• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Вы находитесь на странице игры Европа 1492-1792, созданной в жанре Strategy, где можно найти много полезной информации. Игра выпущена студией Paradox Interactive. Найденное у нас прохождение игры Европа 1492-1792 поможет быстрее решить внутриигровые проблемы и получить подсказки по сложным моментам. Также к игре Европа 1492-1792 коды и читы просто необходимы каждому, кто любит получать бесплатные бонусы.

    Игру Европа 1492-1792 в России локализовала компания 1C, но это не отменяет необходимости русификатора, ведь иногда ошибки проявляют себя по ходу игры, а оригинальная версия всегда лучше переделанной. Да и прохождение на родном языке приятнее. Вы будете играть в одиночку, проходя каждый этап без чьей-либо помощи.

    Рецензии и отзывы читателей помогут вам понять, стоит ли игра вашего времени. Учитывая, что игра вышла 2001-02-20, можно сказать, что она относится к разряду классики.

    Помимо общих данных, вам могут понадобиться разнообразные файлы. Используйте дополнения, когда устали от основного сюжета – они существенно расширят стандартные возможности. Моды и патчи помогут разнообразить и исправить игровой процесс. Скачать их вы сможете в нашем хранилище файлов.

    Данная игра настолько многогранна, что смоделировать и описать все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, на мой взгляд, очень и очень сложно и ну никак не влезает в те рамки, которые я сам себе установил, – весьма сжатого очерка о великолепной игре. Игре, ставшей глотком свежего морозного воздуха в душном амбаре с затхлой атмосферой смерти.

    Europa Universalis
    (в России игра вышла под названием Европа 1492-1792. Время Перемен .)

    Откуда есть пошла земля шведская

    Молдавия - чуть ли не единственное государство, которое изъявляет желание дружить с Русью.
    Жаль, что при первом же конфликте с Польшей верный союзник сразу же гибнет смертью храбрых.

    Смерти, надо полагать, стратегической. На рубеже тысячелетий жанр глобальных стратегий, на мой взгляд, переживал не лучшие времена – смены поколений. Одни сериалы – легендарные – уходили в небытие, чтобы потом, быть может, лет через пять, блеснуть очередной частью-неудачницей и окончательно потухнуть. Другие – зеленые новички – только набирали силу, а потому к ним надо было внимательно присматриваться, пытаясь как-то отделить мух от котлет.

    Скандинавы из Paradox вынашивали игру долго и на момент релиза в 2001 году имели солидный опыт в создании глобальных стратегий. Правда, опыт этот был локального масштаба: в 1997 и 1999 годах шведы выпустили соответственно Svea Rike и Svea Rike 2, которые, исходя из названия, позволяли порулить провинциями Швеции с целью в конечном счете стать монархом вышеназванного государства. Особенностью этих игр было то, что они базировались на популярной, стало быть, в Швеции настольной игре. Для нас же гораздо важнее тот факт, что эти игры за пределы своей родины если и выбирались, то прогрессивному человечеству об этом все равно ничего не известно. О Svea Rike 3 – разговор особый, который заслуживает отдельных размышлений в рамках отдельной же заметки.

    И вот Paradox вновь взялась за настолку, но на этот раз масштабы соответствуют жанру, к которому относится данная игра. Нам предстоит возглавить одно из государств с целью дальнейшего его процветания и тотального доминирования над соседями. Внешний облик игры вызывает ассоциации с Shogun и Civilization 2, которые абсолютно неверны. С первой «Европе» тягаться не суждено – пусть обе они и «глобальные», но Shogun берет свое за счет тактического режима. А вот вторую EU по многим позициям кладет на обе лопатки одной левой.

    Белое пятно истории, или как гетман планету покорял


    Типичное белое пятно на карте мира.
    Вся прелесть этой игры в том, что в зависимости от выбранного сценария игроку приходится изменять собственную политику как внутри государства, так и за его пределами. Для начала вцепимся зубами в «Фантазию» и возглавим одно из «великих» государств с целью доминированию на планете. Старт, стандартный для «цивилизации», - одна провинция, уйма «терры инкогниты» и один отряд солдат. Планомерно захватывая территории, мы не сразу узнаем, что где-то тут находится еще несколько государств. На протяжении десятков, а то и сотен лет игрового времени дипломатические навыки не найдут никакого применения по той простой причине, что вести переговоры банально не с кем!

