• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Музыка́льная журнали́стика (англ. Music journalism ) - отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения . Музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс . Фрэнку Заппе приписывается фраза :

    Впрочем, впоследствии выяснилось , что автор этой фразы - американский актер-комик, музыкант и стендап-артист Мартин Малл. Однако именно Заппа описал т. н. рок-журналистов как «людей, которые не умеют писать, берущие интервью у людей, которые не умеют говорить для людей, которые не умеют читать»

    Отечественная музыкальная журналистика

    До становления периодической печати как таковой, музыкально-критическая мысль была представлена в философских трактатах: только в XVIII веке музыкальная критика оформилась как отдельно-позиционированная сфера деятельности, музыкально-критические мысли и музыкальное просветительство анализировались с помощью такого инструментария как журналистика.

    Субъект журналистики - это настоящее время, процессы культурной жизни, актуальные для данного времени. Рецензирование нового, переоценка былого - объекты равного внимания критической мысли в журналистике, при условии, что это интересно потребителю (то есть читателю). Необходимо «держать руку на пульсе». И быть при этом компетентным. Непростое сочетание.

    У истоков отечественной музыкальной критики стояли профессионалы в музыке и просвещенные деятели, такие как Борис Асафьев , Вячеслав Каратыгин , Цезарь Кюи , Юрий Арнольд , Александр Серов .

    Музыкальная журналистика дореволюционной России

    Музыкальная периодика России начала XX века обильна и разнообразна:

    • «Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов» (Тюмень);
    • «Баян» музыкально-литературный журнал (Тамбов);
    • «Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний»;
    • «Музыка, еженедельное издание» (Москва);
    • «Русская музыкальная газета » (Санкт-Петербург);
    • «Русская музыкальная грамота» (Москва)
    • «Сцена и музыка» (Москва);
    • «Тульский гармонист» - ежемесячный иллюстрированный журнал.
    • «Балет»;
    • "Музон"
    • «Музыка и быт»;
    • «Музыка и Октябрь»;
    • «Музыка и революция»;
    • «Музыкальная жизнь» (Москва, «Советский композитор»);
    • «Советская музыка» (Москва, Муз-гиз);
    • «Советская эстрада и цирк» (Москва. «Искусство»);
    • «Радио и ТВ»;
    • «Театр»;
    • «Театральная жизнь».

    Музыкальная журналистика современной России

    Музыкальными критиками в нашей стране могут именоваться считанные единицы среди тех, кто пишет про музыку: прочим достаточно понятия «музыкальный журналист»

    На сегодняшний день, данная тема не особо популярна, и как следствие, тщательно не изучена . У отечественных музыкальных критиков любой творческий коллектив может считаться «рок-группой» только исходя из субъективной оценки, а не в силу принадлежности к стилю. Это приводит к тому, что публика лишена возможности адекватно судить о ситуации из-за некомпетентности журналистов. Если нет познаний в данной сфере, должен быть хотя бы энтузиазм. Николай Фоменко , рассуждая о музкритике в «Московском комсомольце» отмечал, что был (!!!), дескать, некий

    Стоит заметить, что качество работы этих журналистов отмечали многие профессионалы шоу-бизнеса, такие, например, как Иосиф Пригожин .

    Увы, так и есть. Те, кто когда-то писал о советском роке в «Звуковой дорожке», не были сугубо профессиональными критиками, но им «было что сказать». Сейчас отечественной музыкальной критике помимо китча необходим профессионализм, но его не хватает даже у журналистов «профильной» прессы.

    Критика - это залог нормального функционирования филармонической концертной жизни. Если бы это было не так, то жанр критики благополучно бы угас, а не просуществовал многие столетия (ведь, как известно, критика зародилась еще в эпоху романтиков, Ф.Шумана). Это некая рефлексия музыкального процесса на самое себя. Нынче в России стало модно говорить, что критика - никчемная вещь. Но такое отношение, во-первых, показатель недостаточного понимания предмета, о котором идет речь, а во-вторых, еще одно доказательство того, что в этом вопросе Россия пока отстает от Запада. К сожалению, мы не доросли до понимания того, что музыкальная критика необходима"

    Академические издания

    Подавляющее большинство статей в печатных СМИ этой группы являются чисто научными, а не журналистскими: лексические нормы не коррелируют с требованиям журналистики, в основе которой - доходчивость, констатирующая необходимость общения с потребителем на его языке. Не стоит игнорировать и т. н. индивидуальность подхода: субъективный взгляд (журналистика - профессия творческая). Научное «мы» даже не будучи явно прописано, всегда подразумевается. А это не совместимо с авторским «я», непременным условием современной журналистики. Восприятие академических изданий доступно только профессионалам.

    • «Музыкальная жизнь » издается с 1957 (статьи об академической музыке изложены более научным языком);
    • «Музыкальное обозрение » - газета с мизерным тиражом. Статьи напоминают материалы газеты «Культура».
    • «Музон » - газета с тиражом в 4000 экз. Выходит с 09.10.1995 года и по настоящее время.
    • «Российский музыкант » (консерваторская многотиражка) выходит ежемесячно в течение учебного года (9 выпусков в год).
    • «Советская музыка» издается с 1933 года (с 1992 года под названием «Музыкальная академия»). Издание было ежемесячным (с 1949 года с нотным приложением), с 1992 года стало ежекартальным.

    Академическую музыку освещают и другие издания: публикуются репортажи о том или ином событии, рецензии на концерты. Но, как правило, они занимают скромную долю газетной площади, хотя события эстрадной музыки анонсируются на фронтальных полосах и обложках.

    Популярные издания

    Издания, как отечественные, так и лицензионные, освещают масскульт и шоу-бизнес. По мнению экспертов - освещают не до́лжным образом :

    Практически во всех печатных изданиях есть разделы, посвященные эстрадной музыке. Одна из самых известных таких колонок - «Звуковая дорожка» «Московского комсомольца», - «полоса о модной и популярной музыке», как указано в газете. Здесь публикуют хит-парады по опросу читателей - хиты отечественные и зарубежные, российские видеоклипы, зарубежные видеоклипы. Немного новостей, интервью и материалы о том или ином событии в эстрадной музыке составляют основное содержание «ЗД». Если бы колонка ограничивалась информационной функцией, упреки в непрофессионализме обозревателей были бы неуместны, но претензии на рецензирование делают её с этой точки зрения уязвимой. Проанализировав прессу, посвященную эстраде, можно достаточно определенно ответить на вопрос, есть ли музыкальная журналистика в нашей стране. На сегодняшний день её не существует. Есть жалкие потуги отдельных творческих единиц, которые, при всей своей неуклюжести и безграмотности, выдаются за критическую деятельность.

    Закрытые журналы

    Наиболее заметные (в силу эпатажа прежде всего) журналы о музыке не выдержали конкуренции с лицензионными продуктами типа Rolling Stone и канули в Лету.

