• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Дидактические (словесные) игры по развитию речи

    «Что за предмет?»

    Цель: учить называть предмет и его описывать.

    Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

    «Угадай игрушку»

    Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

    Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

    Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

    «Кто больше увидит и назовёт»

    Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

    Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

    «Сорока»

    Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

    Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка - птица Сорока.

    Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

    (Воспитатель раскладывает предметы)

    Сорока, сорока
    Отдай нам мыльце

    Не дам, не отдам
    Возьму ваше мыльце
    Отдам моему сорочонку умыться.

    Сорока, сорока
    Отдай нам иголку!

    Не дам, не отдам.
    Возьму я иголку
    Сорочку сошью своему сорочонку.

    Сорока, сорока,
    Отдай нам очки

    Не дам, не отдам.
    Я сама без очков,
    Прочесть не могу сорочонку стихов.

    Сорока, сорока.
    Отдай нам звоночек.

    Не дам, не отдам.
    Возьму я звоночек.
    Отдам сорочонку - звони мой, сыночек.

    Воспитатель:

    Ты, сорока, не спеши
    Ты у деток попроси.
    Все тебя они поймут.
    Всё что надо подадут.

    Воспитатель:

    Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

    Воспитатель:

    Дети, что для этого нужно сороке?

    (Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.

    Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

    Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

    «Олины помощники»

    Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

    Материал: кукла Оля.

    Ход. - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

    Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

    Что это? (Это ноги)

    Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

    «Разноцветный сундучок»

    Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

    Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

    Ход. Воспитатель:

    Я картинки положила

    В разноцветный сундучок.

    Ну-ка, Ира, загляни-ка,

    Вынь картинку, назови.

    Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

    «Скажи, какой?»

    Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

    Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

    Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

    «Волшебный кубик»

    Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

    Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

    Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

    «Необычная песенка»

    Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

    Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

    «Эхо»

    Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

    Ход. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

    «Садовник и цветы»

    Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

    Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

    «Кто больше действий назовёт»

    Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

    Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

    Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

    Например:

    Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

    Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

    Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

    «Козлята и волк»

    Цель. Заканчивать сказку по её началу.

    Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

    Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

    Воспитатель: зайчик говорит….

    Дети: не бойтесь меня, это я - маленький зайчик.

    Воспитатель: Козлята угостили его….

    Дети: морковкой, капустой…

    Воспитатель: потом они стали…

    «Разбуди кота»

    Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

    Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

    Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

    Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

    «Ветерок»

    Цель. Развитие фонематического слуха.

    Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

    Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

    «Буратино-путешественник»

    Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

    Материал. Кукла Буратино.

    Ход. Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

    Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

    Зевают, отдыхают, спят…

    Пляшут, поют, кружатся…

    Был Буратино в детском саду, когда дети:

    Приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

    Обедают, благодарят…

    Одеваются, прощаются…

    Лепят снежную бабу, катаются на санках

    «Прятки»

    Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

    Материал. Мелкие игрушки.

    Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

    Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

    «Почтальон принёс открытку»

    Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

    Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

    Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

    В дверь кто-то стучит.

    Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

    Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

    Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

    «Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

    Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

    Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

    Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

    Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)

    Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

    Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

    Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

    Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

    Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

    Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки)

    «Режим дня»

    8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

    «Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

    Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

    «Назови три слова» (активизация словаря)

    Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

    Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

    «Кто кем хочет стать?»

    (употребление трудных форм глагола)

    Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

    «Зоопарк» (развитие связной речи).

    Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

    1. Внешний вид;
    2. Чем питается.

    Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

    «Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

    В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

    Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

    Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".

    Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

    Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".

    Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

    Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".

    Ребёнок: "А мой - красной лентой".

    Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".

    Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".

    Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".

    Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".

    Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".

    Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

    «Кто кем был или что чем было»

    (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

    Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

    «Назови как можно больше предметов»

    (активизация словаря, развитие внимания).

    Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

    «Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

    Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

    По дороге шёл жучок,
    Песню пел в траве... (сверчок).

    Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

    "Назови части предмета"

    (обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

    Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

    I вариант: дети по очереди называют части предметов.

