• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Мифологическое мировоззрение.

    Философия как разновидность мировоззрения.

    Чтобы подступиться к изучению философии, необходимо иметь представление о том, что такое мировоззрение. Мировоззрение в самом широком смысле слова - это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Оно является социально-историческим явлением, возникающим с появлением человечества, и отражает именно человеческий, а не природный способ существования. Мировоззрение - это та опосредующая природу призма, через которую человек смотрит на мир. Оно выкристаллизовывается в культуре, которую называют вторым домом человека, является ее частью, выражает ее суть. Вначале обобщенные взгляды на мир формируются за счет жизненного опыта и здравого смысла, потом - веры в Бога, а затем опираются на разум, логику. В то же время в мировоззрении современного человека присутствует сплав различных компонентов. Зачем человеку мировоззрение? Дело в том, что в отличие от животного, у человека есть необходимость целостного представления и осознания мира, в котором он живет, а также своей роли в этом мире. Только так он может ставить цели и осуществлять их. Например, осознавая причины мирового финансового кризиса или глобальных проблем, можно создать проекты их решения. В истории человечества выделяют три исторических типа мировоззрения:

    Мифологическое мировоззрение.

    Миф - это исторически первая форма мировоззрения, присущая первобытному обществу и ранним этапам развития цивилизационных обществ. Ее основу составляет собрание мифов (греческих, японских, бушменских и пр.). Мифология - это своеобразный архаичный способ понимания природы, общества и человека, характерный для ранних этапов человеческой истории. В отсутствие науки, философии человек объяснял мир через присущую той или иной культуре систему мифов. Структурно все мифы универсальны и похожи, так как основываются на чувствах и переживаниях. Черты мифологического мировоззрения:

    1. Синкретизм - нерасчлененность, слитность человека с природой, невыделенность его Я и не противопоставленность всему сущему (камню, дереву, животному и пр.).

    2. Миф основывается не на логике и разуме, а на глубинных чувствах, переживаниях (вот почему все мифы мира очень похожи).

    3. Смысл в мифе выражается в образах за счет ассоциативного мышления (например, гром ассоциируется с гневом богов, потому что вызывает страх и ужас).

    4. Очеловечивание, одушевление природы (анимизм, гилозоизм). Анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - первичная форма верования в души и духов. Гилозоизм – (от греч. ὕλη - материя и ζωή - жизнь) - философское учение о всеобщей одушевленности материи.

    5. Мистика и магия - нерациональные способы связи и управления людьми, природой и всем Космосом. Все в мире пронизано мистическими связями, их разрушение вызывает индивидуальные и коллективные проблемы (засуха, болезнь, смерть, голод). Магическое действие и обряды призваны восстановить утраченные связи. Магия - это архаичная естественная практика управления природой и человеком.

    2) Религиозное мировоззрение.

    Религия (в переводе означает соединять человека с Богом) - специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного (трансцендентного) Бога или богов.

    Черты религиозного мировоззрения:

    1) Выделенность человека из природы через связь с духовным миром (Богом).

    2) Мистичность (обряды и культы религии мистичны, например, в обряде причастия через хлеб и вино человек причащается к телу и крови Христа).

    3) Разум занимает подчиненное положение по отношению к вере, вера нелогична, внерациональна (например, в Троице Бог один, но в то же время представлен в трех ипостасях, что нарушает логический закон тождества).

    4) В центр ставится поиск спасения, обретения высших ценностей, утверждается вечная жизнь после смерти.

    Существуют разные типы религий, их можно разделить на политеистические , где существует множество богов (индуизм, джайнизм, синтоизм, даосизм и др.), и монотеистические , где существует единый Бог (иудаизм, христианство, ислам). Политеистические религии во многом содержат в себе черты мифологии, а монотеистические, открывшие Бога как трансцендентное начало (сверхъестественное, сверхсущее, потустороннее), являются принципиально новым типом мировоззрения.

    3) Философское мировоззрение.

    Философия как мировоззрение возникает позже мифа и религии, тем не менее, унаследовав от них всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д. Философия (от греч. φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость) - высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение, построенное на логической реконструкции действительности. Философия выступает как вершина мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.