    • «Музобоз» (не путать с одноименной газетой и ТВ-передачей) апеллировал к подросткам;
    • Бюллетень для поклонников рэйв-культуры «Птюч »;
    • Лучшим по мнению экспертов был «Ом» , в котором самоуверенное невежество рядилось в экстравагантную оригинальность.
    • «Стас» не столько регулярно информировал, сколько резюмировал.
    Музыкальные приложения
    • «Джокер» (выходит с 1992 года) - «газета для тех, кто смотрит кино и слушает музыку»; отдельное приложение к «Вечернему клубу» (с 1997 по 2008 год - воскресный «Московский комсомолец»). Достаточно самобытный и колоритный образец т. н.

    Что такое журналистика и как она появилась?

    Профессию журналиста мы считаем одной из самых интересных профессий. Быть в курсе всех важных новостей, иметь право выносить на всеобщее обсуждение какие-то проблемы, помогать другим людям - все это черты журналистской работы. Профессия журналиста часто связана с интересными и неожиданными встречами, с путешествиями, с морем информации, которую он узнает одним из первых.

    Быть журналистом - значит быть человеком целеустремленным, настойчивым и в то же время легким в общении и отзывчивым. И эти, казалось бы, противоположные качества может объединить в себе именно журналист. Хорошим журналистом можно стать тогда, когда не жалеешь своих сил и времени на изучение важных явлений в обществе, когда у тебя достаточно вдохновения, сил и таланта, чтобы «докричаться» до аудитории. И все же, на наш взгляд, нет большего удовлетворения, когда ты видишь, что с помощью «своего пера» кого-то защитил, нашел справедливость, вселил в кого-то надежду. Что же такое журналистика? Каждый для себя определяет по-своему. Но все мы сводим к перечислению нескольких понятий:

    Журналистика - романтика…

    Журналистика - четвертая власть…

    Журналистика - газеты и журналы…

    Журналистика - сенсация и ложь…

    Журналистика - радио и телевидение…

    Журналистика - репортер…

    Журналистика - творчество…

    Журналистика - акулы пера…

    Журналистика - информация…

    И список можно продолжать до бесконечности… пока существует журналистика и пока плоды её творчества нужны и жизненно необходимы. Что же такое журналистика?

    Во-первых, профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации;

    во-вторых, все многообразие продукции этой деятельности - газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.;

    в-третьих, все каналы распространения журналистской информации - газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Интернет;

    в-четвертых, вся совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

    Сам термин «журналистика» произошел от французского слова «journal», что означает «дневник», «журнал».

    В России термин «журналистика» первоначально использовался только для обозначения журналов, где-то в середине XIX века его стали применять ко всем периодическим изданиям, в том числе и к газетам. Но было бы неправильно считать, что журналы появились на свет раньше газет. В России для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича готовились рукописные газеты - «Вестовые письма» и «Куранты». Основу их составляли переводные новости из голландских, немецких, шведских, польских газет. Дьяки и подьячие Посольского приказа выбирали новости, переводили и переписывали на узкие длинные столбцы бумаги.

    Газета читалась царю вслух, иногда некоторые сообщения слушали и приближенные к царю бояре. Первая печатная газета появилась при Петре I. По замыслу Петра I в ней должно было сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». 16 и 17 декабря 1702 г. вышли в свет первые номера «Ведомостей», пробные. Со 2 января 1703 года «Ведомости» выходили регулярно. Царь сам принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия. В разные годы газета выходила с различной периодичностью и только через четверть века стала регулярной печатной газетой, которая издавалась каждую неделю по вторникам и пятницам.

    Слово «журналистика» связано с печатной, периодической формой распространения информации. А теперь проверим вашу сообразительность и умение анализировать известные факты. Итак, что же необходимо было для того, чтобы появилась на свет журналистика?

    Верно, раз журналистика связана с печатной формой распространения информации, уже должны были существовать печатный станок и бумага. Так в XV веке И. Гутенберг изобрел удивительное, определившее на несколько веков новую эру, которую так и окрестили «эрой Гутенберга». Он изобрел печатный станок. Далее журналистика связана с периодическим распространением информации, следовательно, для этого должна быть создана некая организация или служба, которая могла бы распространять газеты по различным территориям. В России почтовое ведомство появилось при поддержке немецких комиссионеров в 1664 году. Но это были только технические предпосылки. Журналистика возникла тогда, когда появилась потребность в актуальной, регулярной экономической информации. Купцам, фабрикантам приходилось добывать сведения, где, в каких городах и странах можно купить, например, новые станки и за какую цену можно продать свои товары.

    Кроме технических предпосылок и экономической потребности возникновению журналистики способствовали государственные, политические процессы, происходившие в Европе. Становление национальных государств, борьба различных идеологических, религиозных, политических сил - все это требовало мощного средства управления государством, а также пропаганды тех или иных воззрений (вспомните «Ведомости» Петра I). Естественно, что для возникновения журналистики был необходим определенный уровень культуры общества и, прежде всего, грамотность населения

    Из истории детской прессы.

    Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала. Детская журналистика в нашей стране имеет богатую историю.

    (ДОКЛАД)

    До середины 17 века детской литературы не существовало.

    Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» , издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - «Детское чтение для сердца и разума» - стало выходить в России в Москве.

    До революции в России выходило большое количество детских журналов. Некоторые из них прекращали свое существование после первого же выпуска, другие издавались десятилетиями, сыграв заметную роль в воспитании подрастающего поколения. Эти журналы проводили в жизнь различные идейно-политические воззрения.

    60-е годы 19 века были временем огромных политических и социальных потрясений.

    Суть перемен в детской журналистике после «великих реформ» заключалась в том, что перед нею выдвигалась задача, ранее не известная, - не просто служить «для сердца и разума», а стать руководителем юношества, наставником в жизни. Идея просветительства уступала место активному и деятельному формированию мировоззрения подрастающего поколения. Это соответствовало и педагогической переориентации, так как «из эпохи 60-х годов русская школа выходила существенно обновленной». Детская журналистика, чуткая к запросам современности, перестраивала свою работу, менялась по форме и содержанию, шла навстречу новому читателю.

    (ДОКЛАД)

    Постепенно набирали силу совершенно другие журналы, рассчитанные на детей крестьянства и пролетариата - основных слоев населения России. Они воспитывали в своих читателях активное отношение к жизни, стремились объяснить устройство общества, рассказать об окружающем мире, явлениях природы, научных открытиях. Одним из первых таких изданий стал «Подснежник». К сотрудничеству в журнале были привлечены Николай Алексеевич Некрасов, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Гончаров.

    «Подснежник» стоял близко к «Современнику» - самому передовому журналу того времени. Идеи, которые пропагандировали сотрудники «Современника», во многом определили характер детского журнала, сделали его не похожим ни на одно издание.

    По мнению критика, «журнал «Подснежник» «должен почитаться в нашей детской литературе чрезвычайно отрадным явлением, вовсе выходящим из ряда ежедневных явлений ».