    II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

    Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников

    Автор . Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида»
    Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

    Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
    Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

    Кланяется, кланяется,
    Придет домой – растянется.
    (Топор)

    Зубастый зверек
    Грызет со свистом дубок.
    (Пила)

    Толстый тонкого побьет,
    Тонкий что-нибудь прибьет.
    (Молоток и гвоздь)

    Деревянная река,
    Деревянный катерок,
    А над катером струится
    Деревянный дымок.
    (Рубанок)

    Игра «Веселая олимпиада»

    Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
    Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

    Ростом мал, да удал,
    От меня ускакал.
    (Мяч)

    Плывет белый гусь
    Брюхо деревянное,
    Крыло полотняное.
    (Яхта)

    Льется речка – мы лежим,
    Лед на речке – мы бежим.
    (Коньки)

    Деревянные кони по снегу скачут,
    А в снег не проваливаются.
    (Лыжи)

    Когда весна берет свое,
    И ручейки бегут звеня,
    Я прыгаю через нее,
    А она – через меня.
    (Скакалка)

    По дороге едут ноги
    И бегут два колеса.
    У загадки есть ответ:
    Это мой …
    (Велосипед)

    Игра «Звуки перепутались»

    Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
    Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

    Нашла я сливе … кофточку,
    Надела Феня … косточку.

    Созрел на дереве … кафтан,
    Зимой надел я … каштан.

    На дерево уселся … граф,
    Живет в красивом доме … грач.

    Зазеленели в парке … детки,
    И на прогулку вышли … ветки.

    В лесу летают летом … кошки,
    Охотятся на мышек … мошки.

    Когтистые у киски … тапки,
    У Вики новенькие … лапки.

    Далеко идти мне … пень,
    Лучше сяду я на … лень.

    Цель. Развивает речевое творчество детей.
    Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

    С неба все скользят пушинки –
    Серебристые … (снежинки)

    Архитекторы – творцы
    Строят чудные … (дворцы)

    Жил да был веселый гном.
    Он в лесу построил … (дом)

    В этом доме, ты мне верь,
    Заперта надежно … (дверь)

    Затвердела снега корка,
    Будет скользкой наша … (горка)

    У малышки – погремушка
    Очень шумная … (игрушка)

    Знает наша детвора:
    Прятки – лучшая … (игра)!

    Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр

    Задание 2: Составление предложения по трем картинкам (например: бабушка, нитки, спицы).

    Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.

    Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

    Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.

    Критерии оценки уровня выполнения заданий приведены в таблице 1.2.

    Критерии оценки уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам

    Уровень выполнения задания

    Оценка в баллах

    Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание.

    Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

    Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

    Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.

    Для этого мы использовали знакомую детям сказку «Теремок». Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

    Критерии оценки уровня выполнения задания по пересказу текста

    Уровень выполнения задания

    Оценка в баллах

    Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста

    Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста

    Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента

    Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена 1 балл.

    Задание выполнено неадекватно

    Задание не выполнено

    Диагностическая карта задания №3

    Результат диагностики (в баллах)

    Задание 4: Составление рассказа по Серии сюжетных картинок.

    Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

    Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.

    Инструкция . Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. По трем сюжетным картинкам дети составляли рассказ «Кормушка». Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.

    Критерии оценки уровня выполнения задания на составление рассказа по картинке

    Уровень выполнения задания

    Оценка в баллах

    Самостоятельно составлен связный рассказ

    Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок

    Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь

    Ротару:В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...
    Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...
    Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…
    Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це...
    Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...

    Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету

    Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.

    Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

    Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях.

    Критерии оценки уровня выполнения задания на сочинение рассказа на основе личного опыта

    Уровень выполнения задания

    Оценка в баллах

    Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы

    Работа, которую точно примут

    Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т. д.
    PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
    Рекомендуем скачать работу.

    © 2000 - 2016, ООО «Олбест»
    Все права защищены

    Словесные дидактические игры для развития словаря детей с ОНР [Опыт работы по реализации проекта]

    Опыт работы по реализации проекта
    Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    В последнее время все больший процент занимают дети с общим недоразвитие речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словаря не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.

    Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

    Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.

    В рамках проекта был составлен комплекс специально подобранных словесных игр и упражнений.

    В ходе реализации мы столкнулись с некоторыми трудностями. Несмотря на значимость игр и упражнений в развитии ребенка, у многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и их использования в коррекционно-педагогическом процессе. В результате чего применение игр и упражнений ограничено. Поэтому была проведена дополнительная работа с воспитателями в форме семинаров-практикумов по расширению знаний о дидактических играх и их организации, консультаций по теме «Применения словесные дидактические игры и упражнения в коррекционно-педагогическом процессе», мастер-класс по изготовлению.

    Существуют большие возможности использования словесных дидактических игр и упражнений как воспитателю, так и логопеду.

