• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Данный перечень — список рассчитан на начинающих церковную жизнь людей и желающих покаяться перед Богом.

    Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие Вашу совесть грехи. Если их много, нужно начать из самых тяжких смертных.
    Причащаться можно только с благословения священника. Покаяние ПЕРЕД БОГОМ предполагает не равнодушное перечисление своих плохих поступков, А ИСКРЕННЕЕ ОСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВЛЯТЬСЯ!

    Перечень грехов для исповеди

    Я (имя) согрешил(а) перед БОГОМ:

    • слабой верой (сомнением в Его бытии).
    • Не имею к Богу ни любви, ни должного страха, поэтому редко исповедуюсь и причащаюсь, (чем доводил(а) душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу).
    • Редко посещаю Церковь в воскресенья и праздники (работой, торговлей, развлечением в эти дни).
    • Каяться не умею, грехов не вижу.
    • Не вспоминаю о смерти и не готовлюсь предстать на Суд Божий (Память о смерти и будущем суде помогает избегать греха).

    Согрешил(а) :

    • НЕ благодарю Бога за Его милости.
    • Не покорностью воле Божьей (желаю, чтобы всё было помоему). По гордости надеюсь на себя и людей, а не на Бога. Приписыванием успехов себе, а не Богу.
    • Боязнью страданий, нетерпением скорбей и болезней (они попущены Богом для очищения души от греха).
    • Ропотом на жизненный крест (судьбу), на людей.
    • Малодушием, унынием, печалью, обвинением Бога в жестокости, отчаянием в спасении, желанием (попыткой) самоубийства.

    Согрешил(а) :

    • Опаздыванием и ранним уходом из церкви.
    • Невниманием во время службы (к чтению и пению, разговорами, смехом, дреманием…). Хождением по храму без нужды, толкаясь и грубя.
    • По гордости уходил (а) с проповеди критикуя и осуждая священника.
    • В женской нечистоте дерзала прикасаться к святыне.

    Согрешил(а) :

    • по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Молюсь рассеянно.
    • Молилась с непокрытой головой, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения. Не ношением нательного креста.
    • Неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Церковных.
    • В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор (Богоборцы через фильмы учат людей нарушать заповедь Бога о целомудрии до брака, супружеской измене, жестокости, садизму, повреждают психическое здоровье молодежи. Прививают им через «Гарри Потер…» нездоровый интерес к магии, чародейству и незаметно втягивают в гибельное общение с дьяволом. В СМИ, это беззаконие перед Богом, преподносится как нечто положительное, в цвете и романтическом виде. Христианин! Уклонись от греха и сохрани себя и своих детей для Вечности!!!).
    • Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). Хулой на Бога и на всякую святыню.
    • Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением для бытовых нужд газет…, где написано о Боге…
    • Называл(а) животных именами людей «Васька», «Машка». О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

    Согрешил(а) :

    • к Причастию дерзал (а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, во вражде, без поста и благодарственных молитв…).
    • Дни Причастия не проводил(а) свято (в молитве, чтении Евангелия…, а предавался(лась) развлечениям, объедению, многоспанию, празднословию…).

    Согрешил(а) :

    • нарушением постов, а также среды и пятницы (Постясь в эти дни, мы почитаем страдания Христовы).
    • Не (всегда) молюсь перед едой, работой и после (После еды и работы читается благодарственная молитва).
    • Пресыщением в пище и питии, упиванием допьяна.
    • Тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому).
    • Ел(а) кровь животных (кровянку…). (Запрещено Богом Левит 7,2627; 17, 1314, Деян. 15, 2021,29). В постный день праздничный (поминальный) стол был скоромным.
    • Усопших поминал(а) с водкой (это язычество и с христианством не согласуется).

    Согрешил(а) :

    • празднословием (пустые разговоры о житейской суете…).
    • Рассказом и слушанием пошлых анекдотов.
    • Осуждением людей, священников и монахов (а своих грехов не вижу).
    • Слушанием и пересказом сплетен и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). (Этим через МЕНЯ сеялся соблазн, и хулилось имя Божие среди людей).
    • Поминанием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках).
    • Ложью, обманом, неисполнением данных Богу (людям) обещаний.
    • Сквернословием, матерной (это хула на Божью Матерь) руганью с упоминанием нечистой силы (призываемые в разговорах злобные демоны нам же и навредят).
    • Клеветой, распространением худых слухов и сплетен, разглашением чужих грехов и слабостей.
    • Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием.
    • По гордости унижал (а) ближних насмешками (подколки), глупыми шутками… Неумеренным смехом, хохотом. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем… Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников и осуждением невиновных.

    Согрешил(а) :

    • леностью, не желанием работать (жизнь за счет родителей), исканием телесного покоя, негою в постели, желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью.
    • Курением (у американских индейцев, воскурение табака имело ритуальное значение поклонение духамдемонам. Курящий христианин предатель Бога, демонопоклонник и самоубийца вредит здоровью). Употреблением наркотиков.
    • Слушанием эстрадной и рокмузыки (воспевая человеческие страсти, возбуждает низменные чувства).
    • Пристрастием к азартным играм и зрелищам (карты, домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино…). (Богоборческая символика карт, при игре или гадании, призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. А игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму, со всеми вытекающими для родителей последствиями).

    Согрешил(а) :

    • растлевал(а) свою душу чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах…) эротического бесстыдства, садизма, нескромных игр, (Растленный пороками человек отображает в себе качества демона, а не Бога), танцев, сам(а) танцевал(а), (Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан глумление над памятью Пророка).
    • Услаждением блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Не удалением от греховных свиданий и соблазна.
    • Похотным воззрением и вольностью (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела) с лицами другого пола.
    • Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие, позы).
    • Содомскими грехами (гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блуд с родственниками).

