• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Веря в то, что отношения мужчины и женщины могут однажды достигнуть невиданного еще на земле идеала красоты и гармонии, разные народы сложили свои легенды о любви. Европейцы воспели Тристана и Изольду, азиаты - Лейлу и Меджнуна. Но все они - лишь прекрасные поэтические образы, а могут ли реальные отношения исторических личностей послужить идеалом «совета да любви»? Русскому же народу принадлежит, пожалуй, самая нетипичная и разительно отличающаяся от всех прочих история любви - «Повесть о Петре и Февронии». Именно здесь, на древней Муромской земле, девять веков назад, любовь мужчины и женщины явилась чудом, какого никогда не знал ни романтический Запад, ни чувственный Восток. Союз молодого князя и простой крестьянки стал законным браком, их праведная жизнь - житием, а тела верных супругов - святыми нетленными мощами.

    История жизни святых Петра и Февронии Муромских известна в общих чертах большинству россиян, даже далеких от Церкви и незнакомых с древнерусской литературой. Адаптированный для детей вариант жития включен в школьную программу начальных классов. В последние годы наметилась тенденция отмечать 8 июля, когда совершается память благоверных князей Петра и Февронии, «русский день всех влюбленных». Конечно, этот праздник гораздо нравственнее и патриотичнее опошленно-коммерческого «Валентина» 14 февраля, но здесь уместно напомнить, что сами-то муромские святые были не «влюбленными», а законными венчанными супругами, и поздравлять в этот день любые «сладкие парочки», состоящие в каких угодно греховных отношениях, было бы просто очередным кощунством.

    Но вернемся к житию, чтобы внимательно проследить за его символическим рядом, открывающим нам правду об идеальном супружестве. Молодой муромский князь Петр борется со змеем и побеждает чудовище. Но ядовитая кровь убитого змея, брызнув на тело Петра, поражает его язвами, от которых не могут исцелить даже лучшие лекари с их чудодейственными снадобьями. Посланные во все концы муромской и рязанской земли княжеские слуги находят в дальнем селе Ласкове простую крестьянскую девушку Февронию, умеющую врачевать разные недуги. Дочь бортника - сборщика дикого меда - говорит притчами и обещает вылечить молодого князя, если в качестве платы за исцеление тот возьмет ее в жены. Князь Петр соглашается на это условие, и Феврония посылает ему хлебные квасцы, велев слугам смазать этим средством все струпья на теле их господина, оставив несмазанным только один струп. Язвы Петра исцеляются, он здоров, но не решается выполнить свое обещание: негоже князю сочетаться браком с девицей незнатной. Вместо обещанного супружества Петр пытается откупиться от Февронии богатыми дарами, но вещая дева не принимает подарки, снова повторяя свое условие: «Аще будет мне супружник, да будет уврачеван».

    От единственного струпа, оставшегося несмазанным, язвы вновь распространяются по всему телу Петра, и князь заболевает тяжелее прежнего. Он снова посылает слуг к Февронии, и мудрая дева, не испытывая обиды, опять соглашается исцелить его. На этот раз князь держит свое слово и отправляется с Февронией под венец.