    Логопед, в основном, проводил со всей группой детей на занятиях. Дидактические игры давались детям с определенным содержанием и правилами. Они в основном были направлены на расширение представлений о предметах, их качествах. В этих играх и упражнениях у детей не только обогащался словарь, но и развивалось внимание, память логическое мышление. Дидактическая игра, таким образом, становилась незаменимым средством преодоления различных трудностей у детей с ОНР.

    Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений и должен владеть приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. В режиме дня ребенка примерно 7 часов занимают бытовые процессы. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, которые создаются при этом, становятся основой для чувственной базы речи. В процессе реализации проекта воспитатели, заранее продумав организацию работе, все ситуации, связанные с выполнением режима дня, использовали как основу для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения.

    И еще один момент: работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имел возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь.

    Дидактические игры и упражнения, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, поэтому было важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно их проводить. Решая этот вопрос, воспитатели, прежде всего, устанавливали степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. Самый благоприятный период – это после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры и упражнения, а также интересно поиграть в уже знакомые.

    Подчеркнем, что не вся словарная работа осуществлялась воспитателем; он, как правило, ограничивается лишь обиходно-бытовой лексикой. Словарная работа проводилась на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

    Для оценки результативности проекта была проведена диагностическая работа. Выявлено, что у детей, с которыми был реализован проект, показатель развития словаря выше, чем у группы, с которой дидактические игры и упражнения не проводились.

    Таким образом, использование словесных дидактических игр и упражнений способствуют развитию словаря детей и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

    Данное направление работы актуально и для детей с нормальным речевым развитием, так как и у них отмечаются трудности в овладении словаря.

    Порядина Анна Ивановна,
    учитель-логопед

    Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп


    Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе.

    Вместе с расширением круга знаний происходят изменения в характере умственной деятельности, возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы лежит процесс понимания, который строится на анализе и синтезе. В результате развития мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети хотят понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. С развитием логического мышления развивается способность устанавливать, раскрывать разнообразные связи, существующие в действительности между предметами и явлениями и внутри каждого из них.
    Детям б-7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам - вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.
    Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы соревнования. У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.
    Что же представляет собой словесно-логическое мышление детей 6-7 лет?
    Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. В возрасте 6-7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделить, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.
    В пределах имеющегося опыта дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и явлениях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их в зависимости от глубины знаний о предметах. Способность ребенка к таким разнообразным умственным действиям свидетельствует о том, что в этом возрасте у него активно развивается словесно-логическое мышление.
    Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей, условно разделены на четыре группы. В. каждой группе определены общие мыслительные задачи. Так, например, известно, что сравнивать предметы детям легче, чем обобщать и классифицировать их, поэтому игры н^ сравнение предметов предлагаются раньше, чем на классификацию и обобщение. И внутри групп игры расположены по степени трудности игровых задач.
    При проведении словесных игр со старшими детьми меняется и роль воспитателя: он больше советует, помогает, поощряет находчивых, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.
    Детям представляется большая самостоятельность не только в выборе самой игры, но и в творческом решении ее задач.

    I. ИГРЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ, ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ

    Что значит находить наиболее характерные признаки предмета? Это значит находить те признаки, которые отличают один предмет от других. Если, например, нужно указать, чем стол и стул отличаются друг от друга, то необходимо будет сказать об их назначении, т. е., что за столом едят, занимаются, работают и т. д., на стуле сидят. Но если нужно выделить признаки, отличающие стул от табуретки, то признак, что на стуле сидят, не будет главным, отличающим его от табуретки. Главным отличительным признаком в данном случае будет наличие спинки. Или, если сравнивать диван и стул, главным признаком, различающим их, будет то, что на стуле может сидеть один человек, а на диване - несколько.
    Прежде чем приступить к играм первой группы, рекомендуется провести занятие-беседу. Содержание этого занятия сводится к следующему: воспитатель говорит детям, что людей окружает много предметов, что предметы бывают сходные и отличающиеся друг от друга, каждый имеет свою форму, цвет, он для чего-то нужен человеку и т. д. Предметы сами как бы рассказывают о себе. «Давайте придумаем, что могла бы рассказать о себе книга», - предлагает воспитатель.
    Дети рассказывают: «Я сделана из бумаги, сшита из листиков, умею интересно рассказывать сказки, рассказы. У меня красивая обложка, яркие картинки». «Как интересно рассказала о себе книга! Мы сразу узнали ее»,- говорит воспитатель. Так можно предложить «рассказать о себе» телевизору, яблоне и т. д. Окончить занятие можно загадками об овощах, цветах, животных и др.
    Когда воспитатель убедится, что дети поняли, как нужно описывать характерные признаки предметов, он предлагает игру «Отгадай-ка».

