• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Никколо ПАГАНИНИ

    Никтоиз скрипачей не обладал такой популярностью, ни о ком не написано столько книг,как о Паганини. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считалиего гением, другие – шарлатаном; имя его ещё при жизни было овеяно легендой.

    Онпородил целое течение в романтическом искусстве первой половины XIXвека; его инструментальные новации послужилипримером для Берлиоза и Листа в реформе оркестровой и фортепианной музыки; егокаприсами восхищался Шуман, создавший их фортепиальные транскрипции; он оказалсущественное влияние на творчество Россини, Мейербера, Шопена, Листа; Брамсупринадлежат фортепиальные вариации на тему его 24-го каприса, а в наш век«Рапсодию» на тему этого же каприса написал Рахманов. Сочинения Паганини более 100лет не сходят с концертной эстрады, пленяя ярким инструментализмом, живостьюобразов, выразительностью и непреходящей свежестью мелодий. Между тем и сегодняможно услышать мнение, что Паганини велик только как исполнитель и что еготворчество интересно лишь виртуозностью. Его судьба в этом отношении похожа насудьбу Листа, композиторское дарование которого так же долгие годы многим непризнавалось. Но слава и бессмертие Паганини свидетельствуют, что он былвыдающимся композитором.

    К1796 году относится начало большой дружбы между Никколо и страстно увлекшимсяего искусством маркизом Ди Негро. В его салоне в 1796 году Р. Крейцер услышалПаганини и предсказал ему блестящую будущность. Вместе с маркизом и отцомПаганини совершил свою первую концертную поездку по городам Италии. В Парме онхотел стать учеником знаменитого Алессандро Ролла. Однако, услышав его игру,Ролла заявил, что ему с ним нечего делать. В Парме Никколо брал урокикомпозиции у Гаспаро Джиретти и пользовался советами Фердинанда Фаэра. За времяэтих занятий он сочинил множество инструментальных пьес и два скрипичныхконцерта.

    К1801 году отношения Паганини с отцом становились натянутыми. Воспользовавшисьприглашением на концерты в Лукку, он уезжает туда со старшим братом Карло ипорывает с домом. Начинается новый период его жизни. После Лукки онконцертирует в Пизе, Милане, Парме, Ливорно. Слава о необычайном виртуозебыстро разносится по Италии. Его игра и личность кажутся фантастическими, егоискусство непостижимо, ново, оригинально. Понемногу вокруг Паганини начинаетвиться клубок легенд, создаётся ореол таинственности. В Ливорно его успех былнастолько велик, что один из поклонников в дар преподнес ему в дар чудеснуюскрипку – Гварнери дель Джезу, с которой Паганини не расставался до конца своихдней.

    Вырвавшисьиз под опеки отца, он ведёт бесшабашную жизнь, проигрывая в карты баснословныесуммы, зарабатываемые концертами.

    В1802 году к нему приходит первая любовь, имя этой женщины не известно. На еёвилле в Тоскане Паганини провёл три года, занимаясь земледелием и игрой нагитаре; писал квартеты для смычковых и гитар, гитарные пьесы, и многие эффекты,внесённые им в скрипичную игру, были имитацией гитарных звучаний.

    В1805 году он внезапно появился в Лукке. К этому времени Наполеон окончательносбросил личину революционности и на месте бывших итальянских республик учреждалмонархии. Лукку он отдал сестре Эльзе Бачокки, получившей титул принцессы. К еёдвору и был приглашен Паганини в качестве камер-музыканта и капельмейстера.Паганини согласился, привлеченный не только музыкальной атмосферой двора, но ипрелестной принцессой, с которой у него начался роман. Впрочем, по музыкальнойчасти он был связан и с принцем. В письмах 1809-1810 годов Буше де Пертисообщает: «Принц Баччоки страстный любитель скрипки, и мы играем квартеты.Генуэзец, по фамилии Паганини, держит первую скрипку и играет на гитаре».