    Пожалуй, никакая иная проблема не озадачивает нас, сегодняшних, так, как вопросы отношений полов - «тайна сия велика» (Еф. 5, 32). Легионы глянцевых журналов, мастерски подогревая неуемный читательский голод, обещают привести к победе в непрекращающейся войне полов ту или иную половину человечества. Психологи всех школ и направлений наперебой предлагают решение личных проблем за умеренную или неумеренную плату. Вся эта, казалось бы, старая как мир информация не перестает пользоваться повышенным спросом, потому что служит путеводителем по одному и тому же порочному кругу. Попадают в эту безвылазную колею следующим образом: вначале человек мечтает о счастье в «личной жизни» и усердно пытается выяснить, как же его, желанного, достичь. И, поскольку всякому искренне вопрошающему правильный ответ обязательно дается, нашему соискателю счастья непременно открывается истина об отношениях полов. А правда эта такова, что иной формы счастья в любви, кроме единобрачия, человеку не дано. Эта простая истина не обязательно открывается через Священное Писание или творения Святых Отцов - Божия правда разлита повсюду в мире, и ее доказательством могут послужить люди и явления совершенно светские, как-то добрая супружеская пара, отметившая золотую свадьбу, герои классической литературы или даже участники телевизионного ток-шоу. Казалось бы, что может быть проще - останься с одним человеком, храни ему верность, и душевный мир гарантирован. Но на деле для большинства из нас даже естественный супружеский союз оказывается подвигом непосильным. Происходит так потому, что брак - одно из тех жизненных предприятий, что требуют от человека беспристрастно заглянуть в себя. А для многих из нас страшнее этого ничего не придумаешь. Познакомиться поближе с самим собой - это как для человека, привыкшего считать себя здоровым и не нуждающимся во врачебной помощи, вдруг узнать о своем диагнозе, при котором требуется операция. Тем, кто набирается смелости и рискует заглянуть в собственную душу, открываются такие бездны греха, что даже слова покаянного канона о «свиние, лежащей в калу» покажутся ему по отношению к себе слишком мягкими. А разве много среди нас найдется желающих принять столь ужасную правду о себе? Вот почему подавляющее большинство наших современников сейчас, едва заслышав или разглядев что-то там о нравственности и целомудрии, мгновенно затыкают уши, отводят глаза и опрометью несутся прочь от того источника информации, который еще пять минут назад сами же искали со тщанием. Как в песне Бориса Гребенщикова:

    Хорошо ли молодцу быть неженату?
    Маялся он тридцать лет, тряхнул головой,
    Да вышел во поле, вставил в уши вату…

    Куда же бежит наш обжегшийся искатель счастья с заткнутыми ушами? Разумеется, к тем, кто приласкает и обнадежит его сладкой ложью: «Нет, ты вовсе не виноват в своих несчастьях. Ты в порядке, у тебя нет никаких грехов. Просто тебе все время попадались не те женщины. Ты еще встретишь свою настоящую половинку, только не прекращай поиска». Так начинается следующий виток порочного круга: смены «партнеров» ради самого процесса смены «партнеров», поиска ради самого поиска, не имеющего в себе цели кого-либо найти и остановиться. Эрик Берн сравнивал беспорядочный секс без любви с адскими муками Тантала, который постоянно видел перед собой прекрасные фрукты, но ему не дано было их съесть и насытиться. На языке же православной аскетики этот процесс называется «вражией работой» - греховным трудом, который отбирает все силы, но вознагражден никогда не будет.

    Как же может помочь нам вырваться из порочного круга древнерусская повесть, начинающаяся с битвы со змеем? Возможно, причина петровой болезни вызовет улыбку у скептиков. Если житие правдиво и исторически достоверно, то кем на самом деле был змей, с которым боролся Петр? А был он искусителем, соблазнявшим княгиню Марию, жену старшего брата Петра князя Павла. То есть, бесом, которые, как известно, могут принимать самый разный облик. И, поскольку для нас в житии гораздо более важен символический, а не исторический ряд, нам вовсе не обязательно даваться в подробности, был тот змей чешуйчатым или в пупырышках. Суть не в этом - битва со змеем включена в повествование для того, чтобы в очередной раз напомнить нам о роли и предназначении мужчины. Божие повеление Адаму - возделывать сад, то есть заботиться о целом мире, а заботиться об Адаме призвана Ева. Мужчина ориентирован на внешнее, женщина - на внутреннее. Для мужчины важнее дело, для женщины - отношения и состояния. Любое внешнее делание в мире, будь то работа, война или творчество, всегда в той или иной степени битва со змеем, потому что его двигателем служит агрессия. Так уж человек устроен, что, не выплескивая агрессию, гнев, не будучи бойцом, он ничего не выстроит, не разведает, не сочинит, не завоюет. Но, как змееборчество является опасным занятием, несущим в себе риск быть израненным или погибнуть, так и борьба за победу, за успех в любой деятельности зачастую озлобляет, ожесточает человека, делает его бессердечным и гордым. Убить чудовище - дело благое, но, пребывая в постоянных схватках с монстрами, не делаешься ли на них похожим ты сам, не заразительны ли для тебя их повадки?

    Одержав победу над змеем, Петр нуждается в ком-то, кто победил бы змеиную заразу в нем самом. И его помощницей, одновременно лекарем и лекарством, становится Феврония. Почему вещая дева обещает исцелить Петра только в том случае, если молодой князь женится на ней? Их брак - это не плата за лечение, а, скорее, дальнейшие предписания врача - вот что ты должен изменить в своей жизни, чтобы больше не оказываться в такой ситуации. Причина петровой болезни - не просто змеева кровь, а неполнота существования молодого князя: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Легко ли биться со змеями, если после боя никто тебя не ждет, не спешит утешить, смазать твои раны и вдохновить на новые подвиги?