    Понятие и структура мировоззрения

    У понятия "мировоззрение" нет какого-то одного признаваемого всеми определения. Чаще всего ученые сходятся на том, что под этим термином следует понимать комплексное представление человека о мире, некую субстанцию, которая является связующим звеном между сознанием и познанием. С точки зрения своей структуры мировоззрение включает такие элементы, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

    Основные типы мировоззрений

    Мировоззрение развивалось вместе с развитием человека, его представлений об окружающем мире и о себе. Несмотря на то, что в настоящее время ученые наибольшее внимание уделяют обыденному и научному представлению об окружающей действительности, исторически первой формой миропонимания является мифологическое мировоззрение.

    Понятие мифологического мировоззрения

    Мифологическое мировоззрение, как следует из названия, основывается на мифах, то есть на ярких, эмоциональных, логически выстроенных схемах, с помощью которых человек старался объяснить те или иные явления или процессы. Эмоциональность и красочность была необходима, чтобы заставить окружающих поверить в то, что в действительности все именно так и происходит.

    Миф как отражение специфики мифологического мировоззрения

    В то же время миф - это не просто рассказ, это очень глубокое переживание человеком тех событий, о которых он повествует. Такое восприятие происходит потому, что в этих историях затрагиваются самые важные проблемы человека и его взаимоотношения с окружающим миром. Миф - это своеобразный шифр, "скрытый язык", с помощью которого человек стремился донести до окружающих всю сложность и упорядоченность окружающей природной среды. Именно в этом поиске глубинного смысла тех или иных явлений и процессов, окрашенного в яркие, а подчас и в фантастические тона, и заключается специфика мифологического мировоззрения.

    Предпосылки появления мифологического мировоззрения

    Мифологическое мировоззрение, его появление и развитие связаны с определенным этапом развития человеческого сознания и накопления знаний об окружающем мире. Непосредственными предпосылками его появления следует признать определенный эмоциональный дискомфорт, который окружал человека в те далекие времена, а также его стремление использовать даже те незначительные знания, которыми он уже обладел, чтобы сразу объяснить все окружающие его процессы и явления.

    Они самым непосредственным образом связаны со спецификой данного типа мировосприятия. Это и одушевление окружающих предметов и явлений, и неразделенность представлений о действительности, и фантазии, и перенос многих явлений своей жизни в мир богов и духов. Кроме того, мифологическое мировоззрение характеризуется отсутствием каких-либо попыток придать познанию абстрактный характер, то есть попытаться выделить в тех или иных явлениях их главные, сущностные качества и свойства. При этом в мифах человек пытался дать объяснение абсолютно всему, что его окружало, в том числе себе самому. В то же время следует отметить, что мифологическое мировоззрение, в отличие от тех же обыденных знаний о предметах, представляет собой достаточно стройную систему, где каждый миф занимает собственное, четко определенное место.

    Особенности мифологического мировоззрения

      Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.

    Мифы - древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев - многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением.

      Мифологическое мировоззрение. Формируется с момента появления человека разумного (Homo sapiens), примерно 40-60 тысяч лет тому назад. Это мировоззрение которое описывает и объясняет мир и место человека в мире очень своеобразно. Для этого показываются дела богов, героев, многочисленных фантастических существ, описываются и по-своему и объясняются явления природы и социальной жизни. Фантастические существа совершают дела не реальные с позиции науки. Точно также как и они сами являются не реальными. Миф позволял все. В нем все что угодно могло появиться из всего чего угодно, просто так, или с помощью посредника в виде тех же фантастических существ. В этом и заключалась слабость и антинаучность мифов. В мире действительно что-то чем-то порождается, что-то появляется из чего-то, ничто не может появиться из ничего. Но чтобы все что-угодно появлялось из всего что-угодно то такое никак не возможно.

      Много внимания в мифах уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые встают на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой "Илиаде", индийской "Рамаяне", карело-финской "Калевале" и других народных эпосах.) Воплощенные в мифе представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы. Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде "живут" образы старинных сказок, преданий, легенд. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли - анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого.

    В мифе не разграничивались сколько-нибудь отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Человеческая мысль проведет эти различия позже. Миф же - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, - своего рода "художественную религию", полную поэтических образов, метафор. В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, мысль и чувство, знание и вера.

