• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    С тех пор как я начал вести праведный образ жизни, моя жизнь постепенно но уверенно поменялась в положительную сторону, а все задачи и вопросы сильно упростились.

    Что же такое – праведный образ жизни? Всё очень просто, ты живёшь в первую очередь по законам совести. Кроме того ты соблюдаешь все 10 заповедей. И в третьих, ты живёшь в первую очередь для других а не для себя.

    Я уже давно перестал лгать, и отпала необходимость запоминать что и где соврал. Мне не нужно оправдываться за свои поступки, так как я не совершаю ничего дурного. Главным мерилом моих действий является совесть, которая без труда подсказывает, что хорошо а что плохо. Если возникают вопросы, я просто нахожу на них ответы.

    Я благодарен Богу за то что он находит для меня возможность помогать безвозмездно друзьям, близким и незнакомцам. Помогая, я не прошу ничего взамен, так как любое добро автоматически рано или поздно возвращается на круги своя. Я не пью и не курю, не употребляю никаких веществ, уделяю равное внимание своей семье и родителям. Веду здоровый образ жизни и употребляю только здоровую пищу.

    Я никому не навязываю свою точку зрения, однако если кто-то спрашивает у меня совета, то я не могу отказать. Если человек не понимает моих слов, то либо я не умею объяснять, либо он не хочет понять. С тех пор как я начал общаться с Богом, я понял как нужно жить, и такая жизнь приносит свои результаты. Я заметил это по общению с совершенно незнакомыми людьми, так как наше общение происходит в таком ритме, будто бы мы уже были старыми друзьями. Я уважаю каждого, до тех пор пока тот не убедит меня в обратном. Но и в этом случае, не могу осуждать человека, а просто продолжаю общение с другим. Мы все равны перед богом и друг-другом, и если кто-то считает что это не так, рано или поздно убедится в обратном. Жизнь нам всё время подсказывает ответы на любые вопросы, главное правильно их услышать, понять и по возможности принять во внимание.

    Поддержка тела в хорошей физической форме, позволяет мне чувствовать себя живым, активным и здоровым. Это не сложно, главное в этом деле регулярность и сила воли. Ничто не даётся просто так с воздуха, и если ты не прилагаешь усилий ради собственного блага, ты не сможешь получить то что хочешь.
    Любое общение строится на взаимном уважении друг-друга и терпимости к чужим недостаткам. Прежде чем искать соринку в чужом глазу, вытащи бревно из своего. А вытащив, попробуй помочь другому так, чтобы тот не испытывал дискомфорта. Вместо критики, попробуйте найти даже в самом отвратительном человеке хоть одно достоинство и развивайте его. Помните что никакие убеждения в праведном образе жизни не заставят других изменить её, только собственный пример.

    Любите других как самого себя, и тогда ваша жизнь резко улучшится. Перестаньте думать о своих потребностях, умерьте свои соблазны и жажду к удовольствиям и жизнь отблагодарит вас. Любое самоограничение воспитывает силу воли и стойкость духа к любым неприятностям. Дух первичен – материя вторична. Не позволяйте отравлять свою жизнь чрезмерной жаждой к удовлетворению своего эго, учитесь радоватся тому что есть и благодарить Бога за всё. Он уже подарил вам жизнь, а стало быть есть повод для благодарности.

    Любите и уважайте своих родителей, даже в тех случаях когда они не понимают вас, и вы не чувствуете поддержки с их стороны. Возможно в этот момент они нуждаются в вашем участии. Вы моложе, вы сильнее, так и оставайтесь такими. Бог вам в помощь.

    Будьте стойкими к любым проявлениям грубости, хамства и невежества. На любое хамство отвечайте добром и искренностью. Любой вызов и лесть принимайте с одинаковым спокойствием. Любое зло имеет накопительный эффект и отвечая злом на зло, вы тем самым только увеличиваете негатив. А любой негатив рано или поздно находит выход, как неконтролируемая ядерная реакция. Поэтому пыл любой ссоры возможно погасить холодным спокойствием и собранностью. Хам вряд ли захочет оскорбить в лицо того кто его сильнее, поэтому будьте сильными и тем самым вы заранее обезопасите себя от неприятностей.