    Но для начала было бы неплохо обустроить прилегающую территорию. Сам процесс колонизации нелегок и требует значительных усилий, материальных и людских ресурсов, а также банальной удачи. Изначально все провинции, кроме стартовых, независимы, а на их территории проживают агрессивные «туземцы». Для их покорения надо или выслать военный отряд (в арьергарде – сотня поселенцев для основания колонии), или отправить туда купцов, которые обоснуют там колонию и «застолбят» за нами территорию. Дешево, сердито, но не вполне эффективно, потому как для строительства полноценного города все равно придется слать поселенцев, причем не один раз.

    Застолбив провинции, сталкиваемся с очередной проблемой – выходом к морю. Помимо очевидных дивидендов в лице морского порта и возможности исследовать моря, такие территории полезны в том смысле, что ускоряют рост количества поселенцев, которые, как мы уже знаем, необходимы для колонизации новых территорий. При этом провинции, которые были «забиты» факторией, не имеют возможности строить порт. Последний необходим не только в торговых целях, но и для содержания флота. В этом плане EU безжалостна к игроку: на подкупающе спокойных в своей аскетичности территориях океана (спасибо художникам-минималистам) флотилию поджидает огромное количество бедствий – недружелюбные ветра, неизвестные течения и прочая бурда, которая в миг (извините, в два-три месяца) может разнести ваш флот в мелкую щепу. В порту же корабли получают необходимый ремонт, который отчасти компенсирует потери во время морского похода.

    На суше дела обстоят не лучше. Армии косит ветер, смена времен года, банальный голод и черт знает какие еще напасти. Сколотить гигантскую армию в одной провинции, а затем направить ее «воевать», как это принято в Total War, не удастся. Еще не отойдя от домашнего очага, солдаты начнут таять буквально на глазах: а вот так, в гористой местности зерна на всех не хватает! Потом, когда бойцы углубятся в «ничейные» земли, голод будет только усиливаться. Срывы продовольственных поставок, нападки местных жителей с вилами… а тут еще и зима так некстати наступила… Да, EU проповедует идеалы реального времени, но его можно обуздать под свои нужды, замедлив или ускорив его бег, а то и вовсе остановив на время. Правда, большая часть территорий нам неизвестна, а потому идти до них солдаты будут дольше. Более того, в игре имеются так называемые «вечные» неисследуемые территории. Официальная версия намекает на тот факт, что соваться туда было бы не очень исторично. Что ж… обратим свой взор на исторические кампании.

    Как царь Иван в Испании поселился


    Очевидно, что в сердце Европы разработчики особенно "мельчили", все более укрупняя провинции вдали от нее.
    Главная кампания отличается от «фантазии» отсутствием необходимости большую часть времени совершать однотипные действия вроде «открыл территорию – послал поселенца – открыл территорию – послал поселенца - …» и бросает игрока в самую гущу драматических событий конца XV – начала XVI века. Выбрав, как полагается, сторону России, я в полной мере ощутил понятие слова «задница» применительно к внешнеполитической ситуации на тот момент времени. С юга весьма урезанные территории России подпирают ханства всех мастей. Эти ребята – первые кандидаты на тотальное изничтожение, но надо быть аккуратным в том смысле, что за их спинами стоят более могущественные державы.

    С юго-запада, на подступах к Москве, раскинулось поистине безграничное Польское королевство. Подмяв под себя Беларусь, Украину и большую часть Восточной Европы, эти ребята чувствуют себя безнаказанными. До поры до времени. К северу от них расположились разного рода католики, которые не то чтобы особо сильны, но кровь портить любят. Хотя бы тем фактом, что именно они стоят на пути Ивана к морю. Пробиваться к Балтике, как ни крути, проще, чем к Черному морю. Ну и на самом севере расположились чуть ли не в обнимку шведы и датчане, которые упираются лбами в самые неразвитые провинции Руси, а потому без особых проблем в случае чего их прибирают к рукам.

    Врагов много, что гораздо хуже – все они иноверцы, что еще хуже – высокотехнологичные иноверцы. EU – одна из немногих глобальных игр, которая учитывает целый ряд факторов, о которых отдельные товарищи (не будем показывать пальцем) начали вспоминать относительно недавно. О том, что солдаты во время похода хотят, извините, жрать, мы уже говорили. Теперь давайте отметим тот факт, что мусульманин мусульманину друг, товарищ и верный союзник. Равно как и католик католику. А потому, будьте уверены, стоит вам ввязаться в военную авантюру против поляков, как тут же с Северо-Запада придут неприятные известия об объявлении войны со стороны датчан и шведов. Любят они бросаться все на одного… Зато ничто не мешает захватить какое-нибудь маленькое государство из одной-двух провинций. Во-первых, может, никто и не успеет отреагировать или сделает это с опозданием, а во-вторых, размер в данном случае действительно имеет значение.

