• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Вопрос . Что значит: «печаль по Бозе» , и «печаль мира сего» ?

    Ответ . «По Бозе» , когда огорчен кто тем, что пренебрежена заповедь Божья, по написанному: «Ужас (слав. пер.: печаль) овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой» (Псал.118, 53) ; а «сего мира» , когда огорчающее есть что-нибудь человеческое и достойное мира.

    Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

    Свт. Иоанн Златоуст

    Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

    «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» . «Вот почему, – говорит, – хотя я и раскаивался, прежде нежели увидел весь плод и пользу от послания, но теперь не раскаиваюсь». Таким (плодом) была печаль по Бозе. Рассуждая теперь о печали, он показывает, что она не всегда бывает горькою, а только когда делается печалью по миру. А что значит: «печаль по миру» ? Когда печалишься об имуществе, о славе, об умершем, – все это печаль по миру. Потому она и причиняет смерть. Кто печалится о славе, тот завидует, и по необходимости часто доходит до гибели. Такою печалью печалились Каин и Исав. Итак, под печалью по миру он разумеет ту, которая вредит самим скорбящим. Только одна печаль о грехах полезна; и это ясно видно из следующего. Скорбящий о потере богатства не вознаграждает тем убытка; скорбящий об умершем не воскрешает его; скорбящий по причине болезни не только не избавляется от болезни, но еще усиливает ее. Только скорбящий о грехах приобретает пользу от скорби, потому что истощает и истребляет грехи. Печаль есть врачевство, приготовленное на этот один случай; поэтому здесь только имеет она силу и оказывает пользу, в других же случаях вредит.

    «Но и Каин, – скажут, – печалился потому, что Бог не благоволил к нему». Нет, не по этой причине, а потому, что видел брата своего сияющим (добродетелями). Иначе, если бы он сетовал по той причине, ему надлежало бы соревновать и сорадоваться брату; а он, напротив, в скорби своей обнаружил печаль по миру. Не так скорбели Давид, Петр, и каждый из праведников, почему и угодили Богу, скорбя о грехах или своих, или чужих. Правда, что тяжелее печали? Но когда она бывает печалью по Боге, то является гораздо лучше мирской радости: эта последняя обращается в ничто, а та «производит неизменное покаяние ко спасению». В ней и то достойно удивления, что никто из скорбящих ею никогда не раскаивался, тогда как раскаяние наиболее свойственно мирской печали. В самом деле, что вожделеннее родного сына? И что горестнее смерти его? Однако же отцы, которые во время сильной горести не принимали никакого утешения и сами себя терзали, после раскаиваются в том, что без меры скорбели, поскольку сознают, что не только не получили оттого никакой пользы, но еще более себя расстроили. Не такова печаль по Боге! Напротив, она имеет двоякое преимущество: во-первых, то, что не заставляет сожалеть о том, о чем скорбишь, и, во-вторых, то, что самая печаль обращается во спасение. Обоих этих преимуществ лишена печаль мирская. В ней скорбят ко вреду, и после сильной скорби осуждают себя же, а это и служит сильнейшим доказательством того, что скорбящие ею только вредят себе. Совсем противоположны (следствия печали) по Боге; а потому сказал (апостол), что она «производит неизменное покаяние ко спасению» . Никто не станет осуждать себя за то, что скорбел, плакал и сокрушался о грехе. Вот почему и блаженный Павел, говоря об этом, не имел нужды приводить посторонние примеры в подтверждение сказанного и из ветхозаветной истории представлять скорбевших, а указывает на самих коринфян и из того, что они делали, заимствует доказательство, чтобы вместе с похвалами дать им и наставление, а равно и более привлечь к себе.

    Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.

    Однако я удивляюсь, как Бог, изначально наделив человека печалью вследствие греха, разрешает отрицание отрицанием и изгоняет осуждение осуждением? Послушай же, каким образом… Бог грозит жене и, налагая наказание за преступление, говорит ей: в печали будешь рождать детей (Быт. 3:16) , и показал плод греха - печаль . Но, о Прещедрый! Что Он дал в наказание, то преложил во спасение. Грех породил печаль, печаль уничтожила грех, и, как червь, рождаясь от древа, подтачивает само это древо, так и печаль, родившись от греха, уничтожает грех, действуя через покаяние .

    Поэтому и Павел говорит: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению . Благая печаль - у искренно кающихся, и грешникам подобает сокрушение о грехе. Сокрушайся о грехе, чтобы не оплакивать наказание, оправдайся перед судьей, прежде чем придешь на суд. Или ты не знаешь, что все желающие убедить судью заботятся об этом не в ходе заседания, но прежде, чем войти в суд, - или через друзей, или через покровителей, или каким-то иным способом заботятся о судье? Стало быть, и относительно Бога следует убеждать судью не во время судебного заседания, но до времени суда возможно склонить судью.

    О покаянии.

    Свт. Григорий Палама

    Не удивляйтесь, если я назвал печаль «медом», – потому что она является тем, о чем опять же Павел говорит, что – «печаль яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасете соделовает» . Потому что как для имеющих пораненный язык, предложенный мед представляется горьким, когда же вылечится от повреждения, тогда воспринимается как сладчайший, так и страх Божий, на основании евангельской проповеди зарождающийся во внимающих душах, действительно причиняет скорбь, когда раны грехов еще покрывают душу, когда же эти раны перестают быть, излеченные покаянием, тогда души вместо сего восприемлют евангельскую радость, согласно реченному Спасителем: «И печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20) . Какая печаль? – Та печаль, которую испытали Ученики Господни при утрате Господа и Учителя; которую испытал Петр при отречении от Него; которую испытывает всякий благочестивый, каясь о своих согрешениях и опущениях, сделанных вследствие нерадения о добродетели. Во что и мы впадая, будем винить не иного кого, как только самих себя; ибо ни Адаму, когда он преступил заповедь, никакой пользы не принесло перемещать вину на Еву, как ни ей, в свою очередь, – на началозлобного змия; потому что нами, созданными Богом самовластными и приявшими самодержавную власть над страстями, т.е. внутреннее руководящее начало души, отнюдь никто не владеет и не может силой принудить нас. Итак, вот, в чем заключается спасительная печаль о Бозе: винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога.

    Омилия 29, имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме.

