• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III – начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284–305).

    Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха – Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

    По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

    Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха – Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

    На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

    Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

    Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

    Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).

    Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

    Память Солунских мучениц А. и Хионии встречается уже в древнейшем вост. Месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в Cod. Vat. Gr. 1660 (916). А., Хиония, Ирина и три др. благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после 1-го эдикта Диоклетиана от 23 февр. 303 г., а затем вторично после 4-го (зима 304), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к рим. правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христ. книги, хранение к-рых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой рим. администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. А. и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по др. версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осужденных житие не сообщает.

    История А., Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия) была впосл. включена в житие св. Анастасии Узорешительницы , и действие перенесено в Аквилею . Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила. После его смерти и первого допроса Диоклетиан передает мучениц Дулкитию, к-рый вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передается Сиссинию, он выносит приговор А. и Хионии, а за Ириной, после ее чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, пораженная стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций А., Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы.

    Древние акты были известны Гросвите Гандерсгеймской (X в.), к-рая посвятила этому сюжету своего «Дулкития». Лат. перевод их был выполнен кард. Г. Сирлето (XVI в.) и использован Л. Сурием и Т. Руинартом. В оригинале они были впервые изданы П. Франки де Кавальери, а затем Г. Музурилло.

    Близ Фессалоники святым мученицам была посвящена базилика. Сохранилась греч. служба (Codd. Paris. 13, 1573, 1574, 1561, 341; Laur. I 70; Vatoped. 1104). Пространное житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития святых мучениц (пространное и краткое стишное - под 16 апр., краткое нестишное - под 22 дек.) были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 81, 253-254).

    Гимнография

    Типикон Великой ц. (X в.) предписывает праздновать «страсть святых Агапии, Хионии и Ирины» 3 апр. (Mateos. Typicon. P. 262), тогда как в К-польском стишном Синаксаре XI в., составленном придворным поэтом Христофором Митилинским , их память обозначена 16 апр. Также в различных редакциях Студийского устава память этих святых указывается иногда 3 апр. (напр., Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 452), а иногда - 16 (Мессинский Типикон; студийская служебная годовая Минея. Т. 3 - XII в. РНБ. Греч. № 227). В Иерусалимском уставе празднование их памяти четко закрепляется за 16 апр. Канон Иосифа Песнописца (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), зафиксированный в Минеях студийского типа (напр., XII в. ПБ. Греч. № 227. Л. 52об.- 53), с акростихом (не указан в слав. печатной Минее) « Χριστοῦ προσοίσω Μάρτυσι θεῖον μέλος» , вписанным в тропари и богородичны, и седален в совр. печатных Минеях, греч. и слав., совпадают; кондак еcть только в слав. (« »), а стихиры мученицам на «Господи воззвах» различны. Из рукописей XII-XIV вв. (XII в. Barb. Gr. 450. Fol. 62v - 64; XIV в. Patm. 901. Fol. 72-75v) известен канон Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), не вошедший в печатные Минеи (« ̓Αγνεία κοσμήσασα τὴν ψυχήν» ), с алфавитным акростихом. Согласно италийской редакции Студийского устава Мессинскому Типикону (1131), этим мученицам полагается служба с Аллилуия (Arranz. Typicon. P.145), как и в рус. Типиконах - первопечатном 1610 г. и принятом в наст. время.

    Иконография

    Образы А., Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII-IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках ц. Санта-Мария-Антиква, VII в., и ц. Сан-Мартино-аи-Монти, 847-855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, 2 из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках. В визант. искусстве получил распространение др. тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии - Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 36r.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 110) - А. и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, кон. XVI в. (ГТГ), на вологодской минейной иконе, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ). Мученичество А., Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II - 2 мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья - рядом, пронзенная мечом, святые облачены в туники и мафории (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 267); в настенном минологии кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной А.- на фреске настенного минология нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия), 1348-1350 гг.

    Ист.: BHG, N 34, 81-82; ActaSS. Apr. T. 1. P. 245 sq.; MartHieron. P. 169 sq.; AHG. Vol. 8. P. 185-199, 412-413; Franchi de Cavalieri P . Il testo originale degli atti delle SS. Agape, Irene e Chione // ST. 1902. T. 9. P. 1-19; The Acts of Christian Martyrs / Introd., texts and transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 281-293; Knopf R . Ausgewählte Martyrerakten. Tüb., 19654. S. 95-100; Halkin F . Légendes grecques de «martyres romaines». P., 1973 (SH; 55). P. 89-157; ЖСв. Апр. С. 232-243.