    Отгадай-ка

    Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
    Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
    После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем пере-дает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
    Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Если игра проходит во время занятия и, значит, в ней принимают участие все дети группы, длительность ее будет 20-25 минут.
    В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
    Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).

    Цель игры. Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
    Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин.
    Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».
    Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» - говорит воспитатель и с мячом садится на стул.
    Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место.
    Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.
    Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочередно.
    Дети, «купившие» игрушки, играют затем с ними в комнате или на прогулке.
    Игру в «магазин» лучше проводить после сна перед самостоятельными играми.
    Воспитатель приносит в «магазин» и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.
    Примечание. По такому же принципу проводится игра «Магазин цветов», где дети описывают комнатные растения, их листья, стебель, цветок.

    Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
    Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется
    она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из нас, а мы по его рассказу узнаем, кто же из нас потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», - говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалки.
    Воспитатель следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей, как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
    Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!». И тогда диктор платит фант, который в конце игры выкупается.

    Где был Петя?

    Цель игры. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей.
    Ход игры. Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.
    Воспитатель рассказывает: «Давайте представим, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Вместе со своей воспитательницей он пошел осматривать детский сад. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать вы все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию».
    Если дети уже знакомы с играми «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», они должны самостоятельно, без помощи воспитателя дать описание отдельных комнат и труда взрослых детского сада.
    Приводим примерные описания, данные детьми: «Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого
    белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная.) «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая». (Зал.)
    Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском саду, он считается проигравшим.
    Вариант 2. Можно усложнить эту игру. Воспитатель при ее повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описывают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участка другой.
    Воспитателю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать одно и то же различными словами. Так, например, ребенок описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами, соками, компотами: в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было прохладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспитатель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище».
    Воспитатель подтверждает правильность ответов детей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно назвать по-разному».
    Вариант 3. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель говорит детям: «Мы с вами хорошо знаем наш город (или район), мы ходили с вами на экскурсию, видели, какие учреждения, здания, улицы есть в городе. А вот Петя только недавно приехал в наш город. Расскажите, где он уже побывал и что увидел. А мы отгадаем». Дети рассказывают о библиотеке, школе, кинотеатре, главной улице и т. д.
    Воспитатель помогает детям выделить наиболее существенные отличительные черты описываемого объекта, уточняет знания детей. Например, Ира дала такое описание: «Петя зашел в дом. Там было много полок с книгами, люди стояли и рассматривали их». По этому описанию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или в библиотеке? Воспитатель уточняет рассказ ребенка: «Книги там продавали или выдавали?» - «Выдавали». - «Куда же попал Петя?» Дети отвечают;
    «В библиотеку». - «Что же было главным в описании Иры?» -спрашивает педагог. «То, что книги там выдавали». - «Кто выдавал книги?» - «Библиотекарь». - «А кто продает книги?»-«Продавец». - «Где работает продавец?»--«В магазине». Так воспитатель уточняет и углубляет знания детей об окружающем.
    Можно использовать и другие варианты.
    Вариант 4. Воспитатель рассказывает о том, что Петя уехал с родителями отдыхать. Дети должны рассказать, куда бы мог поехать Петя и что бы он мог там увидеть.
    Например, было дано такое описание: «Петя приехал к бабушке. Пошел с ней гулять и увидел длинный-длинный сарай, в нем было много свиней. Там их кормили, они ели и хрюкали». Дети отвечают: «Петя побывал в колхозе».
    Воспитатель, активизируя мышление детей, их словарь, предлагает подумать, можно ли ответить по-другому. Дети дают такие ответы: «Петя побывал на свиноферме, в деревне».
    «Все ответы правильные», - подводит итог воспитатель.
    Вариант 5. В следующий раз воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что бы мог увидеть Петя, если бы он был путешественником. Дети рассказывают об Африке, Арктике и т. д., используя имеющиеся у них знания, полученные в детском саду и дома. Воспитатель уточняет и углубляет знания детей, стремится обогатить их словарь.
    Вариант 6. Воспитатель говорит детям о том, что Петя очень любит читать книги, и предлагает: «Пусть он расскажет о каком-либо герое книги, а мы узнаем, какую книгу прочитал Петя». Предупреждает, что рассказывать можно только про тех героев, о которых читали всем в детском саду, иначе не все смогут отгадать.