    Свт. Тихон Задонский

    Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает; а сего мира печаль, смерть соделовает

    Что есть печаль ради Бога и истинное сожаление, из следующего примера познать можем. Два человека одному своему благодетелю досадили и оскорбили, и оба жалеют и скорбят о том, и просят у него прощения за то. И хотя внешнее дело их равным кажется, но внутренняя скорбь и печаль неравна. Один скорбит и просит прощения у оскорбленного, боясь какого зла от него, или чтобы впредь его милости не лишиться; другой, все прочее оставляя, того ради сожалеет и просит прощения, что благодетеля своего, которого должен любить и почитать, несмысленно опечалил. Видишь, христианин, что двух этих человек дело внешнее равно, но внутреннее неравно, ибо от неравного сердца происходит. У одного сердца любовью к благодетелю исполнено, а у другого самолюбием страдает. У одного правое, а у другого неправое сердце. У одного печаль и смиренное прошение от любви происходит, у другого – от самолюбия. Один печалится о благодетеле своем оскорбленном, другой скорбит о себе и своей корысти. Один, хотя бы и не хотел мстить ему оскорбленный, или хотел и мстил, однако сожалел бы об оскорблении, и стыдился, и сожалеть не преставал, и эту печаль совершает в нем любовь, живущая в сердце его. Другой не печалился бы и не скорбел, если бы не думал, что может пострадать от какого его зла. Этот пример научает нас, что есть истинное сожаление и печаль ради Бога. Многие христиане, пришедшие в чувство, сожалеют о грехах своих, которыми величество Божие прогневали, но сокрушаются не ради иной какой причины, как только того ради, что им следует мука, грешникам уготованная. Сия печаль происходит от самолюбия, как это всякий может видеть, ибо жалеют о следующей погибели своей, а не о Боге, грехами их разгневанном и оскорбленном. Таковые, если бы не ожидали за грехи последующей казни, и если бы возможно было вовеки в мире жить и всегда грешить, никогда бы грешить не преставали. Ибо престают они от грехов не ради Бога, но ради страха своей погибели. И так неправота сердца, самолюбие и лукавство сердца познается. Ибо все мы ради Бога творить должны, от зла уклоняться и добро творить. Как Бог все в нашу пользу творит, так мы все во славу Его творить должны. Это есть правота сердечная. Неистинное и неправое сожаление – сожалеть и сокрушаться ради страха геенны, но требуется от христианина лучшее и совершеннейшее. Может и сия печаль началом быть истинной печали ради Бога, ибо таковым страхом может человек возбудиться и познать свое заблуждение, и так прийти к печали ради Бога, и таких примеров довольно находим в истории церковной, но назвать то истинною ради Бога печалью невозможно. Иное печалиться о себе и своей пагубе, иное ради Бога, грехами обесчещенного и разгневанного, как это всякому видно, и пример приведенный показывает. Истинное же сожаление и печаль ради Бога в том состоит, чтобы христианину сокрушаться и сожалеть не ради лишения вечной жизни и последующей во аде казни, но ради того, что он Бога, Создателя, Искупителя и Промыслителя своего, Которого должен более всего почитать, любить и слушать, не почитал, не любил и не слушал более всего, но, напротив, себя, мир и грех более Его любил. Сия есть истинная печаль ради Бога. Об этом печалиться христианину должно, что он не отдавал Богу должного. Такую печаль имеющий, хотя бы и вечной жизни и геенны не было, будет печалиться, плакать и стыдиться, и сам себя ругать. Такою печалью сокрушенная душа всякую обиду, от ближнего нанесенную, с радостью простит; все противное и горькое, в мире этом приключающееся, усердно претерпит; и всего, как временного, так и вечного наказания достойною себя признает, ведая, что как нет ничего большего и лучшего, превыше Бога, так нет такой казни, которой бы недостойна была за оскорбление и бесчестие величества Божия. Такая печаль от любви происходит, и есть истинная, христианская, праведная ради Бога печаль. Таковая печаль, без сомнения, получает отпущение грехов, сколько бы их ни имел человек, получает же ради неизреченного человеколюбия Божия и пролитой пресвятой Крови Христовой. Кто кающийся эту печаль имеет, тот причисляется благодатью Христовою к сынам Божиим, которым наследие вечной жизни уготовано. Сынам свойственно печалиться за оскорбление отца своего, а не за страх наказания.

    Об истинном христианстве. Книга II.

    Свт. Феофан Затворник

    Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает; а сего мира печаль, смерть соделовает

    «Посему, говорит, хотя и раскаивался, прежде нежели увидел плод и пользу послания, но теперь не раскаиваюсь, или плодом была печаль по Бозе» (святой Златоуст). Печаль же по Бозе вот что производит: спасение. Печаль по Бозе есть скорбь и болезненное сокрушение сердца, когда при помышлении о Боге и своих к Нему отношениях сознают себя виновными пред Ним безответно. Такое сознание поражает страхом суда и осуждения; страх же сей заставляет искать верного исхода из горького своего положения. Как такого исхода другого нет, кроме сердечного раскаяния с твердою решимостию жить прочее по ведомой воле Божией неуклонно, то к Нему и прибегает печалящийся по Бозе; а это то же значит, что вступить верною ногою на путь спасения. Вот почему и сказал Апостол: печаль по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает .

    Покаяние нераскаянное означает покаяние с твердою решимостию не возвращаться вспять; или покаяние, в совершении которого никто не раскаивается, несмотря на немалые жертвы, которых оно требует, потому что тотчас опытом узнает, коль великое благо приносит оно с собою.

    Этой спасительной печали противополагает святой Павел печаль мирскую убийственную, говоря: а сего мира печаль смерть соделовает . Печаль мира есть печаль из-за потерь славы, чести, имущества, утех, расстройства житейских или гражданских дел, вообще из-за чего-либо земного, этою жизнию ограничивающегося, спасения же и вечности не касающегося. Все эти печали убивают горем и поражают безотрадностию. Когда блага земные отнимаются, то лишаемый их так себя имеет, что у него будто душу вынимают. По Бозе же печалящийся, хотя тоже глубокою скорбию поражается, но скорбь сия всегда растворяется благонадежием помилования: ибо всему свету известна Божия готовность принимать кающегося. Оттого печаль по Бозе не убивает, а оживляет, не смерть причиняет, а из смерти извлекает и в живот переводит.