    К такому разряду явлений следует отнести и выход журнала «Ясной Поляны» с приложением «Книжки для чтения» Льва Николаевича Толстого. Рассказы, загадки «Книжек для чтения» посвящены деревенской жизни, они развивают у ребенка практические навыки, гуманные чувства. Была введена необычная тогда рубрика - «Сочинения крестьянских детей». Художественные по форме и содержанию, они открывали новые глубины таланта простого русского народа и возможности создания авторского актива вокруг детских журналов.

    (ДОКЛАД)

    В середине 90-х годов 19 века общество вступает в новую революционную эпоху.

    В 1899 году в Петербурге начал выходить журнал для детей 12 - 15 лет «Юный читатель». Редакторы-издатели публиковали репортажи о забастовках и стачках в России. В 1905 году в журнале был помещен цикл очерков, посвященный деятелям русского революционного движения, декабристам. Начало ХХ века было отмечено интересом общества и искусства к детям, к миру детства как самодостаточной системе ценностей и образов.

    Оживляется и интерес критики к детской литературе вообще, и ее особой области - детской периодике.

    В издании передовых детских журналах рассматриваемой нами эпохи развития детской периодики приняли участие выдающиеся писатели, публицисты, художники, ученые и поэты. Они оставили богатое наследие, еще до конца не изученное, первыми решали такие проблемы, как связь прессы с литературой, педагогикой, обращение к научно-познавательному материалу, особенности восприятия текста ребенком.

    На страницах периодики для детей формировались жанры русской литературы, использовались различные творческие приемы, крепла связь с традициями народной литературы – с фольклором. Журналы учили детей противостоять злу, воспитывали любовь.

    В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого – начала двадцатого века.

    Специфика детской журналистики во все времена определялась четко выраженной возрастной ориентированностью на аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

    Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

    Отечественные и зарубежные исследования детского и подросткового чтения последних лет указывают на то, что журнал потеснил в шкале досугового чтения книгу, особенно в среде подростков.

    На сегодняшний день журналы «Веселые картинки» и «Вини Пух» являются одними из самых популярных изданий среди маленьких читателей.

    Интересным представляется осветить историю развития этих журналов.

    (ДОКЛАД)

    Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Первый номер издания появился в 1956 году одновременно с журналами «Новый мир» и «Наука и жизнь». Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но и «семейным» журналом. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто.

    В 1979 году был создан современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и других известных впоследствии детских писателей и поэтов. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. В 2000 году главным редактором стала Инна Антипенко.

    Этой осенью журналу «Весёлые картинки» исполнилось 60 лет. Но, несмотря на этот возраст, и сегодня «Весёлые картинки» радуют детей и взрослых своим задором, оптимизмом, отличным настроением.

    Главный герой «Веселых картинок» - Карандаш - замечательный художественный образ - забавный, добрый и веселый человечек с красным грифелем вместо носа, одетый в нарядную синюю блузу. На голове красуется элегантный берет, а на шее - красный бант. Глядя на него, и маленьким и взрослым становилось понятно, что перед ними художник.

    Также на страницах можно встретить образы Самоделкина, Дюймовочки, которые когда-то были друзьями еще прошлого поколения детей, а теперь также любимы современными малышами.

    (ДОКЛАД)

    По сравнению с этим изданием журнал «Вини Пух» не имеет такой богатой истории, он достаточно молод. Начал издаваться с 1992 г.

    Периодичность выпуска журнала на сегодняшний день – 1 раз в месяц.

    На страницах журнала «Вини Пух» живет диснеевский Вини Пух и его американские друзья. Журнал является монотематическим (издание о природе и животных). Выходит под лозунгом «Твой журнал о природе».

    Все обращения к детям происходят от лица мультяшных героев. В подобных случаях ведущие становятся друзьями читателей, которым дети доверяют, к советам которых прислушиваются.

    В этом журнале яркие и крупные иллюстрации, фотографии животных и очень мало текстов. Это именно то, что нужно самым маленьким читателям, которые еще не могут долго концентрироваться на длинном тексте. Им интересна динамика и быстрая смена эмоций.

    В журнале малышам предлагаются развивающие задания на сообразительность: ребусы, загадки, раскраски, головоломки, любопытные вопросы, с помощью которых ребенок может проверить свою эрудицию.

    Профессию журналиста можно получить в огромном количестве вузов по всему миру. Однако специфика ее познается именно на практике, постигается через опыт. От того, какую медийную область абитуриент собирается изучать, зависит выбор университета.

    Есть такая работа - знать обо всем

    Журналистика - это служба или призвание? Конечно, в первую очередь она является профессией, где нужны свои навыки и умения. Журналист умеет сочинить очерк, получить интервью, составить пресс-релиз.

    Также эту специальность отличает постоянный контакт с людьми из разных областей. Поэтому настоящий сотрудник прессы умеет вызывать у них доверие и получать необходимую информацию. Это и сыщик, и актер, и писатель в одном лице. Конечно, столь многогранная деятельность приводит к быстрому расширению кругозора.

    Ходячая записная книжка

    Настоящую акулу пера можно узнать по особому взгляду. Работник прессы смотрит на мир жадно, ища кругом инфоповод, источник исходных данных для материала и новых социальных контактов. Это, конечно, не означает, что знаменитый прототип по имени Папарацци из кино Феллини являет собой истинного журналиста, демонстрируя бестактность и назойливость. Но без расторопности в СМИ делать нечего. Ведь, как высказался Владимир Познер в передаче "Школа злословия", журналистика - это магия, которая присутствует только в настоящем моменте.

    Чтобы сделать хороший материал, обозреватель должен подготовить информацию, составить свой обзор и публикацию с правильно расставленными акцентами. Поэтому очень часто прессу можно узнать по блокноту для записей или новомодному гаджету, выполняющему ту же функцию.

    Талантливый сотрудник СМИ умеет преподнести новость так, чтобы ее невозможно было не читать. Очень важно в новостной работе ясно представлять картину происходящего, разглядывать неоднородность материалов и фиксировать внимание аудитории на главной идее при помощи мастерства владения словом.

    Конечно, многие считают, что журналистика - это младшая сестра литературы, и к искусству она имеет отношение, как маляр к живописи. Однако очень часто талантливые писатели выбирают эту стезю, вместе с этим сочиняя прекрасные истории и романы. Возможно, что именно современный образ жизни сделал из затворников-писателей людей, ведущих социально активную жизнь. Теперь автор ищет своих героев не во внутреннем пространстве, а в толпе зевак. Таков краткий портрет современного работника прессы.

    Основы журналистики: подготовка материала

    Новость - это и есть та волшебная эссенция, получаемая в результате трудов профессионального обозревателя. В СМИ важна информация. Факты и реальные события делают материал интересным. Домыслам и размышлениям в новостной прессе нет места. Любой институт журналистики оттачивает у своих студентов умение отделять главное от второстепенного. Учащиеся тренируются выводить основную мысль, находить важную информацию в ходе расследования, обрабатывать данные и интересно преподносить материал. Это и есть основы журналистики.