    Приводим несколько рассказов детей:
    "Маленькая девочка очень любила свою бабушку, она ходила к ней в гости в лес, носила ей пирожки и молоко, по дороге собирала цветы".
    "Жили старики у самого синего моря. Старик ловил рыбу, а старуха его все время ругала, она была злая, привередливая".
    «Дедушка был очень добрый. Наступила весна, растаял лед, речка разлилась, и зайцы не знали, куда им спрятаться. Он подплыл к ним на лодке и спас их».

    Дети могут и сами придумывать игры про Петю. «Пусть Петя узнает, как называется эта песня», - предлагает Таня. Кто-либо из ребят или все вместе напевают слова песни, а водящий должен вспомнить ее название и автора. Воспитатель поощряет творческую самостоятельность. В конце игры он может предложить детям зарисовать то, о чем они рассказывали в игре «Где был Петя?».

    Что это за птица?

    Цель игры. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
    Ход игры. Эта игра требует большой предварительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.
    Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова (см. ниже). Вот, например, как в такой игре водящий описывает журавля:
    Есть у меня птица
    Вот такая, вот такая! -
    показывает руками, какой величины у него птица. Все играющие говорят:

    Водящий:
    Крылья у птицы
    Вот такие, вот такие! -
    и показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы. Все играющие:
    Летит, летит птица, К нам летит!
    Водящий:
    Клюв у этой птицы Вот такой, вот такой!
    Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т. д., и заканчивает вопросом:
    Что это за птица к нам прилетела? Ну-ка догадайся, что это за птица?
    На вопрос отвечают не все дети хором, а кто-нибудь один - на кого укажет водящий. Если ребенок ответит правильно, дети говорят:
    Вот какая птица к нам прилетала! Вот какая птица к нам прилетела!
    Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание той птицы, которую он загадал.
    Если ответ ребенка был неправильным, водящий говорит ему:
    Не такая птица к нам прилетела! Не такая птица к нам прилетела!
    Потом он обращается к другому играющему и повторяет свой вопрос:
    Что за птица к нам прилетела? Ну-ка догадайся, что это за птица?
    Названный водящим может отгадывать только один раз.
    Новый водящий описывает какую-нибудь другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону, петуха, гуся.
    Возможен и другой вариант этой игры. Дети дают описание различных зверей: тигра, зайца, лисицы, слона, оленя и многих других. Надо только изменить слова:
    Есть у меня зверь Вот такой, вот такой!
    Все приговаривают слова:
    Бежит, бежит, зверь, К нам бежит! И т. д.

    Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
    Ход игры. Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра
    так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.
    Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» - «Нет». «На стене?»- «Нет». «На потолке?» - «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» - «Да». «Лампочка?» - «Да».
    Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».
    Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» - «На полу». «Нужно было их называть?» - «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», - предлагает воспитатель. «Он квадратный?»- «Да». «В рамочке?» - «Да». «На нем нарисованы цветы?» - «Да». «Картина?» - «Да».
    Вариант 2. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».
    Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, он задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»
    По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

    II. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ, СОПОСТАВЛЯТЬ, ЗАМЕЧАТЬ АЛОГИЗМЫ, ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

    Прежде чем приступить к таким играм, воспитатель проводит с детьми занятие-беседу. В беседе он напоми-нает о том, что предметы, окружающие людей, очень разнообразны, в них есть и различия, и сходство. «Сейчас я назову два предмета, а вы расскажете, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, - обращается он к детям. - Посмотрите на стол и стул и сравните их».
    Обычно дети начинают называть признаки различия, это легче:
    - На стуле сидят, на столе пишут, рисуют, едят.
    - Стол больше стула, - продолжают они.
    - У стола нет спинки, а у стула есть.
    - У стола высокие ножки, а у стула - ниже.
    - У стола есть крышка, а у стула сиденье.
    «Вы сказали, чем похожи стол и стул или чем они не похожи?» - спрашивает воспитатель. - «Чем они не похожи».- «Правильно, вы назвали признаки различия, т. е. чем они отличаются друг от друга. А чем они похожи? Есть у них что-нибудь общее, похожее?» Эту задачу детям решить труднее, и поэтому воспитатель может помочь им дополнительными вопросами: «Посмотрите, из чего сделаны стол и стул, какого они цвета» и др.
    Дети отвечают:
    - У стола и стула одинаковый цвет. Они желтые.
    - И стол и стул сделаны из дерева.
    - У них острые углы.
    - У стола и стула по четыре ножки.
    - И стол и стул - это мебель.
    Воспитатель подводит итог: «Сейчас вы назвали признаки сходства, т. е. чем похожи друг на друга стол и стул. Значит, эти предметы чем-то похожи и чем-то отличаются один от другого. Вы сами это заметили. А теперь сделаем по-другому. Я вам расскажу о двух предметах, назову, чем они отличаются друг от друга и чем они похожи, а вы постарайтесь узнать их по моему описанию». И воспитатель дает, например, описание двух домашних животных -коровы и лошади. Затем он предлагает детям рассказать о двух предметах, назвать, чем они отличаются и чем похожи. Остальные дети будут отгадывать.
    Это задание трудное, оно не сразу выполняется деть-ми правильно, и воспитателю приходится уточнять описания детей, помогать им. Например, ребенок загадывает: «Одно дерево колючее, а другое - не колючее». Воспитатель уточняет: «У колючего дерева маленькие иголки, у второго дерева кора гладкая, белого цвета». После уточнения дети могут отгадать, что это ель и береза.
    Когда дети усвоят, как находить признаки сходства и различия предметов, воспитатель предлагает им игру «Похож - не похож».