    Вего же письмах любопытное описание игры Паганини; называя его самоучкой, Бушеде Перти добавляет: «Так не играет никто. Но он портит игру панталонадами,недостойного искусства и своего прекрасного таланта; я слышал егоимпровизировавшим в Концерте Виотти каденцию, в которой он подражал ослу,собаке, петуху и другим животным. Иногда, начиная пьесу, он рвёт струну.Казалось бы, следует остановить, а он продолжает игру на трёх струнах. В чем онвеликолепен, так это в арпеджио, двойных нотах и пиццикато, которое извлекаетлевой рукой, не расстраивая скрипки. Затем он соединяет все приёмы игры, и этокружит головы…»

    Каквидим, к этому времени уже выработались все характерные для Паганини приемыигры и виртуозные эффекты, которыми впоследствии он удивлял мир.

    ВЛукке его музыкальные обязанности были широки – он выступал соло, играл вквартетах, дирижировал оперными спектаклями. Однако долгое пребывание на одномместе не в характере Паганини и уже с 1809 года, то есть еще не порываяокончательно со службой, он вновь начинает вести жизнь странствующегоконцертанта, разъезжая по Италии. Весной 1813 года он поселился в Милане и сголовой окунается в художественную жизнь столицы северной Италии, полнуюожесточённых споров между романтиками и классицистами. Здесь он сближается сознаменитыми поэтами, музыкантами, знакомится со Стендалем.

    Славао Паганини, его фантастическом искусстве к этому времени выходит уже за пределыИталии. Опубликованные 24 каприса для скрипки соло вызывают в Париже недоумениеБайо, Берио, Абенека. Никто не верит, что их можно играть. В Милан, померятьсясилами с Паганини, едет известный французский скрипач-виртуоз Лафон. 7 марта1816 года в театре Ла Скала состоялось их состязание, на котором Лафон потерпелполное поражение. Но абсолютно прав И. Ямпольский, когда пишет: «В историческойперспективе времени ясно, что Лафон и Паганини были явлениями несоизмеримыми,что между Паганини, который, по словам Гейне, «легким ударом смычка то уводилнас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины», иэлегантным Лафоном, этим аристократом среди французских скрипачей, так же какмежду Листом и Тальбергом, не могло быть подлинного соперничества».

    Романтизм– многоликое явление с разными, порой эстетически противоположными тенденциями.В начале XIX века,когда романтизм только формировался, он порождал и смешанные течения,причудливо сочетавшие в себе черты классического и романтического искусств.Лафон был скрипачом, в стиле которого принципы старой французской классическойскрипичной школы Виотти, Байо, Крейцера потерпели значительную трансформациюромантического порядка в его игре уже проявилась синтементалистско-салоннаялирика и хрупкая, изящная виртуозность, которая постепенно стала одним изхарактерных признаков франко-бельгийской скрипичной и виолончельной школ первойполовины XIXвека.Представители этой школы резко отличались от темпераментного, буйного романтикаПаганини.

    НоПаганини не принял и такой романтик, как Л. Шпор, впервые познакомившийся сгениальным итальянцем в 1816 году в Венеции. Игру Паганини Шпор услыхалпозднее, уже у себя на родине, и резко осудил, но уже по услышанным им в Италиирассказам, эффекты, которыми славился генуэзер, казались ему шарлатанскими.

    «То,что пленяет в его игре итальянскую публику и порабощает её, - записывает Шпор вавтобиографии, - оказывается не чем иным, как рядом «прелестей», которыми замного лет до него восхищал наших бабушек наш соотечественник Шеллер. Этоискусственные флажолеты, вариации на одной струне… известного рода пиццикатолевой рукой и многие, противоречащие природе инструмента звуки фагота, голосастарой бабы и тому подобные фокусы».