    Как правило, в других играх, например, в том же Medieval 2: Total War, захватив очередную провинцию, мы, вроде как, сразу ее присваиваем себе. Но в серьезных стратегиях вопрос принадлежности территорий обсуждается только лишь после окончания войны. Как показала история, на момент выпуска EU таких серьезных стратегий было… только она и была, собственно. Ведь «владеть» и «контролировать» - не одно и то же. Захватив территорию (посредством изнурительной осады), мы еще не гарантируем ее себе во владения. Стороны рассудит мирный договор, в котором можно прописать, кому и что достанется по итогам войны. Особым случаем является тот, когда ВСЯ территория врага оккупирована вашими войсками, – тогда правителей в изгнании никто не спрашивает и территории банально присоединяются к вашему государству в одностороннем порядке.

    Но до военных действий лучше дело не доводить. В EU заложен пусть и не слишком объемный, но весьма действенный механизм ведения переговоров. Заключайте военные союзы, дружите семьями – авось соседи будут более благосклонны. Опять же, чем лучше вы будете вести себя со странами, которые исповедуют, скажем, католицизм, тем лучше к вам будут относиться другие католики. Все это благоприятно сказывается на торговле, а деньги, вместо того, чтобы тратить их на армию, можно пустить в оборот в каком-нибудь другом направлении.

    А развивать есть что. И пусть количество юнитов до ужаса невелико (всего три типа), построек в поселениях – кот наплакал (несколько апгрейдов замков, пяток видов факторий…), все это, тем не менее, требует к себе серьезного подхода. Ведь от уровня вашего развития в той или иной степени зависят ваши успехи в соответствующей области. Так, новый уровень «военного дела» позволит улучшить боеспособность и, как ни странно, боевой дух армии. Продвижение в деле освоения водных просторов позволит совершать дальние путешествия, продвижение торговли позволит делать деньги почти что из воздуха. Улучшение же инфраструктуры также улучшает экономику страны, укрепляет власть и т.д. и т.п.. При достижении определенных уровней в той или иной сфере можно приобрести что-нибудь полезное для государства. Так, со временем армию можно оснастить артиллерией, а в провинциях строить различные фабрики по производству *чего-нибудь*. Последние стоят дорого, но и эффект от их строительства не заставит себя долго ждать.

    Но особо долго развиваться нам не дадут. Периодически перед нами будут ставить задачи, которые надо выполнить в кратчайшие сроки. Взять Казань, исследовать Сибирь, покорить Скандинавов… Все это пригодится для подсчета победных очков в финале игры, но никто не мешает посадить на корабли несколько тысяч пехотинцев и отправить их на «освоение» Испании. Если доплывут.

    С прицелом на будущее


    В "Европе", как ни в одной другой игре, очевидны преимущества расположения Англии на карте мира.
    В этом месте можно начинать подводить итоги моего краткого повествования. Рассказать обо всем мне не удалось, да я и не ставил перед собой такой задачи. Я лишь пытался показать то, насколько многогранна и интересна Europa Universalis и как важно с ней познакомиться любому уважающему себя стратегу. Даже если бы я рассказал вам все тонкости ведения дипломатических интриг, развития народного (кхм…) хозяйства и прочих подавлений восстаний и восстановления «конституционного» порядка, нарушенного вследствие низкой «стабильности» государственной власти (тоже, кстати, весьма важный показатель в игре), то вам бы все равно пришлось относительно долгое время самому «въезжать» в эту игру.

    Сделать это проще в том смысле, что, в отличие от Svea Rike, «Европа» вышла в России стараниями "1С" и Snowball. С одной стороны, переводить в игре особенно нечего, с другой – то, что есть, переведено, и это весьма уместно, потому как разбираться со специфическими терминами и вникать во все тонкости политической обстановки в реальном времени как-то не очень удобно. Графика, конечно, слабовата, но она лишний раз подчеркивает основные достоинства игры, ставшей родоначальницей нового сериала (положившего начало не только другим глобальным стратегиям вроде Hearts of Iron, но и целому витку качественного развития игр данного жанра), – увлекательность и внимание к мелочам.