    Феврония исцеляет Петра, восполнив его неполноту. Но всякая ли жена обладает лечебными свойствами? Конечно, не всякая, а только ведущая жизнь созерцательную. Именно поэтому в старину и прятали девиц в теремах да высоких башнях - чтобы не нахватались мирской грязи и лечебные свойства не утратили. В наши же дни многие девушки, испытывая потребность пребывать в высокой башне на вершине одинокого утеса и не имея реальной возможности укрыться за каменными стенами, возводят вокруг себя стены психологические, под защитой которых и занимаются внутренним деланием.

    Почему же Петр не сразу решился взять в жены свою идеальную невесту? Нет, даже не из-за «классовых противоречий» - как раз брак с девушкой низкого происхождения предполагает меньше ответственности. Крестьянка рядом с князем - существо бесправное, если что не так, всегда можно указать жене-простолюдинке на дверь, и за нее не вступится клан влиятельных родственников. По мнению психологов, наибольший страх у мужчин вызывает наличие у женщин ума. Может быть, Петра испугала февроньина мудрость - а вдруг она, обладая таким умом, будет все поворачивать по-своему, манипулировать мной и всем княжеством? Но истинная женская мудрость состоит в том, чтобы, служа для супруга зеркалом, отражающим и помогающим исправлять недостатки, никогда не посягать на его свободу. Когда Петр в первый раз отказывается исполнить свое обещание, Феврония не бросается его догонять и не грозит небесными карами. Она смиренно ждет, пока Петр сам придет к пониманию, что ему Богом сужден этот брак.

    Невесты бывают полезными и приятными, и оба этих качества редко удается обнаружить одновременно в одном и том же человеке. Мало кто из нас выбирает супруга, имея смирение праотцев Исаака и Ревекки, искавших только Божией воли - скорее мы стремимся «отхватить» кого-нибудь по своим страстям. Пьяница мечтает о любительнице выпить, всегда готовой составить ему компанию, скряга - о себе подобной скопидомке… А Господь ради нашего исправления посылает нам тех, кто на нас непохож, противоположен и тем самым обличает.

    Как же возможно уговорить нашего строптивого современника вступить в брак с тем, кто ему действительно подходит, а не просто внушает мимолетную страсть? Или убедить отказаться от «шведского стола» преходящих отношений и связать себя семейными узами. К сожалению, мы стали так упрямы и эгоистичны, что все чаще к браку приходим через скорби. Вот какую историю рассказала мне одна женщина в автобусе по дороге из Мурома, куда она ездила молиться благоверным князьям Петру и Февронии. Ее дочь несколько лет жила в «гражданском» браке, и это обстоятельство очень печалило мать, благочестивую православную женщину. Дочь и ее «бойфренд» в один голос заявляли, что законного брака и детей в принципе не хотят. Они сходились и расходились, мирились и ссорились, бурно выясняли отношения, заводили новые романы на стороне, но вновь и вновь возвращались друг к другу. Мать усердно молилась о дочери, месяц за месяцем, год за годом… Однажды дочь тяжело заболела - подцепила какую-то серьезную инфекцию, и целый месяц пролежала в постели. После болезни девушку как будто подменили - она вдруг поняла, что на самом деле хочет нормальной семьи, а на половинчатые отношения соглашается только потому, что боится потерять своего парня, и такое положение дел заставляет ее чувствовать себя несчастной. Она начала молиться с матерью вместе. Через некоторое время беда приключилась с ее гражданским мужем - его ограбили и избили на улице. Молодой человек лежал дома с тяжелыми травмами, а девушке приходилось за ним ухаживать. Внезапно он тоже понял, что она дорога ему, что он не хотел бы ее потерять, и сделал своей подруге предложение.

    Святые всегда нас слышат, и, если объем этой статьи не позволяет поразмыслить над всеми ключевыми моментами жития благоверных князей Петра и Февронии, ничто не мешает вам получить ответы на волнующие вопросы в молитве. Возможно, небесным покровителям русской семьи есть, что сказать именно вам - о вашем браке, сомнениях, неудачах, проблемах. Но мы ведь решили на примере святых бороться с собственным эгоизмом? Тогда помолимся в день их памяти обо всех, кто страдает сейчас от семейной и личной неустроенности - пусть по молитвам благоверных супругов она преобразится в гармонию.