    ВВенеции Паганини создает одно из самых своих прославленных произведений –«Венецианский карнавал», порождающий массу подражаний. «Карнавал» –энциклопедия его виртуозности и вариационной техники. Он примечателен также иромантичностью пестрых, ярких образов, свежим народным колоритом, Именно этопроизведение стало своего рода знамением виртуозно-романтического искусствапоследователей Паганини. В Венеции же произошла встреча Паганини с Байроном,оставившая глубокий след в душе скрипача.

    В1818 г. в Италию приезжает знаменитый польский скрипач К. Липиньский,привлеченный славой Паганини. Первоначально он, подобно Лафону, намеревалсявступить в состязание со своим итальянским собратом, но, услыхав игру Паганини,отказался от этой мысли. Между Паганини и Липиньским завязалась дружба,продолжающаяся до приезда итальянца в Варшаву. Липиньский был безумно увлеченискусством Паганини и стремился в своей игре приблизиться к его стилю. Но ихиндивидуальности были не менее различны, чем у Паганини с Лафаном, хотя поиному. Свойственная искусству Липиньского благородная, строгая мужественностьсвязывала его с классицизмом и становилась неодолимой преградой между ним и Паганини.

    В1818 г. завязалась дружба Паганини с Россини. Композитор обожал скрипача.Паганини отвечал ему тем же. Известно. Что скрипач написал ряд фантазий на ариииз опер Россини. В 1819 г. Паганини познакомился в Риме со знаменитымфранцузским художником Энгром; памятью этой встречи остался карандашный портретскрипача.

    Интенсивнаяконцертная деятельность, бурная жизнь приводит Паганини к тяжелой болезни,которая сопровождается душевной депрессией. Он перестает концертировать и до1824 г. живет замкнуто, в одиночестве. Лишь в апреле 1824 г. выходит изсостояния кризиса и начинает выступать. Приехав в Геную, он проводит в нейцелую зиму и с увлечением дает уроки 7-летнему вундеркинду КамиллоСивори. Под его руководством Сивориделает быстрые успехи. Занятия с мальчиком продолжались в течение 7 месяцев, но до конца дней Паганини называл Сивори своим единственным учеником.

    20-егоды чреваты для Паганини тяжелыми личными переживаниями. Увлекающийся отприроды, он отдавал много времени женщинам. Биографии, ему посвященные, полныописаний его бесчисленных любовных связей. Имена принцессы ЭлизыБачокки, а также другой сестры Наполеона – Паолы Боргезе, некой синьоры Диды,Элеоноры Квиличи, баронессы Елены Добенек составляют лишь небольшую часть егодонжуанского списка. Однако, на основании ознакомления с письмами Паганини,Ямпольский приходит к выводу, что по натуре он отнюдь не был Дон-Жуаном и Казановой, а всегда мечтал о настоящей любви испокойной семейной жизни.

    Еслидо 1828 г. деятельность Паганини развертывалась исключительно в пределахИталии, то покинув ее, он ни разу в последующие годы не приезжал сюда. Онвернулся в родную страну лишь в конце жизни больным, сломленным человеком.

    ПослеВены Паганини концертировал по городам Германии. В Дюссельдорфе судьба свелаего с одной из самых замечательных женщин, встречавшихся на его жизненном пути– баронессой Еленой фон Добенек. Их встреча былатрагичной. Любовь к Паганини сломала всю ее жизнь. Трудно сказать, чтозаставляло Паганини покинуть Добенек. Несмотря наразрыв с Паганини баронесса добилась развода с мужем и уехала в Париж. Послесмерти Паганини она перешла в католичество и постриглась в монахиниБенедиктинского монастыря в Швейцарии.

    Вбиографии великого скрипача много неясного, несмотря на пристальное внимание кего жизни. Был ли он карбонарием? В какой мере он был связан с итальянскимреволюционным движением?

    Большаячасть биографов считает участие Паганини в революционном движении неоспоримым,основываясь на факте его связи с рядом итальянских революционеров.