    Европа 1492-1792 - Время перемен - игру Европа 1492-1792 - Время перемен можно купить, скачать или оставить отзыв на нашем сайте. Отзывы на игру Европа 1492-1792 - Время перемен публикуются после проверки модератором. Кроме того, на нашем сайте доступны чит-коды Европа 1492-1792 - Время перемен, прохождение Европа 1492-1792 - Время перемен, системные требования к игре Европа 1492-1792 - Время перемен.


    Локализация: Русская версия
    Жанр: Стратегия
    Разработчик: Paradox Entertainment

    «Европа 1492-1792» - совместное издание фирмы «1С» и компании Snowball Interactive стратегии от Paradox Entertainment.

    «Европа 1492-1792» - глобальная стратегическая игра, посвященная одному из самых сложных и самых интересных этапов в истории человечества. В эту эпоху погони за могуществом, славой и богатством вы вольны сами вершить судьбы мира: управляйте государством и распределяйте ресурсы, мобилизуйте солдат и стройте флот, вступайте в альянсы, захватывайте колонии и возводите города. Умелый правитель обретет богатство и славу, остальных подстерегает нищета и забвение... Достаточно ли у вас сил, чтобы изменить ход истории?

    Особенности игры:

  • Основная кампания протяженностью в 300 лет, включающая в себя самые драматические моменты истории, а также восемь отдельных сценариев, позволяющих принять участие в борьбе за независимость США, 30-летней войне и схватке за наследство испанской короны.
  • Самостоятельные персонажи, своими личными качествами влияющие на все аспекты игры - под ваши знамена готовы встать величайшие личности XV-XVIII веков.
  • Огромный игровой мир, состоящий из более чем 800 провинций и 550 морских зон с сохранением исторически достоверных названий и границ.
  • Более 90 наций, проводящих свою собственную политику.
  • Революции, гражданские войны, перевороты и смена религий - игровой мир непрерывно развивается, постоянно открывая для вас новые возможности.
  • Все средства проведения внешней политики и управления государством - от военных действий и вступления в альянсы до заключения династических браков и захвата монополий в торговых центрах.
  • Удобный интерфейс с возможностью изменения скорости игры и полностью настраиваемые системы подсказок, сообщений, планирования и отдачи приказов.
  • Многопользовательский режим на 8 игроков, позволяющий сразиться по локальной сети или через Интернет.
  • На дальнем Севере, в гиперборейском крае, где когда-то обитали не в меру воинственные викинги, жила-была шведская команда Paradox Entertainment. Если вы играли в Svea Rike или Dragonfire , то знаете, с кем имеете. Если нет, то не беда, ибо речь сегодня пойдет о творении, не имеющем к вышеупомянутым субъектам авторского права абсолютно никакого отношения. Я попытаюсь рассказать вам про EU , только не то, которое Европейским Союзом величают, с девальвированным Евро в виде платежного средства и НАТО в качестве «миротворческих» сил. Наша аббревиатура в развернутом виде кличется Europa Universalis , видать, заморские словечки, а там поди их разбери. Про универсамы знаю, «Универсального солдата» видел, в университет как-то мимоходом заскочил, но о EU до сих пор слышать не доводилось. Что удивительно, так как настольное чудо с одноименным названием имеет многочисленных поклонников на континенте. Попробую восполнить пробелы в собственном околоигровом образовании, а заодно и читателей просветить, если кто не в курсях.

    Ау, Христофор...

    Системные требования

    Pentium 200

    64 Мб

    Рекомендуемые требования

    Pentium II 350

    64 Мб

    Оригинальная версия EU появилась на свет во Франции из-под легкой руки Филиппа Тибо. Что прежде всего бросается в глаза, так это масштабность предложенного проекта. Игра охватывает трехсотлетний отрезок времени, с 1492 по 1792 год, т.е. со времен Колумба до Французской революции. В зависимости от сценария, в процессе могут принять участие до восьми человек. Примерив на себе личину одного из европейских правителей, участник состязания пытается возвеличить управляемую им державу, как за счет развития собственной экономики, так и через распространение влияния на близ- и далеколежащие земли. Для достижения победы игроку необходимо стать дипломатом, военачальником и экономистом в одном лице, перечень далеко не полный. Лишь при успешном совмещении постов можно рассчитывать на получение дивидендов, стало быть, далеко не каждый встречный сумеет поучаствовать в дележе европейских богатств. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь начинающему государственному деятелю, к комплекту прилагается тонюсенький буклет весом в 70 с гаком страниц, так сказать, памятка молодому бойцу.