    Не стоит ждать помощи от других всегда надейтесь только на себя. Тот кто хочет помочь и может это сделать, сделает. Не бойтесь просить, но прося что-то у других не питайте надежд на то что вам ответят положительно. Чаще всего мы разочаровываемся не от отказов, а от своих ложных надежд. Всё что не делается, делается к лучшему.

    Содержите ваш дом и мысли и слова в чистоте. Бранные слова словно мусор во дворе дома. И любому приятнее ходить там где чище, поэтому своими словами вы демонстрируете чистоту помыслов.

    Праведный образ жизни это трудный путь, но любой путь труден только в начале с непривычки. Если не сворачивать с него, ты увидишь как это легко, и как просто меняется твоя жизнь в положительную сторону.
    Праведный путь это путь развития и постоянной работы над собой. Любое дело по плечу если в душе отсутствует страх и сомнение. Тот кто говорит я не могу обманывает в первую очередь самого себя, ведь рядом всегда найдётся пример того кто может, и делает это легко. Отсутствие желания учится и силы воли делает нас слабыми, а равнодушие и страх парализуют.

    Бог дал нам возможность самим делать выбор своего пути, а это самая лучшая тактика с позиции всесильного. Так что выбор у вас есть, и никогда не поздно повернуть в другую сторону.

    Да хранит вас Бог
    Ваш друг, мистер Вихлюн

    Православная церковь называет праведными или праведниками одну из категорий святых. К ней относят, например, Иоакима и Анну, а из русских святых – Иоанна Кронштадтского. Эти люди не страдали и не погибали за веру, не проповедовали христианское вероучение среди языческих народов, не удалялись от мира ради монашеского служения. Они жили в миру, как живут миллионы людей, многие из них даже имели семьи. Тем не менее, их считают святыми, поскольку в миру, среди обычных людей и житейских дел они вели такую жизнь, какой требует от человека Бог. Пример таких святых наглядно показывает, что это возможно.

    Конечно, святость – идеал, которого лишь немногие люди могут достичь. Но стремиться к такому идеалу можно и нужно.

    Человек глазами Бога

    В психологии существует понятие – референтное лицо. Так человек, являющийся значимым для данной личности. На него личность ориентируется в своих поступках. Бывает так, что все достижения, которыми так гордится человек, разом меркнут в его глазах, если их не одобряет, например, отец. И не обязательно такое неодобрение должно быть высказано вслух, достаточно бывает подумать: «Отец бы этого не одобрил». Можно сказать, что по референтным лицам человек «проверяет себя».

    Для главным референтным лицом должен стать Бог. Именно с этого начинался путь к праведной жизни даже у тех, кого сегодня чтят как святых. Например, св. Ефрем Сирин был человеком вспыльчивым часто затевал ссоры, совершал легкомысленные поступки, в конечном итоге он попал по ложному обвинению в краже. И тогдаон во сне услышал : «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее». Увидев свою прежнюю жизнь глазами Бога, этот человек уже не смог жить по-старому.

    Духовные основы праведной жизни

    Рассматривая свою жизнь с точки зрения Бога, человеку необходимо помнить о главных заповедях, данных Им. Таких заповедей всего две, а все остальные лишь уточняют и конкретизируют их содержание. Обе заповеди приведены в Евангелии от Матфея: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

    При всей своей внешней простоте оба требования весьма многозначны. Любить Бога – и любить и беречь мир, который Он создал, и видеть Его творение и образ в каждом человеке, даже в самом порочном. Любить ближнего – это не только заботиться о ком-то, делать добрые дела, это значит еще и снисходительно относиться к чужим недостаткам и ошибкам, как люди обычно относятся к своим.

    Еще одно качество, отличающее истинного праведника – это самокритичность. Стоит обратить внимание, как говорили о себе в молитвах: «Я грешный», «Я окаянный» и т.п. Эти люди видели свои пороки, а значит, прилагали усилия к избавлению от них.

    Можно сказать, что жить праведно – это значит жить так, чтобы те, кто рядом, чувствовали себя, как в раю. Это нелегко, но, как показывает святых, возможно.

    Праведность как качество личности – способность любить Бога, руководствоваться Его законами, проявлять благочестивые, добродетельные качества, указанные Богом.

    Учеников удивляло, что Учитель, который живёт подчёркнуто скромно, нимало между тем не осуждает своих богатых последователей. - Не многим это удаётся, но праведность и богатство можно совместить, - сказал он однажды. - Каким образом? - недоумевали ученики. - Если деньги влияют на душу не больше, чем тень вон того бамбука - на двор. Ученики повернулись и увидели, как тень бамбука подметает двор, не всколыхнув ни единой пылинки.