    Также студенты изучают различные направления, которые действительно отличаются друг от друга приемами и стилем изложения. Газетная журналистика, радио- и тележурналистика требуют разных умений.

    Кроме того, есть такие направления, как фотожурналистика и рекламистика. Однако практически все они требуют хорошего владения словом. Чтобы писать статьи для печатного издания, важно уметь лаконично излагать факты, для радио нужна виртуозная устная речь, для телевизионной деятельности, помимо вышеуказанного, необходимо уметь работать в кадре.

    Имею скафандр - готов путешествовать

    Очень часто подростки загораются желанием овладеть профессией сотрудника прессы, но не проводят своего журналистского расследования по поводу подходящего учебного заведения. Выбор, как правило, падает на самый близкий к дому или престижный вуз. Однако необходимо при этом учесть еще и специфику кафедры.

    В России практически в каждом крупном городе есть возможность получить качественное филологическое образование. Однако есть ряд университетов, которые предоставляют узкоспециализированное образование в той области, которая интересна абитуриенту.

    Конечно, это журналистика МГУ, факультеты журналистики МГИМО и института Массмедиа РГГУ.

    Международная журналистика появилась в МГИМО в 1968 году. Что касается института Массмедиа, то РГГУ ставит перед собой задачу преподавать гуманитарное образование на высоком уровне в условиях, которые диктует информационный век.

    МГУ - это основа журналистики в нашей стране, поэтому факультет будет рассмотрен подробнее.

    Все выпускники трех крупнейших вузов получают возможность научиться самостоятельно создавать медийные материалы, а также свободно ориентироваться в информации, находить ее там, где обычный человек неспособен. Не каждый факультет журналистики дает возможность получить обширную практику, как это происходит в крупнейших вузах страны.

    Заграничные вузы

    Самые авторитетные факультеты и университеты в мире, готовящие журналистов, имеют свои уникальные традиции обучения. Но если раньше вектор образования выбирался исходя из внутренних потребностей страны, то сейчас, в эпоху глобализации, классические школы все чаще делают программы более универсальными. И при этом студентам предоставляется возможность получить уникальный опыт. Именно ради приобретения профессионального мастерства у гуру СМИ учащиеся преодолевают немыслимые расстояния и языковые барьеры.

    Школа журналистики, которая считается одной из самых авторитетных, находится в США. Тут проводится подготовка мастеров пера по всем основным направлениям.

    За журналистикой в области права и экономики стоит отправиться в Мадридский университет Карлоса III. Основы мастерства сочинительства тут преподают через призму социально-гуманитарных наук.

    Научные журналисты получают необходимый опыт в Дортмундском университете Германии. Тут преподаются естественные и технические дисциплины, выпускники защищают научную работу по выбранной проблематике. Кроме того, в Германии готовят мастеров прессы технического профиля. Этим занимается Fachhochschule Bonn-Rein-Sieg. Информатика, точные науки, техника автоматизированного управления тут преподаются, как и история журналистики или стилистика родного языка.

    В Австралийском университете University of Western Sydney изучают деловую, спортивную и политическую журналистику. А вот работники медиа, которые специализируются на анализе искусства, отправляются изучать мастерство в Новозеландский институт технологий. Тут же готовят музыкантов, фотографов и дизайнеров. Таким образом, в Новой Зеландии выпускают не просто узкоспециализированных журналистов, но профессионалов на стыке двух областей. Второй пример комбинированного обучения есть в университете Наварра в Испании. Тут ученики специализируется на философии, а после окончания становятся журналистами-аналитиками.

    За рубежом по-прежнему актуальна стажировка студентов в других языковых средах. Например, школа журналистики во Франции практикует поездки студентов в Италию. В Италии иная культура, другой опыт для учащихся. В итоге тут преподается особенная журналистика. Вузы всего мира предлагают свои программы и требования.

    Окно в Европу

    Такие российские вузы, как МГИМО, РГГУ и МГУ, отправляют своих учеников за рубеж. Институт журналистики предоставляет возможность получения иностранного опыта. Основное условие для этого - наличие выдержанного языкового экзамена и несколько лет обучения в базисном вузе.

    Если абитуриент самостоятельно ищет себе курсы журналистики, то все тяготы бумажной волокиты ложатся на него. Помимо перечисленных испытаний, необходимо предоставить автобиографию, справку о финансовой состоятельности, рекомендательное и Желательно подготовить портфолио опубликованных в СМИ работ. Регистрационный сбор, оплата жилья и специализированные платежи - все это оплачивается в частном порядке. При этом часть зарубежных вузов назначают стипендию иностранным гражданам и предоставляют общежитие.

    Разносчики новостей

    Иногда журналистов называют представителями второй древней профессии, намекая на способность преподносить новости в том свете, в котором их заказывают. Однако в России сотрудники прессы появились сравнительно недавно - в позапрошлом столетии.

    Название взято из французского языка и означает "дневник" (от journal). Московские публицисты занимались периодическими изданиями. Уже при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче издавались первые рукописные издания "Куранты" и "Вестовые письма", преимущественно в них публиковались переводы из европейских газет: немецких, шведских, польских и голландских. Новости зачитывались царю и приближенным боярам. А в 1702 году вышли первые пробные "Ведомости", состоящие опять же из заграничных новостей. Сам Петр Великий находил в своем графике время, чтобы отбирать самые ценные сведения. В 1703 году издание начало выходить регулярно по вторникам и пятницам.

    Таким образом, разносчики новостей появились очень давно, но развиваться журналистика смогла только после появления и потребности широкой публики в свежей информации. Такая необходимость возникла в 17 веке, эпоху технического бума, когда фабриканты начали следить за актуальной экономической информацией. Купцам было необходимо знать, в каких странах можно закупить материалы и где появились новые станки для производства. Помимо этого, в изданиях сообщались цены, что давало возможность узнать о конкурентном рынке.

    В этот же период к СМИ появляется большой интерес у государственных структур. Теперь пресса - "ездовая лошадка" идеологических, религиозных и политических игр.

    История журналистики тесно связана с общим уровнем грамотности населения.

    Большой вклад в отечественную новостную сферу внес Михаил Ломоносов. Его труд "Рассуждения об обязанностях журналистов" заложил вектор развития профессии в 19-20 вв. Именно на базе представлений ученого о том, какой должна быть отечественная печать, строилась работа альманахов "Колокол", "Московский телеграф", "Отечественные записки", "Полярная звезда".

    Октябрьская революция родила "Новый мир" и другие печатные издания, среди которых "Известия", "Комсомольская правда", "Советская Россия".