    Год за три

    Компьютерная версия интересна прежде всего по следующим причинам. Во-первых, налицо некоторое упрощение, скажем, часть чисто рутинной работы взял на себя AI. Ну и, само собой, появилось множество приятных примочек, диверсифицирующих игровой процесс. Например, каковы могут быть предпосылки для провозглашения победы того или иного предводителя? Нам даются целых четыре варианта: выигрыш по наибольшему количеству очков, при достижении заданного количества очков, после захвата определенного числа провинций, а также после выполнения сценарных заданий. Не устраивает Difficulty или замучил не в меру заумный AI? Нет проблем, среди опций вы найдете пятиступенчатую подстройку, от совсем ничего до очень-очень. К слову будет сказано, финальному релизу предшествовало интенсивное бета-тестирование, в ходе которого EU всем миром постепенно доводили до удобоваримого состояния. Так что не удивляйтесь, если и в single player хладный ум противника внезапно обнаружит почти человеческую смекалку и находчивость. А еще можно управлять бегом времени, ну прямо фантастика какая-то! К примеру, по умолчанию одна минута игры приравнена к одному месяцу реальной жизни. Если вам по сердцу иной ритм, достаточно легкого движения руки, чтобы минута превратилась в 2 или 4 месяца, и так до двух лет включительно. Поэкспериментировать разрешено не только со временем, но и, в определенных рамках, с историческими событиями. То есть к фактам, имевшим место быть, добавляется элемент случайности, что по-своему приятно. А в довершение, чтобы совсем вкусно показалось, вспомню о наличии «подквестов». Лицам, ведущим размеренный образ жизни, не рекомендуется.

    Умом Россию не понять

    ОК, из имеющихся кампаний выберем для пробы что-нибудь звучное, например, Grand Campaign, а из держав возьмем Россию. Кстати, помимо основных фондов, т.е. стран или союзов, сыгравших важную роль в мировой истории, в EU присутствуют порядка шести десятков единиц второго плана. Выбор геймера не безграничен, но и этот минус лечится за несколько минут любым текстовым редактором. Вернемся к российским проблемам и перенесемся во времена, наступившие после правления Ивана Третьего. Его сын, Иоанн Грозный, собирается захватить Казанское и Астраханское ханства, а также прочие островки Золотой Орды. Попутно Россия заявила претензии на польско-литовские территории и Прибалтику. А вот и возможный план. Так как Россия заметно отстает в развитии от великих держав, есть смысл сперва разделаться с татарами на юго-востоке. После разгрома степных ханств открываются ворота в сибирские просторы. В результате освоения Сибири Россия наращивает потенциал, необходимый для борьбы с западными соседями и Крымским ханством. Подобные советы заметно облегчают жизнь свежеиспеченному стратегу, да и бывалому волку не навредят. Попутно можно установить господство над Молдавией, аннексировать Данию, открыть Омск. Или испытать свои силы в Северной войне, здесь Россия пытается установить контроль над провинциями Нюланд, Карелия, Ингерманландия, Ливония и Финляндия. Судя по дню сегодняшнему, усилия предков не пропали даром, пускай и не на все сто. А вот незалежной не повезло, она угодила в раздел Phantasy, т.е. набор из вымышленных миссий. Там вильна Украйна затесалась где-то между каталонцами, инками и ирокезами. Ну что же, пускай детишки побалуются...

    Пан или пропал?

    Как и в любой стандартной экономической стратегии, торговля является главным, если не решающим, звеном в цепи. Каждая из территориальных единиц имеет собственную нишу на рынке и всячески пытается увеличить товарооборот. Одни специализируются на сельском хозяйстве, другие испокон веков занимаются рыбной ловлей. При любом раскладе надо внимательно отслеживать рыночные тенденции, следить за балансом между спросом и предложением. Скажем, предложение увеличивается после колонизации новых земель, а спрос вырастает в результате улучшения покупательной способности населения, развития инфраструктуры, постройки дополнительных мануфактур и верфей. Для каждого участника ведется подробный учет данных, поэтому вы всегда будете иметь в распоряжении подборку полезной информации. Доля доморощенных товаров на рынке, годовой доход, уровень инфляции — вот лишь краткий перечень. Кстати, на последний показатель следует обратить особое внимание. При высокой инфляции в страну текут средства, вырученные от реализации местных продуктов за бугром, что дает возможность для дополнительных инвестиций. При ограничении инфляции, что само по себе и неплохо, есть риск столкнуться с нехваткой наличности. Стало быть, выгодно жить с постоянно высокой инфляцией? Вовсе нет, так как в этом случае ставится под вопрос стабильность вашего государства — растет недовольство среди населения, уменьшается сбор налогов, возникает угроза восстаний. Из-за вышеназванных причин обесценивать деньги стоит лишь в особых случаях. Одной из предпосылок, оправдывающих инфляционный процесс, может быть подготовка к крупномасштабной войне и связанная с этим временная нехватка средств.

