) , а также функция координации военных действий – для этого нужно открыть окно дипломатии и пометить провинцию, на которую союзники должны напасть. И нападают, что самое интересное!

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Технологии в Total War: Rome II разделены на две составляющие: военную и общественную/мирную. Разделы, в свою очередь, разбиты на три подраздела, где и сгруппированы те самые прогрессивные веяния – в виде не слишком ветвистых "деревьев". Подразделы, в зависимости от того, за какую фракцию идет игра, называются по-разному. У варваров, к примеру, нет "Тактики", зато есть вкладка "Порядок в войсках". У римлян имеется подраздел "Философия", а у патлатых кельтов – "Cовет друидов", и эти самые друиды, явно с дуба рухнув, сразу же предлагают изучить прогрессивную и светоносную технологию "Мудрость дуба" +5% к эффекту от потребления мухоморов. Технологии у варваров/эллинов/римлян/народов Востока отличны друг до друга, и разница ощущается даже на уровне фракций, принадлежащих к одной культуре. Наличествуют и схожие технологии, но добираться до них, как правило, нужно разными путями. Так, ицены учатся строить таран буквально за три хода, тогда как римлянам придется потратить на это больше 10 ходов, а заодно перепрыгнуть через два знания. Но дисбаланса нет. Механика изучения технологий работает по принципу "где-то прибудет – откуда-то убудет", так что если на определенном этапе игры мы начинаем отставать от других фракций, то это сугубо наша вина – либо делали упор на что-то одно, либо ленились и вообще ничего не изучали.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Миру мир, но война войной. Сидя на одном месте, победы не добьешься ни в одном из условий победы, так что расширять свои владения все-таки нужно. Да, стало чуточку труднее – ограничение по найму армий действует сурово и непреклонно, так что запрудить всю карту отрядами не получится. С другой стороны, компьютерные противники оказываются ровно в такой же ситуации, так что вы не увидите, как они с минуту передвигают по 10-15 стеков по одному подразделению в каждом – вспомните, какие "добрые, ласковые и нежные" чувства у вас это вызывало раньше. Есть и еще один важный момент – рядовые юниты (как пешие, так и морские) не способны путешествовать сами по себе, а передвигаются исключительно под опекой командира. Это тоже слегка стесняет. Зато перемещать войска по морям стало очень удобно – теперь достаточно указать путь, а дальше армия все сделает самостоятельно: дойдет до берега, сядет в грузовые корабли, которые сама же мгновенно построит, и поплывет себе по выбранному маршруту.

    С корабликами в стратегическом плане вообще все хорошо сделали. С их помощью можно подстраховывать прибрежные города при атаках с земли и моря (достаточно лишь разместить флот возле поселения) – в первом случае мы можем высадить боевой десант и помочь гарнизону, во втором – воспрепятствовать десантированию вражеских войск. Боевые корабли позволяется группировать с грузовыми лоханками-самобранками в рамках одной флотилии, и тогда первые, в случае штурма вражеского поселения, могут спокойно гонять вражеские корабли и поддерживать наступление с моря, а вторые – давить крабов и прочую живность, сумасшедшими китами выбрасываясь на пляжи, чтобы с облегчением "разродиться" войсками. Еще флоту можно задавать те или иные режимы – например, "удвоенный темп" позволит кораблям быстрее передвигаться из точки "А" в точку "Б", а режим налета разрешит им грабить приморские города и морские торговые пути. Прим: свои режимы имеются и у сухопутных войск. Так, помимо грабежа окрестных территорий и возможности быстро передвигаться, армии могут устанавливать укрепления и прятаться в засадах.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Я не считал, сколько регионов присутствует на стратегической карте, но и невооруженным взглядом видно, что мир увеличился в размерах в сравнении с Rome – он значительно расширился на восток и юго-восток, а также сам по себе как-то разбух, раздулся, стал большее. Собственно, выражение "раздулся" можно применить и в отношении городов – это уже не условные два-три домика, обнесенные или же не обнесенные стеной, а самые настоящие полисы, занимающие обширную по своей площади территорию. Многие из них поистине огромны и окружены по периметру укреплениями – это столицы провинций. Также присутствуют совершенно незащищенные городки меньших размеров, являющиеся столицами регионов – территориальных единиц, входящих в провинции в количестве от двух до четырех штук.