    Наследие отечества

    Одним из самых крупных факультетов страны, готовящих журналистов, является журфак МГУ. На факультете размещено 14 кафедр, среди которых: отделение зарубежной журналистики и литературы, кафедра истории отечественных средств массовой информации, литературно-художественной критики и публицистики, стилистики родного языка, телевидения и радиовещания, техники газетного дела, новых медиа и теории коммуникации и прочие. Тут же осуществляется подготовка фотожурналистов, специалистов-редакторов, интернет-авторов. Факультет журналистики МГУ проводит обучение в разных формах: дневная, вечерняя и заочная. Однако в последние годы набор на заочные направления приостановлен. На дневной форме представлены газетная, фото-, радио-, теле-, международная, спортивная, деловая журналистика.

    Основные специальности, такие как газетная, теле-, радиожурналистика, а также редакционное дело и связи с общественностью, также можно изучать на вечернем отделении.

    Все студенты осваивают общественно-политические, филологические и специализированные дисциплины. Особое внимание уделяется изучению технологии и методики творческой деятельности, подготовки материалов для телепередач и радиопрограмм, организации работы редакционного коллектива, приобретению навыков работы в издательстве, создания и продвижения сетевых медиа, конвергентного медиа-контента.

    На базе факультета размещена огромная научно-образовательная площадка, представленная Ибероамериканским центром изучения журналистики и культуры, Свободным российско-германским институтом публицистики, Центром по изучению СМИ Скандинавии и Финляндии, Франко-российским, Российско-японским, Итало-российским, Российско-индийским, Российско-китайским центрами. Учащиеся могут в совершенстве освоить иностранные языки, изучить медиа-системы и принципы разных государств, участвовать в программах зарубежного обмена, которые предоставляет факультет журналистики. Программа обучения постоянно совершенствуется.

    История длиной в 60 лет

    Факультет журналистики МГУ за 60 лет окончили более 20 000 человек. Среди них - печально известные и Анна Политковская. Из современных медийных звезд стоит вспомнить Эрнеста Мацкявичуса и из развлекательного СМИ - это Эвелина Хромченко, Дана Борисова, Тутта Ларсон, Андрей Малахов. Тут же учились знаменитый писатель Дмитрий Быков и поэтесса Вера Полозкова.

    Впечатляют не только выпускники, но и состав преподавателей. Так, журналистика МГУ представлена более 165 представителями профессуры. Среди научных сотрудников 97 доцентов, кандидатов наук и 32 профессора. Многие состоявшиеся выпускники, окончившие факультет журналистики, продолжают преподавать именно тут. Среди них - радиоведущая Светлана Сорокина, музыкальный критик Артемий Троицкий, главный редактор программы "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. Для всех этих людей журналистика - больше, чем профессия, это призвание, поэтому учиться у них - значит не просто постигать азы мастерства, но и раскрывать собственный талант.

    Эпицентр студенческой вселенной

    Считается, что памятник Ломоносову - это не только история журналистики, но и место силы литераторов и писателей. Сюда приходят молодые учащиеся, недавние выпускники, тут место тусовок журфаковцев.

    Вся учеба в вузе пропитана особой атмосферой, ведь студенты проводят вместе очень много времени. Они выпускают факультативное издание "Журналист", сами готовят внутренние передачи и программы, активно разрабатывают медийные средства информации.

    Кружки журналистики - это в первую очередь творческие мастерские и студии. Тут ребята учатся отстаивать свое мнение, слушать другие точки зрения и давать комментарии друг другу на уровне обратной связи высокого качества.

    Сдать, чтобы стать своим

    Для того чтобы учиться в МГУ, вуз, как и любой другой университет журналистики, предлагает абитуриентам выдержать вступительные испытания. Сегодня они включают Единый государственный экзамен по русскому и литературе. Кроме того, необходимо сдать еще и иностранные языки, среди которых, помимо английского и немецкого, принимают экзамен по французскому и испанскому.

    Профильным предметом считается литература, также учитываются результаты творческого конкурса.

    Само поступление осуществляется в два этапа. На первом отбираются лучшие творческие сочинения, а на втором делается выбор в пользу тех абитуриентов, которые достойно выдержали собеседование.

    Для бакалавров предоставляется возможность поступить в магистратуру (срок обучения - 2 года). Сюда достаточно выдержать собеседование и предоставить диплом о высшем образовании.

    Длительность подготовки специалистов по второму высшему образованию составляет 3 года. Испытания тут те же, что и при зачислении в магистратуру. Обучение проходит на платной основе, однако все желающие могут посещать профессорские лекции и мастер-классы ведущих профессионалов, среди которых журналисты-практики из ведущих медиа-ресурсов.

    Юный журналист

    Для школьников 9 и 10 классов, которые хотят подготовиться к вступительным испытаниям, ведутся курсы журналистики. Для того чтобы принять участие в обучении по программе курсов, нужно пройти тестовое задание. Также абитуриенты могут посещать и другое заведение - "Школа юного журналиста". Для занятий в школе-студии нужно написать сочинение и выдержать собеседование. Курсы журналистики длятся 9 месяцев. В школе-студии продолжительность обучения - 1 или 2 года. Журналистика - это призвание, и понять это лучше в юном возрасте.

    Говорят, что журналистом, писателем, критиком не рождаются, но становятся. Однако, если с детства вы замечали за собой любовь к ручке и бумаге, возможность сочинять и доносить это до окружающих, выражать свое мнение и слушать чужое, то вам однозначно по пути с акулами пера.

    Журналист - одна из самых известных и популярных профессий. Ведь именно они создают информационный фон: пишут статьи в газеты, делают передачи, показывают новости.

    Средняя заработная плата: 32400 рублей в месяц

    Востребованность

    Оплачиваемость

    Конкуренция

    Входной барьер

    Перспективы

    Журналист - это специалист в сфере сбора и обработки информации для размещения ее в СМИ: в газетах, журналах, на радио и телевидении, а также в интернете.

    История

    Своими корнями профессия уходит далеко в прошлое. Археологи датируют первые записи информационного характера эпохой Древнего Рима, когда по указанию Юлия Цезаря в людных местах вывешивались глиняные таблички двух видов: с сообщениями о решениях сената и с пересказом городских новостей. К части названия второй - «Acta diurna populi romani», и восходит слово «журналист».

    Но говорить о журналистике как отдельной сфере деятельности можно только с XVII века. Практически сразу она разделилась на несколько направлений, почти одновременно став инструментом влияния на общество. Именно газеты сыграли ключевую роль в пропаганде революционных идей в Европе, а затем и в России.

    Первым успешным опытом ежедневного издания стала английская газета The Daily Courant, выходившая 33 года, начиная с 1702. В России в этом же году появляется первая официальная газета «Ведомости». Хотя выходила она сначала не так регулярно, как британская, но зато просуществовала до 1917 года. Во времена Советского Союза пресса начинает использоваться в пропагандистских целях для прославления и возвеличивания коммунистического строя.

    Современные СМИ - это не просто и не только источник информации: это средство формирования общественного мнения, а иногда и манипуляции им. Поэтому роль журналиста многократно возросла: зачастую от его личных качеств и убеждений зависит интерпретация события.