    Вводя в соблазн мужчин бесстыдно одевалась в короткие и с РАЗРЕЗАМИ юбки, брюки, шорты, облегающую и просвечивающуюся одежду, (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины. Она должна одеваться красиво, но в рамках христианского стыда и совести.

    Христианка должна являть собой образ Божий, а не богоборческий, обстрижено обнажено перекрашенный, с когтистой лапой вместо человеческой руки, образ сатаны) стриглась, красилась… В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий.

    Участием в конкурсах «красоты», фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хелловин…), а также в танцах с блудными действиями.

    Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке.

    Купанием, загоранием и обнажением в присутствии лиц другого пола (противоречит христианскому целомудрию).

    Соблазнением на грех. Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

    Вы можете помочь стать сайту лучше

    Согрешил(а) :

    • прелюбодеянием (измена в браке).
    • Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях, (в посты, воскресенья, праздники, прибеременности, в дни женской нечистоты).
    • Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд).
    • Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(лась) от зачатия детей.
    • Употреблением «противозачаточных» средств (спираль, таблетки не препятствуют зачатию, а убивают ребенка на ранней стадии). Убивал(а) своих детей (аборты).
    • Советом (принуждением) других на аборт (мужчины, с молчаливого согласия, или принуждавшие жен… к аборту также детоубийцы. Врачи делающие аборты, убийцы, а ассистенты соучастники).

    Согрешил(а) :

    • губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию.
    • Не развивал(а) чувство долга, чести, ответственности…
    • Не смотрел(а) чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя).
    • Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а).
    • Своими грехами соблазнял(а) детей (интимными отношениями при них, руганью, сквернословием, просмотром безнравственных телепередач).

    Согрешил(а) :

    • совместной молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество…), унию, секту. (Молитва с раскольниками и еретиками ведет к отлучению от Церкви: 10, 65, Апостольские правила).
    • Суеверием (вера снам, приметам…).
    • Обращением к экстрасенсам, «бабкам» (выливание воска, качание яиц, сливание страха…).
    • Осквернял(а) себя уринотерапией (в ритуалах сатанистов употребление мочи и кала имеет кощунственное значение. Такое «лечение» является мерзким осквернением и дьявольской насмешкой над христианами), употреблением «наговоренного» ворожеями… Гаданием на картах, ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше чем Бога. Кодированием (от чего?).

    Вы можете помочь стать сайту лучше

    Увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом (указать чем). Посещением сектантских, оккультных… собраний.

    Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову (осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу). Восточными единоборствами (поклонение духу зла, учителя, и оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости…).

    Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева «Диагностика кармы», Андреева «Роза мира», Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк…

    (Православная Церковь предупреждает, что сочинения этих и прочих оккультных авторов с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства будут должным возмездием за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами).

    Понуждением (советом) и других к ним обращаться и этим заниматься.

    Согрешил(а) :

    • воровством, святотатством (воровство церковного).
    • Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству).
    • Неуплатой долгов (заработной платы).
    • Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг… (а на прихоти и развлечения трачусь не скупясь).
    • Корыстолюбием (пользование чужим, жизнь за чужой счет…). Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты.
    • Торговлей водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно… (этим помогал(а) демону губить себя и людей соучастник их грехов). Общитывал(а), обвешивал(а), выдавал(а) плохой товар за хороший…

    Согрешил(а) :

    • самолюбием, завистью, лестью, лукавством, неискренностью, лицемерием, человекоугодием, подозрительностью, злорадством.
    • Принуждением других к греху (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, доносить, выпить спиртное…).

    Желанием славы, уважения, благодарности, похвал, первенства… Деланием добра напоказ. Хвастовством и любованием собой. Красованием перед людьми (остроумием, внешностью, способностями, одеждой…).

    Вы можете помочь стать сайту лучше

    Согрешил(а) :

    • непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их.
    • Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием.
    • Леностью к учебе.
    • Небрежным уходом за престарелыми родителями, родственниками… (оставлял(а) их без присмотра, пищи, денег, лекарства…, сдавал (а) в дом престарелых…).

    Согрешил(а) :

    • гордостью, обидчивостью, злопамятством, вспыльчивостью, гневом, мстительностью, ненавистью, непримиримой враждой.
    • Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(ласъ).
    • Жестокостью к животным,
    • Оскорблял(а) домашних, был(а) причиной семейных скандалов.
    • Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом…
    • Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения…), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства).
    • Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?).
    • Рукоприкладством, избиванием, убийством.
    • Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия…
    • Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде… (чем подвергал опасности жизнь людей).

    Согрешил(а) :

    • небрежным отношением к работе (общественной должности).
    • Общественное положение (таланты…) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод.
    • Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям).
    • Расхищал(а) государственную и коллективную собственность.
    • Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа).
    • Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов…
    • Прельщался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал(а) погибели душ людей).
    • Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей…

    Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных…).

    В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам).

    Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям… Своими грехами соблазнял (а) окружающих.

    Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим).

    Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия…

    Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

    Указать и другие грехи, какими согрешил (а).

    Вы можете помочь стать сайту лучше

    Примечание! Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно.

    Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу… он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.

    Важность исповеди в храме. Перечень грехов и подготовка к исповеди.

    Человеческая жизнь — это не только повседневные дела, семья и материальные цели. Это еще и путь осознания себя, своей связи с Богом.

    В каждой религиозной традиции вы найдете наставления Господа, регулирующие взаимоотношения между всеми существами на планете и во Вселенной.