    Дата: 2016-12-26

    А вы знаете, что восьмого июля в России отмечают день семьи, любви и верности, день памяти православных святых Петра и Февронии?

    А что вы знаете о самих святых? Вероятно не так уж и много. Что родом они из Мурома, что всю жизнь прожили вместе и умерли в один день, как в сказке. Да что памятники им установлены едва ли не в каждом российском городе. Вот, наверное, и все. Поэтому, мне хотелось бы рассказать о самой образцовой семейной паре более подробно.

    Петр

    На самом деле Петр никакой и не Петр вовсе. Это имя было дано ему после пострига в мужском монастыре, но до того момента прошло немало времени, ведь монашескую рясу князь Муромский одел лишь в старости, точная дата этого события, к сожалению утеряна в веках. Что, несомненно, позволило атеистам советских времен объявить святую княжескую чету персонажами придуманными, и никогда не существовавшими в реальности, не смотря на материальное доказательство в виде мощей, сохранившихся, по сей день.

    Но как же в миру звали князя? Из обрывочных сведений, сохранившихся с тринадцатого века, с большой долей вероятности можно предположить, что звали его Давыд Юрьевич Муромский, внук Владимира Святославовича Рязанского, прямой потомок Ярослава Мудрого и, соответственно, Владимира Красна Солнышко.

    И стоит ли сомневаться, что в молодые свои годы будущий святой знатно погрешил…

    Возможно, то, что князь впоследствии женился на простолюдинке, частично было его искуплением, а может и наказанием.… Ведь во все времена (даже сейчас, кто бы что ни говорил) знать старательно подчеркивала свое возвышенное положение, иногда доходя до абсурда, и принижая всячески достоинство простых смертных, чьими трудами, собственно, беззастенчиво пользовалась.

    Итак, как же случилось, что князь, имеющий такую родословную, женился на простой девушке?

    Что предшествовало знакомству

    Поскольку в тринадцатом веке, как мы знаем из истории, постоянно происходили какие-либо сражения, как правило междоусобные, бесконечная борьба за княжение в том или ином городе и непрестанные переделы территорий, то можно смело утверждать, что Давыд отметился если не во всех, то во многих баталиях того времени. Более подробное и детальное описание его биографии в этой статье не уместно, тем более, что оно не прольет света на некоторые события, сохранившиеся в легенде о князе Петре, но не сохранившиеся в дошедших до нас летописях.

    В тысяча двести седьмом году князь Давыд Муромский со своей дружиной пришел на помощь войскам Всеволода Юрьевича Большое Гнездо под Пронск, Рязанской области. Так получилось, что за последующий год в Пронске сменилось несколько князей (что для того времени дело обычное), и в какой-то момент город был отдан под руку князя Давыда, но правил он совсем не долго. Предыдущий ставленник, князь Олег Владимирович, из рода Святославичей, отобрал Пронск у Давыда. Сам же Давыд вынужден был вернуться на родину, в Муром. Возможно, даже бежать,… Возможно, с каким-либо ранением или болезнью. И по пути на родину, Давыду пришлось обратиться к местным лекарям, ведунам, знахарям, кто там нашелся.

    Скорее всего, так князь и попал в село Ласково, где и жила дочь тамошнего бортника, как тогда говорили, древолаза, Феврония.

    Знакомство

    Точных сведений о княгине Муромской не сохранилось. Но основываясь на дошедших до нас исторических фактах и легенде, вернее житии святых, так называемой «Повести о Петре и Февронии Муромских», составленной во времена Ивана Грозного, то есть, через триста лет после кончины князя Муромского с супругой, есть предположение, что Феврония была знахаркой, к которой и обратился князь за помощью.

    Собственно, по сюжету «Повести», Петр, спасая честь брата, правящего на тот момент князя Павла, убивает змея огненного. Змей этот, по примеру греческого Зевса, принимал облик Павла, и посещал супружескую постель последнего. За что и был убит Петром.

    Почему Павел сам не смог этого сделать не понятно, но в легенде говориться, что убить его (змея), мог только определенный человек определенным оружием.