      Важнейшая черта мифа – антропоморфизм. Это перенесение черт и свойств человека на весь остальной окружающий мир. Одна из схем объяснения всего что есть в мире – генетическая схема. Человек появляется на свет путем рождения. Поэтому рождаются и неживые предметы. Принцип – все что угодно может быть порождено чем угодно

    Миф показал свою эффективность как средство управления поведением человеком, как способ регуляции отношений между людьми. Поэтому первобытные коллективы были очень сплоченными в пределах отдельных родов, племен, зато другие роды и племена воспринимались, как правило, враждебно.

    Миф наиболее древний (архаичный) тип мышления, в котором не различались реальное и вымышленное; слово, мысль и предмет мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому древний человек совершал многие на наш взгляд бессмысленные действия. Например, перед тем как идти на охоту древний охотник в начале убивал какое-нибудь изображение животного, полагая, что это обеспечит ему успех и на охоте. Детям давали имена многих явлений природы, имена животных, полагая, что благодаря этому ребенок будет наделен свойствами этих явлений природы или животных

      Миф выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

    С его помощью осуществлялась связь "времен" - прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.

    В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося, формирующегося человеческого сознания, того человечества, которое еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, субъективного и объективного, мысли и эмоций, идеального и вещественного. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia - причина, logos - учение) значение. Отвечая на многочисленные "почему", он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира. Среди многочисленных мифов каждого народа присутствовали и такие, которые определяли характер мировоззрения, объясняя происхождение природы и человека, место человека в мире, его отношение к миру в целом

    и к другим людям. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов.

    Из другого источника:

    Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

    Характеристика мифологического сознания:

    1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.

    2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия.

    3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

    В мифологическом сознании присутствуют:

    а) метаморфоза

    б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)

    в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

    г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

    д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания)

    В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:

    1. вместо образа - рациональные понятия

    2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)

    3. в философии есть причинно-следственные связи.

    Особенности, характерные для мифологического мировоззрения:

    1) Антропоморфемность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком.

    2) Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги

    в виде особых людей.

    3) Синкретизм (слитность, нерасчлененность) объективного и субъективного миров.

    4) Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками

    научных знаний о теле человека, о животных и растениях.

    5) Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: "человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем" и т.д.

    6) Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять.

    7) Эмоционально-образная форма проявляется при передаче образов героев, богов, духов. Например, всем известен образ подземного царства Мертвых — Аида (ада), где Харон (лодочник) перевозит души умерших через реку Стикс (греческий миф).

    8) Очеловечивание природы.

    9) Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка)отсутствует.

    10) Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.

    Мифология - это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

    Мифологическим мировоззрением - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится - назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно - эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями), социальных процессов и своей роли в них.

    Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его о науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного.

    Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

    • - происхождение Вселенной, Земли и человека;
    • - объяснение природных явлений.

    А также для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие.

    Традиционное же определение мифа принадлежит И.М. Дьяконову. В широком смысле мифы - это, прежде всего «античные, библейские и другие старинные сказки о сотворение мира и человека, а также рассказы богов и героев - поэтические, иной раз причудливые».

    Слово «миф» имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает «предание» или «сказание».

    Мифологические представления сформировались потому, что первобытный человек воспринимал себя неотъемлемой частью окружающей природы, а его мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой.

    Явления природы люди наделяли человеческими качествами.

    Описываемые в мифах события первобытные люди не относили к сверхъестественным. Для них мифы были абсолютно реальными, потому что являлись результатом осмысления действительности многими предшествующими поколениями.

    Нередко мифологию ошибочно отождествляют с религией. Вопрос о соотношении этих двух понятий является одним из сложнейших и не имеет в науке однозначного решения. Не вызывает сомнения лишь тот факт, что понятие мифологии является гораздо широким, чем понятие религия, поскольку в нее входят не только рассказы о богах, но и предание о происхождении космоса, мифы о героях, легенды об образовании и гибели городов и многое другое. Мифология представляет собой целую систему первобытного мировосприятия, которая включает не только зачатки религии, но и элементы философии, политических теорий, донаучных представлений о мире, а также в силу своей образности и метафоричности и разных форм искусства, в первую очередь словесного.