    Так получается, что мы тонем в:

    • рутине
    • эмоциях
    • гонках за выживание и лучшую жизнь с точки зрения материального комфорта
    • наслаждениями и желаниями обладать хоть чем-то в этой жизни

    Мы забываем, что арендуем у Бога все, что нас окружает и что приходит по судьбе. Только наш арендодатель безусловно и безгранично любит нас, милостив и благосклонен к любым нашим фортелям, как любящий отец к проказам своих детей.

    Самое большое удовлетворение мы можем ему подарить, если повернемся к нему лицом, вспомним о нашей связи, будем регулярно искренне молиться и приходить на исповедь.

    О последнем моменте поговорим подробнее в данной статье.

    Как подготовиться к исповеди в первый раз?

    девушка пришла узнать у батюшки как подготовиться к исповеди

    Исповедь — это облегчение души через искреннее смиренное произношение словами своих плохих поступков, которые противоречат принципам жизни, указанным в Священных Писаниях.

    Если вы никогда не были на исповеди, а в данные момент решили устранить этот пробел и искренне покаяться пред Богом о грехах, воспользуйтесь некоторыми советами:

    • найдите храм/церковь, внутри которого вы чувствуете себя умиротворенно и расслаблено
    • узнайте режим ее работы — когда проводятся службы, исповеди и причастия
    • выберите день, когда поток людей наименьший, или поговорите с батюшкой и попросите, чтобы он назначил вам день и час для исповеди. Если сразу покаяться в содеянном вам не хватает духа и сил, попросите батюшка о помощи. Он назначит время для духовной беседы с вами и подготовит к исповеди
    • возьмите тетрадь и ручку, выпишите все, в чем готовы покаяться
    • пишите только о самых серьезных вещах. Например, что вы нарушали пост или вязали в большой праздник можно не вспоминать, потому что аналогичные действия имеют свойство повторяться
    • говорите просто и понятно, не стараясь облекать деяния свои в церковные слова
    • если вы очень далеки от понимания видов грехов, почитайте Библию, 10 заповедей. Здесь просто и емко представлены те виды действий, которые считаются греховными и противоречат замыслу Бога относительно жизни живых существ друг с другом
    • купите в церковной лавке книжечки, где перечислены основные грехи. Однако этим советом пользуйтесь только в самом крайнем случае. Потому что важнее вашей искренности во время исповеди нет ничего, а Господь все время пребывает в сердце каждого человека и знает о вас намного больше, чем вы произносите священнику на исповеди
    • перед приходом в церковь на вас обязательно должен быть надет нательный крестик и одежда, принятая для ношения христианину/христианке

    Подготовка к исповеди: список



    батюшка молится за кающегося во время исповеди

    Перед приходом на исповедь уместно выделить время для подготовки. Вы глубоко погружаетесь в себя, вспоминаете то, что говорили, делали и думали в отношении других людей или Бога.

    Хорошей практикой станет записывание вами всего, в чем вы готовы искренне покаяться на исповеди, а именно:

    • тягчайшие смертные грехи — отступничество от веры в своей религиозной традиции, убийство и прелюбодеяние, или незаконный секс
    • серьезные разрушительные действия — воровство, обман, сильный гнев и ненависть в адрес других людей и Бога
    • действия, слова и помыслы, направленные против ближнего, то есть любого человека, встретившегося вам по судьбе
    • слова, помыслы, действия, направленные против Бога и святых личностей
    • вспоминайте только о своих деяниях без осуждения других людей и оценки их жизни

    Если вы очень давно или никогда не были на исповеди и за это время скопились тягчайшие прегрешения, перед приходом в храм для покаяния держите пост, читайте покаянные молитвы, выполняйте эпитимьи. Узнайте подробнее у своего духовника, какие действия и как долго следует вам совершать.

    Что говорить на исповеди?



    батюшка помогает во время исповеди правильно называть грехи

    Перед приходом в храм подумайте, осознайте и примите свое несовершенство в виде поступков, мыслей и слов, направленных против или во вред другим людям и существам.

    Во время исповеди вы чувствуете смирение и ответственность за неповторение грехов в будущем.

    • Говорите батюшке только о своих деяниях, не оценивайте других людей
    • Избегайте длинных подробных рассказов о конкретной ситуации
    • Говорите просто без оправданий и объяснений мотивов своих действий и слов
    • Не погружайтесь в размышления, что ваш рассказ оценивает батюшка. Во-первых, это признак гордыни и превозношения себя над другими, а во-вторых, священник за свою практику выслушал много покаянных речей от других людей. Его трудно удивить чем-либо, да и задача у него иная во время слушания исповеди

    Что же следует говорить в храме батюшке перед иконами?

    • о тягчайших смертных грехах
    • о сильных негативных эмоциях в адрес ближних
    • каяться в тех деяниях, что неумышленно вы забыли и потому не произнесли вслух

    Какие грехи называть на исповеди: краткий перечень



    Священное Писание на алтаре для совершения таинства исповеди

    Перед исповедью перечитайте или вспомните 10 заповедей, что завещал нам Господь. Они станут ориентиром, подсказкой и мерилом всех совершенных вами деяний.