    Все сложилось как нельзя лучше, и змееборцем оказался родной брат, и меч нашелся неподалеку, в какой-то щели. В общем, все случилось как надо, но Петр был залит змеиной кровью, что повлекло какую-то неизлечимую хворь.

    И вот страдающему Петру во сне является видение, что надо бы ему поехать в Ростовскую область, в село Ласково, к знахарке, дочери древолаза. Только эта дева может излечить его. Что и было проделано.

    В оплату лечения, Феврония попросила ни много, ни мало, жениться на ней. Петр соглашается, но слово не держит. Феврония же, не будь дура, вылечила князя не полностью. И когда наступил регресс в заболевании, князь вынужден жениться на простолюдинке, чтобы не погибнуть, ведь вылечить его полностью может только она.

    Вероятная реальность

    Поскольку точных данных нет, можно только предполагать, что многое в легенде, правда. Не считая той части, где фигурируют мечи и змеи.

    Скорее всего, дело было так. Раненый князь, на пути из Пронска вынужден заехать в Ласково, к знаменитой на всю округу знахарке. И, вероятнее всего, девушка действительно решила не упустить свой шанс.

    Сегодняшние жители села говорят, что лечила Феврония Давыда хлебной закваской. Как сохранились подобные сведения неизвестно, но в этой истории так много допущений, что возможно все.

    И Давыд, ради спасения собственной жизни, соглашается на любые условия. Возможно, заранее не собираясь их выполнять. Но Феврония, предвидя подобный исход, умышленно не долечивает князя. Через какое-то время, при появлении новых симптомов старого заболевания, Давыд возвращается к знахарке. Он вынужден жениться на ней по всем правилам, иначе она отказывается закончить лечение. Вот так и вышло, что из очередного военного похода князь привозит в Муром жену простолюдинку.

    Дальнейшее развитие событий

    В Муроме, в качестве устного народного творчества бытует мысль, что Феврония была не так уж и проста. Поговаривают, что она была то ли дочерью ведуна, то ли сама жрица, но князь ее опасался.

    И когда бояре поставили Давыду, на тот момент сменившему на княжеском престоле брата, ультиматум: либо князь избавляется от княгини крестьянского происхождения, либо город избавляется от них обоих, князь отказывается от власти.

    Скорее всего, княгиня шантажировала мужа тем, что если он от нее избавится, то всенепременно хворь вернется, ибо только она, одним своим присутствием, сдерживает болезнь мужа.

    Но так хочется верить в официальную версию, о том, что Петр, испытавший огромную благодарность милой симпатичной девушке, за исцеление, полюбил ее всем сердцем и всей душой. И просто не мыслил без нее своей жизни, потому и отрекся от княжества ради нее.

    Как бы там ни было, но княжеская чета покидает город.

    Проходит не так уж много времени, когда Давыда с женой находит посыльный из Мурома. Город просит князя вернуться, соглашаясь на любую княжну, на все возможные условия, лишь бы вернуть законную власть. Потому, что бояре устроили смуту, деля княжеский престол.

    И Давыд с женой возвращается, принимая снова княжение.

    Сверяясь с историческими событиями, и политическим положением того времени, вероятно, что вышеописанные события не были столь благостными и бескровными.

    Скорее всего, бояре затеяли бунт, поводом которого и послужила скоропалительная женитьба князя на женщине низшего сословия, да еще и не глупой, честолюбивой женщине. В таком случае князь вынужден был бежать из города.

    После его побега бояре так и не смогли договориться между собой, смута продолжается.

    Где все это время был Давыд с женой, были ли на тот момент у них дети - не известно.

    Но он мог податься к ближайшим товарищам, Всеволоду Большое гнездо, либо к любому из его сыновей. Заручившись там поддержкой, Давыд возвращается в Муром под предводительством вооруженного отряда, захватывает власть и наводит порядок.
    Народ, уставший от смуты, радостно принимает князя, а то, что жена у него не знатного рода, только повышает княжеский рейтинг.

    Как бы там не случилось на самом деле, непреложным остается тот факт, что правил Давыд Муромский около двадцати пяти лет, прежде чем ушел в монастырь. У княжеской четы было трое детей, двое сыновей - Юрий и Святослав, и дочь Евдокия.