    Немного подробнее о ведении боевых действий. Si Vis Pacem, Para Bellum или «хочешь мира, готовься к войне». Девиз как нельзя более подходящий к EU , ибо, несмотря на очевидный уклон игры в сторону экономики, дар полководца сослужит геймеру добрую службу. Если попытки обратить потенциального врага в союзника провалились, или вы склоняетесь к агрессии, или, наконец, соперник нанес удар первым (мало ли что в жизни случается?!), выход один: выкинуть из головы «Прощай, оружие» и с криком «банзай» ринуться в бой. При этом, по возможности, следует учесть степень собственного развития и потенциал неприятеля. Существуют два подраздела: сухопутные и морские технологии. Ваши возможности целиком и полностью зависят от занимаемой ступени в иерархической лестнице. Например, нулевая ступень в сухопутных технологиях позволяет иметь в составе армии пехоту и кавалерию, на третьей ступени появляется артиллерия, на семнадцатой можно возводить мануфактуры военного профиля. Есть и сорок третья ступень... Аналогично с водоплавающими частями: от строительства простеньких кораблей до введения морской блокады.

    Как в экстремальных ситуациях, так и в повседневной жизни, без дипломатии нам не обойтись. Известно, что один в поле не воин, за исключением Китая, да и то под вопросом. Но даже если поиски союзников не входят в число приоритетных задач, к услугам посольского приказа все равно прибегнуть придется. Система отработана до мелочей, кажется, что охвачен практически весь спектр официальной и подковровой дипломатии. Даже теряешься поначалу, какое именно поручение дать посланцу. Немудрено, ведь выбрать можно чуть ли не из пары десятков опций. Все не беда, лишь бы на кол не посадили. Так, направив чрезвычайного и полномочного на переговоры, можно заключить союз, выдвинуть ультиматум, объявить войну и прочее.

    В довершение общей картины пара слов про опиум, который для народа. Чем-чем, а атеизмом в те времена не страдали, молились чаще и усердней, чем в наши дни. Беда в том, что бог, как и правда, у каждого свои, а противоречия частенько разрешаются дубинкой и топором. В отношениях с соседями или предполагаемыми партнерами по блоку религиозный фактор порой приобретает первостепенное значение. Важно не только позаботиться о духовном облике вассала, но и самому, смотря по ситуации, сменить вероисповедание, то бишь «самообратиться». После конвертации возникают новые проблемы. Скажем, при переходе Англии в протестантскую веру есть вероятность зарождения повстанческих настроений в преимущественно католических Ирландии или Шотландии. Вы можете регулировать толерантность по отношению к иноверцам, в промежутке от относительной лояльности до полной нетерпимости.

    Смотрины

    Графика в EU если и не шикарная, то вполне приемлемая. Нам даны три вида карт — экономическая, политическая и географическая. Карта скалируется, благодаря чему ориентирование на обширных просторах становится воистину детской забавой. Скажем, на экономической карте видны символические изображения леса, овец, винограда. Сразу становится ясно, кто чем богат. Четко выдержана контрастность тонов, цвета не сливаются и не утомляют глаз. Человеческие фигурки легко отличимы друг от друга, начиная от вечно занятых мастеровых и заканчивая величавыми грандами. Колышутся на ветру разноцветные стяги, неторопливый рыцарь бредет куда-то по своим делам, вдали полыхает пламя над осажденной крепостью. Нельзя сказать, чтобы игра изобиловала анимациями, но те, что есть, ее не портят.

    Эпитафия?

    EU никак не причислишь к продуктам ширпотребного толка. Перед нами превосходная стратегия, адресованная достаточно узкому кругу приверженцев реалистичных исторических симуляторов. К сожалению, у Paradox до сих пор не решены проблемы с американским издателем. Ясно, что EU , с ее зацикленностью на старушку Европу, не сделает капитала в Штатах. Пока игра распространяется в немецкоязычных странах и Скандинавии, версия на английском продолжает собирать пыль. Хочется верить в счастливую судьбу EU , ибо по-настоящему серьезные, концептуальные вещи нечасто доходят до конечного потребителя.