    Концертныетурне по Австрии, Германии и Франции сопровождались невиданными триумфами.Виднейшие музыканты мира в восторге от Паганини. В Вене он окончательнорасстался с Бьянкой и направился в Прагу, гденеожиданно для себя встретил холодный прием; затем следуют Дрезден и Берлин. ВБерлине он вновь побеждает публику. Но вместе со славой за ним ползут илегенды, грязный вымыслы. Утверждают, что он преступник, что на его совестиубийство возлюбленной. Респектабельная публика в ужасе, но все же покоряетсяего волшебной игре. Он увлекает всех силой страсти, драматизмом исполнения,бесконечным разнообразием красок, «…его инструмент поистине говорит, стонет,подражает грозе, безмолвию ночи, птицам, спускающимся с небес, но не взлетающимна небеса, во всем – поэзия…».

    11апреля 1830 г. во Франкфурте-на-Майне его слушает Р.Шуман и, потрясенный, записывает в дневнике: «Разве это не восторг! Под егоруками самые сухие упражнения пламенны, как пророчества Пифии». Из концертовэтого периода следует упомянуть о выступлении в Касселе,где его, наконец, услышал Шпор, и в Гамбурге, где на его концерте присутствовалГейне. Образ Паганини в последствии великий поэт запечатлел в своемзамечательном творении «Флорентийские ночи».

    Вфеврале 1831 г. Паганини наконец едет в Париж. Французская столица только чтопережила революцию и эпидемию холеры. «Но даже ужас, вызванный этим смертоноснымбичом, не смог удержать порыва любопытства, а затем – восторга, повергнувшеготолпу к ногам Паганини», - пишет Берлиоз.

    Париж30-ых годов – арена ожесточенных боев между представителями классицизма иромантизма. Пьесы В. Гюго, А. Дюма–отец, новеллы П. Мериме, а в музыкепрограммный симфонизм Г. Берлиоза; насцене оперных театров – «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Волшебный стрелок» Вебера,«Фауст» Шпора – такова романтическая волна, захлебнувшая жизнь искусства. Вэтот момент появляется Паганини. Естественно, что его игра увлекает, поражаетнаэлектризованных слушателей. В ней всё, что было так свойственно романтизму –огненное борение страстей, яркий ораторский пафос, контрасты возвышенного инизменного, программность и блестящая, непостижимая виртуозность. Романтичнасама личность артиста, окружённая ореолом таинственности, фантастики,демонизма. Лист, слушающий его на первом концерте, потрясён: он признаётся, чтоперед ним открылись новые, неведомые дотоле горизонты. В фантазии на тему«Кампанеллы» Паганини (1832), Лист идёт его путем и придаёт фортепианнойтехнике красочность, блеск, виртуозность, незнакомые старому классическомуискусству. Отсюда начинается формирование его бравурного инструментализма,породившее впоследствии венгерские рапсодии, концерты-поэмы. Да и извечная мефисто-тема Листа в сущности перекликается с«дьявольскими» мотиваит искусства Паганини.

    ПередПаганини преклоняется Бальзак, им интересуется Гёте, от него в восторгефранцузские романтики. Для философии романтизма был особенно характерен культмузыки, признававшейся высшим духовным видом искусства. Здесь их идеалпредставал как бы в материализованном виде. О Паганини пишут статьи,придумывают легенды, рассказывают анекдоты; вымысел в литературе о великомскрипаче тесно переплетается с правдой. Но кому нужна правда, когда от Паганиниждут только необычайного? В конце концов он бежит из Парижа в Англию, но издесь, после первого же выступления начинается то же самое.

    ВПариже за отказ сыграть на благотворительном концерте в пользу итальянскихреволюционеров, а затем и в Лондоне за попытку назначить двойные цены на билетыПаганини обвиняется в скопидомстве, жадности, стремлении к наживе. Безусловно,черты стяжательства у него были, хотя и не в такой степени, в какой емуприписывали. О его отзывчивости свидетельствует хотя бы известный случай сБерлиозом, которому, зная о бедственном положении композитора, Паганини подарил20 000 франков.