    Праведность – правденая жизнь. Праведность есть торжество благочестия. Праведность — это когда смотришь на свои поступки глазами Бога.

    О праведности предельно четко и ясно сказано Всевышним:

    — Всевышний сказал: Душу с праведным и боголюбивым нравом можно отличить по таким качествам, как бесстрашие, великодушие, понимание своей истинной природы, милосердие, умение владеть чувствами, жертвенность, знание священных писаний, честность, не привязанность в быту, умение не причинять боль другим, не привязанность к мирскому и суетному, уравновешенность, самообладание, способность не гневаться и не искать недостатков в других, сострадание, щедрость, мягкость в общении, скромность, способность не поддаваться соблазнам, непреклонность в достижении намеченной цели, умение прощать, терпение, чистота, отсутствие зависти и высокого самомнения.

    Те же, кто имеет порочный нрав немилосердны, легко впадают в гнев, склонны к безрассудным поступкам, жадны и высокомерны. Праведные качества ведут к свободе, а порочные – к рабству… Этот мир населяют два вида существ – праведные и порочные. Я описал тебе качества праведных, теперь расскажу подробнее о порочных. В повседневной жизни они не руководствуются законами Всевышнего. Им не свойственны чистота, порядочность и правдивость. Они говорят, что вселенная возникла из ничего, что у нее нет сознательной причины, а жизнь появляется на свет от совокупления.

    Придерживаясь этих взглядов, порочные и безбожные существа лишают себя возможности видеть вещи в истинном свете и не понимают, что они частицы вечного сознания. Их цель завладеть призрачным миром, но стремясь к власти над ним, они уничтожают все вокруг. Совершая отвратительные поступки, они идут к погибели. Потакая ненасытному вожделению, в погоне за телесными удовольствиями, безбожники ведут омерзительную жизнь. При этом они гордятся собой и ставят себя в пример другим. Уверенные, что цель жизни получить как можно больше удовольствий, они до последнего вздоха мучаются страхами и тревогами. Ненасытные в похоти, они пытаются увеличить свои богатства любыми путями, а когда не получают желаемого, впадают в гнев.

    Ради телесных удовольствий, они готовы совершать самые омерзительные поступки. Безбожные по природе люди рассуждают: Сегодня я достиг, чего хотел и завтра достигну, чего захочу. Все это – мое богатство и в будущем его станет еще больше. Сегодня я уничтожил этого врага, а завтра уничтожу остальных. Я возьму от жизни все. Мир создан для моего удовольствия, и я добьюсь всего, чего хочу. Я самый могущественный и счастлив этим. Никто не может сравниться со мной богатством и величием. Я буду жертвовать часть своего имущества бедным, помогать нуждающимся и от этого буду чувствовать себя еще лучше.

    В невежестве нечестивцы соблазняются бренным и страдают, когда теряют бренное. В погоне за сиюминутными удовольствиями, они прокладывают себе дорогу в ад. Самодовольные и уверенные в своей безнаказанности, ослепленные роскошью и властью, безбожники желают показать другим свою набожность и совершают жертвоприношения, которые не упомянуты в священных писаниях. В погоне за властью они впадают в безумие и причиняют страдания другим. Влюбленные в себя, охваченные то похотью, то гневом, они доходят до того, что презирают Всевышнего, который живет внутри них, и поносят святых, которые очень дороги Всевышнему.

    Поскольку безбожники завистливы, жестоки и причиняют боль другим, Я низвергаю их в омерзительные формы жизни, где они имеют возможность забыть обо Мне. Так они опускаются все ниже и ниже, до примитивного существования. Только тот, кто освободился от жадности, похоти и гнева способен понять, о чем говорят писания, на основе этого знания, действовать ради собственного блага и достичь цели жизни. Но выбор всегда за тобой – следовать заповедям или нет. Если решишь следовать, знай, главная заповедь – предаться воле Всевышнего. Поняв это, ты поймешь смысл любого вероучения и сможешь следовать ему.