    Описание

    Профессия журналиста позволяет охватить огромные объемы информации. В зависимости от типа работы, квалификации и отраслевого предназначения, она имеет свою структуру и классификацию:

    • Гонзо-журналист. Он создает субъективные повествования о событиях, пропущенных через призму собственного «я» корреспондента. Статьи пишутся от первого лица. В них уделяется большое внимание собственному отношению к тому или иному событию. Для подчеркивания деталей используется юмор, издевки и даже бранная речь. Гонзо-журналистика - один из лучших методов пропаганды.
    • Репортер. Это специалист в сфере написания статей о событиях, в которых он принимал непосредственное участие или был их свидетелем. Репортерам часто доводится работать в горячих точках и рисковать собственной жизнью ради хорошего материала.
    • Комментатор. Обычно он выступает как закадровый голос, отражающий собственное мнение о динамике события. Чаще всего комментаторами являются представители спортивной журналистики: они детально описывают каждое действие участников какого-либо спортивного мероприятия, упоминая о личных впечатлениях и открыто выражая эмоции.
    • Ведущий программ. Одна из самых сложных специальностей, требующая выдержки и ораторского искусства. Действовать необходимо в строго оговоренных тематиках, задавая обдуманные вопросы участникам событий и руководя общей дискуссией.
    • Обозреватель. Это специалист, детально описывающий происшествия в стране и мире от третьего лица и без эмоционального подтекста.
    • Фотокорреспондент. Название говорит само за себя. Если раньше фотографии просто сопровождали текст, то благодаря фотокорреспондентам изображения теперь стали самостоятельными сюжетами, требующими минимальных пояснений.
    • Интернет-журналист. Пожалуй, его можно назвать специалистом широкого профиля: один человек совмещает функции самых разных журналистов.

    Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

    Для того чтобы стать журналистом, следует выбрать одну из таких специальностей:

    Существует ряд филологических специальностей (обучение по ), которые учат воспринимать и обрабатывать информацию. Самое главное - это любить свою профессию и уметь преподносить увиденное объективно и насыщенно.

    Факультет журналистики есть практически в каждом гуманитарном вузе страны. Самыми престижными считаются:

    1. Институт УНИК.
    2. Самарская Гуманитарная Академия.

    Образование журналиста предлагают многие другие высшие учебные заведения страны. Выбор вуза не столь важен, ведь в данной профессии главным является талант.

    Но все же чтобы поступить на бюджет придется приложить немало усердий в подготовке к ЕГЭ. Советуем налечь на профильные русский язык и литературу, т.к. к ним максимально пристальное внимание со стороны приемных комиссий. Но при этом не завалите экзамен по обязательной математике, он тоже важен.

    Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.

    Профессиональные обязанности

    Каждый рабочий день журналиста наполнен событиями и абсолютно непредсказуем, ведь жизнь часто преподносит сюрпризы, превращая обычный выезд в сенсацию. Стандартно каждый рабочий день мастера пера предполагает ряд обязательных процессов.

    • Поиск интересных тем и событий для описания. Для этого журналист постоянно мониторит пресс-службы, социальные сети и интернет. Важно найти интересные события, точную дату и место их происшествия.
    • Выезд на место события с целью сбора информации. Журналист не просто присутствует, но и задает интересующие его вопросы участникам. Это необходимо для выяснения их мотивации и пожеланий - цели, которую они преследуют. Данная часть работы довольно опасна, ведь участники событий не всегда рады прессе.
    • Анализ собранного материала, выявление ключевых моментов и цитат.
    • Написание текста о событии. Статья должна быть максимально объективной и нести информационный характер. В зависимости от типа журналиста, возможна эмоциональная составляющая текста.
    • Подготовка и комментирование репортажа. Это составляющая телевидения. Журналист изучает отснятый материал, описывает его и принимает непосредственное участие в монтаже, подчеркивая важные моменты.
    • Фотофиксация событий - также составляющая журналистики. Важно не просто описать, но и предоставить фотоотчет с места событий.

    Профессия журналиста характеризуется динамичностью. Каждый день насыщен множеством событий, и даже самое незаметное из них журналист может превратить в интересное и заслуживающее широкого обсуждения. Поэтому мастер пера должен иметь широкий кругозор и аналитический склад ума.

    Кому подходит

    Хороший журналист должен обладать рядом качеств, среди которых важнейшие:

    • коммуникабельность: умение находить общий язык с людьми играет важную роль в получении информации из первых уст;
    • любознательность: журналиста интересует все - только так он сможет создавать актуальные материалы;
    • креативность: написание статей - это творческий процесс;
    • находчивость и сообразительность: эти качества - лучшие помощники в поиске тем и при проведении журналистских расследований;
    • эрудированность: журналист должен вникать в тематику, в которой работает, и хорошо разбираться в ее тонкостях.
    • этичность: важно доносить правдивую и корректную информацию, уважая как своих собеседников, так и тех, кому информация адресована;
    • усидчивость: писать надо ежедневно, чтобы не утратить мастерство.
    • аналитический склад ума: важно не просто собрать информацию, но и проанализировать ее, чтобы читатели, зрители и слушатели могли составить собственное мнение, максимально близкое к объективному.

    Профессия журналиста считается высоко востребованной. Средства массовой информации развиваются и сулят неплохой доход, ведь в них размещается львиная доля рекламы, поэтому журналисты нужны постоянно.

    Доходы представителей профессии журналиста

    Средний заработок журналиста колеблется в пределах 25-36 тысяч рублей в месяц. В столице доходы стартуют от 28 000 рублей.

    Легко ли устроиться на работу

    Устроиться на работу без опыта можно исключительно внештатным корреспондентом. Так вы сможете проявить себя и получить заветные публикации.

    Опытному же журналисту найти работу довольно просто. Для этого достаточно представить работодателю хорошее портфолио.

    Как обычно строится карьера

    Карьера журналиста заключается в увеличении объема работы, которое приведёт к узнаваемости имени. Фамилии многих журналистов - сами по себе бренд, способный принести прибыль. В печатных изданиях - это получение собственной рубрики, колонки или странички, в телевидении - выделение авторской передачи.

    Пиком карьеры любого журналиста является .

    Перспективы

    Профессия предполагает интересную и насыщенную жизнь и считается скорее призванием, а не полученной в вузе специальностью.

    Главная перспектива - возможность открыть собственное дело в масс-медиа. Это может быть печатное издание, телепроект, информационный сайт или портал.

    Классификацию жанров журналистики можно сравнить с . Еще в IV веке до н. э. древнегреческий философ Аристотель в своих работах «Риторика» и «Поэтика» разделял литературу на разные виды, исходя из способа, посредством которого отражается реальная действительность (например, в драме это диалог, в поэзии - особый тип лирики и т.д.). Следуя традициям искусствоведения и литературоведения, теория журналистики исследует жанры и виды журналистских произведений. Основа же такого деления зиждется на огромном количестве видов социальной деятельности человека, великом многообразии окружающей действительности и творческого потенциала ее отражения.