    До52-ух лет Паганини ведет скитальческую жизнь, разъезжая по городам Европы. Онработает с бешеной интенсивностью, расплачиваясь за добытое с таким трудоммиллионное состояние своим здоровьем. На 52-ом году он вынужден прекратитьконцертирование. Купив себе роскошной поместье близ Пармы, носящее название«Вилла Гайона», осенью 1834 г. переезжает туда.

    В1835 г. Паганини принимает приглашение пармской принцессы Марии Луизы занятьпост директора и дирижера ее придворного театра и оркестра. В монографии Ямпольского приводятсяинтересные данные о его попытке реформировать оркестр и организовать по-новомуоркестровое исполнительство. Он предлагает увеличить число оркестрантов допятидесяти человек, отбирая их по конкурсу; разграничить функции дирижера иклавесиниста или первого скрипача концертмейстера. Это были новые по темвременам требования. Его предложения были отвергнуты, и он подал в отставку. Закороткий период работы с оркестром он сумел значительно усовершенствоватьмастерство этого коллектива.

    В1837 г. состоялись последние концерты Паганини в Турине. Его здоровьеокончательно подорвано. Он едет в Марсель, Ниццу; в Генуе составляет завещание,по которому все свое громадное состояние (1,7 миллионов франков, кромеимущества, имения и коллекции музыкальных инструментов) передает сыну Ахиллу.

    Паганиниуезжает на юг Франции. Он мечтает поправить здоровье. В эти годы онподдерживает близкие отношения лишь с Берлиозом, да с тесным кружком любителеймузыки, который сгруппировался около него в Марселе. Он сам музицирует,особенно охотно играя квартеты Бетховена.

    Расчетына целебные свойства юга Франции не оправдались. В октябре 1839 г. Паганиниприехал в Геную, но сильный нервный припадок заставил его покинуть город.Перевезенный в Ниццу, он почти все дни пролежал в постели. К физическимстраданиям прибавились и нравственные – процесс, связанный с казино, все ещетянулся. К тому же его вновь попыталась вернуть в свое лоно католическаяцерковь. Однако умирающий артист стойко отказался принять причастие. Скончалсяон 27 мая 1840 г. в возрасте 58 лет.

    СкрипкаПаганини знаменитый Гварнери дель Джезу хранится в музее в Генуе. Один раз вгод витрину со скрипкой вскрывают и на ней играет самый выдающийся изскрипачей, находящийся в это время в Италии. В 1957 г. такой чести удостоилсяДавид Ойстах, а в 1963 г. – победивший намеждународном конкурсе имени Паганини воспитанник Ленинградской консерваторииболгарский скрипач Емил Камилларов.

    Паганинибессмертен. Мятежный дух живет в его творениях, до сих пор влекущих к себенеизъяснимой прелестью щедрых мелодий, роскошью инструментальных красок,поэтичностью образов.

    Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир, совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал", "мычал" и "разговаривал" струнами…

    Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот, несомненно, был рад. Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд.

    Именно в такой атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.

    Кадр из фильма «Никколо Паганини» (1982).

    Первый концерт Никколо Паганини состоялся в двенадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. У мальчика появились знатные покровители. Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его возможностью продолжать обучение у виолончелиста Гиретти. Учитель заставлял талантливого ученика сочинять мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.

    Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики.

    Таинственным в нем казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была нечеловечески хороша.

    Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.

    Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время (1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к концертам.

    Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии. За шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные строки Гейне, Бальзак и Гёте.

    Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще три года.

    Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года. Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в Парме.

    После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

    Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.

    Ниже - удивительные факты из биографии великого маэстро:

    1. Композитор родился в многодетной семье (был третьим по счету ребенком из шести); его отец сначала работал грузчиком, а позже открыл лавку в порту. Однако при переписи населения Генуи указали, что Антонио Паганини был «держателем мандолин» - так приказал сам Наполеон.