    Благодаря такому административному делению подконтрольными землями стало значительно легче управлять – теперь не нужно переключаться между отдельно взятыми поселениями, чтобы понять, что уже построено, а что еще нет – текущая информация об объектах предоставляется в рамках единого меню. Помимо удобства, тут есть и чисто игровые преимущества. Например, если возвести мастерскую осадных орудий в столице, то баллисты и прочие катапульты будут доступны для найма по всей провинции. Но и минусы тоже есть. Так, если разгорится всенародный гнев, то бушевать он будет не в отдельно взятом регионе, а повсеместно в пределах области.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Если в регионах на пустом месте возникают неприятности, то там, скорее всего, засели вражеские агенты. Всего их три вида: соглядатаи, сановники и воители. Вроде и не так много, но каждый из них производит столько пакостей врагам, что шиноби и гейшам из Shogun 2 и не снилось. Хотя и для относительно мирных дел они могут сгодиться – тот же соглядатай, попав на дружественную территорию, в мгновение ока перевоплотится в контрразведчика и начнет выявлять вражеских лазутчиков. Сановник, в свою очередь, уменьшит административные издержки и позволит сэкономить денежку, а воитель одним своим видом будет мотивировать жителей восхвалять императора/фараона/царя и радоваться жизни вообще. Чем лучше ребята справляются со своими задачами, тем быстрее растут в ранге и тем больше навыков – с нашей, разумеется, помощью – получают в свою копилку. Также в процессе своей деятельности они обзаводятся и дополнительными особенностями, и так называемыми домочадцами (например, женой +4% к усердию) , и предметами, дающими разные бонусы.

    Прокачка полководцев и флотоводцев – всяких благородных вельмож или попросту вояк с высоким социальным статусом – осуществляется по схожему принципу. При этом армии и флотилии, которые персонажи водят за собой, тоже поддаются улучшению за счет так называемых традиций. Если говорить просто, это те же бонусы а-ля +5% к лихой кавалерийской атаке или +10% к абордажу, вот только они никуда не исчезают после смерти командующего, а закрепляются за армией. Если выбирать традиции не абы как, а с выдумкой, то можно создавать этакие военизированные бригады, специализирующиеся на осадах, обороне, безудержном наступлении в лоб или же на чем-то еще.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Искусственный интеллект на просторах стратегической карты ведет себя вполне разумно, хотя есть и странности. Так, противники иногда любят оставлять свои города и столицы без присмотра. Играя за Рим, я захватил Карфаген с первых же ходов армией из 7 пеших отрядов, не встретив сопротивления (возня с плебсами из гарнизона не считается) ни на море, ни на земле. К чести ИИ, он сразу стягивает войска к местам прорыва, но это уже постфактум. Также раздражают попытки удрученного компьютерными мозгами врага взять штурмом уже наши укрепления, но расстраивает не сам факт атаки, а то, какими силами располагает враг. Позвольте, но это смешно, как стек с двумя отрядами гопников-варваров старается взять огромный и величественный Рим, причем не раз и не два – пока полностью их не уничтожишь, они не прекратят корчить из себя камикадзе. По счастью, такой идиотизм встречается редко.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Ну, раз уж речь зашла о мордобитии. Как и во всех прошлых играх серии Total War , можем задействовать функцию автобоя, если не желаем участвовать в сражении. При этом нам разрешают выбрать тактику, которой будут следовать войска. Можно дать им указание идти в атаку, приказать отплясывать от обороны или же заставить сражаться в самом что ни на есть обычном режиме. Система заранее предугадывает результат и показывает, каков будет исход боя и сколько примерно людей у нас останется по итогу. Ключевое слово "примерно". Даже если на экране написано, что нас ожидает чуть ли не стопроцентное поражение, это всего лишь прогноз, а прогнозам свойственно не подтверждаться. Хотя испытывать судьбу все равно не стоит – лучше откатиться на шаг назад и вступить на поле боя в личном, так сказать, порядке, дабы своим примером доказать, что безвыходных ситуаций не бывает.