    Петр Ковалев

    Может ли меняться обряд? Казалось бы, вопрос этот звучит несколько странно. Всякий, кто хотя бы поверхностно знаком с жизнью Церкви, знает, что на протяжении ее 2000-летней истории внешняя сторона ее жизни, а именно это мы понимаем под обрядом в широком смысле слова, менялась постоянно. В этом нет ничего удивительного. Ведь мы говорим о жизни Церкви. А одно из главных свойств жизни, то, что отличает живое от мертвого, – способность меняться.

    Даже если мы посмотрим на один из самых консервативных институтов человеческого общества, на армию, жизнь которой предельно регламентирована, где всё строго по уставу, шаг вправо, шаг влево – гауптвахта, – даже здесь мы увидим, как на протяжении столетий меняется и устав, и форма, и обычаи. Но есть нечто, что не должно быть подвержено изменениям, иначе армия перестанет быть армией, а превратится в банду разбойников. Предельно кратко это выражено в известных словах из неписаного «Кодекса чести» русского офицера: «Душа Богу, жизнь отечеству, честь никому».

    Так вот и в Церкви есть то, что может меняться, развиваться, отмирать, или может появляться что-то новое (богослужебный устав, те или иные чинопоследования, стили иконописи или церковных песнопений, канонические постановления, богословские концепции и так далее), – и то, что неизменно (Священное Писание, Символ веры, нравственное и догматическое учение).

    Историк Церкви или специалист по литургическому богословию подробно и аргументированно может проиллюстрировать эту мысль. Я думаю, что совсем не сложно найти такого рода литературу, меня же больше интересует, почему и сегодня сам этот вопрос не просто возможен, а достаточно актуален? Почему и сегодня есть те, кто буквально обожествляет обряд?

    Магизм не исчез в глубине веков

    Первое, что необходимо в связи с этим сделать, это назвать вещи своими именами – обрядоверие есть грех. Вот как об этом сказано в одной из брошюрок с характерным названием: «Перечень основных грехов с объяснением их духовного смысла» издания Сретенского монастыря:

    «ОБРЯДОВЕРИЕ. Приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и цели – эти пороки объединяются под именем обрядоверия.

    Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без учета их внутреннего духовного смысла, свидетельствует об ущербности веры и снижении благоговения перед Богом, забвении того, что христианин должен служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7:6).

    Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания в Благую Весть Христову, а Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6)».

    Сказано очень точно и правильно, и всё же попробуем понять, что стоит за этим грехом?

    Вспоминается известная строчка из раннего Бродского: «Неверье – слепота, а чаще – свинство». Обрядоверие, конечно же, не неверие, и всё же иногда за такого рода установкой стоит то, что можно было бы назвать не совсем красивым словом – свинство.

    Кто такие свиньи? Свинья интересуется только тем, что может наполнить ее чрево. Условно говоря, дуб ей любезен только постольку, поскольку с него падают желуди, и вопрос, который по-настоящему ее заботит – как сделать так, чтобы желуди не кончались. Если немного отойти от этого образа и обратиться к истории религии, а обрядоверие, несомненно, очень древняя практика, мы увидим, что в основе такого рода установки лежит магизм.

    Протоиерей Александр Мень, который написал замечательную книгу о зарождении магического мироощущения и противостоянии веры и магизма – «Магизм и единобожие», прекрасно понимал, что магизм, хотя и появился тысячелетия назад, не исчез в глубине веков. На одной из своих публичных лекций он говорил:

    «В основе современного, а на самом деле старого как мир магизма лежит стремление достичь земных благ, сделать окружающий мир предсказуемым, управляемым, подвластным воле человека. Порою, не вникая в подлинный смысл ритуальных действий, их совершают совершенно автоматически. Особенно печально, когда «возвращение к вере», о котором сегодня так пылко говорят, на самом деле оказывается возвращением к обрядоверию.

    Разве для наших нуворишей освящение офисов и фирм – не магический обряд, призванный оградить от взрывных устройств и прочих неприятностей? Разве венчание невоцерковленных молодых людей или крещение младенцев неверующими родителями – не суеверная «подстраховка»? А бесчисленные свечи у икон, которые щедро ставят люди, забежавшие в церковь мимоходом, чтобы «помочь» кому-то из родных избавиться от болезни? Такие действия людей, пренебрегающих молитвой, исповедью и Евхаристией, – не что иное, как магизм, слепая вера в могущество ритуала».