    Святой Златоуст пространно рассуждает о сих двух печалях. «Что значит печаль мира сего? – То, когда печалишься об имуществе, о славе, об умершем; все это печаль мира, а потому и причиняет смерть. Кто печалится о славе, тот завидует и часто доходит до неизбежной гибели. Такою печалию печалились Каин и Исав. Итак, под печалию мира он разумеет ту, которая вредит самим скорбящим. Ибо одна печаль о грехах полезна, и сие ясно видно из следующего. Скорбящий о потере богатства не вознаграждает тем убытка; скорбящий об умершем не воскрешает его; скорбящий по причине болезни не только не избавляется от болезни, но еще усиливает ее. Только скорбящий о грехах приобретает пользу от скорби: ибо истощает и истребляет грехи. Печаль есть врачевство, приготовленное на сей один случай; здесь только имеет она силу и оказывает пользу, в других же случаях вредит. Правда, что тяжелее печали? Но когда она бывает печалию по Бозе, тогда гораздо лучше мирской радости, ибо радость сия обращается в ничто, а та печаль покаяние нераскаянно во спасение соделовает . В ней и то достойно удивления, что никто из скорбящих ею никогда не раскаивается, тогда как раскаяние наиболее свойственно мирской печали. Ибо что любезнее родного сына? И что горестнее смерти его? Однако отцы, которые во время сильной своей горести не принимали никакого утешения и сами себя терзали, после раскаиваются в том, что без меры скорбели; и не только не получили от того никакой пользы, но еще более себя расстроили. Не такова печаль по Бозе! Она имеет двоякое преимущество: не заставляет раскаиваться в том, о чем скорбишь; самую же печаль обращает во спасение. Обоих сих преимуществ лишена печаль мирская. В ней скорбят ко вреду и после сильной скорби негодуют на себя; а сие и служит сильнейшим доказательством того, что они, скорбя, вредят себе. Совсем противоположны следствия печали по Бозе. Никто не станет себя обвинять за то, что скорбел, плакал и сокрушался о грехе».

    Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

    Свт. Лука Крымский

    Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

    Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а мира печаль смерть соделовает (2 Кор. 7:10). Это глубокие-глубокие слова святого апостола Павла из его Второго послания к Коринфянам. Нужно вникнуть в эти слова: что такое печаль яже по Бозе и что такое печаль мирская?

    Печаль ради Бога - это то настроение, с которым жили все святые, это прежде всего тяжкая-тяжкая скорбь о своих собственных грехах. Это также непрерывная скорбь о том, что мы видим в мире: что люди нечестивые, не верующие во Христа, живут так, как научает их жить сатана; они и знать не хотят пути Христова. Печаль по Бозе - печаль о той неправде, о воровстве, убийстве, разврате, лжи - страшной лжи, всё пропитывающей лжи, среди которой жили и живут люди всех исков. Печаль по Бозе - печаль об участи наших детей, нашей молодежи, которая не знает ничего о Боге, которая живет без Бога.

    Вот эта печаль, печаль о том, что и мы сами часто сходим с пути Божия, печаль, что весь мир идет по пути, далекому от Христа, - покаяние нераскаянно во спасение соделовает . Она рождает постоянное, неизменное покаяние, рождает чувство виновности перед Богом, виновности нашей собственной и виновности тех несчастных нечестивых людей, которые нас окружают. Эта печаль, эта скорбь, эти слезы о нас самих, о близких наших приводят нас к покаянию.

    И живем мы в этом святом и спасительном чувстве покаяния, живем среди молитвы о нас самих, о собственном недостоинстве, о ближних наших и о далеких, о всех несчастных, не ведающих Христа. Покаяние нераскаянно во спасение соделовает . Созидается наш дух могуществом молитвы покаянной, молитвы слезной, молитвы о всех.

    А мира печаль смерть соделовает . Что такое печаль мирская ? Это печаль тех, кто целью жизни ставит только утехи мира сего, только свое благосостояние в этой земной жизни, которые знать не хотят о пути спасения, ничего не ведают о духовной жизни, которые не молятся, ни во что не верят, а верят только в золотого тельца, в богатство, которое дает им блаженство и благополучие в этой жизни.

    И таких людей часто-часто постигает печаль. Их предположения, направленные к тому, чтобы обеспечить свое земное благосостояние, рушатся, как карточные домики. Бывает и хуже; бывает и так, что в поисках благосостояния эти несчастные вступают на путь преступлений и их постигает полная катастрофа. Обнаруживаются их неправда и преступление, обнаруживается, что для своей утробы попирали они благосостояние своих ближних, попирали интересы государства, - и их постигает страшная кара: они попадают в тюрьму, в ссылки, в изгнание.

    Но и это еще полбеды. Еще не страшно попасть в тюрьму, в изгнание. Страшно, что ждет их смерть вечная, погибель вечная. Нет, поэтому и сказано, что печаль мирская, печаль о благах мира, смерть соделовает. Бойтесь же этого слова, бойтесь идти по этому пути печали мирской, которая смерть соделовает. Живите среди печали по Бозе, среди святых слез о своем собственном недостоинстве, и о погибших несчастных людях, среди которых живете, - и получите спасение вечное. Аминь.

    Спешите идти за Христом. Печаль яже по Бозе и печаль мирская.

    Прп. Ефрем Сирин

    Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

    Ибо печаль, которая по Боге , оживотворяет скрытую мертвенность, а печаль мира (мирская забота) умерщвляет живых.

    Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

    Прп. Амвросий Оптинский

    Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

    Нераскаянно - значит, если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни. Этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом нашим. Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола (2 Кор. 7:10) , смерть соделовает не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается оной, оставив упование на Бога. Печаль мирскую производят три причины: похоть плотская и похоть очима и гордость житейская (1 Ин. 2:16) , которые, по слову апостола, не суть от Бога, но от мира сего .

    Письма.

    Блж. Августин

    Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

    Тот, кто печалится ради Бога , печалится от раскаяния в своих грехах. Печаль о собственной несправедливости производит справедливость. Во-первых, пусть не нравится тебе то, что ты из себя представляешь, чтобы стать тебе таким, каким ты не являешься. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению . Покаяние ко спасению , говорит он. Но какому спасению ? Тому, в котором не раскаиваются. А что это означает? То, что ты не будешь уже раскаиваться. Ибо мы вели жизнь, в которой нам нужно было раскаиваться: мы вели жизнь, заставлявшую нас раскаиваться. И мы не способны перейти в ту жизнь, в которой нет раскаяния, иначе, как через раскаяние за неправедную жизнь. Неужели, братья, вы найдете навоз в просеянной пшенице? Между тем такого блеска, такого вида, такого великолепия пшеница достигает с помощью навоза - такая мерзость стала путем к великолепию… Итак, братья мои, как я сказал, подходящее место для навоза приносит плод, неподходящее ведет к нечистоте… Навоз в нужном месте, он здесь не напрасно, он несет плоды. Это действительно время плодотворной печали: мы можем оплакивать нашу смертность, обилие искушений, зломышления грешников, коварство страстей, борьбу вожделений с добрыми помыслами. Давайте печалиться, давайте об этом грустить!