    Иконогр.: MenolBas. Tab. 267; Sch ü tz L . // LCI. Bd. 5. Sp. 42; Wilpert . Bd. 1. S. 334-335; Bd. 2. S. 710-711. Fig. 304; Bd. 4. Tf. 205; Restle . Bd. 3. N 201, 218; Millet . Athos. Tf. 165; Roeder H . Saints and their attributes. L.; N. Y.; Torоnto, 1955. P. 267; Soares E . Inventario de coleccao de Registros de Santos. Lisboã, 1955. N 04703; Reau . Vol. 3/1: Iconographie des Saints. A-F. P. 26; Миjовић . Менолог. С. 336; Антонова, Мнёва . Каталог. Т. 2. № 502; Евсеева . Афонская книга. С. 296. № 145.

    А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова

    Память святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии совершается в Православной Церкви 29 апреля по новому стилю.

    Великое гонение на христиан
    Сестры-мученицы Агапия, Ирина и Хиония пострадали за веру и Христа во время правления римского императора Диоклетиана во второй половине III века. Этот правитель отличался большой жестокостью и ненавистью к христианству, которое к третьему столетию уже распространилось по всей Римской империи. Диоклетиан считал необходимым всячески поддерживать в своей стране поклонение римским божествам, поскольку видел в язычестве опору своей власти. За время его правления было замучено и казнено множество людей, не побоявшихся исповедать себя последователями христианской веры. Император издал большое количество эдиктов, направленных против всех граждан империи, которые отказывались совершать языческие жертвоприношения. Православная Церковь особо прославляет тех святых, которые прославили Христа мученической кончиной. В православных храмах издавна существовала традиция располагать иконы святых мучеников на столбах, несущих свод здания, поскольку это символизировало то, что святые, пролившие кровь за веру и Христа, стали столпами Православной Церкви, свидетельствующими об истинности христианского учения.

    Святые сестры-мученицы
    О святых сестрах Агапии, Ирине и Хионии нам известно, что они были родом из города Аквилея, расположенного в северной Италии. Хотя девушки рано остались сиротами, но заботу о них взял на себя некий священник Зенон, наставлявший сестер в христианской вере и опекавший их. Когда он скончался, то святой Анастасии, также жившей в Аквилеи и получившей впоследствии имя Узорешительницы за смелое служение заключенным в темницах христианам, было видение, в котором ей было сказано о скорой мученической кончине сестер. Поспешив к девушкам, святая Анастасия ободряла их и готовила к грядущему подвигу.
    Вскоре предсказание совершилось и святые девы были схвачены и приведены к императору. Диоклетиан был поражен их красотой и пообещал найти богатых и знатных женихов из своих приближенных, если девушки откажутся от христианства и принесут жертву кому-либо из божеств римского пантеона. Однако ни одна из сестер не согласилась на это, и тогда император отправил их к своему наместнику Дулкитию, чтобы тот добился отречения. Однако для Дулкития, отличавшегося большой развратностью, важнее было не то, чтобы три красавицы-сестры принесли жертву языческим богам или хотя бы вкусили идоложертвенную пищу, но то, чтобы они удовлетворили его нечистую страсть. Когда же Агапия, Ирина и Хиония отказались выполнить пожелание наместника, то он решил устроить моральную пытку для чистых и невинных девушек. По его повелению сестры были приведены из темницы во дворец, где Дулкитий повелел в присутствии всех содрать с них одежды. Однако совершилось чудо: воины не могли снять одеяния, которые словно приросли к телам сестер.
    Услышав о том, что наместник не может справиться с возложенной на него задачей, император Диоклетиан был разгневан и повелел предать сестер казни. Житие повествует о том, что Агапия и Хиония были сожжены, а Ирину отвели в публичный дом, однако и там она была сохранена чудесным образом от поругания, и тогда святой мученице отрубили голову. Святая Анастасия Узорешительница, узнав о подвиге и кончине сестер, погребла их тела.

    Икона святых сестер-мучениц
    Обычно трех сестер Агапию, Ирину и Хионию изображают на иконах вместе, так как они были не только всю жизнь неразлучны, но также приняли втроем мученическую кончину. Фрески с изображением святых нередко встречались в раннехристианском церковном искусстве, где девы писались с венцами мученической славы в руках. Позже появились иконы, на которых изображали святых Агапию и Хионию, сжигаемых на костре, а Ирину – в момент усекновения ее главы.

    Тропарь, глас 1:
    Агницы словесныя, Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу, течение скончавше, и веру соблюдше. Темже днесь радостною душею совершаем, досточуднии, святую вашу память, Христа величающе.