    2. С 5 лет отец начал учить мальчика играть на мандолине, а с 6 – на скрипке. Если верить исследователям жизни Паганини (Тибальди-Кьеза в серии «Жизнь замечательных людей»), музыкант позже вспоминал: когда он не проявлял должного прилежания, отец его наказывал – впоследствии это отразилось на слабом здоровье скрипача.

    3. Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию)музыкант дал 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино г.Генуи – вырученные средства пошли на то, чтобы мальчик (а Никколо в тот год исполнилось только 12) отправился в Парму – обучаться у Алессандро Ролла (известного скрипача и педагога).

    Когда семейство Паганини (отец и сын) приехали к Алессандро Роллу, тот отказался их принимать, т.к.был болен. Но рядом с комнатой преподавателя лежала скрипка и ноты только вчера написанного сочинения.

    Тогда Никколо взял инструмент и тут же сыграл произведение – удивленный педагог, услышав исполнение Паганини, вышел к гостям и сказал, что он уже не может ничему научить мальчика – тот и сам все умеет.

    4. На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей.

    Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из деревни" - подражания звукам животных.

    Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его "Южным колдуном".

    "Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы.

    Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия.

    Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа ".

    6. Никколо Паганини был масоном. Он написал масонский гимн и исполнил его в ложе Великого Востока Италии; документы общества тоже подтверждают его принадлежность к масонам.

    7. Первой (а возможно, и самой сильной) любовью композитора стала знатная дама, чье имя он всегда скрывал и с которой он прожил 3 года в ее поместье в Тоскане. В те годы он открыл для себя гитару и написал для нее и скрипки 12 сонат, а также пристрастился к картам.

    Элиза Бонапарт. Портрет работы Мари-Гийомин Бенуа, 1805 г.

    Никколо Паганини говорил, что у него были отношения с Элизой Бонапарт – старшей сестрой Наполеона. Музыкант был капитаном ее личной гвардии и имел титул «придворного виртуоза»: давал концерты и руководил спектаклями.

    8. Паганини был любимцем не только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал своим долгом пригласить его для личного выступления.

    Конечно, он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных играх часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить состояние.

    Музыкант активно гастролировал по Европе и везде его концерты пользовались невероятной популярностью. После своей смерти в 1840 году он оставил состояние в несколько миллионов франков.

    9. Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что вариации были подобраны им на слух?

    Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.

    10. Паганини мог исполнять произведения, даже если на скрипке не хватало одной или нескольких струн (например, когда на его концерте лопалась струна, он продолжал играть, не прерываясь). А ко Дню рождения императора маэстро написал сонату «Наполеон» для одной струны (соль).

    11. Для одних Паганини был несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям таинственные "доброжелатели" присылали письма с описаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого.

    Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.

    12. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла.

    Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: "Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение".

    Энгр, Жан Огюст Доминик. “Скрипач Никколо Паганини”.

    13. В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы.

    Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

    14. Свою любимую скрипку работы Гварнери виртуоз завещал родному городу, Генуе (маэстро не хотел, чтобы на ней кто-то играл после его смерти). Позже инструмент получил имя «Вдова Паганини». Также в коллекции скрипок виртуоза были работы Страдивари и Амати.

    Компиляция материала – Fox

    Буккер Игорь 09.07.2019 в 23:40

    Самый легендарный скрипач в истории европейской музыки − Никколо Паганини. Музыкальных записей этого композитора и исполнителя не существует, но тем острее слушатель осознает, что второго такого Паганини не будет никогда. На протяжении всей недолгой жизни маэстро ему сопутствовали любовные скандалы. Была ли в жизни Паганини любовь к женщине, которая превосходила бы его любовь к музыке?