    Свой жизненный путь князь Давыд, в иночестве Петр, и его жена Феврония, в иночестве Ефросиния закончили в апреле тысяча двести двадцать восьмого года. Говорят, в один день.

    Согласно легенде, первое чудо случилось сразу после погребения. Вопреки завещанию бывших князей, их похоронили не в оборудованной заранее общей могиле, а в разных гробницах, при тех монастырях, где они находились. Но ночью, чудесным образом, тела супругов перенеслись в общую усыпальницу. Наутро, обнаружив этот казус, тела были разделены и возвращены на прежние места упокоения. Была выставлена стража, чтобы не допустить впредь подобного глумления над телами, на случай если какой-то шутник снова надумает украсть тела из могил. Но все старания были напрасны - наутро супруги снова были вместе. Так и лежат их мощи, по сей день в одной общей раке.

    Эпилог

    На этой романтической ноте стоило бы закончить повествование о большой и светлой любви, которую даже смерть не в силах разлучить.

    Но я не могу не добавить ложку дегтя, и не упомянуть о том, что в канонах православной церкви не существует развода между супругами как такового. И единственным допустимым методом развода может стать лишь одновременный постриг обоих супругов в иночество.

    В свете этого факта, остается вопрос, так ли безгранична была любовь, и так ли безоблачна жизнь Муромских Давыда и Февронии?

    Впрочем, как бы там ни было, но эта пара достойна и уважения, и поклонения, и наследования. Потому что прожить вместе столько лет - не поле перейти. И, ради достижения своих целей, пусть не всегда возвышенных, связать свою жизнь с жизнью супруга, с честью прожить эту жизнь - это ли не пример для подражания?


    Жили долго и счастливо и умерли в один день

    (житие Св. Петра и Февронии)

    Здравствуйте, мои дорогие читатели!

    Пётр и Феврония Муромские история вечной любви (краткое содержание)

    История их любви удивительная, чудесная, сказочная. Многим влюблённым парам хотелось бы жить, как жили они.

    Феврония была девицей из крестьянской семьи. Но она была не обычной девушкой, все знали о её даре целительства и прозорливости. Она исцелила князя Петра от неизлечимой болезни. Он за это чудесное исцеление обещал жениться на ней. Но гордыня помешала ему.

    Феврония же знала, что такие болезни посылаются для вразумления и «излечения» от грехов. Прозревая гордость и лукавство Петра, она сказала князю смазать не все язвы на теле, а оставить одну, в качестве свидетельства греха. Очень скоро болезнь опять возобновилась. Князь Петр вынужден был вернуться к Февронии. Во 2-й раз он сдержал слово.

    Боярам не нравилось, что их правитель женился девушке простой и они просили Февронию взять, что она пожелает, и уйти из града Мурома. Феврония сказала, что ей ничего не нужно и возьмёт она с собой только супруга. Петр узнал, что с любимой женой его хотят разлучить и предпочёл отказаться от богатства и власти.

    Вместе с Февронией на 2-х лодках они уплыли по реке. С ними был некий муж, он засмотрелся на княгиню. Феврония предугадала его мысли и спрашивает: «Если ты зачерпнёшь воду с 2-х сторон лодки, она будет с одной стороны слаще или одинаковой?» Тот ответил, что одинаковой. «Так и женское естество одинаково, – сказала Феврония. – Зачем ты забыл жену и помышляешь о чужой?».

    Вот какая мудрая была Феврония. Думаю, поэтому Петр так любил её. А мы хотим, чтобы нас любили. Но при этом мы не хотим соглашаться на изгнание, предпочитаем оставаться во дворце. И не хотим поступать разумно и мудро, ведь легче капризничать и кокетничать.

    Хотите узнать, что было дальше? Слушайте. Пётр и Феврония остановились на ночлег. Но уже утром появились послы из Мурома. Они стали просить Петра вернуться. Потому что бояре перессорились за власть. Петр и Феврония согласились со смирением. Вернулись и правили в Муроме до старости. Жили счастливо, творити милостыню, молились за народ Мурома. Когда пришла старость, они договорились принять монашество. Молились Богу, чтобы умереть одно одно и то же время. И оставили завет, чтобы их похоронили в одном гробу.

    Когда пришло его время, Петр отправил гонца к Февронии, что он готов идти к Богу. Феврония попросила его подождать, пока она закончит вышивать икону. В один и тот же час они умерли в разных монастырях. Но люди думали, что не хорошо монахов хоронить вместе и нарушили их завещание. Однако чудесным образом они оказались рядом.