    Кратко перечень грехов, озвучиваемый на исповеди выглядит так:

    • Любодеяние — это просмотр и прослушивание видео с эротикой, измены физические для тех, кто в браке, жизнь в гражданском браке
    • Чревоугодие — это страсть к утолению голода тела и языка
    • Сребролюбие — гонка за деньгами, возведение денег на пьедестал и первое место а жизни, вместо семьи и родных
    • Гнев — как качество характера, желание контролировать жизнь и поступки других людей
    • Уныние — любые виды лени, особенно в выполнении своих повседневных обязанностей
    • Печаль — длительная хандра, сожаления о прошлых днях и событиях
    • Тщеславие — стремление к славе, желание обладания материальными благами и имуществом
    • Гордыня — один из наиболее распространенный грехов современного человека. Это возведение себя на пьедестал, отсутствие чуткости к жизни другого человека, унижения вольные и невольные окружающих людей, животных и остальных живых существ

    Как назвать грехи на исповеди? Просто перечисление грехов


    женщина перед алтарем готовится к исповеди батюшке

    Как было описано в предыдущем разделе основных страстей, донимающих человечество восемь. Но только лишь их перечисление во время исповеди не даст никакого результата. И батюшке как посреднику будет непонятно, в чем же была греховность и в чем вы раскаиваетесь, и вы не испытаете облегчения души.

    Потому вспоминайте и просто говорите о конкретном своем поступке, мыслях и словах.

    В первую очередь вспоминайте и проговаривайте грехи:

    • отступление от веры, сомнение в силе Бога, атеизм
    • убийства, в том числе аборты даже вынужденные по медицинским показателям
    • блуд и измены. К слову любая религиозная традиция осуждает гражданский брак, или сожительство. Хотя современный человек практикует такую форму отношений

    Как называть грех рукоблудия на исповеди?



    девушка со готовой записью своих грехов на исповеди

    У каждого греха существуют расшифровки и названия разных его форм.

    Так рукоблудие бывает:

    • естественное — блуд, прелюбодеяние
    • противоестественное — малакия, однополые контакты, связи с животными и подобные извращения

    Блудом называются:

    • похотливые взгляды на других женщин/мужчин
    • сексуальные контакты людей, не состоящих в браке
    • различные прикосновения интимного характера к телу другого человека

    Прелюбодеяние — это согрешения мужа или жены с другими людьми.

    Малакией называют сексуальное удовлетворения себя без помощи кого-либо.

    Чтобы детальнее разобраться в данном вопросе почитайте книгу свт.Игнатия Брянчанинова т.1, гл. «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями».

    Жизнь человека в материальном мире сопряжена с эмоциями, мыслями и деяниями, которые в той или иной мере затрагивают и нарушают интересы других людей. Помня, что все мы души и после возвращения в духовный мир глубоко раскаиваемся в содеянном при жизни на земле, однако изменить уже ничего не в силах, приходите почаще в храм и исповедуйтесь святому отцу. Учитесь прощать другим все обиды, молитесь и пусть Бог хранит вас и вашу семью!

    Видео: подготовка к исповеди, какие грехи называть?

    Мы один раз в жизни принимаем Крещение и миропомазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит всеобъемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Таинствах представляется нам очень важным. В настоящем номере, в беседе с главным редактором журнала игуменом Нектарием (Морозовым), мы решили коснуться (потому что охватить все — задача непосильная, слишком «безбрежная» тема) исповеди, а в следующий раз — поговорить о Причащении Святых Таин.

    — Предполагаю, точней, догадываюсь: девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…

    — Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии говорил опытный духовник, человек высокой духовной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедующийся — с одной стороны, и с другой — как священник, которому довольно часто приходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таинстве Покаяния. Но ни в коем случае не считаю свои наблюдения достаточными.

    — Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

    — Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.

    Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.

    — Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?

    — Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

    — Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

    — Если под генеральной исповедью понимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает необходимость в каких-то внешних пособиях. Лучшее пособие для исповедников — это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», она о духе, правильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души» архимандрита Лазаря (Абашидзе). Полезны выдержки из святителя Игнатия (Брянчанинова) — «В помощь кающемуся». Что касается вопросников — да, есть духовники, есть священники, которые этих вопросников не одобряют. Говорят, что в них можно вычитать такие грехи, о которых читающий и слыхом не слыхал, а прочитает — и повредится... Но, к сожалению, почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Да, там есть вопросы неумные, грубые, есть вопросы, грешащие явно излишним физиологизмом… Но если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, я думаю, использовать его можно. В старину подобные вопросники называли таким чудным для современного уха словом «поновление». Действительно, человек с их помощью поновлял себя как образ Божий, как поновляют старую, обветшавшую и закопченную икону. Думать о том, в хорошей или плохой литературной форме составлены эти вопросники, совершенно необязательно. К серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли руки душистым мылом, например, или не стирал ли в воскресенье… Если стирал во время воскресной службы — это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,— лично я в этом греха не вижу.

    — К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить…

    — Вот почему необходимо посоветоваться со священником прежде, чем использовать вопросник. Могу порекомендовать книгу иерея Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка» — это разумный и очень подробный вопросник.

    — Здесь же необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех»? Большинство исповедующихся, произнося это слово, имеют в виду именно греховный поступок. То есть, по сути, проявление греха. Например: «Вчера был резок и жесток с мамой». Но ведь это не отдельный, не случайный какой-то эпизод, это проявление греха нелюбви, нетерпимости, непрощения, эгоизма. Значит, нужно не так говорить, не «вчера был жесток», а просто «я жесток, во мне мало любви». Или как нужно говорить?

    — Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.

    Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

    — И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ничем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю — должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

    — Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.

    — Видимо, надо остановиться на «болезни рассказывания», проистекающей от определенного малодушия при исповеди. К примеру, вместо того, чтобы сказать «я вела себя эгоистично», я начинаю рассказывать: «На работе… мой коллега говорит… а я в ответ говорю…» и т. д. О грехе своем я в конечном итоге сообщаю, но — именно вот так, в обрамлении рассказа. Это даже не обрамление, эти рассказывания играют, если разобраться, роль одежды — мы одеваемся в слова, в сюжет, чтоб не чувствовать себя голыми на исповеди.

    — Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить человека по пьяной злобе — это одно, остановить преступника, защищая жертву,— совсем другое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма — одно, отказать потому, что температура в тот день была сорок,— другое. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.

    Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

    — Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как катастрофу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была сухой, холодной, формальной?

    — Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.

    Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.

    Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

    Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать.

    — Некоторые прихожане предпочитают исповедь в такой форме: «Согрешил против такой-то заповеди». Это удобно: «Согрешил против седьмой» — и больше ничего рассказывать не надо.

    — Я полагаю, что это совершенно неприемлемо. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.

    — Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством.

    — «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».

    А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно приходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участвовать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая необходимой перемены.

    Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции.

    — Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди — это излишнее усердие, граничащее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности украла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни крути, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно...

    — Я бы не относился к этому столь несерьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас разрушают — даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, которая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тогда, когда эти поступки были во благо.

    — Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?

    — Формально верно. Но дело вот в чем: раньше Таинству Крещения всегда предшествовало Таинство Покаяния. Крещению Иоаннову, вхождению в воды Иордана предшествовало исповедание грехов. Сейчас взрослых людей в наших храмах крестят без исповедания грехов, лишь в некоторых храмах есть практика предкрещальной исповеди. И что происходит? Да, в крещении человеку грехи прощаются, но он не осознал этих грехов, не пережил покаяния в них. Вот почему он к этим грехам, как правило, возвращается. Разрыва не произошло, линия греха продолжается. Формально человек не обязан о грехах, совершенных до крещения, на исповеди говорить, но… лучше не углубляться в такие вот расчеты: «Это я должен сказать, а вот это могу не говорить». Исповедь не предмет такого торга с Богом. Здесь не в букве дело, здесь дело в духе.

    — Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью?

    — Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному». И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.

    У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болезни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: «Вспоминай все свои грехи и в каждом — даже и в том, который исповедала — кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

    Беседовала Марина Бирюкова

    Как вести себя на исповеди и чего лучше не делать? Как правильно называть свои грехи священнику? Узнайте советы батюшки, а также прочитайте примеры того, как правильно исповедоваться и называть свои грехи батюшке.

    Исповедь – это Таинство, в котором Господь незримо прощает грехи при видимом волеизъявлении священника. Событию предшествует подготовка – покаяние происходит до похода в церковь. Впервые, многие страшатся и не знают, какие поступки называть, как правильно себя вести, что для этого надо сделать. Скажу более, даже бывалые христиане, не всегда понимают в чем и как исповедоваться .

    Сердце сокрушенное Бог увидит

    Значение покаяния так велико, что претворяет грешника в праведника. Непросто решиться вести христианскую жизнь, измениться, но сделать это необходимо, чтобы не погибнуть окончательно. Пусть первый раз (второй, третий) исповедь будет несовершенной, не это страшно. Куда опаснее носить в себе тяжкий груз, не каяться вообще. Господь видит наши намерения, стремления, попытки отстать от страстей, раскаяние. Это обязательно зачтется.

    Иной исповедуется, словно отчет о проделанных грехах сдает на 5 страницах, а в душе нет никакого сокрушения. Другой скажет три слова, и уйдет оправданным, как мытарь, не смеющий поднять глаза к небу, произнесший: «Боже, милостив буди мне грешному». Важно увидеть мерзость своих дел и поступков. Ужаснуться и возненавидеть их. Испытывать искреннее отвращение, с решимостью больше такого не повторять .

    Списки грехов в помощь кающемуся

    Прибегая к пособиям, которых в интернете много, скорее запутаетесь, чем получите помощь. Составить длинный список грехов по образцу не трудно, но часто в них указаны вовсе не понятные вещи, относящиеся к монашествующим. Они – «бездельники», на них возлагается только две обязанности: труд и молитва, все остальное – грех. Сравнивать поступки в миру, с такими подручными средствами священники не советуют. Иногда это выглядит вовсе глупо.

    Например:

    • собирал марки;
    • мылся душистым мылом;
    • делал прически;
    • стирал в воскресенье и т. п.

    Можно позаимствовать краткость, с какой называют грех. Это поможет составить личный перечень, чтобы не впасть в многословие, не рассказывать историю (роман) своей жизни. Сделайте так: Запишите поступки, о которых понимаете – они плохие. Об этом сожалеете, готовы не повторять (кстати, не так часто они случаются, но постоянно напоминают о себе, всплывая в памяти).

    Например:

    • Нагрубил родителям.
    • Ударил жену.
    • Украл велосипед (кассету, книгу, любую вещь) и пр.
    • Не посетил больного родственника, который в этом нуждался.

    Продолжайте далее: взгляните на свой характер. Видеть себя таким, каков ты есть, непросто. Некоторые вовсе считают себя нормальными, хорошими, добрыми, всегда правыми. Бери и пиши с него икону. Но как раз в таком человеке уже виден грех гордыни, свергнувший дьявола с Неба. Такое происходит от незнания законов веры.

    Чем чаще будете исповедоваться, постигать православное учение, приближаться к Богу, тем больше увидите в себе грязи, от которой нужно избавиться. Знайте, если не обнаружили в себе грехов, значит находитесь далеко от исполнения заповедей. Нет ни одного святого, о котором можно сказать, что он безгрешен.