    Любое журналистское произведение основывается на факте, т.е. на свершившемся событии. Факты составляют базу информации и обладают такими свойствами как общественная значимость, правдивость, свежесть, достоверность и небанальность.

    Исследователи классифицируют журналистские жанры разными способами. В наиболее распространенном из них жанры делятся на художественно-публицистические, аналитические и информационные. Однако есть и другие способы: к примеру, известный литературовед и педагог Лев Кройчик выделяет следующие виды журналистских текстов:

    • Исследовательско-образные (к ним относятся эссе и фельетоны)
    • Исследовательско-новостные (к ним относятся комментарии, корреспонденции и рецензии)
    • Исследовательские (к ним относятся письма и статьи)
    • Оперативно-исследовательские (к ним относятся интервью, репортажи и отчеты)
    • Оперативно-новостные (к ним относятся любые заметки)

    Согласно Кройчику, жанр представляет собой особую организационную форму жизненного материала, наделенную различными структурно-композиционными признаками. В то же время несколько иначе рассматривает данный вопрос советский и российский историк Семен Гуревич. Жанр как таковой он считает рядом устойчивых особенностей содержательно-тематических характеристик, типом отображаемой реальности, стилистики и композиции. Исходя из этого, отличается и его разделение жанров журналистики. Гуревич выделяет:

    • Сатирические жанры
    • Художественно-публицистические жанры
    • Эпистолярные жанры
    • Ситуативно-аналитические жанры
    • Диалогические жанры
    • Жанры новостной информации

    Но вернемся к наиболее распространенному разделению на жанры. Самыми востребованными в журналистике считаются художественно-публицистические, аналитические и информационные. К художественно-публицистическим относятся памфлеты, фельетоны, пасквили, очерки, эссе и зарисовки. В категории аналитических можно назвать обзоры, мемуары, рейтинги, беседы, рецензии, письма, статьи, комментарии. А среди информационных отметим отчеты, некрологи, хроники, репортажи, событийные интервью, заметки и расширенную информацию на ту или иную тему.

    Информационные жанры передают объективную информацию о явлениях, людях и событиях до общественности. Журналист здесь является фиксатором протекания событий, источником данных, которые не могут быть получены аудиторией из первых рук, посредником, передающим сведения в режиме реального времени. Но критический анализ и оценка информации в этом случае отходят на второй план, т.к. эту задачу выполняют аналитические жанры. А художественно-публицистические жанры позволяют журналисту в полной мере проявить свое творческое мышление, представить свою картину мира. Не будет ошибкой добавить и то, что три упомянутых выше жанра и ассоциируются сегодня с журналистикой у большинства людей. Но этим ее многогранность вовсе не ограничивается - жанры журналистики тесно переплетаются с ее типологией, поэтому и ей тоже необходимо уделить некоторое внимание.

    Типология журналистики

    Разграничить журналистику по типам можно лишь условно, ведь ее опорой служит общественное объективно-истинное знание, попадающее под влияние ценностных социальных норм. Но и эти нормы в каждом конкретном социуме могут отличаться. Чтобы провести полноценный анализ типологии журналистики, нужно выявить ее исторически сложившиеся разделы, их взаимовлияние и периодизацию. У нашего курса нет такой задачи (при желании вы можете провести собственное исследование), поэтому мы просто перечислим основные типы, на которые подразделяется на сегодняшний день журналистика.

    Журналистика бывает:

    • Религиозной
    • Экономической
    • Гражданской (непрофессиональная журналистика)
    • Мультимедийной
    • Ресторанной
    • Научной
    • Спортивной
    • Музыкальной
    • Бульварной («желтая пресса»)
    • Корпоративной
    • Деловой
    • Международной
    • Политической

    При этом выделяют также журналистские расследования, трэвел- и гонзо-журналистику, а также интернет-журналистику.

    Любой из типов предполагает использование специальных методов. Беря во внимание то, что предметом журналистики является общественная жизнь во всем ее многообразии, а обязанность представителя журналистской профессии - это донесение до людей правды и поиск истины в спорных вопросах, достигать поставленных целей помогают:

    • Диалоги, в которых обсуждаются актуальные и важные проблемы
    • , позволяющие узнавать различные точки зрения на одни и те же вопросы и приближаться к истинному пониманию вещей
    • Сомнения, заставляющие искать аргументы, трезво рассуждать и отыскивать правду
    • Критика, посредством которой исследуется внутренняя природа вещей и достигается объективная интерпретация сведений
    • Проблематизация, при помощи которой ставятся конкретные проблемы и ищутся их решения

    Когда речь идет о журналистике, автоматически подразумевается сбор и творческая обработка полученной информации о социальной жизни, тенденциях, новостях и т.д. Эти сведения впоследствии будут распространены при помощи СМИ. И уже в зависимости от того, какие для распространения данных будут использоваться технические средства, определяется направление журналистики.

    Направления журналистки

    Всего на данный момент можно выделить пять основных направлений:

    • Фотожурналистика
    • Тележурналистика
    • Радиожурналистика
    • Периодическая печать
    • Интернет-журналистика

    Рассмотрим основные отличия этих направлений.

    Фотожурналистика

    Фотожурналистика является особым направлением журналистики, где главным средством выражений информации служат фотографии. Среди обязательных условий этого направления можно выделить объективность (фото должны точно воспроизводить события), хронологию и последовательность (фото должны передавать зрителю смысл изображенных на них событий).

    Тележурналистика

    Тележурналистика признана сегодня самым массовым и самым мощным способом распространения информации. На общественность она оказывает максимальное воздействие. Отличается наличием возможности параллельной передачи видеоряда, музыкального сопровождения, комментариев авторов, а также возможностью применения аудио- и видеоэффектов. Для журналистского творчества здесь кроются неисчерпаемые возможности.

    Радиожурналистика

    Радиожурналистика предполагает применения средств радиовещания для распространения информации. Характерные черты данного направления состоят в высокой оперативности и специфическом характере эмоционального воздействия на аудиторию.

    Периодическая печать

    Периодическая печать считается самым старым направлением журналистики. Сведения распространятся в этом случае посредством печатной продукции, такой как журналы, газеты, специализированные издания каких-либо организаций, информационные бюллетени и т.п. Задача любого подобного издания - это информирование (литературно-художественное, научное, общественно-политическое и т.д.) общества. Также периодическая печать формирует общественное мнение на тему того или иного вопроса.

    Интернет-журналистика

    Интернет-журналистика - это новейшее направление, начавшее распространяться около 20 лет назад. Ее специфика заключается в практически неограниченном потенциале для любого человека, который хочет испытать свои силы на поприще журналиста, и максимально высокой степени оперативности.

    Названные нами направления могут быть как вполне самостоятельными, так и дополнять друг друга, переплетаться между собой. К примеру, в периодических печатных изданиях часто помещаются фотографии, а на интернет-ресурсах запросто транслируются телевизионные каналы и радиостанции и т.п.