    Благодаря сравнительно-историческому анализу чрезвычайно многообразных мифов различных народов мира было установлено, что целый ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Это позволило исследователям выделить определенные виды мифов:

    • - мифы о животных;
    • - тотемические мифы;
    • - солярные мифы;
    • - лунарные мифы;
    • - календарные мифы;
    • - аграрный миф;
    • - космологические и антропологические мифы.

    Мифология с одной стороны, это совокупность мифов, рассказывающих о деянии богов, героев, духов и другое, в которых нашли отражение, фантастические представления людей о мире, природе и человека. С другой стороны, это наука, изучающая возникновение, содержание, распространение мифов, их соотношение с другими жанрами народного творчества, религиозными представлениями и обрядами, историей, и многие другие аспекты, касающие природы и сущности мифов.

    Мифология не идентична философии, хотя содержит не мало рассуждений о глобальных проблемах бытия. Мифология не тождественна религии, но включает в себя различные культы и обряды, посвященные богам. Можно с полной уверенностью утверждать, что мифология - это нечто универсальное, первая мировоззренческая система.

    Мифологическое мировоззрение является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной формой мировоззрения.

    Миф является наиболее ранним типом и формой сознания и отображения в нем окружающего мира. Особенности мифологического мировоззрения состоят в том, что сам по себе миф, представляет собой наиболее раннюю историческую форму осознания окружающей действительности индивидом. В мифе собраны воедино и причудливым образом переплетены между собой начальные знания человека, нормы регуляции индивидуального и общественного мышления и поведения, а также художественно-эстетические критерии, эмоциональные оформления и критерии оценки человеческой деятельности.

    Мифология, по мнению ряда ученых, предстает перед современным человеком, не просто как некий вариант устного творчества, источником которого является человеческое воображение. Мифология также имеет под собой мотив не только простого удовлетворения человеческого любопытства и поиска ответов на животрепещущие вопросы бытия. Мифологическое мировоззрение выступает как целостный механизм социальной регуляции общества, причем объективный механизм, так как на некотором этапе своего развития, общество начинает особенно сильно испытывать потребность в таком регуляторе. В этом качестве мифологическое мировоззрение проявляет себя как способ сохранения природной и человеческой гармонии и психологического единства людей.

    Специфика мифологического мировоззрения в этом смысле, состоит в том, что оно генерируется и воссоздается в новых поколениях не рациональной логикой и историческим опытом предшествующих поколений, а обрывочными картинами мира, носящими сугубо индивидуальный и образный характер. В рамках такой картины, природа, общественные явления отражаются и мотивируются к такому отражению лишь в той степени, насколько возникает потребность у самих людей в этом отражении.

    Мифологическое мировоззрение на этом этапе становления общества характеризуется преимущественно игнорированием причинно-следственных методов описания действительности, в результате чего картина мира предстает только в ее пространственно-временном оформлении (например, в нереальных сроках жизни людей, их перерождении и воскрешении в другом качестве и т.д.).

    Главным в мифологическом сознании выступает образ, чем, собственно, и отличается мифология от философии, где преобладает уже рациональное мышление. Тем не менее, миф преподносит мир человеку не просто в виде сказки, а таким, где непререкаемо присутствует некий высший авторитет. Этот фактор впоследствии и становится базисом формирования «чистых» религий, отличающих себя от мифологии.

    Мифологическое мировоззрение обладает еще одной особенностью - в мифе всегда есть присутствие нерасчлененного представления между природной субстанцией и самим человеком. Социальная значимость этого единства находит свое воплощение в принципах коллективизма, утверждающих, что все в этом мире подвластно, если проблема решается коллективно.

    Исходя их указанных особенностей, можно утверждать, что главная функция мифологического сознания и мировоззрения не лежит в плоскости познавательной деятельности, она - сугубо практична, и основная ее цель состоит в укреплении монолитности общества или его части. Миф, в отличие от философии, не порождает вопросов и проблем и не требует от индивида осмысленно-сознательного отношения к окружающему.

    Но по мере накопления практических знаний, возникает объективная потребность их систематизации уже на уровне рациональной деятельности, а, следовательно, и теоретической. Поэтому, мифологическое сознание сначала «растворяется» в религиозном, а затем уступает приоритет философскому, оставаясь, тем не менее, в сознании каждого человека в виде психических представлений обыденного уровня.