    Похож - не похож

    Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
    Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож - не похож».
    Обращаясь к детяй, он говорит: «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте (пауза). У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать».
    Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.
    Примеры загадок, придуманных детьми.

    Галя. «Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит» (божья коровка и майский жук).
    Ира. «Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое - рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо» (лисица и волк).
    Сережа. «Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо (трактор и грузовик).

    Воспитатель предлагает в следующий раз выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают это задание и дают описание, например, кошки и котенка, ели и сосны, дивана и скамейки и др.
    Дети старшего возраста любят игры в небылицы.
    В процессе этих игр у них развивается связная, образная речь, воспитывается понимание юмора, умение самому пошутить. Эти игры повышают интерес детей к приобретению новых знаний.
    Перед тем как проводить игру, воспитатель выясняет, знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали. Дети отвечают, что небылица - это выдумка, то, чего не бывает в жизни, небылицы часто встречаются в сказках. Если они не смогут ответить, воспитатель сам скажет им об этом.
    Он предлагает детям рассказать какую-нибудь небылицу из знакомых сказок. Дети вспоминают: «Красная Шапочка не могла выйти живой из брюха волка», «Гуси не могут унести на крыльях Иванушку», «Рыбка не может делать чудеса», «Звери не умеют разговаривать» и т. д.
    После того как дети научатся замечать небылицы, воспитатель читает им произведение с небылицами, знакомит их с занимательным содержанием. Бывает так, что у ребят возникают вопросы, на которые воспитатель сразу не может дать ответ, например: плавают ли слоны, заправляют ли ракету бензином и т. п. В таких случаях он обещает детям рассказать об этом завтра и, выяснив для себя, что требовалось, на следующий день обязательно дает им правильный ответ. Иначе у ребят пропадет интерес к таким играм.
    При проведении игры следует брать не все произведение, а лишь часть его. Первоначально отрывок может содержать 2-3 небылицы, а затем их может быть больше. Опыт проведения игр показывает, что дети могут запомнить и назвать 6-7 небылиц, содержащихся в отрывке. Исходя из этого, воспитатель самостоятельно разбивает произведение на смысловые части.

    Кто больше заметит небылиц?

    Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
    Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»1. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу - положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».
    Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
    После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
    Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.

    Придумай небылицу

    Игра проводится после того, как с детьми неоднократно проводили предыдущую игру.
    Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
    Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я...»
    Примерный рассказ воспитателя:
    «Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».
    Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,- предлагает воспитатель.
    Приводим примеры рассказов-небылиц, придуманных детьми: «Жила в лесу девочка. Была у нее волшебная палочка. Прискакал к ней зайчик без усиков с короткими ушками. Она хотела до него дотронуться, а зайца как не бывала. Посмотрела она туда, сюда - нет зайца. Подняла она глаза вверх, а заяц сидит на верхушке сосны и смеется».
    «Один человек вышел из дома и пошел гулять. У реки он увидел лодку. Сел в нее, поплыл. Лодка перевернулась, и человек упал на дно. Идет по песку на дне, смотрит - навстречу акула. Она его проглотила, а он распорол ей брюхо и вылез».

    Бондаренко А.К.