    Проповеди.

    Блж. Феофилакт Болгарский

    Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

    Рассуждает о печали и показывает, что печаль не всегда есть зло, но только тогда, когда бывает по миру, то есть об имуществе, славе, об умерших. Ибо такая печаль производит смерть , непременно уже душевную, а часто и телесную, ибо чрез это многие погибли. Если же кто добровольно скорбит о грехах, то скорбит ради Бога ; ибо врачевство это приготовлено на случай сей одной болезни, для произведения неизменного покаяния (ибо никто из скорбящих ею никогда не раскаивался в том) и для избавления человека от душевной смерти.

    Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

    Амвросиаст

    Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

    Очевидно, что тот, кто печален по причине своего прегрешения, ради Бога печален; страдает ведь, поскольку совершил ненавистное Богу. Это относится к неизменному покаянию ко спасению. А печаль мирская производит смерть . Так говорит Павел в сопоставлении с печалью ради Бога , которая производит жизнь, поскольку тогда раскаиваются и надеются на милосердие Бога. Печаль же мирская в этом смысле производит смерть . Грешник опечален, поскольку заслужил наказание, и не имеет никого, на милосердие которого мог бы надеяться; и если даже к настоящему моменту не нашлось обвинителя, известно, что суда Божия он избежать не сможет.

    На Послания к Коринфянам.

    03.03.2010

    Джон Пайпер

    Благой исход печали ради Бога

    2 Коринфянам 7:5-13

    «Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался. Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».

    Последнее воскресенье 1984 года. Вспоминая прошедший год, каждый из нас искренне может признаться, что ему есть о чем сожалеть. Несмотря на то, что мы можем перечислить множество полученных благословений, список наших просчетов также будет довольно обширным. Обещания нарушены, плохие привычки не оставлены, гнев не побежден, отрывки Писания не выучены, письма не написаны, возможности не использованы. Чем выше наши цели ичувствительней совесть, тем больше мы печалимся. Это время года может быть очень гнетущим печальным для многих людей.

    Поэтому, этим утром я бы хотел поговорить о печали. Текст из 2 Коринфянам 7:8-10 и доктрина, которую я хотел бы раскрыть, говорит о следующем: благим исходом печали ради Бога является спасение . Прежде чем мы попытаемся объяснить это утверждение, давайте вначале проясним ситуацию.

    Ситуация в Коринфе

    Павел написал письмо церкви, находящейся в Коринфе. Письмо являлось откликом на ситуацию, связанную с оппонентом Павла, который способствовал тому, что церковь утратила преданность апостолу. Обратите внимание на 11 и 12 стихи: «Смотрите, какое произвело в вас усердие , какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! …Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного (возможно, самого Павла ), но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом». Другими словами, некто несправедливо поступил с другим человеком (возможно, Павлом) и каким-то образом ослабил усердие коринфян ради Павла. Возможно, его авторитет или репутация были опорочены, а церковь поверила в эту клевету и утратила свою любовь, усердие и уважение к Павлу. В своем письме Павел строго указывает им на ошибку и снова побуждает церковь к оказанию поддержки.

    Возможно, Павел через Тита посылает это посланиеоткуда-то из Асии . И после этого Павел переживает сильное беспокойство, опасаясь, что содержание послания может повлечь за собой охлаждение в их взаимоотношениях и полный крах его служения для коринфян. В соответствии с 2:13, Павел надеялся в Троаде увидеться с Титом и узнать о реакции коринфян. Но Тита там не было. Затем стих 7:5 говорит о том, что на протяжении всего пути в Македонию Павел переживал «отвне - нападения, внутри – страхи».

    В конце концов, в 6 и 7 стихах мы читаем о том, что Тит приносит новости из Коринфа. Послание подействовало. Усердие и ревность церкви по отношению к Павлу были восстановлены. После этого Павел пишет следующие многозначительные слова, над которыми мы будем рассуждать сегодня (ст. 8-10):

    «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».

    Благой исход печали ради Бога

    Итак, учение, которое я хотел бы раскрыть сегодня, заключается в следующем: благим исходом печали ради Бога является спасение. Чтобы раскрыть эту истину, я проясню три факта:

    Определение «печали ради Бога»

    Прежде чем мы рассмотрим эти три факта, необходимо дать определение фразы «печаль ради Бога». Она используется дважды – в 9 и 10 стихах. «Ибо опечалились ради Бога , так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Печаль, о которой мы говорим, – это их печальиз-за того, что они приняли сторону оппонента Павлаи плохоотносились к апостолу. Это печаль сожаления о прошлом грехе. Она названа «печалью ради Бога» или буквально «согласно с Богом». Обратите внимание, что противоположностью печали ради Бога является не отсутствие печали вообще, а «печаль мирская».

    Два отличия между печалью ради Бога и мирской печалью

    Важно заметить, что противоположностью печали ради Бога не всегда является отсутствие печали. Силы тьмы в этом мире более тонко подходят к этому вопросу. Есть «мирская» печаль, сожаление, угрызение совести, что не «согласно с Богом». Вы можете сожалеть о чем-либопо-мирскому , что ведет к смерти. Поэтому нам нужно научиться отличать печаль ради Бога от мирской печали.

    Я предлагаю два способа отличия.

    1. Мирская печаль возникает тогда, когда человек сожалеет о каком-либо проступке, потому что он привел к обратным результатам и повлек за собой унижение или наказание. Это реакция гордого или напуганного эго. Гордость всегда сожалеет, когда попадает в глупое положение. А страх всегда сожалеет о поступках, которые нарушают покой и безопасность. Таким образом, сожаление о проступках не является признаком добродетели. Но печаль ради Бога является реакцией совести на причинение боли Божьему , а не своему эго. Печаль ради Бога сожалеет о том, что Божье имя было опорочено. В центре печали ради Бога – Бог .
    2. Вторым способом отличия мирской печали от печали ради Бога является тот факт, что печаль ради Бога возникает тогда, когда Божье Слово указывает на грех в нашей жизни. Мирская печаль возникает не от Слова Божьего, а от отношения людей, чьей похвалы мы не желаем терять. Мы можем чрезвычайно сожалеть о поступке, если обнаруживаем, что окружающие нас люди считают этот поступок крайне неразумным или глупым, или достойным порицания. Критерием вины становится человеческое слово, а не Божье .