    Если бог Марс к нам благосклонен, мы побеждаем в сражении и, разумеется, захватываем пленных. Их можно либо отпустить, либо убить, либо продать в рабство. В последнем случае мы получаем рост экономических показателей, но это палка о двух концах – даже Рим, любовь к рабам которого понятна, не может до бесконечности переваривать поток античных гастарбайтеров.

    С захватом городов все более-менее ясно. Мы можем либо оккупировать поселение, либо разрушить, либо разграбить. Но разные культуры слово "грабеж" понимают по-разному. Если приказать сделать это римлянам, те не только все ценности реквизируют, но и в городе на ПМЖ останутся. А вот варвары, получив свое, занимать поселение не станут, а по доброте своей оставят его законному владельцу. Последнему, правда, от этого будет не легче.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Прекрасно, сногсшибательно, красиво, сногсшибательно – какими хорошими словами эту важнейшую часть Total War: Rome II не называй, в любом случае попадаешь в точку. Да, сейчас речь идет уже не о стратегии, а о тактике. Черт возьми, как же долго я ждал этого момента. Как же я хотел нанять пару стеков легионеров, выстроить их всех в боевом порядке, потом медленно, единым фронтом, отправить эту огромную армию на позиции врага. Чтобы печатали шаг, чтоб рожок дудел, чтобы пыль из-под тысяч стоп вздымалась на многометровую высоту. А потом, когда они подойдут на близкое расстояния к противнику и некоторые из них уже будут падать замертво под градом стрел, применить построение "черепаха" и смотреть, как четко и слаженно действует адская машина под названием "римская армия", которая не останавливается, но продолжает идти по трупам варваров, работая по принципу гигантского катка – страшного, безжалостного и беспощадного.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Бравые виртуальные воины еще меньше стали напоминать деревянных солдат Урфина Джуса, хотя куда уж дальше, казалось бы. Движения, мимика, индивидуальные и даже совместные действия на поле боя – все, буквально все вышло на новый уровень качества. За повторяющиеся элементы, будь то внешность, экипировка или вооружение, глазу зацепиться трудно, и всегда, даже если боец походит на своего рядом стоящего "коллегу" как одна капля воды на другую, он хотя бы пятнышком на одежде, царапиной на щите или грязью на ногах, но будет отличаться от оного.

    Конечно, когда в одной куче смешиваются тысячи людей, тебе уже как-то все равно, кто как выглядит и какие у них эмоции отображаются на лице, но частенько игра сама подкидывает интересные сцены. Вот варвар мощным броском перекидывает через себя римского пехотинца, наступает ему одной на грудь и тут же вонзает копье в сердце, провернув его несколько раз, а через секунду сам погибает от предательского удара спину. Вот легионер, оказавшись в окружении, крутится из стороны в сторону, скалясь и размахивая высоко поднятым над головой гладиусом. Вот спартанец поднимает щит, принимая в него два метко кинутых дротика, но следующий снаряд все же достигает цели, после чего бородатый герой сначала падает на колени, а вслед за этим медленно заваливается на бок. Красота!

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Но и это еще не все – специально для любителей острых ощущений в игре имеется специальный режим, который приближает камеру на максимально близкое к выбранному отряду расстояние с последующей возможностью крутить ею в разные стороны – для достижения кинематографического эффекта. Для клепания скриншотов и услады глаз – просто замечательный инструмент. Если, конечно, система позволяет выставить более-менее высокий уровень графики. Я не скажу, что Total War: Rome II – это развлечение исключительно для богатеньких Буратино с мощными компьютерами "кому за пятьдесят", но системы среднего и чуть выше уровней все же едва справляются со своей задачей, подчас выдавая нереально малый уровень FPS. И это на весьма божеских (не путать с божественными) настройках.