    Немаловажен и тот факт, что каждая эпоха характеризуется своими собственными тенденциями, а это значит, что со временем одни жанры и направления журналистики начинают преобладать над прочими. Если, например, в 90-х годах прошлого столетия отмечался бум тележурналистики с ее громкими скандалами и расследованиями, то сейчас все большие обороты набирает интернет-журналистика. И дабы не идти вразрез с тенденциями нашего времени, мы хотим посвятить отдельный блок урока именно ей.

    Интернет-журналистика

    Интернет-журналистика, как мы уже и сказали, представляет собой новое направление журналистики. Она появилась в самом конце 1990-х годов, что связано с бурным развитием и повсеместным распространением интернета. Благодаря специфике Всемирной паутины начало организовываться систематическое информационное вещание на широкие массы, не требующее развертывания специальной технической базы. Это позволило практически любому человеку иметь возможность создавать СМИ.

    Онлайн-издания бывают и официальными, и неофициальными. А интернет-журналист, работающий на одно из таких изданий, в большинстве случаев не сталкивается в своей деятельности с множеством атрибутов журналистики традиционной формы, например, с полиграфией, звукозаписывающим или телевизионным оборудованием и т.д. Однако правовой аспект для интернет-журналиста все так же важен, т.к. по факту он всегда несет ответственность за то, что публикует.

    Тесно связана с интернет-журналистикой и индивидуализация журналистского дела. Личность стала выступать в качестве производителя и распространителя информации, работающего вне какого бы то ни было внешнего контроля. Так, широкое распространение получила блогосфера (совокупность всех блогов как сообщества), по причине чего даже в научных кругах и прессе стал подниматься вопрос о том, не вытеснят ли блоги традиционные СМИ.

    На настоящий момент множество людей приходят к заключению, что блогосфера (именно ее, кстати, можно называть непрофессиональной, гражданской или индивидуальной журналистикой) и профессиональная журналистика служат дополнением друг для друга, т.к. недостатки одной с лихвой восполняются преимуществами другой и наоборот.

    Интернет-журналистику как совершенно неординарное и необычное явление в области журналистики вообще вполне можно расценивать как новую ступень в ее эволюции. Это отчетливо прослеживается по таким ее признакам как децентрализация СМИ, интерактивность, отказ от монолога и переход к диалогу и т.д. И если продолжить рассматривать развитие журналистики в этом ключе, в глаза бросается еще одно новое направление, именуемое Web 2.0. Собственно, говоря об интернет-журналистике, не упомянуть о нем в принципе было бы неверно.

    Web 2.0

    Понятие «Web 2.0» означает методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем большее количество людей их использует. Важным нюансом Web 2.0 считается принцип привлечения интернет-пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала (информация из свободной энциклопедии «Википедии »).

    Представленное словосочетание впервые употребило в 2004 году издательство O"Reilly Media, специализирующееся в сфере информационных технологий. Но вышеназванная трактовка должна быть уточнена: «становятся лучше» нужно понимать как «становятся плотнее», т.к. имеется в виду наполнение систем сведениями, но вопросы их объективности и достоверности не поднимаются. По большому счету под Web 2.0 подразумеваются сервисы и проекты, которые активно развиваются и улучшаются самими пользователями, а это и есть те самые блоги, соцсети, вики-проекты и т.п.

    Для определения сути Web 2.0 вполне подходит определение комплексного подхода, дающего возможность организовывать, реализовывать и поддерживать веб-ресурсы. Предлагаем вам ознакомиться лишь с несколькими успешными проектами, где Web 2.0 прекрасно себя проявила (наверняка вы и сами чуть ли не ежедневно сталкиваетесь с ними):

    • Википедия. В настоящее время это целый конгломерат интернет-ресурсов, позиционирующихся, как правило, как справочники и энциклопедии. Этот проект - одна из самых крупных в Сети баз данных, предлагающих практически всем возможность редактировать информацию, размещенную на сайте.
    • Блоги. Еще один ярчайший пример Web 2.0. Львиная доля контента создается не хозяевами ресурсов, а самими пользователями. Для активной и грамотной работы используются технологии RSS и FOAF, а также тэги, помогающие придать контенту структуру. FOAF дает пользователям возможность подписки на новости и материалы друзей, и сегодня ни одна интернет-сеть не функционирует без этой технологии. А RSS - это достаточно простой, но крайне действенный инструмент для копирования гипертекста. Кроме блогов он применятся для формирования новостных лент.
    • Обменные сервисы. Как и в предыдущих случаях, наполняют их пользователи. Каждому человеку предоставляется место для хранения самых разных файлов. Кстати, RSS и тэги применяются и здесь.
    • Ресурсы, параллельно использующие документацию. Пользователям предлагается возможность ведения одновременного и совместного документооборота - файлы можно создавать, редактировать и удалять, причем для этого не требуется никакого дополнительного ПО.

    Методика Web 2.0 взаимодействует и с веб-приложениями. Ежедневно у множества таких приложений появляются аналоги, а пользователи избавлены от необходимости устанавливать специализированное программное обеспечение на свои компьютеры. К тому же пользоваться веб-сервером почти всегда дешевле, нежели покупать аналогичную программу в стандартном варианте.

    У Web 2.0 есть ряд весомых преимуществ. Например, традиционные интернет-сервисы не дает пользователям развивать свою деятельность. А Web 2.0 позволяет это делать применительно к каждому конкретному ресурсу. Интерактивность же Web 2.0-ресурсов дарит людям все возможности для самореализации.

    Однако, как и у любой другой технологии, у Web 2.0 есть и недостатки. Основной - это «зашумление» Сети, продуцируемое просто невероятным количеством непрофессиональных сайтов. Навигация и качество таких проектов далеки от идеала, по причине чего была разработана концепция Web 3.0 - сервисы и контент высокого качества, создаваемые профессиональными мастерами на базе Web 2.0. Несмотря на это, влияние Web 2.0 все больше расширяется, а традиционные интернет-ресурсы понемногу отходят на второй план.

    Специфика и возможности как самостоятельно Web 2.0, так и интернет-журналистики в целом, открывают новые горизонты для работы и профессиональных достижений, но все же онлайн-журналистика остается журналистикой, и призвана влиять на массовое сознание и формировать общественное мнение. Это говорит о том, что даже в наше время стремительного технологического и информационного прогресса поставленных перед собой целей и задач журналист может достичь, пусть и при помощи безграничных просторов интернет-пространства, но все же посредством давно зарекомендовавших себя приемов, таких как написание всем известных статей, отчетов, пресс-релизов, интервью и т.д. И, конечно же, все это невозможно без поиска информации.

    Почти все последующие уроки будут носить практический характер. Третий урок посвящен конкретно поиску информации и написанию статей и отчетов. Мы расскажем о работе с источниками, структуре статей и шагах по их написанию, а также о том, как создать свой собственный журналистский отчет.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.