    Святые мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии сохранились до наших дней. Сейчас их гробница находится в Троицком монастыре в Муроме, где все молящиеся обретают исцеление и дар счастья, любви и душевного равновесия.

    Вы спросите, а как же этот праздник праздновать? Думаю, надо помолиться святым князю Петру и княгине Февронии за себя, за детей и родителей. Попросить для всех мудрости, терпения, примирения, смирения, милосердия и, конечно, любви, радости, верности и счастья!

    Желаю всем нам ценить своих любимых, быть преданными и верными!

    А тем, кто не нашел ещё свою половинку — молиться Св. Петру и Февронии.

    P.S.

    Мы хорошо знаем этих людей как великих политиков, ученых, музыкантов, художников и писателей. Но редко задумываемся об их личной жизни, хотя их семьи - пример настоящей любви и верности. В своей программе Тутта Ларсен рассказывает истории, которые не интересны «желтой прессе». Но они захватывают и поражают любого неравнодушного человека.

    ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ

    ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ

    Верность считалась непреложным основанием брака. Можно сказать, она служит «показателем» надежности человека. Ведь если он изменяет, то и в других вещах доверия ему нет. Верность, в том числе и супружеская, это залог постоянства, благополучия и процветания. Семья не может существовать без нее. Но увы, все чаще и чаще в новостях или от знакомых мы слышим о случаях развода из-за неверности…

    В былые времена на Руси развод или свободные отношения были, скорее, немыслимым исключением, чем нормой жизни. Люди давали клятву верности и хранили ее до самой смерти, всю жизнь поддерживая друг друга в радости и печали.

    В XIII веке в рязанской деревне жила простая девушка Феврония. Благодаря своей мудрости и удивительным обстоятельствам, при которых она встретила и исцелила от тяжелой болезни князя Петра, она вышла за него замуж. Когда умер его старший брат Павел, Петр стал муромским правителем. Бояре уважали князя, а вот их жены невзлюбили Февронию. Боярыни стали подговаривать мужей избавиться от княгини. Наветами и оговорами извести её не удалось, и тогда бояре пришли к Февронии с просьбой покинуть их город. Феврония согласилась при условии, что с ней уедет и её муж. «Если он сам так захочет, ни слова тебе не скажем!» - ответили бояре, не очень веря в подобный исход ситуации. Однако, вопреки ожиданиям бояр, князь Петр решил отказаться от власти ради того, чтобы не расставаться с женой, и отправился вместе с ней в изгнание. Уже на другой день супругов догнали послы из Мурома. Они стали умолять Петра вернуться на престол. Оказывается, как только чета покинула Муром, бояре переругались из-за власти. Начались волнения и беспорядки. Жители поняли, что любовь и благочестие Петра приносили благодать не только Февронии, но и всему городу.

    Феврония так же искренне любила Петра, была ему глубоко предана. Однажды случилось так, что им пришлось разлучиться и плыть на разных лодках. На судне с княгиней находился мужчина со своей женой. Заглядевшись на красавицу-княгиню, он замыслил измену. Феврония быстро разгадала недобрые намерения незнакомца. Другая женщина на ее месте растерялась бы, однако Феврония проявила присущую ей мудрость, чтобы выйти из неприятной ситуации. Она предложила мужчине зачерпнуть воды с левого и правого бортов, а затем выпить. «Одинакова вода или одна слаще другой?» - спросила Феврония. «Одинакова», — ответил он. Тогда Феврония сказала: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Мужчина застыдился и проникся ко княгине искренним уважением - ведь она была права! Больше он не пытался к ней подходить.

    Объяснив мужчине, что его измена бессмысленна, княгиня сумела уберечь себя и брак - не только свой, с Петром, но и брак незнакомца. Мы ничего не знаем о чувствах его жены, но можно предположить, что она была благодарна за вразумление ее мужа.

    Петр и Феврония своим примером показали, что супружеская верность - это одна из главных добродетелей в браке. Они правили долго и счастливо, Муром процветал во время их княжения. Думая о них, стоит помнить одну вещь - сохраняя верность, мы тоже можем сделать мир лучше.