    Никколо Паганини (Niccolò Paganini) родился 27 октября 1782 года в Генуе. Впрочем, сам Никколо предпочитал убавлять себе два года, утверждая, что он появился на свет в 1784 году. И подписывался он по-разному: Niccolò, или Nicolò, а иногда − Nicolа. Со своим первым концертом Паганини выступил тринадцатилетним подростком. Постепенно красивый мальчик, который покорил генуэзскую публику 31 июля 1795 года, превращался в нескладного юношу с нервными жестами. Получился "гадкий утенок" наоборот. С годами его лицо приобрело мертвенную бледность, ввалившиеся щеки пересекли преждевременные глубокие морщины. Лихорадочно блестевшие глаза глубоко запали, а тонкая кожа болезненно отзывалась на любое изменение погоды: летом Никколо обливался потом, а зимой покрывался испариной. Его костлявая фигура с длинными руками и ногами болталась в одежде, словно у деревянной марионетки.

    "Постоянные упражнения на инструменте не могли не вызвать некоторых искривлений торса: грудь, довольно узкая и круглая, по свидетельству доктора Беннати, в верхней части впала, и левая сторона, оттого что музыкант все время держал здесь скрипку, стала шире правой; перкуссия прослушивалась лучше с правой стороны результат перенесенного в Парме плеврального воспаления легких, пишет биограф Паганини итальянка Мария Тибальди-Кьеза (Maria Tibaldi-Chiesa). − Левое плечо поднималось намного выше правого, и, когда скрипач опускал руки, одна оказывалась намного длиннее другой".

    При такой внешности о пылком итальянце еще при его жизни ходили самые невероятные слухи. Выдумали историю, будто бы за убийство жены или любовницы музыканта заключили в тюрьму. Ходили слухи, что на его скрипке якобы оставалась только одна, четвертая, струна, и он научился играть на ней одной. А в качестве струны он использует жилы убитой женщины! Поскольку Паганини прихрамывал на левую ногу, судачили, будто бы он долго сидел на цепи. На самом деле еще не опытный юноша-музыкант был типичным генуэзцем, который азартно отдавался своей страсти: будь-то игра в карты или флирт с хорошенькими девушками. К счастью, от карточной игры он вовремя сумел излечиться. Чего не скажешь о любовных похождениях Паганини.

    О первой пассии Паганини известно очень мало. Ее имя и место их встреч Никколо не назвал даже своему другу. В расцвете своей молодости Паганини уединился в тосканском имении некой знатной дамы, которая играла на гитаре и передала Никколо свою любовь к этому инструменту. За три года Паганини написал 12 сонат для гитары и скрипки, которые составляют второй и третий его опусы. Словно очнувшись от чар своей Цирцеи, Никколо в конце 1804 года бежит в Геную, чтобы снова взять в руки скрипку. Любовь к таинственной тосканской подруге, а через нее и к гитаре помогла музыканту. Иное расположение струн, чем на скрипке, сделало пальцы Паганини удивительно гибкими. Став виртуозом, музыкант перестал интересоваться гитарой и лишь изредка писал для нее музыку. А вот такой привязанности как к этой знатной даме, которая, вероятно, была старше него, Паганини никогда не испытывал ни к одной женщине. Впереди его ждала полная приключений жизнь бродячего музыканта и одиночество...

    Женщины в ней тоже появлялись. Много лет спустя Паганини расскажет своему сыну Акилле, что у него был роман со старшей сестрой Наполеона, великой герцогиней Тосканской Элизой Бонапарт, которая была на тот момент государыней Лукки и Пьомбино. Элиза наградила скрипача титулом "придворного виртуоза" и назначила капитаном личной гвардии. Надев пышный мундир, Паганини получил, в соответствии с дворцовым этикетом, право появляться на торжественных приемах. Связь с некрасивой, но умной женщиной, к тому же сестрой самого французского императора, тешила тщеславие Никколы. Скрипач возбуждал ревность Элизы, которая на пять лет была старше Паганини, гоняясь за юбками.