    Подводя итог, можно сказать, что печаль ради Бога- это беспокоящее чувство вины, когда Слово Божье указывает на то, что наш поступок является грехом и, следовательно, бесчестит имя Божье. (Естественно, если наш грех нанес вред другим людям, печаль ради Бога возместит ущерб и, таким образом, снимет поношение с имени Бога.) Печаль ради Бога – это печаль сердца, наполненного Богом, а не этим миром.

    Три факта относительно печали ради Бога

    Вернемся к основной доктрине рассматриваемого текста: Благим исходом печали ради Бога является спасение. Три кратких факта относительно данного утверждения:

    1. Печаль ради Бога всегда во благо

    В конце 7 и начале 9 стиха Павел говорит о своей радости по поводу того, что испытали коринфяне. Их переживание было им во благо. Но это равносильно тому, если бы я сказал, что испытывать боль - хорошо. Мы знаем, что боль сама по себе не является чем-то благим , но в мире, где можно умереть от потери крови, полезно почувствовать боль от пореза. Человеку только во благо почувствовать боль, прежде чем опухоль станетнеоперабельной. Лучше почувствовать боль до того, как инфекция приведет к гангрене.

    Ложное чувство вины существует

    Печаль ради Бога по отношению к греху является тем же, что боль – по отношению к болезни. Чувствительная совесть – это дар Божий, она как нервные окончания, которые мгновенно реагируют на горячую воду. Но, в то же время, поразительно, как много людей сегодняучат и убеждают других в том, что чувство вины нездраво и вредно. Естественно, есть нездоровое чувство вины, напоминающее психосоматическую боль, котораяне указывает на реальную болезнь. Существует такая вещь, как ложное чувство вины. По сути, я думаю, что Павел переживал его в 8 стихе: «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было ». Павел неделями мучился от чувства вины за то, что ему, возможно, не следовало бы отправлять послание, а напрасно,ведь его послание было от Бога. Его печаль была безосновательной и бесполезной. Болезни не было. Была только ложная тревога. Мы должны научиться превозмогать подобное ложное чувство вины.

    Истинное чувство вины является хорошим симптомом

    Сегодня есть люди, чье неприятие чувства вины находится намного глубже. Оно ведет к отвержению греха и его ужасного влияния на взаимоотношения с Богом. Истинное чувство вины, чувство сожаления, является благом, и им не следует пренебрегать. Фронтовые врачи давали выпить водки раненым, чтобы притупить их болевые ощущения во время ампутации. Этообъяснимо. Проблема возникает тогда, когда люди употребляют водку или другие искусственные средства, чтобы подавить душевную боль от сожаления и страха. Физическая боль и душевная печаль всегда указывают на нерешенные проблемы. Боль и печаль являются только симптомами, иони хороши для этой цели. Вместо того, чтобы убегать от них, мы должны смело смотреть им в лицо, признать наличие болезни и искать полного исцеления во Христе.

    Это приводит нас к следующему факту:

    1. Печаль ради Бога производит покаяние

    Девятый стих говорит о том, что радость Павла возникла не просто из-за вины, которую ощущали коринфяне, а по причине покаяния, которое она произвела. «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию». Затем 10 стих утверждает основную истину: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ». Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что покаяние не идентично печали или сожалению о грехе. Оно является результатом этих переживаний. Испытывать сожаление, печаль, чувство вины или огорчение из-за совершенного греха не является покаянием. Покаяние – это изменение отношения или поведения в результате сожаления о грехе. Я думаю, было бы разумно заметить, что печаль ради Бога является первым шагом покаяния. Покаяние следует за печалью и завершает изменение сердца.

    Испытание печали ради Бога

    Итак, испытанием печали ради Бога является покаяние. Происходящие перемены указывают на то, исходит ли наша печаль от Бога или от мира. Покаяться значит отвернуться или отказаться от одного и принять противоположное .В 7 и 11 стихах Павел описывает изменение, которое произошло в жизни коринфян. Их равнодушие к его присутствию изменилось на ревностное желание снова видеть апостола. Отвержение его авторитета изменилось на усердие. Их легковерность изменилась на негодование по отношению к оппоненту. Другими словами, печаль ради Бога является очень плодотворным чувством. Она не парализует во время глубокой печали. Она временна и эффективна. Обратите внимание на последнюю фразу 8 стиха: «Вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время ». Если чувство печали и вины неделями держит вас в своих руках даже после того, как грех ужеоставлен и вы отвратились от него, значит это печаль не ради Бога, а мирская. Это нападки сатаны. Если лукавый не может удержать вас от сожаления о содеянном грехе, он сделает все возможное, чтобы удержать от радости прощения. Если ему не удастся удержать вас отсожаления о грехе, он сделает все возможное, чтобы обратить вашу печаль в нескончаемое рабство мнимого чувства вины. И если есть какаяложь сатаны, ради уничтожения которой умер Сын Божий, то это именно похищение у детей Божьих радости прощения. . Печаль ради Бога повергает нас к подножию креста. Умирающий Христос убивает дракона вины и освобождает нас, чтобы мы могли смело противостать греху, осудить пораженного сатану и радостно идти с Богом по узкому пути праведности, ведущему к жизни.

    Это приводит нас к последнему факту:

    1. Печаль ради Бога ведет к спасению

    Стих 10: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Этот стих помогает понять глубину переживаний апостола Павла, о которых сказано в 5 стихе: «отвне - нападения, внутри – страхи». Чего он боялся? Он боялся, что его труд окажется напрасным и некоторые верующие в Коринфе, будучи ожесточены лживостью греха,станут на путь, ведущий к смерти, а не к спасению.

    Павел пишет в 11:2-3: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею ; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе». Поэтому в конце послания (13:5) он призывает их испытать себя: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте . Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».

    Испытание истинной веры

    В чем заключается испытание? Что является доказательством того, что их вера истинна? Ответом на 7:10 будет следующее: есть путь, ведущий к спасению, и путь, ведущий к смерти. Испытание веры заключается в испытании пути, на котором вы находитесь. Путь, ведущий к спасению, не является путем безгрешного совершенства. Это путь печали ради Бога и искреннего покаяния. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению». Сожалеем ли мы о своем грехе печалью ради Бога и отвращаемся ли мы от него – именно в этом заключается испытание нашей веры и доказательство присутствия Христа в нас.