    Если уж совсем туго, ничего в голову не приходит, спросите близких людей: Какие плохие качества они назовут. Со стороны всегда виднее. Эти черты, скорее всего, окажутся тем, что вы ищите. Подумайте, возможно список пополнится такими грехами:

    • гневался, раздражался, плохо о ком-то думал;
    • ругался матами, грубо отвечал, осуждал, ненавидел;
    • не знал меры в еде (чревоугодие);
    • приходил домой пьяным, буянил;
    • изменял супруге (мужу), обманывал, клеветал, распространял слухи;
    • не помогал другим, отказывал в просьбе, насмехался над тружениками;
    • дал (уговаривал) согласие на аборт;
    • ленился исполнять свои обязанности как на работе, так и дома и т. д.

    Совет: Прежде чем обратитесь к какому-либо источнику со списком грехов, постарайтесь сначала записать, что хорошо помните, что тяготит душу, о чем вы, действительно, сожалеете. Такие грехи точно простятся. Выискивая недостатки в себе, прибегая к пособию, стремитесь не к количеству (охватить все сразу), а к качеству. Прочли, вспомнили, осознали, сокрушились, дали себе слово: так больше не поступать. Попросили Господа помочь в этом. Теперь вносите в листок для исповеди .

    Об этом надо знать, а не злиться

    Когда человек начинает готовиться к Таинству, может претерпеть искушения. Постоянно кто-то мешает, перебивает, отвлекает. В храме злые старушки делают замечания: «почему не в юбке», «зачем так накрасилась», «не там встала». Батюшке некогда, отмахнулся, грубо ответил и т. п. Иногда это необходимо для смирения.


    Бесы будут стараться вывести вас из себя, но пройдите испытание достойно: в душе, на каждое противление благому делу, скажите: «лучшего не заслуживаю». Так обезоружите нечисть: их отгоните, а к Богу приблизитесь. Это свидетельствует о том, что поступаете правильно. Вот если будет все гладко и спокойно – стоит задуматься, возможно, отсутствует дух покаяния .

    Что такое воля Божия?

    В процессе подготовки, встретите фразу, что грех – это нарушение воли Божией. В момент крещения человек (сам или его крестные) произносит обет: творить Его волю, и соблюдать заповеди. Обещание дали, и тут же начали его нарушать. В первую очередь из-за того, что не знаем ни одного, ни другого:

    1. Воля Божия – освящение человека.
    2. Через Моисея, для различения греха, даны 10 заповедей.

    Закон Божий (Моисеев) – это первое руководство к познанию себя, что практически все заповеди мы нарушили. Ни одной не исполнили как надо. Многие помнят два слова из закона: не убил, не украл. Считают себя порядочными людьми. Это примитивный подход к исповеди невежественного грешника. Например, убить можно:

    • словом;
    • убивая животных ради развлечения, а не для пищи;
    • дав неверный совет;
    • нарушив технику безопасности;
    • послав на смерть вместо себя другого;
    • сделав аборт, уговаривая на него;
    • издеваясь над слабым;
    • распространяя клевету;
    • не оказав помощь вовремя и т. п.

    Если человек не видит в себе грехов, не исповедуется, не сокрушается о неблаговидных поступках, не причащается, не имеет связи с Богом (молитвы) – он нарушает Его волю. Ибо она заключается в том, чтобы мы освящались, просвещались, творили добрые дела, то есть, стремились к праведности и святости. Все, что не способствует этому, кроме необходимых обязанностей и дел (включая отдых, праздники и пр.), нарушает Его волю .

    По какому плану готовиться к исповеди

    Чтобы ничего не упустить, принято готовиться по определенному плану на выбор. Можно, если некогда, но очень хочется получить прощение, исповедаться за особо мучимый грех: один или несколько. Тут особой подготовки не требуется. Пришли, излили душу, объяснив священнику: в следующий раз подготовитесь должным образом. Что взять за основу:

    1. Десять заповедей.
    2. Девять заповедей блаженства, данные Господом.
    3. Выстроить исповедь можно по 20 пунктам мытарств (блаженной Феодоры), которые проходит душа по смерти.
    4. По типу греха (образец старца Георгия Затворника) и др.

    Чаще используют 10 заповедей, т. н., Моисеевых. Учтите, каждая из них включает множество грехов, поэтому список будет большим. Чтобы с этим разобраться, используйте «Опыт построения исповеди» Иоанна Крестьянкина. Он наш современник, его план лучший помощник. Хорошее руководство «В помощь кающемуся» составил И.Брянчанинов.

    Важное условие: Прежде чем приступите к покаянию (дома), к исповеди (в храме) простите всех, на кого имели обиду. Это необходимо сделать от всей души, без лукавства. Как прощаете других, так и вам отпустит Господь прегрешения ваши и наоборот .

    Стыдно назвать грех священнику

    Бывает, что исповедник стесняется назвать какой-либо грех. Во-первых, запомните, в котором стыдно признаться, требует срочной исповеди. Это голос совести, практически указание Бога, Его призыв: в этом покайся. Господь ждет, а священник, поверьте, забудет и вас, и названый проступок тут же, особенно, если много народу.

    Обычно скрывают вещи, связанные:

    • с изменами;
    • половыми извращениями;
    • похотливыми помыслами и мечтанием;
    • рукоблудием;
    • участием в оргиях, ведением развратного образа жизни.

    Во-вторых, такие грехи имеют многие люди, но не называют на исповеди, чем губят душу. Батюшка, за период службы, наслушался всякого, его не поразите, не смутите, не оттолкнете своим признанием. Скорее всего, священник обрадуется за вас, что набрались смелости, озвучили тяжкий грех. Господь тут же простит, освободит душу. Ангелы на небе возвеселятся. Домой будете лететь как на крыльях.

    К сведению: Господь создал условия, чтобы мы могли принять искупительные дары Его подвига, т. е. преобразиться. Все Таинства, в том числе, Исповедь – это инструмент, соединяющий людей и Бога .