    Агрессивная несменяемость

    И всё же, как мне кажется, было бы крайне поверхностно сводить феномен обрядоверия исключительно к магическому мироощущению, за которым стоит свинство или, что чаще, слепота. Несомненно, таких людей среди нас, в наших храмах не мало, и понятно, что именно они так нуждаются в проповеди Благой Вести Христовой, в том, чтобы мы познакомили их не только с буквой, но и с духом Нового Завета, а не устраивали из наших храмов комбинаты по оказанию религиозных услуг.

    Но ведь есть и другая категория людей, которых язык не повернется назвать обрядоверами, людей глубоко верующих и воцерковленных, но которые крайне болезненно реагируют на любые, даже совсем незначительные, изменения форм внешнего благочестия. Они, несомненно, знакомы не только с буквой, но и с духом Писания. Конечно же, они хорошо знают беседу Спасителя с самарянкой, где Он говорит такие важные для нашего разговора слова: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21-24). И всё же они, иногда крайне агрессивно, отстаивают неизменность тех внешних форм жизни Церкви, которые сложились на данный момент.

    Мне думается, для того, чтобы понять таких людей, нам стоит обратиться к самому драматическому периоду истории нашей Церкви. Я имею в виду раскол XVII века. И не только потому, что в сознании многих этот раскол связан именно с обрядом, а именно потому, что главное в нем было другое. Как писал в своем фундаментальном труде «Пути русского богословия» протоиерей Георгий Флоровский: «И совсем не “обряд”, но “Антихрист” есть тема и тайна русского Раскола. Раскол можно назвать социально-апокалиптической утопией…

    Весь смысл и весь пафос первого раскольничьего сопротивления не в “слепой” привязанности к отдельным обрядовым или бытовым “мелочам”. Но именно в этой основной апокалиптической догадке. “Время близ есть…”»

    Эта эсхатологическая перспектива, несомненно, позволяет совсем по-другому, не так поверхностно взглянуть на во многом судьбоносные события XVII века как для нашей Церкви, так и для нашего государства. Но в контексте нашего вопроса я бы обратил внимание на другие слова протоиерея Г. Флоровского из его книги: «Розанов однажды сказал: “Типикон спасения, – вот тайна раскола, нерв его жизни, его мучительная жажда…”

    Не следует ли сказать скорее: спасение, как типикон…

    И не в том смысле только, что книга “Типикон” необходима и нужна для спасения. Но именно так: спасение и есть типикон, т. е. священный ритм и уклад, чин или обряд, ритуал жизни, видимое благообразие и благостояние быта…» И здесь во многом отец Георгий следует в русле размышлений о старообрядчестве своего старшего современника, последнего обер-прокурора Синода и замечательного историка Церкви, А.В. Карташева, который в своей небольшой статье 1924 г. «Смысл старообрядчества» подверг критике довольно устоявшийся в русской исторической науке несколько снисходительный взгляд на старообрядчество.

    Старообрядчество – это не просто невежество, достойное сожаления, связанное, как считал историк Е. Голубинский, со «смешением обряда с догматом», и не секта, по мысли В. Ключевского, «выросшая из потемнения религиозного сознания и замирания религиозного чувства», это явление несколько другого порядка, и причем, как считал Карташев, исключительно русский феномен.

    «Факт тот, что русский народ увидел в христианстве откровение о пришествии на землю и «создании силою церковного благочестия вместо этого грешного, нечистого мира другого, сплошь святого, ритуально-святого, то есть материально-святого, Иерусалима-Китежа, где вся жизнь была бы по благочинию, благообразию, благолепию, благосветлости, благоуханию, как бы сплошным богослужением в обширном граде-храме. Русская civitas Dei, райское бытие, со всей полнотой жизненного разнообразия, но кроме греха!

    В поисках такого святого града русский народ потянулся к монастырям и благолепным, сплошь украшенным небесными ликами и цветами храмам и до сих пор не перестает выделять из своей среды разведчиков-странников, объезжающих моря и земли в надежде найти наконец осязательно воплощенной свою благочестивую мечту. Как прообраз и предвосхищение этой праведной жизни русский народ любит ритуально-церковный быт и быт домашний и общественный в их церковном виде.