    1. Печаль ради Бога всегда во благо.
    2. Печаль ради Бога производит покаяние.
    3. Печаль ради Бога ведет к спасению.

    Два практических применения

    В заключение я предложу два очевидных практических применения этой истины:

    1. Имейте желание побуждать к печали ради Бога.
    2. Имейте желание принимать печаль ради Бога.

    1.Имейте желание побуждать вызывать к печали ради Бога

    Когда я говорю «побуждать к печали ради Бога», я не имею в виду побуждать вашего брата или сестру ко греху. Я говорю о необходимости помочь им признать свой грех, если это необходимо. Это всегда тяжело. Нас может ободрить мысль о том, что Павлу также было нелегко это делать. Написав свое послание, Павел сильно переживал, пока не узнал, что коринфяне его хорошо восприняли. Мы рискуем быть отвергнутыми и порицаемыми, когда отваживаемся указать кому-либо на грех в его жизни. Но мы должны следовать примеру Павла и все равно поступать подобным образом. Возможно, под угрозой находится их спасение, и вы являетесь инструментом в руках Божьих, возвращая грешника на путь покаяния, который ведет к жизни.

    2.Имейте желание принимать печаль ради Бога

    Нам следует иметь желание принимать печаль ради Бога. Станьте на место коринфян. Вы получаете обличающее письмо. В немнаходите осуждение, призыв к покаянию и выражение любви. Какой будет ваша реакция? Вы разозлитесь, защищая себя, и начнете указывать на недостатки другого человека, чтобы скрыть свои собственные? Или, подобно коринфянам, будучи побуждаемыми печалью ради Бога, покаетесь?

    Давайте будем подобны Павлу и коринфянам в применении этих двух истин. Давайте, если это необходимо, с желанием побуждать других к печали ради Бога,как это делал Павел, и иметь желание принимать ее, как коринфяне. Потому что истина остается неизменной: благим исходом печали ради Бога является спасение.

    Великий канон Андрея Критского начинается словами до глубины пронизывающей покаянной печали: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?.. даждь ми прегрешений оставление». Слезы у кающегося христианина текут от печали. Есть такое покаянное чувство – печаль по Богу. Помимо этого покаяние вызывает и другие чувства. Какие же?

    Начинает святитель с чувства сожаления . Кающийся человек жалеет, что в каком-то случае мог воздержаться от греха, но не воздержался.

    Ежедневно мы исповедаем Богу грехи, которые совершили волею или неволею. Ясно, что к чувству сожаления относятся именно вольные грехи.

    Вырисовывается тема для отдельного разговора: какие грехи более тяжкие – вольные или невольные?

    С одной стороны, вольные грехи тяжелее, потому что человек был в силах их и не совершать, однако совершил; в этом случае нет смягчающих обстоятельств. С другой стороны, за невольными грехами часто скрываются страсти, то есть самые «любимые грехи», самые влиятельные, «мощные» – с которыми и надлежит сражаться в первую очередь.

    Помимо сожаления святитель Феофан перечисляет и чувство стыда . Кающегося христианина сжигает стыд за грехи, за то, что довел себя до такого позорного состояния.

    Правда, бывают случаи, когда стыд мешает человеку каяться на исповеди, стыдно перед батюшкой. Это какой-то ложный стыд. На самом деле, стыдно грешить, а не каяться. Подобный стыд приходится преодолевать. Исповедальный священник в этом помогает кающемуся: «Чадо… не усрамися… да не скрыеши что от мене… аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши».

    Затем встречается еще покаянное чувство досады . Христианин досадует на то, что не прислушивался к внушениям совести и разума. Каждый день мы каемся в грехах, совершенных разумом и неразумием. Грехи сознательные тяжелее, досаднее, чем грехи сделанные по банальному непониманию.

    Помимо разума совесть подсказывает нам, где добро и зло. В отличие от разума (нашего внутреннего понимания жизни) совесть дает оценку событий нашей жизни как бы со стороны. Право вето за совестью не закреплено, у нее лишь «совещательный голос». Если к совести не прислушиваться, то голос ее будет звучать всё слабее, неразборчивее, а наша жизнь постепенно станет всё бессовестнее.

    Сожаление, стыд, досада, – эти покаянные чувства святитель Феофан называет болезнованием о грехах. Болезнование о грехах доводится до степени омерзения к грехам и решительного отвращения от грехов.

    Многие грехи представляются для человека соблазнительными, заманчивыми, у кающегося происходит перемена чувств, когда, казалось бы, привлекательные грехи вызывают чувство омерзения .

    Кающийся человек переживает обращение к Богу и, с другой стороны, – отвращение от грехов . Причем отвращение от грехов наполняет человека ценным чувством решимости . В чем ценность? Без решительности человек никакого серьезного дела довести до конца не может.

    В аскетической литературе встречается покаянное чувство отвращения от грехов, доведенное до предельной степени – ненависти к грехам. Да, чувство ненависти бывает не только пагубное (ненависть к людям), но и спасительное (ненависть к своим грехам). А еще не забудем про великое покаянное чувство страха Божия . О нем бы отдельно поговорить, но не время…

    Что со всем этим делать?

    Богатая получилась палитра из разнообразных покаянных чувств: ощущение виновности, сожаления, стыда, досады, отвращения. Заметим, названия у чувств как-то звучат устрашающе…

    А тут еще святитель Феофан советует верующему человеку:

    «Помогай им развиваться и раздражай их сильнее и сильнее. Пусть горит в них душа… чем сильнее будет гореть… тем спасительнее» .

    С огнем, как мы понимаем, надо осторожно обходиться, чтоб не обгореть или не обуглиться насмерть.

    Вот и святитель Феофан специально оговаривается:

    «Те чувства – стыд, страх, досада, если оставить их одних, развивают одну безотрадную болезненность, которая, пожалуй, может… столкнуть к черте отчаяния. Печаль же по Бозе, при всей болезненности, отраду разливает» .

    Нам нужно искусно возгревать покаянные чувства, переходить от одного чувства к другому, не забывая о первостепенном значении печали по Богу.

    Печаль всякая бывает. Один человек печалится о том, что грехи отдалили его от Бога. Другой – о том, что грешить не получается. Про разные виды печали прекрасно написал преподобный Иоанн Кассиан:

    «Кроме печали, которая происходит от спасительного покаяния… всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия, или гнева… От печали рождается недовольство, малодушие» .

    Мирская (страстная) печаль нам вредит, а печаль по Богу нам помогает жить и приносит отраду. Как же так? Печаль дает чувство отрады , – святитель Феофан ничего не напутал? По счастью, нет.