    Чего на исповеди делать не надо

    Исповедь можно обернуть против себя, если отнестись к ней поверхностно с лукавством. Все грехи, даже те, которые точно повторятся, например, курение, надо называть в прошедшем времени, с намерением избавиться. Рано или поздно, названая страсть будет терять власть над человеком. Не нужно:

    • Рассказывать о других, и жаловаться на жизнь.
    • Называть грехи общими фразами: Во всем грешна.
    • Перечислять мелкие прегрешения, в которых приносится покаяние в домашней вечерней молитве ежедневно.
    • Умалчивать о тяжких грехах по причине стыда, нерешительности, из-за нежелания всерьез разбираться в себе.
    • Не надо бояться называть вещи своими именами: блуд, прелюбодеяние, воровство, убийство и пр.

    Откровенная исповедь врачует не только душу, но и физические болезни, искореняет страсти, возвращает мир и спокойствие. Не стыдитесь открывать свои мерзости. И блудницы становятся праведницами, если не возвращаются к прежнему. Не обличим себя здесь – на Страшном суде грехи обличат нас.

    Заключение: Как понять, что грех прощен? Если при воспоминании о нем совесть молчит, на душе сохраняется мир и спокойствие, значит, прощен. Конечно при условии, что у вас не каменное и бесчувственное сердце, находящееся в полной власти врага человека и Бога, т. е., дьявола .

    Пример, сокрушения о грехах

    Господи! Иногда хожу в Дом Твой, желая очистить душу от тяжести греховной. Пытаюсь размотать змеиный клубок, который лежит на сердце, но страшно открыть перед священником нечистоты свои. Пытаюсь замаскировать общими словами сущность грехов, облекаю их в безобидные одежды: как все грешат, так и я, ничем не хуже. Желаю прощения и отпущения, а ложью усугубляю свое падшее положение пытаясь Тебя обмануть.

    • Лень и безразличие связали душу : не молюсь Тебе ни утром, ни вечером. В храме стою, как бездушный манекен: покаяния нет во мне, жду только, чтобы служба закончилась быстрее. Молитв, произносимых в Храме не понимаю. Не стремлюсь узнать значение дней, которым посвящается служение. Редко хожу в церковь, а если постоял там, рассеянно крестясь, повторяя движения за истинными христианами, считаю, что совершил подвиг, сделал одолжение Тебе, Господи. Прости это каменное нечувствие к своему спасению.
    • Нет у меня любви ни к живым, ни к умершим. Поминая их, не пророню ни слезинки, молитва за них холодная, словно райская участь их мне известна. Считаю, что молитвы батюшки достаточно. Нет во мне ни сочувствия к близким (в том числе и родителям), ни желания ради них взять на себя хотя бы малюсенький обет. Считаю, что Господь добрый, спасет всех и так, без усилий и жертвы с моей стороны. Господи, прости.
    • Отвратительный грех Прелюбодеяние . Я уже стар и болен, поэтому развратное прошлое удалилось от меня, но это мытарство мне не пройти. Вся грязь этого греха прилипла ко мне, но сил признаться во всем нет. Думаю, Мария Египетская до ухода в пустыню, была чище, чем я. Каюсь и ненавижу себя за эти гнусные дела. Господи, прости, не погуби меня мерзкого.
    • Гордость и тщеславие мои постоянные спутники. Господь наставлял меня постоянно. Вразумлял, дал возможность познать унижения и оскорбления, чтобы уменьшить спесь моей натуры. Но я так медлителен на исправление, что не могу смириться даже под рукой Господа. Вижу свое падение, но гордость не покидает меня. Господи, помилуй и дай сил стать смиренным христианином, прости за упрямство ослиное.
    • Ложь. Она сопровождает меня повсюду. Ранее даже не замечал, что вру по-поводу и без повода. Я врал из-за страха открытия правды; для получения какой-либо выгоды; просто-так по-привычке; ради тщеславия, чтобы приукрасить личину, которая является моей настоящей сущностью. Ложь – семя дьявольское, разрослось во мне, как огромное дерево, пустило корни. Пагубные слова слетают с языка раньше, чем успеваю их осмыслить. Господи, прости, вразуми, избавь от этой привычки. Научи говорить правду всегда и везде.
    • Осуждение. Господи, с детства помню фразу: Не судите, да не судимы будете. Но никогда не придерживался этого наставления. Осуждаю всех: знакомых, родных, соседей, коллег, власти. С высоты своей гордыни всегда найду изъян в других, но не в себе. Прости, Господи. Помоги избавиться от этого, чтобы видеть только свои грехи, а не судить других. Научи смиренному покаянию и молитве и т. д, и т. п.

    Чтобы не трудиться попусту, примерно так размышляйте о своих грехах. Это покаяние, приносимое Господу, настраивает душу, ведет к очищению, чтобы возненавидеть дела свои, не повторять их то и дело. Имея сокрушение, заметите, как после исповеди не только стало легче, но от многих «забав» плоти сердце начинает отвращаться, дела и отношения налаживаются, болезни уходят.

    У каждого человека наступают тяжёлые моменты в жизни, когда на душе лежит камень невысказанных обид, лжи, отягощения переживаний за определённые поступки, за которые порой становится стыдно и больно. Для того чтобы облегчить душу, и покаяться во всех грехах существует таинство исповеди. Как подготовится к исповеди, какие правила нужно соблюдать и что говорить батюшке, вам подробно расскажет эта статья.

    Исповедаться - означает искренне каяться в своих грехах и стараться больше не нарушать законов Божьих. Перед исповедью необходимо полностью осознать всю тяжесть совершённый грехов, и с верой в душе осознанно прийти к желанию исповедаться. Важно вспомнить все свои грехи, не стыдясь, и не утаивая от священника ничего, в противном случае все невысказанное вами так и останется тяжёлым грузом на душе, с которым придётся дальше жить.