    Конечно, свою роль играет и кривоватая оптимизация, но надеюсь, что в будущем эту проблему исправят, так как в момент той же осады, когда противоборствующие армии традиционно для серии Total War образуют "пингвинячий базар" у ворот, играть становится ну просто невозможно. Или когда триремы и прочие биремы в количестве двадцати и более штук начинают веслами размахивать одновременно – вот тут просто вешайся. Не спасает и опциональное выключение всех "картиночных" наворотов.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    На поле могут находиться до 80 отрядов одновременно, то есть по 2 стека с каждой стороны конфликта и по 20 юнитов в каждом стеке. Во время сражения один из двух стеков появляется на поле боя не сразу, а через несколько секунд – в виде подкрепления. Дополнительные отряды, если таковые имеются, начинают поступать в наше распоряжение после уничтожения или же бегства одного из подразделений. Проще говоря, масштабы остались теми же, что и в Fall of the Samurai .

    Многие виды войск располагают специальными способностями. Например, пехотинцы Спарты могут создавать фаланги и даже какие-то подобия построения "каре". Варвары умеют смыкать щиты и подбадривать себя криками, римляне – превращаться в "черепашек", и так далее. Искусственный интеллект не стесняется задействовать в нужный момент скиллы своих отрядов, да и вообще – ведет себя адекватно и благоразумно. Но и глупости иногда совершает, и действия его зачастую предсказуемы донельзя, и в лобовую атакую пойти может – не без этого. Если честно, заявленного разработчиками кардинального улучшения виртуальных мозгов я не заметил – оно вроде и есть, но под категорию "кардинального" явно не подпадает. Глубокие обходы по флангам мы как бы и раньше видели.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Осады в Total War: Rome II бодры и веселы, но общее их число в количественном соотношении уменьшилось, и все из-за нежелания "Креативщиков" опоясывать стенами города, которые не подпадают под статус столицы провинции. Спорное решение, очень спорное, и я уже об этом говорил. По сути, захват "кастрированных" городов – это то же самое сражение в чистом поле, но с возможностью забега в город. И даже в таких "осадах" нужно захватывать ключевые точки, контроль над которыми приводит нас (или нашего врага) к победе. В малых городах "поинт", как правило, один, тогда как в столицах их уже три. И там есть стены. И башни с защитными катапультами да баллистами. И осадные орудия: лестницы на колесиках, "скорпионы" и онагры разных видов, тараны, передвижные щиты – полный набор развлечений для игры в "Царя горы".

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Чтобы победить в столице, нужно либо перебить всех оппонентов, либо захватить большую часть контрольных точек и удержать их в течение некоторого времени, пока численное значение очков победы, которыми располагают защитники, не снизится до нулевой отметки. Подобная система захвата привносит в процесс осады куда больше разнообразия, чем это было раньше – вечеринка" ведь идет не на одном участке, а зачастую на нескольких сразу. Контрольные точки всегда находятся в разных частях города, так что, хочешь ты этого или нет, но войска разделять приходится. А кто знает, какие вражеские силы сконцентрированы возле вон той или вот этой площади? Может, там добрая половина армии собралась, а мы туда отряд рваных плебсов отправили. Это ведь не сразу можно понять, ведь противника мы зачастую просто не видим. Прим: Да, в Rome II есть такая тема – если супостат не находится в поле зрения нашей армии, то до поры до времени он тусуется в режиме "инвизибл". Правда, иногда система работает странно, а бывает, что и просто не работает.

    Полноценные осады, если до них все же добираешься, радуют не меньше, чем обычные сражения, хотя хаоса в них, из-за обилия вокруг сотен разных объектов, бывает гораздо больше. Но спасибо разработчикам за то, что они придумали тактическую карту, развернув которую, мы можем окинуть взором всю местность, определить, где находятся вражеские и союзные подразделения, а заодно и раздать указания, причем последнее действо отнимает обычно раза в три меньше времени и сил, как если бы мы пытались проделать эту операцию в обычном режиме. Да и схематичность радует – все просто, доступно и понятно.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Сражения и штурмы поселений в Total War: Rome II – это увлекательно и задорно, спору нет, но с морскими сражениями дела обстоят чуть хуже. Война на море в большей степени напоминает поединки старых и неповоротливых калош, которые совершают неестественные, резкие движения, стукаются, прилипают друг к другу да время от времени обмениваются "таракашками". В чистом виде "блюдо" весьма пресное, но если разбавить его наземными сражениями, то вкус получается уже совершенно иной. Высадка десанта, обстрел города и вражеских войск, сражения с другими кораблями в прибрежной зоне, поддержка союзников – вот это да, гармонично смотрится. Хотя и тут есть минус – корабли соперника в большинстве случаев категорически не хотят вступать в бой с нашими судами, а сразу разворачиваются в сторону берега и высаживают с них войска. Боятся, что ли?