    Он любовно хранит всё, что в горниле благодатного церковного культа как бы перерабатывается из земного и тленного в чистое и святое. Он ухватывается за освященные предметы как за залог и начало чаемой нетленной жизни, в плоти преображенной, как бы за кристаллы нового космоса, Иерусалима, сходящего свыше. Вот почему все святыни церковные и чины, и обряды богослужения русский человек ощущает как уже раз избранные и освященные сосуды благодати Божией, в их священности неприкосновенные, от благодати через канал, проливаемой в душу, ставшие «нерукотворными», безразлично, из ценного или простого они материала, золоченые они или лыковые, ученые они или неученые, грамотные или неграмотные».

    Я не случайно привел достаточно пространную цитату из статьи А.В. Карташева, так как из этих слов видно, что тема эта (отношение к обряду, внешним формам благочестия, их неизменности или изменяемости) более сложная, чем кажется на первый взгляд. И я вижу особую мудрость Церкви в том, что эти вопросы не решаются впопыхах, в угоду геополитическим представлениям (как это и было во многом у патриарха Никона и царя Алексея Михайловича), сиюминутным настроениям времени или интересам тех или иных групп.

    Многообразие форм

    И всё же вопросы эти надо решать. Не спеша, вдумчиво, молитвенно, согласованно. Как это было на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., на котором были поставлены вопросы и о богослужебном и приходском уставах, и о языке богослужения, и о выборности духовенства, и многое другое, что должно было обновить жизнь Церкви. К сожалению, работа Собора была насильственно остановлена, многие начинания затем были скомпрометированы, и надолго, иудами-обновленцами. И долгое время православные в России не могли и мечтать, чтобы вернуться к трудам этого Собора. Но сейчас, слава Богу, время другое, и кто нам мешает?

    Собственно, многое и делается. На глазах меняется отношение к исповеди и причастию. Я хорошо помню, как меня не допускал на исповеди к причастию маститый московский протоиерей, только на том основании, что я последний раз причащался неделю назад. Или как на Пасху священник выносил Чашу и разворачивался, нес ее обратно в алтарь, так как на Пасху причащать было не принято.

    Сейчас, очевидно, таких вещей становится меньше. Во многих храмах стоят микрофоны, которые делают богослужение более понятным и доступным для прихожан, позволяя им слышать не только возгласы священника и пение хора, но и те молитвы, так называемые тайные, которые священник произносит в алтаре.

    Кстати, очень хорошо помню, как в начале 90-х митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий говорил мне в частной беседе: «Многие думают, что эти молитвы называются тайными, потому что они не для всех, на самом деле это название восходит к слову таинство ».

    Я думаю, что и проблема с богослужебным языком, которая достаточно бурно обсуждалась лет двадцать назад, требует продолжения осмысления.

    Церковь – это собрание верующих во Христа. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), а мы, верующие в Него, разные. И этого не изменить, если мы не хотим превратить Церковь в секту. И у нас разные взгляды на многие вопросы, на многие стороны жизни Церкви, в частности и на ту тему, о которой у нас идет речь. В самом начале нашего разговора я упомянул армию как пример консервативности. В армии всё подчинено единообразию, и в этом есть свой практический смысл. Должно ли так быть в Церкви? Могут ли у нас на приходах быть разные богослужебные практики?

    Мне приходилось, бывая за границей, заходить в разные православные храмы. И ночная литургия в старинном греческом монастыре на Афоне несколько отличается от службы на современном французском в Париже или английском в Лондоне, а служба в Свято-Юрьевском монастыре Великого Новгорода несколько отличается от литургии в Троице-Сергиевской лавре. И если говорить про меня, то мне нравится это многообразие.

    Ведь в главном мы едины, но это главное мы неизбежно будем воплощать в своей жизни по-разному. И на этом пути нам необходимо научиться понимать и принимать друг друга.

    Как сказал на одной встрече со своими прихожанами протоиерей Александр Мень: «Многоразличны пути Божии… спорить бесполезно… каждый должен трудиться… рассудит всех Бог».

    Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу [email protected].

    куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывал взрывами и не сжигало адовым огнем.

    Вот текст: Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городке. Это был первый

    Иностранный город, который я видел в своей жизни. Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. Над городом мрачно стоял купол пожара. На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или минометный налет, нудили в высоте самолеты. Днем мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. И только пожары укрыть не могла. Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. От дома этого при бомбежке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощекими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. Глупый был. Малый был. Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно. Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слез, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. Все-все обнажилось, ео всего сорваны одежды, все вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнем.

    написании. И конечно же соблюдая его.(Можете не писать в формате письма, а просто расскрытую тему как вы провели лето(дача).