    О том же самом говорил древний христианский подвижник авва Исаия:

    «Печаль по Боге приносит радость и утверждает человека в воле Божией. Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: “Не бойся, снова прибегни к Богу… Он знает, что человек немощен, и помогает ему”» .

    А в библейские времена апостол наставлял коринфян: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7, 10).

    Печаль по Богу как бы переплавляется. Господь исполняет кающегося «глубоким миром и обрадованием», печаль обращается в чувство радости по Богу . Точно так же, как страх Божий постепенно под действием благодати переплавляется в возвышенное чувство любви к Богу .

    Вот и всё о богатой палитре покаянных чувств. Неужели нельзя ничего добавить? Можно. Кто-то вспомнит еще рассуждения Святых Отцов, кто-то от себя небольшую лепту в обсуждение темы внесет. Например, так: покаяние может в человеке пробудить чувство здоровой самоиронии. Может или нет?..

    1. Святитель Феофан Затворник. О покаянии, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 119.
    2. Святитель Феофан Затворник. Цит. изд. С. 139-140.
    3. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. СТСЛ, 1993. С. 117-118.
    4. Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995. С. 291.

    «Удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего» (Ек. 11:10).

    «Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» (Пр. 15:15).

    «Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22).

    «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

    «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).

    Печаль — это чувство грусти и скорби, душевной горечи; забота и беспокойство.

    Печальный — испытывающий чувство печали, грустный; исполненный печали; вызывающий и навевающий печаль

    Печалиться — скорбеть, горевать, жалеть, тужить, огорчаться, грустить, сохнуть, плакать, болеть, скучать (В. Даль).

    В противоположность радости, знаменующей спасение и присутствие Божие, печаль есть горький плод греха, отделение нас от Бога. Ее видимые причины бывают различны: испытание, означающее, что Бог скрывает свое лицо; жена, приводящая в уныние своей сварливостью; плохо воспитанный сын; друг, ставший врагом; собственное безрассудство, лукавство сердца и злословие окружающих. Печаль есть следствие греха, радость — плод спасения (Словарь библ. богословия, с. 778).

    Печаль подавляет сердце, угнетает дух, иссушает кости даже больше, чем болезнь. Отсюда советы мудрых: «Не предавайся печали душою твоею» (Сир. 30:22), «удаляй от себя печаль, убившую многих» (Сир. 30:24), а также и «заботу, которая прежде времени приводит старость» (Сир. 30:24) (Словарь библ. богословия, с. 779).

    Печаль Иисуса Христа

    Тот, Кто берет на Себя грех мира должен был нести на Себе необъятность людской печали и не быть ею раздавленным. Подобно пророкам, Он скорбел об ожесточении фарисеев (Мк. 3:5), Он плакал над нечувствием Иерусалима, не узнавшего часа своего посещения (Лк. 19:41). Иисус печалился не только о судьбе избранного народа; евангелист Иоанн рассказывает, как Он прослезился, когда смерть постигла Его друга Лазаря (Ин. 11:35) (Словарь библ. богословия, с. 780).

    Печаль, грусть и тоска укорачивают жизнь (турецкая народная мудрость).

    Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью.

    Не давай печали сердцу своему, ибо «печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10) (Ефрем Сирин).

    Печаль снедает сердце человека (Ефрем Сирин).

    Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну (Ефрем Сирин).

    Всякая печаль, которая по видимости не заключает в себе ничего запрещенного, однако не способствует и благочестию, есть житейская, а значит гибельная (Василий Великий).

    Бодрствуй против духа печали, ибо он простирает многие сети, чтобы уловить тебя.

    Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать (Иоанн Златоуст).

    Почему «печаль мирская производит смерть»? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства (Иоанн Златоуст).

    От печали рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние (Иоанн Кассиан Римлянин).

    Люби душу твою, утешай сердце твое и удаляй от себя печаль; она многих убила, а пользы от нее нет.

    Как правило, источник наших печалей — наши заблуждения (Ж. Массийон).

    Есть род печали, которой непременно суждено обратиться в радость. Такой печалью является печаль о Господе (Ин. 16:20).

    Корни деревьев горьки, а плоды их весьма приятны. Так и печаль по Боге приносит нам великую радость. Кто часто молился со скорбью и слезами, те знают, какую получали они радость, как очищали совесть, как восставали с благою надеждой (Иоанн Златоуст).

    Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет к спасительному покаянию (Иоанн Златоуст).

    Где печаль ради Бога, там будет и вечная радость (Нил Синайский).

    Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу: Он благ и милосерд, Он знает, что человек немощен, и помогает ему».

    Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил пред Господом, но обратился и кается. Печалиться, повторяю, должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили; должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбляла Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге; которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2 Кор. 7:9). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и вышед вон, плакал горько» (Мф. 26:75). «Петр, — говорит Златоуст, — когда отвергся Христа, не от страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки» (Тихон Задонский).

    Истинная христианская печаль — печаль в том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить Ему; получают от Него неизреченные благодеяния и надеются в будущем веке получить их еще больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «жертва Богу-дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью исправляется и обновляется растленное естество (Тихон Задонский).

    И радость, и печаль христианские должны быть иными, нежели у сынов этого века. Они не должны печалиться о том, что не имеют в этом мире благополучия, не имеют богатства, славы, чести, что мир их ненавидит, гонит и озлобляет. Этой печали они должны противиться, изгонять ее и не давать ей места в сердце своем Даже должны радоваться этому, ибо так и познается, что они не чада мира

    сего, но чада Божий, как говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Ибо кто печалится о том, что не имеет любви и почитания в этом мире, тот показывает, что любит мир, о земном мудрствует, к земному прилепляется, что противно вере христианской (Тихон Задонский).

    Когда лишишься богатства, чести, славы, печалью их не можешь возвратить. Когда разлучился с женой или отцом, с матерью, братом или другом и об этом печалишься, этого тоже не возвратишь печалью. Видишь, что печаль мира сего бесполезна. Одна только печаль по Боге полезна, ибо душеспасительна, ибо очищает душу от грехов (Тихон Задонский).

    Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его.

    Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему (Григорий Нисский).

    Невозможно искать Бога и вместе славы, чести и богатства (Тихон Задонский).

    Сердце человеческое не может быть раздвоено, оно прилепляется к Создателю или созданию (Тихон Задонский).

    Наша излишняя печаль — это привязанность к земному. Без печали мы не знали бы радости утешения в Господе.