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Исторических сражений пока что маловато – их аж четыре штуки, среди которых есть и приснопамятная зарисовка под названием "Штурм Карфагена". Честно, когда Джеймс Рассел показывал мне рабочий билд Rome II с этой самой миссией, масштаб происходившего тогда впечатлил меня чуть больше. А вот "Битва при Тевтобургском лесу" срежиссированна и выполнена на отличненько. Римлян действительно жалко. Побольше бы таких миссий, да не в рамках DLC, а просто так – нам на радость.

    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


    А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

    Я бы с большим удовольствием рассказал вам и о сетевом режиме, но моя ревью-версия, к сожалению, его не поддерживает, так что дело за вами! Если судить по отзывам, мультиплеер Rome II очень даже хорош. Однако, каков итог? А каким он может быть, например, на международных соревнованиях по синхронному плаванию? Наши девушки всегда побеждают, мы давно к этому привыкли. Так и с Total War – что не игра, то победа, и к Rome II это относится в полной мере. Впрочем, привычка – дело дурное. Когда-нибудь и тысячелетняя секвойя от старости упадет, и наши синхронистки медали не завоюют, и Солнце потухнет, и нефть закончится – все случится в этом мире, и мы не сможем этому никак помешать, хоть и "привыкли". Но пока этого не произошло, нам следует радоваться тому, что имеем. Rome II , несмотря на малую толику спорных моментов и сугубо субъективных недостатков, держит планку качества на недосягаемом для большинства современных стратегий уровне. Масштабный, красивый, разносторонний и по-хорошему пафосный, он является достойным потомком великолепного и венценосного "Рима" , и не только Rome , но и вся знаменитая серия может им по праву гордиться. Как говорится, два убо "Рима" не падоша, а третьему, надеюсь, быти.

    Total War: Rome 2 – компьютерная стратегическая игра в историческом сеттинге. Была выпущена в 2013 году компанией Creative Assembly. Является одной из самых ярких представителей серии Total War. Она подразумевалась, как игра, которая свершит революцию в жанре стратегий. И она стала таковой, но лишь спустя 4 года после нескольких десятков дополнений и фиксов. Изначально была сырой, не оптимизированной и плохо воспринятой фанатами. Но постепенно все минусы игры начали исправляться и сейчас фанаты серии действительно с теплотой в душе вспоминают часы, проведённые в Total War: Rome 2. Но что же так привлекает игроков в этой в этом творении?

    Историчность

    Действие основной кампании происходит в античные времена, когда Рим был маленькой республикой на Апеннинском полуострове. Он и выступает державой, на которой сконцентрирована вся игра. Помимо римлян, на карте есть и греческие полисы на закате их существования, Карфаген, вражда с которым усиливается с каждым годом, варварские племена, готовые в любой момент наброситься на Вечный город, а также государства Востока, вежливо ожидающие удобного момента для нападения. Все культуры обладают своей самобытностью и отличаются друг от друга. Кроме этого, в игре существуют и дополнительные кампании, повествующие о маленьком временном промежутке, например, войне.

    Там присутствуют и исторические сводки, а также настоящие личности, существовавшие в те времена. Всё это подкрепляется отличным музыкальным сопровождением, передающим дух тех исторических промежутков.

    В Total War: Rome 2 человек играет за одну из фракций. Всего их в игре присутствует около 40 штук. В каждой из них присутствуют уникальные общественные постройки, боевые единицы и бонусы в дипломатии. Игроку придётся приложить все силы, чтобы справиться с полчищами врагов, чтобы не допустить беспорядков внутри своей державы, чтобы установить мировое господство на карте.