    Предлагаемые словесные игры будут полезны и обычным дошкольникам, и школьникам начальной школы с речевыми и другими проблемами. Да и просто для сокращения времени в путешествиях.

    Игры со словом для дошкольников и школьников

    1. помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями,
    2. активизируют навыки словообразования и словоизменения ,
    3. активизируют процесс извлечения из памяти,
    4. будут способствовать развитию внимания, ассоциаций, а также логического мышления,
    5. помогут подготовиться к обучению в школе .

    Игр со словом для дошкольников огромное количество. Вы можете с их помощью с детства научить малыша такому владению словом, которому учатся взрослые в бизнесе за большие деньги. Читайте об играх со словом ещё и играйте с удовольствием.

    Правила игры со словами

    У словесных игр широкий спектр применения.

    Их можно применить и как развивающие (для обычных детей), и как коррекционные (если у вашего чада есть проблемы).

    Каждый раз используйте 1-2 игры. Если вы поменяете задание к игре, то это будет уже другая игра на том же материале (на примере игры 1).

    В конце словесной игры полезно будет выбрать какой-нибудь предмет и нарисовать его. Рисование поможет соотнести слово и образ, что важно для развития взаимодействия между полушариями головного мозга.

    И еще добрый совет. У педагогов есть хорошее правило: составлять картотеки. Просто родителям это тоже не помешает.

    Собирайте игры со словом. Наклейте каждую игру на картон, и поставьте в коробку. У вас получится удобная для применения картотека словесных игр (не надо каждый раз искать в интернете). Мы постарались расположить материал в удобном для картотеки виде.

    Научите своего малыша играть в словесные и подвижные игры. Он сможет стать заводилой и лидером среди сверстников. Дети потянутся к нему, и будут уважать вашего ребенка.

    Словесные игры для развития мышления

    Игра 1. Узнай домашних животных

    Инструкция. Слушай внимательно слова и назови только домашних животных. Детям 3-4 лет и детям с задержкой развития повторять несколько раз (если необходимо). Слова произносить медленно и внятно. Если малыш не знает какое-то животное, показать картинку в Интернете.

    Инструкция. Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша и прочее), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

    1. лиса, собака, обезьяна, заяц;
    2. лошадь, тигр, енот, медведь;
    3. петух, индюк, куропатка;
    4. баран, лось, теленок, белка;
    5. жираф, курица, коза;
    6. утка, селезень, журавль;
    7. синица, гусь, кролик;
    8. слон, корова, рысь;
    9. жеребенок, кошка, мышка;
    10. свинья, кабан, землеройка;
    11. крот, ягненок, уж;
    12. цыпленок, волк, козленок;
    13. бизон, сарай, овца.

    Игра 2. Какие слова обозначают транспорт?

    Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

    1. грузовик, велосипед, скамейки;
    2. столб, метро, лодка, вертолет;
    3. автобус, дорога, море, машина;
    4. поезд, дом, самокат, магазин;
    5. трамвай, троллейбус, космос, луна;
    6. пароход, водитель, ракета, комета;
    7. дерево, самолет, балкон, телега.

    Игра 3. Смысловые ряды

    Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

    1. птица-гнездо, собака -...;
    2. куртка-ткань, сапоги-…;
    3. лошадь-жеребенок, корова-…;
    4. книга-обложка, дом -…;
    5. собака- щенок, человек-...;
    6. каша-ложка, мясо-…;
    7. лодка-вода, поезд-…;
    8. белка-дупло, человек - ...;
    9. цветок-стебель, дерево-…;
    10. окно-подоконник, шкаф - …;
    11. береза-листья, сосна - …;
    12. солнце-светло, ночь-...;
    13. шуба-пуговица, ботинок -….

    Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

    Игра 4. Отгадай предмет

    Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

    1. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
    2. обложка, листы, картинки, буквы (книга);
    3. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
    4. ручки, зубья, (пила);
    5. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
    6. растения, садовник, забор, земля (сад);
    7. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
    8. спинки, матрас, ножки (кровать);
    9. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
    10. подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
    11. глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
    12. лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
    13. пол, стены, обои, потолок (комната);
    14. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
    15. подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

    Игра 5. Что общее у предметов?

    Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

    У двух предметов:

    1. персик, слива (фрукты);
    2. огурец, морковь (овощи);
    3. стол, стул (мебель);
    4. корова, коза (домашние животные);
    5. шляпа, шапка (головные уборы);
    6. тюльпан, роза (цветы);
    7. кастрюля, сковорода (посуда);
    8. шкаф, кровать (мебель);
    9. платье, юбка (одежда);
    10. дождь, снег (осадки);
    11. сапоги, ботинки (обувь);
    12. коза, свинья (домашние животные);
    13. тарелка, ложка (посуда);
    14. сорока, воробей (птицы);
    15. Москва, …(название родного города) (города);
    16. Волга, Дон (реки);
    17. квас, фанта (напитки);
    18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);
    19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);
    20. кошка, коза (домашние животные).
    21. катер, корабль (водный транспорт);

    У трех предметов:

    1. тарелка, сковорода, чашка (посуда);
    2. мяч, солнце, шарик (круглые);
    3. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
    4. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
    5. солнце, одуванчик, круг (круглые);
    6. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
    7. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

    Игра 6. Отгадай, о какой группе предметов идет речь

    (развивает умение давать определения понятиям).

    1. Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
    2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
    3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
    4. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
    5. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
    6. Носят на ногах (обувь).
    7. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
    8. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или бодее конкретно - шапки).

    Словесная игра 7. Отгадай название предмета по описанию

    Например: "Что это?"

    Овощ, круглый, красный, вкусный.

    Признаки

    1. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
    2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
    3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
    4. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
    5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
    6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
    7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
    8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
    9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

    Словесная игра 8. Подберите соответствующих животных к следующим словам

    Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

    1. лохматый, косолапый...;
    2. маленький, звенящий, длинноносый...;
    3. голодный, серый, зубастый, злой...;
    4. большой, рогатый...;
    5. злой, зубастый, зеленый...;
    6. маленькая, ловкая, проворная...;
    7. зеленая, пучеглазая...;
    8. хищный, сильный, полосатый...;
    9. ловкая, шумная, хвостатая...;
    10. яркое, теплое...;
    11. большой, серый, большеухий, толстоногий...;
    12. маленький, черный, трудолюбивый...;
    13. длиннохвостая, стрекочущая...;
    14. серый, колючий....

    Играйте в словесные игры и получайте пользу и удовольствие. Сайт Нестандартные дети желает успехов!

    Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников

    Автор : Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида»
    Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

    Игра «Столяр»

    Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
    Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

    Кланяется, кланяется,
    Придет домой – растянется.
    (Топор)

    Зубастый зверек
    Грызет со свистом дубок.
    (Пила)

    Толстый тонкого побьет,
    Тонкий что-нибудь прибьет.
    (Молоток и гвоздь)

    Деревянная река,
    Деревянный катерок,
    А над катером струится
    Деревянный дымок.
    (Рубанок)

    Игра «Веселая олимпиада»

    Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
    Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

    Ростом мал, да удал,
    От меня ускакал.
    (Мяч)

    Плывет белый гусь –
    Брюхо деревянное,
    Крыло полотняное.
    (Яхта)

    Льется речка – мы лежим,
    Лед на речке – мы бежим.
    (Коньки)

    Деревянные кони по снегу скачут,
    А в снег не проваливаются.
    (Лыжи)

    Когда весна берет свое,
    И ручейки бегут звеня,
    Я прыгаю через нее,
    А она – через меня.
    (Скакалка)

    По дороге едут ноги
    И бегут два колеса.
    У загадки есть ответ:
    Это мой …
    (Велосипед)

    Игра «Звуки перепутались»

    Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
    Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

    Нашла я сливе … кофточку,
    Надела Феня … косточку.

    Созрел на дереве … кафтан,
    Зимой надел я … каштан.

    На дерево уселся … граф,
    Живет в красивом доме … грач.

    Зазеленели в парке … детки,
    И на прогулку вышли … ветки.

    В лесу летают летом … кошки,
    Охотятся на мышек … мошки.

    Когтистые у киски … тапки,
    У Вики новенькие … лапки.

    Далеко идти мне … пень,
    Лучше сяду я на … лень.

    Игра «Добавлялки»

    Цель. Развивает речевое творчество детей.
    Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

    С неба все скользят пушинки –
    Серебристые … (снежинки)

    Архитекторы – творцы
    Строят чудные … (дворцы)

    Жил да был веселый гном.
    Он в лесу построил … (дом)

    В этом доме, ты мне верь,
    Заперта надежно … (дверь)

    Затвердела снега корка,
    Будет скользкой наша … (горка)

    У малышки – погремушка
    Очень шумная … (игрушка)

    Знает наша детвора:
    Прятки – лучшая … (игра)!