    Перед исповедью нужно попросить прощения у всех, кого бы вы могли обидеть в течение жизни и простить всех обидчиков, встречающихся вам. Не следует распускать сплетни или обсуждать кого-либо, необходимо воздержаться от прочтения легкомысленной литературы (романов, детективов и пр.), и просмотра телевизора.

    Самым лучшим времяпрепровождением будет прочтение библии и другой литературы на духовные темы.

    При подготовке к исповеди и во время нее рекомендуется соблюдать ряд важных условий. Обратите внимание на этот список:

    О чем следует подумать

    При подготовке к исповеди следует использовать специальную литературу, где можно найти подробное разъяснение сути каждого греха. Мы предлагаем вам изучить список грехов на исповеди, образец:

    1. Грехи, совершённые против Господа Бога: отсутствие веры в Бога; признание другой веры; участие в иных религиозных собраниях; обращение к ворожеям, гадалкам, шаманам; создание себе «кумиров». Под «кумирами» могут пониматься любые люди, вещи и все, что человек может ставить превыше Бога.
    2. Грехи против ближних: обсуждение и осуждение людей, клевета и ложь, пренебрежение, прелюбодеяние (измена супругу), беспорядочные половые связи. И также к этой категории относится «гражданский брак», очень распространённый в современном обществе. Даже если супруги расписаны в загсе, но не венчаны, то это считается грехом. Кражи, грабежи, обман людей, с целью получения прибыли тоже считаются большими прегрешениями. Аборт, даже если он сделан по состоянию здоровья, является очень серьёзным грехом.

    Чтобы понять, какие грехи вы совершили, следует обратиться к заповедям, причем понимать их следует не только буквально. Например, «не убий» подразумевает не только физическое убийство, но и убийство словом и даже в мыслях.

    Поведение на исповеди

    Перед тем как исповедаться, необходимо узнать время проведения исповеди в храме. Во многих храмах исповедь проходит по праздникам и воскресеньям, но в больших храмах может быть и в субботу, и в будний день. Чаще всего, большое количество желающих исповедаться приходит во время Великого поста. Но если человек исповедается впервые или после длительного перерыва, лучше всего поговорить со священником и подобрать удобное время для спокойного и открытого покаяния.

    Перед исповедью необходимо выдержать трехдневный пост духовный и телесный: отказаться от половой жизни, не есть продукты животного происхождения, желательно отказаться от развлечений, просмотра телевизора и «сидения» в гаджетах. В это время необходимо читать духовную литературу и молиться. Существуют специальные молитвы перед исповеданием, которые можно найти в Молитвослове или на специализированных сайтах. Можно почитать другую литературу на духовные темы, которую может порекомендовать священник.

    Стоит помнить, что исповедь - это прежде всего покаяние, а не просто душевная беседа со священником. Если у вас есть вопросы, то следует подойти к священнику по окончании Службы и попросить уделить вам время.

    Священник вправе наложить на прихожанина епитимью, если посчитает грехи тяжкими. Это своего рода наказание для искоренения греха и получения скорейшего прощения. Как правило, епитимья - это чтение молитв, пост и служение ближним. Следует воспринимать епитимью не как наказание, а как духовное лекарство.

    Приходить на исповедь нужно в скромной одежде. Мужчины должны одеться в брюки или штаны, и рубашку с длинными рукавами, желательно без изображений на ней. Шапку в церкви следует снимать. Женщины должны одеваться максимально скромно, не допустимы брюки, платья с декольте, обнаженными плечами. Длина юбки - ниже колена. На голове обязательно должен быть платок. Любой макияж, особенно накрашенные губы недопустимы, потому что нужно будет целовать Евангелие и крест.

    Порядок исповеди:

    1. Необходимо дождаться своей очереди на исповедь.
    2. Повернувшись ко всем присутствующим, нужно произнести следующие слова: «Простите меня, грешника». В ответ люди должны сказать: «Бог простит, и мы прощаем».
    3. Склонив голову перед аналоем (высокая подставкой, на которую кладут иконы и книги) нужно перекреститься и поклониться, и после этого можно исповедаться.
    4. Выслушав исповедь, священник читает молитву, отпускающую грехи. После молитвы священник крестит исповедуемого и снимает епитрахиль.
    5. После исповеди необходимо выслушать священника, и перекрестившись три раза и поклонившись, поцеловать крест и книгу Евангелие.

    Таинство причастия

    После исповеди верующий допускается до причастия. как правило, эти два обряда проводятся в разные дни.

    Перед тем как причащаться, следует строго поститься три дня. За неделю до таинства также следует читать акафисты Святым и Богородице. В третий день поста вычитываются Канон Покаянный, Канон Молебны Богородице и Канон Ангелу-хранителю. Необходимо посетить вечернюю службу перед Причастием.

    После полуночи следует воздержаться от еды и воды. По пробуждению читаются утренние молитвы. И также стоит помнить, что подготавливаясь к Причастию, следует не употреблять алкоголь, не курить, не сквернословить и отказаться от выполнения супружеского долга.

    Таинство исповеди, как и таинство причастия являются очень важными событиями в жизни каждого человека. Очищаясь от грехов, исповедующийся становится ближе к Богу. Человек, начинающий становится на путь истинный уже делает большой шаг к очищению души и улучшению жизни. Стоит помнить, что к этим важным событиям следует подходить очень серьёзно и подготовлено. А уже покаявшись и получив прощение, сохранять душу, тело и мысли в чистоте и гармонии.