    Кондак, глас 4:
    Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

    Величание:
    Величаем вас, страстотерпицы святыя Агапие, Ирино и Хионие, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

    Молитва (стихиры на «Господи воззвах»):
    Девство нетленно, / мучение всечудно Христу принесосте, / честныя девы, низложивше шатание / прелести безбожное силою крестною, / мужественным разумом. / Темже вся Христова Церковь празднует святую вашу память, / светоносную и нарочитую. Хионии страданию и Агапии сопротивлению, / Ирины мученицы неодолению лицы Ангельстии / блаженнии яве удивишася, / како, мужественными сплетении врага / невидимаго разразивше, / победы венец от руки Живоносца богатно прияша. Огнем скончаваеми, / разжженным смыслом пламень погасисте суетства / и, свещу неугасшу душевную соблюдше, / внидосте со Христом в чертог Небесный, / чудесными же искрами страсти пожгосте, / страстоносицы, / демонов же полки страдальчески победисте.

    Агапия, Ирина и Хиония

    Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские
    Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία
    Смерть:
    День памяти:

    16 апреля; сир. - 2 апреля; греч. - 22 дек. (со святыми Анастасией и Хрисогоном); католич. - 1 или 5 апреля, 25 декабря

    Подвижничество:

    мученическая смерть

    Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские (Солунские или Иллирийские) (греч. Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία , «Любовь, Мир и Снежная») - три святые христианские мученицы IV века .

    Житие

    Древнейший вариант жития

    Память Солунских мучениц Агапии и Хионии встречается в древнейшем восточном месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития (который восходит к протоколам их допросов), сохранился только в Cod. Vat. Gr. 1660 (916)

    Дополненный вариант жития

    Затем история их мученичества, так же как история мученичества святых Феодоты и Еводия была включена в житие святой Анастасии Узорешительницы, в связи с чем действие переносится в итальянский город Аквилею .

    Рано осиротев, сестры были благочестивыми христианками, отказывались выходить замуж и следовали духовному руководству священника Зинона (Зоила), которому вскоре во сне было открыто, что он скончается, а юным девам суждено мученичество. То же явление было находившейся в Аквилее великомученице Анастасии Узорешительнице , которая отправилась к сестрам и воодушевила их мужественно принять мученический венец.

    Вскоре действительно Зинон скончался, а девушек арестовали и отправили на суд к императору Диоклетиану . Несмотря на уговоры, девушки отказались отречься от Христа. Диоклетиан отправлялся в Македонию, туда же увезли сестер и отдали на суд правителю Дулкицию. Последний прельстился их красотою и пообещал им спасение, если они удовлетворят его страсть. Но девушки отказались, и он отправился к ним ночью. Но его поразила невиданная сила, он потерял рассудок, попал на кухню, где перепачкался в саже и был с трудом узнан стражей. Он решил, что девушки околдовали его и решил отомстить. На суде он приказал обнажить их, но воины не сумели этого сделать, так как одежды будто приросли к девушкам. На суде Дулкиций внезапно заснул чудесным беспробудным сном, который продолжался, пока его не внесли обратно в дом. Диоклетиану сообщили о происшедшем, он разгневался на судью и перепоручил их дело судье Сисинию. Последний допросил дев, никто из них не отрекся. Он приказал сжечь Агапию и Хионию заживо, а младшую сестру Ирину оставил напоследок. Но когда пламя погасло, стало видно, что тела и одежда мучениц не опалены огнем, а лица покойных преисполнены спокойствия.

    На следующий день Сисиний судил Ирину, пугая её участью сестер и угрожая отдать на поругание в блудилище. Ирина отвечала со спокойствием, что и в таком случае душа её не осквернится отречением от Христа. Когда солдаты вели Ирину на блудилище, к ним подошли два светлых воина и сказали «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем прийти к нему и доложить о выполнении приказа», что и было исполнено. Это были ангелы, которые её спасли от надругательства. Сисиний с отрядом отправился к горе и увидел на её вершине девушку. Они не могли подняться наверх, и один из солдат убил её стрелой из лука. Тела дев погребла святая Анастасия .

    В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций Агапия, Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы .

    В культуре

    • Гросвита Гандерсгеймская (X в.) посвятила этому сюжету своего «Дулкития».

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Агапия, Ирина и Хиония" в других словарях:

      Агапия, Ирина и Хиония Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские оригинальное имя Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία … Википедия

      Великомученица Ирина (пелена древнерусского шития) Ирина (греч. Αγία Ειρήνη) имя ряда святых, мучениц христианской церкви: Ирина Аквилейская, святая мученица, пострадала при императоре Диоклетиане. По преданию, она была сначала отведена «в… … Википедия