    Однажды Паганини заключил пари. Он взялся продирижировать целой оперой с помощью скрипки, на которой будут всего две струны − третья и четвертая. Он выиграл пари, публика неистовствовала, а Элиза предложила музыканту, "сделавшему невозможное на двух струнах", сыграть на одной струне. 15 августа, в день рождения императора Франции, он исполнил сонату для четвертой струны под названием Наполеон. И снова оглушительный успех. Но успех у "своих" дам уже прискучил Паганини.

    Как-то проходя мимо одного дома, он приметил в окне смазливое личико. Некий цирюльник вызвался помочь маэстро устроить любовное свидание. После концерта нетерпеливый любовник на крыльях любви помчался в назначенное место. У распахнутого окна, глядя на луну, стояла девушка. Увидев Паганини, она принялась кричать. Тогда музыкант вскочил на низкий подоконник и спрыгнул вниз. Позднее Никколо разузнал, что та девушка потеряла рассудок из-за неразделенной любви, и по ночам все время смотрела на луну, надеясь, что оттуда прилетит ее неверный возлюбленный. Сводня рассчитывала обмануть душевнобольную, но она не приняла гения музыки за своего парня.

    После трех лет пребывания при дворе Элизы, Паганини испросил у нее разрешение удалиться в отпуск. Начались его странствования по городам Италии.

    В 1808 году в Турине Никколо познакомился с любимой сестрой императора, очаровательной 28-летней Полиной Бонапарт. Как и ее сестра, она тоже была старше него, но только на два года. От туринцев Полина получила ласковое прозвище Красная Роза, в отличие от Белой Розы − Элизы. В букете Паганини появился еще один роскошный цветок. С ранней юности красавица была довольно ветреной и Наполеон поспешил ее выдать замуж. После смерти супруга, генерала Леклерка, Полина вышла замуж за князя Камилло Боргезе − мужчину привлекательного, но не соответствовавшего требованиям темпераментной корсиканки и к тому же глупого. Муж настолько раздражал Полину, что вызвал приступы неврастении. Любители чувственных утех, Полина и Никколо, приятно проводили время в Турине и в замке Ступиниджи. Их страстные натуры быстро воспламенились и так же быстро охладели. Когда у музыканта случилось сильное расстройство желудка, Полина подыскала ему замену.

    Слухи о "долгих годах тюрьмы", в которой якобы просидел Паганини - чистый вымысел, но основанный на реальных событиях. В сентябре 1814 года скрипач выступал с концертами в Генуе, где в его объятия бросилась 20-летняя Анджелина Каванна. Это была не любовь, а похотливая связь и о ней стоит в двух словах сказать, чтобы развенчать один из мифов, связанных с именем Никколо Паганини. Несмотря на имя Анджелина, что на итальянском означает "ангелочек", госпожа Каванна оказалась потаскухой, которую родной отец за разврат выгнал из дому. Сделавшись любовницей скрипача, Анджелина вскоре забеременела. Биограф маэстро Тибальди-Кьеза указывает, что это еще не доказывает отцовство Паганини, так как девушка "продолжала встречаться и с другими мужчинами". Никколо взял ее с собой в Парму, а весной отец Анджелины вернулся с ней в Геную, и 6 мая 1815 года по обвинению в похищении и насилии над его дочерью Паганини арестовали. В заключении музыкант пробыл до 15 мая. Спустя пять дней Паганини в свою очередь подал в суд на портного Каванна, чтобы заставить его выплатить компенсацию. Младенец умер в июне 1815 года. Процесс закончился 14 ноября 1816 года решением не в пользу скрипача, которого обязали уплатить три тысячи лир Анджелине Каванна. За несколько месяцев до судебного постановления Анджелина вышла замуж за человека по фамилии... Паганини. Вот правда, он не был музыкантом и родственником скрипача. Однофамильца звали Джованни Батиста.