    Печаль роняет в душу семена радости, которые потом вырастают в плод утешения.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Нет ни одного человека на земле, кто бы не имел скорби или печали. Но печаль печали рознь. Есть печаль по Боге, а есть печаль от диавола.

    По словам апостола Павла «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7, 10). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет ко спасительному покаянию».

    Чаще всего мы бываем печальны из-за каких-то житейских проблем. Но если мы решимся жить по воле Божией, то нас ничто не должно огорчать, кроме греха. Если что Господь попустит в нашей жизни - значит это нам на пользу.

    Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: « Нам предстоит подвиг - потупить жало едкой печали. Если она при каждом нападении в несчастных случаях будет обладать нашей душой, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию. Низринув дух из состояния чистоты, она совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользой заняться священным чтением, не позволяет быть спокойным и кротким с братьями. Во всех обязанностях или в богослужении она делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняя чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Кроме печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия или гнева… От печали рождается недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние».

    Преподобный Никодим Святогорец рассуждая на эту тему, говорит следующее: «Грешат те, которые считают добродетелью чрезмерную печаль после греха, не понимая, что это происходит у них от гордости и самомнения, от того, что они слишком много надеются на самих себя и на свои силы. Ибо, думая о себе, что они нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь справиться со всем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, приходят в смятение и малодушие, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан - себя самих, на который возлагали все свои ожидания и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на одного Бога уповает, решительно ничего доброго не ожидая от себя самого (при обилии трудов). Поэтому он, когда впадает в какое бы ни было прегрешение, хотя чувствует тяжесть его и печалится, однако не впадает в смятение и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него - не неожиданная новость».

    Примеры покаяния изложены в Древнем Патерике. Однажды два монаха, будучи побеждены блудной страстью, согрешили с женщинами. После же стали говорить друг другу: что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, впали в нечистоту, и должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню. Так и сделали. Пришли в неё и стали просить отцов, чтобы они назначали им покаяние, предварительно исповедав им свои греховные поступки. Старцы решили оставить их в затворе на один год, и обоим поровну давали хлеб и воду. Когда они исполнили оба эту епитимью и вышли из затвора, отцы увидели одного из них совершенно печальным и бледным, а другого - с веселым и светлым лицом, и подивились этому. Они спросили того монаха, у которого была печаль на лице: «Какими мыслями ты был занят в келии своей?» - «Я думал, - отвечал он, - о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, и от страха «кости мои прильпнули к плоти моей» (Пс.101,6). Спросили они и другого: о чем он размышлял и он ответил: «Я благодарен Богу, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию и я радовался». Тогда старцы сделали вывод: покаяние того и другого равно перед Богом.

    В своих творениях о печали по Боге много пишет святитель Тихон Задонский. Он учит: «Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил перед Господом, но обратился и кается. Печалиться должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили, должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбила Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге, которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7,10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому3, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию, ибо опечалились ради Бога» (92 Кор.7,9). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26,75).

    «Петр, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - когда отвергся Христа, не страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки».

    По словам святителя Тихона Задонского «полезна печаль и из-за страха геены, чтобы не впасть в неё. Затем и в Святом Писании, как о Вечной Жизни, так и геене сказано нам человеколюбивым Богом, чтобы мы избегали геены, а Вечную Жизнь получили. Имеют истинные христиане, и святые страх Суда божия и геены, но этот страх побеждают верой и молитвой, ибо Христос пришел, чтобы смертью «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2,14). Но печалятся и сожалеют особенно потому, что из-за немощи плоти не могут угодить воле Божией так, как требует слово Божие. Потому вздыхают и молятся Отцу: «Остави нам долги наша».

    «Истинная христианская печаль, - продолжает святитель Тихон, - печаль о том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить Ему; получают от Него неизреченное благодеяние и надеются в будущем веке получить их ещё больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс 115,3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердце сокрушенного и смиренного ты не презришь, Боже» (Пс. 50,19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью избавляется и обновляется растленное естество».

    У верующих и неверующих часто бывает разная печаль. Верующие печалятся о горнем, а неверующие, поскольку не помнят о небесном, печалятся о земном. Неверующие печалятся, когда у них что-то неблагополучно в семьях, на работе, когда у них не хватает денег, когда их обходят вниманием или славой, когда их забывают чествовать. Мы же, верующие люди, не должны печалиться что нас кто-то не любит или не почитает, этого нам не нужно, нужно, чтобы мы сами всех любили и всех почитали. У нас одна должна быть направленность - это небо, это Бог. Мы должны думать только о Нем, и к нему стремиться день и ночь. Жажда Бога и искание Его всегда похвальны.

    «Великая милость для человека, - по словам преподобного Ефрема Сирина, - что он познаёт Бога и Бог приближается ко всякому, по мере человеческих сил. А между тем известно, что по немощи нашей мы не в состоянии приблизиться знанием своим к святилищу Божества. Благословен Он и за то, что грешники смеют приближаться к Нему и восхвалять Его».

    Если мы, дорогие братья и сестры, будем иметь печаль по Боге, то никогда не впадем в отчаяние, будем всегда прибегать к Нему, зная, что Он благ и милосерден. Он прекрасно знает наши немощи и старается всем нам помочь в борьбе со страстями, с ветхой нашей природой, и облечься в новую одежду нетления. Но есть одно замечание у преподобного Нила Сорского. Он говорит: «Бог терпит все немощи человека, всегда же ропщущего не потерпит, даже и накажет его». Нам нужно иметь скорбь полезную, скорбь о грехах наших, с доброю надеждою на милосердие Божие через покаяние, зная, что нет греха, который бы победил человеколюбия Божие, что оно всё прощает кающимся и молящимся. Эта-то скорбь для человека растворена радостью, делает его усердным ко всякому добру и терпеливым во всех злоключениях.

    Противоположную сей печали скорбь, приносимую нам диаволом, нужно со всем тщанием изгонять из сердца и упразднять, как и прочие злые страсти, молитвою, чтением, общением и душеполезными беседами с благочестивыми людьми. Ибо скорбь, которая не «по Боге, причина всего зла; и если продолжится в нас, обратится в отчаяние, сделает душу пустой и унылой, слабой, нерадивой и ленивой к молитве и чтению».

    Будем, дорогие братья и сестры, достойно переносить все испытания, благодарить Бога за все, что с нами случается и верить в Него, как в нашего Благодетеля и Спасителя. Аминь.