    Петр и Феврония оставались верными друг другу до самой смерти. По традиции, существовавшей в те годы среди князей, в старости супруги удалились в монастыри и приняли постриг. Они дали друг другу слово умереть в один день, чтобы всегда быть вместе. Похоронить себя завещали в одном гробу, разделенном тонкой перегородкой. Когда они скончались, их положили в разные гробы, соответственно их монашескому статусу. Однако на следующий день супруги оказались в одном гробу, и так повторялось два раза, когда их тела разлучали. Такое чудо стало доказательством верности Петра и Февронии и их любви. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви.

    Хорошо, что в последние годы в России День Петра и Февронии 8 июля стал отмечаться как всенародный праздник любви и верности. Этот праздник совсем не похож на день святого Валентина, который еще называют Днем всех влюбленных. Влюбленность - прекрасное чувство, но оно может не перерасти в брак, а то и помешать ему. Символично, что день Петра и Февронии всегда приходится на время Петровского поста, то есть время воздержания. Праздник подчеркивает важность веры в Бога и верности супругу, главенство духовной стороны брака. Эта традиция подсказывает нам рецепт, благодаря которому влюбленность может перерасти в нечто большее - в любовь, не имеющую конца…

    Радио ВЕРА

    В России празднуют День покровителей семьи, святых Петра и Февронии Муромских. Считается, что эта дата может вытеснить из праздничного календаря западный День святого Валентина. Правда, немногие из тех, кто слышал о Петре и Февронии, знают всю историю их жизни, а также хитрости и уловки, на которые шли оба будущих символа любви и верности. Один - чтобы не жениться, другая - чтобы все-таки получить мужа с титулом. Подноготная отношений самой известной российской семьи.

    Согласно официальному жизнеописанию святых Петра и Февронии, князь заболел проказой, от которой никак не мог исцелиться, пока не обратился за помощью к крестьянской дочери Февронии. Князь полюбил девушку за доброту и благочестие, а после выздоровления - женился на ней. Когда Петру пришло время княжить в Муроме, бояре взбунтовались против княгини-крестьянки, и муж с женой удалились в изгнание, вернувшись лишь после того, как началась смута. Правили они долго, мудро, заслужили людскую любовь и умерли, конечно, в один день.

    Но не все было так гладко в истории Петра и Февронии. Если верить древнерусскому эпосу, Петр, еще до княжения, убил огненного змия, но, испачкавшись его кровью, заболел. Там, где яд попал на тело Петра, образовались струпья. И действительно, вылечить князя не мог никто, пока во сне ему не открылось, что помочь избавиться от проказы может дочь бортника Феврония. Девушка, к которой обратился Петр, согласилась избавить князя от струпьев - но с условием, что тот возьмет ее в жены, когда выздоровеет. Петр условие принял, но обещание свое нарушил - не захотел жениться на простолюдинке. Но хитрая Феврония предусмотрела это, оставив на теле князя один незалеченный струп. Болезнь взялась власть над Петром снова - и тогда уже он был вынужден исполнить свое обещание и жениться на Февронии.

    В остальном, впрочем, исторические и литературные свидетельства сходятся. Даже в сказочном финале - незадолго до смерти оба приняли постриг. Правда, в разных монастырях. Но молились они о том, чтобы умереть в один день. Давид и Ефросиния, такими были их монашеские имена, завещали быть похороненными в одном гробу. Но это сочлось нарушением монашеского обета, поэтому их положились порознь. Однако уже на следующий тела чудесным образом оказались вместе. Петр и Феврония были канонизированы Русской православной церковью в 1547 году.

    Словом, история получилась специфическая. С одной стороны, вполне обыденный сюжет - обманщик-князь и хитрая девушка, которая захотела получить титулованного мужа. С другой стороны, тривиальная, казалось бы, история завершилась сказочным образом. Но тут уж каждому решать, как относиться к Петру и Февронии, как святой семье, прошедшей через испытания, или как к парочке хитрецов.

    Но так или иначе, День Петра и Февронии может составить конкуренцию западному празднику - Дню святого Валентина - и даже вытеснить его. По крайней мере, в некоторых областях России пары, решившие связать свои жизни, выбирают именно 8 июля для торжественной даты. Как минимум - 650 пар в Челябинской области. И то дело. Февраль. Темень... Как писал поэт: "Достать чернил и плакать!". А тут - плюс 28, запах преющего мангала, Стас Михаилов из проезжающей мимо "Целики". Романтика.